Расширенный поиск
Постановление Губернатора Амурской области от 06.09.2006 № 486ГУБЕРНАТОР АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06.09.2006 N 486 г.Благовещенск О Концепции управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы В целях определения основных направлений повышения эффективности управления имуществом, находящимся в собственности области, оптимизации структуры областной собственности, создания устойчивых предпосылок для роста экономического потенциала области, увеличения доходов областного бюджета, а также решения иных задач, способствующих развитию имущественного комплекса области постановляю: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция). 2. Структурным подразделениям Администрации области, осуществляющим координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления): разработать и представить в срок до 01.10.2006 для обобщения в департамент Администрации области по управлению государственным имуществом области Планы организационных первоочередных мероприятий по реализации Концепции; организовать работу по реализации Концепции; при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления собственностью области, руководствоваться основными положениями Концепции. 3. Департаменту Администрации области по управлению государственным имуществом области (В.Н. Павлюков) представить информацию о ходе выполнения настоящего постановления 01.02.2008 и 01.02.2011. 4. Признать утратившим силу постановление Главы Администрации Амурской области от 20.12.99 N 715 "О Концепции управления областным имуществом и приватизации в Амурской области". 5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой. Л.В. Коротков Приложение к постановлению губернатора Амурской области от 06.09.2006 N 486 КОНЦЕПЦИЯ управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы I. Общие положения Принятие Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации в 1999 году ознаменовало переход к качественно новому этапу в реформировании отношений собственности. В этом документе впервые был перенесен акцент с приватизации на иные способы управления и распоряжения государственным имуществом: учет, контроль использования и сохранения, получение дохода от коммерческого использования имущества. Соответственно формулировались цели и задачи управления государственным имуществом, принципы формирования механизма управления. В Амурской области была разработана аналогичная Концепция управления областным имуществом (далее - Концепция 1999 года), одобренная постановлением Главы Администрации области от 20.12.99 N 715. Концепция 1999 года, реализуемая в 2000-2005 годах, позволила в значительной степени решить задачу учета имущества, находящегося в собственности Амурской области (далее - областное имущество), повышения эффективности управления в части совершенствования контроля использования и сохранности имущества, обеспечения доходов от коммерческого использования областной собственности. Однако не все поставленные Концепцией 1999 года задачи были решены, не все цели достигнуты. Несмотря на то, что одним из важнейших достижений реализации Концепции 1999 года явилось создание механизма управления областным имуществом, организации деятельности структурных образований государственных и муниципальных органов по управлению имуществом, ряд задач, поставленных в ней, актуальны и сейчас. Во многом это связано с тем, что с момента принятия Концепции 1999 года значительно изменилась экономическая ситуация в стране, скорректированы задачи в сфере управления государственной собственностью, проводится административная реформа, в развитие которой приняты новые законы. Кроме того, в Концепции 1999 года не нашли отражения такие важные объекты управления областной собственностью, как земля, жилищный фонд, роль которых трудно переоценить. Все это обусловливает необходимость адаптации Концепции управления государственным имуществом области к новым задачам и значительной ее доработки в соответствии с приоритетными направлениями административной реформы, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2003 N 824. Среди них: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, прекращение избыточного государственного регулирования, разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. В этих условиях политика управления государственной собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства, его субъектов. Реализация этих направлений требует корректировки уже заявленных целей и задач управления государственным имуществом. Так, главными целями управления областным имуществом на ближайшую перспективу следует считать: обеспечение государственных органов Амурской области имуществом, необходимым для наиболее полного выполнения ими своих полномочий; обеспечение наиболее эффективного использования областного имущества, земельных ресурсов, жилищного фонда; создание системы управления земельными ресурсами области. Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач: 1) оптимизация структуры областного имущества, в том числе сокращение избыточной части имущества, которое не обеспечивает выполнения функций и полномочий органов государственной власти Амурской области; 2) определение перечней государственных унитарных предприятий области (далее - ГУП области), областных государственных учреждений (далее - областные учреждения), которые необходимы для выполнения функций и полномочий органов власти Амурской области; 3) завершение процесса перераспределения имущества, в том числе земельных ресурсов, между публично-правовыми образованиями в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения имущественной основы выполнения всеми органами государственной власти полномочий, возложенных на них Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; 4) преобразование областных учреждений, не обеспечивающих реализацию государственных функций, в иные формы некоммерческих и коммерческих организаций; 5) совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы управления областным государственным имуществом, в том числе земельными ресурсами; 6) вовлечение в оборот земельных ресурсов, находящихся в собственности области, в том числе земель сельскохозяйственного назначения; 7) максимизация доходов от коммерческого использования областного имущества, в том числе земель; 8) обеспечение контроля использования и сохранности областного государственного имущества, в том числе земель, относящихся к собственности области. Достижение поставленных целей обеспечено достаточным имущественным комплексом. В первую очередь, по состоянию на 01.01.2006, это имущество 44 ГУП области и 181 областного учреждения, включающее в себя 1686 объектов недвижимости. Кроме того, в реестре собственности области учтено 138 объектов незавершенного строительства, 238 земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости областного уровня собственности, 19 пакетов акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ. Общая балансовая стоимость основных средств, относящихся к собственности области, по состоянию на 01.01.2006 составляет 30085 171,34 тыс. рублей, в том числе балансовая стоимость объектов недвижимости 20 648 616,23 тыс. рублей. Все органы государственной власти области в основном обеспечены необходимыми помещениями и имуществом. Отдельные неурегулированные вопросы размещения областных учреждений возможно решить за счет перераспределения помещений. Значительные площади (более 5 тыс. кв.м.) область передала в пользование федеральным органам исполнительной власти, которые не смогли решить проблему размещения за счет федеральных источников. Вместе с тем, имущественный комплекс области, достаточный для обеспечения полномочий и функций органов государственной власти области, не достаточен для получения сколько-нибудь заметных доходов от его коммерческого использования. И хотя из года в год в связи с повышением эффективности управления областным имуществом в абсолютном выражении наблюдается устойчивый рост доходов областного бюджета, тем не менее в 2005 году от аренды областного имущества без учета земельных ресурсов получено только 25,8 млн. руб., от приватизации - 2,7 млн. руб., перечислено областными предприятиями от прибыли - 3,7 млн. руб., всего доходы составили - 32,2 млн. руб. То есть рассматривать имущественный комплекс области как серьезный источник прямых доходов областного бюджета нельзя. По сути, он уже ориентирован в большей степени на обеспечение полномочий органов государственной власти области. В то же время настоящая Концепция управления государственным имуществом Амурской области на 2006-2010 годы (далее - Концепция) предполагает проведение целого комплекса мероприятий по образованию новых объектов областной собственности, способных приносить доходы в бюджет области. Это, в первую очередь, земельные участки, вовлекаемые в