Расширенный поиск
Постановление Думы Магаданской области от 28.09.1999 № 310Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Н А Я Д У М А П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28.09.99 N 310 г. Магадан О проекте закона Магаданской области "Об охране труда в Магаданской области" Рассмотрев проект закона Магаданской области "Об охране труда в Магаданской области", представленный администрацией области и комиссией по экономическому развитию Магаданской области, Магаданская областная Дума ПОСТАНОВИЛА: 1. Принять проект закона Магаданской области "Об охране труда в Магаданской области" в первом чтении (прилагается). 2. Автору доработать проект данного закона с учетом замечаний и предложений, поступивших на заседании областной Думы, и внести его на рассмотрение заседания областной Думы во втором чтении в установленном порядке. И.о. председателя областной Думы В.Н. Разумов Проект Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е Р А Ц И Я М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Ь З А К О Н М А Г А Д А Н С К О Й О Б Л А С Т И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Магаданской областной Думой _______________ 1999 года Настоящий Закон принят в целях реализации права работников на охрану труда и обеспечения единого порядка регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Магаданской области. Глава I. Общие положения Статья 1. Правовая основа принятия настоящего Закона Правовой основой принятия настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, иные федеральные и областные законодательные акты и международные договоры, регулирующие отношения в сфере охраны труда. Статья 2. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон распространяется на: 1). Предприятия, учреждения и организации (далее - организации) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, расположенные на территории Магаданской области. 2). Работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Магаданской области. 3). Работников, трудящихся на территории Магаданской области. 4). Студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, обучающихся или проходящих производственную практику на территории Магаданской области. 5). Военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях, расположенных на территории Магаданской области. 6). Граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях, расположенных на территории Магаданской области. Статья 3. Основные термины, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие термины: Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека и трудового процесса. Благоприятные условия труда - условия труда, в полной мере отвечающие требованиям санитарных норм, стандартов безопасности и эргономики, не вызывающие необратимых функциональных нарушений и повреждений здоровья работника за весь период его трудовой деятельности. Вредные условия труда - условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Опасные условия труда - условия труда, характеризующиеся уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных поражений. Тяжелые работы - это работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более двух третей мышечной массы человека. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов. Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенного трудового договора (контракта); студент, учащийся и ученик всех форм и видов обучения в период прохождения им ознакомительной или производственной практики; военнослужащий, занятый служебно-производственной деятельностью (кроме случаев, связанных с боевой и оперативной деятельностью), а также привлекаемый для работы в сторонних организациях; осужденный, отбывающий наказание по приговору суда, в период его работы в организации. Работодатель - физическое или юридическое лицо (организация), применяющее наемный труд, либо использующее труд: студентов, учащихся и учеников всех форм и видов обучения в период прохождения ими ознакомительной или производственной практики; военнослужащих, занятых служебно-производственной деятельностью (кроме случаев, связанных с боевой и оперативной деятельностью), а также привлекаемых для работы в сторонних организациях; осужденных, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организации. Рабочее место - все места, где работник должен находиться или следовать в связи с его работой и которые находятся под контролем работодателя. Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит (может привести) к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит (может привести) к причинению вреда здоровью. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников опасных и (или) вредных производственных факторов, а также от загрязнения. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание, вызванное воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов. Несчастный случай на производстве - случай воздействия на работающего при исполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ опасного производственного фактора, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья, повлекшее за собой необходимость его перевода на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть. Областная система государственного управления охраной труда - это совокупность взятых в единстве правовых средств, которые оказывают влияние на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами управления в сфере охраны труда. Данный механизм правового регулирования направлен на обеспечение социальной защиты работников в процессе их трудовой деятельности путем реализации присущих данной сфере функций, осуществляемых на всех уровнях управления. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого требуется получение лицензии в соответствии с федеральным законодательством. Лицензионные требования и условия - совокупность установленных нормативными правовыми актами требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности. Статья 4. Основные принципы в области охраны труда Политика в сфере охраны труда предусматривает совместные в пределах своей компетенции действия органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и области, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, работников и их профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, основанные на следующих принципах: установление приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности работодателя; государственное управление деятельностью в области охраны труда на разных уровнях, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, государственную экспертизу условий труда, общественный контроль; защита прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение работоспособности и безопасности трудящихся, предотвращение травматизма и профессиональных заболеваний; координация