Расширенный поиск

Постановление Правительства Магаданской области от 07.05.2015 № 296-пп

ПРАВИТЕЛЬСТВО МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2015 г. N 296-пп

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

 

В целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Магаданской области постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.

3. Органам исполнительной власти Магаданской области принять меры по реализации положений Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года в части вопросов, относящихся к их компетенции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Магаданской области Исаеву Т.А.

5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

 

Губернатор

Магаданской области

В.ПЕЧЕНЫЙ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

 

Утверждена

постановлением

Правительства Магаданской области

от 7 мая 2015 г. N 296-пп

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДО 2020 ГОДА

 

1. Введение

 

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Каждый ребенок имеет право на развитие и обучение в среде сверстников. Индивидуальные особенности развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются не как его недостатки, а как барьеры и ресурсы на пути к успешной социализации, овладению сформировавшимися в современном обществе формами деятельности, теми или иными знаниями и компетенциями.

Основной целью организации инклюзивного образования в Магаданской области является развитие системы общего образования в направлении, обеспечивающем получение доступного и качественного образования всеми детьми для их успешного развития и социализации вне зависимости от их различий и без дискриминации по любым основаниям в рамках единого образовательного пространства.

Необходимость разработки Концепции развития инклюзивного образования в Магаданской области до 2020 года (далее - Концепция) обусловлена изменением ценностной ориентации мирового сообщества в сторону признания абсолютной ценности каждого члена общества и максимальное использование возможностей каждого вне зависимости от его индивидуальных особенностей и ограничений.

Концепция учитывает положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", постановления администрации Магаданской области от 20 декабря 2012 г. N 979-па "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы".

 

2. Основные понятия Концепции

 

Адаптация социальная - активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условиям.

Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) - дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.

Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).

Особые образовательные потребности (ООП) - установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.

Специальные условия получения образования - совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся с ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе, приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.

Инклюзивное образование - это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение - это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.

Психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Психолого-медико-педагогическая помощь (сопровождение) - оказание помощи населению в области обследования психического здоровья, диагностики психических нарушений и решения проблем обучения, воспитания и лечения детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей.

Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимое при активном участии семьи.

Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Общеобразовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); нарушениями опорно-двигательного аппарата; нарушениями речи; задержкой   психического развития; умственной отсталостью; расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе слепоглухотой.

 

3. Анализ современного состояния инклюзивного

образования в Магаданской области

 

На начало 2015 года в Магаданской области зарегистрировано 511 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, из них более 70% получают образовательные услуги в образовательных организациях Магаданской области. Динамика количества детей-инвалидов в течение ряда лет остается стабильной.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в группах муниципальных дошкольных образовательных организаций компенсирующего и комбинированного вида, а также в дошкольном подразделении Магаданского областного государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) школа VIII вида N 19", в котором функционируют группы для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе, со сложной структурой дефекта и сочетанными (комбинированными) расстройствами, с нарушением слуха, с умственной отсталостью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста обучаются:

1) в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с легкой умственной отсталостью, с интеллектуальными нарушениями, соответствующими умеренной и тяжелой степени умственной отсталости, дети со сложной структурой дефекта и сочетанными нарушениями развития;

2) в классах общеобразовательных организаций, предназначенных для обучения детей по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с задержкой развития, легкими когнитивными расстройствами, умственной отсталостью;

3) в общеобразовательных организациях в составе общеобразовательных классов по адаптивным основным общеобразовательным программам (для детей с задержкой развития и умственной отсталостью);

4) в режиме надомного (индивидуального) обучения в общеобразовательных организациях (дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие медицинские показания).

В образовательных организациях дополнительного образования детей Магаданской области охват детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов составляет около 20%.

В настоящее время на территории Магаданской области не определены инклюзивные образовательные организации (дошкольные и общеобразовательные школы), в которых будет осуществляться инклюзивная практика.

Не определены региональные организации и органы, призванные определять направления развития инклюзивного образования в регионе, такие, как ресурсные центры по развитию инклюзивного образования и советы по развитию инклюзивного образования.

