Расширенный поиск
Закон Сахалинской области от 12.02.1996 № 22Утратил силу - Закон Сахалинской области от 13.06.2001 г. N 260 ЗАКОН САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ О референдуме Сахалинской области Принят Сахалинской областной Думой 31 января 1996 года ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Референдум Сахалинской области 1. Референдум Сахалинской области (далее референдум) - голосование жителей Сахалинской области по законопроектам, действующим законам и другим вопросам областного значения. 2. Референдум проводится на всей территории области. Статья 2. Право граждан на участие в референдуме 1. В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории области и достигшие на день голосования 18 лет. Проживание гражданина на территории области определяется в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. 2. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо иные, не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и настоящим Законом, прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме, запрещаются. Статья 3. Принципы участия граждан в референдуме 1. Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях. 2. Граждане голосуют "за" или "против" вопроса, вынесенного на референдум, непосредственно. 3. Голосование является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан. 4. Участие граждан в референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме. Статья 4. Законодательство о референдуме Законодательство о референдуме состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных правовых актов. Статья 5. Вопросы выносимые на референдум 1. На референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Сахалинской области, а также вопросы, находящиеся в пределах полномочий области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На референдум могут выноситься только те вопросы, которые предполагают четкую альтернативу ответа: "да" или "нет". 2. На референдум не могут выноситься вопросы: а) о принятии Устава Сахалинской области, внесении в него изменений и дополнений; б) о принятии и изменении бюджета области; в) о введении, изменении и отмене областных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты. 3. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционно-правовые гарантии их реализации. Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума 1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации либо на территории Сахалинской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. 2. Повторный референдум не проводится в течение года после опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса. Статья 7. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение референдума 1. Подготовку и проведение референдума, контроль за соблюдением прав граждан при подготовке и проведении референдума осуществляют комиссии по подготовке и проведению референдума (далее - комиссии референдума). 2. Органы государственной власти и местного самоуправления, в соответствии со своей компетенцией, принимают необходимые меры и оказывают помощь комиссиям референдума в подготовке и проведении референдума. Статья 8. Гласность при подготовке и проведении референдума 1. Подготовка и проведение референдума осуществляется открыто и гласно. 2. Все решения комиссий референдума, государственных органов и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением референдума, а также проекты законов или иных решений, выносимых на референдум, подлежат опубликованию. Статья 9. Финансовое и материальное обеспечение референдума 1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся за счет средств областного бюджета. 2. Необходимые для подготовки и проведения референдума помещения и оборудование предоставляются в распоряжение комиссий референдума главами соответствующих администраций. Помещения и оборудование государственных и муниципальных предприятий, учреждений и организаций предоставляются бесплатно. Аренда помещений и оборудования предприятий, учреждений и организаций иных форм собственности оплачивается комиссиями референдума за счет средств, выделенных на подготовку и проведение референдума. ГЛАВА 2. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА И ПОРЯДОК ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА Статья 10. Инициатива проведения референдума 1. Инициатива проведения референдума принадлежит: а) областной Думе; б) губернатору области; в) группе граждан, в количестве не менее пятидесяти человек, отвечающих требованиям части 1 статьи 2 настоящего Закона (далее - инициативная группа). 2. В период между назначением референдума и опубликованием его результатов субъекты, указанные в части 1 настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума. Статья 11. Порядок реализации инициативы областной Думы о проведении референдума 1. Вопрос о проведении референдума может быть поставлен на обсуждение группой депутатов в количестве не менее чем 1/3 от установленного числа депутатов областной Думы. Депутаты обращаются в Думу с представлением, которое должно содержать формулировку вопроса, изложение существа законопроекта (с приложением полного текста законопроекта), выносимого на референдум, и обоснование необходимости проведения референдума. Областная Дума должна рассмотреть представление с приложенными к нему материалами в течение двух месяцев со дня их поступления. 2. Постановление областной Думы о назначении референдума принимается 2/3 от установленного числа депутатов областной Думы в соответствии с требованиями подпункта а) части 3 и части 4 статьи 16 настоящего Закона. Статья 12. Порядок реализации инициативы губернатора области о проведении референдума 1. В областной Думе вопрос о проведении референдума может быть поставлен на обсуждение по инициативе губернатора области. 2. Губернатор области обращается в Думу с представлением, которое должно содержать формулировку вопроса, изложение существа законопроекта (с приложением полного текста законопроекта), выносимого на референдум, и обоснование необходимости проведения референдума. Статья 13. Порядок реализации инициативы граждан о проведении референдума 1. Для реализации инициативы граждан о проведении референдума необходимо собрать в поддержку проведения референдума не менее десяти тысяч подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме. При этом в одном районе области, городе Южно-Сахалинске может быть собрано не более двадцати процентов от количества требуемых подписей. 2. Для сбора подписей в поддержку проведения референдума каждый гражданин или группа граждан должны образовать инициативную группу. 3. Инициативная группа обращается в избирательную комиссию области с представлением о регистрации группы, которое должно содержать формулировку вопроса, изложение существа законопроекта (с приложением полного текста законопроекта), выносимого на референдум, и протоколом собрания инициативной группы, содержащим следующие сведения: а) число зарегистрированных участников собрания; б) информацию об обсуждении необходимости проведения референдума и формулировки вопроса, текста законопроекта, выносимого на референдум; в) состав инициативной группы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, серии и номера паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, домашнего адреса каждого члена инициативной группы. Указанные данные членов инициативной группы заверяются их подписями; г) список лиц (членов инициативной группы) с указанием их фамилий, имен и отчеств, уполномоченных представлять инициативную группу, а также собирать подписи граждан. 