Расширенный поиск
Закон Корякского автономного округа от 30.12.1998 № 70-озЗАКОН ДУМА КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Утратил силу - Закон Камчатского края от 28.10.2009 г. N 318 от 30 декабря 1998 г. №70-ОЗ "О библиотечном деле" (В редакции Законов Корякского автономного округа от 18.07.95 г. N 13-оз; от 28.06.2001 г. N 35-оз; от 09.03.2005 г. N 13-оз) Принят Думой Корякского автономного округа 16 декабря 1998 г. Настоящий Закон является правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Корякском автономном округе, устанавливает принципы деятельности библиотек, расположенных на территории округа, обеспечивает конституционное право человека, физических и юридических лиц на поиск и получение информации, пользование библиотеками, свободный доступ к достижениям мировой и национальной науки и культуры, а также на культурную, научную, образовательную и досуговую деятельность. Настоящий Закон обеспечивает реализацию федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов", определяет основы библиотечной политики на территории Корякского автономного округа, устанавливает права и обязанности граждан и библиотечных учреждений, регулирует взаимоотношения между органами государственной власти, местного самоуправления и иными учредителями, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, создает экономические гарантии развития библиотечного дела на территории округа. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия и определения: Библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных и иных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации или библиотечной системы; Общедоступная библиотека - библиотека, предоставляющая возможность бесплатного пользования ее фондами и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии; Окружная библиотека - государственная универсальная библиотека, являющаяся главной библиотекой автономного округа и выполняющая функции национального книгохранилища, регионального центра библиотечного обслуживания, а также регионального и методического центра для библиотек автономного округа; Районная библиотека - библиотека, расположенная в пределах административного образования района, обслуживающая его население или отдельные категории пользователей; районная библиотека может быть общедоступной или специализированной; Муниципальная библиотека - универсальная массовая (публичная) библиотека, расположенная в пределах административной границы муниципального образования и учрежденная органом местного самоуправления для обслуживания населения; Ведомственная библиотека - учреждение, обеспечивающее библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание ученых и специалистов ведомства (отрасли), а также специалистов других ведомств (отраслей) по тематике своего фонда; Специализированная библиотека - библиотека, имеющая специализированный библиотечный фонд и предоставляющая его в пользование определенным категориям пользователей; Централизованная библиотечная система - добровольное объединение всех библиотек в структурно-целостное учреждение, функционирующее на основе общего фонда и штата сотрудников, организационного и технологического единства; Сеть библиотек - организованная по территориальному, отраслевому, возрастному или иному признаку совокупность библиотек, находящихся в ведении государственных или муниципальных органов власти или общественных объединений и организаций; Устав библиотеки - свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности библиотеки, отражающий ее юридический статус, источники постоянного финансирования, основные задачи деятельности, порядок имущественных взаимоотношений библиотеки и учредителя, порядок управления библиотекой; Библиотечное дело - отрасль информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности, представляющая совокупность действий органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, организаций, библиотечных и иных учреждений, граждан по созданию и развитию сети библиотек, формированию и обработке их фондов, организации библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, научному и методическому обеспечению развития библиотек, их информатизации, подготовке и переподготовке библиотечных кадров; Библиотечная деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в сфере библиотечного дела; Библиотечный фонд - систематизированная совокупность произведений литературы, печати и иных документов, подобранных в соответствии с задачами библиотеки и потребностями пользователей; Библиотечный коллектор - специализированное книготорговое предприятие, предназначенное для планомерного централизованного книгоснабжения библиотечных фондов, распределения обязательного экземпляра документов; Документ - материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования; Обязательный экземпляр - экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащих обязательной передаче производителями в библиотеки; Обязательный федеральный, окружной и местный бесплатный экземпляр - экземпляры различных видов тиражированных документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом; Обязательный окружной и местный платные экземпляры документов - экземпляры различных видов документов, подлежащие обязательной передаче их производителями за плату соответствующим учреждениям и организациям округа; Межбиблиотечный абонемент (МБА) - библиотечный абонемент, основанный на взаимном использовании фондов библиотек в соответствии с установленными правилами; Пользователь - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки; Производитель документов - юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, производящее, публикующее и распространяющее различные виды документов. Статья 2. Законодательство Корякского автономного округа о библиотечном деле 1. Законодательство округа о библиотечном деле состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов округа. 