ПРАВИТЕЛЬСТВО
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
N 499-рп
05 июля 2016 г. г. Хабаровск
О реализации
права на образование детей с ограниченными
возможностями
здоровья
В
образовательных организациях Хабаровского края (далее также - край) создаются
необходимые условия для получения дошкольного, общего и профессионального
образования, предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В 2016
году в крае численность детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
также - ОВЗ) от 1 года до 7 лет составляет 6 645 человек, детей с инвалидностью
- 1 246 человек. Посещают образовательные организации, реализующие программу
дошкольного образования, 67 процентов от общей численности всех детей с ОВЗ и
53 процента от общего количества детей-инвалидов.
Образовательные
услуги для детей с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта,
опорно-двигательного аппарата оказываются в группах компенсирующей
направленности в дошкольных образовательных организациях. Для сопровождения
семейного образования созданы 180 консультативных пунктов, которые посещают
более 5,7 тыс. детей и их родителей. Реализацию коррекционно-развивающих
программ обеспечивают более 400 узких специалистов: педагогов-психологов,
учителей-логопедов, учителей-дефектологов.
В
общеобразовательных организациях края в 2015/2016 учебном году обучаются 10 863
ребенка с ОВЗ (8% от общего количества школьников), 2 465 детей-инвалидов (1,8%
от общей численности школьников).
Обучение
детей-инвалидов и детей с ОВЗ организовано в общеобразовательных организациях в
отдельных коррекционных классах и инклюзивно; в специальных (коррекционных)
школах; на дому или в медицинских организациях, в том числе с применением
дистанционных образовательных технологий.
На
территории края действуют 17 психолого-медико-педагогических
комиссий (1 центральная, 16 территориальных), которые
ежегодно обследуют около 8 тыс. детей, участвуют в освидетельствовании детей в
целях установления инвалидности в соответствии с соглашением о сотрудничестве,
заключенным с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы по Хабаровскому
краю.
Проведена
работа по подготовке к введению федеральных государственных образовательных
стандартов образования обучающихся с ОВЗ (далее также - ФГОС ОВЗ).
Начиная с
2012 года в рамках реализации мероприятий по модернизации общего образования в
специальные (коррекционные) учреждения осуществлялась поставка специального оборудования и проводились ремонты для создания условий
социализации детей с ОВЗ.
В 2014
году Хабаровский край стал победителем конкурсного отбора региональных программ
развития образования на предоставление субсидий для реализации мероприятий
Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. За два
года создана сеть апробационных площадок по введению
ФГОС ОВЗ, подготовлен кадровый ресурс, укреплена материальная база. Объем
финансовых средств из федерального и краевого бюджетов за два года составил 100
млн. 444 тыс. рублей.
Проводится работа по организации обучения детей по основным
общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях в
соответствии с Порядком регламентации и оформления отношений краевой государственной
или муниципальной образовательной организации и родителей (законных
представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также
детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным
программам на дому или в медицинских организациях, утвержденным постановлением
Правительства Хабаровского края от 03 июня
2015 г. N 124-пр.
Министерством
образования и науки края, органами местного самоуправления, осуществляющими
управление в сфере образования, образовательными организациями с 01 января 2016
г. организована работа по исполнению мероприятий индивидуальных программ
реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
В
учреждениях профессионального образования по очной форме обучаются 1 082
инвалида и лица с ОВЗ, что составляет 2,2 процента от общей численности, из них
808 человек обучаются по программам подготовки квалифицированных рабочих,
служащих, 171 человек - по программам подготовки специалистов среднего звена и
103 человека - по программам высшего образования.
Организациями
разработаны адаптированные образовательные программы по 21 рабочей профессии,
реализуются девять образовательных программ среднего профессионального
образования с применением дистанционных образовательных технологий. Созданы два
профессиональных центра для лиц с ОВЗ на базе профессиональных образовательных
организаций N 6, 18 для подготовки квалифицированных рабочих и адаптации их на
рынке труда.
В целях
сопровождения образовательного процесса в образовательных организациях введены
штатные единицы педагогов-психологов, социальных педагогов. Организована
деятельность служб содействия трудоустройству выпускников, которые оказывают
необходимую консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь по
сопровождению при трудоустройстве выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Реализация
мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная
среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 01 декабря 2015 г. N 1297, позволила за пять лет
создать универсальную безбарьерную среду в 114
муниципальных общеобразовательных организациях края (31,1% от общего числа
общеобразовательных организаций без учета коррекционных школ и
школ-интернатов). Общая сумма средств, направленных на реализацию мероприятий,
составила 218,8 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 119,1 млн.
