Расширенный поиск
Постановление Губернатора Амурской области от 24.03.2005 № 156Губернатор Амурской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24.03.2005 N 156 г.Благовещенск О развитии туризма в Амурской области на период с 2005 по 2007 год В целях дальнейшего развития внутреннего и международного туризма, формирования современной и конкурентоспособной туристской отрасли в Амурской области постановляю: 1. Утвердить: Концепцию развития туризма в Амурской области на период с 2005 по 2007 год (приложение N 1); план мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Амурской области на период с 2005 по 2007 год (приложение N 2). 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области - начальника департамента экономического развития и внешних связей А.В. Гордеева. Исполняющий обязанности губернатора области В.В. Марценко Приложение N 1 к постановлению губернатора Амурской области от 24.03.2005 N 156 Концепция развития туризма в Амурской области на период с 2005 по 2007 год Введение Концепция развития туризма в Амурской области (далее - Концепция) имеет целью достижение его устойчивого развития в условиях рыночной экономики и определяет основные направления развития туристской отрасли на период с 2005 по 2007 год. Концепция направлена на создание социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса на новом этапе развития области. Необходимость разработки Концепции обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере республики, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса. Развитие туристско-рекреационного комплекса сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов, что требует создания более совершенного механизма управления, учитывающего специфику туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего, генерирующего и поддерживающего развитие нескольких отраслей экономики области. Крупный потенциал развития туризма определяет его роль в экономике области в качестве одного из экономических кластеров, успешное развитие которого содействует структурной перестройке экономики и стимулирует ее ускоренное развитие. Концепция разработана на основе анализа развития туризма в Амурской области за период 1998-2004 годы. В ней учтены характерные особенности процесса развития туризма, а также новые тенденции. В своих основных положениях Концепция согласуется с основными положениями Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 г., а также с данными научных исследований, содержащимися в ряде документов международных туристских организаций, определяющих перспективы развития международного туризма в XXI веке. Особенность Концепции состоит также в том, что в ней определены подходы и принципы, типичные для Дальнего Востока. Данная особенность определяется рядом близких либо совпадающих экономических, природных, социально-культурных и иных условий. В Концепции нашли отражение подходы к решению проблемы использования рекреационных ресурсов, содержащиеся в рекомендациях и резолюциях международных, региональных совещаний и конференций, а также в основных положениях Концепции развитии туризма на Дальнем Востоке, подготовленных в тихоокеанском институте географии ДВО РАН. Концепция устанавливает конкретные направления и пути решения проблем в сфере туризма, служит основанием для развития туристской отрасли и отраслей, с которыми тесно связан туризм. I. Комплексный социально-экономический анализ состояния сферы туризма 1.1. Территории туризма и рекреации Развитие туристско-рекреационного комплекса области базируется на крупном рекреационном потенциале, одними из составляющих которого являются природные и историко-культурные ресурсы туризма. Ареалы распространения потенциала ресурсов туризма находятся в границах 14 ее административных образований: - городов Благовещенск, Зея, Свободный, Углегорск, Тында; - Архаринском, Благовещенском, Бурейском, Зейском, Магдагачинском, Сковородинском, Селемджинском, Свободненском, Тамбовском районах. В Амурской области сложилось несколько основных зон туризма и отдыха, в том числе: - туристические базы "Мухинка", "Колосок", "Снежинка", "Водолей"; - побережье Прядчинского водохранилища, Егорьевских и Владимировских озер, Белогорьевской протоки; - территории государственного природного заповедника "Хинганский", Мурвьевского парка устойчивого природопользования; - исторические и памятные объекты г.Благовещенска; - некоторые территории Архаринского (озера "Долгое", "Клешинское"), Бурейского (Бурейская ГЭС, заказник "Урочище Иркун"), Зейского (Снежногорские пляжи, заказник "Бекельдеуль", Зейская ГЭС), Магдагачинского(Гонжинский источник), Свободненского (д/о "Бузули", санаторий-профилакторий "Бардагон") районов. 1.2. Планирование развития туризма В Законе Амурской области "О туризме" туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Осуществляется процесс планирования развития сферы туризма, однако он замыкается на уровне субъектов туристской деятельности. Основной формой планирования является разработка государственных, областных и муниципальных программ. К сожалению, в области таких программ нет. Другие виды планирования, такие как разработка планов территорий на основе Генерального плана развития туризма и Генеральной Схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма, на территории области не применялись. Процесс планирования туризма в настоящее время отстает от потребностей развития туристско-рекреационного комплекса области. Ни один из перспективных для развития туризма городов и районов области не имеет целевой программы развития туризма, не определен заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных с туризмом отраслях экономики, разделы по развитию данных услуг, а также инфраструктуры не включены в отраслевые программы. 