Расширенный поиск

Решение Думы г. Магадана от 29.04.2005 № 68-Д

МАГАДАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2005 г. N 68-Д

 

О ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МАГАДАНЕ" НА 2002-2003 ГОДЫ

 

Заслушав и обсудив отчет о выполнении Целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане" на 2002-2003 годы, утвержденной Решением Магаданской городской Думы от 09.04.2002 N 6-Д, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 18 Закона Магаданской области от 19.02.1996 N 4-ОЗ "О местном самоуправлении в Магаданской области", на основании п. 4 и п. 8 ст. 31 Устава муниципального образования "Город Магадан", руководствуясь ч. 6 ст. 28 и ст. 36 Устава муниципального образования, Магаданская городская Дума решила:

 

1. Утвердить отчет о выполнении Целевой программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане" на 2002-2003 годы, согласно Приложению.

 

2. С учетом итогов выполнения указанной Целевой программы предложить комитету экономического развития мэрии города Магадана (Светченко А.Е.) в первом полугодии 2005 года разработать и представить на утверждение в Магаданскую городскую Думу Целевую программу "Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане" на 2005-2006 годы.

 

3. Руководство исполнением пункта 2 данного Решения возложить на руководителя комитета экономического развития мэрии Светченко А.Е.

 

4. Опубликовать (обнародовать) настоящее Решение в городских средствах массовой информации.

 

Глава муниципального образования

"Город Магадан"

В.П.ПЕЧЕНЫЙ

 

 

 

 

 

Приложение

к Решению

Магаданской городской Думы

от 29 апреля 2005 года N 68-Д

 

ОТЧЕТ

О ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МАГАДАНЕ" НА 2002-2003 ГОДЫ

 

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ МАГАДАНЕ

 

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное существование и развитие различных форм собственности, различных секторов внутри каждой формы собственности. Сектор частного предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом развитого, социально ориентированного рыночного общества, без которого это общество в принципе не может нормально существовать и развиваться.

Для функционирования малого предпринимательства в городе Магадане имеются все необходимые предпосылки: природные условия, кадровый потенциал, финансовые ресурсы.

Решением Магаданской Городской Думы от 09.04.2002 N 6-Д была утверждена Городская целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства", направленная на обеспечение устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства как основного компонента рыночной экономики - важнейшего инструмента создания рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения местного бюджета, развития конкуренции.

По данным Магаданского областного комитета государственной статистики сектор малого бизнеса г. Магадана к началу 2004 года включал 1169 субъектов. В расчете на тысячу жителей города приходилось порядка 11-ти малых предприятий.

Индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, по результатам передачи регистрационных дел в налоговые органы, зарегистрировано 12206. Однако число реально работающих предпринимателей составляет порядка 6000 человек.

Финансовый результат деятельности малого бизнеса оказался благоприятным. По итогам 2003 года получена прибыль в размере 375,8 млн. руб. Положительный финансовый результат определила прибыль предприятий торговли, строительства и промышленности. Причем, на предприятия оптовой торговли пришлось 42% прибыли малых предприятий.

Промышленные предприятия города, в отличие от 2002 года, когда финансовый результат составил 278 млн. рублей убытка, 2003 год закончили с прибылью в 23,6 млн. рублей.

Предприятия морского транспорта завершили 2003 год с убытками. Отрицательный сальдированный результат отмечен в таких отраслях как "непроизводственные виды бытового обслуживания", "операции с недвижимостью", "народное образование".

Отраслевая структура малого бизнеса практически не меняется. Как и раньше, более выражена сфера производства услуг. Так, в 2003 году:

- в сфере торговли, снабжения и общественного питания работали 38% малых предприятий, что на 5% меньше, чем в 2002 году;

- удельный вес производственных малых предприятий составил 35% от общего количества малых предприятий; в цветной металлургии и пищевой промышленности - по 28%; в машиностроении - 22%;

- каждое седьмое малое предприятие оказывало транспортные услуги и услуги связи; каждое восьмое - занималось строительством.

Все предприятия малого бизнеса относятся к негосударственному сектору, основной формой собственности для них является частная - 97% от общего количества предприятий.

