Расширенный поиск

Постановление Губернатора Сахалинской области от 13.10.2000 № 427

 




                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                  ГУБЕРНАТОРА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ


от  13 октября 2000 г. N 427
г. Южно-Сахалинск


О Концепции развития торговли, общественного
питания и бытового обслуживания в Сахалинской
области на 2001-2004 годы


     В   целях   определения   и  реализации  основных  направлений
развития    инфраструктуры   торговой   деятельности   и   бытового
обслуживания ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1.   Утвердить   Концепцию  развития  торговли,  общественного
питания  и бытового обслуживания в Сахалинской области на 2001-2004
годы (прилагается).
     2.  Рекомендовать  органам  местного  самоуправления учитывать
Концепцию  при  разработке  и  проведении  мероприятий  по развитию
инфраструктуры  оптовой,  розничной торговли, общественного питания
и бытового обслуживания, а также отраслевых и районных программ.
     3.  Департаменту  потребительского  рынка,  торговли  и  услуг
осуществлять  координацию  работ  по  выполнению Концепции развития
торговли,   общественного   питания   и   бытового  обслуживания  в
Сахалинской области на 2001-2004 годы.
     4.   Рекомендовать  управлению  Федеральной  службы  налоговой
полиции  по  Сахалинской  области,  управлению  Министерства  РФ по
налогам  и сборам по Сахалинской области, управлению внутренних дел
Сахалинской   области   проводить  последовательную  и  настойчивую
работу   по  легализации  розничного  и  оптового  товарооборота  и
ужесточению борьбы с теневой экономикой.
     5.   Контроль   за   выполнением  постановления  возложить  на
вице-губернатора области Горкунова Б.В.


 Губернатор области                                 И.П. Фархутдинов
                           



                           Утверждена
                           постановлением губернатора области
                           от 13 октября 2000г. N 427



                             КОНЦЕПЦИЯ
 развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания в
               Сахалинской области на 2001-2004 годы


     I. Современное состояние торговли, общественного питания и
        бытового обслуживания, основные цели реорганизации

     1. 1  Торговля  -  одна  из  важнейших  сфер  жизнеобеспечения
населения.  При  её посредстве осуществляется рыночное согласование
товарного  предложения  и  покупательского  спроса.  Являясь важной
бюджетообразующей   отраслевой   системой,   она  формирует  основы
финансовой стабильности как государства, так и области.
     За   период   рыночных   преобразований  торговля  Сахалинской
области  претерпела  коренные  изменения.  В  ней,  как  ни в одной
другой   сфере   хозяйственной   системы,   сформировалась  богатая
конкурентная  среда,  а  также  самая  высокая  предпринимательская
активность.   В   отрасли   действует  свыше  1900  магазинов,  434
предприятия  общественного  питания,  587  павильонов,  472 киоска,
около  400 субъектов оптовой торговли. Каждый восьмой, работающий в
области, занят в сфере торговли.
     Преобразования,  проведенные  в  торговле  на основе свободной
хозяйственной   инициативы,   положительно  сказались  на  развитии
потребительского    рынка,    который    сегодня    характеризуется
относительно   высокой   насыщенностью.   Изжит  товарный  дефицит.
Система   распределения   товаров  полностью  заменена  отношениями
свободной  купли-  продажи. Динамизм объемов и структуры реализации
товаров   и  услуг  постепенно  приобретает  все  более  устойчивый
характер.
     Уверенней  развивается  материально-техническая  база торговли
как   за   счет   инвестиций  частных  собственников,  коммерческих
структур,   так   и  промышленных  предприятий,  имеющих  фирменную
торговлю.
     Вместе  с  тем  позитивные тенденции развития торговли области
сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений.
     В  торговле  имеют место факты теневого товарооборота, размеры
которого  значительны,  наращивания  цен из-за неоправданного роста
звенности  товародвижения.  Система  сертификации  услуг  розничной
торговли,    бытового    обслуживания   и   общественного   питания
формируется     медленно.     Регулирование    развития    торговой
инфраструктуры   неоправданно  рассредоточено,  в  результате  чего
проявляется  диспропорциональность  в  развитии  отдельных  звеньев
торговой   системы.   Невысокий   уровень   концентрации   капитала
предопределяет   функционирование   в  основном  мелких  и  средних
торговых   предприятий,  количество  которых  на  1  июля  2000  г.
превышает  90%  из  общего  числа.  Ослабление  внимания  к решению
общесистемных    проблем    развития    торговли    выразилось    в
дезорганизации информационной системы.
     1. 2  Статистические  данные  свидетельствуют  о  том,  что за
последние   годы   сфера   услуг  области  находилась  в  кризисном
состоянии,    обусловленном    трудностями   переходного   периода.
Снизились  объемы  реализации,  сократилась численность работающих.
Изменились  организационно-правовые  формы  собственности.  Исчезли
государственные  предприятия,  увеличилось  количество  предприятий
негосударственного    сектора.    Удельный   вес   объектов   малых
предприятий  и  индивидуального  предпринимательства  в  общей сети
бытовых  услуг составляет 92%. Доминирующее положение приходится на
долю   услуг,   оказываемых   физическими  лицами.  Предприниматели
освоили  практически все виды бытовых услуг, расширили их перечень,
обеспечив  рост  реализации  по  некоторым  из  них.  Вместе  с тем
бытовое  обслуживание  развивается  не  повсеместно,  большая часть
услуг  (почти  50%)  приходится  на  областной  центр.  В  сельской
местности   в   течение   4  лет  сохраняется  сложная  ситуация  с
обеспечением   населения   бытовыми   услугами.   Прекратили   свое
существование  комплексные  приемные пункты. Предприятия испытывают
финансовые   затруднения   в   приобретении   нового   современного
оборудования,  его  ремонте  и модернизации. Содержание комбинатов,
ателье,     комплексных     приемных     пунктов     индивидуальным
предпринимателям   стало   неприемлемым   из-за   высоких  издержек
обращения,  поэтому многие объекты либо проданы, либо закрыты, либо
перепрофилированы  на другую деятельность. Отсутствует традиционная
в  доперестроечное  время  бюджетная  дотация. Все это отрицательно
складывается   на  объемах,  культуре  и  качестве  предоставляемых
услуг.
     Концепция  исходит  из того, что для развития потребительского
рынка и услуг необходимо решение следующих задач:
     1. Обеспечение    для    абсолютного   большинства   населения
доступности  потребительского рынка и услуг в цивилизованных формах
его организации.
     2. Обеспечение   прав   граждан  на  безопасность  и  качество
товаров.
     3. Формирование  развитой  системы  товародвижения,  создающей
благоприятные  возможности для отечественных товаропроизводителей и
способствующей  оптимизации  на  рынке  соотношения отечественных и
импортных товаров.
     4. Установление  прозрачности  финансового  оборота  на основе
существенного ограничения возможностей для теневого оборота.
     5. Восстановление   оптимального   соотношения   магазинных  и
внемагазинных форм продажи товаров.
     6. Укрепление  нормативно-правовой  базы  развития  торговли и
бытового обслуживания.
     7. Восстановление  информационной  системы торговли и бытового
обслуживания.
     Дальнейшее  реформирование  торговли  и  бытового обслуживания
предполагает    развитие   системности   организационных   решений,
строгого  разграничения  предметов  ведения по вопросам торгового и
бытового  обслуживания между всеми уровнями управления, обеспечения
строгой   ответственности   государственных   органов   в  вопросах
контроля качества и безопасности товаров и услуг.

