Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Амурской области от 18.07.2008 № 332-р

 



                              ГУБЕРНАТОР
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         18.07.2008   N 332-р
                            г.Благовещенск


Об утверждении Концепции
государственной молодежной
политики Амурской области


     В целях   реализации   государственной   молодежной  политики  на
территории Амурской области:
     1. Утвердить   Концепцию   государственной   молодежной  политики
Амурской области.
     2. Министерству  информационной  и  внутренней  политики  области
(Е.Н.Великанов) принять меры по реализации  Концепции  государственной
молодежной политики Амурской области.
     3. Контроль за исполнением настоящего  распоряжения  возлагаю  на
первого вице-губернатора области В.В.Марценко.


                                                           Н.А.Колесов



                                             УТВЕРЖДЕНА
                                             распоряжением губернатора
                                             Амурской области
                                             от 18.07.2008 N 332-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                 ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
                           АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

     I. Введение

     Концепция государственной  молодежной  политики  Амурской области
(далее - Концепция) определяет стратегию  и  приоритетные  направления
развития молодежной политики на 2008-2011 годы.
     Концепция основывается  на  положениях   Конституции   Российской
Федерации,  законодательства  Российской  Федерации,  законодательства
Амурской области,  на общепризнанных принципах и нормах международного
права.
     Концепция является    основой    для    исполнительных    органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц,  участвующих в реализации  государственной  молодежной
политики на территории Амурской области.
     Закон Амурской области от 28.06.2005 N 26-ОЗ  "О  государственной
молодежной  политике  в  Амурской области" определяет цели,  принципы,
основные направления молодежной политики.
     Настоящая Концепция:
     служит основой для подготовки  предложений  по  совершенствованию
правового,   методического,  научного,  кадрового  и  организационного
обеспечения молодежной политики;
     является базовым  документом  для  разработки  областных  целевых
программ и  других  нормативных  правовых  актов  в  сфере  молодежной
политики Амурской области.
     Концепция исходит из:
     признания исключительной   роли   молодежи   как  стратегического
ресурса развивающегося общества;
     понимания важности  государственной  поддержки  молодых граждан в
современных условиях;
     необходимости повышения  ответственности  органов государственной
власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия
на   принципах   сотрудничества   и   партнерства  с  организациями  и
физическими лицами  по  вопросам  защиты  прав  и  законных  интересов
молодых  граждан,  стимулирования их самостоятельности и созидательной
активности.

            II. Подходы к формированию молодежной политики
                         на современном этапе

     Молодежная политика  осуществляется в отношении молодых граждан в
возрасте  от  14  до  30  лет.  Это   период   активного   социального
становления,  социализации,  адаптации  к  различным формам социальных
отношений,   формирования   гражданской    позиции,    личностной    и
профессиональной зрелости.
     Молодежь является    самостоятельной    социально-демографической
группой,  неотъемлемой частью общества, инновационный потенциал и роль
которой необходимо учитывать во всех сферах жизни общества.
     Реализация государственной   молодежной   политики   предполагает
последовательную реализацию мер долгосрочного характера,  направленных
на  создание  условий  и  возможностей  для  успешной  социализации  и
эффективной самореализации молодежи.
     На современном этапе нельзя рассматривать молодежную политику как
средство,  направленное  преимущественно   на   создание   специальных
привилегированных  условий  для  молодежи  по  сравнению  с остальными
социальными группами и обществом в целом.  Молодежная политика  должна
формироваться   с   учетом   специфических  интересов  и  потребностей
молодежи.
     В настоящее  время  в молодежной среде наблюдается ряд негативных
тенденций и явлений:
     продолжается деформация      духовно-нравственных      ценностей,
доминируют установки  пренебрежения  к  моральным  нормам  на  пути  к
достижению личного успеха;
     медленно развиваются   культура    ответственного    гражданского
поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;
     обостряются материальные  и  моральные  проблемы  молодой  семьи,
деформируются ценности отцовства, материнства;
     ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого
поколения;
     растет криминализация молодежной среды;
     растет имущественное расслоение в молодежной среде;
     происходит разрушение  структуры  занятости,   мотивов   трудовой
деятельности - молодые люди стремятся преимущественно в сферу обмена и
перераспределения.
     С другой  стороны,  в  молодежной  среде  укрепляется  целый  ряд
позитивных тенденций:
     развивается инновационный потенциал молодежи;
     растет самостоятельность,     мобильность     и     практичность,
ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
     возрастает престижность     качественного      образования      и
профессиональной подготовки;
     растет заинтересованность в укреплении своего здоровья.
     Развитие позитивных    тенденций   и   использование   потенциала
инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского
служения  может  быть устойчивым лишь при создании эффективной системы
участия  органов  государственной  власти  и  общества   в   процессах
социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских
взаимоотношений между "взрослым" обществом и входящими в  него  новыми
поколениями.

