Расширенный поиск
Закон Корякского автономного округа от 16.01.2006 № 133-озЗАКОН ДУМА КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА от 16 января 2006 г. №133-ОЗ "О радиационной безопасности населения в Корякском автономном округе" Утратил силу - Закон Камчатского края от 09.09.2008 г. N 99 г. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Корякского автономного округа регулирует отношения, возникающие при обращении с источниками ионизирующего излучения и при обеспечении радиационной безопасности. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи настоящего Закона Основными задачами настоящего Закона являются: 1) обеспечение учета специфических особенностей Корякского автономного округa, которые заключаются в том, что округ характеризуется высокой степенью сейсмической и вулканической опасности, на его территории размещены пункты временного хранения радиоактивных отходов, предприятия и организации, использующие в своих технологиях источники ионизирующего излучения, часть территорий обладает повышенным естественным радиационным фоном; 2) установление полномочий органов государственной власти Корякского автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований в вопросах обеспечения радиационной безопасности; 3) обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан, работников (персонала) эксплуатирующих организаций и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 2. Принципы обеспечения радиационной безопасности Принципами обеспечения радиационной безопасности являются: 1) принцип нормирования (непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения); 2) принцип обоснования (запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационном фону облучением); 3) принцип оптимизации (поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения); 4) принцип постоянного контроля за использованием источников ионизирующего излучения и их учета. Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В целях настоящего Закона применяются следующие понятия: 1) авария радиационная - потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или радиоактивному загрязнению окружающей среды, превышающему величины, регламентированные для контролируемых условий; 2) загрязнение радиоактивное - присутствие радиоактивных веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала или тела человека, в воздухе или в другом месте, которое может приводить к облучению в дозе более допустимой предельных нормативов (доз облучения); 3) зона наблюдения - территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; 4) радиационная безопасность - радиационная безопасность населения, работников (персонала) эксплуатирующих организаций и окружающей среды; 5) радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений от вредного для здоровья воздействия ионизирующего излучения; 6) радиационная безопасность окружающей среды - состояние защищенности окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения, обеспечивающее неизменное существование популяций всех биологических видов; 7) ионизирующее излучение - излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы различных знаков; 8) источник излучения техногенный - источник ионизирующего излучения, специально созданный для полезного применения этого излучения или являющийся побочным продуктом технической деятельности; 9) источник ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное вещество, способное испускать или испускающее ионизирующее излучение; 10) источники излучения природные - источники излучения природного происхождения, включая космическое излучение, а также земные источники излучения, присутствующие в жилищах, в источниках минеральных вод, подземных горных выработках; 11) лицензия - разрешение, которое выдается лицензирующими органами на право осуществления деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения; 12) нормы радиационной безопасности - гигиенические нормативы, применяемые для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения; 13) отходы радиоактивные - вещества, не подлежащие дальнейшему использованию в любом агрегатном состоянии: а) материалы, изделия, оборудование, объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные соответствующими нормативными государственными стандартами и правилами; б) отработанное ядерное топливо; в) отработавшие свой ресурс или поврежденные радионуклидные источники; г) извлеченные из недр и складируемые в отвалы и хвостохранилища породы, руды и отходы обогащения и выщелачивания руд, в которых содержание радионуклидов превышает уровни, установленные соответствующими нормативами, государственными стандартами, правилами; 14) работники (персонал) - лица, работающие с техногенными источниками (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б); 15) пункты хранения - не относящиеся к ядерным установкам и источникам ионизирующего излучения объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, временного хранения радиоактивных отходов; 16) радиационно опасный объект - объект, на котором проводятся работы, связанные с использованием источников ионизирующего излучения, в результате чего возможно облучение населения или работников (персонала) эксплуатирующих организаций в дозах, превышающих установленные нормативы; 17) санитарно-защитная зона - территория вокруг учреждения или источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения и в которой запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится ограничение хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; 18) эксплуатирующая организация - организация, созданная в cooтветствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления по использованию атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку, источник ионизирующего излучения или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, источника ионизирующего излучения или пункта хранения, по транспортировке ядерных материалов, источников ионизирующего излучения или радиоактивных отходов, а также деятельность по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами. Для осуществления указанных видов деятельности эксплуатирующая организация должна иметь лицензию (разрешение) на право проведения работ в области использования атомной энергии и ионизирующего излучения, выданную органами государственного регулирования безопасности; 19) ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов. Статья 4. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом К субъектам отношений, регулируемых настоящим Законом, относятся: 1) граждане; 2) работники (персонал) эксплуатирующих организаций; 3) эксплуатирующие организации; 4) федеральные органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности, органы государственной власти Корякского автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в Корякском автономном округе. Статья 5. Правовая основа настоящего Закона Правовой основой настоящего Закона являются: 1) Конституция Российской Федерации, федеральные законы; 2) указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 3) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации; 4) Устав (Основной Закон) Корякского автономного округа, законы и иные нормативные правовые акты Корякского автономного округа. Статья 6. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность населения обеспечивается: 1) проведением комплекса мер следующего характера: а) правового; б) организационного (лицензирование деятельности, сертификация технологий и оборудования, планирование деятельности, связанной с использованием радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения, выбор площадки, технические и экологические экспертизы, подготовка плана действий по предупреждению и ликвидации последствий при возникновении радиационной аварии и мер по управлению аварией, защита oт несанкционированного доступа, учет и контроль зa перемещением источников ионизирующего излучения и радиоактивных материалов); в) инженерно-технического (системы защиты, мониторинг внутренний и внешний, системы очистки, охраняемая площадка, поддержание в надлежащем состоянии оборудования, транспортных путей); г) санитарно-гигиенического и радиоэкологического (система радиационного контроля за сбросами и выбросами предприятий, оборудования, помещений, одежды, продуктов питания, питьевой воды, воздуха, товаров народного потребления и дозиметрического контроля персонала); д) медицинского; е) научного; ж) образовательного (профессиональный тренинг и повышение квалификации персонала); 2) осуществлением специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по государственному надзору и контролю в области обеспечения радиационной безопасности, органами государственной власти Корякского автономного округа, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению принятых норм и нормативов в области радиационной безопасности; 3) информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; 4) обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности; 5) организацией централизованного сбора, обезвреживания и отправки на захоронение твердых радиоактивных отходов, выявленных на территории Корякского автономного округа контролирующими органами и обеспечением финансирования данных работ. ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ кОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ВОПРОСАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 7. Полномочия Думы Корякского автономного округа в вопросах обеспечения радиационной безопасности К полномочиям Думы Корякского автономного округа относятся: 1) принятие законов и иных нормативных правовых актов Корякского автономного округа, регулирующих вопросы радиационной безопасности; 2) участие в принятии решений о размещении радиационно опасных объектов федерального значения, в том числе оборонных объектов, на территории Корякского автономного округа; 3) определение полномочий в соответствии с действующим законодательством по вопросам обеспечения радиационной безопасности; 4) утверждение разработанных Администрацией Корякского автономного округа окружных программ по вопросам обеспечения радиационной безопасности. Статья 8. Полномочия Администрации Корякского автономного округа по вопросам обеспечения радиационной безопасности К полномочиям Администрации Корякского автономного округа в сфере радиационной безопасности относятся: 1) обеспечение защиты прав граждан; 2) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Корякского автономного округа, специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по государственному надзору и контролю в области обеспечения радиационной безопасности, природоохранных и правоохранительных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований; 3) разработка, принятие и обеспечение реализации окружных программ в сфере радиационной безопасности; 4) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения и учет доз облучения населения; 5) участие в обеспечении контроля в сфере радиационной безопасности; 6) разработка и обеспечение мер защиты населения при чрезвычайных радиационных ситуациях, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий; 7) проведение социальной реабилитации населения, подвергшегося радиационному воздействию; 8) создание и развитие окружной системы финансирования обеспечения радиационной безопасности; 9) информирование населения о радиационной обстановке на территории Корякского автономного округа; 10) организация защиты населения, объектов окружающей среды, сельского хозяйства, источников питьевого водоснабжения, продовольствия от радиоактивного загрязнения; 11) координация