Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 № 342-рп

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

N 342-рп

 

 9 июня 2015 г.     габаровск

 

О реализации государственной политики Правительства

Хабаровского края в отношении коренных малочисленных народов

Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,

проживающих в Хабаровском крае

 

Государственная политика Хабаровского края в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы) как одно из направлений политики социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край) реализуется в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Вопросами, требующими особого внимания государственных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций при реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, являются обеспечение их прав и интересов.

Предоставление финансовой, имущественной, социальной, информационной и иных мер краевой государственной поддержки коренным малочисленным народам края и их объединениям осуществляется в соответствии с Законом Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. N 358 "О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае".

Мероприятия по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, повышению образовательного уровня, сохранению и развитию самобытной культуры, укреплению здоровья, обеспечению социальной защиты, а также повышению самосознания и общественной активности коренных малочисленных народов включены в государственную программу Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр (далее - Государственная программа).

В настоящее время для коренных малочисленных народов в крае созданы условия для занятия традиционной хозяйственной деятельностью.

Осуществляется подготовка учащихся из числа коренных малочисленных народов для поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования края. Лучшим студентам, относящимся к коренным малочисленным народам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях высшего образования края, оказывается поддержка в виде стипендии Губернатора края.

Ведется постоянная работа по сохранению художественных промыслов и народных ремесел, самобытной культуры и родных языков аборигенного населения.

Повысилась доступность медицинских услуг. В 3,5 раза увеличен охват коренных малочисленных народов профилактическими медицинскими осмотрами в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Отдельным категориям коренных малочисленных народов предоставляются различные виды социальной помощи.

В населенных пунктах проживания большинства коренных малочисленных народов создается социальная инфраструктура.

Вместе с тем еще остаются вопросы, требующие дальнейшей работы со стороны всех уровней государственной власти, местного самоуправления и общественности коренных малочисленных народов.

До настоящего времени не определен порядок отнесения граждан к коренным малочисленным народам. Существующее правовое регулирование традиционного природопользования не в полной мере способствует реализации хозяйственных прав коренных малочисленных народов.

Имеет место деформация цели создания общин как формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, направленной на решение социальных вопросов.

В муниципальных образованиях края недостаточно организована работа по подготовке молодежи коренных малочисленных народов к поступлению в профессиональные образовательные организации края, а также в решении вопросов улучшения жилищных условий коренных малочисленных народов.

У детей и молодежи коренных малочисленных народов постепенно утрачивается интерес к традиционному образу жизни, хозяйствованию, промыслам, сохранению самобытной культуры, изучению родных языков.

Объединения коренных малочисленных народов еще не в полной мере вовлечены в самостоятельное решение вопросов, затрагивающих их права и интересы.

С учетом анализа современной ситуации в сфере социального и экономического развития коренных малочисленных народов, в целях дальнейшего повышения эффективности и совершенствования механизмов реализации государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики Хабаровского края в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2015 - 2020 годы (далее - Концепция).

2. Министерству природных ресурсов края:

2.1. Совместно с соисполнителями Государственной программы организовать работу по внесению изменений в Государственную программу с учетом целей, основных направлений, задач и мер, установленных Концепцией.

2.2. Обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти края в реализации Концепции.

2.3. Проработать вопрос по формированию и ведению единого регистра коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае.

Срок - до 01 января 2016 г.

3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края руководствоваться Концепцией при разработке документов, затрагивающих права и интересы коренных малочисленных народов, проживающих в Хабаровском крае.

4. Комитету по печати и массовым коммуникациям Правительства края (Чернышов В.С.) обеспечить освещение в средствах массовой информации мер, принимаемых Правительством края в целях реализации Концепции.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края принять меры по организации подготовки молодежи коренных малочисленных народов к поступлению в учреждения высшего и среднего профессионального образования края, созданию условий для жилищного строительства в местах проживания коренных малочисленных народов.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Шихалева В.М.

 

Губернатор, Председатель

Правительства края

В.И.Шпорт

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением

Правительства Хабаровского края

от 9 июня 2015 г. N 342-рп

 

КОНЦЕПЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В ОТНОШЕНИИ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО

ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ, НА 2015 - 2020 ГОДЫ

 

1. Общие положения

 

Концепция государственной политики Хабаровского края в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2015 - 2020 годы (далее также - Концепция и государственная политика края соответственно) представляет систему целей, принципов, приоритетных направлений, задач, механизмов и ожидаемых результатов от реализации мер экономического, социального, культурного характера, направленных на развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае (далее также - коренные малочисленные народы и край соответственно) и повышение качества их жизни на основе защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранения и развития самобытной культуры.

