Расширенный поиск
Закон Амурской области от 26.02.2001 № 298-ОЗЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Об областной целевой программе "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы Принят Амурским областным Советом народных депутатов 15 февраля 2001 года (В редакции Законов Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ; от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) Статья 1 Утвердить областную целевую программу "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы" (приложение). (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) Статья 2 Губернатору области предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы". (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) Статья 3 Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования. Органам государственной власти области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу. Глава Администрации Амурской области А.Н. БЕЛОНОГОВ г.Благовещенск 26 февраля 2001 года N 298-ОЗ Утверждена Законом Амурской области от 26 февраля 2001г. N 298-ОЗ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы" (В редакции Законов Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ; от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) Паспорт областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001 - 2003 годы" (В редакции Законов Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ; от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) Наименование - областная целевая программа "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001 - 2003 годы" Основание для разработки - постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1996г. N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы"; постановление Главы Администрации области от 16 сентября 1999г. N 517 "О создании рабочей группы по разработке целевой программы "Развитие земельной реформы в Амурской области на 1999 - 2000 годы"; приказ Госкомзема Российской Федерации от 3 августа 1999г. N 17 Государственные заказчики - государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, агропромышленный комитет Администрации области, комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области (В редакции Закона Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ) Основные разработчики - государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, агропромышленный комитет Администрации области, Амурское предприятие "Амурземпроект", комитет по архитектуре и строительству Администрации области, комитет природных ресурсов области Цели и задачи - обеспечение разработки и реализации взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2003 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами Перечень основных мероприятий - разработка и совершенствование правовой нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизмов, регулирующих права собственников земельных долей и обеспечивающих приватизацию городских земель при приватизации городских и муниципальных предприятий, и развитие оборота земель в городах и других поселениях; проведение работ по разграничению собственности на землю на федеральную, областную и муниципальную; развитие механизма ипотечного кредитования; ведение государственного земельного кадастра; совершенствование системы земельных платежей; проведение оценки земель; проведение картографических, геодезических и землеустроительных работ; ведение мониторинга земель; техническое оснащение службы государственного контроля за охраной и использованием земель; проведение информационно-разъяснительной работы среди населения; подготовка и переподготовка кадров Сроки и этапы реализации - 2001 - 2004 годы: I этап - 2001 год, II этап - 2002 - 2004 годы Объемы и источники Общий объем финансирования Программы финансирования на 2001-2004 годы - 31,43 млн. рублей, в том числе: за счет федерального бюджета - 7,74 млн. рублей; за счет областного бюджета - 3,50 млн. рублей; за счет местных бюджетов - 20,19 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты - закрепление конституционных прав граждан свободно распоряжаться участком земли и земельной долей под жестким контролем государства; разграничение собственности на землю на федеральную, областную и муниципальную; создание рынка земли и недвижимости как единого имущественного комплекса; развитие ипотеки земли и создание благоприятных условий для инвестиций; эффективное и рациональное использование земельных ресурсов; повышение поступлений от платежей за землю в доходную часть бюджетов всех уровней 1. Основные положения Программы 1.1. Основные итоги земельных преобразований в области с 1991 по 2000 год С 1991 года после принятия Закона РСФСР "О земельной реформе" в Амурской области проводится работа по обеспечению условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики. За этот период произошли принципиальные глубинные изменения в формах собственности на землю. В ходе реформирования 359 колхозов и совхозов, в пользовании которых находилось 2316 тыс.га сельскохозяйственных угодий, из них 1720 тыс.га пашни, образованы: 89 сельхозкооперативов, 135 акционерных обществ и товариществ, 1831 крестьянское (фермерское) хозяйство. 24 колхоза и 15 государственных предприятий сохранили свой прежний статус. Осуществлена приватизация земель реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, в результате 86149 работников бывших колхозов и совхозов стали владельцами земельных долей на площади 1214,8 тыс.га. Крестьянским (фермерским) хозяйствам переданы 275,1 тыс.га земель, в том числе в собственность 148,0 тыс.га. Создан фонд перераспределения земель на площади 1359,3 тыс.га. В собственность граждан переданы 913,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий. В области имеется большой резерв сельскохозяйственных угодий для граждан, желающих стать собственниками сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплены 40 земельных участков площадью 18,4 га под такими предприятиями и объектами. 267 сельским администрациям с общей численностью 612 сельских населенных пунктов предоставлены в ведение 859,2 тыс.га земель, в том числе 131,7 тыс.га пашни. Решена проблема обеспечения граждан земельными участками. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства и дачного строительства имеют 299,3 тыс. семей. В настоящее время в их собственности, владении и пользовании находится 51,8 тыс.