Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 13.02.2015 № 62-рп

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 62-рп

 

 13 февраля 2015 г.   габаровск

 

Об утверждении Программы развития инновационного

территориального кластера авиастроения и судостроения

Хабаровского края

 

В соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 г. N 188:

1. Утвердить прилагаемую Программу развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее - Программа).

2. Комитету по инвестициям и инновационному развитию Правительства края (Чайка Ю.А.):

2.1. Подготовить сводный отчет о реализации Программы и предложения по актуализации положений Программы в срок до 01 июля 2015 г. и направить на рассмотрение Губернатору края.

2.2. Обеспечить актуализацию положений Программы в срок до 01 ноября 2015 г.

3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам инвестиционной, территориальной и промышленной политики Брусникина Н.Ю.

 

И.о. Председателя

Правительства края

С.В.Щетнев

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 13 февраля 2015 г. N 62-рп

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА

АВИАСТРОЕНИЯ И СУДОСТРОЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

ПАСПОРТ

программы развития инновационного территориального

кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края


 

Наименование программы

-

программа развития инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

-

комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

-

министерство промышленности и транспорта края;

министерство образования и науки края;

министерство экономического развития и внешних связей края;

автономная некоммерческая организация "Дальневосточное агентство содействия инновациям" (далее также - АНО "ДАСИ") (по согласованию)

Цели Программы

-

содействие развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее также - Кластер) и организаций - участников Программы в целях повышения конкурентоспособности промышленности Хабаровского края и обеспечения опережающего социально-экономического развития на территории базирования Кластера

Задачи Программы

-

развитие сектора исследований и разработок, включая повышение эффективности кооперации в научно-технической сфере как на территории Кластера, так и за его пределами;

развитие производственного и инновационного потенциалов, улучшение производственной кооперации Кластера, расширение зон применения существующих технологических компетенций (выход на новые технологические рынки), привлечение компаний, наиболее значимых для промежуточных переделов в области продукции для авиастроения, судостроения и иного транспортного машиностроения;

развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера;

совершенствование инфраструктуры (инновационной, транспортной, инженерной, жилищной, социальной) на территории Кластера;

создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организации и предприятий - участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов;

маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами

Основные мероприятия Программы

-

развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;

развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров;

развитие производственного потенциала и производственной кооперации;

развитие инфраструктуры Кластера;

организационное развитие Кластера;

меры по совершенствованию государственной поддержки и формированию благоприятных условий деятельности Кластера

Основные показатели (индикаторы) Программы

-

рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно и иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет (процентов к уровню предыдущего года);

рост объема инвестиционных затрат организаций - участников Кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций (к уровню предыдущего года);

рост выработки на одного работника организаций - участников Кластера (к уровню предыдущего года);

рост объема отгруженной организациями - участниками Кластера инновационной продукции собственного производства, а также инновационных работ и услуг, выполненных собственными силами (к уровню предыдущего года);

рост совокупной выручки организаций - участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке (к уровню предыдущего года);

численность работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью;

рост средней заработной платы работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью (процентов к уровню предыдущего года)

Сроки и этапы реализации Программы

-

Программа реализуется в один этап в течение 2014 - 2016 годов

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета

-

прогнозный объем финансирования мероприятий Программы составляет 246 745 тыс. рублей,

в том числе:

средства федерального бюджета - 206 400 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 40 345 тыс. рублей.

Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять в рамках средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр


 

1. Характеристика состояния и проблемы развития

инновационного территориального кластера

 

1.1. Текущий уровень развития инновационного территориального кластера

Хабаровский край обладает значительным потенциалом развития машиностроения в отраслях авиастроения и судостроения за счет размещения на его территории передовых производственных предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке, наличия системы профессиональной подготовки, высокого кадрового и научного потенциала в указанных отраслях. Край располагается в самом быстрорастущем и стратегически важном регионе мира, где наблюдается наибольший рост объемов спроса на продукцию, выпускаемую Кластером.

Реализация кластерного подхода путем формирования новой системы отношений с поставщиками компонентов и создания условий для локализации их производств на территории базирования Кластера, развития кооперации производственных предприятий с вузами и научно-исследовательскими организациями, поддержки инновационной инфраструктуры и создания благоприятных условий для жизни в целях привлечения в Кластер высококвалифицированных кадров обеспечит рост конкурентоспособности продукции Кластера на отечественном и мировом рынках и будет способствовать решению социально-экономических проблем, характерных для Дальнего Востока.

На начало 2014 года в состав Кластера входит более 60 участников, которые представлены:

- предприятиями, ориентированными на производство машиностроительной продукции;

- высшими учебными заведениями;

- научно-исследовательскими институтами;

- проектными организациями, инжиниринговыми и сервисными компаниями;

- финансово-кредитными, маркетинговыми и сбытовыми организациями;

- исполнительными органами государственной власти края и органами местного самоуправления.

В состав партнеров Кластера входят: открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Объединенная судостроительная корпорация", ОАО "Российская венчурная компания", ОАО "Роснано", федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) "Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С.А.Чаплыгина", ОАО "Концерн "Авионика", ОАО "Концерн "Авиаприборостроение", ОАО "Росэлектроника", ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов", ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского", ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".

Основная специализация Кластера - авиастроение и судостроение. Совокупная выручка от продаж продукции организаций Кластера за 2013 год превышает 20 млрд. рублей.

Для проведения оценки возможностей развития Кластера использован SWOT-анализ как наиболее эффективный инструмент, предусматривающий изучение слабых и сильных сторон внутренней среды Кластера, выявление возможностей и прогнозирование потенциальных угроз для его развития во внешней среде (таблица 1).


