Расширенный поиск

Решение Законодательного Собрания Владимирской области от 07.04.1995 № 92

 

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ


                               РЕШЕНИЕ

       07.04.95                                          N 92

                                      Утратилo силу - Постановление
                                        Законодательного Собрания
                                          Владимирской области
                                         от 22.12.2004 г. N 828

О  положении  по    осуществлению
побочных  лесных  пользований   в
лесах Владимирской области


     В соответствии с  Основами  лесного  законодательства  Российской
Федерации, Положением об аренде участков лесного  фонда  в  Российской
Федерации, а также Законом Владимирской области "О  природопользовании
на территории области" Законодательное Собрание Владимирской области

                               РЕШИЛО:

     1. Принять Положение по осуществлению побочных лесных пользований
в лесах Владимирской области.
     2. Направить указанное Положение Главе администрации Владимирской
области для подписания и опубликования.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области          Н.ВИНОГРАДОВ



                                                            Приложение
                                            к решению Законодательного
                                         Собрания Владимирской области
                                                      от 07.04.95 N 92


                              ПОЛОЖЕНИЕ
             по осуществлению побочных лесных пользований
                     в лесах Владимирской области

     1. Общие положения.

     1. Положение  по  осуществлению  побочных  пользований  в   лесах
Владимирской области разработано соответствии  с  требованиями  "Основ
лесного законодательства Российской Федерации",  Положения  об  аренде
участков  лесного  фонда  в  Российской  Федерации,  а  также   Закона
Владимирской области "О природопользовании на  территории  области"  и
применяется на территории области в лесном фонде  лесхозов,  колхозов,
совхозов и других сельскохозяйственных формирований, учебных лесных  и
опытных хозяйств, осуществляющих ведение лесного хозяйства с учетом их
статуса (в дальнейшем владельцы лесного фонда).
     2. Настоящее Положение по осуществлению  побочных  пользований  в
лесах Владимирской области применяется для всех лесов, за  исключением
отдельных  территорий,  имеющих  особый   режим    хозяйствования    в
соответствии с их статусом (заповедники, заказники,  особо  охраняемые
территории и т.д.).
     Положение регулирует  отношения,  возникающие  между  владельцами
лесного фонда и лесопользователем (арендатором, заготовителем) в целях
создания  условий  для  рационального  многоцелевого,  непрерывного  и
неистощимого  пользования  ресурсов  недревесной  продукции  леса,  их
воспроизводства, охраны и защиты.
     3. Осуществление  побочных  лесных  пользований   предусматривает
следующие виды деятельности:
     - сенокошение и пастьба скота;
     - размещение улей и пасек, заготовка дикого меда (бортничество);
     - заготовка древесных соков (березового, кленового);
     - заготовка пищевых продуктов леса (плодов, орехов, ягод, грибов,
черемши, папоротника-орляка);
     - заготовка лекарственного и технического сырья;
     - заготовка  вспомогательных  материалов  (мха,  камыша,   сухого
листа, лесной подстилки);
     - другие виды лесных пользований.
     4. Осуществлять побочные  лесные  пользования  могут  юридические
лица, в том числе и иностранные, и физические  лица,  обладающие  этим
правом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     5. Граждане имеют право пребывать в лесах  для  отдыха,  сбора  в
личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов,  грибов,  других
пищевых продуктов, лекарственного  и  технического  сырья,  участия  в
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
     6. Пребывание граждан в лесах, сбор  дикорастущих  плодов,  ягод,
орехов, грибов и других пищевых продуктов и  лекарственно-технического
сырья (в  дальнейшем  дикоросов)  могут  быть  ограничены  в  порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, правовыми  актами
области в интересах пожарной безопасности, ведения  орехопромыслового,
лесоплодового или лесосеменного хозяйства,  а  в  лесах  заповедников,
национальных и природных парков и других особо охраняемых  территориях
- в связи с установленным в них режимом лесопользования.
     7. Граждане  и  юридические  лица  обязаны  применять  технологию
заготовки и сбора продукции, исключающую истощение имеющихся ресурсов,
проводить мероприятия по их восстановлению и повышению  продуктивности
угодий, сохранять и приводить в надлежащее  состояние  нарушенные  ими
ограничительные знаки  в  лесах,  лесоосушительные  каналы,  дренажные
системы  и  дороги  на  землях  гослесфонда,  соблюдать  установленные
порядок и сроки сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов и т.п.
     Всякое нарушение этого Положения влечет  за  собой  установленную
законодательством материальную,  административную,  уголовную  и  иную
ответственность виновных лиц.
     8. В районах, имеющих  значительные  загрязнения,  которые  могут
нанести вред  здоровью  людей,  по  решению  органов  представительной
власти области, по представлению районных (городских) администраций  и
районных  (городских)  органов  охраны  окружающей  природной    среды
осуществление побочных лесных пользований может  быть  ограничено  или
запрещено.
     9. Заготовка  плодов,  орехов,   лекарственного    сырья    может
производиться с окультуренных или плантационных насаждений, входящих в
лесной фонд.
     Окультуренными считаются естественные насаждения,  где  проведены
лесохозяйственные  мероприятия  (изреживание,    посадка    культурных
растений, прививка в крону сортовых подвоев и т.д.), улучшающие вдовой
и  качественный  состав  насаждений   и    способствующие    повышению
урожайности.
     10. При осуществлении  всех  видов  побочных  лесных  пользований
лесопользователям    на    предоставленных    участках     разрешается
строительство временных сооружений типа промысловых избушек, сторожек,
сушилен,  навесов,  складов  хранения  сырья  и  готовой    продукции,
грибоварен, настилов, дорог  и  т.д.  по  согласованию  с  владельцами
лесного фонда.
     Местонахождение, размер, назначение и количество строений и сроки
их ликвидации оговариваются в договоре (лицензии) или лесном билете.
     11. Все  строения   должны    быть    убраны    лесопользователем
(арендатором, заготовителем) в течение  2-х  месяцев  после  окончания
срока   пользования.    Строения    и    сооружения,    не    убранные
лесопользователями в установленные  сроки,  поступают  в  распоряжение
владельцев  лесного  фонда.  Снос  этих  строений  и   сооружений    и
заравнивание оставшихся ям производится владельцами лесного  фонда  за
счет лесопользователей.
     12. Древесина, необходимая для возведения  временных  строений  и
сооружений, отпускается  лесопользователям  (заготовителям)  на  общих
основаниях.
     13. Возведение построек капитального типа запрещается.

