Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Амурской области от 13.05.2002 № 287

                     АДМИНИСТРАЦИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                          ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          13.05.2002   N 287
                            г.Благовещенск


О ходе реализации реформы ЖКХ в
Амурской области и перспективах
ее развития на 2002-2010гг.

     Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 N
425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации"
Администрацией     области,    органами    местного    самоуправления,
предприятиями   ЖКХ   проводится  работа  по   переводу   отрасли   на
самоокупаемость,  с одновременным обеспечением мер  социальной  защиты
малообеспеченных  семей.  В ходе этой работы решаются  организационно-
правовые,  финансовые,  технические,  социальные  и  другие   вопросы.
Переход  на  новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг  позволил
сократить долю затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства  в
консолидированном бюджете области с 40% в 1997г. до 18% в 2001г.
     Вместе    с    тем   реализация   жилищно-коммунальной    реформы
осуществляется     недостаточными     темпами.     Низкий      уровень
платежеспособности населения и дефицит местных бюджетов  не  позволяет
на  должном  уровне  содержать  жилищный  фонд  и  объекты  инженерной
инфраструктуры,  увеличивать объемы их ремонта.  Продолжает  нарастать
износ   основных  фондов  жилищно-коммунального  хозяйства,  снижается
надежность работы систем жизнеобеспечения.
     Эти  недостатки  тормозят  развитие реформы  в  системе  жилищно-
коммунального хозяйства.
     В  целях  дальнейшего  повышения  эффективности  функционирования
объектов  жизнеобеспечения, качества предоставляемых услуг  населению,
обеспечения  экономической  сбалансированности  мероприятий   жилищно-
коммунальной реформы с реальными доходами бюджетов городов  и  районов
области и доходами населения

     ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Одобрить     Концепцию    "Реформирование    и    модернизация
жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010гг.".
     2. Рекомендовать главам органов местного самоуправления:
     продолжить  работу по осуществлению реформы жилищно-коммунального
хозяйства,   направленную  на  повышение  надежности  функционирования
жилищно-коммунальной отрасли, качества предоставляемых услуг, снижение
непроизводительных расходов;
     разработать  и  в срок до 20.05.2002 представить  в  комитет  ЖКХ
Администрации   области  муниципальные  программы   реформирования   и
модернизации   ЖКХ   на   2003-2010гг.   с   определением   источников
финансирования   и  перечнем  объектов,  подлежащих  реконструкции   и
модернизации в 2003-2005гг.
     3. Считать  приоритетной задачей органов местного самоуправления,
комитетов,  предприятий и организаций ЖКХ дальнейшее развитие  реформы
жилищно-коммунального хозяйства на основе:
     формирования  организационно-управленческих  условий  и  рыночных
механизмов для эффективного управления и обслуживания жилищного  фонда
и объектов внешнего благоустройства;
     совершенствования системы договорных отношений по  предоставлению
жилищно-коммунальных услуг, а также конкурсного отбора  заказчиков  на
размещение муниципального заказа и подрядных организаций на выполнение
работ  по  содержанию  и  ремонту жилищного фонда,  объектов  внешнего
благоустройства;
     формирование  кадрового состава отрасли, подготовка  специалистов
руководящего звена, ИТР и рабочих специальностей;
     усиления контроля за качеством жилищно-коммунального обслуживания
населения;
     совершенствования  системы пересмотра и  утверждения  тарифов  на
жилищные и коммунальные услуги;
     активизации   работы   по  созданию  условий,   необходимых   для
образования  и деятельности товариществ собственников жилья  и  других
форм объединения жителей;
     снижения  затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного  фонда  и  на
оказание коммунальных услуг с сохранением их качества;
     реализации  комплекса  мер по финансовому  оздоровлению  жилищно-
коммунального  хозяйства, в том числе за счет ликвидации перекрестного
субсидирования,   погашения  задолженности  за  оказанные   услуги   и
выполненные работы, изменения принципа финансового обеспечения отрасли
путем  повышения платежей населения за жилищно-коммунальные  услуги  в
течение  2002/2003гг.  до  уровня, обеспечивающего  полное  возмещение
издержек   по  содержанию  и  ремонту  жилищного  фонда   и   оказанию
коммунальных  услуг с одновременной реализацией мер социальной  защиты
малообеспеченных слоев населения;
     сохранения  в  течение 3-5 лет в структуре расходов муниципальных
бюджетов затрат на капитальный ремонт жилищного фонда.
     4. Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации области
(В.Е. Митр):
     в   срок   до   15.05.2002  организовать  широкое  обсуждение   и
корректировку проекта Программы на совещаниях с главами администраций,
руководителями   и   специалистами  предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства городов и районов области;
     организовать  итоговое совещание по обсуждению проекта  Программы
до 01.06.2002 в г.Благовещенске с участием представителей Госстроя РФ;
     представить   10.06.2002  проект  Программы   "Реформирование   и
модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-
2010гг." на утверждение в соответствия с Уставом Амурской области.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы Администрации П.Б. Попова.


