Расширенный поиск
Закон Сахалинской области от 16.08.2004 № 537ЗАКОН САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ Об областной целевой программе "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" Принят Сахалинской областной Думой 5 августа 2004 года Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" (прилагается). Статья 2 Финансирование областной целевой программы "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год. Статья 3 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Сахалинской области И.П. Малахов г. Южно-Сахалинск 16 августа 2004 года N 537 Приложение к Закону Сахалинской области "Об областной целевой программе "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" Областная целевая программа "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" Паспорт областной целевой программы "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" Наименование программы: областная целевая программа "Поддержка малого предпринимательства на территории Сахалинской области (2004-2006 годы)" (далее - Программа) Основание для разработки Программы: Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства", Закон Сахалинской области от 24.06.1998 N 70 "О поддержке малого предпринимательства в Сахалинской области" Государственный заказчик Программы: администрация Сахалинской области Разработчик Программы: комитет экономики Сахалинской области; Сахалинский областной фонд поддержки предпринимательства Цель Программы: создание условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Сахалинской области на основе формирования эффективных механизмов его государственной поддержки Задачи Программы: развитие системы финансовой, инвестиционной и производственной поддержки малого предпринимательства; обеспечение малого предпринимательства информационными, консалтинговыми, обучающими и другими услугами через систему специализированных территориальных структур поддержки малого предпринимательства; совершенствование нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства; обеспечение занятости населения Сахалинской области Исполнители основных мероприятий Программы: комитет экономики Сахалинской области, Сахалинский областной фонд поддержки предпринимательства, Главное финансовое управление Сахалинской области, комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, общественные объединения предпринимателей, управление молодежной политики Сахалинской области Срок реализации Программы: 2004-2006 годы Объем финансирования Программы: общий объем финансирования в 2004-2006 годах - 24640 тысяч рублей, в том числе средства областного бюджета - 24640 тысяч рублей; объем финансирования в 2004 году - 5220 тысяч рублей, в том числе средства областного бюджета 5220 тысяч рублей; объем финансирования в 2005 году - 9260 тысяч рублей, в том числе средства областного бюджета 9260 тысяч рублей; объем финансирования в 2006 году - 10160 тысяч рублей, в том числе средства областного бюджета - 10160 тысяч рублей Источники финансирования Программы: областной бюджет Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы: выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для: получения дополнительных доходов в бюджет Сахалинской области от деятельности малых предприятий; сохранения действующих и создания новых малых предприятий; увеличения среднесписочной численности работающих в малом бизнесе на 1000-1100 человек в год; увеличения объема продукции (товаров и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, до 17% в год; развития межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого предпринимательства; расширения рынков сбыта продукции (товаров и услуг) субъектов малого предпринимательства Контроль за реализацией Программы: комитет экономики Сахалинской области, Сахалинский областной фонд поддержки предпринимательства. ВВЕДЕНИЕ Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Законом Сахалинской области от 24.06.98 N 70 "О поддержке малого предпринимательства в Сахалинской области". Программа определяет основные направления государственной поддержки малого предпринимательства на территории Сахалинской области; в основе Программы - принцип преемственности по отношению к Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Сахалинской области на 2001-2003 год. Цели Программы - необходимость дальнейшего формирования областной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства; устранение проблем, сдерживающих его развитие. Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами По данным управления по налогам и сборам по Сахалинской области, на 01.01.2003 года малый бизнес в Сахалинской области насчитывал 4680 предприятий и 23,9 тысячи предпринимателей без образования юридического лица. От общего числа предприятий в области (12876) удельный вес малых предприятий составляет 36,4%. По видам деятельности малые предприятия распределяются следующим образом: Таблица 1.1 Распределение малых предприятий по видам деятельности ----------------------------------------------------------------- | N | Виды деятельности | Число малых | Показатель | | п/п | | предприятий | | |-----|--------------------------------|-------------|------------| | | 1 | 2 | 3 | |-----|--------------------------------|-------------|------------| | 1. | Всего | 4680 | 100% | | 2. | Промышленность | 1582 | 33,8% | | 3. | Сельское хозяйство | 73 | 1,6% | | 4. | Строительство | 582 | 12,4% | | 5. | Транспорт | 175 | 3,7% | | 6. | Торговля и общественное питание| 1342 | 28,7% | | 7. | Непроизводственные виды| | | | | бытового обслуживания населения| 37 | 0,8% | | 8. | Другие виды деятельности | 889 | 19% | ----------------------------------------------------------------- Малый бизнес представляет практически все отрасли экономики Сахалинской