Расширенный поиск

Представление Начальника Главного управления Центробанка РФ Амурской области от 10.06.2010 № 684-О-О

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  о прекращении производства по делу о проверке конституционности
   части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие
    Жилищного кодекса Российской  Федерации" в связи с жалобой
                   Администрации города Кемерово

     город Санкт-Петербург                        10 июня 2010 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
председательствующего  -  судьи  Ю.М.Данилова,  судей Л.М.Жарковой,
В.Д.Зорькина,    Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,     М.И.Клеандрова,
А.Н.Кокотова, Н.В.Мельникова, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова,
     заслушав в заседании палаты  сообщение  судьи  Н.В.Мельникова,
проводившего на основании  статьи 49  Федерального конституционного
закона "О Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  подготовку
дела к слушанию,

                        у с т а н о в и л:

     1. Администрация  города Кемерово обратилась в Конституционный
Суд  Российской  Федерации  с  жалобой,  в   которой   оспаривается
конституционность части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении
в    действие    Жилищного    кодекса    Российской     Федерации",
предусматривающей,  что  земельный участок,  на котором расположены
многоквартирный дом и иные входящие в состав  такого  дома  объекты
недвижимого  имущества,  который  был  сформирован  до  введения  в
действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении  него
проведен  государственный  кадастровый учет,  переходит бесплатно в
общую   долевую    собственность    собственников    помещений    в
многоквартирном доме.
     По мнению заявителя,  названное  законоположение  противоречит
статьям  8,  12,  18,  55,  130,  132  и 133 Конституции Российской
Федерации,    поскольку     по     смыслу,     придаваемому     ему
правоприменительной  практикой,  допускает "автоматическое",  т. е.
без какого-либо волеизъявления правообладателя,  прекращение  права
государственной   или   муниципальной  собственности  на  земельные
участки,  находящиеся под многоквартирным домом,  и, как следствие,
прекращение  полномочий  органов  государственной  власти и органов
местного самоуправления по распоряжению ими.
     Как следует из представленных материалов, судебная коллегия по
гражданским    делам Кемеровского областного суда  определением  от
3 апреля  2009  года  отменила  решение  суда  первой  инстанции  и
удовлетворила исковые требовании гражданина А.М.Никитина к Комитету
по  управлению  муниципальным имуществом города Кемерово и Комитету
по управлению  государственным  имуществом  Кемеровской  области  о
признании  недействительными  договоров аренды земельных участков и
применении последствий недействительности ничтожной сделки,  указав
при  этом,  что   в  силу  части  2  статьи  16 Федерального закона
"О введении в  действие  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации"
земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные
входящие в состав  такого  дома  объекты  недвижимого  имущества  и
который   до  введения  в  действие  Жилищного  кодекса  Российской
Федерации  был  учтен  в  Едином  государственном  реестре  земель,
предусмотренном  Федеральным  законом  "О государственном земельном
кадастре",  переходит  бесплатно  в  общую  долевую   собственность
собственников  помещений  в  многоквартирном доме с даты введения в
действие данного Кодекса,  т. е. с 1 марта 2005 года, в специальном
порядке  -  без  обращения  с  соответствующим  заявлением в органы
публичной власти и без принятия ими решения о переходе прав на него
к собственникам помещений в многоквартирном доме.
     В соответствии со  статьей  42  Федерального  конституционного
закона   "О   Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  жалоба
Администрации города Кемерово была  принята  Конституционным  Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
     2. В Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П  Конституционный
Суд  Российской  Федерации признал положения частей 2 и 5 статьи 16
Федерального  закона  "О  введении  в  действие  Жилищного  кодекса
Российской  Федерации"  во  взаимосвязи  с  частями 1 и 2 статьи 36
Жилищного кодекса  Российской  Федерации,  пунктом  3  статьи  3  и
пунктом  5  статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации - как
предусматривающие   переход   в   общую    долевую    собственность
собственников  помещений  в  многоквартирном доме сформированного и
поставленного на кадастровый учет  земельного  участка  под  данным
домом  без  принятия  органами  государственной власти или органами
местного  самоуправления  решения   о   предоставлении   им   этого
земельного   участка   в   собственность   и   без  государственной
регистрации   перехода   права   собственности   на   него   -   не
противоречащими Конституции Российской Федерации.
     При этом Конституционный Суд  Российской  Федерации  пришел  к
следующим выводам.
     2.1. Признание  на  конституционном   уровне   права   частной
собственности  на  землю обусловило закрепление в Земельном кодексе
Российской Федерации в числе  принципов,  на  которых  основываются
акты   земельного   законодательства,   единство  судьбы  земельных
участков  и  прочно  связанных  с  ними  объектов:  согласно  этому
принципу  все  прочно  связанные  с  земельными  участками  объекты
следуют  судьбе  земельных  участков,   за   исключением   случаев,
установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
     Реализуя свои  дискреционные  полномочия  в  области  правовой
регламентации  отношений,  объектом  которых   являются   земельные