оборот вследствие разграничения государственной собственности на землю. В целом реализация положений настоящей Концепции позволит сократить имеющееся избыточное областное имущество, которое вследствие своей незначительности не дает ощутимых доходов областному бюджету, не решает вопросов создания благоприятного инвестиционного климата, не имеет определяющего значения в экономике области. II. Управление государственными унитарными предприятиями Амурской области 2.1. Характеристика ГУП области. По состоянию на 01.01.2006 в собственности Амурской области находится 44 ГУП области, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако анализ показывает, что деятельность значительного числа этих предприятий не соответствует полномочиям области, определенным федеральным и областным законодательством. В число действующих ГУП области входят и предприятия, которые могли бы быть приватизированы, реструктуризированы и перепрофилированы, но по ряду причин еще не включены в программы оптимизации. Более того, на территории области существуют организации иной организационно-правовой формы, осуществляющие аналогичные виды деятельности. К ним можно отнести предприятия, оказывающие полиграфические, страховые, торговые услуги и другие, осуществляющие дублирующие функции действующих организаций иной формы собственности. В 2005 году убыточными были 6 ГУП области. Это объясняется, прежде всего, тем, что ГУП области объективно присущи некоторые недостатки, отрицательно влияющие на эффективность их деятельности: отсутствие заинтересованности в развитии предприятия и улучшении качества производимой продукции (работ, услуг), завышение издержек, занижение прибыли и т.д. 2.2. Оценка эффективности управления областными предприятиями. В настоящее время система управления ГУП области в основном создана и получила свое правовое оформление. Законом Амурской области от 06.11.98 N 107-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Амурской области" функции по управлению ГУП области разграничены между структурными подразделениями Администрации области по отраслевому принципу, что позволяет в значительной степени учесть специфику деятельности областных предприятий в различных сферах управления. Трудовые договоры с большинством руководителей ГУП области приведены в соответствие с примерным трудовым договором, утвержденным постановлением губернатора области от 07.12.2004 N 636. Уставы 36 ГУП области приведены в соответствие с типовым уставом, утвержденным постановлением губернатора области от 15.08.2003 N 573. В них, а также в трудовых договорах с руководителями предусмотрена ответственность руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности ГУП области. В целях повышения эффективности использования областного имущества ежегодно разрабатываются программы деятельности ГУП области, ежеквартально представляются отчеты руководителей и бухгалтерская отчетность, на основании которых ведется реестр основных показателей экономической эффективности деятельности ГУП области. Созданы и работают отраслевые балансовые комиссии. По результатам их заседаний дается оценка эффективности управления, сохранности и целевого использования находящегося в хозяйственном ведении ГУП области имущества, а также определяются меры по улучшению производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ГУП области. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" осуществляется обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности ГУП области, проводимая аудиторскими организациями, отобранными по результатам работы конкурсных комиссий. Утверждено типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля собственности Амурской области составляет не менее 25 процентов, и государственных унитарных предприятий Амурской области. В целях создания оптимального по масштабу, эффективного сектора областных предприятий, позволяющего решать стоящие перед областью задачи, был разработан Прогнозный план реформирования государственных унитарных предприятий Амурской области на 2004-2005 годы, разрабатывается Прогнозный план оптимизации количества ГУП области на 2006-2008 годы. Целенаправленная и последовательная работа по созданию эффективной системы управления ГУП области привела в 2002-2005 годах к следующим результатам: объем полученной ГУП области выручки увеличился в 2,7 раза; доля убыточных ГУП области в общем количестве ГУП области сократилась на 16,7% (с 32,6% в 2002 году до 15,9% в 2005 году), а доля прибыльных ГУП области увеличилась до 65,9%; сумма чистой прибыли, полученной всеми ГУП области, возросла в 4,9 раза, общая сумма убытков снизилась более чем на треть (на 36,3%); сумма отчислений в областной бюджет возросла в 3 раза; общая стоимость чистых активов всех ГУП области возросла в 23,7 раза. Однако, несмотря на положительные тенденции, в сфере деятельности и управления ГУП области сохраняется еще ряд нерешенных проблем. Среди них: 1) несовершенна нормативная правовая база, регулирующая вопросы необходимости обязательной ежегодной аудиторской проверки всех ГУП области и осуществления контроля за деятельностью ГУП области, применяющих упрощенную систему налогообложения. Неоднозначно и сложно в применении законодательство области, регулирующее вопросы применения к руководителям ГУП области мер ответственности за совершение ими административных правонарушений. Устарели и не отвечают современным условиям действующие рекомендации по оплате труда руководителей государственных унитарных предприятий, применяемые в области с 1995 года. Отсутствует положение о порядке согласования ГУП области проведения заимствований и совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, уступкой требований, переводом долга и иными обременениями; 2) недостаточен контроль за выполнением программ деятельности ГУП области со стороны структурных подразделений Администрации области. Не применяются меры воздействия в отношении руководителей ГУП области за невыполнение утвержденных в установленном порядке показателей экономической эффективности деятельности ГУП области, некачественное составление и несвоевременное предоставление отчетов о финансово-хозяйственной деятельности; 3) недооценивается значение методов экономического стимулирования предприятий и их руководителей; 4) не получила должного применения норма законодательства о назначении руководителей ГУП области по результатам проведения конкурса, а также их аттестации. 2.3. Цели и задачи управления ГУП области. Целями управления ГУП области являются: 1) обеспечение качественного и в полном объеме удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах, производство которых возможно исключительно государственными унитарными предприятиями; 2) создание эффективных производств в рамках государственного сектора. Для достижения указанных выше целей необходимо решить следующие задачи: 1) оптимизировать количество государственных предприятий; 2) повысить эффективность их деятельности; 3) усилить контроль за деятельностью ГУП области путем совершенствования нормативной правовой базы и сложившейся практики управления ими. 2.4. Методы достижения целей управления ГУП области. Основными направлениями деятельности для достижения поставленных целей являются: 1. Определение количества и отраслевой принадлежности ГУП области, сохранение которых в собственности области целесообразно, а также разработка и реализация мер по оптимизации количества государственных унитарных предприятий области на основе следующих критериев: социальная значимость предприятий для области; экономическая эффективность деятельности предприятий; соответствие деятельности предприятий полномочиям органов государственной власти; наличие (или отсутствие) альтернативных организаций иной организационно-правовой формы. 2. Разработка рекомендаций по составлению отчетов руководителей ГУП области с целью повышения их качества и достоверности. Обеспечение представления ГУП области, применяющими упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке бухгалтерской отчетности и отчетов их руководителей. 3. Постоянные анализ и оценка результатов деятельности ГУП области, остающихся в собственности области, позволяющие своевременно выявлять и предотвращать негативные тенденции в деятельности ГУП области, обеспечивать качество и конкурентоспособность производимой ими продукции (оказываемых услуг, выполняемых работ), в том числе на основании отраслевого и территориального сравнительного анализа эффективности функционирования ГУП области, анализа состава имущественного комплекса ГУП области с позиций его необходимости и достаточности для осуществления уставной деятельности. 4. Принятие мер по обеспечению стабильного финансового состояния и инвестиционной привлекательности ГУП области, включенных в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества области. 