Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Владимирской области от 09.04.1999 № 223

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

       09.04.99                                        N 223

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Губернатора Владимирской области
                                         от 14.10.2004 г. N 553

О положении  детей  в  области  и
мерах по их поддержке


     Обсудив ежегодный  доклад  "О  положении  детей  во  Владимирской
области  за  1998  год",  коллегия  отмечает,  что  в  соответствии  с
Постановлением Правительства  РФ  от  23.08.93  N  848  "О  реализации
Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации  об  обеспечении
выживания, развития и защиты детей" и Федеральным законом от  24.07.98
N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в
области проводится работа по улучшению  положения  детей.  Реализуются
программы "Дети Владимирской  области",  "Адресная  социальная  защита
населения  Владимирской  области",  "Молодежь  Владимирской  области".
Увеличивается  количество  муниципальных  оздоровительных  лагерей   и
детей, отдохнувших в них, развивается сеть приютов и  реабилитационных
центров для несовершеннолетних.
     Администрации г.г. Александрова, Владимира, Вязников, Кольчугина,
Мурома, Радужного, Камешковского, Муромского и Юрьев-Польского районов
принимают активные меры по поддержке детства, уделяя  особое  внимание
организации полноценного питания детей, в т.ч. 1-2 года жизни, лечению
и  оздоровлению  детей,  созданию  условий  для   образовательной    и
воспитательной деятельности в интересах детей и подростков.
     Вместе с тем,  материалы  доклада  свидетельствуют  о  сохранении
серьезных проблем и развитии некоторых негативных тенденций в основных
сферах жизнедеятельности детей в области.
     В 1998 году в 1,8 раза выросла заболеваемость детей туберкулезом.
Проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей с нормальным
физическим развитием.  Не решена проблема полноценного питания  детей.
Повсеместно не выдерживаются денежные  и  натуральные  нормы  питания.
Горячим  питанием  охвачено  44,2%  школьников  области.   Обеспечение
молочными смесями детей 1-2 года жизни составляет 30-50%,  дотация  на
их питание в большинстве районов не выдается.  Функционируют  лишь  10
молочных кухонь из 24. В области  не  производятся  продукты  детского
питания, сократился выпуск товаров для детей.
     Снижается  воспитательное  воздействие  школы  на  детей  и    их
родителей, увеличивается социальное сиротство, требует решения  вопрос
социальной  адаптации  выпускников  детских  домов,  связанный  с   их
дальнейшим образованием, трудоустройством и обеспечением жильем. Общая
преступность  несовершеннолетних  по  сравнению  с  предыдущим   годом
возросла на 6,7%.
     В  этих    условиях    в    г.г.    Гусь-Хрустальном,    Собинке,
Александровском, Собинском, Судогодском, Петушинском и других  районах
отсутствует необходимая  координация  действий  различных  ведомств  в
решении вопросов  детства  и  система  профилактики  безнадзорности  и
преступлений  несовершеннолетних,  защиты  и  охраны  их    прав.    В
большинстве территорий бездействуют общественные  советы  и  комитеты,
объединения и фонды, созданные в  интересах  семьи  и  детства,  слабо
развивается  благотворительная  деятельность,  не    систематизировано
распределение гуманитарной помощи.
     В целях усиления контроля за реализацией  социальной  политики  в
интересах детей, принятия более эффективных мер по их поддержке

                             ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Ежегодный доклад "О положении детей  во  Владимирской  области
(1998 год)" утвердить (прилагается)  и  направить  в  органы  местного
самоуправления  и  руководителям   заинтересованных    государственных
органов исполнительной власти.
     2.  Рекомендовать  главам  муниципальных  образований  городов  и
районов:
     2.1.  Обеспечить  полноценное  питание  детей  в  образовательных
учреждениях, используя для этого дотации и дополнительные средства,  в
т.ч. от сдачи в аренду площадей данных учреждений, развитие  подсобных
хозяйств и производство сельскохозяйственной продукции учащимися.
     Увеличить объемы натуральных выплат продуктами питания и товарами
для  детей,  оплату  жилья,   коммунальных    услуг    и    дошкольных
образовательных учреждений в счет детских  пособий.  Оказывать  помощь
нуждающимся  семьям  в  выделении  и  обработке  земельных   участков,
обеспечении  посевным  материалом,  развивать  другие  виды  семейного
самообеспечения продуктами питания.
     Совместно  с  фондами   социальной    поддержки    населения    и
общественными    объединениями       способствовать        организации
благотворительной помощи, открытому распределению гуманитарной помощи,
сбору средств и одежды для малообеспеченных семей с детьми, попавших в
трудную жизненную ситуацию.
     2.2. Осуществлять  финансирование  учреждений  здравоохранения  и
мероприятий по оказанию  медицинской  и  лекарственной  помощи  детям,
реабилитации детей-инвалидов, не вошедших в территориальную  программу
ОМС, в приоритетном порядке.  Оказывать профилактическую  и  первичную
помощь семьям  и  детям,  употребляющим  наркотические  и  токсические
вещества. Предусмотреть меры по пропаганде здорового образа жизни.
     2.3. Принять меры по предупреждению социального сиротства  детей,
увеличению приемных и патронатных семей для сирот и детей,  оставшихся
без попечения родителей.  Развивать сеть приютов,  реабилитационных  и
кризисных центров, социальных гостиниц для детей, попавших  в  трудное
положение.  Создать  условия  для  социальной  адаптации   выпускников
детских  домов,    специальных    учебно-воспитательных    учреждений,
воспитательных колоний, предоставляя им  жилье,  работу  и  социальные
гарантии.
     2.4.  Повысить  роль  комиссий  по  делам  несовершеннолетних   в
создании  системы  профилактики  правонарушений    несовершеннолетних,
освободить секретарей  комиссий  от  несвойственных  им  обязанностей,
создать  условия  для  проведения  предупредительной,  контрольной   и
координирующей работы в данном направлении.
     3. Главному финансовому управлению администрации  области  (Кузин
В.П.) обеспечить финансирование целевых программ в интересах  семьи  и
детства, в т.ч.  "Дети  Владимирской  области",  в  пределах  средств,
предусмотренных в областном бюджете на указанные цели.
     4. Управлениям  экономическому  (Кретинин  В.А.),  промышленности
(Дмитриев  Н.И.),  потребительского  рынка  и  услуг  (Абрамов  В.Б.),
департаменту сельского  хозяйства  и  продовольствия  (Нагорный  В.М.)
администрации области рассмотреть  возможность  расширения  в  области
производства  и  реализации   промышленных    товаров    для    детей,
специализированных продуктов детского питания.
     5. Рекомендовать департаменту федеральной государственной  службы
занятости  населения  по  Владимирской    области    (Егоров    Н.С.),
государственной инспекции  труда  по  Владимирской  области  (Воробьев
В.Ф.),  главам  муниципальных  образований   усилить    контроль    за
соблюдением  законодательства  по  охране  труда  и    трудоустройству
несовершеннолетних и родителей с детьми.
     6. Департаменту образования администрации области (Корешков М.В.)
совместно с управлением юстиции (Орлов В.А.):
     6.1.  В  срок  до  01.09.99  внести  предложения  об  открытии  и
финансировании в области специальной закрытой школы для  подростков  с
девиантным поведением.
     6.2.  Усилить  работу  по  обеспечению  прав  несовершеннолетних,
отбывающих  наказание  в  воспитательных  колониях,   находящихся    в
специальных учебно-воспитательных  учреждениях  и  освобождающихся  из
них,  созданию  и  функционированию   попечительских    советов    при
воспитательных колониях.
     7. Департаменту социальной  защиты  населения  (Кукушкина  Л.Е.),
комитету по социальной политике (Станчев А.Е.)  администрации  области
совместно с фондом социальной поддержки населения области  (Пеньевская
Н.А.) и главой  местного  самоуправления  г.  Владимира  (Шамов  И.В.)
рассмотреть вопрос об открытии в 1999 году в г. Владимире комплексного
антикризисного центра "Семья".
     8.  Департаменту  образования  (Корешков  М.В.),  комитетам    по
вопросам молодежной  политики  (Коновалов  В.В.),  культуре  (Балахтин
В.И.), физкультуре, спорту и туризму  (Борисенко  Л.А.)  администрации
области совместно с органами местного самоуправления:
     8.1.  Усилить  контроль  за  исполнением  на  территории  области
законодательства РФ,  Владимирской  области  по  вопросам  обеспечения
обязательного основного  общего  образования,  сохранения  доступности
получения бесплатного общего образования, расширения бесплатных  услуг
(спортивных  секций,  кружков  досуговой  направленности)   на    базе
функционирующих образовательных учреждений;
     8.2.  Не  допускать    фактов    необоснованного    закрытия    и
перепрофилирования детских образовательных  учреждений.  Усилить  роль
школы, учреждений дополнительного образования,  культуры  и  спорта  в
работе  с  детьми.  Шире  использовать  исторические   и    культурные
особенности  и  возможности  Владимирского  края  в   гражданском    и
патриотическом воспитании подрастающего  поколения,  создании  условий
для  свободного  доступа  к  культурным   ценностям    и    спортивным
сооружениям,  деятельности  детских   общественных    организаций    и
объединений.
     9. Комитету по социальной политике администрации области (Станчев
А.Е.)  усилить  координацию  действий  областных  учреждений,  органов
местного самоуправления в приоритетных  направлениях  жизнеобеспечения
детей.
     В  срок  до  01.06.99  внести  предложения  по    созданию    при
администрации области Совета  по  защите  прав  детей,  образованию  и
воспитанию несовершеннолетних.
     10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя главы администрации Мельникова В.А.
     11. Данное постановление вступает в силу с даты его  официального
опубликования.


