Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 06.06.2008 № 382-ра

  



                  АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                     от 06 июня 2008 г. № 382-ра
                          г. Южно-Сахалинск


         О Концепции долгосрочной областной целевой программы
"Пожарная безопасность образовательных учреждений Сахалинской области
                         на 2009 - 2011 годы"

      (В редакции Распоряжения Администрации Сахалинской области
                      от 23.12.2008 г. N 941-ра)



     В соответствии с постановлением администрации Сахалинской области
от 29 июня 2007 года №  129-па  "О  порядке  разработки  и  реализации
областных и межрегиональных целевых программ"
     1. Утвердить  заключение   к   проекту   концепции   долгосрочной
областной  целевой  программы  "Пожарная  безопасность образовательных
учреждений Сахалинской области на 2009 - 2010 годы" (прилагается).
   2.  Утвердить  Концепцию  долгосрочной  областной целевой программы
"Пожарная  безопасность образовательных учреждений Сахалинской области
на 2009 - 2011 годы" (прилагается). (В      редакции      Распоряжения
Администрации Сахалинской области от 23.12.2008 г. N 941-ра)
   3.   Департаменту  образования  Сахалинской  области  (Е.А.Сафонов)
осуществить   разработку   долгосрочной  областной  целевой  программы
"Пожарная  безопасность образовательных учреждений Сахалинской области
на 2009 - 2011 годы". (В     редакции    Распоряжения    Администрации
Сахалинской области от 23.12.2008 г. N 941-ра)
     4. Опубликовать  настоящее  распоряжение  в  газете   "Губернские
ведомости".
     5. Контроль   за   выполнением    распоряжения    возложить    на
вице-губернатора Сахалинской области А.С. Кислицина.


     Исполняющий обязанности губернатора
     Сахалинской области                                 С.П. Вильямов



                                                    УТВЕРЖДЕНО

                                          распоряжением администрации
                                              Сахалинской области
                                           от 06 июня 2008 г № 382-ра


                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ
              к проекту концепции долгосрочной областной 
               целевой программы "Пожарная безопасность 
            образовательных учреждений Сахалинской области 
                         на 2009 - 2010 годы"

     Представленный к  рассмотрению  проект  концепции   соответствует
требованиям,  предусмотренным постановлением администрации Сахалинской
области от 29.06.2007 № 129-па  "О  порядке  разработки  и  реализации
областных  и  межрегиональных  целевых  программ",  и  рекомендован  к
утверждению администрацией Сахалинской области.
     
     
     Вице-губернатор, начальник главного
     финансового управления
     Сахалинской области                                 Н.М. Новикова


     Исполняющий обязанности
     председателя комитета экономики
     Сахалинской области                                 С.А. Карпенко



                                                    УТВЕРЖДЕНА

                                          распоряжением администрации
                                             Сахалинской области
                                          от 06 июня 2008 г. № 382-ра


                              КОНЦЕПЦИЯ
               долгосрочной областной целевой программы
          "Пожарная безопасность образовательных учреждений
               Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"

      (В редакции Распоряжения Администрации Сахалинской области
                      от 23.12.2008 г. N 941-ра)



     1. Обоснование    соответствия   проблемы   и   целей   Программы
приоритетным  задачам  социально-экономического  развития  Сахалинской
области.
     Обеспечение необходимого     уровня     пожарной     безопасности
образовательных  учреждений  и  минимизация  потерь вследствие пожаров
является важным фактором устойчивого социально-экономического развития
Сахалинской области.
     В учреждениях  образования  Сахалинской  области  в   2007   году
произошло   2  случая  возникновения  пожаров,  в  результате  которых
материальный ущерб составил более  11,6  тысяч  рублей,  в  2006  году
случаев пожара не было,  в 2005 году - 8 случаев пожара и материальный
ущерб составил 103,5 тысячи рублей.
     Частота пожаров,  прежде  всего,  отражает общий уровень пожарной
безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий,
деятельность   надзорных   органов  и  мер,  предпринимаемых  органами
управления  в  сфере  образования  и  руководителями   образовательных
учреждений.
     Администрацией Сахалинской   области    и    органами    местного
самоуправления  в  рамках  своих  полномочий  осуществляются  меры  по
обеспечению пожарной безопасности.
     Анализ мер  по  обеспечению  пожарной  безопасности в учреждениях
образования  в  целом  свидетельствует  о  недостаточном   обеспечении
объектов  образования системами автоматической пожарной сигнализации и
оповещения,  управления эвакуацией при пожаре.  Так, к концу 2008 года
из  172  общеобразовательных школ Сахалинской области,  135 дошкольных
образовательных учреждений,  39 учреждений дополнительного образования
детей,  7  детских  домов и 11 учреждений начального профессионального
образования в установке систем автоматической пожарной сигнализации  и
оповещения  и  управления эвакуацией при пожаре (далее - АПС и ОиУЭпП)
нуждается 180 учреждений  образования.  Недостаточное  информационное,
техническое и технологическое обеспечение норм пожарной безопасности в
учреждениях образования Сахалинской области  не  позволяет  обеспечить
устойчивое  снижение основных показателей риска пожаров для населения,
территорий и конкретных объектов образования.
     Учреждения образования  как  критически важные объекты Российской
Федерации   требуют   особого   внимания   по   обеспечению   пожарной
безопасности.
     Важнейший показатель эффективности  действий  пожарной  охраны  -
время  оперативного  реагирования (с момента сообщения о пожаре до его
ликвидации).  Своевременное  реагирование  непосредственно  влияет  на
последствия пожара (сокращение числа погибших,  пострадавших,  а также
уменьшение материального ущерба).
     Как показывают  исследования,  в  среднем по Российской Федерации
для снижения гибели людей при пожарах примерно на 4 тыс. человек в год
необходимо  сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время
следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время.
     Сокращение времени  локализации  и  ликвидации пожара на 1 минуту
позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на
1 квадратный метр.
     Основными направлениями   деятельности    обеспечения    пожарной
безопасности являются:
     - качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности
населения,   территорий   и  критически  важных  объектов  (учреждений
образования) Сахалинской области;
     - повышение   эффективности   мероприятий  по  минимизации  риска
пожаров, угроз жизни и здоровья.
     Основными направлениями  деятельности,  которые  могут обеспечить
уменьшение  рисков  пожаров  в  учреждениях  образования   Сахалинской
области, являются:
     - оптимизация  финансовых   средств   администрации   Сахалинской
области,   направляемых   на  решение  проблем  пожарной  безопасности
образовательных учреждений;
     - разработка  и  внедрение новых инновационных технологий в сфере
обнаружения пожаров и оповещения о пожаре,  а также создания  способов
спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
     - реализация в приоритетном порядке  мероприятий  по  обеспечению
пожарной безопасности образовательных учреждений.
     Концепция долгосрочной  областной  целевой  программы   "Пожарная
безопасность  в  учреждениях образования Сахалинской области на 2009 -
2010 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии  с  порядком
разработки  и реализации областных и межрегиональных целевых программ,
утвержденным постановлением администрации Сахалинской  области  от  29
июня 2007 года № 129-па "О порядке разработки и реализации областных и
межрегиональных целевых программ".

