Расширенный поиск
Постановление Губернатора Сахалинской области от 21.03.2000 № 107ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ от 21 марта 2000 г. N 107 г. Южно-Сахалинск О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области В целях повышения эффективности управления государственным имуществом, улучшения инвестиционного климата в Сахалинской области и осуществления стимулирующей функции управления в отношении государственного сектора экономики Сахалинской области ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области (прилагается). 2. Комитету администрации области по управлению государственным имуществом совместно с руководителями структурных подразделений администрации области организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора области Малахова И.П. и председателя комитета администрации области по управлению государственным имуществом Яровикову Р.А. Губернатор области И.П.Фархутдинов Утверждена постановлением губернатора области от 21 марта 2000г. N 107 КОНЦЕПЦИЯ управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области Настоящая Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области определяет цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики Сахалинской области. Под государственным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за областными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия) и за областными государственными учреждениями на праве оперативного управления (далее - учреждения), а также имущественных прав Сахалинской области, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты. Основой для разработки Концепции являются Закон Сахалинской области "Об управлении областной государственной собственностью" N 8а от 20 .07.99, Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Фед ерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 09.09.99 N 1024, другие правовые акты по данному вопросу. Концепция состоит из двух разделов. В первом разделе рассматриваются цели, задачи и механизмы, направленные на повышение эффективности управления государственным имуществом. Во втором разделе рассматриваются вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации областного государственного имущества. I. Управление государственным имуществом. 1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом. Усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики Сахалинской области требует пересмотра принципов и приоритетов в сфере управления и распоряжения государственным имуществом, создания стройной экономически и логически выверенной системы критериев по оценке эффективности использования государственного имущества на основе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью. 1. 1 Политика в сфере управления государственным имуществом должна преследовать следующие цели: увеличение доходов в бюджет Сахалинской области; оптимизация структуры областной государственной собственности; использование областных государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности предприятий; улучшение финансово-экономических показателей деятельности унитарных предприятий. Для успешной реализации указанных целей органам исполнительной власти области необходимо решить следующие задачи: провести полную инвентаризацию объектов областной государственной собственности, разработать и реализовать систему учета объектов областной государственной собственности и оформления прав на них; детально регламентировать процесс управления государственным имуществом; классифицировать объекты областной государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизировать количество объектов управления, определить цели государственного управления по каждому объекту; обеспечить права Сахалинской области как субъекта федерации в качестве участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; обеспечить контроль за использованием и сохранностью областного государственного имущества и за деятельностью лиц, привлеченных в качестве управляющих (представителей государства в органах управления коммерческих организаций, доверительных управляющих и т.д.). 1. 2 Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизированы в настоящей Концепции применительно к следующим объектам управления: унитарные предприятия и учреждения; акции, находящиеся в областной государственной собственности и доли Сахалинской области в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ. Изложение принципов управления построено в следующей логической последовательности: оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий по их управлению между государственными органами, положение дел и выводы); постановка целей и задач управления, в предлагаемый механизм управления: оценка эффективности управления. 2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями. Оценка состояния. 2. 1 В настоящее время в государственной собственности Сахалинской области находится 114 унитарных предприятий и 72 учреждения. Функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между областными органами исполнительной власти. Предусмотренное Гражданским кодексом РФ и Законом Сахалинской области "Об управлении областной государственной собственностью" право хозяйственного ведения на закрепленное за унитарными предприятиями государственное имущество имеет ряд существенных недостатков. Это право предоставляет унитарным предприятиям широкий круг полномочий по владению, использованию и распоряжению имуществом собственника. В соответствии с действующим законодательством собственник имущества не имеет возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных результатов деятельности, но даже определять величину этих результатов. Вмешательство государственных органов в деятельность руководителей унитарных предприятий вне установленного круга полномочий является неправомерным. Реально полномочия собственника осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. В этих вопросах они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества, за исключением случаев распоряжения недвижимым имуществом на основании статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации . Трудовое законодательство достаточно эффективно защищает права руководителей предприятия и создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий при отсутствии действенных инструментов, четкого порядка управления и контроля за их деятельностью приводит к переводу части финансовых средств в фирмы-спутники, к заключению в ряде случаев незаконных сделок с имуществом и невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей. 2. 