Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Сахалинской области от 15.01.2013 № 8-р

 



                  ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ                   
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                             


                     от 15 января 2013 г. № 8-р
                          г. Южно-Сахалинск                           


                    Об утверждении Концепции региональной             
                профориентационной среды в Сахалинской области        



     В целях регулирования деятельности и  обеспечения  перспективного
развития профориентационной среды:
     1. Утвердить Концепцию региональной  профориентационной  среды  в
Сахалинской области (далее - Концепция) (прилагается).
     2.   Агентству   государственной   службы   занятости   населения
Сахалинской  области  (О.С.Кучинская)  в  срок  до  30 марта 2013 года
совместно с министерством экономического развития Сахалинской  области
(С.А.Карпенко),    министерством   образования   Сахалинской   области
(Е.А.Сафонов),    областными     органами    исполнительной    власти,
Объединением  работодателей  Сахалинской  области разработать Комплекс
мер по развитию региональной профориентационной  среды  в  Сахалинской
области и внести на утверждение Правительства Сахалинской области.
     3. Министерству инвестиций и внешних связей  Сахалинской  области
(Е.В.Котова)  в  срок  до  01 июня 2013 года совместно с министерством
экономического   развития    Сахалинской    области    (С.А.Карпенко),
министерством    образования    Сахалинской   области   (Е.А.Сафонов),
агентством  государственной  службы  занятости  населения  Сахалинской
области  (О.С.Кучинская)   разработать  и  направить  в  Правительство
Сахалинской  области  проект   Концепции   Центра   выбора   работ   и
планирования карьеры.
     4. Контроль  за  выполнением  указанных  поручений  возложить  на
заместителя    председателя    Правительства    Сахалинской    области
И.И.Трутневу.


     Исполняющий обязанности председателя 
     Правительства Сахалинской области                  С.Г.Шередекин


                              УТВЕРЖДЕНА                              
                      распоряжением Правительства                     
                         Сахалинской области                          
                     от 15 января 2013 г. № 8-р

 
                           КОНЦЕПЦИЯ                        
     региональной профориентационной среды  в Сахалинской области 


     Настоящей  Концепцией  региональной  профориентационной  среды  в
Сахалинской  области (далее - Концепция), разработанной в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,  федеральными  законами  и  иными
нормативными   правовыми  актами  Российской  Федерации,  определяются
цели, задачи и механизмы создания в  Сахалинской  области  современной
профориентационной среды.
     При разработке Концепции учтены  нынешнее  состояние  и  прогнозы
развития   рынка   труда,   результаты   научных   исследований,  опыт
организации  профориентационных  мероприятий  в  нашей  стране  и   за
рубежом.  Концепция  является  стратегическим  документом  по развитию
региональной профориентационной среды в Сахалинской области.
                                                                      