5. Формирование высокопрофессионального состава руководителей ГУП области путем назначения руководителей ГУП области по результатам проведения конкурса, проведение их регулярной аттестации в порядке, установленном постановлением Главы Администрации Амурской области от 28.04.2000 N 229 "О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей областных государственных унитарных предприятий". 6. Широкое использование материального и морального стимулирования труда руководителей ГУП области. Обеспечение структурными подразделениями Администрации области соответствия заработной платы руководителей подведомственных ГУП области требованиям федерального и областного законодательства, результатам финансово-хозяйственной деятельности. Моральное стимулирование труда руководителей ГУП области может осуществляться путем проведения конкурсов "Лучшее государственное унитарное предприятие Амурской области" или "Лучший руководитель государственного унитарного предприятия Амурской области". 7. Создание и поддержание общедоступной информационной базы о финансово-хозяйственном состоянии ГУП области. 8. Усиление контроля со стороны структурных подразделений Администрации области за изменением финансово-хозяйственного состояния ГУП области, а также за качеством и своевременностью представления ими требуемых документов. Ежеквартальное рассмотрение на заседаниях отраслевых балансовых комиссий бухгалтерской отчетности, установление ответственности руководителей ГУП области за невыполнение предписаний балансовых комиссий, применение мер воздействия к руководителям, допускающим нарушение действующего законодательства, положений Устава ГУП области и заключенных с ними трудовых договоров. 2.5. Этапы реализации целей и задач управления. Реализация мероприятий по достижению целей управления ГУП области будет осуществляться поэтапно. 1 этап: 2006 год На этом этапе: 1) создаются необходимые условия для формирования эффективного государственного сектора, способствующего качественной и в полном объеме реализации государственных полномочий Амурской области, включая: проведение регулярной оценки эффективности деятельности ГУП области; разработку среднесрочного плана оптимизации количества ГУП области (на 2006-2008 годы); совершенствование нормативного правового и информационного обеспечения управления ГУП области; 2) осуществляются меры по оптимизации количества ГУП области в соответствии с утвержденными постановлением губернатора области критериями. К концу первого этапа не менее 50 % общего количества ГУП области должно соответствовать установленным критериям. 2 этап: 2007-2010 годы. В рамках этого этапа: 1) будет продолжена разработка ежегодных планов (программ) приватизации, оптимизация количества ГУП области, начатая на первом этапе. В 2007 году не менее 90 % общего количества ГУП области должны соответствовать критериям, установленным постановлением губернатора области. В дальнейшем в собственности области должны остаться исключительно предприятия, деятельность которых характеризуется высокой социальной значимостью и экономической эффективностью при отсутствии альтернативных организаций; 2) будут приниматься меры, способствующие повышению ответственности руководителей ГУП области путем применения в практике управления административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные законами области. В результате осуществления мероприятий, предусмотренных первым и вторым этапом, планируется создание оптимального по масштабу и структуре сектора ГУП области, позволяющего в наилучшей степени удовлетворять общественные потребности в определенных товарах (работах, услугах) и реализовывать государственные полномочия области. III. Управление областными учреждениями 3.1. Характеристика областных учреждений. По состоянию на 01.01.2006 в собственности Амурской области находилось 160 областных учреждений, в том числе учреждения здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, ветеринарии, управление автомобильных дорог, Фонд имущества Амурской области. В отдельную группу учреждений можно выделить органы государственной власти: Администрацию области и ее структурные подразделения, Амурский областной Совет народных депутатов, Контрольно-счетную палату, Избирательную комиссию Амурской области. Областные учреждения осуществляют деятельность, обеспечивающую реализацию полномочий области, определенных Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также иными нормативными правовыми актами, регулирующими соответствующие сферы деятельности. Наряду со своей основной деятельностью областные учреждения предоставляют населению различные виды платных услуг, удельный вес которых в общем объеме их услуг составляет от 10% до 20%. Вместе с тем на территории области существуют и организации иных форм собственности, осуществляющие аналогичные виды деятельности, однако доступность услуг, предоставляемых организациями частной формы собственности, как правило, оказывается ниже, чем областных учреждений, особенно для населения с низкими доходами. 3.2. Оценка эффективности управления областными учреждениями. Развиваясь в условиях проводимой административной реформы, система управления областными учреждениями осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Амурской области от 06.11.98 N 107-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Амурской области", иными нормативными правовыми актами области и уставами соответствующих областных учреждений. Полномочия по управлению областными учреждениями разграничены между органами государственной власти области. Создаются они решениями областного Совета народных депутатов и Администрацией области в соответствии с их компетенцией. Уставы большинства областных учреждений, трудовые договоры практически со всеми руководителями областных учреждений приведены в соответствие с требованиями действующих федерального и областного законодательства. Установлен порядок ежегодной отчетности областных учреждений перед структурными подразделениями Администрации области, в ведение которых они находятся, о выполнении плана по сети, штатам и контингентам. Проводилась работа по государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящиеся в оперативном управлении областных учреждений. Велся регулярный контроль за их деятельностью. Вместе с тем остается ряд проблем в управлении областными учреждениями. Так, отсутствует единый порядок их создания, ликвидации и реорганизации, назначения и оценки деятельности их руководителей. Не разработан типовой устав областного учреждения, типовой трудовой договор с руководителем областного учреждения. Недостаточно внимания уделяется оценке имущественного комплекса областных учреждений с позиций необходимости и достаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также своевременному обновлению материально-технической базы. Не разработана система критериев сохранения областных учреждений. 3.3. Цели и задачи управления областными учреждениями. Целями управления областными учреждениями являются: 1) рост уровня и качества жизни населения области за счет повышения качества услуг, предоставляемых областными учреждениями; 2) обеспечение реализации полномочий области, определенных федеральным и областным законодательством. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1) оптимизировать количество областных учреждений и расходы областного бюджета на их содержание в разрезе отраслей; 2) разработать действенные механизмы управления и контроля за деятельностью областных учреждений с целью повышения эффективности деятельности и качества оказываемых ими услуг. 3.4. Методы достижения целей управления областными учреждениями. Основными направлениями деятельности для достижения поставленных целей являются: 1. Оптимизация количества областных учреждений, функции которых соответствуют полномочиям области, определенным федеральным и областным законодательством. Разработка и реализация мер по реорганизации или ликвидации областных учреждений, потребность в деятельности которых утрачена. Для этого необходимо: провести анализ фактически выполняемых областными учреждениями видов деятельности, на основании которого определить перечень областных учреждений, необходимых для реализации стоящих перед областью задач; провести работу по преобразованию отдельных областных учреждений, предоставляющих социальные услуги, в организации иных организационно-правовых форм. 2. Анализ и оценка результатов деятельности областных учреждений, позволяющие своевременно выявлять и предотвращать негативные тенденции в их работе. В том числе: анализ имущественного комплекса областных учреждений с позиций его необходимости и достаточности для осуществления уставной деятельности; доля платных услуг в общем объеме услуг; наличие на рынке организаций иной организационно-правовой формы собственности, оказывающих аналогичные виды услуг. 