Расширенный поиск

Решение Думы Магаданской области от 09.04.1998 № 40

 



               Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я
          М А Г А Д А Н С К А Я О БЛ А С Т Н А Я Д У М А
                           Р Е Ш Е Н И Е

     от 09. 04.98 г. № 40
     г. Магадан

     О  законодательной  инициативе  Магаданской  областной Думы по
проекту  федерального  закона  "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный  закон  "Об  основных  гарантиях  избирательных  прав и
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

     Рассмотрев  проект федерального закона "О внесении изменений и
дополнений    в    Федеральный   закон   "Об   основных   гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской  Федерации"  и  представленные комиссией по региональной
политике  предложения  по  его  изменению и дополнению, Магаданская
областная Дума

     РЕШИЛА:

     1. Внести   в   Государственную   Думу  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  законодательную  инициативу  по  изменению и
дополнению  проекта  федерального  закона  "О  внесении изменений и
дополнений    в    Федеральный   закон   "Об   основных   гарантиях
избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме  граждан
Российской Федерации" (прилагается).
     2. Направить  настоящее решение в Комитет Государственной Думы
по  законодательству  и  судебно-правовой  реформе  и в Центральную
избирательную комиссию Российской Федерации.

     Председатель
     областной Думы                        В.А. Пехтин





                                                         Приложение
                                          к решению Магаданской областной Думы
                                          от 9 апреля 1998 г. № 40
                            Предложения
 к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права
      на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
     1. В   пункте   4   статьи   1   проекта  после  слов  "чем  в
десятидневный  срок",  а  также  в конце пункта 4 статьи 1 добавить
предложения   следующего  содержания:  "В  этом  случае  подведение
итогов  выборов  в  данном  избирательном  округе  откладывается до
рассмотрения обращения".
     2. Пункт  17  статьи  1  проекта дополнить абзацем в следующей
редакции:
     "В   случае,   если  запрещенные  методы  или  формы  агитации
проводятся   от   имени   кандидата   иным   кандидатом,   а  также
избирательным   объединением,  избирательным  блоком,  инициативной
группой  иного  кандидата  в  депутаты  или  на  выборную должность
ответственность   за   данные  действия  возлагается  на  тех,  кто
непосредственно   проводил   агитацию   запрещенными  методами  или
формами."
     3. В  пункте  36 статьи 1 проекта текст дополнительного пункта
4  статьи 58 после слов "если он" дополнить словами : "в течение 20
дней  с  момента  письменного  уведомления  об  итогах  выборов без
вынуждающих к тому обстоятельств" (далее по тексту).
     4. Пункт   36  статьи  1  проекта  после  первого  предложения
дополнить   предложением:  "В  этом  случае  назначаются  повторные
выборы".
     5. Дополнить   статью   1   проекта  дополнительными  пунктами
следующего содержания:
     5. 1.  В пункте 2 статьи 4 слова "места жительства" исключить;
вместо  слов  "а  также  других  обстоятельств"  записать слова: "а
также  расположения  места  жительства  на  территории,  в пределах
которой проводятся выборы, референдум и других обстоятельств".
     Обоснование.  -  Действующая  запись  входит  в противоречие с
положениями  закона,  согласно  которым право участия в голосовании
предоставляется  только тем лицам, чье место жительства расположено
на  территории  субъекта  Российской  Федерации  или  на территории
муниципального  образования,  где проводятся выборы или референдум.
Кроме  того, действующая формулировка позволяет предполагать, что в
референдумах  и выборах любые граждане могут участвовать независимо
от  того,  имеют  ли  они  место  жительства на территории субъекта
Российской  Федерации или на территории муниципального образования,
где проводятся выборы или референдум.
     5. 2.  Последнее  предложение  части  4  статьи  4 вместо слов
"Пребывание    гражданина    вне    места   его   постоянного   или
преимущественного проживания" записать слова:
     "Пребывание   гражданина,   имеющего   место   жительства   на
территории   субъекта   Российской   Федерации  или  на  территории
муниципального  образования,  где  проводятся выборы или референдум
вне места проживания".
     Обоснование.  Действующая  формулировка  позволяет  гражданам,
