Расширенный поиск

Постановление Думы Магаданской области от 27.02.2003 № 442

                             РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                             
                                                                             
                         МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА                          
                                                                             
                                ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
                               
                         от 27 февраля 2003 г. N 442                         
                                                                             
            О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО             
           ЗАКОНА N 280525-3 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В            
              ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ              
             ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ             
                  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ                   
                            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"                            
                                                                                 
В соответствии  со статьей  104 Конституции  Российской Федерации Магаданская
областная Дума постановляет:                                                 
                                                                                 
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в
порядке законодательной  инициативы поправки  в проект  федерального закона N
280525-3 "О  внесении изменений  и дополнений  в Федеральный  закон "Об общих
принципах  организации  законодательных  (представительных)  и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (прилагается).
2. Направить настоящее Постановление  в Комитет Государственной Думы по делам
Федерации и региональной политике.                                           
                                                                                 
                                                                 

Председатель
Магаданской областной Думы                                      С.А.ЕЛИСЕЙКИН
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                   Приложение
                                                  к Постановлению Магаданской
                                                               областной Думы
                                                          от 27.02.2003 N 442

                                                                                 
              ПОПРАВКИ В ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 280525-3               
           "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН            
               "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ               
                 (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ                 
           ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"            
                                                                                 
1. Пункт 1 статьи 1  проекта в части образования, формирования,  деятельности
законодательных (представительных)  и исполнительных  органов государственной
власти  субъектов  Российской  Федерации   противоречит  части  1  статьи  77
Конституции  Российской  Федерации,  которая  определяет, что систему органов
государственной   власти    субъекты   Российской   Федерации   устанавливают
самостоятельно  в  соответствии  с  основами  конституционного строя и общими
принципами организации  органов государственной  власти субъектов  Российской
Федерации, установленными федеральным законом.                               
2. Абзац 2 пункта 6 статьи 1 проекта (п. 9 ст. 4) изложен в новой редакции.  
Действующая редакция предусматривает  расходы на обеспечение законодательного
(представительного)   органа   государственной   власти  субъекта  Российской
Федерации  за  счет  средств  бюджета  субъекта  РФ  в соответствии со сметой
расходов,  утвержденной   самим  законодательным  (представительным)  органом
государственной  власти  субъекта  РФ.  Данная  норма  соответствует  ст.  10
Конституции Российской  Федерации, устанавливающей  принцип самостоятельности
органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
Предлагается пункт  9 ст.  4 изложить  в следующей  редакции: "9.  Расходы на
обеспечение   деятельности    законодательного   (представительного)   органа
государственной  власти   субъекта  Российской   Федерации  предусматриваются
обособленно  от  других  расходов  в  соответствии с бюджетной классификацией
Российской   Федерации    на   основании    сметы   расходов,    утверждаемой
законодательным  (представительным)  органом  субъекта  Российской  Федерации
самостоятельно".                                                             
3. В пункте 4  статьи 1 проекта (п.  3 ст. 3) -  предлагается срок приведения
нормативных правовых  актов субъектов  Российской Федерации  установить шесть
месяцев  (по  приведению  законов   и  иных  нормативных  правовых   актов  в
соответствие с федеральным законодательством), а не два, учитывая особенности
законодательного процесса.                                                   
4. Пункты 13 и 17 статьи 1 проекта (ст. 13 и п. 9 ст. 19)                    
Постановлением от 12.04.2002 N 9-П Конституционного Суда Российской Федерации
утратили   силу   нормативные   положения   о   неприкосновенности  депутатов
законодательных (представительных)  органов государственной  власти субъектов
Российской Федерации, а именно  пункты 1-4 статьи 13  и пункты 1-5 статьи  14
действующего Федерального  закона от  06.10.1999 N  184-ФЗ. Пунктами  13 и 17
статьи   1   проекта   вводятся   статьи   по   неприкосновенности  депутатов
законодательных  (представительных)  органов   государственной  власти  и  по
высшему должностному лицу  субъекта Российской Федерации,  содержащих отсылку