2. Основой законодательства Корякского автономного округа о библиотечном деле являются Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Федеральные законы "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов", "Об общих принципах организации местного , самоуправления в Российской Федерации", Устав Корякского автономного округа. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона Настоящий Закон распространяется на все библиотеки Корякского автономного округа, финансируемые полностью или частично за счет окружного и местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов - на все библиотеки и иные создаваемые предприятия библиотечного дела независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на органы государственной власти и местного самоуправления Корякского автономного округа, на действия предприятий, учреждений и организаций, на всех должностных лиц и граждан в сфере библиотечного дела. Статья 4. Основные виды библиотек 1. Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами. 2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие виды библиотек округа: а) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти Корякского автономного округа, - Корякская окружная библиотека имени Кецая Кеккетына, окружная детская библиотека; б) муниципальные библиотеки - районные, поселковые, сельские библиотеки, централизованные библиотечные системы, учрежденные органами местного самоуправления; в) библиотеки научно-исследовательского института и образовательных учреждений; г) библиотеки предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности; д) частные библиотеки. 3. Органы государственной власти и местного самоуправления округа, юридические и физические лица могут создавать с учетом своих потребностей и потребностей пользователей иные библиотеки. 4. Библиотеки муниципальных образований могут быть самостоятельными или на добровольной основе объединяться в централизованные библиотечные системы, другие библиотечные объединения. ГЛАВА II. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 5. Права граждан на библиотечное обслуживание и библиотечную деятельность 1. Каждый гражданин независимо от пола, возраста, образования, социального происхождения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Корякского автономного округа. 2. Права граждан в области библиотечного обслуживания приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных объединений, религиозных и других организаций. 3. Права граждан на библиотечное обслуживание обеспечиваются: а) созданием общедоступных государственных библиотек, бесплатно предоставляющих основные виды библиотечного обслуживания; б) многообразием видов библиотек; в) протекционизмом органов государственной власти и местного самоуправления в деле создания юридическими и физическими лицами библиотек независимо от их организационно-правовых форм собственности, специализации и масштабов деятельности; г) гарантированным государственным финансированием и государственной экономической защитой библиотечного дела. Статья 6. Право на библиотечную деятельность 1. Любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории автономного округа в соответствии с действующим законодательством. При осуществлении права на библиотечную деятельность каждый обязан выполнять стандарты, нормы и правила библиотечного дела. 2. Граждане имеют право принимать участие в деятельности попечительских, читательских советов или иных объединений читателей, создаваемых по согласованию с руководителями библиотек или их учредителями. 3. Работники библиотек имеют право создавать общественные объединения в целях содействия развитию библиотечного обслуживания, профессиональной консолидации, защиты своих профессиональных и социальных прав. 4. Граждане, имеющие в частной собственности собрания документов, издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, имеют право на поддержку со стороны органов государственной власти для обеспечения их сохранности при условии регистрации этих собраний в качестве памятников истории и культуры в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления.. 5. Граждане, учреждения и организации имеют право обжаловать в судебном порядке неправомерные действия, решения органов власти по ликвидации или реорганизации библиотек, а также действия руководителей библиотек, ущемляющие права пользователей. Статья 7. Права пользователей библиотек 1. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами. 2. Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления устанавливаются библиотеками в соответствии с их уставами и правилами пользования, а также законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации и Корякского автономного округа. 3. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа, о видах выполняемых работ и услуг. 4. В общедоступных библиотеках граждане имеют право: а) стать пользователями библиотеки по предъявлению документов, удостоверяющих их личность, а несовершеннолетние в возрасте до 16 лет - документов, удостоверяющих личность их законных представителей; б) бесплатно получать полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; в) бесплатно получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации; г) бесплатно получать во временное пользование любой документ библиотечных фондов в соответствии с правилами пользования библиотекой; д) получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу в установленном порядке; е) пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяется правилами пользования библиотекой и специализированными нормативными документами. 5. Пользователь библиотеки может обжаловать в административном и судебном порядке действия должностного лица библиотеки, ущемляющего его права. Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек 1. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специализированных и общедоступных библиотеках. 2. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и (или) физических недостатков, имеют право получать документы из библиотек через заочные и внестационарные формы обслуживания. 3. Обслуживание особых групп пользователей может дополнительно финансироваться из окружного и местных бюджетов и средств федеральных и окружных целевых программ. Статья 9. Ответственность пользователей библиотек 1. Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками. 2. Пользователи, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством. ГЛАВА III. ФУНКЦИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕК Статья 10. Статус библиотек 1. Государственные и муниципальные библиотеки получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством. Отказ от регистрации библиотеки по мотивам нецелесообразности не допускается. Отказ от государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в судебном порядке, предусмотренном законодательством. 2. Статус других библиотек определяется их учредителями. Статус библиотеки закрепляется в уставе библиотеки и иных учредительных документах. По решению учредителя имущество может быть передано библиотеке в оперативное управление ведение либо в собственность. (В редакции Закона Корякского автономного округа от 28.06.2001 г. N 35-оз) 3. Библиотеки, объединенные на добровольной основе в централизованные библиотечные системы или другие формы объединений, с согласия учредителя могут делегировать свои полномочия полностью или частично объединению, которое становится в таком случае юридическим лицом, представляющим их интересы. 4. Государственные и муниципальные библиотеки, объединения библиотек как юридические лица имеют в оперативном управлении обособленное имущество, библиотечный фонд, учитываемые на самостоятельном балансе, отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Статья 11. Обязанности библиотек 1. В своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных Федеральным законом "О библиотечном деле" и настоящим Законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами (положениями), правилами пользования и действующим законодательством. Не допускается государственная или другая цензура, ограничивающая право пользователей на свободный доступ к информации и библиотечным фондом, а также использование сведений о пользователях библиотек, их читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для научных целей или организации библиотечного обслуживания. 2. Библиотеки, находящиеся на полном или частичном бюджетном финансировании, должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие, соблюдать нейтралитет в отношении партий, общественных движений и религиозных конфессий. 3. Библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые имеют в своих фондах особо значимые издания и коллекции, отнесенные к памятникам истории и культуры, обеспечивают их сохранность и несут ответственность за их своевременный учет в сводных каталогах, за регистрацию их как части культурного наследия народов Российской Федерации и Корякского автономного округа, за создание необходимых условий хранения в соответствии с ГОСТом и инструктивными документами, а также за их включение в автоматизированные базы данных в рамках федеральных и окружных программ сохранения и развития культуры. 4. Библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие в своих фондах краеведческие документы, несут ответственность за их своевременный учет, сохранность и отражение в сводных краеведческих каталогах. 5. Библиотеки обязаны отчитываться перед их учредителями и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами библиотек. 6. Государственные и муниципальные библиотеки по требованию пользователей обязаны предоставлять им информацию о своей деятельности по формированию и использованию фондов. 7. Библиотеки имеют право и обязаны участвовать в выполнении государственных и региональных программ. Статья 12. Права библиотек 1. Библиотеки имеют право: а) самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, определенными в их уставах; б) утверждать по согласованию с учредителями правила пользования библиотеками; в) определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий, а также в других случаях, определенных правилами пользования библиотеками; г) определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек; д) самостоятельно определять источники комплектования, изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с учредителями библиотек в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством; е) осуществлять хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотек услуг (в том числе платных) и социально-творческого развития библиотек при условии, что это не наносит ущерба их основной деятельности; ж) самостоятельно определять структуру и штатное расписание в пределах установленного фонда оплаты труда работников; з) образовывать и вступать на добровольной основе в библиотечные объединения, Союзы и иные формы профессиональных сообществ; и) определять условия использования библиотечных фондов на основе договоров с юридическими и физическими лицами; к) участвовать в реализации федеральных, окружных и муниципальных программ сохранения и развития библиотечного дела; л) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству. 2. Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным и окружным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек. 3. Районные библиотеки имеют право в порядке, установленном действующим законодательством, на получение обязательного, бесплатного экземпляра местных документов, изданных в районе. 