Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Амурской области от 19.05.2010 № 49-рПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 19.05.2010 N 49-р г.Благовещенск О методических рекомендациях по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области В целях организации деятельности по разработке документов стратегического планирования муниципальных образований Амурской области: 1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области (далее - документы стратегического планирования). 2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области разработать и утвердить документы стратегического планирования в соответствии с прилагаемыми методическими рекомендациями в срок до 31.12.2010. 3. Министерству экономического развития, промышленности и транспорта области (Дедюшко М.В.): оказывать органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области содействие в реализации прилагаемых методических рекомендаций по разработке документов стратегического планирования; обеспечивать регистрацию и учет документов стратегического планирования в реестре документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области. 4. Исполнительным органам государственной власти Амурской области осуществлять согласование проектов документов стратегического планирования муниципальных образований в части курируемых видов экономической деятельности (направлений работ). 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства области Т.А.Чусову. Губернатор Амурской области О.Н.Кожемяко УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Амурской области от 19.05.2010 N 49-р Методические рекомендации по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области I. Введение Настоящие методические рекомендации определяют цель, принципы разработки, состав и структуру, порядок согласования документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований. II. Основные понятия Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования (далее - стратегическое планирование муниципального образования) - регламентированная законодательством Российской Федерации, Амурской области, муниципальными правовыми актами деятельность органов местного самоуправления области и иных участников процесса стратегического планирования по прогнозированию социально-экономического развития, программно-целевому планированию и стратегическому контролю, направленная на повышение уровня социально-экономического развития муниципального образования, рост благосостояния граждан. Прогнозирование социально-экономического развития муниципального образования - деятельность по разработке научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития муниципального образования, определению параметров социально-экономического развития муниципальных образований, достижение которых обеспечивает реализацию целей социально-экономического развития муниципального образования и приоритетов социально-экономической политики. Программно-целевое планирование муниципального образования - деятельность, направленная на определение целей социально-экономического развития муниципального образования, приоритетов социально-экономической политики органов местного самоуправления, а также формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение указанных целей и приоритетов. Документы стратегического планирования - документы, разрабатываемые и утверждаемые органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Россииской Федерации, Амурской области и муниципальных образований в целях обеспечения процесса стратегического планирования. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу - документ стратегического планирования, определяющий цели социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу и механизмы обеспечения процесса их достижения. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему количественных показателей социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период, характеризующих изменение экономической структуры и пропорций, факторов производства и потребления, уровня жизни, образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период - документ стратегического планирования, определяющий на среднесрочный (долгосрочный) период мероприятия, направленные на достижение поставленных в стратегии социально-экономического развития муниципального образования целей в увязке с ресурсами, необходимых для их согласованной реализации. Корректировка документа стратегического планирования - частичное изменение данных документа без изменения периода, на который разрабатывался документ. Стратегический контроль - деятельность по мониторингу социально-экономического развития муниципального образования и оценке: процесса прогнозирования и программно-целевого планирования; документов стратегического планирования; реализации положений документов стратегического планирования. Мониторинг социально-экономического развития муниципального образования - наблюдение, сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии и степени достижения целей социально-экономического развития. Приоритет социально-экономической политики - предпочтительное с точки зрения эффективности направление и способ действий по достижению целей социально-экономического развития. Цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями. Задача социально-экономического развития - ограниченный по времени комплекс взаимосвязанных мероприятий в рамках направления достижения цели социально-экономического развития. Результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями. Среднесрочный период (перспектива) - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от 3 до 6 лет. Долгосрочный период (перспектива) - период, продолжительностью 6 и более лет, для долгосрочных целевых программ - период, продолжительностью 3 и более лет. III. Функции системы стратегического планирования муниципального образования Основными функциями системы стратегического планирования муниципального образования являются: определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития муниципального образования, выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития муниципального образования; определение целей социально-экономического развития муниципального образования и приоритетов социально-экономической политики; определение основных показателей бюджетной системы муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективы; выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов; формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития муниципального образования в соответствующих сферах социально-экономического развития муниципального образования; определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования; координация планируемых действий по достижению целей социально-экономического развития муниципального образования между органами местного самоуправления, коммерческими организациями и гражданским обществом; осуществление стратегического контроля; научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования. IV. Принципы стратегического планирования