             Особенности рынка труда Сахалинской области              
     Сахалинская область  в  современных  условиях  развивается  много
динамичнее    других    регионов    Российской   Федерации.   Освоение
континентального  шельфа  острова  позволило  повысить   инновационную
способность   в  целом  и  перейти  на  новый  уровень  экономического
развития. Удачное геополитическое  положение  островной  области  дает
возможность   развития   Сахалина   как   центра  применения  новейших
технологий   производства   в   сферах    нефтедобычи    с    глубокой
нефтехимической    переработкой,   строительства,   электроэнергетики,
освоения морских сырьевых запасов, применения международных стандартов
экологической безопасности.
     В дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики потребность
в   квалифицированных   кадрах   разного   уровня   образования  будет
увеличиваться. В связи с этим актуальны вопросы:
     - исследования перспективных потребностей рынка труда;
     - формирования современной структуры рабочей силы;
     - укрепления взаимосвязи  рынка  труда  и  рынка  образовательных
услуг;
     - обеспечение эффективной политики молодежной занятости;
     -   эффективное   использование   незанятого   населения   разных
возрастных  групп,  включая  пенсионеров и представителей маргинальных
слоев населения.
     Основными факторами, определяющими особенности Сахалинского рынка
труда, являются:
     - недостаточная профориентационная  работа  по  выбору  профессий
молодежью и взрослым населением, востребованных на рынке труда;
     - профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения
и,  как  следствие,  нехватка  квалифицированных  кадров  по отдельным
профессиям и специальностям;
     -    отсутствие    внутрипроизводственного    обучения    молодых
специалистов  с  закреплением наставников, в том числе непосредственно
на рабочих местах, направленного на совершенствование и  доведение  до
международных   стандартов   профессионально-квалификационного  уровня
работников;
     -  слабая  материально-учебная  база  учреждений   начального   и
среднего профессионального образования;
     -  недостаточная  развитость  системы  вторичного   обучения   на
производстве и в системе профобразования;
     - сокращение численности населения трудоспособного возраста;
     - замещение вакантных рабочих  мест  по  ряду  востребованных  на
рынке труда профессий и специальностей за счет иностранных работников,
официальные  размеры  заработной  платы  которым  устанавливаются   на
минимальном уровне, что влечет снижение налоговых поступлений в бюджет
и, как  следствие,  тормозит  поступательное  развитие  реформирования
системы    оплаты    труда    в    бюджетной   сфере,   и   уменьшение
производительности труда на производстве.
     В Сахалинской  области  работает  около  20,0  тысяч  иностранных
граждан,  из  них  граждан  ближнего зарубежья - 3,5 тыс. человек, или
18%,  более   65%   иностранцев   имеют   начальное   профессиональное
образование,    10%  -  среднее  и  высшее,  25%  -  профессионального
образования не имеют.
     Ситуация на рынке труда и в сфере образования требует постоянного
и    пристального    внимания,    оперативного    реагирования   ввиду
быстроменяющихся условий.
     В обществе  назрела  необходимость  восстановить  активную  связь
между   профессиональным   образованием   и  профессиональным  трудом,
равновесие между рынком профессий и рынком труда.
     Трудовые ресурсы области формируются под влиянием естественных  и
механических факторов изменения населения, особенно трудоспособной его
части.  К  началу  2012  года  доля  населения   Сахалинской   области
трудоспособного  возраста  сократилась  до  63%,  а  населения  старше
трудоспособного  возраста  -  увеличилась  до  19,7%.  Рост  населения
старших  возрастов  идет  более  быстрыми  темпами,  чем  в среднем по
России. По  данным  обследования  населения  по  проблемам  занятости,
проводимым  Сахалинстатом,  в численности безработных по МОТ около 20%
составляют граждане пенсионного возраста (женщины - с 50 лет,  мужчины
-  с  55  лет).  Для  сравнения,  по России численность граждан старше
трудоспособного возраста составляет около 6%, что объясняет больший  в
Сахалинской  области  показатель  общей  безработицы  по  сравнению  с
общероссийским.
     В Сахалинской области проживают 4866 взрослых инвалидов. Незаняты
трудовой  деятельностью  3605  человек, фактически имеет третью группу
инвалидности 1991 гражданин.
     На ситуацию, сложившуюся на рынке труда с кадровым  обеспечением,
продолжает  оказывать влияние распределение численности выпускников по
группам специальностей.
     В  2012  году  высшая  профессиональная  школа  подготовила   46%
специалистов  для  экономики и управления, что ниже всего на 2% к 2010
году, 24,9 - гуманитарных, физико-математических и  естественных  наук
(ниже  на  2%),  3,8 - для энергетики энергетического машиностроения и
электротехники  (снижение  на  1,2%).  В  2012  году  не   выпускались
специалисты для транспортных средств и морской техники, строительства.
     Диспропорции  в  системе  профобразования  приводят  к   снижению
потенциала молодых специалистов.
     Одной  из  мер,  решающих  задачу  эффективного  функционирования
трудовых  ресурсов,  является  комплексная профориентационная работа с
населением Сахалинской области.
                                                                      