4. Библиотеки имеют право в установленном порядке осуществлять международное сотрудничество в сфере библиотечного дела. ГЛАВА IV. БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР ДОКУМЕНТОВ КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Статья 13. Комплектование библиотечных фондов 1. Комплектование библиотечных фондов осуществляется в соответствии с типами и видами библиотек, их целями и задачами, на основе нормативного финансирования. 2. Библиотеки свободны в выборе источников приобретения документов. 3. Комплектование библиотечных фондов осуществляется: а) на основе получения обязательных экземпляров документов в порядке, установленном законодательством; б) путем покупки документов за наличный и безналичный расчеты; в) в форме книгообмена; г) на основе договорной деятельности с предприятиями и организациями, книготорговыми посредническими фирмами; д) путем дарения, пожертвований и безвозмездной передачи; е) путем подписки на периодические издания; ж) иными способами, не противоречащими действующему законодательству. 4. Государственные, муниципальные библиотеки, а также библиотеки учебных заведений имеют преимущественное право на приобретение документов в библиотечные фонды. Статья 14. Учет, хранение и отчуждение библиотечных фондов 1. Учет, хранение и отчуждение документов, находящихся в фондах библиотек, осуществляются в соответствии с действующим законодательством. 2. Продажа или иное отчуждение библиотечных фондов не могут осуществляться без согласия учредителя. 3. Библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием Корякского автономного округа, Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. В случае, если библиотека не обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда, отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят и передан другой библиотеке решением собственника фонда по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культуры. Ликвидация библиотек, фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, может производиться собственниками библиотек только с разрешения специально уполномоченного органа по охране памятников истории и культуры с обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов. 5. Рукописные материалы, входящие в фонды библиотек, являются составной частью архивного фонда Корякского автономного округа. Статья 15. Обязательный экземпляр документов Корякского автономного округа 1. Формирование системы обязательного платного и бесплатного экземпляра документов производится в целях наиболее полного комплектования и постоянного хранения библиотечно-информационного фонда Корякского автономного округа как части культурного достояния народов Российской Федерации. 2. В состав обязательного платного и бесплатного экземпляра входят документы, предусмотренные Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов". 3. Обязательный бесплатный окружной и местный экземпляр - экземпляры всех видов изданий, изготовленных на территории автономного округа или за его пределами по заказу предприятий, организаций, учреждений и отдельных лиц, расположенных и проживающих на территории округа, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения в порядке, установленном настоящим Законом. 4. В округе выделяются следующие производители документов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, обязанные доставлять обязательный экземпляр в библиотеки бесплатно: - полиграфические предприятия; - редакции средств массовой информации (газет, журналов, теле-, радиокомпаний); - органы государственной власти и местного самоуправления округа; - научно-исследовательские, проектные и конструкторские учреждения; - издающие образовательные учреждения; - другие предприятия, организации и учреждения, изготавливающие и распространяющие различные виды документов, определенные в настоящем Законе. 5. Каждый производитель документов, зарегистрированный на территории округа, после выхода в свет первой партии тиража представляет бесплатные экземпляры всех видов изданий (в том числе книги, альманахи, словари, брошюры, альбомы, периодические издания, газеты, журналы, географические карты и атласы, изоиздания, научные труды, авторефераты, ученые записки, диссертации, афиши, учебные пособия, календари, портреты и т. п.): - в окружную библиотеку им. Кецая Кеккетына - по три экземпляра; - в окружную детскую библиотеку - по три экземпляра детской литературы; - в районную библиотеку - по два экземпляра, изготовленных в округе и районе. Количество местного бесплатного обязательного экземпляра, изготовленного в районе, и порядок его представления сельским, районным и окружным библиотекам может определяться органами местного самоуправления самостоятельно. Производители документов обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр безвозмездно. В случае, если производители документов не выполняют своих обязательств, библиотеки имеют право приобретать недопоставленные обязательные экземпляры за счет последних. Дефектные бесплатные обязательные документы по запросам библиотек заменяются производителями документов в месячный срок. 6. Почтовая пересылка обязательного бесплатного и платного экземпляра на территории округа производится с 50% скидкой по тарифам, установленным для бюджетных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Корякского автономного округа. 7. Полная и оперативная доставка обязательного экземпляра гарантирует производителям документов следующие права: - постоянное хранение производимых ими документов в фондах государственной окружной библиотеки, центральных районных библиотек на основании настоящего Закона; - бесплатное опубликование библиографической информации об их продукции в изданиях окружных и районных библиотек, а также в реферативной информации и рекламных изданиях; - включение библиографической информации в автоматизированные банки данных; - бесплатное представление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции. 8. Библиотеки, которые по настоящему Закону получают обязательный экземпляр, обеспечивают его регистрацию, учет, сохранность и использование. 