Расширенный поиск
Постановление Губернатора Магаданской области от 27.06.2002 № 138Р о с с и й с к а я Ф е д е р а ц и я М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Ь Г У Б Е Р Н А Т О Р П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 27.06.2002 № 138 г. Магадан Утратил силу - Постановление Губернатора Магаданской области от 27.08.2002 г. N 187 Об областной программе "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы" На основании решения Совета по образованию и науке при губернаторе области от 06.02.2002 года ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить областную программу "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы". 2. Управлению образования администрации области (Т.А. Исаевой), управлению профессионального образования администрации области (А.И. Радовской), Северному международному университету в г. Магадане (Е.М. Кокореву) разработать план мероприятий на 2002-2005 годы по реализации областной программы "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы", Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. 3. Финансовому управлению администрации области (В.А. Моисеевой) предусмотреть средства для финансирования настоящей областной программы в пределах средств, предусмотренных бюджетом на 2003-2005 годы. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Г.Н. Кузнецову. Губернатор В.И. Цветков УТВЕРЖДЕНА постановлением губернатора области от_27.06.2002 № 138 ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001-2005 ГОДЫ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы Основания для разработки Распоряжение губернатора области от Программы 10.05.2001 № 162-р "О разработке областной программы "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы" Заказчик Администрация области Основные разработчики Программы Управление образования администрации области Северный международный университет в г. Магадане Магаданский филиал Московской государственной юридической академии Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт Дальневосточного отделения Российской академии наук (СВКНИИ ДВО РАН) Управление профессионального образования администрации области Магаданский политехникум Магаданский сельскохозяйственный техникум Управление культуры администрации области Управление здравоохранения администрации области Магаданский областной комитет государственной статистики Цель Программы Обеспечение адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям региона и опережающего ее развития с созданием условий для поэтапного перехода к новому уровню образования Задачи Программы Обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности региона; укрепление взаимосвязей образования, науки, производства, культуры, здравоохранения; усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда; сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования; совершенствование нормативно-правовой базы региональной системы образования; улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами; совершенствование социальной защиты работников системы образования и обучающихся; подготовка кадров для системы образования; Сроки и этапы реализации 2001 2005 годы Программы Первый этап 2001 год: разработка, обсуждение и принятие Программы. Второй этап 2002 2003 годы: мониторинг исполнения законодательной базы, отражающий и затрагивающий интересы системы образования, с последующей корректировкой ранее принятых программ и планов, совершенствование нормативно-правовой базы региональной системы образования; разработка региональных дифференцированных нормативов финансирования системы образования. Третий этап 2004 2005 годы: оптимизация системы образования; совершенствование содержания образования, его организационных форм, методов и технологий Основные направления Программы Совершенствование и развитие системы управления образованием Реализация, совершенствование и развитие нормативно-правовой базы региональной системы образования Оптимизация системы образования региона Восстановление воспитательной функции семьи и развитие воспитательных функций образовательных учреждений Объемы и источники На 2002-2005 годы в том числе за счет финансирования Программы средств федерального бюджета текущее финансирование, средств регионального бюджета 190 млн. 946 тыс. рублей, средств муниципального бюджета - 92 млн. 090 тыс. рублей, средств субъектов, внебюджетных средств по факту 2001 год является базовым в корректировке последующих ежегодных затрат Ожидаемые результаты реализации Достижение финансовой устойчивости Программы региональной системы образования Создание рыночных механизмов адаптации региональной системы образования Эффективная деятельность региональной системы образования и рациональное использование ее финансовых, материальных и кадровых ресурсов Создание условий для исполнения органами власти положений Программы Сопряженность подпрограмм развития образования как составных частей Программы Система организации контроля Администрация области за исполнением Программы Управление федерального казначейства Минфина России по Магаданской области Совет по образованию и науке Ассоциация предпринимателей Ассоциация коренных малочисленных народов Севера ВВЕДЕНИЕ Многолетняя и трудная дискуссия о путях модернизации национальной системы образования России завершилась. Федеральным законом от 10.04.2000 № 51-ФЗ утверждена Федеральная программа развития образования. Программа является основой государственной политики Российской Федерации в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, конкретизируемые в соответствующих региональных программах. Областная программа "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 гг." (далее - Программа) разработана в соответствии с решением Совета по образованию и науке и распоряжением губернатора области от 10.05.2001 № 162-р "О разработке областной программы "Развитие образования в Магаданской области на 2001-2005 годы". Программа развивает основные цели и задачи федеральной программы в условиях конкретной экономической, социальной, демографической и этнокультурной обстановки, с учетом специфики области как северного региона и особенностей функционирующего регионального рынка труда. Программа направлена на решение проблем и задач образования, отнесенных федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации. Образовательная система территории это целостная организованная структура с сильными вертикальными связями и горизонтальными отношениями между ее элементами образовательными учреждениями. Статус образования как системы выступает в качестве методологической основы настоящей Программы для наиболее эффективного решения задач развития образования в условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов, выделяемых из федерального и местного бюджетов. Развитие образования происходит в сложной обстановке, обусловленной действием ряда дестабилизирующих факторов: неполнотой и неисполнением действующей нормативно-правовой базы законодательства в области образования; неустоявшейся социальной и экономической стабильностью, острым дефицитом финансовых средств. В этих условиях чрезвычайно важно обеспечить реализацию главных социальных функций образования: повышение образовательного уровня населения и подготовку квалифицированных кадров для нужд территории. Необходимо выделить и решить приоритетные проблемы, связанные с модернизацией материальной базы образовательных учреждений, повышением качества преподавательских коллективов, оплатой их труда и пенсионного обеспечения; иными словами, с обеспечением адаптации образовательной системы к глобальным вызовам наступившего информационного века, образовательным запросам личности и требованиям специфического регионального рынка труда. Раздел 1. Состояние и основные проблемы развития системы образования в Магаданской области 1. 1.Социальная, экономическая и демографическая обстановка Современное социально-экономическое состояние Магаданской области характеризуется определенными положительными тенденциями, но в целом остается напряженным. Наличествует диспропорция в развитии отраслей материального производства и нематериальной сферы, по-прежнему остается отрицательным внешнеторговый баланс. Сохраняются значительные трудности в формировании доходной части консолидированного бюджета. Наметившаяся в последние годы стабилизация социально-экономической обстановки, экономический рост в базисных отраслях, определенное оздоровление бюджетно-финансовой системы территории пока еще не изменили тенденцию уменьшения численности населения, трудовых ресурсов и их качества. За прошедшие годы в области почти наполовину (со 170 до 89) уменьшилось число населенных пунктов. Этот процесс затронул, главным образом, районы области. Здесь численность населения сократилась вдвое, а в таких районах, как Сусуманский в 2,5, Среднеканский в 2,7 раза. Снижение численности населения стало характерным и для г. Магадана, однако этот процесс отличается здесь несколько иными темпами из-за расширения юридических границ города и миграции населения из районов области. Функционирование в области Особой экономической зоны, стимулируя развитие ее экономики, еще не привело к ощутимому росту материального достатка (реальных доходов) основной части населения. Это влияет на сохранение достаточно высокого внешнего сальдо миграции и в перспективе, его прогнозируемая величина будет варьировать в пределах от 4 до 6 тыс. человек в год. По данным исследований, проведенных СВКНИИ ДВО РАН, в предстоящие 15 лет численность населения к концу периода стабилизируется в интервале 190-220 тыс. человек, величина трудовых ресурсов 120-130 тыс. человек, а число занятых в народном хозяйстве составит 100-110 тыс. человек. Потребность в кадрах будет изменяться в пределах 18-20 тыс. человек. Приведенные оценки весьма вероятны при сохранении благоприятных условий развития экономики, позитивных изменений в миграции и естественном движении населения. Как показывают расчеты, продолжительный спад, переход на новые технологии и организацию производства сформировали в Магаданской области устойчивую тенденцию сокращения общего числа трудоспособных и их занятости. Подтверждением этому может быть тот факт, что среднегодовая численность занятых в экономике области уже в 2000 году составляла 