Расширенный поиск

Постановление Администрации Магаданской области от 31.01.2013 № 41-па

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ                   

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ                             
                     от 31 января 2013 г. N 41-па                     

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ           
             ПОЛИТИКИ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА              

     В   целях   определения   и   реализации   основных   направлений
государственной  семейной политики в Магаданской области, укрепления и
развития   социального   института   семьи   в   Магаданской   области
администрация Магаданской области постановляет:
     1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  государственной   семейной
политики в Магаданской области до 2020 года.
     2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя губернатора области Соболеву В.Н.
     3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

                                                      И.о. губернатора
                                                   Магаданской области
                                                            Н.КАРПЕНКО





                                                            Утверждена
                                                        постановлением
                                     администрации Магаданской области
                                          от 31 января 2013 г. N 41-па

                              КОНЦЕПЦИЯ                               
                  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ                   
                  В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА                  

                             1. Введение                              

     Семья является основой развития и сохранения нации,  духовного  и
материального  благополучия  граждан, социальным институтом рождения и
воспитания детей, опорой в  старости  и  болезни.  Семья  представляет
безусловную  ценность  в  жизни  каждого  человека,  была  и  остается
естественной средой  для  развития  и  благополучия  всех  ее  членов,
особенно  детей,  формой  организации жизни в обществе, наиболее полно
удовлетворяющей потребности человека.
     Необходимость  разработки  концепции   государственной   семейной
политики  в  Магаданской  области  до  2020  года  (далее - Концепция)
обусловлена  наличием  острых  проблем  в  демографической   структуре
населения,   общественном   здоровье,  снижением  потенциала  трудовых
ресурсов,  деформацией  семейной  структуры,  потребностью   семьи   в
социальной     поддержке,    а    также    взаимообусловленностью    и
многофакторностью   влияния   социальных   проблем   на    оптимальное
функционирование семьи на территории Магаданской области.
     Концепция   отражает   особенности   социально-экономического   и
демографического развития Магаданской области.
     Концепция  учитывает  положения   Указа   Президента   Российской
Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в
интересах  детей  на  2012-2017  годы",  постановлений   администрации
Магаданской  области  от  13  декабря 2012 г. N 909-па "Об утверждении
Концепции демографической политики Магаданской  области  на  2013-2020
годы",  от  20  декабря  2012  г.  N  979-па "Об утверждении Стратегии
действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы".

           2. Анализ современного состояния института семьи           
              и региональная специфика семейной политики              