рублей.
В 2016
году будут переоборудованы еще восемь детских садов и четыре школы края. На эти
цели запланировано направить 28 млн. рублей, в том числе из федерального
бюджета - 26,6 млн. рублей. По итогам реализации мероприятий до 2018 года доля
детских садов с доступной средой будет доведена до 7,2 процента,
общеобразовательных организаций - до 30,8 процента.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая
2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки" в части увеличения к 2020 году доли образовательных
учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены
для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов за
период с 2013 по 2015 год было направлено 30 млн. рублей, в том числе из
федерального бюджета - 18 млн. рублей. Созданы условия безбарьерной
среды в девяти профессиональных образовательных организациях. Доля доведена до
27,2 процента. Реализация мероприятий в 2016 году будет продолжена, на эти цели
направлено 9,9 млн. рублей.
С учетом
анализа сложившейся ситуации, для решения задач и выработки согласованных
действий органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления в
целях развития системы оказания образовательных услуг детям с ограниченными
возможностями здоровья и детям-инвалидам:
1.
Утвердить прилагаемые:
Межведомственный
комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего
образования и создания специальных условий для получения образования
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в Хабаровском
крае на 2016 - 2017 годы (далее - Межведомственный комплексный план);
Комплекс
мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся
в общеобразовательных организациях, в том числе детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья, в Хабаровском крае на 2016 - 2020 годы
(далее - Комплекс мер).
2. Министерству
образования и науки края, министерству здравоохранения края, министерству
социальной защиты населения края, комитету по труду и занятости населения
Правительства края обеспечить в установленный срок выполнение мероприятий
Межведомственного комплексного плана и Комплекса мер в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете соответствующим органам
исполнительной власти края.
Срок -
постоянно.
3.
Министерству образования и науки края, министерству здравоохранения края
продолжить реализацию проекта "УчимЗнаем" в
учреждениях здравоохранения края через сетевое взаимодействие образовательных
организаций.
Срок -
2017 год.
4.
Министерству социальной защиты населения края проработать вопрос об открытии в
краевом государственном бюджетном учреждении "Хабаровский центр социальной
реабилитации инвалидов" отделения по оказанию социальных услуг инвалидам с
тяжелыми и множественными нарушениями развития старше 18 лет.
Срок -
2017 год.
5.
Министерству образования и науки края осуществлять координацию деятельности
заинтересованных органов исполнительной власти края по реализации
Межведомственного комплексного плана и Комплекса мер.
Срок -
постоянно.
6.
Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края:
6.1.
Обеспечить в установленный срок выполнение мероприятий Межведомственного
комплексного плана.
Срок -
постоянно.
6.2.
Разработать планы мероприятий муниципальных образований края по реализации Комплекса
мер.
Срок - до
01 сентября 2016 г.
6.3.
Обеспечить создание условий для поэтапного перехода на федеральные
государственные стандарты образования обучающихся с ОВЗ с 01 сентября 2016 г.
Срок - до
01 сентября 2016 г.
6.4.
Обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Срок -
постоянно.
7. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Председателя Правительства края.
Губернатор,
Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Правительства
Хабаровского края
от 5 июля 2016 г.
N 499-рп
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
ПО ВОПРОСАМ
ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И
СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА
2016 - 2017 ГОДЫ
N п/п
|
Наименование мероприятия
|
Срок исполнения
|
Ответственные исполнители, соисполнители
|
Итог исполнения мероприятия
|
Ожидаемые результаты
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
Дополнительные
меры, направленные на создание специальных условий получения образования
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее также - ОВЗ) и
инвалидностью в образовательных организациях края, в том числе обеспечение
возможности получения образования в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам
|
1.1.
|
Выполнение плана
мероприятий по введению и реализации федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования на 2015 - 2020 годы (раздел
"Введение и реализация федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья") в общеобразовательных организациях Хабаровского края
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края
|
отчет по выполнению
плана мероприятий по введению и реализации федеральных государственных
образовательных стандартов (далее также - ФГОС) общего образования на 2015 -
2020 годы
|
аналитические материалы
|
1.2.
|
Мониторинг создания
специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ,
детьми-инвалидами в общеобразовательных организациях края
|
III - IV квартал 2016 г.
|
министерство
образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (по согласованию)
|
информационная справка
|
план мероприятий по
улучшению материально-технической, ресурсной базы общеобразовательных
организаций края
|
1.3.