участки, на которых расположены многоквартирные  дома,  федеральный
законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых
помещений в  таких  домах  -  исходя  из  правовой  природы  общего
имущества  многоквартирных  домов  как   имущества,   не   имеющего
самостоятельной  потребительской  ценности  и  предназначенного   в
первую очередь для обеспечения возможности  пользования  указанными
помещениями, - установил в Жилищном  кодексе  Российской  Федерации
общее правило о  принадлежности  земельного  участка  собственникам
помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и  2
статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской  Федерации"  -  специальные  порядок  и  условия
перехода такого земельного участка в  общую  долевую  собственность
собственников помещений в  многоквартирном  доме,  который  на  нем
расположен (статья 16).
     2.2. Закреплением  в  числе   основ   конституционного   строя
Российской  Федерации  многообразия  форм  собственности  на  землю
(статья  9  Конституции   Российской   Федерации)   обусловливается
разграничение  прежде единой государственной собственности на землю
на  собственность  Российской  Федерации,  собственность  субъектов
Российской  Федерации  и  собственность  муниципальных образований,
которое  в  качестве  принципа  закреплено  в   Земельном   кодексе
Российской   Федерации   и   правовые  основы  и  порядок  которого
устанавливаются федеральным законом.
     Реализуя свои   дискреционные   полномочия   в   этой   сфере,
федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления
осуществление   управления  и  распоряжения  земельными  участками,
находящимися в  муниципальной  собственности  (часть  2  статьи  11
Земельного  кодекса  Российской  Федерации),  а  также распоряжение
земельными участками,  государственная собственность на которые  не
разграничена,   если   иное   не   предусмотрено  законодательством
Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от  25  октября
2001  года  N  137-ФЗ  "О  введении  в  действие Земельного кодекса
Российской Федерации").
     В существующей  застройке  поселений  переход  к собственникам
помещений в многоквартирном доме права собственности  на  земельный
участок,  на котором он расположен, - учитывая, что такой земельный
участок,  как и другое общее имущество в многоквартирном  доме,  не
имеет  самостоятельной потребительской ценности и иного назначения,
кроме обслуживания жилых и нежилых помещений  в  этом  доме,  -  не
может  расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного
образования,  которое фактически не имеет возможности  использовать
земельный  участок  под  многоквартирным  домом  иначе,  как  путем
распоряжения  правом  на  него  (например,  с  помощью   заключения
договоров аренды).
     Между тем - исходя из публично-правовой  природы  деятельности
органов   государственной   власти   и   местного   самоуправления,
обусловленной  публичным  характером  материально-финансовых  основ
государственных    и    муниципальных    образований   (Определение
Конституционного   Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года
N 1312-О-О),  -  формирование  бюджета  муниципального  образования
должно  производиться  в   первую   очередь   путем   использования
механизмов  публичного  (в  том числе налогового) законодательства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении
от   18  июля  2008  года  N  10-П,  расходы  публичной  власти  на
осуществление ее конституционных функций покрываются  прежде  всего
за  счет  такой  необходимой составной части бюджета,  как налоги и
сборы,   а   также   за   счет   внебюджетных   средств,    имеющих
публично-целевое назначение.
     В силу принципа платности землепользования (пункт  7  части  1
статьи   1   Земельного   кодекса   Российской  Федерации)  переход
земельного  участка  под  многоквартирным  домом  в   собственность
собственников  помещений  в  этом доме означает возникновение у них
обязанности  по  уплате  земельного  налога,  который  относится  к
местным  налогам  и плательщиками которого признаются организации и
физические  лица,  обладающие  на  праве  собственности  земельными
участками, расположенными в пределах муниципального образования, на
территории которого введен налог (статьи 15,  387 и 388  Налогового
кодекса Российской Федерации).
     Тем самым достигается  соблюдение  вытекающего  из  статьи  17
Конституции  Российской  Федерации  требования  обеспечения баланса
прав  и  интересов  участников  соответствующих  правоотношений,  а
именно  собственников помещений в многоквартирном доме и публичного
образования,  из земель которого  передается  в  их  общую  долевую
собственность земельный участок под этим домом.
     3. Таким образом,  вопрос, поставленный в жалобе Администрации
города  Кемерово,  разрешен  в  Постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П,  а потому  начатое
Конституционным  Судом  Российской  Федерации производство подлежит
прекращению.
     Исходя из  изложенного  и руководствуясь статьей 6,  пунктом 3
части первой статьи 43,  статьей  68  и  частью  первой  статьи  79
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Прекратить    производство    по    делу     о     проверке
конституционности части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении
в действие  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации"  в  связи  с
жалобой Администрации города Кемерово.
     2. Настоящее  Определение  окончательно   и   обжалованию   не
подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председательствующий -
     судья Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 684-О-О

Информация по документу
Читайте также