 

Таблица 1. Сильные и слабые стороны Кластера

 

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие компаний мирового уровня, участвующих в стратегических государственных программах и работающих на международном рынке.

2. Высокое качество выпускаемой продукции.

3. Известность торговых марок.

4. Расположение Кластера в непосредственной близости к одному из крупнейших рынков спроса на промышленную продукцию (рынок Азиатско-Тихоокеанского региона).

5. Наличие географических и инфраструктурных возможностей для размещения поставщиков комплектующих.

6. Транспортно-логистическая доступность (портовая особая экономическая зона (далее - ПОЭЗ) на базе морского порта Советская Гавань с перспективой включения порта Ванино, выгодное экономико-географическое положение).

1. Недостаточное количество кадров высокой квалификации.

2. Недостаточность мер по закреплению кадров в части обеспечения доступной жилищной и социальной инфраструктуры.

3. Недостаток современной производственной и технической инфраструктуры, потребность создания новых производственных площадок.

4. Слабая кооперация между участниками Кластера.

5. Существенная удаленность от крупнейших рынков потребительского спроса Российской Федерации (Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ).

Возможности

Угрозы

1. Стабильный рост рынков продукции Кластера в части авиастроения, который позволяет предприятиям рассчитывать на дальнейшее увеличение числа заказов и расширение своей доли на рынке.

2. Рост производственной программы основных промышленных компаний, входящих в состав Кластера.

3. Модернизация технологий производства.

4. Программы по выделению самостоятельных бизнес-единиц у ключевых участников Кластера.

5. Выполнение роли центра машиностроения в Дальневосточном федеральном округе.

6. Выполнение роли центра привлечения высокотехнологичных производств из Республики Корея, Японии, Китайской Народной Республики (далее - КНР) и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР).

7. Наращивание исследовательской базы.

1. Зависимость от зарубежных производителей компонентов.

2. Конкуренция за потенциальных участников Кластера с другими особыми экономическими зонами и индустриальными парками Российской Федерации и стран АТР.

3. Высокий уровень конкуренции на рынках продукции Кластера.

4. Повышение цен на закупаемые материалы.


 

Исходя из анализа выделенных факторов, а также принимая в расчет мировой опыт работы кластеров, можно определить наиболее перспективное направление развития Кластера.

Кластер будет развиваться на базе его ключевых участников - филиала ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой" "Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А.Гагарина" (далее - филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина"), закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) "Гражданские самолеты Сухого", ОАО "Амурский судостроительный завод", ОАО "Хабаровский судостроительный завод", а также выделения и поддержки развития сектора малых и средних инновационных предприятий.

Преодолеть многие из обозначенных угроз и реализовать возможности можно путем реализации кластерной политики на региональном уровне, в том числе путем формирования новой системы отношений с поставщиками компонентов, локализации производств комплектующих, расширения аутсорсинга, а также развития кооперации с вузами и научно-исследовательскими организациями.

 

1.2. Перспективы развития Кластера

Основной целью Кластера является развитие инновационной территории, способной усилить ключевых участников Кластера, способствуя их развитию и обеспечению глобальной конкурентоспособности, а также создать вокруг них пояс высокотехнологичных производств.

Механизм достижения цели: формирование высокотехнологичного импортозамещающего научно-производственного комплекса территориально взаимосвязанных инновационных производств и взаимодополняющих в рамках Кластера инфраструктуру для разработки, внедрения в производство и выпуска инновационной продукции в сферах авиастроения и судостроения.

Рынки судостроения и авиастроения, на которые ориентируется Кластер, характеризуются постепенным переходом на новый технологический уклад, перераспределением долей, занимаемых на этих рынках ведущими производственными компаниями, а также переориентацией основных зон спроса на производимую продукцию в новые регионы.

В долгосрочной перспективе для рынка судостроения характерен устойчивый рост поставок новых судов, несмотря на периодические спады, обусловленные цикличностью рынка. Развитие оффшорной нефте- и газодобычи, а также становление глобальной системы перевозок природного газа рассматривается многими экспертами как основной драйвер роста рынка крупно- и среднетоннажного судостроения в последующие 10 - 15 лет.

По совокупным оценкам российских нефтегазовых компаний, освоение континентального шельфа потребует уже к 2030 году создание технических средств и сопутствующей инфраструктуры для добычи и транспортировки до 100 млн. тонн нефти и до 200 млрд. куб. метров газа в год. Наиболее существенная доля российского гражданского судостроения в ближайшие десятилетия будет приходиться именно на сектор шельфовой техники для разведки и добычи (включая транспортировку) углеводородов.

Еще одним драйвером роста является оборонно-промышленный заказ стран АТР, включая Россию, которые в последующие 10 лет могут обеспечить большой объем заказов на военные суда.

Особенностями мирового рынка авиационной техники и компонентов на протяжении последних десятилетий являются значительный объем и стабильный рост спроса. Ожидается, что основной движущей силой развития авиастроения останется рост пассажиро- и грузопотоков, которые по прогнозам вырастут до 2025 года соответственно в 2,0 и 2,3 раза.

По объему заключенных контрактов на экспорт вооружений и военной техники Россия в 2013 году заняла второе место после США - 13,2 млрд. долларов, или 20,29 процента от общемирового объема соглашений на экспорт продукции военного назначения, при этом значительно опередив Францию, находящуюся на третьем месте с 6,92 млрд. долларов США (10,49% от общемировых поставок). По данным Центра анализа стратегий и технологий, в 2013 году наибольшим успехом на международном рынке пользовались в том числе самолеты Су-30, производимые предприятиями Кластера.

С учетом имеющихся контрактов и намерений по прямой поставке Центр анализа мировой торговли оружием дает прогноз по военному экспорту России на период до 2016 года в объеме не менее 47,1 млрд. долларов США (16,6% от общемирового). Суммарный объем экспорта российской продукции военного назначения эксперты Центра анализа мировой торговли оружием оценивают не менее чем в 32,5 млрд. долларов США (12,0% от общемирового). Более половины объема экспортных поставок составит авиационная техника.