4. Избирательная комиссия области, установив соответствие представления и приложенных к нему документов требованиям статей 2, 5, 6 и 13 настоящего Закона, в течение пятнадцати дней со дня поступления представления принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей свидетельство о регистрации и извещает об этом областную Думу и администрацию области. Свидетельство о регистрации, выданное инициативной группе, действительно в течение двух месяцев. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление избирательной комиссии области. Отказ в регистрации может быть обжалован инициативной группой в суд в порядке, установленном законом. Статья 14. Сбор подписей в поддержку проведения референдума 1. Со дня получения свидетельства о регистрации и до окончания срока его действия инициативная группа вправе собирать подписи граждан в поддержку проведения референдума. 2. Сбор подписей производится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства на листах для сбора подписей граждан в поддержку проведения референдума (далее - подписные листы), которые должны содержать формулировку вопроса, изложение существа законопроекта (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом законопроекта), выносимого на референдум. 3. Гражданин, поддерживающий проведение референдума, ставит свою подпись и указывает полностью свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес, серию и номер паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность, и дату подписания подписного листа. Данные сведения могут вноситься в подписной лист членом инициативной группы, собирающим подписи. Подписной лист должен содержать графы, соответствующие вносимым в него сведениям, и пронумерованные строки. Гражданин вправе поставить подпись в подписном листе только один раз. Подписной лист подписывается гражданами в присутствии члена инициативной группы, собирающего подписи, который удостоверяет подписи граждан и данные о них в конце каждого подписного листа. При этом член инициативной группы указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес, серию и номер паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность. 4. По окончании сбора подписей, но не позднее окончания срока действия свидетельства о регистрации, инициативная группа составляет в двух экземплярах итоговый протокол, в котором указываются дата ее регистрации в избирательной комиссии области, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей, фамилии, имена, отчества, даты рождения, домашние адреса, серии и номера паспортов либо иных документов, удостоверяющих личности лиц, осуществлявших сбор подписей. 5. В случае, если в течение срока действия свидетельства о регистрации не будет собрано необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается, о чем инициативная группа письменно извещает избирательную комиссию области, а последняя - областную Думу и администрацию области. С инициативой о проведении референдума с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно выступать не ранее чем через год. Статья 15. Проверка соблюдения инициативной группой требований настоящего Закона 1. По окончании сбора подписей, но не позднее окончания срока действия свидетельства о регистрации, инициативная группа представляет в избирательную комиссию области следующие документы: а) подписные листы, прошнурованные и пронумерованные; б) два экземпляра итогового протокола. Второй экземпляр итогового протокола с отметкой избирательной комиссии области о дате передачи ей документов выдается инициативной группе. 2. Избирательная комиссия области проверяет достоверность и законность представленных документов, правомерность процедуры сбора подписей. В случае возникновения сомнений в подлинности подписей избирательная комиссия области в десятидневный срок организует полную или выборочную проверку подлинности подписей граждан в подписных листах, а также содержащихся в подписных листах сведений и правильность оформления подписных листов. При этом вызов лиц, подписавшихся в подписных листах, не допускается. Если при проверке обнаружится две и более подписей одного и того же гражданина либо фальсификация подписей, все эти подписи не учитываются. Если гражданин поставил подпись, но по каким-либо причинам не внес в подписной лист все предусмотренные пунктом 3 статьи 14 настоящего Закона сведения, такая подпись также не учитывается. При этом, если количество оставшихся подписей окажется меньше необходимого, избирательная комиссия области выносит постановление об отказе в проведении референдума, о чем она письменно извещает инициативную группу, областную Думу и администрацию области. 3. В случае, если избирательная комиссия области обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия свидетельства о регистрации может быть продлен, но не более чем на пятнадцать дней. 4. При соблюдении инициативной группой требований, предусмотренных настоящим Законом, избирательная комиссия области направляет документы, указанные в части 3 статьи 13 и части 1 настоящей статьи, в областную Думу и одновременно письменно извещает об этом инициативную группу и администрацию области. Статья 16. Назначение референдума 1. Референдум назначает областная Дума. 2. Областная Дума должна рассмотреть представленные губернатором области или избирательной комиссией области с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Законом, документы и приложенные к ним материалы в течение двух месяцев со дня их поступления. 3. Рассмотрев представленные документы с приложенными к ним материалами, областная Дума принимает одно из следующих постановлений: а) о назначении референдума. В данном постановлении устанавливается дата проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любой день в период от трех до четырех месяцев со дня опубликования постановления. Дата проведения референдума может быть совмещена с датой проведения выборов в органы государственной власти Сахалинской области, если они проводятся не позднее пяти месяцев со дня принятия областной Думой постановления о назначении референдума; б) об отказе в назначении референдума. В назначении референдума может быть отказано в случае нарушения субъектами, указанными в части 1 статьи 10 настоящего Закона, требований Конституции Российской Федерации, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. 4. Постановление областной Думы о назначении референдума (об отказе в назначении референдума) публикуется в печати и передается в иные средства массовой информации в трехдневный срок. ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА Статья 17. Система и статус комиссий референдума 1. Подготовку и проведение референдума осуществляют: а) избирательная комиссия области, выступающая в качестве областной комиссии по подготовке и проведению референдума (далее - областная комиссия референдума); б) территориальные (районные, городские и другие) комиссии по подготовке и проведению референдума (далее - территориальные комиссии референдума); в) участковые комиссии по подготовке и проведению референдума (далее - участковые комиссии референдума). 2. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. 3. Акты комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми областной Думой, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих комиссий референдума. 4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в трехдневный срок со дня их получения, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации комиссий референдума. Статья 18. Полномочия областной комиссии референдума 1. Областная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; б) входит в случае необходимости в областную Думу с запросом о толковании настоящего Закона; в) издает инструкции по вопросам применения настоящего Закона; г) дает разъяснения и рекомендации по вопросам подготовки и проведения референдума; д) обеспечивает в семидневный срок, со дня опубликования постановления областной Думы о назначении референдума, опубликование с целью обсуждения населением Сахалинской области текста закона, который предлагается отменить или изменить, законопроекта либо иного вопроса вынесенного на референдум; е) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, законопроекта, вынесенного на референдум; ж) определяет количественный состав комиссий референдума; з) образует территориальные комиссии референдума и определяет границы территорий, находящихся в их ведении; и) руководит деятельностью комиссий референдума; к) оказывает методическую, организационно-техническую помощь комиссиям референдума; л) в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 19 настоящего Закона, принимает решение о необходимости создания самостоятельных территориальных комиссий; м) в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21 настоящего Закона, принимает решение о необходимости создания самостоятельных участковых комиссий; н) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных комиссий референдума и принимает по ним решения; о) устанавливает формы, образцы бюллетеня для голосования (далее - бюллетень референдума), списка граждан, имеющих право на участие в референдуме на территории участка референдума (далее - список граждан), протоколов заседаний комиссий референдума, подписных листов, других документов референдума, ящиков для голосования и печатей комиссий референдума; п) обеспечивает изготовление бюллетеней референдума, бланков документов референдума, печатей комиссий референдума и обеспечение ими комиссий референдума; р) устанавливает результаты референдума, публикует их в средствах массовой информации; с) распределяет денежные средства, выделяемые на подготовку и проведение референдума, контролирует их целевое использование; т) обеспечивает сохранность и передачу в архив документации, связанной с подготовкой и проведением референдума; у) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, Положением об избирательной комиссии Сахалинской области. Статья 19. Формирование территориальных комиссий референдума 1. Территориальные комиссии референдума формируются областной комиссией референдума не позднее чем за семьдесят пять дней до референдума в составе председателя, его заместителя, секретаря и 4 - 10 членов комиссии референдума из кандидатур, предложенных общественными объединениями, выборными органами местного самоуправления, собраниями граждан по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если общественные объединения, выборные органы местного самоуправления и собрания граждан не внесли предложения по составу территориальной комиссии референдума, формирование территориальной комиссии референдума производится областной комиссией референдума из кандидатур, подобранных ею самостоятельно. 2. Председатель территориальной комиссии референдума назначается областной комиссией референдума. Заместитель председателя и секретарь избирается членами территориальной комиссии референдума из своего состава тайным голосованием. Председатель и секретарь территориальной комиссии референдума должны иметь, как правило, высшее юридическое образование. 3. В случае одновременного проведения референдума и выборов в органы государственной власти Сахалинской области либо иных выборов самостоятельные территориальные комиссии референдума, как правило, не создаются, а полномочия по подготовке и проведению референдума и выборов осуществляют территориальные избирательные комиссии. 4. В случае проведения референдума в один день с референдумом Российской Федерации или иным референдумом самостоятельные территориальные комиссии референдума, как правило, не создаются, а полномочия по подготовке и проведению разных референдумов осуществляют одни и те же территориальные комиссии референдума. Статья 20. Полномочия территориальной комиссии референдума 1. Территориальная комиссия референдума: а) осуществляет контроль за подготовкой и проведением референдума на соответствующей территории; б) образует участковые комиссии референдума и оказывает им содействие в работе; в) рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) участковых комиссий референдума и принимает по ним решения; г) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение референдума; д) обеспечивает снабжение участковых комиссий референдума бюллетенями референдума, иной документацией референдума; е) контролирует обеспечение участковых комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения референдума; ж) контролирует изготовление и размещение агитационных материалов; з) устанавливает итоги голосования по соответствующей территории; и) обеспечивает сохранность документации, связанной с подготовкой и проведением референдума; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Полномочия территориальной комиссии референдума прекращаются по истечении одного месяца со дня опубликования общих данных о результатах референдума. Статья 21. Формирование участковых комиссий референдума 1. Участковые комиссии референдума формируются соответствующими территориальными комиссиями референдума не позднее чем за сорок дней до референдума в составе председателя, его заместителя, секретаря и 4 - 12 членов комиссии референдума из кандидатур, предложенных общественными объединениями, выборными органами местного самоуправления, собраниями граждан по месту работы, службы, учебы и жительства. В случае, если общественные объединения, выборные органы местного самоуправления и собрания граждан не внесли предложения по составу участковой комиссии референдума, формирование участковой комиссии референдума производится территориальной комиссией референдума из кандидатур, подобранных ею самостоятельно. Территориальная комиссия референдума незамедлительно информирует главу местной администрации о дате создания участковых комиссий референдума. 2. Председатель участковой комиссии референдума назначается территориальной комиссией референдума. Заместитель председателя и секретарь избирается членами участковой комиссии референдума из своего состава тайным голосованием. 3. В случае одновременного проведения референдума и выборов в органы государственной власти Сахалинской области либо иных выборов самостоятельные участковые комиссии референдума, как правило, не создаются, а полномочия по подготовке и проведению референдума и выборов осуществляют участковые избирательные комиссии. 