га земель. Зарегистрированы права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков. Документы, удостоверяющие права на землю, выданы 242,5 тыс. граждан и 3,2 тыс. юридических лиц. Введена платность землепользования. Ставки земельного налога и арендной платы дифференцированы в зависимости от местоположения и качества земельных участков. Обеспечены поступления земельных платежей в бюджеты всех уровней: в 1995 году - 20,4 млн. рублей, в 1996г. - 21,7 млн. рублей, в 1997г. - 33,5 млн. рублей, в 1998г. - 43,3 млн. рублей, в 1999г. - 35,2 млн. рублей, в 2000г. - 65,2 млн. рублей. Формируются основы земельного рынка. Количество сделок с землей постоянно возрастает. В 1999 году оно составило 1401. Создается автоматизированная система государственного земельного кадастра. В настоящее время система электронного кадастра функционирует в 6 городах и 7 районах, в остальных районах ведутся подготовительные работы. С 10 октября 2000 года действует федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Амурской области, на которую возложена обязанность обеспечения внедрения единой технологии ведения государственного земельного кадастра в кадастровых районах области на бумажных и электронных носителях. Однако успешность заполнения базы данных земельного кадастра вплотную зависит от проведения инвентаризации земель населенных пунктов. За период с 1993 по 1999 годы в области проводились работы по инвентаризации земель в 9 городах и 25 поселках. Завершены работы только в 10 поселках и двух городах. В 11 поселках ввиду отсутствия финансирования к этим работам не приступали. На 1 октября 2000 года площадь проинвентаризированных земель городов и поселков составила 57,6 тыс.га, или 48,2%. Несмотря на ряд положительных моментов первого этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и крайне медленно. В связи с отсутствием Земельного кодекса Российской Федерации не создана стройная система земельного законодательства. На государственном уровне отсутствуют четкая и обоснованная концепция, программы и планы реализации земельной политики, четко не определены полномочия органов, ответственных за проведение земельной реформы. Земельная реформа коснулась в основном земель сельскохозяйственного назначения. Принятые в 1991 году принципы налогообложения земли и взимания арендной платы явно устарели и требуют пересмотра. Средства, поступающие в форме платежей за землю, часто расходуются не по целевому назначению. До сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, областной и муниципальной собственности. В аграрном секторе первый этап реформы не решил возложенных на него задач: собственники земельных долей не полностью реализуют права по их распоряжению; переход земель к эффективным хозяйствующим субъектам осуществляется медленно, новые субъекты ведения сельского хозяйства, возникшие в результате реорганизации сельскохозяйственных организаций и приватизации земли, не смогли увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий; не создана система ипотечного кредитования. Крайне медленно идет приватизация земли в городах, что не позволяет привлекать достаточные объемы инвестиций и тормозит перераспределение городских земель на основе требований рынка и развития городов. Финансовое, материальное и кадровое обеспечение реформ (особенно в 1997 и 1998 годах) осуществляется крайне плохо. В 1997 году финансирование земельной реформы из федерального бюджета составило менее 20 процентов от бюджетных назначений. В итоге в 1997 - 1998 годах были практически свернуты землеустроительные работы, тормозятся создание земельного кадастра, оформление документов о правах на землю, проведение массовой оценки земель, экономического зонирования территорий и другие работы. 1.2. Цели и задачи Программы. Сроки и этапы ее реализации Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производительного потенциала земли, превращение ее в мощный самостоятельный фактор экономического роста. Основными задачами земельной реформы на современном этапе являются: осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации; вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в области регулируемого государством земельного рынка и его инфраструктуры; перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам; повышение плодородия почв и охрана земель; приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством; разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в областной и в муниципальной собственности; создание системы государственного земельного кадастра и государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ними, проведение массовой оценки земли на территории области. Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и иных мер, позволяющих в 2003 году в основном завершить осуществление земельной реформы в области и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами. Реализация Программы производится в два этапа. На первом этапе (2001 год) в основном осуществляются меры правового, организационно-управленческого, информационно-просветительского и технологического характера, которые должны привести к существенным (качественным) изменениям земельных отношений и обеспечить экономическую базу проведения второго этапа. На втором этапе (2002 - 2003 годы) проводятся ресурсоемкие мероприятия, направленные на проведение работ по рациональному использованию земель. 