Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 01.03.2011 № 95-рпПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ N 95-рп 01 марта 2011 г. г. Хабаровск Об утверждении концепции краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в целях создания условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (далее также - коренные народы), на основе их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей коренных народов: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" (далее также - Программа). 2. Определить: 2.1. Государственным заказчиком-координатором краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" министерство природных ресурсов Хабаровского края (Шихалев В.М.). 2.2. Государственными заказчиками Программы: - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство культуры края; - министерство здравоохранения края. 2.3. Основными разработчиками Программы: - министерство природных ресурсов края; - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство культуры края; - министерство здравоохранения края. 2.4. Основными исполнителями Программы: - министерство природных ресурсов края; - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство культуры края; - министерство здравоохранения края; - министерство строительства края. 3. Установить предельный объем финансирования мероприятий Программы в сумме 2 млрд. рублей. 4. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края в срок до 15 марта 2011 г. разработать и представить в министерство природных ресурсов края аналитические материалы, предложения и меры, содействующие дальнейшему развитию коренных народов, по следующим отраслям: 4.1. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.): 4.1.1. Перспективы развития территорий компактного проживания коренных народов в 2012 - 2014 годах в связи с реализацией программ социально-экономического развития Хабаровского края и Дальневосточного региона. 4.1.2. Предложения по содействию коренным народам в развитии традиционных промыслов, ремесел, включая вопросы изготовления сувенирной продукции и продвижения ее на внутреннем и внешнем рынках. 4.1.3. Предложения о целесообразности разработки в Хабаровском крае системы показателей качества жизни коренных народов для мониторинга их соответствия среднекраевым показателям. 4.1.4. Предложения о совершенствовании федеральной и краевой нормативной правовой базы, направленные на содействие коренным народам в развитии и модернизации их хозяйственной деятельности, повышении качества жизни. 4.2. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) предложения об объемах ассигнований, выделенных из краевого бюджета на 2005 - 2010 годы (по годам) муниципальным районам. 4.3. Министерству промышленности и транспорта края (Чудов В.В.) предложения по планируемым на 2012 - 2014 годы мероприятиям по улучшению состояния обеспечения территорий компактного проживания коренных народов транспортными услугами (строительство и реконструкция дорог, автобусные маршруты и т.д.). 4.4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия края (Гоманюк С.Н.): 4.4.1. Предложения по планируемым на 2012 - 2014 годы мероприятиям по развитию оленеводства (численность поголовья, заготовка и переработка мяса оленины, государственная поддержка оленеводческих хозяйств и т.д.). 4.4.2. Предложения по развитию сельскохозяйственного производства на территориях компактного проживания коренных народов. 4.4.3. Предложения по совершенствованию краевой нормативной правовой базы, направленной на стимулирование участия лиц, относящихся к коренным народам, в развитии оленеводства и сельскохозяйственном производстве на территориях их компактного проживания. 4.5. Управлению лесами Правительства края (Болтрушко В.М.): 4.5.1. Состояние и предложения по улучшению обеспечения лиц, относящихся к коренным народам, участками леса для заготовки топливных дров. 4.5.2. Состояние и предложения по расширению участия лиц, относящихся к коренным народам, в охране и защите лесного фонда, воспроизводстве лесов на территории их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. 4.6. Управлению государственной службы занятости населения Правительства края (Воробьева Т.А.): 4.6.1. Анализ состояния и динамика (2005 - 2009 годы) численности безработных лиц, относящихся к коренным народам (в разрезе районов). 4.6.2. Реализованные в 2005 - 2009 годах и планируемые на 2012 - 2014 годы мероприятия, включая принятие нормативных правовых актов, по увеличению занятости и сокращению числа безработных среди лиц, относящихся к коренным народам. 4.6.3. Информация о потребности в рабочей силе (по категориям) на территориях компактного проживания коренных народов. 4.6.4. Анализ объема бюджетных и других средств, направленных в 2005 - 2009 годах и планируемых на 2012 - 2014 годы на реализацию мер по сокращению числа безработных среди лиц, относящихся к коренным народам. 4.6.5. Предложения по организации в Хабаровском крае системы обучения безработных лиц из числа коренных народов традиционным ремеслам и промыслам. 4.7. Министерству молодежной политики, спорта и туризма края (Лопатин С.И.): 4.7.1. Состояние и планируемые на 2012 - 2014 годы мероприятия по активизации работы с молодежью коренных народов с учетом их традиционного образа жизни и национального менталитета. 4.7.2. Состояние и планируемые на 2012 - 2014 годы мероприятия по развитию национальных видов спорта коренных народов, укреплению материально-технической базы. 4.7.3. Предложения на 2012 - 2014 годы по развитию этнологического и экологического туризма на территориях проживания коренных народов с использованием их национального наследия. 4.7.4. Предложения по организации ипотечного кредитования и других форм содействия в строительстве жилья для молодежи коренных народов на территориях их компактного проживания. 4.7.5. Предлагаемые меры, в том числе нормативного правового характера, для улучшения в Хабаровском крае работы по воспитанию молодежи коренных народов на основе традиций предков. 4.8. Министерству образования и науки края (Базилевский А.А.): 4.8.1. Состояние обеспеченности территорий компактного проживания коренных народов детскими дошкольными учреждениями (в разрезе районов и территорий компактного проживания коренных народов) и планируемые на 2012 - 2014 годы меры по укреплению и расширению материально-технической базы дошкольных учреждений (строительство, капитальный ремонт, объекты, система финансирования). 4.8.2. Планируемые на 2012 - 2014 годы меры поддержки по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ на территориях компактного проживания коренных народов (строительство новых и капитальный ремонт существующих школ, оснащение их современными средствами обучения и т.д.). 4.8.3. Перспективы открытия малокомплектных пришкольных интернатов на территориях компактного проживания коренных народов. 4.8.4. Состояние и перспективы обеспечения детских садов и школ, расположенных на территориях компактного проживания коренных народов, педагогическими кадрами, в том числе из числа коренных народов (в разрезе районов и территорий компактного проживания). 