Расширенный поиск

Постановление Мэра г. Магадана от 09.06.2003 № 1218

                              МЭР ГОРОДА МАГАДАНА                             
                                                                             
                          П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                          
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
    от 09.06.2003 года № 1218                                                    
    город Магадан                                                                
                                                                                 
                                                                                 
 О ходе выполнения городской целевой     
 программы поддержки и развития малого   
 предпринимательства в городе Магадане   
 на 2002-2003 годы                       
                                                                                 
В целях  дальнейшего обеспечения  выполнения программы  «Поддержка и развитие
малого предпринимательства  в городе  Магадане на  2002-2003 годы», повышение
эффективности мер по поддержке предпринимательства на территории города,     
                                                                                 
                                                                                 
    ПОСТАНОВЛЯЮ:                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
Принять информацию «О ходе  выполнения городской целевой программы «Поддержка
и развитие малого предпринимательства в городе Магадане на 2002-2003 год».   
                                                                                 
Комитету экономики мэрии г.  Магадана (Светченко А.Е.) обеспечить  выполнение
городской целевой программы  «Поддержка и развитие малого предпринимательства
в городе Магадане на 2002-2003 годы» согласно установленным срокам.          
                                                                                 
Финансовому   отделу   мэрии   г.   Магадана   (Атанова   Т.Н.)   производить
финансирование Программы  в соответствии  с утвержденным  бюджетом города  на
2003 год.                                                                    
                                                                                 
Контроль  за  исполнением  настоящего  постановления возложить на заместителя
мэра – председателя комитета экономики мэрии города Магадана Светченко А.Е.  
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
    Мэр города Магадана                                        Н.Б. Карпенко                                            
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                   Приложение
                                             к постановлению мэра г. Магадана
                                            от 09.06.2003г. № 1218
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                 ИНФОРМАЦИЯ                                  
                о ходе выполнения городской целевой программы                
     «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Магадане      
                              на 2002-2003 год»                              
                                                                             
        I. Анализ состояния малого предпринимательства в г. Магадане         
Развитие  малого  предпринимательства  приобретает  все  большее социальное и
экономическое  значение,   способствуя  повышению  благосостояния  населения,
созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части бюджетов всех уровней.
                                                                                 
В  г.  Магадане  осуществляют  свою  деятельность  12 371 предприниматель без
образования  юридического  лица.  По  данным Магаданского областного комитета
государственной статистики  в областном  центре зарегистрировано  1 800 малых
предприятий. Реальное же число действующих предприятий малого бизнеса гораздо
меньше.                                                                      
                                                                             
Все  предприятия  малого  бизнеса  относятся  к  негосударственному  сектору,
основной  формой  собственности  для  них  является  частная  – 92% от общего
количества предприятий.                                                      
                                                                                 
По  видам  деятельности  малый  бизнес  охватывает  практически  все  отрасли
экономики  нашего  города.  В  последние  три  года  значительных изменений в
структуре малых предприятий  не произошло: по-прежнему  наибольшее количество
субъектов осуществляют оптовую  и розничную торговлю,  выпускает промышленную
продукцию.                                                                   
                                                                                 
На  малых  предприятиях  всех  отраслей  экономики  города  занято  10,3 тыс.
человек.   Наибольшее   число   работающих   сосредоточено   на  промышленных
предприятиях, их доля в общем числе составила 32%. На предприятиях торговли и
общественного питания было  занято 29% общей  численности работающих в  малом
бизнесе, в строительных организациях – 15%.                                  
                                                                                 
Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях в 2002 году составила 5
817 рублей.                                                                  
                                                                                 
Финансовый   результат   деятельности    малого   бизнеса   оказался    более
благоприятным,  чем  в  2001  году.  По  итогам  2002 года получена прибыль в
размере  450  млн.  рублей.  Положительный  финансовый  результат  определила
прибыль  предприятий  транспорта,  связи,  торговли, материально-технического
снабжения. Промышленные  предприятия города,  в отличие  от 2001  года, когда
финансовый результат составил 58,8 млн.  рублей прибыли, 2002 год закончили с
прибылью в 119,6 млн. рублей.  В промышленности 68% прибыли (82  млн. рублей)
принесли  предприятия  пищевой  промышленности,   13%  (16  млн.  рублей)   –
предприятия строительных организаций.                                        
                                                                                 