деятельности в сфере охраны труда и других областях экономической и социальной политики; установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности и взаимной подчиненности; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и безопасных технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты; применение экономических санкций в целях соблюдения работодателями и работниками нормативных требований по охране труда; гарантии прав работников на охрану труда и нормативное обеспечение этих прав; приоритет социальных целей при проведении государственной политики в области охраны труда, защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей; научная обоснованность требований по охране труда; социальное партнерство всех субъектов социально-трудовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, объединений работодателей, полномочных представителей наемных работников) в решении вопросов охраны труда; перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления; гласность и открытость вопросов охраны труда, пропаганда передового опыта; международное сотрудничество при решении проблем охраны труда. Глава II. Гарантии права работника на охрану труда Статья 5. Право работника на охрану труда Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; на предоставление полного объема реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации за счет средств работодателя, на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке; на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов; на отказ без каких-либо неблагоприятных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности; на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда за счет средств работодателя; на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия организации, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; на проведение инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника, на его рабочем месте; на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда; на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда. Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда Органы государственной власти Магаданской области в лице законодательной, исполнительной и судебной власти гарантируют право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда. На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок. При приостановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких - либо последствий. При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний, правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. Некоторым категориям работников, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, предоставляются компенсации и льготы, характер и объемы которых определяются законодательством Российской Федерации и Магаданской области. Статья 7. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе 18 лет, а также лиц, кому эти работы противопоказаны по медицинским показаниям. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья, вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов, работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Перечень работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти Магаданской области вправе дополнить перечень таких работ. Глава III. Областная система государственного управления в сфере охраны труда в Магаданской области Статья 8. Государственное управление в сфере охраны труда Областная система государственного управления в сфере охраны труда обеспечивает социальную защиту работников в процессе их трудовой деятельности путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых на федеральном, областном и локальном уровне управления. Органы местного самоуправления и работодатели принимают участие в обеспечении охраны труда в пределах полномочий, установленных настоящим Законом. Статья 9. Органы государственного управления в сфере охраны труда в Магаданской области. На территории области государственная система управления охраной труда является четырехуровневой: Первый уровень: областной уровень. Органы государственной власти области осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории. Рабочие органы звена управления первого уровня - отдел по труду администрации области; областная межведомственная комиссия по охране труда; Государственная экспертиза условий труда Магаданской области. Второй уровень: отраслевые (функциональные) органы исполнительной власти и подведомственные им организации муниципальных органов власти, ответственные за охрану труда, осуществляют государственное управление охраной труда на соответствующей территории. Третий уровень: уровень местного самоуправления. Органы исполнительной власти муниципального образования осуществляют государственной управление охраной труда на соответствующей территории. Четвертый уровень: уровень организации, осуществляемый работодателем совместно с профсоюзной организацией или иными уполномоченными работниками организации, представительным органом. Статья 10. Полномочия Магаданской областной Думы в сфере охраны труда Магаданская областная Дума: 1). принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, обеспечению безопасности производственных объектов, территории и населения, дает официальное толкование принятых ею законодательных актов; 2). утверждает в составе бюджета области отдельной строкой финансирование областных целевых программ и мероприятий по охране труда, бюджет областного фонда охраны труда и отчеты об их исполнении; 3). утверждает областные целевые программы по охране труда и осуществляет контроль за их реализацией; 4). осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области. Статья 11. Полномочия администрации области в сфере охраны труда Администрация области осуществляет регулирование, координацию и взаимодействие органов исполнительной власти, федеральных органов надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов и других объединений работников по вопросам охраны труда, обеспечивает приоритетные условия для функционирования государственной системы управления охраной труда на территории области, исполнение законодательства об охране труда, для чего: проводит на территории области государственную политику в сфере охраны труда; образует подразделения по управлению охраной труда в составе отдела по труду администрации области; обеспечивает развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере охраны труда; осуществляет иные не указанные в данной статье полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области. Статья 12. Разработка и реализация областных программ и мероприятий В целях обеспечения реализации единой государственной политики в сфере охраны труда в области разрабатываются областные целевые программы и мероприятия по охране труда. Разработка областных