Имеется существенный дефицит педагогических кадров, способных осуществлять инклюзивный процесс. Это касается, прежде всего, таких специалистов, как профильные педагоги-дефектологи (олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги). В муниципальных образованиях региона отмечается недостаток в учителях-логопедах, педагогах-психологах, социальных педагогах.

Современные тенденции образовательной политики прямо или опосредованно влияют на развитие инклюзивного образования:

- введение новых стандартов образования, делающих акцент на формировании социальных компетенций;

- новый подход к оценке качества образования;

- новые экономические условия функционирования образовательных организаций.

Инклюзия должна стать направлением изменений всей системы современного образования.

 

4. Цель, задачи и принципы Концепции

 

Стратегической целью Концепции является:

- создание целостной, эффективно действующей системы образования и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья путем внедрения инклюзивной формы обучения, направленной на их полноценное развитие и самореализацию;

- определение приоритетов государственной политики Магаданской области в сфере образования в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с ограниченными возможностями здоровья, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора.

Задачи Концепции:

- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, материально-технического и финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивной формы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом региональных особенностей;

- создание системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка;

- изменение содержания школьного образования с целью удовлетворения образовательных интересов и потребностей всех участников образовательного процесса;

- внедрение новых образовательных стандартов, программ, инновационных образовательных технологий, моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте инклюзивного подхода;

- формирование образовательно-развивающей среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов путем обеспечения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения;

- участие в развитии региональной сети социальных и образовательных учреждений, деятельность которых основывается на принципах инклюзивного образования;

- создание и внедрение модели непрерывной системы инклюзивного образования в Магаданской области;

- обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих (инклюзивное) обучение и воспитание;

- учет и развитие системы прогнозирования специальных потребностей образовательных организаций с целью развития инклюзивной формы образования;

- обеспечение образовательной и социальной поддержки одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

- привлечение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности;

- создание условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в контексте инклюзивного образования;

- обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на внедрение инклюзивной формы образования;

- обеспечение вовлеченности органов местного самоуправления в процесс организации инклюзивной формы образования в Магаданской области;

- информирование общества и формирование толерантного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

- защита прав и интересов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

развитие сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики перехода к инклюзивной форме образования.

Принципы реализации Концепции:

- признание ценности человека, независимо от его возможностей и достижений;

- обеспечение равных прав и равных возможностей доступа к образованию;

- всеобщность получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами;

- научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы);

- системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование);

- вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов);

- индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода);

- учет способностей (таланта и одаренности) детей с ограниченными возможностями здоровья при организации процесса обучения;

- социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе);

- межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья).

 

5. Направления работы по организации

инклюзивного образования

 

Направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса являются:

- научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;

- психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (дети, родители, педагоги, тьюторы);

- проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;

- разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;

- моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;

- разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей;

- разработка региональной программы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства в вариативных формах;

- межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;

- развитие социального партнерства с отечественными и зарубежными организациями с целью изучения опыта и практики перехода на инклюзивную форму обучения;

- информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;

- адаптация учебного процесса к особым потребностям студентов-инвалидов (безбарьерность при передвижении, восприятии информации, развитие форм дистанционного обучения и др.);

- привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов;

- работа с семьями абитуриентов-инвалидов и студентов-инвалидов по организации учебного процесса, позволяющего добиться наибольшей результативности.

 

6. Научно-методическое обеспечение образовательного

процесса в условиях инклюзивного образования

 

Инклюзивный подход в области научно-методического обеспечения признает тот факт, что, хотя каждый учащийся и имеет различные возможности и потребности, но каждый должен извлекать пользу из базового общеприемлимого уровня качественного образования.

