Расширенный поиск

Решение Думы г. Магадана от 02.12.2002 № 44-д

 

                РЕШЕНИЕ МАГАДАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
                    ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2002 Г. № 44-Д

 О КОНЦЕПЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
            МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАГАДАН"


     С   целью   совершенствования   системы  социальной  поддержки
населения,  в соответствии с Федеральным законом "О государственной
социальной   помощи"   от   17.07.1999   г.  №  178-ФЗ,  Программой
социально-экономического  развития  города  Магадана,  утвержденной
решением  Магаданской  городской  Думы  от 28.12.2001 г. № 82-Д, на
основании  п.  5  ст. 34 Устава города Магадана, руководствуясь ч.5
ст.31 и ст.40 городского Устава,

     Магаданская городская Дума 

     РЕШИЛА:

     1.   Утвердить   Концепцию   адресной   социальной   поддержки
населения   на   территории   муниципального   образования   "Город
Магадан", согласно приложению.
     2. Опубликовать  (обнародовать)  настоящее решение в городских
средствах массовой информации.


     Глава муниципального образования
     "Город Магадан"                                  Н.Б. Карпенко





     ПРИЛОЖЕНИЕ
     К РЕШЕНИЮ
     МАГАДАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
     ОТ 2 ДЕКАБРЯ 2002 Г. № 44-Д


         КОНЦЕПЦИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ
             НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                          "ГОРОД МАГАДАН"


     1. Оценка  социальной  ситуации  в  г.  Магадане,  действующая
система социальной поддержки населения