     2. Сроки осуществления побочных лесных пользований.

     14. По   продолжительности    осуществления    побочные    лесные
пользования  могут  быть  краткосрочными  -  до  1  года  (сезона)   и
долгосрочными (аренда - до 10 лет).
     До  истечения  установленного  срока  долгосрочного   пользования
участком  лесного  фонда  он  может  быть  продлен    по    инициативе
пользователя в установленном порядке.
     15. Сроки  осуществления  побочных  пользований  в  течение  года
определяются временем массового созревания урожая орехов, плодов, ягод
или оптимальным накоплением полезных биологически активных  веществ  в
пищевых  и  лекарственных  растениях  и   устанавливаются    районными
(городскими) администрациями по представлению владельцев лесного фонда
и органов охраны окружающей природной среды.
     Сроки заготовки дикоросов доводятся до населения не позднее,  чем
за 1 месяц до начала заготовки.

     3. Принципы определения сырьевых дикорастущих ресурсов.

     16. Ресурсы  и  территориальное  размещение    побочных    лесных
пользований по их  видам,  их  количественная  и  качественная  оценка
выявляются  лесоустройством  или    экспедициями    специализированных
проектных  и  научных  организаций.  Владельцы  лесного  фонда   могут
осуществлять текущий учет сырьевых ресурсов.  Для  определения  урожая
текущего года и возможного объема заготовок по каждому  виду  побочных
лесных пользований могут применяться  различные  официальные  методики
учета урожая и определения сырьевых запасов дикоросов.
     Перечень  основных  методических   указаний    для    определения
дикорастущих ресурсов приводится в приложении 1.
     17. Площади  сенокосных  угодий,  размер  и  качество   участков,
пригодных для выпаса скота без нанесения ущерба лесу (подросту, лесным
культурам и т.д.) определяются владельцами лесного  фонда  ежегодно  и
представляются  в  районные  (городские)  администрации    вместе    с
предложениями по распределению их между  лесопользователями  с  учетом
производительности сенокосов и норм выпаса скота.

     4. Порядок предоставления права на осуществление
        побочных лесных пользований.