Одним из показателей эффективности малого бизнеса является создание новых рабочих мест. На малых предприятиях города в 2003 году число работающих составило 6,6 тыс. человек:

 

Материальное производство     

   180

   2,7%

Социальное обеспечение        

   222

   3,4%

Транспорт                     

   620

   9,4%

Прочие                        

   752

  11,4%

Строительство                 

  1036

  15,7%

Торговля и общественное питание

  1742

  26,4%

Промышленность                

  2043

  31,0%

Численность всего             

  6595

 100,0%

 

В течение двух последних лет численность списочного состава всех малых предприятий уменьшилась на 18%. Но уменьшение численности - это общая тенденция на предприятиях города.

Удельный вес работавших на малых предприятиях в общей численности работников предприятий и организаций города (без учета совместителей и договорников) в 2003 году составил 14%.

Наибольшее число работающих сосредоточено на промышленных предприятиях, их доля в общем числе составила 31%. На предприятиях торговли и общественного питания было занято 26% общей численности работающих в малом бизнесе, в строительных организациях - 16%.

Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях в 2003 году составила 6624 руб. в месяц, против 9958 руб. на крупных и средних предприятиях города. В отдельных отраслях экономики различия в заработной плате существенны.

 

,

    Малые предприятия                                                     

<$

    Крупные и средние предприятия                                         

<,$

     1. Промышленность              5. МТС и сбыт                         

     <$

     2. Транспорт                   6. Общая коммерческая  деятельность  по

     $обеспечению функционирования рынка    

     3. Строительство                                                     

     <$

     4. Торговля                    7. Геология                           

     4

 

Так, в промышленности, в сфере торговли и общественного питания среднемесячная заработная плата почти вдвое ниже, чем на крупных и средних предприятиях. В геологии, здравоохранении, образовании, науке работники малого бизнеса получают значительно больше своих коллег на крупных предприятиях.

Основу производственной деятельности малых предприятий составляет производство любой направленности (материальное, интеллектуальное, творческое). Это означает, что наш предприниматель, используя собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции, услуг, информации для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

В 2003 году малыми предприятиями было произведено товаров и услуг на 3032,3 млн. рублей или 28% выпуска всех предприятий города. То есть 14% работников, занятых в сфере малого бизнеса, произвели 28% всего объема выпускаемой продукции. И это также доказывает эффективность деятельности данного сегмента рынка.

Доля основного вида деятельности в структуре выпуска продукции (работ, услуг) малых предприятий в 2003 году составила 85,8%, против 90,6% - на крупных и средних. Так, по видам деятельности соответственно:

- в промышленности - 95,5% против 97,6%;

- на транспорте - 95,3% против 88,3%;

- в строительстве - 70,5% против 97%;

- в торговле - 81,6% против 58,6%.

Несколько изменилась отраслевая структура выпуска продукции и услуг предприятиями малого бизнеса. По сравнению с 2002 годом уменьшился удельный вес транспорта, геологии, информационно-вычислительного обслуживания. Одновременно возросла доля промышленности, строительства, торговли.

В 2003 году в структуре производства по основному виду деятельности малых предприятий 25% составляет валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 30% - промышленная продукция, 16% - объем произведенных строительных работ.

Анализ отраслевой структуры субъектов малого предпринимательства позволяет сделать вывод о том, что промышленность становится все менее привлекательной сферой деятельности для малых предприятий, хотя их доля довольно высока. Все большее распространение в последние годы получает торговля и строительство.

Преобладающими видами промышленной деятельности в малом бизнесе стали золотодобыча (58 малых предприятий цветной металлургии зарегистрированы в городе), вылов рыбы и переработка рыбной продукции - составила соответственно 50% и 19% в объеме промышленного производства малых предприятий города.

В машиностроении и металлообработке малые предприятия занимаются ремонтом горно-шахтного и горного оборудования, производят запчасти к буровым установкам, осуществляют ремонт морских судов.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности производится мебель. Малыми предприятиями отрасли строительных материалов выпускается цемент (22,2 тонны), сборный железобетон (0,6 тыс. куб. м).

В пищевой промышленности большая роль принадлежит организациям малого бизнеса, осуществляющим добычу и переработку рыбы и морепродуктов. Наравне с крупными и средними предприятиями, малые предприятия рыбной отрасли осуществляют вылов сельди, горбуши, кеты, минтая, а также трубача и краба, морозят рыбу, производят филе, икру, солят и коптят рыбу. В 2003 году ими добыто 17 тыс. тонн рыбы и морепродуктов (36% добычи предприятий города), произведено 8 тыс. тонн товарной пищевой рыбной продукции (25%).

Предприятиями малого бизнеса произведено также 130 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, что составляет 3% от общего выпуска в городе, 41 тонна кондитерских изделий (19%), 180 тонн мясных полуфабрикатов (100%), 392 тонны колбасных изделий (97%).

