Расширенный поиск
Постановление Правительства Сахалинской области от 25.10.2010 № 514ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 октября 2010 г. № 514 г. Южно-Сахалинск Об утверждении прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2013 годы В целях определения тенденций и количественных параметров социально-экономического развития области, воздействия решений федеральных и областных органов исполнительной власти на экономические и социальные процессы, происходящие на территории региона, Правительство Сахалинской области постановляет: 1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2013 годы (прилагается). 2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Губернские ведомости». Губернатор Сахалинской области А.В. Хорошавин УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Сахалинской области от 25 октября 2010 г. № 514 ПРОГНОЗ социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2013 годы 1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Сахалинской области на среднесрочную перспективу (таблица не приводится) 2. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2013 годы Разработка прогноза социально-экономического развития на 2011 год и на плановый период до 2013 года проведена по двум вариантам – консервативному и умеренно-оптимистичному. Прогноз разработан исходя из ориентиров и приоритетов государственной экономической политики, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, основных задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и программой социально-экономического развития Сахалинской области на 2011-2015 годы и на период до 2018 года, а также с учетом основных итогов социально-экономического развития Российской Федерации и Сахалинской области в январе-сентябре 2010 года и тенденций развития мировой экономики и мировых рынков. В качестве основного для разработки параметров областного бюджета на 2011 год предлагается второй вариант прогноза. Демографическая ситуация Среднегодовая численность постоянного населения области в 2010 году ожидается в количестве 509,1 тыс. человек. Предполагаемое снижение за год составит 0,7%. В прогнозный период направление демографических процессов существенно не изменится. Сокращение численности населения области обусловлено вкладом всех факторов динамики: рождаемости, смертности и миграции. По прогнозной оценке, в 2013 году численность постоянного населения составит 502,5 тыс. человек и сократится за 3 года на 6,6 тыс. человек или на 1,3%. Миграционные потери обусловлены причинами личного, семейного характера, а также продолжающимся процессом переселения граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по государственным жилищным сертификатам. По данным прогноза, в 2011-2013 годах миграционная убыль ожидается в пределах 1,2–0,8 тыс. человек в год. В среднесрочном периоде, при успешной реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и мероприятий по улучшению демографической ситуации, планируется замедление темпов естественной убыли населения за счет снижения уровня смертности с 14,5 умерших в расчете на 1000 населения в 2009 году до 13,6 в 2013 году. Одновременно ожидается снижение коэффициента рождаемости с 12,1 в 2009 году до 12 младенцев в расчете на 1000 населения в 2013 году, что обусловлено сокращением числа женщин репродуктивного возраста. Валовой региональный продукт В 2010 году объем валового регионального продукта Сахалинской области оценивается в размере 412 млрд. рублей, индекс физического объема к уровню 2009 года составит 106,9%. Увеличение объемов ВРП обусловлено ростом объемов промышленного производства в нефтегазовой отрасли (в основном за счет сжиженного природного газа по проекту «Сахалин-2») и обрабатывающей промышленности, а также ростом розничного товарооборота и услуг связи. В 2013 году объем валового регионального продукта прогнозируется в размере 565,5 млрд. рублей и возрастет по сравнению с 2010 годом в натуральном выражении в 1,4 раза, в реальном – на 13,2%. В структуре валового регионального продукта сохранится тенденция превышения доли производства товаров над производством услуг, что объясняется большим удельным весом в объеме ВРП промышленного производства (около 60%). Промышленное производство В 2010 году индекс промышленного производства к уровню 2009 года составит 107,7%. Рост объемов промышленного производства обусловлен ростом добычи топливно-энергетических ресурсов (газа и угля, производства сжиженного природного газа),. При темпе роста 109,4% к предыдущему году отрасли обеспечат 90,7% общего прироста. В прогнозируемый период сохранится высокий удельный вес нефтегазового сектора в общем объеме промышленного производства. При этом темпы роста нефтегазового сектора замедляются. В результате годовые темпы промышленного производства по первому варианту составят 100,7-101,0%, по второму варианту, с учетом изменения внутреннего рынка, конъюнктуры мирового рынка, а также применения новых методов повышения нефтеотдачи пластов, рост составит с учетом дополнительных мер, направленных на ускоренный рост – 101,2-104,8%. В 2010 году добыча нефти, включая газовый конденсат, оценивается в объеме 15,2 млн. тонн, что на 1,6% меньше уровня достигнутого в 2009 году. Сокращение добычи нефти ожидается по проекту «Сахалин-1» (7,2 млн. тонн или 87,8% к уровню 2009 года), которое связано с более быстрым увеличением газового фактора. По проекту «Сахалин-2» добыча нефти ожидается в объеме 6,23 млн. тонн (113,2% к уровню 2009 года). В последующие годы операторами проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» прогнозируется стабилизация объемов добычи нефти. К концу 2013 года добыча нефти составит 16,2 млн. тонн, что обеспечит 6,6% прироста к уровню 2010 года. Объем добычи газа в 2010 году составит 24,5 млрд. куб. м, что в 1,3 раза больше уровня 2009 года, в том числе по проекту «Сахалин-1» соответственно 8,4 млрд. куб. м и 93,4%, по проекту «Сахалин-2» - 15,2 млрд. куб. м и в 1,7 раза. К концу 2013 года объем добычи газа прогнозируется довести до 30 млрд. куб. м или в 1,2 раза выше уровня 2010 года. Прогнозируемый рост будет обусловлен увеличением добычи газа по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин–2». Полученный газ планируется направить на экспорт, газификацию населенных пунктов, объектов энергетики и теплового