целевых программ и контроль за их реализацией осуществляется отделом по труду администрации области при участии органов государственной власти и местного самоуправления, государственного надзора и контроля, работодателей и их профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, ученых и специалистов. Заказчиком областных целевых программ является администрация области. Утверждение областных целевых программ производится Магаданской областной Думой. Статья 13. Государственная экспертиза условий труда Государственная экспертиза условий труда Магаданской области, входящая в состав отдела по труду администрации области, является территориальным органом Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации. Государственная экспертиза условий труда обязательная мера по социальной защите интересов и прав работников на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности и предшествует выполнению государственной стратегии, программ и планов, предусмотренных статьями 4 , 6 , 9 настоящего Закона. Статья 14. Межведомственная комиссия по охране труда Для координации работы по охране труда создаются областная, городские и районные межведомственные комиссии (далее - комиссии) по охране труда под председательством заместителя губернатора области и заместителей глав местного самоуправления соответственно. В состав комиссий включаются представители администрации области, органов местного самоуправления, государственных контрольно-надзорных органов, действующих на территории области, работодателей, профсоюзных организаций и других общественных органов. Задачи комиссий определяются типовым положением о них, утвержденным администрацией области. Глава IV. Муниципальное управление в сфере охраны труда в Магаданской области Статья 15. Полномочия органов местного самоуправления области в сфере охраны труда Органы местного самоуправления области на территории соответствующих муниципальных образований обеспечивают здоровые и безопасные условия труда и ведут работу по охране труда, для чего: определяют основные направления работы по охране труда, разрабатывают муниципальные программы по охране труда, содействуют их финансированию и реализации, контролируют соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов; организуют с привлечением средств муниципальных бюджетов и фондов охраны труда организаций разработку и реализацию мероприятий по охране труда, имеющих местное значение; создают при необходимости подразделения по охране труда; осуществляют мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях, участвуют в создании баз данных по вопросам условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, готовят предложения по их устранению. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы охраны труда, не отнесенные к ведению органов государственной власти. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по охране труда осуществляется федеральным или областным законом. Статья 16. Разработка и реализация муниципальных программ и мероприятий В целях решения муниципальных проблем охраны труда и безопасности производства в городах и районах области органами местного самоуправления могут в установленном ими порядке разрабатываться и реализовываться муниципальные программы и мероприятия по охране труда. Глава V. Обеспечение охраны труда в организациях Статья 17. Обеспечение охраны труда в организациях Управление охраной труда на предприятии осуществляют работодатель или уполномоченные им лица, которые либо при необходимости создают службу охраны труда на правах отдельного подразделения с учетом класса профессионального риска и территориальной отдаленности рабочих мест, либо привлекают на договорной основе компетентных специалистов, оказывающих услуги в сфере охраны труда. Работодатели - индивидуальные предприниматели лично осуществляют управление охраной труда или привлекают на договорной основе компетентных специалистов, оказывающих услуги в сфере охраны труда. Организации численностью более 100 человек независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда. Система управления охраной труда предусматривает создание инженерных служб, обеспечивающих безопасность производственных процессов, определение функциональных обязанностей и ответственность должностных лиц в вопросах охраны труда, проведение периодического анализа и оценку состояния охраны труда на рабочих местах и действий работников по обеспечению безопасности труда, планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, стимулирование управленческого аппарата и работников по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Для организации сотрудничества по охране труда работодателя и работников или их представителей в организации с численностью 10 человек создается комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателя, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. Статья 18. Разработка и реализация программ и мероприятий по охране труда на локальном уровне Работодатель в целях улучшения условий и охраны труда, повышения безопасности производства в соответствии с коллективным договором (соглашением) и обоснованными требованиями органов контроля и надзора разрабатывает и осуществляет программы и мероприятия, направленные на повышение уровня охраны труда своих работников, улучшение условий труда, профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статья 19. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда На локальном уровне областной государственной системы в сфере охраны труда работодатель обязан обеспечить: безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов; декларирование безопасности промышленных объектов в установленном порядке, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; соответствующие требованиям законодательства по охране труда и санитарно-гигиенического обеспечения условия труда на каждом рабочем месте, своевременное внедрение современных средств техники безопасности; организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников; режим труда и отдыха работников, установленный законодательством; выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым в производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением; эффективный лабораторный и инструментальный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников; возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей; обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций, распределение функциональных обязанностей должностных лиц и специалистов по охране труда, производственной санитарии, противопожарной безопасности; информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах; беспрепятственный допуск представителей органов государственной власти и местного самоуправления, государственной экспертизы, надзора