муниципального образования Стратегическое планирование муниципального образования базируется на принципах: единства и целостности; внутренней сбалансированности; результативности и эффективности функционирования; самостоятельности выбора путей решения задач; ответственности участников процесса стратегического планирования; прозрачности (открытости); достоверности и реалистичности; финансовой обеспеченности. Принцип единства и целостности системы стратегического планирования муниципального образования означает единство принципов организации и функционирования системы стратегического планирования муниципального образования, единство порядка осуществления процесса стратегического планирования муниципального образования и формирования отчетности по реализации документов стратегического планирования. Принцип внутренней сбалансированности системы стратегического планирования муниципального образования означает согласованность основных элементов системы стратегического планирования между собой по целям социально-экономического развития, задачам и мероприятиям. Принцип результативности и эффективности функционирования системы стратегического планирования муниципального образования означает, что выбор способов и методов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов. Принцип самостоятельности выбора путей решения задач означает, что участники процесса стратегического планирования муниципального образования в пределах своей компетенции самостоятельны в выборе путей и методов достижения целей и решения задач социально-экономического развития. Принцип ответственности участников процесса стратегического планирования муниципального образования означает, что участники процесса несут ответственность за эффективность решения задач и осуществление мероприятий по достижению целей социально-экономического развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принцип прозрачности (открытости) процесса стратегического планирования муниципального образования означает, что документы, разрабатываемые в рамках системы стратегического планирования муниципального образования, за исключением положений, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, подлежат официальному опубликованию, проекты документов являются предметом общественного обсуждения. Принцип достоверности и реалистичности означает обоснованную возможность достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, установленных в рамках системы стратегического планирования муниципального образования, а также обоснованность показателей, используемых в процессе стратегического планирования муниципального образования. Принцип финансовой обеспеченности означает, что при разработке и утверждении документов стратегического планирования муниципального образования, предусматривающих осуществление расходов, должны быть определены источники их финансирования с учетом основных показателей бюджетной системы муниципального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу. V. Состав документов стратегического планирования К документам стратегического планирования, разрабатываемым в муниципальных образованиях, относятся: стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу; долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета муниципального образования; документы территориального планирования муниципального образования; программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период; прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период. Проекты документов стратегического планирования муниципального образования, за исключением долгосрочных целевых программ, подлежат общественному обсуждению. Формы и порядок общественного обсуждения документов стратегического планирования муниципального образования определяются органом местного самоуправления. VI. Основы разработки документов стратегического планирования 6.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу разрабатывается в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития Амурской области, на основе прогноза социально-экономического развития Амурской области на среднесрочный период, иных документов федерального и областного уровня, отражающих государственную политику в сфере социально-экономического развития муниципальных образований. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу служит основой для разработки целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета муниципального образования, документов территориального планирования муниципального образования, программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу утверждается органами местного самоуправления муниципального образования. Порядок и период, на который разрабатывается Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, определяется муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления. Корректировка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу производится по решению органов местного самоуправления муниципального образования. Контроль за реализацией Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу в части соответствия фактических значений плановым значениям показателей индикаторов осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования. 6.2. Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета муниципального образования, разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономической политики, определенными стратегией социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Порядок разработки, а также сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются муниципальными правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления. 6.3. Документы территориального планирования муниципального образования разрабатываются на основе стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу и целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета муниципального образования. Порядок подготовки, согласования и утверждения, а также требования к содержанию документов территориального планирования муниципального образования определяются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. 6.4. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период разрабатывается на основе стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период. Порядок разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период, включая сроки ее разработки, определяются муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления. Корректировка программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период производится по решению органов местного самоуправления муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования утверждает программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период и осуществляет контроль за ее реализацией. 6.5. Прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период разрабатывается с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Амурской области на среднесрочный период, стратегии социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу. Прогноз социально-экономического развития муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее трех лет. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период определяется органами местного самоуправления муниципального образования. VII. Структура документов стратегического планирования 7.1. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу (стратегия) состоит из следующих разделов: 7.1.1. Введение (краткая характеристика системы утвержденных документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования с указанием даты их утверждения и срока действия, статуса и их связь с аналогичными документами органов государственной власти Российской Федерации и Амурской области). 7.1.2. Раздел 1 "Общая характеристика территории". Общая характеристика территории излагается по следующей структуре: 1) географическое положение (географическое положение, природно-климатические условия); 2) потенциал природных ресурсов (наличие минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных, животных ресурсов). 7.1.3. Раздел 2 "Анализ социально-экономического развития муниципального образования". Анализ социально-экономического развития проводится за последние 5 лет и включает: 1. Анализ основных общеэкономических тенденций развития муниципального образования: 1) демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов (особенности освоения территории, сложившаяся система расселения. Данные о численности населения (в т. ч. трудоспособного возраста, старше и моложе трудоспособного возраста), среднегодовой численности населения, его половозрастной состав, доля городского и сельского населения, коэффициенты естественного движения населения, миграционные потоки, структура численности занятых по основным видам экономической деятельности, характеристика ситуации на рынке труда); 2) экономический потенциал (структура экономики по видам экономической деятельности и формам собственности; характеристика основных видов деятельности, относящихся к материальному производству (промышленное производство, сельское и лесное хозяйство, строительство), включая объемы и структуру производства, их роль в экономике региона; динамика и структура инвестиций, в том числе бюджетных; развитие малого бизнеса и предпринимательства); 3) уровень развития базовой инфраструктуры: транспортная инфраструктура (характеристика положения территории по отношению к национальной транспортной сети, связь с важными экономическими регионами страны, грузооборот и пассажирооборот транспорта); энергетический потенциал (потребность и производство электроэнергии, энергоэффективность экономики); коммуникационная инфраструктура (оценка текущего состояния средств связи, потребности, основные операторы); 4) потребительский рынок (анализ состояния потребительского рынка товаров и услуг, с выделением его основных показателей (оборота розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению, индекса потребительских цен); 5) жилищное хозяйство и инженерная инфраструктура (уровень обеспеченности населения жильем с безопасными и благоприятными условиями проживания и качественными коммунальными услугами, а также реализация мероприятий в рамках реформы жилищно-коммунального хозяйства; 6) уровень развития социальной инфраструктуры: образование (анализ уровня обеспеченности населения образовательными услугами, образовательный потенциал населения, уровень обеспеченности педагогическими кадрами); социальное обеспечение (состояние системы социальной защиты населения и участие в социальных реформах, формирование муниципального жилищного фонда социального найма); здравоохранение (анализ уровня обеспеченности населения услугами учреждений здравоохранения, кадрами); физическая культура и спорт (характеристика обеспеченности населения услугами физической культуры и спорта, спортивными учреждениями, кадрами); культура (историко-культурные особенности муниципального образования: исторические этапы, национальные особенности; историко-культурные традиции; этнокультурная ситуация, анализ уровня обеспеченности муниципальными учреждениями культуры: общедоступными библиотеками, культурно-досуговыми учреждениями, музеями, детскими школами искусств; обеспеченности населения услугами учреждений культуры, кадрами); 7) уровень жизни населения (доходы и расходы населения, заработная плата, пенсии, задолженность по выплате заработной платы); 8) бюджетный и налоговый потенциал (характеристика крупнейших налогоплательщиков, доля поступлений в бюджет местных налогов с выделением налога на имущество физических лиц и земельного налога), анализ структуры доходной и расходной части бюджета, доля доходной и расходной части бюджета от владения, использования и распоряжения муниципальным имуществом); 9) муниципальная собственность (анализ структуры объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования в динамике содержащий количественные показатели, а также анализ соответствия объектов недвижимости муниципальной собственности вопросам местного значения муниципального образования, анализ доходов от использования муниципального имущества, уровень убыточности муниципального имущества). 2. Сравнительная рейтинговая оценка уровня социально-экономического развития муниципального образования. Приводятся показатели, характеризующие позиционирование муниципального образования среди других аналогичных муниципальных образований области и относительно среднего областного уровня, а также значимость муниципального образования для экономики области по отдельным видам продукции и услуг. 3. Анализ конкурентных преимуществ и особенностей развития. SWOT-анализ. 7.1.4. Раздел 3 "Основные цели и направления развития муниципального образования". 1. Определяются стратегическая цель и направления социально-экономического развития муниципального образования. На основании анализа ситуации социально-экономического развития муниципального образования формулируются: стратегическая цель (миссия или видение); цели социально-экономического развития муниципального образования и показатели их достижения; основные направления достижения целей социально-экономического развития муниципального образования; задачи, решение которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития муниципального образования. 2. Целевой сценарий развития муниципального образования как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Целесообразно предусмотреть разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, включающих инерционный сценарий и вариант, учитывающий активные действия. При рассмотрении нескольких вариантов сценариев развития на основании выявленных рисков и ресурсных возможностей определяется целевой сценарий развития муниципального образования. 