Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 19.12.2014 № 957-рп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 957-рп

 

 19 декабря 2014 г.   габаровск

 

О ходе выполнения основных направлений развития

промышленного производства в Хабаровском крае

на 2012 - 2015 годы, утвержденных распоряжением

Правительства Хабаровского края от 16 января 2012 г. N 2-рп

 

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 января 2012 г. N 2-рп "О состоянии и перспективах развития промышленного производства в Хабаровском крае до 2015 года" утверждены Основные направления развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2012 - 2015 годы и Основные прогнозные показатели развития промышленного производства в Хабаровском крае на 2012 - 2015 годы.

Промышленный комплекс, курируемый министерством промышленности и транспорта края, включает следующие виды экономической деятельности: производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, текстильное и швейное производство.

Доля промышленного комплекса в общем объеме отгруженной продукции по краю составляет 27,7 процента, а по обрабатывающим производствам - 50,2 процента.

Численность работающих на промышленных предприятиях края в 2014 году по оценке составит 39,3 тыс. человек, что на 5,0 процентов ниже уровня 2011 года, и составляет 56,3 процента от занятых в обрабатывающих производствах края.

Средний уровень заработной платы на промышленных предприятиях края по итогам 8 месяцев 2014 года составил 34 694 рубля в месяц, что на 40,0 процентов выше, чем в 2011 году.

Объем налоговых поступлений в краевой бюджет от предприятий промышленного комплекса, по оценке 2014 года, составит 3,1 млрд. рублей, или 115,1 процента к уровню 2011 года.

По предварительной оценке, объем отгруженных товаров в промышленном производстве края в 2014 году составит 61,0 млрд. рублей, или 107,0 процентов к уровню 2011 года в действующих ценах.

Величина государственного оборонного заказа в 2014 году возросла почти в 2 раза к уровню 2011 года, в том числе в авиастроении - в 2,23 раза, в судостроении - в 1,53 раза.

В 2012 - 2014 гг. на промышленных предприятиях края исполнялось 11 экспортных контрактов по договорам с открытым акционерным обществом "Рособоронэкспорт" на поставку продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на сумму свыше 1,2 млрд. долларов США.

Инвестиции в основной капитал промышленного комплекса края, по оценке 2014 года, составят 2,58 млрд. рублей, что соответствует 152,1 процента к уровню 2011 года.

В 2014 году достигнут рост индекса производства по виду экономической деятельности "производство транспортных средств и оборудования" - 132,7 процента к уровню 2011 года.

По видам деятельности "производство машин и оборудования", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "химическое производство", "текстильное и швейное производство" прогнозные значения не достигнуты.

В металлургическом комплексе края в 2013 - 2014 гг. снизило объем производства открытое акционерное общество "Амурметалл", которое с октября 2013 г. до настоящего времени находится в процедуре конкурсного производства. В химическом производстве открытое акционерное общество "Дальхимфарм" осуществило корректировки номенклатуры выпускаемой лекарственной продукции под условия рынка, также снизилось производство кислорода и азота в открытом акционерном обществе "Амурметалл". В производстве машин и оборудования негативно сказалось прекращение производства вентиляторов в открытом акционерном обществе "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" из-за их низкой рентабельности, а также снижение объемов изготовления кранового оборудования. По виду деятельности "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" критическое положение сложилось в открытом акционерном обществе "Амурский кабельный завод", что привело к введению процедуры конкурсного производства с апреля 2014 г. и прекращению производственной деятельности. Снижение объемов в текстильной и швейной промышленности обусловлено высокой конкуренцией среди товаров, произведенных в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

В 2014 году увеличен объем финансирования по федеральной целевой программе "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 гг.", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2012 г. N 187-4, для филиала открытого акционерного общества "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина", открытого акционерного общества "Хабаровский судостроительный завод", открытого акционерного общества "Хабаровский радиотехнический завод" до 1,78 млрд. рублей. Объем финансирования составил 341,3 процента к уровню 2011 года.

Объем финансовых вложений в модернизацию промышленного комплекса за счет собственных средств в 2014 году составил 2,7 млрд. рублей.

В промышленном комплексе края реализуются инвестиционные проекты по созданию новых производств.

В высокой степени проработки находится инвестиционный проект "Создание Хабаровского металлургического завода мощностью 200 тыс. тонн литой заготовки в год" общества с ограниченной ответственностью "Торэкс". Общая стоимость проекта составляет 3,36 млрд. рублей. Предусматривается создание около 320 высокопроизводительных рабочих мест.

В стадии разработки проектной документации находится проект "Строительство Дальневосточного стеклотарного завода" по производству 900 млн. бутылок в год общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская стекольная компания". Общая стоимость проекта составит 6,90 млрд. рублей.

В целях развития промышленного комплекса Хабаровского края:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную региональную программу "Развитие промышленного комплекса Хабаровского края на 2015 - 2017 годы".

2. Министерству промышленности и транспорта края (Ивашкин С.И.):

2.1. Обеспечить выполнение Комплексной региональной программы "Развитие промышленного комплекса Хабаровского края на 2015 - 2017 годы", утвержденной настоящим распоряжением.

Срок - 2015 - 2017 гг.

2.2. Проводить мониторинг выполнения плана основных мероприятий и значений целевых показателей (индикаторов), предусмотренных Комплексной региональной программой "Развитие промышленного комплекса Хабаровского края на 2015 - 2017 годы", утвержденной настоящим распоряжением.

Срок - 2015 - 2017 гг.

2.3. Продолжить работу по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти по вопросам:

- увеличения государственного заказа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса края;

- загрузки судостроительных предприятий края.

2.4. Продолжить оказание содействия предприятиям края, осуществляющим производство по видам экономической деятельности "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", в вопросах стабилизации их финансово-хозяйственной деятельности.

2.5. Совместно с комитетом по инвестициям и инновационному развитию Правительства края (Чайка Ю.А.):

2.5.1. Продолжить работу по привлечению инвесторов для организации и размещения промышленных производств на территориях опережающего социально-экономического развития края, индустриальных (промышленных) парков, портовой особой экономической зоны.

2.5.2. Проводить работу по подготовке и продвижению инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и техническое перевооружение производства, выпуск новой конкурентоспособной продукции на предприятиях края, курируемых министерством промышленности и транспорта края, по поиску инвесторов для реализации эффективных инвестиционных и инновационных проектов.

3. Признать утратившим силу с 01 января 2015 г. распоряжение Правительства Хабаровского края от 16 января 2012 г. N 2-рп"О состоянии и перспективах развития промышленного производства в Хабаровском крае до 2015 года".

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Брусникина Н.Ю.