Отрицательный сальдированный результат отмечен в таких отраслях как «геология
и разведка  недр» (11,4  млн. рублей),  «операции с  недвижимостью» (1,3 млн.
рублей).                                                                     
                                                                                 
В 2002 году общий выпуск товаров и услуг малыми предприятиями составил 3155,8
млн. рублей или 34% выпуска  всех предприятий города. Т.е. удельный вес малых
предприятий  в  экономике  города  достаточно  велик. Среди малых предприятий
доминируют предприятия промышленности.                                       
                                                                                 
Большинство  предприятий   малого  бизнеса   являются  многопрофильными,   но
подавляющая  часть  их  продукции  (работ,  услуг) относится к основному виду
деятельности (90%).                                                          
                                                                                 
По  основному  виду   деятельности  малыми  предприятиями   было  произведено
продукции (работ, услуг) на сумму 2856,0 млн. рублей (128% к 2001 году).     
                                                                                 
В 2002 году структура выпуска  продукции и услуг несколько изменилась. Если в
2001 году  около 36%  составляли услуги  транспортных предприятий,  то в 2002
году  39%  объема  было  получено  промышленными предприятиями; 25% – валовой
доход  торговли   и  общественного   питания;  16%   –  объем   произведенных
строительных работ. Доля остальных отраслей незначительна.                   
                                                                                 
В 2002  году малыми  предприятиями оказано  платных услуг  населению (включая
НДС) на 309 млн. рублей или 17% в общем объеме платных услуг.                
                                                                                 
Малые предприятия  оказывают населению  туристско-экскурсионные, медицинские,
санаторно-оздоровительные  услуги,  ремонтируют   и  шьют  одежду   и  обувь,
занимаются ремонтом бытовых приборов и радиоэлектронной аппаратуры, оказывают
услуги в области фотографии,  осуществляют техническое обслуживание и  ремонт
автотранспортных средств, перевозят грузы и пассажиров, а также предоставляют
множество других услуг.                                                      
                                                                                 
Масштабы предпринимательства  в малом  бизнесе определяются  главным образом,
числом  предприятий,  осуществляющих  свою  деятельность  в  сфере  торговли,
промышленности, строительства и транспорта.  Их совокупная доля в числе малых
предприятий составляет 73%.                                                  
                                                                                 
В 2002 году промышленную ориентацию  имело 421 предприятие или 23%  от общего
числа малых предприятий города.                                              
                                                                                 
Малыми промышленными предприятиями выпущено товаров  и услуг на сумму 1 246,7
млн.   рублей,   что   составило   39%   от   общего   выпуска.   Предприятия
непродовольственного направления занимаются  ремонтом горношахтного и горного
оборудования,  производят  запчасти   к  буровым  установкам,  только  малыми
предприятиями  осуществляется  ремонт  морских  судов,  производят  столярные
изделия и мебель, цемент и сборный железобетон, выпускают швейные изделия.   
                                                                                 
В  пищевой  промышленности   ведущая  роль  принадлежит  организациям  малого
бизнеса, осуществляющим добычу и  переработку рыбы и морепродуктов. Наравне с
крупными  и   средними  предприятиями,   малые  предприятия   рыбной  отрасли
осуществляют вылов сельди,  горбуши, кеты, минтая,  а также трубача  и краба,
морозят рыбу, производят  филе, икру, солят  и коптят рыбу.  В 2002 году  ими
добыто 16,8 тыс. тонн рыбы и морепродуктов, произведено 6,1 тс. тонн товарной
пищевой   рыбной   продукции.   Рыбные   консервы  производили  только  малые
предприятия в количестве 34 тыс. условных банок.                             
                                                                                 
Предприятиями малого бизнеса произведено также 657 тонн хлеба и хлебобулочных
изделий, что составляет 12% от  общего выпуска в городе. 70 тонн кондитерских
изделий  (34%),  162  тонны  мясных  полуфабрикатов (88%), 265 тонн колбасных
изделий (87%0.                                                               
                                                                                 
В  сельскохозяйственной  отрасли  осуществляли  экономическую деятельность 14
предприятий, что составляет 0,7%  от числа действующих малых предприятий. Ими
было выращено 120 тонн картофеля, это на 19 тонн меньше прошлого года.       
                                                                                 