В прогнозируемый период (до 2016 года) предполагается поставка более 90 новых истребителей марки "Су" на сумму около 5,45 млрд. долларов США, что составляет 13,4 процента от общемировых поставок в финансовом эквиваленте и 17,4 процента в количественном.

По долгосрочным прогнозам ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" среднегодовые темпы роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ в ближайшие 20 лет ожидаются на уровне 7,0 процентов. По оценке спрос на новые пассажирские самолеты у российских авиакомпаний в период до 2032 года составит 1 900 - 2 000 воздушных судов различной пассажировместимости. Емкость перспективного российского рынка составит примерно 4,4 процента от емкости мирового рынка новых пассажирских самолетов.

В части военной авиационной техники закупки для Министерства обороны Российской Федерации планируются в соответствии с Государственной программой вооружений на 2011 - 2020 годы и Государственным оборонным заказом на период 2013 - 2015 годов, которые предусматривают существенное увеличение как объемов, так и номенклатуры поставляемых в войска боевых самолетов. В соответствии с планами доля поставок на внутренний рынок будет доведена до 60,0 процентов от общего объема военной продукции ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Возможности ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" по поставкам для Министерства обороны Российской Федерации оцениваются в более чем 100 авиационных комплексов на период до 2015 года.

 

1.3. Описание имеющегося научно-технологического и образовательного потенциала Кластера

В научно-образовательный блок Кластера входят:

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный университет" (далее также - ТОГУ);

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный университет путей сообщения" (далее также - ДВГУПС);

- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет" (далее также - КнАГТУ);

- федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт материаловедения Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук" (далее также - ИМ ХНЦ ДВО РАН);

- федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Вычислительный центр Дальневосточного отделения Российской академии наук" (далее также - ВЦ ДВО РАН);

- федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наук" (далее также - ИМиМ ДВО РАН);

- Дальневосточный филиал федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений" (далее также - ФГУП "ВНИИФТРИ").

Учреждениями высшего профессионального образования и науки, расположенными на территории базирования Кластера, заключены соглашения о сотрудничестве с научно-образовательными организациями стран АТР, в том числе КНР, Республики Корея, Японии, Корейской Народной Демократической Республики, Тайваня, Вьетнама, США и Канады. Основными направлениями взаимодействия являются проведение международных мероприятий, реализация совместных образовательных и научных проектов, академические обмены.

Вузами края разработаны и реализуются совместные с 20 зарубежными вузами-партнерами образовательные программы подготовки бакалавров и магистров по экономическим и техническим направлениям.

В рамках развития Кластера запланирована активизация сотрудничества между его участниками, прежде всего в области совместных исследовательских проектов.

 

1.4. Описание имеющегося производственного потенциала Кластера

Основное производство Кластера географически локализовано в двух крупнейших городах края: промышленном центре края - г. Комсомольске-на-Амуре и административно-промышленном центре - г. Хабаровске.

Ключевыми участниками Кластера являются:

- филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина";

- ЗАО "Гражданские самолеты Сухого";

- ОАО "Амурский судостроительный завод";

- ОАО "Хабаровский судостроительный завод".

Авиастроение сосредоточено в Кластере на ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и филиале ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина".

Компания ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" была образована Авиационной холдинговой компанией "Сухой" (далее - АХК "Сухой") в мае 2000 г. в рамках реализации стратегии, направленной на диверсификацию линейки выпускаемой продукции и выход на мировой рынок гражданской авиационной техники.

Главными направлениями деятельности ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" являются разработка и производство самолетов гражданского назначения, а также маркетинг и их продажа. Основным проектом компании является программа по созданию семейства региональных самолетов "Сухой Суперджет-100" (SSJ-100).

ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" сформирована уникальная международная команда партнеров и поставщиков, необходимая для реализации проекта. На сегодняшний день в нее входят компания "Alenia Aeronautica" (Италия), которая является стратегическим партнером ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", партнер с разделением рисков - французская компания "Snecma" (Франция), а также консультант проекта - компания "Boeing" (США). Всего в программе по созданию нового семейства самолетов "Сухой Суперджет-100" принимают участие более 30 ведущих мировых компаний - поставщиков систем и комплектующих.

Российский региональный пассажирский самолет SSJ-100 разрабатывается в тесном сотрудничестве с филиалом ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" и другими предприятиями ОАО "Компания "Сухой".

В филиале ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" для реализации программы строительства регионального самолета SSJ-100 проведена масштабная программа по техническому перевооружению в рамках инвестиционного проекта "Производство составных частей гражданского самолета "Сухой Суперджет-100": приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов.

Основными видами деятельности филиала ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" являются:

- разработка, производство и ремонт авиационной техники (в том числе авиационной техники двойного назначения) - самолетов и их составных частей;

- производство и ремонт вооружения, военной техники - самолетов и их составных частей;

- разработка вооружения и военной техники - самолетов и их составных частей.

Филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" является предприятием законченного производственного цикла. Изделие на этапах своего изготовления проходит следующие стадии: литейное и штамповое производство; механическая обработка деталей; детальная и агрегатная сборка; окончательная сборка и летные испытания. Также компания осуществляет послепродажное обслуживание поставляемой авиатехники.

В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности филиала ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" является программа по реализации создания самолета пятого поколения Т-50. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. В 2009 - 2010 годах изготовлены первые опытные образцы Т-50, в 2010 году начата программа летных испытаний. В 2011 году к программе летных испытаний подключено еще два самолета. В 2013 году изготовлен и прошел приемо-сдаточные испытания пятый летный образец Т-50-5. Оформлен акт предварительных испытаний этапа ПИ-1. Начата подготовка производства и изготовление деталей на опытные образцы второго этапа.