области. Структура малого бизнеса в Сахалинской области не изменилась и представлена в большинстве отраслей экономики. По сравнению с 2001 годом произошло уменьшение числа малых предприятий на 5%, которое связано с тем, что предприниматели в целях сокращения налоговых отчислений регистрируются как предприниматели без образования юридического лица, поэтому их число ежегодно увеличивается и в 2000 году составило 14,3 тысячи; в 2001 году - 22,3 тысячи; в 2002 году - 23,9 тысячи. По количеству малых предприятий (в расчете на 1000 жителей) Сахалинская область среди Дальневосточных регионов занимает 2 место, по России 45-место, а по объему произведенной продукции на малых предприятиях Сахалинская область среди Дальневосточных регионов занимает 3 место, по России-36 место. Таблица 1.2 Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (млн. руб.) ----------------------------------------------------------------- | N | Виды деятельности | 2000 | 2001 | 2003 | | п/п | | год | год | год | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | 1. | Промышленность | 3514,5 | 3988,7 | 4022,5 | | 2. | Сельское хозяйство | 10,4 | 8,5 | 5,1 | | 3. | Строительство | 690,0 | 747,3 | 1402,0 | | 4. | Транспорт | 272,6 | 277,2 | 442,8 | | 5. | Торговля и общественное питание| 470,5 | 532,3 | 768,0 | | 6. | Материально-техническое | | | | | | снабжение и сбыт | 84,5 | 112,5 | 275,5 | | 7. | Непроизводственные сферы| | | | | | бытового обслуживания населения| 5,2 | 8,2 | 15,6 | | 8. | Другие виды деятельности | 317,1 | 497,6 | 1077,1 | | 9. | Всего | 5515,1 | 6172,6 | 8008,3 | ----------------------------------------------------------------- Рост объема произведенной продукции на малых предприятиях в Сахалинской области в 2002 году составил 129%. Малый бизнес обеспечил в 2002 году 15 % объема валового регионального продукта. Занятость в сфере малого бизнеса на 01.01.2003 года характеризуется следующими данными: Таблица 1.3 Использование трудовых ресурсов на малых предприятиях (чел.) ----------------------------------------------------------------- | N | Виды деятельности | 2000 | 2001 | 2003 | | п/п | | год | год | год | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | 1. | Промышленность | 13966 | 16335 | 14994 | | 2. | Сельское хозяйство | 294 | 267 | 380 | | 3. | Строительство | 5590 | 5451 | 5679 | | 4. | Транспорт | 2273 | 1996 | 3593 | | 5. | Торговля и общественное питание| 5170 | 5196 | 5220 | | 6. | Материально-техническое | | | | | | снабжение и сбыт | 919 | 684 | 945 | | 7. | Непроизводственные сферы| | | | | | бытового обслуживания населения| 191 | 423 | 203 | | 8. | Другие виды деятельности | 3521 | 4243 | 3763 | | 9. | Всего | 31924 | 34595 | 34777 | ----------------------------------------------------------------- Число работающих человек, связавших свою деятельность с малым предпринимательством - 34,8 тысяч, или 85,2%, из них являлись постоянными работниками - 29,6 тысячи человек; 5147 человек работают на условиях вторичной занятости (совместительства, договора подряда и других договоров гражданского правового участия); удельный вес занятых на малых предприятиях - 34,8 тысяч человек от общей численности занятых в экономике - 280,8 тысяч человек, что составляет - 12,4%. В расчете занятых на малых предприятиях к общей среднесписочной численности занятых в экономике Сахалинская область среди Дальневосточных регионов Сахалинская область занимает 3 место, по России-51 место. На малых предприятиях области ежегодно увеличивается численность работников. Так, удельный вес занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике в 2000 году составлял 11,4%, в 2001 году - 12,2%, в 2002 году - 12,4%. Таблица 1.4 Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (тыс. руб) ----------------------------------------------------------------- | N | Виды деятельности | 2000 | 2001 | 2003 | | п/п | | год | год | год | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----|--------------------------------|--------|--------|--------| | 1. | Промышленность |223926,0|155452,1|142046,4| | 2. | Операции с недвижимым| | | | | | имуществом |10353,8 |12191,7 | 9620,4 | | 3. | Строительство |37517,5 | 7498,9 | 7161,3 | | 4. | Транспорт | 277,3 | 1944,3 | 465,8 | | 5. | Торговля и общественное питание| 1003,7 | 295,7 | 3402,3 | | 6. | Материально-техническое | | | | | | снабжение и сбыт | 601,8 | 741,0 | 7585,4 | | 7. | Непроизводственные сферы| | | | | | бытового обслуживания населения| 0,0 | 11 8,2 | 116,3 | | 8. | Другие виды деятельности | 1505,2 | 4639,3 |29922,4 | | 9. | Всего |275185,3|182881,2|200320,3| ----------------------------------------------------------------- Снижение темпов инвестирования связано с тем, что после уплаты налогов у малых предприятий не остается достаточно прибыли для собственного расширения. Наблюдается снижение инвестиций в производственном секторе. В непроизводственном секторе, особенно в торговле и общепите (увеличение в 11,5 раз), материальнотехническом снабжении и сбыте (увеличение в 10,2 раза), где достаточно высокий уровень оборота средств и более высокие прибыли, прослеживается инвестиционная активность. По объему инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинская область среди Дальневосточных регионов занимает 5 место, в расчете объема инвестиций в основной капитал на душу населения - 5 место. По объему инвестиций в основной капитал малых предприятий Сахалинская область по России занимает 50 место. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Сахалинской области на 2001-2003 годы являлась в указанные годы основным документом, в соответствии с которым проводилась государственная политика администрацией Сахалинской области в сфере предпринимательства. В 2003 году впервые комитет экономики Сахалинской области поддержал предпринимателей в части компенсации части процентных ставок по кредитам, что позволило снизить процентную ставку банковского кредита для малых предпринимателей. Денежные средства предусматривались в бюджете Сахалинской области за 2003 год. В целях финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Сахалинской области администрацией Сахалинской области привлекаются внебюджетные ресурсы; действует программа "Кредитование малого бизнеса" с участием Европейского банка реконструкции и развития; фондом Евразия реализуется программа целевых грантов, в которой особое внимание уделяется развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса и обучению предпринимателей; международная некоммерческая организация "ACDI/VOCA" успешно реализуют программу микрофинансирования малого бизнеса; в 2002 году представителям малого бизнеса выделено миникредитов на сумму 1 миллион долларов США. Специфика малого предпринимательства в Сахалинской области, обусловленная ограниченными финансовыми, материальными и кадровыми возможностями, предопределяет его потребность в недорогих и высококачественных информационных, консалтинговых, маркетинговых, аудиторских, юридических, финансовых и других услугах. Для решения данной проблемы комитетом экономики Сахалинской области совместно с общественными объединениями предпринимателей созданы информационноконсультационные пункты в Поронайском, Анивском, Холмском, Ногликском, Тымовском, Охинском, Невельском и Углегорском районах. Создан интернет-сайт "Малый бизнес Сахалинской области". В Сахалинской области 20 контролирующих органов федерального, регионального и местного уровня имеют право на вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя, а количество законов, инструкций, положений, которые он обязан выполнять, составляет более 100 актов. В связи с этим, в целях упорядочения деятельности контролирующих органов по проведению государственного контроля (надзора) за субъектами малого предпринимательства Сахалинской области администрация Сахалинской области предложила ввести на территории области журнал регистрации проверок субъектов малого предпринимательства Сахалинской области; установлена обязательная регистрация всех проводимых контролирующими организациями проверок в "Журнале регестрации субъектов малого предпринимательства Сахалинской области"; принят Закон Сахалинской области от 24.05.2000 N180"О порядке введения и оказания платных услуг государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями", который направлен на защиту предпринимателей от необоснованного взимания платы за услуги, оказываемые органами исполнительной государственной власти. Распоряжение администрации Сахалинской области от 18 июня 2003 N 333-ра "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров при развитии малого предпринимательства в Сахалинской области". Российско-Американским центром бизнеса совместно с комитетом экономики Сахалинской области выпущена Памятка для предпринимателя, в которой указаны организации, осуществляющие контрольно-надзорные функции за деятельностью субъектов малого предпринимательства на территории Сахалинской области, их права и обязанности. В Сахалинской области действует определенная система подготовки кадров для предпринимательских структур. Обучение проводится в государственных учебных заведениях, а также в Российско-Американском учебно-научном Центре бизнеса, Японском центре. Для формирования управленческого потенциала для предприятий нашей области комитетом экономики Сахалинской области последние пять лет реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров по различным специальностям для всех отраслей экономики; более 150 человек, получив дополнительное образование в сфере управления, работают на предприятиях ведущих отраслей промышленности. В результате конкурсов на проведение подрядных работ, направленных на повышение эффективности использования топлива и энергетики, жилищно-коммунального хозяйства области, привлечено 7 малых предприятий и 2 частных предпринимателя без образования юридического лица. Одним из направлений поддержки малого бизнеса также является развитие выставочно-ярмарочной деятельности, которая способствует продвижению товаров на внутренний и внешний рынки, реализует потребность отечественных и зарубежных предпринимателей в кооперации и налаживании новых хозяйственных связей. За истекшие 2001-2002 годы в области проведено 10 выставок с участием 173 сахалинских предприятий. Несмотря на рост основных показателей деятельности малого предпринимательства, принимаемые администрацией области и органами местного самоуправления меры по созданию благоприятного климата для развития малого бизнеса объективно еще недостаточны. Не полностью реализована Программа (2001-2003 годы) по поддержке малого предпринимательства: из предусмотренных 21165 тысяч рублей поступило только 2700 тысяч рублей, недостаток ресурсов сказался как на выполнении отдельных мероприятий Программы, так и на создании системы поддержки предпринимательства в области. Развитие и поддержка малого предпринимательства - одна из приоритетных задач, в целях решения которой необходимо обеспечить устойчивый рост малых предприятий, повысить эффективность их деятельности и увеличить численность людей, занятых в малом бизнесе. Программа направлена на разрешение проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, - это недостаток собственных финансовых средств у предпринимателей, административные барьеры, представляющие собой отдельный блок проблем организационного характера, которые сковывают массовую предпринимательскую инициативу, а также приводят к несогласованным действиям властей по установлению правил и регламента, систем регистрации, контроля, инспекции, сертификации малого предпринимательства. На развитие малого предпринимательства в Сахалинской области влияет экономическая ситуация: нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов; высокие процентные ставки банковских кредитов, отсутствие льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, недоступность лизинговых услуг; сложная административно-разрешительная система по регистрации и осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля и т.