1.3. Управление процессом развития туризма В Амурской области формируется система управления и самоуправления в сфере туризма, включающая три взаимосвязанных уровня: государственный, муниципальный и внутриотраслевой. Государственный и муниципальный уровни управления процессом развития сферы туризма на территории области включают деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Амурской области, а также органов местного самоуправления. Функции государственного заказчика областных целевых программ развития туризма осуществляет департамент экономического развития и внешних связей Администрации области. Департамент координирует вопросы исполнения законодательства, лицензирования, рекламы и информации, оказания помощи муниципальным образованиям, взаимодействия с туристскими ассоциациями и предприятиями и другие вопросы в пределах своей компетенции. При этом он не располагает собственными объектами размещения или иными объектами туризма и не наделен правом управления деятельностью иных объектов размещения, находящихся в государственной собственности. Функции по развитию детско-юношеского туризма выполняет департамент образования Администрации области. Управление по туризму на муниципальном уровне отсутствует. Внутриотраслевой уровень включает деятельность профессиональных ассоциаций и объединений, а также общественных организаций. С 1997 года действует Амурская областная туристская организация, которая является членом Российского союза туриндустрии. В 2003 году зарегистрирован и осуществляет деятельность Амурский союз туристских организаций. Созданы и работают Федерация спортивного туризма и Федерация альпинизма, спортивно-водные клубы. Деятельность данных организаций направлена в основном на развитие сотрудничества между руководителями и специалистами субъектов туристской и смежных с туризмом отраслей экономики. Проблемы развития туризма в области они не рассматривают. 1.4. Туристские организации Туристская деятельность коммерческого характера осуществляется в области (данные на 01.01.2005) 42 туристскими организациями на основании лицензий на право ведения турагентской и туроператорской деятельности. Из них 92 % сосредоточено в г. Благовещенске. За 2003-2004 годы количество туристических организации увеличилось на 36 процентов, что характеризует туристский бизнес как молодой, но развивающийся более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями экономики. В 2004 году интерес к туристскому рынку Амурской области проявила одна из московских туристских фирм, что, возможно, поможет расширить географию стран, отправляющих туристов в Амурскую область. 15 туроператоров области занимаются приемом и обслуживанием иностранных туристов. За 2004 год из всех иностранных туристов, прибывших в Амурскую область, 99,9% составили граждане КНР, из них 95% обслуживались в г. Благовещенск. Туристская деятельность некоммерческого характера осуществляется рядом организаций, осуществляющих эту деятельность за счет бюджетных, спонсорских, а также собственных средств. В основном эта деятельность направлена на реализацию экологических, спортивно-оздоровительных и социальных программ. 1.5. Динамика и состав туристского потока Динамика туристского потока с 1999 года по 2004 год характеризуется резким спадом (166 тыс. туристов и экскурсантов в 1999 г., 85 тыс. туристов в 2004 г.). Это связано с дефолтом в 1998 году, наведением порядка на торговых рынках области, исключением из отчетности туристов, выезжающих на один день в КНР за товаром. В 2003 году спад произошел из-за возникновения случаев заболевания "атипичной пневмонией". 1.6. Доля туризма в экономике Амурской области Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов в сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре валового регионального продукта определена в размере 0,095%. Доля туризма в 2004 году в общем объеме платных услуг составила 10,5%. Объемы прямых выплат сферы туризма области за 2000-2004 годы в бюджеты всех уровней составили 65 млн. рублей. В связи с тем, что в области не проведены маркетинговые исследования по движению денежных потоков из сферы туризма в другие отрасли, не представляется возможным расчет мультипликативного эффекта туризма, который может составлять 8-20-кратное обращение поступивших по каналам туризма денежных единиц в смежных и сопряженных с туризмом отраслях экономики. Сфера туризма группирует вокруг себя определенное количество отраслей экономики, стимулируя их развитие и формируя спрос на товары и услуги для нужд туризма. Отраслевой заказ туризма на товары, которые могут выпускаться местными товаропроизводителями и реализовываться как на рынке Амурской области, так и на других рынках, также не определен. 1.7. Материальная база туризма По характеру использования объекты материальной базы подразделяются на объекты, используемые только для целей туризма, и более широкого назначения, используемые как для приема и обслуживания туристов, так и для обслуживания лиц, не относящихся к данной категории, а также для удовлетворения потребностей других отраслей экономики. В собственную материальную базу туризма входят объекты недвижимости туристских организаций, а также объекты размещения туристов. В привлекаемую материальную базу туризма входят объекты различного назначения, в том числе объекты питания, транспорта, объекты спортивно-оздоровительного, культурно-развлекательного типа и иные объекты. По данным Амурского областного комитета государственной статистики, на 2003 год собственная материальная база туризма Амурской области включает 65 объектов размещения туристов. Их вместимость составляет 5108 мест. 18% коллективных средств размещения имеют государственную форму собственности, 31% - муниципальную, 22% - частную, 23% - смешанную российскую. Туристским организациям принадлежит на правах собственности 1 объект - гостиничный комплекс "Дружба". Более 80% объектов размещения туристов по состоянию на 2004 год нуждаются в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции, т.к. были построены в период до 1990 г. по устаревшим проектам. В Амурской области нет 3-звездных и более высокого класса гостиниц, услуги большинства объектов размещения не сертифицированы, ими предоставляется неполный комплекс услуг. Все объекты размещения подразделяются на объекты гостиничного типа и специализированные. Анализ деятельности объектов размещения по реализации гостиничных услуг показывает, что в области в настоящее время сформирован преимущественно стихийный по своим характеристикам рынок средств размещения, на котором отсутствует необходимая информация, нет достаточных гарантий обеспечения качества услуг, нет единой централизованной системы продажи свободных мест, что существенно снижает как эффективность эксплуатации самих объектов размещения, так и вклад гостиничного бизнеса в развитие экономики. 