|
Применение научно-методического
обеспечения использования русского жестового языка в рамках освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования для глухих, разработанного Министерством образования и науки
Российской Федерации
|
в течение 2017 года
|
министерство
образования и науки края
|
изучение методических
рекомендаций на заседаниях краевых методических объединений сурдопедагогов,
учителей-дефектологов
|
использование
методических рекомендаций в образовательной деятельности
|
1.4.
|
Подготовка к
государственной аккредитации адаптированных основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных организациях края
|
в течение 2017 года
|
министерство
образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (по согласованию)
|
рассмотрение вопроса на
совете по вопросам общего образования
|
готовность к
государственной аккредитации адаптированных основных общеобразовательных
программ в общеобразовательных организациях края
|
1.5.
|
Приведение штатного
расписания краевых общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы, в соответствие с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N
1015
|
в течение 2017 года
|
министерство
образования и науки края
|
разработка примерного
штатного расписания
|
кадровое обеспечение
реализации образовательных программ
|
2.
|
Обеспечение правоприменения законодательных и иных правовых актов в
сфере получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
|
2.1.
|
Разработка нормативов подушевого финансирования на обеспечение
коррекционно-развивающей работы в рамках реализации федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ и федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
|
в течение 2016 года
|
министерство образования
и науки края
|
внесение
изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 22 ноября 2013
г. N 402-пр "О формировании субвенций из краевого бюджета на обеспечение
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и
бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение
дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных
организациях"
|
применение нормативов подушевого финансирования на обеспечение
коррекционно-развивающей работы
|
2.2.
|
Выполнение методических
рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской
Федерации, по реализации примерных адаптированных основных образовательных
программ дошкольного образования для детей с ОВЗ
|
в течение 2017 года
|
министерство
образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (по согласованию)
|
разработка дорожной
карты по реализации методических рекомендаций
|
реализация примерных
адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования для
детей с ОВЗ
|
2.3.
|
Рассмотрение и обсуждение
на координационном совете по введению и реализации федеральных
государственных образовательных стандартов в дошкольных образовательных и
общеобразовательных организациях Хабаровского края (далее - координационный
совет) актуальных вопросов и проблем, связанных с введением ФГОС ОВЗ
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (по согласованию)
|
решение
координационного совета
|
принятие управленческих
решений
|
2.4.
|
Проведение онлайн-консультаций со специалистами органов местного
самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по актуальным
вопросам правоприменительной практики получения образования детьми с ОВЗ и
детьми-инвалидами
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края
|
протокол поручений
|
обеспечение соблюдения
законодательства
|
3.
|
Подготовка кадров к
работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
|
3.1.
|
Актуализация программ
повышения квалификации педагогических и руководящих работников
образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы и адаптированные образовательные программы
(далее - АООП и АОП соответственно) в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский
краевой институт развития образования" (далее - ХК ИРО)
|
организация курсов
повышения квалификации педагогических и руководящих работников
образовательных организаций, реализующих АООП и АОП в соответствии с ФГОС ОВЗ
|
обеспечение
соответствия уровня квалификации педагогических и руководящих работников для
реализации требований ФГОС ОВЗ
|
3.2.
|
Организация краевого
объединенного конкурса "Учитель года Хабаровского края" по
номинации "Лучший педагог-психолог года"
|
I квартал 2017 г.
|
министерство
образования и науки края
|
проведение номинационного конкурса профессионального мастерства
"Лучший педагог-психолог года"
|
популяризация и
тиражирование эффективных практик деятельности лучших педагогов-психологов
края, стимулирование личностно-профессионального развития
|
3.3.
|
Содействие привлечению
учителей-инвалидов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие
управление в сфере образования (по согласованию)
|
мониторинг
трудоустройства учителей-инвалидов в образовательные организации края
|
трудоустройство
учителей-инвалидов в образовательные организации края
|
3.4.
|
Проведение обучающих
мероприятий для педагогов по вопросам введения ФГОС ОВЗ
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, министерство социальной защиты населения края, ХК
ИРО
|
отчет
|
подготовка
квалифицированных кадров в сфере образования и социального обслуживания
|
3.5.
|
Повышение квалификации
и переподготовка педагогических работников по обучению русскому жестовому
языку
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края
|
курсы повышения
квалификации и переподготовки педагогических работников
|
подготовка
квалифицированных кадров в сфере образования
|
3.6.
|
Разработка и реализация
дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогических
работников профессиональных образовательных организаций края по актуальным
вопросам социализации, самореализации, обучения и воспитания молодежи
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования "Хабаровский
краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере
профессионального образования" (далее - КГБОУ ДПО "Хабаровский
краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере
профессионального образования")
|
курсы повышения
квалификации и переподготовки педагогических и руководящих работников
профессиональных образовательных организаций края
|
повышение квалификации
|
3.7.