 2. Идеология, принципы и содержание государственного регулирования
                 торговли и бытового обслуживания

     Одновременно    с   реформированием   экономики   продолжается
создание  механизма рыночного взаимодействия органов исполнительной
власти  всех  уровней,  субъектов  торговой деятельности и бытового
обслуживания.
     Концепция  исходит из того, что в условиях свободной экономики
вмешательство  государства  в развитие процессов на потребительском
рынке   и   услуг   допустимо   лишь   для  устранения  возникающих
отрицательных   последствий   вследствие   нежелательного  смещения
направлений его развития.
     Стратегической   целью  регулирования  должно  стать  создание
необходимых  условий, при которых можно своевременно контролировать
насыщение  потребительского  рынка  и  услуг  и  их  стратегическую
безопасность.
     Основными   задачами  системы  государственного  регулирования
торговли и бытового обслуживания должны стать:
     формирование достаточной конкурентной среды;
     защита  внутреннего  рынка  на основе поддержки отечественного
товаропроизводителя;
     регулирование   иностранных  инвестиций  в  сферу  торговли  и
бытового обслуживания;
     создание   условий  для  легализации  теневого  товарооборота,
обоснование      отраслевых      особенностей      налогообложения,
лицензирования, кредитования. квотирования;
     эффективный   контроль  защиты  прав  и  соблюдения  интересов
потребителей;   стимулирование   обновления   технологии  торгового
процесса и логистического обслуживания;
     развитие  укрепления  нормативно-правовой  базы  в  торговле и
бытовом  обслуживании  поддержание  требуемых товаропотоков и услуг
для обеспечения государственных нужд.
     Идеология  государственного  регулирования торговли и бытового
обслуживания   опирается  на  фундаментальные  основы  формирования
многоукладной,  социально ориентированной экономики, предполагающей
функционирование   в   сфере   торгового  и  бытового  обслуживания
государственных, кооперативных и иных частных предприятий.
     Для   того   чтобы   система   государственного  регулирования
торговли  была устойчивой, она должна опираться на взаимодействие с
негосударственными  структурами  по  вопросам  развития торговли, а
также строиться на горизонтальных межведомственных согласованиях.
     Механизм  государственного  регулирования  должен опираться на
следующие принципы:
     отказ   от   управления   предприятиями  торговли  и  бытового
обслуживания  и  ориентация  на управление процессами, протекающими
на потребительском рынке;
     достаточное  постоянное  удовлетворение потребностей различных
слоев населения в товарах народного потребления и услугах;
     равенства  перед  законом  субъектов  торговой  деятельности и
бытового  обслуживания,  независимо  от  их организационно-правовых
форм и форм собственности;
     признание     необходимости     закрепления     за    органами
государственной        власти        определенного        комплекса
организационно-экономических функций;
     чёткое   разграничение   макро-  и  микро  уровней  в  системе
государственного регулирования;
     четкое   разделение   функций  между  двумя  уровнями  системы
государственного  регулирования  при  сохранении  на  каждом из них
общего  подхода  к проблеме государственного регулирования торговли
и бытового обслуживания в целом.
     Основными   задачами  органов  государственного  регулирования
области являются:
     формирование    областной   политики   торговли   и   бытового
обслуживания и ее приоритетов;
     обеспечение   реализации  общих  принципов  налогообложения  и
разработка   особенностей   их   применения  к  субъектам  торговой
деятельности и бытового обслуживания на областном уровне;
     укрепление   нормативно-правовой   базы  торговли  и  бытового
обслуживания   на   основе   нормативов  постоянной  или  временной
регламентации,     конкретизирующих     в     области    применение
общефедеральных правил и норм;
     создание   эффективной   конкурентной   среды   на   областном
потребительском рынке и услуг, в торговле;
     развитие   областного   потребительского   рынка   на   основе
поддержки    отечественных    товаропроизводителей,   регулирования
иностранных инвестиций и формирования развитой инфраструктуры.
     Непосредственным  организатором,  координатором и исполнителем
функций  регулирования  торговли  и  бытового обслуживания являются
органы   муниципальных  образований  Сахалинской  области,  которые
должны обеспечить создание необходимых условий для:
     повышения  предпринимательской активности в торговле и бытовом
обслуживании;
     оказания   поддержки   торговым   организациям,   определяющим
ситуацию на местном рынке;
     контроля  деятельности  всех  участников  торговли  и бытового
обслуживания;
     рационального  размещения  различных  объектов торговли, в том
числе   рынков   для  реализации  продукции  собственных  подсобных
хозяйств   и  дикоросов,  и  бытового  обслуживания  по  территории
муниципального образования.