Концепция направлена на формирование новых подходов государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов, выраженных в усилении роли объединений коренных народов в самостоятельной реализации своих прав и интересов, при соответствующей финансовой помощи и поддержке государства.

При этом деятельность органов государственной власти края сосредоточится в большей мере на дальнейшем совершенствовании нормативной правовой базы, предоставлении услуг образования, здравоохранения, культуры.

Концепция призвана стать основой деятельности органов государственной власти края, органов местного самоуправления, общин и общественных организаций коренных малочисленных народов, их объединений (союзов, ассоциаций) (далее также - объединения коренных малочисленных народов), уполномоченных представителей коренных малочисленных народов (далее - уполномоченные представители) и направлена на активизацию их сотрудничества и вовлечение объединений коренных малочисленных народов в самостоятельное решение задач в сфере социально-экономического развития коренных малочисленных народов.

Концепция носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер.

Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений социально-экономической обстановки в крае, характера, масштаба и содержания проблем в сфере экономического, социального, культурного развития коренных малочисленных народов.

Концепция разработана с учетом Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Закона Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. N 358 "О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", постановления Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года" и других нормативных правовых актов Российской Федерации и края, затрагивающих вопросы содействия коренным малочисленным народам.

 

2. Современная ситуация в сфере социального и экономического

развития коренных малочисленных народов в Хабаровском крае

 

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность коренных малочисленных народов края составляет 22 тыс. 861 человек, или 1,7 процента населения края, в том числе 22 тыс. 549 человек являются представителями исконного населения края: нанайцы (48,2% от общей численности), эвенки (17,9%), ульчи (11,5%), нивхи (9,4%), эвены (4,9%), удэгейцы (2,7%), негидальцы (2,1%), орочи (1,9%).

По численности коренных малочисленных народов край занимает третье место после Тюменской области и Республики Саха (Якутия).

Большинство коренных малочисленных народов (75,7% от общей численности коренных малочисленных народов, проживающих в крае) живет в сельской местности по берегам реки Амура, а также в центральной и северной частях территории края, для которых характерны сложные природно-климатические условия и низкая плотность населения (0,1 - 0,2 чел./кв. км), в том числе в Нанайском (18,5% от общей численности коренных малочисленных народов, проживающих в крае), Ульчском (14,1%), Амурском (11,8%), Николаевском (6,8%), Тугуро-Чумиканском (5,3%), Хабаровском (5,0%), Охотском (4,7%), Аяно-Майском (4,7%), Комсомольском (4,2%) и в других муниципальных районах.

Около 1,5 процента коренных малочисленных народов (с учетом детей, в том числе находящихся в течение учебного года в пришкольных интернатах) ведут кочевой или полукочевой образ жизни, занимаясь домашним северным оленеводством.

Учитывая исторически сложившееся расселение коренных малочисленных народов, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. N 631-р вся территория Хабаровского края, включая городские округа "Хабаровск" и "Комсомольск-на-Амуре", отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (далее также - места проживания) коренных малочисленных народов.

Законом Хабаровского края от 30 июня 2004 г. N 202 "О перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации в Хабаровском крае" установлены 59 населенных пунктов - мест компактного проживания коренных малочисленных народов.

Географическое расположение края предопределило наиболее характерные способы жизнеобеспечения аборигенного населения, к которым относятся рыболовство, промысловая охота, оленеводство и другие этнообразующие виды деятельности.

Традиционной хозяйственной деятельностью коренные малочисленные народы занимаются как в составе общин, так и индивидуально.

По состоянию на 01 января 2015 г. в крае зарегистрировано 192 общины. Практически все общины указывают своим основным видом деятельности рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности (далее - традиционное рыболовство).

Для работы общин сформировано 177 рыбопромысловых участков, что составляет 21,9 процента от их общего числа и на 35,1% больше чем в 2010 году. По состоянию на 01 января 2015 г. за 79 общинами закреплены по результатам конкурсов 149 рыбопромысловых участков. Вблизи 387 населенных пунктов края на водных объектах определены места общего пользования для вылова водных биологических ресурсов населением.

