Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Сахалинской области от 09.06.2009 № 369-ра

  



                  АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                     от 09 июня 2009 г. № 369-ра
                          г. Южно-Сахалинск


             Об утверждении Концепции развития кадрового
                    потенциала Сахалинской области


     В целях   обеспечения   дальнейшего   совершенствования   системы
развития трудовых ресурсов области, создания правовых, организационных
и  экономических  условий,   обеспечивающих   формирование   кадрового
потенциала с учетом перспектив развития области:
     1. Утвердить Концепцию развития кадрового потенциала  Сахалинской
области (прилагается).
     2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения  возложить  на
вице-губернатора Сахалинской области А.Н. Бурыкина.


     Исполняющий обязанности губернатора
     Сахалинской области                                К.М. Строганов



                                                   УТВЕРЖДЕНА

                                          распоряжением администрации
                                              Сахалинской области
                                          от 09 июня 2009 г. № 369-ра



                              КОНЦЕПЦИЯ
          развития кадрового потенциала Сахалинской области


                             1. Введение                           
                                                                      
     Модернизация предприятий, реализация высокотехнологичных проектов
в  Сахалинской области, в том числе связанных с освоением нефтегазовых
проектов,  привели  к  тому,  что   структура   вакансий   существенно
изменилась.     Увеличился     спрос    на    высококвалифицированных,
профессионально  подготовленных  рабочих,  специалистов   среднего   и
высшего звена. Экономика области стала испытывать острую потребность в
специалистах технического профиля с высшим образованием.
     Наиболее   востребованными    продолжают    оставаться    опытные
квалифицированные  рабочие,  владеющие  несколькими  специальностями в
строительстве,       нефтегазовом       комплексе,        рыболовстве,
жилищно-коммунальном и сельском хозяйстве.
     Дальнейшему повышению устойчивости, основанной на  более  широком
внедрении    инновационных    проектов    экономики   области,   будет
способствовать реализация Стратегии развития  Сахалинской  области  до
2020 года.
     Инновационное развитие и масштабные  проекты,  которые  предстоит
реализовывать,   могут   состояться   только   при   условии  создания
эффективной системы сохранения,  использования  и  развития  кадрового
потенциала.
     (Кадровый  потенциал   -   качественно-количественное   измерение
трудовых   ресурсов   с   учетом   пола,   возраста,   образования   и
профессиональной   подготовки,   здоровья,    которыми    определяется
эффективность труда работников).
     Наличие качественных трудовых  ресурсов  позитивно  отразится  на
развитии  экономики,  включая создание высокотехнологичных производств
ее приоритетных отраслей, будет способствовать развитию  обслуживающих
отраслей, предоставляющих разнообразный комплекс услуг.
     Повышение качества и доступности услуг позволит повысить  уровень
жизни  населения, увеличить ее продолжительность, будет способствовать
росту рождаемости – основному источнику восполнения трудовых ресурсов.
     Концепция  –  документ  долгосрочного  действия,   на   основании
которого  должны  разрабатываться  конкретные  отраслевые  областные и
муниципальные   программы   с   учетом   специфики   каждой   отрасли,
поставленных целевых задач.

       2. Анализ и оценка состояния кадрового потенциала Сахалинской  
             области и факторов, влияющих на его развитие             
                                                                      
     2.1. Рынок труда Сахалинской области, состояние и возможные пути 
                               развития                               
                                                                      
     В  Сахалинской  области  в  последние  годы  сохраняется  стойкая
тенденция  социально-экономического  роста,  связанная  с  реализацией
федеральных и областных  целевых  программ,  национальных  проектов  в
сфере    строительства,    сельского    хозяйства,    здравоохранения,
образования, проведением работ в рамках шельфовых проектов,  развитием
сферы услуг и социального сектора.
     Развитие экономики способствовало росту занятых  в  различных  ее
секторах  -  с 261,9 тыс. в 1999 до 292,3 тыс. в 2007 году. Наибольший
рост потребности в кадрах отмечался в  организациях,  занятых  добычей
полезных ископаемых, в строительстве и обрабатывающем производстве.
     Общая численность безработных за этот период сократилась  с  51,1
до 13,7 тыс. человек; официально зарегистрированных в службе занятости
безработных - с 12,3 до 3,6 тыс. человек.
     В  2008  году  на  областном  рынке  труда  произошли   некоторые
изменения.    Начавшееся    высвобождение    работников   субподрядных
организаций, завершивших  строительно-монтажные  работы  по  шельфовым
проектам  «Сахалин-1» и «Сахалин-2», а также увольнение граждан с ряда
других  предприятий  и  организаций  в  связи  с  финансовым  кризисом
повлияли  на рост напряженности на рынке труда. Сокращение наблюдалось
на предприятиях транспорта, связи, в организациях, занятых  финансовой
деятельностью,     оказанием     коммунальных,    социальных    услуг.
Среднесписочная численность работников, занятых на  предприятиях  и  в
организациях  различных  форм собственности, сократилась до 276,8 тыс.
человек.
     В начале апреля в службе  занятости  зарегистрировано  более  5,5
тыс.  безработных,  уровень  регистрируемой  безработицы составил 1,8%
против 1,2% в конце 2008 года.
     Демографическая ситуация ежегодно ухудшается. За 1999 - 2008 годы
число  жителей  области уменьшилось на 94 тыс. человек. В начале марта
текущего года на территории области проживало 514,1 тыс. человек.
     Сокращение на протяжении ряда лет обусловлено ростом естественной
убыли  населения  и  продолжающимся  миграционным оттоком населения за
пределы области, в числе которого трудоспособное население  составляет
более 60%.
     С начала 2008 года наблюдалась активизация миграционного  оттока,
обусловленная  переселением  на постоянное место жительства за пределы
области жителей г. Невельска, пострадавшего в результате землетрясения
в  августе  2007  года,  а  также  граждан,  выезжающих  из области по
государственным жилищным сертификатам.
     Покидают область в основном квалифицированные специалисты.
     Вместе  с  тем  длительное   время   недоукомплектованы   кадрами
учреждения   социальной   сферы   и  жилищно-коммунального  хозяйства.
Требуются  также  опытные,  высококвалифицированные   специалисты,   в
большинстве   –   технического   профиля,   профессионально  мобильные
работники,  а  также  специалисты  со  знанием  передовых  технологий,
владеющие смежными профессиями.
     Общая  потребность  в  кадрах,  заявленная  в  службу   занятости
области, в настоящее время составляет 6,5 тыс. вакансий.
     Среди обратившихся за содействием в  службу  занятости  в  поиске
подходящей  работы  более  половины  – женщины, большая часть из них –
впервые ищущие работу,  не  имеющие  специальности  или  с  длительным
перерывом в работе.
     Недостаток  рабочей  силы  восполняется   за   счет   иностранных
работников,  численность которых достигла в 2008 году 34,3 тыс. против
2 тыс. в 2000 году.
     Приоритетными    задачами    социально-экономической    политики,
направленной   на   развитие   рынка  труда,  повышение  эффективности
действующих и создание новых рабочих мест, будут являться:
     -  реализация   инвестиционных   и   инновационных   проектов   в
высокотехнологичных сферах экономики;
     -   развитие   энергетики,   промышленности,   жилищной    сферы,
агропромышленного   комплекса,   транспортной  инфраструктуры,  малого
предпринимательства.
     В предстоящие годы планируется реализация  проектов  «Сахалин-3»,
«Сахалин-4»  и  «Сахалин-5»,  строительство других важных объектов для
экономического развития области, создание новых рабочих мест.
     Для повышения нефтегазового потенциала в перспективе  продолжатся
работы    по   разработке   запасов   углеводородов   на   действующих
месторождениях,   по   вводу    в    эксплуатацию    новых    скважин.
Предусматривается   увеличение   объемов   инвестиций   на  разработку
Анивского газового месторождения и Петропавловской  площади,  а  также
газификация топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального
хозяйства региона.
     Важным направлением  деятельности  в  предстоящие  годы  является
создание  условий  для переработки углеводородов. Перспектива развития
островного нефтегазового комплекса связана с расширением  производства
сжиженного  природного  газа,  которое предусматривает строительство и
введение  в  эксплуатацию  3-й  очереди  завода   СПГ,   строительство
газохимического и нефтехимического комплексов.
     В связи с этим возникает  необходимость  обеспечения  создаваемых
рабочих мест квалифицированными кадрами.
     Вместе с тем вследствие изменения возрастной структуры  населения
сохранится  тенденция  снижения численности трудоспособного населения.
Ожидаемый рост рождаемости и старение населения приведут  к  оттоку  с
предприятий  области  молодых женщин в связи с рождением ребенка и лиц
старше трудоспособного возраста.
     В сложившихся условиях  в  социальной  политике  на  рынке  труда
области  на  первый план выдвигаются задачи профессиональной адаптации
местного населения к рынку труда, повышения  их  конкурентоспособности
путем   осуществления   переподготовки   и   повышения   квалификации,
реализации  мероприятий  по  привлечению  в  регион  квалифицированных
специалистов.
     Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с
потребностями   рынка   труда   усугубляют   проблемы  трудоустройства
выпускников   образовательных   учреждений.    В    связи    с    этим
профессиональная  ориентация  молодежи должна играть значительную роль
при формировании спроса на образовательные  услуги,  обусловливая  тем
самым  более  высокую  занятость  выпускников  образовательных учебных
заведений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.
     В ближайшие 7 лет  общая  численность  безработных  сохранится  в
пределах   13   -   14  тыс.,  среднемесячная  численность  официально
зарегистрированных безработных составит 4 - 4,3 тыс. человек.
     Исключение из прогноза ожидается в 2009 году  и  первой  половине
2010  года,  когда  общая численность безработных в связи с кризисными
явлениями в экономике может временно возрасти до 17 тыс. человек.
     Численность  безработных  будет  пополняться  за   счет   молодых
специалистов   -   выпускников   учебных  заведений,  женщин,  имеющих
малолетних детей, граждан предпенсионного возраста и высвобожденных  с
предприятий работников.
     Согласно прогнозу по обследованным организациям в период  с  2008
по  2015  год  потребность  работодателей в персонале, имеющем рабочие
профессии, возрастет с 70  до  75%,  в  руководителях  и  специалистах
снизится на 4,2% и составит 25%.