Преобладающим видом деятельности торговых предприятий является оптовая торговля. В 2003 году объем оптовой продажи товаров малыми предприятиями составил 5450 млн. рублей - 60% оборота оптовой торговли города.

Субъекты малого предпринимательства розничной торговли обеспечивают около 70% розничного товарооборота города.

В 2003 году малыми предприятиями оказано платных услуг населению (включая НДС) на 458 млн. руб. или 18% в объеме платных услуг.

Предприятия непродовольственного направления выпускают ювелирные и швейные изделия, оказывают услуги непроизводственного характера.

В сельскохозяйственной отрасли осуществляли экономическую деятельность 13 малых предприятий, что составляет 1% от числа действующих малых предприятий. Из предприятий растениеводства фактически осуществляло экономическую деятельность только одно. Им было выращено 115 тонн картофеля, что меньше на 19 тонн - в 2001 году, на 5 тонн - 2002 году.

Проводимая в городе аграрная политика построена на договорных отношениях, на конкурсных началах между мэрией города и сельскохозяйственными производителями.

Муниципальный заказ на поставку качественной продукции в детские сады, учреждения образования и здравоохранения позволяет не только сохранить хозяйства, но и решать важные социальные задачи. На основе муниципального заказа мэрия поддерживает эффективные хозяйства, гарантирует сбыт продукции, сохранение рабочих мест и замещает ввоз импортных продуктов питания. И здесь город не ограничивает себя границами муниципального образования. При поддержке выгодных проектов развивается сотрудничество магаданцев с сельхозпроизводителями Ольского и Хасынского районов.

В городе имеется потенциал для развития сельского хозяйства - это развитие личных подсобных хозяйств. Каждый второй житель города занят выращиванием овощей, плодово-ягодных культур.

Малые предприятия города оказывают населению туристско-экскурсионные, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, ремонтируют и шьют одежду и обувь, занимаются ремонтом бытовых приборов и радиоэлектронной аппаратуры, оказывают услуги в области фотографии, осуществляют техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, перевозят грузы и пассажиров.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что малые предприятия успешно работают в сферах торговли, общественного питания, строительства, транспорта. В своих структурах объединяют все более широкие слои населения, решая тем самым проблему занятости населения при общем кризисном состоянии многих предприятий.

Но в своей деятельности малое предпринимательство города сталкивается с серьезными трудностями, среди которых:

- недостаточность собственных финансовых средств и сложность получения кредита: высокие процентные ставки, отсутствие залога, неразвитость системы государственных гарантий, препятствующие реализации инвестиционных проектов за счет кредитов банков;

- все еще существующие, так называемые, "административные барьеры", которые затрудняют развитие предприятий малого бизнеса, обедняя тем самым бюджет города.

 

Для практического воплощения позитивных изменений и более реальных изменений в структуре малого бизнеса, увеличения вклада в экономическую и социальную сферы города требуется создание единой системы поддержки малого бизнеса на местном уровне, стимулирующей частную инициативу граждан, включающую в себя создание четкой нормативно-правовой базы, разработку механизмов снижения административных барьеров, льготное налогообложение, облегчение доступа к финансовым ресурсам и аренде помещений, подготовку квалифицированных кадров.

 

II. СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ГОРОДЕ МАГАДАНЕ

 

В целях создания благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий и повышения эффективности мер по поддержке предпринимательства на территории города Магадана Решением Магаданской городской Думы от 9 апреля 2002 года N 6-Д была принята Целевая программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане" на 2002-2003 годы, которая является составной частью Программы социально-экономического развития г. Магадана.

Программа состоит из 6 разделов, каждый из которых включает ряд мероприятий по поддержке малого бизнеса.

 

Раздел 1. СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

В ходе исполнения программных мероприятий:

Постановлением мэра г. Магадана от 12.02.2002 N 338 "О мерах по устранению административных барьеров в сфере организации и осуществления предпринимательской деятельности на территории города Магадана" утверждены Положение и состав рабочей группы по устранению административных барьеров в сфере малого бизнеса. Рабочей группой были внесены предложения по устранению административных барьеров, на основе которых разработан план мероприятий по дальнейшей работе;

- Постановлением мэра г. Магадана от 13.03.2002 N 521 "О Совете по предпринимательству при мэре города Магадана" утверждены Положение и состав Совета по предпринимательству при мэре г. Магадана.

