Расширенный поиск
Постановление Администрации Магаданской области от 10.12.2009 № 634-па МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2009 г. N 634-па
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010-2018 ГОДЫ"
(В редакции Постановления Мэрии г. Магадана от 25.06.2014 № 2254)
В соответствии с Постановлением администрации Магаданской области от 9 октября 2008 г. N 395-па "О порядке принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ Магаданской области", в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области администрация Магаданской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Социально-экономическое и культурное развитие коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области на 2010-2018 годы". 2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя губернатора области Карпенко Н.Б. 3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о. губернатора
Магаданской области
Н.КАРПЕНКО Утверждена
Постановлением
администрации
Магаданской области от 10.12.2009 N 634-па
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2010-2018 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Социально-экономическое и культурное развитие коренных
малочисленных народов Севера, проживающих на территории
Магаданской области" на 2010-2018 годы"
----------------T--------------------------------------------------------¬ ¦Наименование ¦областная целевая программа "Социально-экономическое и¦ ¦программы ¦культурное развитие коренных малочисленных народов¦ ¦ ¦Севера, проживающих на территории Магаданской области"¦ ¦ ¦на 2010-2018 годы" (далее - Программа) ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Основания для¦Концепция государственной национальной политики¦ ¦разработки ¦Российской Федерации, утвержденная Указом Президента¦ ¦Программы ¦Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909; ¦ ¦ ¦Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О¦ ¦ ¦гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской¦
¦ ¦Федерации"; ¦ ¦ ¦Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих¦ ¦ ¦принципах организации общин коренных малочисленных¦ ¦ ¦народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской¦ ¦ ¦Федерации"; ¦ ¦ ¦Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об¦ ¦ ¦общих принципах организации местного самоуправления в¦ ¦ ¦Российской Федерации"; ¦ ¦ ¦Концепция устойчивого развития коренных малочисленных¦ ¦ ¦народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской¦ ¦ ¦Федерации утвержденная Распоряжением Правительства¦ ¦ ¦Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р; ¦ ¦ ¦Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1¦
¦ ¦"О занятости населения в Российской Федерации"; ¦ ¦ ¦Постановление администрации Магаданской области от 27¦ ¦ ¦ноября 2009 г. N 596-па "О разработке областной целевой¦ ¦ ¦программы "По поддержке коренных малочисленных народов¦ ¦ ¦Севера, проживающих на территории Магаданской области"¦ ¦ ¦на 2010-2015 годы" ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Государственный¦администрация Магаданской области ¦
¦заказчик ¦ ¦ ¦Программы ¦ ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Разработчики ¦Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский¦ ¦Программы ¦институт Дальневосточного отделения Российской академии¦ ¦ ¦наук (СВКНИИ ДВО РАН) ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Исполнители ¦департамент здравоохранения администрации Магаданской¦ ¦Программы ¦области; департамент жилищно-коммунального хозяйства и¦ ¦ ¦коммунальной энергетики администрации Магаданской¦ ¦ ¦области; департамент образования администрации¦ ¦ ¦Магаданской области; департамент социальной поддержки¦ ¦ ¦населения администрации Магаданской области; управление¦ ¦ ¦государственной службы занятости населения администрации¦
¦ ¦Магаданской области, ГУ Центры занятости населения;¦ ¦ ¦управление по связям с общественностью и национальным¦ ¦ ¦вопросам аппарата администрации Магаданской области;¦ ¦ ¦управление культуры администрации Магаданской области;¦ ¦ ¦управление рыбного хозяйства аппарата администрации¦ ¦ ¦Магаданской области; управление по охране, контролю и¦ ¦ ¦регулированию использования объектов животного мира¦ ¦ ¦(объектов охоты) администрации Магаданской области. ¦ ¦ ¦Органы местного самоуправления, на территории которых¦ ¦ ¦проживают коренные малочисленные народы Севера (по¦ ¦ ¦согласованию) ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Цели Программы ¦создание условий для улучшения социально-экономического¦
¦ ¦положения коренных малочисленных народов Севера,¦ ¦ ¦проживающих на территории Магаданской области, на основе¦