                        2.2. Анализ качества жизни                    

     На протяжении  2000  –  2008  годов  наблюдалось  улучшение  ряда
социальных  индикаторов. Реальные денежные доходы населения обеспечили
за этот период рост в 2,7 раза.
     В 2008 году среднедушевые  денежные  доходы  населения  составили
24,4   тыс.  рублей  и  превысили  величину  прожиточного  минимума  в
Сахалинской области в 3,3 раза.
     Несмотря на динамичный рост экономических показателей, наибольшее
количество  проблем  сохраняется  в социальной сфере, финансируемой по
остаточному принципу. В 2008 году доходы  ниже  величины  прожиточного
минимума   имели   61,2   тыс.  граждан  (11,8%  к  общей  численности
населения).
     Одними из методов борьбы с бедностью являются контроль за уровнем
минимальной   заработной   платы   и   легализация   теневых   доходов
работников.
     Особое  внимание  уделяется  уровню  тарифных  ставок  (окладов),
вопросам  предоставления дополнительных льгот, выплат надбавок, доплат
в соответствии с действующим законодательством.
     Первостепенными  задачами  с  2009  года  являются:   обеспечение
смягчения  возможных  негативных  последствий  экономического  кризиса
посредством содействия занятости трудоспособного населения и  адресной
социальной защиты малообеспеченных групп населения, поддержание уровня
благосостояния населения.
                                                                      