2 Исходя из оценки ситуации с унитарными предприятиями, можно сделать следующие выводы: существующая система управления унитарными предприятиями не эффективна и требует кардинального реформирования; отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий; низкая эффективность хозяйственной деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в областной бюджет. Определенные недостатки имеют место и в вопросах управления государственным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за учреждениями. Отраслевые департаменты и управления, имеющие подведомственные учреждения, не предпринимают достаточных мер по повышению эффективности использования зданий и сооружений, а комитет по управлению государственным имуществом зачастую ограничен в возможности реализации указанных функций. 3. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями. Цели и задачи управления должны заключаться в следующем: а) Повышение эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждении, а также эффективности использования закрепленного за ними государственного имущества. б) Определение оптимального количества унитарных предприятий и учреждений, необходимых для обеспечения государственного сектора экономики области. в) Внедрение системы экономического мониторинга и усиление контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений. г) Принятие комплекса мер, направленных на недопущение банкротства государственных унитарных предприятий. д) Увеличение поступлений в бюджет области от использования государственного имущества закрепленного за унитарными предприятиями, погашение задолженности перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами. 4. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями. Механизм управления областными унитарными предприятиями предполагает решение следующих вопросов: а) Определение круга и количества унитарных предприятий, в том числе, необходимых для выполнения государственных функций. Основной критерий подхода в решении этого вопроса заключается в том, что унитарные предприятия должны создаваться и действовать для решения целей и задач, которые не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами других организационно-правовых форм. В связи с этим необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий и в случаях несоответствия деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам принять меры по преобразованию их в акционерные общества или приватизации иным способом, ликвидации унитарных предприятий (учреждений) и иные пути оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений. б) Применительно к каждому унитарному предприятию (учреждению) установить обязательные требования: утверждение отраслевыми департаментами и управлениями по согласованию с комитетом экономики администрации области целей и программы деятельности унитарного предприятия (учреждения) ; о представлении отраслевым департаментам и управлениям предложений от руководителей унитарных предприятий о способах достижения поставленных целей; об обязательном представлении данных о величинах показателей экономической эффективности деятельности: об установлении отраслевыми департаментами и управлениями по согласованию с комитетом экономики администрации области требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки; определение порядка применения мер ответственности к руководителям унитарных предприятий (вплоть до расторжения контракта) за невыполнение обязательных требований и несоответствие результатов деятельности согласованным в установленном порядке целям деятельности и основным экономическим показателям предприятия: о проведении совместно с отраслевыми департаментами и управлениями аттестации руководителей унитарных предприятий и учреждений; о представлении в комитет администрации области по управлению госимуществом и отраслевые управления и департаменты обязательной отчетности руководителей унитарных предприятий по итогам финансово хозяйственной деятельности за отчетный период; обеспечение страхования государственного имущества при передаче его в пользование третьим лицам; в) Установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (бизнес-плана); г) Усиление контроля, за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений, в том числе с привлечением межведомственной балансовой комиссии. В этих целях необходимо провести проверку учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с требованием законодательства, привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с Примерным контрактом, утверждаемым губернатором области обеспечить назначение руководителей унитарных предприятий и учреждений только на конкурсной основе, организовать ежегодную аудиторскую проверку деятельности унитарных предприятий; В случаях несоответствия уставов предприятий и контрактов с их руководителями требованиям законодательства отраслевые департаменты и управления, а также комитет администрации области по управлению государственным имуществом не согласовывают или не утверждают указанные документы; д) Определение части прибыли, подлежащей перечислению в областной бюджет в виде дохода собственника от использования унитарными предприятиями областного имущества и установления порядка такого перечисления. 5. Оценка эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями. Реализация предложенных настоящей Концепцией мер должна привести к следующим результатам: а) Поступление дополнительных доходов в областной бюджет в виде налогов от улучшения финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, от перечисления части прибыли предприятия в виде дохода собственника от использования имущества. б) Рост объемов производства и сокращение цен на определенные виды товаров и услуг. в) Оптимизация количества унитарных предприятий и учреждений, сокращение расходов областного бюджета на их содержание. 6. Управление акциями, долями Сахалинской области в уставных капиталах хозяйственных обществ . Оценка состояния управления акциями (долями). 6. 