Проводимая в городе аграрная  политика построена на договорных  отношениях на
конкурсных   началах    между   мэрией    города   и    сельскохозяйственными
производителями.  Муниципальный  заказ  на  поставку качественной продукции в
детские сады,  учреждения образования  и здравоохранения  позволяет не только
сохранить хозяйства, но и решать важные социальные задачи. Поддерживая на его
основе из местного бюджета только  лишь эффективные хозяйства, мэрия в  то же
время гарантирует  сбыт продукции,  сохранение рабочих  мест и  замещает ввоз
импортных продуктов  питания. И  здесь город  не ограничивает  себя границами
муниципального  образования.  При  поддержке  выгодных  проектов  развивается
сотрудничество  магаданцев  с  сельхозпроизводителями  Ольского  и Хасынского
районов.                                                                     
                                                                                 
В городе имеется  потенциал для развития  сельского хозяйства –  это развитие
личных подсобных  хозяйств. Каждый  второй житель  города занят  выращиванием
овощей, плодово-ягодных культур.                                             
                                                                                 
Предприятия  промышленности  и  сельского  хозяйства  концентрируют усилия на
производстве  и  реализации  собственной  продукции.  В 2002 году предприятия
промышленности   и   сельского    хозяйства   реализовали   практически   всю
произведенную ими продукцию основного вида деятельности.                     
                                                                                 
На основании изложенного, можно  сделать вывод, что малые предприятия успешно
работают в сферах торговли, общественного питания, строительства, транспорта.
В своих  структурах объединяют  все более  широкие слои  населения, решая тем
самым  проблему  занятости  населения  при  общем  кризисном состоянии многих
предприятий.                                                                 
                                                                                 
В  2002  году,  в  сравнении  с  2001,  уменьшилось  число  занятых  на малых
предприятиях  города  в  среднем  на  1  100  человек.  Однако среднемесячная
заработная плата выросла на 7% (с учетом роста цен и темпов инфляции), вместе
с тем,  по-прежнему оставаясь  ниже, чем  на крупных  и средних  предприятиях
города (8 012 рублей). В  2002 году финансовый результат деятельности  малого
бизнеса оказался  более благоприятным,  чем в  2001 году,  и увеличился в 3,6
раза.  В  4,3  раза  увеличился  объем  инвестиций  в  основной капитал малых
предприятий  города.  В  2002   году  увеличились  объемы  отгрузки   товаров
потребителям  на  99,7%.  Однако  отгрузка  товаров собственного производства
снизилась на 9%.                                                             
                                                                                 
Но  в  своей  деятельности  малое  предпринимательство  города сталкивается с
серьезными трудностями, среди  которых недостаточность собственных финансовых
средств и сложность получения  кредита: высокие процентные ставки, отсутствие
залога,   неразвитость   системы   государственных  гарантий,  препятствующие
реализации  инвестиционных  проектов  за  счет  кредитов  банков;  масса, так
называемых,   «административных   барьеров»,   которые   затрудняют  развитие
предприятий малого бизнеса, обедняя тем самым бюджет города.                 
                                                                                 
Для практического воплощения позитивных  изменений и более глубоких сдвигов в
структуре  малого  бизнеса,  увеличения  вклада  в экономическую и социальную
сферы  города  требуется  создание  единой  системы государственной поддержки
малого бизнеса на местном  уровне, стимулирующей частную инициативу  граждан,
включающую  в  себя  создание  четкой  нормативно-правовой  базы,  разработку
механизмов  снижения  административных  барьеров,  льготное  налогообложение,
облегчение  доступа  к  финансовым  ресурсам  и  аренде помещений, подготовку
квалифицированных кадров.                                                    
                                                                             
                                                                             
  II. Система государственной поддержки малого предпринимательства в городе  
                                  Магадане                                   
С  целью  создания  благоприятных   условий  для  организации  и   устойчивой
деятельности  малых  предприятий;  повышения  эффективности  мер по поддержке
предпринимательства; создания новых рабочих мест на территории муниципального
образования  «Город  Магадан»;  укрепления  и  роста  городской  экономики  и
пополнения  бюджета   за  счёт   деятельности  малых   предприятий,  решением
Магаданской городской  Думы от  09 апреля  2002 года  № 6-Д  принята «Целевая
программа поддержки и развития  малого предпринимательства в городе  Магадане
на   2002-2003   годы»,   которая   является   составной   частью   Программы
социально–экономического развития г. Магадана.                               
                                                                                 
Программа состоит из 6 разделов,  каждый из которых включает ряд  мероприятий
по поддержке малого бизнеса.                                                 
                                                                                 