1.8. Инфраструктура туризма Инфраструктура туризма включает в себя совокупность объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Значительная часть данных инфраструктурных единиц относится к инфрастуктуре общего пользования и используется для целей туризма параллельно с использованием в других целях. Вместе с тем сфера туризма создает и свою внутреннюю специальную инфраструктуру, к которой относятся подъездные пути на территориях объектов туризма, а также пешеходные тропы и дорожки, автономные системы канализации и утилизации, отдельные сети и объекты энергетики, телекоммуникации. К инфраструктуре общего пользования в области относится ряд объектов, обладающих различными характеристиками. Системы тепло- и электроснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации функционируют в основном в населенных пунктах, прежде всего, в городах. Инфраструктура газоснабжения пока не развита. Вместе с тем в зонах туризма и отдыха данные системы не развиты, либо вообще отсутствуют. Системы телекоммуникации, в т.ч. телевизионное вещание и радиовещание распространяется на большинство районов области, вместе с тем в зонах туризма и отдыха сигнал часто обладает недостаточной устойчивостью, что делает невозможным использование принимающих устройств. Системы спутниковой связи и радиосвязи только в настоящее время получили развитие. В дорожную сеть Амурской области входит небольшое количество дорог с твердым покрытием. В основном дороги с твердым покрытием связывают г. Благовещенск с городами области. В основном по области действуют участки грунтовых дорог, что ухудшает условия движения легкового транспорта и туристских автобусов. Не развита дорожная сеть (либо мало дорог с твердым покрытием) в зонах туризма и отдыха. Данное обстоятельство наряду с неразвитостью придорожного сервиса является серьезным препятствием для развития въездного и внутреннего туризма и доставки туристов к местам отдыха. Данные проблемы требуют быстрого решения. В Амурской области функционирует 1 аэропорт федерального значения, но его реконструкция не произведена, нет оборудованного контрольно-пропускного пункта, что препятствует организации международных туристских авиаперевозок. Остановлена деятельность большинства районных аэропортов. Недостаточно комфортабельных самолетов, приспособленных для организации воздушных путешествий и перевозки туристов на местных линиях, отсутствуют вертолеты туристского класса и малые самолеты. Незаслуженно забыта Байкало-Амурская магистраль, хотя при наличии комфортабельных пассажирских вагонов возможна организация туристических поездок по трассе. На Зейском и Бурейском водохранилищах отсутствуют комфортабельные суда, что отрицательно сказывается на развитии туризма в этих регионах. Неблагополучная ситуация складывается в области автотранспортного обеспечения сферы туризма. Парк автобусов небольшой, часть из них не имеет специального оборудования. Уровень комфорта транспортных средств достаточно низкий. Информационная инфраструктура туризма находится на начальном этапе своего формирования. Для представления туристских возможностей необходимо создать туристический сайт. Не используются возможности представительства Амурской области при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации для информационной поддержки туризма Амурской области. Развитие инфраструктуры общего пользования в Амурской области осуществляется в соответствии с отраслевыми федеральными и республиканскими программами, причем потребности сферы туризма в них учитываются недостаточно. 1.9. Инвестиции в сфере туризма Туристско-рекреационный комплекс Амурской области нуждается в инвестиционном обеспечении. Для более грамотного привлечения средств необходима разработка инвестиционных проектов. Привлечение денежных средств положительно скажется на развитии въездного и внутреннего туризма, что приведет к увеличению отчислений в бюджет области. В первую очередь инвестиции необходимо привлекать в строительство туристских объектов г. Благовещенска, например, музея динозавров. В областном бюджете не предусматриваются средства на развитие туризма в области. В настоящее время инвестиции привлечены в строительство двух гостиниц в городе Благовещенске, причем одна возводится на средства иностранной компании. Оба эти проекта инициированы и выполняются организациями нетуристского профиля. Одним из главных факторов, сдерживающим инвестиционную активность местных субъектов туристской деятельности, является отсутствие в Амурской области внутренних источников недорогих инвестиционных ресурсов, позволяющих хозяйствующим субъектам получать долгосрочные кредиты на приемлемых условиях. 1.10. Развитие межотраслевого сотрудничества Развитие межотраслевого сотрудничества организаций туризма и организаций других отраслей экономики развито недостаточно. Отдельными производителями выпускается ограниченное количество товаров для отдыха и туризма преимущественно для реализации в местной торговой сети. В то же время спрос на данные виды продукции не изучается, промышленные предприятия не ориентируются на их выпуск. В предложениях на рынке туризма мало товаров местного производства, которые традиционно используются в туризме, в том числе: туристско-спортивного снаряжения и оборудования, одежды и обуви, продуктов в специальных упаковках и др. 1.11. Развитие кадровой базы В подготовке кадров для сферы туризма в области принимают высшие и средние специальные учебные заведения. Численность работников, занятых в сфере туризма, составляет порядка 400 человек. Ежегодно высшее и среднее специальное образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около пятидесяти человек. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Вместе с тем развитие кадровой базы сопряжено с рядом проблем. В области пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Обучение в сфере туристского и гостиничного бизнеса часто осуществляется на коммерческой основе. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая областная система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов. 1.12. Развитие международных и межрегиональных связей Развитие международных и межрегиональных связей осуществляется по нескольким линиям, в том числе по линии Администрации области, по линии органов местного самоуправления, туристских организаций, общественных объединений. Наиболее значимыми для туризма являются мероприятия, проводимые в рамках Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации "Дальний Восток и Забайкалье". По решению Координационного совета по туризму ассоциации разрабатываются межрегиональные туристские маршруты под единым брендом "Кольцо Востока России". 