Реализация программы Т-50 выводит филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина", российское авиастроение и смежные отрасли на качественно новый технологический уровень. Эти самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских Военно-Воздушных Сил в течение ближайших десятилетий.

В рамках реализации программы "Сухой Суперджет-100" производственные мощности филиала ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" увеличены под производство трех комплектов составных частей SSJ-100 в месяц. На филиале ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина" полная себестоимость производства одного комплекта снижена на 10,3 процента по сравнению с 2012 годом.

ОАО "Амурский судостроительный завод" и ОАО "Хабаровский судостроительный завод" - судостроительные предприятия финишной сборки, на которых трудится в общей сложности около 4 тыс. человек.

Оба предприятия входят в состав ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (далее - ОАО "ОСК"). Внутри холдинга в задачи предприятий входит организация конечной сборки судов. Поставки комплектующих осуществляются из-за пределов края, в том числе от ОАО "ОСК". Основные технологические решения также принимаются в других подразделениях ОАО "ОСК", расположенных в других регионах России.

ОАО "Амурский судостроительный завод" (правопреемник государственного производственного объединения "Завод имени Ленинского Комсомола", созданного в 1936 году) является стратегическим предприятием (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09 января 2004 г. N 22-р) и имеет социальную значимость в городе и регионе. ОАО "Амурский судостроительный завод" является крупнейшим судостроительным предприятием на Дальнем Востоке.

Завод осуществляет следующие виды деятельности:

- строительство судов и кораблей, в том числе подводных лодок с атомными и обычными установками, на внешний и внутренний рынки;

- ремонт, переоборудование и модернизация подводных лодок с атомными и обычными установками, надводных кораблей и судов;

- производство средств вооружения, оборонной продукции;

- изготовление, испытание и ремонт, эксплуатация ядерных энергетических установок;

- производство, ремонт, модернизация, гарантийное обслуживание кораблей, судов, а также их составных частей;

- изготовление, техническое обслуживание и ремонт оборудования и объектов нефтяной и газовой промышленности;

- утилизация судов и кораблей;

- другие сопутствующие виды деятельности.

На заводе были построены 56 атомных подводных лодок, 41 дизельная подводная лодка, 36 надводных боевых кораблей. В настоящее время производятся только надводные боевые корабли. В перспективе завод будет заниматься в основном строительством гражданских судов, а также корветов проектов 20380 и 20385 типов. Последней подводной лодкой, построенной на ОАО "Амурский судостроительный завод", является К-152 "Нерпа".

С момента основания завода на нем были построены 137 единиц гражданских судов различного класса и назначения, в том числе: судно экологического мониторинга, танкер-химовоз, многоцелевой буксир-спасатель, транспортно-буксирное судно, судно сейсморазведки, буксир-кантовщик, самоходный плашкоут, промысловый бот, вспомогательное судно, грузовой теплоход, лесовоз-пакетовоз, плавучий комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов, транспортно-спусковые плавучие доки, дизельный электроход.

Опыт выполнения заказов, наличие квалифицированного персонала и обладание требуемыми технологиями (сварочные процессы и неразрушающий контроль качества сварки) позволяют заводу производить плавучие объекты, металлоконструкции и технологические модули для нефтегазодобывающей промышленности.

На заводе реализованы проекты для нефте- и газодобывающих компаний:

- опорное основание для буровой нефтяной установки "Моликпак" (заказчик - нефтегазовая компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.");

- строительство модуля поддержания пластового давления, энергетического модуля для платформы "Витязь" (заказчик - нефтегазовая компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.");

- резервуары для хранения дизельного топлива (заказчик - компания "ABB Луммус Глобал");

- модернизация платформы "Орлан" для разработки месторождений "Чайво" и "Одопту" (заказчик - нефтегазовая компания "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.").

Производственные мощности ОАО "Амурский судостроительный завод" включают корпусообрабатывающее, сборочно-сварочное, электромонтажное, трубное, машиностроительное, металлургическое, малярное производства, испытательный центр материалов и изделий, отдел ядерно-радиационной безопасности, участок гальванических покрытий.

ОАО "Хабаровский судостроительный завод" образовано в 1953 году. Специализация предприятия - строительство морских и речных кораблей, судов с динамическими принципами поддержания, маломерных и прогулочных судов, океанских траулеров, рефрижераторов. Всего заводом построено около 350 судов, включая 200 кораблей для Военно-Морского Флота Российской Федерации (далее - ВМФ России): сторожевые и противолодочные корабли, маломагнитные тральщики, ракетные катера, суда для замера физических полей, бронированные артиллерийские корабли, корабли управления. Предприятие успешно освоило строительство судна "Мурена". Это высокоскоростной газотурбинный катер на воздушной подушке, предназначенный для транспортировки и высадки на необорудованный берег колесной и гусеничной боевой техники, их экипажей и десанта. Планируется, что завод построит около пяти кораблей такого проекта.

В 90-х годах заводом освоено строительство гражданских судов: средних рыболовных морозильных траулеров, пассажирских судов на подводных крыльях "Олимпия", скоростных катеров на воздушной каверне типа "Меркурий" и "Терьер".

В настоящее время завод расширяет номенклатуру выпускаемой продукции и строит многофункциональное буксирное судно для ВМФ России, причал для Пограничной службы Российской Федерации. В 2013 году завод спустил на воду два азимутальных буксира, построенных по заказу компании ЗАО "Роснефтефлот". Это проект судов арктического класса ARC4, предназначенных для круглогодичного прибрежного плавания при максимальном волнении с высотой волны до семи метров. Первое судно уже прошло ходовые испытания и готовится к передаче заказчикам.