В 2014 году коренным малочисленным народам, включая общины, выделено 4 765,8 тонн водных биологических ресурсов (191,6% к 2010 году).

Помимо рыболовства общины занимаются охотничьим промыслом, но количество таких общин в крае незначительное. В настоящее время охотничьи угодья закреплены только за тремя общинами площадью 1,3 млн. гектаров, или 2,4 процента от закрепленных охотничьих угодий, имеющихся в крае. Охоту в целях личного потребления осуществляют 408 охотников из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, которые получают охотничьи ресурсы по бесплатным разрешениям.

В настоящее время объем охотничьих ресурсов, установленный общинам для ведения промысловой охоты, на 33,1% больше, чем в 2010 году, в том числе по соболю - на 33,3%. Для личного потребления коренным малочисленным народам предоставляется ресурсов в 4,6 раза больше, чем в 2010 году.

Домашнее северное оленеводство является этнообразующим видом деятельности для эвенов и эвенков Охотского, Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского муниципальных районов края. Общая численность поголовья домашних северных оленей в крае насчитывает на 01 января 2015 г. 5 829 голов, в том числе в оленеводческих хозяйствах содержится 1 293 головы.

Принят Закон Хабаровского края от 28 ноября 2012 г. N 241 "О поддержке домашнего северного оленеводства в Хабаровском крае" (далее - Закон). Законом установлены виды финансовой поддержки оленеводческих хозяйств, меры по охране жизни и здоровья оленеводов и членов их семей, обеспечению доступа детей оленеводов к образовательным услугам, социальные гарантии и компенсации оленеводам и членам их семей. В 2014 году ставка субсидии на содержание поголовья северных оленей в оленеводческих хозяйствах составила 2 130 рублей на одну голову оленя в год и увеличена более чем в 10 раз по сравнению с 2010 годом. Также оленеводческим хозяйствам компенсируется часть затрат на охрану оленей от хищных зверей.

За счет бюджетного финансирования решаются вопросы оснащения оборудованием приемозаготовительных пунктов и общин для переработки и реализации продукции традиционных видов хозяйственной деятельности: четырем общинам на указанные цели в 2013 - 2014 годах выделено шесть единиц оборудования на сумму 493,7 тыс. рублей.

Более 10 лет в крае ведется работа по поддержке художественных промыслов и народных ремесел коренных малочисленных народов. Все больше внимания уделяется приобщению молодежи к истокам национального художественного творчества, повышению квалификации мастеров, содействию их участия в выставочной деятельности.

В целях сохранения этнических культур в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов работает 17 национально-культурных центров, включая детский этнографический центр (школу искусств) и 47 самодеятельных коллективов, которыми проводятся мероприятия, направленные на сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов.

В 28 школах края преподается родной язык коренных малочисленных народов (далее - родной язык). Создана система работы по сохранению родных языков, включающая проведение мероприятий по повышению квалификации учителей, преподающих родной язык, изданию учебно-методической литературы для изучения родных языков, популяризации знаний о коренных малочисленных народах, мотивации детей к изучению родных языков, поддержке различных форм культурного самовыражения коренных малочисленных народов. Принимаются меры по модернизации учреждений образования в местах проживания коренных малочисленных народов, что способствует повышению качества образовательных услуг.

Повышена доступность медицинских услуг. Значительно увеличен охват коренных малочисленных народов профилактическими медицинскими осмотрами. На 5,2 процента снижено количество больных активным туберкулезом, состоящих на учете. Около 2,0 тыс. человек, относящихся к коренным малочисленным народам, ежегодно получают бесплатные лекарственные препараты на общую сумму 2,0 млн. рублей. Принимаются особые меры по снижению злоупотребления алкоголем. Проводится подготовка населения методам оказания первой доврачебной помощи. Организованы профориентационные мероприятия по отбору молодежи для обучения в медицинских учреждениях края.

Отдельным категориям коренных малочисленных народов предоставляется социальная помощь, компенсационные и социальные выплаты.

Порядка 70 безработных из числа коренных малочисленных народов каждый год направляется на профессиональное обучение востребованным профессиям и до 15 человек получают поддержку на открытие собственного дела.

В целях создания условий жизнеобеспечения в местах проживания коренных малочисленных народов поэтапно создается необходимая социальная инфраструктура. Решаются вопросы оснащения отдаленных населенных пунктов услугами современной связи.

