Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Амурской области от 09.04.2003 № 257

 
                   АДМИНИСТРАЦИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

                         ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         09.04.2003   N 257
                           г.Благовещенск


О  концепции  государственной
семейной  политики в Амурской
области на 2003-2008гг.

     В целях  формирования  приоритетов  семейной  политики   Амурской
области,  активизации деятельности по повышению статуса семьи, решению
вопросов социального развития и социальной защиты семьи

                            ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1. Утвердить   прилагаемую   концепцию  государственной  семейной
политики в Амурской области на 2003-2008гг.
     2. Структурным    подразделениям    Администрации   области   при
разработке  социальных   программ   учитывать   основные   направления
концепции семейной политики.
     3. Рекомендовать руководителям  органов  местного  самоуправления
разработать  региональные  программы  по  улучшению  положения семьи с
учетом утвержденной концепции государственной семейной политики.
     4. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Главы Администрации области С.А. Анищенко.


     Глава Администрации          Л.В. Коротков





            КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В
                  АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003-2008гг.

     Концепция государственной семейной политики (далее  Концепция)  -
документ  общественно-политического  характера,  содержащий официально
принятые  взгляды  на  государственную  стратегию  в  области  решения
социальных и иных проблем семьи.
     Государственная семейная политика  представляет  собой  целостную
систему  мер политического,  правового,  экономического,  социального,
медицинского,                социального,                 культурного,
информационно-пропагандистского    и    организационного    характера,
направленных  на  развитие  семьи,  интеграцию  большинства   принятых
социальных программ в Амурской области.
     Государственная семейная политика области  является  неотъемлемой
частью  государственной  социальной  политики  Российской  Федерации и
взаимосвязана  со  всеми  ее  направлениями  на  стадиях   разработки,
принятия и реализации решений.
     В Концепции формулируются подходы к  рациональному  использованию
возможностей  и  предлагаются пути осуществления действий по повышению
качества жизни семей.
     Концепция должна  служить  ориентиром для органов государственной
власти  и  органов  местного  самоуправления  при   решении   вопросов
жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей.
     Концепция отражает   современные   подходы   к  решению  вопросов
социального развития и социальной защиты  семьи.  Настоящая  Концепция
учитывает:
     - многообразие типов и категорий семьи,  особенности  социального
положения,  интересы  членов  семьи  в  период социально-экономической
трансформации общества;
     - содержание  современной социальной работы с семьей,  результаты
сравнительного анализа семейной политики;
     - предложения и рекомендации комитетов и управлений Администрации
области,  муниципальных органов исполнительной власти,  общественных и
других  организаций  по  осуществлению  семейной  политики  в Амурской
области;
     - принципы  и сложившуюся систему по реализации семейной политики
в области за период последнего десятилетия.
     Важнейшей задачей   семейной  политики  должна  стать  разработка
механизмов и технологий,  позволяющих активно использовать возможность
семьи  как  общественного института в решении сложных проблем развития
нашего общества.
     Концепция подразумевает  динамичное  решение  проблем семьи,  при
этом государство и семья должны участвовать в качестве партнеров.
     Приоритеты государственной семейной политики:
     - создание  правовых,  экономических,  социальных,  культурных  и
других условий для развития семьи, повышения ее уровня жизни;
     - учреждение  ценностей  семьи,  уважение  и   защита   различных
категорий семей, независимо от их возрастных, социальных, национальных
и религиозных отличий;
     - формирование     позитивного    для    семьи    информационного
пространства;
     - ликвидация  детской  беспризорности и обеспечение приоритетного
права проживания ребенка в условиях семьи;
     - сохранение и охрана здоровья детей;
     - адресная социальная поддержка семьи и детей;
     - организация   подготовки   и   переподготовки   соответствующих
специалистов.