           2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом
     
     В настоящее   время  мероприятия  в  сфере  обеспечения  пожарной
безопасности финансируются в основном за счет средств,  выделяемых  из
областного бюджета на реализацию областной целевой программы "Пожарная
безопасность образовательных учреждений Сахалинской области на 2006  -
2008  годы",  и  средств  бюджетов  муниципальных  районов и городских
округов Сахалинской  области  на  текущие  расходы.  Решение  проблемы
требует  применения организационных,  финансовых методов,  координации
усилий и  концентрации  ресурсов  Сахалинской  области,  и  построения
единой   системы   управления  пожарной  безопасностью  в  учреждениях
образования региона.  Рассматриваемую  проблему  обеспечения  пожарной
безопасности  в  области  невозможно  решить  в  кратчайшие  сроки без
государственной поддержки.
     С учетом существующего уровня риска пожаров в Сахалинской области
эффективное обеспечение пожарной безопасности  учреждений  образования
может  быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет
средств  бюджетов   всех   уровней,   направляемых   на   развитие   и
совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
     Для решения  рассматриваемой  проблемы  требуется  принципиальная
новизна  и  высокая эффективность технических,  организационных и иных
мероприятий,   необходимых   для   широкомасштабного   распространения
прогрессивных   научно-технических   достижений   в   сфере   пожарной
безопасности  и  повышения  на  этой  основе   эффективности   системы
обеспечения    пожарной   безопасности   в   учреждениях   образования
Сахалинской области.
     Департаментом образования  Сахалинской  области  проведен  анализ
ежегодных финансовых затрат на  обеспечение  пожарной  безопасности  в
учреждениях  образования и проводимых мероприятий,  на основе которого
обоснована потребность в финансовых средствах.
     В настоящее  время  в  11  муниципальных образованиях Сахалинской
области  разработаны  целевые  программы  по   пожарной   безопасности
учреждений образования, а в 8 программы разрабатываются.
     Анализ целевых  программ  Сахалинской  области  и   муниципальных
районов и городских округов показал следующее:
     - администрация Сахалинской  области,  муниципальные  образования
выделяют    значительные    финансовые    средства    на   мероприятия
противопожарной безопасности,  включающие оснащение системами пожарной
безопасности  и  системами  пожарной  сигнализации общеобразовательных
учреждений, проведение превентивных мероприятий;
     - несмотря на однородную структуру расходов, реализуемых в рамках
программ,  мероприятия  не  скоординированы,  представлены  в   других
программах,  имеющих  иную  целевую  направленность  и  функциональное
предназначение,   не   связаны   с   планами   развития    федеральной
противопожарной службы и другими видами пожарной охраны.
     В соответствии со статьей 18 Федерального закона  от  21  декабря
1994  года  №  69-ФЗ  "О  пожарной безопасности" к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пожарной
безопасности относятся:
     - нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
     - организация    выполнения    и   осуществление   мер   пожарной
безопасности;
     - разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в
части расходов на пожарную безопасность,  в том  числе  на  содержание
пожарной охраны;
     - организация обучения населения мерам пожарной  безопасности,  а
также информирование населения о мерах пожарной безопасности;
     - разработка,    организация    выполнения    и    финансирование
региональных целевых программ;
     - осуществление  в  пределах   их   компетенции   социального   и
экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том
числе производства и закупок пожарно-технической  продукции,  а  также
участия населения в борьбе с пожарами;
     - осуществление мер  по  правовой  и  социальной  защите  личного
состава пожарной охраны,  находящейся в ведении органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, и членов их семей;
     - создание,  реорганизация  и  ликвидация  органов  управления  и
подразделений пожарной охраны,  содержащихся за счет средств  бюджетов
субъектов Российской Федерации;
     - организация    тушения    пожаров    силами     Государственной
противопожарной  службы  (за  исключением  лесных  пожаров,  пожаров в
закрытых административно-территориальных  образованиях,  на  объектах,
входящих  в  утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень
объектов,  критически важных  для  национальной  безопасности  страны,
других  особо  важных  пожароопасных  объектов,  особо ценных объектов
культурного  наследия  народов  Российской  Федерации,  а  также   при
проведении  мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением
людей);
     - утверждение  перечня  организаций,  в  которых  в  обязательном
порядке  создается  пожарная  охрана,  содержащаяся  за  счет  средств
субъектов Российской Федерации;
     - оперативное управление подразделениями территориального  органа
федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного на решение
задач  в  области  пожарной  безопасности,  осуществляемое  в  порядке
делегирования полномочий без предоставления субвенций.
     С учетом передачи полномочий по  тушению  пожаров  на  территории
Российской  Федерации  федеральной  противопожарной  службе  и с целью
придания системности и скоординированности деятельности  администрации
Сахалинской  области  и  учреждений образования по вопросу обеспечения
пожарной  безопасности   необходимо   применение   программно-целевого
метода.
     Применение программно-целевого   метода    позволит    обеспечить
комплексное  урегулирование  наиболее  острых  и проблемных вопросов и
системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на
основе:
     - определения целей,  задач,  состава и структуры  мероприятий  и
запланированных результатов;
     - концентрации    ресурсов     по     реализации     мероприятий,
соответствующих  приоритетным  целям  и  задачам  в  сфере обеспечения
пожарной безопасности;
     - повышения  эффективности  государственного  управления  в сфере
обеспечения пожарной безопасности образовательных учреждений;
     - повышения   результативности  государственных  и  муниципальных
инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
     Дополнительные эффекты  от  применения программно-целевого метода
будут достигнуты за счет:
     - координации  действий  по  поддержанию в необходимой готовности
сил и средств реагирования на пожары;
     - реализации  комплекса  практических  мер,  исключающих  причины
возникновения пожаров;
     - обеспечения   оперативного   реагирования   на   пожары   путем
оптимизации размещения сил и средств.
     