     В  Магаданской  области  наблюдаются   позитивные   тенденции   в
поддержке  института  семьи.  В  целом  по  уровню  доходов  населения
Магаданская область входит в первую пятерку  регионов  России.  За  11
месяцев  2012  года  среднедушевые  денежные  доходы  составили 32 432
рубля, увеличившись к аналогичному периоду прошлого года на 14%.  Рост
заработной  платы  в Магаданской области за январь- сентябрь 2012 года
по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил 120,2%. Средний
размер  назначенных  пенсий  в Магаданской области увеличился с 13 149
рублей на 1 января 2012 года до 14 618 рублей на 1 октября 2012 года.
     За 11 месяцев 2012 года  расходы  областного  бюджета  на  одного
жителя составили 146,6 тыс. рубля, увеличившись к аналогичному периоду
2011  года  на  24%  (118  тыс.  рублей).  Из  произведенных  расходов
традиционно  наибольшая  часть  направляется  на содержание социальной
сферы (более 50%) и жилищно-коммунального хозяйства (около 22%).
     Современная демографическая  ситуация  в  Магаданской  области  в
целом   отражает   общероссийские   тенденции,  а  также  региональные
особенности,  главными  из  которых  являются   снижение   численности
населения,  низкая рождаемость, высокая смертность населения, особенно
мужчин в трудоспособном возрасте.
     Общественное здоровье семей Магаданской  области  характеризуется
противоречивыми    тенденциями.    С   одной   стороны,   позитивными,
проявляющимися в снижении младенческой смертности и  числа  прерывания
беременности,  в  увеличении  продолжительности  жизни. В то же время,
сохраняются  негативные   тенденции,   обусловленные   высокой   долей
социально    уязвимых    групп    в    структуре   населения,   слабой
ответственностью граждан за свое здоровье.
     Можно  отметить   следующие   основные   тенденции   и   проблемы
функционирования семьи в Магаданской области:
     -  невысокая  рождаемость,  не   обеспечивающая   воспроизводство
населения;
     - невысокая доля детей и  молодежи  в  демографической  структуре
населения;
     - трансформация брачного поведения, более  позднее  вступление  в
брак, откладывание или отказ от регистрации брака;
     - трансформация репродуктивного поведения, откладывание  рождения
первого  ребенка,  увеличение  доли  рождений  детей в зрелом возрасте
родителей;
     -  снижение   ценности   семейного   образа   жизни,   ослабление
потребности  в детях, распространенность разводов, внебрачных рождений
детей;
     - низкий уровень репродуктивного здоровья женщин,  большое  число
заболеваний  репродуктивной сферы и осложнений во время беременности и
родов;
     - высокий удельный вес детей с нарушениями здоровья;
     - высокий уровень смертности мужчин трудоспособного возраста;
     -  высокий  уровень  распространенности   курения,   употребления
алкоголя, наркотиков, в том числе среди подростков и молодежи;
     - высокий уровень заболеваемости детей и подростков;
     -  недостаточный  уровень  ответственности  родителей   за   свое
здоровье и здоровье детей;
     - распространенность социально  обусловленных  заболеваний  среди
взрослых и молодежи;
     - возрастание удельного веса людей  старших  возрастных  групп  в
демографической структуре населения;
     - достаточно  высокий  уровень  дифференциации  доходов  наименее
обеспеченных и наиболее обеспеченных семей;
     - значительная доля малообеспеченных семей с  детьми  в  семейной
структуре области;
     - высокая доля в структуре бюджета семей расходов  на  питание  и
низкая - на образование, занятия спортом, отдых;
     - высокая трудовая нагрузка взрослых членов семьи и недостаточное
время для отдыха и воспитания детей;
     - значительное число  семей,  нуждающихся  в  улучшении  жилищных
условий;
     - недостаточная доступность  услуг  дополнительного  образования,
здравоохранения,   удовлетворяющих   потребности   детей   всех  слоев
населения;
     -      недостаточная      доступность      психологической      и
социально-педагогической   помощи   родителям   и   детям  всех  слоев
населения;
     - высокий удельный вес семей  с  детьми,  находящихся  в  трудной
жизненной  ситуации  и  социально  опасном  положении,  нуждающихся  в
социальной поддержке;
     -  значительное  число  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без
попечения  родителей, детей, чьи родители лишены родительских прав или
ограничены в них.
     Анализ состояния семьи в Магаданской области  убеждает,  что  она
как  сложный  социальный  институт,  удовлетворяющий лично-семейные по
форме, но общесоциальные по сути потребности,  должна  находиться  под
защитой   государства.   Опыт   мирового  сообщества  показывает,  что
институциональные проблемы семьи эффективнее решаются путем реализации
государственной семейной политики.

              3. Цель, задачи и принципы государственной              
               семейной политики в Магаданской области                