     1. Проблемы современной семьи
     В настоящее время малообеспеченные граждане составляют 46,5 %  от
общего количества проживающих в области.  9 из 10 человек проживают  в
семье.   Материальное   благосостояние  большинства  семей  продолжает
снижаться,  достигая во многих семьях опасной границы угрозы  здоровью
детей, беременных женщин и кормящих матерей.
     Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и
общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:
     - низкий уровень жизни;
     - низкий уровень  ориентации  молодежи  на  создание  собственной
семьи;
     - отсутствие       систематической       пропагандистской       и
культурно-просветительской работы по укреплению семейных отношений;
     - недостаточное   развитие   системы   учреждений   по   оказанию
социальной помощи семьям с детьми, планированию семьи;
     - разрушение  общественных  институтов  дошкольного   воспитания,
досуговой сферы, летнего отдыха и др.;
     - жилищная проблема;
     - криминализация  подростковой  среды,  детская  безнадзорность и
социальное сиротство;
     - ухудшение  здоровья  матерей  и  детей,  высокая  материнская и
детская смертность и инвалидность детей;
     - ухудшение положения женщин на рынке труда;
     - разрушение этнического  уклада  жизни  и  семейного  воспитания
народов Севера.
     Решение этих и других проблем во многом зависит от того,  как они
будут  учитываться  при  разработке социальных мероприятий и областных
целевых программ по реализации семейной политики.

     2. Основные принципы, цели и задачи семейной политики
     Настоящий документ   содержит   и   дополняет   положение   ранее
действующих программ,  на основе которых формируется и  осуществляется
семейная политика.  Цели и принципы такой политики являются общими для
всех уровней власти на территории области.

     Принципы семейной политики:
     Семейная политика:
     - направлена на оказание помощи семьям,  отдельным членам  семьи,
попавшим  в трудную жизненную ситуацию,  из которой они не могут выйти
самостоятельно;
     - осуществляется     органами     государственной    власти    во
взаимодействии  с  органами  местного  самоуправления,  общественными,
религиозными организациями,  предприятиями и учреждениями, физическими
лицами;
     - должна  стимулировать  активность  и  самостоятельность семьи в
решении проблем сохранения и укрепления семьи при создании необходимых
условий со стороны государства;
     - исходит из признания принципа ответственности каждой  семьи  за
воспитание и физическое развитие личности;
     - предполагает  создание  в  области  специальной   системы   мер
экономической, социально-правовой и психолого-педагогической поддержки
населения.

     Цели и задачи семейной политики:
     Основной целью  семейной  политики  является создание условий для
сохранения и развития  семьи,  укрепление  семейного  образа  жизни  и
выполнения ею функций социального института. Для реализации этих целей
необходимо:
     - развитие правовой основы семейной политики;
     - обеспечение условий  для  наилучшего  выполнения  семьей  своих
основных  функций  -  экономической,  репродуктивной,  воспитательной,
жизнеохранительной;
     - формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;
     - обеспечение условий  для  совмещения  трудовой  деятельности  и
семейных обязанностей с личными интересами человека;
     - создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и
достижения ее стабильного функционирования;
     - обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей
в профессиональной и общественной деятельности;
     - развитие семейных форм  жизнеустройства  детей,  оказавшихся  в
трудной жизненной ситуации;
     - обеспечение профилактической направленности деятельности служб,
связанных с охраной здоровья населения (семьи);
     - защита,  сохранение,  укрепление здоровья женщин  и  детей  для
снижения  уровня  инвалидности,  младенческой,  детской  и материнской
смертности;
     - сокращение  масштабов социального сиротства,  совершенствование
института приемной семьи;
     - создание   условий  для  уменьшения  детской  безнадзорности  и
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