1.3. Место и взаимосвязь Программы с другими региональными программами Программа является составной частью федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" и разрабатываемой в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 23 июня 1999г. N 363 "О разработке федеральной программы комплексного развития производительных сил Амурской области" федеральной программы комплексного развития производительных сил Амурской области на период 2000 - 2005гг. В программе определены направления реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996г. N 932, ориентированные на обеспечение совместного ведения государственного земельного кадастра с кадастровым учетом объектов недвижимости в целях создания и развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 2. Система программных мероприятий 2.1. Стабилизация отношений собственности на землю Государственная политика в области развития и стабилизации отношений собственности на землю состоит в реализации положений Конституции Российской Федерации о многообразии форм собственности, о равной защите форм собственности и осуществляется по следующим основным направлениям: составление предварительного реестра государственных муниципальных земель для последующей передачи их в собственность граждан и юридических лиц (за исключением земель, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации изъяты из гражданского оборота); составление реестра для разграничения земель на земли федеральной собственности, областной и муниципальной собственности; дальнейшая приватизация земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при расширении и строительстве дополнительных объектов на этих предприятиях; инвентаризация, межевание и закрепление на местности границ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц; определение принципов и порядка изъятия и выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; создание системы правового зонирования земель. 2.2. Укрепление гарантий конституционных прав граждан на землю Решение задачи укрепления гарантий конституционных прав граждан на землю предполагает: обеспечение всем жителям области возможности получить земельный участок в собственность, аренду; (В редакции Закона Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ) обеспечение права граждан приватизировать в установленном законодательством порядке законно используемые ими земли; обеспечение всем гражданам - собственникам земельных участков и земельных долей свободы в распоряжении этими участками и земельными долями (в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством); проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о правах собственников земельных участков и земельных долей. 2.3. Развитие рынка земли и другой недвижимости Направления государственной политики по развитию рынка земли включают в себя: развитие рыночного оборота земли, в том числе в комплексе со связанной с ней недвижимостью; создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости; информационное обеспечение земельного рынка. Государственная политика по развитию оборота земли и другой недвижимости направлена на: определение земель, которые могут быть приватизированы; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий; переход на аукционный конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности; расширение возможностей аренды земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности; совершенствование порядка предоставления земли под жилищное и промышленное строительство. Создание инфраструктуры рынка земли и другой недвижимости будет осуществлено путем: создания механизма формирования земельных участков и развития рынка землеустроительных услуг; создания системы ведения государственного земельного кадастра и на его основе - государственного кадастра недвижимости; проведения рыночной оценки земли в целях налогообложения; создания системы ведения государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними. Информационное обеспечение рынка земли и другой недвижимости осуществляется путем создания информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, а также организации защиты информации и баз данных. 2.4. Земельные преобразования в сельской местности. Государственное регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения В условиях рынка земля в сельской местности перестала быть только средством производства, она стала вовлекаться в гражданский оборот. Однако при проведении земельной реформы практически не решались проблемы повышения эффективности использования и охраны земель, развития агропромышленного производства. Земельные преобразования проводились без кардинального изменения экономических и производственных отношений, без учета трудовых и материальных ресурсов, возможности кооперации в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции, инженерного и социального обустройства территории, без тщательного правового, экономического и экологического обоснования решений по перераспределению земель. Большая площадь приватизированных земель сельскохозяйственного назначения перешла в собственность лиц, не обрабатывающих землю (пенсионеры, работники социальной сферы, бывшие работники сельскохозяйственных организаций и т.д.). С целью совершенствования земельных преобразований при проведении аграрной реформы, создания механизма экономического стимулирования и эффективного использования земель необходимо на первом этапе реализации Программы: осуществить нормативно-методическое обеспечение процесса договорного оформления отношений между пользователями земельных участков (земельных долей) и их собственниками с последующей регистрацией договора; уточнить перечень сельскохозяйственных организаций, находящихся в федеральной и областной собственности, приватизация которых запрещена; установить для сельскохозяйственных организаций правила операций с земельными долями; уточнить перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых установлены особые условия реорганизации; провести повсеместно инвентаризацию созданного земельного фонда для расселения в сельской местности беженцев, вынужденных переселенцев, семей бывших военнослужащих, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, других категорий мигрирующих граждан, а также для предоставления земельных участков казачьим обществам; содействовать процессу концентрации земельных долей в руках эффективных хозяйствующих субъектов; систематически проводить работы по составлению и представлению списков лиц (в разрезе сельскохозяйственных предприятий), не получивших свидетельства о праве собственности на земельные доли и не распорядившихся своими земельными долями или не использующих их. На втором этапе реализации Программы осуществляется комплекс землеустроительных работ, связанных с правовым, экономическим и экологическим обоснованием перераспределения земель, обеспечением условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, рациональным использованием и охраной земель, сохранением и повышением плодородия почв. При этом мероприятия по повышению плодородия почв и мелиорации земель осуществляются в рамках комплексной программы "Плодородие почв в Амурской области", утвержденной постановлением Главы Администрации области от 10 февраля 1997г. N 59. 