     Стратегической  целью   государственной   семейной   политики   в
Магаданской   области  является  достижение  благополучия  семьей  как
условия благополучия каждого человека и общества  в  целом  на  основе
поддержки  семейных  ценностей  и  семейного  образа жизни, укрепления
внутренних и внешних ресурсов семьи, ее способности успешно  выполнять
свои  основные функции, усиления роли семьи как равноправного субъекта
социальных отношений, содействия процессам социальной интеграции  всех
типов семей в общество.
     Задачи государственной семейной политики в Магаданской области:
     -  создание  условий  для  становления  и  развития   семьи   как
самостоятельного и полноценного субъекта общества;
     - повышение уровня благосостояния семей,  прежде  всего  семей  с
детьми,  путем  активизации  собственных  резервов  и укрепления семьи
ресурсами государственной и общественной поддержки;
     - создание условий для  обеспечения  государственных  гарантий  в
области  содействия  занятости  на  рынке  труда работников из семей с
высокой семейной нагрузкой;
     - повышение  уровня  обеспеченности  и  комфортности  строящегося
жилья с учетом семей с детьми;
     - повышение качества общественного здоровья семьи;
     -   совершенствование    структурной    поддержки    согласования
родительских   и  профессиональных  ролей  мужчин  и  женщин  в  целях
обеспечения  равноправных  отношений  и  равной   ответственности   за
воспитание и развитие детей;
     -  совершенствование  системы  семейного  образования   в   целях
повышения родительской и социальной компетентности семей с детьми;
     -  совершенствование   системы   социальных   услуг,   отвечающих
потребностям  и  укрепляющих  ресурсы  семей  разного  типа, повышение
доступности и качества услуг;
     - повышение престижа и ценности семейного образа жизни и рождения
детей;
     - расширение мер социальной поддержки семей с детьми;
     - развитие и улучшение качества системы семейного жизнеустройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     - формирование безопасной  социальной  среды,  благоприятной  для
роста и развития детей;
     - совершенствование законодательства в области семейной политики;
     - формирование позитивного общественного мнения о семейном образе
жизни;
     - развитие и поддержка общественных структур, имеющих своей целью
поддержку и развитие института семьи.
     Исходя из целей  и  задач  государственной  семейной  политики  в
Магаданской области, ее основными принципами являются:
     - равенство всех семей и их членов  в  праве  на  государственную
поддержку,  независимо  от  социального  положения,  национальности  и
религиозных убеждений;
     - государственная поддержка семьи  с  учетом  комплексной  оценки
ресурсов, охвата всех сторон ее жизнедеятельности;
     - дифференцированный подход к оказанию государственной  поддержки
семье в зависимости от характера проблемы и уровня ресурсов семьи;
     - приоритет защиты  интересов  ребенка  в  семье,  его  права  на
безопасность, полноценное развитие и воспитание;
     - суверенитет семьи, недопустимость  произвольного  вмешательства
государства   во   внутренние  дела  семьи,  за  исключением  случаев,
связанных с нарушением  закона  и  требующих  правового  регулирования
семейных отношений;
     - самостоятельность  и  автономность  семьи  в  принятии  решений
относительно своего развития;
     - добровольное согласие  членов  семьи  на  получение  социальных
услуг  и  мер  социальной  поддержки,  право  на  отказ  от  получения
социальных услуг;
     - приоритетное развитие мер поддержки для молодых семей и  семей,
имеющих двух и более детей;
     - равноправие между мужчинами и женщинами, структурная  поддержка
согласования  родительских и профессиональных ролей на основе принципа
равного участия.
     Таким  образом,   Концепция   является   фундаментом   реализации
социальной  политики в области поддержки семьи, материнства, отцовства
и детства.

             4. Приоритетные направления государственной              
               семейной политики в Магаданской области                

         4.1. Повышение уровня благосостояния семей, снижение         
          социального неравенства и напряженности в обществе          

     Данное направление включает:
     -  внедрение   в   деятельность   социальных   служб   технологий
активизации   ресурсов   семьи,   повышающих   уровень   адаптационных
возможностей  и  жизненных  сил  семей  с  детьми,   направленных   на
формирование мотивации трудовой занятости и самообеспечения;
     -  внедрение   социальных   технологий,   повышающих   социальную
компетентность  членов  семей, в том числе направленных на оптимизацию
домашней  экономики,  бюджета  семьи,  освоение  приемов  эффективного
расходования   времени,   поиска   информации,   обучение   алгоритмам
взаимодействия с органами власти;
     -  обеспечение  государственных  гарантий  в  области  содействия
занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной
социальной защите;
     -   развитие   банка   вакансий   для   родителей    с    детьми,
предусматривающих   гибкие   формы   занятости,  позволяющие  сочетать
семейные и профессиональные обязанности;
     - содействие в развитии малого семейного бизнеса, индивидуального
предпринимательства;
     -  внедрение  социальных  технологий   обучения   семей   основам
семейного  предпринимательства  и ведения бизнеса, в том числе в сфере
социальных услуг;
     -   поддержку    развития    женского    предпринимательства    и
самозанятости, развитие надомного труда;
     - развитие программ трудоустройства и  занятости  для  подростков
(от 14 до 18 лет) и учащейся молодежи в свободное от учебы время;
     - совершенствование и  развитие  мер  государственной  социальной
поддержки семьям, в том числе семьям, имеющим двух и более детей.