              2.3. Анализ системы профессионального образования

     Состояние  системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения
квалификации  кадров  для  экономики  Сахалинской  области в настоящее
время является одной  из  важнейших  проблем,  связанных  с  развитием
региона.
     Сахалинская область имеет развитую  сеть  учреждений  начального,
среднего  и  высшего  профессионального  образования.  Существенной ее
характеристикой является дифференцированность по типам и видам.
     Система профессионального образования области представляет  собой
5    уровней    образования:   начальное   профессиональное,   среднее
профессиональное,   высшее    профессиональное,    послевузовское    и
дополнительное профессиональное образование.
     В   области   функционирует   38    образовательных    учреждений
профессионального  образования  с  общим контингентом обучающихся 34,7
тыс. человек. Из них 10 вузов и  филиалов  вузов,  18  образовательных
учреждений  среднего  профессионального  образования  и  10 учреждений
начального профессионального образования.
     Программы   профессиональной   подготовки   реализуются   в    22
учреждениях профессионального образования области и 27 учебно-курсовых
комбинатах и технических школах по 63 профессиям.
     Учебные  заведения  области   готовят   кадры   для   энергетики,
нефтегазодобывающей   отрасли,   торговли   и  общественного  питания,
морского транспорта, строительства, выпускают  банковских  работников,
экономистов,   юристов,   работников   образования,   здравоохранения,
культуры и искусства  и  ряд  других  специалистов.  Общее  количество
профессий и специальностей составляет 150 наименований.
     В высших и средних  специальных  учебных  заведениях  открыто  14
новых специализаций, востребованных на рынке труда. Обеспечены условия
для     реализации     образовательных      программ      непрерывного
профессионального образования по 15 специальностям.
     В системе начального  профессионального  образования  сохраняется
отраслевой   характер  структуры  учебных  заведений,  выражающийся  в
преобладании   подготовки   рабочих   кадров   по    профессиям    для
производственной  сферы  экономики.  Весь  перечень  рабочих профессий
ориентирован  на  потребности  рынка  труда  области.  Открыты   новые
профессии:  «Монтажник  санитарно-технических, вентиляционных систем и
оборудования»,  «Слесарь  по   контрольно-измерительным   приборам   и
автоматике»,   «Машинист   на   открытых  горных  работах»,  «Машинист
подъемно-транспортных  машин»,   «Оператор   связи»,   «Коммерсант   в
торговле», «Мастер издательского дела», «Проводник» и другие.
     Несмотря   на   положительные    тенденции    развития    системы
профессионального  образования,  до  настоящего  времени  в области не
выработаны единые подходы к процессу подготовки кадров –  региональное
правовое   регулирование  вопросов  обеспечения  кадровыми  ресурсами;
формирование прямых  заказов  на  подготовку  рабочих  и  специалистов
крупными   и   средними   предприятиями;   создание  шефского  корпуса
производственных    предприятий    над     учреждениями     начального
профессионального  образования;  разработка  региональной составляющей
образовательных  программ  профессиональной   подготовки;   разработка
региональных  критериев текущего контроля и оценки качества подготовки
кадров.
     Главным   недостатком   системы   профессионального   образования
остается несоответствие спроса рынка труда рынку образовательных услуг
в высших и средних специальных учебных заведениях области, что в  ряде
случаев     усугубляет     проблемы     трудоустройства    выпускников
образовательных    учреждений    (особенно     договорного     сектора
профессионального  образования).  При наличии все возрастающего спроса
на  высококвалифицированные  рабочие   кадры   учреждения   начального
профессионального  образования (далее - НПО) в большей степени готовят
рабочих с низкими разрядами. Сложившаяся  ситуация  обусловлена  рядом
причин:   слабая   профориентационная  работа  по  повышению  интереса
школьников к рабочим профессиям в общеобразовательных учреждениях, так
как  выпускники  школ в основном ориентированы на поступление в высшие
и  средние  специальные  учебные  заведения;  низкий   образовательный
уровень   выпускников,   поступающих   в   учреждения   НПО;  основные
образовательные программы по  профессиям  НПО  предусматривают  прежде
всего подготовку рабочих кадров с невысокими рабочими разрядами. И как
следствие  данной  ситуации  –   низкий   показатель   трудоустройства
выпускников  учреждений НПО, который составляет всего 38% в первый год
после окончания обучения. Кроме этого, начальный этап производственной
карьеры  части выпускников учреждений НПО прерывается службой в армии,
в результате чего утрачивается профессиональная квалификация.
     В современных условиях подавляющее большинство  работодателей  не
предоставляет возможности молодым специалистам условий для адаптации к
трудовой деятельности.  В  то  же  время  образовательные  учреждения,
традиционно  осуществляющие  подготовку  специалистов для промышленных
отраслей экономики, слабо взаимодействуют с профильными предприятиями,
а,  следовательно,  ограничивают  возможность  организации полноценной
производственной   практики   для   обучающихся,   что    отрицательно
сказывается на качестве подготовки специалистов. Работодатель не может
получить специалиста нужной квалификации, имеющего  практический  опыт
работы    по   специальности,   а   расходовать   свои   средства   на
внутрифирменную дополнительную подготовку персонала не готов.
     В настоящее время система внутрифирменной подготовки  сохранилась
только    на   предприятиях   энергетики,   нефтегазового   комплекса,
Сахалинской железной дороги, морского транспорта, имеющих  собственную
сеть курсовых комбинатов.
     Система профессионального образования нуждается в  переориентации
на  подготовку  по  инженерно-техническим  специальностям и расширении
перечня наиболее массовых рабочих профессий,  востребованных  реальным
сектором экономики Сахалинской области.
     Стабилизация  производства,  оживление  инвестиционной   политики
сказались  на  росте спроса на квалифицированную рабочую силу области.
Свыше 80% заявляемых вакансий – это заявки  на  работников  рабочих  и
инженерно-технических профессий и специальностей. Планомерность приема
в учебные заведения сохранена, а использование молодых специалистов  в
отраслях экономики области остается бессистемным.
     Названные  проблемы  привели  к  осложнению  вопросов   занятости
молодых    специалистов,   что   подтверждается   ростом   численности
выпускников учреждений профессионального образования,  обращающихся  в
органы  службы  занятости  населения в целях поиска подходящей работы.
Так, за последние три года число таких обращений возросло на 19,3%  (с
601   до   717   человек).   Учитывая,   что  официальной  статистикой
охватывается 40% общей безработицы, то число невостребованных на рынке
труда молодых специалистов будет значительно больше.
     Требуют    серьезного    совершенствования    научно-методическое
обеспечение  образовательного  процесса и подготовка преподавательских
кадров  для   системы   профессионального   образования,   оптимизация
структуры  и  совершенствование организации образовательного процесса,
обновление  и  содержание  теоретического  и  практического  обучения,
внедрение   инновационных   форм,   методов,   средств   и  технологий
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
     Система   профессионального   образования   в    идеале    должна
удовлетворять  ежегодную потребность экономики в обновлении кадров, но
предварительные расчеты указывают на серьезную проблему,  существующую
на  рынке  труда и рынке образовательных услуг области. Сформировалась
острая потребность в  подготовке  специалистов  технического  профиля,
которая  будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой
замены высококвалифицированных рабочих кадров.
     Из   приведенных   выше    сведений    следует,    что    система
профессионального    образования    области    работает   недостаточно
эффективно, требуется ее модернизация,  приведение  в  соответствие  с
потребностями    региональной    экономики    и    социальной    сферы
профессионально-квалификационной  структуры   подготовки   и   выпуска
специалистов различного уровня.
     Требует   своего   решения   и   проблема   привлечения   средств
работодателей  к  обеспечению подготовки кадров. Поскольку Сахалинская
область в стратегии своего развития делает ставку  на  рост  реального
сектора  экономики,  на  развитие собственной промышленности, то ей не
обойтись  без  развития  многоуровневых  учреждений  профессионального
образования  как  новых  видов образовательных учреждений, реализующих
программы начального и среднего профессионального образования.
     Необходимо  повысить  влияние  отраслевых  ведомств   в   решении
вопросов кадрового обеспечения курируемых организаций.

           2.4. Трудовая миграция в Сахалинской области, анализ       
                использования иностранной рабочей силы                
                                                                      