111,2 тыс. человек, в том числе в ведущих отраслях: в цветной металлургии 8,0 тыс. человек, или 7,2% общего числа занятых, в рыбохозяйственном комплексе 4,1 тыс. человек (3,7%), в топливно-энергетическом 6,1 тыс. человек (6,0%), на транспорте и связи 14,6 тыс. человек (13,1%), в строительстве 7,3 тыс. человек (6,6%), в сельском хозяйстве 4,6 тыс. человек (4,1%). На предприятиях и в организациях государственного сектора экономики в 2000 году работало 49,9 тыс. человек, или 44,9% занятого населения. Свыше 44 тыс. человек (39,7% занятых) в настоящее время работают в частном секторе, который формирует весьма специфический спрос на рабочую силу, - это граждане в возрасте 25-30 лет, имеющие высокую профессиональную подготовку и практические навыки. В 2000 году число безработных в области составляло 16,6 тыс. человек (10,8% экономически активного населения), из них зарегистрировано в органах службы занятости 4,7 тыс. человек (3,3%). В то же время на рынке труда имелось всего (лишь) 918 вакантных мест. Нагрузка на одну вакансию составляет 5,2 человека. Особенно сложная ситуация складывается в Северо-Эвенском национальном, Тенькинском, Хасынском и Ягоднинском районах области, где нагрузка на одну вакансию варьируется от 6 до 10, и в Ольском округе г. Магадана - до 400 человек. Разработанный и реализуемый администрацией области стратегический курс перехода территории в режим устойчивого социально-экономического развития предполагает глубокие изменения в экономике. Они связаны, прежде всего, с дифференциацией горнопромышленного производства, комплексным использованием природных, в том числе и минерально-сырьевых, ресурсов, и призваны изменить чисто сырьевую ориентацию региона. Решать эту задачу будут модернизированные действующие и вновь создаваемые предприятия в горнодобывающей, нефтехимической, рыбной, пищевой и других отраслях и сельском хозяйстве. При этом максимальная потребность в специалистах будет иметь место на этапе 2000-2005 г.г., затем она начнет постепенно снижаться вследствие позитивных процессов в развивающейся экономике. Произойдет увеличение количества занятых в сфере материального производства и сокращение неоправданно завышенного числа работающих в непроизводственной сфере. Так, число занятых в непроизводственных отраслях в настоящее время составляет 38% общего числа работающих. Выросло число занятых в жилищно-коммунальной и транспортной сферах, в органах управления. Очевидно, что в предстоящий период хозяйственных преобразований в регионе возрастающие количественные и качественные ожидания (потребности) экономики в кадровом обеспечении будут решаться за счет переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов и безработных, восстановления и развития договорной системы подготовки дефицитных кадров с гарантией последующего трудоустройства. Одновременно повысится потребность в подготовке специалистов из репродуцированной части населения области, поскольку привлечение трудовых ресурсов из центральных районов страны в настоящее время экономически нецелесообразно. Анализ демографической ситуации и, прежде всего, динамики численности возрастных групп за 15-летний период показывает, что, несмотря на сложившиеся неблагоприятные тенденции, в области сохраняется еще достаточно большой (многочисленный) контингент детей и молодежи, которому будет необходима адекватная социально-экономическим потребностям и возможностям система образования (таблица 1). Таблица 1. Численность возрастных групп на 1 января 2001 года составляет: Возраст (лет) Население всего (тыс.) в % 0-4 9,32 4,104 5-9 10,38 4,757 10-14 18,33 8,072 15-17 12,35 5,437 15-19 19,85 8,738 20-24 19,21 8,457 25-29 17,61 7,754 20-29 36,83 16,212 Систему образования, как часть общей системы жизнедеятельности населения, в определенной степени можно признать интегральным показателем, отражающим направленность происходящих на территории социально-экономических и демографических процессов. Решение каждой проблемы потребует концентрации использования капиталов (финансовых ресурсов) в экономике и социальной сфере, участия науки, совершенствования и корректирования нормативно-правовой базы и управления, но, прежде всего, подготовки необходимых кадров и развития образовательной системы. 1. 2. Краткая характеристика уровней системы образования Влияние сложившейся в Магаданской области сложной и противоречивой по своим последствиям демографической обстановки будет дифференцированным по времени и адресным по направленности воздействий на воспитательные и образовательные учреждения. В связи с этим оптимизация структуры системы образования в том и состоит, чтобы предусматриваемые в Программе мероприятия были адекватным откликом на ожидаемые и предвидимые последствия "демографического эха" радикальных реформ. Со времени выхода в свет Закона Российской Федерации "Об образовании" и первой концепции развития образования Магаданской области прошло десять лет. Срок достаточный для анализа основных результатов реформирования, под знаком которого прошли 90-е годы XX века. Совокупность образовательных идей, накопленных к этому периоду времени, и предоставленное право реализовывать их обусловили ряд разнонаправленных и не всегда согласующихся решений. К началу XXI века стало очевидным, что весь спектр стратегических и конкретных новаций в образовании не может быть реализован в одинаковой степени. В связи с этим прошедший период времени можно обозначить как время выбора приоритетов, которые нашли отражение в Национальной доктрине образования, в Федеральной программе развития образования. В этих документах определены основные тенденции развития образования, обеспечивающие единство образовательного пространства России и его вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции развития народного образования Магаданской области (1991) были конкретизированы как общие направления развития образования, так и направления, имеющие региональное содержание. Это оказало положительное действие, поскольку позволило впервые увидеть систему образования региона и как часть общероссийской, и как самостоятельную систему, способную решать собственные задачи, занимающие значительное место в социально-экономической политике региона. Выбор приоритетов сосредоточился на тенденциях гуманизации, регионализации и вариативности образования, которые, с одной стороны, являются системообразующими для всего комплекса мероприятий по реформированию образования, с другой есть признание специфики развития любой региональной системы образования, что позволяет рассматривать систему образования Магаданской области, ее состояние и проблемы как в общероссийском контексте, так и собственно региональном. 90-е годы способствовали тому, что к 2001 году в Магаданской области были созданы условия для формирования адаптивной системы образования. В частности, они явились следствием региональной политики в образовании, следующей за внешними показателями развития ситуации, и соответствовали социально-экономическим, социо-культурным, демографическим процессам, произошедшим в регионе в 1991-2000 годах. Опыт последних лет показал, что система образования приобрела системообразующее значение для региона, поэтому выбор ориентиров для ее развития имеет большое значение. Дошкольное образование. По оперативным данным, на 1 декабря 2001 года в Магаданской области функционировало 53 дошкольных образовательных (с начальными школами детскими садами 58) учреждений. В г. Магадане, районах области продолжают работу 5 образовательных учреждений нового типа для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальные школы-детские сады), 5 детских садов центров развития детей, 1 дошкольное образовательное учреждение присмотра и оздоровления детей. В течение двух последних лет несколько стабилизированы показания охвата детей дошкольным образованием. В 2001-2002 учебном году контингент детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, составил 7400 человек, что несколько выше уровня прошлого года. Некоторое увеличение контингента дошкольников при практически неизменном количестве детских садов связано с увеличением наполняемости групп в них. Сложившаяся в последние годы в области система дошкольного образования носит вариативный характер. Нынешнее состояние системы детских дошкольных учреждений предполагает определенные качественные изменения, обеспечивающие имеющийся и планируемый контингент, в том числе с использованием экспериментальных подходов, позволяющих проанализировать реальное состояние ожиданий родителей. Общее образование. На конец 2001 года в области работает 91 общеобразовательное учреждение. Из них: 56 средних школ, из которых 26 сельских, 12 основных школ, 15 начальных школ, 4 специальных (коррекционных) образовательных учреждения. В общеобразовательных школах организовано 80 классов для детей с задержкой развития и 21 класс компенсирующего обучения для детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Продолжают работу 4 вечерние (сменные) общеобразовательные школы, при дневных общеобразовательных школах созданы 23 УКП, вечерних классов, групп. Получают образование на дому 182 человека, в форме экстерната 32 человека, в семье 7 человек. Программа развития образования Магаданской области на 1997-2000 годы стабилизировала состояние этой системы, но не обусловила возможности ее модернизации. В рамках региональной политики в области образования по-прежнему остается развитие вариативной системы общего образования, предоставляющей значительной части учащихся и их родителей право выбора видов образовательных учреждений и форм получения образования, профилей и уровней образования, программ, учебников, содержания и форм дополнительного образования. Безусловно, к положительному опыту сложившейся системы следует отнести: работу 4 областных стажерских площадок по реализации минимума содержания в педагогической практике, технологии обучения и мониторинга качества образования в условиях разноуровневого обучения; переход на 11-летний срок обучения, которым в области было охвачено в 2001/2002 учебном году 58,6% учащихся; создание региональных программ, учебно-методических комплексов к ним; апробацию проектов временных государственных образовательных стандартов и моделей уровневой дифференциации в процессе обучения (Тенькинский