4159 9. Копирование и репродуцирование обязательного экземпляра в целях библиотечно-информационного обслуживания физических и юридических лиц осуществляется в соответствии с Законами Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" и "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных" 10. Контроль за доставкой библиотекам обязательного экземпляра возлагается на учреждения и организации, осуществляющих регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра. 11. Сведения о недопоставленном обязательном экземпляре представляются в органы исполнительной власти Корякского автономного округа, выдавших лицензии или другие разрешительные удостоверения на право выпуска документов. 12. За несвоевременную и неполную доставку обязательного экземпляра производители документов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 16. Стандарты и нормы библиотечного дела 1. На территории Корякского автономного округа действуют государственные стандарты и нормы библиотечного дела, обязательные для исполнения всеми библиотеками и предприятиями библиотечного дела независимо от форм собственности и порядка их учреждения. 2. Государственная окружная библиотека совместно с районными библиотеками разрабатывает окружные нормы библиотечного дела на основании типовых норм, не противоречащих государственным стандартам и нормам. 3. Норматив комплектования библиотечного фонда окружных и муниципальных библиотек устанавливается исходя из возможностей бюджетов. Статья 17. Страховые фонды библиотек В целях сохранности и долговременного использования в Корякском автономном округе создаются страховые обменные фонды и некнижные фонды носителей информации. Переносу на некнижные носители информации в обязательном порядке подлежат: - местные периодические издания со дня их основания; - ценные и редкие издания, относящиеся к памятникам истории и культуры. Создание страховых фондов осуществляется на средства, выделяемые из федерального и окружного бюджетов. Координация деятельности библиотек по созданию страховых фондов осуществляется окружной государственной библиотекой. ГЛАВА V. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ОКРУГА Статья 18. Статус центральных библиотек 1. Центральной государственной библиотекой Корякского автономного округа является Корякская окружная библиотека имени Кецая Кеккетына. Центральной государственной специализированной библиотекой по обслуживанию детей является Корякская окружная детская библиотека. 2. Центральные библиотеки обеспечиваются бюджетным финансированием в соответствии с объемом их деятельности. Финансирование Корякской окружной библиотеки им. Кецая Кеккетына, Корякской окружной детской библиотеки осуществляется за счет средств окружного бюджета. 3. Органы государственной власти округа могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу. 4. Органы местного самоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующего поселения статус центральной районной библиотеки. (В редакции Закона Корякского автономного округа от 09.03.2005 г. N 13-оз) Статья 19. Статус, полномочия и функции центральной государственной библиотеки округа 1. Центральная государственная библиотека округа (Корякская окружная библиотека имени Кецая Кеккетына) является: - главным государственным книгохранилищем округа с правом получения бесплатного обязательного экземпляра изданий и других документов, производимых в округе и по заказам окружных производителей документов за его пределами; - библиотекой-депозитарием документов краеведческого характера и местных изданий; - методическим, научно-информационным и культурным центром регионального значения. 2. Центральная государственная библиотека универсального характера выполняет следующие функции: а) представляет пользователям наиболее полное на территории округа собрание печатных документов, изданных в России и зарубежных странах, в соответствии со своим статусом; б) организует в установленном порядке взаимоиспользование библиотечных фондов; в) организует и проводит научно-исследовательскую работу и работу НОТ; г) создает автоматизированную базу данных; д) осуществляет издательскую деятельность. 3. Центральная государственная библиотека округа относится к особо ценным объектам культуры Корякского автономного округа и является исключительно окружной собственностью. Изменение формы собственности центральной государственной окружной библиотеки, ее ликвидация либо перепрофилирование не допускаются. Целостность и неотчуждаемость ее фондов гарантируется, Статья 20. Статус, полномочия и функции центральной государственной специальной библиотеки по обслуживанию детей Корякская окружная детская библиотека является методическим центром по работе с детьми. Корякская окружная детская библиотека собирает, хранит и представляет в пользование наиболее полное на территории округа собрание детской литературы. Статья 21. Статус, полномочия и функции центральных муниципальных библиотек Центральные муниципальные библиотеки (районные) являются методическими центрами для библиотек, расположенных на территории района. Центральные муниципальные библиотеки собирают, хранят и представляют в пользование наиболее полное на территории района собрание документов. Статья 22. Координация и кооперация библиотек 1. Для наиболее полного удовлетворения потребностей пользователей в информации, рационального использования фондов государственные и муниципальные библиотеки организуют свою деятельность на основе кооперации и координации библиотечного обслуживания. 