     18. Граждане имеют право пребывать в лесах  для  сбора  в  личное
пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других  пищевых
продуктов,    лекарственно-технического    сырья,     участия        в
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях.
     Пребывание  граждан  на  участках  лесного  фонда,  переданных  в
аренду, а также сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других
пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья  на  этих  участках
могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательными  актами
Владимирской области.
     19. Нормы бесплатной заготовки продукции побочного пользования по
видам  для  личного  потребления  на  одного  человека  или  на  семью
устанавливается представительным органом власти Владимирской области.
     20. Участки лесного фонда  для  промысловой  заготовки  продукции
лесных побочных пользований или их  закупа  могут  предоставляться  на
основании прямых  переговоров,  лесных  торгов  или  конкурсов.  Форма
выбора лесопользователя определяется органами местного самоуправления.
     21. Лесные  торги  и  конкурсы  организует  и  проводит  районная
(городская)  администрация   с    участием    местных    подразделений
государственного органа управления лесным хозяйством области с  учетом
защиты интересов местного населения.
     Передача участков лесопользователям  для  осуществления  побочных
лесных  пользований  должна  проводиться   гласно    с    обязательным
опубликованием  в  местной  печати  информации  о  сроках  и  условиях
проведения лесных торгов и конкурсов.
     22. Участки  лесного  фонда  для  осуществления  побочных  лесных
пользований предоставляются на  основании  специальных  разрешительных
документов: лесного  билета  (краткосрочное  пользование)  и  лицензии
(долгосрочное пользование).
     Порядок оформления разрешительных документов на  побочные  лесные
пользования зависит от  продолжительности  пользования  и  системы  их
оплаты.
     23. Заготовка  или  закуп  орехов,    плодов,    ягод,    грибов,
 лекарственного сырья, папоротника-орляка, черемши, камыша, мха и т.д.
в  лесном  фонде  для  реализации  или  промышленной  переработки    в
коммерческих целях, а также сенокошение и пастьба  скота  производятся
за плату и с оформлением разрешительных документов.
     24. Лесной билет дает право на те виды пользования,  те  сроки  и
тому лицу (юридическому или физическому), которые  указаны  в  билете.
Лесной билет выдается сроком  на  один  сезон  и  является  документом
строгой отчетности.
     В лесном билете предусматривается наименование  лесопользователя,
виды побочных лесных пользований, места, размеры и  сроки  пользования
участками лесного  фонда,  условия  проведения  побочных  пользований,
размер платежа по каждому виду  побочных  лесных  пользований.  Лесной
билет на проведение побочных лесных  пользований  выдается  владельцем
лесного  фонда.  Форма  лесного  билета  утверждается    в    порядке,
устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
     25. Лицензия является документом строгой отчетности и дает  право
на долгосрочное пользование  лесным  фондом  для  сенокошения,  выпаса
скота, заготовок орехов, плодов, ягод, грибов, лекарственных растений,
папоротника-орляка, черемши, камыша, мха сроком от одного до 10 лет, а
при закреплении орехопромысловых баз - сроком до 50 лет.
     26. Юридические и физические лица,  желающие  арендовать  участки
лесного фонда для осуществления побочных пользований лесом, направляет
владельцу лесного фонда письменное заявление. В  заявлении  приводится
полное наименование пользователя, адрес,  границы,  местоположение,  а
также обязательства об уплате всех расходов по подготовке и оформлению
лицензии. В отдельных случаях (при пользовании фондом более  2-х  лет)
требуется  проведение  проектно-изыскательных  работ  для  определения
ресурсов и организации  мероприятий  по  повышению  производительности
арендуемых угодий (сенокошения, заготовки кедрового ореха и т.д.).
     27. Владелец  лесного  фонда  в  месячный   срок    рассматривает
заявление на аренду  участков  лесного  фонда  и  готовит  с  участием
заявителя лицензию, которая на основании  совместного  решения  органа
представительной власти района (города)  с  владельцем  лесного  фонда
утверждается и регистрируется районной (городской) администрацией.
     Лицензирование  сбора  и  реализации  сырья    из    дикорастущих
лекарственных растений (кроме занесенных в  Красную  книгу  России)  в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N  1418  "О
лицензировании  отдельных  видов  деятельности"    осуществляется    в
установленном порядке.
     28. После  получения  лицензии  лесопользователь   (заготовитель)
заключает договор с владельцем лесного  фонда  об  аренде,  в  котором
подробно оговариваются взаимные условия  сторон.  Наличие  лицензии  и
договора не освобождает лесопользователя от ежегодной выписки  лесного
билета и ежегодной оплаты за  те  виды  побочных  лесных  пользований,
которые указаны  в  лицензии.  лесопользователь  (заготовитель)  может
приступить к осуществлению побочных пользований только  после  выписки
лесного билета.
     29. Лицензия на побочное лесное пользование с прилагаемым  к  ней
договором  на  аренду  в  соответствии  со  ст.  32  "Основ    лесного
законодательства РФ" и п. 19 "Положения  об  аренде  участков  лесного
фонда в Российской Федерации" должны содержать:
     - сроки аренды;
     - описание границ  и  схему  (план)  участка  (участков)  лесного
фонда, в пределах которого осуществляется  один  или  несколько  видов
побочных пользований;
     - характеристику  лесного  фонда  и  сырьевых  запасов  продукции
побочного пользования лесом и требования к их состоянию  по  истечении
срока лицензии;
     - права и обязанности сторон по  использованию,  воспроизводству,
охране и защите лесного фонда, в том  числе  эксплуатируемых  ресурсов
побочного пользования;
     - условия и  порядок  финансирования  владельцами  лесного  фонда
ресурсовосстановительных и лесовосстановительных мероприятий, а  также
лесохозяйственных работ;
     - взаимоотношения арендаторов, находящихся на  одной  территории,
но  осуществляющие  разные  виды  лесопользования  (например,  ведение
охотничьего хозяйства и заготовка орехов или промышленный сбор ягод  и
т.д.);
     - порядок возмещения ущерба субъектами договора при  невыполнении
одним из них условий договорных обязательств, порядок решения споров;
     - размеры арендной платы и сроки ее внесения.
     Ежегодные размеры арендной платы или лесных податей в зависимости
от субъективных условий могут изменяться (курс рубля, размер урожая  и
т.д.).
     Лицензия  и  договор  могут  дополняться    другими    условиями,
непротиворечащими Основам лесного законодательства.
     Договор составляется в 3-х экземплярах, подписывается  владельцем
лесного фонда и арендатором и регистрируется  в  районной  (городской)
администрации.  Одни  экземпляр  договора  выдается  лесопользователю,
второй - остается у владельца лесного фонда, третий -  направляется  в
лесничество.
     30. Субаренда участков лесного фонда запрещается.
     31. Заготовительные    конторы,    потребительские    кооперации,
магазины, заготовители, грибовары и т.д., производящие закуп продукции
побочного лесного пользования  у  местного  населения,  должны  пройти
регистрацию в органах местного самоуправления.
     32. Преимущественное право на осуществление побочных  пользований
предоставляется  юридическим  и  физическим  лицам,  длительное  время
осваивающим данную  территорию  (производящим  заготовку  сена,  выпас
скота, заготовку орехов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т.д.).
     33. Владельцы лесного фонда (лесхозы, совхозы,  колхозы  и  т.д.)
осуществляют побочные лесные пользования (пастьбу скота,  сенокошение,
заготовку  или  закуп  пищевых  продуктов,   лекарственно-технического
сырья) на своей территории бесплатно,  но  с  выпиской  разрешительных
документов.
     34. Итоги    выполнения    взаимных    договорных    обязательств
рассматриваются  ежегодно  районной  (городской)   администрацией    с
участием  владельца  лесного  фонда  и  лесопользователя  (арендатора,
заготовителя).

     5. Порядок осуществления побочных лесных пользований.

     35. Порядок    осуществления    побочных    лесных    пользований
определяется органом представительной власти области по  каждому  виду
побочного пользования.

     5.1. Сенокошение и пастьба скота.

     36. Сенокошение и  пастьба  скота  в  лесном  фонде  производится
организациями и гражданами  на  участках  в  соответствии  с  выданным
лесным билетом на побочное пользование.
     Лесные    билеты    оформляются    на    основании    предложений
лесопользователей, утвержденных (согласованных) с районной (городской)
администрацией.
     37. Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и
пастьбы скота в лесном фонде пользуются  владельцы  лесного  фонда  на
своей территории, а также  другие  категории  организаций  и  граждан,
занимающиеся  сельским  хозяйством  (колхозы,   совхозы,    фермерские
хозяйства и т.п.), и инвалиды и участники Великой Отечественной  войны
и другие граждане, пользующиеся льготами в соответствии с  действующим
законодательством Российской Федерации.
     38. Перечень  категорий  граждан,  пользующихся    первоочередным
правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота, а  также
льготным  или   бесплатным    их    использованием,    устанавливается
представительным органом власти области или представительными органами
местного самоуправления.
     39. Преимущественным правом на получение участков для сенокошения
и пастьбы скота пользуются при  прочих  равных  условиях  предприятия,
учреждения, организации и граждане, принимающие участие в  работах  по
восстановлению  лесов,  лесоразведению  и    в    проведении    других
лесохозяйственных работ.
     40.  Районные    (городские) администрации    по    представлению
владельцев лесного фонда устанавливают нормы и сроки  выпаса  скота  в
зависимости от группы лесов, категории защитности  и  группы  домашних
сельскохозяйственных животных.
     41. Владельцы скота обязаны предотвращать потраву лесных культур,
питомников и других ценных участков леса.
     42. Пастьба коз и свиней в лесу запрещается.
     43. Органы местного самоуправления не позднее, чем за две  недели
до начала сенокошения или начала  пастьбы  скота  сообщают  владельцам
лесного фонда о распределении сенокосных и пастбищных угодий.
     44. Владельцы лесного фонда выдают лесные билеты и  определяют  в
натуре участки для сенокошения и пастьбы скота, в том числе и на право
пользования служебными наделами.
     45. Участки для сенокошения и пастьбы скота, не использованные  в
установленные  сроки,  могут   передаваться    другим    предприятиям,
организациям или частным лицам в установленном порядке.
     46. В  случае   предоставления    права    лесопользователю    на
долгосрочное использование сенокосных и  пастбищных  угодий,  на  него
возлагается обязанность проведения мероприятий по улучшению  сенокосов
и пастбищ.