2.5. Развитие ипотечного кредитования Развитие системы ипотечного кредитования затруднено по нескольким причинам. Экономическая ситуация не способствует заключению долгосрочных кредитных договоров, обязательства по которым, как правило, обеспечиваются залогом недвижимости, в том числе земли. Система подтверждения права на заложенное имущество посредством его государственной регистрации недостаточно развита и не может на данном этапе обеспечить должного уровня гарантий для залогодержателя (кредитора). Для большинства граждан ипотечный кредит не доступен в связи с большими процентами по кредиту, отсутствием дохода, позволяющего вернуть заложенную землю. Сложен порядок обращения взыскания на заложенную землю. Процедура обращения взыскания и реализации имущества занимает значительный период времени. Использование потенциала земельной ипотеки на первом и последующих этапах реализации Программы возможно только после принятия соответствующих федеральных законов. 2.6. Совершенствование системы земельных платежей Действующая система земельных платежей области регулируется Законом Российской Федерации "О плате за землю", а также нормативными правовыми актами области и муниципальных образований, по которым формами платежей за землю являются земельный налог и арендная плата. Существующая система несовершенна с точки зрения фискальной политики и рационального землепользования. Главным недостатком системы являются ее недостаточная гибкость, наличие неоправданно большого количества льготников. Значительная разница между ставками земельного налога и арендной платой за использование государственных и муниципальных земель препятствует процессу приватизации земель. При проведении реформы следует исходить из необходимости повышения роли земельных платежей в формировании доходной части бюджетов и совершенствования системы земельных платежей как инструмента рационализации землепользования. Совершенствование земельных платежей в рамках реализации Программы предполагает: установление зависимости между размерами уплачиваемых земельных платежей и наложением на земельный участок ограничений в его использовании и обременении правами иных лиц; расчет ставок земельного налога и арендной платы в городах с учетом возможных направлений градостроительного использования городских земель; выравнивание ставок земельного налога и арендной платы, взимаемой с пользователей государственных и муниципальных земель. Наиболее полное использование налогового потенциала земли на первом этапе реализации Программы предполагает: ужесточение контроля за сборами платежей, их централизацией в федеральном бюджете и бюджете области; продолжение инвентаризации земель (в первую очередь земель городов и других поселений), проведение их оценки, учета и государственной регистрации; существенное сокращение льгот по земельному налогу и арендной плате. На втором этапе реализации Программы с развитием системы государственного земельного кадастра и осуществлением мероприятий по массовой оценке земель будет увеличиваться дифференциация максимальных ставок в зависимости от рыночной стоимости земли. 2.7. Ведение государственного земельного кадастра Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами, оценки земель, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, государственного контроля за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также поддержки гражданского оборота земли и недвижимости. На первом этапе реализации Программы к основным мероприятиям в этой области относятся: проведение кадастрового зонирования территории области в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров; ведение государственного земельного кадастра в области и муниципальных образованиях; формирование в рамках государственного земельного кадастра информационной базы о федеральных землях, землях области и муниципальных образований; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов платы за ее получение; внедрение программно-технических комплексов, обеспечивающих автоматизацию ведения земельного кадастра; организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур. На втором этапе реализации Программы предусматриваются следующие мероприятия: введение в городах и других поселениях единой системы идентификации земельных участков и иных объектов недвижимости; завершение создания системы передачи кадастровых данных и обеспечение на этой основе периодического уточнения данных государственного земельного кадастра; создание информационной базы данных о федеральных землях, землях области и землях муниципальных образований. 2.8. Оценка земель Платное землепользование и реформирование принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого являются государство, муниципальные образования, граждане и юридические лица, требуют создания современной системы оценки земель. Основной прием определения стоимости земли - раздельная оценка земельного участка и расположенных на нем или под ним иных объектов недвижимости. Основными направлениями государственной политики в этой области на первом этапе реализации Программы являются: проведение территориального оценочного зонирования с целью последующего определения нормативной стоимости земель; определение порядка, оснований и метода проведения оценки рыночной стоимости земельных участков. Результаты оценки земель являются составной частью государственного земельного кадастра. На втором этапе реализации Программы организуется массовая оценка земли для целей налогообложения по всей области. 