район); обучение эвенской разговорной речи (Северо-Эвенский национальный район); осуществление первоочередных мероприятий по реализации президентской программы "Компьютеризация сельских школ", целевой программы "Одаренные дети" и др. Анализ состояния региональной системы общего образования показал, что выполнены задачи ее сохранения. Однако для региона принципиальным становится опережающее относительно предыдущего этапа развитие системы общего образования. В связи с этим приобретает актуальность выработка нестандартных управленческих решений и их реализация. Дополнительное образование детей. В систему образования входит 21 учреждение дополнительного образования. В соответствии с Программой развития образования Магаданской области, Концепцией воспитания учащейся молодежи на 1997-2000 годы осуществлялось реформирование системы дополнительного образования и воспитания детей. Завершены процессы реорганизации сети и структуры учреждений дополнительного образования, перехода процесса воспитания и развития в них на новые концептуальные основы, технологии, совершенствование программно-методического, кадрового обеспечения их деятельности. Система дополнительного образования детей обеспечивает вариативный характер предоставляемых образовательных услуг по различным направлениям деятельности. В целом, количество образовательных учреждений дополнительного образования детей и детей, занимающихся в них, соответствует уровню, достигнутому в 1999-2000 учебном году, что свидетельствует об определенной стабилизации их сети и контингента. Начальное профессиональное образование. Система НПО области включает в себя 10 профессиональных учебных заведений (шесть профессиональных училищ осуществляют реализацию программ начального профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации; четыре профессиональных лицея, кроме того, и реализацию сопряженных программ начального и среднего профессионального образования по интегрированным учебным планам), учебно-методический кабинет, Дом культуры "Юность", клуб физической подготовки "Форвард". Общее количество обучающихся по всем формам обучения ежегодно составляет 3,5 - 3,6 тысяч человек. В 2000/2001 учебном году подготовка работников квалифицированного труда осуществлялась по 98 профессиям НПО и 11 специальностям СПО. В настоящее время система начального профессионального образования адаптируется к новым экономическим условиям, создаются условия для ее функционирования в режиме развития и оптимизации перечня профессий и специальностей, укрепления учебно-производственной базы, накапливается опыт интеграции общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование. Система среднего профессионального образования области включает в себя 4 учебных заведения, входящих в государственный сектор образования. Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей регионального рынка труда, однако управление этой системой традиционно ориентировано на федеральный уровень. Возрастание роли этого сектора образования в развитии региональных социально-экономических комплексов обусловливает усиление его ориентации на специфику кадровых потребностей регионального рынка труда. Высшее профессиональное образование. На территории Магаданской области действуют Северный международный университет в г. Магадане (далее СМУ) и 12 филиалов, представительств государственных и негосударственных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования. В 1997 году модель региональной системы высшего образования представлялась "в виде ядра государственных вузов, окруженного тонкой, но динамичной оболочкой негосударственных высших учебных заведений или их филиалов, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений совместно с государственными вузами". Спустя четыре года приходится констатировать, что ядро частично выразило себя в форме СМУ, а тонкая, динамичная оболочка в силу своей специфики стала, с одной стороны, условием выживания высококвалифицированных преподавательских кадров бюджетного вуза, с другой вектором, в направлении которого исчезают средства, способствующие развитию образования в центральном и других регионах Российской Федерации. Вероятно, назрела необходимость регулирования деятельности большинства филиалов и представительств в направлении ее соответствия потребностям региона и выполнения лицензионных требований. Также приходится констатировать, что слабое взаимодействие учреждений, отсутствие межвузовских центров и т.д. в целом негативно влияет на развитие системы высшего образования региона. ---------------------------- Материалы справки "О деятельности негосударственных высших учебных заведений на территории Магаданской области" (Департамент образования Магаданской области, 1997 г.) Образование коренных малочисленных народов Севера. Нарабатывается опыт решения проблем образования коренных малочисленных народов Севера в школах Северо-Эвенского национального района, Ольского округа г. Магадана. Разработано и утверждено "Положение о национальной школе", присвоен статус национальной Эвенской школе-интернату. С целью повышения уровня общеобразовательной подготовки детей из числа коренных народов Севера, подготовки кадров при СМУ открыто подготовительное отделение и организован Центр малочисленных народов Севера. Дополнительное профессиональное образование. Его целевая направленность связана с повышением уровня образования и повышением профессиональной квалификации специалистов. Система дополнительного профессионального образования в настоящее время включает в себя факультет дополнительного профессионального образования при СМУ, осуществляющий переподготовку специалистов в области психологии и логопедии по заказу организаций и по личным запросам населения; получение второго высшего образования по педагогическим, инженерным и социально-экономическим специальностям на различных факультетах СМУ и в других учебных заведениях, находящихся в г. Магадане; институт повышения квалификации педагогических кадров при управлении образования администрации Магаданской области, осуществляющий переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров; сеть учреждений дополнительного профессионального образования, осуществляющих курсовую подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработного и незанятого населения, в том числе Учебный центр Департамента ФГСЗН по Магаданской области. Описанная система ориентирована на постоянное и последовательное приращение работниками профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с изменяющимися потребностями производства и личными запросами. Организация переподготовки и повышения квалификации, обучение новым профессиям в настоящее время является важным фактором поддержки жизнедеятельности разных категорий населения. Образование взрослых. Целевое назначение данного направления обусловливается желанием взрослого человека обеспечить себя необходимыми знаниями, умениями и навыками в соответствии с личными интересами и предпочтениями. Также оно рассчитано на лиц, окончивших основную школу и прервавшим по каким-либо причинам обучение, которым предоставляется возможность получения образования (полного или профессионального) в вечерних сменных школах, в профессионально-технических училищах или в учреждениях дополнительного профессионального образования, в том числе при содействии органов по вопросам занятости населения Магаданской области. Кадры. В течение последних лет в области удалось сохранить достаточно высокий кадровый потенциал сферы образования. По состоянию на 01 ноября 2000 года в образовательных учреждениях области работают 3634 педагога общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей. Из них высшее и среднее специальное образование имеют 97% педагогических работников школ, 98,9% педагогов детских садов, 87% педагогов системы дополнительного образования. 2349 педагогов (57,3 процентов от общего их количества) являются специалистами высшей и первой квалификационных категорий, что свидетельствует о высокой профессиональной подготовке и мастерстве педагогических кадров. В числе педагогических работников - 61 заслуженный учитель школ Российской Федерации, 623 имеют отраслевые награды Министерства образования Российской Федерации, 29 звание "Почетный работник образования Магаданской области". В течение последних лет в области удалось сохранить кадровый потенциал сферы культуры и искусства. По состоянию на 01.01.2001 в учреждениях дополнительного образования (детских музыкальных и художественных школах, хоровой школе, школах искусств), государственном училище искусств, на целевом курсе Российской академии театрального искусства работают 367 преподавателей. Из них 169 с высшим образованием (46%) и 198 со средним специальным образованием (54%). 166 преподавателей (45% от общего количества) являются специалистами высшей и первой квалификационных категорий, т.е. практически каждый второй преподаватель является высокопрофессиональным специалистом. В том числе 3 народных артиста Российской Федерации, 3 заслуженных артиста Российской Федерации, 6 заслуженных работников культуры Российской Федерации, 1 заслуженный художник Российской Федерации, 1 заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В течение последних трех лет стабилизированы показатели обеспеченности образовательных учреждений педагогическими кадрами. За этот период обеспеченность кадрами дошкольных образовательных учреждений составила в среднем 98 процентов, общеобразовательных школ - 92,6 процентов, учреждений дополнительного образования детей - 94 процента. Управление. Состояние управления образованием показывает, что эффективность его работы находится в прямой зависимости от накопленного опыта материально-технического обеспечения принятых решений и опыта управления процессом их реализации. В настоящее время накоплен опыт принятия решения по конкретным проблемам. Это действительно для структуры управления образованием региона в целом. Однако сама структура управления образованием представлена неравномерно. На региональном уровне в системе общего образования она сложилась, а в системе профессионального образования она представлена управлением профессионального образования администрации Магаданской области, в ведении которого находится система начального профессионального образования, и секцией профессионального образования Совета по образованию и науке при губернаторе Магаданской области, что в значительной степени затрудняет мониторинг целостного процесса в этой системе. Таким образом, можно констатировать, что система образования региона обладает определенным запасом прочности, обусловленным, прежде всего, человеческим фактором. Ее состояние имеет определяющее значение для региона. В связи с этим формирование и реализация перспектив развития образовательных программ в ближайшие годы должны обусловливаться выбором оптимальной для региона модели системы образования и качественной характеристикой ее развития. 