     Современная   схема   международных   экономических    отношений,
пришедшая  на  смену  экономически  разобщенному миру, без мобильности
населения немыслима.
     Экспорт рабочей силы приносит доходы государствам-экспортерам  от
переводов средств мигрантов на родину.
     Странам-импортерам   миграция   дает   возможность   использовать
образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без
затрат     на      подготовку.      Привлечение      малообразованной,
неквалифицированной   рабочей  силы  создает  для  местного  населения
возможность заниматься более интеллектуальным трудом.
     Обеспеченность   трудовыми   ресурсами    и    их    рациональное
использование  имеют  большое  значение  для  повышения  эффективности
производства.
     Трудовые ресурсы области формируются под влиянием естественных  и
механических факторов изменения населения, особенно трудоспособной его
части.  В  результате  миграционного  оттока  и   естественной   убыли
населения продолжает сокращаться численность населения и изменяться ее
половозрастная структура.
     К   началу   2008   года   доля   населения   возрастных    групп
трудоспособного возраста сократилась до 67,5%, или 351 тыс. человек, а
моложе  трудоспособного  и  старше   60   лет   достигла   практически
одинаковой величины –  16 - 16,5%.
     Неблагополучная демографическая  ситуация,  продолжающийся  отток
населения  и  существующий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы
на рынке труда не позволяют в полной  мере  удовлетворить  потребность
ведущих  отраслей  экономики  в  квалифицированных  трудовых ресурсах.
Наряду  с  этим  ситуация  с  трудовыми  ресурсами  осложняется  рядом
факторов,    среди    которых    -    потеря    трудового   потенциала
высококвалифицированных  кадров,  несоответствие   структуры   выпуска
специалистов  учебными  заведениями  структуре  спроса на рынке труда,
недостаточная  развитость  системы  вторичного  обучения,  непрерывной
подготовки, особенно на производстве.
     Сегодня на  рынке  труда  области  остается  актуальной  проблема
укомплектования   свободных   рабочих   мест  высококвалифицированными
специалистами и  рабочими,  владеющими  международными  сертификатами,
особенно   при   выполнении   заказов   с   использованием  зарубежных
технологий, эксплуатацией высокотехнологичного оборудования, возникшая
в результате начала широкомасштабных работ на континентальном шельфе.
     Потребность работодателей в  привлечении  иностранных  работников
обусловлена  диспропорцией спроса и предложения рабочей силы не только
в профессиональном разрезе, но и по другим причинам.
     70 - 80 % предлагаемых  работодателями  вакансий  -  для  мужчин,
имеющих  рабочие  профессии:  механизатор  широкого  профиля, водитель
большегрузных машин, машинист автодорожной техники, электрик,  слесарь
по  ремонту  теплосетей, слесарь-сантехник, оператор по добыче нефти и
газа,  инженер-электрик,  механик,  строитель  с  опытом   работы   по
специальности более трех лет.
     В то же время в структуре  зарегистрированных  безработных  более
60%  -  женщины,  35%  -  молодежь в возрасте до 30 лет, в основном не
имеющая необходимых профессиональных знаний и трудового стажа.
     При  потребности  компаний,  занятых   в   реализации   шельфовых
проектов,  в  инженерных работниках и рабочих высокой квалификации 27%
клиентов   службы   занятости   имеют    начальное    профессиональное
образование,  14%  -  среднее  профессиональное  образование, всего 8%
безработных имеют высшее профессиональное образование.
     Преодолению кадрового дефицита в экономике  могут  способствовать
увеличение   численности   трудоспособного  населения  и  установление
равновесия между спросом на рабочую силу на рынке труда и тем кадровым
потенциалом,    который    обеспечивает    система   профессионального
образования (включая систему подготовки кадров  на  производстве).  Но
результаты  этих  процессов  сложно  прогнозировать,  к  тому  же  они
спроецированы на перспективу, а работники предприятиям  нужны  сейчас,
причем,  учитывая  темпы  развития  Сахалинской области, потребность в
трудовых ресурсах будет  возрастать.  В  данной  ситуации  усиливается
актуальность развития внешней трудовой миграции.
     За последние 3 года число иностранных работников,  осуществляющих
трудовую  деятельность на предприятиях области, возросло в 2,2 раза, в
том числе за счет граждан государств-участников СНГ – почти в  8  раз,
дальнего зарубежья – в 1,4 раза.
     Численность  иностранных  работников,  занятых  в  строительстве,
увеличилась в 1,6 раза (7,6 тыс. человек); добычей полезных ископаемых
– в 2,1 раза (2,2 тыс. человек); сельским хозяйством,  охотой,  лесным
хозяйством  –  в  2,8  раза  (0,8  тыс.  человек); оптовой и розничной
торговлей,  ремонтом  автотранспортных  средств,  мотоциклов,  бытовых
изделий  и  предметов  личного  пользования  –  в  7,2  раза (2,8 тыс.
человек); на транспорте и в связи – в 7,2 раза (1,4 тыс. человек).
     Иностранные    специалисты    замещают    вакантные     должности
руководителей,    инженерно-технических    работников   по   различным
направлениям, иностранные рабочие заполняют  свободные  рабочие  места
арматурщиков,   бетонщиков,   плотников,   каменщиков,   кровельщиков,
столяров, слесарей, монтажников.
     Ряд работодателей привлекает иностранных работников на  вакансии,
не  пользующиеся  спросом у местного населения из-за низкой заработной
платы,  тяжелых   условий   труда:   подсобные   рабочие,   овощеводы,
обработчики рыбы и другие.
     В связи с финансовым кризисом и окончанием строительных работ  по
шельфовым  проектам  в  2009  году  предполагается  сокращение объемов
привлечения иностранной рабочей силы с 31,7 до 24,7 тыс. человек.
     В дальнейшем миграционная политика  должна  строиться  на  основе
анализа   реальной   потребности   экономики   Сахалинской  области  в
квалифицированных специалистах и неквалифицированной  рабочей  силе  в
разрезе укрупненных групп профессий.
     При  этом  необходимо  основываться  на  принципе   приоритетного
использования   национальных   трудовых   ресурсов  с  учетом  наличия
российских граждан, имеющих необходимую профессиональную подготовку  и
уровень квалификации.
     Особое  внимание  необходимо  обращать  на  то,  чтобы  замещение
рабочих    мест    иностранными    специалистами   не   препятствовало
трудоустройству   молодежи,   в   том   числе   выпускников    системы
профессионального образования.
     Областной   межведомственной   комиссией   по    привлечению    и
использованию  иностранной рабочей силы должны учитываться эти факторы
при формировании квоты на  привлечение  иностранной  рабочей  силы  на
очередной календарный год.

     2.5. Анализ областных программ социально-экономического развития,
          включающих мероприятия по регулированию процессов           
             в области занятости населения и подготовки кадров        
                                                                      
     Развитие отраслей экономики Сахалинской области, социальной сферы
осуществляется   на   основе  программ  федерального  и  регионального
значения, в  рамках  которых  решаются  вопросы  занятости  населения,
формируется рынок рабочей силы.
     Среди федеральных целевых  программ  наиболее  значимой  в  части
влияния  на  сферу  занятости  населения  является Федеральная целевая
программа  «Социально-экономическое  развитие   Дальнего   Востока   и
Забайкалья  на  период  до  2013 года». Реализация федеральной целевой
программы в 2008 году позволила создать и сохранить 2088 рабочих мест,
на которых были заняты 1995 работников.
     В 2008 году продолжалась реализация Федеральной целевой программы
«Социально-экономическое  развитие  Курильских  островов  (Сахалинская
область) на 2007 - 2015 годы», реализация которой позволила  увеличить
численность  граждан,  занятых в экономике Курильских островов, на 510
человек, сохранить 290 рабочих мест.
     В рамках приоритетного национального проекта  «Образование»  были
продолжены  мероприятия по материальному стимулированию педагогических
кадров и учреждений, внедряющих  инновационные  методики  обучения.  В
целях  выполнения мероприятий по внедрению современных образовательных
технологий  за  счет  средств  федерального  и   областного   бюджетов
приобретено   оборудование   для   учебных  кабинетов  физики,  химии,
географии, биологии и истории.
     В   рамках   приоритетного   национального   проекта   «Здоровье»
проводились  углубленные  медицинские  осмотры  работников, занятых на
работах с вредными и опасными производственными факторами.
     На   базе   ОГУЗ   «Сахалинская   областная   больница»   созданы
региональный  сосудистый  центр и первичные отделения в МУЗ «Городская
областная  больница  им.  Ф.С.Анкудинова»,  МУ  «Охинская  ЦРБ»,  МЛПУ
«Холмская  ЦРБ».  Для  оказания  квалифицированной помощи населению 66
специалистов сосудистых центров прошли обучение в ведущих  клиниках  и
исследовательских институтах страны.
     В  целях  кадрового  обеспечения  отрасли  заключены  договоры  о
совместном  сотрудничестве  с  дальневосточными  медицинскими  высшими
учебными  заведениями  на  подготовку  специалистов  для   Сахалинской
области,  а также на преддипломную подготовку специалистов, работающих
в учреждениях здравоохранения области. В  2008  году  после  окончания
высших  учебных  заведений  в  Сахалинскую  область прибыло 64 молодых
специалиста,  которые  направлены  для   прохождения   интернатуры   в
учреждения здравоохранения области.
     Осуществляется реализация областной целевой Программы  содействия
занятости  населения  Сахалинской  области  на  2007  –  2009  годы  в
соответствии   с   административными    регламентами    по    оказанию
государственных услуг населению и работодателям.
     В рамках национального проекта «Доступное и  комфортное  жилье  –
гражданам России» подготовлено при посредничестве службы занятости 200
человек для укомплектования новых рабочих  мест.  Среди  них  наиболее
массовыми  были водители, плотники, стропальщики, электрики, операторы
ЭВМ, менеджеры по персоналу.
     Для национального проекта «Развитие агропромышленного  комплекса»
обучено 400 безработных граждан против 390 в предыдущем году.
     На основе квалификационного отбора учебных заведений  формируется
рынок образовательных услуг для профессионального обучения безработных
граждан.  В  2008  году  на  курсовое   обучение   с   гарантированным
трудоустройством  направлено  1303  человека.  Граждане  обучались  по
востребованным  на  рынке  труда   профессиям:   водители   автомашин,
машинисты  бульдозеров,  экскаваторов,  продавцы  продовольственных  и
промышленных товаров, стропальщики, электрики и так далее.
     В службе занятости получили информационно-консультационные услуги
и   прошли   тестирование  по  методикам,  определяющим  склонность  к
предпринимательской деятельности, 708 граждан,  желающих  организовать
собственное   дело.   В   клубах   «Введение   в   предпринимательскую
деятельность»   специалистами   службы   занятости   обучено   основам
организации   собственного   дела   400  человек,  предпринимательской
деятельностью занялись 86 человек.
     Общее  количество  различных  государственных  услуг  получили  в
службе занятости населения 96 тыс. граждан. С использованием различных
направлений  активной  политики  занятости  трудоустроено  23,8   тыс.
граждан. Около 60% получили временную и сезонную работу.
     В целях стимулирования создания  и  развития  высокотехнологичных
нефтеперерабатывающих  и  газохимических производств компаниями «Мицуи
энд Ко., Лтд» и «Мицубиси Корпорейшн» разработан План по  эффективному
использованию   природного   газа   на   Сахалине.  Предполагается  на
четырехлетний период строительства нефтегазоперерабатывающих  объектов
привлечь   600  инженеров  и  техников  по  установке  оборудования  с
организацией   их   обучения   на   базе   филиалов   Дальневосточного
технического   университета,   Сахалинского   топливно-энергетического
техникума и других учебных заведений области.
     Основные    направления     развития     кадрового     потенциала
рыбохозяйственной  отрасли  определены  областной  целевой  программой
«Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на  2009  –
2011  годы».  В  рамках  этой  программы  предусматривается  увеличить
количество работающих на 10% и освоить  28  млн.  рублей  на  развитие
кадрового потенциала.
     Разработан проект программы развития  угольной  отрасли  до  2015
года.
     Формирование  кадрового  потенциала  агропромышленного  комплекса
предусмотрено   областной   целевой   программой  «Развитие  сельского
хозяйства  и  регулирование  рынков  сельскохозяйственной  продукции».
Мероприятиями       программы       предусматривается       обеспечить
сельскохозяйственные предприятия до 100% руководящим составом с высшим
профессиональным   образованием,  до  75%  -  специалистами  с  высшим
образованием и до 85% - со средним  и  начальным  образованием.  Также
предусматривается     ввести     новые     специальности:    менеджер,
предприниматель    сельскохозяйственного     производства,     внешний
(антикризисный) управляющий.
     В целях  реализации  программы  управлением  сельского  хозяйства
Сахалинской  области  подписаны  соглашения  сроком  до  2012  года по
обучению на целевой контрактной  основе,  переподготовке  и  повышению
квалификации   с   Приморской   государственной   сельскохозяйственной
академией,  Дальневосточным  государственным  аграрным  университетом,
Российской    академией    кадрового   обеспечения   агропромышленного
комплекса.
     Одним из путей решения кадрового  вопроса  в  сельском  хозяйстве
может  стать обеспечение жильем молодых специалистов, повышение уровня
и качества жизни на селе.
                                                                      