На сегодня мощности ОАО "Хабаровский судостроительный завод" обеспечивают переработку в год 5 тыс. тонн металла. В двух эллингах общей площадью 68 000 кв. метров осуществляется постройка судов водоизмещением до 2 тыс. тонн.

Отдельным сегментом судостроения Кластера является производство компонентов судов, в том числе: ОАО "Хабсудмаш", ОАО "Амурский кабельный завод", ОАО "Дальэнергомаш", ОАО "Дальреммаш", ОАО "Хабаровский радиотехнический завод".

 

1.5. Текущий уровень качества жизни и развития транспортной, энергетической, инженерной, жилищной и социальной инфраструктуры Кластера

Города Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре (крупнейшие города на территории базирования Кластера) являются транспортными транзитными центрами Дальнего Востока, их роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами АТР. Транспортный комплекс занимает видное место в структуре валового регионального продукта, его доля колеблется в последние годы в пределах 11,0 - 14,0 процентов.

На территории базирования Кластера потребности хозяйственного комплекса, социальной сферы и населения в электрической и тепловой энергии в основном обеспечиваются электрическими станциями Хабаровской энергосистемы. Хабаровская энергосистема является крупнейшей в Объединенной энергетической системе Востока, на ее долю приходится около 30,0 процентов потребления электроэнергии, 23,0 процента вырабатываемой электрической и около 54,0 процентов тепловой энергии. Энергосистема производит 97,0 процентов электрической энергии и около 70,0 процентов тепловой энергии от всей потребности в Кластере. Централизованным электроснабжением охвачены города и населенные пункты на территории Кластера.

Наблюдается устойчивая тенденция к увеличению обеспеченности жителей жильем на территории базирования Кластера. В период 2006 - 2012 годов этот показатель вырос более чем на 9,0 процентов и составил 22,1 кв. метра на человека. Более 60,0 процентов жилья сосредоточено в г. Хабаровске (43,0%) и г. Комсомольске-на-Амуре (19,6%).

В 2011 году началась реализация мероприятий по строительству жилья на условиях ипотеки с привлечением корпоративных средств. В соответствии с данным видом государственной поддержки сотрудники крупных предприятий края - участников Кластера могут получить поддержку на улучшение жилищных условий в размере 15,0 процентов от стоимости строительства жилого помещения из краевого бюджета и не менее 40,0 процентов от стоимости строительства жилого помещения в виде беспроцентного займа за счет средств предприятий по месту его работы. В 2011 году в результате конкурсного отбора предприятий победителем признан филиал ОАО "Компания "Сухой" "КнААЗ им. Ю.А.Гагарина". Поддержка за счет ассигнований краевого бюджета в 2011 году составила 34,2 млн. рублей.

В Кластере продолжается формирование этапной системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению. Медицинская реабилитация оказывается в учреждениях здравоохранения в рамках первичной медико-санитарной и стационарной специализированной медицинской помощи.

Тем не менее на текущий момент в каждой из сфер инфраструктурного обеспечения Кластера присутствуют проблемные зоны, способные замедлить процесс его развития (таблица 2).


 

Таблица 2. Оценка инфраструктурной обеспеченности Кластера

 

Вид инфраструктуры

Проблемные зоны

Транспортная инфраструктура

изношенный парк по большинству средств транспорта;

перегруженность железнодорожной сети, не позволяющая интенсифицировать реализацию множества перспективных инвестиционных проектов;

низкий уровень электрификации железных дорог (в особенности это касается БАМа);

наличие большого количества лимитирующих участков и отсутствие вторых путей на большей части протяженности БАМа;

неразвитость наземной инфраструктуры для эффективного использования авиационного транспорта;

неразвитость береговой инфраструктуры для эффективного использования водных видов транспорта;

неразвитая система пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок на территории Кластера

Энергетическая инфраструктура

устаревание действующих генерирующих мощностей, распределительных электрических и тепловых сетей, ограниченные технические возможности действующих централизованных систем теплоснабжения в крупных городах Кластера;

существующие ограничения на технологическое присоединение нагрузок новых потребителей электрической энергии к шинам ряда подстанций энергосистемы Кластера;

резкое сокращение бюджетного финансирования строительства энергетических объектов, недостаточность собственных инвестиционных ресурсов региональных энергетических компаний и сложность привлечения средств из внешних источников

Жилищно-коммунальная инфраструктура

значительное количество ветхого и аварийного жилья на территории Кластера;

значительный износ жилищной и коммунальной инфраструктуры Кластера;

отсутствие эффективной системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и стимулирования собственников к принятию решений, необходимых для своевременного проведения капитального ремонта общего имущества дома;

значительная стоимость жилищных услуг, предоставляемых населению и организациям на территории базирования Кластера;

частичное несоответствие функционирующей инфраструктуры систем водоснабжения и канализации Кластера современным требованиям санитарной надежности и эпидемической безопасности;

недостаточно эффективное использование имеющихся ресурсов, значительные потери при транспортировке до потребителей, а также в ходе их использования

Здравоохранение

неблагоприятная динамика возрастного состава врачей: имеющееся увеличение процента молодых специалистов в учреждениях здравоохранения на территории Кластера за последние годы на фоне опережающего роста числа врачей пенсионного возраста


 

1.6. Текущий уровень организационного развития Кластера

Организационная структура Кластера в настоящее время находится в процессе развития: существует ряд потенциальных участников Кластера. Взаимодействие по определенным проектам налажено, но потенциал кооперации не реализован в полной мере.

При этом присутствуют основные факторы успеха для использования кластерного подхода:

- наличие компаний-лидеров с четко выраженной конкурентоспособной стратегией;

- наличие мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса;

- активизация процессов по налаживанию взаимодействия промышленных компаний как между собой, так и с образовательными и исследовательскими организациями;

- создание экспертных советов по вопросам модернизации и инновационного развития на уровне региона, формирование институтов развития.