2.9. Земельные преобразования в городах и других поселениях Земельная реформа в городах и других поселениях в основном осуществлялась без учета социально-экономической значимости этих земель в формировании благоустроенной среды проживания. Не способствовала земельным преобразованиям в поселениях и медленная реформа в градостроительстве. Градостроительная документация до сих пор не учитывает в достаточной степени экономическую ценность земли, не дает необходимых вариантов определения градостроительных условий использования земельных участков. Отсутствие зонирования земель создает правовую неопределенность для инвесторов при приобретении и обустройстве земельных участков, лишая их возможности выбрать рациональный вид использования земли. Инвестиционная активность владельцев недвижимости снижается, органы местного самоуправления теряют эффективный инструмент регулирования социально-экономического развития городов и других поселений. Земельные преобразования в городах и других поселениях в рамках Программы направлены на развитие регулируемого оборота земель и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель, активно влияющего на принятие социально-экономических и градостроительных решений. Реформу в градостроительстве (пересмотр концепции градостроительного планирования, разработка градостроительной документации, нормативов и т.д.) надлежит проводить одновременно с земельными преобразованиями. На первом этапе реализации Программы проводятся следующие мероприятия: разработка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией проектов и планов межевания застроенных и подлежащих застройке земель с выполнением работ по уточнению и вынесению на местность черты поселений, выявлению территориальных резервов с созданием резервных земельных фондов поселений; приватизация земель на территории поселений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, прежде всего под приватизированными и приватизируемыми предприятиями. Передаются (продаются), как правило, на конкурсной или аукционной основе земли, не предназначенные для обеспечения государственных и муниципальных функций, а также общественных нужд, и в первую очередь под индивидуальное жилищное строительство и для реализации инвестиционных проектов. При этом допускается снижение цены земли, по которой она продается собственникам приватизированных объектов недвижимости. Продажа земли в поселениях осуществляется при соблюдении градостроительных требований, в том числе по функционированию инженерной и транспортной инфраструктуры; обеспечение возможности получения от органов местного самоуправления информации о размерах однократных и периодических платежей, взимаемых в связи с занятием и освоением земельного участка; выполнение работ по публичным и частным обременениям земельных участков (сервитутов). Второй этап реализации Программы должен ознаменоваться переходом к системе зонального регулирования землепользования, что означает: разработку долгосрочных планов использования земель городов (как составных частей стратегических планов их реализации) и на этой основе схем городского землепользования; разработку в увязке с градостроительной документацией правил землепользования в поселениях; обеспечение доступа граждан и юридических лиц к информации о земельных участках и их участия в принятии решений по зональному регулированию в городах. 2.10. Информационно-консультативное обеспечение Программы На первом этапе реализации Программы в средствах массовой информации проводится систематическая работа по информированию населения о сущности, направлениях и ходе земельной реформы, федеральном и областном законодательстве по вопросам земельных отношений, правах и обязанностях граждан и юридических лиц по использованию земли, механизмах защиты прав на землю. В этих целях через средства массовой информации проводятся консультации специалистов о земельных преобразованиях в области. 2.11. Комплекс работ по землеустроительному обеспечению Для осуществления земельных преобразований в рамках реализации Программы предусматривается: выявить неиспользуемые земли, подготовить каталоги земель, находящихся в фонде перераспределения; разработать землеустроительные проекты перераспределения земель, компактного размещения земельных участков новых форм хозяйствования с целью создания условий для их кооперирования в области производства, инженерного обустройства, передачи несельскохозяйственных угодий и участков под объектами недвижимости в собственность граждан и юридических лиц; провести землеустроительные мероприятия, направленные на определение и закрепление на местности границ земельных участков, подлежащих отнесению к областной государственной собственности и муниципальной собственности; (Дополнен - Закон Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ) провести землеустроительные мероприятия, направленные на выявление земель, не используемых сельскохозяйственными организациями, с целью обеспечения осуществления собственниками земельных долей прав по распоряжению ими; установить границы земельных массивов, соответствующие невостребованным земельным долям и земельным долям, собственники которых не реализовали свои права по распоряжению ими; составить дежурные карты ограничений использования земель и обременении (сервитутов) земель; разработать программы (схемы) защиты земель от деградации и других негативных явлений, консервации деградированных земель и их восстановления и положение о порядке перевода малопродуктивных угодий в другие виды угодий; установить (восстановить) в натуре границы вновь предоставленных и перерегистрируемых земельных участков; уточнить и вынести в натуру черты городских и сельских поселений; установить границы территорий с особым правовым и природоохранным режимом использования земель. Следует разработать комплекс мер по содействию созданию частных землеустроительных организаций, деятельность которых подлежит лицензированию. Эти мероприятия предусмотрено проводить с использованием современных технологий выполнения землеустроительных работ. 2.12. Мониторинг земель Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде районов области превышен, существует реальная угроза истощения земель. Серьезную опасность представляют эрозия почв (эродированы 147,8 тыс.га, эрозионно опасные 161,8 га сельскохозяйственных угодий), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,4 т/га гумуса), усиление кислотности (более 1500 тыс.