          2.6. Анализ нормативных правовых документов, принятых в     
            Сахалинской области в сфере подготовки кадров             
                                                                      
     В соответствии  с  распоряжениями  администрации  Сахалинской  от
21.01.2005   №   15-ра   «О  приеме  в  государственную  собственность
Сахалинской    области    федеральных    государственных    учреждений
образования»  и  от 14.05.2005 № 215-ра «О ликвидации государственного
образовательного учреждения начального  профессионального  образования
Сахалинской  области  «Профессиональное  училище  №  3»  17 учреждений
начального   профессионального   образования   области    приняты    в
государственную  собственность  Сахалинской  области  на безвозмездной
основе.  Финансирование  учреждений   обеспечено   за   счет   средств
областного бюджета.
     Из  шести  учреждений  начального  профессионального  образования
образовано   3  профессиональных  училища  на  основании  распоряжения
администрации  Сахалинской  области  от   14.05.2005   №   216-ра   «О
реорганизации  в  форме  слияния государственных учреждений начального
профессионального образования Сахалинской области».
     С целью регулирования вопросов,  обеспечивающих  функционирование
системы   начального   профессионального  образования,  постановлением
администрации Сахалинской области от 14.01.2005 № 1-па «Об утверждении
Порядка   определения   объемов   и  структуры  приема  обучающихся  в
государственных  образовательных  учреждениях  начального  и  среднего
профессионального   образования,   находящихся   в   ведении   органов
исполнительной   власти   Сахалинской   области»   утвержден   Порядок
определения  объема  и  структуры приема обучающихся в государственных
образовательных учреждениях начального  и  среднего  профессионального
образования  области.  Согласно  вышеназванному постановлению ежегодно
формируются контрольные цифры приема в государственных образовательных
учреждениях   начального  и  среднего  профессионального  образования,
находящихся  в  ведении  органов  исполнительной  власти   Сахалинской
области.
     В настоящее время назрела необходимость  подготовить  нормативные
документы,  регулирующие процессы подготовки квалифицированных рабочих
и  инженерных   кадров   для   предприятий   области,   стимулирования
работодателей  за организацию приема на работу молодых специалистов, а
также квотирования рабочих  мест  для  выпускников  учебных  заведений
профессионального образования.

         2.7. Прогнозная оценка формирования кадрового потенциала     
Сахалинской области, выводы и тенденции, выявленные на основе изучения
                 факторов, влияющих на его состояние                  

     Формирование   рынка   квалифицированного   труда   –   одно   из
обязательных  условий  современной  экономики,  ее инновационного пути
развития.
     При развитии  положительных  тенденций  последних  лет,  создании
условий  для  обрабатывающих  производств, сельского хозяйства, малого
предпринимательства возможно увеличение количества эффективных рабочих
мест   (с   точки   зрения   условий  работы),  расширение  спроса  на
квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
     В   условиях   модернизации   предприятия,    ввода    в    строй
высокотехнологичных    новых    производств    произойдет   увеличение
потребности в специалистах инженерных направлений деятельности. Причем
рост  спроса  квалифицированных  кадров  возможен  не  только  в сфере
производства,  но  и  в  сфере   реализации,   так   как   при   сбыте
высокотехнологичных  товаров необходимы квалифицированные консультанты
по вопросам их эксплуатации.
     Анализ ситуации на рынке  труда  свидетельствует  о  преимуществе
развития занятости в организациях, занятых добычей полезных ископаемых
и в обрабатывающем производстве.
     Согласно оценкам работодателей самыми  востребованными  на  рынке
труда  являются  рабочие  и  специалисты строительных специальностей с
начальным и средним профессиональным образованием.
     Сохранится  потребность  в  высококвалифицированных   электриках,
электромонтерах,  слесарях  по  ремонту  оборудования, специалистах по
монтажу   стальных   и   железобетонных   конструкций,   отделочниках,
электрогазосварщиках,    водителях    автомобилей,   рыбообработчиках,
кондитерах, поварах, продавцах и овощеводах.
     В   период   эксплуатации   объектов   нефтегазового    комплекса
потребуются   операторы  пульта  управления  добычи  нефти  и  газа  и
различных технологических установок,  инженерно-технические  работники
по   надзору   и   контролю   за   работой   электрооборудования,   по
контрольно-измерительным приборам и автоматике, охране труда и технике
безопасности, охране окружающей среды.
     Формирование кадрового потенциала предполагается  осуществлять  с
использованием  внутренних  резервов  - привлечением молодежи, женщин,
имеющих малолетних детей и  желающих  вернуться  к  активной  трудовой
деятельности, граждан предпенсионного возраста и незанятого населения.
     Приоритетными направлениями развития трудовых ресурсов  являются:
привлечение  молодежи  к  освоению  рабочих  профессий, предотвращение
потерь  квалифицированных  кадров,   содействие   развитию   кадрового
потенциала  предприятий,  участие  бизнеса  в  разработке и реализации
отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов.
     В  дополнение  к  имеющимся   местным   трудовым   ресурсам   для
трудоустройства  в  организации,  испытывающие  нехватку кадров, также
потребуются высококвалифицированные  специалисты,  приглашаемые  из-за
пределов области, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья.
                                                                      