3. Своевременное обновление материально-технической базы областных учреждений, стимулирование применения ими новейших достижений техники и технологий. 4. Развитие и совершенствование нормативной правовой базы области, регулирующей вопросы управления областными учреждениями. 5. Обеспечение профессионализма и компетентности руководителей областных учреждений. Назначение руководителей областных учреждений на конкурсной основе. Оценка деятельности руководителей областных учреждений исходя из некоммерческого характера деятельности областных учреждений в соответствии с показателями социальной эффективности деятельности, а также соблюдения исполнительской дисциплины и обеспечения целевого и эффективного использования имущества. 3.5. Этапы реализации целей и задач управления и результаты. Реализация предложенных мероприятий по достижению целей управления областными учреждениями будет осуществляться поэтапно. 1 этап: 2006- 2007 годы. На этом этапе обеспечиваются необходимые условия для создания сети областных учреждений, способствующей качественной и в полном объеме реализации государственных полномочий области, включая: развитие и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы управления областными учреждениями; осуществление анализа фактически выполняемых областными учреждениями видов деятельности, на основе которого проведение оценки возможности преобразования областных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; анализ имущественного комплекса областных учреждений с точки зрения необходимости и достаточности для осуществления уставных видов деятельности; назначение руководителей областных учреждений на конкурсной основе и их периодическую аттестацию; обеспечение открытости и прозрачности системы управления областными учреждениями через публикацию в средствах массовой информации и сети Интернет информации, содержащей оценку эффективности их деятельности и управления. 2 этап: 2008-2010 годы. В рамках этого этапа будут приняты меры по: оптимизации сети областных учреждений путем преобразования части областных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; повышению профессионализма управления областными учреждениями. Как на первом, так и на втором этапах реализации настоящей Концепции особое внимание будет уделяться контролю за деятельностью областных учреждений и их руководителей. Осуществление предусмотренных настоящей Концепцией мероприятий позволит создать в Амурской области оптимальное количество областных учреждений, обеспечивающее более качественную и в полном объеме реализацию государственных полномочий Амурской области. IV. Управление акциями, долями Амурской области в уставных капиталах хозяйственных обществ 4.1. Характеристика хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть акции, доли Амурской области. По состоянию на 01.01.2006 Амурская область являлась акционером 19 акционерных обществ и участником 2 обществ с ограниченной ответственностью. В зависимости от степени участия Амурской области в уставных капиталах хозяйственных обществ, такие хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом: 100% акций (долей) - 2 общества; от 25 до 50% - 2 общества; менее 25% - 14 обществ (из них менее 2% - 9 обществ). В отношении двух акционерных обществ используется специальное право на участие Амурской области в управлении обществами. Владение небольшим пакетом акций не позволяет получать реального эффекта от участия в обществах, а также оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений в обществах с пакетом акций менее 2%. Так, по итогам работы за 2004 год из 7 акционерных обществ, в которых участвует область, получивших чистую прибыль, решение о выплате дивидендов принято только в 3 акционерных обществах. Всего в 2005 году в областной бюджет поступило дивидендов на сумму 6,2 тыс. руб., что показывает неэффективность владения незначительным пакетом акций (долей) в хозяйственных обществах. 4.2. Цели и задачи управления акциями и долями Амурской области в уставных капиталах хозяйственных обществ. Целями управления акциями (долями) являются: оптимизация путем реализации пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, не участвующих в выполнении полномочий области; увеличение неналоговых доходов бюджета. Деятельность по реализации целей в сфере управления акциями (долями), находящимися в областной собственности, предполагает решение следующих задач: 1) классификация хозяйственных обществ в зависимости от ликвидности акций, отраслевой принадлежности, целей области в отношении общества, возможности влияния на деятельность обществ, обусловленной количеством акций и размером доли, финансового состояния общества; 2) определение перечня пакетов акций (долей) хозяйственных обществ, необходимых для выполнения полномочий области; 3) сохранение в собственности области пакетов акций хозяйственных обществ, необходимых для выполнения полномочий области, в том числе для решения социальных задач при условии, что размер таких пакетов достаточно велик для оказания Амурской областью влияния на развитие и деятельность этих обществ, стимулирования экономического развития Амурской области; 4) осуществление функций при управлении акциями (долями), находящимися в областной собственности, в том числе: координация работы отраслевых структурных подразделений Администрации области в процессе управления пакетами акций (долями); участие представителей области в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной собственности; приобретение акций (долей) хозяйственных обществ для усиления участия области в этих обществах, если это необходимо для решения областных задач; 5) обучение представителей области для работы в органах управления хозяйственных обществ, имеющих долю области; 6) приватизация пакетов акций, не участвующих в выполнении полномочий области, не позволяющих Амурской области эффективно влиять на деятельность хозяйственных обществ, не имеющих значения для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Амурской области, в соответствии с прогнозным планом приватизации на соответствующий год. Эффективность управления акциями (долями) при этом будет характеризоваться: оптимизацией количества пакетов акций (долей), находящихся в областной собственности; динамикой увеличения доходов от управления акциями, находящимися в собственности области. 4.3. Этапы реализации целей и задач управления и результаты. Цели и задачи управления, поставленные Концепцией, могут быть реализованы поэтапно: на первом этапе до 2008 года необходимо приватизировать акции, нереализованные по ранее принятым программам приватизации, используя способы, предусмотренные законодательством; на втором этапе в 2008-2010 годах проводится работа по включению в планы приватизации акций акционерных обществ, созданных при акционировании ГУП области, не обеспечивающих выполнение полномочий Амурской области. В результате выполнения поставленных задач область должна владеть пакетами акций (долями) хозяйственных обществ, необходимыми для реализации полномочий Амурской области. V. Управление объектами недвижимости 5.1. Управление земельными ресурсами. С развитием рыночных отношений в Российской Федерации все большее значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов. Земельные отношения становятся определяющими в процессе управления и распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в собственности области. Основными принципами регулирования земельных отношений в Амурской области являются: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, приоритет охраны и использования земель по назначению, открытость в решении вопросов регулирования земельных отношений; разграничение государственной собственности на землю; платность использования земли; единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости; вовлечение в хозяйственный оборот земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, относимых к собственности области, оказание содействия юридическим и физическим лицам в эффективном управлении и распоряжении земельными ресурсами, находящимися в их собственности и пользовании. 