1 В настоящее время Сахалинская область представлена в органах управления 22 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственных предприятий. Доля области в уставных капиталах этих акционерных обществ составляет от 25 до 100 процентов. Кроме того, в собственности Сахалинской области находятся пакеты акций 19 акционерных обществ, созданных с участием администраций Сахалинской области на корпоративной основе, и доли участия в 4 обществах с ограниченной ответственностью. Размер областных пакетов акций (долей участия) в уставных капиталах этих обществ колеблется от 2 до 100 процентов. Дивиденды на областные пакеты акций в масштабе цен 1998 года составили: в 1997 году - 261,1 тыс. рублей; в 1998 году - 930,2 тыс. рублей. Работа по управлению акциями, находящимися в областной собственности, осуществляется через институт представителей, назначаемых в органы управления акционерных обществ в установленном порядке. Представители области назначены во все акционерные общества, созданные в процессе приватизации, в которых имеются закрепленные в областной собственности пакеты акций. 6. 2 В целом систему управления акциями и долями Сахалинской области в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ посредством института представителей нельзя считать эффективной по следующим причинам: а) При назначении государственных служащих представителями в органы управления хозяйственных товариществ и обществ не предусматривается механизм оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики объекта управления. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач и целей управления перед представителями государства зачастую снижает эффективность их работы. б) Не привлекаются к управлению пакетами акций (долями), принадлежащими области, доверительные управляющие или управляющие компании. Эта практика может в большей степени отвечать требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. в) При делегировании в составы советов директоров представителей области, пропорционально закрепленному в госсобственности пакету акций нескольких представителей утрачивается их ответственность за обеспечение государственных интересов области в процессе подготовки и принятия решений этим органом управления. 7. Цели управления акциями (долями) Целями управления акциями (долями) являются: а) Увеличение доходов бюджета области. б) Выполнение хозяйственными товариществами и обществами кроме уставных целей и задач ряда социальных программ. в) Стимулирование развития производства товаров (работ, услуг), имеющих важное значение для экономики области. г) Сокращение расходов, связанных с управлением акциями (долями). 8. Механизм управления акциями (долями). Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Сахалинской области, заключаются в следующем: а) В каждом случае участия области в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена цель такого участия. б) Отраслевые департаменты и управления администрации области определяют способы достижения этих целей и доводят их в качестве обязательных требований до назначаемых представителей государства в органах управления создаваемых обществ. Доверительные управляющие и управляющие компании самостоятельно предлагают способы достижения этих целей, которые оцениваются отраслевыми департаментами и управлениями на конкурсной основе. в) Утвержденные отраслевым департаментом (управлением) способы достижения целей становятся неотъемлемой частью договора с доверительным управляющим. г) Установление порядка получения информации о деятельности управляющего и состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, а также обязательных требований к форме, содержанию отчетов управляющих и критериев оценки достижения результатов управления. д) Определение порядка взаимодействия государственных органов управления Сахалинской области и принятие решений о выборе управляющих, а также решений по результатам отчетов управляющих и оценке информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах. е) Привлечение в качестве управляющих юридических лиц, имеющих опыт соответствующей деятельности и безупречную деловую репутацию. ж) Выдача комитетом по управлению государственным имуществом по согласованию с отраслевыми управлениями и департаментами письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ. и) Установление порядка проведения аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами. к) Приобретение акций открытых акционерных обществ в собственность области, если это необходимо для государственных интересов, сохранение размера пакета акций (долей, участия) области в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ при осуществлении дополнительных эмиссии. л) Пересмотр уставов хозяйственных товариществ и обществ, в которых имеется доля области, на предмет включения прав и обязанностей по обеспечению государственных интересов. м) Продажа мелких неликвидных пакетов акций и долей участия по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов по рыночной цене на аукционе. н) Разработка и принятие новых нормативных актов для совершенствования правовой базы, регулирующей отношения в области управления государственными пакетами акций. 9. Контроль эффективности управления акциями (долями) Контроль эффективности содержит: а) Оценку динамики доходов от управления областными пакетами акции: б) Наличие и эффективность механизма учета организации, в которых участвует область, а также отчетности управляющих; в) Оптимизацию закрепленных в областной собственности пакетов акций и долей участия в уставных капиталах хозяйственных обществ. II. Приватизация государственного имущества. 