                     3. Система целей и задач Концепции               
                                                                      
     Целью принятия данной Концепции является создание  эффективной  и
устойчивой   системы   обеспечения   экономики   и   социальной  сферы
Сахалинской области специалистами необходимых профессий, квалификации,
уровня    образования,    соответствующих   спросу   рынка   труда   и
стратегическим  целям   социально-экономического   развития   области,
повышение    эффективности    использования    кадрового   потенциала,
направленное на улучшение условий и уровня жизни населения.
     Для  достижения  основной  цели  Концепции  определены   основные
направления  и  задачи,  стоящие  перед органами исполнительной власти
Сахалинской области  до 2020 года в сферах:
     - демографической политики;
     - улучшения благосостояния граждан;
     - трудовых отношений;
     - социальной поддержки населения;
     - здравоохранения;
     - государственной молодежной политики;
     - государственной политики в области регулирования  процессов  на
рынке труда и в сфере занятости населения;
     - реформирования системы профессионального образования,  развития
внутрифирменного (производственного) обучения.
                                                                      
       3.1. Цели и задачи в сфере улучшения социально–демографической 
             ситуации, повышения качества жизни населения             
                                                                      
     Целью демографической политики органов государственной  власти  и
органов местного самоуправления Сахалинской области является улучшение
демографической ситуации в  регионе  на  основе  формирования  системы
воспроизводства  населения, отвечающей долгосрочным интересам общества
и способствующей всестороннему и гармоничному развитию человека.
     К числу приоритетных задач относятся:
     - повышение доступности и качества медицинской помощи;
     - создание условий для роста рождаемости  и  снижения  смертности
населения;
     - улучшение охраны материнства и детства;
     - формирование у  населения  устойчивой  потребности  в  здоровом
образе жизни;
     - оптимизация миграционных процессов.
     В  целях  улучшения   демографической   ситуации   администрацией
Сахалинской   области  и  областными  органами  исполнительной  власти
разработан и утвержден План первоочередных мероприятий на 2007 –  2010
годы  по  реализации  основных  направлений  демографической  политики
администрации Сахалинской области до 2015 года.
     Компенсировать естественную убыль населения и  трудовых  ресурсов
предполагается  также  за  счет привлечения переселенцев на постоянное
место  жительства  в  Сахалинскую  область  по  программе  переселения
соотечественников,    проживающих   за   рубежом   (проект   программы
представлен  на  рассмотрение  в  федеральные  органы   исполнительной
власти).
     Целью политики органов государственной власти Сахалинской области
в  части  улучшения благосостояния граждан является повышение реальных
денежных доходов, создание условий для роста покупательной способности
населения.
     Для достижения указанной цели  предполагается  решение  следующих
задач:
     - обеспечение роста реальных денежных доходов за счет  содействия
занятости   населения,   легализация   теневых   доходов,  обеспечение
безопасных условий  труда,  повышение  уровня  трудовых  и  социальных
гарантий работников предприятий и организаций;
     - повышение уровня  жизни  работников  бюджетной  сферы  за  счет
перехода  на  новые  условия  оплаты  труда и своевременной индексации
заработной платы;
     - совершенствование ценового регулирования на  товары,  работы  и
услуги, предназначенные для личного потребления;
     -  сокращение  разрыва  между  уровнями  жизни  различных   слоев
населения, в том числе на основе обеспечения жителей региона достойным
уровнем социальной поддержки.
     Основные мероприятия администрации Сахалинской области, областных
органов  исполнительной власти и органов местного самоуправления будут
направлены на оказание  качественных  государственных  услуг  в  сфере
содействия  занятости  населения  и  поддержку  в создании эффективных
рабочих мест, а также на обеспечение условий для  мобильности  рабочей
силы.
     В целях  совершенствования  государственной  политики  в  области
трудовых  отношений,  повышения  эффективности  взаимодействия власти,
профсоюзных органов и бизнеса в  формировании  механизмов  социального
партнерства  в  сфере  труда  органы исполнительной власти Сахалинской
области  и  органы  местного   самоуправления   обеспечат   дальнейшее
заключение  и  реализацию  региональных,  отраслевых и территориальных
соглашений.
     Областная     трехсторонняя     комиссия     по     регулированию
социально-трудовых   отношений  продолжит  осуществление  контроля  за
выполнением  указанных  соглашений,   обращая   особое   внимание   на
соблюдение  положений,  предусматривающих повышение размера заработной
платы работодателями, осуществляющими свою деятельность на  территории
Сахалинской   области.   Будет   осуществляться  координация  действий
контрольно-надзорных органов по контролю за  своевременностью  выплаты
заработной   платы   в  организациях  области,  соблюдением  трудового
законодательства и уровнем оплаты труда работников различных  секторов
экономики.
     Для   снижения    уровня    производственного    травматизма    и
профессиональной  заболеваемости работников предусматривается ежегодно
обучать не менее 2,5 тыс. руководителей  и  специалистов  по  вопросам
охраны  труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе
в районах.
     Цель областной политики  в  сфере  социальной  поддержки  граждан
заключается  в оказании населению необходимой помощи путем обеспечения
доступных  социальных  услуг   и   реализации   мер   по   социальному
обеспечению.
     Важнейшими задачами в этом направлении социальной политики будут:
повышение  эффективности  функционирования системы социальной защиты и
социального обслуживания населения путем  внедрения  новых  механизмов
социального  обслуживания,  а также укрепление материально-технической
базы учреждений социальной защиты.
     Целью  в  образовательной  сфере  является   развитие   кадрового
потенциала  на  основе  решения задач, связанных с созданием механизма
устойчивого  развития  системы  образования  и  обеспечения  населению
государственных  гарантий  по  доступности  и качеству образовательных
услуг, а также равных возможностей для получения образования.
     Основными   целями   деятельности   органов   власти   в    сфере
здравоохранения  являются:  развитие  ресурсной базы государственной и
муниципальной систем здравоохранения, повышение доступности и качества
медицинской  помощи населению, обеспечивая тем самым вклад в улучшение
демографической ситуации, повышение качества жизни населения области.
     Основные задачи:
     - внедрение современных, в том числе высокотехнологичных, методов
диагностики и лечения заболеваний;
     -   создание   комфортных   условий    пребывания    больных    в
лечебно-профилактических учреждениях;
     - развитие сети учреждений здравоохранения;
     - укрепление кадрового потенциала.
     Цель государственной молодежной политики заключается в создании и
развитии   правовых,   экономических,   организационных   условий  для
воспитания у молодых граждан активной жизненной позиции,  гражданского
самосознания,  личностной  самореализации  молодых  людей как активных
участников жизни современного общества.
     Задачи в сфере государственной молодежной политики  на  ближайшие
годы:
     -  разработка  и   совершенствование   нормативно-правовой   базы
региональной государственной молодежной политики;
     - содействие трудоустройству  и  создание  временных  и  сезонных
рабочих мест для молодежи;
     -  создание   условий   для   духовно-нравственного   воспитания,
гражданского  и  патриотического  становления  молодежи,  формирование
толерантности,  снижение  проявлений  агрессивности  и  экстремизма  в
молодежной среде;
     - содействие развитию института  семьи  и  традиционных  семейных
ценностей,  поддержка  молодых  семей,  в  том  числе  в сфере решения
жилищных проблем;
     -    пропаганда    здорового    образа    жизни,     профилактика
социально-негативных явлений в молодежной среде;
     - поддержка молодежных объединений, союзов, организаций,  клубов,
действующих в соответствии с российским законодательством;
     - поддержка молодежных  программ  и  инициатив,  направленных  на
вовлечение молодежи в разработку и реализацию общественно-политических
и социально-экономических программ развития области;
     - формирование единого информационного пространства для  молодежи
области.
     С    2013    года    в    связи    с    реализацией     Стратегии
социально-экономического  развития  на  период  до 2020 года ожидается
улучшение демографической ситуации за счет роста рождаемости, снижения
смертности населения и увеличения миграционного прироста.
                                                                      