4.8.5. Анализ состояния и перспективы обучения детей коренных народов родным языкам: - динамика численности (2007 - 2009 годы) учащихся, относящихся к коренным народам, изучающих родной язык (предметно, факультативно), от общего числа обучающихся (в разрезе районов и школ); - предложения по систематизации изучения коренными народами родных языков (изучение, ознакомление, объем, классность и т.д.) и обеспечение в 2012 - 2014 годах учебниками и учебно-методическими пособиями; - обеспеченность и предложения по организации подготовки педагогических кадров для преподавания родных языков коренных народов; - перечень общеобразовательных школ (по районам и территориям компактного проживания коренных народов), в которых ведется преподавание (изучение, ознакомление) родных языков коренных народов, в том числе в разрезе этносов. 4.8.6. Динамика численности детей и молодежи коренных народов, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (2005 - 2009 годы). Предложения по улучшению подготовки специалистов с профессиональным образованием из числа лиц, относящихся к коренным народам (организация целевой подготовки, квотирование мест обучения, оказание материальной поддержки и т.д.). 4.8.7. Предложения по материально-техническому обеспечению учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов из числа коренных народов на 2012 - 2014 годы (объекты, стоимость и т.д.). 4.8.8. Состояние и перспективы обучения детей лиц, относящихся к коренным народам, ведущих кочевой образ жизни. 4.8.9. Перспективы развития базовых школ и учебно-методических центров по изучению родных языков коренных народов. 4.8.10. Предложения о мерах, направленных на закрепление молодых специалистов, в том числе из числа лиц, относящихся к коренным народам, работающих в общеобразовательных учреждениях на территориях компактного проживания коренных народов. 4.8.11. Предложения по расширению организации обучения в школах, расположенных на территориях компактного проживания коренных народов, культуры, традиций и основ ведения традиционных ремесел и промыслов коренных народов. 4.9. Министерству культуры края (Федосов А.В.): 4.9.1. Анализ состояния проводимой в Хабаровском крае работы учреждениями культуры по сохранению и пропаганде культурного наследия коренных народов и предлагаемые меры на ее совершенствование в 2012 - 2014 годах, в том числе: - по развитию и укреплению национально-культурных центров на территориях компактного проживания коренных народов; - по поддержке писателей, поэтов, художников из числа коренных народов, мастеров декоративно-прикладного искусства и фольклорного творчества; - по поддержке деятельности музеев в области этнографии, сохранению и популяризации культурного наследия коренных народов; - по поддержке фольклорных, обрядовых мероприятий коренных народов; - по выявлению и созданию условий для поддержки талантливой молодежи из числа лиц, относящихся к коренным народам; - по подготовке национальных кадров для учреждений культуры в местах проживания коренных народов. 4.9.2. Состояние сети учреждений культуры на территориях компактного проживания коренных народов и планируемые на 2012 - 2014 годы меры по их материально-техническому укреплению (строительство, капитальный ремонт, стоимость). 4.10. Министерству здравоохранения края (Витько А.В.): 4.10.1. Анализ (динамика) состояния здоровья лиц, относящихся к коренным народам (2006 - 2009 годы), в сравнении с общекраевыми показателями (дети, взрослые, виды заболеваний и т.д.). 4.10.2. Состояние обеспеченности территорий компактного проживания коренных народов стационарными учреждениями здравоохранения лечебного и лечебно-оздоровительного профиля и планируемые меры на 2012 - 2014 годы по их развитию и укреплению (объекты строительства, капитального ремонта, стоимость). 4.10.3. Динамика обеспеченности (2005 - 2009 годы) учреждений здравоохранения на территориях компактного проживания коренных народов медицинскими работниками, в том числе из числа лиц, относящихся к коренным народам, в сравнении со среднекраевыми показателями (по районам) и планируемые на 2012 - 2014 годы меры по улучшению обеспечения медицинских учреждений кадрами медицинских работников. Предложение по расширению подготовки кадров медицинских работников из числа лиц, относящихся к коренным народам. 4.10.4. Предложения по расширению проведения профилактических мероприятий по раннему выявлению и лечению заболеваний лиц, относящихся к коренным народам. Планируемые меры по развитию мобильных форм медицинской помощи и повышению доступности экстренной помощи в северных и отдаленных населенных пунктах. 4.10.5. Планируемые на 2012 - 2014 годы меры, направленные на снижение материнской, младенческой и детской смертности среди лиц, относящихся к коренным народам. 4.10.6. Динамика (2005 - 2009 годы) продолжительности жизни лиц, относящихся к коренным народам, в сравнении со среднекраевыми показателями. 4.10.7. Состояние и перспективы льготного обеспечения лекарственными средствами лиц, относящихся к коренным народам (общие затраты). 4.10.8. Предложения на 2012 - 2014 годы по приобретению медицинских аптечек первой доврачебной помощи для лиц, относящихся к коренным народам, проживающих в отдаленных районах, в местах кочевий, охотничьего промысла и т.д. (количество, стоимость). 4.10.9. Предложения о необходимости принятия федеральных и краевых нормативных актов, содействующих решению проблем укрепления здоровья лиц, относящихся к коренным народам, с учетом их традиционного образа жизни и деятельности. 4.11. Министерству социальной защиты населения края (Цилюрик Н.И.): 4.11.1. Анализ осуществленных в Хабаровском крае мер (2005 - 2009 годы) по социальной защите лиц, относящихся к коренным народам, с учетом специфики их образа жизни и деятельности. 4.11.2. Состояние социального (пенсионного) обеспечения лиц, относящихся к коренным народам (численность пенсионеров, средний размер пенсий). 4.11.3. Перечень и анализ эффективности и целесообразности существующих социальных льгот и мер социальной поддержки лиц, относящихся к коренным народам, предложения о необходимости принятия в 2012 - 2014 годах дополнительных мер по улучшению их социальной защиты. 4.12. Министерству жилищно-коммунального хозяйства края (Литвинчук А.А.) состояние и предполагаемые на 2012 - 2014 годы меры по улучшению обеспечения населенных пунктов - территорий компактного проживания коренных народов - питьевой водой (объекты, объемы, стоимость, источники финансирования). 4.13. Главному управлению информации и общественных связей Губернатора и Правительства края (Зимина Н.Б.) состояние и перспективы на 2012 - 2014 годы популяризации наследия, образа жизни коренных народов в средствах массовой информации в Хабаровском крае и муниципальных районах. 4.14. Комитету по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства края (Севрюков А.А.) планируемые на 2012 - 2014 годы меры поддержки на развитие системы телерадиовещания на территории компактного проживания коренных народов (населенные пункты, объекты, объемы финансирования). 4.15. Организационно-территориальному управлению Губернатора и Правительства края (Платошкин В.Г.) численность представителей коренных народов, работающих в органах местного самоуправления, в том числе главами сельских поселений. 