2. Органы исполнительной власти и местного самоуправления округа возглавляют, организуют и финансируют деятельность государственных и муниципальных библиотек по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, депозитариев, автоматизированных баз данных и т. д.). 3. Координация и кооперация деятельности проводится на основе договоров. Статья 23. Взаимодействие библиотек с информационными службами, органами научно-технической информации и архивами В целях обеспечения рационального использования государственных информационных ресурсов библиотеки всех видов взаимодействуют с органами научно-технической информации, архивами, другими предприятиями, учреждениями и организациями, которые имеют информационные банки данных разных уровней. Порядок взаимодействия определяется действующим законодательством, федеральными и окружными программами, а также договорами, заключенными с этими учреждениями и организациями. Статья 24. Библиотечная система округа 1. Библиотечная система Корякского автономного округа представляет собой совокупность сетей и отдельных библиотек всех форм собственности, организованных по территориальному и отраслевому принципам с целью удовлетворения информационных, образовательных и культурных интересов и потребностей общества. 2. Муниципальные библиотеки составляют единую систему - централизованную библиотечную систему с единым руководством, общим книжным фондом, штатом библиотечных работников, централизованным комплектованием и обработкой литературы, создаваемую в соответствующем муниципальном образовании, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. ГЛАВА VI. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОКРУГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА Статья 25. Компетенция органов государственной власти Корякского автономного округа К ведению органов государственной власти округа в области библиотечного дела относятся: а) определение политики и принятие законодательных актов, регулирующих: библиотечную деятельность; б) разработка финансовой политики; утверждение ассигнований окружного бюджета, направляемых на развитие и материально-техническое обеспечение библиотечного дела, на финансирование программ в области библиотечного дела в Корякском автономном округе; в) установление минимальных нормативов финансирования организации библиотечного обслуживания и размещения библиотек по численности населения, территориальным и другим особенностям; г) определение принципов государственной политики и деятельности в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров, занятости, оплаты труда социальных гарантий, льгот по материальному обеспечению работников библиотек, установление льгот по налогам и другим платежам в бюджет для библиотек; д) обеспечение регистрации, особого режима хранения и использования библиотечных фондов, отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации; е) обеспечение межведомственных связей по организации библиотечного обслуживания; ж) содействие организации и финансирование научной и практической деятельности, методического обеспечения в области библиотечного дела; з) разработка и организация системы информационного обеспечения библиотечного дела. Статья 26. Компетенция органов местного самоуправления Органы местного самоуправления: 1. Формируют местные бюджеты в части расходов на библиотечное дело и соответствующих фондов развития библиотек, разработку и принятие местных нормативов финансирования библиотек в соответствии с гарантированными бюджетными ассигнованиями. 2. Контролируют реализацию региональных и местных программ развития библиотечного дела, исполнение действующего законодательства о библиотечном деле в пределах своей компетенции, а также решений органов местного самоуправления. 3. Назначают руководителей библиотек и библиотечных систем на подведомственной территории в соответствии со своими полномочиями, а также определяют условия аренды зданий, помещений и иных объектов собственности, механизм ведения и реализации дополнительных платных услуг в муниципальных библиотеках. 4. Обеспечивают находящиеся в их ведении библиотеки материально-технической базой в соответствии с существующими стандартами. 5. Не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания. 6. Обеспечивают социальную поддержку библиотечных сотрудников. ГЛАВА VII. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК Статья 27. Порядок учреждения, реорганизации и ликвидации библиотек 1. На территории Корякского автономного округа создаются и действуют библиотеки различных форм собственности в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Учредителями библиотек могут быть собственники имущества либо уполномоченные ими физические или юридические лица. Имущественные и финансовые отношения между библиотекой и ее учредителем регулируются действующим законодательством и учредительными документами. 3. Библиотеки могут быть реорганизованы или ликвидированы только в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. При этом в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия из представителей учредителей и трудового коллектива библиотеки. 4. Реорганизация или ликвидация государственных и муниципальных библиотек осуществляется не ранее, чем через два месяца после опубликования в местной печати решения о реорганизации или ликвидации библиотеки. 5. При ликвидации библиотек преимущественным правом на приобретение документов из их фондов обладают общедоступные библиотеки, входящие в единую централизованную библиотечную систему округа. 6. Ликвидация библиотек ведомственного подчинения, созданных за счет или с участием средств государственного бюджета, не допускается. 7. Решение учредителей о ликвидации государственных или муниципальных общедоступных библиотек может быть обжаловано в суде в установленном законом порядке. 