     В  процессе  социально-экономических реформ город Магадан, как
и  Россия  в  целом, столкнулся с такими негативными явлениями, как
растущая  бедность,  социальное  сиротство, одиночество престарелых
граждан,  усилившееся  насилие  в  семье и ее дисфункция, вызванная
маргинализацией общества.
     С  каждым  годом  в  городе  все  больше становится одиноких и
одиноко   проживающих  пенсионеров,  инвалидов  общего  заболевания
(только  за первое полугодие 2002 года в Магадане на 3% увеличилось
число  одиноких  и  одиноко  прожи вающих пенсионеров, почти на 400
человек  -  инвалидов  общего  заболевания).  И  хотя, в результате
постепенного  повышения  заработной  платы  и  заметных изменений в
социальном  обеспечении,  вдвое  сократилось число малообеспеченных
семей  с  детьми, зарегистрированных в Управлении социальной защиты
населения,  еще  многие  семьи  не  смогли  адаптироваться  к новым
социально-экономическим      условиям,     по-прежнему     сохраняя
иждивенческие  настроения  и  оставаясь  неконкурентоспособными  на
рынке труда.
     Мэрия  г.  Магадана  и  Управление социальной защиты населения
мэрии  г.  Магадана  по мере возможностей пытаются решать возникшие
проблемы.    Так,   ежегодно   утверждается   Программа   поддержки
социально-незащищенных    слоев    населения,    согласно   которой
предусматривается  выплата  единовременного  пособия и материальной
помощи,  обеспечение бесплатным питанием остро нуждающихся граждан.
Предоставляется  ряд  местных льгот: бесплатный проезд на городском
транспорте,  компенсация  затрат  по  бытовым  услугам, обеспечение
бесплатным питанием учащихся из малообеспеченных семей и др.
     Вместе   с  тем  рост  дефицита  средств  местного  бюджета  и
приоритет  Правительства  Российской  Федерации  на  предоставление
социальной   помощи   преимущественно   беднейшим  слоям  населения
заставили  Управление  социальной  защиты мэрии г. Магадана перейти
на  адресные  принципы  предоставления  социальной  помощи, основой
которых   явилось   постановление   мэра   "Об   оказании  адресной
социальной  помощи наиболее нуждающимся категориям населения города
Магадана" от 30.06.1998г. № 189.
     Однако,   несмотря   на   то,   что   указанное  постановление
определило  основы адресного  подхода к оказанию социальной помощи,
в  сохраняющихся  условиях  социального   иждивенчества  и  острого 
дефицита бюджетных средств требуется уточнить: на какие виды помощи
город  может потратить деньги налогоплательщиков  и критерии отбора
претендентов на данную помощь.
     Так,   например,  в  настоящее  время  при  оказании  адресной
социальной   помощи   и  расчете  среднедушевых  доходов  семьи  не
учитываются   жилищные   субсидии,   различного   рода   льготы   и
компенсации,  предоставляемые как по федеральному законодательству,
так  и  в  соответствии  с  местными  нормативными актами,  которые
косвенным  образом способствуют  увеличению  общего  благосостояния 
семьи,  компенсируя    затраты    домохозяйства   на   приобретение
жилищно-коммунальных,  бытовых,  транспортных  и  других услуг. Они
ставят  данную  семью  в  исключительное  положение по отношению  к
другим  гражданам,  не имеющим подобных льгот и компенсаций, но так
же претендующим на получение адресной социальной помощи.
     Сегодня  в  городе  есть  граждане,  которые  снимают  с  себя
ответственность  за  содержание  собственной  семьи. По этому перед
органами  социальной  защиты  населения  в  целях решения возникших
проблем   стоят  задачи,  с  одной  стороны,  смягчения  негативных
последствий  бедности,  снижения  социального  неравенства,  но,  с
другой  стороны,  -  повышения  эффективности социальной поддержки,
устранения      противоречий      распределительного      характера
категориальных  льгот  и  предотвращения социального иждивенчества.
Эти   задачи   требуют   новых   механизмов   социальной  поддержки
населения,  основанных  не  только на адресном подходе к социальным
клиентам,  но  и учитывающих текущие важные потребности конкретного
индивида  и  конкретной  ситуации.  Это  отличные  от применявшихся
ранее методы социальной работы, предусматривающие:
     отбор  социальных  клиентов только на основании индивидуальной
оценки  человека, его (его семьи) проблем и доходов (следовательно,
сбор информации о нем),
     предоставление    гражданину   (его   семье)   такого   пакета
социальных   услуг,   который   может  изменить  в  лучшую  сторону
жизненную ситуацию, в которой гражданин оказался.
     Таким   образом,   действующая   система   социальной   защиты
нуждается в существенных преобразованиях.
     Настоящая  Концепция  адресной  социальной поддержки населения
муниципального  образования  "Город Магадан" на период до 2004 года
разработана  с  учетом  задач,  поставленных  Правительством  РФ  в
"Программе  социально-экономического  развития Российской Федерации
на   среднесрочную   перспективу  (2002-2004  годы)"  (Утвержденной
распоряжением  Правительства  Российской Федерации от 10.07.2001 г.
№   910-р),   с   учетом  Федерального  закона  "О  государственной
социальной помощи" от 17.07.1999г. № 178-ФЗ.
     Концепция   действует   на   территории  всего  муниципального
образования  "Город  Магадан"  и  является  основой  для построения
общей    системы    адресной    социальной    поддержки   населения
муниципального образования.
     Порядок   и   процедуры   предоставления  адресной  социальной
поддержки  населению  муниципального  образования  "Город  Магадан"
утверждаются постановлением мэра г. Магадана.


     2.  Цели  и  задачи  адресной  социальной  поддержки населения
муниципального образования "Город Магадан"