¦ ¦развития традиционных и нетрадиционных отраслей¦ ¦ ¦хозяйствования, обустройства социальной и¦ ¦ ¦производственной инфраструктуры мест их компактного¦ ¦ ¦проживания, сохранения и возрождения культурных и¦ ¦ ¦духовных традиций коренных этносов. Содействие органам¦ ¦ ¦местного самоуправления муниципальных образований¦ ¦ ¦Магаданской области в реализации предоставленных им¦ ¦ ¦законодательством полномочий по решению вопросов¦ ¦ ¦местного значения, связанных с жизнедеятельностью¦ ¦ ¦поселений, в которых проживают представители коренных¦ ¦ ¦малочисленных народов Севера ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Задачи ¦развитие традиционных отраслей природопользования,¦ ¦Программы ¦поддержка предприятий малого и среднего бизнеса коренных¦
¦ ¦малочисленных народов Севера; обеспечение занятости¦ ¦ ¦коренных малочисленных народов Севера; поддержка¦ ¦ ¦содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства в¦ ¦ ¦местах традиционного проживания коренных малочисленных¦ ¦ ¦народов Севера; поддержка коренных малочисленных народов¦
¦ ¦Севера в сфере образования и здравоохранения,¦ ¦ ¦предоставление социальной защиты; сохранение среды¦ ¦ ¦обитания, культурного наследия, этнических языков и¦ ¦ ¦духовных традиций коренных малочисленных народов Севера,¦
¦ ¦проживающих в Магаданской области ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Ожидаемые ¦модернизация оленеводства как традиционной формы¦ ¦конкретные ¦хозяйствования и основной этносберегающей отрасли в¦ ¦результаты ¦регионе; активизация деятельности общин коренных¦ ¦Программы ¦малочисленных народов Севера, ведущих традиционное¦ ¦ ¦природопользование в сельской местности; поддержка¦ ¦ ¦местной инициативы, направленной на развитие¦ ¦ ¦нетрадиционной для северных народов аграрной¦ ¦ ¦деятельности (растениеводство и животноводство);¦ ¦ ¦трудоустройство представителей коренных малочисленных¦ ¦ ¦народов Севера; профессиональное обучение по профессиям¦ ¦ ¦и специальностям, востребованным на рынке труда для¦ ¦ ¦развития традиционных отраслей хозяйствования; улучшение¦
¦ ¦социально-бытовых условий семей - представителей¦ ¦ ¦коренных малочисленных народов Севера; развитие¦ ¦ ¦социально-экономической и инженерной инфраструктуры,¦ ¦ ¦объектов ЖКХ в сельских населенных пунктах с¦ ¦ ¦преимущественно коренным населением; улучшение¦ ¦ ¦социально-экономического положения коренных¦ ¦ ¦малочисленных народов Севера, повышение качества их¦ ¦ ¦жизни, укрепление социальной защищенности; повышение¦ ¦ ¦доступа коренных малочисленных народов Севера к¦ ¦ ¦образовательным услугам, повышение уровня и качества¦ ¦ ¦профессиональной подготовки кадров для национальных школ¦
¦ ¦и других образовательных учреждений; сохранение и¦ ¦ ¦развитие этнической культуры и языка коренных¦ ¦ ¦малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской¦ ¦ ¦области; повышение роли коренных малочисленных народов¦ ¦ ¦Севера в экономической и социальной жизни региона;¦ ¦ ¦поддержка инициативы, направленной на совершенствование¦ ¦ ¦нормативно-правовой базы, регулирующей положение¦ ¦ ¦коренных малочисленных народов Севера в современных¦ ¦ ¦социально-экономических условиях ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Объем и¦общий объем финансирования Программы из областного¦ ¦источники ¦бюджета составляет 804274,8 тыс. рублей, в том числе: ¦ ¦финансирования ¦2010 год - 7 000,0 тыс. рублей; ¦
¦Программы ¦2011 год - 9 000,0 тыс. рублей; ¦ ¦ ¦2012 год - 10 000,0 тыс. рублей; ¦ ¦ ¦2013 год - 50 000,0 тыс. рублей; ¦ ¦ ¦2014 год - 52 000,0 тыс. рублей; ¦ ¦ ¦2015 год - 55 000,0 тыс. рублей; ¦ ¦ ¦2016-2018 годы - 62 1274,8 тыс. рублей ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Сроки ¦2010-2018 годы ¦ ¦реализации ¦ ¦ ¦Программы ¦ ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Система ¦контроль за исполнением Программы осуществляется в¦ ¦организации ¦соответствии с Постановлением администрации Магаданской¦ ¦контроля за¦области от 9 октября 2008 г. N 395-па "О порядке¦ ¦исполнением ¦принятия решений о разработке, формировании и реализации¦
¦Программы ¦долгосрочных целевых программ Магаданской области" ¦ +---------------+--------------------------------------------------------+ ¦Индикаторы ¦увеличение поголовья оленей до 29,3 тыс. голов к 2018¦ ¦Программы ¦году. Ежегодное предоставление финансовой поддержки для¦ ¦ ¦возмещения расходов родовым общинам (далее - РО)¦ ¦ ¦коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) при¦