     Глава Администрации          Л.В. Коротков






                                            ОДОБРЕНА
                                            постановлением       Главы
                                            Администрации     Амурской
                                            области
                                            от 13 мая 2002г. N 287


                               КОНЦЕПЦИЯ

                реформирования и модернизации жилищно-

               коммунального комплекса Амурской области

                           на 2003-2010 год



                       г.Благовещенск, 2002 год





                              I. ВВЕДЕНИЕ

     Настоящая   Концепция  включает  в  себя  комплекс   мероприятий,
повышающих   надежность   функционирования   коммунальных   -   систем
жизнеобеспечения,  направленных на ликвидацию  дотационности  жилищно-
коммунального  комплекса  и  способствующих  режиму  его   устойчивого
достаточного  финансирования,  а  также  обеспечивающих  комфортные  и
безопасные условия проживания людей.
     Концепция     предусматривает    решение     задач     ликвидации
сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих
технологий,  разработку  и  широкое внедрение  мер  по  стимулированию
эффективного   и   рационального  хозяйствования  жилищно-коммунальных
предприятий  для  решения  задач надежного и устойчивого  обслуживания
потребителей.
     В  результате  решения  этих  задач повысится  качество  жилищно-
коммунального  обслуживания  населения,  эффективность  и   надежность
работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

