Расширенный поиск
Постановление Губернатора Магаданской области от 04.10.2002 № 207Р о с с и й с к а я Ф е д е р а ц и я М А Г А Д А Н С К А Я О Б Л А С Т Ь Г У Б Е Р Н А Т О Р П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 04.10.2002 № 207 г. Магадан Об утверждении Концепции информационной безопасности Магаданской области В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 "О государственной тайне" ПОСТАНОВЛЯЮ: утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности Магаданской области. Губернатор В.И.Цветков УТВЕРЖДЕНА постановлением губернатора области от_04.10.2002 № 207 КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ 1. Общие положения Концепция информационной безопасности Магаданской области (далее Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на проблему обеспечения информационной безопасности области и служит методологической основой для: - проведения государственной политики Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности области; - разработки стратегии информационной безопасности области, включая цели, задачи и комплекс мер по ее практической реализации; - подготовки предложений по совершенствованию правового, нормативно-методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности; - разработки программ защиты информационных ресурсов области и средств информатизации. Основные термины и определения, используемые в Концепции приведены в приложении № 1. 2. Система информационной безопасности Магаданской области Под системой защиты информации понимается совокупность органов защиты государственной и служебной тайны, используемые ими средства и методы (Закон Российской Федерации "О государственной тайне", ст. 2). Основные вопросы национальных интересов Российской Федерации в целом и Магаданской области в частности состоят из четырех составляющих. Первая составляющая включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны в целом и Магаданской области в частности. Вторая составляющая включает в себя информационное обеспечение государственной политики страны, связанное с доведением до российской и международной общественности в целом и Магаданской области в частности, достоверной информации о государственной политике, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам. Третья составляющая включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов страны в целом и Магаданской области в частности. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности. Четвертая составляющая включает в себя защиту информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории страны в целом и Магаданской области в частности. В основу организационной структуры системы информационной безопасности области положен принцип разделения прав и обязанностей между субъектами обеспечения защиты информационных ресурсов, с сочетанием коллегиальности при решении областных задач, самостоятельности и персональной ответственности при решении задач информационной безопасности в отдельных областях деятельности, на отдельных предприятиях и организациях. Система информационной безопасности области является частью Государственной системы защиты информации и состоит из: - управлений Федеральной службы безопасности, Федерального агентства правительственной связи и информации, Гостехкомиссии и их органов по информационной безопасности в Дальневосточном федеральном округе; - предприятий Дальневосточного федерального округа, специализирующихся на проведении работ в области информационной безопасности (осуществляющие лицензирование деятельности, аттестацию объектов, сертификацию средств защиты информации, оказание услуг в области защиты информации); - головных и ведущих научно-исследовательских, научно-технических, проектных и конструкторских организаций Дальневосточного федерального округа; - высших учебных заведений и институтов повышения квалификации в области информационной безопасности Дальневосточного федерального округа; - совета по информационной безопасности при губернаторе области (коллегиальный орган); - областного Управления Федеральной службы безопасности, областных структур Федерального агентства правительственной связи и информации, Министерства внутренних дел, Министерства обороны, органов судебной власти; - структурных подразделений по обеспечению информационной безопасности в органах государственной власти области и местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений; - подразделений по защите информации (штатные специалисты структурных подразделений, обеспечивающих информационную безопасность предприятий, учреждений и организаций) проводящих работы с использованием сведений составляющих государственную тайну и конфиденциального характера; - постоянно действующих технических комиссий (ПДТК) по защите государственной тайны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиях, организациях (коллегиальный орган). 3. Система информационной безопасности администрации Магаданской области В основу организационной структуры системы информационной безопасности администрации области положен принцип разделения прав и обязанностей между субъектами обеспечения защиты информационных ресурсов, такими как: - губернатор (первый заместитель губернатора) области; - совет по информационной безопасности при губернаторе области; - постоянно действующие технические комиссии (ПДТК) по защите государственной тайны; - структурные подразделения по информационной безопасности; - уполномоченные по вопросам информационной безопасности в структурных подразделениях администрации области; - службы режима и секретного делопроизводства. Губернатор (первый заместитель губернатора) области осуществляет общее руководство организацией и состоянием системы информационной безопасности. Совет по информационной безопасности