и контроля, общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда в организации, соблюдения законодательства об охране труда и санитарно-гигиеническом обеспечении, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда и нормативных правовых актов по безопасности и гигиене труда; необходимые меры по обеспечению сохранности жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также своевременное расследование несчастных случаев на производстве (работе); предоставление органам государственной власти и местного самоуправления, государственной экспертизы, надзора и контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда, заболеваемости работающих на предприятии, выполнении их предписаний, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве; создание комиссий по расследованию несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, информирование в течение суток о каждом групповом и смертельном несчастном случае областного органа по труду, государственной инспекции труда по Магаданской области, прокуратуры, органов местного самоуправления, профсоюзов; обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; финансирование мероприятий по охране труда в размерах, обеспечивающих условия и охрану труда в соответствии с требованиями по охране труда, в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями. Статья 20. Обязанности работника по обеспечению охраны труда Работник обязан: соблюдать инструкции и правила по охране труда; применять в установленном порядке коллективные и индивидуальные средства защиты; проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда; проходить в установленном порядке за счет средств работодателя предварительный при поступлении на работу и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры; сообщать немедленно своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. Статья 21. Услуги в сфере охраны труда Деятельность организаций, оказывающих услуги по охране труда, осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом по труду, по согласованию с отделом по труду администрации области и подлежит контролю со стороны органов государственного надзора и контроля, а также отдела по труду администрации области. Глава VI. Экономическое обеспечение охраны труда Статья 22. Финансирование областных и муниципальных программ (мероприятий) по охране труда Разработка областных целевых и муниципальных программ по охране труда осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, фондов охраны труда и других источников финансирования. Финансирование мероприятий, предусмотренных областными и муниципальными программами, может производиться за счет средств: целевого назначения из федерального, областного и местного бюджетов; организаций всех форм собственности; фондов охраны труда; других источников финансирования. Финансирование областных целевых и муниципальных программ выделяется отдельной строкой в областном, местном бюджетах и обеспечивается в установленном порядке. Контроль за целевым использованием финансовых средств областного и местного бюджетов на реализацию областных и муниципальных программ осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством области. Статья 23. Финансирование локальных программ и экономическое стимулирование мероприятий по охране труда Финансирование локальных программ по охране труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых из федерального, областного и местного бюджетов, средств работодателя, а также из фондов охраны труда. Работники не несут каких-либо расходов на цели охраны труда. Экономическое стимулирование мероприятий по охране труда осуществляется путем: установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых работодателям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим безопасные технологии и производства; передачи части средств фондов охраны труда на договорных условиях работодателями для реализации мер по гарантированному снижению уровня неблагоприятного воздействия условий труда на работника; применения льготного кредитования работодателей, осуществляющих свою деятельность с соблюдением требований федерального и областного законодательства по охране труда; применения санкций к нарушителям законодательства по охране труда. Статья 24. Фонды охраны труда Фонды охраны труда в Магаданской области формируются на трех уровнях: областном, городских (районных), фонды охраны труда организаций. Областной фонд охраны труда формируется: за счет ассигнований из бюджета области; части средств городских (районных) фондов охраны труда; суммы штрафов, взыскиваемых за нарушения законодательства Российской Федерации и Магаданской области о труде и об охране труда; добровольных отчислений организаций, взносов физических лиц и прочих поступлений. Городские (районные) - за счет ассигнований из бюджета города (района); части средств фондов охраны труда организаций, расположенных на соответствующих территориях; добровольных отчислений организаций, добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями и обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий и безопасности труда. Организации, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд организации и уплачивают штраф в городские (районные) фонды охраны труда в размере до 100 процентов средств, затраченных не по назначению. Вопросы налогообложения фондов охраны труда регулируются налоговым законодательством Российской Федерации. Помимо перечисленных фондов охраны труда могут формироваться общественные фонды охраны труда. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным законодательством. Статья 25. Экономический механизм обеспечения охраны труда Экономический механизм обеспечения охраны труда включает: планирование и финансирование мероприятий по охране труда; обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда; обеспечение экономической ответственности работодателя за опасные и вредные условия труда на предприятии, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда; за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Глава VII. Научное, образовательное, медицинское и информационное обеспечение охраны труда Статья 26. Научное обеспечение работы по охране труда Научное обеспечение работы по охране труда в области осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной политики в сфере охраны труда, выполнения требований законодательства Российской Федерации и области по охране труда. Программы и мероприятия по охране труда, профилактике профессиональной заболеваемости строятся на научной основе, разрабатываются и реализуются с привлечением ученых и специалистов. В программах предусматривается обязательное проведение научных исследований по наиболее актуальным проблемам охраны труда применительно к специфике трудовой деятельности на