Расширенный поиск

Протест Прокурора Амурской области от 30.04.1999 № 7-09/42-99

 
  30 апреля 1999 года                                   Председателю
   N 7-09/42-99                                             Амурского
                                                    областного Совета
                                                   народных депутатов
   
                                ПРОТЕСТ
            НА П. 4 Ч. 1 СТ. 2, П. 3 СТ. 3, П. 11 Ч. 1 СТ.4,
             Ч. 2 СТ. 4, Ч. 6 СТ. 5 ЗАКОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
              N 103-ОЗ ОТ 2 НОЯБРЯ 1998 ГОДА "ОБ ОБЛАСТНОМ
                   ВНЕБЮДЖЕТНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ФОНДЕ"
   
        22 октября 1998  года  Амурским  областным  Советом  народных
   депутатов принят Закон Амурской области "Об областном внебюджетном
   экологическом фонде" N 103-ОЗ. 2 ноября 1998  года  Закон подписан
   Главой Администрации Амурской области.
        Данный закон   в   части   не   соответствует    действующему
   законодательству по следующим основаниям.
        Статья 72 Конституции  Российской  Федерации  относит  охрану
   окружающей   среды  и  обеспечение  экологической  безопасности  к
   совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.
        1. Законом  РСФСР  "Об  охране  окружающей  природной  среды"
   установлено,  что  система  внебюджетных   экологических   фондов,
   объединяющая   федеральный  экофонд,  областные  и  местные фонды,
   создается  для  решения  неотложных  природоохранительных   задач,
   восстановления  потерь  в окружающей природной среде,  компенсации
   причиненного вреда и других природоохранительных задач (ч.1  ст.21
   Закона).  Запрещается расходование средств экологических фондов на
   цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. Положения
   данной   статьи  исчерпывающие  и  расширительному  толкованию  не
   подлежат.  В законе отсутствует норма  на  возможное использование
   средств   экофондов  на  расходы,  возникающие  от  функциональной
   деятельности органов по охране окружающей среды.
        Статьей 22  Закона  РФ  "Об  основах бюджетных прав и прав по
   формированию и использованию внебюджетных фондов  представительных
   и   исполнительных  органов  государственной  власти  республик  в
   составе   РФ...,   краев,   областей,   ...    органов    местного
   самоуправления"  предусмотрено,  что  средства внебюджетных фондов
   изъятию  не  подлежат  и  расходуются  в  соответствии  с  целевым
   назначением.
        В нарушение вышеуказанного законодательства Законом  Амурской
   области  установлено,  что  средства  внебюджетного экологического
   фонда могут расходоваться на:
        - финансовую поддержку деятельности специально уполномоченных
   государственных органов в области охраны окружающей среды и  особо
   охраняемых природных территорий (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона области);
        - учебу и переподготовку кадров (п. 8 ч. 1 ст. 4);
        - поддержку органов государственного  экологического контроля
   (п. 11 ч. 1 ст. 4);
        - развитие     материально-технической     базы    специально
   уполномоченных государственных органов, участвующих в формировании
   доходной части Амурэкофонда (п. 4 ч. 2 ст. 4).
        Кроме того, п.6 ст.5 установлены защищенные  статьи  расходов
   Амурэкофонда на  поддержку   инспекции   экологического   контроля
   государственного комитета по охране окружающей среды области и  на
   поддержку государственных заповедников области.
        Все вышеприведенные  нормы  Закона   Амурской   области   "Об
   областном   внебюджетном   экологическом   фонде"   направлены  на
   использование   средств   экофонда   на   расходы,   связанные   с
   функциональной деятельностью комитета, что является недопустимым.
        По аналогичному вопросу состоялось решение президиума Высшего
   арбитражного  суда  РФ N 4118/98 от 27 октября 1998 года,  которым
   признан недействительным п.  1 Постановления Сахалинской областной
   Думы от 23 июня 1997 г. N 10/205-2 "О письме председателя комитета
   по  охране  окружающей  среды  и  природных  ресурсов  Сахалинской
   области".
        2. Законом   "Об   охране   окружающей    природной    среды"
   установлено,  что  средства  экологических  фондов  зачисляются на
   специальные счета учреждений банков и распределяются  в  следующем
   порядке:
        - 60%  - на реализацию природоохранных  мероприятий  местного
   (городского, районного) значения;