          4.2. Содействие в улучшении жилищных условий семей          
             с детьми, в обеспечении жильем молодых семей             

     В рамках реализации данного направления необходимо:
     - совершенствование системы улучшения жилищных  условий  семей  с
детьми,   в   том   числе   молодых   и  многодетных  семей,  семей  с
детьми-инвалидами и с ограниченными возможностями здоровья;
     - совершенствование  программ  ипотечного  кредитования  семей  с
детьми, самостоятельно приобретающих жилье.

         4.3. Совершенствование системы укрепления здоровья и         
             профилактики заболеваний, повышения качества             
                     общественного здоровья семей                     

     В рамках данного направления планируется:
     - развитие служб планирования семьи, профилактика абортов, в  том
числе расширение сети кабинетов предабортного консультирования;
     -  развитие  программ  сохранения  и  улучшения   репродуктивного
здоровья,  расширение  доступности  лечения  бесплодия  с  применением
вспомогательных    репродуктивных    технологий,    в    том     числе
экстракорпорального   оплодотворения   и   других  высокотехнологичных
способов реализации репродуктивных намерений;
     - совершенствование  медицинской,  социальной  и  психологической
поддержки  женщин  в  период  беременности,  родов  и  после  рождения
ребенка, внедрение новых форм работы  по  подготовке  к  родительству,
родам и грудному вскармливанию, участию отцов в родах;
     -  повышение  компетентности  беременных  женщин   по   проблемам
питания, обеспечение дополнительным питанием беременных женщин;
     -   повышение    доступности    бесплатной    высокотехнологичной
медицинской помощи членам социально уязвимых семей;
     -  проведение  консультирования  молодых  родителей   в   детских
поликлиниках,  специальных  центрах после рождения ребенка по вопросам
ухода и грудного вскармливания;
     -  совершенствование  медико-генетического   консультирования   и
пренатальной  диагностики  врожденных  и  наследственных  заболеваний,
профилактика рождения детей с нарушениями здоровья в программах работы
молодежных консультаций и материнских школ;
     -  развитие  при  детских  поликлиниках   кабинетов   медицинской
профилактики       здоровья,      консультаций      для      молодежи,
медико-педагогических  школ,  клубов,  направленных  на   формирование
здорового  образа  жизни,  ответственного  отношения к здоровью, в том
числе   репродуктивному,   совершенствование   системы    профилактики
социально     опасных     заболеваний    (токсикомании,    наркомании,
табакокурения, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, гепатита  С,  туберкулеза  и
др.);
     - повышение доступности  программ  реабилитации  для  взрослых  и
подростков, зависимых от алкоголя и наркотиков;
     - создание  системы  ранней  информационной  поддержки  семей,  в
которых родился ребенок с нарушениями развития;
     - совершенствование системы иммунизации населения и  профилактики
инфекционных заболеваний;
     - осуществление мониторинга состояния физического развития детей,
подростков  и  молодежи, проведение осмотров подростков с целью ранней
профилактики заболеваний репродуктивной сферы;
     - проведение диспансеризации отдельных категорий граждан;
     -  проведение  профилактических  мероприятий,   направленных   на
снижение  заболеваемости и смертности мужчин трудоспособного возраста,
развитие  системы  профилактики   мужского   здоровья   и   сохранения
репродуктивной функции;
     - развитие инфраструктуры гериартрической  помощи,  повышение  ее
доступности для жителей муниципальных районов области;
     -   совершенствование   системы   внедрения   здоровьесберегающих
технологий в образовательных учреждениях;
     - разработка и внедрение системы социально-экономических стимулов
для  семей  и  граждан,  ведущих  здоровый  образ  жизни в сочетании с
эффективной профессиональной занятостью;
     -  создание  доступной  инфраструктуры   комплексных   спортивных
центров  для  оздоровления детей и подростков, расширения возможностей
оздоравливающего семейного отдыха.

