Расширенный поиск
Закон Амурской области от 30.12.1997 № 49-ОЗЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Амурской области от 20.02.2006 г. N 150-ОЗ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Амурским областным Советом народных депутатов 18 декабря 1997 года (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовое регулирование охраны здоровья населения области Правовое регулирование охраны здоровья населения области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов, принятых в пределах компетенции федеральных органов власти и регулирующих деятельность в области охраны здоровья населения Российской Федерации, настоящего Закона и иных законодательных и нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции. Статья 2. Сфера применения настоящего Закона Настоящий Закон действует на всей территории области и регулирует отношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, систем медицинского страхования в области охраны здоровья населения. Статья 3. Принципы охраны здоровья населения области Основными принципами охраны здоровья населения области являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области охраны здоровья; доступность медицинской, лекарственной и медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Статья 4. Права граждан в области охраны здоровья Жители области имеют право: на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, на здоровые и безопасные условия труда, учебы, быта; на занятия физкультурой и спортом; на получение качественной медицинской и лекарственной помощи в медицинских и фармацевтических учреждениях; на достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья, о существующих значимых вариантах лечения, месте получения медицинской помощи и ее условиях; на защиту их интересов в области охраны здоровья органами государственной власти области и органами местного самоуправления, страховыми медицинскими организациями и общественными организациями; на получение экстренной медицинской и лекарственной помощи в любое время и при любых обстоятельствах с признанием их личного достоинства; на получение гарантированного объема медицинской помощи, включая профилактические мероприятия (в том числе противоэпидемические), в объеме программы государственных гарантий по обеспечению граждан области бесплатной медицинской помощью и территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области; на выбор страховой медицинской организации, лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования, а также на выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия; (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) на получение необходимой и достоверной информации о медицинских услугах, о качестве и безопасности услуг с указанием сведений о сертификации и лицензировании, об исполнителях услуг, об условиях медицинского страхования, о правах и обязанностях пациентов; на возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи; на независимую экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи; на соблюдение медицинским персоналом тайны в отношении сведений о пациенте, полученных в результате обследования и в ходе лечения, согласно действующему законодательству; быть опрошенными и осмотренными в условиях соблюдения аудиовизуальной тайны; знать подлинный профессиональный статус лиц, осуществляющих их лечение, какой врач непосредственно ответственен за них. Участие больного в клинических обучающих программах или в сборе данных для научных исследований возможно только на добровольной основе; получать от врача, ответственного за их лечение, полную информацию, касающуюся диагноза, лечения и возможного прогноза. Эта информация должна быть доступной для понимания больного. Если это невозможно, то информация должна быть доведена до сведения доверенного лица, назначенного больным; принимать участие в решениях, касающихся их лечения. При этом они должны быть информированы о всех предлагаемых технических процедурах, включая информацию о возможности любого риска смерти и серьезных побочных эффектов, в том числе о болезненных ощущениях в ходе процедуры, проблем, относящихся к выздоровлению, и надежды на успех; по своему требованию и за свой счет консультироваться у любого специалиста; отказаться от лечения, если противное не оговорено действующим законодательством. Если отказ со стороны больного или лица, им уполномоченного, влияет на предоставление ему необходимой помощи, то это должно быть соответствующим образом оформлено; на информацию лечащего врача или лица, его замещающего, относящуюся к их дальнейшему лечению после выписки из больницы; на обязательное и добровольное медицинское страхование; (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) на получение бесплатной медицинской помощи в рамках федеральной программы государственных гарантий. (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ Статья 5. Система охраны здоровья населения области Система охраны здоровья населения области включает: органы экологического и природоохранного контроля; органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора; физкультурно-оздоровительные учреждения; систему оказания медицинской помощи населению; систему лекарственного обеспечения; систему обязательного медицинского страхования; учреждения высшего и среднего медицинского образования и научно-исследовательские учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации, расположенные на территории области; органы, осуществляющие лицензирование и сертификацию медицинской и фармацевтической деятельности; санаторно-курортные и медико-социальные учреждения. В мероприятиях по охране здоровья населения участвуют также граждане, надзорные органы, общественные организации. Статья 6. Компетенция органов государственной власти области в сфере охраны здоровья населения области 1. Областной Совет народных депутатов: принимает законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность системы охраны здоровья населения области; утверждает объем финансирования систем охраны здоровья за счет средств областного бюджета; реализует право законодательной инициативы посредством внесения в установленном законодательством Российской Федерации порядке проектов федеральных законов в сфере охраны здоровья населения; (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) утверждает по представлению Главы Администрации области территориальную программу государственных гарантий по обеспечению населения области бесплатной медицинской помощью; (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) утверждает областные программы охраны здоровья граждан области; утверждает бюджет областного фонда обязательного медицинского страхования и отчет об его исполнении; устанавливает налоговые и иные льготы учреждениям системы охраны здоровья населения области и порядок их предоставления; устанавливает дополнительные льготы отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении; осуществляет контроль за исполнением законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения области. 