   3. Концептуальные основы формирования рыночной инфраструктуры
           торговой деятельности и бытового обслуживания

   3. 1 Концептуальные основы формирования инфраструктуры оптовой
                             торговли.

     Потребности  рынка  товаров  народного потребления Сахалинской
области  должны удовлетворяться следующими основными типами оптовых
организаций:
     -оптовыми    структурами   регионального   масштаба   (оптовые
предприятия первого уровня);
     -оптовыми    предприятиями   внутри   регионального   масштаба
(оптовые предприятия второго уровня).
     Оптовые  предприятия  первого  уровня  должны формироваться из
автономных   оптовых  структур,  обеспечивающих  потребителей  всей
области  в  оптовых  поставках  крупных  партий  различных товаров,
прежде всего товаров первой необходимости.
     Целевое  назначение  оптовых  структур  регионального масштаба
должно   состоять   в  обеспечении  продовольственной  безопасности
Сахалинской  области, формировании структуры каналов товародвижения
для     отечественных     производителей     продовольственных    и
непродовольственных   товаров  и  зарубежных  поставщиков.  Оптовые
предприятия   первого   уровня   призваны  обеспечить  стабильность
областного потребительского рынка.
     Приоритетом   функционирования  такого  рода  структур  должна
стать  прозрачность их деятельности, оптимальные цены и достаточные
объемы  качественных  и  безопасных  товаров народного потребления,
удовлетворяющие потребительский рынок области.
     В   числе  потребителей  могут  быть  самостоятельные  оптовые
организации,  крупные  оптово-розничные структуры и их объединения,
бюджетные   и   ведомственные   организации,  а  также  предприятия
перерабатывающих отраслей промышленности.
     В  перспективе  данные  оптовые  структуры могут явиться базой
для    формирования   торгово   -финансово   -промышленных   групп,
осуществляющие  товарообменные  операции  как  с другими регионами,
так и с производителями.
     Группу  оптовых  предприятий второго уровня должны формировать
как автономные или независимые оптовые структуры, так и зависимые.
     Закупая  товары  у  оптовых  структур  или  непосредственно  у
товаропроизводителей  как  в  регионе  размещения,  так  и  за  его
пределами,  они доводят их до предприятий розничной торговли и иных
потребителей в зоне своей деятельности.
     Кроме   независимых   оптовых   структур  оптовые  предприятия
второго  уровня формируются также сбытовыми подразделениями местных
промышленных  предприятий  и оптовыми структурами крупных розничных
организаций.
     Ограничений  на  формирование  структуры  хозяйственных связей
оптовых   предприятий   первого   и   второго   уровня  со  стороны
исполнительной власти Сахалинской области не предусматривается.
     Формирование    оптовой    торговой   системы   на   принципах
двухуровневого    подхода    обеспечит   необходимое   разнообразие
составляющих ее структур.
     Условием   достаточности   рыночной   модели  функционирования
оптовой системы является видовое разнообразие оптовых структур.
     Задачей  организации  видового  разнообразия  оптовых структур
должно  явиться  стимулирование  формирования  оптовых  предприятий
максимально  удовлетворяющих требования оптовых предприятий первого
и второго уровня, а также товаропроизводителей.
     В  соответствии  с  задачей в структуре оптовой системы должны
развиваться предприятия:
     -   специализирующиеся   на   оптовой   торговле  предприятий,
осуществляющих   полный   комплекс  закупочно-сбытовых  операций  с
переходом права собственности на товар к оптовому звену;
     -  посреднических  оптовых  структур,  не использующих в своей
деятельности   перехода  права  собственности  на  товар  (брокеры,
торговые агенты, комиссионеры и т.п.);
     -  организаторов  оптового  оборота, абсолютно не работающих с
товаром,  но  оказывающих  услуги  по  организации оптового оборота
товаров (выставки, ярмарки, оптовые рынки).
     Распространенным   подвидом   оптовых  структур  должны  стать
специализирующиеся  на  оптовой  торговой деятельности предприятия,
так  называемые  независимые оптовые торговцы (структура - оптового
районного   звена).  Они  должны  выполнять  комплекс  операций  по
обработке  товарной  массы,  замыкая на себе широкий круг розничных
торговых предприятий района.
     Среди    оптовых    торговцев    могут   быть   оптовики   как
специализирующиеся    на   отдельных   группах   товаров,   так   и
универсальные,  они  могут представлять широкий набор оптовых услуг
или   быть   ориентированы   на   специфические  методы  работы  по
обслуживанию покупателей.
     На  рынке  услуг  оптовой  торговли предполагаются структуры -
посредники:  агенты  и  брокеры. Основным предметом их деятельности
должно   стать   информационное   обеспечение.   Они  действуют  по
поручению клиента и чаще всего за его счет.
     Элементами   оптовой   инфраструктуры   являются  организаторы
оптового  оборота  -  оптовые  продовольственные  рынки,  выставки,
ярмарки.
     Самостоятельным   органом,   организующим   оптовую  торговлю,
позволяющим   реализовать   интересы   всех   участников   процесса
товародвижения, должны стать оптовые продовольственные рынки.
     Целью   создания   оптовых   продовольственных  рынков  должно
явиться   создание   системы   продовольственного  снабжения  путем
организации       оптовой      торговли      продовольствием      и
сельскохозяйственной   продукцией   отечественных   (в   том  числе
местных)    и    зарубежных    товаропроизводителей,    обеспечение
продовольственной безопасности области (района).
     В   соответствии   с   поставленной  целью,  задачей  оптового
продовольственного  рынка  является  организация  оптового оборота,
формирование  рыночной  инфраструктуры:  создание  системы расчетов
через   организованное   на  оптовом  рынке  кредитное  учреждение,
оказание   погрузочно-разгрузочных,  транспортных,  экспедиционных,
экспертных,  охранных  и  прочих  сервисных  услуг,  информационное
обслуживание  и  рекламное  обеспечение, маркетинговое исследование
рынка,  обеспечение  свободного  выхода  на  рынок всем поставщикам
сельхозпродукции  и  продовольствия. Оптово-продовольственный рынок
не обладает правом собственности на товар.
     Оптовый  продовольственный  рынок  может  создаваться  в любой
организационно-правовой    форме,    предусмотренной    действующим
законодательством Российской Федерации.
     Такие   рынки   должны   решать   проблемы  продовольственного
снабжения    населения    районов,    гарантированное   обеспечение
продуктами  питания учреждений социальной сферы района, в том числе
учебно-воспитательных  и  лечебных  учреждений,  сбыта и реализации
продукции отечественных и сахалинских товаропроизводителей.
     Оптовый  рынок  может  организовывать оптово-розничную продажу
продовольственных     товаров.     По     специализации     оптовый
продовольственный     рынок     может    быть    универсальным    и
специализированным (рыбным, мясным и т.д.).
     Выставки    и    ярмарки    должны   обеспечивать   расширение
потребительского   рынка   за  счет  установления  межрегиональных,
региональных и хозяйственных межгосударственных связей.

  3. 2 Концептуальные основы формирования инфраструктуры розничной
                             торговли