1. 3. Проблемы образования Образование является в настоящее время не только социальной сферой, но и важнейшей экономической отраслью, т.к. усиливается его роль в накоплении и развитии человеческого потенциала, с одной стороны, и увеличиваются объемы нелегализованных средств, обращающихся в системе образования, с другой стороны. Несовершенство и неполнота нормативной базы на федеральном, региональном, муниципальном уровнях является одной из причин отсутствия действенных механизмов контроля за исполнением законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования, со стороны органов местного самоуправления, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения государственных гарантий в области образования. Общей для всех уровней системы образования региона является проблема неудовлетворительного финансирования, которая объединяет в себе и дефицит средств, поступающих из федерального бюджета, и отсутствие средств, для обновления материально-технической базы образовательных учреждений, и низкую заработную плату педагогов. Неэффективность действующего бюджетного финансирования связана, в основном, с отсутствием нормативов финансирования как общего, так и профессионального образования. Наблюдается общее снижение качества образования, которое в системе общего образования обусловлено перегруженностью учебных программ и, как следствие, физиологическими перегрузками учащихся; в системе начального и среднего профессионального образования недостаточностью материально-технической базы, разрывом связей с предприятиями или отсутствием возможностей их установления. Дошкольное образование. Отток населения в центральные районы страны, падение уровня рождаемости, рост платы за содержание детей в детских садах, значительное, в течение последних лет, сокращение сети дошкольных образовательных учреждений привели к снижению охвата детского населения дошкольным образованием и увеличению контингента детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Возникла необходимость организации новых форм работы с детьми, не охваченными дошкольным воспитанием, тем более что следствием сложившейся ситуации является проблема "равного старта" в 1-м классе для детей, посещавших и не посещавших дошкольные образовательные учреждения. Остается проблемой отсутствие стимулов у предприятий, организаций, потенциальных спонсоров для содержания дошкольных образовательных учреждений. Совершенствование нормативно-правовой базы в части введения определенных налоговых или других льгот для предприятий различных форм собственности может способствовать оптимизации системы дошкольного образования. Острой, требующей неотложных мер проблемой является ухудшение здоровья детей. В течение последних четырех лет растет уровень заболеваемости детей дошкольного возраста. На протяжении пяти лет в области в расчете на 1000 человек детского населения рос уровень заболеваемости болезнями органов дыхания, пищеварения, костно-мышечной системы. Общее образование. Отсутствие стандартов содержания и нормативов финансирования общего образования составляет основной блок проблем данного уровня образования. Стоит вопрос о недостаточной работе по привлечению общественности к участию в организации поддержки и контроля образовательного процесса. Не исчерпана проблема восстановления воспитательной функции семьи и развития воспитательной функции школы: формирование ее воспитательного пространства, совершенствование действующих воспитательных систем школ. Актуальной остается проблема наличия детей, находящихся вне образования. Существует проблема разрыва между содержанием школьного образования и требованиями, предъявляемыми вузами к абитуриентам. Дополнительное образование детей. Тенденция свертывания системы дополнительного образования детей привела в области к негативным результатам. Почти наполовину сокращено количество учреждений дополнительного образования, уменьшены объемы услуг, связанных с занятиями научно-техническим творчеством, туризмом, детским спортом. В процессе становления на территории области находятся детские и юношеские организации. В области еще не сформирована целостная сеть, обеспечивающая единство процессов обучения и воспитания, ранней профилактики правонарушений и преступности среди детей и подростков. Негативное влияние на формирование системы воспитательной работы оказывает ослабление воспитательного потенциала семьи, рост числа неблагополучных семей. Специальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. На протяжении последних лет возрастает по отношению к общему контингенту обучающихся детей число учащихся и воспитанников, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции (с 4,3% в 1998 году до 5% в 2000 году). В области отсутствуют учреждения или специальные коррекционные классы для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми расстройствами речи и девиантным поведением. Вследствие этого они обучаются на дому или за пределами области. Начальное профессиональное и среднее профессиональное образование. В блок проблем этих уровней образования входит снижение престижа рабочих профессий, востребованных рынком труда Магаданской области, недостаточный уровень финансирования и материально-технического оснащения, влияющий на эффективное использование современных образовательных технологий, несформированность механизма социального партнерства, разрыв традиционных связей учреждений начального и среднего профессионального образования с предприятиями и организациями, недостаточное соответствие содержания образования и структуры подготовки специалистов НПО и СПО изменяющимся потребностям экономики и социальной сферы региона. Высшее профессиональное образование. Одной из основных проблем является недостаточная эффективность высшего образования, связанная с трудоустройством выпускников. Остается проблемой повышение качества высшего образования, что связано с неудовлетворительной материально-технической базой вузов, низкой оплатой труда преподавателей, открытием многочисленных филиалов без адекватного кадрового, учебно-методического и материального обеспечения. Образование коренных малочисленных народов Севера. Основными проблемами здесь являются угроза утраты культурной составляющей, языка, мастерства в традиционных видах деятельности, отсутствие специфичного образовательного пространства на всех уровнях образования у коренных народов и, как следствие, угроза утраты национальной интеллигенции. Дополнительное профессиональное образование. Эффективное функционирование данной системы сдерживается отсутствием необходимого законодательного и нормативно-правового обеспечения как на федеральном, так и на региональном уровнях. Образование взрослых. С учетом специфики Магаданской области особого внимания заслуживает проблема образования лиц, лишенных свободы и находящихся в исправительно-трудовых колониях. Кадры. Существуют проблемы кадрового обеспечения образовательных учреждений. В течение ряда лет не удовлетворяется потребность в педагогах по следующим дисциплинам: английский язык, русский язык, история, математика, физика, география, химия и биология, физическая культура, музыка, труд (юноши). Ухудшается положение с обеспеченностью кадрами сельских школ. Не решены полностью проблемы кадрового обеспечения интернатных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Они не укомплектованы в необходимом количестве кадрами логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов по лечебной физкультуре. Нарушена система повышения квалификации педагогических кадров. В системе начального профессионального образования: среди мастеров производственного обучения 37% имеют высшее образование, 50% имеют среднее специальное, 13% - начальное профессиональное образование и повышенный рабочий разряд, продолжают обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. На качестве профессионального образования, как и в образовании в целом, отрицательно сказывается низкий уровень оплаты труда НПО, отсутствие в области специалистов с высоким уровнем рабочей квалификации, достаточным опытом работы и наличием педагогического образования. Существует проблема подготовки квалифицированных кадров для системы начального и среднего профессионального образования, а также восстановления системы повышения квалификации работающих специалистов. В области сохраняется устойчивая тенденция феминизации и старения педагогических кадров. Процент педагогов пенсионного возраста от общего числа учителей составляет 33,7%: в городских школах - 35,5%, в сельских школах 19,9%. Продолжается отток из образовательных учреждений специалистов трудоспособного возраста, мужчин. Наиболее острыми для высшей школы проблемами являются повышение удельного веса научно-педагогических работников, имеющих ученые степень и звание, а также повышение квалификации и переподготовка. Управление. Одной из проблем является поддержание и укрепление вертикальных связей между различными уровнями управления образованием. Ее разрешение осуществляется посредством договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий, взаимодействия в осуществлении федеральных целевых, областных, районных программ стабилизации и развития образования. В системе управления отсутствуют централизованное информационное обеспечение, параметры и методики определения эффективности системы образования, независимые службы контроля, экспертизы и прогнозирования ее развития. Это снижает эффективность управления системой образования региона. Особые проблемы. Особую остроту приобрела проблема социального сиротства. В области постоянно растет контингент детей, остающихся по различным причинам без попечения родителей, выявленных