       4.4. Развитие системы семейного образования, воспитания,       
          повышение родительской и социальной компетентности          
                            семей с детьми                            

     В рамках данного направления планируется:
     - совершенствование системы подготовки молодежи к семейной жизни,
усиление   межведомственного   подхода   в   работе   по  формированию
ответственного отношения молодежи к репродуктивному поведению, браку и
семейным ролям;
     - развитие услуг по формированию  родительской  компетентности  и
профилактике  семейных трудностей в кризисные периоды жизненного цикла
семьи, развитие системы ранней комплексной помощи семьям с  маленькими
детьми;
     -  совершенствование  системы  психологического   просвещения   и
образования   населения   с  целью  усиления  индивидуально-личностных
ресурсов и адаптационных механизмов личности;
     -  внедрение   в   деятельность   социальных   служб   социальных
технологий,  повышающих коммуникативную компетентность членов семей, в
том числе тренингов личностного роста, уверенности в себе,  разрешения
конфликтов;
     -   повышение   доступности    консультационной    и    кризисной
психологической  помощи  всем членам семьи, развитие сети организаций,
предоставляющих помощь в кризисных ситуациях;
     - разработка и реализация программ правового просвещения семьи;
     - разработка  и  реализация  программ  тендерного  образования  и
просвещения   подростков   и   молодежи  с  целью  повышения  культуры
равноправия и ответственности, равного участия мужчин и женщин во всех
сферах семейной и общественной жизни;
     - формирование  системы  доступного  непрерывного  образования  и
просвещения для взрослых членов семьи;
     - развитие этнопедагогических услуг для семей;
     -   развитие   системы   профилактики    социального    сиротства
новорожденных  детей  и  детей  раннего возраста из социально уязвимых
семей.

           4.5. Развитие, повышение доступности и качества            
              социальных услуг, отвечающих потребностям               
                     и укрепляющих ресурсы семей                      

     Ключевыми аспектами данного направления являются:
     - совершенствование работы областных  государственных  учреждений
здравоохранения,   образования,  социального  обслуживания  населения,
культуры, физической культуры и спорта в  сфере  молодежной  политики,
занятости  населения  в  части реализации мероприятий, направленных на
профилактику  возникновения  социальных  рисков,   трудной   жизненной
ситуации и социально опасного положения семьи;
     - совершенствование системы мер  социальной  поддержки  женщин  с
детьми,   оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в  том  числе
беременных;
     - развитие социальных услуг для семей с детьми, имеющими в  своем
составе  иностранных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации
и социально опасном положении, с целью их  адаптации  и  интеграции  в
общество;
     - организация семейного  реабилитационного  отдыха  для  семей  в
трудной жизненной ситуации;
     - внедрение в  деятельность  образовательных  учреждений  методов
педагогики поддержки;
     -  совершенствование  системы  мер  социальной  поддержки  семей,
воспитывающим детей с ограниченными физическими возможностями;
     - развитие сети государственных услуг, направленных на  включение
в  культурную  жизнь  и  творческую  деятельность  лиц с ограниченными
физическими  возможностями,  социально  уязвимых  и   малообеспеченных
семей;
     -  расширение   системы   инклюзивного   дошкольного   и   общего
образования;
     - создание и развитие служб медиации и сопровождения семьи в ходе
бракоразводных   процессов   и   в   постразводный  период,  в  случае
возникновения  семейных  споров  с  целью  защиты  интересов  детей  и
родителей;
     - развитие системы мер социальной поддержки социальных услуг  для
молодых  людей  в  возрасте  от  18  до  25 лет, находящихся в трудной
жизненной ситуации и социально опасном положении.

     4.6. Совершенствование общественной поддержки семей с детьми     

     Ключевыми аспектами данного направления являются:
     - совершенствование системы социальной поддержки семей  с  детьми
по месту жительства;
     - повышение роли  семьи  как  социального  субъекта,  переход  от
пассивных  форм  участия  граждан в процессе подготовки управленческих
решений в сфере  семейной  политики  (изучение  общественного  мнения,
информирование   общественности)   к   более   активным  (двусторонние
консультации, общественные слушания);
     - содействие распространению передового  опыта  форм  межсемейной
волонтерской поддержки;
     -  интеграция  семей  с  детьми  с  ограниченными   возможностями
здоровья  и  детьми-инвалидами  в  сообщества  по  месту жительства на
основе  развития  отношений  партнерства  и   солидарности,   создание
благоприятной  социальной  среды  для  нормализации повседневной жизни
детей и родителей;
     - содействие развитию просветительской и культурной  деятельности
на базе библиотек, организация общественных лекториев.