|
Проведение
научно-практических семинаров для педагогов профессиональных образовательных
организаций края по вопросам социализации подростков "группы
риска", в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, детей с ОВЗ
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт
переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального
образования"
|
отчет
|
разработка рекомендаций
для педагогов
|
3.8.
|
Подготовка методических
рекомендаций для руководящих и педагогических работников профессиональных
образовательных организаций края по актуальным вопросам обучения и воспитания
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт
переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального
образования"
|
совещание руководящих и
педагогических работников профессиональных образовательных организаций края
|
разработка методических
рекомендаций
|
3.9.
|
Разработка и реализация
модуля "Теория и методика воспитания обучающихся в профессиональных
образовательных организациях" для преподавателей дисциплин
общеобразовательного цикла в профессиональных образовательных организациях
края, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт
переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
проведение курсов
повышения квалификации и переподготовки педагогических и руководящих
работников профессиональных образовательных организаций края
|
повышение квалификации
педагогических и руководящих работников
|
4.
|
Совершенствование
деятельности психолого-медико-педагогических
комиссий (далее - ПМПК), в том числе формирование механизма эффективного
взаимодействия с учреждениями медико-социальной экспертизы, медицинскими
организациями
|
4.1.
|
Анализ деятельности
ПМПК в соответствии с международной классификацией функционирования
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, краевое государственное бюджетное учреждение
"Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи"
|
аналитические материалы
|
разработка методических
рекомендаций
|
4.2.
|
Реализация
индивидуальной программы реабилитации или абилитации
ребенка-инвалида (далее - ИПРА)
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, министерство здравоохранения края, министерство
социальной защиты населения края, министерство физической культуры и спорта
края, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования (по согласованию)
|
отчеты по исполнению
ИПРА
|
реабилитация и абилитация детей-инвалидов
|
5.
|
Развитие системы ранней
помощи
|
5.1.
|
Повышение квалификации
специалистов системы ранней помощи
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края, министерство социальной защиты населения края
|
организация и проведение
курсов повышения квалификации
|
подготовка
квалифицированных кадров в сфере образования
|
5.2.
|
Разработка комплекса
мер по развитию системы ранней помощи детям от 0 до 3 лет в крае
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, министерство социальной защиты населения края,
министерство здравоохранения края
|
разработка плана
мероприятий по созданию системы ранней помощи
|
развитие системы ранней
помощи
|
6.
|
Развитие дистанционного
образования детей-инвалидов, обучающихся на дому
|
6.1.
|
Проведение мероприятий
по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, получающих
образование на дому
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство
образования и науки края
|
отчет
|
предоставление услуги
детям-инвалидам
|
7.
|
Развитие физической
культуры среди детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
7.1.
|
Реализация
физкультурно-спортивных мероприятий в крае среди детей-инвалидов и детей с
ОВЗ
в том числе:
- первенство
Хабаровского края по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата
(дисциплина "плавание");
- первенство Хабаровского
края по спорту глухих (дисциплина "настольный теннис");
- специальный
Олимпийский фестиваль Хабаровского края среди учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство физической
культуры и спорта края, министерство образования и науки края
|
отчет
|
увеличение доли детей с
ОВЗ и детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и
спортом
|
7.2.
|
Проведение ежегодного
физкультурно-спортивного фестиваля для детей-инвалидов с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата
|
ноябрь 2016 г., ноябрь 2017 г.
|
министерство социальной
защиты населения края, подведомственные учреждения социальной поддержки и
социального обслуживания населения
|
отчет
|
социальная адаптация,
привлечение к занятиям спортом и привитие здорового образа жизни
|
7.3.
|
Содействие в
организации обучения детей-инвалидов, детей и подростков в стационарных
организациях социального обслуживания, предназначенных для детей-инвалидов
|
в течение 2016 - 2017 гг.
|
министерство социальной
защиты населения края, подведомственные учреждения социального обслуживания в
рамках межведомственного взаимодействия
|
отчет
|
обеспечение прав на
образование
|
8.
|
Дополнительное
образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов
|
8.1.
|
Разработка
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, краевое государственное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования "Хабаровский краевой центр
развития творчества детей и юношества" (далее - КГБОУ ДО
"Хабаровский краевой центр развития творчества детей и юношества"
|
разработка
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
|
реализация
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ
|
8.2.