при губернаторе области, образован в соответствии с решением Гостехкомиссии России от 14 марта 1995 г. № 32. Данным решением также одобрено "Типовое положение о Совете (Технической комиссии) министерства, ведомства, органа государственной власти субъекта Российской Федерации по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам". Решение об образовании Совета, его Положение и персональный состав утвержден постановлением губернатора области от 15.11.2001 г. № 450-р "О Совете по защите информации при губернаторе области", от 22.11.2001 г. № 229 "О Положении о Совете по информационной безопасности при губернаторе области". Совет возглавляет заместитель губернатора области, на которого возложено руководство работами по защите информации. В состав Совета входят, представители государственных органов обеспечения безопасности Российской Федерации (ФСБ, ФАПСИ, МВД, ФПС), а также других структур системы защиты информации. Среди основных задач и функций Совета выделяются следующие: - определение концептуальных подходов к обеспечению защиты информации в регионе; - рассмотрение, анализ и координация хода выполнения постановлений и решений Правительства Российской Федерации, решений Гостехкомиссии России по технической защите информации (ТЗИ) и государственной тайны; - рассмотрение результатов контроля, вопросов материально-технического обеспечения, выработка рекомендаций по совершенствованию действующей системы защиты информации в регионе и другие. Совет работает по годовым планам. Периодичность созыва Совета определяется его председателем. Решения принимаются в ходе открытого голосования, простым большинством голосов присутствующих членов Совета. После утверждения главой администрации субъекта Российской Федерации, решения Совета доводятся до исполнителей и других заинтересованных организаций в части их касающейся и являются обязательными для исполнения. Постоянно действующие технические комиссии (ПДТК) создаются во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 852-р в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в организациях независимо от их организационно-правовой формы, допущенных в установленном порядке к выполнению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по решению их руководителей. Положение о ПДТК по защите государственной тайны утверждено совместным приказом Гостехкомиссии России и Федеральной службой безопасности Российской Федерации от 28 июля 2001 г. № 309/405. ПДТК в администрации области, ее Положение и персональный состав утвержден распоряжением губернатора области от 13.11.2001 г. № 446-р "О составе постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны в администрации области", от 23.11.2001 г. № 231 "Об утверждении Положения о постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны администрации области". Основными функциями и задачами ПДТК являются выработка рекомендаций руководителям органов (организаций), направленных на решение двух основных вопросов. Во-первых, по совершенствованию управления системой защиты государственной тайны. Во-вторых, координация работ по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации. Методическое руководство деятельностью ПДТК в пределах своей компетенции осуществляет Межведомственная комиссия по защите государственной тайны и федеральные органы исполнительной власти. ПДТК - коллегиальный орган, в состав которого включаются специалисты профилирующих структурных подразделений органа, специалисты подразделений по защите государственной тайны, специалисты подразделений по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации (ПДИТР и ТЗИ), специалисты подразделений по физической защите объекта (при их наличии). Председателем ПДТК назначается один из заместителей руководителя органа. Положение о ПДТК, его численность и персональный состав объявляются в приказе руководителя органа (постановление главы администрации исполнительный власти). Назначаются заместитель ПДТК и секретарь (может быть введена штатная должность секретаря ПДТК). Деятельность ПДТК организуется в соответствии с перспективными и текущими планами работы ПДТК. Заседания ПДТК проводятся не реже одного раза в полгода, ее результаты оформляются протоколами. Выработанные на заседаниях ПДТК рекомендации могут быть объявлены в приказах руководителей органов. Итоги работы ПДТК отражаются в годовых отчетах органов о состоянии защиты государственной тайны. Подразделение по защите информации. В соответствии с п. 18 "Положения о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от ИТР и от ее утечки по техническим каналам" 1993 года в зависимости от объема работ по защите информации, руководителем предприятия (администрации) создается структурное подразделение по защите информации, либо назначаются штатные специалисты по этим вопросам. Типовые положения о подразделении по защите информации от ИТР и от ее утечки по техническим каналам в министерствах и ведомствах, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации одобрено решением Гостехкомиссии России от 14 марта 1995 г. № 32. Подразделение по защите информации может входить, по усмотрению главы администрации органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в состав одного из специальных управлений. Подразделение по защите информации является самостоятельным структурным подразделением и проводит свою работу под методическим руководством Гостехкомиссии России. Структурные подразделения по информационной безопасности осуществляет свою работу в соответствии с функциями, определенными положением о подразделении информационной безопасности. Уполномоченные по вопросам информационной безопасности (администраторы информационной безопасности) - лица, ответственное за функционирование автоматизированных систем в установленном