территории области. Результаты научных исследований в сфере охраны труда являются открытыми и доступными за исключением информации, составляющей государственную тайну. Статья 27. Воспитание и образование в сфере охраны труда С целью повышения культуры населения области в сфере охраны труда реализуется специальная программа всеобщего, комплексного и непрерывного воспитания и образования, которая охватывает весь процесс дошкольного, школьного, профессионального, дополнительного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации. Во всех образовательных учреждениях, дошкольных, средних и высших учебных заведениях области, независимо от их профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности, в обязательном порядке обеспечивается преподавание основ знаний о безопасности жизнедеятельности, валеологии (сохранение здоровья), охране труда. В специальных средних и высших учебных заведениях, находящихся на территории области, в соответствии с их профилем обеспечивается преподавание специальных курсов по охране труда, безопасности на производстве и валеологии. Статья 28. Обучение и инструктирование работников по охране труда Работодатели осуществляют за счет собственных средств обучение, инструктаж, переподготовку и повышение квалификации в сфере охраны труда, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда всех категорий работников в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий. Все работники, включая руководителей и специалистов, а также индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, установленные для определенных видов работ и профессий. Для работников, вновь поступивших на работу, а также переводимых на другую работу, работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Дополнительно для работников, поступивших на производство с вредными или опасными условиям труда, организуется предварительное обучение по охране труда с последующей периодической аттестацией. Руководители и специалисты организаций, а также индивидуальные предприниматели проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебных центрах и институтах, расположенных на территории области и имеющих разрешение на этот вид деятельности. Порядок обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается соответствующим Положением, утверждаемым отделом по труду администрации области. Работники служб охраны труда повышают свою квалификацию в учебных заведениях области, получивших разрешение отдела по труду администрации области на данный вид деятельности, в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 29. Медицинские осмотры Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Магаданской области, организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организаций. Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя. За время прохождения периодических медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работодатель обязан не допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний. Статья 30. Информационное обеспечение работы по охране труда Информационное обеспечение работы по охране труда заключается в сборе данных об условиях труда, состоянии охраны труда и безопасности производства, а также в предоставлении этих данных (в случае, если они не составляют государственную тайну) всем заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Магаданской области. Система информационного обеспечения включает в себя: данные аттестации и сертификации рабочих мест и производств, показатели уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (их анализ и оценка условий труда); прогноз тенденций по изменению условий труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; выработку рекомендаций и разработку мероприятий по охране труда и обеспечению производственной безопасности. Статистическая отчетность по охране труда, профессиональной заболеваемости обязательна для всех работодателей. Статья 31. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в выпуске средств охраны труда, создании безопасных технологий и средств производства Прибыль организаций, в том числе научно-технических, технологических и проектно-конструкторских, полученная за счет создания новых, более безопасных технологий и средств производства, выпуска и реализации средств коллективной и индивидуальной защиты работников, приборов контроля производственной среды, может подлежать льготному налогообложению в соответствии и налоговым законодательством Российской Федерации. Статья 32. Обеспечение экономической заинтересованности работников в соблюдении правил и норм охраны труда Работодатель вправе устанавливать работникам доплаты или другие меры поощрения за работу без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда. Доплаты и виды поощрений вносятся в Положение о премировании и утверждаются работодателем в соответствии с учредительными документами, соглашениями, коллективными договорами. Статья 33. Социальное страхование работников организаций от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве Работодатели (в том числе юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Магаданской области, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием лиц на работу по трудовому договору) обязаны пройти предварительную регистрацию и обеспечить обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации. Статья 34. Обеспечение безопасности работников на производстве при применении вредных веществ Применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека не допускается в порядке, установленном федеральным законодательством. В организациях, деятельность которых связана с производством и применением вредных веществ, разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация и проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работника. Организации, производящие и поставляющие химические вещества и препараты, в том числе приобретенные за рубежом, несут ответственность за упаковку и пакетирование указанных веществ способом, позволяющим сохранить их в безопасности и помогающим сразу определить содержимое и степень риска для безопасности здоровья работников, возникающую как при их нормальном хранении и применении, так и в неадекватных условиях. Статья 35. Соответствие производственных объектов и средств производства требованиям по охране труда Проектирование, строительство и реконструкция производственных объектов, разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям по охране труда, не допускаются. Проекты производственных объектов и средств производства подлежат государственной экспертизе, а опытные образцы продукции - государственным испытаниям на соответствие их стандартам, отвечающим требованиям по охране труда. Новые и реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке. На действующих предприятиях согласно положению о сертификации оформляется соответствующий сертификат безопасности. Глава VIII. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда Статья 36. Государственный надзор и контроль Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных, нормативных правовых и иных актов по охране труда осуществляют федеральные органы надзора по вопросам отнесенным к их компетенции. Отдел по труду администрации области осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране труда в пределах своей компетенции. В вопросах проведения государственной политики по охране труда на территории области органы государственного надзора и контроля осуществляют свою деятельность во взаимодействии с отделом по труду администрации области. Должностные лица органов Государственного надзора и контроля в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые организации и индивидуальных предпринимателей, участвовать в расследовании и проводить самостоятельное расследование несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний, иметь доступ к необходимой информации, выдавать индивидуальным предпринимателям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность отдельных производственных подразделений, ведущих работы с нарушением требований безопасности, налагать штрафы на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. Решения должностных лиц органов Государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами. Должностные лица органов Государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления содействуют территориальным подразделениям федеральных органов государственного надзора и контроля в осуществлении их полномочий в сфере охраны труда, в том числе на основе двусторонних и многосторонних соглашений о взаимодействии и сотрудничестве. Статья 37. Основные задачи Государственной экспертизы условий труда Основными задачами Государственной экспертизы условий труда являются: осуществление государственного контроля за соблюдением работодателями законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасных условий труда; выполнение экспертизы условий труда в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий, объектов социального назначения, выдача по ним заключений и предписаний; контроль за выполнением требований законодательства по предоставлению работникам льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда; контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест, сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда. Должностные лица органа Государственной экспертизы условий труда имеют право беспрепятственно посещать любые организации и индивидуальных предпринимателей, иметь доступ к необходимой информации, выдавать индивидуальным предпринимателям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания, приостанавливать совместно с другими органами надзора и контроля эксплуатацию производственного оборудования и деятельность отдельных производственных подразделений, производить оценку соответствия производственной деятельности организаций и физических лиц условиям безопасности и выдавать соответствующие экспертные заключения. Решения должностных лиц органа Государственной экспертизы, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами. Должностные лица органа Государственной экспертизы несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 38. Лицензионная деятельность. Лицензионные требования и условия в области охраны труда Обязательным лицензионным требованием и условием при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательных, нормативных правовых и иных актов по охране труда. Государственная экспертиза условий труда проводит оценку соответствия лицензируемых видов деятельности требованиям законодательных, нормативных правовых и иных актов по охране труда и выдает экспертные заключения при осуществлении всех лицензируемых видов деятельности. При выявлении нарушений лицензионных требований Государственная экспертиза условий труда и другие государственные органы надзора и контроля обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Вопрос о приостановке действия лицензии либо ее аннулировании решается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 39. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными государственным органом управления охраной труда. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечивать безопасность работников предприятия; принимать участие в расследовании несчастных случае и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве; предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; осуществлять проверку состояний условий охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных правовых актов по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Статья 40. Ответственность работодателей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представительных органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Магаданской области. Статья 41. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда За нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда работники организаций привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях - к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 42. Приостановление производственной деятельности организаций или их закрытие за нарушение нормативных требований по охране труда В случаях, когда производственная деятельность организаций или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителя Государственной инспекции труда по Магаданской области и Государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Решение о закрытии указанных организаций или их структурных подразделений принимает отдел по труду администрации Магаданской области на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации, Главного государственного инспектора труда по Магаданской области при наличии заключения органов Государственной экспертизы условий труда. Решение отдела по труду администрации Магаданской области о закрытии организации или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке. Глава IX. Заключительные положения Статья 43. Порядок вступления в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 44. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Нормативные правовые акты государственных и муниципальных органов Магаданской области и правовые акты организаций приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев со дня его принятия. До приведения в соответствие с настоящим Законом нормативные правовые акты администрации области, органов местного самоуправления и организаций действуют в части, не противоречащей настоящему Закону. Губернатор Магаданской области В.И. Цветков N_____ -ОЗ "_____"___________1999 г. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|