      II. СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
                    ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Кризисное  состояние жилищно-коммунального комплекса  обусловлено
неэффективной    системой   управления,   дотационностью    сферы    и
неудовлетворительным   финансовым  положением,   высокими   затратами,
отсутствием  экономических  стимулов снижения  издержек,  связанных  с
оказанием  жилищных  и коммунальных услуг, неразвитостью  конкурентной
среды  и,  как  следствие,  высокой степенью износа  основных  фондов,
неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии,  воды  и
других ресурсов.
     Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для
потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
     В  начале  экономических  реформ предполагалось,  что  в  течение
достаточно  короткого периода будет завершен переход к бездотационному
функционированию  жилищно-коммунальной  сферы,  однако   социально   -
экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу
2002   года  население  области  оплачивало  70%  стоимости   жилищно-
коммунальных  услуг, а фактически с учетом льгот и  субсидий  -  около
50%.
     В  свою  очередь,  сохранение бюджетного финансирования  жилищно-
коммунального  комплекса  на местном уровне из-за  недостатка  средств
привело к резкому увеличению износа основных фондов.
     Проблема  усугубляется огромным объемом накопленной задолженности
в  жилищно-коммунальной  сфере,  образовавшейся  в  первую  очередь  в
результате  невыполнения  своих обязательств бюджетами  всех  уровней.
Задолженность  в  жилищно-коммунальном хозяйстве  является  источником
цепочки   неплатежей,  которая  охватывает  практически  все   отрасли
экономики.
     Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется
высоким  (более  60%)  уровнем  износа, высокой  аварийностью,  низким
коэффициентом   полезного  действия  мощностей  и  большими   потерями
энергоносителей.   Планово-предупредительный  ремонт   уступил   место
аварийно - восстановительным работам, затраты на которые в 2 - 3  раза
выше.
     Следствием  этого  стали обострение проблемы снабжения  населения
области  питьевой  водой,  дефицит мощностей водоотведения  и  очистки
сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
     Одна  из  причин  сложившейся ситуации  заключается  в  том,  что
жилищно-коммунальные  предприятия  не  имеют  серьезных  экономических
стимулов  к  оптимизации  структуры тарифов и снижению  нерациональных
затрат материально - технических ресурсов.
     Анализ  большинства  инвестиционных проектов по  развитию  систем
коммунального  обслуживания показывает, что в основном они  направлены
на  интенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей  степени
предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.
     В  жилищной  сфере  не  удалось  в  полной  мере  воспользоваться
преимуществами   конкурентных   отношений   в   сфере   управления   и
эксплуатации    жилья,   поскольку   в   условиях   нестабильного    и
недостаточного    финансирования   оказалось   невозможным    добиться
полноценных договорных отношений.
     Монополизм  коммунальных  предприятий,  неразвитость  гражданско-
правовых   механизмов   ответственности  за  количество   и   качество
оказываемых   услуг,   не  позволяют  эффективно   защищать   интересы
потребителей.
     Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и  отсутствие
экономического  интереса в создании товариществ  собственников  жилья,
что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
     Невыполнение  бюджетных обязательств и отсутствие  эффективных  и
прозрачных  процедур  формирования и изменения  тарифов  обусловливают
непривлекательность   жилищно-коммунального  комплекса   для   частных
инвестиций.
     Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли  и
о  межотраслевом характере возникших проблем, для решения  которых,  а
также   для   обеспечения   перехода  к   новой   модели   устойчивого
функционирования     жилищно-коммунального    комплекса     необходимо
использование программно - целевого метода.
     Основные цели Концепции - повышение эффективности, устойчивости и
надежности   функционирования   систем   жизнеобеспечения   населения,
привлечение  инвестиций  в  жилищно-коммунальную  отрасль,   улучшение
качества  услуг с одновременным снижением затрат, адресная  социальная
защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
     Основными задачами Концепции являются:
     финансовое  оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий  путем
реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов  на
жилищно-коммунальные  услуги для населения и  других  потребителей  до
экономически  обоснованного уровня, жесткого соблюдения  установленных
стандартов  оплаты услуг населением, перехода от дотирования  жилищно-
коммунальных  предприятий  и  предоставления  категориальных  льгот  к
субсидированию   малообеспеченных  семей,   ликвидации   перекрестного
субсидирования тарифов;
     снижение  издержек  и  повышение качества и доступности  жилищно-
коммунальных   услуг,  формирование  инвестиционной  привлекательности
жилищно-коммунального  комплекса путем развития  конкуренции  в  сфере
предоставления  жилищных  услуг,  создания  взаимосвязанных   процедур
тарифного   регулирования  коммунальных  предприятий  и   естественных
монополистов-предприятий топливно-энергетического комплекса;
     обеспечение   государственной  поддержки  процесса   модернизации
жилищно-коммунального  комплекса на основе  современных  технологий  и
материалов  путем  предоставления бюджетных средств и  государственных
гарантий по привлекаемым инвестициям.

           III. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ
                    ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

     Важнейшими  элементами  реформирования  и  модернизации  жилищно-
коммунального   комплекса   являются   технические   мероприятия    по
восстановлению  основных  фондов и по  реализации  новых  инженерно  -
технических   решений,   создание   организационно-управленческих    и
финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную  работу
жилищно-коммунальных предприятий путем:
     обеспечения    финансовой   стабилизации    жилищно-коммунального
комплекса;
     формирования   рыночных   механизмов  функционирования   жилищно-
коммунального  комплекса и условий для снижения издержек  и  повышения
качества жилищно-коммунальных услуг;
     государственной   поддержки  модернизации   жилищно-коммунального
комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.

                1. Обеспечение финансовой стабилизации
                    жилищно-коммунального комплекса

     Для  обеспечения  финансовой  стабилизации  жилищно-коммунального
комплекса необходимо решить следующие задачи:
     инвентаризация,    реструктуризация   и   ликвидация    имеющейся
задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
     ликвидация   дотационности  жилищно-коммунального   хозяйства   и
обеспечение   стабильного   и  достаточного  текущего   финансирования
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
     Указанные    мероприятия   относятся   к   числу   первоочередных
мероприятий  1 этапа реализации Концепции и должны быть  завершены  до
формирования бюджетов 2003 года.

      Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности
             предприятий жилищно-коммунального комплекса.

     Для   оздоровления  финансовой  ситуации  в  жилищно-коммунальном
хозяйстве   необходимо  реструктурировать  задолженность   бюджета   и
бюджетных   организаций   перед  предприятиями   жилищно-коммунального
комплекса и установить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
     Для  решения  этой проблемы необходимо провести  на  областном  и
местном  уровнях  инвентаризацию задолженности и  убытков  предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства  с  целью  подписания  актов   сверки
задолженности  со всеми кредиторами и дебиторами, а также  определение
размеров   задолженности  перед  предприятиями   жилищно-коммунального
комплекса,   признаваемой   бюджетами  всех   уровней   и   бюджетными
организациями.
     Признанная  задолженность бюджетов и бюджетных  учреждений  перед
предприятиями жилищно-коммунального комплекса должна быть  включена  в
расходную    часть    соответствующих   бюджетов    на    весь    срок
реструктуризации.

            Ликвидация дотационности жилищно-коммунального
         хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности
                финансирования затрат по предоставлению
                      жилищно-коммунальных услуг

     Стабильное  и достаточное финансирование затрат по предоставлению
жилищно-коммунальных услуг достигается:
     переходом на полную оплату потребителями (в том числе населением)
жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный  ремонт,
с  учетом  роста  потребности в средствах на  предоставление  жилищных
субсидий  гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной
сферы;
     упорядочением  механизма предоставления льгот по оплате  жилья  и
коммунальных услуг;
     переориентацией нерациональных расходов предприятий, выявленных в
ходе  аудита  и экспертиз тарифов на жилищно-коммунальные  услуги,  на
модернизацию и развитие инженерной инфраструктуры;
     созданием прозрачного механизма формирования тарифов на  жилищно-
коммунальные  услуги  и  целевого  использования  составляющих  тарифа
(амортизационные  отчисления,  прибыль  и  т.п.)  на  модернизацию   и
развитие.

                   Обеспечение мер социальной защиты
           малоимущих граждан при переходе на полную оплату
                      жилищно-коммунальных услуг

     В  соответствии  с  программой социально-экономического  развития
Российской  Федерации на среднесрочную перспективу  (2002-2004  годы),
утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации  от  10
июля  2001г. N 910-р, в части реформирования действующей системы льгот
необходимо  предусмотреть пересмотр и отмену ряда льгот  при  введении
адекватных  компенсационных  механизмов  для  малоимущих  и   наиболее
уязвимых  слоев населения, перевод льгот, установленных для  различных
категорий  работающих граждан (работников правоохранительных  органов,
военнослужащих), в форму денежных выплат.
     В   соответствии   с   Постановлением  Правительства   Российской
Федерации  от  21 августа 2001г. N 609 "О мерах по ликвидации  системы
перекрестного  субсидирования  потребителей  услуг  по  водоснабжению,
водоотведению,  теплоснабжению,  а  также  уничтожению,  утилизации  и
захоронению твердых бытовых отходов" необходимо прекратить к 2004 году
практику  перекрестного субсидирования тарифов на жилищно-коммунальные
услуги.
     Размер   жилищной   субсидии  для  всех   категорий   получателей
(наниматели,  собственники,  члены жилищно-строительных  кооперативов)
должен  зависеть от размера совокупного дохода семьи и  рассчитываться
как полная компенсация разницы между установленным в данном населенном
пункте  размером  платы  для нанимателей жилых помещений  по  договору
социального  найма  в  пределах  социальной  нормы  площади  жилья   и
нормативов  потребления  коммунальных услуг и  максимально  допустимым
размером  собственных  расходов семьи на  оплату  жилищно-коммунальных
услуг, определяемым на основе установленной предельно допустимой  доли
этих расходов в совокупном доходе семьи.
     Необходимо  усовершенствовать принцип расчета жилищных  субсидий,
перейдя  к  расчету  по  одному основанию, который  обеспечит  строгую
зависимость  размера  предоставляемой  жилищной  субсидии  от  размера
совокупного дохода семьи.
     Необходимо усовершенствовать методику расчета совокупного  дохода
семьи,  учитываемого  при  определении  суммы  жилищных  субсидий.   В
совокупный  доход  семьи должны включаться денежные  эквиваленты  всех
льгот  и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а  также
условный доход от владения некоторыми видами имущества.
     При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг
потребителями  адресные жилищные субсидии становятся  основной  формой
бюджетных  средств,  направляемых на обеспечение доступности  жилищно-
коммунальных  услуг. Размер бюджетных средств, распределяемых  в  виде
жилищных субсидий, вырастет более чем в 10 раз (в сопоставимых ценах).
В    этом    случае    является   целесообразным   создание    системы
персонифицированных  социальных  счетов  граждан,  на  которые   будут
перечисляться   средства,  предусмотренные  на   все   виды   адресной
социальной  помощи  государства, в том числе на компенсацию  льгот  по
оплате жилищно-коммунальных услуг и жилищные субсидии.
     Для  перехода  к  системе персонифицированных  социальных  счетов
граждан необходимо:
     завершить финансовое оздоровление ситуации в жилищно-коммунальном
комплексе  (в рамках мероприятий первого этапа реализации  Концепции),
потому   как  система  персонифицированных  социальных  счетов   будет
эффективно   работать   только   в   условиях   абсолютной    гарантии
своевременного перечисления бюджетных средств гражданам;
     обеспечить  координацию  перехода к  системе  персонифицированных
социальных  счетов  граждан с мероприятиями по реформированию  системы
социальной защиты;
     провести  эксперимент по отработке механизма  реализации  системы
персонифицированных социальных счетов граждан в городах Благовещенске,
Белогорске, Свободном и ряде других территорий области.