и поставленных на учет в органах управления образованием, опеки и попечительства. В 1990 году в государственной поддержке нуждалось 0,1% детей от общей численности детского населения области, в 1999 году 0,5%. За этот же период в семь раз увеличилось количество детей, родители которых в судебном порядке были ограничены в правах или лишены родительских прав. За это же время в 2 раза увеличилось количество неблагополучных семей, состоящих на учете в органах управления образованием. Существует проблема внедрения новых форм устройства детей-сирот: приемная и патронатная семьи. Таким образом, существующий комплекс проблем свидетельствует о необходимости создания, в первую очередь, эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов. В этом смысле система образования должна работать на опережение для достижения в последующие периоды состояния адаптивности. Понятия "адаптация" и "опережение" становятся главными в области образования. Раздел 2. Концептуальные основания и принципы региональной политики в образовании. Цели и задачи Программы Федеральные документы, определяющие стратегию образовательной политики Российской Федерации, а также специфика условий социально-экономической жизнедеятельности Магаданской области, нарастание негативных процессов социально-демографического характера, дефицита средств, необходимых региональной системе образования для нормального функционирования и, тем более, для дальнейшего ее развития, а также другие сопутствующие процессы, описанные в разделе 1 данной Программы, обусловили концептуальное обоснование целеполагания, выбор приоритетных направлений и инструментария для достижения цели. Высокая чувствительность региональной системы образования к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям не оставляет иной альтернативы, как выбор адаптивной образовательной системы, т.е. способной адекватно и гибко реагировать на такие изменения (демографические, структурные, административно-территориальные, финансово-экономические, ресурсные, технологические и т.д.), быть готовой к постоянной ротации кадров, перманентной реструктуризации отдельных звеньев системы или даже системы в целом. Вместе с тем концептуальным принципом региональной политики в образовании должна быть ориентация на опережающее развитие системы, потому что именно постоянно создаваемый "запас прочности" позволит региональной системе образования не только не разрушиться под бременем деструктивных процессов (такая опасность в настоящее время имеется), но и сохранять требуемое национальной доктриной образования, программами и законодательными актами качество образования, осуществлять модернизацию образования в соответствии с федеральными требованиями. Опережающее развитие и поддержка адаптивности системы требуют изменения и совершенствования нормативно-правовой базы образования и источников его финансирования. Исходные концептуальные принципы позволили сформулировать цели и задачи следующим образом: Цель Программы - обеспечение адаптации системы образования к изменяющимся социально-экономическим условиям региона и опережающего развития, способствующего повышению качества образования, сохранению, развитию и эффективному использованию научно-педагогического потенциала региона, созданию условий для поэтапного перехода к новому уровню образования. Задачи Программы: обеспечение и закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности региона; укрепление взаимосвязей образования, науки, производства, культуры, здравоохранения; усиление взаимосвязей системы образования и рынка труда; сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования; совершенствование нормативно-правовой базы региональной системы образования; улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами; совершенствование социальной защиты работников системы образования и обучающихся; подготовка кадров для системы образования. Раздел 3. Перспективы развития образовательной системы 3. 1. Социальный заказ Описание социального заказа к системе образования региона включает следующие составляющие: заказ государства, семьи, личности, общественности (различных негосударственных образований), предпринимателя. Проведенные социологические исследования социальных заказов семьи и личности как в значительной степени определяющих адаптивный характер и опережающее развитие системы образования региона свидетельствуют о следующем. Констатируется низкий спрос на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Популярность рабочих специальностей невелика, большинство семей ориентированы на систему высшего профессионального образования. Ориентированность на систему начального и среднего профессионального образования сохраняется у немногочисленной группы семей, где доходы не позволяют обеспечить содержание детей в период обучения в вузе и есть необходимость получения профессионального образования в короткие сроки. В связи с этим немаловажное значение приобретает создание системы целенаправленной профессиональной ориентации учащейся молодежи в соответствии с потребностями социально-экономического развития области. Одним из направлений этой работы является ориентирование выпускников школ в соответствии с их физическими, интеллектуальными, образовательными и материальными возможностями на востребованные в регионе рабочие профессии, что может обеспечить им возможность будущей профессиональной самореализации, стабильность уровня материальной обеспеченности. Абсолютное большинство выпускников школ региона ориентировано на систему высшего образования - в равных долях на имеющуюся в регионе и в центральных районах страны. Следует отметить, что городом-лидером у будущих абитуриентов является Санкт-Петербург, что, вероятно, связано с активной кампанией, осуществляемой представительствами этих вузов, учебно-подготовительными центрами "Абсолютус", "Шанс", работающими в регионе. Наиболее популярными профессиональными направлениями по-прежнему остаются специальности финансово-экономического, юридического профилей, а также специальности, связанные с компьютерными сетями и программированием. Востребованность будущей профессии в регионе в большей степени интересует родителей абитуриентов, которые предпочитают или совместно с детьми решать вопрос о профессиональном выборе, или авторитарно не влиять на него. Необходима последовательная и постоянная рекламно-информационная работа, направленная на повышение престижности специальностей, в первую очередь, необходимых в регионе. Также констатируется наличие социального заказа на повышение профессиональной квалификации, что делает целесообразным организацию постоянно действующих курсов, семинаров и т.д. по ряду специальностей. У жителей региона существует потребность в получении дополнительных образовательных услуг, что обусловливает необходимость организации курсов по ряду направлений при учебных заведениях г. Магадана. Таким образом, содержание социальных заказов семьи и личности показывает, что система образования способна оказать влияние на развитие региона. В связи с этим актуальным для эффективного управления образованием является наличие информационного отдела для постоянного мониторинга процессов в образовательном пространстве, обеспечения функций прогнозирования и проектирования. При этом условии будут обеспечиваться и адаптивность системы образования, и обозначаться те направления, которые потребуют перспективных решений, т. е. действий на опережение. 3. 2. Развитие образовательных программ Дошкольное образование. Перспективным направлением для дошкольной системы образования может считаться оптимизация ее структуры, в основе которой как поддержка существующих дошкольных учреждений, отвечающих запросам родителей, так и внедрение новых форм дошкольного воспитания, предусматривающее создание групп кратковременного пребывания, социальных групп для детей из асоциальных семей. Также целесообразным следует считать развитие учебно-воспитательных комплексов "начальная школа детский сад" и совершенствование работы по соблюдению преемственности дошкольных образовательных учреждений и школы. Наличие определенного количества семей, чьи дети не посещают детский сад, создает условия для совершенствования дошкольными учреждениями перечня дополнительных образовательных программ и дополнительных образовательных услуг (на договорной основе). Общее образование. В первую очередь, необходимо осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя. Важнейшим направлением по оптимизации деятельности учреждений общего образования является создание при школах попечительских советов. Особую актуальность приобретает усиление воспитательной функции школы, обновление задач воспитательных структур и систем школ как в части занятости детей, так и в направлении формирования у учащихся общественных и нравственных ориентиров, общественной активности, мотивации выбора и отношения к профессии, жизненных ценностей, навыков здорового образа жизни. Особое внимание может быть уделено физическому развитию детей. Актуальной для развития данной образовательной программы является программа информатизации образовательных учреждений, которая создаст условия для внедрения современных информационных технологий, развития дистанционного обучения. Дополнительное образование детей. Развитие данной образовательной программы требует сохранения и роста сети учреждений, упорядочение и укрепление их кадровой, программно-методической и материально-технической базы. Данная система нуждается в обоснованных управленческих решениях, которые могут обеспечить ее сбалансированное и устойчивое развитие не только в г. Магадане, но и в области. Система дополнительного образования обладает значительными возможностями для современного решения задач воспитания, т.