Повысилась роль общественных организаций коренных малочисленных народов в защите своих интересов.

Для формирования правовых основ оказания финансовой, имущественной, социальной, информационной и других мер поддержки коренным малочисленным народам и их объединениям принят Закон Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. N 358 "О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", а также более 60 нормативных правовых актов края, затрагивающих интересы аборигенного населения.

В краевом бюджете в соответствии с государственной программой Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр (далее - государственная программа Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае"), предусмотрены финансовые средства на реализацию мероприятий в сфере содействия коренным малочисленным народам.

Результатами целенаправленной политики Правительства края в отношении коренных малочисленных народов являются:

- превышение рождаемости над смертностью среди коренных малочисленных народов в населенных пунктах - местах компактного проживания;

- создание краевой нормативной правовой базы, направленной на содействие коренным малочисленным народам по различным вопросам жизнедеятельности;

- формирование условий для занятия традиционным рыболовством, традиционной охотой и домашним северным оленеводством;

- увеличение числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, охваченных профилактическими медицинскими осмотрами, в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом;

- улучшение качества образовательных услуг и услуг здравоохранения в связи с вводом эксплуатацию, в том числе в составе комплексов социальных учреждений, в 2011 - 2014 годах четырех образовательных учреждений и двух фельдшерско-акушерских пунктов в местах проживания коренных малочисленных народов;

- увеличение на 6,2 процента количества национально-культурных центров и на 17,5 процента самодеятельных творческих коллективов в местах проживания коренных малочисленных народов по сравнению с 2010 годом;

- повышение интереса к художественным промыслам и народным ремеслам коренных малочисленных народов и увеличение числа мастеров коренных малочисленных народов, занимающихся данным видом традиционной хозяйственной деятельности, до 186 человек, что способствует самозанятости населения;

- снижение на 885 человек, или на 54,5 процента по сравнению с 2010 годом количества граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, признанных безработными;

- увеличение на 33,5 процента по сравнению с 2010 годом числа молодежи коренных малочисленных народов, обучающейся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных в крае (далее - профессиональные образовательные организации);

- создание условий для содействия улучшению жилищных условий коренных малочисленных народов, проживающих в сельской местности;

- расширение видов социальной помощи, оказываемой отдельным категориям коренных малочисленных народов.

В то же время сохраняются сдерживающие факторы дальнейшего развития в данной сфере, к которым относятся:

- отсутствие на федеральном уровне порядка отнесения граждан к коренным малочисленным народам;

- невозможность в полной мере реализовать право на осуществление традиционной хозяйственной деятельности в связи с предоставлением природных ресурсов в пользование на рыночных принципах;

- пассивная позиция коренных народов, для которых оленеводство является этнообразующим видом деятельности, в его восстановлении и развитии;

- деформация цели создания общин как формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, направленной на решение социальных вопросов, оказания взаимопомощи, содействия занятости при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности;

- недостаточная работа институтов гражданского общества коренных малочисленных народов по самостоятельной организации мероприятий, направленных на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранения и развития самобытной культуры;

- утрата интереса к традиционному образу жизни, хозяйствованию, промыслам, сохранению самобытной культуры, изучению родных языков у детей и молодежи коренных малочисленных народов;

- недостаточная работа органов местного самоуправления в муниципальных образованиях края по подготовке молодежи коренных малочисленных народов к поступлению в профессиональные образовательные организации края, и как следствие, кадровые проблемы в сфере предоставления услуг образования и здравоохранения, слабый приток молодых специалистов, старение кадров;

- недостаток бюджетных средств для модернизации социальной инфраструктуры в местах проживания аборигенного населения;

- низкая активность органов местного самоуправления в решении вопросов улучшения жилищных условий коренных малочисленных народов.

Преодоление указанных негативных факторов предопределяет необходимость уточнения приоритетных направлений и задач государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов на 2015 - 2020 годы.

 

3. Цели и принципы Концепции

 

Основополагающими целями Концепции являются создание в крае условий, обеспечивающих закрепление достигнутых результатов реализации государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов, планомерное преодоление сдерживающих факторов и содействие дальнейшему укреплению социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов на основе защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранения и развития самобытной культуры.

Достижение целей должно обеспечиваться при активном участии объединений коренных малочисленных народов в самостоятельном решении задач, направленных на сохранение традиционного образа жизни.