1.13. Развитие научных исследований в сфере туризма Научные исследования в сфере туризма в Амурской области не имеют общего плана, бюджетные расходы на их проведение не предусматриваются. В результате сложившего положения нет научного прогноза развития туристской отрасли, не изучены многие вопросы современного состояния туристско-рекреационного комплекса, не ведется научный мониторинг его развития. II. Проблемы развития туристско-рекреационного комплекса Амурской области Развитие туристско-рекреационного комплекса Амурской области сдерживается рядом причин, связанных с формированием местного рынка, и нерешенных проблем. Формирование рынка происходит в условиях быстрого изменения характеристик общероссийского рынка, развития его региональных сегментов. Привлечение инвестиций в сферу туризма сдерживается рядом условий, таких как недостаточная изученность рынка, чрезмерная хаотичность его функционирования, трудность решения вопросов выделения земель под объекты туризма, меняющиеся нормативно-правовые рамки и административная практика. Это создает объективные препятствия для действующих участников рынка, а также является фактором, снижающим его привлекательность для новых участников. Этим же объясняется невысокий процент вновь созданных туристских организаций, закрепивших свои позиции и расширяющих свою деятельность. Основными проблемами, оказывающими негативное влияние на развитие комплекса, являются: - недостаточная координация развития межотраслевого комплекса туризма, отсутствие эффективного механизма управления; - отсутствие планов и схем развития, позволяющих вовлекать в процесс развития туризма все перспективные районы области и территории; - несогласованность в планировании развития туризма и в планировании развития других отраслей экономики и социальной сферы; - недостаточная государственная поддержка развития, выражающаяся в недостаточном финансировании действующих программ; - отсутствие реальных механизмов привлечения инвестиций, политики протекционизма в отношении местных производителей туристских услуг; - недостаточная теоретическая база, отсутствие научных данных, позволяющих прогнозировать развитие рынка и оказывать влияние на туристский процесс, оценивать меняющийся потенциал развития туризма и состояние ресурсов туризма. III. Цели и задачи развития туризма Главным приоритетом развития туризма в Амурской области является развитие внутреннего и въездного туризма. Цели и задачи развития туристско-рекреационного комплекса на период с 2005 по 2007 год определены на основании анализа существующих проблем и сформулированы с учетом достигнутого уровня развития туризма, а также наличия реальных ресурсов развития. Основной целью концепции развития туризма является создание условий для упорядочения функционирования рынка туризма в Амурской области, развития межотраслевого сотрудничества и реализации кластерного подхода в сфере туризма, развития материальной базы и инфраструктуры туризма, укрепления позиций туристско-рекреационного комплекса на российском и международном рынках. Задачи концепции: - развитие механизма координации, включающего государственный, муниципальный, межотраслевой и внутриотраслевой уровни регулирования, обеспечивающего планомерное развитие туризма, смежных с туризмом отраслей экономики и социальной сферы; - увеличение роли органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления в развитии туризма; - внедрение рыночных механизмов, совершенствование на их основе структуры туристского комплекса и активизация внутренних резервов его развития; - развитие кадровой базы, туристского образования и отраслевой науки; - создание современных организационных условий для маркетинга, продвижение туристского продукта Амурской области на рынках. IV. Обоснование стратегии развития туризма 4.1. Внешние факторы развития Внешние факторы, действующие как на межрегиональном, так и на международном уровнях, в настоящее время оказывают позитивное влияние на развитие сферы туризма. Амурская область имеет достаточно устойчивые связи с соседними регионами, прежде всего с Республикой Саха (Якутия), Приморским и Хабаровским краями. Между данными субъектами не существует жестких экономических, правовых, административных барьеров, препятствующих осуществлению туристской деятельности. Удобное расположение Амурской области на границе с Китаем определяет ее место на мировом рынке туризма, разделенного на региональные, субрегиональные и локальные рынки. Его специализация привела к образованию крупного, быстро растущего азиатско-тихоокеанского рынка туризма, к которому тяготеет рынок Амурской области. В настоящее время туристический рынок Амурской области является слабо развитым звеном азиатско-тихоокеанского туррынка. В то же время, он органично входит в общероссийский национальный рынок туризма и представляет интерес в части развития экологического, культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного туризма. В силу весьма благоприятной ситуации, сложившейся в сфере туризма Китая, где ведется крупное строительство гостиниц, область имеет хорошие возможности использования географического фактора для развития более тесных связей и привлечения инвестиций в сферу туризма. Вместе с тем использование данных факторов является недостаточным. В области не ведется целенаправленная деятельность по привлечению инвестиций в сферу туризма из соседних регионов и стран. Туристский продукт не продвигается на международных и внутренних выставках. Рынок Китая, обладающий колоссальными ресурсами, все более ориентируется на предложения центральных регионов России. 