                  2. Формирование рыночных механизмов
           функционирования жилищно-коммунального комплекса
         и условий для снижения издержек и повышения качества
                      жилищно-коммунальных услуг

     Для  реализации мероприятий, изложенных в настоящем  разделе,  на
первом этапе, кроме выполнения основного комплекса мер, необходимо:
     обеспечить  переход на реальные договорные отношения  в  жилищно-
коммунальном хозяйстве;
     провести экспертизу деятельности жилищно-коммунальных предприятий
с целью выявления и ликвидации нерациональных и необоснованных затрат,
включенных в тариф.

                          Рыночные механизмы
                 функционирования жилищного хозяйства

     Для  создания  конкурентной  среды в  жилищной  сфере  необходимо
осуществить  разделение  функций и формирование  договорных  отношений
между  собственником  жилья  (или  организацией,  им  уполномоченной),
управляющими компаниями и подрядными организациями.
     Частными собственниками могут являться физические или юридические
лица,   имеющие   в   собственности  жилищный   фонд,   собственниками
муниципального жилья - специализированные структуры или  подразделения
органов местного самоуправления.
     Указанное разделение функций в отношении муниципального жилищного
фонда  особенно  важно  для прекращения практики  выполнения  органами
местного  самоуправления хозяйственных функций по управлению  жилищным
фондом.
     Орган  местного  самоуправления как собственник  жилищного  фонда
должен обеспечить:
     соблюдение  нормативно - технических требований  к  содержанию  и
использованию жилья и объектов коммунальной инфраструктуры;
     обеспечение  необходимого  уровня финансирования  для  содержания
принадлежащей ему недвижимости;
     заключение договоров социального найма, найма или аренды жилых  и
нежилых помещений в принадлежащем ему жилищном фонде;
     заключение  договора  с  выбранной  на  конкурсной  основе   либо
созданной организацией на управление муниципальным жилищным фондом,  а
также   на  предоставление  услуг  по  организации  учета  и  контроля
потребления энергетических ресурсов (энергосервиса);
     обеспечение систематического контроля за реализацией договоров  о
выполнении  необходимых  работ  по обеспечению  сохранности  жилищного
фонда,   соблюдением   объема  и  качества  предоставляемых   жилищно-
коммунальных услуг.
     Управляющая компания должна обеспечить:
     поддержание  в  надлежащем состоянии и модернизацию  принятой  от
собственника  в управление недвижимости в соответствии с  требованиями
собственника  и  государственными стандартами качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг;
     выбор  подрядчика  по  выполнению работ и поставке  ресурсов  для
предоставления жилищно-коммунальных услуг (или выполнение этих функций
силами  управляющей  компании) во вверенном ему в управление  жилищном
фонде;
     заключение  договоров  с  подрядчиками  на  выполнение  работ   и
предоставление ресурсов требуемых объема, качества и стоимости;
     осуществление системы контроля за выполнением договоров;
     организацию сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.
     Основным  требованием  при формировании  или  выборе  управляющей
компании  должна  являться ориентированность  на  удовлетворение  нужд
нанимателей  и собственников жилья в части предоставления им  жилищно-
коммунальных услуг.
     Функции  управляющей компании могут выполняться  субъектом  любой
организационно-правовой формы и быть предметом  заинтересованности,  в
том  числе  и  для частного капитала (со становлением в  этом  секторе
экономики реальных договорных взаимоотношений).
     Затраты  на  предоставление  услуг  управляющей  компании  должны
включаться  в  стоимость жилищно-коммунальных услуг. В ближайшие  годы
необходимо   осуществить   переход  на   профессиональное   управление
муниципальным жилищным фондом на конкурсной основе.
     Реформа  собственности в жилищном хозяйстве приведет  к  развитию
конкуренции в двух направлениях:
     конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение  заказа
от собственника на управление жилищным фондом;
     конкуренция   подрядных  организаций  за  получение   заказа   на
предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании.
     Импульсом  для  развития конкуренции в этих  направлениях  служит
формирование  многообразия объединений собственников  жилья.  Создание
товариществ   собственников   жилья  в  границах   единого   комплекса
недвижимого  имущества (кондоминиума), включающего  в  себя  земельный
участок  и  расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний
день  одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья  и
организации   управления  многоквартирным  жилым   домом   с   разными
собственниками отдельных помещений.