1. Цели и задачи приватизации. В ходе массовой приватизации государственного имущества в Сахалинской области был выполнен ряд поставленных целей, в то же время, процесс приватизации не привел к ожидаемому повышению эффективности работы предприятий, не сформировался достаточно широкий круг эффективных собственников, недостаточно было привлечено инвестиций для производственного и социального развития предприятий. Для устранения этих и других недостатков необходимо разработать новые подходы к решению вопросов приватизации. Целью государственной политики по вопросам приватизации в Сахалинской области должно являться кардинальное повышение эффективности хозяйственного комплекса области. Для этого необходимо решение следующих задач: а) Создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированного на долгосрочное развитие предприятий. Расширение производства и создание новых рабочих мест. б) Обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества. в) Усиление ответственности и заинтересованности собственников приватизируемого имущества, руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности. г) Восстановление активного функционирования фондового рынка. д) Привлечение инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий. е) Усиление социальной направленности приватизации государственного имущества. 2. Основные принципы по реализации политики приватизации. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент государственной политики Сахалинской области в вопросах управления государственным имуществом, направленный на получение отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, активизации работы отечественного товаропроизводителя. Способы и методы приватизации государственного имущества должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев населения области. При принятии решения о приватизации необходимо учитывать ее социальные последствия, вопросы охраны окружающей среды и здоровья граждан. 3. Методы реализации государственной политики приватизации. Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику. а) В отношении унитарных предприятий необходимо: определить их оптимальное количество, произвести их преобразование в открытые акционерные общества (с целью привлечения инвестиции), за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарными предприятиями не могут быть реализованы предприятиями других организационно-правовых форм; определить нормативное распределение денежных средств между областным бюджетом и унитарными предприятиями при продаже имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения; провести мониторинг объектов незавершенных строительством, определиться с возможностью и целесообразностью их достройки, изъять неиспользуемое в хозяйственном обороте оборудование и другое имущество; практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения конкурсов с инвестиционными и социальными условиями; б) В отношении пакетов акций принадлежащих Сахалинской области: при продаже высоколиквидных пакетов акций для увеличения денежных средств в областной бюджет привлекать в обязательном порядке финансовых консультантов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, проводить широкие маркетинговые исследования для изучения спроса на них. продажу низколиквидных пакетов акций производить по минимальной цене при условии принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств; в случае признания аукциона несостоявшимся проводить прямую продажу акций по результатам переговоров с потенциальными инвесторами, но не ниже стартовой цены пакета акций на несостоявшемся аукционе; доведение областного пакета акций до размера блокирующего, способом приобретения дополнительных акций на вторичном рынке или путем внесения государственного имущества по рыночной стоимости в уставный капитал акционерного общества при его увеличении; продажа части областных пакетов акций по льготной цене работникам предприятий. 4. Контроль за ходом проведения приватизации. Целью контроля за ходом проведения приватизации является безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное поступление денежных средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Контроль за ходом приватизации осуществляется на всех ее этапах: при подготовке имущества к приватизации, в ходе приватизационных процедур, при выполнении новыми собственниками государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области ПЛАН Подготовки правовых актов по вопросам реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Сахалинской области ___________________________________________________________________________________________________________________ N | Содержание вопроса | Орган, принимающий |Срок подготовки|Ответственные исполнители | п/п| | нормативный акт | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ___|_________________________________________|__________________________|_______________|__________________________| 1. 0 создании информационного реестра Администрация Сахалинской Декабрь 2000г. Комитет экономики. показателей экономической эффективности области Комитет по управлению деятельности областных государственных государственным имуществом. унитарных предприятий и хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Сахалинской области. 2. Порядок создания, реорганизации и Администрация Сахалинской Сентябрь 2000г.Комитет администрации ликвидации областных государственных области Сахалинской области по унитарных предприятий, основанных на управелению государственным праве хозяйственного ведения. имуществом. Комитет экономики. Отраслевые департаменты и управления. 3. О проведении аудита областных Администрация Сахалинской Ноябрь 2000 г. Комитет по управлению государственных предприятий. области государственным имуществом. Комитет экономики. Финансовое управление. 4. О порядке аттестации руководителей Администрация Сахалинской Июнь 2000 г. Комитет по управлению областных государственных предприятий области государственным имуществом. Комитет экономики. Управление по труду. Финансовое управление. 5. 0 перечне и методике определения Администрация Сахалинской Июнь 2000 г. Комитет экономики. основных экономических показателей области Комитет по управлению эффективности деятельности областных государственным имуществом. государственных унитарных предприятии и Финансовое управление. хозяйственных обществ, акции (доли) которых закреплены в областной собственности. 6. Порядок назначения и деятельности Администрация Сахалинской Ноябрь 2000 г. Комитет по управлению руководителей ГУП. области государственным имуществом. Управление по труду. Отраслевые управления и департаменты. 7. Порядок проведения конкурса по замещению Администрация Сахалинской Декабрь 2000 г.Комитет по управлению должности руководителя ОГУП. области государственным имуществом. Управление по труду. Отраслевые управления и департаменты. Комитет экономики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|