4.2. Ресурсы развития и ограничения Ресурсы развития туризма в области связаны с наличием природных и историко-культурных ресурсов туризма, наличием развитой производственной базы, демографическим потенциалом. Использование ресурсов туризма на современном этапе является недостаточным. Создание новых конкурентоспособных программ обслуживания, повышение качества обслуживания и увеличение доходности туризма возможно при условии создания эффективного порядка использования природных и культурно-исторических объектов. С учетом того, что туризм является трудоемкой сферой услуг, демографический потенциал является ресурсом, позволяющим создать кадровую базу без привлечения рабочей силы из других регионов. Рост деловой активности и увеличение занятости в сфере туризма увеличиваются пропорционально созданию новых организаций и вводу в действие объектов туризма. Ограничения развития туризма связаны с необходимостью соблюдения экологических условий и недостатком внутренних инвестиционных ресурсов. V. Стратегия комплексного развития туризма 5.1. Совершенствование системы регулирования развития туризма 5.1.1. Совершенствование системы государственного регулирования развития туризма Целью государственного регулирования в сфере туризма является развитие в Амурской области туристско-экскурсионного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей граждан в услугах, развитие экономики, увеличение доходов, создание новых рабочих мест, развитие партнерских связей с регионами России и зарубежными странами, сохранение и рациональное использование ресурсов туризма. Совершенствование системы государственного регулирования в сфере туризма осуществляется по следующим направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы туризма; совершенствование структуры формирующейся туристской отрасли, создание административно-правовых условий, ускоряющих процесс ее формирования, благоприятствующих развитию и усиливающих ее конкурентные преимущества; поддержка местных производителей туристских услуг, специализирующихся в области внутреннего и въездного туризма, создание условий для развития конкуренции и недопущения монополизма; содействие внедрению прогрессивных технологий развития туристской индустрии, обеспечивающих ее устойчивое, экономически выгодное и экологически безопасное развитие; содействие в развитии региональных, межрегиональных и международных связей; создание условий для повышения уровня безопасности, развитие системы профилактики происшествий и оказания оперативной помощи туристам; совершенствование механизма финансирования развития туризма. 5.1.2. Совершенствование системы координации развития сферы туризма Система координации развития в сфере туризма предусматривает: создание при губернаторе области Межведомственного совета по туризму и советов по туризму при органах местного самоуправления в Амурской области по координации развития туризма. Межведомственный совет может образовывать комиссии по направлениям, в том числе: комиссию по правовому, административному регулированию и безопасности; комиссию по научным исследованиям, планированию и образованию; комиссию по ресурсам туризма; комиссию по развитию материальной базы, инфраструктуры туризма, производству товаров и услуг; комиссию по развитию межрегионального и международного сотрудничества. Комиссии создаются и действуют на постоянной основе, выполняя функции по мониторингу состояния туристско-рекреационного комплекса, подготовке предложений по его развитию. Состав комиссий формируется из представителей органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, туристских организаций, а также иных организаций, чья деятельность прямо или косвенно связана с туризмом. 5.1.3. Увеличение роли планирования в развитии туризма Увеличение роли планирования в развитии туризма осуществляется с целью придания процессу развития туризма упорядоченного характера, достижения наибольших социально-экономических результатов. Для достижения данной цели необходимо использовать принцип комплексного планирования развития, предусматривающего использование различных видов и методов планирования, в том числе инвестиционного планирования. Первый вид планирования предполагает разработку взаимоувязанных между собой целевых областных, городских и районных программ развития туризма, программ развития производства товаров и услуг для туризма, а также иных экономических, природоохранных и социальных программ, выполнение которых оказывает влияние на функционирование туристско-рекреационного комплекса. Второй вид планирования предполагает планирование развития территорий туризма, в том числе планирование развития туристских центров и зон туризма, особо охраняемых природных территорий, земель рекреационного и историко-культурного назначения. Основой данного вида планирования должны являться Генеральный план развития туризма и Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма в Амурской области. Третий вид планирования предполагает планирование инвестиций, необходимых для развития материальной базы и инфраструктуры туризма, в том числе планирование бюджетных инвестиций, а также планирование деятельности по привлечению внешних и внутренних инвестиций. 5.1.4. Совершенствование механизма финансирования развития туризма Совершенствование механизма финансирования развития туризма осуществляется за счет увеличения эффективности бюджетного финансирования и привлечения внебюджетных источников. Бюджетное финансирование развития туристской отрасли предусматривает два вида. Первый вид предусматривает финансирование целевых программ развития туризма и подпрограмм, включенных в программы развития отраслей экономики и социальной сферы. Второй вид предусматривает финансирование инвестиционных проектов, включающих строительство либо модернизацию объектов и инфраструктуры туризма с долей государственной и (или) муниципальной собственности либо без нее. С этой целью определяются потребность в объектах и объемах их финансирования, долях государственных, муниципальных и привлеченных средств, условия бюджетного финансирования, организуются конкурсы инвестиционных проектов. Для привлечения внебюджетных источников в Амурской области может учреждаться негосударственный внебюджетный фонд развития туризма. 5.2. Развитие туристских центров и зон туризма На территории Амурской области формируется несколько туристских центров и зон туризма. Центры туризма отличаются от зон туризма наличием условий, позволяющих организовывать прием в самих центрах, а также формировать туры по периферии области. Основными типами туристских центров на территории области являются: - городские центры туризма, располагающие развитой материальной базой и инфраструктурой туризма, а также достопримечательностями. К данному типу центров относятся города Благовещенск, Тында, Зея; - сельские центры туризма, располагающие материальной базой туризма, состоящей в основном из туристских баз, баз отдыха и санаториев, с частично развитой инфраструктурой и объектами культуры и спорта, досуга и развлечений. К данному типу центров относятся Гонжа (Магдагачинский район), с.