              Система тарифного регулирования предприятий
                    жилищно-коммунального хозяйства

     Для  развития  экономических механизмов  тарифного  регулирования
необходимо  обеспечить единую методологическую базу для  регулирования
тарифов   на   федеральном,  региональном  и   муниципальном   уровне.
Необходимо  установить  единые  принципы  государственного   тарифного
регулирования,  увязывающие  изменения  тарифов  на  газ  (федеральный
уровень)  и  электрическую энергию (региональный уровень) с изменением
тарифов   на   тепловую   энергию,   водоснабжение   и   водоотведение
(муниципальный уровень), а также возможностью потребителей  (населения
и бюджетных организаций) оплатить услуги по новым тарифам.
     Эффективное   регулирование   предприятий   жилищно-коммунального
хозяйства  должно основываться на системе, состоящей из  трех  частей.
Первая часть - определение целей деятельности этих предприятий, вторая
часть  - решение вопросов формирования и утверждения тарифов и  третья
часть   -  проведение  мониторинга  предприятий  жилищно-коммунального
хозяйства.  Эти  три  компонента в совокупности  обеспечивают  органам
местного  самоуправления возможность реализовать свои  обязанности  по
качественному обеспечению населения коммунальными услугами.
     При   принятии   решения  об  установлении  тарифов  используются
результаты  комплексных обследований предприятий жилищно-коммунального
хозяйства,  включая проведение независимых экспертиз  и  проверок  (за
счет бюджетных средств).
     Процесс формирования тарифов на коммунальные услуги заключается в
поиске   компромисса   между  техническими  задачами   и   финансовыми
потребностями    поставщиков   услуг   и   платежеспособным    спросом
потребителей.
     Система регулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства
обеспечивает  прогнозируемость  и предсказуемость  изменения  тарифов.
Установление   тарифов  производится  на  определенный  срок   (период
регулирования),   который   должен   быть   согласован   с    периодом
регулирования   тарифов,  устанавливаемых  на  федеральном   (газ)   и
областном (электроэнергия) уровнях.
     Как  минимальное требование, тарифы на коммунальные услуги должны
быть  фиксированными  в  течение финансового года,  а  ожидаемый  рост
тарифов   на  газ  и  электроэнергию,  за  которым  следует   пересчет
коммунальных тарифов, закладывается в параметры бюджетов всех  уровней
в рамках бюджетного процесса.
     Процедуры тарифного регулирования должны обеспечивать публичность
процесса  формирования  тарифов.  В соответствии  с  законодательством
Российской    Федерации   регулирование   деятельности   муниципальных
предприятий  осуществляется  в пределах компетенции  органов  местного
самоуправления.  В областном центре и крупных городах органы  местного
самоуправления    способны сформировать профессиональные  регулирующие
органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в
рамках  межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований
целесообразно   передать   функцию   по   регулированию    предприятий
коммунальной инфраструктуры организациям областного уровня, что должно
повысить качество принимаемых решений.
     Следует обеспечить раздельный учет постоянных и переменных затрат
с целью формирования двухставочных тарифов на тепловую энергию и воду.
Это позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные
средства    предприятий   теплоснабжения,   повысит   их    финансовую
устойчивость.
     По   мере   установления   индивидуальных   приборов   учета    и
регулирования  потребления  основных  коммунальных  услуг   необходимо
осуществлять переход от оплаты по нормативам потребления к  оплате  на
основе показаний приборов учета.