       Состояние профориентационной среды в Сахалинской области       
     Переход к рыночным  отношениям  привел  к  небывалому  разделению
труда и отделению профессиональной подготовки от занятости.
     Профессиональная  ориентация  -  как  прикладная  наука  является
детищем  XX века и направлена на ориентацию человека в мире профессий,
целью которой является удовлетворение потребностей отдельной личности.
     В Сахалинской  области  к  80-м  годам  сложилась  целая  система
мероприятий  по  пропаганде  профессий,  по  которым велось обучение в
профтехучилищах.     Деятельность      педагогических      коллективов
профтехучилищ,    средних    школ    и    предприятий   координировали
межведомственные советы.
     Во второй половине  80-х  годов  появились  новые  формы  работы:
профориентационные недели и месячники, клубы и киноклубы, автопробеги.
     Примером организации  профориентационной  работы  стал  «Месячник
пропаганды рабочих профессий», проведенный в феврале-марте 1983 года в
Сахалинской области. В ходе мероприятия состоялось  45  Дней  открытых
дверей,  60  встреч с передовиками производства - выпускниками системы
профтехобразования,   59   спортивных   встреч   учащихся    школ    и
профтехучилищ,  4 выставки технического творчества, встречи отличников
учебы  училищ   и   выпускников   школ,   конкурсы   профессионального
мастерства,  расширенные  совещания  с руководителями органов власти и
базовых предприятий. В школах  области  сформировано  130  уголков  по
профориентации, опубликовано 20 статей в газетах «Советский Сахалин» и
«Молодая гвардия».  В  кинотеатре  «Комсомолец»  работал  кинолекторий
«Твоя будущая профессия».
     В условиях тяжелой ситуации на рынке труда  островной  области  в
90-е  годы,  сложившейся  в результате смены общественно-политического
строя, отсутствия четких ориентиров и прогнозов  в  социально-трудовой
сфере, наличии дисбаланса между системой подготовки кадров и реальными
потребностями  в  них,  возрастания   социальной   и   психологической
напряженности          актуальность         приобрела         активная
психолого-профориентационная политика в отношении различных  категорий
населения и, в первую очередь, безработных граждан.
     В трудном положении в  это  время  оказались  молодежь,  женщины,
инвалиды,  военнослужащие,  уволенные  в  запас,  и  другие  категории
населения.
     Начиная  с  1992  года  усилиями  различных   ведомств:   органов
занятости, образования велась работа по формированию областной системы
профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
     К 1994 году  заложена  первоначальная  основа  профориентационной
службы   на   Сахалине.  В  15  центрах  занятости  введены  должности
профконсультантов.  Начал   расти   объем   профориентационных   услуг
населению,  обращающемуся  в службу занятости: в 1994 году их получили
7,2 тыс. человек.
     Большинство граждан  безработные,  среди  них  преобладали  такие
социальные группы как молодежь и женщины.
     В рамках превентивных мер по  предупреждению  безработицы  начато
оказание  дополнительных профориентационных услуг на договорной основе
учащейся молодежи и работодателям.  В  городских  и  районных  центрах
занятости   накоплен  интересный  опыт  профориентационной  работы  со
старшеклассниками.
     В 2002 году распоряжением администрации Сахалинской  области   от
20  сентября  2002  года  №  491-ра  утвержден  План  межведомственных
мероприятий по профессиональной ориентации и психологической поддержке
населения  Сахалинской  области на 2002 - 2004 годы, в рамках которого
оказывались  профориентационные   услуги   безработным   и   незанятым
гражданам,  высвобождаемым  работникам предприятий молодежи; адаптация
граждан, уволенных в  запас  с  военной  службы;  гражданам  из  числа
слабозащищенных  групп  населения, а также решались вопросы развития и
совершенствования   межведомственной    системы    профориентации    и
психологической поддержки населения.
     С  целью  активизации  предоставления  профориентационных   услуг
жителям  отдаленных  населенных  пунктов  с  2007  года  в Сахалинской
области  начинают  активно  работать  передвижные   профориентационные
мобильные центры службы занятости.
     С 2000-х  года  в  профессиональных  учебных  заведениях  области
созданы центры содействия трудоустройству и профессиональной адаптации
студентов-выпускников.
     Профессиональные учебные заведения системы начального и  среднего
профессионального  образования  являются  основными  партнерами службы
занятости Сахалинской области по ориентации подростков  и  молодежи  в
мире профессий.
     В приоритетном  порядке  услуги  по  профессиональной  ориентации
службой  занятости  оказываются  гражданам,  испытывающим  трудности в
поиске работы, а именно:  молодежи,  женщинам,  инвалидам,  гражданам,
уволенным   с   военной   службы,   освобожденным   из  исправительных
учреждений,  стремящимся  возобновить  трудовую   деятельность   после
длительного перерыва в работе, сельским жителям.
     Основным принципом профессионального  консультирования  инвалидов
является    подбор    профессии,    которая    содействовала   бы   их
социально-психологической и психофизиологической реабилитации.
     При развитии положительных тенденций последних  лет  в  экономике
Сахалинской   области,   создании   условий   развития  обрабатывающих
производств,    сельского     хозяйства,     малого     и     среднего
предпринимательства,   возможного  увеличения  количества  эффективных
рабочих мест (с точки зрения условий  работы),  расширения  спроса  на
квалифицированную  рабочую  силу по большинству профессиональных групп
особую  важность   приобретает   развитие   системы   профессиональной
ориентации   в   детских   садах,   школах,  профессиональных  учебных
заведениях и на предприятиях.
     В Сахалинской области действует Межведомственный комплекс мер  по
проведению  профессиональной  ориентации  обучающихся  образовательных
учреждений общего  образования  на  2012  -  2015  годы,  утвержденный
совместным   приказом   агентства   государственной  службы  занятости
населения Сахалинской области и министерства  образования  Сахалинской
области от 12 марта 2012 года № 105/385-ОД.
     В рамках плана  в  соответствии  с  требованиями  рынка  труда  и
содействия    учащимся    в    выборе    профессионального   обучения,
специальности,  учебного   заведения   службой   занятости   населения
Сахалинской  области  проводится  большая  работа по профессиональному
информированию  несовершеннолетних  граждан.   В   общеобразовательных
учебных  заведениях  и  центрах занятости населения подростки получают
информацию  о  состоянии   рынка   труда,   профессиональных   учебных
заведениях  области,  в  которых ведется  подготовка по востребованным
профессиям.
     В  целях  изучения  профессиональных  склонностей   и   интересов
учащихся  школ ежегодно организуется более 200 встреч с учащимися и их
родителями,   проводятся   агитационные   мероприятия,   семинары    с
инженерно-педагогическими    работниками,   «Дни   открытых   дверей»,