на урегулирование этих вопросов отдельными законопроектами, предлагается либо
установить срок  принятия этих  законов, либо  урегулировать вопрос  в данном
законопроекте.                                                               
5. Пункт 20 статьи 1 проекта, глава IV-1 (ст. ст. 26-1 - 26-10)              
В нарушение  части 3  статьи 11  Конституции Российской  Федерации пунктом 20
статьи 1  законопроекта предусмотрено  в текст  действующего закона  внести в
качестве дополнения новую главу IV-1, которая устанавливает не общие принципы
разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и
органами государственной  власти субъектов  Российской Федерации,  а перечень
исключительных  полномочий  субъектов   Российской  Федерации  по   предметам
совместного  ведения,  включающий  в   себя  41  пункт.  Данный  перечень  не
систематизирован и не охватывает  в полной мере предметы  совместного ведения
Российской Федерации и ее  субъектов, предусмотренные статьей 72  Конституции
Российской Федерации. Некоторые из этих полномочий выходят за рамки правового
регулирования  статьи  72  Конституции  Российской  Федерации  и попадают под
действие статьи 73 Конституции Российской Федерации.                         
5.1.  Пункт  3  статьи   26-1  проекта  предлагается  дополнить   положением,
предусматривающим  передачу  финансовых  средств,  необходимых для реализации
переданных полномочий.                                                       
5.2. Подпунктом  14 пункта  2 статьи  26-3 проекта  предлагается осуществлять
обеспечение государственных  гарантий в  области образования  за счет средств
бюджетов субъекта Российской  Федерации, хотя согласно  пункту "е" статьи  72
Конституции Российской Федерации в  совместном ведении находятся только общие
вопросы образования.  Таким образом,  финансовое обеспечение  государственных
гарантий  прав  граждан  на  получение  общедоступного  и  бесплатного общего
образования в муниципальных  общеобразовательных учреждениях, включая  оплату
труда работников муниципальных  образовательных учреждений и  другие расходы,
не  учитывает,  что  бюджетная  обеспеченность  многих  субъектов  Российской
Федерации не позволит самостоятельно реализовать указанные гарантии.         
5.3. Подпункты  22-24 пункта  2 статьи  26-3 проекта  не соответствуют п. "в"
статьи 71 Конституции Российской  Федерации, поскольку защита права на охрану
здоровья  и  медицинскую  помощь  к   совместному  ведению  (п.  "ж"  ст.  72
Конституции  Российской  Федерации)   относит  только  координацию   вопросов
здравоохранения.                                                             
5.4. Пункт 2 статьи 26-4 проекта предлагается изложить в следующей редакции: 
"2. Проекты  федеральных законов  по предметам  совместного ведения  после их
внесения в  Государственную Думу  Федерального Собрания  Российской Федерации
(далее - Государственная Дума) субъектами права законодательной инициативы не
позднее чем через пять дней  после их внесения направляются в законодательные
(представительные)  органы  государственной  власти  и  высшие исполнительные
органы государственной власти субъектов Российской Федерации для предъявления
ими  в  Государственную  Думу   в  двухмесячный  срок  отзывов  на  указанные
законопроекты", так как практика показала, что одного месяца недостаточно для
детальной проработки поступающих проектов федеральных законов и представления
в Государственную Думу соответствующего отзыва.                              
5.5.  Статью  26-4  проекта   предлагается  дополнить  пунктом  3  следующего
содержания:                                                                  
"З.  Представленные  в  установленный  срок  органами  государственной власти
субъектов Российской Федерации  отзывы подлежат обязательному  рассмотрению и
принимаются   либо   отклоняются   в   установленном   порядке.  Учет  мнения
законодательного (представительного)  органа государственной  власти субъекта
Российской Федерации и  мнения высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующим комитетом
государственной  Думы  раздельно",  так  как  в  действительности федеральные
законопроекты  не  всегда  поступают  из  Государственной Думы одновременно в
законодательные  (представительные)  органы  и  высшие  исполнительные органы
государственной  власти  субъекта   Российской  Федерации,  а   иногда  часть
законопроектов  и   вовсе  отсутствует,   что  затрудняет   их  одновременное
рассмотрение и  выработку единого  положительного либо  отрицательного отзыва
законодательного и  исполнительного органов  государственной власти  субъекта
Российской Федерации.                                                        
5.6. Часть 1  пункта 3 статьи  26-4 проекта предлагается  считать частью 2  и
изложить в следующей редакции:                                               
"Если  органы  государственной  власти   более  чем  одной  трети   субъектов
Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего федерального
закона, по решению Государственной  Думы создается согласительная комиссия  с
участием   депутатов   Государственной    Думы   и   представителей   органов
государственной  власти  заинтересованных  субъектов  Российской  Федерации",
исключив  при  этом  части  2,  3  и  4  данного  пункта. Части 5 и 6 считать
соответственно частями 3 и 4 пункта 3.                                       
5.7. В пункте 4 статьи 26-4  проекта предлагается слова "30 дней" заменить на
слова  "два  месяца"  в  целях  установления  единого срока для представления
отзыва  органами  государственной  власти  субъектов  Российской Федерации на
проект федерального закона, внесенного  в Государственную Думу, и  на проект,
принятый  в  первом  чтении.  В  предлагаемой  редакции  пункта 2 статьи 26-4
проекта федерального закона  (пункт 1 поправок)  устанавливается двухмесячный
срок для  представления отзыва  на проекты  федеральных законов,  внесенных в
Государственную Думу.                                                        