Раздел    1.    «Создание    нормативно-правовой    базы   в   сфере   малого
предпринимательства»                                                         
Постановлением  мэра  г.  Магадана  от  12.02.2002  года  №  338  «О мерах по
устранению  административных  барьеров  в  сфере  организации и осуществления
предпринимательской деятельности  на территории  города Магадана»  утверждены
положение и состав рабочей  группы по устранению административных  барьеров в
сфере малого бизнеса. На первом заседании группой были внесены предложения по
устранению административных барьеров, на основе которых был разработан проект
плана  мероприятий  по  дальнейшей  работе.  В  настоящее время каждым членом
рабочей группы ведется работа по этому плану в пределах своей компетенции.   
                                                                                 
Постановлением  мэра  г.  Магадана  от  13.03.2002  года  №  521 «О совете по
предпринимательству при мэре города  Магадана» утверждены положение и  состав
совета по предпринимательству при мэре г. Магадана.                          
                                                                                 
Деятельность рабочей группы и Совета перекрещивалась, практически дублировала
друг друга,  поэтому в  2003 году  внесено предложение  об утверждении  новой
структуры,  которая  занималась  бы  вопросами развития предпринимательства в
городе  Магадане  и  устранением  административных  барьеров  в этой сфере. В
настоящее   время   разработан   проект   постановления   мэра  г.  Магадана,
предусматривающий создание городского  Совета по предпринимательству, членами
которого будут только представители субъектов малого бизнеса нашего города.  
                                                                                 
В  рамках  Программы  был  подготовлен  ряд  предложений  и замечаний в адрес
областной  программы   поддержки  малого   предпринимательства,  утвержденной
законом Магаданской области от 28.11.2001  года № 210-ОЗ, дана ее  экспертная
оценка, а также подготовлены  предложения по изменению и дополнению некоторых
статей   Федерального    закона   «О    государственной   поддержке    малого
предпринимательства  в  Российской  Федерации»  №  88-ФЗ  от 14.06.1995 года.
Данная  работа  будет  продолжаться  при  разработке  проектов региональных и
муниципальных нормативно–правовых  актов, регулирующих деятельность субъектов
малого бизнеса в городе и области.                                           
                                                                                 
С  целью  реализации   программных  мероприятий  по   разработке  механизмов,
направленных  на  снижение  административных  барьеров  в сфере организации и
осуществления предпринимательской деятельности на территории города Магадана,
были  сделаны   запросы  и   составлен  перечень   организаций  и  учреждений
федерального   и   местного    уровней,   предоставляющих   платные    услуги
предпринимателям,  с  выделением  в  отдельную  строку  стоимости услуги и ее
нормативно–правового обоснования.  Цель данной  работы сводилась  к выяснению
обоснованности взимания платы  федеральными и муниципальными  учреждениями за
предоставляемые  услуги,  а   также  упрощения  условий   деятельности  малых
предприятий,  в  том  числе  и  в  плане  оплаты  стоимости  различных услуг,
предоставляемых субъектам малого бизнеса.  Эта работа проводилась совместно с
Северо-восточным территориальным  управлением Министерства по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства РФ.                                 
                                                                                 
Мэрия  г.  Магадана  совместно  с  Международной  Финансовой  Корпорацией IFC
осуществляет на территории  областного центра исследование  «Административные
барьеры на пути инвестиций в субъектах Российской Федерации».                
                                                                                 
На  I  этапе  этой  работы  проводилась предварительная диагностика по методу
«самостоятельной оценки». С этой целью осуществлялись опросы предпринимателей
по  стандартным  опросникам   по  всем  основным   ведомственным  процедурам,
связанным с инвестированием в нашем регионе. Результатом I этапа исследования
стал  отчет,  в  котором  были  освещены  выявленные  очаги  проблем  в сфере
инвестиционной  политики  и  инвестиционной  деятельности  на  территории  г.
Магадана.                                                                    
                                                                                 