¦ ¦ведении охотничьего (8 РО) промысла. Обеспечение¦ ¦ ¦занятости в коммерческом рыболовстве до 24 РО КМНС.¦ ¦ ¦Обеспечение для 5500 представителей КМНС рыболовства для¦
¦ ¦личных нужд по сельди, мойве, наваге, камбале, трубачу,¦ ¦ ¦морским млекопитающим. Организация четырех муниципальных¦
¦ ¦предприятий факторийной формы торговли и товарообмена.¦ ¦ ¦Ежегодное трудоустройство, в том числе на временные¦ ¦ ¦рабочие места, 200-220 граждан из числа представителей¦ ¦ ¦КМНС, состоящих на учете в органах службы занятости.¦ ¦ ¦Ежегодное профессиональное обучение 20-25 представителей¦
¦ ¦КМНС, имеющих статус безработного, по профессиям и¦ ¦ ¦специальностям, востребованным на рынке труда.¦ ¦ ¦Строительство и капитальный ремонт жилых домов для¦ ¦ ¦представителей КМНС общей площадью 3440 кв. метров.¦ ¦ ¦Приобретение квартир для 66 нуждающихся семей,¦ ¦ ¦представителей КМНС. Реконструкция трех зданий дизельных¦
¦ ¦электростанций (ДЭС) в сельской местности. Реконструкция¦
¦ ¦18,8 тыс. метров линий электропередач в семи селах,¦ ¦ ¦местах компактного проживания КМНС. Ежегодная¦ ¦ ¦организация пяти этнокультурных летних лагерей в местах¦ ¦ ¦традиционного проживания КМНС. Ежегодное предоставление¦ ¦ ¦финансовой поддержки для зубопротезирования 122¦ ¦ ¦представителям КМНС. Строительство пяти Центров Досуга в¦ ¦ ¦селах, местах традиционного проживания КМНС.¦ ¦ ¦Реконструкция четырех этнографических музеев (центров) в¦
¦ ¦местах компактного проживания КМНС. Проведение "Слета¦ ¦ ¦оленеводов" один раз в 2 года ¦ L---------------+--------------------------------------------------------- 1. Обоснование необходимости решения проблемы
программными методами и целесообразности ее
финансирования за счет средств областного бюджета
Магаданская область является регионом, на территории которого исторически сложились или мигрировали до начала промышленного освоения (1930 год) этносы, отнесенные российским законодательством к коренным малочисленным народам Российской Федерации (Единый перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255). Согласно данному Постановлению, в Магаданской области проживают такие коренные малочисленные народы Российской Федерации, как ительмены, коряки, чуванцы, эвены, юкагиры. Фактически Магаданскую область населяют представители более 10 этносов, относящихся к коренным малочисленным народам Севера (далее - КМНС). Самыми многочисленными из них являются эвены, коряки и потомки русского старожильческого населения (ительмены и камчадалы). По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, численность КМНС, проживающих в Магаданской области, составила 5466 человек, что составляет 3,0% населения региона. Из них: эвены - 2527 человек, коряки - 888 человек, ительмены - 643 человека, якуты (ессейские) - 469 человек, камчадалы - 314 человек, чукчи - 248 человек. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р "Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности
коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации" местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России в Магаданской области являются: Ольский муниципальный район; Омсукчанский муниципальный район (городское поселение пос. Омсукчан, с. Меренга межселенной территории муниципального района); Северо-Эвенский муниципальный район; Среднеканский муниципальный район (городское поселение пос. Сеймчан, сельское поселение с. Колымское); Тенькинский муниципальный район (с. Оротук межселенной территории муниципального района); Хасынский муниципальный район (городское поселение пос. Палатка). Представители КМНС населяют практически все районы Магаданской области. Данные по численности КМНС в районах и населенных пункта Магаданской области приведены в таблице N 1. Таблица N 1
------------------------T---------------------------T------------¬ ¦ Районы проживания ¦ Численность населения на ¦Доля КМНС в ¦ ¦ ¦ начало года, человек ¦ общей ¦ ¦ ¦ ¦численности ¦ ¦ ¦ ¦населения, %¦ ¦ +-------------T-------------+-----T------+