Деятельность рабочей группы и Совета перекрещивалась, практически дублировала друг друга. Поэтому было принято решение об утверждении новой структуры, которая будет заниматься решением вопросов поддержки предпринимательства и устранения административных барьеров в этой сфере. На сегодняшний день разработан проект данной структуры, которая в ходе своей деятельности будет сотрудничать с Международной Финансовой Корпорацией (МФК) по исполнению рекомендаций, выработанных в процессе проведения исследования "Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации".

В рамках Программы подготовлен ряд предложений и замечаний в адрес областных программ поддержки малого предпринимательства, утвержденных Законами Магаданской области от 28.11.2001 N 210-ОЗ, от 25.04.2004 N 446-ОЗ. Дана их экспертная оценка, а также подготовлены предложения по изменению и дополнению некоторых статей Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" N 88-ФЗ от 14.06.1995.

Работа в этом направлении будет продолжаться и дальше при разработке проектов региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса в городе и области.

Постоянно анализируя деятельность субъектов малого предпринимательства, стараясь найти причины, мешающие более эффективному притоку инвестиций на рынок Магадана, мэрия города совместно с Международной Финансовой Корпорацией IFC с октября 2002 года приступила к осуществлению на территории областного центра исследования "Административные барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации".

Цель данной работы - исследование административных барьеров на пути инвестиций в г. Магадане и помощь в их преодолении. Это первый опыт работы Международной Финансовой Корпорации по исследованию административных барьеров на территории муниципального образования.

Содержание работы заключалось в изучении процедур, которые необходимо пройти рядовому инвестору (иностранному или отечественному) для оформления своей инвестиции, а также текущих взаимоотношений предпринимателей с различными государственными органами в ходе осуществления повседневной хозяйственной деятельности, включая отчетную документацию, все необходимые процедуры, сроки их прохождения с указанием стоимости.

Данная работа состояла из нескольких этапов, достаточно длительных по времени и разнообразных по форме проведения. Исследование осуществлялось не только среди представителей бизнеса нашего города, но и среди руководителей федеральных, территориальных и муниципальных учреждений и организаций, предоставляющих различного рода услуги субъектам малого предпринимательства.

На сегодняшний день завершился третий этап исследования, в результате которого составлен перечень основных проблем и препятствий, мешающих развитию малого бизнеса в нашем городе, а также был выработан ряд предложений для составления плана действий - отправной точки для разработки мероприятий, направленных на снижение административных барьеров на территории города Магадана.

Результаты всего проекта исследования будут представлены в виде развернутого отчета, содержащего рекомендации по оптимизации существующих процедур в сфере малого бизнеса и по оздоровлению инвестиционного климата в нашем регионе. Изучив эти рекомендации, будут разработаны проекты нормативно-правовых актов по снижению административных барьеров в сфере малого предпринимательства на территории г. Магадана.

В рамках выполнения программных мероприятий, направленных на снижение административных барьеров, комитетом экономического развития мэрии города совместно с Северо-восточным управлением Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ проведена кропотливая работа по изучению положения в сфере малого бизнеса нашего города, сбору материала и составлению:

- реестра организаций и учреждений, предоставляющих отчетную и разрешительную документацию для предприятий малого бизнеса в сфере строительства (цель работы - ускорение и упрощение процедур, связанных с получением всевозможных разрешений и согласований в сфере строительства для субъектов малого бизнеса);

- перечня организаций и учреждений федерального и местного уровней, предоставляющих платные услуги предпринимателям, с выделением в отдельную строку стоимости услуги и ее нормативно-правового обоснования (цель работы - выяснение обоснованности взимания платы федеральными и муниципальными учреждениями за предоставляемые услуги, а также упрощение условий деятельности малых предприятий, в том числе и в плане оплаты стоимости различных услуг, предоставляемых субъектам малого бизнеса).

Для этих же целей, комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Магадана ведется Реестр муниципального недвижимого имущества, в т.ч. предоставленного в аренду субъектам малого бизнеса. При заключении договоров аренды, размер арендной платы устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

 

Раздел 2. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Объем инвестиций в основной капитал малых предприятий города в 2003 году составил 78,7 млн. руб. (2002 - 81 млн. руб.), что составляет 9% объема всех инвестиций в основной капитал города. Следует отметить, что так же, как и в прошлом году, большая часть субъектов малого бизнеса не осуществляла крупных инвестиций в основной капитал из-за высокой стоимости кредитования и нестабильной экономической ситуации. Наибольший удельный вес в общем объеме составляют инвестиции торговых организаций - 40%, строительных - 37%. Удельный вес остальных отраслей экономики незначителен.