Во II квартале 2003 года планируется проведение второго этапа данной работы с
привлечением  к  исследованию  около   300  юридических  лиц  и  порядка  150
предпринимателей  без  образования  юридического  лица.  Уже составлен список
административных  процедур,  осуществляемых  для  ведения предпринимательской
деятельности, пошаговый анализ  которых будет проводиться экспертной группой.
Результатом   исследования   явится   отчет,   в  котором  будут  содержаться
рекомендации  по   оптимизации  существующих   процедур  и   по  оздоровлению
инвестиционного  климата  в  нашем  регионе.  Изучив  эти рекомендации, будут
разработаны проекты  нормативно-правовых актов  по снижению  административных
барьеров в сфере малого бизнеса на территории г. Магадана.                   
В этом же направлении  совместно с Северо-восточным управлением  Министерства
по  антимонопольной  политике  и  поддержке  предпринимательства РФ комитетом
экономики мэрии города проводится работа по составлению реестра организаций и
учреждений,  предоставляющих  отчетную   и  разрешительную  документацию  для
предприятий малого бизнеса в сфере строительства.                            
                                                                                 
Совместно   с   Международной   Финансовой   Корпорацией  IFC  и  Магаданской
торгово-промышленной палатой ведется работа по сбору материала для открытия в
международной  сети  Интернет  городского   сайта  для  малых  предприятий  и
предпринимателей;  ведется  работа  по  созданию  информационного сборника «В
помощь  предпринимателю»,  в  котором  будет  собрана  полная  информация для
субъектов малого бизнеса, начиная с  первых шагов в бизнесе –  от регистрации
своего предприятия.                                                          
                                                                                 
Также в КУМИ г. Магадана ведется реестр муниципального недвижимого имущества,
в т.ч. предоставленного в аренду субъектам малого бизнеса.                   
                                                                                 
При заключении  договоров аренды  с указанными  арендаторами размер  арендной
платы устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида осуществляемой
ими деятельности.                                                            
                                                                                 
Раздел   2.   «Финансово-кредитная    и   инвестиционная   поддержка   малого
предпринимательства»                                                         
Объем инвестиций в основной капитал  малых предприятий города составил в 2002
году 81 млн. рублей. Следует отметить,  что также, как и в 2001 году, большая
часть субъектов малого бизнеса  не осуществлял крупных инвестиций  в основной
капитал  из-за  высокой  стоимости  кредитования и нестабильной экономической
ситуации.  Наибольший  удельный  вес  в  общем  объеме  составляют инвестиции
торговых организаций – 36%, строительных  – 28%, промышленных – 13%. Удельный
вес остальных отраслей экономики незначителен.                               
                                                                                 
За  весь  2002  год   банковским  сектором  города  произведено  кредитование
субъектов малого бизнеса на сумму 310 млн. рублей с учетом торгово-закупочной
деятельности.                                                                
                                                                                 
Представителям малого бизнеса, в частности ООО «Габбро», предпринимателям без
образования   юридического   лица,    оказывалась   помощь   по   составлению
технико-экономического   обоснования   собственного   дела  для  последующего
получения банковского кредита.                                               
                                                                                 
Проводились встречи и беседы  с представителями малого бизнеса  и банковскими
служащими по  вопросам возможности  получения кредита  малыми предприятиями и
предпринимателями; оказывалась практическая  помощь банковским структурам  по
поиску клиентов среди субъектов малого бизнеса.                              
                                                                                 
В 2002 году в финансовый отдел мэрии г. Магадана было направлено обоснованное
предложение о  выделении бюджетных  средств на  2003 год  для создания  Фонда
поддержки малого предпринимательства.                                        
                                                                                 
                                                                                 
Раздел   3.   «Формирование   инфраструктуры   поддержки  и  развития  малого
предпринимательства на местном уровне»                                       
На территории города действует  сеть объектов инфраструктуры поддержки малого
и среднего  бизнеса, взаимодействующих  с органами  местного самоуправления в
данном направлении, в том числе:                                             
общественные  объединения   предпринимателей  (Союз   товаропроизводителей  и
предпринимателей   «Северо-восток»,   Союз   производительных   сил  «Деловая
Колыма»). В апреле  2003 года было  создано Магаданская областная  Ассоциация
развития малого предпринимательства, возглавил которую Саяхов И.А.           
    информационно-аналитический центр (РТФА «Тихий Океан»);                      
бизнес–центры  (российско-американский  учебный  центр  бизнеса,  магаданская
программа развития бизнеса Международной Финансовой Корпорации);             
центр  правовой  экономической  информации  (Магаданская торгово-промышленная
палата);                                                                     
Северо-восточное территориальное управление Министерства Российской Федерации
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое проводит
государственную политику в  области предупреждения, ограничения  и пресечения
монополистической   деятельности,   недобросовестной   конкуренции,  развития
предпринимательства и  конкуренции на  товарных рынках,  на рынках финансовых
услуг.                                                                       
                                                                                 