     Розничная  торговля  -  ведущее  звено  всей системы торгового
обслуживания,   так   как   непосредственно   затрагивает  интересы
населения.
     За  годы экономических преобразований соотношение магазинных и
вне-магазинных  форм  продажи  товаров  резко  увеличилось в пользу
последних. Все это приводит к определенным негативным последствиям.
     Концепция   исходит   из  необходимости  изменить  сложившееся
положение  отдавая  предпочтение  развитию  разнообразных розничных
торговых   предприятий,   преобразуя   сложившуюся   мелкорозничную
торговую сеть.
     Общими  принципами  развития  розничной  торговой  сети должны
стать:
     универсализация продовольственных магазинов;
     развитие  сети  специализированных  (в  том  числе  фирменных)
магазинов;
     формирование  сети магазинов местного значения, расположенных в
радиусе  пешеходной  доступности  и торгующих широким ассортиментом
продовольственных и непродовольственных товаров;
     реорганизация   мелкорозничной  нестационарной  и  передвижной
торговой  сети  (рынков,  павильонов, киосков и пр.) в стационарную
торговую сеть;
     формирование   автономных  зон  торгового  обслуживания  вдоль
автодорог;
     создание   органами   местного   самоуправления   условий  для
развития:
     -муниципальных   магазинов   или   отделов   для   обслуживания
малообеспеченных слоев населения, ветеранов войны и труда;
     -муниципальных  рынков  для  реализации  продукции  собственных
подсобных хозяйств, дикоросов и пр.;
     -выделение  специальных  зон для организации ярмарок, сезонных
распродаж, реализации изделий кустарных промыслов.
     Для   наиболее  полного  удовлетворения  потребностей  широких
слоев  населения  необходимо  наличие  разнообразных форм торгового
обслуживания:
     - индивидуальное обслуживание через прилавок;
     -  индивидуальное  обслуживание  продавцом  -  консультантом в
магазинах, торгующих по образцам;
     - самообслуживание.
     В   настоящее   время  широкое  распространение  получили  так
называемые  удобные  магазины , расположенные в пределах пешеходной
доступности     и     реализующие     универсальный     ассортимент
продовольственных  и  непродовольственных  товаров, в то же время в
любой   системе   торгового   обслуживания   должны  присутствовать
предприятия,   ориентированные   на   конкретную   зону   торгового
обслуживания:
     - магазины местного значения ( удобные );
     - магазины общесистемного значения;
     -  магазины  и  мелкорозничная  торговая сеть вдоль автодорог.
При  этом  состав  магазинов  общесистемного  значения  должен быть
разнообразен  и  включать в себя специализированные и универсальные
магазины.
     Как  субъекты торговой деятельности торговые предприятия могут
быть:
     - независимыми;
     - муниципальными;
     -   структурными   подразделениями   товаропроизводителей  или
оптовых торговых организаций.
     В   целях   эффективного   использования   основных  фондов  и
сохранения   исторически   сложившейся   специализации  предприятий
передачу    муниципальной   собственности   в   аренду   необходимо
осуществлять  на  основе  открытых конкурсов по долгосрочной аренде
помещений.
     Преобразуя  сложившиеся  внемагазинные формы продажи товаров в
цивилизованный  вид, необходимо на современном этапе сохранить их в
виде   уличной   передвижной   торговли  (автомагазины,  автолавки,
изотермические  емкости  и  цистерны и т.п.) и сетевого маркетинга,
задачей  которого является реализация товара на дому, в учреждениях
и  организациях, на транспорте, на улице специально подготовленными
торговыми  агентами.  Эта  форма торговли позволяет резко сократить
издержки обращения.

       3. 3 Концептуальные основы формирования инфраструктуры
                       общественного питания

     За  годы  экономических  реформ  сокращение сети общедоступных
предприятий  общественного  питания  составило  более 50%. Прежняя,
годами  отработанная  система  общественного  питания  распалась. В
процессе   приватизации   произошли  существенные  изменения  в  их
структуре:  общедоступные  столовые, магазины кулинарии, закусочные
переоборудованы  в  бары и рестораны, сократилась сеть столовых при
промышленных  предприятиях и учебных заведениях, не предоставляется
лечебно-профилактическое  питание,  в  районах  области наблюдается
недостаток  недорогих,  рассчитанных  на обслуживание широких слоев
населения  предприятий  питания (общедоступных столовых, закусочных
по  типу  бистро  ).  Столовые, расположенные в сельской местности,
либо не используются, либо используются не по назначению.
     Стабилизация,  наступившая  в  1999 году, привела к росту сети
баров  и  кафе,  как  наименее  затратных  и  пользующихся  спросом
предприятий,  открыты и успешно работают рестораны для обеспеченных
слоев населения, предлагающие широкий комплекс услуг.
     Для  преодоления негативных последствий реформирования системы
общественного   питания   необходимо  осуществить  конкретные  меры
последовательного   восстановления   различных   типов  предприятий
общественного   питания,   отвечающих   особенностям   современного
переходного   периода,  организации  производственного  контроля  и
последующей стабилизации отрасли.
     Основными  направлениями  таких мер в масштабах области должны
стать:
     -  приоритетное  развитие,  за  счет  инвестиций  коммерческих
структур,  общедоступной  сети  предприятий  общественного питания,
включая  сеть  так называемого быстрого питания, ориентированных на
различные  слои  населения,  в  том числе в местах массового отдыха
населения, вдоль автомагистралей, в аэропортах и на вокзалах;
     -  стимулирование  за  счет  средств муниципальных образований
развития   сети   предприятий,  обеспечивающих  питанием  социально
незащищенные слои населения;
     -  восстановление  и расширение сети социально ориентированных
предприятий,     обеспечивающих     питанием    различные    группы
потребителей:  рабочих,  служащих,  студентов,  учащихся.  Развитие
объектов  социально  ориентированных  предприятий  питания возможно
либо  в  составе организаций, учреждений и промышленных предприятий
как  структурных  подразделений,  либо  они  могут  функционировать
самостоятельно, осуществляя обслуживание на договорной основе;
     -  создание объединений предприятий питания в составе оптового
либо розничного звена.