В 2003 году банковским сектором города произведено кредитование субъектов малого бизнеса на сумму 475 млн. рублей с учетом торгово-закупочной деятельности.

Представителям малого бизнеса оказывалась практическая помощь по составлению технико-экономических обоснований собственного дела для последующего получения банковского кредита.

Проводились встречи и беседы с представителями малого бизнеса и банковскими служащими по вопросам возможности получения кредита малыми предприятиями и предпринимателями; оказывалась практическая помощь банковским структурам по поиску клиентов среди субъектов малого бизнеса.

Дополнительным катализатором экономического роста, поддержания стабильной деятельности малых и средних предприятий является муниципальный заказ. Малые предприятия привлекаются к выполнению муниципальных заказов на конкурсной основе.

 

                 Виды конкурсов                 

 2002 

  год 

  2003 

  год  

Абсолют-

  ное  

отклоне-

  ние  

Открытый конкурс                                

      7

      28

в 4 раза

Закрытый конкурс                                

      3

       8

в 3 раза

Запрос ценовых котировок                        

      -

       9

в 9 раз

Закупка у единственного источника               

      1

       9

в 9 раз

ВСЕГО КОНКУРСОВ                                 

     11

      54

в 6 раз

Несостоявшиеся конкурсы, шт.                    

      -

       6

в 6 раз

Проведено  закупок   методом   запроса    ценовых

котировок    на   предприятиях,    в  структурных

подразделениях мэрии г. Магадана, шт.           

 

 

      -

 

 

     135

 

 

в 14 раз

Количество  претендентов,  подавших   заявки   на

участие в конкурсах (закупках), чел.            

 

     51

 

     213

 

в 4 раза

Количество  участников,  победивших  в конкурсах,

чел.                                            

 

     30

 

     106

 

в 4 раза

Сумма бюджетного финансирования, (тыс. руб.)    

ВСЕГО                                           

 

52863,7

 

674680,0

 

в 12 раз

 

Интерес предпринимателей города в получении муниципальных заказов постоянно растет. В конкурсах на выполнение капитального ремонта объектов бюджетной сферы и жилого фонда в 2002 году приняло участие 11 претендентов, в 2003 г. - 39 претендентов, что в 3,5 раза больше.

 

Раздел 3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

 

На территории города действует сеть объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, взаимодействующих с органами местного самоуправления в данном направлении, в том числе:

- общественные объединения предпринимателей (Союз товаропроизводителей и предпринимателей "Северо-восток", Союз производительных сил "Деловая Колыма"). В 2003 году созданы Магаданская областная Ассоциация развития малого предпринимательства (Саяхов И.А.), Магаданская областная общественная организация "Предприниматель" (Кандыбко А.Д.);

- информационно-аналитический центр (РТФА "Тихий Океан");

- бизнес-центры (Российско-Американский учебный центр бизнеса, Магаданская программа развития бизнеса на Дальнем Востоке России - Международная Финансовая Корпорация);

- Магаданская торгово-промышленная палата (центр правовой экономической информации);

- Северо-восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое проводит государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, на рынках финансовых услуг.

Сеть инфраструктуры предоставляет предпринимателям информационные, консультативные и услуги по обучению. Налаживается сотрудничество органов местного самоуправления со всеми элементами инфраструктуры, что способствует эффективному развитию субъектов малого бизнеса в городе, а значит городской экономики в целом.

Так, Магаданская торгово-промышленная палата предоставляет информацию о местных предприятиях и их продукции, оказывает содействие в организации встреч с деловыми людьми города Магадана, консультирует по юридическим вопросам. В 2002-2003 годах проведено более 20 встреч по вопросам организации и развития бизнеса, нахождения партнеров на российском и международном рынках. Мэрия города совместно с Магаданской торгово-промышленной палатой планирует проведение ряда мероприятий, таких как семинары, конкурсы, ярмарки-выставки, направленные на создание положительного имиджа предпринимателя, изучение положительного опыта субъектов малого предпринимательства регионов России на внешнеэкономическом рынке и его применение на практике в г. Магадане.

Российско-Американский учебный центр бизнеса оказывает образовательные (35 мероприятий за 2002-2003 годы) и консультационные услуги (более 55 платных консультаций за указанный период) в сфере поддержки малого и среднего бизнеса.