хозяйства. Работы по проекту «Сахалин-2» перешли в стадию эксплуатации. С марта 2009 года началось производство и продажа СПГ. Объем производства сжиженного газа в 2010 году составит 9,9 млн. тонн, против 5,3 млн. тонн в 2009 году. Завод по производству СПГ в текущем году вышел на полную проектную мощность. В 2013 году операторами проекта «Сахалин-2» производство СПГ прогнозируется, в соответствии с заключенными контрактами, в объеме 9,4 млн. тонн. В среднесрочной перспективе развитие нефтегазового комплекса будет заключаться в стабилизации объемов добычи углеводородов как на шельфе, так и на суше. Наряду с этим продолжится выполнение геологоразведочных работ для оценки лицензионных участков проектов «Сахалин-3», «Сахалин-5» и «Сахалин-6» для увеличения ресурсной базы на шельфе. Стратегическим направлением совместной деятельности администрации области и предприятий нефтегазового комплекса на 2011-2013 годы будет являться проработка возможностей осуществления проектов в сфере нефтепереработки и газохимии. К числу наиболее важных и перспективных инвестиционных проектов, которые будут реализованы в рассматриваемом периоде, отнесена газификация Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В рамках проекта предусматривается строительство новых генерирующих мощностей, а также поэтапный перевод электростанции с угля на природный газ. Результатом реализации проекта станет значительное улучшение экологической ситуации в областном центре, повышение надежности и эффективности островной энергосистемы, а также создание условий для развития жилищного и промышленного строительства в южной части о. Сахалин. Еще одним перспективным и социально важным направлением деятельности на прогнозный период будет являться реализация проекта «Освоение Анивских газовых месторождений». Добыча угля в 2010 году составит 4 млн. тонн или 114,6% к уровню 2009 года. В прогнозируемый период развитие отрасли будет направлено на модернизацию и обновление основных фондов, нормализацию платежей за поставляемое топливо, увеличение экспорта угля. На внутреннем рынке объем потребления угля составит 2,6-2,7 млн. тонн в год. Остальной объем угля планируется вывозить за пределы области, в том числе на экспорт. По первому варианту прогноза добыча угля в 2013 году составит 3,95 млн. тонн (98,8% к уровню 2010 года), по второму - 4,2 млн. тонн (105% к уровню 2010 года). На динамику развития добычи окажут влияние развитие нового участка Солнцевского буроугольного месторождения «Солнцевское-2», рост объемов экспорта, а также инвестиционные вложения в техническое перевооружение и реконструкцию действующих мощностей. В прогнозном периоде ожидается ежегодный рост инвестиций по угледобывающим предприятиям области с достижением в 2013 году объема в 550 млн. рублей. Основной задачей в 2011–2013 годах остается развитие транспортной инфраструктуры для организации поставок угля за пределы области. В настоящее время осуществляется реконструкция Шахтерского порта, проводятся подготовительные работы к началу строительства железнодорожной линии Ильинск – Углегорск с целью обеспечения экспорта угля в зимний период через незамерзающие порты Холмск и Корсаков. Объем отгруженных товаров собственного производства по виду деятельности «обрабатывающие производства» в 2010 году оценивается в размере 18,8 млрд. рублей, что составит к уровню 2009 года 110,4%. Ведущая роль в этой сфере деятельности принадлежит производству пищевых продуктов, в том числе переработке рыбы и морепродуктов. В целях развития пищевой отрасли и увеличения объемов производства будут решаться задачи реконструкции и модернизации предприятий, освоения эффективных высококачественных производств по выпуску конкурентоспособной продукции. В отрасль планируется привлечь более 500 млн. рублей инвестиций. Принимаемые меры по техническому перевооружению, выпуску новых видов продукции обеспечат увеличение объемов пищевой продукции. По первому варианту к 2013 году производство цельномолочной продукции составит 26,4 тыс. тонн (105,2% к 2010 году), пива – 1,53 млн. дкл (105,5%), увеличится производство хлебобулочных и кондитерских изделий, минеральной воды и безалкогольных напитков. По второму варианту производство цельномолочной продукции достигнет 26,8 тыс. тонн (106,8%), пива – 1,55 млн. дкл (106,9%). Более динамично будут развиваться секторы экономики, ориентированные на потребительский спрос. Прогнозируется увеличение темпов роста к 2013 году в текстильном и швейном производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, производстве прочих неметаллических изделий. В обработке древесины и производстве изделий из дерева в 2013 году прогнозируется темп роста по первому варианту 1,3%, по второму варианту – 1,8% к уровню 2012 года. В текущем году 18 арендаторами взято в долгосрочную аренду лесных участков в объеме 402 тыс. куб. м древесины. При проведении аукционов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно была осуществлена продажа лесных насаждений для заготовки древесины на 2010 год в объеме 104,6 тыс. куб. м. Для дальнейшего развития лесопромышленного комплекса разработана «Стратегия развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области до 2020 года». В рамках Стратегии разработано технико-экономическое обоснование проекта «Создание комплексного производства по переработке лесных ресурсов на территории Сахалинской области». Реализуемые в лесопромышленном комплексе меры позволят увеличить к концу 2013 года по первому варианту производство деловой древесины до 160,1 тыс. куб. м (100,5% к 2010 году), пиломатериалов до 56,6 тыс. куб. м (99,3% к 2010 году), по второму варианту до 166,2 тыс. куб. м (104,3%) и 60 тыс. куб. м (105,3%) соответственно. К 2013 году предполагается увеличение выпуска автомобильного бензина и топочного мазута. Выпуск бензина составит 21,5 тыс. тонн и по сравнению с 2010 годом увеличится в 1,4 раза, топочного мазута будет произведено в объеме 24,2 тыс. тонн или на 3,9% больше уровня 2010 года. Прогнозируемый рост производства нефтепродуктов обусловлен увеличением добычи нефти ЗАО «Петросах». Основными направлениями развития производства строительных материалов остается производство изделий, применение которых обеспечит снижение веса конструкций, переход к новым системам домостроения, позволяющим возводить