д.). Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих программ по поддержке и развитию малого предпринимательства в Сахалинской области показывают, что существующие проблемы можно решить лишь объединенными усилиями и согласованными действиями самих субъектов малого предпринимательства, органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления. Во многом этот процесс определяется эффективностью государственной поддержки, которая должна создать благоприятные условия для более полного использования потенциала субъектов малого предпринимательства. 2. Система программных мероприятий Основное направление Программы - разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого предпринимательства на территории Сахалинской области. Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовой базы по поддержке и развитию малого предпринимательства Значительная часть проблем, связанных с развитием малого предпринимательства, относится к несовершенству законодательства на федеральном и региональном уровне, а в ряде случаев - к отсутствию механизмов его реализации на практике. Необходимо внесение изменений в законодательство, регулирующее такие сферы, как налогообложение, лицензирование, сертификация, предоставление производственных помещений и земельных участков, социальная защита предпринимателей. Основной задачей является взаимодействие объединений предпринимателей с органами власти всех уровней в целях осуществления анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, Сахалинской области, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, и разработки предложений по их совершенствованию. Законодательная база малого бизнеса должна формироваться при участии предпринимательского сообщества. Необходимо создать систему оперативного извещения индивидуальных предпринимателей об изменениях в нормативной правовой базе на основе современных информационных технологий. Раздел 2. Финансовая, инвестиционная и иная поддержка малого предпринимательства При создании новых предприятий главная проблема - это организация финансовой поддержки. Финансовые учреждения в районах практически не располагают средствами и возможностью работать со стартующими предпринимателями в силу высоких рисков, низкой доходности и высокой затратности реализации проектов. Основными источниками финансирования начинающих предпринимателей являются личные и семейные сбережения. Успешное развитие малого бизнеса в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе. При этом выделение денежных средств невозможно без государственных мер, использования новых финансовых "инструментов". Опыт микрокредитования на территории Сахалинской области показал, что кредитование малых предприятий при умелой организации работы является менее рискованным, чем кредитование крупных предприятий. Большинство субъектов малого предпринимательства не имеет доступа к финансово-кредитным ресурсам. Отсутствие действенных гарантийных механизмов затрудняет доступ большинства малых предприятий к финансовым ресурсам, предназначенным для развития бизнеса. В целях эффективного использования государственных ресурсов и привлечения инвестиций банков, страховых компаний, частного капитала, повышения инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства необходимо создать гарантийно-залоговый фонд с привлечением гарантий муниципальных образований, страховых компаний. Проблему, связанную с высокой для малых предприятий процентной ставкой банковского кредита, предполагается решить путем частичной компенсации процентной ставки по кредитам субъектов малого предпринимательства, выдаваемым кредитнофинансовыми организациями. Это позволит дополнительно привлечь внебюджетные ресурсы для финансирования субъектов малого предпринимательства. Развитие лизинга (микролизинга) как одного из наиболее эффективных способов финансово-имущественной поддержки малых предприятий сдерживается в связи с недостатком залогового обеспечения, отсутствием интереса у лизинговых компаний к работе с малым бизнесом. Необходимо обеспечить финансовую поддержку проектов начинающих субъектов малого предпринимательства через предоставление субвенций (премиальных грантов) на конкурсной основе. Раздел 3. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства как дееспособного механизма развития малого предпринимательства - одно из основных направлений политики администрации Сахалинской области. Рынок услуг, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, ориентирован на интересы и потребности хорошо структурированных и устойчивых фирм, обладающих более существенными финансовыми возможностями по сравнению с малыми предприятиями. В соответствии Программой предусматривается создание сети информационно-консультационных пунктов, что позволит обеспечить доступ предпринимателей к необходимой информации. На базе успешно работающих информационно-консультационных пунктов в районах Сахалинской области предусматривается создание на долевом участии с органами местного самоуправления и другими структурами бизнес-инкубаторов, учитывающих специфику социально-экономического развития муниципальных образований. В Российской Федерации указанные структуры рассматриваются как один из самых простых и выгодных механизмов поддержки. Бизнес-инкубаторы