га пашни являются кислыми), заболачивание и переувлажнение земель (около 700 тыс. га), деградация пастбищ и сенокосов (закустаривание, закочкаривание, заболачивание). В целях своевременного выявления изменений состояния земель, их оценки и прогноза, разработки мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на земле Амурским предприятием "Амурземпроект" были выделены три природно-хозяйственных комплекса в трех зонах области, где в 1996 году проведены детальные почвенные, агрохимические, геоботанические обследования. Для выявления негативных процессов необходимо проведение повторных детальных обследований земель через 3 года - 5 лет. 2.13. Усиление контроля за использованием и охраной земель В процессе осуществления земельной реформы отмечены факты нарушения земельного законодательства и злоупотребления при совершении сделок с земельными участками. Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы. Это обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель. В процессе реализации Программы предусматриваются: ведение государственного контроля за использованием и охраной земель, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, экономическое стимулирование охраны земель, направленное на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, в защите земель от негативных последствий производственной деятельности, а также осуществление мер по усилению прав и государственной защиты государственных инспекторов по использованию и охране земель и по материальному стимулированию их деятельности; улучшение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и информирования населения о деятельности органов государственного контроля за использованием и охраной земель; укрепление взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, и органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок соблюдения земельного законодательства. 3. Правовое обеспечение Программы Правовое обеспечение развития земельной реформы в области осуществляется по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматриваются: разработка и принятие органами государственной власти области нормативных правовых актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления земельными ресурсами, создание рыночной инфраструктуры; обеспечение конституционных прав граждан на землю; правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и в несельскохозяйственной сферах. На первом этапе реализации Программы предусматривается: привести ранее принятое Временное положение о порядке регулирования земельных отношений на территории Амурской области в соответствие с действующим законодательством; разработать положение о ценовом зонировании городов и других поселков; разработать положение о порядке информирования населения о принимаемых и принятых решениях в сфере градостроительства в области; разработать положение о градостроительном паспорте земельного участка. 4. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором за счет различных источников финансирования. Затраты на мероприятия, связанные непосредственно с земельной реформой (Приложение), составляют 31,43 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета будет выделено 7,74 млн. рублей. За счет средств федерального бюджета планируется выполнить землеустроительные работы (3,74 млн. рублей), работы по оценке земель (3,96 млн. рублей), осуществлять мониторинг земель (0,04 млн. рублей). Средства областного и местных бюджетов в общей сумме 23,69 млн. рублей будут направлены на: оценку земель (3,76 млн. рублей, из них 2,183 млн. рублей за счет местных бюджетов, 1,572 млн. рублей за счет областного бюджета); землеустроительное обеспечение (19,93 млн. рублей, из них 1,93 млн. рублей за счет областного бюджета, 18,00 млн. рублей за счет местных бюджетов). На финансирование мероприятий Программы, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на первом этапе будет направлено 5,54 млн. рублей и из местных бюджетов 5,74 млн. рублей, на втором этапе за счет федерального бюджета - 2,2 млн. рублей, за счет областного бюджета - 3,50 млн. рублей, за счет местных бюджетов - 14,45 млн. рублей. Финансирование мероприятий, предусмотренных разделом 2.7 Программы, осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного земельного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 745. (Разднл в редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) 5. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Государственным заказчиком - координатором Программы является государственный комитет по земельным ресурсам и землеустройству области; государственным заказчиком в сфере оценки земельных участков, землеустроительного обеспечения при разграничении государственной собственности на землю, приватизации, перераспределения, вовлечения земельных участков в экономический оборот является комитет Администрации области по управлению государственным имуществом Амурской области; государственным заказчиком по соответствующему направлению - агропромышленный комитет Администрации области. (В редакции Закона Амурской области от 04.04.2003 г. N 200-ОЗ) Мероприятия Программы реализуются: государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета и осуществления контроля за целевым их использованием и ходом работ по выполнению договоров; Администрацией области и органами местного самоуправления путем организации работ и распределения ежегодно выделяемых средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников и осуществления контроля за их целевым использованием. План основных мероприятий по реализации Программы, проводимых в 2001 - 2003 годах, прилагается. Реализация Программы осуществляется на основе договоров между государственными заказчиками и исполнителями мероприятий. Отбор организаций, учреждений и предприятий для выполнения программных мероприятий осуществляется путем проведения открытых конкурсов. Государственные заказчики ежегодно анализируют ход реализации Программы и представляют в комитет экономики Администрации области и финансовый департамент Администрации области отчет о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования выделяемых финансовых средств. 