Расширенный поиск

Закон Амурской области от 05.06.1998 № 75-ОЗ

 
  5 июня 1998 года                                             75-ОЗ
  ------------------------------------------------------------------
                        ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

       ОБ ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

                                                                Принят
                                                              Амурским
                                                     областным Советом
                                                    народных депутатов
                                                      28 мая 1998 года

    (В редакции Законов Амурской области от 06.06.2001 г. N 5-ОЗ;
                      от 31.10.2005 г. N 76-ОЗ)


     Настоящий Закон  в  соответствии со статьей 121 Семейного кодекса
Российской Федерации и  статьей  34  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации   определяет  вопросы  организации  и  деятельности  органов
местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства.

     Статья 1.  Основные  понятия и термины,  используемые в настоящем
Законе

     1. Опека - правовая форма охраны и защиты личных и  имущественных
прав  и  интересов  малолетних  детей,  не  достигших возраста 14 лет,
оставшихся без родительского попечения,  а также  граждан,  признанных
судом недееспособными вследствие психического расстройства.  Опека над
малолетними устанавливается также в целях их содержания,  воспитания и
образования.
     2. Попечительство - правовая  форма  охраны  и  защиты  личных  и
имущественных  прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от
14 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан,
ограниченных   судом   в   дееспособности  вследствие  злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими средствами.  Попечительство над
несовершеннолетними  устанавливается  также  в  целях  их  содержания,
воспитания и образования.
     По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по
состоянию здоровья не может  самостоятельно  осуществлять  и  защищать
свои  права  и  исполнять обязанности,  над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.
     3. Орган  опеки и попечительства - орган местного самоуправления,
осуществляющий  в   соответствии   с   законодательством   и   уставом
муниципального образования полномочия по опеке и попечительству.

     Статья 2. Органы опеки и попечительства

     1. Органами опеки и попечительства на территории области являются
органы         местного         самоуправления,         осуществляющие
исполнительно-распорядительные  функции  в  муниципальном образовании,
координирующие деятельность по опеке и попечительству.
     2. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на
исполнительный  орган  местного  самоуправления  и   его   структурные
подразделения:  на  муниципальные  органы  управления образованием - в
отношении малолетних  и  несовершеннолетних  детей;  на  муниципальные
органы управления здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом
недееспособными вследствие психического расстройства или  ограниченных
судом  в  дееспособности  в случае злоупотребления спиртными напитками
или наркотическими  средствами;  на  муниципальные  органы  управления
социальной   защитой   населения   -   в   отношении  совершеннолетних
дееспособных  лиц,  не  имеющих  возможности  по  состоянию   здоровья
самостоятельно защищать свои права и выполнять обязанности.
     3. Органы  опеки  и  попечительства   руководствуются   в   своей
деятельности  Конституцией Российской Федерации,  Гражданским кодексом
Российской  Федерации,   Семейным   кодексом   Российской   Федерации,
настоящим Законом, уставами муниципальных образований.

     Статья 3.  Задачи  органов  местного  самоуправления  по  опеке и
попечительству

     Задачами органов   местного    самоуправления    по    опеке    и
попечительству являются:
     защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения
их родительских прав,  ограничения их в родительских правах, признания
родителей недееспособными,  болезни родителей,  длительного отсутствия
родителей,  уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав
и интересов,  в том числе при отказе родителей взять  своих  детей  из
воспитательных учреждений,  лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных учреждений,  а  также  в  других
случаях отсутствия родительского попечения;
     обеспечение оптимальных   условий   для   жизни,   воспитания   и
образования детей - сирот,  детей, оставшихся без попечения родителей,
и несовершеннолетних,  не имеющих нормальных условий для воспитания  в
семье;
     защита личных    и     имущественных     прав     и     интересов
несовершеннолетних;
     защита личных и имущественных прав и  интересов  совершеннолетних
лиц,  признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными,  и
дееспособных совершеннолетних лиц,  которые по состоянию  здоровья  не
могут   самостоятельно   осуществлять  свои  права  и  выполнять  свои
обязанности.

     Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства

     Органы опеки и попечительства:
     организуют выявление   детей   -  сирот,  детей,  оставшихся  без
попечения родителей,  и  детей,  не  имеющих  нормальных  условий  для
воспитания   в  семье,  лиц,  признанных  судом  недееспособными  либо
ограниченных судом  в  дееспособности,  совершеннолетних  дееспособных
лиц,   которые   по   состоянию   здоровья   не  могут  самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также ведут их
первичный учет;
     устанавливают опеку  и   попечительство   над   категорией   лиц,
указанной в п. 1 данной статьи;
     назначают опекунов и попечителей;
     осуществляют надзор  за  деятельностью опекунов и попечителей,  а
также систематический контроль за расходованием средств, выделяемых на
содержание опекаемых;
     назначают управляющих имуществом подопечных и граждан, признанных
безвестно   отсутствующими,   заключают   с  управляющими  договоры  о
доверительном  управлении  в  соответствии  с   Гражданским   кодексом
Российской Федерации;
     освобождают и отстраняют опекунов  и  попечителей  от  выполнения
возложенных на них обязанностей;
     принимают участие в усыновлении (удочерении) детей;
     заключают договоры  с  приемными  родителями  о  передаче ребенка
(детей) на воспитание в приемную семью;
     выносят решения  о помещении ребенка в воспитательное учреждение,
лечебное учреждение,  учреждение социальной защиты населения, приемную
семью;
     осуществляют контроль  за  условиями  содержания,  воспитания   и
образования  детей,  находящихся на полном государственном попечении в
воспитательных   учреждениях,   лечебных   учреждениях,    учреждениях
социальной  защиты населения,  а также защищают права выпускников этих
учреждений.  Осуществляют  контроль  за  выполнением  возложенных   на
приемных   родителей   обязанностей   по   содержанию,   воспитанию  и
образованию детей;
     принимают меры    по    защите   жилищных   прав   подопечных   и
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению
их    жилой    площадью    в    случаях,    предусмотренных   жилищным
законодательством.  Ведут регистрационный учет детей - сирот и  детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  нуждающихся  в получении жилой
площади;
     дают предварительное   разрешение   или   отказ   по  основаниям,
предусмотренным законодательством, на совершение либо дачу согласия на
совершение  сделок  по отношению имущества подопечного,  в том числе в
отношении  жилых  помещений,  где  проживают  подопечные,  а  также  в
отношении жилых помещений,  в которых подопечные не проживают,  однако
на момент совершения сделки имели на  это  жилое  помещение  равные  с
собственником  права.  Дают  предварительное  разрешение  опекунам или
попечителям на расходование доходов подопечного, в том числе на нужды,
необходимые для содержания подопечного;
     возбуждают в судах дела,  связанные с защитой прав  и  охраняемых
законом интересов подопечных;
     выносят решения об объявлении несовершеннолетнего дееспособным;
     решают вопросы    присвоения   или   изменения   фамилии,   имени
несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
     решают вопросы  содержания  подопечных,  распоряжения их текущими
доходами и имуществом в соответствии со статьей 60  Семейного  кодекса
Российской Федерации,  статьями 37, 38 Гражданского кодекса Российской
Федерации;
     рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам
опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры и решения.

     Статья 5.  Общие  полномочия  муниципальных  органов   управления
образованием

     Муниципальные органы управления образованием:
     участвуют в   выявлении   несовершеннолетних    детей,    которые
вследствие  смерти  родителей,  лишения  родителей  родительских прав,
болезни родителей или по другим причинам  остались  без  родительского
попечения;
     ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;
     обеспечивают временное   устройство   нуждающихся   в  опеке  или
попечительстве  несовершеннолетних  лиц,  а   также   сохранность   их
имущества;
     выбирают лиц,  способных к выполнению  обязанностей  опекуна  или
попечителя,   подготавливают  материалы,  необходимые  для  назначения
опекуна или  попечителя,  а  также  об  освобождении  или  отстранении
опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
     дают предварительное   разрешение   для   совершения   от   имени
подопечного  сделок  в  случаях,  предусмотренных  законодательством о
порядке управления имуществом подопечного;
     ведут учет   лиц,   в   отношении  которых  установлены  опека  и
попечительство;
     осуществляют подготовку  документов  и  устройство детей - сирот,
детей,  оставшихся без попечения родителей,  и несовершеннолетних,  не
имеющих   нормальных   условий  для  воспитания  в  семье,  под  опеку
(попечительство)   граждан,   в   приемную   семью,   на   усыновление
(удочерение),  а  при  отсутствии такой возможности - в воспитательное
учреждение,  лечебное  учреждение  или  учреждение  социальной  защиты
населения;
     выбирают лиц,  способных к выполнению  обязанностей  усыновителя,
подготавливают материалы,  необходимые для усыновления (удочерения), а
также ведут учет детей,  в отношении которых  произведено  усыновление
(удочерение);
     осуществляют подбор  лиц,  способных  к  выполнению  обязанностей
приемных  родителей,  дают  заключение  о  возможности  быть приемными
родителями, готовят проекты договоров о создании приемной семьи;
     оказывают помощь  опекунам  и  попечителям,  приемным родителям в
воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
     осуществляют надзор  за  деятельностью  опекунов  и  попечителей,
оказывают  им  помощь  в   организации   медицинского   наблюдения   и
трудоустройства подопечных;
     дают разрешение   на   раздельное   проживание    попечителя    с
подопечными;
     дают заключение  о  возможности  объявления   несовершеннолетнего
полностью дееспособным в случаях, предусмотренных законодательством;
     в установленном  законодательством  порядке  осуществляют  защиту
личных   и   имущественных  прав  и  интересов  подопечных  в  случаях
использования  опекунами  (попечителями)  опеки   (попечительства)   в
корыстных  целях,  а  также  в случаях,  когда подопечный оставлен без
надзора и необходимой помощи;
     "подготавливают   материалы  о  назначении  денежного  содержания
подопечному  в  порядке,  установленном  законами  Амурской области, и
производят  выплату  денежных средств на питание, приобретение одежды.
обуви,   мягкого   инвентаря   для   детей,   находящихся  под  опекой
(попечительством) (В редакции Закона Амурской области от 31.10.2005 г.
N 76-ОЗ)
     подготавливают материалы  на  отчуждение,  обмен   площади,   где
проживают подопечные и несовершеннолетние;
     возбуждают в судах дела и дают заключения о лишении  родительских
прав,  ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения
родительских прав,  о порядке участия отдельно проживающего родителя в
воспитании  детей,  о  признании брака недействительным по основаниям,
перечисленным в статье 27 Семейного кодекса Российской  Федерации,  об
отмене   усыновления   (удочерения)  и  другие  дела  в  защиту  прав,
охраняемых зоконами интересов несовершеннолетних; участвуют в судах по
делам,  связанным  с воспитанием детей,  нуждающихся в государственной
защите,  а  также  по  делам  подопечных  в  случаях,  предусмотренных
законодательством;
     проводят обследование условий жизни ребенка,  лица, претендующего
на его воспитание, представляют заключение в суды по спорам, связанным
с воспитанием детей;
     разрешают спорные   вопросы,   возникающие   между  родителями  в
процессе воспитания детей;
     участвуют в исполнении решений судов;
     участвуют в передаче или отобрании детей;
     осуществляют охрану   интересов   неродившегося   наследника  при
разделе наследственного имущества;
     подготавливают документы для регистрации брака лиц,  не достигших
совершеннолетия;
     привлекают руководителей       подведомственных       учреждений,
общественность,  граждан  к  участию  в   работе   органов   опеки   и
попечительства;
     рассматривают предложения,  заявления, жалобы граждан по вопросам
опеки и попечительства, принимают по ним необходимые меры.