  3. 4. Концептуальные основы по созданию инфраструктуры бытового
                           обслуживания

     Сегодня  стоит  проблема стабилизации деятельности предприятий
службы  быта,  их  восстановление, расширения видов бытовых услуг и
организации  работы  службы быта в сельской местности. Решение этих
проблем  предполагается  путем организационных и экономических мер.
     В  организационных  мерах  в  области  необходимы разработка и
реализация  региональных  программ,  восстановление  и  налаживание
новых     экономических     связей,     создание     благоприятного
инвестиционного  климата.  Мелким предпринимателям и предприятиям в
одиночку  не под силу решение проблем по приобретению оборудования,
запасных  частей и сырья. Сложным для них является и восстановление
работы   комплексных   приемных   пунктов,   организация  выездного
обслуживания,  поэтому  необходимо  создание  центров  на  районном
уровне,   объединяющих  предприятия  на  добровольной  (договорной)
основе,  которые  будут  связующим  звеном  между  предприятиями  и
органами  власти.  Налаживая связи между собой, они могут создавать
ассоциации  по  территориальному либо отраслевому признаку, которые
в   свою   очередь   должны   влиять  на  организацию  работы  всех
предприятий  бытового  обслуживания  области. Создание ассоциаций и
гарантий  для  них,  привлечение инвестиций позволят скооперировать
финансовые   средства   частных  предпринимателей,  благодаря  чему
возможна  модернизация  и  внедрение новых технологических решений,
приобретение     компактного,     низкоэнергоёмкого,    максимально
автоматизированного      оборудования,      дающего     возможность
использования  его  на минимальных площадях с наименьшими затратами
и   быстрой   окупаемостью;   способному   быстро   и   качественно
удовлетворить спрос населения на бытовые услуги.
     Восстановление  или новое открытие объектов возможно и за счет
ведомственных   структур   и  муниципальных  образований.  И  здесь
необходимо  изучение  спроса на отдельные виды услуг, их значимость
для  района  и  отраслей.  Восстановить работу комплексных приемных
пунктов, организовать выездное обслуживание в сельской местности.
     Следует   обратить   внимание   на   рациональное   размещение
предприятий,  с  учетом использования градостроительных нормативов.
Формировать  удобные  для  населения  предприятия  в  зданиях жилых
домов   массовой  застройки  микрорайонов  и  отдельные  объекты  в
радиусе   пешеходной  доступности.  Центры  по  ремонту  технически
сложных  товаров  должны  иметь  площадки  для  стоянки  автомашин.
Создавать предприятия (прачечные) методом самообслуживания.
     В   целях   улучшения   качества  и  безопасности  оказываемых
населению  услуг  приступить  к обязательной поэтапной сертификации
бытовых услуг.

  4. Система мер по созданию условий для выполнения концептуальных
   основ формирования торговли, общественного питания и бытового
                           обслуживания

     Система  мер  по  созданию условий для развития концептуальных
основ  торговли,  общественного  питания  и  бытового  обслуживания
предполагается     за     счет    экономического,    правового    и
организационного обеспечения.
     Экономическое     обеспечение     на    региональном    уровне
предполагается за счет:
     -   привлечения   средств   внебюджетного   фонда  области  на
реализацию экономически обоснованных проектов;
     -    экономического    обоснования   отраслевых   особенностей
налогообложения, кредитования;
     -   целевого  финансирования,  предусмотренного  в  программах
социального   обеспечения   области,   других   программ   развития
инфраструктуры объектов торговой деятельности.
     Экономическое     обеспечение    на    муниципальном    уровне
предполагает:
     - привлечение:
     -инвестиций  хозяйствующих  субъектов  для  формирования  сети
розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
     средств частных предпринимателей;
     средств  муниципальных  образований  с  частичным привлечением
средств частных предпринимателей;
     инвестиций иностранных партнеров;
     средств  целевого финансирования, предусмотренных в программах
района  социально-значимых  услуг, развития инфраструктуры объектов