6. Социальная, экономическая и экологическая эффективность реализации программных мероприятий Преобразование земельных отношений направлено на закрепление конституционного права граждан и юридических лиц свободно распоряжаться приобретенным (предоставленным) участком земли и земельной долей в общей собственности сельскохозяйственной коммерческой организации под жестким контролем государства. Реализация Программы позволит создать условия для совершенствования ведения государственного земельного кадастра, будет способствовать становлению и развитию системы государственной регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ним. Государственное регулирование рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения позволит: обеспечить целевое использование этих земель; решить в определенной мере вопросы социальной защиты граждан при реализации ими права собственности на земельные участки и земельные доли, а также защиты первоочередного права сельских товаропроизводителей и особенно права соседа в процессе купли - продажи земельных участков; создать экономический механизм передачи земель сельскохозяйственного назначения в руки эффективных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих рациональное использование земель и материально-технических ресурсов, снижение на этой основе издержек, рост объемов продукции, товарности и эффективности производства. Рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в крупных и средних товарных частных хозяйствах позволит обеспечить в значительной мере за счет собственных доходов при определенной помощи со стороны государства поддержание и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Создание необходимых условий для введения ипотечного кредитования под залог земельных участков будет способствовать привлечению источников негосударственных инвестиционных ресурсов для вложения их в улучшение земли, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство, приобретение активных средств производства и т.д. Усовершенствование взаимоотношений с бюджетами всех уровней по платежам за землю будет способствовать более рачительному отношению собственников земельных участков и земельных долей к использованию земель. С другой стороны, это позволит обеспечить рост доли поступлений средств от земельных платежей в доходную часть бюджетов. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит получить экономический эффект в размере около 100 млн.рублей за счет перехода на аукционный и конкурсный методы предоставления (продажи) земельных участков, дифференциации ставок земельного налога в городах и других поселениях, проведения массовой оценки земель и совершенствования системы платы за землю и сокращения льгот за пользование земельными участками в городских поселениях. Приложение к областной целевой Программе Сводный финансовый расчет затрат на реализацию мероприятий областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы" (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) (млн. рублей) +--------------+-----------------+--------+-------------------------------+ | Мероприятия | Показатели | Всего | В том числе в | | | | в +-------+-------+-------+-------+ | | | 2001- |2001 г.|2002 г.|2003 г.|2004 г.| | | | 2004 | | | | | | | | гг. | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ |Оценка земель |Всего |7,714 |3,450 |1,515 |1,377 |1,372 | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |из них: | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |федеральный |3,959 |3,162 | - |0,797 | - | | |бюджет | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |в т.ч. НИОКР | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Капвложения | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Прочие нужды | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Областной бюджет |1,572 | _ |0,200 | - |1,372 | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Местные бюджеты |2,183 |0,288 |1,315 |0,580 | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ |Мониторинг |Всего |0,04 |0,04 | - | - | - | |земель | | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |из них: | | | | | | | +-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |федеральный |0,04 |0,04 | - | - | - | | |бюджет | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |в т.ч. НИОКР | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Капвложения | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Прочие нужды | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Областной бюджет | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Местные бюджеты | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ |Землеустро- |Всего |23,676 |7,798 |7,597 |7,653 |0,628 | |ительное +-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ |обеспечение |из них: | | | | | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |федеральный |3,742 |2,342 |1,400 | - | - | | |бюджет | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |в т.ч. НИОКР | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Капвложения | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Прочие нужды | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Областной бюджет |1,928 | - |1,300 | - |0,628 | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Местные бюджеты |18,006 |5,456 |4,897 |7,653 | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ |Итого |Всего |31,430 |11,288 |9,112 |9,03 |2,000 | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |из них: | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |федеральный |7,741 |5,544 |1,400 |0,797 | - | | |бюджет | | | | | | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |в т.ч. НИОКР | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Капвложения | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Прочие нужды | - | - | - | - | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Областной бюджет |3,500 | - |1,500 | - |2,000 | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ | |Местные бюджеты |20,189 |5,744 |6,212 |8,233 | - | +--------------+-----------------+--------+-------+-------+-------+-------+ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) (млн. рублей) +---------------------+----------+---------------------------------------+ | Основные группы | Площадь | Затраты на оценку земель | | земель, подлежащие |(млн. га.)+----------+----------------------------+ | оценке | | всего на | в том числе по годам | | | |2001-2004 +------+-------+------+------+ | | | гг. | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Всего земель из |4,277 |7,714 |3,450 |1,515 |1,377 |1,372 | |них: | | | | | | | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Земли | | | | | | | |сельскохозяйственного| | | | | | | |назначения |2,443 |0,927 |0,863 |0,064 | - | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Земли, занятые | | | | | | | |участками для | | | | | | | |садоводства, | | | | | | | |огородничества |0,014 |0,797 | - | |0,797 | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Земли поселений |0,252 |4,482 |2,587 |1,315 |0,580 | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Земли лесного фонда |1,300 |0,136 | - |0,136 | - | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |Земли промышленности,| | | | | | | |связи, радиовещания, | | | | | | | |обороны и т.