4. В случае проведения референдума в один день с референдумом Российской Федерации или иным референдумом самостоятельные участковые комиссии референдума, как правило, не создаются, а полномочия по подготовке и проведению разных референдумов осуществляют одни и те же участковые комиссии референдума. Статья 22. Полномочия участковой комиссии референдума 1. Участковая комиссия референдума: а) составляет список граждан; б) организует составление дополнительного списка граждан; в) знакомит граждан со списком граждан, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке граждан и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; г) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения референдума на территории участка референдума и принимает по ним решения; д) оповещает население о дне и месте проведения голосования; е) обеспечивает подготовку помещения для голосования и его надлежащее оборудование; ж) организует и проводит голосование на участке референдума; з) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке референдума и передает их в соответствующую территориальную комиссию референдума; и) обеспечивает сохранность документации, связанной с подготовкой и проведением референдума; к) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Полномочия участковой комиссии референдума прекращаются после выполнения требований части 9 статьи 34 настоящего Закона. Статья 23. Гласность в деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума осуществляется гласно и открыто. 2. На заседаниях комиссий референдума вправе присутствовать представители инициативной группы, средств массовой информации. 3. В день голосования, с момента начала работы участковой комиссии референдума и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на участках референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными объединениями, собраниями граждан. 4. Наблюдатель вправе: а) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; б) знакомиться со списком граждан; в) обращаться в участковую комиссию референдума с предложениями и замечаниями; г) обжаловать действия участковой комиссии референдума в территориальную комиссию референдума. 5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением, собранием граждан с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, а также номера участка референдума, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительного уведомления о направлении наблюдателя на участок референдума не требуется. 6. Комиссии референдума в установленные сроки информируют население о принятых решениях, о составе комиссий и их местонахождении, об образовании участков референдума, о списках граждан, об итогах голосования, о результатах референдума. Статья 24. Организация деятельности комиссий референдума 1. Деятельность комиссий референдума осуществляется на основе коллегиальности. 2. Заседание комиссии референдума является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии. 3. Заседания комиссии референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии референдума. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии референдума. 4. Решения комиссии референдума об отказе в регистрации инициативной группы, о направлении в областную Думу документов, представленных инициативной группой, об итогах голосования и о результатах референдума, о признании референдума несостоявшимся или недействительным принимаются на заседаниях комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Решения комиссии референдума по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии референдума. 5. Решения комиссии референдума подписываются председателем и секретарем комиссии кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом, когда решения подписываются всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии референдума, не согласный с принятым комиссией решением в целом или с отдельными его положениями, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок. Высказанное в письменной форме особое мнение прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 6. Решение комиссии референдума, противоречащее законодательству, либо принятое комиссией референдума с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. 7. По решению территориальной комиссии референдума, согласованному с областной комиссией референдума, председатель, заместитель председателя, секретарь и иные члены территориальной комиссии референдума могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы. 8. По решению участковой комиссии референдума, согласованному с соответствующей территориальной комиссией референдума, председатель, заместитель председателя, секретарь и иные члены участковой комиссии референдума могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы. 9. Член комиссии референдума освобождается администрацией (работодателем) от основной работы по его письменному заявлению. Член комиссии референдума, освобожденный от основной работы: а) вправе получать соответствующую денежную компенсацию за счет средств, выделенных на подготовку и проведение референдума; б) не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Статья 25. Обжалование решений и действий (бездействия) комиссий референдума, их должностных лиц 1. Решения и действия (бездействие) областной комиссии референдума и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия (бездействие) территориальных и участковых комиссий референдума, а также их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию референдума или в суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую комиссию референдума не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Вышестоящая комиссия референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. 4. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки и проведения референдума, принимаются в пятидневный срок, а если жалоба поступила за пять и менее дней до голосования или в день голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Суды и органы прокуратуры Сахалинской области организовывают свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Статья 26. Участки референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов граждан образуются участки референдума. 2. Участки референдума образуются с учетом границ районов, городов, иных административно-территориальных образований главой местной администрации по согласованию с территориальной комиссией референдума не позднее чем за сорок пять дней до дня голосования из расчета не более 3000 граждан на один участок референдума. В больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания граждан, в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании могут образовываться участки референдума в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования: такие участки референдума входят в систему участков референдума по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. В исключительных случаях, по согласованию с областной комиссией референдума, допускается образование участков референдума в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктах местностях, при условии обеспечения доступа в помещение для голосования всем членам участковой комиссии референдума, наблюдателям. 