¦ ¦ 2007 год ¦ 2009 год ¦2007 ¦ 2009 ¦ ¦ +------T------+------T------+ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦из них¦всего ¦из них¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ КМНС ¦ ¦ КМНС ¦ ¦ ¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦г. Магадан ¦107612¦ 1333¦106417¦ 1416¦ 1,2¦ 1,3¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Ольский район ¦ 11233¦ 1796¦ 10739¦ 1824¦ 16,0¦ 17,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Ола ¦ 6520¦ 751¦ 6363¦ 796¦ 11,5¦ 12,5¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Гадля ¦ 443¦ 131¦ 423¦ 114¦ 29,6¦ 27,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Клепка ¦ 655¦ 44¦ 615¦ 44¦ 6,7¦ 7,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Армань ¦ 1505¦ 169¦ 1338¦ 159¦ 11,2¦ 11,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Тауйск ¦ 665¦ 284¦ 645¦ 310¦ 42,7¦ 48,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Балаганное ¦ 439¦ 27¦ 404¦ 25¦ 6,2¦ 6,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Талон ¦ 545¦ 5¦ 499¦ 5¦ 0,9¦ 1,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Ямск ¦ 132¦ 132¦ 123¦ 123¦100,0¦ 100,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Тахтоямск ¦ 329¦ 253¦ 329¦ 248¦ 76,9¦ 75,4¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Северо-Эвенский район ¦ 2954¦ 1854¦ 2675¦ 1724¦ 62,8¦ 64,4¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Эвенск ¦ 1686¦ 804¦ 1478¦ 797¦ 47,7¦ 53,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Верхний Парень ¦ 188¦ 188¦ 183¦ 183¦100,0¦ 100,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Гижига ¦ 550¦ 480¦ 525¦ 390¦ 87,3¦ 74,3¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Тополовка ¦ 157¦ 136¦ 150¦ 117¦ 86,6¦ 78,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Гарманда ¦ 218¦ 191¦ 199¦ 191¦ 87,6¦ 96,0¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Чайбуха ¦ 155¦ 55¦ 140¦ 46¦ 35,5¦ 32,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Омсукчанский район ¦ 5886¦ 393¦ 5585¦ 423¦ 6,7¦ 7,6¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Омсукчан ¦ 4396¦ 388¦ 4162¦ 420¦ 8,8¦ 10,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Меренга ¦ 3¦ 4¦ 3¦ 2¦ ¦ ¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. В.-Балыгычан ¦ 76¦ 1¦ 39¦ 1¦ 1,3¦ 2,6¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Среднеканский район ¦ 3850¦ 378¦ 3426¦ 365¦ 9,8¦ 10,6¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Сеймчан, Балагычан¦ 2831¦ 320¦ 2587¦ 314¦ 11,3¦ 12,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Колымское ¦ 151¦ 51¦ 110¦ 43¦ 33,8¦ 39,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. В.-Сеймчан ¦ 542¦ 7¦ 531¦ 8¦ 1,3¦ 1,5¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Хасынский район ¦ 8356¦ 146¦ 7884¦ 154¦ 1,7¦ 1,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Палатка ¦ 4389¦ 82¦ 4226¦ 87¦ 1,9¦ 2,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Хасын ¦ 502¦ 19¦ 404¦ 17¦ 3,8¦ 4,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Карамкен ¦ 558¦ 2¦ 527¦ 2¦ 0,4¦ 0,4¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Стекольный ¦ 2079¦ 37¦ 2029¦ 42¦ 1,8¦ 2,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Талая ¦ 408¦ 4¦ 320¦ 3¦ 1,0¦ 0,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Атка ¦ 414¦ 2¦ 374¦ 3¦ 0,5¦ 0,8¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Тенькинский район ¦ 6287¦ 122¦ 5830¦ 125¦ 1,9¦ 2,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Усть-Омчуг ¦ 4330¦ 79¦ 4128¦ 85¦ 1,8¦ 2,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Оротук ¦ 57¦ 43¦ 39¦ 33¦ 75,4¦ 84,6¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Мадаун ¦ 237¦ -¦ 203¦ 5¦ -¦ 2,5¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦с. Омчак ¦ 1107¦ -¦ 1174¦ 2¦ -¦ 0,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Ягоднинский район ¦ 11800¦ 96¦ 10640¦ 94¦ 0,8¦ 0,9¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Ягодное ¦ 4051¦ 48¦ 3790¦ 43¦ 1,2¦ 1,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Таскан ¦ 74¦ 8¦ 38¦ 4¦ 10,8¦ 10,5¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Дебин ¦ 718¦ 22¦ 679¦ 32¦ 3,1¦ 4,7¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Оротукан ¦ 2326¦ 5¦ 2180¦ 5¦ 0,2¦ 0,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Синегорье ¦ 3166¦ 7¦ 2990¦ 7¦ 0,2¦ 0,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Сенокосный ¦ 182¦ 3¦ 77¦ 1¦ 1,6¦ 1,3¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Спорное ¦ 646¦ 3¦ 339¦ 2¦ 0,5¦ 0,4¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Сусуманский район ¦ 10552¦ 21¦ 9773¦ 25¦ 0,2¦ 0,2¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦г. Сусуман ¦ 6501¦ 19¦ 6031¦ 22¦ 0,3¦ 0,4¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦пос. Мяунджа ¦ 1918¦ 2¦ 1814¦ 3¦ 0,1¦ 0,1¦ +-----------------------+------+------+------+------+-----+------+ ¦Всего: ¦168530¦ 6139¦162969¦ 6150¦ 3,6¦ 3,8¦ L-----------------------+------+------+------+------+-----+------- Доля КМНС в общей численности населения Магаданской области незначительна и составляет всего около 4% (на начало 2009 года). Основными субрегионами проживания являются город Магадан, Ольский и Северо-Эвенский районы. При этом численность коренных жителей в г.
