Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Владимирской области от 31.12.1998 № 928

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

       31.12.98                                        N 928

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Губернатора Владимирской области
                                         от 31.12.2004 г. N 753

Об       опытно-экспериментальной
работе  по    внедрению    модели
деятельности  органов    местного
самоуправления  по  осуществления
опеки и попечительства над детьми


     В соответствии  с  договором  между  администрацией  Владимирской
области,  Министерством  общего  и    профессионального    образования
Российской  Федерации  и  организацией  "Международная    Христианская
Солидарность"  (Англия)  "О  совместной  деятельности   и    внедрении
региональной модели организации работы органов местного самоуправления
по опеке и попечительству в отношении детей" и в целях развития  новых
форм  устройства  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без    попечения
родителей, на воспитание в семью

                             ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Возложить на  департамент  образования  администрации  области
выполнение    договорных       обязательств        о        проведении
опытно-экспериментальной  работы  по  внедрению  модели   деятельности
органов  местного  самоуправления    по    осуществлению    опеки    и
попечительства над детьми.
     2. Утвердить "Примерное Положение  о  комиссии  и  уполномоченной
муниципальной службе по опеке и попечительству над детьми" (приложение
N 1).
     3. Утвердить  "Примерное  Положение  о  патронатном   воспитании"
(приложение N 2).
     4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
     - заключить договоры с  департаментом  образования  администрации
области о совместной деятельности по  разработке  и  внедрению  модели
организации  работы  органов  местного  самоуправления  по  опеке    и
попечительству в отношении детей;
     - обеспечить финансирование опытно-экспериментальных площадок  за
счет средств, предусмотренных на содержание учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей;
     - использовать  в  практической  работе  утвержденные   примерные
положения;
     - активизировать работу по развитию института приемных семей.
     5. Контроль за выполнением  данного  постановления  возложить  на
заместителя главы администрации области Мельникова В.А.
     6. Настоящее постановление вступает в силу  с  даты  официального
опубликования.


     Глава администрации
     Владимирской области          H.Виноградов


                                                        Приложение N 1
                                                 к постановлению главы
                                                 администрации области
                                                 от 31.12.98     N 928

           ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ И УПОЛНОМОЧЕННОЙ
          МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД
                                ДЕТЬМИ

     Настоящее Положение разработано в целях создания  законодательной
базы для установления минимальных  стандартов  по  социально-правовому
обслуживанию  детей,  нуждающихся  в   государственной    защите,    и
организации  работы  органов  местного  самоуправления  по  опеке    и
попечительству над детьми и  действует  до  принятия  соответствующего
Положения на федеральном уровне.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Для  осуществления  функций  по  опеке  и  попечительству    в
отношении  детей  орган  местного  самоуправления  создает   следующие
уполномоченные муниципальные службы  по  опеке  и  попечительству  над
несовершеннолетними:
     - комиссию по опеке и попечительству над детьми;
     - службу по выявлению, учету детей, нуждающихся в государственной
защите, и профилактике социального сиротства;
     - службу по устройству детей на воспитание в семьи граждан.
     2. Правовую основу деятельности органа местного самоуправления по
осуществлению опеки и попечительства над детьми составляют Конвенция о
правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс
РФ, Закон РФ "О гарантиях прав ребенка",  Закон  Владимирской  области
"Об  организации  работы  по  опеке  и  попечительству  в    отношении
несовершеннолетних  во  Владимирской  области"  и  иные    нормативные
правовые акты.
     3. Уполномоченные    муниципальные    службы      предусматривают
делегирование  полномочий  по  опеке  и  попечительству  над    детьми
организациям или учреждениям (детским государственным учреждениям  для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  приютам  для
несовершеннолетних, центрам профилактики жестокого обращения с детьми,
центрам социально-психологической помощи молодежи и др.), определяемым
главой органа местного самоуправления.
     4. Комиссия и уполномоченные  муниципальные  службы  по  опеке  и
попечительству над детьми при необходимости могут привлекать к  работе
специализированные учреждения (организации) для оказания содействия  в
выполнении своих функций.

            II. ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

     Для целей настоящего закона используются следующие понятия:
     ребенок - лицо в возрасте до 18 лет;
     благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы,
обеспечивающие жизнедеятельность ребенка;
     развитие  ребенка - физическое,  психическое,   интеллектуальное,
социальное, эмоциональное и поведенческое развитие;
     права  и  законные  интересы  ребенка  -   совокупность    личных
неимущественных и имущественных прав  и  законных  интересов  ребенка,
обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность;
     ребенок, нуждающийся в государственной защите (далее -  ребенок),
- ребенок, которому не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени
(либо он не способен достичь, или находится в условиях, не позволяющих
ему достичь) необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности
без оказания (предоставления) ему помощи со стороны  органов  местного
самоуправления;
     орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления;
     уполномоченная муниципальная  служба  (организация)  по  опеке  и
попечительству (далее - уполномоченная служба (организация)  -  служба
(организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних на основании настоящего  закона  субъекта
Российской Федерации, устава муниципального образования;
     ребенок, находящийся на попечении органа опеки и  попечительства,
- ребенок, нуждающийся в государственной защите, в отношении  которого
вынесено  решение  о  его  передаче  на  попечение  органов  опеки   и
попечительства, либо заключен договор о разграничении  ответственности
по  защите   интересов    ребенка    между    родителями    (законными
представителями) ребенка и органом опеки и попечительства;
     социальный патронат над семьей  -  помощь  уполномоченной  службы
(патронатного воспитателя) в  воспитании  и  защите  прав  и  законных
интересов  ребенка,  нуждающегося  в    государственной    защите    и
находящегося в кровной семье;
     учреждение, предоставляющее патронатное воспитание, - учреждение,
осуществляющее содержание, воспитание и подготовку детей  к  помещению
на воспитание в семьи, а также  поиск  отбор  и  обучение  патронатных
воспитателей, реабилитационную работу с детьми,  переданными  в  семьи
патронатных воспитателей;
     патронатный  воспитатель  -  лицо,  осуществляющее  воспитание  и
защиту  прав  и  законных  интересов  ребенка   при    сохранении    у
уполномоченной  службы  (организации)    части    функций    законного
представителя.