Такой подход может быть обеспечен за счет:

- адаптированных образовательных программ, учитывающих особенности и возможности учащихся с ОВЗ;

- варьирования времени, которое учащиеся уделяют отдельным предметам;

- предоставления учителям большей свободы в выборе методов своей работы;

- увеличения объема времени для внутриклассной работы под руководством учителя или тьютора;

- составления индивидуальных образовательных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ;

- разработки методических рекомендаций, методических пособий по психолого-педагогическим особенностям организации обучения, комплексной реабилитации, созданию предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии;

- разработки новых подходов и критериев аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной формы образования;

- обеспечения общеобразовательных организаций с инклюзивным и интегрированным обучением специальными учебниками и наглядно-дидактическими материалами с учетом контингентов учащихся с особыми образовательными потребностями;

- создания дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи);

- реализации коррекционно-развивающей составляющей личностно ориентированного учебного плана в условиях инклюзивного обучения, направленной на решение специфических задач, обусловленных особенностями психофизического развития учащихся, путем осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

- воздействия в системе коррекционных кабинетов на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ;

- воздействия в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки прикладного творчества);

- внедрения индивидуальных программ развития учащихся;

- повышения психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива и коллектива родителей;

- вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс;

- создание психотерапевтической безбарьерной среды для детей с ОВЗ через объединение коррекционно-образовательных и воспитательных задач.

 

Структура и содержание программ коррекционной

работы в процессе инклюзивного образования

 

Программа коррекционной работы с детьми-субъектами инклюзивного образовательного процесса включает в себя 5 модулей: концептуальный, диагностико-консультативный, коррекционно-развивающий, лечебно-профилактический, социально-педагогический.

Концептуальный модуль раскрывает сущность медико-психолого-педагогического сопровождения, его цели, задачи, содержание и формы соорганизации субъектов сопровождения.

Диагностико-консультативный модуль составляют программы изучения ребенка различными специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками, педагогами-дефектологами) и консультативная деятельность.

Коррекционно-развивающий модуль на основе диагностических данных обеспечивает создание педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Лечебно-профилактический модуль предполагает проведение лечебно-профилактических мероприятий; соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий.

Социально-педагогический модуль нацелен на организацию социально-педагогической и воспитательно-просветительской помощи детям и их родителям, повышение уровня профессионального образования педагогов.

 

7. Модернизация системы подготовки и повышения квалификации

педагогических кадров для инклюзивного образования

 

Важным условием эффективности инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим перечень мероприятий по модернизации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для инклюзивного образования должен включать:

- подготовку педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения обмена опытом, действиями, ценностями, смыслами со своими учениками, осуществляющих специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых;

- подготовку предложений для включения в программы педагогических вузов специальных курсов, направленных на подготовку будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования;

- изменение в содержании стандартов дополнительной квалификации "Преподаватель" (для бакалавров), "Преподаватель высшей школы" (для магистрантов и аспирантов) с целью подготовки преподавателей к работе с учащимися и студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и студентами-инвалидами;

- специальную подготовку тьюторов, консультантов районных (городских) психолого-медико-педагогических консультаций и т.д. по вопросам образования и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

- создание лабораторий в педагогических институтах, занимающихся изучением проблем инклюзивного образования и его научно-практического сопровождения;

- использование информационно-методического ресурса, кадрового потенциала общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы, медико-психолого-педагогических комиссий с целью оптимизации процесса подготовки будущих педагогов и его практической ориентированности;

- организацию и проведение переподготовки и курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава профессиональных образовательных учреждений по овладению специальными технологиями обучения студентов-инвалидов.

 

8. Механизм реализации Концепции

 

С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным органам в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования.

 

В сфере образования:

 

Принятие дополнительных правовых и организационных мер, обеспечивающих реализацию права на инклюзивную форму обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;

- создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ОВЗ и здоровых детей в образовательных организациях общего назначения наряду с сохранением и развитием общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;

- обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях начиная с дошкольного возраста, в школах и далее - в организациях среднего и высшего профессионального образования;

- создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов и норм инклюзивного образования;

- создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы обучения, в функции которых входит: методическое сопровождение; координация взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня; апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;

- содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса: администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;

- формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных кампаний;

- вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников;

- обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь;

- обеспечение библиотек общеобразовательных организаций, осуществляющих инклюзивную форму обучения, специальными учебниками, предназначенными обучающимся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями;

- организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей.

