Расширенный поиск
Закон Сахалинской области от 30.12.1999 № 149Утратил силу - Закон Сахалинской области от 15.06.2005 г. N 40-ЗО ЗАКОН САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ О социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Принят Сахалинской областной Думой 23 декабря 1999 года Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной власти в реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Цели и задачи Закона 1. Цель настоящего Закона - обеспечение социальной защиты, охраны прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. Задачи настоящего Закона: - установление гарантий и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - обеспечение действенных мер по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - предоставление дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с федеральным и областным законодательством, ежегодно предусматриваемых в законе Сахалинской области об областном бюджете и бюджетной системе Сахалинской области на текущий год; - создание малых интернатных учреждений и центров по социальной реабилитации. Статья 2. Основные понятия 1. Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. 2. Дети, оставшиеся без попечения родителей: - дети, родители которых лишены их родительских прав; - дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); - дети, родители которых находятся в лечебных учреждениях; - дети, родители которых отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; - дети, родители которых уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения; - дети, оставшиеся без попечения родителей и в иных случаях, установленных законодательством; - дети, родители которых ограничены в родительских правах; - дети, родители которых объявлены умершими. 3. Опека и попечительство над детьми - правовые формы защиты личных и имущественных прав детей, которые остались без попечения родителей: - опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет; - попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. 4. Органы опеки и попечительства -.органы местного самоуправления, вопросы организации и деятельности которых определяются на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законодательством. 5. Усыновление (удочерение) - юридический акт, закрепляющий за усыновителем и усыновленным такие же права и обязанности, какие существуют между родителями и детьми. 6. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - выявление таких детей, передача их на воспитание в семьи (в порядке опеки, попечительства), на усыновление или в детские учреждения на полное государственное обеспечение. 7. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, находящиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. 8. Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). 9. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также бесплатного проезда. Статья 3. Правовая основа социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами, признанными Российской Федерацией, регулирующими правоотношения в данной сфере нормативно-правовыми актами Сахалинской области, настоящим Законом. Статья 4. Система муниципальных учреждений, обеспечивающих социальную защиту детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Государственными учреждениями, обеспечивающими социальную помощь и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: - детские дома-интернаты; - санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении. 2. Муниципальными учреждениями, обеспечивающими социальную помощь и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: - дома ребенка; - малые интернатные образовательные учреждения; - детские дома, школы-интернаты, специальные (коррекционные) учреждения, центры и комплексы (далее - образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); - приемные семьи; - социальные приюты; - социально-реабилитационные центры; - территориальные центры помощи семье и детям. 3. Государственные и муниципальные учреждения, перечисленные в пунктах первом и втором настоящей статьи, вправе для решения своих уставных задач организовывать объединения, ассоциации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 4. Собственники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наделяют учреждения земельными участками, имуществом, зданиями и сооружениями, необходимыми для выполнения их уставных задач. Статья 5. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют разработки и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с потребностями области, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров, поддержку негосударственных центров по социальной адаптации и реабилитации. 2. Расходы на обеспечение дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматриваются ежегодно в областном бюджете, бюджетах муниципальных образований, внебюджетных фондах области и внебюджетных фондах муниципальных образований. Статья 6. Благотворительная деятельность в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Граждане, предприятия, организации, учреждения, независимо от форм собственности, могут оказывать государственным, муниципальным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в соответствии с федеральными и областными законами. Указанные лица, направившие имущественные, финансовые, интеллектуальные ценности в форме инвестиций на развитие учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание различных услуг и иной поддержки, пользуются льготами по налогообложению в пределах компетенции органов гocyдарственной власти и органов местного самоуправления. 