     Статья 6.   Общие  полномочия  муниципальных  органов  управления
здравоохранением

     Муниципальные органы управления здравоохранением:
     осуществляют медицинское    наблюдение   за   несовершеннолетними
детьми, находящимися под опекой, попечительством;
     готовят медицинское  заключение  экспертной  комиссии о состоянии
здоровья усыновленных детей, оставшихся без попечения родителей;
     проводят бесплатное   медицинское   обследование   лиц,  желающих
усыновить    (удочерить),    взять    под    опеку,     попечительство
несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей;
     принимают участие   в   работе    психолого-медико-педагогических
комиссий  по  определению  форм  обучения детей (классы выравнивания и
коррекционные школы - интернаты для детей с отклонениями в  умственном
и физическом развитии);
     принимают участие в  обследовании  лиц,  страдающих  психическими
расстройствами, для установления над ними опеки;
     оказывают лицам,    страдающим     психическим     расстройством,
необходимую помощь до установления опеки;
     осуществляют устройство  лиц,  признанных  судом  недееспособными
вследствие    психического   расстройства,   в   психиатрические   или
психоневрологические учреждения;
     осуществляют подготовку  материалов  и документов по установлению
опеки и попечительства над лицами,  признанными судом  недееспособными
вследствие  психического расстройства,  а также лицами,  ограниченными
судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными  напитками
или  наркотическими  средствами,  а  при  отсутствии такой возможности
устройство этих лиц в лечебное учреждение.

     Статья 7.  Общие  полномочия  муниципальных  органов   управления
социальной защитой населения

     Муниципальные органы управления социальной защитой населения:
     оказывают содействие  в   выявлении   несовершеннолетних   детей,
которые  вследствие  смерти родителей,  лишения родителей родительских
прав,  болезни  родителей  или  по  другим   причинам   остались   без
родительского попечения;
     по заявлению  дееспособных  совершеннолетних  лиц,   которые   по
состоянию  здоровья  не могут самостоятельно осуществлять свои права и
выполнять свои обязанности,  готовят документы о решении вопроса опеки
и попечительства. При необходимости осуществляют подбор попечителей;
     абзац;(Исключен - Закон Амурской области от 06.06.2001 г. N 5-ОЗ)
     оказывают содействие в подготовке документов и устройстве детей -
сирот,     детей,    оставшихся    без    попечения    родителей,    и
несовершеннолетних,  не имеющих нормальных условий  для  воспитания  в
семье, в учреждения социальной защиты населения;
     осуществляют устройство   дееспособных   совершеннолетних    лиц,
нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома - интернаты
для престарелых и инвалидов.

     Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.


     Глава Администрации
     Амурской области          А.Н. БЕЛОНОГОВ

     г.Благовещенск
     5 июня 1998 года
     N 75-ОЗ


Информация по документу
Читайте также