3. Списки участков референдума с указанием их границ и номеров, а также местонахождения участковых комиссий референдума и помещений для голосования должны быть опубликованы в средствах массовой информации соответствующей территориальной комиссией референдума не позднее чем за сорок дней до дня голосования. Статья 27. Списки граждан 1. В списки граждан включаются граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме в соответствии со статьей 2 настоящего Закона и проживающие на территории соответствующего участка референдума. 2. Граждане, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания включаются в списки граждан по месту их нахождения. 3. Студенты, аспиранты, учащиеся средних учебных заведений, проживающие в общежитиях, включаются в списки граждан по месту нахождения общежития. 4. Списки граждан составляются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, адрес гражданина. 5. Списки граждан составляются по каждому участку референдума участковыми комиссиями референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации, и подписываются председателем и секретарем комиссии. Указанные сведения направляются главой местной администрации в территориальную комиссию референдума и участковые комиссии референдума сразу после их формирования. Уточнение списков граждан осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Участковая комиссия референдума принимает меры для сверки списка граждан. 6. Военнослужащие, находящиеся в воинских частях, а также члены семей военнослужащих и другие граждане, если они проживают на закрытой территории воинских частей, включаются в списки граждан на основании сведений, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки граждан по месту жительства на общих основаниях. 7. Граждане, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в списки граждан на основании сведений, представляемых руководителями указанных учреждений. 8. Списки граждан по участкам референдума, образованным на судах, находящихся в день голосования в плавании, составляются на основании сведений, представляемых капитанами судов. 9. Гражданин не может быть включен в список граждан более чем на одном участке. 10. Список граждан представляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой комиссии референдума не позднее чем за тридцать дней до голосования, а также может доводиться до сведения граждан иными способами. 11. Каждый гражданин вправе заявить в участковую комиссию референдума о невключении, неправильном включении или исключении его из списка граждан, а также о любой ошибке или неточности в списке граждан. В течение 24 часов участковая комиссия референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно. Исправление в списке в соответствии с решением вышестоящей комиссии референдума или суда производится участковой комиссией референдума немедленно. 12. Запрещается вносить изменения в списки граждан после начала подсчета голосов граждан. Статья 28. Дополнительный список граждан 1. Граждане, поселившиеся на территории участка референдума после представления списка граждан для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, включаются участковой комиссией референдума в дополнительный список граждан на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их проживание на территории данного участка референдума. 2. Дополнительный список граждан подписывается председателем и секретарем участковой комиссии референдума. Статья 29. Бюллетени референдума 1. В бюллетене референдума воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против вынесенного на референдум вопроса, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "против". 2. При вынесении на референдум проекта закона областная комиссия референдума решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текста выносимого на референдум законопроекта, закона, который предлагается отменить либо изменить. 3. При вынесении на референдум двух и более вопросов (проектов решений) каждый из них включается в отдельный бюллетень. При вынесении на референдум альтернативных вопросов (проектов решений) все они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются, отделяются друг от друга горизонтальными линиями и голосуются отдельно. 4. При вынесении на референдум двух и более вопросов (проектов решений), а также в случае проведения референдума в один день с референдумом Российской Федерации или иным референдумом, бюллетени референдума по каждому вопросу (проекту решения) и для каждого референдума изготавливаются на бумаге разного цвета, либо каждый из них имеет иной отличительный знак, устанавливаемый областной комиссией референдума. В каждом бюллетене референдума должно помещаться указание о порядке его заполнения. 5. Бюллетени референдума печатаются по распоряжению областной комиссии референдума и пересылаются территориальным комиссиям референдума не позднее чем за двадцать дней до голосования. Участковые комиссии референдума получают бюллетени от территориальных комиссий референдума не позднее чем за три дня до голосования. Число бюллетеней референдума, передаваемых участковой комиссии референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки по участку референдума, более чем на два процента. 6. В отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, допускается изготовление документации референдума на месте по согласованию с областной комиссией референдума. Статья 30. Финансирование референдума 1. Средства на подготовку и проведение референдума поступают в распоряжение областной комиссии референдума в течение семи дней после опубликования постановления областной Думы о назначении референдума. Областная комиссия референдума распределяет выделенные ей средства между комиссиями референдума. 2. Участковые комиссии референдума представляют соответствующим территориальным комиссиям референдума отчеты о расходовании средств, выделенных им на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через тридцать дней после опубликования общих данных о результатах референдума. Участковые комиссии референдума публикуют указанные отчеты не позднее десяти дней со дня их представления в территориальную комиссию референдума. 3. Территориальные комиссии референдума представляют областной комиссии референдума отчеты о расходовании средств, выделенных им на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через тридцать пять дней после опубликования общих данных о результатах референдума. Территориальные комиссии референдума публикуют указанные отчеты не позднее десяти дней со дня их представления в областную комиссию референдума. 4. Областная комиссия референдума представляет областной Думе и администрации области отчет о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение референдума, не позднее чем через сорок пять дней после опубликования общих данных о результатах референдума. Указанный отчет должен быть передан областной комиссией референдума для опубликования в газету "Губернские ведомости", а также сообщен иным средствам массовой информации не позднее десяти дней со дня его представления в областную Думу и администрацию области. 