Бардагон (Свободненский район) и другие. Основными типами зон туризма являются: зоны стационарного отдыха и кемпингового туризма, находящиеся за территорией населенных пунктов, располагающие дифференцированно развитой материальной базой туризма (турбазы, базы отдыха, санатории), инфраструктурой и объектами спортивного, культурно-развлекательного и иного назначения. К данному типу зон туризма относятся урочище "Мухинское", окрестности ст. Белогорье, Муравьевский парк устойчивого развития и другие; зоны активного туризма, находящиеся за территорией населенных пунктов, не располагающие материальной базой и инфраструктурой туризма. К данному типу относятся Зейское водохранилище, Владимировские озера, реки Урга и Ту Шимановского района и другие. При развитии данных центров и зон применяется дифференцированный подход, учитывающий местную специфику. В первую очередь развиваются наиболее перспективные, с лучшими ресурсами, удобно расположенные и доступные, обладающие стабильным турпотоком центры и зоны. Развитие менее перспективных центров и зон осуществляется во вторую очередь. По мере развития сети центров и зон создаются условия для перераспределения туристского потока из более загруженных центров и зон в менее загруженные. За счет этого снижаются рекреационные нагрузки и более равномерно распределяются выгоды от развития туризма. 5.3. Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма Развитие материальной базы и инфраструктуры туризма осуществляется с целью повышения качества услуг и увеличения объемов обслуживания. Развитие всей инфраструктуры Амурской области осуществляется с учетом интересов развития туристско-рекреационного комплекса. Этот принцип используется при разработке и выполнении проектов и программ, предусматривающих строительство и модернизацию объектов тепло- и электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения, канализации и утилизации отходов, телекоммуникации, дорожной инфраструктуры. Они проходят оценку экспертной группы Межведомственного совета по туризму и корректируются в соответствии с его рекомендациями. Наиболее перспективными объектами размещения туристов на период действия концепции признаются объекты с малым и средним количеством мест, соответствующие классу "2-3 звезды", с развитой материальной базой, позволяющей реализовывать большой перечень разнообразных услуг высокого качества. Привлечение внешних и внутренних инвестиций осуществляется в плановом порядке. Для привлечения инвестиций используется также областная система маркетинга, оказывающая содействие в развитии контактов с российским и международным финансовыми рынками и обеспечивающая обмен информацией об условиях участия в проектах и получения кредитов. 5.4. Развитие кадровой базы С целью развития кадровой базы туризма в Амурской области создается областная система подготовки и переподготовки специалистов и персонала в сфере туризма и гостиничного бизнеса, участниками которой являются высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для туризма и гостиничного бизнеса, а также иные организации, осуществляющие обучение на курсовой основе. Основной акцент в формировании кадров на период действия Концепции делается на подготовку управленцев-менеджеров среднего и низшего звена, а также персонала туристских организаций, гостиниц, иных объектов размещения, организаций, реализующих услуги в сфере туризма, в соответствии с потребностью и квалификационными требованиями. С целью повышения качества услуг и ответственности работников туристской отрасли, непосредственно занятых в обслуживании туристов, в Амурской области необходимо ввести порядок индивидуальной аттестации и аккредитации кадров. 5.5. Развитие внутриобластного, межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма 5.5.1. Развитие внутриобластного сотрудничества в сфере туризма Развитие внутриобластного сотрудничества в сфере туризма имеет целью создание условий для участия в развитии туристской отрасли всех городов и районов Амурской области, имеющих потенциал развития туризма, ориентации деятельности промышленных и иных предприятий на производство товаров для туризма, вовлечении в туристский бизнес населения. Развитие внутриобластного сотрудничества осуществляется по линии органов исполнительной власти Амурской области, органов местного самоуправления, а также субъектов деятельности в сфере туризма и в связанных с туризмом отраслях экономики, культуры и социальной сферы. Основой для сотрудничества являются планы и программы по развитию материальной базы и инфраструктуры туризма, производству товаров и услуг, а также решения Межведомственного совета по туризму. 5.5.2. Развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма Развитие межрегионального сотрудничества имеет целью использование конъюнктуры рынка России, тенденций развития внутреннего туризма для привлечения в Амурскую область туристов из тех регионов, отношения с которыми имеют наибольшие перспективы развития. Развитие межрегионального сотрудничества предполагает активизацию отношений Амурской области с Хабаровским и Приморским краями, Республикой Саха (Якутия), г. Москвой. Перспективным является сотрудничество с территориями, входящими в Байкальский регион. Основные направления сотрудничества включают: - сотрудничество по линии государственных органов управления в сфере туризма Российской Федерации в области государственного регулирования и поддержки развития туризма; - сотрудничество по линии профессиональных туристских ассоциаций и объединений России, в том числе с Российским союзом туриндустрии, ассоциацией делового туризма, Национальной туристской ассоциацией, ассоциацией социального туризма, туристско-спортивным союзом России по привлечению туристов и инвестиций, развитию партнерских проектов, продвижению туристского продукта; - сотрудничество по линии межрегиональной ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье" по реализации действующих туристских проектов, а также разработке новых проектов; - сотрудничество по линии предприятий туризма за счет активизации участия в международных и региональных выставках, подготовки новых, конкурентоспособных предложений, развития партнерских связей; - сотрудничество по линии представительства Амурской области в г.Москве. 