     5.2. Размещение ульев и пасек, бортничество.

     47. В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для
размещения ульев и пасек предоставляются  преимущественно  на  опушках
леса, прогалинах и других не покрытых лесом площадях без  рубки  леса,
расчистки, распашки лесных площадей. Пасеки  должны  размещаться,  как
правило, не ближе 3-х километров одна от другой.
     48. Участки для размещения ульев и пасек или  бортничества  могут
оформляться в долгосрочное пользование по лицензии или на  один  сезон
по лесному билету.
     49. Пользование участком, предоставленным для размещения ульев  и
пасек, в случае его изъятия для государственных и  общественных  нужд,
прекращается,  независимо  от  установленного  срока  пользования    с
соблюдением гарантий, установленных действующим законодательством.

     5.3. Заготовка древесных соков.

     50. Заготовка древесных соков (березы  и  клена)  допускается  на
участках спелого  леса,  подлежащего  рубке  главного  пользования  не
раньше,  чем  за  5  лет  до  рубки.  Заготовка  должна  производиться
способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.
     51. Для подсочки собираются участки здорового леса I-III  классов
бонитета с полнотой не мене 0.4 м, количеством деревьев на одном га не
менее 200 шт. В подсочку назначаются деревья диаметром на высоте груди
не менее 20 см. В комлевой части деревьев, отобранных в  подсочку,  на
высоте 35-50 см от корневой шейки намечают расположение  и  количество
подсочных отверстий в зависимости от диаметра дерева:
     20-26  см  -  1 отверстие;
     27-34 см - 2 отверстия;
     35-40 см - 3 отверстия;
     свыше 40 см - 4 отверстия.
     Перед сверлением канала часть грубой  коры  снимают  стругом  или
топором без  повреждения  луба.  Каналы  просверливают  буравом  после
начала сокодвижения  с  некоторым  уклоном  для  лучшего  стока  сока.
Диаметр канала - 1 см, глубина - до 2 см (без учета толщины коры). Под
желобком устанавливается сокоприемник.
     После окончания сезона  подсочки  желобки  снимают,  а  отверстия
закрывают деревянной  пробкой  и  замазывают  садовым  варом,  садовой
замазкой или глиной с известью для предупреждения заболеваний деревьев.
     В следующий  сезон  подсочки  новое  отверстие  просверливают  на
расстоянии не менее 20 см от старого отверстия.
     Заготовка древесных соков в лесах, где не допускается  проведение
рубок главного пользования и лесовосстановительных рубок, запрещается.

     5.4. Заготовка дикорастущих плодов и орехов.

     52. На территории области может осуществляться  заготовка  орехов
лещины и желудей.
     53. Запрещается заготовка орехов без особого  разрешения  лесхоза
на  лесосеменных  участках,  лесосеменных  плантациях  и  лесосеменных
заказниках.
     54. На участках, где  производится  заготовка  плодов  и  орехов,
категорически  запрещается  рубка  плодоносящих  деревьев   с    целью
получения плодов и орехов.
     55. Способы заготовки плодов и орехов  оговариваются  в  лицензии
или  лесном  билете.  При  заготовке  плодов  и  орехов   не    должны
повреждаться орехоносные и плодоносные деревья и кусты.

     5.5. Заготовка   дикорастущих    ягод,    грибов,    черемши,
          папоротника-орляка.

     56. Заготовка дикорастущих ягод производится в основном следующих
видов:  клюквы,  брусники,  голубики,  черники,  смородины,    калины,
земляники, костяники, малины, ежевики, рябины, боярышника,  жимолости,
облепихи, шиповника, ирги, княжевики и др..
     57. Заготовка  и  сбор  ягод  и  грибов   должны    производиться
разрешаемыми способами, не наносящими вреда ягодникам  и  грибницам  и
обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
     58. При    долгосрочном    пользовании    участками    арендаторы
(заготовители)  обязаны  осуществлять   мероприятия    по    повышению
урожайности дикоросов и  содержать  участки  в  надлежащем  санитарном
состоянии.

     5.6. Заготовка лекарственных растений, технического сырья.

     59. Предприятия,  организации  и  граждане  могут  производить  в
установленном  порядке  заготовку  лекарственного   сырья    (листьев,
цветков,  плодов,  почек,  корней,  корневищ  и  клубней   травянистых
растений и кустарников) и технического сырья (ивового и дубового корня
и т.д.).
     60. перечень лекарственных растений, разрешенных  для  заготовки,
устанавливается  ежегодно  представительной   властью    области    по
согласованию с органами охраны окружающей природной среды.
     61. Заготовка  и  сбор  лекарственного  и   технического    сырья
допускается в  объемах,  обеспечивающих  своевременное  восстановление
растений и воспроизводство их запасов.
     62. Сбор  растений,  включенных  в  Красную    Книгу    РФ    или
административно-территориальных  образований,    запрещается.    Может
ограничиваться или запрещаться заготовка  растений  на  территориях  с
особым режимом хозяйствования и статусом (заказники, особо  охраняемые
территории и т.д.).

     5.7. Заготовка мха, камыша, сухого листа, лесной подстилки.