2. Администрация области: определяет и осуществляет государственную политику в сфере охраны здоровья населения области; разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы охраны здоровья населения области; разрабатывает и реализует областные программы охраны здоровья граждан; определяет объем финансирования системы охраны здоровья населения за счет средств областного бюджета; утверждает территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области; разрабатывает и представляет на утверждение областному Совету территориальную программу государственных гарантий по обеспечению населения области бесплатной медицинской помощью; (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) формирует подушевые нормативы финансирования здравоохранения исходя из определенных показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями; (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) принимает нормативные документы, регулирующие деятельность в сфере охраны здоровья населения области; обеспечивает экологическую безопасность, рациональное использование и охрану окружающей среды; принимает меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие и условия для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора; реализует меры, направленные на спасение жизни населения области, защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях и информирует население об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах; создает комиссию по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности и осуществляет контроль за ее деятельностью; может формировать целевые областные фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан; может создавать органы управления, учреждения, организации и предприятия для осуществления общеобластных функций в вопросах охраны здоровья населения, устанавливает их задачи и полномочия; может создавать орган управления системой охраны здоровья населения области в целях координации деятельности субъектов системы охраны здоровья населения области. Статья 7. Компетенция органа управления системой охраны здоровья населения области Орган управления системой охраны здоровья населения области: контролирует исполнение законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения области; координирует деятельность учреждений, организаций и предприятий государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, органов, предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих охрану здоровья населения области; координирует деятельность субъектов системы обязательного медицинского страхования граждан на территории области; координирует деятельность учреждений, предприятий, организаций и физических лиц, занимающихся лекарственным обеспечением, обеспечением медицинской техникой, оборудованием и другими товарами медицинского назначения, ремонтом и монтажом изделий медицинской техники и оптики; контролирует исполнение федеральных, областных и местных программ охраны здоровья граждан на территории области, в том числе и по ликвидации последствий экологических бедствий и катастроф; оценивает состояние здоровья населения области и разрабатывает комплекс мер, необходимых для его улучшения; ежегодно подготавливает доклад о состоянии здоровья населения области и отчет о выполнении программ по охране здоровья населения области, включая отчет о расходовании средств по всем источникам финансирования; издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные акты по вопросам охраны здоровья населения области; осуществляет организацию и координацию деятельности по подготовке, переподготовке, аттестации, аккредитации кадров в сфере охраны здоровья населения области; содействует развитию сети учреждений, организаций и предприятий государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; создает материально-технические условия для их эффективной деятельности; осуществляет меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства и санитарно-гигиеническому образованию населения; в пределах своей компетенции создает и обеспечивает деятельность учреждений для проведения медицинской реабилитации больных и лиц, страдающих психическими расстройствами; осуществляет международное сотрудничество в вопросах охраны здоровья граждан в пределах своей компетенции; обеспечивает регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний, заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, и о принимаемых мерах по их устранению; создает условия для формирования основы здорового образа жизни, включая проведение государственной политики запрещения пропаганды и рекламы алкогольных, токсических, наркотических средств и табачных изделий. Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны здоровья граждан Органы местного самоуправления: обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение законов и иных нормативных правовых актов в области охраны здоровья граждан на подведомственной территории; формируют органы управления муниципальной системой здравоохранения, определяют характер и объем их деятельности, организуют медицинскую и медико-социальную помощь гражданам, обеспечивают ее качество и доступность; формируют местный бюджет в части расходов на охрану здоровья населения, финансируют и реализуют местные программы по охране здоровья; осуществляют меры по обязательному медицинскому страхованию; координируют и контролируют на подведомственной территории деятельность медицинских и фармацевтических учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также деятельность лиц, занимающихся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью; осуществляют мероприятия по охране семьи, материнства, отцовства и детства и санитарно-гигиеническому образованию населения; обеспечивают санитарно-эпидемиологическое и экологическое благополучие населения на подведомственной территории, контролируют выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, а также распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и своевременно информируют население о них и принимаемых мерах по их устранению; создают условия для формирования основ здорового образа жизни; могут формировать целевые фонды, предназначенные для охраны здоровья граждан. Статья 9. Информационная политика в области охраны здоровья граждан 1. Информация, функционирующая в системе охраны здоровья, за исключением составляющей в соответствии с действующим законодательством государственную, врачебную или коммерческую тайну, является публичной и должна доводиться до сведения граждан через средства массовой информации. 2. Орган управления системой охраны здоровья населения области определяет информационную политику в области охраны здоровья. Он устанавливает объем сведений, подлежащих обязательному регулярному опубликованию в средствах массовой информации области. Эти сведения должны содержать: объем финансирования охраны здоровья по направлениям расходования; объем оказанных услуг; показатели, характеризующие состояние здоровья населения; программы охраны здоровья; информацию о факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; данные о деятельности системы обязательного медицинского страхования. 3. Орган управления системой охраны здоровья населения области устанавливает объем и периодичность поступления сведений, которые должны предоставлять ему все субъекты системы охраны здоровья. Он определяет создание баз данных, содержащих сведения о системе охраны здоровья населения области и условия их использования. Статья 10. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, здоровых условий жизни, работы и учебы граждан 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами государственной власти области и органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации и законами области. 2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности, граждане обеспечивают организацию охраны окружающей среды, создания благоприятных условий труда, быта, отдыха, производства доброкачественных продуктов питания, питьевой воды, товаров детского ассортимента, строительных материалов, парфюмерно-косметических изделий, мебели, бытовой химии и других потребительских товаров. 3. Продовольственное сырье, пищевые продукты, промышленные товары, товары детского ассортимента, парфюмерно-косметические изделия, предметы бытовой химии, мебель, строительные материалы и другие товары народного потребления, производимые на территории области, завозимые из других регионов России и закупаемые за рубежом, подлежат в обязательном порядке гигиенической экспертизе в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации. 4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории области осуществляется территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемической службы Российской Федерации. На территориальные органы государственной санитарно-эпидемиологической службы возлагаются координация и взаимодействие с ведомственными санитарно-эпидемическими службами. Статья 11. Общественные организации 1. В охране здоровья населения принимают участие общественные организации: профессиональные медицинские ассоциации, профсоюзы, ассоциация страховых организаций, экологические движения, общества защиты прав потребителей, организации ветеранов, общество Красного Креста и другие организации. 2. Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации создаются по территориальному и профессиональному принципу для защиты профессиональных и социальных прав медицинских и фармацевтических работников. Структура, задачи и цели, права и обязанности определяются их уставами. 3. Отраслевые профсоюзы субъектов системы охраны здоровья населения области представляют и защищают права и интересы членов профсоюза. Профсоюзы имеют право отстаивать интересы своих членов с использованием всех форм защиты социальных и экономических прав, предусмотренных действующим законодательством. 4. Медицинские страховые организации объединяются в ассоциацию либо входят в состав территориальной ассоциации страховых медицинских организаций. Структура, задачи и цели, права и обязанности определяются их уставами. Статья 12. Организация медицинской помощи населению области 1. Медицинскую помощь населению области оказывают медицинские учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. 2. Система оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать: удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи; выполнение государственных гарантий населению по предоставлению медицинской помощи; доступность медицинской помощи; качество медицинской помощи; преемственность в оказании медицинской помощи; эффективность использования ресурсов здравоохранения; современный уровень оказания помощи. 3. Руководство выполнением этих требований возлагается на орган управления здравоохранением Администрации области и органы управления муниципальной системой здравоохранения. Орган управления здравоохранением Администрации области входит в состав органа управления системой охраны здоровья населения области и взаимодействует с другими субъектами системы охраны здоровья населения области. Орган управления здравоохранением Администрации области отвечает за организацию лечебно-профилактической и лекарственной помощи населению области. 4. Орган управления здравоохранением Администрации области: контролирует исполнение федерального законодательства, настоящего Закона, государственных стандартов и других нормативных правовых актов в сфере здравоохранения и фармацевтической деятельности на территории области; руководит деятельностью учреждений, предприятий, организаций государственной (областной) системы здравоохранения и лекарственного обеспечения, утверждает их уставы, контролирует исполнение бюджетов и финансовой дисциплины; назначает на должность и освобождает от должности руководителей областных учреждений, предприятий и организаций здравоохранения; планирует развитие системы оказания медицинской и лекарственной помощи в интересах населения области; осуществляет организационно-методическое руководство, координирует и контролирует в пределах своей компетенции деятельность учреждений, предприятий и организаций муниципальной и частной систем здравоохранения и фармацевтической деятельности; координирует деятельность учреждений, предприятий и организаций здравоохранения и фармации федерального и ведомственного подчинения по вопросам оказания медицинской и лекарственной помощи населению области; издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные акты в области здравоохранения и фармацевтической деятельности; оценивает состояние здоровья населения области и разрабатывает комплекс мер, необходимых для его поддержания и улучшения, производит экономическую оценку разработанных мероприятий; ежегодно подготавливает доклад о состоянии здоровья населения области, отчет о выполнении областных целевых программ по здравоохранению и отчет о расходовании средств на здравоохранение по всем источникам финансирования; осуществляет контроль за реализацией федеральных, областных и местных программ по здравоохранению и лекарственному обеспечению; определяет государственный заказ на подготовку и переподготовку медицинских и фармацевтических кадров для здравоохранения, организует подготовку и аттестацию медицинских и фармацевтических кадров; имеет право запрашивать и получать от санитарно-эпидемиологической службы области сведения, необходимые для организации медицинской и лекарственной помощи населению; осуществляет меры по обязательному медицинскому страхованию населения области, разрабатывает совместно с областным фондом обязательного медицинского страхования территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области, участвует в работе правления областного фонда обязательного медицинского страхования; участвует в работе комиссии по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Администрации области; содействует организации и финансированию научно-исследовательской деятельности в сфере здравоохранения, организует внедрение новых медицинских технологий, стимулирует изобретательство и рационализацию среди работников здравоохранения; разрабатывает рекомендации по условиям оплаты труда и штатам для аптечных учреждений и учреждений здравоохранения всех форм собственности; в пределах своей компетенции осуществляет контроль за качеством медицинской и лекарственной помощи населению на территории области; определяет политику ценообразования на медицинские услуги, лекарственные средства и изделия медицинского назначения; осуществляет контроль за наличием жизненно важных лекарственных средств в аптечных учреждениях согласно перечню, устанавливаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации и Администрацией области; принимает в пределах своей компетенции участие в разработке документов по международному сотрудничеству в области здравоохранения и лекарственного обеспечения. 5. Медицинская помощь населению области подразделяется на: первичную медико-санитарную помощь; специализированную медицинскую помощь; медико-социальную помощь; восстановительное лечение и реабилитацию. 6. Медицинская помощь населению области предоставляется: лечебно-профилактическими учреждениями государственной системы здравоохранения федерального, областного и ведомственного подчинения, а также Амурской государственной медицинской академией и институтом физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения Российской академии медицинских наук; лечебно-профилактическими учреждениями муниципальной системы здравоохранения; лечебно-профилактическими учреждениями частной системы здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой. Статья 13. Первичная медико-санитарная помощь 1. Первичная медико-санитарная помощь является основным доступным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики наиболее опасных и распространенных заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, проведение других мероприятий, связанных с оказанием медицинской помощи по месту жительства. 2. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется в здравпунктах, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, участковых больницах, амбулаториях, городских поликлиниках, поликлиниках центральных районных больниц, учреждениях скорой и неотложной медицинской помощи, учреждениях госсанэпиднадзора, центрах здоровья, а также в стационарах при обращении пациентов. 3. В медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно. В частной системе здравоохранения при предоставлении услуг, не предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования населения области, - на платной основе. 4. Основной объем первичной медико-санитарной помощи оказывается врачами общей практики (семейные врачи), терапевтами и педиатрами, которые несут ответственность за организацию всего комплекса лечебной и профилактической помощи. 5. Первичная медико-санитарная помощь гражданам, занятым на производстве с вредными и опасными условиями труда, включает проведение обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров в соответствии с перечнем, устанавливаемым нормативными актами Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 6. Работодатель организует и оплачивает проведение медицинских осмотров, кроме предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования населения области. 7. Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи определяется нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и территориальной программой обязательного медицинского страхования населения области. 8. Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 14. Скорая и неотложная медицинская помощь 1. Скорая и неотложная медицинская помощь предоставляется гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при травмах, отравлениях, несчастных случаях, внезапных заболеваниях, родах и других состояниях). Она осуществляется безотлагательно в полном объеме в самые ранние сроки лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными оказывать ее в виде первой доврачебной помощи (сотрудниками милиции, пожарной службы, водителями, спасателями). 2. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи (станциями, отделениями скорой медицинской помощи) государственной и муниципальной систем здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. 3. Организация службы скорой медицинской помощи обеспечивает: полную доступность скорой медицинской помощи для населения области и иных лиц, находящихся на ее территории, в любое время суток; высокую оперативность и своевременность оказания всех видов экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе; обеспечение срочной госпитализации в соответствующие медицинские учреждения в зависимости от профиля повреждения или заболевания. 4. Скорая медицинская помощь населению области и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. 5. При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего он несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 6. Лица, производящие заведомо ложные вызовы (вызов к несуществующему пациенту) скорой медицинской помощи, несут административную и материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 15. Специализированная медицинская помощь 1. Специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. 2. Специализированная медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Врач - специалист организует своевременное и квалифицированное обследование пациента, представляет информацию о состоянии его здоровья. По требованию больного или его законных представителей организует консилиум. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением экстренных случаев, угрожающих жизни больного. Врач - специалист может отказаться по согласованию с соответствующим лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и окружающих, в случае несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка учреждения. 3. Виды, объем и стандарты качества оказания специализированной медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. 4. Финансирование специализированной медицинской помощи осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 16. Противотуберкулезная помощь населению и медико-социальная помощь гражданам, страдающим туберкулезом 1. Противотуберкулезная помощь предусматривает мероприятия по предупреждению и своевременному выявлению туберкулеза среди населения и оказывается лечебно-профилактическими учреждениями общесоматической сети бесплатно. Основными методами профилактики туберкулеза в области являются проведение прививок, туберкулиновых проб и флюорографии, исследования на возбудителя туберкулеза. Обязательному обследованию на туберкулез подлежат беженцы, лица, прибывшие из других территорий, исправительно-трудовых учреждений, поступившие в следственные изоляторы. 2. Медицинская помощь больным, страдающим туберкулезом, оказывается бесплатно в специализированных внебольничных, стационарных и санаторных учреждениях. 3. Виды и объемы медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим туберкулезом, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. 4. Перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим туберкулезом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 5. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим туберкулезом, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 17. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами 1. Гражданам, страдающим психическими расстройствами, медико-социальная помощь оказывается в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" бесплатно в специализированных медицинских внебольничных и стационарных учреждениях преимущественно по месту жительства; в учреждениях общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних; на лечебно-производственных предприятиях для трудовой терапии; на предприятиях в специализированных цехах, участках с облегченными условиями труда, где установлены обязательные квоты рабочих мест; в специально созданных общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи. 2. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, оказывается врачами психиатрами, медицинскими психологами, социальными работниками, специалистами по трудовой терапии и реабилитации. 3. Виды и объемы медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам, страдающим психическими заболеваниями, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации. 4. Перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 5. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим психическими расстройствами, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 18. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями 1. Гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, медико-социальная помощь оказывается в специализированных лечебно-профилактических учреждениях с различной формой собственности. 2. Право на деятельность по оказанию наркологической помощи имеют врачи психиатры - наркологи. 3. Виды и объемы наркологической помощи, оказываемые жителям области, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. 4. Лица, страдающие наркологическими заболеваниями, обладают всеми правами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Ограничение прав, связанное с наркологическими заболеваниями, допустимо лишь в случаях, предусматриваемых законодательными актами Российской Федерации. Всем лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, гарантируется право на выбор формы получения наркологической помощи, включая анонимную, тайную, платную или бесплатную, и условия (амбулаторные или стационарные), в которых наркологическая помощь оказывается, а также оказание наркологической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Сведения о наличии у лица наркологического заболевания, фактах обращения за наркологической помощью и лечении в наркологическом учреждении, а также иные сведения о его наркологическом заболевании являются медицинской тайной, охраняемой законом. Сообщение сведений о наличии у лица наркологического заболевания допускается только законным представителям лица, страдающего наркологическим заболеванием, врачам - в связи с проведением ими обследования, лечения и контроля за оказанием наркологической помощи, органам следствия и дознания - в связи с проведением ими расследования, прокурору и суду. 5. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 19. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями 1. Медико-социальная помощь больным, страдающим онкологическими заболеваниями, оказывается бесплатно в специализированных учреждениях (отделениях, кабинетах) государственной и муниципальной систем здравоохранения. 2. Перечень и виды льгот при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 3. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 20. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих 1. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ-инфекцией, заболеваниями, передающимися половым путем), медико-социальная помощь оказывается бесплатно в предназначенных для этих целей учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. 