     Глава администрации
     Владимирской области          H.Виноградов


                                ДОКЛАД

         о положении детей во Владимирской области, 1998 год

                     I. Демографическая ситуация.

                       Основные характеристики

     Население  области  к  началу    1999    года    составило,    по
предварительным данным, 1623,3 тыс. человек, из которых 80,5% - жители
городов и 19,5% - сельские жители.  Численность детей и подростков  до
18 лет на начало 1999 года составляла 357,7 тыс. чел.  (22%  от  общей
численности населения).
     За 1998 год родилось 11942 младенца, что на 231  человек  больше,
чем в 1997 году.  В т.ч. 465 детей родилось у  матерей,  не  достигших
возраста 18 лет.  В области 466,7 тыс. семей, из  них  неполных  семей
(состоящих из матери и детей) - 57705 (12,9%), в т.ч. с детьми  моложе
18 лет - 27434; 16,6 тыс. детей воспитываются  одинокими  матерями.  У
женщин, не состоящих в браке, родилось 2788 детей. Это 23,8% от общего
числа родившихся.  Сокращается число многодетных семей. В 1998 году их
количество составило 7017 семей (в 1997 г. - 10863  семьи).  70%  этих
семей - трехдетные.  Общая численность населения Владимирской  области
снизилась по сравнению с 1997 годом  на  7,3  тыс.  человек.  Снижение
численности населения обусловлено превышением числа умерших над числом
родившихся  в  2,2  раза.  Динамика  этого  процесса   характеризуется
следующими цифрами:

+--------------------------------------------------------------------+
¦  На 1000 населения         ¦    1996    ¦    1997     ¦   1998     ¦
+----------------------------+------------+-------------+------------¦
¦ Количество родившихся      ¦    7,5     ¦    7,2      ¦   7,4      ¦
+----------------------------+------------+-------------+------------¦
¦ Количество умерших         ¦    15,9    ¦    15,8     ¦   16,2     ¦
+----------------------------+------------+-------------+------------¦
¦ Естественная убыль         ¦    -8,4    ¦    -8,6     ¦   -8,8     ¦
+--------------------------------------------------------------------+

            II. Права детей и основные нормативные акты в
                 области их социально-правовой защиты

     Одним из основных направлений  социальной  политики  в  отношении
детей    является    их    социально-правовая    защита,    выполнение
государственных  гарантий  и  льгот,  установленных  для    семей    с
несовершеннолетними детьми.
     Дополнением к проводимой  федеральными  органами  законодательной
деятельности  в  защиту    прав    детей    служит    нормотворчество,
осуществляемое в области.  Оно проводится в соответствии с законами РФ
и направлено на оказание  дополнительной  социальной  помощи  наименее
защищенным группам и категориям детей и семьям с детьми.  В частности,
в  1998  году  принят  Закон  "О  предоставлении    налоговых    льгот
организациям,  обеспечивающим   приоритетную    занятость    социально
незащищенных категорий населения", "О молодежной политике Владимирской
области".
     За прошедший год в области принят также целый ряд постановлений и
распоряжений главы администрации, направленных на  решение  социальных
проблем, в  т.ч.  "Об  опытно-экспериментальной  работе  по  внедрению
модели деятельности органов местного самоуправления  по  осуществлению
опеки и попечительства над детьми",  "О  мерах  по  реализации  Закона
Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской
Федерации", "О  неотложных  мерах  по  усилению  социальной  поддержки
малоимущих семей, имеющих детей".
     В области утверждена "Концепция семейной политики", ориентирующая
социальную  политику  на  семью,  обеспечение   прав    и    гарантий,
предоставляемых семье, детям и женщинам.  В  рамках  данной  Концепции
действует целый  ряд  программ,  направленных  на  решение  социальных
проблем семьи и детства, в т.ч. "Адресная социальная защита  населения
Владимирской  области",  "Молодежь  Владимирской    области",    "План
первоочередных мероприятий по улучшению положения женщин  и  повышению
их роли в обществе до 2000 года во Владимирской области".  С 1995 года
во  Владимирской  области  реализуется  комплексная  программа   "Дети
Владимирской области",  включающая  в  себя  10  целевых  подпрограмм:
"Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Охрана здоровья детей",  "Организация
летнего отдыха детей и подростков", "Одаренные дети",  "Развитие  сети
учреждений социальной помощи семье и детям", "Питание детей  1-2  года
жизни",  "Планирование  семьи",  "Дети    беженцев    и    вынужденных
переселенцев",  "Профилактика    безнадзорности    и    правонарушений
несовершеннолетних".  За 3 года на программу было выделено 31448  млн.
рублей из областного бюджета. В 1998 году в связи с тяжелой финансовой
ситуацией  из  10702,0  тыс.  руб.,  запланированных  бюджетом-98   на
программу, использовано лишь 1261,371 тыс. руб., т.е. 11,8%. Положение
с освоением выделенных по программе  средств  значительно  осложнилось
тем, что проведение взаимозачетов  как  основной  в  1998  году  формы
расчетов с получателями средств  в  ряде  случаев  просто  невозможно,
поскольку их действие ограничено пределами области.
     В прошедшем году значительно активизировала свою работу созданная
в 1997 году при администрации  области  межведомственная  комиссия  по
вопросам улучшения положения семьи, женщин и детей, в  состав  которой
вошли руководители государственных  органов,  определяющих  социальную
политику в области, депутаты Законодательного Собрания,  представители
женских  и  детских  общественных  организаций,    средств    массовой
информации  и  науки.  В  течение  года  состоялось  четыре  заседания
комиссии, на  которых  рассматривались  вопросы  разработки  Концепции
семейной  политики  Владимирской  области,   формирования    областных
программ "Дети Владимирской области" и "Женщины Владимирской области",
необходимости принятия областного закона о защите прав детей.