Положительной оценки заслуживает совместная деятельность Российско-Американского учебного центра бизнеса (РАУЦБ) с молодежными организациями и учебными заведениями города по пропаганде и обучению основам малого предпринимательства молодежи и школьников.

Международная финансовая корпорация (IFC) оказывает техническое содействие субъектам малого предпринимательства горнодобывающей отрасли и предприятиям - поставщикам товаров и услуг для крупнейших горнодобывающих предприятий области.

В IV квартале 2003 года подписано Соглашение о намерениях между мэрией города Магадана и Международной Финансовой Корпорацией о совместной работе по оказанию консультативной помощи начинающим предпринимателям путем подбора и публикации на информационном сервере мэрии г. Магадана вспомогательных материалов и информации, издания информационных брошюр по основным вопросам организации собственного дела. Так, в рамках реализации проекта Международной Финансовой Корпорацией IFC развития бизнеса на Дальнем Востоке России при поддержке Канадского Агентства Международного Развития (СIDA) издан информационный сборник в помощь предпринимателю "Как составить бизнес-план", который бесплатно выдается предпринимателям, которые обращаются за консультацией по составлению бизнес-планов в комитет экономического развития мэрии города или отделение Международной Финансовой Корпорации IFC.

Магаданская областная Ассоциация развития малого предпринимательства предоставляет услуги по решению юридических вопросов, по заполнению отчетной документации, осуществляет представительство интересов и защиту законных прав предпринимателей, взаимодействует с муниципальным властями по вопросам, касающимся поддержки малого бизнеса в нашем городе.

 

Раздел 4. ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

 

С целью исполнения мероприятий данного раздела Программы в КУМИ мэрии г. Магадана создан и ведется банк высвобождаемых и неиспользуемых объектов и помещений на территории г. Магадана.

Кроме того, в 2002 году при участии Северо-восточного территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства создана полная федеральная, региональная и муниципальная нормативная правовая база, регулирующая вопросы малого предпринимательства, инвестиционной деятельности и вопросы налогообложения. При обращениях предпринимателям дается юридическая консультация по различным вопросам организации и ведения собственного бизнеса.

Программой был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на оздоровление инвестиционного климата в нашем городе. Работа в этом направлении проводится в тесном сотрудничестве с Российско-американским центром бизнеса RABEC.

Так, был сформирован перечень инвестиционных проектов города, которые предполагают развитие, как производственной сферы экономики города, так и развитие сектора услуг. Перечень включает 74 проекта.

С целью проведения в будущем международной инвестиционной ярмарки ведется работа по формированию и уточнению списка инвестиционных проектов по основным направлениям предпринимательской деятельности, имеющим приоритетное значение для экономики города. В 2001-2003 годах в центр бизнеса для рассмотрения были представлены 24 проекта, направленных на развитие сферы услуг г. Магадана. Некоторые из этих проектов предприниматели начали осуществлять за счет собственных средств. Наиболее интересные и значимые представлены в инвестиционном профиле в Интернете.

Проект инвестиционного профиля г. Магадана с учетом территории округов разработан во II квартале 2002 года. Основным разработчиком профиля явился комитет экономического развития мэрии г. Магадана. В его разработке также принимали участие информационно-аналитический центр, отдел сельского хозяйства и продовольствия, отдел торговли, местной промышленности и потребительских услуг, управление архитектуры и градостроительства мэрии г. Магадана, администрации округов, торгово-промышленная палата, российско-американский центр бизнеса, союз предпринимателей "Деловая Колыма".

Инвестиционный профиль г. Магадана представлен в виде комплексного информационного бюллетеня, включающего данные о ресурсах города, его экономике, приводится величина основных предпринимательских издержек, содержится характеристика местной нормативной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, перечень наиболее значимых проектов. Инвестиционный профиль рассчитан на привлечение капиталов потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Он размещен в Интернете на городском информационном сервере.

Представленный вариант инвестиционного профиля г. Магадана 2002 года несколько отличается от варианта 2001 года по структуре, логике анализа и изложению материала. В настоящее время разработан инвестиционный профиль г. Магадана - 2003 г., который размещен на страницах информационного сервера мэрии г. Магадана.

Для выработки единой политики по поддержке субъектов малого бизнеса, решения аналитических задач по выявлению перспектив и тенденций развития малого предпринимательства в г. Магадане, в 3 квартале 2002 года был организован учет субъектов малого бизнеса г. Магадана, согласованный с Магаданским областным комитетом государственной статистики. Вскоре работа в данном направлении будет продолжена с Межрайонной ИФНС России N 1 по Магаданской области.