помогают предпринимателям организовывать свои предприятия, упрощая и удешевляя этот процесс, включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами, позволяя концентрироваться предпринимателям на своих нуждах. Преимущество бизнес-инкубаторов включает снижение первичных затрат предпринимателей на помещения, накладных расходов путем совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, взаимодействия с другими предприятиями бизнес-инкубатора и приобретение опыта. Предприниматели могут пользоваться бизнес-инкубаторами ограниченный период времени. Предусматривается, что бизнес-инкубаторы будут оказывать полный пакет необходимых услуг: бизнес-обучение, бизнес-консультирование, предоставление льготного доступа к неиспользуемому муниципальному имуществу (площади), обеспечение доступа к источникам финансирования. Компенсация части затрат субъектам малого и среднего бизнеса обеспечит на льготных условиях потребности малых предприятий, их ассоциаций, гильдий и союзов в проведении отраслевых выставок, ярмарок, конкурсов, общегородских, межрегиональных и международных конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности с органами власти и местного самоуправления, предусматривается в 2005 году. Раздел 4. Информационное обеспечение малого предпринимательства Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, предусмотренными проектами, но они практически не взаимодействуют между собой. Необходимо формировать информационную сеть, расширять информационное поле для предпринимателей; создать доступную любому предпринимателю глобальную информационную сеть, содержащую сведения делового характера, о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка. Одним из наиболее эффективных решений является использование новейших интерактивных технологий, позволяющих формировать информационные ресурсы силами самих пользователей. Большая часть таких технологий связана с глобальной сетью Интернет. В целях повышения информированности и компетентности предпринимателей предусмотрено ежегодное издание сборника "Малый бизнес Сахалинской области", систематическое пополнение информационных ресурсов интернет-сайта "Малый бизнес Сахалинской области". Раздел 5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства В целях разработки проектов и программ, направленных на поддержку малого бизнеса, необходимо проведение широкого спектра научных исследований, опирающихся на достоверные статистические данные. Однако в настоящее время отсутствует объективная статистическая информация о деятельности субъектов малого предпринимательства. Официальные статистические показатели, получаемые органами статистики на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющихся методик расчета, не всегда соответствуют действительности. Отсутствие достоверной информации о различных показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию правильных управленческих решений. Необходимо проведение мониторинга развития малого предпринимательства (в том числе состояния административных, экономических и иных барьеров, проведение аналитических исследований по проблемам малого бизнеса). Это позволит своевременно реагировать на изменения факторов, влияющих на состояние различных сегментов рынка, осуществлять необходимую корректировку политики в области поддержки и развития малого предпринимательства. Создание реестра субъектов малого предпринимательства позволит совершенствовать сбор, хранение информации о субъектах малого предпринимательства. Проведение круглых столов с предпринимателями будет способствовать выявлению проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства, поможет выработать рекомендации по устранению административных барьеров. Издание пособий по ведению бизнеса в различных сферах деятельности и компенсация части затрат на обучение и консалтинговую поддержку начинающим предпринимателям (из числа молодежи, женщин, военнослужащих, безработных) в целях повышения эффективности работы малых предприятий, будут способствовать повышению занятости проблемных групп, подготовки кадров для малого бизнеса. 3. Обоснование финансовых затрат Финансирование Программы осуществляется в соответствии с законами Сахалинской области об областном бюджете на соответствующие годы. Выделение бюджетных средств осуществляется на конкурсной основе. В соответствии с Программой в 2004-2006 годах предусматривается финансирование из областного бюджета в размере - 24640 тысяч рублей, в том числе: объем финансирования в 2004 году - 5220 тысяч рублей; объем финансирования в 2005 году - 9260тысяч рублей; объем финансирования в 2006 году - 10160 тысяч рублей. 4. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущие к достижению намечаемых результатов. Комитет экономики Сахалинской области определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом направлений Программы и наличия средств в областном бюджете. Сахалинский областной фонд поддержки предпринимательства координируют деятельность различных структур, осуществляющих поддержку предпринимательства, организует конкурсы в целях реализации Программы. Контроль за деятельностью Сахалинского областного фонда поддержки предпринимательства и использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется попечительским советом указанного фонда. 5. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы В результате реализации Программы предусматривается: создать условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий; увеличивать среднесписочную численность работающих в малом бизнесе на 1000-1100 человек в год; увеличить объем продукции (товаров и услуг), производимой субъектами малого предпринимательства, до 17% в год; развивать межрегиональные связи и производственную кооперацию субъектов малого предпринимательства; расширять рынки сбыта продукции (товаров и услуг) субъектов малого предпринимательства; снижать социальную напряженность в Сахалинской области; получить дополнительный доход в бюджет Сахалинской области от деятельности малых предприятий. 