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 19 декабря 2014 г. N 957-рп

 

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

"РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

 

1. Характеристика текущего состояния

и проблем развития промышленного производства

 

1.1. Структура промышленного производства

Комплексная региональная программа "Развитие промышленного комплекса Хабаровского края на 2015 - 2017 годы" (далее также - Программа) направлена на содействие развитию промышленного сектора края, включающего в себя следующие основные виды экономической деятельности (далее - промышленный комплекс):

- производство транспортных средств и оборудования;

- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;

- производство машин и оборудования;

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;

- химическое производство;

- производство резиновых и пластмассовых изделий;

- текстильное и швейное производство.

Данный промышленный комплекс объединяет 986 предприятий края, среди которых 36 крупных и средних. На предприятиях промышленного комплекса в 2013 году было занято 41 260 человек, или 58,8 процента от занятых в обрабатывающих производствах края. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников промышленного комплекса в 2013 году составила 29 057 рублей, или 100,4 процента от уровня заработной платы работников в обрабатывающих производствах края.

На долю промышленного комплекса в общем объеме отгруженной продукции по краю приходится около 28,0 процентов, по обрабатывающим производствам - более 50,0 процентов.

В структуре промышленного комплекса края высокий удельный вес занимают машиностроительный и металлургический сектора.

 

Структура промышленного комплекса

Хабаровского края в 2013 году

 

Рисунок не приводится.

 

Рассматриваемый промышленный комплекс Хабаровского края занимает второе место по объемам произведенной и отгруженной продукции среди аналогичных промышленных комплексов субъектов Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО).

Объем отгруженной продукции машиностроительного комплекса Хабаровского края (производство машин и оборудования, транспортных средств, электрооборудования) в 2,0 раза меньше аналогичного показателя по Приморскому краю. Основной причиной этого является старт и рост объемов производства автомобилей японского производства обществом с ограниченной ответственностью "SOLLERS - БУССАН" во Владивостоке.

Объем отгруженной продукции металлургической отрасли Хабаровского края превышает аналогичный показатель Приморского края в 3,1 раза.

 

Объем отгруженной продукции в 2013 году субъектами

Дальневосточного федерального округа

по промышленному комплексу

 

Рисунок не приводится.

 

1.2. Характеристика отраслей

Основу промышленного производства края составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК). Доля ОПК в общем объеме рассматриваемого промышленного производства составила в 2013 году 63,7 процента.

Большое влияние на экономические показатели предприятий ОПК оказывает государственный оборонный заказ (далее - ГОЗ). Его величина в 2014 году относительно 2011 года возросла почти в 2 раза, в том числе в авиастроении - в 2,23 раза, в судостроении - в 1,53 раза. Увеличен ГОЗ по производству и утилизации боеприпасов в федеральном казенном предприятии "Амурский патронный завод "Вымпел" (далее - ФКП "АПЗ "Вымпел"), федеральном государственном унитарном предприятии "Дальневосточное производственное объединение "Восход" (далее - ФГУП "ДВПО "Восход).

В последние годы стабилизировалось положение в ФКП "АПЗ "Вымпел". Освоено производство, изготовлена и передана в ноябре 2014 г. первая партия новейших патронов "Игольник" для Министерства обороны Российской Федерации. При содействии Правительства края на предприятии создан региональный центр по утилизации патронов, установлено шесть единиц специализированного оборудования с мощностью утилизации до 1 млрд. штук патронов в год. За 2013 - 2014 годы утилизировано патронов к стрелковому оружию на сумму более 90,0 млн. рублей.

ФГУП "ДВПО "Восход" освоены современные технологии расснаряжения боеприпасов и производства новых промышленных взрывчатых веществ. За три года утилизировано 21,0 тыс. тонн различных устаревших боеприпасов на сумму более 140,0 млн. рублей.

Предприятиями ОПК края в 2012 - 2014 годах исполнялось 11 экспортных контрактов по договорам с открытым акционерным обществом "Рособоронэкспорт" на поставку продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами на сумму свыше 1,2 млрд. долларов США.

 

Индексы промышленного производства по видам экономической

деятельности (в процентах к предыдущему году)

 

Рисунок не приводится.

 

Результаты, достигнутые предприятиями края (21 предприятие, в том числе семь крупных и средних) по виду экономической деятельности "производство транспортных средств и оборудования", имеют положительную динамику.

Рост объемов отгруженной продукции по данному виду деятельности в 2013 году составил 107,2 процента к 2011 году. Индекс промышленного производства в 2013 году к 2011 году составил 119,6 процента.

Лидирующей отраслью по данному виду деятельности в крае является авиастроение, которое представлено филиалом ОАО "Компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод им. Ю.А.Гагарина" (далее - "КнААЗ") и Комсомольским-на-Амуре филиалом закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого" (далее - КнАФ ЗАО "ГСС").

Основой производственной программы "КнААЗ" в 2011 - 2014 гг. являлось создание военной авиационной техники для Министерства обороны Российской Федерации. Кроме того, в рамках экспортных заказов изготовлено и поставлено 22 самолета Су-30МК иностранным заказчикам.

По гражданским программам на заводе с 2011 года осуществлялось серийное изготовление составных частей российского гражданского регионального самолета "Сухой Суперджет-100" (далее - "SSJ-100") для закрытого акционерного общества "Гражданские самолеты Сухого" (далее - ЗАО "ГСС"). В 2014 году запланирована поставка в КнАФ ЗАО "ГСС" 46 комплектов составных частей самолета "SSJ-100".

В КнАФ ЗАО "ГСС" в 2012 - 2014 гг. будет произведено 79 самолетов "SSJ-100". Начиная с 2016 года на предприятии планируется выпуск до 60 самолетов в год.

Дальнейшее развитие получили судостроительные заводы края. Для Военно-Морского Флота Российской Федерации открытым акционерным обществом "Амурский судостроительный завод" (далее - ОАО "АСЗ") ведется строительство двух корветов проекта 20380, ремонт дизельной подводной лодки (заводской номер 473). С 2015 года планируется строительство еще четырех корветов проекта 20380.

В 2014 году на открытом акционерном обществе "Хабаровский судостроительный завод" (далее - ОАО "ХСЗ") завершено строительство и производится передача Тихоокеанскому флоту морского многофункционального буксирного судна.

Кроме военного судостроения на заводах реализуется программа строительства гражданских судов.

В ОАО "АСЗ" ведется строительство многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7 МВт для Министерства транспорта Российской Федерации и двух судов снабжения проекта 22 420 для работы с полупогружными буровыми платформами для открытого акционерного общества "Газфлот".

ОАО "ХСЗ" в 2014 году завершил строительство и передал закрытому акционерному обществу "Роснефтефлот" два азимутальных буксирных судна. В рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 05 мая 2012 г. N 146-пр, ведет строительство ОАО "ХСЗ" трех скоростных пассажирских судов на 100 мест проекта А45-2 и судна на воздушной подушке на 50 посадочных мест.