штатном режиме работы и защиту АС от несанкционированного доступа к информации. Они назначаются приказом по организации. На администраторов информационной безопасности и руководителей соответствующих подразделений, определенных приказом по организации, возлагается контроль за исполнением мероприятий по обеспечению защиты информации. Службы режима и секретного делопроизводства организуют режим секретности на предприятиях (в учреждениях) и обеспечивают его строгое соблюдение. Разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению режима секретности при ведении секретного делопроизводства и осуществляют контроль за его соблюдением. Осуществляют координацию деятельности других подразделений учреждения (предприятия) в части обеспечения сохранности государственных секретов. Ответственность за обеспечение информационной безопасности при проведении работ, связанных с хранением, обработкой и передачей информации в структурных подразделениях администрации области возлагается на руководителей соответствующих управлений, комитетов, департаментов и отделов. 4. Цели и задачи информационной безопасности Основные цели информационной безопасности определяются на базе устойчивых приоритетов национальной безопасности, отвечающих долговременным задачам общественного развития. В соответствии с этими приоритетами основными целями информационной безопасности являются: - защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем; - обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, а также предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов; - реализация прав граждан, организаций и государства на получение, распространение и использование информационных ресурсов. Целью информационной безопасности области в широком смысле является обеспечение рационального использования информационных ресурсов области для достижения максимального эффекта во всех сферах государственной деятельности. К основным задачам обеспечения информационной безопасности относится: - выявление, оценка и прогнозирование источников угроз информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов ее реализации; создание нормативно-правовой базы обеспечения информационной безопасности, координация деятельности органов государственной власти и управления, предприятий по обеспечению информационной безопасности; - повышение безопасности информационных систем, включая сети связи, прежде всего органов власти, финансово-кредитной и банковской сфер, безусловное обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну; - развитие системы обеспечения информационной безопасности и управления, совершенствование ее организации, форм, методов и средств предотвращения, парирования, нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий ее нарушения. 5. Объекты обеспечения информационной безопасности Объекты информационной безопасности - это компоненты информационной сферы, угрозы которым представляют опасность для интересов области в частности и национальных интересов страны в целом. Объектами информационной безопасности являются: - информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну, коммерческую тайну и другую конфиденциальную информацию, а также открытую информацию и знания; - система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал; - информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации; - средства массовой информации; - права граждан и юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. 5. 1. Объекты обеспечения информационной безопасности в сфере экономики Воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики наиболее подвержены: - система государственной статистики; - кредитно-финансовая система; - информационные и учетные автоматизированные системы подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность в сфере экономики; - системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; - системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, налоговой, таможенной информации в области. 5. 2. Объекты обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики относятся: - информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территории области; - информационные ресурсы предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации. 5. 3. Объекты обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям, связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций. 5. 4. Объекты обеспечения информационной безопасности в сфере обороны К объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны можно отнести: - информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура воинских формирований и органов. 5. 5. Объекты обеспечения информационной безопасности в информационных и телекоммуникационных системах Основными объектами обеспечения информационной безопасности в информационных и телекоммуникационных системах являются: - информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию; - средства и системы информатизации (средства вычислительной техники, информационно-вычислительные комплексы, сети и системы), программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, другое общесистемное и прикладное программное обеспечение), автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля; - технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации; - помещения, предназначенные для проведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа. 5. 6. Объекты обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся: - информационные ресурсы органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, содержащие сведения и оперативные данные служебного характера; - информационно-вычислительные центры, их информационное, техническое, программное и нормативное обеспечение; - информационная инфраструктура (информационно-вычислительные сети, пункты управления, узлы и линии связи). 