            III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ И
            УПОЛНОМОЧЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖБ ПО ОПЕКЕ И
                      ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД ДЕТЬМИ

     Основными  принципами  деятельности  комиссии  и   уполномоченных
муниципальных служб по опеке и попечительству над детьми являются:
     - признание индивидуальности ребенка и его родителей;
     - защита ребенка от насилия  и  эксплуатации,  пренебрежения  его
интересами;
     - признание важности и уникальности воспитания ребенка  в  родной
семье;
     - использование максимальных возможностей для оставления  ребенка
в родной семье, использование всех  средств  для  возврата  ребенка  в
родную семью;
     - планирование мер по защите прав ребенка;
     - учет возраста, пола, языка общения, культурной  принадлежности,
особенностей личности ребенка при планировании мер по защите его  прав
и законных интересов;
     - учет мнения родителей ребенка и самого ребенка  (выраженного  в
доступной для него форме)  при  планировании  мер  по  защите  прав  и
законных  интересов  ребенка,  ознакомление  их  со  всеми  возможными
способами защиты прав и законных интересов ребенка;
     - признание  оптимальной  формой  устройства  ребенка  в    семью
родственников или  знакомых,  в  случае,  если  оставление  ребенка  с
родителями невозможно;
     - осуществление мер по защите интересов ребенка в  сотрудничестве
с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка;
     - обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не
противоречит его интересам) в случаях его  временного  устройства  вне
его кровной семьи;
     - конфиденциальность информации о  ребенке,  его  кровной  семье,
приемном родителе, патронатном воспитателе;
     - признание труда приемного родителя и  патронатного  воспитателя
по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным трудом;
     - координация органов  здравоохранения,  образования,  социальной
защиты и других органов и учреждений,  осуществляющих  защиту  прав  и
законных интересов детей.

          IV. КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
                                ЗАЩИТЕ

     Нуждающимся в государственной защите признается ребенок, которому
не обеспечен  или  обеспечен  в  недостаточной  степени  (либо  он  не
способен достичь или находится в условиях, не позволяющих ему достичь)
необходимый для него уровень нормальной жизнедеятельности без оказания
(предоставления) ему помощи со стороны органов местного самоуправления.
     К числу детей, нуждающихся в  государственной  защите,  относятся
дети:
     - родители которых неизвестны;
     - утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
     - отобранные у родителей;
     - родители которых ограничены в родительских правах;
     - родители которых лишены родительских прав;
     - не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их  (беспризорные
дети);
     - родители  которых  страдают  длительными   заболеваниями,    не
позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;
     - родители которых  признаны  недееспособными  (либо  ограниченно
дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
     - родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание
в виде лишения свободы, находятся в  местах  содержания  под  стражей,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
     - находящиеся в условиях,  угрожающих  их  развитию,  здоровью  и
благосостоянию;
     - с ограниченными возможностями (инвалиды);
     - из семьи беженцев или временных переселенцев;
     а также  другие  дети,  признанные  в    установленном    порядке
нуждающимися в государственной защите.
     Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае,
если  в  отношении  обоих  или  единственного   родителя,    законного
представителя или ребенка органом опеки и  попечительства  установлены
вышеназванные основания.
     В исключительных случаях, при отсутствии оснований для  признания
ребенка нуждающимся в  государственной  защите,  вопрос  об  отнесении
ребенка к категории нуждающегося  в  государственной  защите  решается
руководителем органа опеки и попечительства.

          V. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
              СЛУЖБ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД ДЕТЬМИ

     В целях  обеспечения  эффективности  работы  органа    опеки    и
попечительства по решению вопросов, относящихся к  компетенции  органа
опеки  и  попечительства  в   отношении    детей,    глава    местного
самоуправления возлагает выполнение этой работы на  уполномоченные  им
службы.
     Компетенция уполномоченных служб по выполнению работы по опеке  и
попечительству над детьми определяется настоящим  положением,  уставом
муниципального образования.
     К компетенции  комиссии  и  уполномоченных  служб  по  опеке    и
попечительству в отношении детей относятся:
     - выявление  детей,  нуждающихся  в    государственной    защите,
координация  этой  работы   с    другими    органами,    учреждениями,
организациями;
     - сбор информации о ребенке, нуждающемся в государственной защите;
     - ведение учета детей, нуждающихся в государственной защите;
     - первичное обследование  и  подготовка  заключения  об  условиях
жизни и воспитания ребенка, представление заключения в судебные и иные
органы о состоянии развития и здоровья ребенка, подвергшегося насилию,
жестокому обращению, либо  находящегося  в  условиях,  угрожающих  его
здоровью и развитию;
     - предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия
в семье;
     - реабилитационная  помощь  выявленным  детям,   нуждающимся    в
государственной защите, в  том  числе  проживающим  в  семьях  кровных
родителей;
     - подготовка заключения о  целесообразности  изъятия  ребенка  из
семьи, либо социального патроната над семьей;
     - подготовка и утверждение плана по защите прав ребенка, внесение
в него изменений и дополнений;
     - заключение  договора  с  кровными  родителями   о    социальном
патронате над семьей;
     - подготовка  и  представление  заключения  в  суд  по    спорам,
связанным с воспитанием детей;
     - определение порядка контактов ребенка с  родителями  и  другими
родственниками;
     - подготовка  документа,  разрешающего   раздельное    проживание
попечителя с подопечным;
     - предъявление  исков  в  суд  о  лишении   родительских    прав,
ограничении  родительских  прав,  об  отобрании  ребенка  без  лишения
родительских прав,  о  признании  брака  недействительным  в  случаях,
предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса РФ;
     - представление  прав  и  законных  интересов  в  суде  в  случае
отсутствия  законных  представителей  или  иных  причин,  по   которым
необходимо обеспечить представительство интересов ребенка в суде;
     - участие в исполнении решений судов  о  передаче  или  отобрании
детей;
     - поиск, отбор, подготовка усыновителей,  опекунов,  попечителей,
приемных родителей, патронатных воспитателей; подготовка заключения  в
суд о возможности лица, желающего взять ребенка  на  воспитание,  быть
усыновителем, опекуном, попечителем, приемным  родителем,  патронатным
воспитателем;
     - подготовка проекта постановления об опеке и попечительстве  над
ребенком;
     - осуществление  комплексной    диагностики,    реабилитации    и
социальной адаптации ребенка с целью подготовки его  к  устройству  на
воспитание;
     - подготовка договора с приемными родителями;
     - заключение договора с патронатным воспитателем;
     - обеспечение патронатного воспитателя необходимыми материальными
средствами и оборудованием для воспитания и содержания воспитанника;
     - подготовка и обучение патронатных воспитателей;
     - подготовка  постановления  главы  местного  самоуправления    о
направлении ребенка на полное государственное обеспечение;
     - подготовка постановления главы органа местного самоуправления о
направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения родителей;
     - осуществление  мер,  предусмотренных  планом  по  защите   прав
ребенка;
     - проведение  проверок  условий  жизни,  воспитания  и   развития
ребенка, нуждающегося в государственной защите,  выполнения  плана  по
защите прав ребенка;
     - подготовка    заключения    о     возможности        объявления
несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
     - рассмотрение сложных и спорных  ситуаций  по  защите  личных  и
имущественных  прав  детей,  подготовка  мирового  соглашения    между
отдельно  проживающими  родителями,  решение  вопроса  о   возможности
отчуждения  имущества,  принадлежащего  несовершеннолетнему,  и   иных
вопросов;
     - охрана  интересов  неродившегося   наследника    при    разделе
наследственного имущества;
     - рассмотрение жалоб граждан по вопросам выявления  и  устройства
детей;
     - рассмотрение жалоб сторон - исполнителей плана по  защите  прав
ребенка;
     - информирование детей и их родителей (законных представителей) о
всех  видах    предоставляемой    помощи,    о    государственных    и
негосударственных службах помощи детям и семьям, о порядке обращения и
обжалования  гражданами  решений  органов  опеки  и  попечительства  в
отношении детей;
     - консультирование    граждан    по    вопросам    охраны    прав
несовершеннолетних детей.