       3.2. Основные направления государственной политики в области   
регулирования процессов на рынке труда и в сфере  занятости населения 
                         Сахалинской области                          
                                                                      
     Для решения  задач  государственного  регулирования  рынка  труда
планируется:
     -  обеспечение  дальнейшего  совершенствования  системы  развития
трудовых   ресурсов  области;  создание  правовых,  организационных  и
экономических условий, обеспечивающих  развитие  кадрового  потенциала
области, с учетом перспектив развития области;
     - создание комплексного механизма управления кадровым потенциалом
для  достижения  динамичного баланса между рынком труда и региональной
системой начального и среднего профессионального образования;
     - проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей
силы,  оказание  государственных  услуг гражданам в трудоустройстве, а
работодателям – в укомплектовании предприятий необходимыми кадрами;
     -  разработка   конкретных   механизмов   обеспечения   трудовыми
ресурсами  и  развития  кадрового  потенциала соответствующих отраслей
экономики в каждой долгосрочной целевой программе Сахалинской области;
     -  совершенствование  деятельности   в   сфере   профессиональной
адаптации   выпускников   образовательных  учреждений,  безработных  и
незанятых  граждан  с  учетом  ежегодного  прогноза  баланса  трудовых
ресурсов,  спроса  и  формирования  предложений  рабочей силы на рынке
труда;
     - совершенствование механизма формирования  регионального  заказа
на  подготовку  кадров  в  системе  профессионального  образования для
экономики области;
     - обучение профессиям,  востребованным  работодателями,  а  также
переподготовка,  повышение  квалификации  незанятых граждан до уровня,
соответствующего современным требованиям;
     - расширение информационного освещения процессов, происходящих на
рынке  труда  области;  размещение  в  средствах  массовой  информации
материалов о передовом опыте  предприятий  по  развитию  персонала,  о
состоянии  рынка труда и социальной рекламы, направленной на повышение
престижа рабочих профессий;
     - участие в формировании перечня стипендиатов  от  предприятий  с
последующим трудоустройством;
     -  организация  работы  по  внесению  в  коллективные   договоры,
отраслевые   соглашения   мероприятий,   предусматривающих  увеличение
расходов предприятий на развитие персонала;
     -  проведение   обучающих   семинаров   по   вопросам   трудового
законодательства и новым технологиям кадровой работы для руководителей
и работников кадровых служб областных учреждений;
     -   организация   профессиональной   подготовки    и    повышения
квалификации  работников  службы  занятости,  формирование  и обучение
кадрового резерва;
     - повышение конкурентоспособности  трудоспособных  граждан  путем
непрерывного  профессионального  образования,  в  том  числе получения
дополнительного    образования,    профессиональной    подготовки    и
переподготовки,   а  также  развивая  внутрипроизводственное  обучение
персонала;
     -    активная    поддержка    развития    малого    бизнеса     и
предпринимательства  в  целях создания новых рабочих мест и содействия
занятости населения;
     -  повышение  территориальной  мобильности  трудовых  ресурсов  и
осуществление селективной миграционной политики, уточнение стратегий и
планов развития  профессионального  образования,  разработка  программ
профессиональной  ориентации  населения,  обеспечение  психологической
поддержки населения;
     - повышение качества рабочих мест.
                                                                      
              3.3. Основные направления реформирования системы        
     профессионального образования Сахалинской области, развития      
            внутрифирменного (производственного обучения)             
                                                                      
     Для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих  мест
необходимыми   кадровыми  ресурсами  предусматривается  сбалансировать
структуру          профессионального           образования           и
профессионально-квалификационную  структуру  спроса  на  рабочую  силу
путем реализации следующих мер:
     - совершенствование учебных программ (трансформация  в  программы
прикладного бакалавриата);
     -  развитие  новых  организационных  форм:  комплексных   учебных
центров   профессиональной  квалификации,  как  правило,  с  передачей
общеобразовательных  функций  системе  общего   образования;   учебных
заведений на основе долевого участия государства и бизнеса.
     Модернизация профессионального образования должна включать:
     -   совершенствование   образовательных    программ    (внедрение
современных  образовательных  технологий, значительное увеличение доли
практических  занятий  и  тренингов  по   отношению   к   традиционным
лекционным   курсам,   внедрение   уровневых  программ  и  переход  на
модульно-кредитную систему с целью предоставления учащимся возможности
самостоятельно  определять свою образовательную траекторию; завершение
перехода   на   двухуровневую   систему   высшего    профессионального
образования  «бакалавриат  - магистратура», организация многоуровневой
подготовки  по  программам  начального  и  среднего  профессионального
образования);
     -  адаптацию  образовательных  программ   подготовки   кадров   к
региональным условиям;
     - повышение доступности   профессионального   образования   путем
регулирования  объема  приема  на бюджетные места по востребованным на
рынке труда профессиям и специальностям;
     - пересмотр направлений  и  уровней  профессиональной  подготовки
рабочих  кадров  и специалистов с учетом прогноза спроса и предложений
рабочей силы на рынке  труда  с  обеспечением  соответствия  структуры
профессионального  образования  потребностям  рынка  труда. Необходимо
сосредоточить внимание на подготовке рабочих кадров по  общеотраслевым
профессиям,  потребность в которых не может быть удовлетворена за счет
имеющихся трудовых ресурсов;
     - привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и
их  саморегулируемых  организаций  к  формированию  программ  обучения
студентов по соответствующим специальностям, в том  числе  посредством
создания попечительских советов учебных заведений;
      -  обеспечение  роста  профессионального  уровня  и  необходимой
квалификации    профессорско-преподавательского   состава   учреждений
профессионального образования;
      -  разработку  целевых  программ   профессиональной   ориентации
молодежи,  способствующих  формированию  структуры спроса населения на
услуги профессионального образования в  соответствии  с  потребностями
рынка труда.
                                                                      
          3.4. Регулирование процессов трудовой миграции в части      
    обеспечения приоритетного права жителей Сахалинской области на    
                     замещение вакантных рабочих мест                      
                                                                      
     Регулирование  миграционных  процессов,  управление  ими   должно
осуществляться  исходя  из  интересов защиты безопасности государства,
его граждан, развития регионов. Такой подход  позволит  корректировать
нагрузку  на  социальную  инфраструктуру,  влиять  на  демографическую
ситуацию и состояние рынка труда.
     В дальнейшем экономическое благополучие Сахалинской области будет
еще  сильнее зависеть от ее способности привлекать в нужном количестве
мигрантов  и  оптимизировать  их   качественный   состав.   Необходимы
реальные   действия,   направленные   на  разработку  сбалансированной
миграционной политики, включая политику приема мигрантов,  правовое  и
институциональное  обеспечение их пребывания и занятости, интеграцию и
натурализацию в случае постоянной миграции.
     При  этом  необходимо  вести  постоянный   мониторинг   состояния
трудовой  миграции,  отражающий несколько основных позиций, вызывающих
наибольшую обеспокоенность:
     - конкурируют ли мигранты с местными работниками или занимают  те
рабочие места, которые не пользуются спросом у местного населения;
     - как мигранты влияют на уровень оплаты труда в отраслях, где они
заняты, способствуют ли они демпингу труда;
     - чем  грозит  экономике  принимающего  субъекта  зависимость  от
иностранного труда, наличие анклавов мигрантской занятости;
     -  насколько   велика   нагрузка   на   государственную   систему
социального обслуживания, вызванная миграцией.
     Необходимо определить критерии и пороговые  значения  показателей
рынка  труда,  отклонение  от  которых  создает  угрозу  экономической
безопасности.
     С    учетом    перечисленных    показателей    ежегодно    должна
устанавливаться допустимая доля иностранных работников, используемых в
соответствующих отраслях экономики и социальной сферы.