5. Порядок учета и отчетности по средствам, выделенным на подготовку и проведение референдума, устанавливается областной комиссией референдума. Статья 31. Агитация по вопросу, законопроекту, вынесенному на референдум 1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против вопроса, законопроекта, вынесенного на референдум (далее - агитация). В агитации не могут участвовать члены комиссии референдума, органы государственной власти Сахалинской области, органы местного самоуправления, а также их должностные лица при исполнении ими служебных обязанностей. 2. Агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов (листовок, плакатов и т. п. ). 3. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, учреждения и организации, органы местного самоуправления, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств или средств местных бюджетов, обязаны обеспечивать равные возможности для агитации. Рекомендации о порядке предоставления для агитации эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории Сахалинской области, периодических печатных изданий принимаются областной комиссией референдума с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. 4. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Областная комиссия референдума, а также территориальные и участковые комиссии референдума, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по недопущению их распространения и вправе обратиться в правоохранительные органы с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, установленных по распоряжению территориальной комиссии референдума, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте. Запрещается вывешивать агитационные материалы на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий референдума и в помещениях для голосования. 5. Митинги, демонстрации и шествия организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 6. Проведение агитации в помещениях комиссий референдума запрещается. 7. При проведении агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. В случае совершения указанных нарушений комиссии референдума вправе обратиться в правоохранительные органы с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. 8. Агитация начинается со дня опубликования постановления областной Думы о назначении референдума и прекращается за один день до дня голосования. Ранее вывешенные агитационные материалы, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов голосования и иных исследований, связанных с референдумом. ГЛАВА 4. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА Статья 32. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых комиссий референдума в порядке и на условиях, установленных пунктом 2 статьи 9 настоящего Закона. Предоставляемые помещения должны быть таких размеров, чтобы в них могли свободно разместиться члены участковой комиссии референдума и наблюдатели. 2. Помещение для голосования должно быть оснащено сейфом для хранения документации референдума, мебелью, ящиками для голосования. В нем оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты) для тайного голосования, выход из них, путь от них к ящикам для голосования, а также сами ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии референдума и наблюдателей. 3. Кабины (комнаты) для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Использование карандашей при голосовании не допускается. Кабины устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для голосования граждане проходили только через них. При оборудовании комнат для тайного голосования ящики для голосования должны быть расположены так, чтобы граждане проходили к ним только через комнаты для тайного голосования. 4. В помещении для голосования участковой комиссией референдума не позднее чем за тридцать дней до голосования должен быть оборудован стенд с информацией о порядке заполнения бюллетеня референдума и с текстом выносимого на референдум законопроекта, закона, который предлагается отменить либо изменить, или иного вопроса, независимо от того приобщены они к бюллетеню референдума или нет. Статья 33. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. Если по участку референдума проголосовали все граждане, включенные в список граждан, участковая комиссия референдума может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные комиссии референдума могут по согласованию с областной комиссией референдума изменять время голосования при сохранении его продолжительности. О времени и месте голосования участковые комиссии референдума обязаны оповестить граждан не позднее чем за двадцать дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 2. В случае, если гражданин, включенный в список граждан, узнает, что не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования, он вправе проголосовать досрочно за пятнадцать дней до дня голосования, заполнив бюллетень референдума в помещении территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (за 3-1 день до дня голосования) комиссии референдума. На оборотной стороне выдаваемого ему бюллетеня ставится печать соответствующей комиссии референдума или подпись не менее двух ее членов. Комиссия референдума обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления гражданина, обеспечить сохранность бюллетеня референдума и учет голоса гражданина при установлении итогов голосования. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает комиссии референдума. На месте склейки на конверте ставится печать соответствующей комиссии референдума либо подписи двух членов комиссии. Территориальные комиссии референдума передают списки досрочно проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующие участковые комиссии референдума не позднее чем за три дня до референдума. Участковая комиссия референдума в своем списке граждан отмечает граждан, проголосовавших досрочно. 3. В 8 часов утра в день голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет участок референдума открытым и предъявляет членам комиссии референдума, присутствующим наблюдателям и гражданам пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются либо пломбируются, после чего приглашает граждан получить бюллетени референдума и приступить к голосованию. 4. Выдаваемый бюллетень референдума должен содержать на оборотной стороне печать участковой комиссии референдума или подписи не менее двух ее членов. При выдаче бюллетеня референдума член комиссии референдума проставляет в списке граждан серию и номер паспорта либо иного документа. удостоверяющего личность гражданина. Получение бюллетеня референдума гражданин удостоверяет своей подписью в списке граждан. Если гражданин не имеет возможности самостоятельно удостоверить своей подписью получение бюллетеня, он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не входящего в состав участковой комиссии референдума. Фамилия этого лица указывается в списке граждан в графе: "Подпись гражданина о получении бюллетеня". Член участковой комиссии референдума подтверждает своей подписью в списке граждан выдачу бюллетеня референдума. 5. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня референдума производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень референдума, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой комиссии референдума или наблюдателем. Гражданин, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает бюллетень референдума в ящик для голосования. 