Магадане и Ольском районе увеличивается, а в Северо-Эвенском - уменьшается. Характерен также незначительный рост численности КМНС
в районных центрах и некоторых поселках промышленно развитых субрегионов (Омсукчанский, Хасынский, Тенькинский и Сусуманский районы), где социально-экономическая ситуация более благополучна, чем в сельской местности. Снижается (или остается неизменной) численность коренных жителей во всех населенных пунктах Северо-Эвенского района и во всех поселениях Ольского района (за исключением районного центра и
села Тауйск). Однако, из-за постоянного оттока населения из всех районов и населенных пунктов Магаданской области, доля коренных жителей в основных местах их проживания, как правило, незначительно возрастает. В Северо-Эвенском районе, кроме того, сохранились однородные в этническом отношении населенные пункты с коренным населением (коряки - села Тополовка и Верхний Парень, эвены - села
Гарманда и Гижига). Остальные муниципальные образования и населенные пункты области характеризуются полиэтническим составом населения. Из общей численности коренных жителей, проживающих в Магаданской области, преобладающим является городское население, которое составляет 4267 человек или 69% (на начало 2009 года). Социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера являются
наиболее острыми в сельской местности и заключаются в отдаленности
национальных сел, отсутствии постоянной наземной связи с областным
и районными центрами, крайне узкой сфере занятости. Большая часть жилищного фонда сел в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера находится в ветхом состоянии и, как правило, не оснащена водоснабжением, канализацией и инженерными сетями. Вследствие того, что социально-экономическое развитие сельских мест компактного проживания затруднено из-за недостаточного развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.
В последние десятилетия шло активное переселение коренных жителей в областной и районные центры, и эта тенденция сохраняется до настоящего времени. Система расселения большей части коренных малочисленных народов Севера представлена областным центром и центрами районов, где они проживают дисперсно и не являются преобладающим населением. Местами же преимущественного и компактного проживания КМНС в Магаданской области являются все населенные пункты Северо-Эвенского района, 4 села в Ольском и по 1
селу в Среднеканском и Тенькинском районах. Тревожным показателем являются данные о том, что население постепенно покидает эти населенные пункты вследствие сложного социально-экономического положения. Постоянное переселение коренных жителей в районные и областной центры приводит к запустеванию мелких национальных сел, в которых остаются, в основном, люди старшего возраста, пенсионеры. Одним из приоритетных направлений Программы является сохранение
существующей системы расселения коренных жителей в регионе. В связи с чем, существенное внимание будет уделено обустройству социально-экономической и инженерной инфраструктурой и объектами ЖКХ населенных пунктов с преимущественно аборигенным составом населения, поддержке, прежде всего, тех населенных пунктов, в которых коренные жители составляют значительную часть населения (не ниже 20%). Важной составляющей Программы является улучшение жилищно-бытовых условий представителей КМНС, которое в настоящее время у многих семей не отвечает современным требованиям. На 1 сентября 2009 года в очереди на улучшение жилищных условий состоит
451 семья, в том числе: в г. Магадане - 127; Ольском районе - 77 (пос. Ола - 35, Армань - 12; села Тауйск - 15, Гадля - 14, Клепка - 1), Северо-Эвенском районе - 247 (в т.ч. 51 семья - оленеводы), (пос. Эвенск - 51, села Гарманда - 44 (7), Гижига - 64 (31), Чайбуха - 12 (1), Верхний Парень - 40 (12), Тополовка - 36). Одним из основных направлений поддержки КМНС, проживающих в Магаданской области, является развитие и модернизация традиционных
отраслей хозяйствования и промыслов, укрепление субъектов малого и
среднего бизнеса, создание факторийной системы торговли и товарообмена. В период существования плановой экономики коренные малочисленные народы Севера были вовлечены в общественное производство, изменился уклад их жизни вследствие перехода на оседлость, переселения в укрупненные населенные пункты, внедрения систем образования и здравоохранения, развития культуры и искусства. Результатами этого процесса явились как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, значительная часть представителей коренных малочисленных народов приобщилась к несельскохозяйственному производству, городскому укладу жизни, сложилась этническая элита. С другой стороны, произошло отчуждение