     63. Заготовка  мха,  сухого  листа,  камыша  и  лесной  подстилки
производится  для  их  использования  в   качестве    вспомогательного
материала  для  строительства,  а  также  корма  и    подстилки    для
сельскохозяйственных животных или  приготовления  компоста  только  по
лесному билету. При заготовке не должен быть нанесен  вред  окружающей
природной среде.

     6. Особенности проведения побочных пользований
        на плантациях и окультуренных площадях.

     64. Плантационные  насаждения  (ореха,  облепихи  и    т.п.)    и
окультуренные площади (лесосады) имеют четкие внешние границы  и,  как
правило, внутрихозяйственное устройство (дороги, визиры, ряды и т.д.).
Урожай полезных растений на этих участках выше, чем в естественном  их
произрастании.
     65. Лесхозы (колхозы, совхозы и т.д.),  имеющие  плантационные  и
окультуренные насаждения в составе лесного фонда, могут  заготавливать
пищевую  и  лекарственную  продукцию  своими  силами  без   оформления
разрешительного документа, производить закуп, сдавать участки на  один
год (сезон) или в аренду на более длительный срок (до 10 лет).
     66. Взаимоотношения  между    владельцем    лесного    фонда    и
заготовителями строятся на договорных  началах  с  оформлением  лесных
билетов или лицензии.
     67. Порядок прекращения или приостановления действия лицензии  на
аренду участков лесного фонда,  отказ  о  выдаче  лицензии  и  условия
признания лицензии недействительными  производятся  в  соответствии  с
Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации.

     7. Права и обязанности владельца лесного фонда.

     68. Владелец лесного фонда имеет право:
     - осуществлять контроль за ведением  лесопользователями  побочных
пользований и давать предложения по устранению нарушений;
     - вносить предложения по пересмотру условий лицензий  и  договора
на аренду участков лесного фонда  для  осуществления  побочных  лесных
пользований;
     - проводить лесохозяйственные  мероприятия  на  участках  лесного
фонда,  переданных  в  аренду  в  соответствии  с  его  функциями   по
управлению лесных хозяйством;
     - осуществлять контроль за соблюдением лесного  законодательства,
норм, правил лесопользования, ведения лесного  хозяйства  и  побочного
пользования;
     - в  установленном  порядке  предъявлять  арендаторам   иски    о
возмещении ущерба, причиненного ими  лесному  хозяйству  за  нарушение
условий договора;
     - получать от арендаторов сведения, справочные и другие материалы
об использовании, воспроизводстве, охране и защите леса, обусловленные
в лицензии и договоре;
     - приостанавливать или  расторгать  договор  на  аренду  участков
лесного фонда или действие лесного билета в  случаях,  предусмотренных
законодательством  Российской  Федерации,  настоящим   Положением    и
Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации;
     - привлекать  в  соответствии  с   решением    органа    местного
самоуправления арендаторов для ликвидации лесных пожаров.
     69. Владелец лесного фонда обязан:
     - проводить отвод участков  и  определять  наличие  ресурсов  для
осуществления побочных лесных пользований, выдавать лицензии и  лесные
билеты;
     - оплачивать затраты арендатора за выполненные  лесохозяйственные
и лесовосстановительные работы, предусмотренные лицензией и договором;
     - предоставлять    во    временное    пользование      арендатору
лесоустроительные  материалы  и  материалы  других    экспедиций    на
арендуемую территорию;
     - обеспечивать    арендаторов    за    их    счет    необходимыми
лесоустроительными и другими материалами;
     - согласовывать  арендатору  (заготовителю)   места    размещения
производственных и хозяйственных построек, площадок для  складирования
продукции побочного пользования (орехов, ягод, грибов и т.д.),  дорог,
стоянок транспорта, мероприятия по благоустройству и т.д., необходимых
для организации и осуществления лесных побочных пользований;
     - оказывать методическую  помощь  в  выборе  способов  и  методов
лесовосстановительных и ресурсовосстановительных  работ,  обеспечивать
арендатора на договорной основе посадочным и посевным  материалом  для
воспроизводства ресурсов побочного пользования лесом;
     - выделять    при    необходимости    на    арендных     условиях
лесопользователю  лесохозяйственную  технику  и    специалистов    для
выполнения  им  лесохозяйственных  и    лесовосстановительных    работ
(например, посадка культур облепихи) согласно договору:
     - принимать совместно с органами местного самоуправления  участие
в рассмотрении разногласий, возникающих между  арендатором  и  другими
лесопользователями;
     - возмещать по решению суда ущерб, нанесенный лесопользователю  в
результате  неправомерного  приостановления  или    ограничения    его
хозяйственной деятельности;
     - осуществлять  контроль  за  правильностью  заготовки  продуктов
побочных лесных пользований  и  оплаты  лесных  податей  арендаторами,
заготовителями.

     8. Права и обязанности лесопользователя
        (арендатора, заготовителя).