6. Система мероприятий и объемы финансирования Программы —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— | N | Мероприятия | Планируемые |Исполни-| Срок | Источник|Стоимость (тысяч рублей)| |п/п | | результаты | тель |исполне- |финанси- |————————————————————————| | | | | | ния | рования |2004 |2005 |2006 |Всего | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Раздел 1. Совершенствование нормативно-правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |1.1.|Анализ законодательных и|Разработка предложений|КЭ, ФПП,| ежегодно| | | | | | | |нормативных правовых|по совершенствованию| ООП | | | | | | | | |актов в сфере малого|нормативного правового| | | | | | | | | |предпринимательства, |регулирования в сфере| | | | | | | | | |регулирующих процесс|лицензирования | | | | | | | | | |лицензирования | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.2.|Анализ законодательных и|Разработка предложений|КЭ, ФПП,| ежегодно| | | | | | | |нормативных правовых|по совершенствованию| ООП | | | | | | | | |актов в сфере малого|нормативно-правовой | | | | | | | | | |предпринимательства, |базы в сфере| | | | | | | | | |регулирующих процедуру|сертификации | | | | | | | | | |сертификации продукции,|продукции, работ,| | | | | | | | | |работ и услуг |услуг субъектам малого| | | | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.3.|Анализ законодательных и|Разработка предложений|КЭ, ФПП,| 2004 | | | | | | | |нормативных правовых|по совершенствованию| КУГИ, | год | | | | | | | |актов в сфере малого|нормативно-правовых | ООП | | | | | | | | |предпринимательства, |актов, регулирующих| | | | | | | | | |регулирующих порядок|порядок передачи| | | | | | | | | |передачи субъектам|субъектам малого| | | | | | | | | |малого |предпринимательства | | | | | | | | | |предпринимательства |государственного и| | | | | | | | | |государственного и|муниципального | | | | | | | | | |муниципального имущества|имущества | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.4.|Подготовка |Создание условий,|КЭ, ФПП,| 2004- | | | | | | | |нормативно-правовых |облегчающих получение|ГФУ, ООП| 2005 | | | | | | | |актов в сфере|субъектами малого| | годы | | | | | | | |финансово-кредитной |предпринимательства | | | | | | | | | |поддержки субъектов|финансовых ресурсов | | | | | | | | | |малого | | | | | | | | | | |предпринимательства на| | | | | | | | | | |территории Сахалинской| | | | | | | | | | |области | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.5.|Подготовка |Создание условий для|КЭ, ФПП,| 2004- | | | | | | | |нормативных-правовых |страхования рисков|ГФУ, ООП| 2005 | | | | | | | |актов, регулирующих|предпринимательской | | годы | | | | | | | |страхование субъектов|деятельности | | | | | | | | | |малого | | | | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.6.|Разработка Закона|Законодательное |КЭ, ФПП,|1 полуго-| | | | | | | |Сахалинской области "О|закрепление механизмов| ООП | дие | | | | | | | |целевой программе|поддержки малого| | 2006 | | | | | | | |поддержки малого|предпринимательства на| | года | | | | | | | |предпринимательства на|территории Сахалинской| | | | | | | | | |территории Сахалинской|области | | | | | | | | | |области на 2007-2009| | | | | | | | | | |годы" | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |1.7.|Экспертиза |Совершенствование |КЭ, ФПП,|постоянно| | | | | | | |законодательных и|нормативной правовой| ООП | | | | | | | | |нормативных правовых|базы малого| | | | | | | | | |актов Сахалинской|предпринимательства, | | | | | | | | | |области, регулирующих|приведение в| | | | | | | | | |деятельность субъектов|соответствие с| | | | | | | | | |малого |федеральным | | | | | | | | | |предпринимательства, и|законодательством | | | | | | | | | |разработка предложений| | | | | | | | | | |по их совершенствованию | | | | | | | | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Раздел 2. Финансово-имущественная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |2.1.|Создание |Эффективное | ФПП, КЭ|постоянно|областной| 3980| 5040| 4430| 13450| | |гарантийно-залогового |использование | | | бюджет | | | | | | |обеспечения для|государственных | | | | | | | | | |получения кредитов в|ресурсов, привлечение| | | | | | | | | |российских кредитных|инвестиций банков,| | | | | | | | | |учреждениях субъектами|страховых компаний,| | | | | | | | | |малого |частного капитала,| | | | | | | | | |предпринимательства |повышение | | | | | | | | | |путем приобретения|инвестиционной | | | | | | | | | |ценных бумаг для|активности субъектов| | | | | | | | | |дальнейшего |малого | | | | | | | | | |предоставления гарантий |предпринимательства | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.2.|Возмещение из областного|Привлечение | ФПП |постоянно|областной| 7000| 9000|11000| 27000| | |бюджета части затрат на|внебюджетных ресурсов| | | бюджет*| | | | | | |уплату процентов по|для финансирования| | | | | | | | | |кредитам, полученным|субъектов малого| | | | | | | | | |субъектами малого|предпринимательства. | | | | | | | | | |предпринимательства в|Создание | | | | | | | | | |российских кредитных|дополнительных условий| | | | | | | | | |организациях |для привлечения| | | | | | | | | | |внебюджетных | | | | | | | | | | |источников | | | | | | | | | | |финансирования | | | | | | | | | | |субъектов малого| | | | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.3.