коренных жителей от традиционной природно-ресурсной базы, нарушение преемственности поколений, связанное с интернатной системой воспитания. В период перехода к рыночным отношениям положительные тенденции
социально-экономического развития коренного населения в значительной мере были сведены на нет вследствие глубокого кризиса
в оленеводстве и других сферах традиционной деятельности и промыслов. Произошел распад прежней системы медицинского, культурного, товарного, бытового и транспортного обеспечения мест традиционного
проживания коренных малочисленных народов Севера, сопровождающийся
катастрофическим снижением уровня их жизни и ростом безработицы. На протяжении ряда лет сохраняется высокой доля безработных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости
области (8%). По состоянию на 1 сентября 2009 года в качестве безработных зарегистрировано 200 человек из числа коренных малочисленных народов Севера. В местах проживания данной категории
граждан (Ольский и Северо-Эвенский районы) традиционно самый большой уровень регистрируемой безработицы - в 2-4 раза выше среднеобластного значения. Современные социально-экономические трудности, испытываемые представителями КМНС, носят комплексный, многофакторный характер. Для достижения устойчивых результатов в улучшении их положения целесообразно использовать программно-целевой метод решения проблем, осуществляемый в рамках единого сильного координирующего органа и единого плана мероприятий. Настоящая Программа предусматривает создание условий для саморазвития и самообеспечения коренных малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания, и, прежде всего поддержку традиционных видов деятельности (оленеводства и промыслов), организацию системы факторийной торговли и товарообмена. Традиционное природопользование продолжает играть важную роль в жизнеобеспечивающих практиках коренных жителей. В настоящее время представители КМНС в Магаданской области занимаются оленеводством, промыслами (рыболовство во внутренних водоемах и на
морском побережье; пушная и мясная охота), растениеводством, а также домашними ремеслами (резьба по кости, пошив изделий из меха и кожи). В государственной поддержке нуждается, прежде всего, оленеводческая отрасль. Концепция "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2025 года" (проект от 12 мая 2009 года) предусматривает необходимость направлять государственную поддержку на стабилизацию
поголовья в традиционных отраслях животноводства, в том числе оленеводстве, так как их развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и сохранить традиционный уклад жизни и занятость коренных народов. Оленеводство в Магаданской области находится в сложном положении. Сокращение поголовья в кризисные перестроечные годы серьезно подорвало экономическую основу традиционного природопользования коренных народов, привело к массовой безработице, ухудшению их жизни. Поэтому к вопросу о судьбе северного оленеводства следует подходить с позиций благополучия коренного населения. В настоящее время оленеводством в регионе занимается муниципальное предприятие "Ирбычан" (Северо-Эвенский район) и 3 родовые общины "Каньон", "Эгден", "Алы-Юрях" (Среднеканский район). По состоянию на 1 января 2009 года численность домашних оленей в области составила 18850 голов, в том числе у сельскохозяйственных производителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)
15609 голов. В последние годы, за исключением 2007 года, сохраняется тенденция к росту численности поголовья. В то же время
объем товарной продукции незначителен, себестоимость продукции остается высокой, а цены реализации низкими, как следствие, отрасль является нерентабельной. Проблемами оленеводческой отрасли в Магаданской области, как у родовых общин, так и у муниципального предприятия, является отсутствие регулярной транспортной связи с районными центрами и другими поселениями, слабая материальная и техническая оснащенность. Вследствие этого отрасль становится непривлекательной для людей молодого и среднего возраста, для женщин. Для привлечения коренных жителей в оленеводство необходим комплекс мер, направленных на модернизацию отрасли, увеличение оленепоголовья, укрепление технической оснащенности отрасли, повышение благосостояния оленеводов, сохранение, а в перспективе -
увеличение рабочих мест для коренных малочисленных народов Севера.