2. Виды и объем медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами. 3. Финансирование медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, средств обязательного медицинского страхования, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 21. Организация медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, детям - инвалидам, одиноким лицам, страдающим хроническими заболеваниями и неспособным удовлетворять свои основные жизненные потребности 1. Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации, для назначения пенсии по старости), одинокие граждане, страдающие хроническими заболеваниями, неспособные удовлетворить свои основные жизненные потребности, дети - инвалиды получают медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в учреждениях системы социальной защиты населения, в больницах (отделениях) медико-социальной помощи. 2. Финансирование медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста, детям - инвалидам, одиноким лицам, страдающим хроническими заболеваниями и неспособным удовлетворять свои основные жизненные потребности, в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, учреждениях системы социальной защиты населения, в больницах (отделениях) медико-социальной помощи осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (долевое участие органов здравоохранения и органов социальной защиты) и из средств, поступающих от общественных, религиозных, благотворительных организаций, и личных средств граждан. 3. Перечень и виды льгот вышеуказанной категории граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 22. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация 1. Гражданам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм, оказывается медицинская и физическая реабилитация, которая осуществляется в поликлиниках, стационарах, санаториях - профилакториях и специализированных лечебных учреждениях восстановительного лечения. 2. Виды, объем и стандарты качества медицинской реабилитации устанавливаются органом управления системой охраны здоровья населения области. 3. Граждане на основании медицинского заключения имеют право на восстановительное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях в соответствии с действующим законодательством. 4. Финансирование восстановительного лечения и медицинская реабилитация граждан, страдающих врожденными и приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями и последствиями перенесенных травм, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, целевых программ, личных взносов граждан и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Статья 23. Лекарственное обеспечение 1. Жителям области гарантируются обеспечение доступной и качественной лекарственной помощи, а также государственная защита в случае нанесения ущерба здоровью при применении лекарственных средств по медицинским показаниям. 2. Администрация области определяет и утверждает перечень жизненно важных лекарственных средств, не противоречащий перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации. 3. Орган управления здравоохранением Администрации области осуществляет контроль за наличием лекарственных препаратов, входящих в данный перечень, а также разрабатывает и реализует меры воздействия на аптечные учреждения за неисполнение данного требования в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Жителям области гарантируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право на льготное и бесплатное получение медикаментов в аптечных учреждениях независимо от форм собственности. 5. Лекарственное обеспечение населения области осуществляется самостоятельными хозяйствующими субъектами - юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности. ГЛАВА III. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья 24. Источники финансирования охраны здоровья населения 1. Источниками финансирования охраны здоровья населения области являются: средства бюджетов всех уровней; страховые взносы на медицинское и социальное страхование; средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов; средства учреждений, организаций и предприятий; личные средства граждан; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг и банковских депозитов в случаях, не запрещенных действующим законодательством; кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. 2. За счет этих источников финансируются: государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения; служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора; государственные и муниципальные аптечные учреждения; учреждения высшего и среднего медицинского образования и научно-исследовательские учреждения Министерства здравоохранения Российской Федерации; органы, осуществляющие лицензирование и сертификацию медицинской и фармацевтической деятельности; спортивные и оздоровительные учреждения; медико-социальные и санаторно-курортные учреждения. Статья 25. Финансирование профилактической, физкультурно-оздоровительной, медико-социальной и реабилитационной деятельности 1. Служба государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах функций, установленных федеральными нормативными актами, финансируется за счет федерального бюджета. Проведение мероприятий, выполняемых сверх этих функций, осуществляется по договорам с органами государственной власти области, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, физическими лицами и финансируется за счет средств, предусмотренных в этих договорах. 2. Финансирование профилактических мероприятий, входящих в территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Профилактические мероприятия, предусмотренные решениями органов государственной власти и местного самоуправления и проводимые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно для населения, финансируются за счет средств соответствующих бюджетов. 3. Медико-социальная помощь финансируется за счет средств соответствующих бюджетов, а часть, входящая в территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области, оплачивается за счет средств обязательного медицинского страхования. 4. Санаторно-курортная помощь при социально значимых заболеваниях и для контингентов, бесплатная или льготная санаторная помощь которым предусмотрена решениями органов государственной власти, финансируется за счет средств соответствующих бюджетов или средств государственного социального страхования. 5. Остальные виды профилактической, медико-социальной помощи, санаторно-курортная помощь, спортивные и физкультурные мероприятия финансируются за счет общественных и благотворительных фондов, средств предприятий, учреждений, организаций и личных средств граждан. Статья 26. Финансирование здравоохранения Финансирование здравоохранения области осуществляется за счет: бюджетов всех уровней; средств обязательного медицинского страхования; средств добровольного медицинского страхования; средств предприятий, учреждений, организаций; личных средств граждан; благотворительных взносов; иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Статья 27. Организация платных медицинских услуг в организациях здравоохранения 1. Медицинские организации могут оказывать гражданам платные медицинские услуги в соответствии с федеральным и областным законодательством. 2. Порядок оказания государственными и муниципальными медицинскими организациями медицинских услуг на платной основе, формирования предельно допустимых тарифов на них устанавливается законом области. 3. Не допускается оказание платных медицинских услуг по видам медицинской помощи, гарантированной территориальной программой государственных гарантий по обеспечению граждан области бесплатной медицинской помощью. 