6. В том случае, когда гражданин не может прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению гражданина участковая комиссия референдума организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся в помещении для голосования и изъявляют желание присутствовать при голосовании по месту нахождения гражданина. Для голосования по месту нахождения гражданина используются специальные переносные ящики для голосования, количество которых определяется решением соответствующей территориальной комиссии референдума. Устное заявление должно быть подтверждено гражданином в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии референдума. Члены участковой комиссии референдума, выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени референдума в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений граждан, использованных и возвращенных бюллетеней референдума отмечается в отдельном акте. Данные о гражданах, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, в котором гражданин расписывается в получении бюллетеня референдума, а член комиссии референдума - в его выдаче. При этом в списке граждан делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. 7. Председатель участковой комиссии референдума следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии референдума, а при его отсутствии - секретарь или член комиссии, уполномоченный ею. 8. Член участковой комиссии референдума немедленно устраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается комиссией. Статья 34. Подсчет голосов граждан на участке референдума 1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии референдума объявляет о том, что бюллетени референдума могут получить и проголосовать только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием ящиков для голосования члены комиссии референдума в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени референдума. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего проверяется целостность печатей или пломб на ящиках для голосования и они вскрываются. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. В такой же очередности производится и подсчет бюллетеней референдума. Число бюллетеней референдума, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число письменных заявлений от граждан с просьбами о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносных ящиках для голосования большего числа бюллетеней, чем количество заявлений, все бюллетени находившиеся в переносных ящиках для голосования могут быть признаны недействительными решением участковой комиссии референдума. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Затем председатель участковой комиссии референдума вскрывает конверты с заполненными бюллетенями референдума, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами, и объявляет о количестве этих бюллетеней. 3. При подсчете голосов граждан прежде всего отделяются недействительные бюллетени референдума. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, изготовленные неофициально, не снабженные печатью соответствующей комиссии референдума либо подписями двух ее членов, а также бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление граждан, в том числе те, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах под словами "за" и "против" или не проставлен ни в одном из них. При принятии решения о признании бюллетеня референдума недействительным участковая комиссия референдума указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии референдума. Бюллетени референдума неустановленной формы, а также изготовленные неофициально, при определении числа граждан, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 4. Подсчет голосов граждан проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии референдума, а также наблюдатели. 5. После подсчета голосов граждан участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: а) число граждан, внесенных в список граждан, и число граждан, внесенных в дополнительный список граждан; б) число бюллетеней референдума, полученных участковой комиссией референдума; в) число бюллетеней референдума, выданных гражданам; г) число погашенных бюллетеней референдума; д) число бюллетеней референдума, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно; е) число бюллетеней референдума, поданных гражданами, проголосовавшими вне помещения для голосования; ж) число бюллетеней референдума, содержащихся в ящиках для голосования; з) число граждан, принявших участие в голосовании. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней референдума установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования и в конвертах, оставленных досрочно проголосовавшими гражданами. и) число действительных бюллетеней референдума; к) число бюллетеней референдума, признанных недействительными; л) количество голосов граждан, поданных за вынесенный на референдум вопрос (проект решения); м) количество голосов граждан, поданных против вынесенного на референдум вопроса (проекта решения); н) количество поступивших в участковую комиссию референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения. 6. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Член комиссии референдума, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола вместе с приложениями к нему незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию референдума. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями референдума, списком наблюдателей, а также иной документацией референдума хранится в участковой комиссии референдума до передачи в соответствующую территориальную комиссию референдума. По требованию любого члена участковой комиссии референдума или наблюдателя участковая комиссия референдума обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. 7. Итоги голосования на участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, передаются в соответствующую территориальную комиссию референдума по радиосвязи с последующим предоставлением протоколов. 8. При вынесении на референдум двух и более вопросов (проектов решений) либо проведении в один день более одного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу и референдуму производится отдельно. 9. Документация референдума, включая бюллетени референдума, передается в соответствующую территориальную комиссию референдума не позднее десяти дней со дня подписания членами областной комиссии референдума протокола о результатах референдума. Статья 35. Установление итогов голосования в территориальной комиссии референдума 1. Территориальная комиссия референдума по получении протоколов от участковых комиссий референдума, путем сложения содержащихся в них данных, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. 2. Об итогах голосования составляется протокол, в который вносятся следующие данные: а) общее количество протоколов участковых комиссий референдума, на основании которых составлен настоящий протокол; б) число граждан, внесенных в списки граждан; в) число бюллетеней референдума, полученных участковыми комиссиями референдума; г) число бюллетеней референдума, полученных территориальной комиссией референдума; д) число бюллетеней референдума, выданных гражданам; е) число погашенных бюллетеней референдума; ж) число бюллетеней референдума, содержащихся в ящиках для голосования; з) число бюллетеней референдума, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно; и) число граждан, принявших участие в голосовании; к) число действительных бюллетеней референдума; л) число бюллетеней референдума, признанных недействительными; м) количество голосов граждан, поданных за вынесенный на референдум вопрос (проект решения); н) количество голосов граждан, поданных против вынесенного на референдум вопроса (проекта решения); о) количество поступивших в участковые комиссии референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения; п) количество поступивших в территориальную комиссию референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии референдума. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первый экземпляр протокола вместе с приложениями к нему незамедлительно направляется в областную комиссию референдума, а второй вместе с документацией референдума хранится в комиссии в течение срока, установленного частью 2 статьи 40 настоящего Закона. По требованию любого члена территориальной комиссии референдума или наблюдателя территориальная комиссия референдума предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования и снять с него копию в помещении территориальной комиссии референдума. Копия протокола заверяется территориальной комиссией референдума. Статья 36. Установление результатов референдума 1. Областная комиссия референдума на основании протоколов территориальных комиссий референдума, путем сложения содержащихся в них данных, не позднее чем через пять дней со дня голосования устанавливает результаты референдума. 2. О результатах референдума составляется протокол, в который вносятся следующие данные: а) общее количество протоколов участковых комиссий референдума; б) общее количество протоколов территориальных комиссий референдума, на основании которых составлен настоящий протокол; в) число изготовленных бюллетеней референдума; г) число бюллетеней референдума, полученных территориальными комиссиями референдума; д) число бюллетеней референдума, полученных участковыми комиссиями референдума; е) число граждан, внесенных в списки граждан; ж) число бюллетеней референдума, выданных гражданам; з) число погашенных бюллетеней референдума; и) число бюллетеней референдума, содержащихся в ящиках для голосования; к) число бюллетеней референдума, поданных гражданами, проголосовавшими досрочно; л) число граждан, принявших участие в голосовании; м) число действительных бюллетеней референдума; н) число бюллетеней референдума, признанных недействительными; о) количество голосов граждан, поданных за вынесенный на референдум вопрос (проект решения); п) количество голосов граждан, поданных против вынесенного на референдум вопроса (проекта решения); р) количество поступивших в участковые комиссии референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения; с) количество поступивших в территориальные комиссии референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения; т) количество поступивших в областную комиссию референдума в день голосования жалоб и заявлений и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами областной комиссии референдума. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Второй экземпляр протокола незамедлительно направляется в областную Думу. По требованию любого члена областной комиссии референдума или наблюдателя областная комиссия референдума предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах референдума и снять с него копию в помещении областной комиссии референдума. Копия протокола заверяется областной комиссией референдума. 4. Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более пятидесяти процентов граждан, внесенных в списки граждан. Решение по вынесенному на референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения, то считается принятым тот вариант, который получил при голосовании наибольшее число голосов граждан, принявших участие в голосовании, по отношению к другим вариантам. Областная комиссия референдума признает результаты референдума недействительными, если допущенные нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан. Статья 37. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме 1. Решение, принятое на референдуме, публикуется областной комиссией референдума в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах референдума. 2. Принятое на референдуме решение вступает в силу в день его опубликования, если в самом решении не предусмотрен иной срок. Статья 38. Юридическая сила решения, принятого на референдуме 1. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти. 2. Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Сахалинской области и не может быть отменено или изменено иначе как путем принятия решения на новом референдуме. 3. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган государственной власти Сахалинской области, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение тридцати дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта. 4. В случае, если референдум не состоится, мнение граждан, принявших участие в голосовании, учитывается органами государственной власти Сахалинской области при разрешении ими вопроса, вынесенного на референдум. Статья 39. Опубликование итогов голосования и результатов референдума 1. Итоги голосования по каждому участку референдума, результаты референдума по Сахалинской области в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 2. Областная комиссия референдума публикует общие данные о результатах референдума в средствах массовой информации в срок, установленный частью 1 статьи 37 настоящего Закона. 3. Областная комиссия референдума и территориальные комиссии референдума публикуют полные данные, содержащиеся в составляемых ими протоколах о результатах референдума и протоколах непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, на основании которых подводились результаты референдума, в течение месяца после окончания референдума. Статья 40. Хранение документации референдума 1. Документация участковых комиссий референдума, включая бюллетени референдума, передается в соответствующие территориальные комиссии референдума в срок, установленный частью 9 статьи 34 настоящего Закона. 2. Территориальные комиссии референдума по окончании их работы сдают всю документацию референдума в областную комиссию референдума. 3. Областная комиссия референдума сдает всю документацию референдума, за исключением бюллетеней референдума, на постоянное хранение в Государственный архив Сахалинской области через год после опубликования общих данных о результатах референдума. 4. Бюллетени референдума по истечении 3-х месяцев после опубликования общих данных о результатах референдума, если не поступили жалобы и заявления, требующие повторного проведения подсчета голосов, уничтожаются в установленном порядке, за исключением отобранных экспертной комиссией Государственного архива Сахалинской области для постоянного хранения. ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 41. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права участвовать в референдуме, а также совершившие иные нарушения законодательства о референдуме, несут ответственность в соответствии с законом. Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов г.Южно-Сахалинск 12 февраля 1996 года N 22 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|