По виду экономической деятельности "металлургическое производство и производство металлических изделий" объемы отгруженной продукции снизились в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 24,0 процента, индекс промышленного производства в этот период составил 109,9 процента.

Металлургический комплекс края состоит из 243 предприятий, в том числе 6 крупных и средних. Основу металлургического производства края составляет ОАО "Амурметалл". Несмотря на ухудшение (в течение последних трех лет) его финансово-экономического положения и введение в отношении него процедуры конкурсного производства с октября 2013 года, на заводе сохраняется производственная деятельность и трудовой коллектив. В 2014 году объемы производства в натуральном выражении (сортовая заготовка) в сравнении с 2013 годом увеличились на 129,0 процентов.

В целях поддержки данного вида деятельности в 2013 году Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 г. N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" (далее - Закон края N 308) установлена пониженная ставка по налогу на имущество сроком на два года. Правительством Хабаровского края снижен размер арендной платы за земельные участки. Проведена работа с Правительством Российской Федерации по вопросу снижения тарифов на железнодорожные перевозки. Данные мероприятия позволили в 2011 - 2013 годах увеличить оборотные средства ОАО "Амурметалл" на основную деятельность в объеме 600,0 млн. рублей.

Основным предприятием в крае по виду экономической деятельности "химическое производство" является ОАО "Дальхимфарм", которое на протяжении длительного времени стабильно работает и производит около 150 наименований лекарственных препаратов самого различного действия. Предприятие самостоятельно формирует портфель заказов в соответствии со спросом и доступностью для потребителей, а также учитывает возможность замещения импортных лекарственных средств на более доступные отечественные аналоги. Объем отгруженной продукции предприятия в 2013 году составил 109,4 процента к уровню 2011 года.

По виду деятельности "химическое производство", объединяющего 36 предприятий, в числе которых 3 крупных и средних, индекс промышленного производства в 2013 году составил 95,9 процента к 2011 году, а объем отгруженной продукции за этот период составил к уровню 2011 года 97,5 процента.

Снижение показателей по данному виду деятельности произошло из-за снижения производства технических газов на территории края в связи с сокращением рынка сбыта.

Наиболее сложная ситуация сохранялась в машиностроении и в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.

По виду экономической деятельности "производство машин и оборудования", объединяющего 271 предприятие, в числе которых 10 крупных и средних предприятий, индекс промышленного производства в 2013 году составил 76,1 процента к уровню 2011 года, а объем отгруженной продукции к уровню 2011 года - 151,3 процента.

Снижение индекса промышленного производства связано с прекращением выпуска вентиляторов на ведущем предприятии отрасли - открытом акционерном обществе "Дальэнергомаш" (далее - ОАО "Дальэнергомаш") из-за их низкой рентабельности и сокращением объемов изготовления кранового оборудования. В этот период выполнялись работы для дочерних предприятий открытого акционерного общества "Газпром" (далее - ОАО "Газпром"), открытого акционерного общества "Роснефть" (далее - ОАО "Роснефть"), предприятий металлургии, коксохимии, горно-обогатительных комбинатов, реализовывались проекты по изготовлению продукции на экспорт.

На протяжении последних пяти лет ОАО "Дальэнергомаш" проводит организационно-правовые мероприятия по созданию на территории Хабаровского края машиностроительного холдинга. Объединение родственных предприятий позволит структурировать производственные мощности, исключить дублирование, обеспечить эффективную загрузку оборудования и снизить издержки производства. При этом предусматривается создание центров компетенций по производству газовых и паровых турбин, кранового и очистного оборудования. Для сохранения кранового производства в Хабаровском крае завершена реконструкция цехов и оборудования, сохранены технологии и кадровый потенциал. Общий объем инвестиций на эти цели составил более 100 млн. рублей.

По виду деятельности "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", состоящего из 214 предприятий, из которых одно является крупным и одно средним, индекс промышленного производства в 2013 году составил 119,0 процентов, а объем отгруженной продукции к уровню 2011 года - 64,1 процента.

Основным предприятием по данному виду деятельности является открытое акционерное общество "Амурский кабельный завод" (далее - ОАО "Амурский кабельный завод"), на котором в настоящее время сложилось критическое финансово-экономическое положение.

С апреля 2014 г. предприятие находится в конкурсном производстве, производственная деятельность прекращена. В создавшихся условиях акционерами общества было принято решение о продаже имущественного комплекса завода.

В целях сохранения кабельного производства Правительством Хабаровского края проводился активный поиск инвесторов. В настоящее время потенциальным инвестором обществом с ограниченной ответственностью "СиЛэнд Фоссил Энерджи" решаются вопросы по приобретению активов предприятия.

По виду деятельности "текстильное и швейное производство" (из 120 предприятий, два из которых относятся к средним предприятиям, остальные - к мелким), индекс промышленного производства в 2013 году составил к 2011 году 80,6 процента, а объем отгруженной продукции уменьшился более чем в два раза и составил 42,5 процента. Основным рынком сбыта текстильной и швейной продукции является внутренний региональный рынок. На снижение объемов производства по данному виду деятельности большое влияние оказывает импортизация рынка сбыта легкой промышленности.

Основным производителем швейных изделий является закрытое акционерное общество "Комсомолка" (г. Комсомольск-на-Амуре). Общий объем производства за 2013 год данного предприятия составил 86,8 млн. рублей. В настоящий момент ЗАО "Комсомолка" не обладает современными технологиями и оборудованием, а также квалифицированными кадрами для менеджмента и развития производства. Продукция предприятия занимает низкий ценовой сегмент рынка швейных товаров и не способна конкурировать с продукцией, импортируемой в основном из Юго-Восточной Азии.

Производством резиновых и пластмассовых изделий в крае занимаются три средних и 78 мелких предприятий. Основой их деятельности является производство резинотехнических изделий, пластиковых окон, дверей и иной продукции для строительной отрасли. Индекс промышленного производства по виду деятельности "производство резиновых и пластмассовых изделий" в 2013 году составил 193,0 процента к 2011 году, объем отгруженной продукции - 157,8 процента.

Продукция предприятий этого вида деятельности реализуется на внутреннем региональном рынке. Развитие этой отрасли зависит от колебаний спроса на рынке.

 

1.3. Инвестиции в основной капитал

Инвестиции в основной капитал промышленного комплекса, по оценке 2014 года, составят 2 583 млн. рублей и в 1,7 раза превысят объем инвестиций 2011 года.