           III. Семья и дети: сохранение уровня социальных
                           услуг и гарантий

     Одним из факторов, определяющих социально-экономическое положение
детей, является общий уровень жизни.  Величина прожиточного минимума в
среднем на душу  населения  в  декабре  1998  г.  и  декабре  1997  г.
составляла соответственно 581,5 тыс. и 343,6 тыс. руб. в месяц.
     Численность  малоимущих  семей  с   несовершеннолетними    детьми
продолжает расти.  По данным на 01.01.99, в органах социальной  защиты
учтено 53 388 семей, находящихся в особо трудных условиях. В них детей
до 16 лет свыше 90 тысяч.  Из них более 3,5 тыс.  семей,  имеющих  3,6
тыс. детей-инвалидов; более 7 тыс.  многодетных  семей,  насчитывающих
свыше 24,1 тыс. детей; более 9 тыс. неполных семей, в них детей  более
9 тыс.; 7,8 тыс. матерей-одиночек, воспитывающих 8,9 тыс. детей.
     Все больше детей остается сиротами при живых  родителях;  если  в
1992 г. выявлено 811 детей, оставшихся без попечения родителей,  то  в
1998 - 1063 (1997 г. - 1111). Наблюдается рост социальной дезадаптации
детей.  На учете в органах внутренних дел состоят более 6 тыс. семей с
неблагоприятным семейным климатом.
     В последние годы обостряется проблема положения детей  в  семьях,
где  один  или  оба  родителя  являются  безработными.  В    структуре
безработных   более    40%    составляют    родители,    воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, из них - одинокие  родители
составляют 1,2%, многодетные родители - чуть больше 2% от общего числа
безработных.
     В  1998  г.  из  общего  числа  граждан,  обратившихся  в  службу
занятости области за оказанием помощи в поиске работы,  6755  человек,
или 11%, составили подростки в возрасте от 14 до 18 лет.  Нашли работу
4856 человек.  Из  числа  обратившихся  подростков  -  4250  учащихся,
желающих найти работу в свободное от учебы время.
     Незанятость  населения,  в  т.ч.  подростков,    всегда    играла
негативную роль как  фактор,  формирующий  социальную  и  криминальную
напряженность в обществе.  Однако  руководители  предприятий  неохотно
принимают на работу несовершеннолетних на неполный  рабочий  день,  не
хотят нести правовую ответственность при возможных несчастных случаях,
дополнительно обучать подростков.  Главами  муниципальных  образований
принимаются решения о квотировании рабочих мест для лиц, нуждающихся в
социальной  защите,  однако  данная  мера,  носящая   рекомендательный
характер, как правило, не подкрепляется  реальным  финансированием.  В
частности,  в  течение  прошлого  года  такие  решения  были   приняты
руководителями  Вязниковского,  Юрьев-Польского  районов.  Аналогичная
ситуация сложилась  в  Собинке,  Гороховце,  Меленковском  районе.  Не
принималось  каких-либо  решений  о  квотировании  рабочих  мест   для
несовершеннолетних на протяжении последних  двух  лет  администрациями
городов  Суздаля,  Кольчугина,    Мурома,    районов    Камешковского,
Петушинского, Судогодского.Усилия  по  смягчению  негативного  влияния
современной  социально-экономической  ситуации  на  семью   и    детей
принимаются и на областном уровне. Вместе с тем реализация принятого в
прошлом  году  областного  Закона  о  предоставлении  налоговых  льгот
организациям,  обеспечивающим   приоритетную    занятость    социально
незащищенных категорий населения,  тормозится  нежеланием  большинства
руководителей предприятий  области  принимать  на  работу  лиц  данных
категорий.
     Несмотря на сложную социально-экономическую  ситуацию  в  области
(область является дотационной),  расходы  на  детство  определены  как
приоритетные и социально значимые. В 1998 г. они составили порядка 30%
от общих расходов бюджета.
     В 1998 году в целом по области  на  учете  в  отделах  социальной
зашиты населения стояло 265,4 тыс. детей, имеющих право на ежемесячное
государственное пособие.  Однако реально выплаты осуществляются только
детям из малообеспеченных семей и семьям, в отношении которых вынесены
судебные решения.  Задолженность по выплате пособий на детей на  конец
года превысила 281 млн. руб., что  в  2  раза  больше  в  сравнении  с
существовавшей задолженностью на 01.01.98. Основными причинами  такого
положения являются трудности в исполнении доходной части бюджетов всех
уровней, недостаточное поступление средств из федерального бюджета.
     В  целях  снижения   социальной    напряженности,    установления
адресности  социальных  гарантий  было  принято  постановление   главы
администрации области  от  16.10.98  N  728  "О  неотложных  мерах  по
усилению социальной поддержки  малоимущих  семей,  имеющих  детей",  о
котором говорилось выше.  В соответствии с ним установлены  графики  и
сроки ликвидации задолженности по детским пособиям,  предусматривающие
первоочередную выплату пособий семьям  со  среднедушевым  доходом,  не
превышающим суммы двух минимальных оплат труда, затем семьям,  имеющим
доходы ниже прожиточного минимума, установленного  на  душу  населения
Владимирской области.  По состоянию на 1 января 1999 года,  в  области
насчитывается 55391 ребенок, которым осуществляется выплата пособий  в
первоочередном порядке, численность  таких  получателей  за  1998  год
увеличилась в 2,6  раза  и  составляет  21%  от  общего  числа  детей,
принятых на учет.  Рост приоритетной  выплаты  пособия  обусловлен  не
только снижением уровня  материального  обеспечения  населения,  но  и
изменением подхода к предоставлению социальных гарантий. В большинстве
территорий  критерием  приоритетной  выплаты  пособий,  кроме  размера
среднедушевого  дохода,  служат   факторы    социального    характера.
Государственные  ежемесячные  пособия   в    первоочередном    порядке
выплачиваются  наиболее  уязвимым  категориям:  детям  из  многодетных
семей,  детям-сиротам,  детям-инвалидам  и  детям  одиноких   матерей.
Пособия данным категориям семей выплачены по декабрь 1998 г. только  в
г. Кольчугине, по август 1998 г.- в г.г. Собинке, Радужном, по июль
- в г. Владимире, большинство территорий смогли выплатить долги только
за  1997  год.  А  в  г.г.    Гусь-Хрустальном,    Коврове,    районах
Александровском,   Вязниковском,    Гусь-Хрустальном,    Камешковском,
Киржачском,  Судогодском,  Суздальском  и  Юрьев-Польском   существует
задолженность по данным выплатам еще за 1997 год.
     Стремясь  выйти  из  создавшегося  положения,  органы    местного
самоуправления повсеместно приняли решение о  безденежных  расчетах  с
получателями  пособий.  С  письменного  согласия  граждан  оформляются
взаимозачеты  при  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг,   за    ДДУ,
отпускаются промышленные и продовольственные товары. За 1998 год такой
формой оплаты воспользовалось 57 тыс. малоимущих  получателей  пособий
на сумму 16,6 млн. руб. Наиболее развита натуральная система погашения
долгов в г.  Вязниках, где охвачено 97% получателей, а  также  в  г.г.
Кольчугине - 72%, Муроме   -  41%,  Александрове  -  39%,  в  районах:
Селивановском  -50%,  Вязниковском  -  38%,  Киржачском   -    32%.Эта
вынужденная  форма  расчетов  вызывает  противоречивую    реакцию    у
населения.
     Значительная часть семей (89%) желает получить пособие в денежном
выражении.
     За счет средств, выделяемых спонсорами, администрациями городов и
районов и областным фондом социальной поддержки  населения,  семьям  с
детьми,  оказавшимся  в  наиболее  трудном  материальном    положении,
выдаются беспроцентные ссуды  в  счет  невыплаченного  пособия.  На  1
января 1999 года 8448  получателей  воспользовались  ссудой  на  общую
сумму 756,7 тыс. руб.
     В связи с неисполнением закона о выплате государственных  пособий
гражданам, имеющим детей, широко распространились их обращения  в  суд
для реализации своих прав на пособие.  По  данным  на  конец  прошлого
года, свыше 11 тыс. судебных решений на общую сумму 9192,0  тыс.  руб.
было  вынесено  в  пользу  заявителей,  однако  желаемых   результатов
обратившиеся в суд не получили ввиду отсутствия денежных средств.
     С целью обеспечения социально-экономической поддержки  малоимущих
слоев населения на оказание адресной помощи малообеспеченным семьям  с
детьми, семьям с  детьми-инвалидами  до  16  лет,  детям-сиротам,  чей
среднедушевой доход был ниже прожиточного минимума, в 1998  году  было
израсходовано около 199,7 млн. руб. (29,9% к уровню,  запланированному
на реализацию  мероприятий  областной  программы  адресной  социальной
помощи).
     В  области  реализуются  также  дополнительные  меры   социальной
поддержки семей с детьми.  Постоянное внимание уделяется сохранению  и
развитию  сети  учреждений  образования,  здравоохранения,   культуры,
социальной зашиты.
     По состоянию на 01.01.99 в области функционирует  679  дошкольных
образовательных  учреждений  (на  начало  1998  г.  -714),   в    т.ч.
муниципальных - 603 (начало 1998 г. - 615), ведомственных - 76 (начало
1998 г. - 99).  Тенденция сокращения ДДУ продолжается с 1991 года,  за
это время количество детей, посещающих их, сократилось почти вдвое,  с
99583 в 1991 г. до 52511  в  1998  году.  Расширяются  формы  оказания
помощи  семье,    воспитывающей    детей    в    домашних    условиях:
психолого-педагогические консультации,  телефоны  доверия,  подготовка
детей к школе через открытие групп кратковременного пребывания на базе
дошкольных  учреждений,   что    позволяет    охватить    около    30%
неорганизованного детского населения.  Закрытие учреждений связано  не
только с отсутствием детей в них, но и с недоступностью данной  услуги
значительной части населения.  Так, в с. Березники Собинского р-на  из
45 детей дошкольного возраста  способны  оплатить  посещение  ребенком
детсада семьи только 8 из них.
     Одной из наиболее  эффективных  форм  поддержки  семей  с  детьми
является оказание помощи в организации летнего отдыха  и  оздоровления
детей.  Организованными формами отдыха,  оздоровления  и  занятости  в
летний период 1998 г. было охвачено 88 тыс. детей, что составляет 105%
от уровня прошлого года.  Увеличилось число  профильных  и  санаторных
смен, появился опыт оздоровления детей на базе  санаториев  областного
объединения  "Владимиркурорт".    В    24    из    29    ведомственных
санаториях-профилакториях,  домах  отдыха,  пансионатах   организованы
специализированные смены для детей, в т.ч. смены "Мать и дитя".
     Из общего числа отдохнувших детей в оздоровительных лагерях 37,3%
(29174 чел.) составляли дети из многодетных и малообеспеченных  семей,
дети-сироты, дети-инвалиды, трудные подростки, дети из семей  беженцев
и вынужденных переселенцев, безработных.
     Путевки  в  загородный  лагерь  обходились  родителям  в  15%  их
стоимости (60-70 руб.), в городской - 20% (до  40  руб.),  а  дети  из
социально незащищенных семей получили их бесплатно.
     Чтобы обеспечить  отдых  такого  количества  детей,  привлекались
средства и бюджета, и внебюджетных  фондов  социального,  медицинского
страхования, занятости, социальной поддержки  населения.  В  целом  на
летнюю оздоровительную кампанию в 1998  г.  израсходовано  более  30,8
млн. руб., в т.ч. 1,253 млн.  руб.  (3,8%)  из  федерального  бюджета,
которые были направлены  на  организацию  отдыха  детей  из  социально
незащищенных семей.  Более 212 тыс. руб. направил в  прошлом  году  на
организацию  летного  отдыха  детей-сирот  в  лагере    "Автомобилист"
российско-американский благотворительный фонд "Надежда".
     Наиболее организованно проведена оздоровительная  кампания  в  г.
Муроме, Вязниковском,  Гороховецком,  Муромском  районах.  Низкими  же
по-прежнему  остаются  показатели  по  организации  отдыха  детей    в
Петушинском (14,2%), Судогодском (15,6%), Суздальском (23%) районах.
     За счет программы "Дети Владимирской  области"  удалось  укрепить
материальную базу  I  муниципального  загородного  лагеря,  обеспечить
участие особо одаренных детей области в  проведении  детско-юношеского
фестиваля "Браво".
     Государственные  региональные   программы    социальной    помощи
дополняет областной  фонд  социальной  поддержки  населения.  Так,  на
оказание адресной помощи по поддержке семей  и  детей,  находящихся  в
особо трудных условиях, в 1998 г. было израсходовано 114,4  тыс.  руб.
из собственных средств фонда.
     Таким образом, основной  задачей  органов  исполнительной  власти
области остается обеспечение стабильности мер социальной помощи  семье
и детям, в  т.ч.  дифференцированной  адресной  помощи,  и  сохранение
достигнутых гарантий поддержки семьи и детей.