          VI. КОМИССИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД ДЕТЬМИ

     Комиссия по опеке и попечительству над детьми (далее
     - комиссия) создается или на  базе  существующих  штатных  единиц
специалистов по охране детства, или на общественных началах,  или  как
самостоятельное    структурное    подразделение    органа     местного
самоуправления.
     Основными функциями комиссии являются:
     - утверждение плана по  защите  прав  ребенка,  внесение  в  него
изменений и дополнений;
     - подготовка заключения о пересмотре плана по защите прав ребенка
с целью возврата ребенка родителям;
     - рассмотрение результатов проверок выполнения  плана  по  защите
прав ребенка;
     - рассмотрение жалоб сторон - исполнителей плана по  защите  прав
ребенка;
     - рассмотрение сложных и спорных  ситуаций  по  защите  личных  и
имущественных  прав  детей,  споры,  связанные  с  воспитанием   детей
отдельно проживающими родителями, подготовка мирового соглашения между
отдельно  проживающими  родителями,  решение  вопроса  о   возможности
отчуждения  имущества,  принадлежащего  несовершеннолетнему,  и   иных
вопросов;
     - подготовка постановления главы органа местного самоуправления о
направлении ребенка на полное государственное обеспечение;
     - подготовка  постановления  главы  местного  самоуправления    о
направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и  детей,  оставшихся
без попечения родителей;
     - подготовка постановления об опеке и попечительстве над ребенком;
     - определение порядка контактов ребенка с  родителями  и  другими
родственниками;
     - подготовка  документа,  разрешающего   раздельное    проживание
попечителя с подопечным;
     - подготовка    заключения    о     возможности        объявления
несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
     - подготовка заключения о целесообразности регистрации брака лиц,
не достигших совершеннолетия;
     - охрана  интересов  неродившегося   наследника    при    разделе
наследственного имущества;
     - представление прав и законных интересов ребенка в суде в случае
отсутствия  законных  представителей  или  иных  причин,  по   которым
необходимо обеспечить представительство интересов ребенка в суде.
     Комиссия состоит из не менее трех постоянных сотрудников.
     Для  рассмотрения  конкретного  дела  каждого  ребенка  в  состав
комиссии, на основании распоряжения председателя комиссии,  включаются
по должности  работники  государственных  и  муниципальных  органов  и
учреждений  -  представители  образовательных  учреждений,  учреждений
здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и
других муниципальных служб, имеющие сведения о данном ребенке.
     Решения, принимаемые комиссией  на  основе  простого  большинства
голосов,  являются  обязательными  для  исполнения    соответствующими
муниципальными службами.

             VII. УПОЛНОМОЧЕННАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
                ВЫЯВЛЕНИЮ, УЧЕТУ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В
          ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, И ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО
                              СИРОТСТВА

     Уполномоченная муниципальная служба по  выявлению,  учету  детей,
нуждающихся  в  государственной  защите,  и  профилактике  социального
сиротства создается или на базе  действующих  учреждений  образования,
здравоохранения, социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, или как самостоятельное подразделение  органа
местного самоуправления, или как муниципальная служба  и  осуществляет
работу по следующим направлениям:
     1. Выявление, учет детей, нуждающихся в государственной защите, и
обследование условий их жизни и воспитания :
     - выявление  детей,  нуждающихся  в    государственной    защите,
координация  этой  работы    с    другими    органами,    учреждениями
(организациями);
     - сбор информации о ребенке, нуждающемся в государственной защите;
     - ведение учета детей, нуждающихся в государственной защите;
     - первичное обследование  и  подготовка  заключения  об  условиях
жизни и воспитания ребенка;
     - предоставление экстренной помощи детям, пострадавшим от насилия
в семье;
     - подготовка и представление заключения в судебные и иные  органы
о состоянии  развития  и  здоровья  ребенка,  подвергшегося   насилию,
жестокому обращению, либо  находящегося  в  условиях,  угрожающих  его
здоровью и развитию;
     - реабилитационная  помощь  выявленным  детям,   нуждающимся    в
государственной защите, в  том  числе  проживающим  в  семьях  кровных
родителей;
     - подготовка заключения о  целесообразности  изъятия  ребенка  из
семьи, либо социального патроната над семьей;
     - проведение  проверок  условий  жизни,  воспитания  и   развития
ребенка, нуждающегося в государственной защите,  выполнения  плана  по
защите прав ребенка;
     - предоставление  заключения  в  суд  по  спорам,  связанным    с
воспитанием детей;
     - предъявление  исков  в  суд  о  лишении   родительских    прав,
ограничении  родительских  прав,  об  отобрании  ребенка  без  лишения
родительских прав,  о  признании  брака  недействительным  в  случаях,
предусмотренных статьей 27 Семейного кодекса РФ;
     - участие в исполнении решений судов  о  передаче  или  отобрании
детей;
     - осуществление  мер,  предусмотренных  планом  по  защите   прав
ребенка;
     - подготовка    заключения    о     возможности        объявления
несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
     - информирование детей и их родителей (законных представителей) о
всех  видах    предоставляемой    помощи,    о    государственных    и
негосударственных службах помощи детям и семьям, о порядке обращения и
обжалования  гражданами  решений  органов  опеки  и  попечительства  в
отношении детей;
     - консультирование    граждан    по    вопросам    охраны    прав
несовершеннолетних детей.