Основными принципами дальнейшей работы являются:

- комплексность и системность решения задач, направленных на достижение цели;

- сбалансированность целей и возможностей в реализации государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов;

- самостоятельность институтов гражданского общества коренных малочисленных народов в решении отдельных вопросов социального управления;

- эффективное и согласованное взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества коренных малочисленных народов;

- гласность и открытость при реализации целей и задач;

- создание условий для стимулирования общественных инициатив коренных малочисленных народов, направленных на достижение целей;

- недопущение социальной напряженности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

- правовое поведение лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, при защите своих прав и интересов;

- социальная ответственность объединений коренных малочисленных народов за принимаемые решения, направленные на защиту прав и интересов коренных малочисленных народов;

- обеспечение исторически сложившихся способов жизнедеятельности коренных малочисленных народов в местах их проживания, поддержка и защита самобытной культуры и родных языков коренных малочисленных народов;

- гарантия предоставления социальной помощи лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, находящимся в сложной жизненной ситуации;

- доступность коренных малочисленных народов к качественным образовательным, медицинским и иным видам услуг в местах их проживания.

 

4. Приоритетные направления и задачи Концепции

 

Учитывая тенденции социально-экономического развития края, масштабность цели государственной политики края в отношении коренных малочисленных народов и ограниченность ресурсов для ее реализации, настоящая Концепция определяет приоритетные направления деятельности, к которым относятся:

1) дальнейшее совершенствование нормативного правового регулирования вопросов, затрагивающих интересы коренных малочисленных народов, в целях создания условий для обеспечения их прав и интересов;

2) вовлечение объединений коренных малочисленных народов и уполномоченных представителей в практику самостоятельного решения вопросов по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры в местах проживания коренных малочисленных народов;

3) повышение роли общин как социально ориентированных некоммерческих организаций;

4) продолжение планомерной работы по повышению качества жизни коренных малочисленных народов, развитию системы услуг образования, здравоохранения, культуры в местах проживания коренных малочисленных народов;

5) оказание социальной помощи коренным малочисленным народам в соответствии с краевым законодательством.

Достижение целей настоящей Концепции будет обеспечено решением задач:

- дальнейшего создания условий по повышению эффективности реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов;

- усиления самостоятельности объединений коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

- обеспечения доступа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, к образовательным, медицинским и иным видам услуг в местах их проживания в соответствии с современными требованиями к их оказанию;

- содействия сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов;

- дальнейшего обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, в соответствии с законодательством края.

 

5. Ключевые меры реализации задач, определенных Концепцией

 

Ключевыми мерами реализации задач, определенных Концепцией, являются:

5.1. В сфере дальнейшего создания условий по повышению эффективности реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов:

5.1.1. Совершенствование краевой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы коренных малочисленных народов, в том числе:

1) создание системы мониторинга и учета коренных малочисленных народов края в целях соблюдения законности предоставления им поддержки, предусмотренной действующим законодательством;

2) разработка проектов нормативных правовых актов края, направленных на обеспечение прав и интересов коренных малочисленных народов, в том числе по защите исконной среды обитания;

3) создание правовых условий, способствующих участию объединений коренных малочисленных народов в самостоятельном решении вопросов по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры.

5.1.2. Мониторинг нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Российской Федерации и края, принимаемых по различным направлениям деятельности, в целях недопущения нарушения прав коренных малочисленных народов.

5.1.3. Подготовка предложений в федеральные органы государственной власти по вопросам формирования и реализации государственной национальной политики в отношении коренных малочисленных народов, совершенствованию законодательства по вопросам использования природных ресурсов и иным вопросам, затрагивающим права и интересы коренных малочисленных народов.

5.1.4. Ведение этносоциального мониторинга в местах проживания коренных малочисленных народов, в том числе с применением информационных программных продуктов.

5.1.5. Изучение возникающих экономических, демографических, правовых, социальных проблем коренных малочисленных народов и выработка предложений по их решению.

5.1.6. Разработка предложений по организации системы заготовки, переработки и реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

5.1.7. Проработка вопроса об увеличении лимитов добычи (вылова) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд коренных малочисленных народов.

5.1.8. Создание территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов, актуализация границ и внутреннего устройства таких территорий, созданных ранее.