        3.5. Основные направления развития социального партнерства,   
  повышения роли работодателей в формировании кадрового потенциала,   
    создании системы постоянного повышения качества рабочей силы в    
                             организациях                             
                                                                      
     Ключевым направлением взаимовыгодного сотрудничества  государства
и  бизнеса  в  сфере  формирования  кадрового  потенциала должно стать
привлечение  молодежи  в  учреждения  НПО  в  целях  освоения  рабочих
профессий  и  последующего трудоустройства в организации, испытывающие
нехватку квалифицированных рабочих.
     Основываясь  на  принципах  социального  партнерства,  необходимо
реализовывать   интересы   всех   участников   такого  сотрудничества.
Государство заинтересовано в снижении риска возникновения безработицы,
повышении   эффективности   бюджетных   расходов  на  профессиональное
образование, работодатель - в  обеспечении  производства  необходимыми
кадрами в достаточном количестве и требуемой квалификации, работники –
в реализации возможности  получения  профессии,  постоянной  работы  и
стабильного заработка.
     Основные  направления  социального  партнерства  между  сторонами
должны осуществляться через такие формы, как:
     - внедрение системы целевой контрактной подготовки специалистов;
     -  организация  производственной  практики  учащихся  на  будущих
рабочих местах;
     - стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения
на реальных рабочих местах с целью повышения их компетенции;
     - проведение теоретических и практических занятий с  учащимися  и
студентами специалистами предприятий;
     - совместная разработка учебно-программной документации,  методик
организации учебного процесса;
     -  создание  независимой  системы  оценки   качества   подготовки
квалифицированных специалистов;
     -  обеспечение  гибкой  вариативной  системы  подготовки  рабочих
кадров  (формы  обучения,  виды и сроки профессиональной подготовки) в
соответствии с потребностями работодателей;
     - согласование процедур  контроля  и  критериев  оценки  качества
профессионального образования;
     - участие в процедуре  формирования  областного  (муниципального)
заказа по объемам и профилям подготовки специалистов.
     Создание системы постоянного повышения качества  рабочей  силы  в
организациях определяется следующими основными направлениями:
     - создание единых служб по управлению персоналом с наделением  их
соответствующими функциями и статусом;
     - разработка балансовых расчетов потребностей в квалифицированных
кадрах   и   планирование   на   их  основе  непрерывного  образования
персонала;
     - разработка программ  развития  персонала  как  составной  части
бизнес-планов организаций;
     - развитие системы повышения мотивации работника к труду;
     - включение вопросов развития кадрового потенциала в коллективные
договоры  с  определением  источников  и  объемов  финансирования этой
работы;
     - развитие систем внутрифирменного обучения персонала организаций
с  использованием передовых программ, средств и технологий обучения, а
также    профессионального     обучения     работников,     подлежащих
высвобождению.

     4. Перечень нормативных правовых актов, областных и ведомственных
 целевых программ, требующих разработки и принятия в целях реализации 
                              Концепции                               

     Разработка целевых областных программ:
     - занятости населения Сахалинской области на 2010 - 2012 годы;
     - развития начального и среднего профессионального образования  в
Сахалинской области «Рабочие кадры»;
     - по оказанию содействия добровольному переселению в  Сахалинскую
область соотечественников, проживающих за рубежом;
     - программы развития  и  использования  кадрового  потенциала  по
видам    экономической    деятельности,    инвестиционные   программы,
предусматривающие меры по созданию, модернизации и сохранению  рабочих
мест, повышению производительности труда.
     Разработка системы мер, направленных на поддержку  работодателей,
создающих новые рабочие места в наиболее значимых для области отраслях
экономики.

              5. Ожидаемые результаты от реализации Концепции         
                                                                      
     Реализация  положений,  предусмотренных   настоящей   Концепцией,
обеспечит:
     -  повышение  взаимосвязи   рынка   труда   и   профессионального
образования,  а  также  развитие  межтерриториальной  и  межотраслевой
мобильности трудовых ресурсов,  которые  станут  одними  из  важнейших
факторов   содействия   обеспечению   работодателей  рабочей  силой  в
необходимом количестве и требуемой квалификации;
     - высокий  уровень  профориентационной  работы,  направленной  на
молодежь с целью привлечения к рабочим профессиям;
     -   увеличение    доли    выпускников    учреждений    начального
профессионального  образования,  получивших  повышенный разряд, с 5 до
10%;
     -  увеличение  доли  трудоустроенных  выпускников   очной   формы
обучения  в общей численности выпускников учреждений профессионального
образования разных уровней с 49 до 60%;
     - существенное повышение качества  профессионального  образования
посредством    его    модернизации,    активного    взаимодействия   с
работодателями;
     - сокращение дефицита квалифицированной рабочей силы в  2,5  -  3
раза.
     Реализация   задач,    предусмотренных    Концепцией,    позволит
существенно  улучшить  ситуацию  на  рынке  труда Сахалинской области,
снизить уровень общей безработицы к 2020 году в 2 раза.
     Повышение гибкости рынка труда  расширит  возможности  реализации
прав   граждан   на   достойный   труд  по  свободно  выбранному  роду
деятельности и профессии.
     Предотвращению  дефицита  высококвалифицированных  кадров   будет
способствовать оптимизация использования труда иностранных работников.
     Развитие социального партнерства  в  целях  содействия  занятости
населения,   повышение   качественных   характеристик   рабочих  мест,
совершенствование системы оплаты труда  приведут  к  росту  заработной
платы, повышению уровню жизни населения Сахалинской области.

                6. Система мониторинга реализации Концепции           
                                                                      
     Для достижения  стратегических  целей  и  задач,  предусмотренных
настоящей    Концепцией,   необходимо   осуществлять   систематический
мониторинг и контроль за выполнением ее положений.
     Для решения  задач  государственного  регулирования  рынка  труда
управлением  государственной  службы  занятости  населения Сахалинской
области будут организованы проведение регулярного мониторинга спроса и
предложения   рабочей   силы   и   корректировка   прогноза  спроса  и
предложения на областном рынке труда.
     Предполагается осуществление мониторинга ситуации на рынке  труда
по следующим направлениям:
     -    определение    профессионально-квалификационной    структуры
перспективной потребности работодателей в рабочей силе;
     -   определение   величины   и   профессионально-квалификационной
структуры  дополнительной  потребности  работодателей в рабочей силе в
связи  с  реализацией  Стратегии   социально-экономического   развития
Сахалинской  области  до 2020 года, федеральных и региональных целевых
программ, национальных проектов.
     На основе мониторинга ситуации на рынке  труда  предусматривается
разработка  прогнозов спроса и предложения рабочей силы на рынке труда
в рамках профессионально-квалификационных групп,  видов  экономической
деятельности.
     С учетом прогнозов спроса и предложения  рабочей  силы  на  рынке
труда   будет  осуществляться  разработка  мероприятий  по  реализации
государственной политики в области регулирования рынка труда,  включая
мероприятия по повышению территориальной мобильности трудовых ресурсов
и привлечению иностранных работников,  развитию  региональной  системы
профессионального    образования,    а   также   разработка   программ
профессиональной ориентации населения.
     Контроль за выполнением основных положений Концепции и мониторинг
развития  ситуации  в  сфере  реформирования системы профессионального
образования  области,  развития  социального   партнерства   в   части
формирования   кадрового   потенциала   организаций   возлагаются   на
департамент образования Сахалинской области.


Информация по документу
Читайте также