     3. Направления реализации семейной политики
     Достижение поставленных  целей  предполагает поэтапное действие в
следующих основных направлениях:
     3.1. В      сфере      создания      системы     социальной     и
психолого-педагогической помощи семье:
     - разработка   системы   действенных   мер   по  профессиональной
ориентации с учетом возрастных  особенностей,  социального  статуса  и
образовательного уровня населения;
     - формирование     и     совершенствование      социоучереждений,
обслуживающих   семьи   и   детей   и   обеспечивающих   их  правовой,
медико-социальной, психологической и педагогической поддержкой;
     - совершенствование   системы  кадрового  обеспечения  органов  и
учреждений,  осуществляющих семейную  политику  в  городах  и  районах
области;
     - преемственность   и   стабильность   мер   семейной   политики,
сохранение   достигнутых   социальных  гарантий  поддержки  семьи,  их
дальнейшее совершенствование.
     3.2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
     - сохранение бесплатных  гарантированных  медицинских  услуг  для
детей, беременных женщин и рожениц;
     - совершенствование медико-генетической  помощи  населению  путем
обязательного  обследования  беременных  женщин  и  новорожденных  для
раннего выявления заболеваний плода и новорожденного, создание условий
для рождения желанных, здоровых детей;
     - развитие системы охраны и формирования репродуктивного здоровья
семьи, подготовка беременной женщины и ее семьи к рождению ребенка;
     - высокоэффективное санитарное просвещение подростков по вопросам
полового    воспитания,    безопасного    материнства,    профилактики
заболеваний, передающихся половым путем и от будущей матери к плоду;
     - организация подростковых центров,  медико-педагогических  школ,
направленных на формирование здорового образа жизни;
     - улучшение оказания медико-социальной помощи  одиноким  матерям,
многодетным    семьям,   семьям,   имеющим   детей   с   ограниченными
возможностями,  включая  индивидуальное   восстановительное   лечение,
протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
     - сохранение принципа всеобщей диспансеризации детского населения
и бесплатной медицинской помощи детям;
     - создание  и  внедрение  программ  обучения  родителей   основам
реабилитации   и   воспитания   детей   с  физическими  и  умственными
недостатками;
     - создание   системы   медико-социальных   служб,  осуществляющих
лечение   и    реабилитацию    больных    наркоманией,    профилактику
наркоманизации среди детей и подростков;
     - проведение  научных  исследований  в  области  охраны  здоровья
матери и ребенка.
     3.3. В сфере  улучшения  материальных  условий  жизнедеятельности
семьи, поддержки малообеспеченных семей:
     - повышение  роли  органов  местного  самоуправления  в   решении
проблем  неблагополучия  семей,  социальной поддержки малообеспеченных
категорий семей,  обеспечение защиты имущественных,  жилищных и других
прав ребенка;
     - повышение социальных гарантий в области  занятости  для  семей,
особо  нуждающихся  в социальной защите,  путем проведения специальных
мероприятий и поощрения работодателей, использующих труд вышеуказанных
граждан;
     - осуществление  дифференцированного  подхода  в   предоставлении
гарантий   по   поддержанию  социально-приемлемого  уровня  жизни  для
нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным  членам
семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
     - обеспечение  жильем,  квотированными рабочими местами и другими
социальными  гарантиями  выпускников  учебных  заведений,   являющихся
детьми-сиротами, в соответствии с законодательством;
     - создание  в  системе  профессионального  образования   центров,
занимающихся   вопросами   содействия  трудоустройству  обучающихся  и
выпускников;
     - увеличение объемов ввода дешевого социального жилья;
     - обеспечение  социальной  поддержки  молодым  семьям  из   числа
студентов и учащихся высших и средних учебных заведений.
     3.4. В сфере повышения профессионального  и  социального  статуса
женщин:
     - разработка  и  внедрение  экономических   стимулов   и   льгот,
повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу женщин, в
т.ч.  на условиях неполного  рабочего  времени,  гибкого  графика  или
работы на дому;
     - создание   эффективных   условий   для   обучения,    повышения
квалификации или переобучения профессиям, конкурентоспособным на рынке
труда для женщин впервые ищущих работу,  а  также  имеющих  перерыв  в
трудовой  деятельности,  в  том  числе  при  возвращении из отпуска по