              5. Совершенствование правового, кадрового,              
           информационного обеспечения реализации Концепции           

                      5.1. Правовое обеспечение                       

     Реализация настоящей Концепции предусматривает  совершенствование
нормативно-правовых  условий,  обеспечивающих  эффективную  поддержку,
развитие и укрепление института семьи в Магаданской области.
     Реализация данного направления включает:
     - проведение постоянного анализа правоприменительной  практики  с
целью  совершенствования  системы  предоставления  социальных гарантий
семьям  и  детям  в  сфере  здравоохранения,  образования,   труда   и
занятости,  социального обслуживания и социальной поддержки, культуры,
физкультуры и спорта,  защиты  прав  и  интересов  детей,  и  внесение
необходимых  изменений  в  Законы  и иные нормативные акты Магаданской
области;
     - совершенствование механизмов учета мнения граждан.

            5.2. Укрепление кадрового потенциала в органах            
                и организациях, реализующих Концепцию                 

     Наличие квалифицированного, заинтересованного  в  качественной  и
эффективной   работе   персонала   во  всех  органах  и  организациях,
реализующих  Концепцию,  является  одним  из  ключевых  элементов  для
достижения   запланированных   результатов.   Основными  составляющими
системы  кадрового  обеспечения  реализации  Концепции  в  Магаданской
области являются: подбор кадров, развитие и обучение персонала, работа
с кадровым резервом  и  молодыми  специалистами,  повышение  мотивации
персонала,     развитие     организационной    культуры,    мониторинг
удовлетворенности персонала, профилактика эмоционального выгорания.
     Реализация данного направления включает:
     -   совершенствование   системы   подготовки   и   переподготовки
руководителей и специалистов, работающих в организациях и учреждениях,
участвующих  в  реализации   семейной   политики   и   непосредственно
взаимодействующих с семьями и детьми;
     -  совершенствование  системы  материального  и   нематериального
стимулирования сотрудников социальных служб;
     -  совершенствование  и  развитие  новых  форм  профессионального
общения  специалистов  и  руководителей  социальной  сферы, включающих
создание   методических   объединений   профильных   специалистов    и
руководителей  различного  уровня,  профессиональных  клубов  общения,
творческих  групп,   лабораторий,   мастерских,   в   том   числе   на
межведомственной, межсекторальной и междисциплинарной основе;
     -    совершенствование    системы    психологической    поддержки
специалистов,   развитие   различных   форм   работы,   способствующих
профилактике эмоционального выгорания сотрудников  (группы  поддержки,
взаимоподдержки,   группы   релаксации  и  психологической  разгрузки,
корпоративные тренинги, супервизорство и т.п.).

         5.3. Информационное обеспечение реализации Концепции         

     Информационное   обеспечение   реализации   настоящей   Концепции
предполагает создание единого информационного пространства Магаданской
области в сфере семейной политики.
     Реализация данного направления включает:
     -   использование   виртуального   пространства   для   улучшения
информированности  семей  о  возможностях  получения  услуг,  создание
интернет-ресурсов каждого  государственного  учреждения,  оказывающего
услуги  семьям  и  принимающего участие в реализации семейной политики
Магаданской области;
     - размещение информации в СМИ,  подготовка  сюжетов,  репортажей,
выступлений   ответственных   лиц   на  телевизионных  и  радиоканалах
Магаданской области для освещения хода реализации настоящей Концепции,
формирования общественного мнения;
     - изготовление и распространение  презентационной  продукции  для
популяризации приоритетных направлений Концепции;
     - стимулирование  создания  произведений  культуры  и  искусства,
способствующих   воспитанию   семейных  ценностей,  повышению  статуса
родительства, материнства, отцовства и т.п.;
     - подготовка и издание информационных и справочных материалов для
различных  категорий  семей  по  вопросам  функционирования  семьи  на
различных  этапах  жизненного  цикла,  с  информацией  о   социальных,
правовых,  медицинских,  образовательных,  культурно-досуговых услугах
для  семей  и  детей,  вопросам  ведения   здорового   образа   жизни,
рациональной  семейной  экономики,  воспитания  детей, брака, рождения
детей;
     - проведение областного дня открытых дверей  на  базе  учреждений
образования,  дополнительного образования детей, культуры, физкультуры
и спорта, молодежи,  здравоохранения,  учреждений  для  детей-сирот  и
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  и  других, оказывающих
услуги семьям и детям;
     - проведение на территории Магаданской области социальных  акций,
направленных  на  пропаганду  семейных  ценностей, и иных мероприятий,
связанных с праздниками и  памятными  датами,  посвященными  институту
семьи.