торгового оборота и др.;
     -  адресную  поддержку малообеспеченных слоев населения, в том
числе,  ветеранов  войны  и  труда,  по  предоставлению  торговых и
бытовых  услуг,  предусмотренную  в  программах  социальной  защиты
области и районов;
     -   установление   для   предприятий   бытового   обслуживания
минимального  значения  коэффициента  предназначения  сдаваемого  в
аренду объекта ;
     -  применение  льготного налогообложения по налогам и сборам в
бюджет  муниципального  образования  для  общественных  организаций
инвалидов, оказывающих бытовые услуги;
     -  заключение  договоров  с  предприятиями  на  предоставление
услуг   по   ремонту   сложнобытовой  техники,  телерадиоаппаратуры
гражданам,  состоящим  на  учете  в  управлении (отделе) социальной
защиты.
     Правовое    обеспечение    развития    торговли   и   бытового
обслуживания  основывается  на  положениях  Конституции  Российской
Федерации  и  Гражданском  кодексе  Российской  Федерации,  которые
определяют  в основных чертах вопросы правового положения субъектов
торгового   оборота   и  бытового  обслуживания,  правового  режима
принадлежащего  им  имущества,  а также правового режима договорных
отношений между ними.
     Укрепление  нормативно-  правовой  базы  торговли  и  бытового
обслуживания   на  региональном  уровне  предполагается  на  основе
разработки  нормативных  документов  в  соответствии  с Федеральным
законодательством.
     За  счет  инициирования принятия нормативных правовых актов на
федеральном уровне:
     о создании благоприятного инвестиционного климата;
     о  механизме  предоставления  налоговых  льгот для предприятий
бытового обслуживания.
     Правовое  обеспечение  на  муниципальном уровне предполагается
за  счет  разработки и принятия нормативных документов, в том числе
об  организации  выездного  комплексного  бытового  обслуживания  в
сельской местности и отдаленных поселках.
     Организационное   обеспечение  концептуальных  основ  развития
торговли,    общественного    питания   и   бытового   обслуживания
предполагается:
     на региональном уровне за счет:
     -    регулирования   иностранных   инвестиций   и   инвестиций
хозяйствующих  субъектов  в  недостающую  инфраструктуру  торгового
оборота и бытового обслуживания;
     -   координации   контролирующих   органов  по  предотвращению
поступления  на  потребительский  рынок  некачественной продукции и
услуг;
     -  оказания  помощи  предприятиям малого предпринимательства в
бизнес  планировании  и  продвижении инвестиционных проектов вплоть
до получения инвестиционных кредитов;
     -   координации   работ   по  организации  сертификации  услуг
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
     -  организации  повышения  квалификации  кадрового  потенциала
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
     -   восстановление   единой  информационной  системы  развития
торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
     -  организации информационных мероприятий в средствах массовой
информации по развитию торгового и бытового обслуживания;
     на муниципальном уровне за счет:
     -  создания  условий  для  обеспечения населения безопасными и
качественными  услугами  торговли, общественного питания и бытового
обслуживания;
     -    оказания    содействия    в   осуществлении   организации
сертификации  услуг  торговли,  общественного  питания  и  бытового
обслуживания;
     -   консультирования   по   вопросам   бизнес  планирования  и
рецензирования подготовленных бизнес планов;
     -    эффективного    функционирования    рынка   труда   через
регулирование  уровня  безработицы за счет совершенствования работы
по   подготовке  и  переподготовке  кадров,  оказании  методической
помощи,  курсовой  подготовки  рабочим  специальностям, организации
обучения на курсах малого бизнеса;
     -   конкурсного   отбора   предприятий   по  предоставлению  в
долгосрочную аренду муниципального имущества;
     -   реорганизации   убыточных   предприятий  и  содействие  их
дальнейшему  корпоративному  объединению  с  финансово  устойчивыми
структурами;
     -    развития    единой   информационной   системы   торговли,
общественного питания и бытового обслуживания.