5.5.3. Развитие международного сотрудничества Развитие международного сотрудничества осуществляется с целью интеграции туристско-рекреационного комплекса Амурской области в международный рынок туризма, формирования стабильного потока туристов из зарубежных стран. Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям: - сотрудничество по линии культурных и побратимских связей между органами местного самоуправления Амурской области и муниципалитетами зарубежных стран, а также торгово-промышленными палатами; - сотрудничество по развитию приграничного туризма. Наиболее перспективным на азиатском рынке туризма является сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, с Китаем, Кореей и Японией. Наиболее перспективным партнером на европейском рынке туризма является Германия. 5.6. Определение и развитие перспективных направлений и видов туризма Определение перспективных видов туризма в рамках данных приоритетов осуществляется по результатам исследований, на основании которых разрабатывается их рейтинг, определяются источники и ресурсы развития. По итогам 2003 года, перспективными видами на среднесрочный период (3-5 лет) определены следующие виды: - экологический туризм и туризм в условиях природной среды, природоведческие экскурсии; - отдых в туристских центрах и зонах с развитой материальной базой; - пляжный туризм и отдых в лесопарковых зонах; - отдых в специализированных туристских комплексах семейного типа с развитой материальной базой для занятий и развлечений детей; - зимний туризм; - лечебно-оздоровительный туризм на курортах; - активный туризм, включая охоту и рыбалку; - культурно-познавательный туризм. 5.7. Повышение конкурентоспособности туристской отрасли Повышение конкурентоспособности туристской отрасли достигается за счет нескольких ключевых факторов успеха: - улучшения качества материальной базы и инфраструктуры туризма; - повышения эффективности управления развитием сферы туризма; - повышения профессионального уровня и достаточности кадровой базы; - повышения эффективности стратегии субъектов туристской деятельности на рынке, улучшения их структуры, использования новых способов конкуренции, совершенствования предложений и технологий; - поддержания необходимого качества туристских ресурсов и условий их использования; - развития смежных и поддерживающих отраслей экономики. Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, фактор качества природных ресурсов имеет доминирующее значение. Общее повышение конкурентоспособности туристской отрасли достигается за счет благоприятного изменения действия всех факторов, предопределяющих в конечном итоге прибыльность туристской отрасли. Вместе с тем достижение позитивных результатов обеспечивается за счет использования организационных резервов, имеющихся как в сфере туризма, так и в связанных с туризмом отраслях. Основными резервами на период действия Концепции являются: - резерв знаний - научная, рыночная, техническая информация; - более интенсивное и полное использование ресурсов туризма, формирование новых туристских программ обслуживания; - более широкое использование элементов событийного туризма, народной обрядности, фольклора, спортивности, развлекательности; - развитие дополнительных услуг; - расширение торговли сувенирами и иными товарами для туризма; - повышение качества услуг за счет создания индивидуальных и профессиональных стимулов роста в сфере туризма. VI. Механизм реализации Концепции Реализация Концепции обеспечивается за счет выполнения мероприятий целевых программ развития туризма, а также подпрограмм, включенных в программы развития отраслей экономики и социальной сферы. Функции государственного заказчика - координатора концепции развития туризма выполняет департамент экономического развития и внешних связей Администрации области. Функции государственных заказчиков по отдельным направлениям Концепции выполняют органы исполнительной власти Амурской области в соответствии с их полномочиями и функциями. Рекомендации по разработке подпрограмм готовит Межведомственный совет по туризму. Выработанные предложения представляются губернатору области. Государственный заказчик - координатор Концепции координирует взаимодействие государственных заказчиков по вопросам подготовки и выполнения данных подпрограмм. К реализации Концепции привлекаются органы местного самоуправления, а также организации-производители товаров и услуг в сфере туризма, некоммерческие организации, за счет чего осуществляется практическое взаимодействие отраслей, а также обеспечивается участие всех уровней государственной власти и общества. Представители организаций включаются в состав комиссий Межведомственного совета по туризму и привлекаются к разработке программ, планов и схем. Механизм реализации Концепции обеспечивает выполнение задач по качественному изменению сферы туризма в Амурской области, развитию области в рамках Концепции устойчивого развития Российской Федерации. Приложение N 2 к постановлению губернатора Амурской области от 24.03.2005 N 156 План мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Амурской области на период с 2005 по 2007 год +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |п/п| Мероприятия по выполнению | Срок | Ответственный | | | | исполнения | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |1 |Подготовка инвестиционных проектов по | 2005 г. |Департамент экономического развития и | | |развитию туристской отрасли Амурской | |внешних связей Администрации области | | |области | |(далее-департамент ЭРВС Администрации | | | | |области) | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |2 |Оказание помощи заинтересованным | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |организациям в поиске инвесторов для | | | | |реализации инвестиционных проектов | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |3 |Создание акционерного общества для |2005 -2006 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |привлечения инвестиций и строительства | | | | |этнографического музея истории основания | | | | |г.Благовещенска и музея динозавров в | | | | |г.Благовещенске | | | | |Подготовка обращения губернатора области к| | | | |администрации г.Благовещенска с | | | | |предложением о принятии участия в создании| | | | |акционерных обществ для привлечения | | | | |инвестиций и строительства | | | | |этнографического музея истории основания | | | | |г.