Сеть    инфраструктуры    предоставляет    предпринимателям   информационные,
консультативные и учебно-деловые  услуги. Налаживается сотрудничество органов
местного самоуправления со  всеми элементами инфраструктуры, что способствует
эффективному развитию субъектов малого  бизнеса в городе, а  значит городской
экономики в целом.                                                           
                                                                                 
Так,  Магаданская  торгово-промышленная  палата  предоставляет  информацию  о
местных  предприятиях  и  их  продукции,  оказывает  содействие в организации
встреч с местными деловыми  людьми, консультирует по юридическим  вопросам. В
2002 году  и в  I квартале  2003 года  проведено около  10 встреч по вопросам
организации  и  развития  бизнеса,   нахождения  партнеров  на  российском  и
международном рынках. Союз  производительных сил «Делова  Колыма» содействует
развитию  предпринимательства,   представляет  интересы   предпринимателей  в
органах государственной власти.  Российско-Американский учебный центр бизнеса
оказывает  образовательные  (25  мероприятий  за  2002–начало  2003  года)  и
консультационные услуги (порядка 46 платных консультаций за период с сентября
2002  по  01.05.2003  года)  в  сфере  поддержки  малого  и среднего бизнеса.
Международная  финансовая  корпорация  IFC  оказывает  техническое содействие
малым     и     средним     предприятиям     горнодобывающей     отрасли    и
предприятиям–поставщикам  товаров  и  услуг  для  крупнейших  горнодобывающих
предприятий  области.  Магаданская   областная  Ассоциация  развития   малого
предпринимательства предоставляет услуги  по решению юридических вопросов, по
заполнению отчетной документации,  осуществляет представительство интересов и
защиту  законных  прав   предпринимателей,  взаимодействует  с  муниципальным
властями по вопросам, касающимся поддержки малого бизнеса в нашем городе.    
                                                                                 
Дополнительным  катализатором  экономического  роста,  поддержания стабильной
деятельности малых и средних предприятий является муниципальный заказ. В 2002
году малые  предприятия привлекались  к выполнению  муниципальных заказов  на
конкурсной основе, что является  одним из способов привлечения  инвестиций, а
также   дополнительным   катализатором   экономического   роста,  поддержания
стабильной деятельности малых и средних предприятий.                         
                                                                                 
В   2002   году   проведено   11   конкурсов.  Общее  количество  поставщиков
(подрядчиков), подавших заявки  на участие в  конкурсах, составило 51.  Общее
количество  заключенных  контрактов   составило  31.  Общая  сумма  бюджетных
ассигнований  на  2002  год  –  52  863,  7  тыс. руб. В I квартале 2003 года
проведено  5  конкурсов  на  сумму  48  828,  8  тыс.  руб.  Общее количество
подававших заявку на конкурсы – 56. Количество заключенных контрактов – 168. 
                                                                                 
Раздел  4.  «Поддержка  субъектов  малого предпринимательства в информационно
сфере»                                                                       
С целью  исполнения мероприятий  Программы данного  раздела в  КУМИ мэрии  г.
Магадана создан  и ведется  банк высвобождаемых  и неиспользуемых  объектов и
помещений на территории г. Магадана.                                         
                                                                                 
Кроме  того,  в  2002  году  при  участии  Северо-восточного территориального
управления   Министерства   РФ   по   антимонопольной  политике  и  поддержке
предпринимательства создана полная  федеральная, региональная и муниципальная
законодательная  база,   регулирующая  вопросы   малого  предпринимательства,
инвестиционной деятельности и вопросы налогообложения.                       
                                                                                 
В  2002  году  Программой  был  предусмотрен ряд мероприятий, направленных на
оздоровление  инвестиционного   климата  в   нашем  городе.   Работа  в  этом
направлении  проводится  в  тесном  сотрудничестве  с  российско-американским
центром бизнеса RABEC. Так  был сформирован перечень инвестиционных  проектов
города, которые  предполагают развитие  как производственной  сферы экономики
города, так и развитие сектора услуг. Перечень включает 74 проекта.          
                                                                                 
Работа по формированию и уточнению списка проектов ведется ежемесячно с целью
проведения в  скором будущем  международной инвестиционной  ярмарки «Бизнес и
источники финансирования: лицом  к лицу». В  2001-2002 годах в  центр бизнеса
для рассмотрения были представлены 24 проекта, направленных на развитие сферы
услуг  г.  Магадана.  Некоторые   из  этих  проектов  предприниматели  начали
осуществлять  за  счет  собственных  средств.  Наиболее интересные и значимые
представлены в инвестиционном профиле в Интернете.                           
                                                                                 