                   6. Механизм реализации Концепции                   

     Для достижения запланированных Концепцией результатов необходимо:
     -  учитывать  задачи   настоящей   Концепции   при   формировании
областного бюджета;
     -  совершенствовать   систему   взаимодействия   между   органами
государственной власти, органами местного самоуправления и институтами
гражданского общества в сфере семейной политики;
     - проводить постоянный мониторинг и анализ происходящих процессов
при  реализации Концепции, а также проводить последующую корректировку
конкретных  мер  государственной  семейной  политики   в   Магаданской
области с учетом региональных аспектов.

                7. Основные этапы реализации Концепции                

     Реализацию Концепции предполагается осуществить в три  этапа.  На
первом   этапе  (2013  г.)  предусматривается  разработка  нормативных
правовых актов, направленных на реализацию положений
     Концепции, определение и реализация первоочередных мероприятий  в
сфере государственной семейной политики в Магаданской области.
     На втором этапе (2014-2017  гг.)  планы  и  мероприятия  в  сфере
семейной   политики,  разработанные  в  соответствии  с  приоритетными
направлениями Концепции,  реализуются  в  основном  объеме.  Программы
корректируются  с  учетом  возникающих  задач и социальных рисков, при
необходимости   разрабатываются   и   реализуются   новые   программы,
мероприятия.
     На третьем этапе (2018-2020 гг.)  планы  и  мероприятия  в  сфере
семейной  политики реализуются в полном объеме. Корректировка планов и
мероприятий  направлена  на   закрепление   достигнутых   результатов,
обеспечение устойчивости позитивных тенденций.
     Подведение  итогов  реализации  Концепции,  корректировка  целей,
задач,  приоритетных  направлений  и  ожидаемые  результаты реализации
Концепции могут осуществляться на каждом из указанных этапов.

             8. Ожидаемые результаты реализации Концепции             

     Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
     - упрочение престижа семьи, укрепление ее социального статуса;
     - формирование устойчивых тенденций к повышению уровня брачности,
снижения доли детей, рожденных вне брака;
     - снижение числа разводов в семьях, имеющих детей, снижение  доли
неполных семей в общей структуре семей;
     - формирование  устойчивых  тенденций  к  повышению  рождаемости,
росту  числа  семей, имеющих двух, трех и более детей, увеличению доли
многодетных семей в общей структуре семей;
     - рост численности детского населения и молодежи;
     -  снижение  смертности  во  всех  возрастных  группах,  снижение
смертности  мужчин  трудоспособного  возраста,  снижение материнской и
младенческой смертности;
     - рост продолжительности жизни, снижение заболеваемости  во  всех
возрастных группах населения;
     - повышение качества и уровня жизни семей, прежде всего - семей с
детьми;
     - повышение уровня благосостояния семей, особенно семей с детьми,
рост  реальных  денежных  доходов  на  основе  развития  рынка труда и
повышения   гарантий   занятости   населения,   снижение   социального
неравенства;
     - развитие семейных форм трудовой деятельности;
     - повышение качества жизни семей,  особенно  семей  с  детьми  на
основе    повышения    комфортности   среды   проживания,   расширение
возможностей социальной адаптации всех типов семей;
     -  снижение  числа  детей,  находящихся   в   социально   опасном
положении;
     - снижение числа детей-сирот и детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,   увеличение  доли  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, устроенных на семейные формы воспитания;
     -  снижение  социального  неравенства  в  доступности  социальных
услуг, образования, здравоохранения для всех типов семей;
     - повышение реализации репродуктивной и  социализирующей  функции
семьи;
     - повышение качества оказания социальных услуг семьям и детям.