     2. Социальный патронат над семьей:
    - заключение договора с кровными родителями о социальном патронате
над семьей;
    - заключение договора с патронатными воспитателями,  направляемыми
в семью  ребенка,  нуждающегося  в   государственной    защите,    для
осуществления социального патроната над этой семьей;
     - обеспечение патронатного воспитателя,  направляемого  в  семью,
необходимыми  материальными    средствами    и    оборудованием    для
осуществления мер, предусмотренных в плане по защите прав ребенка.

             VIII. УПОЛНОМОЧЕННАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО
            УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬИ ГРАЖДАН

     Уполномоченная  муниципальная  служба  по  устройству  детей   на
воспитание  в  семьи  граждан  создается  или  на  базе    действующих
учреждений  образования,  здравоохранения,  социальной   защиты    для
детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  или  как
самостоятельное подразделение органа местного самоуправления, или  как
муниципальная служба и осуществляет работу по следующим направлениям:
     - поиск, отбор, подготовка усыновителей,  опекунов,  попечителей,
приемных родителей, патронатных воспитателей; подготовка заключения  в
суд о возможности лица, желающего взять ребенка  на  воспитание,  быть
усыновителем, опекуном, приемным родителем, патронатным воспитателем;
     - осуществление  комплексной    диагностики,    реабилитации    и
социальной адаптации ребенка, нуждающегося в государственной защите, с
целью подготовки его к устройству на воспитание в семью;
     - подготовка документов по усыновлению ребенка для предоставления
в суд;
     - подготовка проекта постановления об опеке и попечительстве  над
несовершеннолетним;
     - подготовка договора с приемными родителями  о  передаче  им  на
воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
     - заключение договора с патронатным воспитателем о  передаче  ему
на воспитание ребенка, нуждающегося в государственной защите;
     - обеспечение патронатного воспитателя необходимыми материальными
средствами и оборудованием для воспитания и содержания воспитанника;
     - осуществление государственных мер,  предусмотренных  договором,
заключенным с патронатным воспитателем о передаче  ему  на  воспитание
ребенка;
     - осуществление контроля  за  выполнением  приемными  родителями,
патронатным воспитателем их обязательств, предусмотренных договором  о
передаче им на  воспитание  ребенка,  нуждающегося  в  государственной
защите;
     - информирование и консультирование граждан о формах  и  условиях
устройства детей, нуждающихся в государственной защите, на  воспитание
в семью.

                   IX. ПЛАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

     План по защите прав ребенка - акт органа опеки и  попечительства,
в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению  прав  и
законных  интересов  ребенка,  сроки  их  выполнения  и  разграничение
ответственности по защите прав  и  законных  интересов  ребенка  между
родителями   (законными    представителями    ребенка),    патронатным
воспитателем, уполномоченной службой (организацией).
     План включает в себя следующую совокупность мероприятий: уход  за
ребенком,        организацию        правовой,             медицинской,
социально-психологической,  педагогической  помощи,  досуга  и    иные
мероприятия.
     План  составляется  для  каждого    ребенка,    нуждающегося    в
государственной  защите,  уполномоченной  муниципальной  службой    по
выявлению,  учету  детей,  нуждающихся  в  государственной  защите   и
профилактике социального сиротства в письменной форме  с  обязательным
привлечением  представителей  образовательных  учреждений,  учреждений
здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и
других муниципальных служб, непосредственно работавших  с  ребенком  и
обладающих информацией, необходимой для составления плана.
     Основанием для утверждения плана по защите прав ребенка  является
вынесение  главой  органа  местного  самоуправления  постановления   о
признании  ребенка  нуждающимся  в  государственной    защите,    либо
постановления о передаче его на  полное  государственное  обеспечение,
или о направлении  ребенка  в  учреждение  для  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей.
     План принимается комиссией по опеке и попечительству над детьми.
     Изменения и дополнения в  план  вносятся  комиссией  по  опеке  и
попечительству  над  детьми  на   основании    результатов    проверок
уполномоченной службой  (организацией)  условий  жизни,  воспитания  и
развития   ребенка,    нуждающегося    в    государственной    защите,
обеспеченности его нормальной жизнедеятельности.
     Граждане, должностные лица и работники органов и  учреждений,  не
выполняющие  обязательства,  возложенные  на   них    планом,    несут
персональную ответственность в установленном законом порядке.

          X. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И
                      ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РЕБЕНКА

     Разграничение ответственности по защите прав и законных интересов
ребенка, нуждающегося в государственной защите,  -  это  распределение
обязанностей  по  законному  представительству  его  интересов   между
уполномоченной службой (организацией), кровными родителями  (законными
представителями ребенка), патронатным воспитателем.
     Основанием для разграничения ответственности  по  защите  прав  и
законных  интересов  ребенка  является  постановление  главы    органа
местного  самоуправления  о   признании    ребенка    нуждающимся    в
государственной защите (в соответствии со статьей 6 настоящего закона)
или иные правовые акты, подтверждающие признание ребенка нуждающимся в
государственной защите.
     Разграничение ответственности по защите прав и законных интересов
ребенка  между  родителями  (законными    представителями    ребенка),
патронатным  воспитателем,  уполномоченной   службой    (организацией)
осуществляется в плане по защите прав ребенка.

             XI. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА,
                НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

     Контроль органами опеки и попечительства за  состоянием  развития
ребенка, нуждающегося в государственной защите, - регулярно проводимая
проверка условий жизни, воспитания и развития ребенка, нуждающегося  в
государственной    защите,    обеспеченности     его        нормальной
жизнедеятельности.
     Контроль   осуществляется    в    виде    регулярно    проводимых
уполномоченной муниципальной  службой  по  выявлению  и  учету  детей,
нуждающихся  в  государственной  защите,  и  профилактике  социального
сиротства, оценок выполнения плана по защите прав ребенка.
     Проверка  должна  включать  в  себя  оценку  состояния   здоровья
ребенка, образования ребенка, его умственного развития,  самосознания,
отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального
и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка.
     Результаты проверки утверждаются в письменной форме в  виде  акта
комиссией по опеке и попечительству над детьми и  являются  основанием
для пересмотра плана по защите прав ребенка, внесения в него изменений
и дополнений.
     Сроки проведения проверок  выполнения  плана  -  первая  проверка
проводится в первые четыре недели после утверждения комиссией по опеке
и попечительству над детьми  плана  по  защите  прав  ребенка,  вторая
проверка осуществляется после трех  месяцев  от  первой.  Впоследствии
проверки осуществляются не реже, чем один раз в полгода.
     В исключительных случаях дата  проверки  может  быть  перенесена,
если это соответствует интересам ребенка.

          XII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
               ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ

     Методическое  обеспечение   деятельности    органов    опеки    и
попечительства  в  отношении    детей    возлагается    на    Институт
усовершенствования  учителей  департамента  образования  администрации
Владимирской области и Центр по усыновлению,  опеке  и  попечительству
департамента образования администрации Владимирской области.