д. |0,268 |1,372 | - | - | - |1,372 | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |В том числе: за счет | | | | | | | |федерального бюджета | - |3,959 |3,162 | - |0,797 | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |В том числе: за | | | | | | | |счет областного | | | | | | | |бюджета | - |1,572 | - |0,200 | - |1,372 | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ |В том числе: за | | | | | | | |счет местных | | | | | | | |бюджетов | - |2,183 |0,288 |1,315 |0,580 | - | +---------------------+----------+----------+------+-------+------+------+ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) (млн. рублей) +----------------------+-------------------------------------+ | Мероприятия, | Затраты на оценку земель | | виды работ +----------+--------------------------+ | | всего на | в том числе по годам | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ | |2001-2004 | 2001 | 2002 | 2003 |2004 | | | гг. | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ |Ведение мониторинга | | | | | | |земель: | | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ |Составление и издание | 0,04 | 0,04 | - | - | - | |ежегодного | | | | | | |государственного | | | | | | |доклада о состоянии и | | | | | | |использовании земель | | | | | | |Российской Федерации | | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ |В том числе: | | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ |за счет федерального | 0,04 | 0,04 | - | - | - | |бюджета | | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ |за счет областного | - | - | - | - | - | |бюджета | | | | | | +----------------------+----------+------+------+------+-----+ ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) (млн. рублей) +--------------------------------+---------+--------------------------+ | Мероприятия, виды работ | Всего | В том числе по годам | | | на +------+------+-----+------+ | |2001-2004| | | | | | | гг. | 2001 | 2002 |2003 | 2004 | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |1. Землеустроительные работы, | | | | | | |связанные с установлением | | | | | | |земель, относящихся к | | | | | | |федеральной собственности |2,003 |0,741 |1,262 | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |2. Составление | | | | | | |землеустроительных проектов | | | | | | |перераспределения земель, | | | | | | |размещения крестьянских | | | | | | |(фермерских) хозяйств, передача | | | | | | |несельскохозяйственных угодий | | | | | | |и участков в собственность | | | | | | |граждан и юридических лиц, | | | | | | |выделение земельных участков | | | | | | |для расселения беженцев, | | | | | | |вынужденных переселенцев и | | | | | | |других групп мигрирующих | | | | | | |граждан |0,274 |0,274 | - | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |3. Составление дежурных карт | | | | | | |ограничений и обременении |0,762 |0,762 | - | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |4. Уточнение и вынесение в | | | | | | |натуру черты города |0,703 |0,565 |0,138 | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |Всего за счет федерального | | | | | | |бюджета |3,742 |2,342 |1,400 | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |5. Землеустроительные работы, | | | | | | |связанные с установлением | | | | | | |земель, относящихся к областной | | | | | | |государственной собственности | | | | | | |и муниципальной собственности |0,27 | - |0,27 | - | - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |6. Составление | | | | | | |землеустроительных проектов | | | | | | |компактного размещения земельных| | | | | | |участков новых форм | | | | | | |хозяйствования с целью создания | | | | | | |условий для их кооперирования, | | | | | | |установления границ массивов, | | | | | | |соответствующих | | | | | | |невостребованным земельным | | | | | | |долям, собственники которых | | | | | | |не реализовали свои права, | | | | | | |размещения земельных участков | | | | | | |для расширения личных подсобных | | | | | | |хозяйств, организации | | | | | | |крестьянских (фермерских) | | | | | | |хозяйств |1,202 | - |1,030 | - |0,172 | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |7. Обследование земель для | | | | | | |целей оценки земель и | | | | | | |землеустройства |0,456 | - | - | - |0,456 | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |Всего за счет областного бюджета|1,928 | - |1,300 | - | 0,628| +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |8. Другие работы | | | | | | |(инвентаризация, межевание | | | | | | |земель) |18,006 |5,456 |4,897 |7,653| - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |Всего за счет местных бюджетов |18,006 |5,456 |4,897 |7,653| - | +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ |Итого за счет федерального, | | | | | | |областного и местных бюджетов |23,676 |7,798 |7,597 |7,653| 0,628| +--------------------------------+---------+------+------+-----+------+ План основных мероприятий по реализации областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Амурской области на 2001-2004 годы" (В редакции Закона Амурской области от 19.10.2004 г. N 362-ОЗ) +-----------------------------+----------------------+-------------+ | | | Срок | | Мероприятия по | |реализации | |организационному обеспечению | Исполнитель |мероприятия | +-----------------------------+----------------------+-------------+ |Обеспечение |Государственный | Ежегодно | |информационно-консультативной|комитет по земельным | | |работы среди граждан по |ресурсам | | |вопросам земельных отношений |и землеустройству | | | |области, | | | |Департамент | | | |агропромышленного | | | |комплекса | | | |Администрации области | | +-----------------------------+----------------------+-------------+ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|