 

Таблица 1

 

Динамика инвестиций в основной капитал


 

Виды экономической деятельности

Объем инвестиций в основной капитал

2011 год

2012 год

2013 год

факт (млн. рублей в действующих ценах)

процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах

факт (млн. рублей в действующих ценах)

процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах

факт (млн. рублей в действующих ценах)

процентов к предыдущему году в сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

7

Всего по краю

180 507,9

107,8

179 907,2

94,7

136 971,7

73,8

Доля промышленности в общем объеме отгруженной продукции по краю

 

0,9

 

1,5

 

1,9

Обрабатывающие производства

20 814,5

118,7

28 272,9

129,9

40 131,5

136,7

Доля промышленности в обрабатывающих производствах

 

8,2

 

9,8

 

6,1

Промышленный комплекс

1 697,7

26,8

2 776,0

156,2

2 419,8

84,3

Текстильное и швейное производство

0,6

40,0

2,2

в 3,5 раза

5,7

в 2,5 раза

Химическое производство

32,8

90,1

42,9

126,7

65,0

135,6

Производство резиновых и пластмассовых изделий

4,7

16,5

-

-

2,0

-

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (за исключением ОКВЭД 27.4)

337,9

26,2

24,2

6,8

46,6

186,6

Производство машин и оборудования

9,1

26,9

9,2

96,9

17,6

181,6

Производство электрооборудования и оптического оборудования

5,0

65,7

3,9

75,1

2,6

65,1

Производство транспортных средств

1 307,6

26,4

2 693,6

196,7

2 280,3

82,1


 

Примечание: источник - данные Федеральной службы государственной статистики.

 

Инвестиции в промышленное производство края в период с 2011 г. по 2014 г. крайне незначительные, менее 2 процентов от общего объема инвестиций по краю.

Все это привело к тому, что для промышленного комплекса региона являются злободневными и требуют решения следующие проблемы:

- высокий уровень физического и морального износа основных фондов и недостаточность собственных средств на их обновление и модернизацию;

- высокая энергоемкость выпускаемой продукции;

- низкий уровень выпуска инновационной продукции;

- слабая степень кооперационных связей промышленных предприятий;

- усиление позиций конкурирующего импорта, тормозящего развитие собственного производства;

- низкий уровень конкурентоспособности продукции целого ряда товаропроизводителей.

Наибольший объем инвестиций в рассматриваемый период произведен по виду экономической деятельности "производство транспортных средств и оборудования" в развитие авиастроительной отрасли.

На техническое развитие "КнААЗ" ОАО "Компания "Сухой" запланировано направить в рамках реализации федеральных целевых программ за 2007 - 2020 гг. 27,8 млрд. рублей, в том числе за период 2014 - 2016 гг. 6,41 млрд. рублей; 2017 - 2020 гг. - 18,64 млрд. рублей.

Выполняются работы по реконструкции мощностей для производства самолета пятого поколения, ведется реконструкция цеха гальванических покрытий и других объектов.

Техническое перевооружение и внедрение современных методов организации труда позволили снизить трудоемкость производства самолетов в 2,5 - 3 раза, повысить производительность труда в 2 - 5 раз, сократить доводочные операции в 2 раза, повысить качество изделия, улучшить условия труда.

На реконструкцию производственных мощностей в 2014 году из федерального бюджета "КнААЗ" запланировано выделение 1 301,6 млн. рублей, за счет собственных средств объем инвестиций по предварительной оценке составит 2 106,5 млн. рублей.

КнАФ ЗАО "ГСС" проводил масштабное развитие производственной базы, инвестиции в основной капитал в 2012 - 2014 гг. превысили 440 млн. рублей за счет средств ЗАО "ГСС".

Объем инвестиций в судостроительную отрасль осуществляется в недостаточных объемах для комплексной модернизации и внедрения современных методов организации производств, что делает судостроительные предприятия края неконкурентоспособными на рынке производства и ремонта судов. Общий объем инвестиций в судостроительное производство края составил за 2012 - 2014 гг. 885,5 млн. рублей.

В ОАО "АСЗ" за 2012 - 2014 гг. вложено 288,0 млн. рублей собственных средств на модернизацию производства, при этом источником финансирования послужили денежные средства, высвободившиеся от уплаты налога на имущество в краевой бюджет в связи с применением льготы по указанному налогу в соответствии с Законом края N 308. Предприятием разработано и передано на утверждение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации техническое задание на модернизацию и техническое перевооружение производства. В 2014 году заключен договор с ООО "Центральная инжиниринговая компания" на разработку проектной документации. Источником финансирования предполагается Федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 гг.", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2012 г. N 187-4 (далее - ФЦП). Общая сумма финансирования планируется в размере 4 730,5 млн. рублей, с разбивкой на 2015 - 2018 гг.

В рамках этой же ФЦП финансируется ОАО "ХСЗ" по проекту "Техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства и модернизации судоспусковых устройств на грузоподъемность 2000 тонн". Объем финансирования проекта составил: из федерального бюджета за 2012 - 2014 гг. 440,0 млн. рублей, за счет собственных средств - 4,7 млн. рублей. Произведено техническое перевооружение корпусообрабатывающего производства на 60,0 процентов от запланированного объема и осуществлена модернизация судоспусковых устройств на 20,0 процентов от проекта. Для реализации проекта на 100,0 процентов завод нуждается в привлечении дополнительных средств на сумму 800,0 - 850,0 млн. рублей.

По остальным отраслям промышленности объемы инвестиций за рассматриваемый период незначительные, не позволяющие провести коренную модернизацию производств, внедрение инновационных технологий и методов управления.

Открытое акционерное общество "Хабаровский радиотехнический завод" за период 2012 - 2014 гг. осуществляло реализацию проекта реконструкции и технического перевооружения завода, включенного в ФЦП. В ходе реконструкции на 93,0 процента завершены строительно-монтажные работы по реконструкции цеха по ремонту вооружений и специальной техники, на 98,4 процента по реконструкции участка по ремонту и техническому обслуживанию автомобильной техники, на 86,9 процента - по реконструкции водопровода, тепловых и электрических сетей. На эти цели из федерального бюджета выделено 130,6 млн. рублей, из которых фактически освоено 103,1 млн. рублей. Кроме того, вложены собственные инвестиции в основной капитал на сумму 14,8 млн. рублей. На 2015 - 2017 гг. для продолжения реализации вышеуказанного проекта планируются инвестиции в объеме 240,0 млн. рублей в рамках ФЦП и 85,0 млн. рублей собственных средств.

По виду деятельности "производство машин и оборудования" в 2014 - 2016 гг. планируется реализация только одного значительного проекта по техническому перевооружению и модернизации производств ОАО "Дальэнергомаш". Объем инвестиций по проекту запланирован в сумме 617,2 млн. рублей. Комплексная модернизация позволит повысить производительность труда, освоить производство новой инновационной продукции, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, увеличить объем производства и реализации продукции с 473 млн. рублей в 2014 году до 1 486 млн. рублей в 2017 году.