 

Раздел 5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

Большая работа проводится Центром занятости населения г. Магадана по обучению отдельных категорий граждан, подлежащих высвобождению с предприятий, а также молодежи и женщин основам ведения предпринимательской деятельности и организации своего дела.

Так, в 2002 году на профессиональное обучение направлен 91 безработный гражданин. Из общего числа профессий, по которым было организовано обучение, по двум обучение проводилось с целью дальнейшей организации предпринимательской деятельности. Это такие как "Водитель автотранспортных средств категории "В" и "Продавец с изучением менеджмента и маркетинга".

В 2003 году по договору трехстороннего соглашения между городским центром занятости, учебным центром Департамента ФГСЗН и Российско-американским центром бизнеса на обучение по курсу "Основы предпринимательской деятельности" направлено 11 человек, состоящих на учете в Центре занятости.

Работа по обучению основам предпринимательской деятельности проводится и Российско-американским учебным центром бизнеса. Так, в 2002-2003 годах РАУЦБ проведено 35 учебных мероприятий, в том числе семинаров, серий тренингов, лекций для руководителей предприятий малого бизнеса и всех желающих. В этих мероприятиях приняло участие 662 человека. Занятия проводились специалистами США (Фонд им. Маршака, г. Москва).

С целью исследования процессов, происходящих в малом бизнесе, и пропаганды малого предпринимательства проводится совместная работа со студентами ВУЗов города.

Так, в комитете экономического развития мэрии проходили стажировку студенты СМУ г. Магадана факультета "менеджмента, экономики и финансов" (специальность - государственное и муниципальное управление) по сбору материала для дипломной работы:

- в 2002 году - Рыжикова И.А. по теме: "Деятельность органов местного самоуправления по поддержке малого бизнеса (на примере г. Магадана, как областного центра)";

- в 2003 году - Тарасенко В.Б. по теме: "Проблемы устранения административных барьеров в предпринимательской деятельности по г. Магадану".

Дипломные работы - первый опыт студентов в понимании и анализе процессов, протекающих в малом бизнесе в нашем регионе и в городе в частности. В них представлен развернутый анализ состояния малого бизнеса в г. Магадане, сформулированы возможные шаги, направленные на снижение административных барьеров и поддержку малого предпринимательства в нашем городе.

С сентября 2002 года открыта и осуществляет свою работу Общественная приемная для предпринимателей (РАУЦБ), которая оказывает юридические консультации предпринимателям, предоставляет услуги по составлению бизнес-планов, по поиску зарубежных партнеров, консультирует по вопросам открытия и регистрации своего предприятия. За период существования приемной ее услугами воспользовались более 80 представителей малого бизнеса.

В 2002-2003 годах для специалистов мэрии г. Магадана было проведено 6 обучающих семинаров по вопросам поддержки малого бизнеса.

 

Раздел 6. ПОДДЕРЖКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

В рамках содействия во внешнеэкономической деятельности субъектам малого предпринимательства Магадана российско-американским учебным центром бизнеса осуществляется предоставление услуг по поиску зарубежных партнеров для российских предпринимателей, в том числе для грантовых проектов. Программа обучения "Управление малым бизнесом", проводимая на Аляске, как второй этап обучения для лучших выпускников курса "Планирование бизнеса и менеджмент", также дает возможность поиска и контактов с потенциальными зарубежными партнерами.

В 2002-2003 годах по данной Программе на Аляске прошли обучение 19 человек.

Городской целевой программой "Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане" на 2002-2003 годы запланировано 32 мероприятия, из которых выполнено - 28, не выполнено - 4.

Невыполненными остались те мероприятия Программы, осуществление которых противоречило бы несколько измененному курсу государственной политики в сфере поддержки малого бизнеса или же требовало значительных бюджетных затрат. Так, не разработано Положение о предоставлении субъектам малого предпринимательства г. Магадана льгот при осуществлении сделок с муниципальным имуществом. Это произошло в свете изменения политики государства по поддержке малого бизнеса, когда необходимо прекратить практику предоставления необоснованных льгот отдельным субъектам малого предпринимательства. К такому же мнению приходит большая часть предпринимательских кругов нашего города, считая, что "льготы для субъектов малого бизнеса необходимо отменить ..., только при единых для всех правилах возможна честная игра и развитие конкурентной среды".