                                                 Приложение N 2
                                                 к постановлению главы
                                                 администрации области
                                                 от 31.12.98     N 928


             Примерное Положение о патронатном воспитании

     Настоящее Положение разработано в целях обеспечения права ребенка
жить  и  воспитываться  в  семье,  его  физической  и    эмоциональной
безопасности и действует до  принятия  соответствующего  Положения  на
федеральном уровне.

                          1. Общие положения

     1. Патронатное  воспитание  -  это  форма  устройства    ребенка,
нуждающегося  в  государственной  защите,  на  воспитание   в    семью
патронатного воспитателя при  сохранении  части  обязанностей  опекуна
(попечителя) в отношении  ребенка  у  органа  опеки  и  попечительства
(уполномоченного органа).
     Лицо, в семью которого  помещен  ребенок,  именуется  патронатным
воспитателем.
     Помещение ребенка в семью патронатного воспитателя осуществляется
после того, как  принято  решение  о  передаче  ребенка  на  попечение
органов опеки и попечительства (за исключением экстренного  устройства
ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью).
     2. Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на  основе
трудового договора (контракта), заключаемого патронатным  воспитателем
и уполномоченным  органом  на  основании  плана  по  защите  интересов
ребенка и в соответствии с соглашением об устройстве ребенка.  В  этих
документах устанавливается разграничение ответственности  (функций  по
защите  интересов  ребенка,  помещенного    в    семью    патронатного
воспитателя),  между  кровными  родителями,  законным   представителем
ребенка,  патронатным   воспитателем    и    уполномоченным    органом
(учреждением).
     Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и  здоровье  ребенка  в
период его проживания в семье воспитателя.
     Уполномоченный орган  несет  ответственность  за  защиту  прав  и
интересов ребенка  в  течение  всего  времени  нахождения  ребенка  на
воспитании в семье патронатного воспитателя.
     Патронатный  воспитатель  является  сотрудником   уполномоченного
органа, осуществившего устройство ребенка в  его  семью.  Патронатному
воспитателю выдается удостоверение установленного образца.
     3. Общее число детей,  передаваемых  на  воспитание  патронатному
воспитателю, не должно, как правило, превышать 3-х человек.
     Устройство ребенка в семью патронатного воспитателя не влечет  за
собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком (детьми)
алиментных  и    наследственных    правоотношений,    вытекающих    из
брачно-семейного законодательства.

           2. Принципы организации патронатного воспитания

     4. Патронатное воспитание основывается на следующих принципах:
     - признания важности и уникальности для  каждого  ребенка  родной
семьи;
     - использование всех возможностей для оставления ребенка в родной
семье;
     - планирования  мер  по  защите  интересов    каждого    ребенка,
передаваемого на патронатное воспитание;
     - партнерства всех сторон  в  соответствии  с  планом  по  защите
интересов ребенка  (планом  устройства  на  патронатное  воспитание  и
трудовым договором с патронатным воспитателем);
     - признания наиболее приемлемой формой устройства ребенка в семью
родственников или  знакомых,  в  случае,  если  оставление  ребенка  с
родителями невозможно;
     - осуществления государственных мер по защите интересов ребенка в
сотрудничестве  с  кровными  родителями,  если  это  не   противоречит
интересам ребенка;
     - обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не
противоречит его интересам) в случаях, если он устроен  временно  (или
постоянно) вне семьи кровных родителей;
     - учета мнения родителей ребенка, самого ребенка  (выраженного  в
доступной для него форме) в процессе планирования мер  по  защите  его
интересов,  ознакомление  их  со  всеми  возможными  способами  защиты
интересов ребенка;
     - конфиденциальности информации о  ребенке,  его  кровной  семье,
патронатном воспитателе;
     - признания труда патронатного воспитателя по воспитанию  ребенка
социально значимым, квалифицированным социально-педагогическим трудом,
подлежащим оплате;
     - обеспечения патронатного воспитателя необходимыми материальными
средствами и оборудованием для воспитания и содержания ребенка;
     - необходимости подготовки и обучения патронатных воспитателей  в
объеме не ниже, чем это установлено минимальными стандартами по формам
и содержанию программ подготовки патронатных воспитателей;
     - осуществления    межведомственной    координации        органов
здравоохранения, социальной защиты, образования  и  других  органов  и
учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей;
     - своевременного  информирования  патронатного  воспитателя    об
особенностях, специальных нуждах ребенка, передаваемого на патронатное
воспитание;
     - запрета на применение телесных наказаний к ребенку, устроенному
на патронатное воспитание, на применение таких мер  воздействия,  как:
отказ в удовлетворении его разумных потребностей  в  пище,  еде,  сне,
одежде, в предоставлении контактов с родственниками и друзьями.

       3. Виды служб и учреждений, предоставляющих патронатное
                              воспитание

     5. Орган  местного  самоуправления   создает    отдел    (службу,
учреждение) для поиска, отбора, подготовки патронатных воспитателей, а
также для выполнения уполномоченным органом части обязанностей опекуна
(попечителя)  ребенка  в  соответствии  с  договором,  заключенным   с
патронатным  воспитателем  (далее  -    служба    по    предоставлению
патронатного воспитания).
     Служба по предоставлению патронатного воспитания создается как:
     - самостоятельное учреждение;
     - структурное подразделение уполномоченного органа (учреждения);
     - структурное подразделение воспитательного учреждения, лечебного
учреждения,  учреждения  социальной  защиты   населения    и    других
аналогичных учреждений вне зависимости от  их  организационно-правовой
формы, лицензируемых для этой работы в установленном порядке.
     6. В  компетенцию  службы    по    предоставлению    патронатного
воспитания, учреждения входит:
     - осуществление  комплексной    диагностики,    реабилитации    и
социальной адаптации ребенка с целью  подготовки  его  к  помещению  в
семью;
     - разработка, утверждение и пересмотр  соглашения  об  устройстве
ребенка;
     - дача предложений по пересмотру плана защиты интересов ребенка;
     - поиск, отбор, подготовка патронатных воспитателей;
     - подготовка  и  подписание  трудового  договора  с  патронатными
воспитателями об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя;
     - осуществление мероприятий,  предусмотренных  планом  устройства
ребенка;
     - осуществление контроля за выполнением соглашения об устройстве;
     - защита личных и имущественных прав воспитанника  учреждения,  в
том числе воспитывающегося в семье патронатного воспитателя учреждения;
     - осуществление контроля (проверок) за выполнением соглашения  об
устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя  учреждения  всеми
сторонами указанного соглашения;
     - подготовка рекомендаций о пересмотре плана по защите  интересов
ребенка, возврате ребенка в семью родителей.