     Целью  адресной  социальной поддержки населения муниципального
образования   "Город   Магадан"   является:   на   первом  этапе  -
обеспечение  малоимущей  семье  (одиноко  проживающему  гражданину)
возможности  существования  на  уровне не ниже установленной мэрией
г.  Магадана  границы  бедности;  на втором этапе - обеспечение для
малоимущей  семьи  (одиноко  проживающего  гражданина)  возможности
выхода из состояния бедности.
     Для   решения   поставленных   целей   необходимо  осуществить
следующие шаги.
     Сократить   малоэффективные   льготы   и  социальные  выплаты,
предоставляемые  из  средств  бюджета  муниципального   образования
"Город  Магадан",  не  имеющие  серьезного  значения для малоимущей
семьи  с целью их последовательной замены на муниципальное  пособие
по нуждаемости.
     Поэтапно   перевести   натуральные   льготы,   предоставляемые
населению  из бюджета муниципального образования "Город Магадан", в
форму   денежных  выплат  с  учетом  оценки  нуждаемости,  в  целях
переориентации  бюджетных  потоков  от  производителей  услуг  к их
получателям.
     При  расчете среднедушевых доходов семьи (одиноко проживающего
гражданина)  при предоставлении адресной социальной поддержки вести
учет  всех  видов  и форм социальной помощи, ранее, в текущем году,
оказанной   семье   (одиноко   проживающему   гражданину)  органами
социальной   защиты   населения,   а  также  льгот  по  транспорту,
жилищно-коммунальным услугам и связи.
     Унифицировать  процедуру  предоставления  адресной  социальной
поддержки,   оказываемую   из  бюджета  муниципального  образования
"Город Магадан".
     Развить  автоматизированную систему персонифицированного учета
малообеспеченных  семей  (одиноко проживающих граждан), нуждающихся
в социальной поддержке.
     Ввести  в  практику  работы  органов  социальной  защиты  учет
реальных   потребностей   малоимущей  семьи  (одиноко  проживающего
гражданина)  при предоставлении социальной поддержки, фиксируемых в
индивидуальном   плане   социальной   поддержки   малоимущей  семьи
(одиноко проживающего гражданина).
     Ввести   в   практику   работы   органов   социальной   защиты
установление  договорных  отношений  с  гражданами  трудоспособного
возраста,  которым  предоставляется  социальная поддержка в связи с
трудной    жизненной   ситуацией   (за   исключением   чрезвычайных
обстоятельств).


     3. Принципы    адресной    социальной    поддержки   населения
муниципального образования "Город Магадан"

     Под  социальной  поддержкой понимаются временные меры адресной
помощи   семьям  (одиноко  проживающим  гражданам),  находящимся  в
кризисной ситуации.
     Адресная   социальная   поддержка,  предоставляемая  населению
муниципального   образования   "Город  Магадан",  включает  в  себя
следующие принципы.
     3. 1.  Ориентация  адресной  социальной  поддержки  только  на
следующие целевые группы:
     а)  на  бедных  длительное  время  -  семьи,  имеющие  в своем
составе  граждан,  принадлежащих  к  социально  уязвимым категориям
(инвалиды,  дети-инвалиды,  одинокие  матери  (отцы)),  которые  не
могут  по  объективным  причинам  самостоятельно выйти из состояния
бедности, и располагающие среднедушевыми доходами семьи ниже:
     -   прожиточного   минимума,   установленного  по  Магаданской
области  (для  начисления  субсидий  на оплату жилья и коммунальных
услуг, предоставления социальных услуг);
     -  установленной  мэром  г.  Магадана административной границы
бедности (для предоставления остальных видов социальной поддержки);
     б)  на  бедных  в  текущий момент - семьи,  которые по причине
чрезвычайных  обстоятельств (стихийные бедствия, пожар, наводнения)
или  трудной  жизненной ситуации  (безработица, длительная болезнь,
утеря  кормильца, вынужденная миграция), имеют среднедушевые доходы
семьи ниже:
     -   прожиточного   минимума,   установленного  по  Магаданской
области  (для  начисления  субсидий  на оплату жилья и коммунальных
услуг, предоставления социальных услуг);
     -  установленной  мэром  г. Магадана административной  границы
бедности    (для    предоставления   остальных   видов   социальной
поддержки),  и нуждаются в социальной поддержке для вывода семьи из
чрезвычайных обстоятельств.
     3. 2.  Заявительный  характер  адресной  социальной  поддержки
граждан,   т.   е.   предоставление   помощи  только  на  основании
письменного заявления гражданина или его законного представителя.
     3. 3.  Использование  механизмов  оценки нуждаемости семьи при
определении получателей адресной социальной поддержки.
     Среднедушевые  доходы  семьи  получателей  адресной социальной
поддержки определяются:
     для  предоставления  субсидий  на  оплату жилья и коммунальных
услуг с учетом  - денежных доходов, социальных выплат (необлагаемых
налогом  доходов),  доходов  от  собственности, личного  подсобного
хозяйства;
     для   предоставления  остальных  видов  социальной  поддержки,
оказываемой  из  средств  местного  бюджета,  с  учетом  - денежных
доходов,  доходов от собственности, социальных выплат (необлагаемых
налогом  доходов),  денежного  эквивалента предоставляемых льгот по
жилищно-коммунальным  услугам  и  услугам связи и социальных услуг,
величины субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
     3. 4.   Дифференцированный  подход  при  определении  размеров
адресных социальных выплат.
     3.  5.  Устранение  мотивации  к сохранению бедности. Создание
стимулов  к повышению трудовых доходов граждан, получающих адресную
социальную поддержку, и к переходу семьи на самообеспечение.
     3. 6.  Внедрение конкурсных механизмов  расходования бюджетных
средств при предоставлении социальных услуг.