       III. Направления молодежной политики в Амурской области

     Настоящая Концепция определяет следующие приоритетные направления
молодежной политики Амурской области:
     3.1. Создание  условий  для  профессиональной  востребованности и
занятости молодых кадров, развитие инновационного потенциала и деловой
активности молодежи.
     Реализация данного направления предполагает:
     выработку механизмов поощрения труда и инициативы молодых граждан
в различных областях производства,  науки,  культуры, искусства, сферы
обслуживания  и  других  сферах деятельности,  способствующих развитию
общества и экономическому процветанию региона;
     содействие трудоустройству  молодых  граждан по окончании учебных
заведений;
     содействие профессиональной ориентации молодежи, росту качества и
эффективности профессионального обучения;
     оказание адресной  поддержки  в  трудоустройстве  граждан,  особо
нуждающихся  в  социальной  защите,  внедрение  эффективных   программ
развития   социальной   компетентности   молодежи,   необходимой   для
продвижения на рынке труда;
     развитие взаимодействия  субъектов рынка труда в решении вопросов
трудоустройства молодых людей;
     создание условий   для  максимально  гибкого  включения  молодого
человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных
прав и интересов;
     поддержка и  популяризация  инициатив  и  начинаний  молодежи   в
социально-экономической сфере,  сфере технологий и научно-промышленных
разработок;
     проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и проектов, конкурсов
на лучшую организацию в сфере бизнеса;
     содействие формированию   трудовых   молодежных   и  студенческих
отрядов.
     Активное вовлечение  молодежи в трудовую деятельность и поощрение
ее предпринимательской активности  будет  способствовать  приобретению
молодыми  людьми положительного жизненного опыта,  росту материального
благополучия,  формированию  позитивной  общественной   ориентации   и
социальной   адаптации,   препятствовать  росту  социально  негативных
явлений в молодежной среде.
     Рост занятости   молодежи   обеспечит   преемственность  трудовых
навыков в обществе,  снизит уровень безработицы,  будет  стимулировать
рост деловой активности и самоорганизации молодых людей.
     3.2. Информационно-правовая поддержка молодежи.
     Реализация данного направления предполагает:
     информирование молодых граждан об их  правах  и  обязанностях,  о
возможностях   реализации   прав   на  охрану  здоровья,  образование,
социальное     обслуживание,     профессиональную     подготовку     и
трудоустройство,  отдых, социальную реабилитацию, помощь в преодолении
трудных жизненных ситуаций;
     осуществление мер по развитию региональной системы информационной
помощи молодежи;
     обеспечение доступа молодежи к информационным ресурсам, поддержку
информационных центров для молодежи;
     создание банка   данных   по   основным  направлениям  молодежной
политики.
     Реализация мероприятий  по  информационному  обеспечению молодежи
будет   способствовать   духовно-нравственному    и    патриотическому
воспитанию  молодежи.  Будет  формироваться  положительный образ героя
нашего времени - патриота,  труженика,  законопослушного гражданина  и
честного  человека.  Молодежь  получит доступ к информации по вопросам
образования,   трудоустройства,   организации   досуга,   деятельности
молодежных общественных организаций и другим интересующим ее темам.
     3.3. Формирование условий  для  гражданского,  патриотического  и
духовно-нравственного воспитания молодежи.
     Реализация данного направления предполагает:
     создание условий  для  развития  системы  физической  культуры  и
спорта  с   целью   массового   вовлечения   молодежи   в   регулярные
физкультурно-спортивные занятия,   занятия   туризмом,   техническими,
военноприкладными, народными видами спорта;
     поддержку деятельности   учреждений,   общественных  объединений,
реализующих   программы   по   гражданско-патриотическому   воспитанию
молодежи;
     реализацию системы мер  по  формированию  установок  толерантного
сознания и поведения молодых граждан;
     проведение развернутых социологических опросов с целью  выявления
уровня и динамики патриотизма, толерантности в молодежной среде;
     создание системы     обучения     специалистов,      занимающихся
патриотическим воспитанием молодежи;
     разработку проектов   социальной   рекламы,    направленной    на
формирование  толерантного  сознания  в  молодежной среде,  приобщение
молодежи к получению знаний по истории России, Амурской области.
     Результатом реализации  направления  станет  становление личности
гражданина-патриота,  заботящегося о  защите  интересов  Отечества,  о
материальной   и   духовной   устойчивости   российского  общества,  о
преемственности  традиций  и   нравственных   ценностей,   гражданина,
знающего  и  обогащающего  отечественную  историю и культуру,  активно
участвующего   в   государственной    и    общественной    жизни,    в
функционировании   институтов  правового  государства  и  гражданского