           4. Правовой статус патронатного воспитателя, его
                         права и обязанности

     7. Патронатный воспитатель - это лицо (за  исключением  родителей
ребенка), которому  передан  на  воспитание  ребенок,  находящийся  на
попечении органов  опеки  и  попечительства,  на  основании  трудового
договора (контракта).
     8. Патронатными воспитателями могут  быть  совершеннолетние  лица
обоего пола, за исключением:
     - кровных родителей;
     - лиц,  признанных  судом   недееспособными    или    ограниченно
дееспособными;
     - лиц, лишенных по суду  родительских  прав  или  ограниченных  в
родительских правах;
     - отстраненных  от  обязанностей    опекуна    (попечителя)    за
ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
     - бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
     - лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с  Перечнем,
утверждаемым  Правительством   Российской    Федерации,    не    могут
осуществлять обязанности по воспитанию ребенка;
     - лиц,  которые  на  момент  установления  усыновления  не  имеют
дохода, обеспечивающего  усыновляемому  ребенку  прожиточный  минимум,
установленный в субъекте Российской Федерации, на территории  которого
проживают усыновители (усыновитель);
     - лиц, не имеющих постоянного места жительства,  а  также  жилого
помещения,  отвечающего  установленным  санитарным    и    техническим
требованиям;
     - лиц, имеющих на момент установления  усыновления  судимость  за
умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
     9. Лица, желающие взять ребенка (детей) на патронатное воспитание
подают в уполномоченный орган по месту своего жительства  заявление  с
просьбой о возможности быть патронатным воспитателем.
     К заявлению должны быть приложены:
     1. автобиография;
     2. справка с места работы о  занимаемой  должности  и  заработной
плате, либо копия декларации о  доходах,  заверенная  в  установленном
порядке;
     3. копия финансового лицевого счета;
     4. копия свидетельства о браке (в случае,  если  лицо  состоит  в
браке);
     5. медицинская справка (уч.ф. N  164/у-96)  государственного  или
муниципального  лечебно-профилактического  учреждения   о    состоянии
здоровья лица, желающего взять ребенка  на  воспитание  в  патронатную
семью;
     6. имена трех человек  (друзей,  сослуживцев,  соседей),  которые
согласны  дать  устную  характеристику   кандидату    в    патронатные
воспитатели, их адреса и телефоны.
     Лицо, обращающееся с просьбой о  даче  заключения  о  возможности
быть патронатным воспитателем, должно предъявить паспорт, а в случаях,
предусмотренных  законодательством  Российской    Федерации,    другой
документ, удостоверяющий личность.
     10. Для подготовки  заключения  о  возможности  быть  патронатным
воспитателем  уполномоченный  орган  составляет  акт  по   результатам
обследования условий жизни лиц,  желающих  взять  ребенка  (детей)  на
воспитание в семью.
    11. На основании заявления и  приложенных  к  нему  документов,  а
также акта обследования условий жизни лица,  желающего  взять  ребенка
(детей)  на  патронатное  воспитание,  уполномоченный  орган   готовит
заключение о возможности  стать  патронатным  воспитателем.  При  этом
должны  быть  приняты  во  внимание  его  личные  качества,  состояние
здоровья, способность к выполнению обязанностей по  воспитанию  детей,
взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ним,
способность работать в  сотрудничестве  с  социальными  работниками  и
специалистами службы, осуществившей устройство ребенка на  воспитание,
готовность обеспечить контакты ребенка, если это в  его  интересах,  с
его кровными родителями и родственниками.
     12. Заключение о возможности быть патронатным воспитателем дается
только после посещения специальных курсов, организуемых уполномоченным
органом.
     В заключении устанавливается:
     - максимальное  количество  детей,  которых  можно  передать   на
воспитание кандидату в патронатные воспитатели;
     - срок, на который может быть устроен  ребенок  на  воспитание  в
семью кандидата в патронатные воспитатели;
     - возрастные группы передаваемых детей, состояние их  здоровья  и
развития.
     Заключение  о  возможности    быть    патронатным    воспитателем
действительно в течение одного года с момента его выдачи  кандидату  в
патронатные воспитатели.  Патронатные  воспитатели  обязаны  проходить
ежегодную аттестацию для  подтверждения  своего  статуса  патронатного
воспитателя.
     13. Заключение  о  возможности  быть  патронатным    воспитателем
является основанием для заключения  трудового  договора  кандидатом  в
патронатные воспитатели и уполномоченным органом (учреждением).
     14. Патронатный воспитатель обязан:
     - соблюдать санитарно-гигиенические нормы содержания воспитанника;
     - не препятствовать лицам, наделенным  надлежащими  полномочиями,
общаться с ребенком в установленное время, оказывать содействие службе
по  организации  патронатного  воспитания  по  организации   ежегодной
проверки состояния развития  и  благосостояния  ребенка,  обеспечивать
присутствие  ребенка  и  других  членов  семьи  при    запланированных
посещениях ребенка и семьи социальными работниками детского дома;
     - не применять телесных наказаний к ребенку, не отказывать ему  в
удовлетворении разумных потребностей в пище, сне, одежде, не  угрожать
ему лишением его  еды,  контактов  и  встреч  с  родными  и  друзьями,
ограничением свободы;
     - не вывозить воспитанника в другой город без  разрешения  службы
по организации патронатного воспитания;
     - сообщать  службе  по  организации  патронатного  воспитания   о
состоянии здоровья ребенка, об изменении его психического состояния, о
его не запланированном уходе из дома воспитателя;
     - незамедлительно    информировать    службу    по    организации
патронатного  воспитания  о  перемене  своего  места  жительства,   об
изменениях  в  составе  семьи,  о  своем  длительном    (инфекционном)
заболевании, прочих обстоятельствах, могущих повлиять на воспитание  и
развитие воспитанника;
     - вести учет прихода и расходования средств на содержание ребенка;
     - представлять регулярные отчеты об израсходованных  средствах  в
бухгалтерию отдела;
     - проходить  систематические    медицинские    обследования    (в
соответствии с установленными  требованиями  для  сотрудников  детских
учреждений);
     - систематически  участвовать  в  семинарах,  группах   поддержки
воспитателей, организуемой службой по работе с воспитателями  детского
дома,  систематически  заниматься   самообразованием    по    вопросам
воспитания и развития, охраны здоровья детей;
     - соблюдать    конфиденциальность    информации    о     ребенке,
предоставлять  необходимую   информацию    службе    по    организации
патронатного воспитания.
     15. Патронатный воспитатель имеет право:
     - самостоятельно  определять  распорядок  дня,  решать    текущие
вопросы жизни воспитанника в соответствии с соглашением об  устройстве
ребенка и трудовым договором;
     - запрашивать и получать от службы  по  организации  патронатного
воспитания  план  по  защите  интересов  ребенка,  форму  "Необходимая
информация о ребенке", документов о ребенке в  соответствии  с  п.  17
Положения;
     - участвовать в  регулярных  проверках  и  заседаниях  по  оценке
состояния  здоровья,  благосостояния  и  развития   ребенка,    давать
предложения по изменению и дополнению соглашения об устройстве ребенка;
     - защищать права и законные интересы воспитанника;
     - обжаловать в органе опеки  и  попечительства  действия  сторон,
участвующих в реализации плана по защите интересов ребенка;
     - разрешать  социальному  работнику   отдела,    предоставляющему
патронатное  воспитание,   любому    лицу,    имеющему    доверенность
уполномоченного  органа,  органа  местного  самоуправления,   посещать
ребенка в любое время.