5. 7. Объекты обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности в сфере внутренней политики являются: - конституционные права и свободы человека и гражданина; - открытые информационные ресурсы органов исполнительной власти и средств массовой информации. 5. 8. Объекты обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни относятся; - свобода массовой информации; - неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна. 6. Угроза информационной безопасности 6. 1. Угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных сетей Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных систем являются: - противоправный сбор и использование информации; - утечка по техническим каналам; - внедрение электронных устройств для перехвата информации в технических средствах обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебных помещениях органов власти, организаций, предприятий и учреждений; - компроментация ключей и средств криптографической защиты информации; - использование несертифицированных средств информатизации и защиты информации. - нарушения технологии обработки информации (установленного регламента сбора, обработки и передачи информации, преднамеренные действия и ошибки персонала, отказ технических средств и сбои программного обеспечения); - внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих не предусмотренные документацией на эти изделия функции; - разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе и систем защиты информации; - уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи; - воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации; - уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; - перехват информации в сетях передачи данных и линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; - несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации; - деятельность специальных служб иностранных государств, преступных сообществ, организаций и групп, противозаконная деятельность отдельных лиц, направленная на получение несанкционированного доступа к информации и осуществление контроля за функционированием информационных и телекоммуникационных сетей; - привлечение к работам по созданию, развитию и защите информационных и телекоммуникационных систем организаций и фирм, не имеющих государственной лицензии на осуществление этих видов деятельности. Источники угроз информационной безопасности подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся: - недружественная политика иностранных государств в области информационного мониторинга, распространения информации и новых информационных технологий; - деятельность иностранных разведывательных и специальных служб; - деятельность иностранных экономических структур, направленная против интересов области в частности и Российской Федерации в целом; - преступные действия международных террористических групп и организаций, формирований и отдельных лиц; - стихийные бедствия и катастрофы. Внутренними источниками являются: - противозаконная деятельность политических и экономических структур и отдельных лиц в области формирования, распространения и использования информации; - неправомерные действия государственных структур, приводящие к нарушению законных прав граждан и организаций в информационной сфере; - нарушения установленных регламентов сбора, обработки и передачи информации; - преднамеренные действия и непреднамеренные ошибки персонала информационных систем, приводящие к утечке, уничтожению, искажению, подделке, блокированию, задержке, несанкционированному копированию информации; - отказы технических средств и сбои программного обеспечения в информационных и телекоммуникационных системах; - каналы побочных электромагнитных излучений средств вычислительной техники; - закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; - внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия; - разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации; - использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии информационной инфраструктуры; - нарушение законных ограничений на распространение информации; - недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности области. 6. 2. Угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности - принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти области нормативных актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности; - противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений; - нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации; - неисполнение органами государственной власти, как федерального, так и областного уровня, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства в информационной сфере; - неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам органов государственной власти, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам и другой социально значимой информации; 6. 3. Угрозы информационному обеспечению государственной политики - блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию аудитории; - низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики. 6. 4. Угрозы информационной безопасности в сфере экономики - компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных финансовых и кредитных организаций; - разглашение информации, содержащей сведения ограниченного распространения; - противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней в системах сбора, обработки и хранения финансовой, налоговой, таможенной информации. 6. 5. Угрозы информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: - приведение в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; - к быстрому возникновению и распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации. 6. 