                      IV. Охрана здоровья детей

     Показатели состояния здоровья детей относятся к  числу  важнейших
характеристик, определяющих положение детей в обществе,  а  негативные
тенденции в области здоровья -  бесспорное  свидетельство  социального
неблагополучия.
     В 1998 году отмечается увеличение младенческой смертности с  13,5
на 1000 детей, родившихся живыми, в начале года до 13,9 в конце  года.
В структуре детской смертности на 1 месте продолжают оставаться травмы
и отравления.
     Однако за прошедший год отмечается снижение уровня заболеваемости
детей от 0 до 14 лет.  Так, заболеваемость новорожденных в расчете  на
1000 уменьшилась с 292,8 в 1997 году до 274 в  1998  г.  (снижение  на
9,3%).
     Среди детей в возрасте до 14 лет  (в  сравнении  с  уровнем  1997
года) произошло снижение заболеваемости болезнями  нервной  системы  и
органов чувств  на  8%,  болезнями  органов  пищеварения  -  на  6,9%.
Положительная тенденция наметилась и  в  состоянии  заболевания  детей
сифилисом и чесоткой - за год произошло снижение  числа  заболевших  в
1,2 раза.
     В  области  сохранен  коечный  фонд    и    кадровый    потенциал
педиатрической  службы.  Если    в    абсолютном    выражении    число
педиатрических коек в прошлом году осталось неизменным  -  878,  то  в
расчете на 10  тысяч  детей  этот  показатель  вырос  с  29  до  30,4.
Проводится  реструктуризация  коек,  однако    ввиду    недостаточного
материального обеспечения лечебных учреждений медленно идет  внедрение
стационарзамещающей помощи в форме дневных стационаров для детей.
     Наряду с позитивными изменениями в области охраны здоровья детей,
по некоторым показателям наблюдается рост заболеваемости.  Так,  среди
детей в возрасте до 14 лет отмечается рост  заболеваний  инфекционными
болезнями с 101,5 на 100 тысяч детского населения в 1997 г. до 102,7 в
1998 г., болезнями кожи и подкожной клетчатки соответственно с 76,6 до
82.
     Среди социально значимых заболеваний отмечается рост за прошедший
год заболевания детей туберкулезом  в  1,8  раза.  За  последние  годы
проявляется устойчивая тенденция к уменьшению числа детей-дошкольников
с  нормальным  физическим  развитием.  Слабое    состояние    здоровья
дошкольников  неблагоприятным  образом  сказывается  на  процессе   их
адаптации к учебным нагрузкам и школьному режиму. У каждого четвертого
учащегося,  имевшего  в  6-летнем  возрасте  хронические  заболевания,
тяжело протекает адаптация к  обучению  в  школе,  что  проявляется  в
резком ухудшении здоровья, трудностях в обучении.
     Проведенные  исследования  детей   по    структуре    хронических
заболеваний в  дошкольных  образовательных  учреждениях  выявили,  что
основной удельный вес диспансерной группы составляют дети с патологией
нервной системы и органов чувств - 37%, из них  половина  -  патология
органов зрения.  Перед поступлением в школу пониженная острота  зрения
наблюдается у 7,6% детей, а по окончании школы - у 16,9% школьников.
     Сохраняется тенденция к росту  числа  хронических  заболеваний  у
детей дошкольного и школьного возраста.  Эту проблему решают в большой
степени  оздоровительные  группы    в    дошкольных    образовательных
учреждениях, центры медицинской реабилитации и охраны здоровья детей.
     Уже  в  детском  и  подростковом  возрасте  начинаются  нарушения
репродуктивного здоровья: 16% девочек-подростков имеют  дисгармоничное
развитие, 25% - нарушения формирования скелета, 28% - гинекологические
заболевания.  Поэтому в штаты  детских  поликлиник  и  центров  охраны
здоровья введены ставки детских гинекологов.
     В  последние  годы  отмечен  значительный  рост   числа    детей,
относящихся к группам высокого медико-социального риска.  По состоянию
на 1.01.99 г., под  наблюдением  врачей-наркологов  всего  по  области
находится 1224 несовершеннолетних (250 детей и 974 подростка), из  них
по поводу алкоголизма -  27  человек;  злоупотребления  наркотическими
средствами  -  21  человек,  ненаркотическими  средствами    -    481;
токсикомании - 52; пьянства - 889 детей и подростков.
     Ограниченность и нестабильность бюджета здравоохранения, снижение
доходов большинства семей в сочетании с сокращением выделяемых средств
на    социальные        программы        осложнили        деятельность
лечебно-профилактических учреждений области.  За счет программы  "Дети
Владимирской области" (подпрограмма "Охрана здоровья детей дошкольного
и школьного  возраста")  в  прошедшем  году  удалось  провести  ремонт
детских отделений ОКБ и Меленковской ЦРБ, приобрести оборудование  для
очистки воды в учреждениях для детей-сирот на сумму 376,147 тыс.  руб.
Однако сложности финансирования (в  частности,  использование  системы
взаимозачетов)  не  позволили  использовать  порядка  450  тыс.  руб.,
предусмотренных программой на приобретение медицинского  оборудования,
ввиду того что на территории Владимирской области данное  оборудование
не производится.
     Несмотря  на  тяжелые  финансовые  условия  в  области  полностью
сохранена и качественно преобразована санаторная служба, где действует
600 детских коек. Доработана и внедрена в практику при участии кафедры
педиатрии  Ивановской  государственной  медицинской  академии  система
подготовительного этапа  к  санаторному  лечению;  активно  внедряются
результаты научных  исследований:  разработан  алгоритм  эффективности
лечения,    симптоматической    терапии,    безлекарственные    методы
реабилитации.
     Таким образом, в настоящее время в области действует  комплексная
система  медицинского  обслуживания  детей  дошкольного  и   школьного
возраста, однако  трудное  финансовое  положение  создает  объективную
ситуацию вынужденности платной медицинской помощи, доля которой крайне
незначительна  и  составляет  в  педиатрической  службе    и    службе
родовспоможения доли процента.

                          Планирование семьи

     Решение проблемы планирования  семьи  предполагает  прежде  всего
охрану  репродуктивного  здоровья  населения,  создание  условий   для
рождения  желаемых  и  здоровых  детей,  снижения  числа  абортов    и
материнской смертности от них.
     Работа по планированию семьи в области ведется через формирование
надежной    системы    профилактики    абортов,    создание       сети
медико-педагогических школ (г.г.  Владимир,  Гусь-Хрустальный,  Муром,
Ковров), работает областной центр планирования семьи, открыты кабинеты
планирования семьи в крупных районах области. Ведется просветительская
работа с подростками, включающая циклы лекций по физиологии, защите от
нежелательной  беременности,  от  заболеваний,  передающихся   половым
путем.
     Несмотря  на  проводимую  работу   по    предупреждению    ранних
беременностей, в 1998 г. зафиксирован 21 аборт у девочек  до  14  лет.
Приобретение  оборудования  для  медико-генетических  консультаций   и
биохимической лаборатории за счет средств программы "Дети Владимирской
области" позволили улучшить качество диагностики  супружеских  пар  по
проблемам наследственности  и  врожденной  патологии  плода.  Получила
дальнейшее  развитие  перинатальная  диагностика,  на  базе  областной
клинической больницы проводится дородовая диагностика болезни Дауна. В
акушерско-гинекологической  службе  внедрен  обязательный   двукратный
ультразвуковой скрининг беременных для  выявления  патологии  плода  и
своевременного прерывания беременности по медицинским показаниям.  Это
позволило снизить число абортов в области с 58 до 52,2 на 1000  женщин
фертильного возраста. В то же время аборт и в настоящее время является
для большинства женщин основным средством планирования семьи.