к. в ней органично сочетаются различные виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности, что сокращает пространство девиантного поведения и помогает решать проблему занятости детей и молодежи. Начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование продолжают работать над оптимизацией перечня рабочих профессий и специальностей с учетом региональных потребностей и перспективных потребностей общества. В связи с этим приоритетный характер имеют мероприятия по разработке нормативно-правового обеспечения активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении основных проблем: выработке стандартов, формировании заказов, а также принятие нормативно-правовых актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов. Не подлежит сомнению необходимость разработки региональных нормативов финансирования этих уровней образования. Потенциальным является направление работы по созданию моделей интеграции различных ступеней профессионального образования: ассоциация, учебно-научно-производственное объединение, учебно-производственный комплекс. Значительное место занимает и реализация воспитательной функции образовательных учреждений в процессе профессионального становления личности учащегося (студента). Высшее профессиональное и послевузовское образование. Развитие данных образовательных программ предполагает разработку научно-методического сопровождения государственных стандартов с учетом современных и перспективных потребностей региона и личности, разработку требований к деятельности филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов в части соответствия потребностям региона, мониторинг выполнения ими лицензионных требований, а также постановку вопроса об участии данных образовательных учреждений в решении социальных проблем профессорско-преподавательского состава. Одним из приоритетных направлений является обеспечение права на образование, которое связано, в том числе, с разработкой нормативно-правовой базы для введения возвратных субсидий или региональных образовательных кредитов для получения высшего образования. Требует реализации задача создания университетского комплекса. Дополнительное профессиональное образование. Развитие данной образовательной программы связано с приведением квалификации специалистов и руководителей в соответствие с потребностями реального сектора экономики; принятием нормативно-правовых актов (в том числе о закреплении обязанностей работодателя по обеспечению непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков работников), разработкой механизмов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку незанятых и освобождающихся работников (в том числе введение именных финансовых обязательств). Образование взрослых. Представляется возможной организация курсов по ряду направлений в учебных заведениях города, особенно на базе филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов: курсы компьютерной грамотности, бухгалтерские курсы, курсы обучения иностранным языкам, специалистов по организации общественных отношений (внутренний и внешний PR, корпоративный стиль учреждения и др.), курсы дизайнеров, визажистов, стилистов и т.д. Образование лиц, лишенных свободы и находящихся в учреждениях пенитенциарной системы (изоляторах временного содержания, исправительно-трудовых колониях и др.) может осуществляться непосредственно в системе учреждений УИН, однако специальной проработки заслуживает возможность получения данными лицами высшего образования (заочная форма или экстернат) на базе высших учебных заведений региона. Образование коренных малочисленных народностей Севера. Приоритетными направлениями являются: разработка и обеспечение содержания образования, учебно-методических комплексов на разных уровнях его осуществления, стимулирование подготовки педагогических кадров по родному языку и традиционным видам деятельности, расширение числа национальных школ, разработка и реализация специальной программы "Образование коренных малочисленных народностей Севера", предусматривающей образование на билингвальной основе, формирование собственной гуманитарной и технической интеллигенции, подготовку специалистов различного уровня и профилей. Международное сотрудничество. Основной задачей этой программы является создание условий для формирования системы международных связей в области образования, которая позволит региональной системе образования войти в международный рынок образовательных услуг. Важнейший его показатель процесс международного обмена "носителями" знаний. В комплекс мероприятий должны войти: совершенствование нормативно-правовой базы, создание условий для реализации индивидуального спонсорства предприятий и учреждений по осуществлению целевой подготовки специалистов для региона за рубежом; создание современной, соответствующей мировым стандартам системы обучения иностранных граждан в учреждениях региональной системы образования; обеспечение содействия изучению языков сопредельных стран в образовательных учреждениях Магаданской области; создание условий для изучения русского языка в сопредельных странах; проведение рекламно-информационной кампании. 3. 3. Университетский комплекс: системообразующая роль в образовательной, научной деятельности, международном сотрудничестве Создание университетских комплексов - существенная часть модернизации российского образования. Основной формой их организации является интеграция образовательных учреждений различного уровня с высшей школой, затем с наукой и производством. Целесообразность их создания отмечена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 № 676 "Об университетских комплексах". Целью создания университетских комплексов является повышение качества учебно-научной, производственной деятельности и эффективности государственных расходов на образование; формирование и реализация комплексных программ социально-экономического развития региона за счет объединения его научного, образовательного, промышленного и финансового потенциала. Университетский комплекс это условие консолидации учебных заведений, организации их взаимодействия как по вертикали (школа профессиональный лицей техникум вуз учебное заведение повышения квалификации), так и по горизонтали (вуз научное учреждение производство); а также удовлетворение потребности в создании единой комплексной системы организации образования и практической подготовке в регионе. В университетском комплексе университет играет роль координирующего центра для участников этого комплекса - образовательных, научных, производственных учреждений. Учитывая сложность организации университетского комплекса, необходимо определиться, какая из его моделей будет наиболее целесообразной для региона: - университетский образовательный округ; - ассоциация образовательных учреждений как субъектов, сохраняющих статус юридического лица; - университетский комплекс как единое автономное учебное заведение (единое юридическое лицо) без сохранения статуса юридического лица у субъектов комплекса. Представляется, что наиболее приемлемой формой университетского комплекса являются договорные и ассоциативные отношения, сохраняющие юридическую самостоятельность входящих субъектов образовательных, научных, производственных. На первом этапе создания университетского комплекса в регионе в него могли бы войти (наряду с академическими институтами и предприятиями) образовательные учреждения общего, начального и среднего профессионального образования, реализующие профессиональные программы по ряду родственных специальностей и направлений. Это во многом будет способствовать формированию единого образовательного пространства региона, обеспечению высокого уровня преемственности между образовательными учреждениями, позволит полнее использовать потенциал высшей школы для решения задач развития образования, науки, культуры, спорта в регионе. 3. 4. Кадровое обеспечение. Управление системой образования В целом, необходима долгосрочная кадровая политика, предполагающая и сохранение необходимого педагогического потенциала, обеспечивающего образовательные программы, и поиск решений в перераспределении высвобождающегося. Основное внимание должно быть уделено недопущению сокращения педагогических кадров. Педагогический корпус региона нуждается в последовательном и целенаправленном исполнении существующих государственных гарантий и социальной поддержке работников, учащихся и системы образования в целом (Закон Российской Федерации "Об образовании", Закон Магаданской области "Об образовании в Магаданской области"), а также разработке и реализации дополнений, отвечающих современной ситуации. Поскольку одним из значимых субъектов социального заказа является сегодня семья, необходимо осуществлять целевую подготовку или переподготовку кадров с учетом семейного запроса (домашний воспитатель, дефектолог, специалист по коррекционной педагогике и психологии, специалист по работе с одаренными детьми, педагог дополнительного образования, социальный педагог и др.). Также необходима разработка и реализация программы целевой контрактной подготовки педагогических кадров для образовательных учреждений сельской местности, удаленных районов, национальных школ. Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров могут стать одним из приоритетных направлений деятельности университетского комплекса. Важными направлениями работы с кадрами являются также привлечение научных работников академических и отраслевых институтов к педагогической деятельности, совершенствование системы послевузовской подготовки (аспирантура, соискательство). Наращивание кадрового потенциала, качество педагогической деятельности имеют определяющее значение для развития системы образования в области. Сегодня наиболее востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого соответствуют уровню сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, т. к. без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями и орудиями труда, без мотивации его успешности необходимого качества образования достичь не удастся. Управление региональной системой образования особый вид деятельности, целью которой в настоящее время является разработка и реализация единой методологии подготовки специалистов всех уровней. Это позволит выстроить систему преемственности профессиональных учебных заведений, начиная с дошкольных учреждений. Вероятно, назрела необходимость включения в структуру исполнительной власти области отдела или группы по координации деятельности учебных заведений профессионального образования, с последующим формированием коллегиального органа типа совета ректоров, директоров начального, среднего, высшего профессионального образования. К перспективным управленческим решениям, в первую очередь, относятся те, которые будут определять политику в области образования во взаимодействии среднего общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Это обеспечит непрерывность и преемственность профессионального образования, приведет к интеграции средней и высшей школы. Раздел 4. Условия реализации Программы и ее ресурсное обеспечение 4. 