Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Владимирской области от 24.05.2006 № 320

 

            ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     24.05.2006                                        N 320


О  замечаниях  и  предложениях  к
Водному    кодексу     Российской
Федерации и  Федеральному  закону
"О введении  в  действие  Водного
кодекса Российской Федерации"


     Законодательное Собрание Владимирской области

                            ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять предложения и замечания к Водному  кодексу  Российской
Федерации и Федеральному закону "О введении в действие Водного кодекса
Российской Федерации",  принятым  Государственной  Думой  Федерального
Собрания Российской Федерации 12 апреля 2006 года.
     2. Направить данные замечания  и  предложения  в  Комитет  Совета
Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды.
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Законодательного
     Собрания Владимирской области         А.Бобров


                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                                  Владимирской области
                                                   от 24.05.2006 N 320


                       ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
     к Водному Кодексу Российской Федерации и Федеральному закону
     "О введение в действие Водного Кодекса Российской Федерации"

     Новой  редакцией    Водного    кодекса    Российской    Федерации
предполагается  закрепить  федеральную  собственность  на  все  водные
объекты, за исключением обособленных водных объектов
     Новация  в  части  отнесения  водных  объектов,  за   исключением
обособленных водных объектов,  к  собственности  Российской  Федерации
вызвана нереализуемостью норм, предусмотренных  действующей  редакцией
Водного кодекса Российской Федерации в  отношении  разграничения  прав
собственности  на  водные  объекты  между  Российской  Федерацией    и
субъектами Российской Федерации.  Этот вывод  основан  на  определении
бассейна  водного  объекта  как  территории,  включающей   водосборные
площади гидравлически  связанных  водоемов  и  водотоков,  главный  из
которых впадает в море или озеро (статья 1 Водного кодекса  Российской
Федерации).  Бассейн  водного  объекта,  характеризующийся  описанными
признаками,  как  правило,  располагается  на  территории   нескольких
субъектов Российской Федерации и в  соответствии  с  законодательством
должен быть отнесен к федеральной собственности. Исключением из общего
правила являются крайне немногочисленные водные объекты в Приморском и
Краснодарском  краях,  Чукотском  автономном  округе,  Сахалинской   и
Камчатской областях и ряде других субъектов Российской  Федерации,  по
территориям которых протекают небольшие реки, впадающие  в  море,  чьи
бассейны полностью расположены в пределах территории  соответствующего
субъекта Российской Федерации.  Таким образом, фактически в  настоящее
время большинство водных объектов, формирующих запасы водных  ресурсов
государства, находятся в собственности Российской Федерации.
     Из вышесказанного следует, что проигнорированы интересы субъектов
Российской Федерации - в  нарушение  Конституции  их  лишили  прав  по
управлению  водными  ресурсами.  В  соответствии  с  Основным  Законом
вопросы  владения,  пользования  и  распоряжения  водными    ресурсами
находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
     Многие недостатки в проекте кодекса, возможно,  обусловлены  тем,
что он не учитывает экологический статус  водного  объекта,  а  это  -
базовое понятие  безопасности.  Например,  в  статье  "Государственный
водный реестр" вообще не используются  экологические  термины.  Вместо
них вводится новое, нигде не расшифрованное понятие "состояние  водных
объектов".  В разделе "Использование водохранилищ" перечисляется,  что
должны содержать правила использования водохранилищ,  указаны  десятки
разнообразных  сведений  о  них.  Но,  к  сожалению,  нет  требования,
обязывающего включать  в  этот  перечень  показатели,  характеризующие
экологический статус  водохранилища  или  специфику  составляющих  его
экосистем.
     Законопроектом  предлагается  полностью  пересмотреть   концепцию
платы за них - налоговый механизм взыскания  ее  заменить  договорным.