5.2. В сфере усиления самостоятельной роли объединений коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы:

5.2.1. Обеспечение увеличения объемов государственной поддержки объединениям коренных малочисленных народов, осуществляющим традиционную деятельность на территории края, в том числе:

1) на реализацию проектов по защите традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов по следующим направлениям:

а) сохранение и развитие традиционных художественных промыслов и народных ремесел коренных малочисленных народов (включая декоративно-прикладное искусство), культуры, языков, традиций и обычаев коренных малочисленных народов;

б) сохранение и развитие национальных видов спорта коренных малочисленных народов;

в) реформирование форм воспитания и обучения подрастающего поколения коренных малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов, культуры, языков, традиций и обычаев коренных малочисленных народов;

г) организация в крае информационно-просветительской работы, направленной на производство и распространение информационно-публицистических материалов о коренных малочисленных народах, изготовление и распространение информации на родных языках, создание средств массовой информации коренных малочисленных народов и иных печатных и электронных ресурсов по информированию граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, пропаганду здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния, повышение культурно-образовательного уровня коренных малочисленных народов;

2) на возмещение общинам части затрат, понесенных на приобретение новой техники и (или) оборудования, используемых в целях развития традиционных видов хозяйственной деятельности;

3) на предпечатную подготовку и организацию издания (выпуска) произведений национальных авторов (национальных исполнителей) о коренных малочисленных народах, информационно-справочной литературы о коренных малочисленных народах края;

4) на содействие в реализации продукции традиционных видов хозяйственной деятельности.

5.2.2. Оказание консультационной помощи объединениям коренных малочисленных народов при подготовке проектов и других документов для получения субсидий и грантов в форме субсидий, предусмотренных для объединений коренных малочисленных народов.

5.2.3. Проработка вопроса создания общинами сети магазинов - приемозаготовительных пунктов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и оснащение их оборудованием, автомобильным и водным транспортом для реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности и личных подсобных хозяйств.

5.2.4. Повышение правовых знаний представителей объединений коренных малочисленных народов, уполномоченных представителей коренных малочисленных народов для проведения дальнейшей работы с населением по формированию правовой грамотности и правового поведения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам.

5.2.5. Привлечение лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, к охране объектов животного и растительного мира в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и организация их взаимодействия с контрольно-надзорными органами.

5.2.6. Проведение обучающих семинаров для руководителей объединений коренных малочисленных народов.

5.2.7. Передача имущества в безвозмездное пользование общинам при решении ими вопросов содействия занятости и оказания социальной помощи населению в местах проживания коренных малочисленных народов.

5.2.8. Расширение действующих объединений коренных малочисленных народов в целях укрепления гражданского общества путем вовлечения в их состав новых членов из числа коренных малочисленных народов.

5.2.9. Организация проведения общественного мониторинга и общественного контроля реализации Концепции в порядке, установленном действующим законодательством.

5.2.10. Содействие в обучении представителей объединений коренных малочисленных народов порядку применения Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для участия в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд.

5.2.11. Внедрение новых коммуникативных форм взаимодействия с объединениями коренных малочисленных народов и уполномоченными представителями на местах, в том числе с применением современных информационных технологий.

5.2.12. Реализация мероприятий по популяризации традиционных видов хозяйственной деятельности.

5.2.13. Обучение лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, первоначальным навыкам ведения бизнеса.

5.2.14. Содействие участию лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в краевых, региональных, общероссийских мероприятиях по вопросам коренных малочисленных народов.

5.3. В сфере обеспечения доступа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, к образовательным, медицинским и иным видам услуг в местах их проживания в соответствии с современными требованиями к их оказанию:

5.3.1. Дальнейшее развитие системы услуг образования и сохранения родных языков в местах проживания коренных малочисленных народов, включающее:

1) создание современных условий для получения коренными малочисленными народами образовательных услуг, в том числе строительство (реконструкция) и модернизация образовательных учреждений в местах проживания;

2) совершенствование системы профориентационной работы и подготовки молодежи, относящейся к коренным малочисленным народам, для поступления в профессиональные образовательные организации;

3) расширение поддержки лучших студентов, относящихся к коренным малочисленным народам;

4) привлечение в целях сохранения и развития культур и языков коренных малочисленных народов негосударственного некоммерческого сектора к оказанию услуг по совершенствованию системы обучения в общеобразовательных организациях, расположенных в местах проживания коренных малочисленных народов;

5) подготовка и издание учебной, методической, справочной и иной литературы и обучающих программ, в том числе с применением современных мультимедийных технологий;

6) принятие мер по обеспечению общеобразовательных организаций в местах проживания коренных малочисленных народов кадрами педагогических работников из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в том числе учителями родных языков;

7) поддержка образовательных проектов, направленных на адаптацию детей коренных малочисленных народов к жизнедеятельности в современных условиях;

8) вовлечение детей из числа коренных малочисленных народов в организованные формы отдыха на территории края.