В настоящее время вопросами развития Кластера занимаются:

- совет инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края;

- координационный совет по модернизации и инновационному развитию при Губернаторе Хабаровского края;

- АНО "ДАСИ" (специализированная организация и организация-координатор).

В совет инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края (далее - Совет) входят представители Правительства края, администраций муниципальных образований края, представители малых, средних и крупных организаций - участников Кластера.

Целью деятельности Совета является содействие формированию и развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края путем создания условий для развития кооперационных связей между его участниками и партнерами для повышения их конкурентоспособности, устойчивой рыночной позиции и обеспечение социально-экономического развития территории как одной из точек роста экономики России.

Для реализации поставленных целей Совет осуществляет следующие задачи:

- разработка программы развития Кластера, а также иных программных документов, определяющих деятельность Кластера;

- разработка общекластерных проектов и программ (кластерных инициатив);

- координация программ участников Кластера в области научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ, а также их производственных и кадровых программ;

- организация взаимодействия Кластера с органами власти разного уровня, финансовыми и образовательными учреждениями, а также предприятиями - потенциальными партнерами и другими производственными кластерами.

- обеспечение информационной поддержки Кластера и организация информационно-аналитической работы в рамках Кластера.

Координационный совет по модернизации и инновационному развитию при Губернаторе Хабаровского края (далее - Координационный совет) является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом по обеспечению эффективного взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, а также научных и других субъектов инновационной деятельности, осуществляющих деятельность на территории края, по вопросам модернизации и инновационного развития края.

Задачами Координационного совета являются:

- рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации, научно-технического и инновационного развития экономики края;

- рассмотрение предложений в части форм, методов, инструментов и механизмов предоставления государственной поддержки инновационной деятельности в целях модернизации, научно-технического и инновационного развития экономики края.

В рамках координации работы кластерной политики деятельность осуществляет АНО "ДАСИ", учрежденная Правительством Хабаровского края в соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 28 декабря 2006 г. N 780-р, которая осуществляет экспертную, методическую, организационную и иную поддержку Кластера.

АНО "ДАСИ" является системным интегратором кластерных процессов в регионе, управляет инфраструктурными проектами инновационного развития и выступает в роли представителя региона в Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, ОАО "Российская венчурная компания", опорной организацией Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент).

 

2. Основные цели и задачи Программы

 

Основной целью Программы является содействие развитию инновационного территориального кластера авиастроения и судостроения Хабаровского края и организаций - участников Программы в целях повышения конкурентоспособности промышленности Хабаровского края и обеспечения опережающего социально-экономического развития на территории базирования Кластера.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

- развитие сектора исследований и разработок, включая повышение эффективности кооперации в научно-технической сфере как на территории Кластера, так и за его пределами;

- развитие производственного и инновационного потенциалов, улучшение производственной кооперации Кластера, расширение зон применения существующих технологических компетенций (выход на новые технологические рынки), привлечение компаний, наиболее значимых для промежуточных переделов в области продукции для авиастроения, судостроения и иного транспортного машиностроения;

- развитие системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров Кластера;

- совершенствование инфраструктуры (инновационной, транспортной, инженерной, жилищной, социальной) на территории Кластера;

- создание эффективной системы управления Кластером, обеспечивающей координацию и мониторинг деятельности организаций - участников Кластера в рамках реализации совместных кластерных проектов;

- маркетинговое сопровождение Кластера, выстраивание партнерских связей с национальными и зарубежными инновационно-технологическими кластерами и институтами.

В результате решения задач:

- к 2016 году численность работников организаций - участников Кластера, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации по программам дополнительного профессионального образования в области управления инновационной деятельностью, составит 40 человек;

- за период 2014 - 2016 годов ежегодный рост объема работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно двумя и более организациями - участниками Кластера либо одной или более организацией - участником Кластера совместно и иностранными организациями, с начала реализации в отчетном финансовом году и в период последующих двух лет составит 5,0 процентов к уровню предыдущего года;

- за период 2014 - 2016 годов ежегодный рост совокупной выручки организаций - участников Кластера от продаж продукции на внешнем рынке составит 5,0 процентов к уровню предыдущего года.

Полный перечень основных индикаторов (показателей) Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.

Перечень организаций - участников Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.

 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Реализацию Программы предполагается осуществить в один этап в период с 2014 по 2016 год. Мероприятия по развитию Кластера в последующие годы в рамках Программы будут формироваться и осуществляться с учетом результатов, полученных в ходе реализации Программы с 2014 по 2016 год.

 

4. Ресурсное обеспечение реализации Программы (таблица 3)


 

Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации Программы <*>

 

Источник финансирования

Объем финансирования в действующих ценах (тыс. рублей), в том числе по годам

2014

2015

2016

Всего

1

2

3

4

5

Всего

58 171

83 146

105 428

246 745

в том числе

 

 

 

 

Федеральный бюджет

46 400

70 000

90 000

206 400

Краевой бюджет

11 771

13 146

15 428

40 345

Муниципальный бюджет

0

0

0

0

Внебюджетные источники

0

0

0

0


 

--------------------------------

<*> Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять в рамках средств, предусмотренных приложением N 6.1 государственной программы Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр.

Информация о финансовом обеспечении в разрезе мероприятий Программы представлена в приложении N 3 к настоящей Программе.

 

5. Порядок направления и основные

условия использования средств

 

Средства краевого бюджета, в том числе субсидии из федерального бюджета, направляются на цели реализации мероприятий Программы, расходуются в соответствии с условиями и в порядке, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 марта 2013 г. N 188 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров" и нормативными правовыми актами Хабаровского края.