экскурсии на предприятия. Проводятся информационные кампании  в  целях
формирования позитивного имиджа рабочих профессий.
     В рамках акции «Первый шаг  в  будущую  профессию»  специалистами
службы  занятости населения проводятся  мероприятия  в лагерях труда и
отдыха, трудовых бригадах, центральных районных  библиотеках,   летних
оздоровительных площадках при школах и другие.
     Превентивными  профориентационными  мероприятиями  в   работе   с
молодежью  стали  ярмарки,  дни  подростка  и  выпускника, акции «Шанс
молодым».
     В рамках Соглашения между службой занятости  и  профессиональными
учебными   заведениями  проводятся  занятия  по  программе  «Искусство
трудоустройства», осуществляется обмен информацией  о  трудоустройстве
выпускников и организации стажировок, ведется мониторинг предприятий и
организаций.
     В  своей  работе  профоконсультанты  использовали   анкетирование
(тестирование),  профессиональное  консультирование  с  использованием
интервьюирования  с   целью   получения   профессии   (специальности),
трудоустройства.
     В   регионе   проводятся   конкурсы,   работа   над    проектами,
информирование  и  консультирование  учащихся  и родителей по вопросам
выбора профессии.
     Впервые  в  истории  в  службе  занятости  населения  Сахалинской
области  в  2011  году  сформировано  профориентационное  волонтерское
движение, способствующее более широкому  охвату  детей  дошкольного  и
младшего школьного возраста профориентационными мероприятиями.
     Вместе с тем в Сахалинской области профориентация как  система  и
социальный процесс не отвечает современным требованиям. Подтверждением
тому является разбалансированность рынка труда  и  системы  подготовки
профессиональных   кадров,   отсутствие   единой   целостной   системы
профориентации. В области не  создан  региональный  профориентационный
центр.
     Можно выделить следующие основные проблемы, мешающие  полноценной
профориентационной работе:
     - неопределенность целей профессионального самоопределения;
     - отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями  общества)
образов жизненного и профессионального успеха;
     -    слабое    взаимодействие    профориентационной    науки    с
представителями смежных наук и сфер познания;
     - недостаточное время, отведенное в школах для профориентации;
     - слабое вовлечение в эту работу родителей  ребят  дошкольного  и
школьного возраста;
     - слабое внимание к профориентации (особенно школьной)  различных
социальных институтов;
     - недостаток новых  методик,  активизирующих  самоопределяющихся,
побуждающих  их  к  развитию  своих талантов и самореализации на благо
своей страны и всего общества.
     Перепроизводство ненужных специалистов, производство недостаточно
квалифицированных  работников,  низкая  доля  занятости  выпускников -
проблемы, в основе которых неправильный выбор профессии.
     Ежегодно в казённые  учреждения  центры  занятости  населения  за
содействием  в  трудоустройстве  и  консультациями  по  профориентации
обращается более 9,0 тыс. учащихся и  выпускников  общеобразовательных
учреждений,  или 50,0% от общего количества выпускников, а также около
1,0 тыс. выпускников разного уровня профессионального образования, или
19,6% от общего количества выпускников.
     Профориентационными услугами слабо охвачены граждане  пенсионного
возраста, женщины.
     Так,  социологический  опрос,  проведенный  специалистами  службы
занятости,  показал,  что  из  338 опрошенных респондентов пенсионного
возраста помощь в подборе рабочего места желали получить  285  человек
(73,4%  от  всех  опрошенных);  переобучиться  -  50  человек (12,8%);
получить помощь при открытии собственного дела - 6  человек  (1,5%)  и
психологическую поддержку - 12 человек (3,0%).
     Из опрошенных 15464 женщин, имеющих детей в возрасте от 0  до   7
лет,  57%  -  не  работают, 35% - нуждаются в трудоустройстве и желают
совмещать трудовую занятость с воспитанием детей.
     Проведенный  опрос  465  молодых  респондентов,  из  которых  23%
школьников,  23% студентов, 32% работающей молодежи, 22% неработающей,
показал, что наиболее ценным в жизни 73% опрошенных  считают  семейное
благополучие,  38%  -  реализацию  интересов  и  способностей,   32% -
высокий достаток, 29% - карьерный рост, 17%  -  возможность  изменения
ситуации  в  обществе к лучшему, 13% - уважение окружающих и  престиж,
11% - соответствие определенным морально-этическим нормам.
     70% участников анкетирования ответили отрицательно на  вопрос  по
переезду из Сахалинской области.
     Перейдя  на  принципиально  новую  -  рыночную  модель  развития,
общество   не   сформировало  модель  профориентации,  соответствующую
требованиям времени.
     В  то   же   время   каждый   субъект,   занимающийся   вопросами
профориентации,  имеет  интересный  опыт  работы  и  квалифицированных
специалистов. Но не определены функции отдельных компонентов  системы,
не  установлены  и  нормативно  не  закреплены  взаимосвязи  различных
участников  профориентационного процесса и социальных партнеров.
     Основные задачи профориентации - помочь  каждому  человеку  найти
свое  место  в  жизни,  отвечающее  его  психофизиологическим  данным,
способностям, призванию, и в то же время,  потребностям  общественного
производства.
      Развитие  ситуации  по  действующему   сценарию   неблагоприятно
скажется  в дальнейшем на обеспеченности трудовыми ресурсами экономики
области. Необходимы кардинальные меры, способствующие внедрению  новой
модели   профориентационной  среды,  позволяющие совместить реализацию
конституционных прав детей, подростков и молодежи, взрослого населения
с социально-экономическим развитием.
     В настоящее время  перед  населением  ставятся  новые  задачи  по
поддержанию         собственной         конкурентоспособности        и
профессионально-трудовой мобильности на  протяжении  всей  жизни.  Для
реализации   профессиональных  планов  гражданам  необходимо  обладать
знаниями и умениями, которые в случаях  изменения  ситуации  на  рынке
труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.
     По  отношению  к  людям,  имеющим  опыт  трудовой   деятельности,
профессиональная  ориентация и консультирование направлены на развитие
компетенций и поддержку карьеры, а также  на  содействие  гражданам  в
ситуациях, сопровождающих смену профессии, потерю работы.
     Деятельность в региональной профориентационной среде должна  быть
направлена  на устранение барьеров для обучения граждан, независимо от
возраста, и становление организационных форм и  системных  механизмов,
обеспечивающих  высокий  уровень  доступа,  эффективности  и  качества
обучения граждан любого возраста.
     В связи с  этим  необходимо  не  просто  помогать  людям  разного
возраста  выбрать  профессию,  востребованную  на  рынке  труда,  но и
научить  самостоятельно  управлять  своей  профессиональной  карьерой,
принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
                                                                      
