Расширенный поиск

Постановление Главы администрации Владимирской области от 10.04.2001 № 201

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

     10.04.2001                                        N 201

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Губернатора Владимирской области
                                         от 31.03.2010 г. N 383

О  нарушениях    правовых    норм
налогового       законодательства
органами местного самоуправления


     Материалами    проверок    прокуратуры    Владимирской    области
установлено,  что  отдельными   органами    местного    самоуправления
нарушается  налоговое  законодательство    в  части  введения  местных
налогов и сборов, установления льгот по их уплате
     В целях надлежащего исполнения налогового  законодательства  и  в
соответствии  со  ст  21  Федерального  закона  "Об  общих   принципах
организации  законодательных  (представительных)   и    исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

                             ПОСТАНОВЛЯЮ

     1.  Направить  органам  местного  самоуправления    представление
прокурора  Владимирской  области  "О  несоблюдении  органами  местного
самоуправления  Владимирской  области  норм  Конституции    Российской
Федерации  и  правовых  положений   федерального    и    регионального
законодательства в процессе  установления  и  регулирования  налоговых
отношений" от 19.03.2001 N 37-9-2001.
     2. Предложить главам муниципальных  образований  во  II  квартале
2001 года привести  в  соответствие  с  действующим  законодательством
нормативные акты о введении на территориях местных налогов и сборов, о
предоставлении льгот по их  уплате  и  проинформировать  администрацию
области о принятых мерах.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя  главы  администрации  области  -   начальника    главного
финансового управления В.П. Кузина.
     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


     И.о. главы администрации
     Владимирской области          В.Веретенников


     19.03.2001 N 37-9-2001


                            ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

                   О несоблюдении органами местного
                 самоуправления Владимирской области
                норм Конституции Российской Федерации
                 и правовых положений федерального и
              регионального налогового законодательства
             в процессе установления налоговых отношений


