Расширенный поиск

Постановление Губернатора Амурской области от 03.09.2004 № 503

                               Губернатор
                           Амурской области

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         03.09.2004    N 503
                            г.Благовещенск


О концепции развития местного
самоуправления в Амурской области

     В соответствии с Решением Совета по местному  самоуправлению  при
Губернаторе   области   от  17.08.2004,  в  целях  закрепления  единых
направлений политики области в сфере развития местного  самоуправления
и механизмов ее реализации постановляю:
     1. Утвердить    прилагаемую    концепцию    развития     местного
самоуправления в Амурской области.
     2. Рекомендовать  органам  государственной   власти   и   органам
местного   самоуправления   области   при  проведении  мероприятий  по
реформированию местного самоуправления учитывать основные  направления
данной концепции.
     3. Пресс-службе аппарата губернатора области (К.Е. Че) обеспечить
освещение концепции в средствах массовой информации.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя губернатора области С.М. Максимова.


     Губернатор Амурской области          Л.В. Коротков



                                           Приложение
                                           к постановлению губернатора
                                           Амурской области
                                           от 03.09.2004 N 503

              Концепция развития местного самоуправления
                          в Амурской области

                             I. Введение

     Органы местного самоуправления составляют одну  из  основ  любого
демократического общества,  а право на местное самоуправление наиболее
непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне.
     Наличие обладающих  финансовой  самостоятельностью  и  обличенных
реальной  ответственностью  органов  местного   самоуправления   может
обеспечить   эффективное  и  одновременно  приближенное  к  гражданину
управление. Для этого необходимо, чтобы на местном уровне существовали
уполномоченные для принятия решений органы,  созданные демократическим
путем имеющие широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка
и средств ее осуществления и необходимых для этого ресурсов.
     Концепция развития местного  самоуправления  в  Амурской  области
(далее   -   концепция)  закрепляет  единую  систему  представлений  о
стратегических целях,  приоритетных направлениях,  задачах и принципах
политики области в сфере развития местного самоуправления и механизмах
ее реализации.
     Правовой базой    концепции   являются   Конституция   Российской
Федерации,  Европейская Хартия  местного  самоуправления,  федеральные
законы  и указы Президента Российской Федерации,  регулирующие вопросы
осуществления местного самоуправления в  Российской  Федерации,  Устав
(Основной   Закон)  Амурской  области,  законы  области,  регулирующие
вопросы осуществления местного самоуправления в области.
     Концепция обеспечивает  преемственность  в  деятельности  органов
государственной власти области и органов  местного  самоуправления,  а
также  соответствующих  должностных лиц при осуществлении долгосрочной
программы  реформирования  организации  местной  власти  на  принципах
самоуправления.
     Основные положения концепции находят отражение в системе  законов
области,  областных  целевых  программ  и  других нормативных правовых
актах в местного самоуправления.