5. Рекомендовать главам муниципальных районов, в состав которых входят территории компактного проживания коренных народов, подготовить и направить в министерство природных ресурсов края планируемые на 2012 - 2014 годы меры по укреплению социальной инфраструктуры населенных пунктов, отнесенных Законом Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 202 "О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае" к территориям компактного проживания коренных народов, а также предложения о строительстве и капитальном ремонте объектов социальной сферы в этих населенных пунктах за счет всех источников финансирования. 6. Министерству природных ресурсов края разработать и внести в III квартале 2011 г. Программу на утверждение в Правительство края. 7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра природных ресурсов края Шихалева В.М. Губернатор, Председатель Правительства края В.И.Шпорт УТВЕРЖДЕНА Распоряжением Правительства Хабаровского края от 01 марта 2011 г. N 95-рп Концепция краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" 1. Введение Концепция краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", с Уставом Хабаровского края. Основой для разработки Концепции являются федеральные законы от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р, от 04 февраля 2009 г. N 132-р, от 08 мая 2009 г. N 631-р. Концепция содержит анализ положения коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (далее - коренные народы), принимаемых мерах государственной поддержки, определяет долгосрочные ориентиры, основные направления экономического и социального развития коренных народов. 2. Содержание проблемы устойчивого развития коренных народов Хабаровский край в силу своего исторического развития относится к числу наиболее многонациональных территорий Российской Федерации. Согласно переписи 2002 года на территории края проживают представители 128 народов и этнических групп из 176 зарегистрированных в Российской Федерации. Особое место среди них занимают коренные народы, которые представлены 32 этносами численностью около 24 тыс. человек, что составляет более 1,6 процента населения края. Для 8 этносов: нанайцев, ульчей, эвенков, нивхов, эвенов, удэгейцев, негидальцев и орочей, составляющих 97 процентов общей численности коренных народов, Хабаровский край является исторической родиной. Наиболее многочисленны нанайцы, эвенки и ульчи. Подавляющая часть коренных народов проживает на севере края и вдоль реки Амура в Аяно-Майском, Охотском, Тугуро-Чумиканском, Амурском, Комсомольском, Нанайском, Николаевском и Ульчском муниципальных районах. За последние 20 лет численность проживающих в крае коренных народов имеет некоторую тенденцию к росту. Доля коренных народов, проживающих в городской местности, за это время сократилась с 15 до 12 процентов. Произошедшие в 90-х годах XX века преобразования привели к значительному изменению экономических и социальных условий жизнедеятельности коренных народов, что потребовало выработки новой политики государственного содействия в реализации основных проблем коренных народов. В сложившихся условиях в крае был принят ряд нормативных правовых актов и практических мер. Для осуществления традиционного хозяйствования и сохранения традиционного образа жизни коренными народами была образована территория традиционного природопользования общей площадью 30,7 млн. гектаров, что составляет около 40 процентов всей территории края. Для ведения национальных промыслов коренным народам было передано в пользование более 130 рыбопромысловых участков, свыше 19 млн. гектаров охотничьих угодий, составляющих четвертую часть всех охотничьих угодий края. Сформирована система выделения лимитов на вылов водных биологических ресурсов. Значительное содействие в решении социально-экономических проблем коренных народов оказывает осуществляемая в крае политика развития северных и отдаленных районов - основных территорий проживания коренных народов. Общие ежегодные затраты краевого бюджета на организацию централизованного завоза различных грузов в северные районы в рамках подготовки к зимнему периоду, включая продовольствие и энергоресурсы, составляют около 1 млрд. рублей. Ассигнования из краевого бюджета на содержание и развитие социальной структуры большинства районов проживания коренных народов составляют более 50 процентов объемов их бюджета. Значительные инвестиции, вкладываемые в развитие горнодобывающего и лесного комплексов, рыбного хозяйства, позволили создать условия для увеличения занятости коренных народов и наполняемости муниципальных бюджетов основных районов их проживания. За счет средств федерального и краевого бюджетов решаются вопросы укрепления и развития общин, подготовки национальных кадров, сохранения национальной культуры, строительства объектов инфраструктуры. Особое внимание уделяется созданию условий для духовного и социально-культурного развития коренных народов. В крае создана и постоянно поддерживается из краевого бюджета сеть учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку национальных кадров в области образования, здравоохранения, культуры, управления, где постоянно обучается более 400 человек молодежи из числа коренных народов. В целях сохранения этнических культур для коренных народов ведется преподавание родных языков, постоянно обновляется учебно-методическая база. В национальных районах действует 20 национальных ансамблей, 26 национально-культурных и историческо-краеведческих центров, ежегодно издаются произведения национальных писателей и поэтов, регулярно проводятся районные и краевые мероприятия по сохранению национальных традиций и обрядов коренных народов. Принятие законов Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. N 351 "Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Хабаровском крае", от 30 июня 2004 г. N 202 "О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае" позволило активизировать участие коренных народов в общественно-политической жизни края. Возросло число общин коренных народов, объединяющих значительную часть работоспособного населения этносов, повысилась роль краевой и районных ассоциаций, уполномоченных представителей коренных народов в выработке и реализации программных документов и нормативных актов, способствующих решению проблем коренных народов. Усилению внимания к решению проблем коренных народов способствовало создание в крае системы комплексного подхода к решению проблем аборигенов. С 2001 года в бюджете края предусматриваются расходы на развитие коренных народов целевым назначением. За период с 2002 по 2010 год Правительством края утверждено три комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию коренных народов. Вместе с тем реализованный в последние годы комплекс практических мер не обеспечил необходимую адаптацию коренных народов к изменившимся социально-экономическим условиям. В результате активного промышленного освоения, в том числе и на территориях традиционного природопользования коренных народов, во многих районах - территориях их компактного проживания - нарушается экологический баланс, значительно сократились природоресурсные возможности, что повлекло за собой снижение эффективности традиционных отраслей хозяйствования коренных народов. При недостаточной государственной поддержке постепенно приходит в упадок оленеводство - основной источник существования коренных