находящимся   во   время   выборов   за   пределами  муниципального
образования  или  субъекта  Российской  Федерации  (в том числе вне
территории  Российской Федерации), требовать обеспечения их прав по
участию  в соответствующих выборах или референдумах, что невозможно
по   многим   причинам.   Например,   невозможно   обеспечить  всей
информацией,  распространяемой  на  территории  субъекта Российской
Федерации,  гражданина  находящегося  на  отдыхе  или  в длительной
командировке.   Невозможно   организовать   доставку  бюллетеней  и
проведение голосования с исполнением всех требований закона.
     5. 3.  Дополнить  пункт  4  статьи  4 предложением в следующей
редакции:
     "Граждане   Российской  Федерации,  постоянно  проживающие  на
территории  иностранного  государства  или пребывающие в длительных
заграничных   командировках,   не  участвуют  в  выборах  депутатов
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации по
одномандатным округам."
     Обоснование.  Граждане  Российской Федерации, не имеющие места
жительства  на  территории  одномандатного округа, в соответствии с
настоящим  Законом  не  могут  быть  включены  в списки избирателей
данного  округа, равно как не могут на равных правах участвовать во
всех   избирательных   процедурах   (в  том  числе  во  встречах  с
кандидатами)  и получать в полном объеме всю информацию, проходящую
в  связи  с  выборами  по теле и радиоканалам. При участии граждан,
находящихся  на  территории  иностранного государства, в выборах по
одномандатному  округу  ущемляются права тех жителей одномандатного
округа,  которые находятся в длительных командировках или в отпуске
за   пределами  своего  одномандатного  округа,  но  на  территории
России,  однако, в выборах по одномандатному округу, в соответствии
с  рассматриваемым  законом, участвовать не будут. Неизбежно встает
вопрос  и о компенсации расходов тем из кандидатов, которые захотят
встретиться  со  своими  избирателями,  проживающими  за  границами
России.   Кроме  изложенного  выше  встает  вопрос  и  от  сущности
представительский  полномочий  депутата  по  одномандатному округу.
Ведь  депутат,  избранный  по  одномандатному  округу, представляет
интересы  жителей  определенной  части  территории  России, которая
характеризуется  своими  особенностями  и  требует  соответствующих
решений  со  стороны  депутата. Граждане, проживающие на территории
иностранного   государства,   не  являются  напрямую  зависимыми  и
заинтересованными  в  решении  таких вопросов и не должны влиять на
избрание представителя данного одномандатного округа.
     5. 4.  В  первом  предложении  пункта  5  статьи 4 вместо слов
"Конституцией Российской Федерации" записать слова:
     "Конституционным   Федеральным   законом   в   части   выборов
Президента  Российской  Федерации  и депутатов Государственной Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  и законами субъектов
Российской  Федерации  в  части  выборов  и  референдумов субъектов
Российской    Федерации   и   муниципальных   выборов   и   местных
референдумов  на  территории  субъектов  Российской  Федерации, а в
части    муниципальных    выборов    -   уставом   соответствующего
муниципального образования".
     Основание.  Необходимо  обеспечить право жителей муниципальных
образований   и   субъектов   Российской  Федерации  самостоятельно
осуществлять  местное  самоуправление  и государственное управление
соответствующей территории.
     5. 5. Второе предложение пункта 5 статьи 4 исключить.
     Основание.  Необходимо  обеспечить право жителей муниципальных
образований   и   субъектов   Российской  Федерации  самостоятельно
осуществлять  местное  самоуправление  и государственное управление
соответствующей    территории.    Кроме   того,   при   недопущении
ограничения   пассивного  избирательного  права  действующая  норма
входит  в  противоречие  с  нормами данного закона, ограничивающими
пассивное избирательное право военнослужащих.
     5. 6.  Вместо  пунктов  1, 2 и 3 статьи 13 записать пункты 1 и
2, изложив их в следующей редакции:
     "1.  На  референдум  Российской Федерации, референдум субъекта
Российской  Федерации  и  местный  референдум  могут  быть вынесены
любые  вопросы,  за  исключением вопросов, перечисленных в пункте 2
настоящей статьи.
     2. На  референдум  Российской  Федерации,  референдум субъекта
Российской  Федерации  и  местный референдум не могут быть вынесены
вопросы:
     а)  о  продлении срока полномочий или отсрочке выборов органов
государственной  власти  и  местного  самоуправления  или  выборных
должностных лиц.
     б)  о  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер  по обеспечению
