Расширенный поиск
Решение Областного Суда Амурской области от 18.01.1999 б/нРЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 января 1999 года Амурский областной суд в составе: председательствующего судьи Гроза Н.В., с участием прокурора Мечикова А.А., при секретаре Кузьминой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области в интересах государства о признании недействительными абзацев 4 и 7 ст. 4 Закона Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области", установил: Прокурор Амурской области обратился в суд в интересах государства с заявлением "О признании недействительными абзацев 4 и 7 ст. 4 Закона Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области". В заявлении указал, что в ходе проверки обращения директора ИЧП "Дом" выявлено несоответствие положений ст. 4 (абзацы 4 и 7) Закона, указанного выше, Конституции РФ и Федеральному закону от 1 декабря 1995 года "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Согласно ст. 71 п. "и" Конституции РФ (в числе других полномочий) к исключительной компетенции Российской Федерации отнесены вопросы информации и связи. В развитие этого положения Конституции РФ и в целях государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания Федеральным законом "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (ст. 5, абз. 2 и 3) определено, что редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические предприятия оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленных для организаций сферы культуры (абз. 2), а также, что "редакциям средств массовой информации передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности" (абз. 3). Указанные нормы федерального закона носят императивный характер, то есть обязательный для исполнения всеми, кому он адресован, независимо от того, к какой форме собственности относятся занимаемые помещения. В противоречие требованиям федерального закона закон Амурской области установил, что "редакции средств массовой информации могут оплачивать аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной и муниципальной собственностью, по тарифам и расценкам, не превышающим установленные для организаций сферы культуры на основании нормативных актов, принимаемых федеральными органами и представительными органами местного самоуправления" (абз. 4). Абзацем 7 данного Закона предусмотрено, что редакциям средств массовой информации могут передаваться в хозяйственное ведение помещения федеральной и муниципальной собственности, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, вышеназванные положения областного закона носят разрешительный характер, то есть ставятся в зависимость от усмотрения соответствующего должностного лица, и поэтому противоречат требованиям норм федерального закона. Представление прокурора области по данному вопросу областным Советом народных депутатов отклонено, поэтому в соответствии со ст. 22 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" заявление предъявлено в суд. В судебном заседании прокурор Мечиков А.А. поддержал требования, привел те же обоснования и настаивает на признании недействительными абзацев 4 и 7 ст. 4 Закона Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области". Представитель Амурского областного Совета народных депутатов Смышляева О.Н. с предъявленными требованиями не согласилась и пояснила суду, что утверждения прокурора области не соответствуют действительности по следующим основаниям: Нормами ГК РФ (ст. 1, 209 - 217 и др.) закреплено, что только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности неприкосновенно и может быть ограничено только федеральным законом в случаях, предусмотренных ст. 55 Конституции РФ. Согласно п. "д" ст. 71 Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении РФ. Статьей 5 федерального закона регулируются отношения редакций средств массовой информации по аренде, передаче в хозяйственное ведение помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью. К тому же, статьей 6 федерального закона установлено, что все перечисленные в ст. 2-5 этого закона льготы применяются в соответствии с законодательными актами РФ. Это еще раз подтверждает, что речь идет только о федеральной собственности. Статья 132 Конституции РФ, ст. 29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделяют органы местного самоуправления полномочиями собственника муниципального имущества, а значит, правом распоряжаться им. Согласно ст. 99 Устава Амурской области представительному органу государственной власти области принадлежат полномочия собственника только областной собственности, управление и распоряжение которой осуществляет администрация области в пределах, установленных областным законодательством. Поэтому областной Совет народных депутатов не вправе своим законом устанавливать обязательность применения норм, касающихся прав собственников федерального и муниципального имущества, и правомерно указал в абзацах 4 и 7 статьи 4 Закона области только на возможность передачи в хозяйственное ведение и оплаты аренды помещений в соответствии с нормативными актами федеральных органов и представительных органов местного самоуправления. Исходя из изложенного, Амурский областной Совет народных депутатов считает, что