           Принципы деятельности в профориентационной среде           
     1. Формирование сахалинской профориентационной среды складывается
из  совокупных  институтов,  программ  и  мероприятий,  обеспечивающих
развитие и реализацию  профессиональных  способностей  детей  старшего
дошкольного,  школьного  возраста,  молодежи,  незанятых и безработных
граждан  в  целях  достижения  ими  эффективных  результатов  в  сфере
профессиональной деятельности и высокого качества жизни.
     2. Региональная профориентационная среда  в  Сахалинской  области
строится на следующих базовых принципах:
     а) ориентации на развитие личности, признании права  человека  на
свободный  выбор  определенной  сферы  профессиональной  деятельности,
создания  благоприятных  условий  для  самоопределения,  саморазвития,
самореализации;
     б)  интеграции  различных  подсистем,  компонентов,   объединения
усилий  субъектов системы профориентации, направленных на формирование
профессионального самоопределения;
     в) регионализации -  учета  социально-экономических  процессов  в
регионе,   особенностей   и  потребностей  рынка  труда,  миграционных
процессов и образовательных запросов населения;
     г)  субъектности,  обеспечивающей  учет  личностных  особенностей
субъекта профессионального самоопределения и его становления;
     д) непрерывности формирования  мотивации  в  системе  образования
(детский   сад   -  школа  -  вуз  -  послевузовское  профессиональное
образование), производственной среде;
     е)    доступности    -    создания    условий    для    получения
профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д.