               3. Государственная поддержка модернизации
             жилищно-коммунального комплекса и привлечение
                        инвестиций в эту сферу

     Государственная   поддержка  модернизации   жилищно-коммунального
комплекса на основе современных технологий и материалов осуществляется
по двум направлениям.
     Первое  направление - это срочное привлечение бюджетных  ресурсов
под  гарантии органов исполнительной власти области и органов местного
самоуправления для финансирования наиболее приоритетных и  эффективных
инвестиционных    проектов    в    жилищно-коммунальном     комплексе.
Предполагается софинансирование этих проектов со стороны предприятий.
     Второе  направление  - стратегическое - предусматривает  создание
финансовых механизмов минимизации рисков привлечения частного капитала
посредством  заемного  финансирования и прямых инвестиций  в  жилищно-
коммунальный   комплекс,   в  том  числе   под   государственные   или
муниципальные гарантии.
     Меры,   предусмотренные  в  рамках  второго  направления,   имеют
долгосрочный  характер и направлены на создание устойчивого  рыночного
механизма привлечения капитала в жилищно-коммунальный комплекс. Эффект
от реализации этих мер может быть получен в 2006 - 2010 годах.

                   IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

     В  реализации Концепции необходимо предусмотреть участие  органов
государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления.
     Концепция направлена на консолидацию бюджетных средств,  а  также
средств   предприятий   для  решения  задачи   модернизации   жилищно-
коммунального   комплекса,   а  также  на   повышение   инвестиционной
привлекательности жилищно-коммунального комплекса.
     На  уровне  органов  исполнительной  власти  Амурской  области  и
органов местного самоуправления осуществляются следующие задачи:
     развитие  законодательной и нормативной  базы  по  реформированию
жилищно-коммунального  комплекса в рамках  установленных  Конституцией
Российской Федерации полномочий;
     обеспечение  предусмотренных Концепцией преобразований  в  рамках
формируемой  на областном уровне нормативной правовой  базы  с  учетом
местных особенностей и передового опыта;
     проведение    эксперимента   по   введению    персонифицированных
социальных счетов граждан в ряде территорий области;
     предоставление   средств  областных   и   местных   бюджетов   на
модернизацию   жилищно-коммунального  комплекса  на  безвозвратной   и
возвратной  основе,  предоставление гарантий и  иные  формы  поддержки
привлечения заемных финансовых ресурсов;
     финансирование  за  счет  областных  и  местных   бюджетов   (при
частичном  софинансировании  за счет федерального  бюджета)  программы
адресной  социальной защиты населения по оплате жилья  и  коммунальных
услуг;
     апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения  средств
частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса.