В настоящее время одним из развивающихся видов традиционной хозяйственной деятельности КМНС является осуществление долгосрочного пользования объектами животного мира - ведение охотничьего хозяйства. По состоянию на сентябрь 2009 года как долгосрочные пользователи действуют 8 родовых общин КМНС (в Среднеканском районе - "Булун", "Балыгычан", "Рассоха", "Алы-Юрях", "Каньон"; в Ольском районе - "Тахтоямская", "Екчен"; в Северо-Эвенском районе - "Учак"), на данном этапе планируют осуществлять указанный вид деятельности еще 6 родовых общин. Учитывая слабое финансовое обеспечения родовых общин, лица из числа КМНС испытывают трудности при ведении охотничьего промысла. Действующее природоохранное законодательство все обязанности по охране объектов животного мира (объектов охоты), переданные в долгосрочное пользование, проведению мероприятий, направленных на сохранение объектов животного мира и улучшение среды их обитания возложило на самих пользователей (биотехнические мероприятия, охрана охотничьих угодий, проведение учета численности объектов животного мира, аренда участков лесного фонда и т.д.). Уплата сборов за пользование объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, являются основной обязанностью пользователей КМНС на территории, закрепленной в долгосрочное пользование. Не имея финансовых средств, для обеспечения данного вида налогового сбора,
пользователь не имеет возможности реализовать право добывания объектов охоты в рамках выделенных лимитов, что ведет к неосвоению
объектов охоты на переданной в пользование территории. Учитывая, что указанные мероприятия являются самыми затратными, без финансовой поддержки родовые общины не могут развивать безубыточную для членов общины деятельность, следствием чего является невозможность осуществления данного вида деятельности. Важным направлением Программы является поддержка деятельности юридических лиц, общин коренных малочисленных народов Севера, индивидуальных предпринимателей (представителей коренного и некоренного населения) по развитию местных промыслов, традиционных
и нетрадиционных видов деятельности в сельской местности, а также способствование созданию факторийной системы торговли, которая будет обеспечивать закупку и транспортировку продукции местных промыслов, реализацию продуктов питания, орудий промысла, средств связи, транспорта на льготных условиях. Существенные меры социальной поддержки предусмотрены для всех представителей КМНС, независимо от места проживания. В связи с тем, что многие коренные жители региона относятся к социально слабозащищенным слоям населения с невысоким уровнем доходов, они по-прежнему ориентируются на помощь со стороны государства. Действенной помощью коренным малочисленным народам Севера станет повышение их социальной защищенности путем предоставления ряда индивидуальных льгот. В этой связи в Программе запланированы мероприятия по повышению доступности для КМНС медицинских услуг (зубопротезирование, диспансеризация, возмещение транспортных расходов на санаторно-курортное лечение оленеводов в пределах области), образования (обучение в средних и высших учебных заведениях). Важной составляющей Программы является содействие сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, населяющих Магаданскую область - этнических языков, традиций, обычаев, праздников. Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации предусматривает необходимость оценки экологических, культурных и социальных последствий предлагаемых к реализации проектов и работ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. С этой целью Программой предусмотрена возможность ведения научных исследований,
а также мониторинг экологической и социально-экономической ситуации в местах компактного проживания КМНС. Перечень указанных в разделе проблем и необходимость создания условий для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, требует принятия отдельной программы, финансирование которой будет осуществляться за счет средств областного бюджета. 2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- создание условий для улучшения социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области, на основе развития традиционных и нетрадиционных отраслей хозяйствования, обустройства социальной и производственной инфраструктуры мест их компактного проживания; - сохранение и возрождение культурных и духовных традиций коренных этносов; - содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области в реализации предоставленных им законодательством полномочий по решению вопросов местного значения, связанных с жизнедеятельностью поселений, в которых проживают представители коренных малочисленных народов Севера. Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач: а) развитие традиционных отраслей природопользования, поддержка
предприятий малого и среднего бизнеса коренных малочисленных народов Севера; б) обеспечение занятости коренных малочисленных народов Севера;
в) поддержка содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства в местах традиционного проживания коренных малочисленных
народов Севера; г) поддержка коренных малочисленных народов Севера в сфере образования и здравоохранения, предоставление социальной защиты; д) сохранение среды обитания, культурного наследия, этнических языков и духовных традиций коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской области. Решение первой задачи будет осуществляться по направлениям:
- развитие и модернизация северного оленеводства;
- поддержка малого и среднего предпринимательства КМНС в отраслях животноводства и растениеводства; - содействие развитию и материально-техническому оснащению муниципальных предприятий и родовых общин, ведущих традиционное природопользование в местах традиционного проживания и хозяйствования КМНС; - компенсация транспортных расходов по доставке потребительских
товаров в труднодоступные населенные пункты, места традиционного проживания КМНС. Решение второй задачи будет осуществляться по направлениям:
- оказание содействия в трудоустройстве путем организации общественных работ, временного трудоустройства испытывающих трудности в поиске работы, а также граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; - содействие в организации самозанятости безработных граждан из
числа коренных малочисленных народов Севера; - предоставление коренным малочисленным народам Севера, имеющим
статус безработного, преимущественного права приобретения профессий и специальностей, востребованных на рынке труда для развития традиционных отраслей хозяйствования и предприятий по переработке их продукции; - оказание государственных услуг по профессиональной ориентации