8. В случае вынужденного переселения библиотек из занимаемых помещений, органы государственной власти, местного самоуправления, учредители обязаны предоставить другое помещение по действующим санитарным нормам. 9. Запрещается разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая помещения и здания, в которых они расположены. 10. Не допускается проектирование и строительство населенных пунктов без обеспечения их библиотеками с учетом установленных нормативов, градостроительных норм, потребностей местного населения. Земельные участки под строительство библиотек выделяются на приоритетной основе. Статья 28. Имущество библиотек 1. Здания, сооружения, оборудование и другое имущество, переданное учредителем, закрепляются за библиотекой в установленном порядке на праве оперативного управления. 2. Библиотечные фонды, являющиеся частью общероссийских библиотечных фондов и представляющие собой документы особого режима хранения, закрепляются за библиотекой собственником исключительно на праве оперативного управления. 4. Государственные и муниципальные библиотеки имеют приоритетное право на аренду производственных помещений и льготы на ее оплату. Статья 29. Интеллектуальная собственность библиотек Интеллектуальная или иная продукция, созданная или приобретенная в результате библиотечной деятельности, принадлежит библиотеке, если иное не предусмотрено уставом и учредительным документом. Статья 30. Финансовое обеспечение библиотек и библиотечных учреждений 1. Совокупные финансовые ресурсы библиотек формируются за счет средств учредителя, государственных целевых средств и иных поступлений, а также за счет собственной хозяйственной деятельности. Порядок использования финансовых средств регламентируется действующим законодательством и уставом библиотеки. 2. Не использованные за отчетный период средства не могут быть изъяты у библиотеки и не учитываются в объемах финансирования на следующий отчетный период. 3. Финансовые и иные средства, поступающие в библиотеку из дополнительных источников, не должны прекращать, задерживать или уменьшать финансирование и обеспечение выполнения окружной и местных программ развития библиотечного дела. 4. Запрещается уменьшение ассигнований, выделяемых из бюджета на библиотечную деятельность, на новый отчетный период по сравнению с предыдущим, как в абсолютных, так и в относительных (с учетом повышения зарплаты, инфляции и т. д.) размерах. 5. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных библиотек гарантируется выделением средств из окружного и местных бюджетов на функционирование и развитие библиотек, целевых программ развития библиотечного дела в округе и на местах. Финансирование и материальное обеспечение региональных и местных программ развития библиотечного дела осуществляется отдельной строкой в соответствующих бюджетах. (Статья 31 исключена - Закон Корякского автономного округа от 18.07.95 г. N 13-оз) Статья 32. Инвестиционная политика В Корякском автономном округе обеспечивается приоритетное выделение государственных капитальных вложений в укрепление и развитие материально-технической базы библиотечного дела. Статья 33. Права библиотечных работников, оплата труда и льготы 1. Статус работников библиотек, их трудовые отношения регулируются действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, уставами и учредительными документами библиотек. 2. В целях защиты социальных и профессиональных прав и интересов, содействия развитию библиотечного дела работники библиотек имеют право созывать совещания (съезды) библиотечных работников, объединяться в профессиональные организации. 3. Библиотечным работникам библиотек и учреждений, находящихся на финансировании окружного бюджета, устанавливаются надбавки к заработной плате за непрерывный стаж библиотечной работы согласно "Положению о порядке начисления и выплаты надбавок за непрерывный стаж работы в библиотеках" ( приложение №1 к настоящему Закону), выплачиваемые из средств окружного бюджета. Установление надбавок к заработной плате за непрерывный стаж библиотечной работы не является основанием для отмены льгот, предусмотренных иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления округа. Библиотечным работникам библиотек и учреждений, находящихся на финансировании местных бюджетов, данные надбавки могут быть установлены в соответствии с настоящим Законом за счет соответствующих бюджетов. 4. Библиотеки в пределах имеющихся у них средств на оплату труда самостоятельно определяют порядок и размеры выплат стимулирующего характера (за совмещение должностей, расширение зоны обслуживания и т. д.) ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 34. Порядок введения в действие Закона Настоящий Закон вступает в силу с момента принятия окружного Закона "Об окружном бюджете на 1999 год". Губернатор Корякского автономного округа В.Т. Броневич пгт Палана 30 декабря 1998 г. №70-ОЗ Приложение №1 к Закону Корякского автономного округа "О библиотечном деле" Положение о порядке начисления и выплаты надбавок за непрерывный стаж работы в библиотеках 1. Общие положения 1.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 33 главы VII Закона Корякского автономного округа "О библиотечном деле" библиотечным работникам устанавливаются процентные надбавки к должностному окладу за непрерывный стаж работы в библиотеке. 1.2. Выплата ежемесячных надбавок за выслугу лет производится дифференцированно, в зависимости от непрерывного стажа в следующих размерах: 10 процентов - от 3-х до 5-ти календарных лет; 20 процентов - от 5-ти до 10-ти календарных лет; 30 процентов - от 10-ти до 15-ти календарных лет; 40 процентов - свыше 15-ти календарных лет. 1.3. Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада (тарифной ставки) работника без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой. При временном заместительстве надбавка за выслугу лет начисляется на должностной оклад по основной работе. 