     3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной 
          ситуации в рассматриваемой сфере без использования 
                      программно-целевого метода
     
     Инерционный сценарий  развития   системы   обеспечения   пожарной
безопасности предполагает:
     - обеспечение всех учреждений образования Сахалинской  области  к
2011 году системами АПС и ОиУЭпП;
     - информационное обеспечение участников образовательного процесса
по вопросам пожарной безопасности.
     При таком варианте решения проблемы невозможно в  короткое  время
создать эффективные механизмы, обеспечивающие высокий уровень пожарной
безопасности в учреждениях образования Сахалинской области.
     Уровень риска  пожаров  в  Российской Федерации будет возрастать,
количество пожаров к  2012  году  достигнет  260  тыс.  в  год,  число
погибших за год прогнозируется на уровне 19 тыс.  человек,  получивших
травмы при пожаре более 15 тыс. человек.
     Сохранится тенденция роста ущербов от пожаров.
     Так, материальный ущерб от пожаров в 2006 году составил более  90
млрд.  рублей. Без принятия мер по обеспечению пожарной безопасности в
стране прогнозируемый к 2012 году материальный ущерб  может  составить
более 100 млрд.  рублей. Эти величины ущерба окажут негативное влияние
на развитие экономики страны и Сахалинской области в частности.
     При таком  подходе  основными недостатками в обеспечении пожарной
безопасности без использования программно-целевого метода  по-прежнему
будут являться:
     - отсутствие  единой   системы   планирования   и   использования
инвестиций на цели пожарной безопасности;
     - отсутствие системного  планирования  действий  и  использования
ресурсов развития систем пожарной безопасности;
     - длительный  период,  необходимый  для  достижения   приемлемого
уровня рисков пожаров.
     При этом неурегулированными остаются вопросы  межведомственной  и
межрегиональной координации в сфере обеспечения пожарной безопасности.

      4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ 
    и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
     