деятельности органов местного самоуправлении муниципальных образований по обеспечению радиационной безопасности; 12) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил, специально предназначенных и аттестованных в установленном порядке, а также средств для защиты населения и территории от радиационных аварий, обучение населения способам защиты и действиям в условиях аварии; 13) участие в принятии решений о размещении на территории Корякского автономного округа радиационно опасных объектов федерального подчинения, в том числе оборонного назначения; 14) участие в разработке и реализации федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальны(Утратил силу - Закон Камчатского края от 22.04.2008 г. N 34)ФЕРЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 10. Государственное управление деятельности в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности на территории Корякского автономного округа осуществляется специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти по Корякскому автономному округу и Администрацией Корякского автономного округа в пределах их компетенции. 2. Государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Статья 11. Радиационный мониторинг 1. В Корякском автономном округе организуется и ведется радиационный мониторинг. 2. Радиационный мониторинг ведут государственные уполномоченные opганы, эксплуатирующие организации, другие организации, аккредитованные в установленном порядке в единой государственной системе радиационного мониторинга. 3. Единая государственная система радиационного мониторинга в Корякском автономном округе создается и функционирует с учетом требований, устанавливаемых в Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки. 4. Эксплуатирующие организации ведут радиационный мониторинг на своих объектах и на территориях санитарно-защитных зон и зон наблюдения в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к ним государственными уполномоченными органами в рамках их компетенции. 5. Эксплуатирующие организации и иные организации, ведущие радиационный мониторинг в Единой государственной системе радиационного мониторинга, обязаны предоставлять документированные данные мониторинга государственным уполномоченным органам и в единый банк данных мониторинга в установленном порядке. Статья 12. Правовой режим эксплуатирующих организаций в области обеспечении радиационной безопасности 1. Эксплуатирующая организация несет всю полноту ответственности за сохранность источника ионизирующего излучения, его безопасность для производственного персонала, окружающей среды и населения Корякского автономного округа, а также за надлежащее обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами. В случае лишения эксплуатирующей организации разрешения (лицензии) на эксплуатацию источника ионизирующего излучения она продолжает нести ответственность за его безопасность до передачи указанных объектов другой эксплуатирующей организации или до получения нового разрешения (лицензии). 2. Эксплуатирующая организация обеспечивает производственный контроль за радиационной безопасностью. 3. Порядок проведения производственного контроля за радиационной безопасностью определяется для каждой эксплуатирующей организации с учетом особенностей и условий, выполняемых ею работ и согласовывается с органами государственного управления, надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. Статья 13. Общественный контроль за радиационной безопасностью 1. Общественные объединения в соответствии с федеральным законодательством, руководствуясь своими уставами и другими документами, регулирующими их деятельность, вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. 2. Выводы общественных объединений, осуществляющих общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области радиационной безопасности, о соблюдении или нарушении норм радиационной безопасности могут основываться только на официальных данных, полученных в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 14. Финансирование деятельности по обеспечению радиационной безопасности Деятельность по обеспечению радиационной безопасности в Корякском автономном округе может финансироваться за счет источников: 1) целевые средства федерального бюджета, выделяемые для реализации соответствующих программ; 2) средства окружного и местных бюджетов, выделяемые для реализации соответствующих программ в области обеспечения радиационной безопасности; 3) средства эксплуатирующих организаций; 4) средства страховых фондов эксплуатирующих организаций, образованных в соответствии с действующим законодательством; 5) средства в виде добровольных взносов юридических и физических лиц; 6) средства, предоставленные в виде помощи в соответствии с международными договорами. ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И OPГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ РАДИОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ Статья 15. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений 1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, снятия с эксплуатации и последующего обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, контроль за радиационной обстановкой осуществляются только на основании разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. 2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения в Корякском автономном округе осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения Эксплуатирующая организация разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности ядерных установок, источников ионизирующего излучения и пунктов хранения, создает при необходимости специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью, представляет информацию о вышеперечисленных мероприятиях в органы управления, государственного надзора и контроля за обеспечением радиационной безопасности. Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности при прекращении деятельности радиационно опасных объектов и их последующем обслуживании 1. Порядок и меры по обеспечению вывода из эксплуатации радиационно опасного объекта должны быть предусмотрены в проекте объекта в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии и радиационной безопасности. 2. Эксплуатирующая организация или ее правопреемник несет всю полноту ответственности за радиационную безопасность выведенного из эксплуатации радиационно опасного объекта. После прекращения эксплуатации радиационно опасного объекта эксплуатирующая opганизация или ее правопреемник проводят последующее техническое обслуживание объектa, радиационный контроль объекта и окружающей среды, дезактивацию территории радиационно опасного объекта до уровня, обеспечивающего безопасное неограниченное использование территории, рекультивацию территории. Статья 18. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ на территории Корякского автономного округа должно осуществляться в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии, радиационной безопасности, федеральными законами и законами Корякского автономного округа. Статья 19. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с отработанным ядерным топливом, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами 1. Для источника ионизирующего излучения в проекте предусматривается технология обращения с образующимися в ходе работ радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. Эта технология должна обеспечивать: 1) очистку газоаэрозольных выбросов и жидких сбросов до установленных нормативных значений; 2) перевод радионуклидов в форму, гарантирующую локализацию отходов и радиоактивных веществ в пределах границ земельного или горного отвода; 3) хранение радиоактивных материалов и радиоактивных отходов только в специально предназначенных для этих целей хранилищах; 4) хранение радиоактивных отходов в пунктах временного хранения твердых радиоактивных отходов до отправки их в пункты постоянного захоронения за пределы Корякского автономного округа. 2. Сбор, хранение радиоактивных отходов осуществляется специально уполномоченными на то органами в соответствии с порядком, устанавливаемом федеральным законодательством. Статья 20. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности предприятий и организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом 1. При оценке воздействия на окружающую среду и население вводимых в эксплуатацию предприятий и организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом, учитывается возможность обогащения отходов этих организаций естественными радионуклидами. 2. Для действующих предприятий и организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных ядерно-топливным циклом, должна быть проведена экспертиза технологий используемого сырья, образующихся отходов на наличие радиационного фактора. При возможности радиационного воздействия сверх установленных пределов данная организация обязана в установленном порядке встать на учет в соответствующих органах государственного контроля и в области радиационной безопасности. Указанные организации несут всю полноту ответственности за радиационную безопасность шлаконакопителей, отвалов, шахтных вод и других техногенных источников ионизирующего излучения, образованных накоплением естественных радионуклидов, и осуществляют радиационный контроль этих источников и окружающей среды. Статья 21. Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений 1. Учет радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений проводится эксплуатирующей организацией. Правильность ведения учета контролируется органами государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности. 2. Органами государственного надзора и контроля составляется реестр источников ионизирующих излучений и радиоактивных веществ, находящихся на территории Корякского автономного округа, с целью определения количества радиоактивных материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, проникновения их в окружающую среду, несанкционированного использования и хранения, а также для предоставления органам государственной власти и местного самоуправления информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных отходов и формах их нахождения. Статья 22. Обеспечение радиационной безопасности при аварийных и чрезвычайных ситуациях 1. Эксплуатирующие организации, в которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь: 1) перечень возможных радиационных аварий с прогнозом радиационной обстановки и учетом их последствий; 2) критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; 3) план мероприятий по защите персонала от радиационной авари и и (Утратил силу - Закон Камчатского края от 22.04.2008 г. N 34)ик и радиационных поражений, средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; 5) аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала) эксплуатирующей организации на контрактной основе. 2. Органы местного самоуправления муниципальных образовани й обяз(Утратил силу - Закон Камчатского края от 22.04.2008 г. N 34)ац ий К работе с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям, не имеющие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний и получившие допуск к указанной работе, связанной с обеспечением государственной тайны, установленной федеральным законодательством. Статья 24. Общественные мероприятия на территории радиационно опасных объектов 1. Проведение несанкционированных собраний, митингов, демонстраций и других общественных мероприятий на территории ядерной установки или пункта хранения и в их санитарно-защитных зонах запрещается. 