                  V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

     Ресурсное   обеспечение  Концепции  определяется   условиями   ее
реализации в течение 2003 - 2010 годов.
     Затраты на реализацию Концепции складываются из затрат, связанных
с  модернизацией  жилищно-коммунального  комплекса  и  предоставлением
гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
     Затраты   на   модернизацию  жилищно-коммунального  комплекса   в
основном   ориентированы  на  проведение  работ  по  реконструкции   и
обновлению   систем   жизнеобеспечения  населенных   пунктов   (систем
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения).
     Приоритетными направлениями указанных работ являются:
     завершение ремонтно-восстановительных работ на аварийных объектах
теплоснабжения;
     замена  устаревших котлов в модернизируемых котельных на котлы  с
более высоким коэффициентом полезного действия;
     использование    современных    изоляционных    материалов    при
реконструкции тепловых сетей;
     замена ветхих тепловых и водопроводных сетей;
     строительство  и  реконструкция станции обезжелезивания  питьевой
воды;
     строительство  и реконструкция очистных сооружений канализации  и
канализационных коллекторов к ним.
     Для создания базы по модернизации жилищно-коммунального комплекса
в 2002 году необходимо провести следующие первоочередные мероприятий:
     - инвентаризацию технического состояния инженерной инфраструктуры
ЖКХ;
     -  энергетическое  обследование  объектов  ЖКХ  с  учетом  оценки
эффективности работы тепло,- водо и электроснабжения;
     -  оформить  энергетические паспорта на  котельные  и  инженерную
инфраструктуру;
     -  провести  техническое  обследование  жилищного  фонда,  работы
систем отопления и водоснабжения;
     - разработать топливные балансы предприятий ЖКХ;
     -  согласовать  с  "Амурэнергонадзор" проведение энергоаудита  на
предприятиях ЖКХ;
     - разработать   систему   конкурсного   назначения  руководителей
предприятий ЖКХ с заключение  контрактов.  Одним  из  главных  условий
оценки   работы   руководителей   считать  конечный  результат  работы
предприятий;
     - внести изменения в Уставах предприятий ЖКХ;
     - создать систему подготовки и переподготовки кадров с  созданием
кадрового резерва;
     - провести аттестацию и переаттестацию руководящих кадров  ЖКХ  с
участием специалистов энергонадзора, гостехнадзора и УКК ЖКХ;
     - разработать   на   территориях   Программы    модернизации    и
энергосбережения  жилищно-коммунального комплекса с финансированием из
местного бюджета и средств предприятий;
     - разработать  программу и поставить задачи по ремонтной компании
в 2002 году с формированием муниципального заказа.
     На втором этапе (2003-2005гг.) предполагается обеспечить:
     развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
     переход  к профессиональному управлению жилищным фондом, создание
системы регулирования естественных локальных монополий;
     повсеместный      полномасштабный     переход      к      системе
персонифицированных социальных счетов граждан.
     На   третьем   этапе  (2006-2010гг.)  предполагается  реализовать
стратегические  мероприятия, направленные на  обеспечение  устойчивого
функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения
частных  инвестиций, апробировать механизмы привлечения  инвестиций  в
форме банковских кредитов, реализовать комплекс мер по снижению рисков
кредитования  путем  предоставления  государственных  и  муниципальных
гарантий.
     использование модульных и блочных котельных;
     использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в
системах тепло- и водоснабжения.
     Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-
коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих  работ  по
модернизации жилищного фонда:
     ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
     установка  в  домах  приборов учета потребления  ресурсов:  воды,
газа, тепловой энергии, электричества;
     ремонт  и  оптимизация  внутренних систем  отопления  и  горячего
водоснабжения;
     улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
     повышение эффективности работы лифтового оборудования;
     использование   экономичных  приборов  освещения   и   санитарно-
технического оборудования.
     Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального
комплекса  являются средства областного и местных  бюджетов,  а  также
средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
     Источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных
субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации
льгот,  являются средства федерального бюджета, областного  и  местных
бюджетов.

                VI. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ.

     Программа будет выполняться поэтапно до 2010 года.
     В  2002  году предполагается реализовать следующие первоочередные
мероприятия,   рассчитанные   на   немедленное   получение   следующих
результатов:
     создание на каждой территории области служб "Заказчика";
     инвентаризация,   реструктуризация  и  ликвидация   задолженности
бюджета,   бюджетных  организаций  и  других  потребителей   (в   т.ч.
население)   перед   предприятиями  жилищно-коммунального   комплекса;
прекращение практики перекрестного субсидирования тарифов на  жилищно-
коммунальные услуги;
     переход  на  реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном
комплексе;
     совершенствование  механизмов  социальной  защиты  населения  при
оплате жилищно-коммунальных услуг.




Информация по документу
Читайте также