     Использование программно-целевых механизмов в  сфере  обеспечения
пожарной   безопасности  учреждений  образования  Сахалинской  области
предполагается по следующим направлениям:
     - снижение  риска пожаров до экономически и социально приемлемого
уровня по направлениям,  не обеспеченным действенными законодательными
и управленческими механизмами, а также необходимыми ресурсами;
     - создание    механизмов    стратегического    планирования     и
межведомственной   координации   по   вопросам   обеспечения  пожарной
безопасности.
     К задачам первого направления относятся следующие:
     - защищенность объектов образования, включая удаленные и сельские
местности;
     - модернизация действующих и  развертывание  принципиально  новых
систем   обеспечения   пожарной  безопасности,  создание  условий  для
продвижения  современных  технологий  в  сфере  обеспечения   пожарной
безопасности.
     Реализация этой  группы   задач   требует   использования   новых
технических и организационных решений,  обеспечивающих высокий уровень
эффективности действий по предотвращению  возникновения  пожароопасной
ситуации,  локализации возникших очагов возгорания,  заблаговременному
оповещению  участников  образовательного  процесса  о  пожаре   и   их
организованному выводу из пожароопасной зоны.
     На объектах  образования   требуется   разработать,   создать   и
установить новые современные технические системы, обеспечивающие:
     - возможность определять не только факт возникновения пожара,  но
и   возникновение   условий,  ведущих  к  пожару,  включая  простейшую
диагностику,  определяющую уровень пожарной  опасности  и  причины  ее
возникновения;
     - оповещение  о  факте  возникновения  пожара   и   осуществление
необходимого   уровня   информирования   участников   образовательного
процесса о характере угрозы и  порядке  их  действий  применительно  к
конкретной ситуации.
     В рамках второго направления  должны  быть  созданы  условия  для
опережающего   продвижения   новых   технических   систем,   а   также
модернизации уже имеющихся образцов.
     Для этого  необходимо выработать порядок проведения учебноштабных
игр и натурных  учений,  что,  в  свою  очередь,  требует  налаженного
межведомственного взаимодействия в рамках государственных программ.
     Первоочередными мероприятиями  по  уменьшению  рисков  пожаров  в
России являются:
     - разработка  и  внедрение  инновационных  технологий   в   сфере
обнаружения  пожаров и оповещения населения,  а также создания средств
пожаротушения;
     - реализация  мероприятий  по  оснащению системами автоматической
пожарной защиты и противопожарным оборудованием учреждений  начального
профессионального  образования и других общеобразовательных учреждений
(школ,  лицеев и  гимназий),  учреждений  дополнительного  образования
детей и детских домов.
     Разработка и выполнение мероприятий Программы в сфере обеспечения
пожарной безопасности могут быть выполнены по двум вариантам.
     При первом  варианте  определяются  основные  цели  Программы  по
решению  всего  комплекса  проблем обеспечения пожарной безопасности в
учреждениях образования Сахалинской области. Решение проблемы снижения
риска   пожаров   будет   осуществляться  путем  обоснованного  выбора
мероприятий по всем направлениям Программы.  Принятие  этого  варианта
предполагает  обеспечение  пожарной  безопасности  во всех учреждениях
образования  Сахалинской  области  согласно  принятым   нормативам   в
соответствии с полномочиями администрации Сахалинской области, органов
местного самоуправления.
     При втором     варианте    выбирается    комплекс    мероприятий,
обеспечивающих наилучшие результаты в достижении основных  целей,  при
этом финансирование сосредоточено на наиболее эффективных и неотложных
мероприятиях.  Принятие этого варианта предполагает  создание  условий
для  обеспечения  устойчивой  тенденции  к  снижению  риска  пожаров в
учреждениях образования Сахалинской области.
     При первом варианте предполагается комплексное воздействие на все
ключевые  факторы,  определяющие  состояние  пожарной  безопасности  в
соответствии  с  требованиями  и  нормативами  финансового обеспечения
пожарной безопасности.
     Для реализации  этого  варианта  необходимо  не  менее  76097,403
тысячи рублей, при этом за счет средств областного бюджета потребуется
58599,352 тысячи рублей.
     При реализации первого варианта предполагаются следующие  базовые
параметры риска пожаров к 2011 году (при расчете на год) в сравнении с
2007 годом:
     - количество пожаров - 1 (сокращение на 50 процентов);
     - материальный ущерб от пожаров - 6 тысяч рублей  (сокращение  на
44 процента).
     При втором   варианте   предполагается   финансирование    только
приоритетных  мероприятий  в сфере обеспечения пожарной безопасности в
стране, что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации
     
          5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом
     
   Реализацию  Программы  предполагается  осуществить  в течение 3 лет
(2009 - 2011 годы):
     - в  2009 году основными задачами Программы,  которые реализуются
за счет финансовых средств  бюджета  Сахалинской  области  и  бюджетов
муниципальных   районов   и   городских  округов,  является  оснащение
системами АПС и ОиУЭпП 114 учреждений образования;
   -  в  2010  -  2011  годах  основными  задачами  Программы, которые
реализуются  за  счет финансовых средств бюджета Сахалинской области и
бюджетов муниципальных районов и городских округов, является оснащение
системами  АПС и ОиУЭпП 66 учреждений образования и оснащение системой
ОиУЭпП 9 учреждений начального профессионального образования;
     - проведение  мероприятий,  направленных  на  соблюдение   правил
пожарной безопасности участниками образовательного процесса;
     - проведение исследований по совершенствованию системы  оснащения
и    оптимизации    системы   управления   подразделений   федеральной
противопожарной службы;
     - проведение  тренировок  по  отработке  совершенствования знаний
государственных требований (стандартов) и  навыков  в  сфере  пожарной
безопасности руководителей, должностных лиц и специалистов, педагогов,
воспитателей, а также выпускников образовательных учреждений.
     Основными задачами   Программы,   реализуемыми  за  счет  средств
бюджета Сахалинской области, являются следующие:
     - реализация  приоритетных  мероприятий  по  обеспечению пожарной
безопасности образовательных учреждений;
     - проведение работ по развитию и внедрению современных мер защиты
участников  образовательного  процесса  по  предупреждению  и  тушению
пожаров.
     В 2010 году основными  задачами,  реализуемыми  за  счет  средств
областного бюджета, будут являться:
     - снижение  пожарной  опасности  зданий  учреждений  образования,
совершенствование системы профилактики пожаров;
     - завершение работ по созданию  инфраструктуры  системы  пожарной
безопасности для учреждений образования.
     Основными задачами  Программы,  реализуемыми  за   счет   средств
муниципальных районов и городских округов, являются следующие:
     - реализация мероприятий  по  обеспечению  пожарной  безопасности
образовательных учреждений;
     - проведение     работ     по      развитию      и      внедрению
материально-технических  и  других  мер  по  предупреждению  пожаров в
образовательных учреждениях.
   (В   редакции   Распоряжения   Администрации   Сахалинской  области
от 23.12.2008 г. N 941-ра)
     