Проект  инвестиционного  профиля  г.  Магадана  с  учетом  территории округов
разработан во II  квартале 2002 года.  Основным разработчиком профиля  явился
комитет экономики мэрии г. Магадана. В его разработке также принимали участие
информационно-аналитический центр мэрии  города, отдел сельского  хозяйства и
продовольствия мэрии  г. Магадана,  отдел торговли,  местной промышленности и
потребительских   услуг   мэрии   г.   Магадана,   управление  архитектуры  и
градостроительства,  администрации   округов,  торгово-промышленная   палата,
российско-американский центр бизнеса, союз предпринимателей «Деловая Колыма».
                                                                                 
Инвестиционный   профиль   г.   Магадана   представлен  в  виде  комплексного
информационного  бюллетеня,  включающего   данные  о  ресурсах   города,  его
экономике,   приводится   величина   основных  предпринимательских  издержек,
содержится    характеристика    местной    нормативной   базы,   регулирующей
предпринимательскую  деятельность,   перечень  наиболее   значимых  проектов.
Инвестиционный  профиль  рассчитан  на  привлечение  капиталов  потенциальных
отечественных и зарубежных инвесторов.  Он размещен в Интернете  на городском
информационном сервере.                                                      
                                                                                 
В настоящее  время разработан  проект инвестиционного  профиля г.  Магадана –
2002, который несколько отличается от варианта 2001 года по структуре, логике
анализа  и  изложения  материала.  Во  2  квартале  текущего года обновленный
вариант этого документа будет  размещен на страницах информационного  сервера
г. Магадана.                                                                 
                                                                                 
Для выработки единой политики  по поддержке субъектов малого бизнеса, решения
аналитических  задач  по  выявлению  перспектив  и  тенденций развития малого
предпринимательства в  г. Магадане,  в 3  квартале 2002  года был организован
учет  субъектов  малого  бизнеса  г.  Магадана,  согласованного с Магаданским
областным  комитетом  государственной  статистики.  Работа по данному реестру
будет продолжена после  полной передачи дел  о регистрации юридических  лиц в
МРИ МНС России № 1 по Магаданской области.                                   
                                                                                 
С целью  исследования процессов,  происходящих в  малом бизнесе,  в 2002 году
велась  совместная   работа  со   студенткой  СМУ   г.  Магадана   факультета
менеджмента,  экономики  и   финансов  (специальность  –   государственное  и
муниципальное управление)  Рыжиковой И.А.  по сбору  материала для  дипломной
работы по  теме: «Деятельность  органов местного  самоуправления по поддержке
малого бизнеса (на примере  г. Магадана как областного  центра)». Результатом
стала дипломная  работа, в  которой представлен  развернутый анализ состояния
малого бизнеса в  Магадане и сформулированы  возможные шаги, направленные  на
его поддержку.                                                               
                                                                                 
    Раздел 5. «Кадровое обеспечение малого предпринимательства»                  
Большая работа проводится Центром занятости населения г. Магадана по обучению
отдельных категорий граждан: граждан, подлежащих высвобождению с предприятий,
а также молодежи и  женщин основам ведения предпринимательской деятельности и
организации своего дела.                                                     
                                                                                 
Так, в 2002  году на профессиональное  обучение был направлен  91 безработный
гражданин. Из общего числа  профессий, по которым было организовано обучение,
по    двум    обучение    проводилось    с   целью   дальнейшей   организации
предпринимательской   деятельности:    «Водитель   автотранспортных   средств
категории В» и «Продавец с  изучением менеджмента и маркетинга». В  2003 году
по  договору  трехстороннего  соглашения  между  городским центром занятости,
учебным центром Департамента  ФГСЗН и российско-американским  центром бизнеса
на обучение по курсу  «Основы предпринимательской деятельности» направлено 11
человек, состоящих на учете в Центре занятости.                              
                                                                                 
Работа  по  обучению  основам  предпринимательской  деятельности проводится и
российско-американским учебным центром бизнеса.  Так, в 2002–начале 2003 года
РАУЦБ  проведено  25  учебных  мероприятий,  в  том  числе  семинаров,  серий
тренингов,  лекций  для  руководителей  предприятий  малого  бизнеса  и  всех
желающих.  В  этих  мероприятиях   приняло  участие  662  человека.   Занятия
проводились специалистами из США, Москвы (Фонд им. Маршака).                 
                                                                                 