2. Не допускается организация и проведение митингов, демонстраций, пикетирования, блокирования транспортных и энергообеспечивающих коммуникаций и других общественных мероприятий на территории ядерной установки или пунктов хранения, а также забастовок, если в результате этого может произойти нарушение работоспособности ядерной установки или пункта хранения, будет затруднено выполнение работниками ядерных установок или пунктов хранения своих служебных обязанностей, либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения, окружающей среды, здоровью, правам и законным интересам других лиц. Протесты против недопущения и запрещения указанных действий разрешаются в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством. 3. Ущерб, причиненный эксплуатирующей организации в результате указанных действий, возмещается виновными лицами и организациями (при наличии спора) в судебном порядке. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ПЕРСОНАЛА ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ КОРЯКСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГA Статья 25. Радиационная безопасность населения при радиационных авариях В случае возникновения радиационной аварии эксплуатирующая организация обязана: 1) обеспечить выполнение мероприятий по защите населения от радиационной аварии и ее последствий; 2) проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти Корякского автономного округа, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Корякскому автономному округу, а также органы местного самоуправления муниципальных образований территорий, на которых возможно повышенное облучение; 3) оповещать население о радиационной аварии; 4) принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; 5) локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; 6) провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и радиационной обстановки; 7) принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии. Статья 26. Обеспечение радиационной безопасности населения в зонах наблюдения радиационно опасных объектов 1. В целях защиты населения в районе размещения радиационно опасного объекта устанавливается зона наблюдения. 2. Необходимость установления зоны наблюдения за пределами территории ядерных объектов, предприятий ядерно-топливного цикла и пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов, ее размеры и границы определяются эксплуатирующей организацией в проекте на основании характеристик безопасности радиационно опасных объектов, согласовываются с органами государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности. 3. В зоне наблюдения эксплуатирующей организацией и органами государственного надзора и контроля осуществляется постоянный контроль за радиационной обстановкой. 4. В зоне наблюдения на граждан распространяется действие мер по социально-экономической компенсации за дополнительные факторы риска, а также распространяется действие мер по аварийному планированию. Статья 27. Обеспечение радиационной безопасности персонала эксплуатирующих организаций В целях защиты персонала эксплуатирующая организация обязана: 1) планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности в санитарно-защитной зоне; 2) заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения; 3) осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой в санитарно-защитной зоне на рабочих местах, в помещениях, на территории организации; 4) проводить учет и контроль индивидуальных доз облучения работников; 5) проводить аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля и других лиц, работающих в этих организациях; 6) организовывать проведение периодических медицинских осмотров работников; 7) информировать персонал об уровнях излучения на рабочих местах и величине полученных ими индивидуальных доз облучения; 8) выполнять постановления надзорных и контролирующих органов. Статья 28. Обеспечение радиационной безопасности от природных радионуклидов 1. Облучение населения и персонала, обусловленное воздействием природного радионуклида радона, продуктов его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами в строящихся производственных и жилых помещениях, не должно превышать установленных нормативов для облучения производственного персонала и населения oт природных радионуклидов. 2. В целях защиты населения и персонала от вредного влияния природных радионуклидов должны осуществляться следующие мероприятия: 1) составление кадастра территорий с повышенным радиационным фоном; 2) выбор участков для строительства зданий, сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения; 3) проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; 4) проведение производственного контроля строительных материалов и изделий, их гигиенической сертификации по радиационному фактору, а при приемке зданий и сооружений в эксплуатацию - контроля уровня гамма-излучения и содержания радона и продуктов его распада в воздухе помещений; 5) принятие мер по снижению уровня гамма-излучения и содержания радона, а при невозможности достижения установленных норм - проведение мероприятий по изменению характера использования зданий и сооружений, а также технических и режимных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и производственного персонала; 6) запрещение использования строительных материалов и изделий, не отвечающих требованиям радиационной безопасности. 3. Ответственность за обеспечение радиационной безопасности персонала от природных радионуклидов возлагается на эксплуатирующую организацию. Ответственность за обеспечение радиационной безопасности населения от природных радионуклидов несут органы местного самоуправления муниципальных образований, исполнительные органы государственной власти Корякского автономного округа, специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти государственного надзора и контроля за радиационной безопасностью. Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском обслуживании 1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать все необходимые средства защиты граждан (пациентов). 2. Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении рентгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам и правилам радиационной безопасности при диагностике и лечении и должны фиксироваться в соответствующем медицинском учреждении. 3. По требованию гражданина (пациента) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур ему предоставляется полная информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях. Ответственность за непредоставление информации или за предоставление недостоверной информации возлагается на медицинское учреждение, проводящее рентгенорадиологические процедуры. 4. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. Статья 30. Обеспечение радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой 1. Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям, обеспечивающим радиационную безопасность и подлежат производственному контролю за обеспечением радиационной безопасности. 2. Контроль радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой осуществляется органами санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора. ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 31. Право граждан на радиационную безопасность Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Корякского автономного округа, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, выполнения гражданами и эксплуатирующими организациями требований по обеспечению радиационной безопасности. Статья 32. Право граждан и общественных объединений на получение информации 1. Граждане, общественные объединения имеют право на получение следующей информации: 1) от эксплуатирующей организации и органов государственного контроля в области обеспечения радиационной безопасности в пределах их компетенции - о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности; 2) от медицинских учреждений - о величине планируемой и фактически полученной гражданином дозе при медицинском обследовании или лечении. Данное право обеспечивается путем периодических публикаций в средствах массовой информации, ответов на запросы общественных организаций, проведения встреч общественности с представителями эксплуатирующих организаций, органов государственного надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности, органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований. 2. Предоставление гражданам информации о радиационной обстановке в данном регионе органами государственного контроля за радиационной обстановкой осуществляется бесплатно. Статья 33. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о полученной ими дозе внешнего и внутреннего облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются федеральными органами. Статья 34. Право общественных объединений и граждан на доступ в эксплуатирующую организацию Представители общественных объединений и граждан имеют право доступа в эксплуатирующую организацию в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством. Статья 35. Права граждан на бесплатное страхование 1. Граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиционно опасных объектов, подлежат обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) радиационно опасного объекта. 2. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Корякского автономного округа, обеспечивается право заключения договора добровольного страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия. Выплаты страховых сумм по этому виду страхования производятся независимо от выплат сумм по государственному социальному страхованию и социальному обеспечению. 3. Порядок и условия страхования личности и имущества от риска радиационного воздействия определяется федеральным законодательством. Статья 36. Право на социально-экономическую компенсацию зa риск 1. Граждане имеют право на компенсацию за повышенный риск, обусловленный проживанием вблизи эксплуатирующих организаций, на которых существует возможность превышения установленных пределов доз облучения населения. 2. Указанная компенсация включает в себя улучшение социально-бытовых условий граждан, строительство оздоровительных, лечебных и культурно-просветительских учреждений на средства этих организаций. Порядок предоставления и размеры указанной компенсации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 37. Право на возмещение вреда, причиненного облучением и в результате радиационной аварии В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с федеральным законодательством. Статья 38. Обязанности граждан 1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Корякского автономного округа, обязаны: 1) соблюдать требования специально уполномоченного федерального opгана исполнительной власти государственного надзора и контроля за радиационной безопасностью, органов исполнительной власти Корякского автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению радиационной безопасности; 2) проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности. 2. Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационных аварий допускается только на добровольной основе при их письменном согласии и после информирования о возможных дозах облучения при ликвидации аварии и о риске для здоровья. Граждане, привлекаемые в установленном порядке для участия в ликвидации последствий радиационных аварий, должны иметь соответствующую подготовку, подтверждаемую в аттестационном порядке. ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 39. Порядок вступления в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Корякского автономного округа О.Н. Кожемяко пгт Палана 16 января 2006 г. №133-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|