общества,  гражданина-труженика, имеющего образование, соответствующее
потребностям  современного  материального  и  духовного  производства,
обладающего качествами предприимчивости,  честности, добросовестности,
ответственности,    способного    проявить    себя   квалифицированным
специалистом,  предпринимателем,  грамотным потребителем,  гражданина,
ведущего    здоровый    образ   жизни,   семьянина,   заботящегося   о
воспроизводстве и воспитании последующих поколений.
     3.4. Пропаганда здорового образа жизни.  Профилактика асоциальных
явлений в молодежной среде.
     Реализация данного направления предполагает:
     поддержку программ по охране репродуктивного  здоровья  молодежи,
сохранению психического здоровья молодых граждан;
     реализацию мер по профилактической работе с  молодыми  гражданами
группы  социального  риска,  по  предупреждению асоциального поведения
среди молодежи;
     поддержку программ,   направленных   на  привлечение  молодежи  к
систематическим занятиям физической культуры и спорта;
     развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи;
     пропаганду ценностей здоровья, здорового образа жизни в средствах
массовой информации.
     Результатом реализации  данного   направления   станет   создание
системы развития у молодежи навыков здорового образа жизни,  повышение
уровня компетентности молодежи в  вопросах  тендерного  просвещения  и
социальной  гигиены,  реализация  социальными  службами  многообразных
программ,  ориентированных на  включение  самой  молодежи  в  процессы
освобождения от употребления психоактивных веществ.
     3.5. Поддержка молодежных и студенческих инициатив.
     Реализация данного направления предполагает:
     создание экономических и  организационных  условий  для  развития
молодежных,  студенческих объединений, движений и общественно значимых
инициатив и программ;
     разработку и      реализацию      мер     по     информационному,
научно-методическому обеспечению деятельности молодежных  общественных
объединений;
     поддержку создания молодежных добровольческих дружин,  молодежных
добровольческих программ;
     развитие студенческого самоуправления;
     привлечение молодежи   к  участию  в  проектной,  управленческой,
исследовательской деятельности;
     привлечение молодежи     к     участию     в    общественной    и
общественно-политической жизни,    вовлечение    молодых    людей    в
деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества.
     Реализация мероприятий по данному направлению создаст условия для
успешной  социализации  молодежи,  включения ее в систему общественных
отношений,  формирования   молодых   граждан   в   качестве   субъекта
общественной жизни.
     3.6. Создание  молодежного   регионального   кадрового   резерва.
Развитие  системы подготовки,  переподготовки и повышения квалификации
кадров по работе с молодежью.
     Реализация данного направления предполагает:
     совершенствование системы подготовки,  переподготовки и повышения
квалификации кадров, работающих с молодежью;
     стимулирование роста профессионального уровня специалистов;
     организацию специализированных    курсов,   проведение   "круглых
столов", обучающих семинаров.
     Реализация данного направления позволит усовершенствовать систему
профессиональной переподготовки работников сферы молодежной  политики,
организацию  практик  и  стажировок  молодых специалистов,  обеспечить
специалистов   по   работе   с   молодежью    в    различных    сферах
специализированной научно-методической и информационной литературой.
     3.7. Поддержка способной, талантливой и творческой молодежи.
     Реализация данного направления предполагает:
     поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;
     поощрение молодежи  за  ее  разработки  и  исследования  проблем,
имеющих значение для развития области и страны;
     привлечение молодежи   в   творческие,   научные   и   спортивные
объединения;
     внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов
и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;
     вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере
образования, науки, культуры, технологий;
     популяризацию и  пропаганду  успехов  амурской молодежи в мировом
сообществе;
     анализ и  обобщение имеющегося позитивного опыта и подготовка его
для  дальнейшего   тиражирования   в   форме   технологий,   проектов,
методических рекомендаций;
     разработку нормативно-правовой  базы   взаимодействия   различных
социальных институтов в распространении эффективных творческих практик
участия молодежи в решении социально-экономических проблем и  развития
деловой активности молодежи;
     разработку системы  развития  творческой  и  деловой   активности
молодежи;
     поддержку действующих проектов и программ по направлениям: наука,
производство,  бизнес,  политика,  социальное  творчество,  искусство,
спорт;
     востребованность и  поощрение  участников  проектов и программ по
возрастным и социальным группам (включая молодых инвалидов): учащиеся,