5.1.1. Характеристика земельных ресурсов, в том числе находящихся в собственности области, анализ их фактического использования, перспективы использования земельных ресурсов области. По данным государственного земельного кадастра, по состоянию на 01.01.2006 в границах территории Амурской области весь земельный фонд составляет 36191,3 тыс. га. В том числе земель лесного фонда 30352,6 тыс. га (83,9%), земель сельскохозяйственного назначения 2645,2 тыс. га (7,3 %). Остальные земли: поселений (251,3 тыс. га - 0,7%), промышленности, транспорта и связи (242,2 тыс. га - 0,67%), особо охраняемых территорий (408,1 тыс. га - 1,13%), водного фонда 324,9 тыс. га - 0,9% ), запаса (1967 тыс. га - 5,4%). Из общего количества земель в государственной, муниципальной собственности находится 34955,2 тыс. га земель (96,6%), в частной - 1236,1 тыс. га земель (3,4%). Из земель поселений в собственность граждан передано 30,6 тысячи га (12,2% от числа земель этой категории), в собственности юридических лиц находится - 0,1 тыс. га земель. В землях сельскохозяйственного назначения собственность физических и юридических лиц составляет 1204,7 тыс. га (45,5% от общего числа этой категории земель), из них в собственности граждан - 1159,1 тыс. га. Из числа земель сельскохозяйственного назначения 1781,8 тыс. га - сельскохозяйственные угодья, в том числе 1143,3 тыс. га - пашни. В соответствии с процедурой разграничения по состоянию на 1 января 2006 года распоряжениями Правительства Российской Федерации утверждены перечни на 134 земельных участка, на которые возникло право собственности Амурской области. Всего же за период с июля 2002 года по январь 2006 года в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ранее - Минимущество России) сформированы и направлены сведения на 1356 земельных участков общей площадью 998,7 тыс. га с предложением включения данных участков в перечни земельных участков, на которые возникает право собственности Амурской области при разграничении государственной собственности на землю. Из них 865 (997,9 тыс. га) земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель. Всего количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, прошедших государственный кадастровый учет, подлежащих отнесению к собственности области, составляет 1686 с площадью 1379,12 тысяч га. То есть 99,9% общей площади земельных участков, подлежащих отнесению к собственности области, составляют земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель Амурской области. Остальную часть в равной по площади пропорции составляют земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в собственности области, а также занятыми приватизированным недвижимым имуществом, находившимся до его приватизации в областной собственности. Земля является одним из важнейших ресурсов экономики. Однако участие этого ресурса в гражданском и экономическом обороте на территории области до последнего времени было недостаточным, что снижало эффективность его использования. Так, в 2005 году обрабатывалось всего лишь около 0,6 млн. га пашни, что составило только 52,6 % ее общего количества. Остальные земли зарастают, деградируют, теряют свои качественные показатели. Главным инструментом перераспределения земель к эффективно хозяйствующим товаропроизводителям, позволяющим сохранить за собственником функции регулирования эффективного, рационального и не истощительного хозяйствования, является передача земельных участков в аренду. Только за 2005 год от аренды 37 земельных участков, находящихся в областной собственности, в бюджет области поступило средств на сумму - 1,95 млн. рублей, а от всех земель, находящихся в государственной собственности (неразграниченных), - 82,55 млн. рублей. Вовлечение в хозяйственный оборот всех земель, отнесенных к собственности области при разграничении государственной собственности на землю, может дать в бюджет Амурской области дополнительные поступления в сумме не менее 80 млн. рублей в год. Для реализации этой задачи необходимо прежде всего решить проблемы разграничения земель по уровням собственности, определения местонахождения земельных участков, принадлежащих области, и установления пользователей ими, проведения на этих землях землеустроительных работ и организации их постановки на государственный кадастровый учет, проведения мониторинга состояния неиспользуемых и недостаточно эффективно используемых земель. Для этих целей была разработана и принята областная целевая программа "Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель Амурской области на 2005-2010 годы", реализация мероприятий которой является крайне необходимой и важной для регулирования в области земельных отношений. 5.1.2. Состояние рынка земли и перспективы его развития. Приватизация земельных участков. Вовлечение земель в хозяйственный оборот. Важной задачей в совершенствовании системы управления имущественным комплексом области является развитие рынка земли, создание действенного механизма, обеспечивающего права граждан и юридических лиц на землю. После реорганизации колхозов и совхозов, изъятия у них земель сельскохозяйственного назначения и их перераспределения среди физических и юридических лиц в соответствии с принятыми в Российской Федерации законами и нормативными актами на территории области было образовано более 86 тысяч дольщиков земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которым передано в собственность более 1 млн. га сельскохозяйственных угодий. Однако только чуть более 40 тысяч собственников земельных долей работают на своей земле самостоятельно либо передают для использования другим лицам свою долю в праве на землю. Причем из этого числа сформировали свои земельные участки и зарегистрировали на них свои права, то есть стали полноправными их собственниками, только 235 дольщиков. Основной причиной неразвитости рыночных отношений земель сельскохозяйственного назначения в Амурской области является низкий уровень сельскохозяйственного производства. Ежегодно уменьшается количество сельскохозяйственных организаций, разоряются крестьянские (фермерские) хозяйства, не получают развития личные подсобные хозяйства. Кроме этого, порядок осуществления сделок с земельными долями имеет сложную и долговременную процедуру оформления и требует значительных финансовых затрат. В связи с этим, а также в целях обеспечения прав граждан на землю, более полного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения необходимо создание системы формирования земельных участков по принципу "одного окна", участниками которой может быть любой землепользователь независимо от форм собственности на землю, что позволит оказать значительную помощь собственникам земельных долей в оформлении своих прав на землю. Это также позволит выявить земельные участки, не используемые или используемые не по назначению, провести работу по обращению их в собственность Амурской области, распоряжению ими, вовлечению указанных земель в хозяйственный оборот. При довольно динамичном развитии земельного рынка садовых участков и для индивидуальной жилой застройки очень медленно осуществлялась продажа земельных участков под зданиями коммерческого и промышленного назначения, а также незастроенных земельных участков промышленного назначения, что главным образом было связано с их высокой выкупной ценой. Так, за период с 2002 по 2005 годы было продано всего 17 земельных участков общей площадью 7,5 га из числа земель, продажу которых область вправе была осуществлять. В связи со значительным снижением с 01.01.2006 цены выкупа земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, прогнозируется увеличение объемов приватизации таких земельных участков, в том числе из государственной собственности Амурской области, что будет способствовать формированию и вовлечению в оборот единых объектов недвижимости. Рынок земель сельскохозяйственного назначения до настоящего времени функционировал в основном за счет их передачи в аренду. Однако в соответствии с Законом Амурской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" уже с 2006 года при соблюдении определенных условий разрешается приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предусмотрен также порядок бесплатного предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, условия и порядок уменьшения цены на приватизируемые земельные участки. Все это должно способствовать развитию рынка земель сельскохозяйственного назначения. Не отвечает современным требованиям используемая в настоящее время методика нормативного подхода к определению базовых размеров арендной платы на основе ставок земельного налога. Соответственно она нуждается в значительной корректировке с целью определения рыночных принципов установления размеров арендной платы, отвечающих интересам Амурской области. 5.1.3. Оценка эффективности использования и охраны земель области. В целях выполнения требований земельного законодательства по эффективному использованию и охране земель, расположенных на территории области, в том числе находящихся в областной собственности, организуются проверки эффективности и законности использования земельных участков физическими и юридическими лицами, анализируется деятельность органов местного самоуправления по совершенствованию системы управления и распоряжения земельными ресурсами, в т.