             6. Предложения по целям и задачам Программы
     
     Целью Программы является  снижение  риска  пожаров  до  социально
приемлемого  уровня:  с 2007 года на 50 процентов,  снижение ущерба от
пожаров на 44 процента.
     Основными задачами,  решение  которых  предусмотрено  Программой,
являются следующие:
     - развитие  материально-технической базы учреждений образования и
их  оснащение  новыми  средствами  обнаружения  пожаров  и  оповещения
участников образовательного процесса;
     - реализация   мероприятий   по    обеспечению    противопожарным
оборудованием,   в  том  числе  проведение  подготовки  обслуживающего
персонала учреждений образования;
     - разработка и реализация мероприятий, направленных на соблюдение
правил пожарной безопасности участниками образовательного процесса.
     При выполнении  намеченных в Программе мероприятий предполагается
обеспечить устойчивую тенденцию к снижению  пожарных  рисков,  создать
эффективную    скоординированную    систему    обеспечения    пожарной
безопасности,  укрепить  материально-техническую  базу  по   оснащению
средствами обнаружения и оповещения о возникновении пожара.
     Целевыми показателями     Программы      являются      количество
зарегистрированных пожаров, погибших, получивших травмы и материальный
ущерб,  а  также  количество  учреждений  образования,  в  которых  не
обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности.
     Значения целевых показателей  Программы  и  сроки  ее  реализации
приведены в приложении № 1 к настоящей Концепции.
     
            7. Предложения, касающиеся объема и источников
                       финансирования Программы
     
     Объемы и  источники  финансирования  Программы  за  счет  средств
бюджетов  всех уровней для первого варианта приведены в приложении № 2
к настоящей Концепции.
     Общий объем  финансирования Программы составляет 76097,403 тысячи
рублей, в том числе:
     - за счет средств областного бюджета - 58599,352 тысячи рублей,
     - за счет бюджетов муниципальных образований -  17498,051  тысячи
рублей.
     Предусматриваемые затраты в размере 76097,403  тысячи  рублей  за
счет всех источников финансирования позволят:
     - сократить в  1,5  -  2  раза  количество  пожаров  на  объектах
образовательных учреждений;
     - сохранить жизнь участникам образовательного  процесса  за  весь
период реализации Программы;
     - сократить за период реализации Программы материальные потери от
пожаров на 5,6 тысяч рублей по отношению к прогнозируемым потерям.
     
         8. Предложения, касающиеся участия областных органов
     исполнительной власти в формировании и реализации Программы
     
     Областными органами  исполнительной  власти,  ответственными   за
формирование и реализацию Программы, могут быть определены:
     - главное финансовое управление Сахалинской области;
     - комитет экономики Сахалинской области;
     - департамент образования Сахалинской области.
     
        9. Предложения, касающиеся государственных заказчиков  
                      и разработчиков Программы
     
     Государственным заказчиком      -     координатором     Программы
целесообразно определить администрацию Сахалинской области.
     Разработчиками Программы предлагается определить:
     - департамент образования Сахалинской области;
     - главное финансовое управление Сахалинской области;
     - комитет экономики Сахалинской области.
     
      10. Описание механизма формирования мероприятий Программы 
          и определение исполнителей программных мероприятий
     
     Разработка Программы    предполагает    использование   следующих
принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы:
     - системный подход,  комплексность,  концентрация на самых важных
направлениях;
     - оценка   потребностей   в   финансовых   средствах  мероприятий
Программы с учетом порядка разграничения расходных обязательств  между
органами управления всех уровней;
     - оценка  результатов  и  социально-экономической   эффективности
Программы,   которая   осуществляется   на   основе   расчета  целевых
показателей.
     Системный подход к разработке Программы предусматривает:
     - охват всех видов опасностей, возникающих при пожарах;
     - использование  всех  способов  снижения  рисков пожаров,  в том
числе организационных, методических, технических и других, и повышение
уровня защиты объектов.
     Комплексность мероприятий Программы предусматривает:
     - выбор   и   реализацию   мероприятий   по   повышению  пожарной
безопасности объектов на основе прогнозирования рисков пожаров;
     - социальное,    экологическое    и   экономическое   обоснование
предлагаемых мероприятий Программы.
     Концентрация финансовых    средств   и   организационных   усилий
Программы на значимых направлениях предусматривает:
     - повышение  защиты  населения  от  пожаров  и  решение  проблемы
снижения  рисков  пожаров  применительно  к  учреждениям   образования
Сахалинской области;
     - внедрение систем,  технических средств и технологий, признанных
наиболее  значимыми  и  перспективными  для  решения проблемы снижения
рисков пожаров;
     - повышение  готовности  органов  управления,  сил  и технических
средств по выполнению основных функциональных задач,  направленных  на
реализацию мероприятий Программы.
     По каждому мероприятию  Программы  должны  быть  даны  конкретные
количественные   и  качественные  оценки  социальных  и  экономических
результатов реализации этих мероприятий.  При  этом  под  результатами
понимаются  снижение  рисков пожаров и повышение пожарной безопасности
учреждений образования.
     Важнейшими задачами являются:
     - совершенствование противопожарной пропаганды и  информационного
обеспечения    по    вопросам    пожарной    безопасности   участников
образовательного процесса.
     Исполнителем Программы   целесообразно   определить   департамент
образования Сахалинской области.