2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления содействуют предприятиям, организациям, учреждениям, независимо от форм собственности, гражданам в благотворительной деятельности, направленной на оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ИХ МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Статья 7. Государственная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Государственную защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют соответствующие органы исполнительной власти области и муниципальных образований. Статья 8. Органы опеки и попечительства 1. Органы опеки и попечительства способствуют решению проблем сиротства и осуществляют следующие функции: - выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - подготовку необходимой документации для решения вопросов усыновления (удочерения); - устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - установление опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; - принятие мер по защите личных, имущественных и жилищных прав малолетних и несовершеннолетних детей; - возбуждение в судах дел, связанных с защитой интересов подопечных малолетних и несовершеннолетних детей; - осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан по вопросам опеки и попечительства и принятие по ним необходимых мер; - обеспечение выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации; - а также иные функции, согласно федеральному и областному законодательству, уставам муниципальных образований. 2. Выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся в порядке, установленном федеральным законодательством. 3. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается. Статья 9. Финансовое обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. Финансирование государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств областного бюджета. 2. Финансирование муниципальных учреждений осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств, выделяемых в виде целевых субвенций из областного бюджета. 3. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования являются средства, поступающие от целевых социальных фондов, кредитов банков и других кредиторов, доходов от собственной предпринимательской и производственной деятельности, благотворительных взносов и пожертвований. Поступление внебюджетных средств не должно снижать бюджетное финансирование. 4. Размеры бюджетного финансирования учреждений определяются, исходя из нормативов по обеспечению детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, а также другими нормативными затратами на содержание и обслуживание названных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, пользуются при налогообложении льготами, установленными органами государственной власти области и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Статья 10. Оплата труда и льготы приемным родителям 1. Оплата труда приемных родителей устанавливается в зависимости от количества детей, принятых на воспитание, в соответствии с заключенным договором с органом опеки и попечительства. 2. Приемным семьям (детским домам семейного типа) могут устанавливаться льготы по оплате за пользование жилым помещением, электроэнергией, коммунальными услугами и при налогообложении в пределах компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления могут оказывать приемным семьям (детским домам семейного типа) помощь в выделении жилья или в расширении существующей жилой площади, выделении земельного надела (дачного участка), льготных кредитов для развития подсобного хозяйства, способствуют хозяйственной деятельности, направленной на повышение благосостояния семьи. 4. На содержание каждого ребенка приемной семье (детским домам семейного типа), опекуну (попечителю) выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законодательством Российской Федерации. 5. Обязанности по опеке и попечительству исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. ГЛАВА III. ПРАВА, ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Статья 11. Органы охраны прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются департаментом образования, культуры и спорта администрации области, органами местного самоуправления, учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациями, на которые федеральными законами и настоящим Законом возложены эти обязанности. Статья 12. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на содержание и воспитание 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право жить и воспитываться в семье: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемные семьи. 2. Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье признается приоритетным направлением, отвечающим интересам ребенка. При невозможности передачи ребенка в семью, он направляется на воспитание в соответствующее детское учреждение, выполнение обязанностей опекунов (попечителей) в таких случаях возлагается на администрацию этих учреждений. 3. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные учреждения, определенные в пункте первом статьи 4 настоящего Закона, возлагается на департамент образования, культуры и спорта администрации области, в пункте втором статьи 4 настоящего Закона - на органы местного самоуправления в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами области и настоящим Законом. 4. Содержание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, детском учреждении может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. Статья 13. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на государственное обеспечение 1. Дети, зачисленные в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, находятся на полном государственном обеспечении в соответствии с федеральным законодательством. 2. Администрация учреждений обеспечивает социальную и правовую защиту воспитанников, ограждает их от физического, психологического и иных форм насилия, несет ответственность за жизнь и здоровье детей. 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на государственную защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), а также приемных родителей. Статья 14. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование 1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право на образование в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Обучение воспитанников организуется непосредственно в учреждении либо в близлежащей общеобразовательной школе. 3. Дети с отклонениями в умственном и физическом развитии обучаются по специальным программам и учебным планам с проведением необходимой коррекционной работы в соответствующем образовательном учреждении. 4. В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуются мероприятия по оздоровлению детей и проводится работа по их психологической коррекции. 