                            Питание детей

     Многочисленные данные специальных исследований свидетельствуют  о
значительном ухудшении за последние годы общего положения  с  питанием
детей в России в целом и во Владимирской области в частности.
     На территории области отсутствуют производства и цеха по  выпуску
специализированных продуктов  детского  питания.  Из  24  существующих
детских молочных кухонь, по состоянию на  01.01.99  г.,  функционируют
только  10.  Ассортимент  вырабатываемой  продукции  в   ДМК    крайне
ограничен: только в 5 ДМК готовится кефир, творог, смеси, в остальных
-  только  кипяченое  молоко.  Фактическая  мощность  ДМК  в   городах
обеспечивает потребность молочными смесями детей до года и от 1  до  2
лет только на 30%, а по  селу  мясоовощными  смесями  не  обеспечивает
совсем.  Образовалась хроническая задолженность по выплате компенсаций
за молочные продукты семьям с детьми до 2 лет.  Во многих районах  эта
задолженность погашается продуктами, не предназначенными для  детского
питания.  Ситуация с питанием детей в  ДОУ  остается  крайне  сложной.
Необходимый продуктовый набор стоит  24-27  руб.,  фактически  питание
осуществляется по разным территориям от 2 до 9 руб.  в  день,  поэтому
потребление основных продуктов  составляет:  мясо  -  20-60%,  рыба  -
0-30%, сыр - 0-10%, сметана - 0-25%, творог - 0-25%, овощи  -  30-60%,
фрукты - 0-20%, крупы и макароны - 180-220%.  Дотация  на  удешевление
питания есть только у г.  Владимира - 1,2 руб.,  Юрьев-Польского  -  2
руб.,  у  43,8%  сельских  школ  Кольчугинского   р-на,    53%    школ
Камешковского района.
     В учреждениях г.  Владимира кормят, в основном,  за  родительскую
плату, покупая ежедневно  минимальный  набор  продуктов.  Основу  меню
составляют макароны,  крупы.  Порционные  блюда  заменяются  гарниром.
Стоимость  питания  составляет  в  среднем  4,8  руб.,  лишь  в  одном
ведомственном детском комбинате детей кормят  на  27-30  руб.  Питание
детей  уже  длительный  период  имеет  углеводистую    направленность,
отмечается  постоянный  дефицит  белка,  особенно  животного,   жиров,
витаминов,  минеральных  веществ.  Повсеместно  в  питание  включаются
мясные и рыбные консервы, бульонные кубики, вместо  натурального  мяса
приобретаются куриные потроха, мясная обрезь, суповые  наборы.  Вместо
натурального молока используется сухое.  Питание детей  в  ДОУ  нельзя
назвать  не  только  сбалансированным,  но    и    вообще    здоровым.
Удовлетворительным  пока  является  питание  только  в  ряде  сельских
учреждений, где хозяйства выделяют  мясо,  молоко,  овощи,  а  местные
администрации оказывают материальную помощь.
     Снизилось количество  учащихся,  получающих  горячие  завтраки  в
школе: горячим питанием охвачено 44,2% школьников области  (в  прошлом
году  -  67,1%).  Обеспеченность  посадочными  местами   по    области
составляет 92%, в сельской местности - 100%. 87%  средних  и  неполных
средних  школ  имеют  свои  столовые.  Полностью   горячим    питанием
обеспечены школьники в г.  Кольчугине, более половины (от 54 до 67,6%)
школьников г.г. Юрьев-Польского, Суздаля, Гусь-Хрустального, Петушков,
Селиванова,  Владимира.  На  уровне  областных  показателей   питаются
школьники г.  Вязников, около  трети  учащихся  (23-39%)  -  в  школах
остальных территорий.  Исключение составляет г.Ковров, где лишь  11,4%
детей школьного возраста обеспечены горячими завтраками.
     Питание школьников в оздоровительных лагерях в летний сезон  1998
года  на  большинстве  территорий  было  организовано  лучше,  чем   в
предыдущий год.  Разнообразным было питание в городских  лагерях  г.г.
Владимира, Коврова,  Вязников;  в  загородных  лагерях  г.г.  Коврова,
Киржача,  Селиванова.  Несбалансированным  было  питание    детей    в
загородных лагерях г.  Гороховца, где из-за недостатка наличных  денег
продукты поставлялись в счет взаимозачетов и вследствие этого их набор
был ограничен.
     Наиболее полноценное питание получают воспитанники детских домов,
где выборка по всем видам продуктов составляет  от  80  до  115%.  При
решении этого вопроса активно привлекаются средства спонсоров.  Так, в
1998 году на питание детей в Карабановском детском доме направлено  24
тыс. руб. из благотворительного фонда "Надежда".
     Отсутствие государственной политики в отношении питания  детей  в
ДОУ, школах,  ПТУ,  недостаточное  финансирование  за  последние  годы
привели к резкому увеличению заболеваний  желудочно-кишечного  тракта,
аллергических  заболеваний,  болезней  нервно-психического    статуса,
зрительной патологии и кариеса. Увеличилось число детей и подростков с
хронической патологией  и  группа  часто  болеющих  детей.  По  данным
медосмотров, дефицит массы тела у  школьников  по  разным  учреждениям
составляет от 1 до 18%.

           VI. Образование, обучение, воспитание и развитие
                                детей

     В  соответствии  с  региональной  "Программой  развития   системы
образования Владимирской области на 1996-1998 гг. и на перспективу  до
2000 года"  в  области  проводится  определенная  работа  по  созданию
условий для воспитания,  образования  и  развития  детей,  обеспечению
стабильного функционирования сети образовательных учреждений.
     На  начало  1998/99  учебного  года  действовало   578    дневных
общеобразовательных школ (в прошлом году - 587), из них 107  начальных
(1997/98 - 117), 166 основных (неполных средних школ)  (1998  -  169),
305 средних (301).
     В  области   проведена    необходимая    работа    по    созданию
нормативно-правовой базы для формирования системы равных  возможностей
получения  образования  всеми  категориями  детей.  В  соответствии  с
Законом РФ "Об образовании" (ст.19.,  п.6,8)  и  Законом  Владимирской
области  "Об  образовании"  (ст.3.,  п.4,5,6)    закреплен    механизм
сохранения ребенка в школе, перевода учащихся  из  общеобразовательных
школ  в  вечерние  (сменные)  общеобразовательные  школы,   отчисления
учащихся из школы.  Применяемые меры способствовали уменьшению выбытия
из школ учащихся, не получивших основного общего образования (1998 г.
- 249, 1997 г.- 255).
     Ежегодно увеличивается количество учащихся,  поступивших  в  10-й
класс, желающих получить полное среднее образование (1998 г. -  57,6%,
1997  г.  -  56,6%).  Удовлетворяется  заказ  родителей  и  детей   на
образование  по  выбору.  Дальнейшее  развитие  получило   вариативное
образование.  В области 3 гимназии, 5 лицеев, на 15% (с 360 в 1997  г.
до 423 в 1998 г.) увеличилось количество профильных классов и  классов
углубленного  обучения  предметам.  Получают  развитие  новые    формы
организации  образовательного    процесса:    семейное    образование,
экстернатная форма обучения, обучение по индивидуальным планам.
     Сохранена сеть вечерних (сменных) общеобразовательных школ  (24),
в них обучается 4940 чел., что снижает  число  детей,  оставшихся  вне
системы образования.
     В области функционируют 28 частных учебных заведений, но в  целом
сфера платных услуг в образовании невелика, доля привлеченных  средств
составляет 7%, в т.ч. платные  образовательные  услуги  -  3,7%,  т.е.
замены бесплатного образования платным не происходит.  В  области  был
введен 1-процентный налог на нужды  образования,  в  1998  году  сумма
сбора  составила  1258987  тыс.  руб.  Эти  средства  направлены    на
проведение неотложных ремонтных работ  в  учреждениях  образования.  В
настоящее  время  в  проведении  ремонта  нуждаются  почти  16%  школ.
Количество  их  по  сравнению  с  прошлым  годом  уменьшилось  на  10.
Увеличение мест в школах  незначительно.  В  результате  замороженного
строительства по-прежнему сложная ситуация в  г.  Лакинске,  где  дети
занимаются практически в 3 смены. Из-за переукомплектованности школы в
п. Коммунар Суздальского р-на, дети среднего и старшего звеньев района
Загородного парка частично вынуждены учиться в  школах  г.  Владимира.
80% школ г. Владимира работают с большой перегрузкой.
     Принятие  Закона   Владимирской    области    "Об    образовании"
способствовало  дальнейшему  развитию   регионализации    образования,
приоритетными  направлениями  которой  стали:   история,    география,
культура  Владимирского   края,    экономическое    и    экологическое
образование.  В учебные планы школ включены курсы "Основы  экономики",
"Экология", "Человек и общество" и "Введение в  историю"  в  начальной
школе. Разработана целевая программа "Учебник Владимирского края".
     Принятые меры способствовали  развитию  положительных  тенденций,
связанных  с  качеством    образования.    Увеличивается    количество
выпускников, окончивших школу с медалью (1998 г.  -  542,  1997  г.  -
404); получивших аттестат за 9-й  класс  с  отличием,  соответственно,
1998 г.  -  445,  1997  г.  -  351.  Итоговая  аттестация  выпускников
показала,  что  95%  девятиклассников  и  96%    одиннадцатиклассников
подтвердили  уровень  образовательного  стандарта.  Вместе    с    тем
принимаемые  меры  не  всегда  дают  прогнозируемые  результаты.  Так,
увеличилось на 3%  в  сравнении  с  1997  годом  количество  учащихся,
оставленных на повторный курс обучения.
     Создаются условия  для  детей,  имеющих  пониженную  мотивацию  в
учебной деятельности. Коррекционно-развивающим обучением охвачено 6,5%
(1997 г. - 6,З%) от контингента учащихся 1-9 классов.  Сохранена  сеть
коррекционных учреждений,  за  последние  три  года  вновь  открыто  3
интернатных учреждения.  В области  функционируют  26  учреждений  для
детей и подростков, имеющих физические и умственные недостатки, в  них
обучается около 3955 чел. (2% от всех  учащихся  области).  985  детей
обучаются на дому, в т.ч. 28 детей-инвалидов.
     Начальная профессиональная подготовка учащихся проводится на базе
ПУ N 52 области, где ведут большую работу по реорганизации структуры и
перечня  специальностей.  Закрыты  58  специальностей,   которые    не
востребованы производством, вновь открыты 40  специальностей,  которые
готовят кадры в соответствии с  требованиями  рынка  труда  (гувернер,
фермер и т.д.).  Всего  в  училищах  обучаются  22745  человек  по  68
профессиям и 138 специальностям. Проводимая реорганизация сети учебных
заведений  профессионального  начального  образования  направлена   на
оптимизацию учебного процесса.
     Впервые за последние годы в области произошло сокращение с  80  в
1997 году до 78 в  1998  году  количества  учреждений  дополнительного
образования, число детей в них снизилось  соответственно  с  71082  до
64493. Повышение  родительской  платы  в  детских  школах  искусств  и
детских музыкальных школах в большинстве  городов  и  районов  области
привело к уменьшению за год количества учащихся на 494 человека.
     Произошло   увеличение    числа    учащихся,    занимающихся    в
детско-юношеских спортивных школах (1998 г. - 28655 чел.,  1997  г.  -
26886).  В области работает 1952  клубных  формирования,  объединяющих
около  35  тыс.  детей  и  подростков,  5  специализированных  детских
кинотеатров.  В то же время снижается количество секций  и  кружков  в
школах, в них занимается мало детей, склонных к правонарушениям.
     Большую  работу  в    духовно-нравственном    воспитании    детей
осуществляют детские библиотеки, музеи. Приоритетным направлением в их
деятельности  стало  возрождение  национальной  культуры  и   традиций
русского  народа,  обычаев,  обрядов.  Расширяется   сеть    библиотек
семейного  чтения,  их  в  области  20.  В  Детском  музейном   центре
Владимиро-Суздальского музея-заповедника в 1998 г. открыта  экспозиция
"Рождение книги".
     Широкую программу для  детей  и  юношества  предлагает  областное
гастрольно-концертное  объединение,    для    учащихся    организованы
музыкальные абонементы "Далекое и  близкое",  "Госпожу  свою,  музыку,
славлю".  Особое внимание уделяется выявлению  и  поддержке  одаренных
талантливых детей.  Ежегодно в области проводятся городские, районные,
областные олимпиады школьников по 11 предметам.  В 1998 г. в областной
олимпиаде приняли участие 574 учащихся. Прошли областная теоретическая
олимпиада для учащихся музыкальных школ  и  школ  искусств,  фестивали
духовых оркестров "Серебряные трубы", фольклорных детских  коллективов
"Родники России", международный конкурс ансамблей "Весенние  скрипки",
областной фестиваль юных вокалистов, неделя "Театра, где играют  дети"
и др.  В 1998 г. 253 учащихся стали лауреатами областных  и  зональных
конкурсов,  олимпиад,  31  -  всероссийских,  9  -  международных,   8
школьников приняли участие в международной программе "Шаг в  будущее",
трое из них стали дипломантами. Команда Владимирской области принимала
участие во II  Московском  форуме  "Одаренные  дети",  четверо  заняли
призовые места.  Многие учащиеся,  занимаясь  научно-исследовательской
работой, участвуют в Днях науки, которые ежегодно проводятся  в  вузах
области.
     В программе поддержки юных дарований,  стимулирования  творческой
активности молодежи -  ежегодное,  начиная  с  1993  года,  учреждение
наиболее талантливым и одаренным детям, юношам  и  девушкам  стипендий
администрации области (  в  размере  минимальной  заработной  платы  в
месяц) в области образования, культуры, физической культуры и  спорта,
журналистики, семейного краеведения.  За  6  лет  223  человека  стали
стипендиатами администрации области,  в  т.ч.  45  -  в  1998  г.;  63
победителя областных  олимпиад  школьников  награждены  премией  главы
администрации области.  В 1999  году  106  детей  и  подростков  стали
лауреатами областного конкурса творчества детей  и  молодежи  "Надежда
земли Владимирской".
     Более  40  одаренных  ребят  находятся  под  опекой  Программы  и
Владимирского отделения Международного благотворительного фонда "Новые
имена".  Детям  выплачиваются  стипендии,    организуются    выставки,
гала-концерты,  мастер-классы,  оказывается  помощь  в    приобретении
музыкальных  инструментов  и  материалов  для  занятий  рисованием   и
художественным творчеством.  В шестой раз подряд в  июле  1998  г.  на
древней  суздальской  земле  с  огромным  успехом  прошла    юбилейная
Международная летняя творческая школа "Новые имена планеты".