здоровья и безопасности населения;
     в)   об   ограничении   прав   граждан   Российской  Федерации
контролировать    органы    государственной   власти   и   местного
самоуправления   или  об  ограничении  прав  граждан  предоставлять
полномочия  и  приостанавливать  полномочия органов государственной
власти и местного самоуправления."
     Обоснование.  На  референдум  не  должны  вноситься  только те
вопросы,  которые  определяют  конституционную  норму  о народе как
единственном  источнике и носителе власти. Действующие нормы закона
по   сути  своей  неконституционны,  поскольку  ограничивают  народ
России   или   население   соответствующего   субъекта   Российской
Федерации     или     муниципального    образования    именно    во
взаимоотношениях   с   органами  власти  или  должностными  лицами,
выбранными  населением  для осуществления управленческих функций от
лица населения.
     5. 7.  Пункт  4  статьи  13  в действующей редакции исключить.
Вместо него внести в статью пункт 3 в следующей редакции:
     "Решения,   принятые   на   референдуме   субъекта  Российской
Федерации  по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской
Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации и не урегулированным
законами  Российской  Федерации,  носят  обязательный  характер  на
территории   соответствующего  субъекта  Российской  Федерации,  до
принятия соответствующих законов Российской Федерации.
     По  вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, и по
вопросам,  находящимся  в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов   Российской   Федерации   и   урегулированным   законами
Российской   Федерации,  решения  референдума  субъекта  Российской
Федерации    носят    рекомендательный    характер    для   органов
государственной    власти    Российской    Федерации    и   органов
государственной  власти  субъекта  Российской Федерации (в пределах
полномочий соответствующих органов государственной власти).
     При  этом,  в  отношении назначения на должность и отстранения
от   должности  должностных  лиц  федеральных  органов  власти  или
федеральных   государственных   органов,   которые  назначаются  на
должность   по   согласованию   или   с   учетом   мнения   органов
государственной   власти  субъекта  Российской  Федерации,  решения
референдума  соответствующего  субъекта  Российской Федерации носят
обязательный  характер  для органов государственной власти субъекта
Российской  Федерации  и  для  федеральных  органов государственной
власти,  осуществляющих  соответствующее назначение или отстранение
от должности соответствующего должностного лица.
     Решения    местного   референдума,   принятые   по   вопросам,
находящимся  в  ведении  Российской Федерации, носят информационный
характер  для органов государственной власти Российской Федерации и
для  органов  государственной  власти субъекта Российской Федерации
(в  пределах  полномочий  соответствующих  органов  государственной
власти).
     Решения    местного   референдума,   принятые   по   вопросам,
находящимся  в  совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской  Федерации,  а  также по вопросам, находящимся в ведении
субъекта  Российской Федерации, носят рекомендательный характер для
органов  государственной  власти  субъекта  Российской Федерации (в
пределах   полномочий   соответствующих   органов   государственной
власти)."
     Обоснование.  Реализация  прав  населения субъектов Российской
Федерации,  закрепленных  в  статьях  3,  72,  73,  76  Конституции
Российской    Федерации,    а   также   реализация   прав   жителей
муниципальных    образований    России   на   участие   в   решении
государственных вопросов.
     5. 8. Пункт 4 статьи 18 исключить.
     Обоснование.  В  настоящее  время  все  большее число вопросов
решается   органами   местного   самоуправления  и  в  приграничных
территориях   возможно   скопление   такого   количества  постоянно
проживающих   иностранцев,   что   именно  их  представители  могут
получить  возможность  решения  вопросов  не  в  интересах  России.
Примером могут служить Приморье, Сахалин, Курильские острова.
5. 9. Часть 1 статьи 23 изложить в следующей редакции:
     "Формирование   избирательных  комиссий  субъектов  Российской
Федерации,  а  также  окружных  избирательных комиссий по выборам в
федеральные    органы    государственной    власти   осуществляется
законодательным  (представительным)  органом государственной власти
субъекта  Российской  Федерации  на основе предложений общественных
объединений,  выборных  органов  местного  самоуправления, собраний
избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства.
     Формирование  окружных  избирательных  комиссий  по  выборам в
органы  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  в
случаях,   когда   избирательные   округа   охватывают  лишь  часть
территории    субъекта    Российской    Федерации,   осуществляется
представительными     органами    местного    самоуправления    тех
муниципальных    образований,    территории    которых   составляют
избирательный    округ,    на   основе   предложений   общественных
объединений,  выборных  органов  местного  самоуправления, собраний
избирателей  по  месту  их  работы,  службы,  учебы и жительства. В
случае,   когда   на   территории   округа   расположено  несколько
муниципальных     образований,     количество    членов    окружной
избирательной   комиссии,  назначаемых  представительными  органами
местного   самоуправления  каждого  из  муниципальных  образований,
устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
     При  этом,  может быть назначено не более одного представителя
от  каждого  из  избирательных  объединений,  избирательных блоков,
выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей."
     Обоснование.  Достаточно  часто  главы  исполнительной  власти
непосредственно   участвуют  в  выборах  в  органы  государственной
власти   России   и   субъектов  Российской  Федерации  в  качестве
кандидатов  и  предоставление  им права формировать половину членов
избирательной  комиссии  нарушает  права  иных  кандидатов, которым
статьей  24  настоящего  Закона  запрещено  иметь  в комиссии своих
доверенных  лиц в качестве членов комиссии с решающим голосом. В то
время  как  ни  один из членов законодательного (представительного)
органа  власти  или  местного  самоуправления  не  может в одиночку
назначить  ни  одного  члена  избирательной  комиссии.  То же самое
относится  и к наличию квоты среди членов комиссии для общественных
объединений,    имеющих    фракцию   в   составе   законодательного
(представительного)  органа  государственной  власти  или в составе
представительного  органа  местного  самоуправления. Предоставление
им  гарантированной  трети  от  числа  членов  комиссии, во-первых,
может  привести  к  необоснованному  увеличению  количества  членов
комиссий  -  чтобы  каждое  из  общественных  объединений  получило
возможность  иметь  своего  представителя,  во-вторых,  приведет  к
значительным  трудностям  при  установлении  порядка выборов членов
избирательных  комиссий  для  каждой  из  групп выбираемых членов -
представители  общественных объединений, государственные служащие и
остальные   члены   избирательной  комиссии.  При  этом,  возникают
сомнения  в  конституционности самого такого квотирования. Согласно
Конституции    Российской    Федерации   и   закону   "Об   основах
государственной  службы  в  Российской  Федерации" принадлежность к
общественным   объединениям   не  должна  создавать  приоритетов  в
занятии   государственной   должности,   а   некоторые   из  членов
избирательных комиссий станут государственными служащими.
     5. 10. Часть 2 статьи 23 изложить в следующей редакции:
     "Формирование   территориальных   избирательных   комиссий   и
комиссий  референдума, окружных избирательных комиссий по выборам в
органы  местного  самоуправления,  а также участковых избирательных
комиссий    и    комиссий   референдума   осуществляется   выборным
представительным  органом  местного самоуправления из числа граждан
Российской   Федерации,   имеющих   среднее   образование,  сдавших
квалификационный  экзамен на знание избирательного законодательства
в   части  проведения  предстоящих  выборов  и  давших  подписку  о
соблюдении     избирательного     законодательства     и     знании
ответственности   за   его   нарушение,   на   основе   предложений
избирательных   объединений,   избирательных  блоков,  общественных
объединений,  собраний  избирателей  по  месту  жительства, работы,
службы,  учебы,  а  также  граждан,  выдвинувших свою кандидатуру в
порядке  самовыдвижения.  При  этом,  в  одну  комиссию  может быть
назначено   не   более   одного   представителя   от   каждого   из
избирательных  или  общественных объединений, избирательных блоков,
собраний избирателей.
     Порядок  сдачи  квалификационных экзаменов кандидатами в члены
участковых  избирательных  комиссий,  а  также  форма  подписки  об
ответственности     устанавливается    Центральной    избирательной
комиссией Российской Федерации.
     Члену   участковой   избирательной  комиссии  дополнительно  к
компенсации  потерянной  заработной платы по основному месту работы