              5. Передача ребенка (детей) на патронатное
                              воспитание

     16. На  патронатное  воспитание  помещается    ребенок    (дети),
нуждающийся в государственной защите и переданный на попечение  органа
опеки и попечительства.
     17. Для передачи ребенка на патронатное  воспитание  должны  быть
представлены следующие документы:
     - план по защите интересов ребенка;
     - соглашение об устройстве ребенка;
     - свидетельство о рождении;
     - документы, подтверждающие утрату родительского попечения;
     - сведения о  родителях  (в  отношении  добровольно  обратившихся
детей, детей из неблагополучных семей);
     - медицинское заключение (форма N 162/у)  о  состоянии  здоровья,
выданное областной экспертной медицинской комиссией (ОЭМК);
     - история болезни ребенка или выписка из поликлиники;
     - медицинская форма Ф-63 (прививки);
     - заключение городской (районной) медико-педагогической  комиссии
или справка от психиатра или психоневролога об интеллекте ребенка;
     - медицинские справки:
     справка о контактах по инфекционным заболеваниям (СЭС) за  3  дня
до определения в семью патронатного воспитателя;
     справка из кожно-венерологического диспансера;
     - результаты анализов на:
     кровь на реакцию Вассермана;
     ВИЧ (или справка о сдаче анализа);
     дизентерию;
     дифтерию;
     баканализ;
     - сведения о наличии жилой площади и ее закреплении  (выписка  из
домовой книги, финансово-лицевого счета текущего года);
     - сведения об имуществе (опись имущества, принадлежащего ребенку,
и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность);
     - пенсионная книжка на ребенка, получающего пенсию, копия решения
суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию,
документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банке.
     18. Передача  ребенка  на  патронатное  воспитание   производится
службой по предоставлению патронатного воспитания по месту  жительства
(фактического нахождения ребенка).
     19. Срок,  на  который  ребенок   передается    на    патронатное
воспитание,  определяется  на  основании  плана  по  защите  интересов
ребенка  в  соответствии  с  соглашением  об  устройстве  ребенка    и
указывается в трудовом договоре с патронатным воспитателем.
     Предусматриваются следующие сроки устройства ребенка  (детей)  на
патронатное воспитание:
     - устройство  на  короткий  период  времени  (до  полугода   либо
периодически на небольшое количество дней) с целью  проведения  оценки
состояния здоровья, благосостояния и развития ребенка, для  воспитания
ребенка во время болезни родителей;
     - предоставление  регулярного  периодического    устройства    на
выходные дни, каникулы, на время отпуска  кровных  родителей  ребенка,
нуждающегося в специальном уходе по состоянию здоровья (в этом  случае
оплата труда воспитателя  производится  по  совокупности  отработанных
дней);
     - устройство на длительный срок;
     - устройство  с   перспективой    усыновления    (подготовка    к
усыновлению);
     - экстренное устройство на патронатное воспитание.
     Устройство ребенка на патронатное воспитание в случае  экстренной
необходимости (отобрание ребенка при непосредственной угрозе  для  его
жизни  и  здоровья) возможно  без  предоставления  указанных  в   п.15
документов на основании проекта плана по защите интересов ребенка.
     В этом случае ребенок  передается  в  семью  любого  патронатного
воспитателя, в отношении которого вынесено  заключение  о  возможности
быть патронатным воспитателем, в семью родственника, друзей  родителей
ребенка, давших письменное обязательство отвечать за жизнь и  здоровье
ребенка в период его проживания в их семье (но не более  чем  на  один
месяц).
     План  по  защите  интересов  ребенка,  соглашение  об  устройстве
ребенка,  где  указывается  патронатный  воспитатель,  которому  будет
передан на воспитание ребенок, должны  быть  утверждены  в  15-дневный
срок с момента экстренного устройства ребенка.
     20. Передача ребенка патронатному воспитателю производится  после
заключения трудового договора (трудового соглашения) между службой  по
организации патронатного воспитания и патронатным воспитателем.
     21. Личное дело ребенка, переданного на  воспитание,  хранится  в
службе по организации патронатного воспитания.
     Патронатному  воспитателю  в  недельный  срок  после   устройства
ребенка передаются копии документов, указанных в п.15 Положения.
     22. Трудовое соглашение может быть расторгнуто досрочно:
     - по инициативе патронатного воспитателя при наличии уважительных
причин;
     - по инициативе службы по организации патронатного воспитания;
     - в случае изменения формы устройства ребенка;
     - в случае подозрения на пренебрежение  или  злоупотребление  его
интересами со стороны патронатного воспитателя.
     При  этом  патронатный  воспитатель    обязан    беспрепятственно
возвратить ребенка по требованию службы  по  организации  патронатного
воспитания.