Помимо модернизации действующих предприятий ключевой задачей является привлечение инвестиционных ресурсов в организацию новых промышленных производств. В период 2015 - 2017 гг. планируется строительство и ввод в эксплуатацию:

- первой очереди Дальневосточного стеклотарного завода общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевская стекольная компания" (далее - ООО "Орехово-Зуевская стекольная компания") производственной мощностью 450,0 млн. условных бутылок в год, с объемом инвестиций 3 326 млн. рублей, что создаст около 600 новых рабочих мест и позволит увеличить объемы производства промышленной продукции на сумму свыше 4 млрд. рублей в год;

- Хабаровского металлургического завода общества с ограниченной ответственностью "Торэкс" (далее - ООО "Торэкс") производственной мощностью 200 тыс. тонн стальной заготовки в год, с объемом инвестиций 3 366,5 млн. рублей, что создаст 319 новых рабочих мест и позволит увеличить объемы производства промышленной продукции на 6 млрд. рублей в год.

Принимаемые меры по модернизации и развитию промышленного производства позволят поднять эффективность экономики, создать новые рабочие места и повысить социальную привлекательность Хабаровского края.

 

1.4. Проблемы развития промышленного комплекса Хабаровского края

Несмотря на позитивную динамику промышленного выпуска в абсолютном выражении, в промышленном комплексе Хабаровского края прослеживается тенденция замедления темпов роста, которые являются следствием существующих структурных проблем в промышленности региона.

 

1.4.1. Технологическая отсталость промышленных предприятий региона от производителей мирового уровня и высокий износ основных фондов

Одним из показателей технологического потенциала промышленности региона является степень износа основных фондов. Степень износа основных фондов в промышленности Хабаровского края по итогам 2013 года составила в машиностроении 77,9 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования 70,6 процента, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий 20,0 процентов, в химическом производстве - 61,0 процент, в производстве транспортных средств - 39,0 процентов, причем в судостроении износ основных фондов в два раза выше.

Проблема технологической отсталости промышленных секторов не ограничивается неудовлетворительной оснащенностью производств и высокой степенью износа основных фондов. Другой стороной проблемы является низкий уровень внедрения новых или "прорывных" технологий производства на предприятиях края.

 

1.4.2. Низкая инновационная и научная активность предприятий промышленного комплекса

Уровень инновационной активности предприятий промышленного сектора Хабаровского края в 2013 году составил 12,9 процента, а Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 г. N 2227-р, задает ориентиры в 40,0 - 60,0 процентов к 2020 году.

Во всех сферах промышленного комплекса Хабаровского края имеются проблемы, связанные с восприимчивостью предприятий к внедрению инноваций.

В то же время предприятия машиностроительного сектора, преимущественно авиа- и судостроения, обладают наибольшей инновационной активностью среди других отраслей промышленного комплекса региона - порядка 62,0 процентов.

Для других промышленных производств этот показатель во много раз ниже. Основными причинами этого являются низкий уровень инвестиций предприятий в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также высокая стоимость внедрения самих инноваций.

За 2012 - 2014 гг. только три предприятия ("КнААЗ", ОАО "Дальреммаш", ОАО "Дальхимфарм") инвестировали в научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки в сумме более 42 млн. рублей, шесть предприятий имеют специальные подразделения, занимающиеся научно-исследовательскими и конструкторскими разработками, в которых занято 80 сотрудников, в том числе 15 имеют научную степень кандидата технических наук. На этих предприятиях внедрено 20 новых и модернизированных видов продукции, 17 новых технологий и 20 единиц оборудования и технологических линий, зарегистрировано 6 патентов на изобретения, 11 патентов на полезную модель, 6 лицензий на использование новых технологий и 5 свидетельств на программы для ЭВМ.

 

1.4.3. Изменение структуры спроса и предложения промышленной продукции на внешнем и внутреннем рынках

Для большинства промышленных предприятий Хабаровского края наиболее острой в последнее время становится проблема поиска и выхода на новые рынки сбыта продукции. Морально устаревшие оборудование и технологии, высокий уровень издержек в связи с превышением транспортных и энергетических тарифов среднероссийского уровня все в большей степени сказываются на снижении уровня конкурентоспособности предприятий как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Кроме того, в последнее время при массовом спросе все большее значение принимает соответствие продукции международным стандартам по качеству и экологическим свойствам. Сильное конкурентное давление со стороны зарубежных производителей испытывают машиностроительная отрасль, судостроение, металлургическая промышленность и швейное производство.

Еще одна проблема, связанная с рыночными отношениями, - высокая зависимость промышленности Хабаровского края от конъюнктуры мировых товарных рынков. Причин несколько. Во-первых, зависимость предприятий-экспортеров от мировых цен на продукцию промышленного производства. В большей степени это характерно для поставок металлургического производства. Во-вторых, высокая зависимость от импорта продукции и технологий, например, рынок легкой промышленности импортизирован на 70 - 80 процентов.

 

1.4.4. Снижение объемов инвестиций

Недостаточность инвестиционной деятельности отмечается во всех сферах промышленного комплекса Хабаровского края. В машиностроении низкая инвестиционная активность обусловлена несколькими факторами: во-первых, неблагоприятной динамикой индексов цен в металлургии, энергетике и иных отраслях, продукция которых формирует себестоимость машиностроительной продукции, во-вторых, отсутствием достаточных собственных средств для инвестирования, недоступностью кредитных средств. Кроме того, отрицательное влияние оказывает трудоемкость использования рыночных механизмов для привлечения инвестиционных ресурсов федерального уровня. Привлечение финансовых ресурсов федерального уровня для финансирования проектов в пределах субъекта Российской Федерации становится все более влиятельным и значительным инструментом для стимулирования развития регионального экономического комплекса.

Перечисленные выше проблемы не позволяют в полной мере обеспечить достаточный уровень эффективности функционирования промышленного комплекса Хабаровского края. Одним из ключевых показателей недостаточной эффективности функционирования предприятий региона является производительность труда. Так, средняя производительность труда в обрабатывающих производствах Хабаровского края в 2013 году (по объему отгруженной продукции) составила 1,6 млн. рублей на человека, а в рассматриваемом промышленном комплексе 1,4 млн. рублей. В то же время в металлургическом производстве производительность труда составила 2,0 млн. рублей, в производстве транспортных средств - 1,7 млн. рублей на человека.

Для увеличения производительности труда необходимо создавать высокопроизводительные рабочие места, что позволит получить дополнительные возможности для эффективного наращивания социально-экономического потенциала Хабаровского края, увеличить валовый региональный продукт региона и объем производства промышленной и научно-технической продукции.

 

1.5. Проблемы развития промышленного комплекса Хабаровского края, определение возможных тенденций и значений макроэкономических показателей по итогам реализации программы, анализ социальных, финансово-экономических и иных рисков реализации Программы

 

1.5.1. Инерционный сценарий развития промышленного комплекса Хабаровского края

Развитие экономики и промышленности Хабаровского края в период до 2017 года будет происходить в условиях ряда ограничений, которые будут оказывать влияние на регион при любых сценариях развития.