1. Нормативно-правовая база развития системы образования Успешность реализации поставленной цели и задач Программы, создание единого образовательного пространства региона, обеспечение в полном объеме социального заказа во многом будут зависеть от исполнения существующих нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие отношения в системе образования, а также разработки и принятии тех, которые будут способствовать оптимизации ее нормативно-правового поля. Первоочередными в связи с этим являются мероприятия по мониторингу исполнения законодательной базы, отражающей и затрагивающей интересы системы образования, с последующей корректировкой ранее принятых программ и планов. Качество этой работы во многом определит несовершенные ее части, которые нуждаются в дополнениях, а также очевидные, требующие правового решения, проблемы, не позволяющие использовать потенциал системы образования и связанных с нею областей или использовать целесообразно. В частности, до настоящего времени проблематично привлечение в сферу образования средств из внебюджетных источников, что связано с применением ст.ст. 42, 51, 52 и 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязывающего направлять доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности или субъекта Российской Федерации, а также от платных услуг в соответствующие бюджеты. В результате ущемляются права образовательных учреждений в части использования средств, разрешенных ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" для развития учебного процесса и материально-технической базы. Крайне сложная ситуация сложилась в области учета и использования внебюджетных средств. В настоящей ситуации представляется необходимым: разработать проект регионального закона о налоге на нужды образования; разработать нормативную базу стимулирования частных инвестиций в систему образования; наметить специфический комплекс мер, направленных на создание реальных условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников; разработать предложения по финансированию оплаты образования в форме образовательного кредита, образовательного страхования; разработать правовую базу и заключение договоров с компаниями и банками на финансирование для получения оборудования для системы образования; внести поправку в Закон Магаданской области "Об образовании в Магаданской области", регулирующую порядок дополнительного финансирования государственных вузов; разработать нормативно-правовое обеспечение активного участия работодателей и других социальных партнеров в решении основных проблем: выработке стандартов, формировании заказов; принять нормативно-правовые акты, стимулирующие софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов. 4. 2. Научное сопровождение Программы Данное направление работы потребует активного использования такой формы организации, как ВНИК, и потенциала Северо-Восточного Центра РАО, которым в режиме мониторинга предстоит изучать результаты каждого этапа Программы, проводить исследовательскую работу по ее корректированию, определять возможные промежуточные цели. Целью их научно-исследовательской работы будут координация и интеграция деятельности по соответствующим направлениям: - информатизация; - информационно-методическое обеспечение; - маркетинг и стратегическое планирование образовательных услуг; - маркетинг научно-технических разработок. 4. 3. Финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение В экономике системы образования Магаданской области сохраняются два процесса: все еще слабое по всем уровням бюджета финансирование образования; усиливающееся саморазвитие экономики системы образования, поиск внутренних резервов, путей и механизмов финансово-экономического обеспечения и самообеспечения образовательных учреждений. Продолжает свое развитие процесс перехода системы образования из государственного в государственно-общественное состояние. Начавшееся в прошедшие годы экономическое раскрепощение, формирование новых механизмов финансирования системы образования и ее управления создают реальную в перспективе основу для дальнейшего ее совершенствования и оптимизации. В настоящее время усилия по реформированию и развитию системы образования на областном и муниципальном уровнях продолжают направляться на недопущение спада объема ассигнований, обеспечение стабильного финансирования, поддержание его материально-технической базы. Вместе с тем, из-за проводимой центральными органами власти в последние годы политики регионализации, учреждения образования области все более зависят от состояния регионального и местного бюджетов. Как следствие, появились определенные противоречия между законодательно определенным местом и функциями системы общего образования и финансовым механизмом ее обеспечения. Сложившаяся правовая коллизия ставит школы вне государственной системы финансирования, т. к. по Бюджетному кодексу Российской Федерации (1, ст. 87) учреждения образования, находящиеся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления, должны финансироваться исключительно из местных бюджетов. В результате местные бюджеты перегружены так называемыми "нефинансируемыми федеральными мандатами" - финансовыми обязательствами (т. е. перекладываемыми на региональные и местные органы государственными обязательствами, закрепленными законами). Все это приводит к росту социального и территориального неравенства в сфере образования, в том числе неравенства возможностей городских и сельских детей. Финансовое же участие самих потребителей образовательных услуг ограничено. Расчеты показывают, что по уровню доходов участвовать в финансировании образовании своих детей полностью могут лишь около 5% населения области. В связи с этим сохранение многоуровневого и многоканального финансирования в приемлемых для региона формах становится важным условием развития системы образования в обозначенной Программой перспективе. При этом важно, имея систему учета различий в состоянии развития экономики районов в регионе, отказаться от принципа финансирования образовательных учреждений от достигнутого уровня. Нужен совершенно новый механизм формирования расходов с максимальным учетом реальных условий, в которых работает конкретное образовательное учреждение. Помимо самых постоянных нормативов необходимо разработать систему коррекционных и выравнивающих коэффициентов и индексации. Следует завершить начатые преобразования в организационной модели финансирования и учета финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, в части придания им полного статуса юридического лица, преобразования служб бухгалтерского учета и внедрения договорных отношений. Разделяя точку зрения, что экономический механизм системы образования области будет зависеть от формирования бюджетной системы страны в целом, для совершенствования региональной экономической модели образования необходимо: сосредоточить внимание и консолидировать ресурсы на решение прерогативных направлений и мероприятий Программы; осуществить нормативный подход в формировании ресурсного обеспечения системы образования, разработку и внедрение механизма нормативного финансирования образовательных учреждений различных типов и видов с учетом реальных условий их работы; обеспечить поэтапно финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, придать им статус юридических лиц и бюджетополучателей; пересмотреть систему налогообложения этих учреждений с тем, чтобы активно развивать дополнительные платные образовательные услуги населению; создать систему социальных и экономических стимулов поддержки системы образования, предусмотреть льготы по налогообложению, в первую очередь, для инвесторов системы образования, вкладывающих средства в развитие материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение качества образования; изучить возможности и разработать модель социального кредитования образования, позволяющей перейти к принципиально новой системе финансирования: от финансирования учреждений образования к финансированию потребителей образовательных услуг, персонифицированному финансированию; развивать новые организационно-экономические формы ресурсного обеспечения системы образования (благотворительные и целевые фонды) с целью привлечения дополнительных внебюджетных средств; приступить к разработке и реализации модели института земельной ренты СМУ, обозначенного Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании Северного международного университета в г. Магадане" как нового важного источника финансирования данного учебного заведения и взаимодействия образования и производства. Раздел 5. Источники финансирования и система мероприятий по реализации Программы №№ М е р о п р и я т и я Ответствен. Срок Источники и объем пп за исполне финансирования выполнение ния системы мероприятий 2002-2005 гг. (по данным учебных заведений, тыс. руб.) Федеральн. Областн. Муницип. бюджет бюджет бюджет 1. Корректирование и Т.А.Исаева ежегодн реализация В.М.Бармин о 10890,0 31942,0 20459,0 плана действий Д.С. управления Таранцов образования администрации Магаданской области на 2002-2005 годы 2. Корректирование и А.И.Радовска ежегодн реализация я о 313041,2 13848,0 588,0 плана действий А.Я.