народов, проживающих на севере края. По сравнению с 1991 годом численность оленей в крае сократилась с 42 до 8 тыс. голов. Значительные расходы, связанные с доставкой мяса оленины в центральные районы края, сделали ее по стоимости неконкурентоспособной с другими видами мясной продукции. Не произошло существенных положительных изменений и в системе рыболовства, являющегося не только основным видом традиционной деятельности и средством существования для 80 процентов коренных народов, но и основным традиционным продуктом питания, обеспечивающим необходимый белковый баланс организма. Внесенные в последние годы изменения в федеральные законы о рыболовстве лишили часть общин, не имеющих рыбопромысловых участков, квот на вылов водных биологических ресурсов, а введение заявительного принципа на выделение рыбы для личных нужд привело к лишению таких прав лиц, относящихся к коренным народам, которым отказано в их получении из-за нарушений порядка подачи заявок. Несмотря на принятые в последние годы меры по оснащению за счет федерального и краевого бюджетов общин коренных народов различным оборудованием, в том числе орудиями лова, морозильными мощностями, объем переработки добытых коренными народами водных биологических ресурсов остается крайне низким, в лучшем случае это простая заморозка, что ведет в целом к снижению экономической эффективности традиционного промысла. Активное расширение лесозаготовок, строительство транспортных магистралей, деятельность предприятий горнодобывающей промышленности постепенно сокращают ресурсную базу охотничьего промысла. С 1985 года численность копытных животных - основного источника мяса для коренных народов - сократилась в 1,5 раза. Крайне медленно идет процесс освоения коренными народами нетрадиционных отраслей хозяйствования. В настоящее время на промышленных предприятиях, действующих на территориях их компактного проживания, занято менее 200 представителей коренных народов или около одного процента от числа трудоспособного населения, в то время как численность иностранной рабочей силы, в основном из Китайской Народной Республики и ближнего зарубежья, в этих отраслях в 2010 году составила более 3 тыс. человек. В условиях малых объемов производства, отсутствия комплексной переработки продукции промыслов, недостаточности подготовленных кадров эффективность работы общин коренных народов остается крайне низкой и они не в состоянии реально влиять на решение насущных социальных проблем. В сложившихся условиях занятость трудоспособной части коренных народов в последние годы практически не растет и остается на уровне 40 - 45 процентов, причем менее 40 процентов из числа работающих занято в сфере производства. Крайне острой остается проблема трудоустройства молодежи, большая часть из которой не имеет постоянной работы. Низкий уровень доходов коренных народов, высокая дотационность районов их проживания значительно обострили проблему жилищного обустройства аборигенов. В то же время в национальных селах, за исключением районных центров, в последние годы строительство нового жилья практически не ведется. Жилищный вопрос является главной проблемой закрепления молодых специалистов, работающих в национальных селах. Остро стоят вопросы охраны здоровья коренных народов. В последнее время наблюдается динамика роста заболеваемости сердечно-сосудистой системы, туберкулезом, злокачественными новообразованиями, органов пищеварения. Основными причинами является несбалансированность питания, загрязнение окружающей среды, низкий уровень профилактической работы по раннему выявлению заболеваний, недостаточная обеспеченность лекарственными средствами, неукомплектованность кадрами медицинских учреждений, рост числа представителей коренных народов, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Несмотря на принимаемые в крае значимые меры по укреплению материально-технической базы учебных заведений, сложившаяся система образования на территориях компактного проживания коренных народов испытывает значительные трудности по сохранению исторического наследия, традиций и родных языков. Менее одной трети детей коренных народов изучает родной язык. Учебные заведения края не ведут подготовку специалистов по национальной культуре, декоративно-прикладному, фольклорному искусству коренных народов. В связи с низким уровнем общей образовательной подготовки сокращается число молодежи коренных народов, поступающих на технические, экономические и юридические специальности, крайне необходимые для развития хозяйственной деятельности коренных народов. Дальнейшее развитие коренных народов края невозможно без усиления государственной поддержки. Сложность и своеобразие проблемы требуют согласованного действия всех уровней власти, их активного сотрудничества с общественностью коренных народов. Разработка краевой целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) вызвана необходимостью принятия дополнительных мер по обеспечению комплексного решения вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных народов. 3. Цели, задачи и основные направления Программы. Целевые показатели (индикаторы) оценки хода ее реализации Целью настоящей Программы является создание дополнительных условий для социально-экономического и культурного развития коренных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов на основе принципов самообеспечения. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: 3.1. Сохранение исконной среды обитания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов за счет: - усиления работы по взаимодействию с федеральными законодательными и исполнительными органами власти в целях принятия нормативных правовых актов по установлению правового режима территорий традиционного природопользования коренных народов, сохранению традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов; - разработки и принятия закона Хабаровского края, определяющего в соответствии с полномочиями Хабаровского края комплекс правовых, организационных и экономических мер по реализации прав коренных народов, проживающих в крае; - расширения участия представителей коренных народов в решении вопросов строительства и реконструкции действующих производственных объектов на территориях их традиционного природопользования; - разработки и реализации методики оценки природных ресурсов и их состояния, экологической ситуации на территориях традиционного проживания и традиционной деятельности коренных народов; - расширения участия коренных народов в охране объектов животного и растительного мира, обитающих на территории их традиционного проживания и традиционной деятельности. 