В предстоящем периоде сохранятся риски снижения численности экономически активного населения за счет старения и миграционного оттока населения. Это может негативно сказаться на возможностях экономического роста региона, в том числе в промышленном комплексе.

В результате произойдет замедление инвестиционной активности в производственном секторе, так как для развития предприятий не будет необходимых трудовых ресурсов. В результате из-за отсутствия достаточного количества инвестиционных и трудовых ресурсов в промышленности развитие предприятий комплекса замедлится.

Отраслевая структура промышленности претерпит изменения. В промышленном комплексе Хабаровского края до 2017 года определенный рост произойдет в производстве транспортных средств, химическом производстве, а в металлургическом производстве и по виду деятельности "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" в связи с введением конкурсного производства на ведущих предприятиях отраслей промышленности произойдет снижение объемов производства и отгрузки продукции.

Экспортная структура промышленности не претерпит серьезных изменений, в результате промышленный комплекс останется экспортером продукции металлургического производства и самолетостроения. С другой стороны, увеличится зависимость от импорта поставок ряда промышленных полуфабрикатов. Это означает зависимое, уязвимое положение экономики от изменений мировой конъюнктуры.

Инерционный сценарий имеет ряд рисков. В рамках инерционного сценария произойдет дальнейшее снижение доли промышленности в экономике края. Недостаточная инвестиционная активность приведет к низким темпам модернизации предприятий, в результате чего снизится конкурентоспособность промышленности.

 

1.5.2. Оптимальный (инновационный) сценарий развития промышленности Хабаровского края

Оптимальный сценарий развития промышленного комплекса Хабаровского края предполагает ускорение социально-экономического развития региона. В результате реализации предусмотренных мер государственной поддержки будет проведена модернизация производственных мощностей предприятий, повышена квалификация трудовых ресурсов, а также увеличены вложения в научные исследования и разработки, что должно привести к повышению эффективности промышленного производства.

Положительную роль в развитие оптимального сценария должно сыграть принятие Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", который станет основой для реализации ключевых положений промышленной стратегии, заложенных в программных документах, систематизирует меры стимулирования промышленной деятельности, определит полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при реализации промышленной политики.

Задачами промышленной политики являются ускоренное развитие промышленности как основы национальной экономики, обеспечение занятости населения, создание новых рабочих мест, государственная поддержка субъектов промышленной деятельности, обеспечение равного доступа субъектов промышленной деятельности к получению государственной поддержки в соответствии с условиями ее предоставления.

Оптимальным сценарием предусматривается стабилизация финансово-хозяйственной деятельности и вывод из конкурсного производства предприятий ОАО "Амурметалл" и ОАО "Амурский кабельный завод", дальнейшее развитие промышленных кластеров, формирование индустриальных парков, территорий опережающего развития.

Планируется реализация инвестиционных проектов и ввод в действие производственных мощностей Хабаровского металлургического завода ООО "Торэкс" и Дальневосточного стеклотарного завода ООО "Орехово-Зуевская стекольная компания".

В результате реализации данного сценария промышленный сектор края станет более инвестиционно-привлекательным.

Следствием этого станет укрепление конкурентоспособности промышленного комплекса края, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Привлечение федеральных и региональных государственных ресурсов позволит активизировать инвестиционную деятельность частных компаний. В первую очередь, она будет направлена на техническое перевооружение и модернизацию производств, а также на создание кластерных форм организации производства, в том числе промышленных парков, территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР), которые позволят активизировать развитие приоритетных направлений и станут базой для формирования точек роста в ключевых отраслях промышленности.

Особенностью ТОСЭР в г. Комсомольск-на-Амуре (далее - ТОСЭР "Комсомольск") является опора на межпроизводственную кооперацию, технологический и интеллектуальный потенциал, что обеспечивается близостью к действующим высокотехнологичным, экспортоориентированным производствам военных и гражданских самолетов семейства Сухой, а также судостроению.

В связи с тем, что г. Комсомольск-на-Амуре в части объектов энерговодоснабжения, транспортных путей проектировался с учетом прогноза роста промышленного производства, численности населения города до 600 тыс. человек, в городской агломерации по основным видам инженерных услуг существует достаточный запас мощности.

Первоочередными резидентами ТОСЭР "Комсомольск" рассматриваются потенциальные поставщики авиационных предприятий ОАО "Компания "Сухой" и ЗАО "ГСС", которыми уже обозначен определенный спрос на организацию производств по изготовлению деталей низкого передела. Среди них: Группа "Промышленные технологии" (механообработка, проектирование и изготовление нестандартного оборудования), Группа "БиПитрон" (производство изолированных проводов и кабелей, программных средств), Группа "МТЕ" (механообработка, управление активами в машиностроении и других отраслях, станкостроение) и др.

Перспективной представляется ТОСЭР "Ракитное". Там предусматривается размещение логистического центра, пищевого, фармацевтического, электротехнического и других производств.

ТОСЭР предполагает собой часть территории, на которой установлены особые правовые режимы в отношении предоставления определенных льгот по аренде и подключению к объектам инфраструктуры, налогам и страховым платежам, применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, облегченные условия найма на работу иностранных работников.

Идеология развития инновационного территориального кластера авиа- и судостроения предусматривает создание в крае высокотехнологичных малых и средних производств вокруг крупных предприятий края "КнААЗ", ОАО "АСЗ", ОАО "ХСЗ" и ОАО "Дальэнергомаш". Эффективным инструментом в решении этой задачи станет развитие индустриальных парков в крае.

В 2014 году в государственную программу Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр, внесено новое мероприятие - "Создание и (или) развитие промышленных (индустриальных) парков". В настоящее время разрабатывается порядок конкурсного отбора управляющих организаций или девелоперов частных промышленных парков, претендующих на получение субсидий из краевого бюджета.

Ускорение развития промышленности края окажет положительное влияние на экономику края и уровень жизни населения.

Объем отгруженной промышленной продукции в ценах соответствующих лет возрастет в 1,3 раза по сравнению с 2014 годом. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в промышленном комплексе, увеличится в 1,33 раза.

Таким образом, оптимальный сценарий развития промышленности Хабаровского края соответствует целям и задачам, поставленным в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее - Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края).

 

2. Цель и задачи Программы

 

Одной из приоритетных целей Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края является обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики, технического и технологического перевооружения производственного аппарата, сохранение и загрузка существующих производств, выпускающих инновационную продукцию, освоение новых конкурентоспособных видов продукции, организация новых конкурентоспособных производств, подготовка кадров и решение проблем привлечения в экономику инвестиционных ресурсов.