 

6. Описание органов исполнительной власти и организаций,

образующих инфраструктуру поддержки Кластера

 

6.1. Комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства края является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по выработке и реализации государственной политики в области инновационного развития, в том числе за счет модернизации производственной инфраструктуры, развития территорий и привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Основными задачами комитета в рамках развития Кластера являются:

- содействие привлечению инвестиций в экономику края, координация деятельности институтов, осуществляющих инициацию, софинансирование и сопровождение инвестиционных и инновационных проектов;

- формирование и реализация инновационной политики в крае;

- подготовка и реализация комплексных проектов, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, промышленных (индустриальных) парков;

- содействие реализации инвестиционных проектов конкретной отраслевой специализации, созданию объектов инновационной инфраструктуры.

Комитет в части развития Кластера содействует органам исполнительной власти края, предприятиям и организациям:

- в разработке и реализации проектов создания объектов инновационной инфраструктуры, в том числе технологических бизнес-инкубаторов, технопарков, центров трансфера технологий, центров прототипирования и промышленного дизайна;

- развитию механизмов поддержки кластерных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия, обеспечению формирования благоприятных условий для развития кластеров;

- в разработке и реализации кластерных проектов;

- в разработке и реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере высоких технологий и инноваций на территории края;

- в продвижении инновационных проектов и продукции края на российский и международный рынки.

6.2. Министерство экономического развития и внешних связей края является органом исполнительной власти края, осуществляющим разработку, координацию и реализацию социально-экономической, внешнеэкономической и территориальной политики края, включая определение направлений экономического развития, механизмов и методов эффективного регулирования экономики, создание условий для развития инвестиционной деятельности, обеспечивающих комплексное развитие края, рост благосостояния его жителей.

Основными задачами министерства в рамках развития Кластера являются:

- стимулирование развития региональной инновационной системы на основе эффективного взаимодействия науки, бизнеса, власти и институтов инновационной инфраструктуры, защиты и вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности;

- создание условий для привлечения частных отечественных, иностранных инвесторов и государственных инвестиций в экономику края, обеспечение развития инвестиционного процесса на территории края, а также повышение инвестиционной привлекательности края;

- стимулирование и обеспечение условий для развития конкуренции, инициативы в сфере производства товаров и услуг, торговли в условиях единого экономического пространства, включая создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

- определение направлений и приоритетов социально-экономического и территориального развития края, подготовка связанных с ними прогнозов, стратегий, программ, а также обоснование направления, показателей и критериев работы органов исполнительной власти края, обеспечивающих создание благоприятных условий в экономике, реализацию потенциала экономического роста края и повышение качества жизни населения края.

6.3. Министерство образования и науки края является органом исполнительной власти края, осуществляющим управление в сфере образования и науки, координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этих сферах других краевых органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления.

Основными задачами министерства в рамках развития Кластера являются:

- осуществление краевой финансовой, инвестиционной и инновационной политики в установленных сферах деятельности, совершенствование экономического механизма функционирования системы органов и организаций в установленных сферах деятельности;

- организация и осуществление государственных научно-технических программ края и научно-технических проектов, в том числе научными организациями края;

- организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования в подведомственных краевых государственных образовательных организациях.

6.4. Министерство промышленности и транспорта края является органом исполнительной власти края, проводящим государственную политику края и осуществляющим управление в сфере гражданских и оборонных отраслей промышленности, транспорта и дорожного хозяйства.

Основными задачами министерства в рамках развития Кластера являются:

- осуществление в интересах края государственной политики, направленной на повышение эффективности деятельности предприятий гражданских и оборонных отраслей промышленности, удовлетворение потребностей населения и юридических лиц в пассажирских и грузовых перевозках;

- координация деятельности гражданских и оборонных отраслей: машиностроения, металлообработки, черной металлургии, медицинской, химической и легкой промышленности, железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также краевых государственных организаций и управление пакетами акций (вкладами, долями), принадлежащими краю, в уставных капиталах предприятий и организаций;

- разработка и реализация совместно с иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, хозяйствующими субъектами предложений по формированию государственной политики края в курируемых министерством отраслях.

6.5. АНО "ДАСИ" является прямым представителем на Дальнем Востоке важнейших инновационных институтов федерального уровня: опорной организацией Роспатента, представительством Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; зарегистрированным членом Российской сети трансфера технологий "RTTN", аккредитованным Венчурным партнером Фонда посевных инвестиций Российской венчурной компании. АНО "ДАСИ" также сотрудничает с Национальным содружеством бизнес-ангелов России, Международным фондом "Новая Евразия", Томским центром трансфера технологий.

Основные функции АНО "ДАСИ" в части развития Кластера:

- обеспечение проведения технологического аудита инновационных проектов Хабаровского края, их размещение и продвижение в российских международных сетях трансфера технологий (RTTN, Tekora-4i, RuBIN, и др.);

- обеспечение подготовки, представления и сопровождения инновационных проектов разработчиков края для их участия в инновационных конкурсах в целях получения грантовой поддержки, в том числе из средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- обеспечение проведения патентных исследований, регистрации прав на патенты, изобретения и полезные модели, регистрации товарных знаков, подготовка и заключение лицензионных договоров, осуществление взаимодействия разработчиков края с Роспатентом;

- осуществление привлечения инвестиций для реализации инновационных бизнес-проектов, обеспечивая разработку бизнес-планов, технико-экономических обоснований, и представление проектов перед венчурными инвесторами и фондами;

- организация для предприятий Хабаровского края различных семинаров и тренингов по актуальным вопросам инновационной деятельности с привлечением российских и международных лекторов и экспертов.