ч. землями сельскохозяйственного назначения. С руководителями сельхозорганизаций, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, руководителями муниципальных образований проводятся консультации и обучающие семинары по вопросам совершенствования земельных отношений и оборота земель сельскохозяйственного назначения. Проводимая работа позволила вскрыть характерные недостатки, ограничивающие возможность эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами на территории области. Это отсутствие учета показателей плодородия, системы анализа и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель фонда перераспределения земель, относимых к собственности области, кадастрового учета особо ценных земель сельскохозяйственного назначения. Не организована работа по выявлению неиспользуемых и используемых не по назначению земельных участков, вовлечению их в гражданский оборот, созданию системы прозрачности и открытости при предоставлении земельных участков. Требуется скорейшая разработка и принятие областной программы использования и охраны земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, что явится основой создания благоприятных условий развития рынка земли в Амурской области. 5.1.4. Проблемы и задачи управления земельными ресурсами области. Основными проблемами реализации государственной земельной политики в Амурской области являются отсутствие определенности и предсказуемости развития рынка земли, четкого разграничения полномочий органов, участвующих в проведении земельной реформы, в том числе неразграниченность земель по уровням собственности, отсутствие современных автоматизированных систем и информационных технологий учета и оценки земельных участков, объективной информации о состоянии и использовании земель. Не способствуют стимулированию развития земельных отношений, увеличению доходов от использования земель установленные нормативы отчислений от платежей за землю. Деятельность органов государственной власти области в сфере земельных отношений в рамках настоящей Концепции преследует следующие цели и задачи: сохранение природных свойств и качеств земель в процессе их использования; создание условий для развития реального сектора национальной экономики; проведение преобразований в экономических и правовых отношениях в сфере земли и иной недвижимости; формирование полноценного рынка земли и недвижимости. Стимулирование эффективного использования земли и иной недвижимости; реализация конституционных прав и гарантий граждан и их объединений на землю, соблюдение общественных интересов при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком; повышение доходов бюджетов всех уровней от использования земельных ресурсов, в том числе неналоговых, путем вовлечения в гражданский оборот максимально возможного количества земельных участков, единых объектов недвижимости, состоящих из земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений; реформирование системы платежей за землю и иную недвижимость, реализующей принцип единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости; завершение разграничения государственной собственности на землю и обеспечение государственной регистрации права Амурской области на земельные участки, принадлежащие области на праве собственности и относимые к областной собственности; охрана и контроль за эффективностью использования земель на территории области; создание условий для привлечения инвестиций в экономику области. 5.1.5. Методы достижения целей и задач управления земельными ресурсами области. Основными направлениями деятельности по реализации поставленных целей и задач являются: совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей земельные отношения на территории области; максимальное выявление всех пользователей земельных участков и оформление их прав; создание автоматизированной системы управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности области; преимущественное пользование земельными участками, находящимися в областной собственности на основе арендных отношений, внедрение практики заключения договоров аренды на основе продажи права аренды и, в первую очередь, долгосрочной аренды; создание эффективной системы платежей за землю, экономически связанной с оценкой рыночной стоимости земельных участков; установление базовых размеров арендной платы за земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в зависимости от кадастровой оценки с последующим переходом к рыночной оценке; приватизация земельных участков, организация их конкурсной продажи в соответствии с действующим законодательством. Организация работы с собственниками и пользователями земельных ресурсов по системе "одного окна"; создание системы контроля за использованием государственных земель в соответствии с их целевым назначением; участие в подготовке и обучении кадров в системе государственного и муниципального управления землей. 5.1.6. Этапы реализации целей и задач управления и ожидаемые результаты. На первом этапе (2006-2008 годы) планируется завершить в основном проведение работ по разграничению государственной собственности на землю, регистрацию права области на земельные участки. Начать работу по созданию систематизированного учета и контроля за использованием земель на территории области, продолжить мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, приступить к реализации положений Закона Амурской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в части приватизации и передачи в собственность сельскохозяйственных земель, принять меры по обеспечению конституционных прав граждан на землю, наиболее полному вовлечению в хозяйственный оборот земель. Указанную работу осуществлять в рамках областной целевой программы "Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Амурской области на 2005-2010 годы". На втором этапе (2009-2010 годы) планируется в основном завершить мероприятия указанной областной целевой программы, продолжить выполнение и совершенствование мероприятий, обозначенных первым этапом реализации Концепции, принять участие в осуществлении работы по созданию картографического учета земельных ресурсов области. Результатом реализации мероприятий Концепции должны стать созданная нормативно-правовая база, позволяющая в современных условиях выработать систему эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами на территории области, апробация указанной системы, открытость и прозрачность земельной политики Амурской области, максимальное вовлечение в хозяйственный оборот земельных ресурсов. 5.2. Управление зданиями, строениями, сооружениями, объектами незавершенного строительства, казной. 5.2.1. Характеристика объектов недвижимости. По состоянию на 01.01.2006 в Реестре собственности Амурской области учтено 1724 объекта недвижимого имущества. Указанные объекты находятся в хозяйственном ведении ГУН области, в оперативном управлении областных учреждений, а также в казне Амурской области. Кроме того, областные учреждения и ГУП области на определенном вещном праве используют 33 объекта незавершенного строительства. 5.2.2. Оценка эффективности управления объектами недвижимости. Управление объектами недвижимого имущества, находящимися в собственности области, предполагает вовлечение их в хозяйственный оборот, то есть использование на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, передачу в аренду, приватизацию объектов и др. За период, прошедший после принятия Концепции 1999 года, была создана система органов государственной власти области и областных учреждений, осуществляющих учет, инвентаризацию, оценку и государственную регистрацию прав на объекты недвижимости. На основании действующего законодательства проводилась работа по передаче имущества в связи с разграничением полномочий между публично-правовыми образованиями. Осуществлялась передача, списание, продажа, закрепление областной государственной собственности. Была организована регулярная инвентаризация объектов недвижимости, создан механизм осуществления контроля и использования по назначению недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления с целью выявления неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества. Проводились мероприятия по освобождению ГУП области и областных учреждений от несвойственных им функций по содержанию объектов социальнокультурного и коммунально-бытового назначения. Решение этих задач позволило повысить экономическую и социальную эффективность использования недвижимого имущества, находящегося в собственности области. Вместе с тем в существующей системе управления недвижимым имуществом в Амурской области остается ряд нерешенных проблем, в том числе: отсутствие достаточной информации по объектам незавершенного строительства; отсутствие необходимых средств (областного бюджета и ГУП области) для поддержания объектов областной собственности в нормальном техническом состоянии; незавершенность процесса государственной регистрации прав собственности Амурской области на объекты недвижимости. 