         Цели и задачи региональной профориентационной среды          
     Цели и задачи  Концепции  определены  на  основе  государственной
социальной политики в интересах молодежи, граждан с учётом социального
контекста образовательной среды Сахалинской области.
      1.  Целями  создания  региональной  профориентационной  среды  в
Сахалинской области являются:
     - реализация государственной политики  в  области  профориентации
детей, подростков и молодежи, граждан пенсионного возраста, инвалидов,
людей, имеющих опыт трудовой  деятельности,  позволяющей  сформировать
гармоничную    личность    в    единстве    трудового,    творческого,
интеллектуального,    физического,    духовного,    нравственного    и
психического развития;
     - создание  региональной  целостной  профориентационной  среды  в
течение  всей жизни жителей Сахалинской области, которая предоставляла
бы всем гражданам информацию  и  консультирование,  поддерживающие  их
возможности  получить  образование, правильно выбрать профессиональную
траекторию и приобрести умения, востребованные рынком труда.
     2. Достижение целей по созданию  региональной  профориентационной
среды  в  значительной  степени зависит от успешного решения следующих
задач:
     а) создание условий для развития  профессиональных  навыков  всех
детей,   независимо  от  места  жительства,  социального  положения  и
финансовых возможностей семьи;
     б) сочетание в профориентации традиционных методов с современными
инновационными технологиями;
     в) охват  профориентацией  широкой  возрастной  категории  детей,
подростков и молодежи от 7 до 30 лет, граждан других возрастных групп;
     г)  внедрение  индивидуально-ориентированных   и   способствующих
успешному    личностному    развитию   участников   профориентационных
мероприятий методов работы;
     д)  развитие  взаимодействия  между  дошкольными  учреждениями  и
общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки
и предприятиями, которые, в свою  очередь,  должны  иметь  возможность
оперативно  выявлять  ресурсы  рабочей силы необходимой квалификации и
удовлетворять потребности в кадрах;
     е)  расширение  масштабов  профориентационных   услуг   взрослому
населению;
     ж)   формирование   профориентационной   культуры   населения   и
значимости профориентации в общественном сознании;
     з)   обеспечение   непрерывности    профориентационной    работы,
позволяющей    создать    на   конечном   этапе   систему   управления
совершенствования и развития кадрового потенциала.
                                                                      