     4. Приоритетные  направления,  виды  и формы оказания адресной
социальной  поддержки населения в муниципальном  образовании "Город
Магадан"

     Под  адресной  социальной поддержкой населения подразумевается
весь  комплекс  мероприятий,  осуществляемых мэрией г. Магадана, ее
структурными     подразделениями,    службами,    учреждениями    и
организациями  в  интересах  малоимущих семей и одиноко проживающих
граждан с учетом оценки их нуждаемости.
     В   современной   экономической   ситуации   при   составлении
муниципальной  Программы  адресной  социальной поддержки  считаются
приоритетными   по  финансированию  следующие  направления  и  виды
социальной помощи:
     в  области  предоставления  социальных  гарантий на жилищные и
коммунальные  услуги  -  субсидии  на  оплату жилья и  коммунальных
услуг;
     в  области  поддержания нуждающихся граждан (малоимущих семей)
питанием  на  уровне не ниже установленной административной границы
бедности  - бесплатное питание школьников из малообеспеченных семей
в  учебный  период,  натуральная помощь в виде продуктовых наборов,
бесплатное  питание  в  социальных  столовых, бесплатное и льготное
молочное питание детям 1-го и 2-го года жизни.
     Виды   адресной   социальной  поддержки,  которые  планируется
предоставлять  на  территории  муниципального  образования   "Город
Магадан":
     социальные выплаты,
     натуральная помощь,
     субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг,
     бесплатные  социальные  услуги  для  малоимущих  граждан  (для
граждан,  имеющих  среднедушевые  доходы  семьи  выше установленной
границы   бедности,   данные  услуги  оказываются  на  платной  или
частично платной основе в порядке, утверждаемом городской Думой).


     5. Основные  направления  развития системы адресной социальной
поддержки населения в муниципальном образовании "Город Магадан"

     1)   Совершенствование   нормативно-правового   обеспечения  и
формирование  единой  правовой  базы  для  функционирования органов
социальной  защиты  населения  в  системе  адресного предоставления
социальной помощи.
     2)  Унификация  процедур предоставления различных видов и форм
адресной   социальной  поддержки,  оказываемой  населению  за  счет
средств  местного  бюджета.  
     3)   Совершенствование   организационной   структуры   системы
предоставления  адресной  социальной  помощи  (создание  городского
Центра социальных выплат).
     4)   Информационное   и   материально-техническое  обеспечение
деятельности   социальных   служб   по   адресному   предоставлению
социальной   помощи  (создание  единой  базы  данных  о  социальных
клиентах, компьютерное обеспечение рабочих мест специалистов).
     5)  Кадровая подготовка специалистов по использованию методики
адресного предоставления социальной помощи.


     6. Этапы  развития  адресной социальной  поддержки населения в
муниципальном образовании "Город Магадан".