Из-за отсутствия в бюджете города средств для этих целей, не был создан Магаданский городской Фонд поддержки предпринимательства, не практиковалась работа по выделению кредитов под проекты субъектов малого предпринимательства.

Также не проводилось обучение неработающих граждан и граждан, подлежащих высвобождению с предприятий, основам предпринимательской деятельности, из-за отсутствия таковых (по данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Магаданской области).

 

Однако, реализуя мероприятия Программы, все-таки удалось:

- организовать информационную поддержку малого бизнеса;

- повысить степень доступности необходимых услуг субъектам малого предпринимательства на территории города;

- повысить интерес и привлечь к участию в конкурсах на выполнение муниципальных заказов субъектов малого предпринимательства;

- наметить пути формирования инвестиционной политики в сфере малого предпринимательства;

- начать налаживание сотрудничества с организациями, занимающимися поддержкой малого бизнеса в г. Магадане, и предпринять попытку координации их работы.

 

Несмотря на ряд принятых мер в сфере поддержки малого бизнеса, очевидно, что ситуация в этом секторе экономики остается достаточно сложной. К сожалению, мероприятия Программы приобретают декларативный характер из-за недостатка серьезной финансовой поддержки.

Как показали исследования, большое число предпринимателей города оценивают свои достижения как неадекватные прилагаемым усилиям, отмечают наличие препятствий, которые не только затрудняют ведение бизнеса, держат предприятия на грани выживания, но и несут определенный риск развития бизнеса. Риск заключается в том, что существует прямая зависимость: чем успешнее развивается предприятие, тем больше следует проверок и взысканий со стороны контролирующих органов. Таким образом, малые предприятия и индивидуальные предприниматели делают вывод о том, что в г. Магадане легче работать начинающим предприятиям, не выгодно развиваться, хорошо работать.

Для устранения таких препятствий необходимо в корне менять федеральное законодательство, регламентирующее поддержку малого бизнеса, а за ним менять и местные нормативно-правовые акты в этой сфере. А пока такого не произошло, то предприятиям малого и среднего бизнеса нужно оказывать серьезную финансовую поддержку именно на этапе наращивания производства. Так, финансовая помощь необходима уже существующим предприятиям агропромышленного комплекса, прежде всего крестьянско-фермерским хозяйствам; местным предприятиям производственной сферы и предприятиям туристического бизнеса.

 

Подводя итоги работы, проделанной в 2002-2003 годах в сфере поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан", проанализировав исполнение мероприятий Программы и причины невозможности исполнения некоторых из них, можно выделить приоритетные задачи и направления по поддержке малого предпринимательства в городе Магадане на 2005-2006 годы:

- предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

- дальнейшее развитие информационной поддержки малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети Интернет;

- участие в совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в интересах малого предпринимательства;

- разработка и реализация комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития малого бизнеса;

- развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест;

- совершенствование действующего механизма размещения муниципального заказа на выполнение работ, услуг, поставок, осуществляемых малыми предприятиями;

- привлечение к активному сотрудничеству представителей предпринимательского сообщества г. Магадана в сфере малого предпринимательства;

- совершенствование методов взаимодействия и координация работы мэрии г. Магадана и всех учреждений, организаций, общественных объединений, предпринимательских сообществ, бизнес-центров в сфере поддержки и развития малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Магадан".

 

Глава муниципального образования

"Город Магадан"

В.П.ПЕЧЕНЫЙ

 

 

 

Приложение N 1

к Отчету

о выполнении Целевой программы

"Поддержка и развитие

малого предпринимательства

в городе Магадане"

на 2002-2003 годы

 

ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

"ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ

МАГАДАНЕ" НА 2002-2003 ГОДЫ

 

 

,,,,,

  N       Программное     Прог-       Фактическое        Фактичес- Ито-

п/п      мероприятие     раммные       исполнение        кие сроки говая

                          сроки                          исполнения ин-

                                                                     фор-

                                                                     мация

<<<<<$

  1            2             3               4                 5       6 

44444$

    1. СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА   

,,,,,$

 

КонсультантПлюс: примечание.

    В официальном тексте  документа,  видимо,  допущена  опечатка:  Постановление

мэра г. Магадана N 338 издано 15.02.2002, а не 12.02.2002.

 

1.1.Разработка Положения:   I                                       Пункт

     о Совете по          квартал- Положение разработано иот         вы- 

     предпринимательству  2002 г.утверждено Постановлением13.03.2002 пол-

     при мэре  г. Магадана       мэра   г.  Магадана    от           нен 


Информация по документу
Читайте также