     Прокуратурой  Владимирской  области  проанализировано   состояние
законности в  процессе  издания  представительными  и  исполнительными
органами местного самоуправления региона нормативно-правовых актов  по
вопросам установления налоговых отношений.
     Конституция  Российской  Федерации,  определяя  нормы    правовых
взаимоотношений,  статьей  72  -    устанавливает    общие    принципы
налогообложения и сборов и относит данный объект к совместному ведению
Российской Федерации и ее  субъектов,  статьей  75  п.З  -  закрепляет
принцип единства, на основе которого строится налоговая система.
     В соответствии  со  ст.7  п.  1  Федерального  закона  "Об  общих
принципах организации местного самоуправления" местное  самоуправление
осуществляется в соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
настоящим  Федеральным  законом,  другими    Федеральными    законами,
Конституциями, Уставами субъектов РФ,  Законами  субъектов  Российской
Федерации.
     Статья 132 Конституции Российской Федерации предоставляет органам
местного самоуправления право управлять муниципальной  собственностью,
формировать, утверждать  и  исполнять  местный  бюджет,  устанавливать
местные налоги и сборы, в то же время,статья 57 Конституции Российской
Федерации,  предопределяя  законотворческую    деятельность    органов
местного самоуправления,  предупреждает,  что  каждый  обязан  платить
законно установленные налоги и сборы.
     Проведенный анализ  показал,  что  в  течение  2000  года  органы
местного самоуправления Владимирской области достаточно часто  вводили
или изменяли  налоги  и  сборы,  не  обладая  на  то  соответствующими
полномочиями, до настоящего времени не прекращена практика  маскировки
незаконного введения новых налогов, сборов под легитимное установление
неких обязательных платежей.
     В течение  текущего  2000  года  горрайпрокурорами  принесено  84
протеста на нормативно-правовые акты органов местного  самоуправления,
внесено  17  представлений  об   устранении    выявленных    нарушений
федерального законодательства о налогах и сборах.
     Основными    нарушениями,    допускаемыми    органами    местного
самоуправления в процессе нормотворческой деятельности, являются:
     - незаконное предоставление льгот по уплате налога на землю, либо
арендной платы за землю: Александров, Вязники, Камешково, Селиванове;
     - установление  незаконных  ставок  земельного  налога,  арендной
платы за землю: Александров, Гусь-Хрустальный, Петушки,Юрьев-Польский,
Вязники, Суздаль, Собинка;
     - нецелевое использование земельного налога,  арендной  платы  за
землю: Александров, Гусь-Хрустальный, Киржач;
     -  установление  незаконных  целевых  сборов,  носящих  налоговый
характер: Александров, Суздаль, Владимир,  Юрьев-Польский,  Гороховец,
Камешково, Ковров, Муром, Судогда;
     - установление налогов в нарушение требования Налогового  кодекса
РФ: Александров, Владимир, Кольчугино;
     - предоставление льгот по уплате налогов  и  сборов  в  нарушении
Налогового кодекса РФ: Александров, Муром, Вязники;
     - проведение взаимозачетов по налогам и сборам: Вязники.  Ковров,
Меленки, Юрьев-Польский;
     -  незаконное  предоставление  отсрочки,  рассрочки  по    уплате
налогов: Владимир, Петушки, Судогда, Муром;
     -  иные  нарушения  налогового    законодательства:    Камешково,
Александров, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Муром, Судогда:
     - незаконное установление  ставок  корректирующих  коэффициентов.
Владимир,Вязники;
     - единого налога на вмененный доход: Киржач, Юрьев-Польский;
     -  об  установлении  незаконных  ставок  налога   на    имущество
физических лиц: Киржач.
     Решением  Совета  народных  депутатов  Киржачского   района    от
30.06.2000 N 30/414 утверждены ставки налога на  имущество  физических
лиц Согласно ст.5 Закона РФ "О налогах на  имущество  физических  лиц"
-ставки налога на строения,  помещения  и  сооружения  устанавливаются
нормативными  правовыми  актами  представительных  органов    местного
самоуправления  в  зависимости   от    суммарной    инвентаризационной
стоимости.  Представительные  органы  местного  самоуправления   могут
определять  дифференциацию  ставок  в   установленных    пределах    в
зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
     Своим  решением  Киржачский  районный  Совет  народных  депутатов
изменил  пределы  суммарной  инвентаризационной  стоимости  имущества,
которые  четко  установлены  Законом  РФ,  тем  самым,  превысил  свои
полномочия.
     Пунктом 5 решения Муромского городского Совета народных депутатов
от 28.12.1999 N 221 "О бюджете  города  Мурома  на  2000  год"  помимо
арендной платы с коэффициентом 10 к ставке земельного налога 1999 года
за земли, используемые для эксплуатации всех временных точек  в  черте
г.Мурома,  предусмотрена  плата  за  право  аренды  для   эксплуатации
временных точек  (киосков)  с  коэффициентом  45  и  для  эксплуатации
временных  павильонов,  имеющих  торговый   зал    для    обслуживания
посетителей, с коэффициентом 30 к ставкам земельного налога.
     Данное решение противоречит Указу Президента РФ от  26.11.1997  N
1263  и  постановлению  Правительства  РФ  от  05.01.1998  N    2  "Об
утверждении  Порядка  организации  проведения    торгов    (аукционов,
конкурсов)  по  продаже  гражданам  и  юридическим  лицам    земельных
участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений,
или права их аренды, согласно которым, органам местного самоуправления
дано право осуществлять права аренды земельных участков, находящихся в
муниципальной  собственности,  путем  проведения  торгов   (аукционов,
конкурсов).
     Однако на территории г.Мурома такие торги, аукционы, конкурсы  не
проведены, а, фактически, под  видом  платы  за  право  аренды  земли,
введен обязательный ежегодный фиксированный сбор, что, соответственно,
недопустимо.