дома любой этажности и потребительских качеств, при соблюдении требований по необходимой теплозащите зданий, а также организация производств по выпуску традиционных строительных материалов. В период 2011-2013 годы намечается строительство кирпичного завода в Долинском районе с годовой мощностью 25 млн. штук кирпичей. В рамках реализации программы массового жилищного строительства произойдет наращивание объемов строительства жилья, инженерной и социальной инфраструктуры. Продолжатся работы по благоустройству и улучшению архитектурного облика областного и районных центров. Объем выпуска продукции в сфере деятельности «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» будет определяться развитием отраслей экономики и платежеспособностью потребителей. Производство электроэнергии в 2010 году составит 2,77 млрд. кВт. ч (100,6% к 2009 году). К 2013 году производство электроэнергии увеличится по первому варианту до 2,86 млрд. кВт. ч (103,4% к 2010 году), по второму варианту – до 2,87 млрд. кВт. ч (103,5%). На период 2011-2013 годы предусматривается: - продолжение реконструкции действующих и строительство новых передающих электросетей, что позволит удовлетворить спрос на подключение новых промышленных потребителей, а также значительно повысить надежность энергоснабжения Сахалинской области; - начало работы по проектированию и строительству Сахалинской ГРЭС–2 в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», что позволит произвести замещение выбывающих мощностей существующей электростанции. Общий объем финансирования проекта составляет 21,9 млрд. рублей, в том числе за счет внебюджетных источников - 8,7 млрд. рублей; - газификация и строительство 4-го энергоблока Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. Рыболовство и рыбоводство, предоставление услуг в этих областях В основу прогнозирования основных показателей рыбопромышленного комплекса положен принцип учета естественной динамики подходов тихоокеанских лососей. До 2013 года сильных колебаний в сторону увеличения объемов добычи рыбы и морепродуктов не прогнозируется. Темпы роста выпуска товарной пищевой рыбной продукции по отрасли в 2011-2013 годах будут колебаться в зависимости от естественных подходов в пределах 99-125,3% (к уровню 2010 года) по первому варианту и 104,2-131,2% по второму варианту. По научным прогнозам, 2010 год определен как «нелососевый», в связи с чем, товарный выпуск пищевой рыбной продукции составит 72,2% к уровню 2009 года. Основные перспективы отрасли связаны с созданием современных производств замкнутого цикла, охватывающих все технологические процессы, от воспроизводства и лова, до создания конечных продуктов глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью. Агропромышленный комплекс Выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2010 года оценивается в сумме 6,9 млрд. рублей, что на 1,4% больше объема выпуска сельскохозяйственной продукции 2009 года. Увеличение объема производства обусловлено ростом на 12,3% по сравнению с предыдущим годом объема производства продукции растениеводства. Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий составит 84,1 тыс. тонн, что на 17,5% выше, чем в 2009 году. Валовой сбор овощей оценивается в 35,6 тыс. тонн, что на 6,9% выше данного показателя 2009 года. Рост объемов производства растениеводческой продукции в 2010 году связан с крайне низким уровнем валового сбора сельскохозяйственных культур в 2009 году из-за сложившихся неблагоприятных погодных условий. В 2011-2013 годах прирост продукции растениеводства составит 1-2%, в основном в сельскохозяйственных организациях, так как посевные площади в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах продолжают сокращаться. В 2010 году продолжает сохраняться тенденция снижения объема выпуска продукции животноводства. Снижение составит 2,7%. Рост производства животноводческой продукции планируется к 2012 году, за счет увеличения производства мяса до 4,3 тыс. тонн (2010 год – 4,15 тыс. тонн) в связи с получением продукции от мясного скота иностранных пород, импортированных в 2007-2008 годах. На развитие сельскохозяйственного производства в прогнозируемые годы окажет влияние реализация мероприятий областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы». Транспорт и связь Морской транспорт занимает первое место по объему грузооборота. Доля этого вида транспорта в общем объеме грузовых перевозок составляет более 50%. По объему пассажирских перевозок лидирующие позиции за автомобильным транспортом, на его долю приходится 95% от общих показателей. Протяженность автомобильных дорог общего пользования Сахалинской области составляет 3028 км, из которых 112 км (3,7%) относятся к федеральной собственности, 1507 км (50%) – к областной собственности и 1409 км (46,3%) – к муниципальной собственности. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог по второму варианту в 2011 году составит 39,1%, в 2013 году – 40,6%. В прогнозируемый период будет проводиться дальнейшая реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск – Оха и Огоньки – Невельск. Наряду с инвестиционными проектами в автодорожном хозяйстве отмечается наращивание объемов работ и финансирования по проекту перешивки Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи. Существенный объем инвестиционных вложений обеспечивает развитие трубопроводной системы в рамках дальнейшего освоения Сахалинского шельфа. Опережающее развитие телекоммуникаций является необходимым условием для создания инфраструктуры ведения бизнеса, привлечения инвестиций в область и решения вопросов занятости населения. Показатели финансово-хозяйственной деятельности за прошедший год свидетельствует о том, что отрасль «Связь и информатизация» сохранила финансовую стабильность и инвестиционную привлекательность. В настоящее время в Сахалинской области зарегистрировано более 30 специализированных организаций, обеспечивающих как традиционные виды связи: почтовую, телефонную, телеграфную и радиосвязь, так и альтернативные – подвижную радиотелефонную связь, услуги телематических служб и передачи данных. Услуги сотовой связи в области предоставляют 4 оператора, абонентская база которых насчитывает более 700 тыс. человек, что в 4 раза превышает абонентскую базу фиксированной телефонной связи. Присутствие общероссийских операторов