Атро-щен Управления ко профессионального образования при администрации Магаданской области на 2002-2005 годы 3. Корректирование и Руководители ежегодн реализация о 109972,4 20222,7 плана действий образователь образовательных ных учреждений среднего учреждений профессионального образования на 2002-2005 годы 4. Корректирование и Президент ежегодн реализация СМУ, о 438036,0 54324,0 плана действий директора образовательных филиалов учреждений высшего вузов профессионального образования на 2002-2005 годы ИТОГО 871939,6 120336,7 21047,0 Система мероприятий №№ М е р о п р и я т и я Срок Ответственный пп исполнения за выполнение 1 2 3 4 1. Кадровая политика 1.1. Разработка и реализация Июнь-июль Управление образования комплекса ежегодно администрации мер по целевой контрактной области, СМУ, подготовке муниципальные педагогических кадров для органы управления образовательных образования учреждений, особенно для учреждений сельской местности, удаленных районов, национальных школ 1.2. Создание механизма Июль-август Управления образования, прогнозирования 2002 г. профессионального потребностей в педагогических образования (научно-педагогических) администрации кадрах системы общего и области, Департамент профессионального Федеральной образования службы занятости населения 1.3. Разработка комплекса мер по Май 2002 г. Управление образования подготовке области, и повышению квалификации ИПК ПК руководителей образовательных учреждений, работников управлений (отделов) образования 1.4. Разработка и реализация Май 2002 г. Управление образования комплекса администрации мер по повышению квалификации области, ИПК ПК педагогических кадров 2. Финансовая политика 2.1. Разработка региональных После Управление образования нормативов принятия администрации финансирования для всех уровней федеральных области системы нормативных образования актов 2.2. Создание резервного фонда для 2005 г. Совет по образованию и оперативного науке решения проблем образования при губернаторе (всех Магаданской уровней) области 2.3. Разработка проекта регионального 2003 г. МФ МГЮА закона о налоге на нужды образования 2.4. Внести поправку в Закон "Об 2003 г. СМУ образовании МФ МГЮА в Магаданской области", регулирующую порядок дополнительного финансирования государственных вузов 2.5. Подготовка проекта постановления 2003 г. Управление губернатора профессионального о мерах по поддержке и развитию образования дополнительного администрации профессионального образования области, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Магаданской области, СМУ, МФ МГЮА 2.6. Подготовка проекта постановления 2003 г. СМУ губернатора области об обеспечении реализации прав образовательных учреждений на получение занимаемых земельных участков, зданий и других объектов в оперативное управление на условиях бесплатного (бессрочного для земли) пользования 2.7. Подготовка проекта постановления 2003 г. Управление губернатора профессионального об участии работодателей в образования подготовке администрации квалифицированных кадров Магаданской области, Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Магаданской области, МФ МГЮА, СМУ 2.8. Совершенствование 2003-2004 Управление нормативно-правовой гг. профессионального базы по введению налоговых или образования других администрации льгот для предприятий различных области форм собственности, финансирующих образовательные учреждения 2.9. Разработка предложений по 2002 г. СМУ финансированию оплаты образования в форме образовательного кредита, образовательного страхования 2.10. Организовать систему подготовки 2003-2005 Управление специалистов гг. профессионального в учреждениях профессионального образования образования администрации для предприятий региона на области, СМУ договорной основе 2.11. Разработка правовой базы и 2003 г. Управление заключение профессионального договоров с компаниями и банками образования на администрации финансирование для получения области, СМУ оборудования для системы образования 2.12. Создание фонда Совета по 2003 г. Администрация области, образованию СМУ и науке "Образование и наука" для поддержки образовательных учреждений, молодых ученых-педагогов, зарубежных стажировок студентов, аспирантов, молодых преподавателей 3. Качество образования 3.1. Оптимизация структуры системы Постоянно Управления образования, образования профессионального региона образования администрации области 3.1.1. Разработка предложений по 2003 г. Управления образования, оптимизации профессионального структуры системы образования образования региона администрации области 3.1.2. Реализация комплекса мер по 2004 г. Управления образования, выполнению профессионального решений по структурной образования перестройке администрации системы образования региона области 3.2. Подготовка проекта решения и Управление реализация профессионального комплекса мер по обеспечению образования преемственности администрации профессиональных образовательных области, СМУ программ различного уровня 3.3. Создание независимой экспертизы 2005 г. Управление образования качества администрации образования области 4. Международное сотрудничество 4.1. Разработка и внедрение систему 2003 г. Управления образования, международных профессионального обменов между образовательными образования учреждениями администрации различных уровней и типов области, СМУ 4.2. Возобновить международные связи 2002-2005 Руководители образовательных гг. образовательных учреждений по линии учреждений городов-побратимов 5. Социальная политика 5.1. Мониторинг исполнения Постоянно Управления образования, законодательной профессионального базы, отражающей и затрагивающей образования интересы администрации системы образования области 5.2. Организация для студентов и 2002 г. Управление учащихся профессионального (очной формы обучения) службы образования временной администрации занятости области, Департамент Федеральной службы занятости 5.3. Разработка и реализация 2003 г. Управление комплекса профессионального мер по поддержке молодых образования учителей администрации и преподавателей области, СМУ 6. Информатизация образования 6.1. Осуществить ревизию 2002 г. Управления образования, компьютерного профессионального парка в образовательных образования учреждениях администрации Магаданской области области 6.2. Создание в регионе 2004 г. Управления образования, межведомственной профессионального сети "Образование" образования администрации области 6.2.1. Создание локальной сети 2004 г. Ректоры вузов библиотек вузов, расположенных на территории региона 6.2.2. Информационная поддержка, 2004 г. Управление образования интеграция администрации деятельности образовательных области учреждений по методическому обеспечению учебного процесса 6.2.3. Издание справочника "Система 2003 г. Управления образования, образования профессионального региона" образования администрации области, СМУ 6.3. Изучить вопрос о возможности 2002 г. СМУ аренды Университетским комплексом цифрового порта с дальнейшим принятием функций провайдера сети Интернет или о возможности приобретения спутниковой станции для выхода в сеть Интернет 6.4. Создание единой 2005 г. Управления образования, телекоммуникационной культуры, сети образования, науки, здравоохранения культуры администрации и здравоохранения региона области 7. Политика взаимодействия с регионами 7.1. Разработка и реализация 2002 г. Ректоры вузов и подпрограммы директора сотрудничества с вузами ЦРС и филиалов вузов вузами Дальневосточного федерального округа 8. Развитие научно-технического потенциала 8.1. Осуществление стратегического 2005 г. Совет по образованию и планирования науке развития образования в регионе при губернаторе Магаданской области 8.1.1. Организация ВНИКов и 2002 г. СМУ планирование работы Северо-Восточного Центра РАО для обеспечения координации и интеграции деятельности по соответствующим направлениям: -информатизация; -информационно-методическое обеспечение; -маркетинг и стратегическое планирование образовательных услуг; маркетинг научно-технических разработок 8.2. Создание университетского СМУ комплекса как первый этап интеграции 8.3. Создание системы взаимодействия 2002-2005 Управление предприятий гг. профессионального и организаций с учреждениями образования профессионального администрации образования (начального, области, СМУ среднего, высшего) 8.4. Развитие аспирантуры, системы СМУ, СВКНИИ ДВО РАН, соискательства МфСГУ, в вузах и НИИ региона ИБПС ДВО РАН, МНЦ "Арктика" 9. Материально-техническое обеспечение 9.1. Разработка и реализация 2003-2005 Управление образования подпрограммы гг. администрации кап. ремонта объектов системы области образования Ожидаемые результаты Достижение финансовой | стабилизация и укрепление финансового устойчивости | положения системы образования, региональной системы | разработка и аппробация новых финансовых образования | и организационно-экономических механизмов; | Создание рыночных механизмов | адаптации | региональной системы | образования. | | Эффективная деятельность | региональной | системы образования и | рациональное | использование ее финансовых, | материальных | и кадровых ресурсов | | Создание условий для | исполнения | органами власти положений | Программы | | Сопряженность планов действий | всех | уровней образования как | составных | частей Программы | | |развитие системы стимулов, |обеспечивающих |поддержку и совершенствование уровня |профессионального |мастерства педагогических, |научно-педагогических |и других работников организаций системы |образования; обеспечение правовых и экономических гарантий выполнения законов Российской Федерации "Об образовании", Магаданской области "Об образовании в Магаданской области"; повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования; повышение социального статуса указанных работников; ликвидация структурных диспропорций между предложением образовательных услуг и потребностями, формирующимися гражданским обществом и развивающимся рынком труда с учетом демографической ситуации на основе разнообразия типов и видов учебных заведений, вариативных образовательных программ; организация мониторинга состояния образования и создание службы маркетинга информационно-рекламного обеспечения образовательной деятельности; восстановление воспитания как неотъемлемой части образовательного процесса в учреждениях общего и профессионального образования; создание условий для повышения качества образования в образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; создание условий для укрепления здоровья обучающихся на основе рациональной организации учебного процесса и нормализации учебной нагрузки; реализация настоящей Программы системой образования, администрацией области и органами местного самоуправления; укрепление материально-технической и учебно-лабораторной базы системы образования создание рациональной системы повышения квалификации педагогических кадров всех уровней образования; обеспечение эффективного взаимодействия образовательных учреждений, службы занятости, органов власти, предприятий и организаций всех форм собственности в профессиональной ориентации молодежи ___________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|