5.3.2. Принятие мер, направленных на охрану здоровья коренных малочисленных народов, включающих:

1) активизацию выездных форм консультативно-диагностической работы, особенно в отдаленных населенных пунктах края, в которых проживают коренные малочисленные народы;

2) проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению туберкулеза среди лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;

3) формирование информационной базы о состоянии здоровья лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;

4) внедрение современных методов профилактики, диагностики и лечения алкоголизма и наркомании среди лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;

5) обеспечение медицинских учреждений, обслуживающих сельское население в местах проживания коренных малочисленных народов, кадрами медицинских работников;

6) повышение доступности лекарственного обеспечения лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение;

7) реализацию мер, направленных на снижение материнской, младенческой и детской смертности среди лиц, относящихся к коренным малочисленным народам;

8) дальнейшее строительство (реконструкцию) и укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, обслуживающих сельское население в местах проживания коренных малочисленных народов.

5.3.3. Содействие сохранению и развитию самобытной культуры коренных малочисленных народов, включающее:

1) расширение доступа населения края к культуре коренных малочисленных народов путем распространения знаний об истории и культуре коренных малочисленных народов через сеть подведомственных краевых и муниципальных учреждений культуры и формирование среди населения края уважения к историческому наследию и культурным ценностям коренных малочисленных народов;

2) развитие культурных связей коренных малочисленных народов края и Российской Федерации посредством участия в международных, общероссийских, межрегиональных, краевых мероприятиях в сфере сохранения и развития самобытной культуры;

3) совершенствование подготовки кадров для краевых и муниципальных учреждений культуры из лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в целях сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов;

4) организация проведения встреч с известными представителями культуры из лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и вовлечение молодежи для участия в таких мероприятиях;

5) поддержка этнокультурных центров коренных малочисленных народов;

6) разработка и реализация комплекса мер по развитию этнотуризма в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;

7) поддержка национальных видов спорта;

8) организация в крае информационно-просветительской работы, направленной на производство и распространение информации о коренных малочисленных народах, проводимых мероприятиях по сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов, достижениях коренных малочисленных народов в области сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, сохранения и развития самобытной культуры коренных малочисленных народов.

5.4. В сфере дальнейшего обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, в соответствии с законодательством края:

5.4.1. Организация мониторинга социальной ситуации среди коренных малочисленных народов в местах проживания в целях решения проблем жизнеобеспечения лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5.4.2. Подготовка предложений по расширению (изменению) видов государственной социальной помощи коренным малочисленным народам.

5.4.3. Повышение доступности социальных услуг лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, за счет развития и поддержки сектора профильных социально ориентированных некоммерческих организаций.

5.4.4. Обеспечение информационной поддержки и проведение разъяснительной работы по видам социальной помощи лицам, относящимся к коренным малочисленным народам, и порядку их предоставления.

 

6. Механизм реализации Концепции

 

Настоящая Концепция соответствует основным направлениям социально-экономического развития края.

Эффективность реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов края, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества с использованием правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией.

Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции осуществляется за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, а также в отдельных случаях за счет внебюджетных источников.

Основным инструментом реализации настоящей Концепции является государственная программа Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае". Отдельные задачи настоящей Концепции могут решаться через государственные программы Хабаровского края "Культура Хабаровского края", "Развитие образования в Хабаровском крае", "Развитие здравоохранения Хабаровского края", "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", "Развитие рынка труда и содействие занятости населения Хабаровского края" и другие.

В ходе реализации настоящей Концепции уполномоченный орган исполнительной власти края, ответственный за реализацию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, во взаимодействии с министерствами края, иными органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления, общественными объединениями коренных малочисленных народов при необходимости готовит предложения по уточнению приоритетных направлений и задач настоящей Концепции.

Ход исполнения настоящей Концепции рассматривается на заседаниях совещательных органов, созданных уполномоченным органом исполнительной власти края, ответственным за реализацию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов при участии министерств края, иных органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений коренных малочисленных народов.