связи «МТС», «Билайн™» и «Мегафон» приводит к конкуренции, результатом которой является снижение стоимости услуг сотовой связи, внедрение новых сервисов, расширение спектра и повышение качества предоставляемых услуг. Одной из приоритетных задач развития отрасли является строительство сети цифрового телевидения для населенных пунктов Курильских островов в рамках реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы». Местная телефонная сеть области насчитывает свыше 175 тыс. абонентов. Общая телефонная плотность ежегодно увеличивается и в настоящее время составляет 36,6 телефонов на 100 жителей, при общероссийском показателе – 32. При этом степень «цифровизации» телефонной сети составляет 70% от общей номерной емкости всех АТС, что позволяет потребителям использовать полный спектр услуг электросвязи. Строительство В 2010 году ввод жилья в области, по оценке, составит 200,0 тыс. кв. метров или 121,4% к 2009 году, ввод жилья индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и с помощью кредитов оценивается в объеме 79,5 тыс. кв. метров. В 2011-2013 годах планируется дальнейшее строительство нового сейсмостойкого жилья в рамках ФЦП «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы», а также строительство жилья для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище». Будет продолжено строительство жилых домов на основе механизмов, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Строительство жилья в Сахалинской области на 2010 – 2015 годы». В 2011 году ввод жилья составит 250 тыс. кв. метров, в 2012-2013 годах –300 тыс. кв. метров ежегодно. Ввод жилья индивидуальными застройщиками за счет собственных средств и с помощью кредитов по второму варианту в 2011 году прогнозируется в объеме 80,0 тыс. кв. метров, в 2012 году – 83,0 тыс. кв. метров, в 2013 году – 85,0 тыс.кв. метров. Объем подрядных работ в 2010 году оценивается в объеме 50,0 млрд. рублей или 102,0% к 2009 году. В 2011 году объем подрядных работ по первому варианту прогнозируется в объеме 51,4 млрд. рублей, по второму варианту – 54,1 млрд. рублей (соответственно 95,0% и 100,0% к 2010 году). Снижение индексов физического объема 2011 году связано с низкой инвестиционной активностью и сокращением бюджетных инвестиций, по второму варианту – объем подрядных работ прогнозируется на уровне 2010 года. В 2012 году объем подрядных работ по первому варианту составит 55,3 млрд. рублей или 100,0% к 2011 году, по второму варианту составит 59,6 млрд. рублей или 102,0% к 2011 году. Прогнозный объем подрядных работ к 2013 году по второму варианту предусматривается в объеме 66,6 млрд. рублей с ростом к уровню 2012 года на 4,0%. Рост объемов планируется обеспечить за счет дальнейшей реализации мероприятий в рамках федеральных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2013 годы». В рамках указанных программ в топливно-энергетическом комплексе области планируется реконструкция и строительство передающих электросетей, строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, строительство Сахалинской ГРЭС-2, строительство и реконструкция систем топливообеспечения и энергообеспечения на Курильских островах, развитие источников нетрадиционной энергетики. Начата газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях области. В транспортном комплексе планируется реконструкция гидротехнических сооружений в морских портах Корсаков, Углегорск, Холмск, портпунктов на Курильских островах, продолжится строительство автомобильных дорог Южно-Сахалинск – Оха, Огоньки – Невельск, Южно – Курильск – Головнино, Курильск – Рейдово, аэропорта «Итуруп», модернизация аэропорта в г. Южно-Сахалинске. В рыбопромышленном комплексе – строительство рыбоводных заводов на Курильских островах. В строительном комплексе – строительство новых сейсмостойких многоэтажных жилых домов, сейсмоусиление зданий и объектов, развитие производства строительных материалов. Потребительский рынок По оценке, в 2010 году объем розничного товарооборота составит 97 млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года, в 2013 году – 142,5 млрд. рублей или 102,8% к уровню 2012 года. К уровню 2010 года прирост составит 6,7%. Развитие потребительского рынка связано с расширением сети предприятий торговли, использующих в своей деятельности передовые методы и формы ведения бизнеса. В 2010 году планируется ввод в эксплуатацию 56 предприятий розничной торговли, из них – 44 магазина, 7 торговых центров, 5 торговых комплексов, 19 предприятий общественного питания и 69 предприятий бытового обслуживания населения. Достижение прогнозируемых темпов роста оборота розничной торговли и общественного питания возможно при условии более высокого прироста реальных располагаемых денежных доходов. Объем платных услуг населению в 2010 году возрастет к уровню 2009 года на 6,3%. В 2011-2013 гг. с учетом ожидаемого увеличения внутреннего спроса прогнозируется ежегодный прирост в диапазоне 5,5-6,5%. Доля бытовых услуг в общем объеме платных услуг составляет около 10%. Внешняя торговля Объем внешнеторговых операций Сахалинской области на протяжении ряда лет демонстрировал положительную динамику развития. Исключением стал 2009 год, когда объем внешнеторгового оборота области сократился, по сравнению с предшествующим годом, на 14,6% и составил 8,6 млрд. долларов США. При этом снизились объемы как экспортных поставок, так и импортных поступлений. Снижение показателей внешней торговли области, прежде всего, обусловлено падением мировых цен на основной экспортный ресурс региона – нефть сырую, а также сокращением поступлений по импорту в связи с завершением подрядных работ по строительству инфраструктурных объектов, выполняемых в рамках нефтегазовых проектов. В 2011-2013 гг. при благоприятной конъюнктуре мировых цен на углеводородное сырье, прогнозируется увеличение объема внешнеторгового оборота Сахалинской области, в первую очередь, за счет роста экспортных поставок. В 2013 году этот показатель превысит отметку 15 млрд. долларов США. Экспорт В прогнозируемом периоде ожидается ежегодный прирост экспорта, который будет обеспечен за счет увеличения экспортных поставок нефти сырой, сжиженного природного газа, рыбы и морепродуктов, угля. В структуре экспорта Сахалинской области лидирующие позиции сохранят две товарные группы - топливно-энергетические товары (нефть, СПГ, уголь) и продовольственные товары (рыба и морепродукты). Удельный вес продукции топливно-энергетического комплекса в общем объеме вывоза за рубеж превысит 95%. Основной товарной позицией данной статьи экспорта останется нефть сырая. По оценке, динамика объема экспортных поставок нефти (в натуральном выражении) в период с 2010 по 2013 годы будет не стабильной. Так, в 2010 году прогнозируется рост экспортных поставок нефти сырой по отношению к предшествующему году на 0,4%, в 2011 году – снижение на 2,1%, в 2012 году – рост на 9,2%, в 2013 году - снижение на 1,9%. В рассматриваемом периоде, прогнозируется ежегодное увеличение экспортных поставок сжиженного природного газа, объем реализации которого за рубеж в 2013 году достигнет 9,5 млн. тонн. В период с 2010 по 2013 годы ожидается увеличение объема экспорта сахалинских углей. К 2013 году этот показатель может превысить 1300 тыс. тонн. При этом рост экспортных поставок угля не окажет заметного влияния на динамику экспорта, т.к. его удельный вес в общем объеме вывоза за рубеж останется несущественным (не более 0,6%). Доля продовольственных товаров в стоимостном объеме экспорта не превысит 3%. Значительного роста объема экспортных поставок рыбы и морепродуктов не прогнозируется. В натуральном выражении экспорт этой товарной позиции не превысит 25 тыс. тонн, что связано с принятыми изменениями в действующее законодательство в части рыболовства. Единственной возможностью наращивания объема экспортных поставок рыбы и морепродуктов является технологическое переоснащение обрабатывающих мощностей, позволяющее экспортировать больше продукции с высокой долей добавленной стоимости (нереально в среднесрочной перспективе). На протяжении ряда лет одной из экспортных статей, оказывающих влияние на развитие внешней торговли нашего региона, являлась древесина и изделия из нее. В последние годы ситуация в корне изменилась. Отмечается резкое сокращение экспортной выручки от реализации лесопродукции за рубеж. Это произошло за счет роста экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы (до 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за кубометр отгруженной продукции). В настоящее время целесообразно отгружать на экспорт только пиловочник первого сорта диаметром 32 см и выше. В период с 2010 по 2013 годы прогнозируются незначительные поставки на экспорт пиломатериалов (на уровне 6 тыс. кубических метров в год). Увеличение экспорта пиломатериалов не планируется по причине его низкого качества. Импорт Динамика импорта самым тесным образом зависит от реализации крупных инвестиционных проектов на территории Сахалинской области. Учитывая, что основные объемы работ по строительству крупных объектов в рамках реализации нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» уже завершены, ожидается, что в период с 2010 по 2012 годы импорт будет расти в диапазоне от 5,0% до 16,0%. Существенное увеличение объема импортных поступлений прогнозируется на 2013 год, что связано с завершением строительства и планируемой поставкой в Сахалинскую область из Республики Корея буровой платформы в рамках реализации проекта «Сахалин-1» (разработка месторождения Аркутун-Даги). Малое предпринимательство Основные показатели, характеризующие развитие малого предпринимательства, свидетельствуют о том, что малый бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии области, в том числе в сфере занятости населения региона. По оценке, в 2010 году число малых предприятий (включая микропредприятия) по сравнению с 2009 годом увеличится на 1,4% и составит 7,2 тыс. единиц, среднесписочная численность работающих возрасте на 0,6% и составит 46,2 тыс. человек. Вместе с тем, оборот малых предприятий к уровню 2009 года сократится на 3,9% и составит 71,6 млрд. рублей, что связано с окончанием основного объема строительных работ в рамках шельфовых проектов, где прямо или косвенно были задействованы предприятия малого бизнеса. К 2013 году число малых предприятий увеличится до 7,5 тыс. единиц, оборот малых предприятий - до 109,7 млрд. рублей. Рост к уровню 2010 года составит 30,7%, что объясняется повышением инвестиционной активности малых предприятий, а также оказанием государственной поддержки предприятиям малого предпринимательства. Основные меры поддержки выражаются в развитии системы залогового обеспечения и микрофинансирования, применении механизма субсидирования процентных ставок и лизинговых платежей по привлеченным кредитным и лизинговым договорам малыми предприятиями, компенсации разницы в тарифах на тепло и электроэнергию, а также снижении налогового бремени для малых предприятий. Для обеспечения реализации политики по поддержке малого и среднего предпринимательства утверждена областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы», в рамках которой разработан ряд нормативных правовых документов, регламентирующих порядок, условия и размеры предоставляемой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства области. Также меры поддержки предусмотрены в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы» и программы поддержания занятости населения Сахалинской области на 2010 год. Инвестиционная деятельность По оценке, в 2010 году объем инвестиций в основной капитал Сахалинской области составит 119,9 млрд. рублей или 104,4 % в сопоставимых ценах к уровню 2009 года. Рост инвестиционных вложений в 2010 году обусловлен значительными затратами в рамках проекта «Сахалин-1», связанных с завершающей стадией по освоению месторождения Одопту, переходом к стадии его эксплуатации и началом полномасштабных работ на месторождении Аркутун-Даги, также в связи с высокозатратными работами по строительству газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Помимо нефтегазовой сферы, активное освоение денежных средств продолжается в сфере транспорта и энергетики. Так, инвестиции на развитие инфраструктуры морского транспорта будут направлены на реконструкцию входных молов морского порта Холмск и портпунктов, расположенных на Курильских островах. Кроме того, за счёт собственных средств предприятий морского транспорта будет осуществляться пополнение и обновление флота и погрузо-разгрузочной техники. За счет средств ОАО «РЖД» будут продолжаться работы по перешивке Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм. В рамках долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования Сахалинской области на период 2010 – 2013 годы с прогнозом до 2020 года» будут продолжены работы по реконструкции автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений. В энергетике инвестиции в основной капитал будут направлены на работы по реконструкции и строительству передающих электросетей Сахалинской области, на мероприятия в рамках областной целевой программы «Газификация Сахалинской области до 2010 года и на перспективу до 2020 года», а также на строительство 4-го энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. В 2011 году по второму варианту прогнозируется рост инвестиционных вложений на 4%, что будет связано с выполнением намеченных планов компанией «Газпром» по окончанию прокладки первой очереди газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток в третьем квартале 2011 года и освоением значительной доли средств по этому проекту. Также показатели инвестиционной деятельности в этом периоде будет зависеть от выполнения своих обязательств федерального центра по выделению значительных средств в рамках федеральных целевых программ по строительству объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. С 2012 года прогнозируется рост инвестиций по показателю «добыча полезных ископаемых», что связано с переносом сроков на более ранние начала добычи на Киринском месторождении в рамках проекта «Сахалин-3». Финансы По оценке, в 2010 году доходы финансового баланса области составят 133,4 млрд. рублей. По прогнозным оценкам, в 2013 году по отношению к 2010 году доходы возрастут по первому варианту на 13,1 млрд. рублей или на 9,8%, по второму варианту – на 15,4 млрд. рублей или на 11,6%. Увеличение доходов к 2013 году прогнозируется за счет значительного увеличения поступления неналоговых доходов. Прогноз прибыли до 2013 года разработан исходя из основных макроэкономических параметров прогноза развития ведущих отраслей экономики в области. Объем прибыли прибыльных предприятий в 2010 году ожидается в размере 56,2 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в формировании показателя «Прибыль прибыльных предприятий» занимает нефтегазовая отрасль, на долю которой приходится 82%. В 2011 году прогнозируется снижение прибыли по первому варианту до 48,6 млрд. рублей (86,4% к 2010 году), по второму варианту – 54,7 млрд. рублей (97,3% к 2010 году). На сокращение прибыли окажет влияние снижение объемов добычи нефти по шельфовому проекту «Сахалин-1» и увеличение затрат на реализацию проекта. К 2013 году объем прибыли прибыльных предприятий прогнозируется в размерах 54,1 млрд. рублей по первому варианту и 54,4 млрд. рублей по второму варианту, снижение по отношению к 2010 году составит 2,1 млрд. рублей и 1,8 млрд. рублей соответственно (на 3,7% и 3,2%). Объем прибыли прибыльных предприятий без учета прибыли предприятий нефтегазового комплекса в 2010 году оценивается в сумме 10,1 млрд. рублей. К 2013 году этот показатель составит по первому варианту 12,3 млрд. с ростом на 21,3% к уровню 2010 года, по второму варианту – 12,5 млрд. рублей с ростом на 23,8% к 2010 году. Оценочный уровень объема расходов финансового баланса области составит 155,3 млрд. рублей. В 2013 году объем расходов прогнозируется на уровне 2010 года по первому варианту, по второму варианту – с ростом на 2,6 млрд. рублей (на 1,7%). Ожидаемый рост расходов на прогнозируемый период до 2013 года связан с увеличением расходов на социально-культурные мероприятия. Уровень жизни населения В 2010 году общий объем денежных доходов населения области предполагается в сумме 197,3 млрд. рублей с ростом к уровню 2009 года на 16,6%. При этом денежные доходы в расчете на душу населения (в среднем в месяц) в 2010 году составят 32,3 тыс. рублей и возрастут по отношению к 2009 году на 17,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 году оцениваются на уровне 106,7%. Восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения в среднесрочной перспективе будет идти умеренными темпами. В 2013 году к уровню 2009 года номинальные денежные доходы населения возрастут в 1,6 раза, а реальные располагаемые доходы населения – на 16,8%. Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году предположительно составят 45,5 тыс. рублей с ростом к 2009 году в 1,7 раза. Размер пенсии (в среднегодовом исчислении) в 2010 году достигнет 9246,3 рублей в месяц и возрастет к уровню 2009 года на 27,3%. Реальный размер пенсии в этом периоде оценивается на уровне 116,5%. В целом за 2010-2013 гг. средний размер пенсии в реальном выражении увеличится на 29,9%. В структуре формирования денежных доходов населения оплата труда наемных работников и доходы от предпринимательской деятельности в 2010-2013 гг. будут основным источником денежных ресурсов населения (54,2-51,4%). Доля социальных трансфертов в структуре денежных доходов в эти годы будет варьировать от 13,2 до 13,7%. Основная часть доходов населения будет направляться на покупку товаров и оплату услуг. Доля потребительских расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в общем объеме доходов будет меняться в сторону увеличения и составит в 2013 году 72,2% против 69,6% в 2010 году. В 2010 году прожиточный минимум в среднем на душу населения оценивается на уровне 8826 рублей. Значение показателя в 2011-2013 гг. составит 9618, 10454 и 11313 рублей соответственно. Реализация мероприятий социальной политики по поддержке наименее обеспеченных категорий населения позволит не допустить роста бедного населения. В результате, уровень бедности в 2013 году составит 9,8% против 12% в 2009 году. Занятость населения В 2010 году за счет оптимизации численности персонала в организациях, осуществляющих строительную, финансовую деятельность, а также за счет снижения объемов рыболовства, ожидается сокращение численности занятого в экономике области населения до 281 тыс. человек (на 2,8%). По оценке, общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, снизится в 2010 году по сравнению с показателем в 2009 году на 8,2% и составит в среднем за год 27 тыс. человек (8,8% численности экономически активного населения). Число безработных, официально зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составит 4,1 тыс. человек (1,4% численности экономически активного населения). В прогнозируемом периоде (2011-2013 