        - 30%  - на реализацию природоохранных мероприятий областного
   значения;
        - 10%   -   на   реализацию    природоохранных    мероприятий
   федерального значения (ст. 21 ч. 3 Закона).
        Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1992 г.  N 442  "О
   федеральном   экологическом   фонде   и  экологических  фондах  на
   территории РФ" Министерству финансов РФ и Министерству экологии  и
   природных  ресурсов  РФ  было  установлено разработать и утвердить
   порядок направления в федеральный и  территориальные  внебюджетные
   экологические  фонды  поступающих  средств  (п.  6 постановления).
   Данный   "Порядок   направления    предприятиями,    учреждениями,
   организациями  и гражданами средств в государственные внебюджетные
   экологические фонды" был разработан и зарегистрирован в Минюсте РФ
   25  февраля  1993  года  за  N  162  и  доведен  до  сведения всех
   заинтересованных лиц.
        Разделом 3   Порядка  предусмотрено,  что  в  соответствии  с
   Законом РСФСР "Об охране окружающей  природной  среды",  средства,
   поступающие  от  предприятий  и  граждан  аккумулируются на счетах
   экологических фондов областей,  а затем распределяются в следующем
   порядке:
        - 60% средств направляются на реализацию природоохранительных
   мероприятий    местного   (городского,   районного)   значения   с
   зачислением соответствующих  сумм  на  счета  городских,  районных
   экологических фондов.
        Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного
   самоуправления  в РФ" установлено,  что муниципальные внебюджетные
   фонды являются  муниципальной  собственностью  (ст. 29 Закона).  К
   предметам  ведения  местного  самоуправления  относится  участие в
   охране окружающей среды на территории муниципального  образования.
   Неперечисление    денежных    средств   на   экологические   счета
   муниципальных образований, нарушает их право собственности и право
   расходования   денежных   средств   на   охрану  окружающей  среды
   муниципальных образований.
        Таким образом,   положение   Закона   Амурской   области  "Об
   областном   внебюджетном   экологическом   фонде",    установившее
   оставление 60% средств, предназначенных для перечисления в местные
   экофонды, в  распоряжении  Амурэкофонда  и  использование  их  для
   решения экологических задач местного значения, незаконно.
        На основании изложенного,  руководствуясь ст. 23 Закона РФ "О
   прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:
        1. Внести изменения в Закон Амурской  области  "Об  областном
   внебюджетном  экологическом  фонде" от 2 ноября 1998 года, в связи
   с чем исключить следующие нормы:
        - п.  1  ст.  2,  в  части  финансовой поддержки деятельности
   специально  уполномоченных  государственных   органов  в   области
   охраны  окружающей  среды  и особо охраняемых природных территорий
   области;
        - п.  1  ст.  4,  в  части  учебы  и  переподготовки  кадров,
   поддержки      органов       государственного       экологического
   предпринимательства  и рационального природопользования,  развития
   рынка экологических товаров и услуг,  экологического страхования и
   аудита;
        - п.  2 ст.  4. в части развития материально-технической базы
   специально  уполномоченных  государственных органов в формировании
   доходной части Амурэкофонда;
        - п.   6   ст.   5,   в   части   -  в  бюджете  Амурэкофонда
   устанавливаются  защищенные  статьи   расходов   Амурэкофонда   на
   поддержку   инспекции   экологического  контроля  государственного
   комитета  по   охране   окружающей   среды,   как   противоречащие
   действующему федеральному законодательству.
        2. П.  3 ст.  3 Закона изложить в новой  редакции,  исключить
   слова "остаются в распоряжении Амурэкофонда",  заменив их на слова
   "зачисляются на счета городских,  районных экофондов" и  далее  по
   тексту.
        Протест подлежит  обязательному  рассмотрению  на   ближайшем
   заседании областного Совета народных депутатов.
        О результатах рассмотрения протеста  сообщить  в  прокуратуру
   области в письменной форме.
   
                                                             Прокурор
                                                    Амурской области,
                                             государственный советник
                                                     юстиции 3 класса
                                                            С.А.КУЧЕР

Информация по документу
Читайте также