           VII. Дети, находящиеся в особо трудных условиях

     В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической,
политической жизни продолжает расти число детей,  попадающих  в  особо
трудные  условия.  Среди  них  -  дети-сироты  и    бездомные    дети,
дети-инвалиды,  дети  беженцев  и  вынужденных  переселенцев,    дети,
подвергшиеся  насилию,  вовлеченные  в   употребление    алкоголя    и
наркотиков, дети - несовершеннолетние преступники и правонарушители.
     Дети, лишенные родительского попечения
     На начало 1999 года на учете в  органах  опеки  и  попечительства
состоит 7659 детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей
(в прошлом году - 7380), воспитываются в семьях  -  5727,  около  2000
находятся в интернатных учреждениях.
     В области 15 детских домов, 2 школы-интерната для детей-сирот,  5
домов  ребенка,  1  дом-интернат  для  детей-инвалидов.  С  1995  года
функционирует областной Центр по усыновлению, опеке и  попечительству,
основной задачей  которого  является  передача  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан.  Сформирован банк
данных о детях, подлежащих устройству в семьи (617 чел.), кандидатов в
усыновители (167 чел.), из них 116 - иностранные граждане.
     Несмотря  на  увеличение  общего  числа  детей-сирот,  в  области
наметилась тенденция к уменьшению детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения родителей, выявленных первично (1996 г. - 1193,  1997  г.  -
1111, 1998 г.- 1063), из них отданы в семьи под опеку и попечительство
и на усыновление 67,3%.  В 1998 году на усыновление в российские семьи
передано только 57 детей (на 16 меньше, чем в 1997 году).
     Самой распространенной формой устройства  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, является передача их под опеку (попечительство) в
семьи граждан, где воспитывается в настоящее время 3540 детей (1997 г.
- 3467).
     Новой  формой  семейного  воспитания  являются  приемные   семьи,
созданные на базе детских домов семейного типа (в области  их  сегодня
20), в которых  воспитывается  42  приемных  ребенка.  Предпринимаются
первые шаги по созданию российской  модели  фостеровских  (заменяющих)
семей - семей патронатных воспитателей, которым по договору передаются
дети из детских домов  (в  настоящее  время  их  в  области  уже  11).
Администрацией области подписан Протокол о сотрудничестве в разработке
модели  форм  устройства  детей  в  семьи  граждан  с    Министерством
образования,    неправительственной    организацией     "Международная
христианская солидарность", подготовлен  проект  договора  по  данному
вопросу  с  международной  социальной  службой  "Бакнер".  Эксперимент
рассчитан до 2003 года и проводится в 6 районах области.
     Ведется  целенаправленная  работа  по  совершенствованию  условий
жизни, воспитания и обучения детей-сирот.  В течение последних  6  лет
открыто 5 детских домов.  В штат всех детских домов и  школ-интернатов
для  детей-сирот  введены  педагоги-психологи,  социальные   педагоги.
Дети-родственники  школьного  и  дошкольного  возраста  объединены   в
детские дома  смешанного  типа.  В  каждом  детском  доме  разработана
программа социализации воспитанников на 1999-2000 годы.
     Создается система постинтернатной поддержки детей-сирот. При ПУ N
26 г.  Гусь-Хрустального открыты  3  группы  для  выпускников  детских
домов, имеющих отклонения в  развитии,  в  Лакинском  детском  доме  -
молодежный семейный центр для бывших воспитанников детских домов, в г.
Муроме - общежитие  для  выпускников  детских  домов.  В  Камешковском
детском доме создан центр психологической помощи семье и детям района,
служба патронатного воспитания.  В Покровском детском  доме  действует
филиал музыкальной школы на 56 мест, все дети Мстерского детского дома
посещают художественную школу.  Этот детский дом получил президентский
грант по теме  развития  художественных  промыслов.  В  Карабановском,
Муромском детских домах,  Лухтоновской  школе-интернате  функционируют
центры социальной адаптации воспитанников и  выпускников  с  созданием
учебных рабочих мест.
     Вопросы  материального  обеспечения  интернатных  учреждений  для
детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  включает
программа "Дети-сироты", входящая в  областную  комплексную  программу
"Дети Владимирской области", на реализацию которой с 1995 по 1997  гг.
выделено 3687 млн. руб., в 1998 году - 206 тыс. руб.
     В условиях дефицита бюджета  привлекаются  средства  внебюджетных
фондов.    Только    из    международного      российско-американского
благотворительного фонда "Надежда" ежегодно детские дома  получают  до
2-х млн. руб., при его участии в 6  детских  домах  открыты  обучающие
информационные центры, проводятся  летние  оздоровительные  смены  для
воспитанников, организовано питание  для  опекаемых  детей,  детей  из
малообеспеченных семей.
     Положительными результатами работы с детьми-сиротами  в  1998  г.
можно считать снижение роста числа  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, отсутствие осужденных среди опекаемых и  подопечных  детей,
разукрупнение детских домов, создание в большинстве  из  них  условий,
приближенных  к  домашним,  наличие  современной  бытовой  и   игровой
техники, компьютерных классов, уменьшение числа самовольных уходов  из
детских домов.
     Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем. Остро стоит
вопрос социальной адаптации воспитанников детских  домов.  Только  20%
(11 чел.) выпускников детских домов продолжают обучение в 10 классе  и
поступают в средние специальные и высшие учебные заведения,  остальные
- в профессиональные училища.  По-прежнему остается  сложной  проблема
решения жизненно  важных  вопросов,  связанных  с  трудоустройством  и
обеспечением их жильем, лишь 76% детей-сирот и детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  имеют  закрепленное  жилье.  Однако    проблема
обеспечения их квартирами не решается, в лучшем случае предоставляется
койкоместо в общежитии.
     Недостаточность  и  задержка  финансирования  остаются    главным
дестабилизирующим фактором и  причиной  кризисных  явлений  в  детских
домах.  Финансируются только 3 статьи  бюджета:  коммунальные  услуги,
зарплата сотрудников (с задержкой на 2-5 месяцев) и не в полном объеме
- питание детей.
     В связи  с  дефицитом  бюджета  тяжелая  обстановка  сложилась  с
выплатой денежных средств на содержание детей, находящихся на опеке  в
семьях.  На 1 января 1999 года долг составил  9,5  млн.  руб.  В  г.г.
Вязниках, Гусь-Хрустальном, Меленковском, Вязниковском районах пособия
не выплачиваются с декабря, в Гусь-Хрустальном - с мая, в г.  Коврове,
Селивановском районе - с сентября 1997 года.