6. Угрозы информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах - деятельность иностранных государственных и частных коммерческих структур, стремящихся получить несанкционированный доступ к информационным ресурсам правоохранительных и судебных органов; - нарушение установленного регламента сбора, обработки, хранения и передачи информации, содержащейся в картотеках и автоматизированных банках данных и использующейся для расследования преступлений; - отсутствие единой методологии сбора, обработки и хранения информации оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера. 6. 7. Угрозы информационной безопасности в сфере внутренней политики - нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной среде; - недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей. 6. 8. Угрозы информационной безопасности в сфере духовной жизни - возможность нарушения общественной стабильности, нанесение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект; - неспособность современного гражданского общества обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности. 7. Методы и средств обеспечения информационной безопасности В соответствии с Доктриной информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ПР-1895 от 09.09.2000 г. следующие методы: - правовые: разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности; - организационно-технические: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности; усиление правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационно сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере, разработка и использование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения; создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи; выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации; сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации; контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности; -экономические: разработка программ обеспечения информационной безопасности области и определение порядка их финансирования; совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц. 8. Сотрудничество с другими предприятиями, учреждениями и организациями в сфере информационной безопасности 8. 1. Взаимодействие в вопросах защиты информации осуществляется в соответствии с планами взаимодействия, согласованными с руководителями взаимодействующих организаций (Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, управлением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, управлением ФСБ по Магаданской области, ЦПС ФАПСИ в Магаданской области и УВД Магаданской области). 8. 2. Взаимодействие с Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации, управлением Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, управлением ФСБ по Магаданской области, ЦПС ФАПСИ в Магаданской области и УВД Магаданской области осуществляется в соответствии со схемой взаимодействия (приложение № 8) в вопросах: - координации деятельности по обеспечению технической защиты информации в аппарате Администрации, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях Магаданской области; - развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявления угроз безопасности информации; - противодействия добывания информации техническими средствами разведки, предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования; - контроля, в пределах своих полномочий, деятельности по технической защите информации в аппарате Администрации, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях Магаданской области; - осуществления методического руководства по обеспечению технической защиты информации в аппарате Администрации, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях Магаданской области; - обеспечения проведения оперативно-розыскной деятельности на коммуникационных сетях и в выделенных помещениях; - обеспечения защиты информации, циркулирующей в локальных вычислительных сетях, магнитных и бумажных носителях; - обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности; - лицензирования и сертификации, в пределах своей компетенции, систем, комплексов телекоммуникаций, помещений и работ, связанных с защитой информации; - состояния криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи. 9. Нормативно - правовое обеспечение информационной безопасности Нормативно-правовое регулирование в области информационной безопасности формирует самостоятельную подсистему, которая включает совокупность нормативно-правовых предписаний, достаточных для обеспечения организации структур в области информационной безопасности, координации и взаимодействия всех их уровней и звеньев в процессе создания условий информационной безопасности информационных систем, реализации совокупности методов, средств и форм деятельности системы информационной безопасности области. (Основные нормативно-правовые акты и методические документы по защите информации перечислены в приложении № 2). Правовая основа в осуществлении информационной безопасности является гарантом законности. Создание и распространение системы правовых, методологических и нормативных документов, регулирующих отношения в области информационной безопасности Магаданской области, должно происходить на основе: - Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации; - актов Президента Российской Федерации (указы, распоряжения); - актов Правительства Российской Федерации (постановления, распоряжения); - руководящих документов Гостехкомиссии России; - нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, ответственных за организацию и состояние системы информационной безопасности в стране (приказы, инструкции, стандарты, лицензии, сертификаты, положения, уставы, договоры по информационной безопасности); - актов других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; - законодательных и других нормативных актов органов государственной власти области. 