Информационная поддержка реализации настоящей Концепции осуществляется путем привлечения краевых и муниципальных информационных ресурсов.

Уполномоченный орган исполнительной власти края, ответственный за реализацию государственной политики в отношении коренных малочисленных народов, осуществляет контроль за ходом реализации настоящей Концепции и представляет Губернатору края в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным, ежегодный доклад о состоянии и мерах, принимаемых для развития коренных малочисленных народов.

Корректировка настоящей Концепции осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния коренных малочисленных народов края.

Реализация настоящей Концепции призвана стать мобилизующим фактором, способствующим формированию устойчивых условий для самоорганизации коренных малочисленных народов, развитию их общественных инициатив, отвечающих целям, приоритетам и задачам настоящей Концепции, и активизации процессов прямого участия объединений коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

 

7. Ожидаемые результаты

 

Ожидаемые результаты реализации Концепции:

- выполнение обязательств края по государственной поддержке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, путем предоставления финансовой, имущественной, социальной, информационной и иных мер государственной поддержки;

- формирование комплексной нормативной правовой базы края, обеспечивающей права и интересы коренных малочисленных народов;

- формирование и ведение единого регистра коренных малочисленных народов;

- создание и обеспечение функционирования электронной информационной системы о коренных малочисленных народах края;

- создание эффективного механизма вовлечения объединений коренных малочисленных народов в самостоятельное решение вопросов, затрагивающих сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов, самобытной культуры, родных языков, воспитание молодежи коренных малочисленных народов;

- обеспечение равного доступа объединений коренных малочисленных народов к финансовой поддержке, предоставляемой в соответствии с краевым законодательством;

- доведение к 2020 году годового объема государственной поддержки, предоставляемой в виде субсидий и грантов в форме субсидий объединениям коренных малочисленных народов в размере не менее 15 процентов бюджетных ассигнований краевого бюджета, запланированных на реализацию мероприятий по государственной программе Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (за исключением объемов бюджетных ассигнований краевого бюджета, предусмотренных на бюджетные инвестиции);

- предоставление водных биологических ресурсов (тихоокеанских лососей) коренным малочисленным народам для удовлетворения личных нужд в объеме 100 килограммов на человека в год;

- формирование штата общественных экологических инспекторов из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в количестве не менее одного человека в муниципальном районе края;

- снижение количества безработных из числа лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, состоящих на учете в службе занятости населения края, на 5 процентов ежегодно;

- увеличение количества лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, улучшившим жилищные условия, до 10 семей ежегодно;

- обеспечение права обучающихся на изучение родного языка из числа желающих - до 100 %;

- подготовка квалифицированных кадров из числа молодежи коренных малочисленных народов в образовательных организациях профессионального образования, расположенных в крае, - не менее 500 человек ежегодно;

- повышение заинтересованности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, в ведении традиционной хозяйственной деятельности;

- ввод в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, не менее одного объекта в два года;

- обеспечение населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов услугами связи, включая мобильную связь и сеть "Интернет";

- повышение качества жизни представителей коренных малочисленных народов, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

- обеспечение возможности в получении полноценного образования детям, чьи родители ведут кочевой (полукочевой) образ жизни и содействие их нахождению в семьях в период летних каникул;

- продвижение изделий художественных промыслов и народных ремесел коренных малочисленных народов на внутреннем и внешнем рынках посредством участия мастеров коренных малочисленных народов в выставочных мероприятиях не реже одного раза в два года;

- заинтересованность детей и молодежи коренных малочисленных народов в обучении навыкам изготовления изделий художественных промыслов и народных ремесел коренных малочисленных народов;

- своевременное выявление и лечение заболеваний, наиболее распространенных среди коренных малочисленных народов, снижение смертности;

- формирование толерантного отношения к культуре коренных малочисленных народов за счет расширения возможностей доступа населения края к участию в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в местах проживания коренных малочисленных народов;

- укрепление культурных связей между коренными малочисленными народами, обеспечение доступа к культурным ценностям коренных малочисленных народов;

- привлечение коренных малочисленных народов как непосредственно, так и через их общественные организации к формированию и реализации государственной политики, программ, касающихся коренных малочисленных народов.

Основные показатели (индикаторы), позволяющие оценивать социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов, устанавливаются в государственной программе Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае".


Информация по документу
Читайте также