     5. Развитие интеграционных процессов в торговле и бытовом
                           обслуживании

     Анализ    современных    тенденций   развития   интеграционных
процессов  на  потребительском  рынке  показывает, что это движение
будет    происходить   по   традиционной   схеме   -   от   простых
многоотраслевых  объединений к сложным межотраслевым конструкциям с
реализацией   как   горизонтальных,   так   и  вертикальных  систем
хозяйственных взаимоотношений.
     5. 1   Цепные   торговые  организации  как  вид  добровольного
объединения  могут  формироваться  как в оптовом, так и в розничном
звене  торговли.  Однако наиболее характерной структурой они должны
стать для розничного звена, включая массовое питание.
     Сущность  данного  объединения  состоит  в  том,  что  крупное
торговое  предприятие  заключает  договор  с  малыми  или  средними
торговыми  структурами,  на  основе  которого  последние в качестве
филиалов  получают  право  на реализацию определённых видов товаров
на   конкретном   товарном  рынке  под  торговой  маркой  головного
предприятия.   Причём   данная   торговая   марка  широко  известна
потребителям   и   воспринимается  ими  как  своеобразная  гарантия
качества.
     Цепные  торговые  организации  должны создаваться на принципах
добровольного  подчинения  с  использованием  договоров  аренды или
даже   продажи  предприятия  с  соблюдением  норм,  предусмотренных
Гражданским кодексом РФ.
     5. 2   Кооперативные   объединения   торговых   структур   или
объединения    ассоциативного   типа   должны   формироваться   как
своеобразный  ответ  на  усиление позиции цепных торговых структур.
Сущность  данного  вида  объединений,  в  отличие  от  предыдущего,
состоит  в  том, что группа малых и средних торговых структур будет
стремиться   обеспечить   собственную   стабильность   не  за  счёт
использования   известной   торговой  марки  какого-либо  головного
предприятия,   а  на  основе  формирования  образа  новой  торговой
группы, способной к жёсткой конкуренции на потребительском рынке.
     Принципиальной  особенностью работы таких объединений является
опора  на  согласование  и централизацию выполнения наиболее важных
функций  своей  хозяйственной  политики.  Исходя  из  этого,  можно
предположить,    что    подобные    объединения   получат   широкое
распространение  в  розничной  торговле  и  общественно  и питании.
Именно  в  этих  торговых  сферах  согласование  закупочно-сбытовой
политики   и   централизация   функций   товароснабжения   являются
основанием для возникновения объединения.
     5. 2.1    Наиболее    перспективным    направлением   создания
объединений  ассоциативного  типа  в  розничной торговле может быть
объединение   магазинов   с  одинаковой  концепцией  хозяйственного
развития:  магазины со смешанным ассортиментом и невысокими ценами,
магазины    специализированные,   с   особыми   формами   торгового
обслуживания,  универсальные  магазины,  предлагающие  новые  формы
торгового обслуживания и т. п.
     5. 2.2  В  массовом питании кооперативные объединения наиболее
целесообразны  при  организации  обслуживания в общеобразовательных
учреждениях.  При  этом  предприятия-доготовочные в школах, там где
это  необходимо,  могут учреждать на договорной основе заготовочные
структуры.
     5. 3   Добровольные   оптово-розничные  цепи  или  объединения
контрактного  типа  будут  формироваться  как альтернатива усилению
позиций цепных торговых структур объединений ассоциативного типа.
     5. 3.1   Объединения   данного  вида  призваны  координировать
функции   оптовой   и   розничной   торговли   на  принципах  общей
коммерческой   стратегии   при   сохранении  полной  юридической  и
финансовой   независимости  каждого  члена  объединения.  При  этом
розничные  структуры,  входящие  в  цепь, как правило, должны будут
иметь   единое   фирменное   название,   унифицированный   товарный
ассортимент,   общую   сбытовую   политику,   определяемую  оптовой
структурой.
     Предлагаемые  варианты  интегрирования  торговых  структур  не
исчерпывают  проблемы  в  целом.  Это  связано  с тем, что они лишь
несколько   смягчают  действие  таких  разрушающих  потребительский
рынок   факторов,   как   неплатежи  и  обусловленная  этим  широко