беременности  и   родам   и   уходу   за   ребенком,   для   скорейшей
профессиональной реадаптации;
     - создание условий для  развития  семейного  бизнеса,  работы  на
дому, вовлечения в предпринимательскую деятельность;
     - совершенствование работы предприятий и  организаций  по  охране
труда  женщин  и  обеспечению  их  правовой  защиты  в  сфере трудовой
деятельности;
     - сохранение рабочих мест для женщин предпенсионного возраста при
высвобождении граждан из организаций;
     - предоставление  возможности  досрочного  оформления на пенсию в
соответствии с действующим законодательством женщинам  предпенсионного
возраста,  уволенным  в  связи с ликвидацией организации,  сокращением
численности штата, при невозможности их трудоустройства.
     3.5. В  сфере  профилактики   безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних и защите их прав:
     - принятие мер по предотвращению деградации, распада семей;
     - развитие  системы  социальных  учреждений  по  оказанию  помощи
семье, детям, женщинам;
     - обеспечение  занятости  подростков;  возрождение подростковых и
молодежных клубов, кружков на бесплатной основе;
     - сохранение  и  развитие  материально-технической  базы детского
отдыха, оздоровления, занятости;
     - размещение   государственного   заказа  на  проведение  отдыха,
оздоровления, занятости детей и подростков;
     - повышение  роли  органов  местного  самоуправления  в  создании
системы  профилактики,  разработка  и  принятие  комплексных  программ
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     - создание  системы  практической  реализации  права  ребенка  на
воспитание в семье. Развитие института приемной семьи.
     3.6. В сфере образования,  воспитания,  психолого-педагогического
сопровождения семьи и детей:
     - внедрение в школьный компонент  учебных  планов  факультативов,
специальных курсов по вопросам семейного воспитания;
     - разработка учебно-методических пособий для  общеобразовательных
учреждений по вопросам семейного воспитания школьников;
     - вовлечение  родителей в систему воспитания детей и подростков в
образовательных учреждениях;
     - оказание  помощи  семьям  и  детям  в диагностике,  коррекции и
реабилитации отклонений в развитии;
     - изучение внутрисемейной среды и ближайшего окружения, влияющего
на психологическое состояние родителей и детей;
     - создание  профилактических  и  здоровьесберегающих технологий в
образовании.
     3.7. В сфере создания условий для поддержки молодой семьи:
     - проведение кредитования  и  частичного  субсидирования  молодых
семей, осуществляющих строительство или приобретение жилья;
     - развитие центров и клубов молодой семьи,  социальных служб  для
молодежи,  осуществляющих  работу  по  оказанию психологической помощи
молодым супругам, воспитанию ответственного родительства;
     - создание   условий   для   обеспечения  возможности  завершения
образования  членам  студенческих  семей  из  числа  студентов  вузов,
ссузов;
     - поддержка  и  стимулирование  деятельности  служб,  оказывающих
содействие занятости и трудоустройству членам молодых семей.
     3.8. В сфере пропагандистской  культурно-просветительской  работы
по укреплению семейных отношений:
     - организация регулярных публикаций в газетах,  циклов передач на
радио и телевидении по вопросам формирования,  сохранения и укрепления
семьи;
     - осуществление  учреждениями  культуры систематической работы по
формированию и пропаганде гармоничных семейно-бытовых отношений;
     - расширение   социального   партнерства   и   сотрудничества   с
негосударственными   общественными   некоммерческими    организациями,
осуществляющими деятельность в интересах семьи и детей;
     - участие студенческих обществ высших и средних учебных заведений
в  разработке  аналитических  материалов,  способствующих определению,
приоритетных  целей  и  задач  в  формировании  программ,   касающихся
улучшения положения семьи.
     4. Заключительные положения Концепции
     В Концепции   сформулированы  принципы  и  важнейшие  направления
государственной социальной семейной политики  в  Амурской  области  на
период  до  2008 года.  Положения Концепции дополняются,  уточняются и
конкретизируются в постановлениях,  распоряжениях,  планах действий  и
других документах, утверждаемых Главой Администрации области.
     Концепция является   основой   для   разработки   и    реализации
региональных   целевых   программ   и   мероприятий  в  областях,  где
затрагиваются интересы  семей,  предусматривает  координацию  действий
органов власти на областном и муниципальном уровнях.




Информация по документу
Читайте также