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп "Об Основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014 - 2018 годов" основными направлениями деятельности Правительства края в развитии промышленного комплекса являются обеспечение формирования условий развития промышленного комплекса во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", улучшения инвестиционного климата и привлечения капитала, модернизации и развития ведущих секторов, создания и развития зон опережающего экономического роста, развития авиа- и судостроения.

Будет продолжена политика взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по оказанию предприятиям промышленного комплекса, в том числе авиасудостроения, содействия в увеличении государственного оборонного заказа, размещении экспортных заказов, своевременном и полном финансировании заказов.

Будет продолжено оказание содействия инвесторам в реализации проектов по созданию новых производств на территории края, в создании и развитии территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков и особых экономических зон, в привлечении инвестиционного капитала из федеральных институтов развития.

Целью Программы является обеспечение устойчивого развития промышленного производства и повышения конкурентоспособности промышленного комплекса Хабаровского края для достижения целевых стратегических ориентиров.

Для достижения цели Программы предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на:

- формирование благоприятных условий для развития промышленного комплекса;

- повышение эффективности промышленного производства;

- модернизацию и техническое перевооружение субъектов промышленного комплекса;

- реализацию в промышленном комплексе края ключевых инвестиционных проектов;

- кадровое обеспечение промышленного производства;

- создание конкурентоспособного и высокотехнологичного промышленного комплекса;

- формирование оптимальной модели размещения промышленного производства в Хабаровском крае.

В результате реализации предусмотренных мер будет достигнут ряд положительных экономических и социальных показателей, характеризующих рост промышленного производства, внедрение современных технологий и производств, увеличение доходной части бюджета края и рост благосостояния работающих в промышленном комплексе.

 

3. Ожидаемые конечные результаты и целевые показатели

(индикаторы) реализации Программы

 

Основными ожидаемыми результатами реализации Программы должны стать:

- модернизация оборудования на действующих предприятиях промышленного комплекса с сокращением фонда устаревшего, изношенного оборудования на 21,9 процента от общего количества оборудования;

- разработка технологических процессов по выпуску конкурентоспособной продукции на базе экономически эффективных, экологически безопасных и ресурсосберегающих технологий;

- снижение себестоимости продукции машиностроения, выпускаемой предприятиями Хабаровского края;

- увеличение количества используемых передовых производственных технологий в отраслях авиастроения, судостроения, производства машин и оборудования;

- повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции как на внутреннем рынке Хабаровского края, так и в масштабах внутрироссийского рынка;

- повышение инвестиционной привлекательности рассматриваемого промышленного комплекса;

- создание новых рабочих мест и модернизация существующих;

- сокращение технологического отставания краевых предприятий промышленного комплекса;

- обеспечение экономического развития Хабаровского края.

Для достижения цели и решения задач Программы определены следующие целевые показатели (индикаторы) (приложение N 1 к Программе):

- индекс промышленного производства по основным видам деятельности;

- темп роста объема налоговых платежей в бюджет края в 2017 году на 8,2 процента к 2014 году;

- индекс производительности труда в промышленном комплексе (по отгрузке) 117,0 процентов к 2014 году;

- доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности в объеме отгруженной продукции в 2017 году достигнет 58,1 процента;

- объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям промышленного комплекса) за 2015 - 2017 годы в развитие промышленного комплекса составит 16 млрд. рублей;

- коэффициент обновления основных производственных фондов (по крупным и средним предприятиям промышленного комплекса) за 2015 - 2017 годы - 21,9 процента;

- численность работников, занятых в промышленном комплексе в 2017 году, составит 38 962 человека;

- темп роста среднемесячной заработной платы работников (по полному кругу предприятий промышленного комплекса) в 2017 году по сравнению с 2014 годом составит 133,0 процента;

- создание около 2 200 новых и модернизированных рабочих мест.

Значения целевых показателей (индикаторов) Программы определены на основе данных государственного статистического наблюдения и методик расчета статистических показателей, утвержденных Федеральной службой государственной статистики. Основным источником информации для проведения анализа динамики показателей развития промышленного комплекса Хабаровского края и повышения его конкурентоспособности в предыдущие годы, расчета целевых показателей и индикаторов на 2015 - 2017 гг. является информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю.

При определении значения целевого показателя "Индекс производительности труда" следует руководствоваться методикой, рекомендованной министерством экономического развития и внешних связей края, согласно которой он рассчитывается по формуле:

 

 

где:

-  - индекс производительности труда (по органам исполнительной власти края) (процентов);

-  - индекс объема отгруженной продукции (работ, услуг) по хозяйственным видам деятельности в сопоставимых ценах периода t к периоду t-1, в процентах;

-  - индекс изменения среднегодовой численности работников периода t к периоду t-1 (процентов).

Целевые значения показателей (индикаторов) Программы определены исходя из инновационного сценария развития экономики Хабаровского края, который предусматривает мобилизацию усилий бизнеса на решение существующих проблем и повышение эффективности использования основных ресурсов. Инновационным сценарием не предусмотрены кризисные ситуации, в том числе связанные с макроэкономическими и политическими факторами, техногенными или экологическими катастрофами глобального характера.

 

4. Перечень и описание плана основных мероприятий Программы

 

Для решения задач и достижения цели Программы предусматривается реализация мероприятий (приложение N 2) по следующим основным направлениям развития промышленного комплекса Хабаровского края:

1) формирование благоприятных условий для развития промышленного комплекса.

Данное направление включило реализацию мероприятий, способствующих улучшению внешней среды для развития субъектов промышленной деятельности и реализации промышленной политики Российской Федерации на территории Хабаровского края.

В результате реализации вышеуказанных мероприятий ожидается совершенствование нормативной правовой базы по реализации промышленной политики на территории края, оказанию содействия по развитию ТОСЭР, созданию индустриальных парков и иной инфраструктуры для развития промышленного производства, совершенствованию поддержки действующих и вновь создающихся промышленных предприятий;

2) повышение эффективности промышленного производства.

Реализация данных мероприятий направлена на:

- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями в целях увеличения загрузки промышленных предприятий края, в том числе за счет размещения на предприятиях ОПК края гособоронзаказов, экспортных заказов, размещения на судостроительных предприятиях края заказов по строительству гражданских судов;

- решение вопросов в области ценообразования при заключении государственных контрактов и своевременного и в полном объеме финансирования заказов;

- стабилизацию финансово-экономического положения предприятий ОАО "Амурметалл" и ОАО "Амурский кабельный завод", находящихся в конкурсном производстве, сохранение их производственной деятельности и вывод из процедуры банкротства;

- взаимодействие с промышленными предприятиями края, интегрированными структурами по организации производств на ТОСЭР, индустриальных (промышленных) парков.