     II. Современное состояние местного самоуправления в области

     В области  с  1995  года  сформирована   законодательная   основа
осуществления   местного  самоуправления.  Вместе  с  базовым  Законом
Амурской области от 23.10.95 N 33-03 "Об общих  принципах  организации
местного   самоуправления   в   Амурской   области"   (с  последующими
изменениями) она включает 26 Законов области,  регулирующих как  формы
непосредственного   участия   населения   в   осуществлении   местного
самоуправления  путем  выборов,  референдумов  и  иных  форм   прямого
волеизъявления,  так  и  организацию  и  деятельность органов местного
самоуправления,  организацию  бюджетного  процесса   в   муниципальных
образованиях,  имущественные  отношения,  организацию  и осуществление
муниципальной службы и т.д.
     Формирование представительных  органов  местного самоуправления в
абсолютном  большинстве  случаев  производится  населением  на  основе
прямых  выборов.  Численность  депутатов  представительных  органов  в
настоящее время соответствует положениям статьи 35 Федерального закона
от  06.10.2003  N  131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации местного
самоуправления в Российской Федерации".  Главы городов и  районов  (за
исключением   Тындинского  района)  также  избираются  непосредственно
населением.  В  сельсоветах  в  зависимости   от   положений   уставов
муниципальных    образований    выборы    глав    осуществляются   как
непосредственно населением, так и из числа депутатов представительного
органа.
     Территориальная организация местного самоуправления в  области  в
основном  соответствует  концепции Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
Российской  Федерации".  С  1996 года существует двухуровневая система
местного самоуправления в муниципальных районах и входящих в их состав
поселениях  -  городах  районного значения,  поселках городского типа,
сельсоветах.  По состоянию на 1 января 2004 года в области  образованы
20 районов,  7 городов областного значения, 1 ЗАТО, 2 города районного
значения,  20 поселков юродского типа,  284  сельсовета.  Изменения  в
административно-территориальном  устройстве области происходят в связи
с социально-экономическими  предпосылками.  С  1995  года  принято  26
Законов   области   о   территориальных   изменениях  в  муниципальных
образованиях  области.  В  соответствии  с  требованиями  Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" установлены границы города Зея.
     Межбюджетные отношения  регулируются  Законом Амурской области от
09.02.99 N 131-ОЗ "Об основах бюджетного процесса и  бюджетных  правах
местного   самоуправления   в   Амурской   области"   (с  последующими
изменениями)   и   законами   области   об   областном   бюджете    на
соответствующие годы.
     Сложившаяся система местного самоуправления в области  в  большей
части  удовлетворяет  требованиям  Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
Российской  Федерации".  Поэтапная  реализация указанного Федерального
закона    предусмотрена    примерной    Программой    законотворческой
деятельности   областного   Совета  народных  депутатов,  утвержденной
Постановлением областного Совета народных депутатов  от  08.04.2004  N
36/166,   и  Программой  действий  органов  государственной  власти  и
местного самоуправления Амурской области,  утвержденной  Распоряжением
Губернатора области от 09.01.2004 N 12-р.