3.2. Развитие хозяйственной деятельности и обеспечение занятости коренных народов за счет: - усиления мер по решению на федеральном и краевом уровнях вопросов обеспечения приоритетного права коренных народов в наделении их природными ресурсами, необходимыми для обеспечения традиционной деятельности; - создания системы финансовой поддержки общин коренных народов; - укрепления материально-технической базы общин коренных народов; - создания в крае системы рынков сбыта производимой коренными народами продукции, включая реализацию продукции традиционных художественных ремесел; - создания межобщинных и общерайонных систем закупок продукции традиционных промыслов и ремесел коренных народов, ее переработки и реализации; - разработки и реализации специальной программы восстановления в крае оленеводства, включая вопросы государственной финансовой поддержки; - развития этнотуризма и экологического туризма с участием коренных народов на территориях их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; - создания в национальных районах системы финансовой, агротехнической, закупочно-сбытовой государственной поддержки для расширения земледелия и животноводства на территориях компактного проживания коренных народов; - расширения возможности в заготовке представителями коренных народов и их общинами древесины и ее переработки для строительства и других целей. 3.3. Расширение и укрепление социальной инфраструктуры населенных пунктов - территорий компактного проживания коренных народов - за счет: - разработки и реализации комплексных мер по социальному обустройству территорий компактного проживания коренных народов с участием хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность на территориях их традиционного природопользования; - определения и реализации мер по строительству доступного жилья и капитальному ремонту существующего, особенно для молодых специалистов, с использованием ипотеки и других форм государственной поддержки; - расширения ассортимента, обеспечения своевременности и увеличения объемов завоза промышленных и продовольственных товаров в северные районы края; - улучшения обеспечения коренных народов транспортными услугами, включая вопросы асфальтового покрытия подъездов и центральных улиц национальных поселков, обеспечения автобусного сообщения с районными центрами; - газификации национальных сел Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов; - разработки и реализации специальной программы улучшения обеспечения национальных сел средствами связи, включая мобильную связь, цифровое телевидение, Интернет; - упрощения и улучшения обеспечения коренных народов топливными дровами за счет централизации их заготовки и снижения стоимости. 3.4. Обеспечение социальной защиты и укрепление здоровья коренных народов за счет: - разработки и реализации комплекса мер по улучшению сбалансированности питания коренных народов; - улучшения обеспечения коренных народов качественной питьевой водой за счет централизованного водоснабжения, строительства и ремонта глубоководных колодцев и других мер; - укрепления материально-технической базы медицинских учреждений в национальных селах, оснащения их современным диагностическим оборудованием, квалифицированными кадрами; - расширения мероприятий по раннему выявлению заболеваемости коренных народов, создания при районных больницах сети консультационных пунктов, мобильных групп диагностической и экстренной педиатрической помощи; - усиления внимания к вопросам сокращения уровня материнской, младенческой и детской смертности; - реализации мер по улучшению экологической ситуации на территориях компактного проживания коренных народов особенно в районах активной работы предприятий горнорудной и лесной промышленности, строительства и эксплуатации нефтегазовых магистралей; - разработки и реализации профилактических и предупредительных мер по снижению алкогольной и наркотической зависимости коренных народов особенно молодежи; - значительного расширения участия представителей коренных народов в занятиях физической культурой и спортом для развития национальных видов спорта; - создания в крае системы мониторинга показателей здоровья лиц, относящихся к коренным народам. 3.5. Повышение образовательного и профессионального уровня коренных народов за счет: - осуществления мер по полному обеспечению детей коренных народов детскими дошкольными и общеобразовательными учреждениями на территориях их компактного проживания с учетом кочевого образа жизни оленеводов; - определения и реализации мер финансовой поддержки малокомплектных школ и детских дошкольных учреждений как основных центров развития национальной культуры в национальных селах; - разработки и реализации комплексной целевой программы подготовки и закрепления национальных кадров для социальной сферы, системы хозяйствования и управления; - расширения системы подготовительных отделений для подготовки детей коренных народов к поступлению в высшие учебные заведения; - обеспечения национальных школ современным оборудованием и техническими средствами для повышения качества обучения; - создания системы целевых мест для поступающей молодежи коренных народов в высшие и средние профессиональные учебные заведения. 3.6. Сохранение национальной культуры, традиций и родных языков коренных народов за счет: - развития национально-культурных центров на территориях компактного проживания коренных народов, оказания методической помощи в оформлении разделов по национальной тематике в художественных и краеведческих музеях, поддержки фольклорных и других творческих коллективов коренных народов; - организации и проведения семинаров-практикумов, курсов повышения квалификации для мастеров декоративно-прикладного искусства, творческих работников коренных народов; - проведения выставок, фестивалей, конкурсов творчества коренных народов, проживающих в крае; - оказания содействия коренным народам в изучении их исторического наследия, сохранении памятников и других объектов культуры; - осуществления мер поддержки и поощрения талантливой творческой молодежи из числа коренных народов, создания условий для их творческого роста и развития; - определения и реализации мер по расширению уровня изучения коренными народами родных языков, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйствования, включая вопросы издания учебно-методической литературы, пособий и др. 3.7. Повышение общественной активности и самоорганизации коренных народов за счет: - активизации участия краевых и районных общественных организаций коренных народов в разработке и реализации мер, затрагивающих их коренные интересы; - создания краевого совета руководителей общин коренных народов для выработки мер и предложений по развитию хозяйственной деятельности коренных народов, защите своих интересов; - обеспечения системного обучения руководителей общин коренных народов, районных общественных объединений коренных народов практике управления, законотворчества, финансово-экономической деятельности; - расширения практики проведения в районах проживания коренных народов встреч представителей коренных народов с руководителями краевых и муниципальных органов управления по актуальным вопросам развития коренных народов. 