     Гусь-Хрустальной  городской  прокуратурой  принесен  протест   на
решение городского Совета народных депутатов N  48/4  "Об  утверждении
ставок земельного налога и арендной платы на 2000 год",  так  как  для
определения  ставок  арендной  платы  за  землю   сохранен    порядок,
действующий в 1999 году.
     Данное решение противоречит нормам ст. 18 Федерального закона  "О
федеральном  бюджете  на  2000  год",  в  соответствии    с    которой
установлено,  что  ставки  земельного  налога  и    арендной    платы,
действовавшие в 1999 году применяются в 2000 году для  всех  категорий
земель с коэффициентом 1,2, причем,  применение  коэффициента  1,2  не
зависит от  того,  когда  были  заключены  договоры  аренды  земельных
участков.
     На  территории  Владимирской  области  широкое    распространение
получают факты незаконного предоставления льгот по  уплате  земельного
налога,  арендной  платы  за  земли,  занятые  под  жилым  фондом    и
арендуемыми  зданиями.  Предоставление  таких  льгот  производится   в
нарушение требований ст.56 Налогового  кодекса  РФ,  согласно  которой
"Льготами по налогам и  сборам  признаются  предоставляемые  отдельным
категориям налогоплательщиков и плательщиков  сборов,  предусмотренные
законодательством о налогах  и  сборах  преимущества  по  сравнению  с
другими налогоплательщиками, включая возможность не  уплачивать  налог
или сбор  либо  уплачивать  их  в  меньшем  размере".  Однако,  органы
местного самоуправления зачастую, игнорируя данные требования,  льготы
предоставляют индивидуально юридическому или физическому лицу.
     Прокурорами  г.  Александрова,   Вязниковского,    Камешковского,
Селивановского  районов  данные  нормативные  акты    установлены    и
опротестованы. В основном, протесты удовлетворены.
     Кроме того, при издании главами сельских округов  Сергеихинского,
п.Оргтруд Камешковского района нормативных актов  об  освобождении  от
уплаты земельного налога пенсионеров и инвалидов, нарушены  требования
ст.ст. 15,56 Налогового кодекса РФ, ст. 15 Закона Владимирской области
"О местном самоуправлении во Владимирской области",  согласно  которым
установление местных налогов и сборов, а также предоставление льгот по
их уплате относится к исключительному ведению представительных органов
местного  самоуправления,  соответственно  не  могут  быть    переданы
исполнительному органу местного самоуправления.
     Прокурором города Мурома принесен протест на  решение  Муромского
районного Совета народных депутатов, согласно  которому  предоставлена
районному обществу потребительской кооперации льгота в размере 100% по
уплате в бюджет  местных  налогов.  Решение  противоречит  требованиям
ст.56 Налогового кодекса РФ, так как фактически  носит  индивидуальный
характер, что соответственно незаконно.
     На территории Владимирской области органы местного самоуправления
достаточно часто  вводили  или  изменяли  налоги,  не  обладая  на  то
соответствующими  полномочиями,  широкое   распространение    получает
практика маскировки незаконного введения  новых  налогов,  сборов  под
легитимное установление неких обязательных платежей.
     Так,  в  нарушение  Федерального  закона  и  Закона  Владимирской
области "О введении на территории Владимирской области единого  налога
на вмененный доход для определенных видов деятельности" и "О налоге  с
продаж":
     - на территории Гороховецкого  района  решением  Совета  народных
депутатов установлена плата за торговое место  на  открытом  городском
рынке, а также утверждено Положение о муниципальных патентах;
     -  на  территории  Ковровского  района    постановлением    главы
администрации района в нарушение ст. 15 Закона Владимирской области "О
местном  самоуправлении  во  Владимирской  области,согласно    которой
установление тарифов на товары и услуги,  производимые  и  оказываемые
муниципальными предприятиями, учреждениями и  организациями,  отнесено
исключительно  к  компетенции  представительного    органа    местного
самоуправления, установлены:
     оплата за обучение  детей  в  кружках  муниципального  учреждения
дополнительного  образования,  плата  за  обучение  по   специальности
"тракторист-машинист", плата за  содержание  ребенка  в  муниципальном
детском образовательном учреждении;
     -  на  территории  Судогодского  района  -  в   нарушение    ст.8
Федерального закона "О финансовых  основах  местного  самоуправления",
согласно  которой  местные  налоги  и  сборы   вправе    устанавливать
представительные органы местного самоуправления, главой  администрации
Судогодского района установлена плата за проезд  по  наплавному  мосту
через  р.Судогду,  до  окончания  проведения    работ    по    ремонту
автомобильного моста.
     Изучение    нормативно-правовых    актов    органов      местного
самоуправления показало, что при их  издании  не  только  игнорируются
нормы  федерального  и  регионального  законодательства  о  налогах  и
сборах, нарушаются нормы Конституции  Российской  Федерации,  зачастую
даже не берутся во внимание нормы морали и нравственности.
     Так,  решением  Оргтрудовского  поселкового    Совета    народных
депутатов "Об изменении платы за захоронение на  поселковом  кладбище,
умерших в  другой  местности"  установлена  плата  за  захоронение  на
поселковом кладбище для лиц,  не  прописанных  в  поселке  Оргтруд,  в
размере 800 рублей. Данная норма противоречит ст.7 Федерального закона
"О погребении и  похоронном  деле",  согласно  которой  на  территории
России каждому человеку после его смерти  гарантируется  погребение  с
учетом его волеизъявления, предоставление  бесплатного  участка  земли
для погребения тела или праха.  Кроме того, кладбище  поселка  Оргтруд
является муниципальным общественным кладбищем, а согласно  ст.ст.  16,
18 вышеназванного Закона "На  общественных  кладбищах  для  погребения
умерших  бесплатно  предоставляется  участок    земли    в    размере,