|Предоставление впервые|Финансовая поддержка| ФПП, КЭ|постоянно|областной| -| 1000| 2000| 3000| | |созданным малым|проектов начинающих| | | бюджет | | | | | | |предприятиям субвенций|субъектов малого| | | | | | | | | |(премиальных грантов) на|предпринимательства | | | | | | | | | |конкурсной основе | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.4.|Содействие в создании и|Создание условий для| ФПП, КЭ|постоянно|областной| 40| 30| 20| 90| | |развитии кредитных|привлечения | | | бюджет | | | | | | |союзов (обществ|внебюджетных | | | | | | | | | |взаимного кредитования) |источников | | | | | | | | | | |финансирования | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.5.|Возмещение из областного|Расширение |КЭ, ГФУ,|постоянно|областной| 2000| 4000| 6000| 12000| | |бюджета части затрат на|возможностей малых| ФПП | | бюджет*| | | | | | |уплату лизинговых|предприятий в части| | | | | | | | | |платежей по договорам|использования | | | | | | | | | |лизинга, заключенным с|современного | | | | | | | | | |российскими лизинговыми|оборудования, | | | | | | | | | |компаниями |технологий и помещений| | | | | | | | | | |на условиях лизинга;| | | | | | | | | | |снижение риска| | | | | | | | | | |невозврата | | | | | | | | | | |инвестиционных | | | | | | | | | | |ресурсов | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.6.|Создание открытого|Пополнение фонда| КУГИ |постоянно| | | | | | | |общедоступного реестра|нежилых помещений для| | | | | | | | | |нежилых помещений для|размещения субъектов| | | | | | | | | |размещения субъектов|малого | | | | | | | | | |малого |предпринимательства и| | | | | | | | | |предпринимательства и|организаций его| | | | | | | | | |развития инфракструктуры|поддержки. Обеспечение| | | | | | | | | |его поддержки |доступности нежилых| | | | | | | | | | |помещений для малых| | | | | | | | | | |предприятий и| | | | | | | | | | |организаций | | | | | | | | | | |инфракструктуры | | | | | | | | | | |малого бизнеса | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.7.|Оказание помощи по|Создание портфеля| ФПП |постоянно| | | | | | | |разработке (доработке)|инвестиционных | | | | | | | | | |инвестиционных проектов|проектов субъектов| | | | | | | | | |субъектов малого|малого | | | | | | | | | |предпринимательства, в|предпринимательства с| | | | | | | | | |том числе и через|целью привлечения| | | | | | | | | |обучение |внебюджетных ресурсов | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |2.8.|Содействие созданию|Формирование | ФПП, КЭ|постоянно| | | | | | | |"Бюро кредитных историй"|положительного имиджа| | | | | | | | | | |добросовестных | | | | | | | | | | |заемщиков, укрепление| | | | | | | | | | |их деловой репутации | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | |Итого | | | | |13020|19070|23450| 55540| |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | |в том числе | | | |областной| 4020| 6070| 6450| 16540| | | | | | | бюджет | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | | | | | |областной| 9000|13000|17000| 39000| | | | | | | бюджет*| | | | | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Раздел 3. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |3.1.|Развитие сети|Обеспечение | ФПП, КЭ| 2004- |областной| 160| 700| 750| 1610| | |информационно- |предпринимателей | | 2006 | бюджет | | | | | | |консультационных пунктов|актуальной | | годы | | | | | | | |в районах области|информацией; | | | | | | | | | |(создание новых,|консультирование. | | | | | | | | | |развитие ранее|Повышение | | | | | | | | | | созданных) |эффективности | | | | | | | | | | |поддержки малого| | | | | | | | | | |бизнеса в районах| | | | | | | | | | |Сахалинскойобласти | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |3.2.|Развитие и расширение|Расширение деловых| ФПП, КЭ| 2004- |областной| 200| 800| 1000| 2000| | |бизнес-инкубатора |услуг. Снижение рисков| | 2006 | бюджет | | | | | | | |при создании или| | годы | | | | | | | | |расширении предприятий| | | | | | | | | | |малого бизнеса путем| | | | | | | | | | |предоставления | | | | | | | | | | |предприятиям | | | | | | | | | | |комплексных услуг | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |3.3.|Содействие созданию|Повышение | ФПП | 2004- | | | | | | | |муниципальных фондов|эффективности | | 2006 | | | | | | | |поддержки малого|поддержки малого| | годы | | | | | | | |предпринимательства |предпринимательства в| | | | | | | | | | |районах Сахалинской| | | | | | | | | | |области | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |3.4.|Компенсация затрат|Обеспечить на льготных|КЭ, ООП,|постоянно|областной| 200| 600| 800| 1600| | |субъектам малого и|условиях потребности|Сахэкспо| | бюджет | | | | | | |среднего бизнеса в связи|малых предприятий,| | | | | | | | | |с участием в|бизнес-объединений в| | | | | | | | | |выставочно-ярмарочных |проведении выставок,| | | | | | | | | |мероприятиях |ярмарок, конкурсов,| | | | | | | | | | |получение консультаций| | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | |Итого | | | | | 560| 2100| 2550| 5210| |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Раздел 4. Информационное обеспечение малого предпринимательства | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |4.1.|Актуализация и|Повышение |ФПП, КЭ,|постоянно|областной| 50| 50| 50| 150| | |постоянное пополнение|информированности и| ООП | | бюджет | | | | | | |информационных ресурсов|компетентности | | | | | | | | | |интернет-сайта "Малый|предпринимателей; | | | | | | | | | |бизнес Сахалинской|обмен опытом | | | | | | | | | |области" | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |4.2.|Ежегодное издание|Повышение |ФПП, КЭ,| ежегодно|областной| 80| 200| 100| 380| | |информационно- |информированности и| ООП | | бюджет | | | | | | |аналитических сборников|компетентности | | | | | | | | | |"Малый бизнес|предпринимателей; | | | | | | | | | |Сахалинской области" |популяризация опыта | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |4.3.