      11. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
     
     Общий объем финансирования Программы  составит  76097,403  тысячи
рублей на условиях софинансирования, в том числе:
     - за счет средств областного бюджета - 58599,352 тысячи рублей;
   -  за  счет  бюджетов  муниципальных образований - 17498,051 тысячи
рублей  (не  менее  10 процентов от общих затрат). Расчеты получены на
основании представленных муниципальными образованиями заявок, графиков
софинансирования и смет на необходимые работы, согласованных с Главным
управлением МЧС России по Сахалинской области. (В             редакции
Распоряжения         Администрации         Сахалинской         области
от 23.12.2008 г. N 941-ра)
     
           12. Предложения, касающиеся основных направлений
       финансирования Программы, сроков и этапов ее реализации
     
     Основными направлениями Программы являются:
     - внедрение инновационных технологий в сфере обеспечения пожарной
безопасности;
     - оснащение  новыми  средствами  обнаружения пожаров и оповещения
населения;
     - реализация    мероприятий    по   обеспечению   противопожарным
оборудованием и  комплектами  учебно-методических  пособий  учреждений
образования;
     - единые принципы обеспечения пожарной безопасности в учреждениях
образования Сахалинской области;
     - реализация  мероприятий,  направленных  на  соблюдение   правил
пожарной безопасности участниками образовательного процесса.
     Объемы финансирования по направлениям Программы за  счет  средств
областного   бюджета   и  средств  бюджетов  муниципальных  районов  и
городских округов представлены в приложении № 3 к настоящей Концепции.
     В приложении  №  4  к  Концепции  даны  объемы  финансирования по
направлениям Программы за счет средств бюджетов муниципальных  районов
и городских округов Сахалинской области.
     При планировании  ресурсного  обеспечения  Программы  учитывалась
ситуация  в  финансово-бюджетной  сфере  как  на  областном,  так и на
муниципальном       уровнях,       высокая       экономическая       и
социально-демографическая  значимость  проблемы  обеспечения  пожарной
безопасности,  а  также  возможность  ее  решения  за   счет   средств
областного бюджета.
           
        13. Предварительная оценка ожидаемой результативности 
        и социально-экономической эффективности предлагаемого  
                      варианта решения проблемы
     
     Реализация предлагаемого  варианта  Программы позволит установить
во всех образовательных учреждениях Сахалинской области системы АПС  и
ОиУЭпП в соответствии с нормами пожарной безопасности.
     Экономическая эффективность   и    результативность    реализации
Программы   в   основном   зависят   от   степени  достижения  целевых
показателей, приведенных в приложении № 1 к настоящей Концепции.
     При выполнении  намеченных в Программе мероприятий предполагается
достичь  социально  и   экономически   приемлемого   уровня   пожарной
безопасности   в   образовательных  учреждениях  Сахалинской  области.
Предусматриваемые  затраты  за  счет  всех  источников  финансирования
позволят  сократить  в  1,5  - 2 раза количество пожаров на объектах с
массовым пребыванием людей - образовательных учреждениях,  в том числе
в удаленной и сельской местности.
     Экономическая эффективность  мероприятий  Программы  в  связи  со
спецификой решаемых проблем может быть представлена следующими видами:
     - прямая экономическая  эффективность  -  снижение  затрат  после
достижение целей мероприятий Программы;
     - косвенная  экономическая  эффективность  -  снижение  потерь  в
экономике,  уменьшение  экологического  ущерба и сохранение здоровья и
жизни людей в результате пожаров.
     Экономическая эффективность мероприятий Программы, обеспечивающих
снижение  рисков  пожаров  и  повышение   уровня   защиты   учреждений
образования, оценивается путем сравнения суммы предотвращенного ущерба
от социальных,  экологических и экономических  последствий  пожаров  с
затратами на это мероприятие Программы.
     
        14. Предложения по организации мониторинга Программы,
           целевым индикаторам и показателям для проведения
          оценки результативности и социально-экономической
                       эффективности Программы
     
     Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства
областных   органов   исполнительной   власти   и   органов   местного
самоуправления,  а также разграничения  полномочий  и  ответственности
всех   участников   Программы.   Решение   задачи  по  формированию  и
эффективному управлению  реализацией  Программы  будет  осуществляться
путем  обоснованного  выбора  форм  и  методов  управления  на  основе
разграничения  уровней  управления  и  распределения   функций   между
органами управления реализацией Программы.
     Управление реализацией Программы будет осуществляться  на  основе
смешанного метода управления на 3 уровнях:
     - стратегический уровень,  включающий  администрацию  Сахалинской
области, комитет экономики Сахалинской области;
     - тактический      уровень,      включающий      государственного
заказчикакоординатора, государственных заказчиков;
     - оперативный уровень,  включающий органы управления  реализацией
Программы, осуществляющие текущее управление.
     Использование такого   метода    предполагает    разделение    на
тактическом уровне функции по координации деятельности государственных
заказчиков между государственным заказчиком-координатором и специально
создаваемым  коллегиальным совещательным органом управления,  основной
задачей  которого  является   координация   решений   государственного
заказчикакоординатора   и   государственных   заказчиков  по  наиболее
значимым вопросам  (ежегодное  планирование  и  корректировка  планов,
оценка  хода реализации Программы и достигнутых результатов и другое),
а  также  по  любым  острым  проблемам,  возникающим  при   реализации
мероприятий Программы.
     Соответственно на тактическом  уровне  управления  обеспечивается
учет  мнений  всех  государственных заказчиков и не допускается потеря
управляемости    процесса    реализации    Программы    со     стороны
государственного заказчика-координатора.
     На оперативном  уровне   управления   государственные   заказчики
самостоятельно  осуществляют текущее управление реализацией Программы.
При этом выполнение  комплексных  мероприятий,  в  реализации  которых
принимают участие 2 и более государственных заказчика,  осуществляется
государственным заказчиком-координатором.
     Использование этого метода представляется оптимальным,  поскольку
имеется ряд преимуществ, основными из которых являются:
     - обеспечение   управления  реализацией  Программы  без  излишней
бюрократизации;
     - учет  интересов  государственных заказчиков при принятии важных
решений на тактическом уровне при  одновременном  обеспечении  высокой
эффективности процесса управления реализацией Программы;
     - предоставление   государственным   заказчикам   необходимой   и
достаточной   самостоятельности   в   процессе   текущего   управления
реализацией
     Программы при    одновременном    осуществлении   государственным
заказчиком-координатором   оперативного   контроля   за    реализацией
комплексных мероприятий.