5.2.3. Цели и задачи управления объектами недвижимости. Совершенствование системы управления объектами собственности области должно обеспечить достижение следующих целей: 1. Обеспечение наиболее эффективного использования объектов недвижимого имущества путем полного вовлечения их в хозяйственный оборот, обеспечения максимально возможной доходности от использования объектов и их содержания в надлежащем техническом состоянии. 2. Обеспечение служебными площадями органов государственной власти области. Исходя из современного состояния экономики региона и перспектив его развития, указанные цели могут быть достигнуты путем реализации следующих задач: 1. Обеспечение перераспределения имущества между публично-правовыми образованиями в рамках проводимой административной реформы. 2. Выявление объектов, не предназначенных для осуществления государственных полномочий, возложенных на область федеральным законодательством, а также излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества государственных учреждений (исходя из задач использования его исключительно для выполнения возложенных на учреждения функций) и принятие по ним решений по перепрофилированию, отчуждению, изъятию и перераспределению. 3. Повышение эффективности управления областным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления. 4. Осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью областных объектов недвижимости. 5. Проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства для наиболее полного вовлечения их в хозяйственный оборот. 6. Своевременное обновление Реестра собственности Амурской области, содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов. 7. Участие в создании кадастра объектов недвижимости. 8. Содействие профессиональной подготовке государственных гражданских служащих, осуществляющих управление областной собственностью, руководителей ГУП области и областных учреждений. 5.2.4. Достижение целей управления объектами недвижимости. Для достижения указанных целей и выполнения задач необходимо следующее: 1) совершенствование системы учета объектов областной собственности в соответствии с действующим законодательством; 2) своевременная инвентаризация объектов собственности области; 3) проведение проверок и осмотров объектов недвижимости в целях обеспечения их сохранности и использования по назначению; 4) вовлечение объектов недвижимости, составляющих казну области, в хозяйственный оборот; 5) совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам эффективного управления и распоряжения объектами областной собственности; 6) внедрение в практику управления недвижимым имуществом планирования расходования средств на проведение текущего и капитального ремонтов объектов областной собственности; 7) применение рыночных методов при вовлечении объектов недвижимости в хозяйственный оборот для целей коммерческого использования. Задачи по управлению объектами собственности области являются постоянно действующими и по этапам реализации разбивке не подлежат. Результатом проводимых мероприятий станет создание эффективной системы управления объектами недвижимого имущества, совершенствование системы учета областного государственного имущества, обеспечение его сохранности и эффективного использования, а также увеличение поступлений в областной бюджет доходов от аренды объектов, привлечение инвестиций на содержание имущества (вложение средств арендаторов и других пользователей имущества в реконструкцию, ремонт объектов недвижимости). 5.3. Управление объектами жилищного фонда. 5.3.1. Характеристика объектов жилищного фонда. Содержание проблемы. Одним из объектов социально-экономической политики органов государственной власти области является управление жилищным фондом области. В государственный жилищный фонд области включены жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых граждан, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, относящиеся к областной государственной собственности. Данные объекты, а их по состоянию на 01.01.2006 в Реестре собственности Амурской области числилось около 400, находятся в казне Амурской области и в хозяйственном ведении ГУП области, оперативном управлении областных учреждений, а также учтены на балансах хозяйственных обществ. В соответствии с проведенными в 1991-2005 годах реформами в жилищной сфере был обеспечен коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий. Однако использование рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу граждан с высокими доходами, что связано с неразвитостью институтов долгосрочного и ипотечного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья, а также высоким уровнем рисков и издержек на этом рынке. Среди комплекса проблем, не позволяющих системно решать вопросы в жилищной сфере области, основными являются: 1) неэффективная система управления жилищным фондом, проявляющаяся: в совмещении органами государственной власти области функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда; в неразвитости конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья; в отсутствии системного учета объектов областного жилищного фонда, технической документации на него; 2) незавершенность по различным причинам реформирования прав собственности на жилье, его передачи в муниципальную и частную собственность; 3) неудовлетворительное состояние жилых домов, нарушение сроков проведения текущего и капитального ремонтов. 5.3.2. Цели и задачи управления жилищным фондом области. Основной целью управления объектами жилищного фонда области является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются стандарты качества строительства и содержания жилья. Достижение поставленной цели потребует решения следующих основных задач: совершенствование нормативной базы в сфере управления жилищным фондом области; осуществление организационно-правовых мероприятий по формированию и ведению перечня объектов жилищного фонда области, являющегося составной частью Реестра собственности области, оформлению права собственности на них; установление критериев отнесения жилых помещений к специализированному, фонду социального или коммерческого использования и иным категориям, определенным Жилищным кодексом РФ; осуществление контроля эффективности, сохранности и использования по назначению жилищного фонда области; завершение передачи жилищного фонда в собственность муниципальных образований. В зависимости от способов управления жилищный фонд области может быть разделен на: 1) жилищный фонд, управляемый областными управляющими организациями (здесь должен остаться лишь жилищный фонд, который невозможно передать в управление частным организациям из-за отсутствия перспектив обеспечения рентабельной деятельности); 2) жилищный фонд, управляемый частными компаниями, которым жилищный фонд передается на конкурсной основе. Функционирование указанных форм управления должно осуществляться на основе: минимизации затрат на управление, реальных договорных отношений между собственником жилья, компаниями, управляющими жилищным фондом области, подрядчиками и поставщиками ресурсов и услуг. Причем размер вознаграждения управляющих жилищным фондом должен быть поставлен в зависимость от качества услуг и уровня сбора платы с населения; сохранения предусмотренного бюджетным законодательством финансирования по всем предоставляемым жилищно-коммунальным услугам; реализации контрольных функций за содержанием жилищного фонда области со стороны государственной жилищной инспекции. Все это должно сделать привлекательной сферу управления, содержания и обслуживания жилищного фонда области для частного бизнеса и вложений капитала. 