С сентября 2002 года открыта и осуществляет свою работу Общественная приемная
для    предпринимателей,    которая    оказывает   юридические   консультации
предпринимателям,  предоставляет  услуги  по  составлению  бизнес-планов,  по
поиску зарубежных партнеров, консультирует по вопросам открытия и регистрации
своего   предприятия.   За   период   существования   Приемной   ее  услугами
воспользовались 46 представителей малого бизнеса.                            
                                                                                 
Раздел  6.  «Поддержка   внешнеэкономической  деятельности  субъектов  малого
предпринимательства»                                                         
В     рамках      содействия     во      внешнеэкономической     деятельности
российско-американским учебным  центром бизнеса осуществляется предоставление
услуг по поиску зарубежных  партнеров для российских предпринимателей,  в том
числе для грантовых проектов. Программа обучения «Управление малым бизнесом»,
проводимая на Аляске  как второй этап  обучения для лучших  выпускников курса
«Планирование  бизнеса  и  менеджмент»,   также  дает  возможность  поиска  и
контактов с потенциальными зарубежными партнерами. По данной программе в 2002
году на Аляске прошли обучение 11 человек.                                   
                                                                                 
Мероприятия  Программы,  намеченные  на  2002  год, выполнены, за исключением
разработки положения о предоставлении субъектам малого предпринимательства г.
Магадана  льгот  при  осуществлении  сделок  с  муниципальным имуществом. Это
произошло в свете изменения политики государства по поддержке малого бизнеса,
когда  необходимо  прекратить  практику  предоставления  необоснованных льгот
отдельным субъектам малого предпринимательства.  К такому же мнению  приходит
большая часть предпринимательских кругов  нашего города, считая, что  «льготы
для субъектов малого бизнеса необходимо отменить ... только при единых для всех
правилах возможна честная игра и развитие конкурентной среды».               
                                                                                 
Осуществляя   реализацию   мероприятий   Программы,   в   2002  году  удалось
организовать  информационную  поддержку  малого  бизнеса,  повышение  степени
доступности  субъектам  малого   предпринимательства  необходимых  услуг   на
территории города; привлечение  малых предприятий к  выполнению муниципальных
заказов;    формирование    инвестиционной    политики    в    сфере   малого
предпринимательства;  налаживание   сотрудничества  со  всеми  организациями,
занимающимися поддержкой  малого бизнеса  в Магадане,  попытка координации их
работы.                                                                      
                                                                                 
Несмотря на ряд принятых мер  в сфере поддержки малого бизнеса, очевидно, что
ситуация в этом секторе  экономики остается достаточно сложной.  К сожалению,
мероприятия  Программы  приобретают  декларативный  характер из-за недостатка
серьезной финансовой поддержки.                                              
                                                                                 
Как показали  исследования, большое  число предпринимателей  города оценивают
свои  достижения  как  неадекватные  прилагаемым  усилиям,  отмечают  наличие
препятствий, которые не только затрудняют ведение бизнеса, держат предприятия
на  грани  выживания,  но  и  несут  определенный риск развития бизнеса. Риск
заключается  в   том,  что   существует  прямая   зависимость:  чем  успешнее
развивается предприятие, тем больше  следует проверок и взысканий  со стороны
контролирующих  органов.  Таким  образом,  малые предприятия и индивидуальные
предприниматели делают вывод о том,  что в Магадане легче работать начинающим
предприятиям, не выгодно развиваться, хорошо работать.                       
                                                                                 
Для  устранения  таких  препятствий  необходимо  в  корне  менять федеральное
законодательство, регламентирующее поддержку малого  бизнеса, а за ним менять
и местные нормативно-правовые акты в  этой сфере. А пока такого не произошло,
то  предприятиям  малого  и   среднего  бизнеса  нужно  оказывать   серьезную
финансовую  поддержку   именно  на   этапе  наращивания   производства.  Так,
финансовая помощь необходима  уже существующим предприятиям агропромышленного
комплекса,   прежде    всего   крестьянско-фермерским   хозяйствам;   местным
предприятиям производственной сферы и предприятиям туристического бизнеса.   
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
    Заместитель мэра г. Магадана —                                               
    управляющий делами                                         С.В. Абрамов                                              
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 

Информация по документу
Читайте также