                            Дети-инвалиды

     Одной из  острых  социальных  проблем  нашего  общества  является
проблема детской инвалидности, В последнее время в области наблюдается
тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями:  в  органах
социальной защиты населения на 01.01.99 состоит на учете 5115 детей до
16 лет, получающих социальную пенсию, что на 85 человек больше, чем  в
1997 году.
     В структуре заболеваний, обусловивших возникновение  инвалидности
у детей, на  1  месте  -  врожденные  аномалии  -23,6%,  второе  место
занимают  двигательные  нарушения  -  23%,  третье    -    психические
расстройства - 17,3%.
     В области функционирует 26 учреждений  для  детей  и  подростков,
имеющих умственные и  физические  недостатки,  в  т.ч.  5  интернатных
учреждений для детей с речевой, слуховой и глазной патологией. Всего в
них обучается и воспитывается 3636 человек (1,9% от всех учащихся).
     Ввиду  крайне  недостаточного  финансирования   практически    не
движется очередь больных детей на высокотехнологичные виды лечения.  В
настоящее  время  ждут  оплаты  кардиохирургического  и  других  видов
лечения 45  детей.  Льготное  обеспечение  лекарственными  препаратами
детей финансируется только из бюджета, исполнение которого в целом  по
прошлому году составляет 64% от утвержденного  уровня.  Как  следствие
льготными    медикаментами    обеспечиваются    практически     только
дети-инвалиды с онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой.
     В республиканском  детском  ортопедо-неврологическом  центре  (п.
Пиганово) открыто отделение медико-социальной реабилитации детей с ДЦП
на  40   коек.    Многопрофильное    восстановление    детей-инвалидов
осуществляет Владимирский городской центр  восстановительного  лечения
детей-инвалидов, однако малые площади и недостаточная оснащенность  не
позволяют проводить реабилитацию детей в полном объеме.
     В области действует Центр реабилитации для детей и  подростков  с
ограниченными возможностями,  расположенный  в  г.  Муроме.  Здесь  на
основе комплексного поэтапного проведения реабилитационных мероприятий
восстанавливают опорно-двигательные функции ребенка-инвалида, улучшают
речь.  В 1998 г. услугами центра воспользовались 327 детей с диагнозом
ДЦП.
     В  целях  дальнейшего  решения  проблем   детской    инвалидности
администрация  Владимирской  области  внесла  свои   предложения    по
включению  в  проект  Федеральной  программы  "Социальная    поддержка
инвалидов на 1999-2005 гг."  создания  на  базе  центра  в  г.  Муроме
опорно-экспериментального  учреждения  по  подготовке    специалистов,
разработке    методических    пособий,    проведению        семинаров,
научно-практических конференций для регионов Центра России.
     В общем числе детей-инвалидов выделяется группа детей, которым на
основании  заключения   медицинской    комиссии    поставлен    статус
необучаемых. До последнего времени они нигде и ничему не обучались, не
получали навыков труда и самообслуживания, постоянно находились дома и
не имели возможности общаться.  По данным социологического опроса, 85%
родителей, имеющих таких детей, выходят из общественно-трудовой  жизни
общества и нигде не работают. Чтобы как-то изменить ситуацию, в городе
Владимире на базе клуба по месту жительства  была  создана  Ассоциация
родителей детей-инвалидов "Свет", которая при поддержке  администрации
города и области  организовала  обучение  детей  по  программе  "Школа
жизни", включающей получение навыков ориентировки в окружающей  среде,
самообслуживания, обучения  счету,  музыке,  ритмике,  ручному  труду,
развитию речи.
     На  добровольные  пожертвования  приобретена  часть  необходимого
оборудования для работы классов "Школы жизни", которых насчитывается в
настоящее время уже 6. Наиболее активно подобная работа проводится в
г.г. Камешкове, Гусь-Хрустальном, Собинке.

                    Социальная дезадаптация детей.

                        Детская преступность.