10. Контроль состояния информационной безопасности Контроль, за состоянием информационной безопасности, осуществляется с целью своевременного выявления и предотвращения утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, преднамеренных программно математических воздействий на информацию, оценки эффективности ее защиты и заключается в проверке выполнения нормативно - правовых документов по вопросам обеспечения информационной безопасности. -------------------- Приложение № 1 к Концепции информационной безопасности Магаданской области ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, указанные в Концепции информационной безопасности Магаданской области ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства [8] ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ - деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию [52, 54, 57, 62] ЗАЩИЩАЕМАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации. Примечание: Собственником информации может быть: государство, юридическое лицо, группа физических лиц, отдельное физическое лицо [52, 54, 55, 57] СОБСТВЕННИК ИНФОРМАЦИИ - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами [52] ОБЪЕКТ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ информация или носитель информации, или информационный процесс, которые необходимо защищать в соответствии с поставленной целью защиты информации [52] ЦЕЛЬ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ заранее намеченный результат защиты информации. Примечание. Целью защиты информации может быть предотвращение ущерба собственнику, владельцу, пользователю информации в результате возможной утечки информации и/или несанкционированного и непреднамеренного воздействия на информацию [52] НОСИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в котором информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов, количественных характеристик физических величин [52] ИНФОРМАЦИЯ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [7, 52, 55, 62] ИНФОРМАТИЗАЦИЯ - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [7] ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ - - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [7, 55, 62] - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем) [8] ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи [7] СВЕДЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА- утверждены Указом Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 (сведения конфиденциального характера) и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 № 1233 (служебная информация ограниченного распространения) [30] УГРОЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее [54] ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА (СРЕДА) - - сфера (среда) деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации [8, 57] - совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений [25] ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ (СЕТИ) СВЯЗИ - совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации в системе (сети) связи [62] КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ- - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации [7, 8, 34] - информация, требующая защиты [63] ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ДОКУМЕНТ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать [7, 8] Перечисленные определения и ссылки на руководящие документы [в квадратных скобках] соответствуют определениям, приведенным в "Сборнике терминов и определений. Гостехкомиссия России 2001 г." ---------------- Приложение № 2 к Концепции информационной безопасности Магаданской области Основные нормативные правовые акты и методические документы по защите информации 1. Федеральный закон от 21.07.93 № 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции Федерального закона от 06.10 97 № 131-ФЗ). 2. Федеральный закон от 05.03.92 № 2446-1 "О безопасности". 3. Федеральный закон от 20.02.95 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". 4. Федеральный закон от 04.07.96 № 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". 5. Федеральный закон от 16.02.95 №15-ФЗ "О связи". 6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". 8. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.95 № 1203 с изменениями от 24.01.98, 06 июня, 10 сентября 2001 года "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". 9. Указ Президента Российской Федерации от 19.02.99 № 212 "Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации". 10. "Доктрина информационной безопасности Российской Федерации", утверждена Президентом Российской Федерации 09.09.2000 № Пр.-1895. 11. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.97 № 1300 "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24. 12. Указ Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 188 "Перечень сведений конфиденциального характера". 13. Указ Президента Российской Федерации от 6.10.98 № 1189 "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена". 14. Постановление правительства Российской Федерации от 05.12.91 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну". 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.94 № 1233 "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти". 16. "Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам" утверждено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15.09.93 № 912-51. 17. "Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации", утверждено Председателем Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации 25.11.94 года. 18. "Положение о порядке разработки, производства, реализации и использования средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну", утверждено Приказом ФАПСИ от 23.09.99 № 158 . 