студенты,  военные,  работающие,  сельская молодежь,  молодые ученые и
специалисты,  молодые бизнесмены,  лидеры  и  руководители  молодежных
общественных объединений,  учителя и наставники, представители органов
власти.
     Реализация данного       направления      позволит      увеличить
интеллектуальный  потенциал  региона,  поднять   уровень   социального
оптимизма  в молодежной среде,  настроить молодых людей на поиск путей
самореализации,  будет способствовать их гражданскому становлению  как
свободных,  динамично  развивающихся,  гуманистически  ориентированных
личностей.
     3.8. Интеграция  молодых  людей,  оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, в жизнь общества.
     Реализация данного направления предполагает:
     проведение общественной      экспертизы      качества       среды
жизнедеятельности молодых людей, испытывающих трудности в интеграции и
социализации;
     развитие моделей  и  направлений  адресной  мобильной  социальной
работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
     развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи, оказавшейся
в трудной жизненной ситуации;
     распространение программ     развития     навыков     и    умений
самостоятельной жизни для  молодых  людей,  испытывающих  трудности  в
интеграции и социализации;
     поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых
людей,  оказавшихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в общественную,
социально-экономическую и культурную жизнь;
     улучшение положения молодых людей в обществе.
     Как приоритетные выделены следующие группы молодежи:
     молодые люди с инвалидностью;
     сироты и выпускники учреждений интернатного типа;
     молодые люди,  покидающие  воспитательные  колонии  и специальные
учебно-воспитательные  учреждения  (в  том  числе  несовершеннолетние,
состоящие на учете в органах внутренних дел);
     молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;
     молодые люди - мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы;
     молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами;
     молодые одинокие матери.
     Реализация мероприятий     данного      направления      позволит
консолидировать  усилия  государственных  и  общественных организаций,
работающих с  находящейся  в  тяжелой  жизненной  ситуации  молодежью;
повысить   качество  их  работы;  осуществить  постепенную  интеграцию
молодежи,  находящейся в тяжелой жизненной ситуации, в жизнь общества;
увеличить   количество   организаций   и  структур,  которые  способны
оказывать ей мобильную социальную помощь  по  интеграции  в  общество;
позволит   молодежи,   находящейся   в   тяжелой  жизненной  ситуации,
реализовать потребности в  создании  семьи,  построить  индивидуальную
траекторию  образовательного,  профессионального  и  карьерного роста,
принять деятельное активное участие в социальном служении и  процессах
самоуправления.
     3.9. Укрепление института молодой семьи.
     Реализация данного направления предполагает:
     популяризацию идей   материнства   и   отцовства    как    высших
духовно-нравственных ценностей социума;
     формирование позитивной  установки  молодежи  на  брак,  семью  и
ответственное родительство;
     создание информационной базы данных о потребностях молодой  семьи
в   юридических,   психолого-педагогических,  экономических  и  других
консультационных услугах;
     расширение сети  консультативных  центров  по  оказанию  услуг  в
решении проблем молодой семьи;
     содействие расширению  инфраструктуры района,  города,  региона в
решении бытовых проблем молодой семьи;
     развитие и  поддержку  эффективной модели помощи молодой семье на
всех уровнях государственного управления;
     развитие досуговой  сферы  в  местах  проживания  молодых семей и
организация их семейного досуга;
     привлечение общественных  организаций к работе с молодыми семьями
для развития их социальной активности.
     Реализация данного   направления  позволит  создать  условия  для
поддержки и адаптации молодых семей,  решения демографической проблемы
в  регионе,  создать  условия,  в  которых нормальная,  здоровая семья
смогла  бы  самостоятельно  решать  свои  проблемы,   выполнять   свои
важнейшие социальные функции.
     Реализация Концепции в Амурской области осуществляется на  основе
системного  проектно-программного  подхода.  В  соответствии с девятью
выделенными выше  приоритетами  разрабатывается  система  региональных
проектов  и  основных направлений государственной молодежной политики,
реализуемая в рамках целевых программ Амурской области.
     Региональный проект - это средство и инструмент непосредственного
вовлечения молодежи в решение собственных проблем и  областных  задач.
Разработанные проекты будут обращены ко всей молодежи области, откроют
возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от
пола,  национальности,  вероисповедания, профессии, места жительства и
социального  статуса,  предоставят  молодежи  выбор  тех   направлений
деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.