                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

                                   Концепции долгосрочной областной
                             целевой программы "Пожарная безопасность
                              образовательных учреждений Сахалинской
                                 области на 2009 - 2011", утвержденной
                                  распоряжением администрации
                                     Сахалинской области
                                  от 06 июня 2008 г № 382-ра

      (В редакции Распоряжения Администрации Сахалинской области
                      от 23.12.2008 г. N 941-ра)


                          ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
               долгосрочной областной целевой программы 
          "Пожарная безопасность образовательных учреждений 
               Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"


|——————|——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|   №  |                          |  2007 год  |  2009 год  |  2010 год  |  01.09.2011 |
|  пп. |                          |            |            |            |             |
|——————|——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|  1.  |Снижение  по  отношению  к|            |            |            |             |
|      |показателю 2007 года:     |            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|      |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|      |-               количества|     2      |     1      |   0 (1)    |    0 (1)    |
|      |зарегистрированных пожаров|            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|      |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|      |- количества гибели  людей|     0      |     0      |     0      |      0      |
|      |(человек)                 |            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|      |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|      |-  количества   участников|     0      |     0      |     0      |      0      |
|      |образовательного процесса,|            |            |            |             |
|      |получивших          травмы|            |            |            |             |
|      |(человек)                 |            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|      |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|      |- экономического ущерба   |    11,6    |    9,6     |    7,6     |     5,6     |
|      |(тыс. рублей)             |            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|——————|——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|
|  2.  |Снижение        количества|    215     |    180     |     66     |      0      |
|      |образовательных           |            |            |            |             |
|      |учреждений, в  которых  не|            |            |            |             |
|      |обеспечивается   требуемый|            |            |            |             |
|      |уровень           пожарной|            |            |            |             |
|      |безопасности, (единиц)    |            |            |            |             |
|      |                          |            |            |            |             |
|——————|——————————————————————————|————————————|————————————|————————————|—————————————|



                                           ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

                               к Концепции долгосрочной областной
                             целевой программы "Пожарная безопасность
                              образовательных учреждений Сахалинской
                            области на 2009 - 2011 годы", утвержденной
                                  распоряжением администрации
                                      Сахалинской области
                                   от 06 июня 2008 г № 382-ра

      (В редакции Распоряжения Администрации Сахалинской области
                      от 23.12.2008 г. N 941-ра)


                        ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ 
                            ФИНАНСИРОВАНИЯ
               долгосрочной областной целевой программы 
          "Пожарная безопасность образовательных учреждений 
               Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"

|——————————————————————|—————————————|————————————————————————————————————|
|                      |     Всего   |         В том числе по годам       |
|                      |   расходов  |—————————————|————————————|—————————|
|                      |             |   2009 год  |  2010 год  | 2011 год|
|——————————————————————|—————————————|—————————————|————————————|—————————|
|    Всего расходов    |  76097,403  |  51615,976  | 22061,427  |2420,000 |
|——————————————————————|—————————————|—————————————|————————————|—————————|
|     в том числе:     |             |             |            |         |
|        бюджет        |             |             |            |         |
| Сахалинской области  |  58599,352  |  40299,675  | 15879,677  |2420,000 |
|——————————————————————|—————————————|—————————————|————————————|—————————|
|бюджеты муниципальных |             |             |            |         |
|     образований      |             |             |            |         |
| Сахалинской области  |  17498,051  |  11316,301  |  5911,750  | 270,000 |
|——————————————————————|—————————————|—————————————|————————————|—————————|



                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

                                 к Концепции долгосрочной областной
                             целевой программы "Пожарная безопасность
                              образовательных учреждений Сахалинской
                            области на 2009 - 2011 годы", утвержденной
                                 распоряжением администрации
                                    Сахалинской области
                                 от 06 июня 2008 г № 382-ра


                        ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
            по направлениям долгосрочной областной целевой 
           программы "Пожарная безопасность образовательных 
         учреждений Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"