     70. Лесопользователь (арендатор, заготовитель) может осуществлять
побочное  лесное  пользование  в  соответствии  с  лесным  билетом   и
лицензией и имеет право:
     - осуществлять лесные побочные пользования в пределах только  тех
объемов, сроков и видов пользования, которые указаны в  разрешительных
документах;
     - самостоятельно выбирать  форму  хозяйственной  деятельности  по
осуществлению побочных пользований;
     - собственности на заготовленную продукцию и доходы, полученные в
результате ее реализации и аренды участков лесного фонда;
     - осуществлять    в    установленном    порядке     строительство
производственной  и    социальной    инфраструктуры,    связанной    с
осуществлением побочных лесных пользований;
     - вносить  предложения  по  пересмотру  условий   лицензии    или
расторгать договор на аренду участков лесного фонда для  осуществления
лесных побочных пользований в соответствии с  настоящим  Положением  и
Положением об аренде участков лесного фонда в Российской Федерации;
     - выступать в защиту  своих  законных  интересов  (в  случаях  их
нарушения) в  арбитражном  и  судебном  порядке,  а  также  возмещения
понесенных убытков;
     - при возникновении стихийных бедствий (лесных пожаров, массового
размножения  вредителей  леса,   ветровалов    и    т.д.)    арендатор
освобождается от расходов  на  восстановление  участков,  подвергшихся
этим бедствиям.
     71. Арендатор обязан:
     - при   реализации    (поставке)    продукции    лесопользователь
(арендатор, заготовитель)  обязан  при  себе  иметь  лесной  билет  на
осуществление побочных лесных пользований;
     - вести работы способами, не  допускающими  возникновения  эрозии
почв,  исключающими  или  ограничивающими  отрицательное   воздействие
пользования лесным фондом на  состояние  и  воспроизводство  лесов,  а
также на состояние водоемов и других природных объектов;
     - соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах
проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения
лесных пожаров оказывать содействие в их тушении;
     - не оставлять заготовленную продукцию после сроков окончания  ее
заготовки и вывозки;
     - не оставлять после осуществления  лесных  побочных  пользований
захламленности;
     - приводить за свой счет  участки  лесного  фонда,  нарушенные  в
результате осуществления побочных  лесных  пользований,  в  состояние,
пригодное  для  их  использования  по  назначению  и    указанное    в
разрешительных документах;
     - проводить сдачу участков лесного фонда после окончания  на  них
работ владельцам лесного фонда;
     - осуществлять    лесовосстановительные    или    природоохранные
мероприятия, которые были указаны в договорах, а на участках, где  был
уничтожен   или    поврежден    лес    по    вине    лесопользователя,
лесовосстановление производится за его счет;
     - выполнять условия, установленные лицензией,  договором,  лесным
билетом;
     - своевременно и в установленном размере вносить  арендную  плату
или лесные подати за осуществление побочных лесных пользований;
     - соблюдать  санитарные  правила,  выполнять  другие  требования,
установленные  правилами,  регулирующими  порядок  пользования  лесным
фондом, также предписания  должностных  лиц,  государственных  органов
управления  лесным  хозяйством,   государственных    органов    охраны
окружающей природной среды в пределах их компетенции,  отмеченных  при
контрольных проверках;
     - предоставлять в  установленном  порядке  информацию  по  лесным
побочным пользованиям в органы, выдавшие разрешительные  документы,  и
органы государственной статистики;
     - производить прием заготовленной продукции, в  том  числе  и  от
местного  населения,  по  ведомости  на  закупку  сельскохозяйственных
продуктов у населения и отмечать количество сданной продукции в лесном
билете сборщика;
     - оказывать содействие экспедициям  в  проведении  лесоустройства
или другим проектным и научным организациям;
     - разрабатывать и предоставлять на утверждение владельцу  лесного
фонда перспективные планы по осуществлению лесных побочных пользований
или проектную документацию, разработанную по его заказу;
     - своевременно уплачивать штрафы за совершенные нарушения;
     - выполнять   другие    требования,    установленные    настоящим
Положением, а также правилами ведения лесного хозяйства.

     9. Лесные подати, арендная плата.

     72. Лесопользователь вносит арендную плату в размере и  в  сроки,
определенные лицензией, а за сезонное  пользование  оплачивает  лесные
подати при оформлении лесного билета.
     Величина  арендной  платы  и  лесных  податей  зависит  от  вида,
количества, качества, доступности объектов и  объема  лесных  побочных
пользований.
     73. Принципы определения размеров арендной платы и лесных податей
за участок лесного фонда или  заготавливаемую  продукцию  и  сроки  их
внесения устанавливаются органом представительной  власти  области  по
согласованию с органом представительной власти района (города).
     В составе арендной платы и  лесных  податей  взимается  плата  за
землю лесного фонда.
     74. Конкретные  размеры  арендной  платы   и    лесных    податей
устанавливаются  органом  представительной  власти  района   (города);
конкретные размеры арендной платы могут определяться на лесных торгах.
     75. Размер арендной платы  не  может  быть  ниже  соответствующей
ставки лесных  податей  за  сенокошение,  пастьбу  скота,  промысловую
заготовку  древесных  соков,  дикорастущих  плодов,   ягод,    грибов,
лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и
за другие виды побочных лесных пользований.
     76. При пользовании лесным фондом для заготовки  сена,  древесных
соков,  заготовки  и  сбора  дикорастущих  плодов,  грибов  и    ягод,
лекарственных  растений  и  технического  сырья,  сбора  мха,   лесной
подстилки, опавшего листа, камыша, черемши, папоротника-орляка  размер
арендной платы устанавливается за  единицу  измерения  (куб.м,  тонну,
килограмм и т.д.).
     При пользовании лесным фондом для пастьбы скота  размер  арендной
платы или лесных податей устанавливается за единицу площади.
     Лесные подати и арендная плата могут вноситься в  форме  денежных
платежей,  а  также  в  натуральной  форме  с  предоставлением   части
заготовленной продукции, выполнения работ или предоставления услуг.
     Форма внесения  лесных  податей  и  арендной  платы  определяется
соответствующими органами местного самоуправления  и  оговаривается  в
разрешительных документах.
     77. Орган представительной власти области (или по  его  поручению
администрация области)  по  согласованию  с  органом  представительной
власти  района  (города)  может  вводить  иной  порядок   установления
конкретных размеров арендной платы и лесных  податей  и  принципов  их
определения.
     78. Величина  арендной  платы  или  лесных  податей  по   решению
соответствующего органа местного самоуправления уточняется ежегодно.
     79. Арендная плата и лесные подати устанавливаются независимо  от
фактических доходов арендатора.
     80. В  лицензии  могут  быть  установлены  льготы,  стимулирующие
рациональное  использование  арендатором  лесных   ресурсов    и    их
эффективное  и  своевременное  воспроизводство,  а  также  льготы   на
строящиеся предприятия  на  вновь  осваиваемой  территории  в  течение
норматива  ввода  производственных  мощностей   и    другие    льготы,
устанавливаемые органом местного самоуправления.
     Орган представительной власти района (города) может устанавливать
льготы  отдельным  категориям  лесопользователей  вплоть  до   полного
освобождения от лесных податей.
     81. По решению органа  представительной  власти  района  (города)
часть арендной платы и лесных податей направляется владельцам  лесного
фонда на воспроизводство лесных ресурсов, охраны и  защиту.  ПРи  этом
для  определения  процента  отчисления    владелец    лесного    фонда
предоставляет  органу  представительной   власти    района    (города)
обоснование  затрат  на  воспроизводство,  охрану  и  защиту    лесов.
Остальная часть этих средств поступает в районный (городской)  бюджет,
на  территории  которого  осуществляется  пользование  лесным  фондом.
Рекомендуемый процент отчислений от лесных податей и арендной платы на
воспроизводство лесных ресурсов и защиту лесного  фонда  приводится  в
приложении 2.