Мониторинг развития промышленного комплекса Хабаровского края, в том числе предприятий регионального значения, позволит производить оперативную оценку состояния и развития промышленного комплекса, своевременно принимать меры по снижению негативного воздействия состояния отдельных промышленных организаций на экономику края;

3) инвестиции в промышленное производство и выпуск новой конкурентоспособной продукции, модернизация и техническое перевооружение основных производственных фондов.

Мероприятия данного раздела направлены на повышение эффективности работы по привлечению инвестиций и работы с инвесторами в Хабаровском крае, по модернизации производства, внедрению новых технологий в целях повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, реализации в промышленном комплексе края ключевых инвестиционных проектов.

Реализация мероприятий должна способствовать строительству и вводу в эксплуатацию в 2016 году Хабаровского металлургического завода ООО "Торэкс" производственной мощностью 200 тыс. тонн в год стальной заготовки; первой очереди Дальневосточного стеклотарного завода ООО "Орехово-Зуевская стекольная компания" производственной мощностью 450 млн. условной стеклянной тары в год; модернизации производственного комплекса группы компаний "Дальэнергомаш" в 2017 году и выпуску новой конкурентоспособной продукции;

4) кадровое обеспечение промышленного производства.

Сохранению и развитию трудового потенциала предприятий промышленности края, подготовке трудовых ресурсов будет способствовать проведение мониторинга текущих потребностей и прогнозирование перспективы потребностей промышленного производства в квалифицированных рабочих и специалистах, развитие сотрудничества промышленных предприятий края с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров, проведение краевых конкурсов профессионального мастерства;

5) повышение конкурентоспособности промышленных производств и создание инвестиционной инфраструктуры. Мероприятия данного раздела предполагают реализацию мер по содействию в расширении внешнеэкономического сотрудничества и совершенствованию менеджмента качества промышленного производства. Кроме того, предусматривается реализация институциональных и организационных мер по развитию инвестиционной и промышленной инфраструктуры в рамках создаваемых территорий опережающего развития, способствующих качественному формированию промышленного производства.

В рамках раздела планируется привлечение промышленных предприятий края к участию в форумах, деловых миссиях, выставках, ярмарках торгово-экономической и инвестиционной направленности в Российской Федерации и за рубежом, привлечение резидентов и государственных корпораций к созданию в Хабаровском крае ТОСЭР, к решению вопросов импортозамещения на создаваемых производственных площадках, к созданию индустриальных (промышленных) парков, развитию инновационного территориального кластера авиа- и судостроения Хабаровского края.

В случае предоставления субсидии на финансирование мероприятий по созданию и (или) развитию частных промышленных парков из федерального и краевого бюджетов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и края будет организован и проведен конкурсный отбор управляющих компаний и девелоперов частных индустриальных парков, претендующих на получение указанной субсидии.

 

5. Оценка эффективности реализации Программы

 

Эффективность реализации мероприятий Программы оценивается путем сопоставления достигнутых значений целевых показателей (индикаторов) Программы и запланированных значений целевых показателей (индикаторов) Программы, содержащихся в приложении N 1 к настоящей Программе, по формуле:

 

Сд = Фз/Пз x 100%,

 

где:

Сд - степень достижения целевого показателя;

Фз - фактическое значение целевого показателя;

Пз - плановое значение целевого показателя.

Оценка степени достижения цели и решения задач Программы в целом осуществляется на основании следующей формулы:

 

 

где:

ДИ - показатель достижения плановых значений показателей (индикаторов) Программы;

к - количество показателей (индикаторов) Программы;

Фз - фактическое значение показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период;

П - планируемое значение достижения показателя (индикатора) Программы за рассматриваемый период.

Результаты оценки эффективности реализации Программы служат основанием для принятия управленческих решений по корректировке поставленных задач и проводимых мероприятий.

Оценка эффективности реализации Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя Программы оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы.

Программа считается эффективной при достижении следующего значения показателя: 0,8 <= ДИ <= 1,0.

Оценка эффективности реализации Программы проводится министерством промышленности и транспорта края ежегодно.

В течение года осуществляется мониторинг реализации Программы.

 

6. Механизм реализации Программы

 

Координатором реализации Программы, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, является министерство промышленности и транспорта края.

Основные функции координатора:

- мониторинг реализации Программы в части достижения целевых показателей (индикаторов) Программы, приведенных в приложении N 1 к настоящей Программе, и степени реализации основных мероприятий, приведенных в приложении N 2 к настоящей Программе;

- по итогам мониторинга реализации Программы принимается решение о корректировке и детализации мероприятий Программы;

- подготовка отчетов об итогах и эффективности реализации мероприятий Программы;

- организация проведения расширенных заседаний Правительства Хабаровского края по итогам работы промышленного комплекса с участием руководителей организаций (по согласованию) промышленного комплекса.

Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами края, общественными организациями и объединениями края по вопросам реализации Программы осуществляется министерством промышленности и транспорта Хабаровского края в рамках его полномочий.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Комплексной региональной программе

"Развитие промышленного комплекса

Хабаровского края на 2015 - 2017 годы"


 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ)

КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2015 - 2017 ГОДЫ"

 

N п/п

Целевой показатель

Единица измерения

Источник информации

Значение показателя за текущий период - 2014 год (оценка)

Планируемое значение показателя

2015 год

2016 год

2017 год

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности

 

 

 

 

 

 

1.1.

Химическое производство

процентов к предыдущему году

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

100,3

102,5

102,7

102,4

1.2.

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (без производства драгметаллов)

- " -

- " -

108,0

102,2

103,8

110,1

1.3.

Производство машин и оборудования

- " -

- " -

105,2

106,7

107,2

111,6

1.4.

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

процентов к предыдущему году

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

50,0

166,1

121,9

110,6

1.5.

Производство транспортных средств и оборудования

- " -

- " -

107,9

108,4

105,3

104,8

2.

Темп роста налоговых платежей в бюджет края в промышленном комплексе

- " -

- " -

113,7

102,6

102,6

102,8

3.

Индекс производительности труда в промышленном комплексе (по отгрузке)

процентов

- " -

102,3

106,3

104,5

105,3

4.

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности в объеме отгруженной продукции

процентов к предыдущему году

- " -

54,8

56,0

56,4

58,1

5.

Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним предприятиям промышленного комплекса)

млн. рублей

- " -

2 794,0

4 256,5

4 875,8

6 870,4

6.

Коэффициент обновления основных производственных фондов (по крупным и средним предприятиям промышленного комплекса)

процентов

- " -

4,8

7,1

7,3

7,5

7.

Численность работников, занятых в промышленном комплексе

человек

- " -

39 308

39 277

39 157

38 962

8.

Темп роста среднемесячной заработной платы работников (по полному кругу предприятий промышленного комплекса)

процентов к предыдущему году

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю

118,5

109,0

110,1

110,9

9.

Создание новых и модернизированных рабочих мест

мест

- " -

325

463

720

1 092


Информация по документу
Читайте также