19. Решение Гостехкомиссии России и ФАПСИ от 27.04.94 № 10 "Положение о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации" (с дополнением). 20. ГОСТ Р 51275-99 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы воздействующие на информацию. Общие положения". 21. ГОСТ Р 50922-96 "Защита информации. Основные термины и определения". 22. ГОСТ Р 51583-2000 "Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении". 23. ГОСТ Р 51241-98 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний". 24. ГОСТ 12.1.050-86 "Методы измерения шума на рабочих местах". 25. ГОСТ Р ИСО 7498-1-99 "Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 1. Базовая модель". 26. ГОСТ Р ИСО 7498-2-99 "Информационная технология. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель. Часть 2. Архитектура защиты информации". 27. ГОСТ 2.114-95 "Единая система конструкторской документации. Технические условия". 28. ГОСТ 2.601-95 "Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы". 29. ГОСТ 34.201-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем". 30. ГОСТ 34.602-89 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированных систем". 31. ГОСТ 34.003-90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения". 32. РД Госстандарта СССР 50-682-89 "Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения". 33. РД Госстандарта СССР 50-34.698-90 "Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов". 34. РД Госстандарта СССР 50-680-89 "Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения". 35. ГОСТ 34.601- 90 "Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадия создания". 36. ГОСТ 6.38-90 "Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению". 37. ГОСТ 6.10- 84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники, ЕСКД, ЕСПД и ЕСТД". 38. ГОСТ Р-92 "Система сертификации ГОСТ. Основные положения". 39. ГОСТ 28195-89 "Оценка качества программных средств. Общие положения". 40. ГОСТ Р ИСОООМЭК 9126- 90 "Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристика качества и руководства по их применению". 41. ГОСТ 2.111-68 "Нормоконтроль". 42. ГОСТ Р 50739-95 "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации". 43. РД Гостехкомиссии России "Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля недекларированных возможностей", Москва, 1999г. 44. РД Гостехкомиссии России "Средства защиты информации. Специальные общие технические требования, предъявляемые к сетевым помехоподавляющим фильтрам", Москва, 2000 год. 45. ГОСТ 13661-92 "Совместимость технических средств электромагнитная. Пассивные помехоподавляющие фильтры и элементы. Методы измерения вносимого затухания". 46. "Временная методика оценки защищенности основных технических средств и систем, предназначенных для обработки, хранения и (или) передачи по линиям связи конфиденциальной информации", Гостехкомиссия России, Москва, 2001 год. 47. "Временная методика оценки защищённости конфиденциальной информации, обрабатываемой основными техническими средствами и системами, от утечки за счёт наводок на вспомогательные технические средства и системы и их коммуникации", Гостехкомиссия России, Москва, 2001 год. 48. "Временная методика оценки защищенности речевой конфиденциальной информации от утечки по акустическому и виброакустическому каналам", Гостехкомиссия России, Москва, 2001 год. 49. "Временная методика оценки защищенности речевой конфиденциальной информации от утечки за счет электроакустических преобразований во вспомогательных технических средствах и системах", Гостехкомиссия России, Москва, 2001 год. 50. ГОСТ 29216-91 "Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от оборудования информационной техники. Нормы и методы испытаний". 51. СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы". 52. ГОСТ Р 50948-96. "Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности". 53. ГОСТ Р 50949-96 "Средства отображения информации индивидуального пользования. Методы измерений и оценки эргономических параметров и параметров безопасности". 54. ГОСТ Р 50923-96 "Рабочее место оператора. Общие эргономические требования и требования к производственной среде. Методы измерения". 55. ГОСТ 22505-83 "Радиопомехи индустриальные от приемников телевизионных и приемников радиовещательных частотно модулированных сигналов в диапазоне УКВ. Нормы и методы измерений". 56. ГОСТ Р 50628-93 "Совместимость электромагнитная машин электронных вычислительных персональных. Устойчивость к электромагнитным помехам. Технические требования и методы испытаний". 57. ПУЭ-76 "Правила устройства электроустановок". 58. Решение Гостехкомиссии России от 14.03.95 № 32 "Типовое положение о Совете (Технической комиссии) министерства, ведомства, органа государственной власти субъекта Российской Федерации по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам". 59. Решение Гостехкомиссии России от 14.03.95 № 32 "Типовое положение о подразделении по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам в министерствах и ведомствах, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации". 60. Решение Гостехкомиссии России от 14.03.95 № 32 "Типовое положение о подразделении по защите информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на предприятии (в учреждении, организации)". 61. Решение Гостехкомиссии России от 03.10.95 № 42 "Типовые требования к содержанию и порядку разработки Руководства по защите информации от технических разведок и ее утечки по техническим каналам на объекте". 62. Специальные технические требования и рекомендации по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам", утвержденные решением Гостехкомиссии при Президенте Российской Федерации от 23.05.97 № 55. ---------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|