5.3.3. Методы достижения целей управления объектами жилищного фонда. Для реализации обозначенных перспектив и разрешения сложившихся проблемных ситуаций необходимо: провести инвентаризацию жилищного фонда области; создать информационную базу объектов жилищного фонда области; оформить техническую документацию на объекты жилищного фонда области и право собственности области на них. 5.3.4. Этапы реализации целей и задач управления и результаты. На первом этапе (2006-2007 гг.) предполагается выполнить следующие мероприятия: провести анализ состояния и инвентаризацию имущественного комплекса в сфере жилищного хозяйства области, определить принципы управления его областной составляющей; осуществить разработку нормативных правовых актов в сфере управления объектами жилищного фонда области; сформировать в качестве составной части реестра собственности области блок по жилищному фонду области, оформить права собственности области на объекты жилищного фонда области. На втором этапе (2008-2010 гг.) предполагается осуществить мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищного комплекса, в том числе: усовершенствовать систему договорных отношений между организациями, управляющими областным жилищным фондом и предприятиями, специализирующимися на ремонте жилья; нормативно обеспечить ответственность организаций, управляющих жилищным фондом перед нанимателями и собственниками жилых помещений; осуществить децентрализацию и демонополизацию деятельности по управлению областным жилищным фондом путем привлечения к данному виду деятельности специализированных частных организаций. Ожидаемые конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности: улучшение жилищных условий за счет средств областного бюджета семей граждан, относящихся к категориям, установленным областным законодательством; создание системы управления и распоряжения областным жилищным фондом; надлежащее оформление права владения, пользования и распоряжения областным жилищным фондом. VI. Приватизация областного имущества 6.1. Цели и задачи приватизации областного имущества. Целью приватизации областного имущества на ближайшую перспективу является сокращение количества ГУН области, принадлежащих области пакетов акций (долей) хозяйственных обществ и иного имущества, находящегося в собственности области, не предназначенного для выполнения полномочий области как субъекта Российской Федерации. Основными задачами в сфере приватизации областного имущества являются: приватизация областного имущества, не используемого для обеспечения полномочий Амурской области; формирование доходов областного бюджета. 6.2. Пути решения задач приватизации. Приватизация является элементом единой государственной политики управления областным имуществом, направленной на оптимизацию областной собственности, расширение налогооблагаемой базы, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса области. Основными направлениями решения задач в области приватизации являются: 1) в отношении ГУП области: приватизация ГУП области, не участвующих в осуществлении полномочий области, не ликвидированных, не переданных в муниципальную собственность; приватизация ГУП области, необходимых для выполнения полномочий органов государственной власти области, путем преобразования в открытые акционерные общества с условием сохранения в собственности области 100% акций или контрольных пакетов акций; 2) в отношении пакетов акций, находящихся в областной собственности: приватизация пакетов акций хозяйственных обществ, не обеспечивающих выполнение полномочий области; в случае признания аукциона по продаже акций несостоявшимся - проведение продажи акций иными способами, предусмотренными законодательством о приватизации; 3) в отношении земельных участков и областной недвижимости: приватизация объектов недвижимости одновременно с земельными участками, внесение земельных участков в уставный капитал открытых акционерных обществ при приватизации ГУП области; приватизация предварительно изъятого излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, в том числе земельных участков, областных учреждений; приватизация земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с принятыми законодательными нормами; 4) осуществление контроля за ходом приватизации с целью уменьшения рисков в отношении использования областного имущества, за выполнением победителями конкурсов по продаже областного имущества условий таких конкурсов инвестиционного и социального характера, гарантированного получения средств от приватизации в установленные сроки. 6.3. Этапы реализации целей и задач приватизации и результаты. Реализация целей и задач приватизации будет осуществляться поэтапно: В 2006-2007 годах включение в планы приватизации ГУП области, не обеспечивающих выполнение государственных функций Амурской области. В 2008-2010 годах включение в планы приватизации акций открытых акционерных обществ, созданных при акционировании ГУП области, не обеспечивающих выполнение полномочий области. В течение 2007-2010 годов реализация недвижимого имущества, не предназначенного для выполнения Амурской областью своих полномочий. В результате приватизации ГУП области будет сокращено их количество, образованы открытые акционерные общества со 100 % долей области в уставном капитале, обеспечивающие реализацию части полномочий области как субъекта Российской Федерации, будет обеспечено поступление доходов в областной бюджет от приватизации областного имущества. Реализация поставленных целей и задач будет способствовать ускорению процессов приватизации, повышению эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса области. VII. Обеспечение реализации Концепции 7.1. Совершенствование законодательства в сфере управления и распоряжения собственностью Амурской области. Правовое сопровождение управления областным имуществом. Основная функция Амурской области как субъекта Российской Федерации в процессе управления и распоряжения объектами собственности состоит в создании надлежащей нормативной правовой базы с целью правового обеспечения прав собственности области как участника гражданских и иных правоотношений, обеспечения гарантий иным участникам правоотношений, предметом которых является пользование объектами областной собственности. Задача состоит в установлении оптимального баланса прав, делающего систему управления объектами областной собственности эффективными и наименее рискованными для области. На сегодняшний день на федеральном и областном уровнях сформирована законодательная основа механизма управления и распоряжения объектами областной собственности. Однако необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правовых механизмов реализации прав собственности. Достижение предусмотренных настоящей Концепцией целей и задач управления имуществом области, а также ГУП области и областными учреждениями возможно на основе детально проработанной, качественной нормативной правовой базы, определяющей компетенцию органов государственной власти Амурской области, органов местного самоуправления. Ее формирование должно осуществляться на всех уровнях публичной власти и характеризоваться единством нормативных и методических подходов. Основными направлениями совершенствования законодательства Амурской области должны стать: развитие законодательства в сфере земельно-имущественных отношений; обеспечение единого методического подхода к разработке нормативных актов на уровне области и муниципальных образований. Необходимо также провести инвентаризацию нормативных правовых актов области и проанализировать практику применения законодательства Амурской области, провести работу по устранению существующих в нем пробелов и по его обновлению с целью формирования нормативной правовой базы для реализации основных положений настоящей Концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе. 7.2. Программное и информационное обеспечение управления областным имуществом. Решение задач повышения уровня полноты и достоверности информации об областной собственности невозможно без осуществления информационного и программного обеспечения управления областной собственностью. Главным принципом его организации является прозрачность и публичность сведений, отражающих качественные и количественные характеристики имущественного комплекса Амурской области, взаимодействие и информационный обмен между хозяйствующими субъектами и на этой основе повышение уровня управления областным государственным имуществом. Для ведения реестра областного имущества используется автоматизированная система, построенная на базе SQL сервера InterBase. Начата работа по внедрению автоматизированной системы "Аренда областного имущества", которая позволит в дальнейшем организовать автоматизированный учет сведений об имуществе, переданном в аренду, и их обработку. С целью организации системы программного и информационного обеспечения в ходе реализации настоящей Концепции предстоит решить ряд проблем. Первоочередные - сформировать информационную базу о незадействованных объектах недвижимости с целью их оперативного включения в хозяйственный оборот, в полном объеме реализовать взаимодействие между муниципальными образованиями и Администрацией области в создании единой информационной системы учета государственной и муниципальной собственности, организовать внедрение электронного документооборота с применением технологий электронно-цифровой подписи. Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления областью в лице органов государственной власти области полномочий собственника имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов в государственном секторе экономики. В ходе совершенствования экономической политики, изменения законодательной базы ее направления будут постоянно совершенствоваться с целью создания современной системы управления государственным имуществом области. Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции позволит области стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. При этом, создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы России, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|