1.4. Ежемесячная надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка. 1.5. Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки. Если у работника право на назначение или изменение размера надбавки за выслугу лет наступило в период его пребывания в очередном или дополнительном отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности, выплата новой надбавки производится после окончания отпуска, временной нетрудоспособности. В том случае, если у работника право на назначение или изменение размера надбавки за выслугу лет наступило в период исполнения государственных обязанностей, при переподготовке или повышении квалификации с отрывом от работы в учебном учреждении, где за слушателем сохраняется средняя заработная плата и в других аналогичных случаях, при которых за работником сохраняется средний заработок, ему устанавливается надбавка с момента наступления этого права и производится соответствующий перерасчет среднего заработка. 1.6. При увольнении работника надбавка за выслугу лет начисляется пропорционально отработанному времени и ее выплата производится при окончательном расчете. 2. Исчисление непрерывного стажа работы в библиотеке, дающего право на получение процентных надбавок к должностному окладу 2.1. В непрерывный стаж работы в библиотеке, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, включаются: а) библиотечная работа (в том числе на руководящих должностях) в библиотеках независимо от их ведомственной принадлежности, а также в книжных палатах; б) работа в библиотечных коллекторах в должностях библиотекаря, директора, заместителя директора, консультанта, каталогизатора; в) штатная преподавательская работа по курсам библиотековедения, библиографии, истории книги, книговедения, научной информации в средних специальных учебных и общеобразовательных заведениях и в учебно-курсовой сети; г) работа в средних специальных учебных заведениях, готовящих библиотечных работников, в качестве заведующего, лаборанта кабинета, научной лаборатории по проблемам библиотековедения, библиографоведения, истории книги и книговедения, и научной информации; д) время обучения в аспирантуре, высших и средних специальных учебных заведениях (с отрывом от производства), дающих библиотечное образование, если непосредственно после учебы следовала работа по специальности; е) время работы на выборных должностях в органах законодательной и исполнительной власти и органах местного самоуправления округа, если этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала работа в библиотеке; ж) время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских, методических должностях по руководству работой библиотек в отделах и управлениях культуры, методических отделах и кабинетах; з) время отпуска по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет. 2.2. Не прерывают непрерывный стаж работы, но не включаются в него: а) время отпуска по уходу за ребенком до 14 лет и до 16 лет по уходу за ребенком-инвалидом; б) время нахождения на пенсии, если этому периоду непосредственно предшествовала и за ним следовала библиотечная работа. 2.3. К библиотечным работникам относятся: - директора и заведующие библиотеками и филиалами, их заместители; - заведующие (начальники) библиотечными отделами и секторами в библиотечном отделе; - главные библиотекари, библиографы; - ведущие библиотекари, библиографисты, методисты, редакторы библиотечных периодических изданий; - библиотекари, библиографы, редакторы, методисты всех категорий; - инженеры-информаторы службы НТИ; - научные сотрудники и ученые секретари, работающие в библиотеках; - хранители библиотечных фондов; - программисты, занятые автоматизацией библиотечно-библиографических процессов. 3. Порядок установления непрерывного стажа работы в библиотеке, дающего право на надбавку 3.1. Стаж работы для установления надбавки за непрерывный стаж работы в библиотеках определяется администрацией и специально назначенной комиссией, куда должны входить представители администрации. 3.2. Основным документом для определения непрерывного стажа работы в библиотеке является трудовая книжка. Порядок сохранения непрерывного трудового стажа работы в библиотеке определяется "Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию", утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года №252 с последующими изменениями и дополнениями и настоящим Положением. 3.3. При отсутствии записей в трудовой книжке могут быть представлены другие документы, подтверждающие работу в библиотеке либо в другом учреждении или учебы в среднем специальном и высшем учебных заведениях, дающих право на надбавку. Таким документом может быть справка с прежнего места работы, копия документа об окончании среднего специального или высшего учебного заведения, аспирантуры, свидетельские показания о совместной работе, заверенные нотариально. 3.4. После установления непрерывного стажа работы в библиотеке издается приказ руководителя библиотеки (учреждения) о выплате надбавок к должностным окладам. Выписка из приказа передается в бухгалтерию, приобщается к личному делу работника, которому устанавливается непрерывный трудовой стаж. Исчисления и выплата последующих надбавок производится на основании приказа руководителя по мере наступления стажа, дающего право на увеличение надбавки. 4. Порядок контроля и ответственность за соблюдением установленного порядка начисления надбавки за выслугу лет 4.1. Ответственность за своевременный пересмотр у работников библиотек размера надбавки за выслугу лет возлагается на руководителя учреждения. 4.2. Индивидуальные трудовые споры по вопросам установления стажа для назначения надбавки за выслугу лет или определение размеров этих выплат рассматриваются в установленном порядке. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|