3.8. Целевые показатели (индикаторы) оценки хода реализации Программы (на вариантной основе) При оценке эффективности реализации Программы предполагается использовать целевые индикаторы и показатели в двух вариантах. Первый вариант: - увеличение занятости представителей коренных народов; - прирост численности поголовья оленей; - ежегодное обучение не менее 500 представителей коренных народов востребованным профессиям; - увеличение количества детей коренных народов, изучающих родной язык, к общему числу обучающихся; - увеличение численности представителей коренных народов, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях; - ежегодная подготовка не менее 20 мастеров традиционных художественных промыслов и ремесел; - увеличение численности представителей коренных народов, охваченных профилактическими осмотрами; - количество газифицированных населенных пунктов - территорий компактного проживания коренных народов; - число автоматических телефонных станций, переведенных на цифровое оборудование, на территориях компактного проживания коренных народов. Второй вариант: - количество общин и иных объединений коренных народов, получивших государственную поддержку; - увеличение объема переработки общинами водных биологических ресурсов; - процент освоения общинами водных биологических ресурсов; - увеличение числа представителей коренных народов, занятых в нетрадиционных отраслях хозяйствования; - снижение заболеваемости коренных народов, снижение детской и младенческой смертности; - увеличение числа молодежи коренных народов, получивших среднее специальное и высшее образование; - увеличение численности детей, охваченных летним оздоровительным отдыхом; - увеличение количества детей из числа коренных народов, обеспеченных детскими дошкольными учреждениями; - количество творческих объединений коренных народов. 4. Обоснование соответствия целей и задач Программы целям и задачам социально-экономического развития края Цели и задачи Программы в полной мере соответствуют целям и задачам социально-экономического развития края, поскольку: 1) в Уставе Хабаровского края (статья 19) определено, что органы государственной власти и местного самоуправления края содействуют всем проживающим на территории Хабаровского края национальным меньшинствам и этническим общностям в реализации прав на сохранение и развитие национальной самобытной культуры, традиций и обычаев, создание условий для сохранения и использования в общении родного языка и его изучение; 2) в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия), указано, что: - главной целью Стратегии является обеспечение высокого жизненного уровня и качества жизни населения региона за счет сокращения уровня бедности, роста реальных доходов населения, обеспечения государственных гарантий и заботы социально уязвимых слоев населения; - Стратегия предусматривает меры по разработке системы программных документов, конкретизирующих и регулирующих оперативные цели и тактические задачи Правительства края. Особенностью настоящей Программы является то, что меры по содействию в создании условий для достижения коренными народами уровня жизни, соответствующего среднекраевым показателям, определены с учетом национальной специфики жизнедеятельности коренных народов, что не может быть отражено в основных документах, определяющих социально-экономическое развитие края. Таким образом, настоящая Программа является качественным дополнением к имеющимся программам и направлениям развития экономики и социальной сферы Хабаровского края, повышения качества жизни его жителей. 5. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом, включая прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Сложившаяся в настоящее время в крае практика решения проблем коренных народов за счет разработки мер по отдельным вопросам без учета их комплексности не дает ощутимых результатов, является зачастую низкоэффективным использованием бюджетных средств. Несмотря на значительные организационные усилия и финансовые затраты, длительное время сохраняются основные проблемы, определяющие состояние жизнедеятельности коренных народов. Это - сохранение природно-ресурсного потенциала территорий традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов и создание системы регулирования их использования, развитие хозяйственной деятельности и повышение уровня занятости коренных народов, сохранение их культуры и самобытности, социального обустройства территорий компактного проживания коренных народов и ряд других проблем коренных народов. Главная причина здесь в том, что проблемы развития коренных народов, как и любой национальности, необходимо и возможно решать только комплексно с учетом всех факторов и участием всех органов управления края. Привлечь внимание к решению проблем коренных народов, которые в силу их малочисленности не всегда учитываются при решении основных задач социально-экономического развития края, можно только за счет принятия Правительством края Программы с использованием программно-целевого метода, разработка и реализация которого позволит: - учесть многофакторность и взаимосвязь проблем, осуществить комплексность и последовательность метода, обеспечивающего полную реализацию мероприятий органами, исполнителями по ресурсам, разработке отраслевых и муниципальных программ; - обосновать приоритетность и обязательность осуществления специальных мероприятий по развитию коренных народов, а также привлечь необходимый объем финансовых средств для реализации мероприятий с участием различных источников; - осуществить комплексную реализацию метода и на этой основе концептуально и рационально использовать бюджетные и привлеченные средства; - обеспечить организацию процесса координации, управления, мониторинга и контроля. Программно-целевой метод также позволит активизировать в крае работу по выполнению Федерального закона от 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части возмещения убытков, нанесенных коренным народам в связи с промышленным освоением территорий их традиционного природопользования за счет хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность на этих территориях. Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем: - изменение федерального и краевого законодательства в области обеспечения прав коренных народов; - снижение в силу кризисных явлений в экономике объемов финансирования из федерального и краевого бюджетов на социально-экономическое развитие коренных народов; - невыполнение муниципальными образованиями и хозяйствующими субъектами принятых на себя финансовых обязательств в развитии и укреплении инфраструктуры территорий компактного проживания коренных народов в силу экономических и других причин. Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий, что скажется на показателях реализации Программы. Способами ограничения рисков будут являться: - постоянный мониторинг изменения состояния нормативного правового регулирования соблюдения прав коренных народов; - привлечение новых участников реализации Программы и, прежде всего, хозяйствующих субъектов, осуществляющих производственную деятельность на территориях, отнесенных к территориям традиционного проживания и традиционной деятельности коренных народов; - ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого уровня. Решение проблем коренных народов возможно и без использования программно-целевого метода путем реализации планов мероприятий (план основных мероприятий деятельности Правительства Хабаровского края на период до 2015 года, ежегодные утверждаемые основные направления развития Правительства Хабаровского края). Но, учитывая масштабность, решение проблем коренных народов без реализации программно-целевого регулирования представляется недостаточным. 6. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблем В качестве возможных подходов к решению проблем рассматривались инерционный и инновационный подходы. В основе инерционного подхода лежит текущая государственная поддержка в виде утвержденных мероприятий из краевого и федерального бюджетов, в рамках которых отсутствует инновационная активность. Решение проблем коренных народов осуществляется объединением всего комплекса мероприятий с сохранением структуры и объемов финансирования. Рисками данного варианта может явиться недостаточное финансирование мероприятий из краевого и федерального бюджетов. В результате чего социально-экономическое развитие коренных народов будет обеспечено не в полной мере. Это может привести к ухудшению положения данных групп населения. Инновационный вариант рассчитан на комплексность в решении проблем, создание благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышение инвестиционной привлекательности субъектов малого предпринимательства и общин, расширение их способности к работе в условиях жесткой конкуренции, привлечение дополнительных финансовых средств из государственных и негосударственных источников. Данный вариант предусматривает новые дополнительные целевые меры государственной поддержки, в том числе пилотные проекты. Основной риск реализации этого варианта связан с малой вероятностью привлечения необходимых объемов инвестиций и бюджетных средств. 7. Объемы и источники финансирования Программы Финансирование мероприятий Программы планируется осуществить за счет средств федерального, краевого, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2012 - 2014 годы из всех источников финансирования составит 1,4 млрд. рублей. Окончательная стоимость по объектам Программы будет определена в ходе ее разработки, реализации государственных заказов. Конкретные исполнители, объем финансирования по годам и исполнителям, источникам финансирования будут определены в Программе. Указанные данные будут ежегодно уточняться при формировании федерального, краевого и муниципальных бюджетов, а также согласовываться с хозяйствующими субъектами. 8. Ориентировочные сроки и этапы выполнения Программы Программу предполагается реализовать в один этап в течение 2012 - 2014 годов. Конкретные сроки выполнения отдельных мероприятий будут определены при разработке Программы. 9. Основные направления финансирования Программы Решение задачи повышения уровня экономического и социального развития коренных народов предполагается обеспечить путем формирования и реализации системы программных мероприятий. Программа будет состоять из следующих разделов: 1. Правовое и организационное обеспечение социального и экономического развития коренных народов. 2. Развитие хозяйственной деятельности и обеспечение занятости коренных народов. 3. Повышение образовательного и профессионального уровня коренных народов. 4. Сохранение среды обитания, национальной культуры, традиций и родных языков коренных народов. 5. Социальная защита и укрепление здоровья коренных народов. 6. Укрепление социальной инфраструктуры территорий компактного проживания коренных народов. 7. Повышение общественной активности и самоорганизации коренных народов. По каждому разделу будет определено финансирование каждого мероприятия с указанием объемов, источников и сроков финансирования. 10. Обоснование расходов на мероприятия Программы Общая сумма предполагаемых расходов на реализацию мероприятий Программы основана на следующих финансовых показателях: 10.1. Сложившиеся с учетом предполагаемой инфляции объемы средств федерального и краевого бюджетов, выделяемые целевым назначением на решение вопросов социального и экономического развития коренных народов. 10.2. Планируемые к реализации мероприятия на 2012 - 2013 годы по федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" на территориях, отнесенных к территориям компактного проживания коренных народов. 10.3. Планируемые министерствами края, иными органами исполнительной власти края мероприятия по укреплению социальной инфраструктуры территорий компактного проживания коренных народов. 10.4. Определенные нормативными правовыми актами меры социальной поддержки коренных народов за счет средств краевого и федерального бюджетов. 10.5. Средства муниципальных бюджетов, направляемые на решение социальных проблем территорий компактного проживания коренных народов. 10.6. Добровольное участие хозяйствующих субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях традиционного природопользования коренных народов, по возмещению коренным народам убытков, причиненных в связи с изъятием участков и объектов, расположенных на этих территориях, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". Приоритетность конкретных мероприятий с определением объемов и сроков их финансирования будет окончательно определена в ходе разработки Программы на основании предложений органов государственной исполнительной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и общин коренных народов. 11. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности выполнения Программы Выполнение мероприятий Программы позволит создать дополнительные экономические, правовые, организационные и другие условия для достижения коренными народами более высокого уровня экономического и социального развития. Основные результаты выполнения Программы: - увеличение занятости коренных народов; - восстановление оленеводства как основной традиционной отрасли хозяйствования коренных народов северных районов края; - активизация деятельности общин коренных народов; - развитие социальной и инженерной инфраструктуры территорий компактного проживания коренных народов; - повышение уровня и адресности мер государственной поддержки в основных областях жизнедеятельности коренных народов; - снижение уровня материнской, детской и младенческой смертности среди коренных народов; - расширение проведения мероприятий по раннему выявлению и диагностике заболеваний коренных народов с учетом их традиционного образа жизни; - увеличение числа представителей коренных народов, обучающихся в профессиональных учебных заведениях; - увеличение числа детей коренных народов, изучающих родной язык, национальную культуру, традиционные промыслы и ремесла; - сохранение и развитие этнической культуры, традиционных видов деятельности, традиционных ремесел и обычаев коренных народов; - повышение роли коренных народов в экономической и социальной жизни края; - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей положение коренных народов в современных социально-экономических условиях; - устойчивое развитие коренных народов. 12. Государственные заказчики, разработчики и исполнители Программы 12.1. Государственным заказчиком-координатором Программы является министерство природных ресурсов Хабаровского края. Государственные заказчики Программы: - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство здравоохранения края; - министерство культуры края. 12.2. Основные разработчики Программы: - министерство природных ресурсов края; - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство здравоохранения края; - министерство культуры края. 12.3. Основные исполнители Программы: - министерство природных ресурсов края; - министерство экономического развития и внешних связей края; - министерство промышленности и транспорта края; - министерство сельского хозяйства и продовольствия края; - министерство образования и науки края; - министерство здравоохранения края; - министерство культуры края; - министерство строительства края. Разработчиками и исполнителями отдельных мероприятий Программы являются и другие органы государственной власти края, а также органы местного самоуправления. Хозяйствующие субъекты могут быть исполнителями Программы по итогам конкурсов на размещение заказа по выполнению мероприятий. Разработчиками Программы являются юридические и физические лица, заключившие на конкурсной основе договоры с государственным заказчиком на разработку отдельных мероприятий Программы. 