                                                             тыс. руб.
|—————————————————————|—————————————————————————————————————————————————|
|Направления Программы|               Объем расходов                    |
|                     |—————————————|—————————————————|—————————————————|
|                     |  всего на   |областной бюджет |    Бюджеты      |
|                     |  2009 -     |                 |  муниципальных  |
|                     | 2011 годы   |                 |   образований   |
|—————————————————————|—————————————|—————————————————|—————————————————|
|Поставка,  монтаж   и|  76097,403  |    58599,352    |    17498,051    |
|наладка   систем  АПС|             |                 |                 |
|и      ОиУЭпП       в|             |                 |                 |
|образовательных      |             |                 |                 |
|учреждениях       для|             |                 |                 |
|обеспечения  пожарной|             |                 |                 |
|безопасности         |             |                 |                 |
|                     |             |                 |                 |
|—————————————————————|—————————————|—————————————————|—————————————————|



                                             ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

                                к Концепции долгосрочной областной
                             целевой программы "Пожарная безопасность
                              образовательных учреждений Сахалинской
                            области на 2009 - 2011 годы", утвержденной
                                    распоряжением администрации
                                         Сахалинской области
                                     от 06 июня 2008 г № 382-ра

      (В редакции Распоряжения Администрации Сахалинской области
                      от 23.12.2008 г. N 941-ра)


                        ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
            по направлениям долгосрочной областной целевой 
           программы "Пожарная безопасность образовательных 
         учреждений Сахалинской области на 2009 - 2011 годы"


                                                                тыс. руб.

|—————|——————————————————|———————————|————————————————|———————————————————————————|
|  №  |    Наименование  |    Срок   |      Объем     |         В том числе       |
| пп. |     района       |исполнения | финансирования |————————————|——————————————|
|     |                  |           |                |   за счет  |   за счет    |
|     |                  |           |                |  средств   |   средств    |
|     |                  |           |                | областного |муниципальных |
|     |                  |           |                |  бюджета   |   бюджетов   |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 1.  |Южно-Сахалинский  |   всего   |      6050      |    4050    |     2000     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      3050      |    2050    |     1000     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      3000      |    2000    |     1000     |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 2.  |Александровск-    |   всего   |      1182      |     945    |     237      |
|     |Сахалинский       |———————————|———————————————-|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |       788      |     630    |     158      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |       394      |     315    |      79      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 3.  |Долинский         |   всего   |      3625      |    2390    |     1235     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      1980      |    1380    |     600      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      1645      |    1010    |     635      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 4.  |Корсаковский      |   всего   |    8476,221    |  6520,170  |   1956,051   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |    8476,221    |  6520,170  |   1956,051   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |                |            |              |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 5.  |Невельский        |   всего   |     147,050    |   94,050   |    53,000    |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |     147,050    |   94,050   |    53,000    |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |                |            |              |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 6.  |Охинский          |   всего   |      9780      |    7894    |     1886     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      8280      |    6694    |     1586     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      1500      |    1200    |     300      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 7.  |Поронайский       |   всего   |      2749      |    1411    |     1338     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      1822      |     848    |     974      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |       927      |     563    |     364      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 8.  |Углегорский       |   всего   |      6825      |    5460    |     1365     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      3301      |    2641    |     660      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      3524      |    2819    |     705      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 9.  |Холмский          |   всего   |    3901,232    |  3120,732  |    780,5     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |    2583,655    |  2066,655  |     517      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |    1317,577    |  1054,077  |    263,5     |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 10. |Анивский          |   всего   |    3640,200    |  2276,200  |   1364,000   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |    2239,600    |  1455,600  |   784,000    |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |    1400,600    |   820,600  |   580,000    |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 11. |Курильский        |   всего   |      4000      |    3200    |     800      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      2125      |    1700    |     425      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      1875      |    1500    |     375      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 12. |Макаровский       |   всего   |      2936      |    2067    |     869      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      1899      |    1340    |     559      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      1037      |     727    |     310      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 13. |Ногликский        |   всего   |       753      |     506    |     247      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |       453      |     310    |     143      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |       300      |     196    |     104      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 14. |Смирныховский     |   всего   |      1180      |     590    |     590      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |       580      |     290    |     290      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |       600      |     300    |     300      |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 15. |Северо-Курильский |   всего   |      4680      |    3600    |     1080     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      2340      |    1800    |     540      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      900       |     900    |     270      |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |  2011     |      900       |     900    |     270      |
|—————|————————————————--|—————————--|-————————————--—|——————————--|——————————————|
| 16. |Томаринский       |   всего   |      480       |    240     |      240     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      280       |    140     |      140     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      200       |    100     |      100     |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 17. |Тымовский         |   всего   |      800       |     45     |      755     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      530       |     45     |      485     |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      270       |            |      270     |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 18. |Южно-Курильский   |   всего   |    1230,200    |  730,200   |    500,000   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |    1030,200    |  730,200   |     300,00   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |    200,000     |            |     200,00   |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 19. |Вахрушев          |   всего   |    1012,500    |  810,000   |    202,500   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |    731,250     |  585,000   |    146,250   |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |    281,250     |  225,000   |     56,250   |
|—————|——————————————————|———————————|————————————————|————————————|——————————————|
| 20. |Областные         |   всего   |     12650      |   12650    |              |
|     |учреждения        |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2009    |      9980      |    8980    |              |
|     |                  |———————————|————————————————|————————————|——————————————|
|     |                  |   2010    |      2150      |    2150    |              |
|     |                  |—————————--|—————————————---|——————————--|——————————————|
|     |                  |  2011     |     1520       |   1520     |              |
|—————|————————————————--|—————————--|—————————————---|——————————--|——————————————|



 
 
 
 


 
 
 
 





Информация по документу
Читайте также