4. Лица и организации, незаконно оказывающие медицинские услуги за счет личных средств граждан, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и области. Статья 28. Финансирование лекарственного обеспечения 1. Финансирование лекарственного обеспечения в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования населения области и целевыми программами по здравоохранению осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и соответствующих бюджетов, а также за счет средств государственного социального страхования, внебюджетных, общественных и благотворительных фондов, средств предприятий, организаций и учреждений, личных средств граждан и других источников, не запрещенных действующим законодательством. Лекарственное обеспечение населения за счет бюджета области и областного фонда обязательного медицинского страхования осуществляется централизованно через процедуры конкурсных закупок. (Дополнен - Закон Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) 2. Финансирование деятельности производителей фармацевтических услуг осуществляется в форме получения прямой платы за реализуемые ими потребителям (лечебно-профилактическим учреждениям, населению и т. д.) лекарственные средства и изделия медицинского назначения. 3. Ценообразование в сфере лекарственного обеспечения области осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Контроль за ценообразованием осуществляется Администрацией области и органами местного самоуправления. 4. Администрация области и органы местного самоуправления осуществляют финансирование деятельности аптечных предприятий и учреждений, реальные затраты на содержание которых превышают предельный размер утвержденной торговой надбавки, путем прямого финансирования либо предоставления льгот по налогам, сборам и иным платежам. 5. Администрация области осуществляет финансовую поддержку аптечным предприятиям и учреждениям, занимающимся изготовлением лекарств, а также поставками наркотических, ядовитых и сильнодействующих препаратов. Статья 29. Система обязательного медицинского страхования населения области 1. Обязательное медицинское страхование является частью государственной системы социального страхования и призвано обеспечить всем гражданам области независимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов равные возможности в получении определенного уровня квалифицированной медицинской помощи при возникновении потребности в ней и является формой защиты интересов населения в охране здоровья. 2. Объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи определяются территориальной программой обязательного медицинского страхования населения области. 3. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей: предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов без образования юридического лица - на обязательное медицинское страхование работающего населения; администраций городов и районов области - на обязательное медицинское страхование неработающего населения области. 4. Тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения определяется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. 5. Размеры платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения определяются исходя из стоимости территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области на основании согласованных тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и представляются областным фондом обязательного медицинского страхования на утверждение в областной Совет народных депутатов одновременно с утверждением бюджета области на очередной год. 6. При изменении тарифа страховых взносов осуществляется пересмотр размера платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 7. Платежи на обязательное медицинское страхование всего неработающего населения производятся органами исполнительной власти городов и районов области в пределах средств, отдельно предусмотренных в бюджетах территорий на эти цели. Данные платежи являются обязательными и секвестированию не подлежат. 8. Администрации городов и районов области по уплате платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения несут ответственность согласно действующему законодательству, как и плательщики страховых взносов на работающее население. 9. Взаимоотношения субъектов обязательного медицинского страхования регулируются правилами обязательного медицинского страхования населения области, утверждаемыми Администрацией области. 10. Реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования обеспечивает областной фонд обязательного медицинского страхования как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. 11. Областной фонд обязательного медицинского страхования создается органами законодательной и исполнительной власти области. 12. Руководство деятельностью областного фонда обязательного медицинского страхования осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией. 13. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, организующие свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения. Статья 30. Финансирование в системе обязательного медицинского страхования 1. Финансирование страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, производится областным фондом обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам в соответствии с числом и составом застрахованных граждан. Порядок определения дифференцированных подушевых нормативов утверждается Администрацией области. 2. Финансирование лечебно-профилактических учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляют страховые медицинские организации. Виды, способы и порядок оплаты медицинских услуг в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области определяются Положением о порядке оплаты медицинских услуг и предъявлении штрафных санкций в системе обязательного медицинского страхования, утверждаемым органом управления здравоохранением Администрации области, областным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с ассоциацией страховых медицинских организаций, профессиональными медицинскими ассоциациями и профсоюзом медицинских работников. 3. На территории области используется единая система тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, основанная на единой методике расчета тарифов. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования населения области. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключаемое органом управления здравоохранением Администрации области, областным фондом обязательного медицинского страхования, ассоциацией страховых медицинских организаций и профессиональными медицинскими ассоциациями. Статья 31. Добровольное медицинское страхование 1. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования населения области. Добровольное страхование может быть коллективным или индивидуальным. 2. Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, учреждения, организации, представляющие интересы граждан. 3. Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, имеющие лицензию на право заниматься добровольным медицинским страхованием. 4. Добровольное медицинское страхование осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий, учреждений, организаций и личных средств граждан. Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. 5. Медицинские учреждения государственной, муниципальной систем здравоохранения реализуют программы добровольного медицинского страхования без ущерба для программы обязательного медицинского страхования населения области. 6. Тарифы на медицинские и иные услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению между страховой медицинской организацией и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющими эти услуги. 7. Отношения сторон в системе медицинского страхования регулируются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенными между сторонами в системе медицинского страхования. Статья 32. Льготное налогообложение субъектов системы охраны здоровья Субъекты системы охраны здоровья населения области: освобождаются от уплаты налогов в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, в порядке, установленном статьей 12 Закона Амурской области "О налогах и сборах, вводимых на территории области"; могут освобождаться от регулируемых налогов в части сумм, зачисляемых в местные бюджеты, и местных налогов и сборов на основании нормативных актов, принимаемых представительными органами местного самоуправления. ГЛАВА IV. ОКАЗАНИЕ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ Статья 33. Статус производителя медицинских услуг 1. Производители медицинских услуг - это юридические лица любой организационно-правовой формы, а также физические лица, предоставляющие населению лечебную, санитарно-профилактическую, медико-реабилитационную, медико-социальную и лекарственную помощь в стационарных или амбулаторно-поликлинических условиях, на дому, в иных условиях. 