устанавливается  денежное  вознаграждение, не облагаемое налогом, в
сумме  одного  минимального размера заработной платы, установленной
действующим  законодательством  на  момент  проведения  выборов  за
работу  в  день  голосования  и 30% минимального размера заработной
платы,   установленной   действующим  законодательством  на  момент
проведения  выборов,  за  работу в иные дни подготовки и проведения
выборов."
     Обоснование.  Действующая  формулировка  написана  из расчета,
что  в  участковые  избирательные комиссии много желающих. На самом
деле  это  далеко  не везде так. Кроме того, квота для общественных
объединений  создает  дополнительные трудности, поскольку далеко не
во  всех  населенных  пунктах России имеются представительства даже
тех  немногих объединений, которые имеют фракции в представительных
органах  власти.  В  итоге,  многие  члены участковых избирательных
комиссий  практически  делают  одолжение  либо главам муниципальных
образований,  либо  своим непосредственным руководителям и, в такой
ситуации,  ни  о  какой ответственности говорить не приходится. Как
только  члену  комиссии начинают предъявлять какие-либо претензии -
сразу следует заявление о возможном прекращении работы в комиссии.
     Не   соответствует  конституционным  принципам  предоставление
приоритета  некоторым  из общественных объединений граждан (в части
обязательной  квоты  представительства  или  ограничения количества
членов  комиссии от одного объединения граждан), независимо от того
-  оформлены  ли  они  как, например, избирательные объединения или
созданы   на  время  без  регистрации  -  как,  например,  собрания
граждан.
     Переход  на конкурсное замещение хорошо оплачиваемого рабочего
места  существенно упростит отношения и позволит реально повысить и
заинтересованность,    и    ответственность    членов    участковых
избирательных комиссий.
     5. 11.  Последний  абзац  пункта 1 статьи 65 дополнить словами
"и законами субъекта Российской Федерации."
     Обоснование.   Необходимо   обеспечить   возможность  субъекта
Российской  Федерации  устанавливать  ответственность  за нарушение
закона  субъекта  Российской Федерации в части защиты избирательных
прав граждан.
     5. 12.  Дополнить  закон статьей под названием "Предоставление
гражданам   информации,   необходимой   при  проведении  выборов  и
референдумов" в следующей редакции:
     "Гражданам  должна быть представлена возможность ознакомится с
информацией,     необходимой     для    осуществления    свободного
волеизъявления на выборах или референдуме.
     Необходимой   информацией,  обеспечивающей  право  граждан  на
свободное   волеизъявление   во   время  выборов  или  референдумов
является:
     а)  информация  о полномочиях и порядке деятельности выборного
органа или должностного лица;
     б)  нормативные  документы, регулирующие порядок организации и
проведения выборов и референдумов;
     в)   информация   по  правовым  последствиям  того  или  иного
решения, принимаемого на референдуме;
     г)  биографические  данные  кандидата,  в  том  числе возраст,
семейное   положение,  время  получения  образования  и  полученные
специальности;    наличие    или    отсутствие   опыта   работы   в
соответствующих   органах   государственной   власти  или  местного
самоуправления;    принадлежность    к   политическим   партиям   и
общественным   организациям   либо   непринадлежность  ни  к  одной
политической   партии   или  общественному  объединению;  данные  о
наличие  судимостей  с  указанием  времени вынесения обвинительного
приговора  судом  и  содержания  соответствующих  статей  УК,  либо
указание об отсутствии судимости.
     Необходимая  информация  доводится до граждан соответствующими
избирательными  комиссиями  в  порядке,  установленном федеральными
законами,  законами  субъектов  Российской  Федерации или решениями
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
     Необходимая   информация   должна  быть  размещена  на  каждом
избирательном  участке в день голосования. Кроме этого, информация,
предусмотренная  в  подпунктах  "в"  и  "г"  должна  содержаться  в
подписных  листах,  а предусмотренная в подпункте "г" - в заявлении
кандидата    с   согласием   баллотироваться   на   соответствующую
должность."
     5. 13.   Дополнить   пункт  1  статьи  65  абзацем  следующего
содержания;
     "либо    размножающие    или   распространяющие   агитационные
материалы,  не  содержащие  информации,  предусмотренной  частью  2
статьи 43 настоящего Закона".
     Председатель
     областной Думы                     В.А. Пехтин


Информация по документу
Читайте также