гг.) общая численность безработных в условиях консервативного варианта составит 27,7-25,6 тыс. человек, по умеренно-оптимистичному варианту снизится до 26,8-25 тыс. человек. Численность официально зарегистрированных безработных по первому варианту прогнозируется в пределах 4,2-3,9 тыс. человек; по второму – 4,0-3,7 тыс. человек. Преобладающую часть безработных составят неквалифицированные рабочие, молодежь, не имеющая опыта работы, граждане предпенсионного возраста и высвобожденные с предприятий работники. В перспективе в связи с развитием газотранспортной системы, биоресурсного комплекса, освоением угольных месторождений прогнозируется увеличение занятости населения. Численность населения занятого в экономике области в условиях умеренно-оптимистичного варианта в 2013 году по отношению к 2010 году возрастет до 284 тыс. человек (на 1,1%), в условиях консервативного сценария развития экономики составит 283 тыс. человек (на 0,7%). Сохраняется структурный дисбаланс спроса и предложения на рынке труда области, усилилась конкуренция на замещение вакантных рабочих мест среди выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы, граждан, длительное время не работавших, имеющих низкую квалификацию. Вместе с тем, отраслям экономики области требуются высококвалифицированные специалисты со знанием передовых технологий, владеющие смежными профессиями. В условиях сокращения численности постоянного населения в трудоспособном возрасте ключевое значение приобретает способность максимально эффективно использовать существующий человеческий потенциал, включая безработных граждан. Для обеспечения дальнейшего совершенствования системы развития трудовых ресурсов, обеспечивающих формирование кадрового потенциала с учетом перспектив развития области, разработана Концепция развития кадрового потенциала Сахалинской области. Реализация Концепции позволит создать региональную систему управления кадровым потенциалом, обеспечивающую занятость населения, повышение конкурентоспособности граждан посредством роста квалификационного уровня работников и мотивации их к производительному труду, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Реализация государственной политики занятости населения в области осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и мероприятиями программы «Содействие занятости населения Сахалинской области на 2010-2012 годы». С целью недопущения роста напряженности на рынке труда области реализуется Программа поддержания занятости населения Сахалинской области на 2010 год. Создание механизмов кадрового обеспечения отраслей экономики региона предусмотрено в областных целевых программах «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Сахалинской области на 2009-2012 годы»; «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2009-2011 годы»; «Развитие туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы»; «Развитие малого и среднего предпринимательства в Сахалинской области на 2009-2011 годы». Системами программных мероприятий предусмотрено ведение мониторинга потребности в кадрах, формирование заказа на обучение специалистов, создание условий для закрепления молодых специалистов, подготовка резерва руководящих кадров, переподготовка и повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий. Развитие отраслей социальной сферы Образование В сфере «Дошкольное образование» функционируют 144 учреждения, которые посещают 21,0 тыс. детей. Однако, в связи с наметившейся тенденцией увеличения роста рождаемости и, как следствие, увеличения роста потребности населения в услугах учреждений дошкольного образования, данного количества учреждений для детей явно недостаточно. На сегодняшний день общее количество детей, стоящих в очереди на получение места в ДОУ, составляет 13,0 тыс. человек. В целях сокращения очереди планируется открытие новых образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, а также перепрофилирование зданий бывших дошкольных учреждений, используемых не по назначению. Апробируются новые модели дошкольного образования – дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений. В 2010 году обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями увеличится до 474 места на 1000 детей дошкольного возраста, к 2013 году до 531 места. Сеть общеобразовательных учреждений в основном оптимизирована и приведена в соответствие с потребностями населения. В дальнейшем количество общеобразовательных учреждений будет незначительно сокращаться за счет реорганизации комплексов «начальная школа -детский сад» в детские сады. Изменение численности обучающихся в учреждениях профессионального образования области будет характеризоваться неравномерностью динамики по уровням образовательных учреждений. Так, численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (НПО) направлена в сторону уменьшения контингента учащихся, что обусловлено снижением числа выпускников общеобразовательных школ. Умеренно-оптимистичный вариант предполагает незначительное уменьшение количества обучающихся в учреждениях НПО к концу прогнозного периода с учетом сохранения набора на базе среднего полного общего образования. Консервативный прогноз показывает снижение численности учащихся, как на базе основного, так и среднего полного общего образования (СПО). Снижение контингента в учреждениях НПО и увеличение в учреждениях СПО обусловлено переходом с 2011 года двух образовательных учреждений НПО на уровень СПО. Умеренно-консервативный вариант прогноза предполагает, начиная с 2010 года, незначительное снижение контингента обучающихся в вузах и ссузах за счет ухудшения демографической ситуации (отток населения за пределы области). Также, снижение контингента учащихся в учреждениях ВПО произойдет за счет закрытия с 2010 года филиалов учреждений ВПО, численность обучающихся в которых менее 200 человек. Вместе с тем прогноз выпуска в вузах и ссузах в период с 2010 по 2013 годы останется стабильным. Здравоохранение Лечебно-профилактическая помощь населению области осуществляется государственными, муниципальными и ведомственными медицинскими учреждениями, которые представлены 45 больничными учреждениями, 5 диспансерами, 7 самостоятельными поликлиническими учреждениями, 37 поликлиническими подразделениями, входящими в состав стационарно-поликлинических учреждений, 2 домами ребенка, 