7.1.5. Раздел 4 "План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и эффективность его реализации". План мероприятий по реализации стратегии включает наименование целей социально-экономического развития муниципального образования, задач направленных на их достижение с указанием мероприятий, реализуемых в рамках решения задач, ответственного исполнителя, срока исполнения, эффективности реализации мероприятия. Структура плана мероприятий по реализации стратегии в разрезе задач, направленных на достижение целей социально-экономического развития муниципального образования, определяется следующими механизмами: организационно-управленческий механизм, включающий систему управления, ориентированную на выполнение намеченного плана мероприятий по реализации стратегии; нормативно-правовой механизм, включающий определение приоритетов законотворческой деятельности, формирование пакета нормативных правовых актов, регламентирующих процесс реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также организацию мониторинга их исполнения; финансово-экономический механизм, решающий вопросы привлечения инвесторов; механизм мониторинга, оценки и корректировки стратегии социально-экономического развития муниципального образования. 7.2. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период. 7.2.1. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя следующие разделы: 7.2.2. Паспорт, содержащий цели, сроки реализации, ожидаемые целевые результаты реализации, общие инвестиционные затраты на реализацию с разбивкой по этапам ее реализации, показатели системной эффективности (социально-экономической, бюджетной, коммерческой). 7.2.3. Раздел 1 "Характеристика проблемы", содержащий анализ причин возникновения проблемы, обоснование ее связи с приоритетами социально-экономического развития, технико-экономическое обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом. 7.2.4. Раздел 2 "Основные цели и задачи", содержащие развернутые формулировки целей и задач с указанием сроков и этапов реализации, а также показатели результативности. 7.2.5. Раздел 3 "Перечень программных мероприятий", содержащий мероприятия, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах, сроках и исполнителях. 7.2.6. Раздел 4 "Обоснование ресурсного обеспечения", содержащий обоснование объема финансовых средств, необходимых для реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств бюджета муниципальных образований Амурской области) внебюджетных средств, для реализации программных мероприятий и описание механизма привлечения этих средств. 7.2.7. Третий и четвертый разделы могут быть изложены в табличном варианте с указанием сроков, исполнителей, объемов, периодов и др. показателей. 7.2.8. Раздел 5 "Механизм реализации", содержащий взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических и правовых рычагов, обеспечивающих решение проблем. 7.2.9. Раздел 6 "Оценка эффективности", содержащий прогноз ожидаемых социальных, экономических, бюджетных и коммерческих результатов (с разбивкой по годам) на дату окончания этапов и действия программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в целом. VIII. Порядок согласования документов стратегического планирования К документам стратегического планирования, на которые распространяется данный порядок согласования, относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу и программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период. Порядок согласования документов стратегического планирования включает в себя: 8.1. Разработку и одобрение главой муниципального образования документов стратегического планирования. 8.2. Рассмотрение документов стратегического планирования с руководителями организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, с представителями общественных, научных организаций, главами и депутатами сельских поселений, расположенных на территории муниципального образования. 8.3. Согласование документов стратегического планирования в исполнительных органах государственной власти области по курируемым ими видам экономической деятельности (направлениям работ) в части полномочий субъекта Российской Федерации. Документы стратегического планирования в официальном порядке представляются муниципальным образованием для согласования исполнительным органам государственной власти области одновременно в соответствии с листом согласования. Срок согласования документов стратегического планирования исполнительными органами государственной власти области - не более 30 дней. Документы стратегического планирования, доработанные с учетом замечаний и предложений исполнительных органов государственной власти области, заслушиваются министерством экономического развития, промышленности и транспорта области. По результатам заслушивания принимается окончательное решение о соответствии документов стратегического планирования замечаниям и предложениям исполнительных органов государственной власти области. 8.4. Вынесение документов стратегического планирования на публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) муниципальным правовым актом, принятым органом местного самоуправления. 8.5. Утверждение документов стратегического планирования (осуществляется в соответствии с действующим положением (Уставом) и иными муниципальными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления). 8.6. Представление утвержденных документов стратегического планирования муниципальных образований в министерство экономического развития, промышленности и транспорта области для включения в реестр документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области. IX. Порядок внесения изменений в документы стратегического планирования К документам стратегического планирования, на которые распространяется данный порядок согласования, относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу и программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный (долгосрочный) период. Внесение изменений и дополнений в документы стратегического планирования муниципальных образований производится в соответствии с действующим положением (Уставом) и иными муниципальными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления. Документы стратегического планирования муниципальных образований с внесенными в них корректировками проходят согласование в исполнительных органах государственной власти. Срок согласования документов стратегического планирования с внесенными в них корректировками исполнительными органами государственной власти области - не более 30 дней. Документы стратегического планирования, доработанные с учетом замечаний и предложений исполнительных органов государственной власти области, заслушиваются министерством экономического развития, промышленности и транспорта области. По результатам заслушивания принимается окончательное решение о соответствии документов стратегического планирования замечаниям и предложениям исполнительных органов государственной власти области. Утверждение доработанных документов стратегического планирования осуществляется в соответствии с действующим положением (Уставом) и иными муниципальными правовыми актами, принятыми органом местного самоуправления. Утвержденные документы стратегического планирования муниципальных образований с внесенными в них корректировками представляются в министерство экономического развития, промышленности и транспорта области для внесения изменений в реестр документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований Амурской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|