гражданам, психологической поддержке и социальной адаптации безработным гражданам; - оказание безработным гражданам из числа КМНС социальной поддержки в период поиска подходящей работы; - проведение постоянного мониторинга о состоянии регистрируемого рынка труда среди коренных малочисленных народов Севера. Решение третьей задачи будет осуществляться по направлениям:
- улучшение социально-бытовых условий, повышение качества жизни
представителей КМНС; - совершенствование системы жизнеобеспечения, удовлетворение жизненно важных потребностей представителей коренных малочисленных
народов Севера в местах их традиционного проживания; - оптимизация энергообеспечения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС; - приобретение специальной техники для обслуживания объектов жилищно-коммунального хозяйства в местах традиционного расселения КМНС; - совершенствование транспортной системы в местах компактного проживания коренного населения. Решение четвертой задачи будет осуществляться по направлениям:
- организация летних этнокультурных лагерей при сельских и поселковых школах в местах традиционного проживания КМНС; - строительство (реконструкция) образовательных, лечебных и лечебно-оздоровительных учреждений в местах традиционного проживания КМНС, укрепление их материально-технической базы; - проведение диспансеризации в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья КМНС и социально-значимых заболеваний; - финансирование целевого обучения молодежи из числа КМНС в ВУЗах и средних профессиональных заведениях; - финансирование контрактной системы оплаты труда работников образования и здравоохранения в отдаленных селах - местах традиционного расселения КМНС; - возмещение расходов представителям КМНС по зубопротезированию; - возмещение транспортных расходов на санаторно-курортное лечение оленеводов в пределах Магаданской области. Решение пятой задачи будет осуществляться по направлениям:
- организационная и финансовая поддержка деятельности культурных, фольклорных и иных организаций КМНС, проведение социально-значимых культурных мероприятий; - методические и научно-исследовательские разработки по сохранению среды обитания, этнических языков, исторического и культурного наследия КМНС; - издание учебно-методической, научной, фольклорной и иной литературы, обеспечивающей сохранение и передачу этнокультурных знаний и традиций, изучение этнических языков КМНС; - участие представителей КМНС в региональных, российских и международных мероприятиях, посвященных проблемам коренных малочисленных народов Севера; - совершенствование законодательства и активизация деятельности
администрации Магаданской области и общественных организаций КМНС по защите исконной среды обитания, укреплению социальной защищенности и пропаганде культурного наследия КМНС (список законодательных инициатив представлен в приложении N 1 к настоящей
Программе). 3. Ожидаемые социально-экономические результаты
реализации программных мероприятий
Основными результатами реализации программных мероприятий являются:
а) модернизация оленеводства как традиционной формы хозяйствования и основной этносберегающей отрасли в регионе; б) активизация деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционное природопользование в сельской
местности; в) поддержка местной инициативы, направленной на развитие нетрадиционной для северных народов аграрной деятельности (растениеводство и животноводство); г) трудоустройство представителей КМНС; профессиональное обучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда для развития традиционных отраслей хозяйствования; д) улучшение социально-бытовых условий семей - представителей КМНС; е) развитие социально-экономической и инженерной инфраструктуры, объектов ЖКХ в сельских населенных пунктах с преимущественно коренным населением; ж) улучшение социально-экономического положения коренных малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни, укрепление социальной защищенности; з) повышение доступа коренных малочисленных народов Севера к образовательным услугам, повышение уровня и качества профессиональной подготовки кадров для национальных школ и других образовательных учреждений; и) сохранение и развитие этнической культуры и языка коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Магаданской области; к) повышение роли коренных малочисленных народов Севера в экономической и социальной жизни региона; л) поддержка инициативы, направленной на совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей положение коренных малочисленных народов Севера в современных социально-экономических
условиях. Эффективность реализации Программы будет оцениваться по системе
индикаторов представленных в таблице N 2. Таблица N 2
Индикаторы Программы -----T--------------------------T----T-----------------------------------¬ ¦ N ¦ Наименование показателей ¦Ед. ¦ Годы реализации Программы ¦ ¦п/п ¦ ¦изм.+----T----T----T----T----T----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦2010¦2011¦2012¦2013¦2014¦2015¦2016-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2018 ¦ +----+--------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ +----+--------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----+ ¦ 1. Развитие традиционных отраслей природопользования, поддержка ¦ ¦ малого и среднего предпринимательства коренных малочисленных ¦ ¦ народов Севера ¦ +----T--------------------------T----T----T----T----T----T----T----T-----+ ¦1.1.¦Поголовье северных оленей¦тыс.¦16,2¦17,2¦18,3¦19,6¦20,9¦22,3¦ 29,3¦
¦ ¦в сельскохозяйственных¦го- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организациях, крестьянских¦лов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(фермерских) хозяйствах,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦включая индивидуальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦предпринимателей, на конец¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦года ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----+ ¦1.2.¦Численность родовых общин¦ед. ¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8¦ 8¦еже- ¦ ¦ ¦КМНС, получающих¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годно¦ ¦ ¦финансовую поддержку при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по 8 ¦ ¦ ¦ведении охотничьего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промысла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+--------------------------+----+----+----+----+----+----+----+-----+ ¦1.3.¦Численность родовых общин¦ед. ¦ 5¦ 7¦ 12¦ 20¦ 22¦ 24¦еже- ¦ ¦ ¦КМНС, пользующихся¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦годно¦ ¦ ¦поддержкой при ведении¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по 24¦ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|