Благовещенска и музея динозавров | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |4 |Составление Реестра организаций области, | 2005-2006 г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |оказывающих туристские услуги | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |5 |Подготовка положений о конкурсах: | 2005г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |- на лучший внутренний туристский маршрут;| | | | |- на лучшую туристскую организацию, | | | | |обеспечившую привлечение наибольшего | | | | |количества туристов в Амурскую область | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |6 |Организация и проведение конкурсов среди | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |турфирм области: | | | | |- на лучший внутренний туристский маршрут;| | | | |- на лучшую туристскую организацию, | | | | |обеспечившую привлечение наибольшего | | | | |количества туристов в Амурскую область | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |7 |Создание Реестра гостиниц Амурской области| 2005 г. |Департамент ЭРВС Администрации области, | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |8 |Участие Амурской области в международных | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |туристических выставках | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |9 |Участие в работе Координационного Совета | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |по туризму межрегиональной ассоциации | | | | |"Дальний Восток и Забайкалье" | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |10 |Оказание информационной и методической | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |помощи органам местного самоуправления по | | | | |организации открытия туристических фирм | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |11 |Подготовка обращения губернатора области к| 2005 г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |администрации г.Благовещенска с | | | | |предложением о принятии участия в | | | | |организации строительства смотровой | | | | |площадки по трассе в направлении | | | | |п.Аэропорт в районе п.Плодопитомника | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |12 |Подготовка обращения губернатора области к| 2005 г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |администрации г.Благовещенска с | | | | |предложением об оказании содействия в | | | | |открытии пункта проката туристического | | | | |(спортивного) инвентаря и оборудования | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |13 |Подготовка и размещение информации о | 2005-2007 гг. |Департамент ЭРВС Администрации области, | | |туристических возможностях Приамурья на | |пресс-служба аппарата губернатора | | |сайте Амурской области и в ведущих | |области | | |средствах массовой информации РФ | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |14 |Составление перечня туристских профессий, | 2005 г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |подлежащих аттестации и аккредитации на | | | | |территории Амурской области | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |15 |Организация ежегодного участия школьников-| 2005-2007 гг. |Департамент образования Администрации | | |победителей областных соревнований, | |области | | |конкурсов по туристско-экскурсионной | | | | |деятельности во всероссийских | | | | |соревнованиях | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |16 |Согласование с муниципальными органами | 2005 г. |Департамент образования Администрации | | |управления образованием вопросов включения| |области | | |в программу учебного процесса | | | | |общеобразовательных учреждений изучения | | | | |истории Приамурья, достопримечательностей | | | | |родного края с обязательным посещением | | | | |краеведческих музеев городов и районов | | | | |области | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |17 |Информирование туристических организаций о| 2005-2007 гг. |Управление культуры Администрации | | |проведении культурных мероприятий в | |области | | |Амурской области на календарный год (Новый| | | | |год, День города, кинофорум "Амурская | | | | |осень" и другие) | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |18 |Разработка плана мероприятий по | 2005 г. |Управление внутренних дел Амурской | | |обеспечению безопасности иностранных | |области | | |туристов на территории Амурской области | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |19 |Создание Межведомственного совета по | 2006 г. |Департамент ЭРВС Администрации области, | | |туризму при губернаторе области и советов | |органы местного самоуправления | | |по туризму при главах органов местного | | | | |самоуправления | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |20 |Подготовка обращения губернатора области к| 2006 г. |Департамент ЭРВС Администрации области | | |администрации г.Благовещенска с | | | | |предложением создания на территории города| | | | |муниципального учреждения "Туристический | | | | |центр" с целью развития самодеятельного | | | | |туризма и других форм активного отдыха | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |21 |Совместная работа с учебными заведениями, | 2006-2007 гг. | Департамент ЭРВС Администрации области | | |готовящими специалистов по туризму, по | | | | |введению в программу обучения изучения | | | | |требований и условий Соглашения между | | | | |Правительством Российской Федерации и | | | | |Правительством Китайской Народной | | | | |Республики о безвизовых групповых | | | | |туристических поездках от 29.02.2000 | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |22 |Учет интересов развития туристской | 2006-2007 гг. | Департамент ЭРВС Администрации области | | |индустрии при составлении планов | | | | |социально-экономического развития | | | | |муниципальных образований области | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |23 |Разработка Генеральной схемы размещения | 2006 г. | Департамент ЭРВС Администрации области | | |объектов и инфраструктуры туризма на | | | | |территории Амурской области с учетом | | | | |перспективы развития туризма до 2015 года | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ |24 |Проведение туристической ярмарки в | 2007 г. | Департамент ЭРВС Администрации области | | |г.Благовещенск | | | +---+------------------------------------------+---------------+----------------------------------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|