5. Образовательные учреждения обеспечивают трудовую подготовку детей, используя в этих целях возможности собственных учебных мастерских, подсобного и учебного хозяйства, учебно-производственных мастерских органов управления образования, открывают при этих учреждениях группы профессиональной подготовки совместно с учреждениями начального профессионального образования. 6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при поступлении на учебу в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования зачисляются вне конкурса. 7. Определение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее обучение и их материальное обеспечение возлагается на администрацию этих учреждений в соответствии с федеральным законодательством. 8. Исключение несовершеннолетних из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательных учреждений всех типов возможно только по согласованию с органами опеки и попечительства при условии дальнейшего их трудоустройства или определения на учебу в другое образовательное учреждение с обязательным предоставлением жилого помещения. Статья 15. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение 1. За воспитанниками государственных и муниципальных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также за детьми, находящимися под опекой (на попечительстве), сохраняется закрепленное за ним жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством. 2. Администрация детских домов, домов детства, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее, чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения. 3. При отсутствии закрепленного жилого помещения выпускники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статья 16. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на отдых, оздоровление 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное пользование государственными и муниципальными детскими оздоровительными базами, пансионатами, санаториями, детскими площадками, детскими дошкольными учреждениями. 2. Финансирование затрат, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. 3. Оплата путевок в детские оздоровительные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств социального и медицинского страхования в пределах установленных нормативов. 4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный проезд по территории Российской Федерации на всех видах транспорта раз в год во время каникул, а также по медицинским показаниям государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения для прохождения курса лечения в лечебных и санаторных учреждениях. Статья 17. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд 1. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распространяется право на труд в соответствии с федеральными законами. 2. Прием на работу несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается по достижении ими 15 лет. Допускается прием на работу для выполнения легкого труда несовершеннолетних, достигших 14 лет, согласно законодательству Российской Федерации. 3. Юридическим лицам, независимо от форм собственности, запрещается использование принудительного или причиняющего вред здоровью несовершеннолетних детей труда в любой форме. Статья 18. Дополнительные гарантии реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на труд 1. Трудоустройство выпускников, а также детей, не достигших 15 лет, оставивших обучение по собственному желанию или исключенных из детских домов, домов детства, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, возлагается на администрацию этих учреждений и органы государственной службы занятости. 2. Органы местного самоуправления совместно с органами государственной службы занятости ежегодно устанавливают квоту рабочих мест на предприятиях, в организациях данного района (города) для трудоустройства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи. 3. Отказ в приеме на работу при наличии рабочих мест, установленных квотой, запрещается и может быть обжалован в судебном порядке. 4. Расторжение трудового договора (контракта) с работниками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, моложе 18 лет производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 19. Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на бесплатное медицинское обслуживание Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и профосмотр по месту жительства, а также иные медицинские услуги в соответствии с федеральным законодательством. Статья 20. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на имущество, оставшееся после смерти родителей, а также на общее имущество родителей, лишенных родительских прав, приобретенное исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей в соответствии с федеральным законом. Статья 21. Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют льготы: - на внеочередное устройство в детские дошкольные учреждения; - на бесплатное обучение в средних специальных и высших учебных заведениях профессионального образования; - на бесплатное посещение музеев, картинных галерей, выставок, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, кружков при детских клубах по месту жительства, бесплатный проезд в общественном транспорте, кроме такси, на основании единого билета, действующего на всей территории области; - на первоочередное трудоустройство. 2. Затраты, направленные на реализацию льгот, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, компенсируются из областного бюджета. 3. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и иные льготы для детей названной категории в пределах своей компетенции. Статья 22. Льготы, предоставляемые опекунам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 1. При сокращении численности или штата работников предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности преимущественное право на оставление на работе предоставляется лицам, являющимся опекунами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2. При заболевании ребенка-сироты в возрасте до 14 лет одному из опекунов выплачивается по листку нетрудоспособности. ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Закона Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с федеральным законодательством. ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов г. Южно-Сахалинск 23 декабря 1999 года N 149 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|