13. Механизм формирования Программы Государственный заказчик-координатор Программы - министерство природных ресурсов края координирует деятельность государственных заказчиков и разработчиков по формированию мероприятий Программы, реализации ее мероприятий. Государственные заказчики Программы в соответствии с определенным государственным заказчиком-координатором Программы, планом работы и структурой Программы: - осуществляют анализ возможности привлечения к разработке мероприятий конкретных разработчиков в соответствии со спецификой мероприятий; - формируют задание и осуществляют подбор исполнителей мероприятий Программы в соответствии с существующим законодательством; - осуществляют мониторинг эффективности реализации мероприятий и готовят предложения по перечню целевых показателей, позволяющих оценивать ход выполнения Программы; - ежегодно с учетом выделенных средств на реализацию Программы уточняют приоритетность и объемы финансирования конкретных мероприятий, определяют целевые показатели. Государственные разработчики Программы: - готовят предложения о сроках выполнения и системе финансирования мероприятий Программы; - разрабатывают мероприятия Программы и вносят их на рассмотрение государственному заказчику-координатору Программы. Государственный заказчик-координатор Программы в соответствии с предложениями государственных разработчиков Программы: - формирует проект Программы, осуществляет его согласование с Региональной общественной организацией "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края", администрациями муниципальных районов, заинтересованными органами государственной исполнительной власти края и в установленном порядке представляет проект Программы на утверждение в Правительство края; - ежегодно делает сводный анализ планируемых на текущий год объектов финансирования мероприятий Программы. При разработке Программы предполагается обеспечивать: - консолидацию средств для реализации приоритетных направлений развития коренных народов; - недопустимость дублирования мероприятий, включенных в Программу, с другими действующими краевыми программами; - эффективное целевое использование средств федерального, краевого и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников для достижения установленных целевых индикаторов; - соблюдение законодательства Российской Федерации и Хабаровского края в области соблюдения прав коренных народов. Обязательным условием формирования Программы является наличие муниципальных программ (мероприятий) по участию в решении проблем развития коренных народов, а также юридически оформленных документов хозяйствующих субъектов об участии в финансировании или выполнении определенных работ по отдельным мероприятиям Программы. Объекты и объемы финансирования за счет средств федерального бюджета будут ежегодно согласовываться государственным заказчиком Программы и другими органами исполнительной власти края в установленном федеральным законодательством порядке с соответствующими федеральными органами. 14. Формы, методы управления и контроля реализации Программы Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы, который в соответствии с законодательством Российской Федерации определят формы и методы реализации Программы, несет общую ответственность за подготовку и реализацию Программы. Практическую работу и текущее управление по реализации Программы осуществляют государственные заказчики Программы. Государственный заказчик-координатор Программы: - обеспечивает координацию работы с государственными органами власти и органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию Программы; - ежегодно согласовывает с министерством экономического развития и внешних связей края уточненные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год; - направляет ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в министерство экономического развития и внешних связей края и министерство финансов края информацию о полученных показателях и целевых индикаторах Программы, ходе выполнения и финансирования мероприятий Программы; - при необходимости вносит в Правительство края предложения об уточнении объемов финансирования или прекращении финансирования, о продлении сроков реализации Программы по отдельным мероприятиям Программы; - осуществляет ведение отчетности по реализации Программы; - организует внедрение информационных технологий в целях управления реализации Программы; - организует размещение информации о ходе и результатах реализации Программы в средствах массовой информации и сети Интернет; - осуществляет общий контроль за реализацией Программы, разработчиками и исполнителями Программы. Государственные заказчики Программы: - осуществляют размещение государственных заказов, отбор исполнителей, работ и услуг по каждому программному мероприятию в порядке, установленном законодательством; - заключают соглашения с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, предусматривающими софинансирование по отдельным объектам Программы; - осуществляют управление исполнителями Программы, обеспечивают контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы; - осуществляют ведение отчетности по реализации разделов Программы, подготавливают ежеквартально, а также по итогам года отчет о ходе реализации Программы и направляют государственному заказчику-координатору Программы; - ежегодно согласовывают с государственным заказчиком-координатором Программы уточненный перечень мероприятий и объемы финансирования из различных источников, а также целевые индикаторы и показатели эффективности Программы на предстоящий год; - несут ответственность за реализацию мероприятий Программы; - организуют проведение проверок реализации отдельных мероприятий и выполнения исполнителями установленных полномочий, направляют отчет о выполнении мероприятий государственному заказчику-координатору Программы, а также предложения о необходимости замены исполнителей, изменений объемов финансирования по отдельным мероприятиям или прекращении финансирования, включении в Программу новых мероприятий с обоснованием их необходимости и указанием источников финансирования. Государственные исполнители Программы: - разрабатывают в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы; - осуществляют реализацию отдельных мероприятий, не требующих привлечения других исполнителей; - обеспечивают контроль за расходованием средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий; - несут ответственность за долевое использование средств, предусмотренных на выполнение мероприятий; - готовят и представляют государственному заказчику отчеты о выполнении мероприятий по установленной форме и в установленные сроки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|