          III. Цель, основные направления и задачи областной
              политики развития местного самоуправления

     3.1. Целью областной политики  развития  местного  самоуправления
является   совершенствование  института  местного  самоуправления  для
обеспечения его  эффективной  деятельности  как  необходимого  условия
полноценного социально-экономического развития области в целом.
     3.2. Для   достижения   указанной   цели   деятельность   органов
государственной  власти  и местного самоуправления области должна быть
направлена на:
     реализацию конституционных прав граждан на осуществление местного
самоуправления;
     формирование условий   эффективной   реализации   конституционных
полномочий органов местного самоуправления;
     обеспечение государственных  гарантий  самостоятельности местного
самоуправления в пределах своих полномочий;
     повышение эффективности     деятельности     органов     местного
самоуправления и совершенствования их территориальной основы.
     3.3. В  рамках  каждого  из названных направлений государственной
политики в ближайшие годы предстоит решить следующие задачи:
     3.3.1. Обеспечение  реализации  конституционных  прав  граждан на
осуществление местного самоуправления:
     создание условий для реализации конституционных прав граждан:
     избирать и  быть  избранными  в  органы  местного  самоуправления
выборными должностными лицами местного самоуправления;
     осуществлять местное самоуправление через выборные и иные  органы
местного самоуправления;
     участвовать в решении вопросов местного  значения  путем  прямого
волеизъявления,    а    также   путем   организации   и   деятельности
территориального общественного самоуправления;
     правовое определение порядка учета мнения населения при изменении
границ соответствующих муниципальных образований;
     создание эффективной  системы взаимодействия муниципальной власти
с населением:
     вовлечение населения в принятие управленческих  и  иных  решений;
     формирование механизмов контроля за  эффективностью  деятельности
органов местного самоуправления со стороны населения;
     формирование механизмов ответственности органов и должностных лиц
местного  самоуправления перед населением,  включая отзыв избирателями
депутатов и выборных должностных лиц;
     организация и  развитие взаимовыгодного социального партнерства с
бизнесом и некоммерческим сектором на паритетной основе.
     3.3.2. Обеспечение  реализации конституционных полномочий органов
местного самоуправления:
     создание условий    для   реализации   права   органов   местного
самоуправления на решение вопросов местного значения, в том числе на:
     владение, пользование      и      распоряжение      муниципальной
собственностью,  в   том   числе   закрепление   права   муниципальной
собственности на землю;
     установление местных налогов и сборов;
     формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов;
     осуществление охраны общественного порядка;
     жилище;
     охрану здоровья и оказание медицинской помощи;
     обеспечение общедоступного     образования     в    муниципальных
образовательных учреждениях;
     формирование финансово-экономической базы местного самоуправления
достаточной для решения вопросов местного значения,  совершенствование
системы бюджетного регулирования;
     разграничение с  учетом  принципа  субсидиарности  полномочий   и
соответствующих материальных и финансовых ресурсов между:
     органами государственной    власти    и     органами     местного
самоуправления;
     органами местного  самоуправления  в  случае,  если  в   границах
территории  муниципального  образования  имеются  другие муниципальные
образования;
     создание условий     для     беспрепятственного    взаимодействия
муниципалитетов,  в  том  числе   на   региональном,   федеральном   и
международном уровнях;
     научно-методическая и    организационно-методическая    поддержка
деятельности органов местного самоуправления;
     создание эффективной областной системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации муниципальных кадров;
     информационная поддержка местного самоуправления;
     обеспечение межмуниципального   сотрудничества  и  взаимодействия
органов местного самоуправления.
     3.3.3. Обеспечение   государственных  гарантий  самостоятельности
местного самоуправления в пределах своих полномочий:
     защита прав  местного самоуправления,  установленных Конституцией
Российской Федерации и Федеральными законами;
     защита муниципальной собственности;
     обеспечение административной  обособленности   органов   местного
самоуправления от системы органов власти области;
     обеспечение выполнения органами государственной власти,  органами
местного  самоуправления,  отдельными  гражданами  законодательства  о
местном  самоуправлении   и   нормативных   актов   органов   местного
самоуправления;
     обеспечение права местного самоуправления на судебную защиту;
     обеспечение конституционного  права  местного  самоуправления  на
компенсацию дополнительных расходов,  возникших в результате  решений,
принятых органами власти области;
     обеспечение передачи   материальных   и    финансовых    средств,
необходимых  для  осуществления  отдельных  государственных полномочий
области в случае их делегирования в  законодательном  порядке  органам
местного самоуправления;
     формирование эффективного   механизма   контроля    со    стороны
государственной  власти  области за законностью деятельности органов и
должностных лиц местного самоуправления.
     3.3.4. Повышение   эффективности  деятельности  органов  местного
самоуправления и совершенствование их территориальной основы:
     установление новых принципов территориальной организации местного
самоуправления,  оптимизация  структуры  местных  органов,  исходя  из
интересов населения, критериев эффективности решения вопросов местного
значения и исполнения отдельных государственных полномочий, перспектив
развития муниципальных образований;
     укрупнение сельских муниципальных образований  с  целью  создания
реальной   возможности  наиболее  полного  решения  вопросов  местного
значения поселений;
     оптимизация затрат на содержание органов местного самоуправления;
     вывод на качественно новый уровень муниципальных районов, которые
должны  стать связующим звеном между органами государственной власти и
органами местного самоуправления поселений;
     укрепление муниципальных  районов  путем  вхождения  в  их состав
городов областного подчинения или объединения  части  районов  области
исходя из принципов целесообразности и разумности;
     формирование городских округов с учетом  территорий,  необходимых
для  развития инфраструктуры городов и близлежащих сельских населенных
пунктов.