     10. Разрешение споров и ответственность за нарушение
         условий осуществления побочных лесных пользований.

     82. Споры  между  предприятиями,  учреждениями,  организациями  и
гражданами, связанные с осуществлением  побочных  лесных  пользований,
включая  аренду  участков  лесного  фонда  и    производства    работ,
разрешаются судом или арбитражным судом.
     83. Купля, продажа, дарение, залог,  самовольный  обмен  участков
лесного фонда, который выделен юридическому или  физическому  лицу,  а
также переуступка права осуществления  побочного  лесного  пользования
недействительны.
     84. Стороны несут ответственность в случаях:
     - неисполнения  или  ненадлежащего  исполнения  обязанностей   по
лесному билету или лицензии;
     - нанесения  ущерба  лесу,  почве  или  ресурсам,  связанного   с
неправильными способами заготовки продуктов побочного пользования  или
пастьбы скота;
     - пользования природными ресурсами сверх  установленных  лимитов,
без разрешения до начала или после истечения срока разрешения;
     - невыполнение    предписаний      органов,        осуществляющих
государственный контроль за лесопользованием;
     - неприятия мер к ликвидации последствий вредного воздействия  на
природную среду.
     85. Самовольно занятые участки  лесного  фонда  возвращаются  без
возмещения виновным затрат, произведенных  ими  за  время  незаконного
пользования участками, а также затрат по сносу  незаконно  возведенных
строений и сооружений.
     86. Предприятия,  учреждения,  организации,   граждане    обязаны
возместить  ущерб  за  вред,  причиненный  ими  лесному    фонду,    в
установленном порядке.
     87. Физические и  юридические  лица,  в  том  числе  иностранные,
виновные в нарушении лесного законодательства и настоящего  Положения,
несут  уголовную,  административную  или  иную    ответственность    в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
     88. Продукция  побочного  пользования  лесом,  заготовленная  или
закупленная без соответствующих разрешительных документов или  не  тем
лицом (юридическим или физическим) подлежит изъятию и передаче органам
местного самоуправления.
     89. За  самовольное  сенокошение  и  пастьбу  скота,  самовольную
промысловую заготовку (сбор) и закуп без  выписанного  лесного  билета
дикорастущих    ягод,    грибов,    орехов,    березового        сока,
лекарственно-технического  сырья  ил  заготовку    и    закуп    сверх
разрешенного количества или за нарушение  сроков  осуществления  сбора
продуктов побочных пользований взыскивается штраф.
     90. Контроль за  соблюдением  установленных  правил  и  наложение
штрафов  возлагается  на  правоохранительные  органы,   облкомприроду,
органы лесного хозяйства и налоговую инспекцию  в  соответствии  с  их
полномочиями.


     Глава администрации
     Владимирской области          Ю.ВЛАСОВ


                                                         Приложение 1
                                              к Положению по побочным
                                                  лесным пользованиям


                               ПЕРЕЧЕНЬ
            основных методических указаний по определению
                    сырьевых дикорастущих ресурсов

     1. Методика  выявления  дикорастущих  сырьевых    ресурсов    при
лесоустройстве. М., Госкомлес, 1987 г.
     2. Методика подбора земляных  участков  Государственного  лесного
фонда для промысловой заготовки клюквы, брусники,  черники,  голубики.
М., Госкомлес, 1986 г.
     3. Методика  определения  запасов  лекарственных  растений.   М.,
Госкомлес, 1986 г.
     4. Рекомендации по учету,  прогнозированию  и  сбору  недревесной
продукции леса (Методическое пособие для работников  лесоустройства  и
лесного хозяйства). Архангельск, 1975 г.
     5. Правила  сбора  и  сушки  лекарственных   растений    (Сборник
инструкций). Москва, "Медицина", 1985 г.



                                                         Приложение 2
                                              к положению по побочным
                                                  лесным пользованиям

                         РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РАЗМЕР
                     отчислений владельцу лесного
                       фонда от лесных податей
                 и арендной платы на воспроизводство,
                   охрану и защиту лесных ресурсов

------------------------------------------------------------------+
 NN  ¦ Получатель отчислений от арендной платы и   ¦              ¦
 пп  ¦ лесных податей, получаемых при              ¦ % отчислений ¦
     ¦ осуществлении побочных лесных пользований   ¦              ¦
-----+---------------------------------------------+--------------¦
 1.  ¦ Владелец лесного фонда                      ¦       60     ¦
     ¦                                             ¦              ¦
 2.  ¦ Районные (городские) бюджеты, на территории ¦              ¦
     ¦ которых осуществляются побочные лесные      ¦       40     ¦
     ¦ пользования                                 ¦              ¦
     ¦                                             ¦              ¦
------------------------------------------------------------------+



                                                         Приложение 3
                                              к положению по побочным
                                                  лесным пользованиям

                          ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР
         о предоставлении в долгосрочное пользование (аренду)
         лесного фонда для осуществления заготовки продукции
                    побочного лесного пользования

 Область ___________________________________________________________
 Район _____________________________________________________________
 Город (село, поселок) _____________________________________________
 199 года _____________________ месяца ________________________ дня.
  __________________________________________________________________
     (полное наименование владельца лесного фонда, его почтовый
  __________________________________________________________________
                адрес, банковские реквизиты)
 действующего на основании _________________________________________
 ___________________________________________________________________
 в лице ____________________________________________________________
                     (должность, Ф.И.О.)
 ________________ с одной стороны, именуемой в дальнейшем "лесхоз" и
 ___________________________________________________________________
       (наименование юридического или физического лица, которому
        предоставляются участки лесного фонда, почтовый адрес,
        банковские реквизиты)
 _________ _________________________________________________________
 ___________________________________________________________________
 в лице ____________________________________________________________
                         (Ф.И.О.)
 с  другой  стороны,  именуемой  в    дальнейшем    "лесопользователь"
(арендатор,  заготовитель),  заключили  настоящий  договор  об  аренде
участков лесного фонда для  осуществления  на  них  побочного  лесного
пользования.