                  IV. Механизм реализации Концепции

     Механизм реализации  Концепции  включает  использование комплекса
организационных,    нормативно-правовых,     научно-методических     и
экономических мер, предусматривающих:
     совершенствование нормативной правовой базы реализации молодежной
политики;
     расширение межведомственного взаимодействия  в  сфере  реализации
молодежной политики;
     научно-методическое обеспечение молодежной политики;
     активное привлечение    общественных   инициатив,   осуществление
широкого социального партнерства в молодежной сфере;
     конкурсный отбор проектов,  претендующих на использование средств
областного  бюджета,   на   принципах   экономической   и   социальной
эффективности;
     системный мониторинг реализации  молодежной  политики  на  основе
совокупности объективных показателей.
     Механизм реализации    Концепции    предусматривает    разработку
следующих правовых актов и рабочих документов:
     областная целевая программа "Молодежь Амурской области  на  2009-
2011 годы";
     ежегодные координационные     планы      совместных      действий
исполнительных   органов   государственной  власти  Амурской  области,
органов местного самоуправления.

                       V. Ожидаемые результаты

     Реализация настоящей Концепции позволит:
     улучшить экономическое  положение,  социально-бытовые  и жилищные
условия молодых людей;
     способствовать формированию у молодежи чувства гражданственности,
патриотизма, уважения к истории и культурным традициям;
     повысить общественно-политическую активность молодых граждан;
     повысить духовно-нравственный,  интеллектуальный   и   творческий
потенциал молодых граждан;
     укрепить институт молодой семьи,  создать условия для преодоления
демографического кризиса;
     усовершенствовать систему социальной поддержки и правовой  защиты
молодежи;
     сформировать у молодых  граждан  потребность  в  здоровом  образе
жизни;
     повысить уровень информированности молодых граждан о своих правах
и  обязанностях,  о  возможностях  реализации прав на охрану здоровья,
образование,  социальное  обслуживание,  профессиональную  ориентацию,
трудоустройство и отдых.

Информация по документу
Читайте также