         6. Материальное обеспечение ребенка, переданного на
         патронатное воспитание, и оплата труда патронатного
                             воспитателя

     23. На ребенка, переданного на патронатное воспитание, выделяются
ежемесячные денежные средства на питание, приобретение одежды,  обуви,
мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода,  личной  гигиены,
игр,  игрушек,  книг  и    предоставляются    льготы,    установленные
законодательством    Российской    Федерации    для      воспитанников
образовательных учреждений для детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей.
     24. Органы  местного  самоуправления  исходя  из    установленных
натуральных  норм  выделяют  на  ребенка  (детей),   переданного    на
патронатное воспитание, денежные средства  по  фактически  сложившимся
ценам в данном регионе.
     Денежные средства,  выделяемые  на  содержание  ребенка  (детей),
ежемесячно, не позднее 20 числа предыдущего  месяца,  перечисляются  в
отделение Сберегательного банка Российской Федерации на  лицевой  счет
патронатного воспитателя.
     Размер  денежных  средств,  необходимых  на  содержание   ребенка
(детей) пересчитывается ежеквартально с учетом инфляции цен на  товары
и услуги.
     25. Патронатный воспитатель ведет  учет  расходов  по  простейшей
форме в виде  записей  по  приходу  и  расходу  средств.  Сведения  об
израсходованных средствах представляются  ежегодно  в  орган  опеки  и
попечительства. Сэкономленные в течение  месяца  средства  изъятию  не
подлежат.
     26. Оплата  труда  патронатных  воспитателей  осуществляется    в
соответствии с Законом Владимирской области "Об оплате труда  приемных
родителей".
     В случае отказа воспитателя от воспитания помещенного в его семью
воспитанника  или  перемещения  воспитанника  в   другую    семью    в
соответствии с  планом  защиты  интересов  ребенка  и  соглашением  об
устройстве ребенка  трудовой  стаж  воспитателя  сохраняется,  выплата
заработной  платы  и  денежных  средств  на  содержание  ребенка    не
производится  до  принятия  другого  ребенка  на  воспитание  в  семью
воспитателя и заключения нового договора.

                7. Подготовка патронатных воспитателей

     27. Для  получения  заключения  о  возможности  быть  патронатным
воспитателем каждый кандидат в патронатные воспитатели  должен  пройти
курс подготовки. Служба по организации патронатного воспитания обязана
организовать:
     - проведение курсов подготовки патронатных воспитателей для  всех
кандидатов;
     - регулярные групповые и индивидуальные занятия  после  помещения
ребенка на воспитание.
     В дальнейшем подготовка патронатных воспитателей  продолжается  в
течение всего времени проживания ребенка в семье воспитателя, в случае
краткосрочного устройства детей в семью воспитателя и перерывах  между
устройствами.
     28. Программа подготовки  кандидатов  в  патронатные  воспитатели
имеет три этапа:

     I. Первичное собеседование: объяснение  целей  и  задач,  стоящих
перед патронатными воспитателями, их прав  и  обязанностей,  выяснение
мотивов  кандидатов,    изъявивших    желание    стать    патронатными
воспитателями.
     II. Проведение собеседований с кандидатом в помещении  службы  по
организации  патронатного  воспитания,  посещение  семьи    кандидата,
собеседование со всеми проживающими в квартире совместно с кандидатом.
     III. Проведение групповых занятий с  кандидатами,  целью  которых
являются:
     - информирование кандидата  о  законодательстве  по  патронатному
воспитанию, о других формах семейного устройства детей, оставшихся без
попечения родителей, о правах и обязанностях патронатного воспитателя;
     - проведение психологического тренинга, позволяющего кандидатам:
     определение, с кем  и  как  будет  взаимодействовать  кандидат  в
процессе работы по воспитанию ребенка,
     получение представления об этапах предстоящей работы, начиная  от
прихода ребенка в семью кандидата до завершения устройства,
     понимание, каким детям требуется патронатное воспитание, из каких
они семей,
     выяснение, какие проблемы  развития  и  поведения  могут  быть  у
ребенка, помещаемого в семью воспитателя, и пути  их  решения,  в  том
числе роль кровных родителей и роль помощи специалистов службы,
     вступление  во  взаимодействие  со    службой,    предоставляющей
патронатное воспитание, осознание своей роли в работе  службы  как  ее
сотрудника,
     принятие решения о возможности для  себя  заниматься  патронатным
воспитанием (в какой его форме);
     - сбор  документов  для  подготовки  заключения  на   кандидатов,
прошедших подготовку, и определение  максимального  количества  детей,
которое  можно  передать  на  воспитание  кандидату   в    патронатные
воспитатели; допустимые сроки устройства ребенка на воспитание в семью
кандидата; возрастные группы передаваемых детей, состояние их здоровья
и развития.
     29. Служба  по  организации  патронатного   воспитания    обязана
привлекать  патронатных  воспитателей  с  опытом  работы  патронатного
воспитателя к проведению занятий с кандидатами.
     30. Службы  по  организации  патронатного   воспитания    обязаны
проводить регулярные семинары по  повышению  квалификации  патронатных
воспитателей, в семьи которых уже устроены дети.

         8. Контроль за состоянием благосостояния, здоровья и
             развития ребенка, устроенного на патронатное
                              воспитание

     31. Службы по организации патронатного воспитания (уполномоченный
орган) обязаны осуществлять контроль за благосостоянием,  здоровьем  и
развитием ребенка и соблюдением его прав и законных интересов при  его
устройстве на патронатное воспитание.
     Контроль осуществляется в виде регулярных проверок.
     32. Регулярная  проверка  (оценка)  благосостояния,  развития   и
здоровья ребенка  и  эффективности  выполнения  плана  -  деятельность
уполномоченного органа (учреждения) по всестороннему анализу  процесса
развития  ребенка,  находящегося  на  попечении  органов    опеки    и
попечительства, сравнение состояния  его  благосостояния,  здоровья  и
развития  с  нормальными  показателями  для  детей    его    возраста,
определение причин замеченных  нарушений  благосостояния,  здоровья  и
развития, разработка предложений о изменении  плана  защиты  интересов
ребенка, соглашения об устройстве ребенка.
     33. В план проверки включается оценка:
     - состояния здоровья ребенка;
     - образования ребенка;
     - умственного развития ребенка;
     - самосознания ребенка;
     - отношений в семье и оценка круга общения ребенка;
     - внешнего вида и гигиены ребенка;
     - эмоционального и поведенческого развития ребенка;
     - навыков самообслуживания ребенка.
     34. Регулярные проверки выполнения плана проводятся  в  следующие
сроки проведения регулярных обязательных проверок выполнения плана:
    - первая проверка  осуществляется  в  пределах  четырех  недель  с
момента передачи ребенка на попечение органов опеки  и  попечительства
или устройства ребенка в  учреждение,  на  патронатное  воспитание,  в
приемную семью;
     - вторая проверка осуществляется не позднее 3-х месяцев с момента
осуществления  первой  проверки.    Впоследствии    проверки    должны
осуществляться не реже чем 1 раз в полгода.
     Результаты проверки оформляются актом.
     Дата регулярной проверки может быть перенесена в случае, если это
в интересах ребенка.
     В случае помещения ребенка на патронатное воспитание в результате
отобрания ребенка от родителей при непосредственной угрозе его жизни и
здоровью социальный работник должен посещать ребенка не реже чем 1 раз
в неделю в течение 4 недель после устройства.
----------------------------------------------------------------------


Информация по документу
Читайте также