     1. Основание для заключения договора __________________________
  __________________________________________________________________

 N лицензии _______________

 Организация, выдавшая лицензию ____________________________________
  __________________________________________________________________

 N ________________ число __________________________________________

     2. Разрешенные  виды   для    осуществления    побочных    лесных
пользований: _______________________________________________________

     3. Срок аренды.
 Договор заключен на период  _____ лет, начиная с "____"_______19 г.
 до "____"_________ 19  г.

     4. Описание границ ____________________________________________
 Наименование лесничества __________________________________________
 N кв. _____________________
 N выделов _________________
 Общая площадь угодий______________________

     5. Планируемые объемы заготовок _______________________________

     6. Качественная оценка передаваемых угодий ____________________
 ___________________________________________________________________

     7. Требования к  состоянию  передаваемых  участков  по  истечению
срока лицензии _____________________________________________________

     8. Права и обязанности сторон по использованию,  воспроизводству,
охране и защите лесного фонда, в том  числе  эксплуатируемых  ресурсов
побочного       пользования     ____________________________________
____________________________________________________________________

     9. Условия и  порядок  финансирования  владельцем  лесного  фонда
ресурсовосстановительных,    лесовосстановительных    и       охранных
мероприятий,  выполняемых  лесопользователем  ______________________
____________________________________________________________________

     10. Взаимоотношения арендаторов, находящихся на одной территории,
но осуществляющие  разные  виды  лесопользования  __________________
____________________________________________________________________

     11. Порядок    планирования    и    приема-сдачи      выполненных
лесовосстановительных  и  лесохозяйственных  работ  ________________
____________________________________________________________________

     12. Порядок  возмещения   ущерба    субъектами    договора    при
невыполнении  одним  из   них    условий    договорных    обязательств
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

     13. Формы и размер арендной платы или лесных  податей,  сроки  их
внесения     _______________________________________________________
____________________________________________________________________

     14. Порядок решения споров ____________________________________
 ___________________________________________________________________

     15. На  переданных  участках  лесного   фонда    лесопользователю
предоставляется право осуществлять заготовку следующих видов  побочных
лесных пользований с объемом и сроком сезонных  заготовок  по  каждому
виду:

------------------------------------------------------------------
Год ¦ NN ¦ Вид продукции   ¦           ¦  Объем     ¦  Сроки
    ¦ пп ¦ побочных лесных ¦ Вид сырья ¦ заготовки, ¦ заготовки
    ¦    ¦ пользований     ¦           ¦  кг/год    ¦
----+----+-----------------+-----------+------------+-------------
    ¦    ¦                 ¦           ¦            ¦
    ¦    ¦                 ¦           ¦            ¦
    ¦    ¦                 ¦           ¦            ¦
    ¦    ¦                 ¦           ¦            ¦

     16. Лесопользователь обязуется:
     - наиболее  полно  и  рационально  использовать   предоставленные
участки лесного фонда. Осуществлять только  те  виды  побочных  лесных
пользований, которые разрешены на предоставленных участках, в размерах
и  в  соответствии  с  целями  и  требованиями,  предусмотренными    в
разрешительных документах;
     - осуществлять побочные лесные  пользования  только  разрешенными
способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или
ограничивающими  отрицательное  воздействие  этих    пользований    на
состояние и воспроизводство лесных ресурсов, а также водоемов и других
природных объектов;
     - соблюдать  пожарную  безопасность,  осуществлять    в    местах
проведения  работ  противопожарные   мероприятия,    а    в    случаях
возникновения лесных пожаров, осуществлять их тушение;
     - сообщать владельцу лесного фонда о появлении очагов  вредителей
и болезней леса;
     - применять технологию заготовки и сбора  продукции,  исключающую
истощение  имеющихся  ресурсов,   проводить    мероприятия    по    их
восстановлению и повышению продуктивности угодий;
     - не  допускать  поломок,  порубок  деревьев    и    кустарников,
повреждения лесных культур, засорения лесов, уничтожения полезной  для
леса фауны, разорения муравейников, гнездовий птиц и т.п., сохранять и
приводить в надлежащее состояние нарушенные  ими  указательные  знаки,
лесоосушительные канавы, дренажные системы и дороги на землях  лесного
фонда;
     - соблюдать установленные порядок и сроки сбора дикоросов;
     - приводить за свой  счет  земельные  участки,  нарушенные  им  в
результате осуществления  побочных  лесных  пользований  в  состояние,
пригодное для использования их по назначению.

     Другие условия и требования.

     17. Лесопользователь  обязан  своевременно  выполнять    указания
владельца лесного фонда об  устранении  нарушений  условий  настоящего
договора, а также возмещать в установленном порядке ущерб,  нанесенный
лесному хозяйству.
     18. За нарушение  условий  настоящего  договора  лесопользователь
несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
     19. Со  штрафными  санкциями  за    нарушения    лесопользователь
ознакомлен.
     20. Настоящий  договор  составлен  в  3-х  экземплярах,  один  из
которых передается  лесопользователю,  другой  остается  в  лесхозе  и
третий - направляется в лесничество.

      Представитель владельца лесного фонда _____________________
                                           (подпись, печать)
      Представитель лесопользователя        _____________________
                                           (подпись, печать)
     Данный договор зарегистрирован  в  администрации  _______________
района Владимирской области под N _________

     МП ___________________________________________________________
                (подпись ответственного лица, дата)


     Договор зарегистрирован в  книге  регистрации  __________________
владельца лесного фонда под N _____________________

     МП ___________________________________________________________
                (подпись ответственного лица, дата)

Информация по документу
Читайте также