абзацы 4 и 7 ст. 4 закона области соответствуют Конституции РФ, федеральному и областному законодательству. Заслушав пояснения сторон, заявление прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Нормы материального права, на которые ссылается Совет народных депутатов (ст.1,209 - 217 ГК РФ, ст.55 Конституции РФ), предусматривают ограничения федеральным законом гражданских прав и свобод, прав собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. В статье 5 Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 1 декабря 1995 года (в редакции федерального закона от 22 октября 1998 г. N 159-ФЗ) закрепляет иное финансирование и хозяйственное регулирование порядка государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания. Часть 2 статьи гласит: "редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические предприятия и организации, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий и передающие центры оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленные для организаций сферы культуры". В данной норме материального права определен порядок оплаты аренды помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, то есть этот порядок носит обязательный характер, а значит, и ограничивает собственника в управлении помещением, переданным в аренду средствам массовой информации. Однако, в Законе Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области" от 16 января 1997 года в ст. 4, абз. 4 указано, что редакции средств массовой информации области могут оплачивать аренду помещений по тарифам и расценкам, не превышающим установленные для организаций сферы культуры. То есть данная норма носит не обязательный, а разрешительный характер, а следовательно, она противоречит федеральному закону. В силу ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5). Кроме того, в соответствии со ст. 71, п. "д" Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находятся в ведении Российской Федерации. Абзацем 4 ст. 4 областного закона регулируется оплата аренды помещений, находящихся в федеральной собственности, что противоречит Конституции РФ и федеральному закону. Поэтому требование прокурора области в указанной части является обоснованным. Вместе с тем, в абзаце 4 регулируется оплата аренды помещений, находящихся также в муниципальной собственности. Федеральный закон не устанавливает ограничений в отношении таких помещений, следовательно, требования прокурора в этой части суд не может признать обоснованными. В соответствии с абзацем 7 ст. 4 закона Амурской области редакции могут передаваться в хозяйственное ведение помещения федеральной и муниципальной собственности, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. То есть, закон носит также разрешительный характер. Данная норма закона противоречит ст. 5 ч. 3 федерального закона, которая гласит: "Редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.". То есть, федеральный закон носит обязательный характер, предписывает передачу помещений независимо от того, в чьей собственности они находятся. Следовательно, в данной части требование прокурора является обоснованным. Областной Совет в лице его представителя, ссылаясь на ст.132 Конституции РФ, ст.29 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.99 Устава Амурской области, делает вывод о том, что областной Совет не вправе своим законом устанавливать обязательность применения норм, касающихся прав собственников федерального и муниципального имущества, и правомерно указывает в абзацах 4 и 7 ст.4 закона области только на возможность передачи в хозяйственное ведение и оплаты аренды помещений в соответствии с нормативными актами федеральных органов и представительных органов местного самоуправления. Этот вывод был бы в целом правильным, если бы оспариваемые абзацы соответствовали частям 2 и 3 ст.5 федерального закона. В связи с изложенным, руководствуясь ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, суд решил: Удовлетворить заявление прокурора Амурской области в части. Признать абзац 4 ст. 4 Закона Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области", принятый Амурским областным Советом народных депутатов 16 января 1997 года, противоречащим ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" (в редакции федерального закона от 22 октября 1998 г. N 159-ФЗ) в части оплаты аренды помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью. В части оплаты аренды помещений в зданиях, являющихся муниципальной собственностью, в удовлетворении заявления отказать. Признать абзац 7 ст. 4 этого же закона Амурской области противоречащим ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Абзац 4 ст. 4 в части оплаты аренды помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, и абзац 7 ст. 4 Закона Амурской области "Об экономической поддержке средств массовой информации и журналистских организаций в Амурской области", принятого Амурским областным Советом народных депутатов 16 января 1997 года, считать недействительными. На решение может быть принесена кассационная жалоба или принесен протест в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней через Амурский областной суд. Судья Н.В.ГРОЗА (подпись) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|