 

В сфере здравоохранения:

 

- внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей;

- внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;

- развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей.

 

В сфере социальной защиты и социального обслуживания:

 

- развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами;

- подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс;

- разработка законодательных и нормативных правовых актов, направленных на обучение специалистов, занятых в сфере инклюзивного образования, мерам государственной поддержки детей и подростков с ОВЗ в процессе получения ими образования и социальной защиты.

 

В сфере печати и массовых коммуникаций:

 

- создание еженедельных передач по радио, телевидению, публикации статей, открытие рубрик в печати, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, пропагандирующих идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции;

- создание детских программ, демонстрируемых на региональном телевидении с субтитрированием, сурдопереводом, тифлокомментиро-ванием.

 

9. Этапы реализации Концепции

 

Реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа.

На первом этапе предусматривается:

- проведение мониторингов с целью изучения текущей ситуации в системе образования, объективной оценки возможностей по переходу на инклюзивное образование и объемов потребности в ресурсах;

- гармонизация нормативных рамок, регламентирующих инклюзивное образование, разработка и принятие нормативных актов, обеспечивающих правовую основу инклюзивного образования;

- внедрение учебных курсов и дисциплин, предусматривающих подготовку специалистов по инклюзивному образованию, в том числе из числа лиц с ограниченными возможностями;

- разработка новых видов и методов государственной поддержки деятельности медицинских, социальных и образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование;

- координация взаимодействия между государственными и негосударственными структурами, оказывающими услуги инклюзивного образования;

- разработка алгоритма набора детей на инклюзивную форму обучения;

- создание безбарьерной доступной среды жизнедеятельности, включая физическую и психологическую составляющие;

- работа с родителями и общественностью для психологической подготовки к реализации инклюзивного образования;

- использование ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений, создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия.

На втором этапе предусматривается:

- создание в образовательных организациях общего типа условий, необходимых для реализации инклюзивного образования;

- обеспечение поэтапного перехода общеобразовательных организаций на инклюзивное образование;

- введение ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях;

- обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей, включенных в общеобразовательный процесс;

- реализация программ по подготовке педагогических кадров, работа с родителями, общественностью;

- разработка и внедрение социальных программ, обеспечивающих интеграцию лиц с особыми нуждами в общество, включая создание для них рабочих мест, адаптацию к их нуждам мест и зданий общественного пользования (театры, клубы, библиотеки, места общественного питания, транспорт и др.).

На третьем этапе предусматривается:

- создание региональной модели (системы) включения лиц с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс;

- обеспечение перехода большинства общеобразовательных организаций на инклюзивное образование;

- реализация прав детей и молодежи с ограниченными возможностями жить и воспитываться в семье, получать качественное образование, иметь доступ к информационным, коммуникационным и в целом жизненным ресурсам;

- обобщение и популяризация опыта организации инклюзивного образования в различных его формах.

 

10. Ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализация региональной Концепции инклюзивного образования будет способствовать:

- гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия;

- обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию, независимо от состояния здоровья, места их проживания;

- совершенствованию нормативно-правовых основ инклюзивной формы образования в Магаданской области;

- обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивной формы образования;

- изменению образовательной парадигмы, совершенствованию образовательного процесса путем учета современных достижений науки и практики;

- обеспечению максимального развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ на разных возрастных этапах в различных образовательных системах;

- развитию системы психолого-педагогического, медико-социального сопровождения всех участников процесса инклюзивного образования;

- обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных организаций разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения и созданию системы повышения их профессионального мастерства.

Концепция является открытой и может быть уточнена в случае изменения законодательства в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

 

11. Заключение

 

Инклюзивное образование (совместное развитие, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без таких ограничений) должно стать "точкой кристаллизации" многих инновационных процессов в образовании, которые будут способствовать кардинальным изменениям и переориентации целей деятельности образования в целом.

Развитие инклюзивного образования является частью необходимых изменений по созданию инклюзивного общества. В целом все изменения, предлагаемые Концепцией, можно рассматривать как необходимые изменения по трем направлениям.