                            9. Заключение                             

     Повышение благополучия семьи считается стратегической  целью  для
проведения государственной семейной политики в Магаданской области.
     Под  благополучной  семьей  понимается  семья,  которая  обладает
внутренними ресурсами для осуществления своей жизнедеятельности, имеет
полную структуру, юридически зарегистрированный брак,  характеризуется
стабильными  отношениями,  взаимоответственностью  и  заботой  друг  о
друге, гуманистическими ценностями, ориентирована  на  рождение  двух,
трех   или   более  детей,  обладает  родительской  компетентностью  и
стремлением к ее развитию,  имеет  устойчивый  социально-экономический
статус,  заботится  о  сохранении  здоровья  и  успешно  справляется с
рисками в случае болезни, в состоянии самостоятельно решать  все  свои
проблемы,  в  полной  мере  выполняет  социальные  функции  на  основе
реализации  своего  внутреннего  потенциала   с   использованием   мер
законодательно   определенной   поддержки,   обладает  способностью  к
самореализации и саморазвитию как  самостоятельная  ячейка  социальной
структуры  общества,  интегрированная в систему общественных отношений
всех уровней.
     Модель   благополучной   семьи   включает   структуру   следующих
внутренних    ресурсов,    позволяющих    ей    достичь   оптимального
функционирования. Благополучная семья - это:
     -  семья,  обладающая  гуманистическими  ценностями,  стабильными
отношениями,    устойчивым    психологическим    климатом,    семейной
солидарностью разных поколений и взаимной поддержкой;
     - семья с равноправными отношениями между супругами, родителями и
детьми,  представителями старших и младших поколений в семье, взаимным
уважением, соблюдением прав личности каждого члена семьи;
     - семья, достигшая  родительской  идентичности  и  компетентности
(обладающая  надежными  и близкими отношениями с детьми, общими целями
воспитания детей, стремлением к развитию, ответственностью за рождение
и воспитание детей, умеющая конструктивно разрешать конфликты);
     -   семья   экономически   самодостаточная   (семья,   обладающая
среденедушевым доходом выше, чем в целом по Магаданской области, члены
которой  имеют  трудовую  занятость,  способность   к   самозанятости,
обеспеченная жильем);
     - семья с устойчивым социальным статусом всех ее  членов  (семья,
члены которой имеют образование, уровень которого выше, чем в целом по
Магаданской области, наличие работы, имеющая документы, оформленные  в
соответствии с российским законодательством);
     - семья,  имеющая  юридическую  оформленность  брачных  отношений
(зарегистрированный брак);
     - семья, имеющая в своем составе, как правило, обоих родителей;
     - семья, которая способна реализовать свои репродуктивные планы и
обеспечивающая   расширенное   воспроизводство  населения  Магаданской
области;
     -  семья,  ведущая  здоровый  образ  жизни,  не  имеющая  вредных
привычек,  проявляющая  осознанное  отношение  к  здоровью всех членов
семьи, обладающая потенциалом здоровья;
     - семья, интегрированная  в  систему  общественных  отношений  на
микро-  и  макроуровнях,  имеющая  социальную  поддержку на дружеском,
соседском уровнях и сама оказывающая поддержку другим семьям с  детьми
на всех уровнях взаимодействия;
     - семья, обладающая социальной активностью и самостоятельностью в
решении своих проблем.
     В  качестве  показателей  благополучия  семьи   как   социального
института   может   выступать  качество  выполнения  семьей  следующих
социальных функций:
     - воспитание и социализация детей в соответствии с культурными  и
моральными  нормами  и  ценностями, отвечающими требованиям общества к
социальной компетентности личности, выполнению разнообразных  ролей  и
функций в различных сферах социальной практики;
     -  экономическая  устойчивость  семьи,   достижение   современных
стандартов качества и уровня жизни для воспитания и содержания детей;
     - обеспечение условий  для  укрепления  здоровья  и  профилактики
болезней  всех  членов  семьи, досуга и отдыха семей, занятий спортом,
физического развития всех членов семьи;
     -   эмоциональная   и   психологическая   устойчивость   семейных
отношений,  семейная  сплоченность,  солидарность  семейных поколений,
умение разрешать семейные проблемы и  конфликты,  взаимная  поддержка,
ответственность и забота о детях, равноправные отношения между членами
семьи и поколениями;
     - достижение устойчивого социального и профессионального  статуса
членами семьи;
     - обеспечение развития личности  и  реализации  личных  интересов
каждого члена семьи без ущерба для семьи в целом (условий для развития
всех членов  семьи,  получения  образования,  повышения  квалификации,
профессионального роста, равного участия во всех областях жизни);
     -   интеграция   в   социальные   отношения   на    региональном,
муниципальном и общественном уровнях взаимодействия;
     - способность самостоятельно решать  свои  проблемы  и  выполнять
социальные функции на основе реализации своего внутреннего потенциала.





Информация по документу
Читайте также