     На  первом этапе совершенствования системы адресной социальной
помощи  в муниципальном образовании "Город Магадан"  предполагается
осуществить следующие мероприятия.
     1)  В  условиях  развивающейся  социальной  реформы,  идущей в
направлении  перевода  универсальных  бесплатных  услуг  и  льгот в
адресные   денежные  выплаты,  отработать  технологию  перехода  от
модели   предоставления   муниципальных  льгот  на  транспортные  и
бытовые   услуги   к  модели  адресных  социальных  выплат  в  виде
фиксированного  пособия по нуждаемости в городе Магадане. Принять в
этой  связи  постановление  мэра  г.  Магадана  о переводе льгот по
бесплатному  проезду  на  городском пассажирском транспорте и льгот
по  бытовым  услугам, предоставляемых населению из средств местного
бюджета, в адресные социальные выплаты.
     2)  В  связи  с  ограниченностью  бюджетных  средств,  которые
администрация   города   может   выделить   на  программы  адресной
социальной    поддержки    населения,    ежегодно,    с   принятием
муниципального  бюджета,  устанавливать  постановлением мэра города
Магадана    административную    границу    бедности    -   величину
среднедушевых  доходов  семьи  (одиноко  проживающего  гражданина),
позволяющую  семье  (одиноко проживающему гражданину) участвовать в
программах адресной социальной поддержки населения.
     3)   В   целях   совершенствования  организационной  структуры
системы  социальной защиты и поэтапного перевода социальных служб в
модель  работы  по  принципу  "одно-окно"  создать  городской Центр
социальных   выплат,   объединив  на  его  площади  все  социальные
выплаты,   предоставляемые   населению   города  в  соответствии  с
федеральным    законодательством,   областными   и   муниципальными
нормативными  актами.  Принять  постановление  мэра  г.  Магадана о
создании городского Центра социальных выплат.
     4)  В  целях  укрепления  материально-технического обеспечения
органов   социальной   защиты   населения  г.  Магадана  приобрести
компьютеры   и  оргтехнику  для  формирования  единой  базы  данных
социальных клиентов на территории муниципального образования.
     5)  В  связи  с  необходимостью поддержания создающейся единой
базы  данных о социальных клиентах в актуальном режиме осуществлять
планомерный  обмен  информацией о социальных клиентах на территории
города.  Принять постановление мэра города об обмене информацией по
социальным нуждам на территории города Магадана.
     6)   В   целях   повышения   квалификации   персонала  органов
социальной  защиты обучить указанных специалистов навыкам  работы в
системе адресной социальной поддержки:
     -  с  единой формой заявления на оказание  адресной социальной
поддержки,
     - по использованию единой базы данных о социальных клиентах,
     -  по  составлению  индивидуального плана социальной поддержки
малоимущей семьи (одиноко проживающего гражданина),
     -  по установлению договорных отношений  с социальным клиентом
и осуществлению контроля исполнения договоров.
     7)  В  целях развития новых форм адресной социальной поддержки
и   привлечения   благотворительных  организаций  к  инвестированию
социальных программ организовать конкурс малых грантов.
     На   следующих   этапах   планируется   осуществить  следующие
мероприятия.
     1)   Сократить   предоставление   социальной   помощи  в  виде
безусловных   категориальных   льгот,  осуществляемых  из  местного
бюджета.
     2)   Ввести   в   действие   дифференцированное   пособие   по
нуждаемости,   которое   позволит   вывести   малоимущие  семьи  из
состояния бедности.
     3)  В  целях  снижения  риска  роста социального иждивенчества
ввести  в  практику работы органов социальной защиты индивидуальные
планы  социальной  поддержки малоимущей семьи (одиноко проживающего
гражданина)  и  договорных  отношений  с гражданами трудоспособного
возраста,  которым  предоставляется  социальная поддержка в связи с
трудной    жизненной   ситуацией   (за   исключением   чрезвычайных
обстоятельств).
     4)   Развивать   демократические  формы  участия  населения  в
процессе  принятия  решений по совершенствованию адресных принципов
предоставления   социальной   поддержки  -  проводить  общественные
слушания по разработке новых адресных социальных программ.
     5)  Развивать  конкурсные  механизмы  в системе предоставления
адресной  социальной  поддержки  через внедрение социального заказа
на различные виды социальных услуг.


     Глава муниципального образования "Город Магадан"  Н.Б.КАРПЕНКО


Информация по документу
Читайте также