Ценностные изменения:

- изменение философии образования: от "образования для образования" к "образованию для развития";

- преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования толерантного отношения общества к ним;

- формирование сообщества, разделяющего идеи сотрудничества, стимулирующего развитие всех участников, в котором ценность каждого является основой общих достижений;

- реализация конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное качественное образование в соответствии с их психофизическими особенностями;

- расширение возможности для полноценной социализации и самореализации, повышение качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационные изменения:

- разработка регионального пакета документов нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования в Магаданской области;

- создание службы ранней помощи с целью выявления нарушений и проведения необходимого психолого-медико-педагогического сопровождения, организации коррекционной и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста с момента их выявления;

- возможность получения инклюзивного образования, максимально приближенного к месту жительства;

- соответствующая подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций, способных осуществлять инклюзивный процесс;

- обеспечение преемственности между образовательными организациями различных ступеней образования, создание системы образовательных осей отдельных муниципальных образований региона;

- обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих инклюзивное обучение и воспитание;

- создание организационных условий для развития инклюзивных практик в каждой образовательной организации (междисциплинарная служба сопровождения, создание "безбарьерной" среды, оснащение специальным оборудованием и учебными средствами);

- создание разноуровневой системы ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования (материально-техническому и методическому), в том числе использование потенциала общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и придание им функций ресурсных и методических центров;

- обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов;

- создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

- формирование готовности родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья оказывать помощь ребенку и коллективу образовательной организации;

- введение дисциплин, необходимых для овладения инклюзивными технологиями обучения, в качестве обязательных, в учреждениях высшего образования на факультетах и кафедрах, готовящих педагогических работников (логопедов, дефектологов, психологов и социальных педагогов).

Содержательные изменения:

- разработка методологии инклюзивного образования;

- разработка и внедрение учебно-методических комплектов с применением дифференцированного и разноуровневого подходов в условиях единого образовательного пространства;

- разработка и внедрение в инклюзивную практику образовательных технологий, в том числе инновационных, и методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в разнородной образовательной среде (группе, классе);

- разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования;

- изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды);

- внесение изменений в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров образовательной организации;

- разработка научно-методического обеспечения;

- определение факторов, затрудняющих внедрение инклюзии в образование;

- определение показателей успеха инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

Утвержден

постановлением

Правительства Магаданской области

от 7 мая 2015 г. N 296-пп


 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

 

N п/п

Мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1

2

3

4

1.

Анализ имеющихся нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций, в том числе специальных (коррекционных), обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, и опыта работы правоприменительной практики

2015 год

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

муниципальные органы управления образованием;

образовательные организации, включенные в инклюзивный процесс

2.

Разработка региональных нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования в Магаданской области

2016 год

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

муниципальные органы управления образованием;

образовательные организации, включенные в инклюзивный процесс

3.

Систематизация величин региональных нормативов (натуральных и финансовых) в расчете на одного ребенка, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

2016 год

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

4.

Разработка механизмов финансового обеспечения инклюзивного процесса в образовательных организациях, в том числе специальных (коррекционных), совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях общеобразовательной организации, внесение дополнений в положение об оплате труда и др.

2016 год

образовательные организации;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

5.

Создание региональной модели ресурсного обеспечения специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общем образовании

2015-2016 годы

образовательные организации;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

6.

Подготовка штатного расписания специальных (коррекционных) общеобразовательных организаций и общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивную практику

2016 год

руководители образовательных организаций, включенных в инклюзивный процесс;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

7.

Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

2015-2016 годы

образовательные организации, включенные в инклюзивный процесс;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

8.

Разработка (совершенствование) блока "Инклюзивное образование" в программах развития общеобразовательных организаций, реализующих инклюзивную практику

2015-2020 годы

образовательные организации, реализующие инклюзивную практику

9.

Поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных специальных (коррекционных) организациях и общеобразовательных организациях, реализующих инклюзивную практику

2015-2016 годы

государственные общеобразовательные организации специального (коррекционного) образования;

муниципальные общеобразовательные организации, реализующие практику инклюзивного образования

10.