Взимаемый сегодня налог включает в себя и расходы на восстановление  и
охрану водных объектов.  Взыскание платы по  договору  водопользования
будет возможно  только  через  обращение  в  суд.  Но  даже  получение
исполнительного листа не гарантирует  реального  поступления  денежных
средств.  Следует учитывать, что  Государственной  Думой  уже  принята
глава 25 Налогового кодекса, обеспечивающая платность водопользования.
Принятие нового Водного  кодекса  без  учета  этой  главы  приведет  к
двойным  сборам  -  через  налог  и  договорную  плату.  При  рыночных
отношениях  должны  быть  ясно  прописаны   экономические    механизмы
регулирования водопользования. Это сделано недостаточно полно.
     В законопроекте нет ответов на главные вопросы: на основании чего
устанавливается плата, как ее размер связан  с  экономической  оценкой
водного  объекта,  его  состоянием  (качество  воды,   гидрологический
режим),  со  стоимостью   мероприятий    по    регулированию    стока,
восстановлению  и  охране  водных  объектов?  Без    этого    описание
экономического регулирования, приведенное в  тексте  Водного  кодекса,
малоинформативно.
     Законопроект  отменяет  разрешительный  порядок,    установленный
действующим Водным кодексам.  Предусматривается предоставление  водных
объектов  в  пользование  путем  заключения   договоров.    То    есть
публично-административные  отношения    в    области    использования,
восстановления   и    охраны    водных    объектов    заменяются    на
гражданско-правовые.  Предлагаемый  механизм   заключения    договоров
пользования  не  предусматривает  включения  в  них    природоохранных
требований, даже заключения государственной экологической экспертизы о
влиянии хозяйственной деятельности на состояние водного  объекта,  что
противоречит заявленным целям самого законопроекта и  природоохранному
законодательству. В проекте кодекса не указаны механизмы, регулирующие
изъятие воды их объектов и сброс в них сточных вод,  -  это  еще  одно
несоответствие Закону "Об охране окружающей среды". Нет в предлагаемом
документе и положений о федеральных программах восстановления и охраны
водных объектов.
     "Требования  к    использованию    водных    объектов"    обязаны
предусматривать        природоохранные^нормы,            установленные
законодательством.  Одна из них -  наличие  положительного  заключения
государственной   экологической    экспертизы    при    строительстве,
реконструкции,  вводе  в  эксплуатацию  и  эксплуатации    плотин    и
водохранилищ на водных объектах. Новые документы, касающиеся экологии,
не должны расходиться с уже действующими, смягчать их.  Проект кодекса
не соблюдает  это  непременное  условие.  Например,  он  устанавливает
наличие водоохранных зон только  за  пределами  городов  и  поселений.
Водные объекты на их территориях остаются незащищенными.  В  нем  лишь
декларируется необходимость  установления  округов  и  зон  санитарной
охраны   водных    объектов    питьевого    и    хозяйственно-бытового
водоснабжения, содержащих природные лечебные ресурсы.  В документе  не
определены их конкретные размеры - содержится лишь отсылочная норма на
законодательство  Российской  Федерации.  Предлагается   устанавливать
ширину водоохранных  зон  без  учета  местных  климатических  условий,
состояния водного объекта и его экологических систем,  технологических
особенностей  гидросооружений  и    иных    хозяйственных    объектов,
расположенных в акватории. Кроме того, не прописан порядок разработки,
согласования и утверждения водоохранных зон. С некоторыми из указанных
норм нельзя соглашаться.  Например,  с  крайне  недостаточной  шириной
охранных зон вокруг болот.  Совершенно не прописан режим содержания  и
использования водных объектов, не входящих в состав  особо  охраняемых
природных    территорий,    но    представляющих        экологическую,
природоохранную,  биоресурсную  и  иную  ценность.   Не    установлены
природоохранные требования при добыче полезных ископаемых,  проведении
строительных и иных работ в руслах и поймах рек.  Это опасно тем,  что
могут быть погублены нерестилища.
     На  основании  вышеизложенного  данный    законопроект    требует
доработки  с  учетом  требований,  предъявляемых   к    кодексу    как
систематизированному законодательному акту.

Информация по документу
Читайте также