5.8. Пункт 1. статьи 26-8 проекта предлагается наполнить правовым содержанием
обусловленности    заключения    договоров    о    разграничении   полномочии
экономическими, географическими и иными  особенностями субъектов РФ, так  как
не  ясно,  что  включается  в  данные  понятия,  поскольку  каждый субъект РФ
обладает особенностями,  отличающими его  от остальных  субъектов РФ,  каковы
критерии  учета  этих  особенностей,  какой  орган  определяет,  попадают  ли
особенности  субъекта  РФ  под  те  особенности,  которые  являются  условием
заключения  договора  о  разграничении  полномочий,  каким  образом указанные
особенности могут определять иное, чем установлено федеральным законом.      
5.9. Пункт 1  статьи 26-9 проекта  в связи с  необходимостью соблюсти паритет
условий, предлагается дополнить:                                             
часть   третью   пункта   1   статьи   полномочиями   исполнительных  органов
государственной власти субъекта РФ, передавшего по соглашению свои полномочия
федеральному  органу   исполнительной  власти,   на  осуществление   контроля
соблюдения условий  этих соглашений  и обязанности  нести ответственность  за
ненадлежащее осуществление переданных полномочий.                            
5.10.   Пункт   4   статьи   26-1   проекта  предлагается  дополнить  нормой,
устанавливающей  пределы   полномочий  действующего   исполнительного  органа
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации,  а  также условия и
порядок его взаимоотношений с временной финансовой администрацией.           
6. Пункт 20 статьи 1 проекта глава IV-2 (ст. ст. 26-11 - 26-23)              
6.1.  В  отношении  пункта  20  статьи  1  проекта (главы IV-2), регулирующей
экономическую основу  органов государственной  власти и  субъектов Российской
Федерации,   считаем,   что   финансовое   обеспечение   реализации  органами
государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам
ведения Российской  Федерации и  полномочий по  предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, не осуществляемых ими
самостоятельно  за  счет  средств  бюджетов  субъектов  Российской Федерации,
должно осуществляться  за счет  не предоставления  субвенций из  федерального
бюджета, а в форме закрепления на долгосрочной основе в федеральном бюджетном
и налоговом законодательстве доходных источников, адекватных объему указанных
полномочий субъектов Российской Федерации.                                   
Кроме  того,  необходимо  наделить  органы  государственной  власти субъектов
Российской  Федерации  реальными  полномочиями  по  формированию  собственных
доходов.  За  региональными  бюджетами  должны  быть закреплены немобильные и
общераспространенные доходы, отдача от  которых в наибольшей степени  зависит
от  усилий  органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации.
Предлагается  законодательно  закрепить  методологию  распределения  основной
части  финансовой  помощи  субъектам  Российской  Федерации  из  федерального
бюджета, сформировать реестр  расходных обязательств региональных бюджетов на
основе прелагаемого законопроектом разграничения властных полномочий.        
6.2. Пункт  5 статьи  26-14 проекта  устанавливает, что  в бюджетах субъектов
Российской  Федерации  раздельно   предусматриваются  доходы  на  обеспечение
полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам
совместного ведения  Российской Федерации  и субъектов  Российской Федерации.
Данная  норма  противоречит  принципу  общего (совокупного) покрытия расходов
бюджета (статья  35 БК  РФ). Даже  если будут  внесены изменения  в Бюджетный
кодекс  РФ,  закрепить  конкретные  доходы  за  расходами  в  соответствии  с
бюджетной классификацией расходов полагаем проблематичным.                   
6.3.  Пункт   2  статьи   26-15  проекта   -  предоставление   права  органам
государственной   власти   субъекта   Российской   Федерации"  самостоятельно
устанавливать  региональные  минимальные  социальные  стандарты  (в настоящее
время   установление   минимальных   государственных   стандартов   входит  в
компетенцию государственной  власти Российской  Федерации, согласно  статье 7
Бюджетного кодекса  РФ, но  которые до  настоящего времени  не установлены  и
другие  нормативы  расходов   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации)  на
финансовое  обеспечение  полномочий   по  предметам  совместного  ведения  не
позволит обеспечить в равной  мере реализацию конституционных прав  граждан в
области социальных гарантий. Проектом не установлено, каким образом, на каких
единых  методологических  основах   будут  устанавливаться  эти  стандарты  и
нормативы.  Данный  вопрос  очень  важен,  так  как от этого напрямую зависит
размер дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, который будет
предоставляться  из   Федерального  фонда   финансовой  поддержки   субъектов
Российской Федерации (ст.  26-19 проекта закона).  Предлагается урегулировать
данный вопрос.                                                               
Из тринадцати статей главы  IV-2 десять регулируют бюджетные  правоотношения.
Многие  нормы  данного  законопроекта  дублируют аналогичные нормы Бюджетного
кодекса  РФ,  некоторые  изложены  в  несколько  иной  редакции,  кроме того,
предложены  новые  нормы  бюджетных   отношений.  Как  следует  из   названия
действующего  Закона,  а  также  его  преамбулы,  он  устанавливает  принципы
образования, формирования,  деятельности законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
а также их полномочия, ответственность и порядок взаимодействия друг с другом
и с органами государственной власти Российской Федерации.                    
Полагаем,  что  возможные   изменения  в  бюджетных   правоотношениях  должен
регулировать единый нормативный правовой акт - Бюджетный кодекс РФ.          
                                                                                 
                                                                 

Председатель
Магаданской областной Думы                                      С.А.ЕЛИСЕЙКИН

Информация по документу
Читайте также