распространенная   практика  предоплаты  за  товары,  неэффективная
система кредитования и недостаток собственных оборотных средств.
     5. 3.2  Кардинальное  решение  проблемы возможно лишь на путях
ещё  более  глубокой  и  широкой  интеграции - объединении торговых
структур с товаропроизводителями и финансовыми организациями.
     Создание      хозяйственных      единых      комплексов      -
торгово-финансово-промышленных  групп - является обоюдовыгодньм для
всех   участников   и  поднимает  процесс  структурной  перестройки
торговли на качественно новый уровень.
     Мировой    опыт    и   отечественная   практика   формирования
финансово-промышленных   групп  дают  основания  предполагать,  что
наиболее           существенное           влияние          создание
торгово-финансово-промышленных групп способно оказать:
     -   в   области   структурной  перестройки  торговли  с  целью
ликвидации сложившегося дисбаланса развития ее отдельных звеньев;
     -   в   области   резкой  активизации  внутреннего  потенциала
хозяйственных  структур,  вошедших  в  группу,  и  создания на этой
основе   особых  механизмов  их  самофинансирования,  повышения  их
инвестиционной активности на потребительском рынке;
     -  в  области  появления  новых  технологий оптово-складских и
коммерческих  операций, а также оказания транспортно-экспедиционных
услуг  по  перевозке  торговых  грузов  с  минимальными затратами в
максимально    короткие   сроки   с   рациональным   использованием
подвижного состава.
     5. 4  Восстановление  профессиональной  управляемости бытового
обслуживания,  за  счет  объединения  предприятий  (на добровольной
основе)   в   ассоциации,   акционерные   общества   и   в   другие
негосударственные   структуры   с   организацией   на   их   основе
производственно-технологического   цикла  оказания  платных  услуг,
восстановления  хозяйственных и кооперированных связей, обеспечения
информацией  и  нормативной  документацией,  повышения квалификации
кадров, проведения работ по сертификации и др.
     5. 5  Концепция исходит из того, что интеграционные процессы в
торговле   и   бытовом   обслуживании   могут  получить  логическую
завершенность  лишь  тогда,  когда  объединения торговых структур и
бытового  обслуживания  на коммерческой основе будет дополняться их
объединением   в   различные  формы  некоммерческих  организаций  в
соответствии с Законом РФ О некоммерческих организациях .
     Создание    таких    объединений    обоюдовыгодно    как   для
предпринимателей,  получающих  возможность консолидированной защиты
своих     прав,    так    и    для    государства,    регулирующего
предпринимательскую   деятельность,   и  для  профсоюзных  органов,
защищающих интересы наемных работников в торговле.

                 Заключительные положения

     Принятие   Концепции   в   качестве   руководящего   документа
предполагает    разработку   ежегодной   программы   или   ежегодно
уточняемых   планов  мероприятий  по  ее  реализации  в  районах  и
области.  Такая  программа (планы мероприятий) может аккумулировать
в  себе  элементы других целевых программ развития потребительского
рынка   и  услуг  в  том  числе  программ  социально-экономического
развития   районов   и   области,   предусматривающих   не   только
направление  доходов на развитие инфраструктуры торговли и бытового
обслуживания, но и доходов, получаемых от их деятельности.
     В   соответствии   с   Соглашением  о  взаимоотношениях  между
департаментом   потребительского   рынка,   торговли   и   услуг  и
администрациями   муниципальных   образований  Сахалинской  области
раздел   развития   потребительского   рынка   и   услуг  программы
социально-экономического   развития   района   на  предстоящий  год
предполагается  согласовывать  с  департаментом  до  1 сентября. На
основе  предложений  органов  муниципальных образований департамент
до    1    октября    вносит   проект   предложений   по   развитию
потребительского      рынка      и      услуг      в      программу
социально-экономического   развития   области;  программы  развития
инфраструктуры   товарных   рынков;   программы   развития   малого
предпринимательства;   программы  социальной  защиты  населения,  и
других.


Информация по документу
Читайте также