     По сравнению с 1997  годом  не  останавливается  рост  социальной
дезадаптации детей.
     Усиливается детская  безнадзорность,  ведущая  к  беспризорности,
бездомности и бродяжничеству  детей.  В  1998  г.  в  областной  центр
временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей  УВД  поступило
582 ребенка и подростка (1997 г. - 545), из них 152 человека совершили
общественно опасные деяния, 217 человек самовольно  ушли  из  семей  и
учебно-воспитательных заведений.
     В определенной степени решить проблему детской  безнадзорности  и
профилактики правонарушений, защиты прав и  интересов  детей  помогают
специализированные учреждения нового типа социальной  помощи  семье  и
детям.  В настоящее время в области функционируют 9 социальных приютов
для  детей  и  подростков,  4  центра  медико-психолого-педагогической
помощи семье, детям и молодежи  (в  двух  из  них  работают  "телефоны
доверия"),    два    социально-реабилитационных      центра        для
несовершеннолетних, три отделения по работе  с  семьей  и  детьми  при
центрах социального обслуживания населения, которыми в  1998  г.  было
обслужено свыше 14 тыс. семей, около 54,0 тыс. чел., около 40 тысяч из
них - несовершеннолетние.  В социальных приютах, центрах  реабилитации
несовершеннолетних прошли реабилитацию и получили помощь 603 ребенка и
подростка (1997 г. - 596).  Среди этих детей более 30% -  брошенные  ,
сбежавшие из семьи,  50%  -  дети  из  асоциальных  семей,  20%  -  из
вынужденно бедных семей  (безработица,  невыплата  зарплаты).  Из  них
взято на опеку, попечительство и  усыновление  9  чел.,  возвращены  в
родные семьи 529, устроены в государственные учреждения 65.
     Особую тревогу и озабоченность вызывает  ранняя  алкоголизация  и
наркомания  среди  детей  и  молодежи.  В  последние  годы  отмечается
тенденция к росту количества несовершеннолетних, в  т.ч.  до  15  лет,
потребляющих не только спиртные напитки, но и одурманивающие вещества.
С помощью Нижегородского регионального общественного фонда "За будущее
детей"  в  г.Муроме  проведен    семинар-тренинг    по    профилактике
алкоголизма, наркомании, жестокости среди детей и подростков.
     Областная программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних"  предусматривает  реализацию  комплексных  мер  по
организации досуга и занятости детей и подростков,  поддержки  детских
клубов, пропаганду правовых знаний. В ряде городов и районов области в
летний период создавались профильные лагеря, работавшие по специальным
программам   социальной    реабилитации    дезадаптированных    детей.
Организованными формами отдыха в летние каникулы  было  охвачено  чуть
меньше тысячи "трудных" подростков, что составляет 20% от состоящих на
учете.
     Особое внимание уделяется трудоустройству  несовершеннолетних.  С
этой целью проводятся ярмарки рабочих мест, квотирование рабочих мест,
организуются  специальные  курсы  "Клуб  ищущих  работу",  "Старт    в
профессию",    программы    "Выбор    жизненного    пути",      "Успех
профессионального выбора",  помогающие  несовершеннолетним  с  выбором
будущей  профессии.   Наиболее    остро    проблема    трудоустройства
обозначилась  в  отношении  несовершеннолетних,  осужденных  к   мерам
наказания,  не  связанным  с  лишением  свободы,   освобожденных    из
воспитательных    колоний,    а    также    окончивших     специальные
учебно-воспитательные учреждения.  Как правило, эти подростки  сами  в
службы занятости  не  обращаются,  а  со  стороны  служб  профилактики
правонарушений  и  комиссий  по  делам  несовершеннолетних  работа  по
трудоустройству таких подростков не всегда дает ощутимые результаты.
     Активизации работы с несовершеннолетними и семьями "группы риска"
способствовало  проведение  операции  "Подросток"  (с  1  июня  по   5
сентября), во время которой было выявлено и  поставлено  на  учет  857
детей и подростков, 116 родителей, уклоняющихся от воспитания детей. В
1998 г. в отношении 66 детей родители были лишены родительских прав.
     В  целом  по  области  произошло   снижение    на    13%    числа
несовершеннолетних,    совершивших    преступления    в      состоянии
наркотического и алкогольного опьянения. Однако несмотря на проводимые
меры профилактической работы общая преступность несовершеннолетних  по
итогам 1998 года в сравнении с предыдущим годом возросла  на  6,7%  (с
2225 до 2375  преступлений).  Рост  отмечается  в  13  из  19  районов
области.  Наибольший - в 1,8 раза - в  Гороховецком,  Меленковском.  В
Вязниковском районе  -  в  1,4  раза.  Увеличилось  количество  тяжких
преступлений, таких как разбой, - на 8,5%, изнасилований -  на  11,1%,
причинения тяжкого телесного вреда - на 7,7%. Незначительно (с 9 до 8)
сократилось  количество  убийств.  Убийства  несовершеннолетними  были
допущены в Александровском, Вязниковском, Ковровском -  2,  Муромском,
Петушинском, Селивановском, Судогодском  районах.  Настораживает  рост
преступности  подростков  в  группах  со    взрослыми    в    районах:
Александровском - на 26,5%, Вязниковском - на 50%, Гороховецком - в  3
раза, Ковровском - на 26,7%.
     В  области  функционирует  2  специальных   учебно-воспитательных
учреждения для детей с девиантным поведением. В Покровском СпецПУ (для
детей  и  подростков  с  девиантным   поведением)    содержится    104
девушки-подростка, которые направляются в данные учреждения  судами  в
соответствии с Законом  "Об  образовании".  Это  учебно-воспитательное
учреждение  находится  в  федеральном  подчинении,  90%    подростков,
находящихся там,  -  из  разных  территорий  Российской  Федерации.  В
учреждении созданы условия для психо-коррекционной  работы  на  основе
индивидуальной  и  социально-педагогической  диагностики.  В    СпецПУ
воспитанницы получают общее основное  образование,  работают  в  цехах
пошива верхней  и  спортивной  одежды,  часть  средств  от  реализации
которой направляется на содержание девочек в учреждении  (приобретение
одежды, спортинвентаря).
     Во Владимирской области находится  также  воспитательная  колония
общего режима, в которой  отбывают  наказание  355  несовершеннолетних
подростков  за  умышленные  преступления.  В  настоящее  время   ввиду
отсутствия  надлежащего  финансирования  в  колонии  нет  средств  для
приобретения спортинвентаря,  обновления  постельных  принадлежностей.
Сокращена также производственная база учреждения.
     За последнее время наметилась тенденция роста преступности  среди
лиц, не достигших возраста наступления уголовной ответственности (1998
г. - 768 материалов).  К тому же необходимо отметить, что  совершаемые
ими преступления отличаются жестокостью и цинизмом.  В  связи  с  этим
возникла  острая  необходимость  в  открытии  на  территории   области
специального учебно-воспитательного учреждения для  несовершеннолетних
с  девиантным  поведением,  поскольку  на    содержание    малолетнего
правонарушителя  в  спецшколах  закрытого  типа,   расположенных    на
территориях других областей, требуется до 40 тыс. рублей в год.
     С целью приостановки негативных тенденций  в  подростковой  среде
администрация области предпринимает дополнительные меры по усилению  и
активизации  работы  органов  исполнительной  власти  всех  уровней  и
областных  ведомств.Так,  принято  постановление  главы  администрации
области  N  19  от  13.01.98  "Об  областной   системе    профилактики
безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних".
     Дети беженцев и вынужденных переселенцев
     В  1998  г.  в  области  было  зарегистрировано  1084  беженца  и
вынужденных переселенца, из них 293 ребенка в возрасте до  16  лет.  В
рамках программы "Дети Владимирской области" разработан комплекс  мер,
позволяющих решать вопросы  по  улучшению  социальной,  медицинской  и
другой помощи детям вынужденных мигрантов.
     Для  оказания  адресной  материальной  помощи  особо  нуждающимся
семьям беженцев и вынужденных переселенцев с  детьми  из  федерального
бюджета на область было выделено 81,8 тыс. руб., что составляет  66,5%
от запрашиваемого лимита.
     Всеми видами материальной помощи в истекшем  году  была  охвачена
201 семья. Для 10 детей вынужденных переселенцев был организован отдых
и лечение в оздоровительном центре "Ватутинки-1" ФМС России.
     Все  эти    меры    способствуют    улучшению    физического    и
психологического здоровья детей, а также адаптации их в  новой  среде,
снижению агрессивности и криминальной активности  в  местах  массового
размещения беженцев и вынужденных переселенцев.

           IX. Оценка, прогноз и рекомендации по улучшению
         положения детей, обеспечению их выживания, защиты и
                               развития

     Оценивая положение детей во Владимирской  области  в  1998  году,
следует отметить  определенные  положительные  результаты,  которые  в
значительной степени  связаны  с  той  социальной  политикой,  которая
активно и целенаправленно осуществляется в области. В течение прошлого
года проведены областные научно-практические конференции  "Проблемы  и
пути предупреждения социального  сиротства,  развития  форм  семейного
устройства детей,  оставшихся  без  попечения  родителей",  "Семья  на
рубеже  тысячелетий",  на  которых  обсуждались  вопросы    реализации
семейной политики и пути решения  проблемы  детской  безнадзорности  и
социального сиротства.  Исходя из рекомендаций конференции, продолжена
практика  решения  наиболее  неотложных  проблем  детства  на   основе
специальных  областных  программ,  финансирование  которых  ведется  в
основном из областного бюджета, ряд мероприятий  выполняется  за  счет
поступлений  из  федерального  бюджета.  С  каждым  годом  интенсивнее
привлекаются внебюджетные средства,  за  счет  которых  осуществляются
дополнительные меры по социальной защите детей.  В частности, за  счет
средств  благотворительных  фондов    "Надежда"    и    "Международная
христианская  солидарность"  за  прошедший    год    была    укреплена
материальная база 7 детских домов области, на эти цели выделялось  630
тыс.  руб.  Кроме  финансовой  помощи,  данными  фондами   оказывалась
гуманитарная помощь в виде одежды и обуви  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей,  на  общую  сумму  357  тыс.  руб.
Областным фондом социальной поддержки населения  за  счет  собственных
средств были выплачены стипендии  и  премии  одаренным  и  талантливым
детям области в объеме 45 тыс. руб.  Вместе  с  тем  сумма  финансовых
средств,  необходимая  для  реализации  всех  заявленных   мероприятий
программы, значительно выше.
     Как федеральные, так и региональные программы не способны  решить
большинство проблем, порожденных экономическими трудностями.  Поднятие
экономического потенциала страны,  повышение  благосостояния  граждан,
безусловно, сняло бы решение  многих  проблем  детства,  в  частности,
социального сиротства, сохранения здоровья детей и матерей,  повышение
интереса семьи в получении образования и пр.
     Назрела необходимость в  принятии  федеральных  законов,  мер  по
улучшению условий жизнедеятельности семьи, и, следовательно, положения
детей: повышение минимального  уровня  оплаты  труда,  уровня  пенсий,
установление дополнительных  выплат  и  гарантий  семье,  формирование
новой системы семейных пособий с учетом среднедушевого  дохода  и  др.
Принимаемые    постановления    должны    быть    обеспечены    четким
организационным  механизмом  их  выполнения  и  надежными  источниками
финансирования из федерального и местных бюджетов.
     Важнейшей задачей является усиление позиций по выделению  целевых
расходов на мероприятия в  интересах  детей,  преодоление  остаточного
принципа финансирования  наиболее  важных  мер,  в  т.ч.  связанных  с
поддержанием социальной инфраструктуры детства, выполнением принятых к
реализации программ.
     С  целью  координации  работы  по    предупреждению    социальной
дезадаптации детей и правонарушений на федеральном  уровне  необходимо
принять   законы    "О    государственной    системе    защиты    прав
несовершеннолетних и профилактике безнадзорности и правонарушений", "О
предотвращении насилия в семье", "О защите здоровья детей".
     В настоящее время назрела необходимость в возрождении  детских  и
молодежных организаций, решение этой проблемы требует целенаправленных
совместных действий федеральных и региональных органов  исполнительной
власти.
     Считаем необходимым с  целью  выполнения  положений  Федерального
закона "Об основных гарантиях прав  ребенка  в  Российской  Федерации"
совершенствовать структуру органов, занимающихся вопросами  детства  и
осуществляющих  координацию  деятельности  заинтересованных  ведомств,
поддерживать создание муниципальных комиссий по охране и  защите  прав
детей.
     При разработке социальных законов необходимо  помнить,  что  наши
дети будут жить во втором тысячелетии.  Какими будут  они  -  таким  и
будет наше государство, поэтому необходимо целью национальной политики
определить идею воспитания здорового, образованного поколения.
----------------------------------------------------------------------


Информация по документу
Читайте также