Работа по созданию условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих практику инклюзивного образования (МОГКОУ "Специальная (коррекционная) школа VIII вида N 19", МОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", СОШ N 2, СОШ N 18, СОШ N 20, Центр дистанционного образования г. Магадана, МБОУ "ООШ п. Омсукчан" Омсукчанского района, МБОУ "НОШ п. Ягодное" Ягоднинского района, МБОУ "СОШ п. Синегорье" Ягоднинского района), МО ГАПОУ "Технологический лицей"

2015-2020 годы

образовательные организации, включенные в инклюзивный процесс;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

11.

Создание на сайтах образовательных организаций "Административного портфеля" для нормативно-правовой и методической базы по инклюзивному образованию

2015-2020 годы

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров";

образовательные организации, включенные в инклюзивный процесс; муниципальные органы управления образованием

12.

Изучение и обобщение актуального опыта работы образовательных организаций по инклюзивному образованию

2016-2020 годы

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров"; образовательные организации, реализующие инклюзивную практику

13.

Создание областного научно-методического центра (ресурсного центра) на базе Магаданского областного государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров"

2015 год

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров"

14.

Взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями с целью уточнения списков детей-инвалидов, состоящих на учете

2015-2020 годы

МОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции";

министерство образования и молодежной политики Магаданской области; министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области;

министерство труда и социальной политики Магаданской области

15.

Обеспечение профориентации выпускников образовательных организаций, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе детей-инвалидов

2016-2020 годы

образовательные организации;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

министерство труда и социальной политики Магаданской области

16.

Проведение областного конкурса "Лучший по профессии" среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

министерство труда и социальной политики Магаданской области

17.

Открытие нового профиля трудового обучения "Рабочий зеленого хозяйства" на базе государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) школа N 19"

2015-2016 учебный год

Государственное казенное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) школа N 19"; министерство образования и молодежной политики Магаданской области

18.

Участие в передачах в СМИ по вопросам: - развития инклюзивного образования; - воспитания толерантного отношения детей и взрослых к людям с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов

2015-2020 годы

образовательные организации; муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области; министерство труда и социальной политики Магаданской области

19.

Включение в программы воспитания и дополнительного образования образовательных организаций вопросов толерантного отношения детей и подростков к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

2015-2020 годы

образовательные организации;

МОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции"

20.

Осуществление научно-методического сопровождения инклюзивного образования

2015-2020 годы

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров";

областной научно-методический (ресурсный) центр по инклюзивному образованию

21.

Мониторинг реализации Концепции развития инклюзивного образования (проведение исследований среди учащихся, родителей, педагогов с целью объективной оценки состояния дел и корректировки Плана)

2015-2020 годы

образовательные организации; муниципальные органы управления образованием; областной научно-методический (ресурсный) центр по инклюзивному образованию; министерство образования и молодежной политики Магаданской области

22.

Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по организации и обеспечению инклюзивного образования

2015-2020 годы

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров";

Северо-Восточный государственный университет; министерство образования и молодежной политики Магаданской области

23.

Организация работы психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК) образовательных организаций с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

2015-2020 годы

образовательные организации;

ОПМПК;

научно-методический (ресурсный) центр по инклюзивному образованию

24.

Проведение научно-практической конференции по теме "Актуальные вопросы инклюзивного образования" и подготовка сборника научно-практических материалов "Актуальные вопросы инклюзивного образования"

2016, 2018, 2020 годы

Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации педагогических кадров";

областной научно-методический (ресурсный) центр по инклюзивному образованию;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

25.

Организационно-методическая и практическая помощь в реализации коррекционных и реабилитационных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

2015-2020 годы

научно-методический (ресурсный) центр по инклюзивному образованию;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области;

министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области; министерство труда и социальной политики Магаданской области

26.

Совершенствование деятельности организаций дополнительного образования, клубов, объединений по интересам с учетом запросов и особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей и расширение досуговой деятельности

2015-2020 годы

образовательные организации;

муниципальные органы управления образованием;

министерство образования и молодежной политики Магаданской области

 


Информация по документу
Читайте также