2 детскими санаториями и другими медицинскими учреждениями. В прогнозном периоде будет продолжена работа по приведению коечного фонда области к нормативам территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. В результате обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения области будет снижаться со 142,8 единиц в 2009 году до 141,9 в 2010 году, к 2013 году - до 140,8. Сохранится положительная тенденция в обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения: с 47,9 в 2009 году до 48,2 в 2010 году и со 129,2 до 129,9 соответственно. К 2013 году обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения составит 48,9 и 131,2 человек соответственно. В целях снижения смертности населения, сокращения числа заболеваний, расширения перечня предоставляемых бюджетных услуг, внедрения клинико-экономических стандартов оказания медицинской помощи, усиления кадрового потенциала в Сахалинской области продолжится реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Социальная защита В системе социальной защиты населения Сахалинской области функционируют 25 учреждений, в том числе 10 государственных стационарных учреждений для престарелых граждан и инвалидов. В 2010 году уровень обеспеченности стационарными учреждениями социального обслуживания престарелых и инвалидов области приблизится к нормативному показателю (30 мест на 10 тыс. населения) и составит 29 мест на 10 тыс. населения против 27 мест в 2009 году. В последующие прогнозируемые годы этот показатель не претерпит изменений. Культура Сеть учреждений культуры области составляет 352 единицы, в том числе 17 - областного и 335 - муниципального значения. Обеспеченность общедоступными библиотеками и учреждениями культурно-досугового типа к концу 2010 года составит 35,5 и 21,1 единицы на 100 тыс. человек соответственно, к 2013 году (второй вариант) – 35,9 и 21,3. Правонарушения В 2010 году с учетом сокращения общего числа зарегистрированных преступлений относительно 2009 года уровень преступности снизится и составит 2161 преступление на 100 тыс. населения (2009 г. - 2530). Сокращение общего числа регистрируемых преступлений станет следствием планомерной работы правоохранительных органов и гражданских институтов по профилактике правонарушений и преступлений, своевременному реагированию на изменения оперативной обстановки и принятию решений по повышению эффективности проводимой работы. В 2011-2013 гг. в результате принятия мер по дальнейшему укреплению правопорядка уровень преступности будет постепенно снижаться от 2055 до 1871 единиц на 100 тыс. населения (второй вариант). Значительную часть преступлений будут составлять кражи чужого имущества, но при этом на абсолютное значение числа зарегистрированных краж (в сторону снижения темпов роста) будет влиять динамика регистрации квалифицированных краж. Охрана окружающей среды В 2009 году инвестиции на охрану окружающей среды за счет собственных средств предприятий составили 2382,1 млн. рублей. По прогнозной оценке инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет всех источников финансирования, в 2010 году составят 453,2 млн. рублей. В 2010 году продолжится финансирование объекта «Берегоукрепление реки Макаровка в г. Макарове» из средств областного бюджета в размере 0,95 млн. рублей и финансирование областной целевой программы «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)» в размере 70 млн. рублей. Динамика капитальных вложений в 2011–2013 годах на природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования, складывается под воздействием общеэкономической и финансовой ситуации в области. В период 2011-2013 годы предполагается инвестировать в охрану окружающей среды 356,4 – 280,5 млн. рублей по первому варианту и 386,2 -576,4 млн. рублей по второму. Снижение инвестиций связано в основном с ухудшением экономического положения предприятий, предпочитающих вкладывать средства в развитие основного производства. В 2011-2013 годах за счет средств областного бюджета предусмотрено финансирование долгосрочной областной целевой программы «Отходы производства и потребления Сахалинской области (2009-2015)». Объем сброса загрязненных сточных вод в 2013 году (47,7 млн. куб. м) незначительно уменьшится по сравнению с 2010 годом. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 2013 году составят 120,0 тыс. тонн (в 2010 году – 112,9 тыс. тонн). Рост выбросов загрязняющих веществ в 2011-2013 годах произойдет за счет строительства, реконструкции (расширения) объектов нефтегазового комплекса. Объем водопотребления к 2013 году увеличится незначительно и составит 96 млн. куб. м (101,6% к 2010 году). В 2011-2013 годах будут продолжены работы: по обеспечению экологической безопасности, капитальному ремонту очистных сооружений, реконструкции систем водоотведения, газоочистных устройств; а также лесовосстановительные работы, работы по сохранению биологического разнообразия, обеспечению охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, обитающих и произрастающих на территории Сахалинской области. Туризм Динамика развития основных экономических показателей туристической отрасли Сахалинской области в течение последних лет имеет тенденцию к росту и сохранится до 2013 года. В Сахалинской области зарегистрировано 57 туристических компаний, из них 34 туроператора и 23 турагента. Количество туркомпаний возросло на 9,6% к уровню 2008 года, туроператоров - на 9,7%, что характеризует активность и проявление интереса частного бизнеса к осуществлению туристической деятельности. В 2013 году объем туристических услуг, оказанных населению прогнозируется в размере 556,7 млн. рублей и возрастет по сравнению с 2010 годом в натуральном выражении в 1,5 раза, в реальном выражении – на 17,5%. Как и в предыдущие годы, лидирующие позиции по выезду за рубеж занимают такие страны, как Китай, Япония, Таиланд. Открытие прямого авиасообщения Южно-Сахалинск – Харбин и Южно-Сахалинск – Пекин позволило увеличить поток туристов. Среди иностранных граждан, посещающих нашу область, по-прежнему основную долю (70%) составляют японские туристы. На развитие туристической отрасли в прогнозируемые годы окажет влияние реализация мероприятий областной целевой программы «Развитие туризма в Сахалинской области на 2009-2012 годы». Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|