6.6. Автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" (далее - АНО "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края") занимается предоставлением услуг в сфере привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу края и содействием социально-экономическому развитию края. Предметом деятельности агентства является улучшение инвестиционного климата в крае, оказание поддержки субъектам инвестиционной деятельности, содействие социально-экономическому развитию края, развитие экспортного потенциала края.

Основные функции АНО "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" в части развития Кластера:

- сопровождение инвестиционных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Хабаровского края, по принципу "одного окна";

- содействие формированию и продвижению территорий опережающего социально-экономического развития, инвестиционных площадок Хабаровского края;

- содействие формированию и продвижению планируемых к созданию и (или) созданных индустриальных парков на территории Хабаровского края;

- продвижение планируемых и (или) реализуемых инвестиционных проектов на территории Хабаровского края.

 

7. Организация управления Программой, контроль

за реализацией мероприятий Программы, состав и сроки

предоставления отчетности об исполнении Программы

 

Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет комитет по инвестициям и инновационному развитию Правительства края, который:

- готовит ежегодный отчет о ходе выполненных программных мероприятий, осуществляет оценку результативности Программы до 01 апреля года, следующего за отчетным, направляет отчет и оценку результативности Губернатору края и в Министерство экономического развития Российской Федерации;

- осуществляет мониторинг целевого и эффективного использования средств федерального и краевого бюджетов, выделенных на реализацию мероприятий настоящей Программы.

Оценка эффективности Программы проводится уполномоченным органом в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края" при оценке эффективности реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр.

 

8. Описание программных мероприятий

 

8.1. Развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере

 

8.1.1. Развитие центра инжиниринга для субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края

В рамках реализации Программы планируется развитие регионального инжинирингового центра в Хабаровском крае. Развитие центра обусловлено прежде всего потенциальным спросом со стороны промышленных предприятий российского Дальнего Востока, а также промышленными предприятиями соседних стран северной части макрорегиона АТР.

Основная функция инжинирингового центра - предоставление услуг инжиниринга, в том числе путем создания многопрофильных проектных групп из числа представителей малого бизнеса.

По итогам 2013 года центром инжиниринга достигнуты следующие результаты:

- проведено 10 оценок индекса технологической готовности производственных малых и средних предприятий края;

- разработано пять планов модернизации производства на основе проведенных технологических аудитов и результатов оценок индекса технологической готовности на общую сумму 275 млн. рублей, которые уже начали реализовываться и повышать эффективность бизнеса;

- оказано более 40 профильных услуг производственным малым и средним предприятиям края.

В 2014 году согласно заявленным (ключевым показателям эффективности) поддержку центра получат более 300 субъектов края.

Итогом деятельности центра инжиниринга должно стать развитие инжиниринга в производственной среде Хабаровского края. Результатом будет являться эффективная система субконтрактации и аутсорсинга инжиниринговых, технологических и производственных процессов, прежде всего за счет повышения технологичности малых и средних предприятий и включения их в производственные цепочки крупных предприятий - участников Кластера.

 

8.1.2. Создание краевого технопарка

Цель создания технопарка - формирование благоприятного климата для активизации процессов создания новых и развития действующих субъектов малого инновационного предпринимательства и расширения масштабов коммерциализации интеллектуальной собственности для решения производственных задач участников Кластера.

Технопарк создается на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (далее также - КГБОУ СПО) "Хабаровский машиностроительный техникум". Объект предусмотрен государственной программой Хабаровского края "Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 212-пр, и включен в перечень краевых адресных инвестиционных проектов на плановый период 2016 - 2017 годов.

Предметом деятельности технопарка является формирование благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в научно-технической, инновационной и производственной сферах путем создания материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности малых инновационных и производственных предприятий, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий.

 

8.1.3. Развитие компетенций Кластера в инжиниринге для реализации совместных проектов участников Кластера в механообработке, применению композиционных материалов в авиа- и судостроении

Организация и проведение открытых семинаров (практикумов, лекционных программ по передовым технологиям, новому оборудованию) в различных работах в интересах двух и более участников Кластера. Обеспечение доступа предприятий - участников Кластера к инновационным технологиям и методам организации работ по направлениям:

- технологии и оборудование для изготовления деталей и конструкций из полимерных композиционных материалов;

- производство высокоточной литиевой оснастки при литье под давлением, современные технологии литья по выплавляемым моделям;

- освоение современных методов анализа подготовки производства с помощью компьютерного имитационного моделирования технологических процессов литья, сварки и термообработки, обработки металлов давлением, изготовление изделий из композиционных материалов на базе специализированного программного обеспечения ESI Group;

- инженерный анализ и проектирование конструкций и механизмов (на базе продуктов ANSYS).

 

8.1.4. Предоставление субсидии АНО "ДАСИ"

В рамках мероприятия предоставляется субсидия в целях обеспечения условий для эффективного взаимодействия организаций - участников Кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах Кластера.

Агентством будут проводиться встречи, переговоры, совещания и конференции, координация развития внутрикластерных инициатив, содействие развитию инновационной деятельности, осуществление информационной поддержки инновационной деятельности и кластерных инициатив, проведение консалтинговой, патентной, образовательной, рекламной и иной работы для организаций - участников Кластера.

 

8.2. Развитие системы подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров

Взаимодействие с вузами направлено на максимальное соответствие между знаниями, навыками и компетенциями выпускника вуза и квалификационными требованиями к молодому специалисту со стороны предприятий Кластера.

С этой целью будут развиваться следующие механизмы взаимодействия между участниками Кластера и вузами:

- заключение соглашений и договоров о сотрудничестве с вузами;

- взаимное использование движимого и недвижимого имущества на безвозмездной основе;

- совместная модернизация образовательных программ и разработка компетентностных моделей выпускников;

- создание вузами на базе участников Кластера кафедр, осуществляющих учебный процесс;


Информация по документу
Читайте также