установленном органами местного самоуправления, таким  образом,  чтобы
гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или
близкого родственника".
     Решением  Судогодского  городского  Совета  народных    депутатов
установлен разовый сбор за выдачу пропусков для  проезда  и  остановки
автотранспорта под запрещающие знаки в размере минимальной  заработной
платы за единицу  транспорта,  тем  самым  нарушены  не  только  нормы
федерального законодательства о налогах и сборах, но и Конституции РФ,
отменив действия пп. 3.1.-3.33. Правил дорожного движения, ст.115 КоАП
РСФСР.   Совет    фактически  разрешил  и  узаконил   административное
правонарушение "Проезд под запрещающий знак при наличии  квитанции  об
уплате сбора".
     В силу требований ст.З п.З Налогового кодекса РФ налоги  и  сборы
должны иметь экономическое основание и не  могут  быть  произвольными,
соответственно  ни  на  кого  не  может  быть  возложена   обязанность
уплачивать  те  налоги  или  сборы,  которые  прямо  не  предусмотрены
Налоговым кодексом РФ, либо которые им предусмотрены, но установлены с
нарушением Закона.
     Все указанные нормативные акты  горрайпрокурорами  опротестованы.
     Решением Юрьев-Польского районного Совета  народных  депутатов  в
нарушение  ст.5  п.1  Налогового  кодекса  РФ.согласно  которой   акты
законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по  истечении
1 месяца со дня их официального опубликования и не  ранее  1-го  числа
очередного налогового периода по соответствующему налогу -  23.08.2000
г. внесены  изменения  по  корректирующим  коэффициентам  для  расчета
единого налога на вмененный доход, которые вступают в силу  с  момента
их принятия.
     Аналогичное решение  утверждено  Вязниковским  городским  Советом
народных депутатов, Советом народных депутатов Киржачского района.
     Все указанные решения прокурорами районов  опротестованы.
     Фактор  самостоятельного  налоготворчества    органов    местного
самоуправления сегодня является негативным, так как вносит  в  систему
бюджетно-налоговых     взаимоотношений    элементы        хаотичности,
бесконтрольности, в некоторой степени неконституционности.
     Так, ст.ст. 15, 39 Закона  РФ  "Об  общих  принципах  организации
местного    самоуправления"    порядок    уплаты    местных    налогов
устанавливается правовыми  актами  представительных  органов  местного
самоуправления".
     Однако,  в  нарушение  данной    нормы    постановлением    главы
администрации  города  Владимира  для  зачета  налоговых  платежей   в
городской бюджет разрешено принимать векселя Сберегательного Банка.
     Главой администрации п.Юрьевец в нарушение требований ст.64  п  4
Бюджетного кодекса  РФ  РСЦ  "Владоблгаз"  предоставлена  отсрочка  по
уплате налогов в бюджет поселка,  тогда  как  сам  бюджет  лимитов  по
предоставлению отсрочек и рассрочек не определяет.
     Совет  народных  депутатов  Петушинского  района   в    нарушение
требований ст.ст. 63, 64 Налогового кодекса  РФ  существенным  образом
превысил  свои  полномочия  и.  вмешиваясь   в    компетенцию    главы
администрации района, предоставил отсрочку по налогам  без  начисления
процентов на сумму задолженности ОАО заводу поршневых колец "Стакол".
     Анализируя  состояние  законности  в  процессе   становления    и
регулирования  налоговых  отношений,  считаю,  что  органы    местного
самоуправления Владимирской области формируют  достаточно  общие,  без
учета существенных деталей  и  отдельных  нюансов  нормативно-правовые
акты    по    созданию    и    действию    налоговых        отношений,
организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы не
всегда исходят из конкретных методик  исчисления  отдельных  налоговых
платежей и требований объективных рыночных законов.
     Такой подход изначально вносит  в  налоговые  отношения  элементы
субъективизма,  неопределенности  и,   следовательно,    потенциальной
конфликтности,  что  в  свою  очередь,  значительно  увеличивает  риск
принятия ошибочных решений  как  для  налогоплательщиков,  так  и  для
налоговых органов.
     Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов
является тем правовым фундаментом, на котором не  только  федеральные,
но  также,  и  региональные,  и  местные  органы  законодательной    и
исполнительной  власти  могут  конструировать  собственные   налоговые
режимы, принимая соответствующие законы и нормативные правовые акты
     Вместе  с  тем,  на  территории  Владимирской    области    нормы
Конституции Российской Федерации органами  местного  самоуправления  в
процессе становления  и  регулирования  налоговых  отношений,  нередко
нарушаются,  либо,  как  указано  в  настоящем    представлении,    не
соблюдаются.
     На основании изложенного и руководствуясь ст. 129 п.5 Конституции
Российской  Федерации,  ст.24  Федерального  закона  "О    Прокуратуре
Российской Федерации",

                              ПРЕДЛАГАЮ:

     Рассмотреть  настоящее  представление  и   в    соответствии    с
требованиями ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.20 п.2, ст.27
п.2  Федерального   закона    "Об    общих    принципах    организации
законодательных   (представительных)    и    исполнительных    органов
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации",  ст  4  п.6
Федерального закона "О  финансовых  основах  местного  самоуправления"
принять  все  необходимые  меры    по    приведению    нормотворческой
деятельности  органов  местного  самоуправления  региона    в    режим
конституционности и законности.
     Представление  подлежит  обязательному  рассмотрению  в   течение
месяца со дня внесения.
     О результатах рассмотрения настоящего  представления  и  принятых
мерах сообщить прокурору области в письменной форме.


     Прокурор области
     государственный советник
     юстиции 2 класса          А.В.Шайков


Информация по документу
Читайте также