|Проведение ежегодного|Поднятие престижа|ФПП, КЭ,| ежегодно|областной| 150| 180| 250| 580| | |Сахалинского областного|предпринимательской |УМП, ООП| 2 | бюджет | | | | | | |форума бизнеса |деятельности | | квартал | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | |Итого | | | | | 280| 430| 400| 1110| |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| | Раздел 5. Научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства | |——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————| |5.1.|Осуществление |Своевременное | ФПП, КЭ|Ежеквар- | | | | | | | |мониторинга развития|реагирование на| | тально | | | | | | | |малого |изменения внешней| | | | | | | | | |предпринимательства (в|среды и факторов,| | | | | | | | | |том числе снятие|влияющих на состояние| | | | | | | | | |административных, |различных сегментов| | | | | | | | | |экономических и иных|рынка | | | | | | | | | |барьеров) | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |5.2.|Проведение аналитических|Осуществление |ФПП, КЭ,|Ежегодно | | | | | | | |исследований по|необходимой | ООП | 1,3 | | | | | | | |проблемам малого|корректировки политики| | квартал | | | | | | | |бизнеса, в том числе|в области поддержки и| | | | | | | | | |аналитическое |развития малого| | | | | | | | | |исследование состояния|предпринимательства. | | | | | | | | | |субъектов малого|Своевременное | | | | | | | | | |предпринимательства в|реагирование на| | | | | | | | | |Сахалинской области с|изменения внешней| | | | | | | | | |учетом |среды и факторов,| | | | | | | | | |репрезентативности |влияющих на состояние| | | | | | | | | | |различных сегментов| | | | | | | | | | |рынка | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |5.3.|Создание и ведение|Сбор, хранение|ФПП, КЭ,| 2004- | | | | | | | |реестра субъектов малого|информации о субъектах| УМП | 2006 | | | | | | | |предпринимательства |малого | | | | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |5.4.|Подготовка методических|Повышение | ФПП | 2004- | | | | | | | |рекомендаций для органов|эффективности работы| | 2006 | | | | | | | |местного самоуправления|органов местного| | | | | | | | | |по организации поддержки|самоуправления в| | | | | | | | | |малого |сфереразвития малого| | | | | | | | | |предпринимательства |предпринимательства. | | | | | | | | | | |Повышение квалификации| | | | | | | | | | |государственных | | | | | | | | | | |служащих, занимающихся| | | | | | | | | | |проблемами малого| | | | | | | | | | |предпринимательства | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |5.5.|Издание методических|Повышение |ФПП, КЭ | ежегодно|областной| 60| 160| 160| 380| | |рекомендаций по ведению|эффективности малых| | | бюджет | | | | | | |бизнеса в различных|предприятий. Повышение| | | | | | | | | |сферах деятельности |занятости проблемных| | | | | | | | | | |групп. Подготовка| | | | | | | | | | |кадров для малого| | | | | | | | | | |бизнеса | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| |5.6.|Компенсация части затрат|Повышение занятости|ФПП, КЭ,|постоянно|областной| 300| 400| 600| 1300| | |на обучение и|проблемных групп| УМП | | бюджет | | | | | | |консалтинговую поддержку|населения, подготовка| | | | | | | | | |начинающим |дополнительных кадров| | | | | | | | | |предпринимателям из|для развития малого| | | | | | | | | |числа молодежи, женщин,|предпринимательства | | | | | | | | | |военнослужащих | | | | | | | | | |————|————————————————————————|——————————————————————|————————|—————————|—————————|—————|—————|—————|——————| | |Итого | | | | | 360| 660| 760| 1680| —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Сводная таблица затрат из областного бюджета на реализацию мероприятий Программы (тысяч рублей) —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | N п/п | Наименование раздела Программы | 2004 | 2005 | 2006 | Всего | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | 1. |Финансовая, инвестиционная и производственная| 4020 | 6070 | 6450 | 16540 | | |поддержка малого предпринимательства | 9000* | 13000* | 17000* | 39000* | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | 2. |Формирование инфраструктуры поддержки и| 560 | 2100 | 2550 | 5210 | | |развития малого предпринимательства | | | | | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | 3. |Информационное обеспечение малого| 280 | 430 | 400 | 1110 | | |предпринимательства | | | | | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | 4. |Научно-методическое и кадровое обеспечение| 360 | 660 | 760 | 1780 | | |малого предпринимательства | | | | | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | |Итого | 5220 | 9260 | 10160 | 24640 | |————————|———————————————————————————————————————————————|—————————————|————————————|——————————|———————————| | | | 9000* | 13000* | 17000* | 39000* | —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————— Перечень применяемых сокращений: ГФУ - Главное финансовое управление Сахалинской области КЭ - комитет экономики Сахалинской области КУГИ - комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области ООП - общественные объединения предпринимателей ФПП - Сахалинский областной фонд поддержки предпринимательства УМП - управление молодежной политики Сахалинской области ФГСН - департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Сахалинской области * Средства областного бюджета, предусмотренные субъектам малого предпринимательства в рамках областной целевой программы "Поддержка местных товаропроизводителей Сахалинской области на 2004-2006 годы", утвержденной Законом Сахалинской области от 10.06.2004 N 513. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|