    IV. Механизмы реализации областной политики развития местного
                            самоуправления

     Органы государственной    власти    области   располагают   рядом
механизмов, позволяющих осуществлять государственную политику развития
местного самоуправления в области. К таким механизмам относятся:
     правовое регулирование,    создающее     юридические     гарантии
организационной, финансовой и хозяйственной самостоятельности местного
самоуправления в решении вопросов местного значения;
     административное обеспечение,     выражающееся     в    наделении
соответствующей  компетенцией  и  обеспечении   деятельности   системы
государственных  органов и учреждений области,  занимающихся вопросами
местного самоуправления,  в том числе в целях государственного надзора
за  законностью  деятельности  местного  самоуправления  и реализацией
переданных  в  законодательном   порядке   отдельных   государственных
полномочий;
     бюджетное регулирование,  позволяющее обеспечить сбалансированные
минимальные  местные  бюджеты,  создать  условия оптимизации налоговой
базы муниципальных образований;
     передача в  муниципальную  собственность объектов,  находящихся в
государственной   собственности,   необходимых    для    осуществления
полномочий местного самоуправления;
     научно-методическая поддержка местного самоуправления, включающая
консультирование   муниципальных  органов,  организацию  и  проведение
конференций, семинаров по актуальным вопросам местного самоуправления,
практическому обмену опытом и др.;
     подготовка, переподготовка и повышение  квалификации  кадров  для
органов   местного  самоуправления,  в  том  числе  повышение  деловой
квалификации выборных лиц местного самоуправления;
     подготовка кандидатов  и  участников  организации  избирательного
процесса и других процедур прямого волеизъявления населения;
     информационная поддержка  местного  самоуправления,  в  том числе
популяризация идей,  принципов и задач местного  самоуправления  среди
населения, информирование о ходе и проблемах реформы, о роли населения
в создании системы общественного  контроля  за  деятельностью  органов
местного   самоуправления,   проведение   опросов   и  социологических
исследований.
     Наиболее действенным   механизмом  реализации  политики  развития
местного самоуправления в области на долгосрочную  перспективу  должны
стать  программа поддержки развития муниципальных образований с учетом
настоящей концепции  и  создание  условий  реализации  конституционных
полномочий   местного   самоуправления,   в   которой   предполагается
комплексное использование названных механизмов.

   V. Принципы областной политики развития местного самоуправления

     Политика развития местного самоуправления в  области  реализуется
на основе соблюдения следующих принципов;
     единство целей,  направлений,  задач  и   механизмов   реализации
государственной политики и политики области;
     комплексный подход при реализации государственной политики;
     сотрудничество федеральных    органов   государственной   власти,
органов  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и
органов  местного самоуправления в процессе реализации государственной
политики;
     преемственность государственной политики на разных этапах реформы
местного самоуправления;
     системная поддержка местного самоуправления со стороны области;
     невмешательство органов   государственной   власти   области    в
компетенцию органов местного самоуправления;
     контроль за реализацией государственными органами и  должностными
лицами области политики развития местного самоуправления;
     внедрение и применение современных управленческих технологий;
     учет мнения   населения   при  решении  вопросов  непосредственно
затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.
     Процесс реализации  политики  развития  местного самоуправления в
области  характеризуется  как  комплексностью,  так   и   определенной
этапностью  решения  поставленных  задач,  необходимостью  определения
приоритетных направлений политики  области  на  соответствующем  этапе
реализации.
     Успешная реализация политики развития местного  самоуправления  в
области  должна  привести к созданию системы взаимодействия населения,
местного самоуправления и государственной власти области,  эффективное
функционирование которой позволит обеспечить:
     улучшение условий   жизнедеятельности    населения    в    каждом
муниципальном образовании;
     повышение политической стабильности в  области  и  государстве  в
целом;
     обретение гражданами навыков  демократического  взаимодействия  с
формируемыми  ими  властными  органами  и  общественного  контроля  за
эффективностью их деятельности.




Информация по документу
Читайте также