                    Механизмы реализации Концепции                    
     В  развитии   профессионально   ориентационной   среды,   имеющей
многоплановый    характер,    особое    значение   должны   приобрести
скоординированные  действия  основных   субъектов   профориентационной
деятельности: детских дошкольных учреждений; общеобразовательных школ;
учреждений  профессионального  образования;  государственных   органов
образования,   здравоохранения,   службы   занятости,   молодежной   и
социальной политики; средств массовой информации; семьи;  общественных
объединений,  представителей бизнеса, организаций и других институтов,
ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение  и
трудоустройство.
     Для  решения  задач  координации  деятельности   всех   субъектов
профориентационной   работы  в  полной  мере  необходимо  использовать
возможности  межведомственного  взаимодействия   с   заинтересованными
ведомствами,  организациями  и  учреждениями,  а также работодателями,
которые   рассматриваются   как   основные   заказчики   и   участники
профориентационного процесса.
     Основным механизмом реализации Концепции по созданию региональной
профориентационной среды в Сахалинской области является:
     а) создание и функционирование областного координационного совета
по  поддержке  инициатив,  направленных  на  совершенствование системы
профориентации в субъекте;
     б) организация Центра  работ  и  планирования  карьеры  (далее  -
Центр).
     Основными функциями  Центра  должны  стать:  обеспечение  единого
информационного  пространства  и  профессионального  выбора  на основе
анализа   образовательных   запросов,   потребностей   рынка    труда,
методических   наработок;   мониторинг  реализации  профориентационных
мероприятий   органами   исполнительной    власти,    образовательными
учреждениями,  работодателями  и  информирование социальных партнеров,
образовательных  учреждений,  родителей  и  учащихся  о   результатах;
создание, ведение и актуализация следующих баз данных:
     - банк профессий и  специальностей,  предоставляющий  в  простой,
доступной,  образной  форме  (инсталляция)  информацию  о  сути работы
специалиста, специфике построения карьеры, плюсах и минусах профессии;
вариантах  профессионального  образования,  обеспечивающих необходимый
уровень знаний при работе по выбранной профессии.
     -  портфель  личных  достижений  учащихся,   дающий   возможность
сравнительного анализа уровня своих результатов (учеба, спорт, хобби),
мониторинга их роста, получения психологического портрета;
     -  банк   Методических   разработок,   аккумулирующий   передовые
наработки (элективные курсы, курсы по выбору, деловые игры, технологии
проблемного обучения,  методики  развития  творческих  способностей  и
т.д.)   в   сфере   профессионального   самоопределения,   позволяющие
сформировать  набор ключевых профессиональных компетенций;
     - обеспечение методического  сопровождения  деятельности  органов
исполнительной   власти   Сахалинской   области   и  органов  местного
самоуправления муниципальных образований, направленной  на  управление
профориентационными процессами.
     В  Центре  для  детей  и   молодежи   должны   быть   оборудованы
профессиональные   комнаты,  где  представлены  разные  виды  трудовой
профессиональной   деятельности.   У   каждого   ребенка    появляется
возможность  попробовать  себя  в  той  или  иной профессии в реальном
времени.
     В  Центре  должны  быть  представлены  зоны  выставочных   залов,
посвященных работе и карьере:
     -  выставочный  зал  рабочих  мест  (организуется  показ   потока
профессиональных  изменений,  где  посетители  познакомятся с историей
профессии, достигнут понимания важности и значимости работы в жизни);
     - выставочный зал планирования карьеры (каждый может выяснить для
себя  какая профессия подходит ему лучше в соответствии с интересами и
способностями,  решить  вопросы  по  упрощению  карьерного  поиска   и
трудового места).
     Центр ориентирует детей в мире профессий. Центр  смогут  посещать
дети  дошкольного  возраста  с  родителями,  организованные  группы из
детских дошкольных учреждений, школьники разных возрастов, молодежь.
     С  помощью  используемого  мультипликативного  эффекта  у   детей
достигается  правильное формирование представления о роли труда, о его
(ребенка) месте в сообществе себе подобных,  у  детей  более  старшего
возраста    -   четкое   понимание   правильной   жизненной   позиции,
ориентированной на свой интерес, талант, способности;
     в)  нормативное  закрепление  взаимосвязи  различных   участников
профориентационного процесса и социальных партнеров.
     Обеспечение   системности,   комплексности   и    преемственности
профориентационной   работы   позволит   консолидировать   усилия   по
проведению  опережающих   действий,   направленных   на   формирование
современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка
труда и укреплению взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг.


Информация по документу
Читайте также