2. Медицинская деятельность реализуется на основе государственной лицензии и регламентируется законодательством Российской Федерации, законодательными и нормативными актами области, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, территориальных органов управления здравоохранением и уставом производителя медицинских услуг. Статья 34. Производители фармацевтических услуг 1. Производители фармацевтических услуг - это юридические лица любой организационно-правовой формы, а также физические лица, задачей которых является обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения населения и лечебно-профилактических учреждений области. 2. По роду деятельности и решаемых задач производители фармацевтических услуг подразделяются на: предприятия по производству медицинских препаратов и изделий медицинского назначения; предприятия, учреждения оптово-розничной торговли - аптеки и их филиалы, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины. 3. Перечень фармацевтических услуг определяется комиссией по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Администрации области. Статья 35. Государственные учреждения здравоохранения 1. К государственным учреждениям здравоохранения относятся учреждения, предприятия, организации, находящиеся в государственной собственности, уставной деятельностью которых является деятельность в области здравоохранения. 2. Орган управления здравоохранением Администрации области является вышестоящим органом для государственных учреждений здравоохранения, находящихся в собственности области. 3. Государственные учреждения здравоохранения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления и уставами учреждений. Статья 36. Муниципальные учреждения здравоохранения 1. К муниципальным учреждениям здравоохранения относятся учреждения, предприятия, организации, находящиеся в муниципальной собственности, уставной деятельностью которых является деятельность в области здравоохранения. 2. Орган управления здравоохранением соответствующей городской, районной администрации является вышестоящим органом для всех муниципальных учреждений здравоохранения. 3. Муниципальные учреждения здравоохранения являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления и уставами учреждений. Статья 37. Частные учреждения здравоохранения 1. Частные учреждения здравоохранения - это лечебно-профилактические и аптечные учреждения, созданные на базе частной собственности с правами юридического лица, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической практикой. 2. Частные учреждения здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной власти области и органов местного самоуправления и уставами учреждений. Статья 38. Право на оказание медицинских и фармацевтических услуг 1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на территории области имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации или бывшем СССР, имеющие диплом и специальное звание на занятие определенными видами деятельности и сертификат специалиста и лицензию. 2. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация). 3. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем персонала, ответственного за их профессиональную подготовку. 4. Студенты высших и учащиеся средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. 5. Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в установленном порядке. 6. Медицинские и фармацевтические работники с высшим или средним образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после дополнительной подготовки (переподготовки) и подтверждения сертификата специалиста или на основании проверочных испытаний, проводимых комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. 7. Лица, получившие медицинскую или фармацевтическую подготовку в странах СНГ, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в соответствии с международными договорами Российской Федерации или в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 8. Лица, незаконно занимающиеся медицинской и фармацевтической практикой, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 9. Право на занятие частной медицинской практикой предоставляется специалистам, имеющим диплом о медицинском и (или) фармацевтическом образовании, на основании квалификационного сертификата и государственной лицензии. 10. Прием пациентов специалист может вести как на дому, так и в специально созданных кабинетах, являющихся его собственностью либо арендуемых им. Кабинеты, квартиры должны отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Перечень оборудования, необходимой медицинской техники по профилю специальности и видам заявленных в лицензии услуг, а также полный комплект для оказания первой неотложной медицинской помощи утверждает орган управления здравоохранением Администрации области. 11. Врач, занимающийся частной практикой: может нанимать на контрактной основе медицинских работников (медсестру, фельдшера, лаборанта, протезиста) для выполнения вспомогательных работ. В этом случае он должен пройти регистрацию в соответствии с действующим законодательством; имеет право выписывать рецепты, за исключением рецептов на наркотические и приравненные к ним средства, а также на приобретение пациентами медикаментов и изделий, выдаваемых на льготных основаниях; имеет право на выдачу листков временной нетрудоспособности на основании лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Для получения указанной лицензии врач должен иметь удостоверение (свидетельство) об окончании курсов повышения квалификации по экспертизе временной нетрудоспособности. 12. Врачи государственных и муниципальных учреждений могут заниматься частной врачебной практикой в свободное от работы время. Руководители медицинских учреждений, их заместители, руководители органов управления здравоохранением всех уровней не имеют права заниматься частной медицинской и фармацевтической практикой. Статья 39. Оплата труда 1. Оплата труда медицинских и фармацевтических работников осуществляется в соответствии с их квалификацией, объемом, уровнем сложности и результатами выполняемой работы, предусмотренными трудовым договором (контрактом). 2. Ответственность за создание необходимых условий труда несут орган управления системой охраны здоровья населения области и руководство медицинских и фармацевтических учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, уставами учреждений и трудовым договором. Статья 40. Социально-правовая защита медицинских и фармацевтических работников 1. Правовое положение медицинских и фармацевтических работников - это их основные, специальные и должностные права и обязанности, которые не зависят от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы предприятия, учреждения, организации. 2. Профессиональные права и обязанности медицинских и фармацевтических работников устанавливаются в специальных положениях, утверждаемых в установленном порядке. 3. Должностные права и обязанности утверждаются руководителем предприятия, учреждения, организации. 4. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на: обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда; оплату труда в соответствии с его объемом и качеством, уровнем образования и профессиональной подготовленностью, сложностью и ответственностью выполняемой работы, профессиональной вредностью и другими факторами; правовую защиту своей профессиональной чести и достоинства; получение квалификационного сертификата (квалификационной категории) в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки; совершенствование профессиональных знаний; страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанной с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; бесплатное получение лечебно-профилактической, диагностической помощи; переподготовку за счет бюджетов всех уровней при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций; социальную, юридическую и моральную защиту со стороны профессиональных медицинских ассоциаций, членами которых они являются; первоочередное получение жилых помещений, установку телефона, предоставление их детям мест в дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, приобретение на льготных условиях автотранспорта, используемого для выполнения профессиональных обязанностей при разъездном характере работы, и иных льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области. ГЛАВА V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ И ЗАЩИТА ПРАВ ПАЦИЕНТОВ Статья 41. Ответственность за качество медицинской помощи 1. Ответственность за обеспечение качества медицинской помощи населению несут органы управления здравоохранением, производители медицинских услуг, медицинские работники в рамках их компетенции и функциональных обязанностей. 2. Качество медицинской помощи оценивается по конечному результату деятельности лечебно-профилактического учреждения - полному или частичному восстановлению утраченного здоровья. 3. Ответственность в виде санкций, применяемых страховыми медицинскими организациями, несут юридические лица. Персональная ответственность виновных за предоставление гражданам медицинской помощи ненадлежащего качества определяется администрацией учреждения, органом управления здравоохранением или в судебном порядке. Статья 42. Лицензирование и сертификация производителей медицинских и фармацевтических услуг 1. Лицензирование и сертификация медицинской, фармацевтической и медико-технической деятельности является способом государственного контроля за соблюдением учреждениями, предприятиями, организациями всех форм собственности, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и специалистами требований, предъявляемых к обеспечению единой государственной политики в охране здоровья граждан и защите прав потребителей. 2. Процедура лицензирования и сертификации осуществляется лицензионной палатой Администрации области. (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) 3. Право на занятие медицинской, фармацевтической и медико-технической деятельностью имеют юридические и физические лица, получившие сертификат и лицензию в установленном порядке. 4. Медицинская, фармацевтическая и медико-техническая деятельность без наличия лицензии запрещена. 5. Копии лицензии и сертификата выдаются комиссией по лицензированию и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности Администрации области и вывешиваются производителями медицинских и фармацевтических услуг на видном месте. 6. Лицензионная палата Администрации области осуществляет контроль за соблюдением условий, предусмотренных лицензией. Порядок контроля устанавливается положением о лицензировании соответствующего вида деятельности. (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) Статья 43. Подготовка и переподготовка медицинских и фармацевтических кадров 1. Подготовка и переподготовка медицинских и фармацевтических кадров области осуществляются медицинскими и фармацевтическими образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования, имеющими государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации. 2. Курсы информации, стажировки по отдельным актуальным теоретическим вопросам и (или) приобретению практических навыков по определенной специальности могут проводиться на базе крупных многопрофильных и специализированных больниц области. 3. Программы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров реализуются за счет федерального, областного и муниципального бюджетов, а также по договорам с юридическими и физическими лицами. Статья 44. Контроль за качеством медицинской и лекарственной помощи 1. В системе здравоохранения осуществляется внутриведомственный контроль за соблюдением медицинских технологий и стандартов лечебно-диагностического процесса, а также конечными результатами деятельности медицинских учреждений, осуществляемый должностными лицами медицинских учреждений, органов управления здравоохранением и фармацевтического контроля. 2. В системе обязательного медицинского страхования действует вневедомственный контроль за соответствием объема и качества медицинской помощи территориальной программе обязательного медицинского страхования населения области и объему финансирования медицинского учреждения из средств обязательного медицинского страхования. 3. Субъектами контроля и регулирования объема и качества медицинской помощи выступают органы управления здравоохранением и фармацевтического контроля, лицензионная палата Администрации области, областной фонд обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, профессиональные медицинские ассоциации, страхователи, Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) Руководство экспертной работой в системе обязательного медицинского страхования осуществляет областной медицинский экспертный совет, который может создаваться органом управления системой охраны здоровья населения области. 4. Оценка качества медицинской помощи, предоставленной застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, осуществляется в соответствии с положением о порядке оценки качества медицинской помощи, утверждаемым органом управления здравоохранением Администрации области, областным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями, профсоюзной организацией работников здравоохранения и ассоциацией страховых медицинских организаций. 5. Государственный контроль за уровнем фармацевтического порядка в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях, обеспечение безопасности и качества лекарственных средств, поступающих в область, осуществляется через органы фармацевтического контроля. 6. Запрещаются ввоз и реализация лекарственных средств без документов, подтверждающих их качество. Организация территориального контроля качества ввозимых в область лекарственных средств производится в лабораториях (центрах), аккредитованных в установленном порядке. Статья 45. Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи 1. Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи на территории области осуществляется всеми субъектами, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации призваны непосредственно обеспечивать защиту прав пациентов либо осуществлять контроль за их обеспечением. (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) 2. Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи преследует следующие цели: обеспечение гарантийного объема при надлежащем качестве и безопасности медицинской и лекарственной помощи; обеспечение доступности медицинской помощи; разрешение споров и конфликтов между пациентами и другими субъектами процесса медицинского обслуживания во внесудебном и судебном порядке; (В редакции Закона Амурской области от 30.12.99 г. N 208-ОЗ) обеспечение правовой и социальной защиты пациентов. 3. Защита прав пациентов при получении медицинской и лекарственной помощи на территории области осуществляется на основе действующего законодательства. Статья 46. Предупреждение и ликвидация инфекционных заболеваний людей Для предупреждения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки, обязательными из которых являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори и столбняка. Порядок, сроки проведения и группы населения, подлежащие прививкам, определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации. ГЛАВА VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 47. Ответственность за нарушение настоящего Закона Должностные лица, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и области ответственность за нарушение настоящего Закона. ГЛАВА VII. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 48. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Глава Администрации Амурской области А.Н. БЕЛОНОГОВ г.Благовещенск 30 декабря 1997 года N 49-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|