|
Введение номинации
дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ и методических
материалов
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, КГБОУ ДО "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и
юношества"
|
проведение номинации
дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
в рамках краевого конкурса
|
популяризация и
тиражирование лучших практик реализации дополнительных общеобразовательных
программ
|
8.3.
|
Реализация
дополнительных общеобразовательных программ в рамках профильной смены для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов в краевом государственном бюджетном
образовательном учреждении дополнительного образования "Хабаровский
краевой центр внешкольной работы "Созвездие" (далее - КГБОУ ДО
ХКЦВР Созвездие)
|
2017 год
|
министерство
образования и науки края, КГБОУ ДО ХКЦВР Созвездие
|
организация профильной
смены для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
|
реализация
дополнительных общеобразовательных программ
|
УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Правительства
Хабаровского края
от 5 июля 2016 г.
N 499-рп
КОМПЛЕКС
МЕР,
НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ,
В ТОМ ЧИСЛЕ
ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ, В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
НА 2016 - 2020
ГОДЫ
N п/п
|
Наименование
мероприятия
|
Ожидаемые
результаты
|
Срок
исполнения
|
Ответственные
исполнители
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в
общеобразовательных организациях
|
1.
|
Организационно-методическое
обеспечение
|
1.1.
|
Организация взаимодействия
министерства образования и науки края, министерства физической культуры и
спорта края, комитета по молодежной политике Правительства края, комитета по
труду и занятости населения Правительства края и работодателей по вопросам
организации работы по профессиональной ориентации обучающихся
общеобразовательных организаций края
|
1.1.1.
|
Внедрение в
общеобразовательные организации края пилотного
проекта "Новая профориентация"
|
построение новой системы
профориентации в пилотных общеобразовательных
организациях края
|
2016 год
|
министерство образования и
науки края
|
1.1.2.
|
Организация и проведение
краевого конкурса бизнес-проектов пилотных общеобразовательных организаций края
|
создание базы лучших бизнес-проектов по новой
системе профориентации
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края
|
1.1.3.
|
Проведение цикла семинаров
и курсов по практико-ориентированной подготовке педагогов и специалистов
(профконсультантов и профориентологов) по профориентационной деятельности
|
создание мастер-классов, апробация
инновационных моделей обучения (форсайт, эпистемотека и др.) при организации работы по
профориентации
|
2016 год
|
министерство образования и
науки края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой
институт развития образования" (далее - КГБОУ ДПО ХК ИРО)
|
1.1.4.
|
Организация и проведение
краевого конкурса на лучшую организацию работы по профориентации среди
общеобразовательных организаций края
|
создание базы лучших
проектов по профориентационной работе, по
профессиональной ориентации в сети общеобразовательных организаций края
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края
|
1.1.5.
|
Разработка и реализация пилотного проекта "Развитие инженерного
образования" на базе образовательных организаций г. Комсомольска-на-Амуре,
Амурского, Комсомольского, Солнечного муниципальных районов
|
создание системы работы
дошкольных образовательных организаций - основных общеобразовательных
организаций - профессиональных образовательных организаций - образовательных
организаций высшего образования
|
2016 - 2017
гг.
|
министерство образования и
науки края, КГБОУ ДПО ХК ИРО
|
1.1.6.
|
Организация встреч на
предприятиях членами краевого совета молодежи, занятой в различных отраслях
экономики края
|
популяризация рабочих
специальностей, организация практического ознакомления с рабочими
специальностями через советы молодежи на предприятиях
|
2016 год
|
комитет по молодежной
политике Правительства края
|
1.1.7.
|
Содействие в развитии
молодежного предпринимательства в рамках реализации мероприятий
государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и
инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316
|
информирование,
вовлечение, обучение молодежи основам предпринимательской деятельности,
сопровождение бизнеса
|
2016 год
|
комитет по молодежной
политике Правительства края
|
1.2.
|
Разработка методических
рекомендаций по организации профессионального самоопределения молодежи с
учетом потребностей рынка труда, в том числе в сфере предпринимательства
|
1.2.1.
|
Выпуск тематического
журнала "Атлас профессий" по организации профессионального
самоопределения молодежи с учетом потребностей рынка труда, в том числе в
сфере предпринимательства
|
популяризация рабочих
профессий среди учащихся общеобразовательных организаций края
|
ежегодно 2016
- 2020 гг.
|
министерство образования и
науки края, краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования "Хабаровский краевой
институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального
образования" (далее - КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт
переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального
образования")
|
1.2.2.
|
Подготовка кейсов по
профессиональной ориентации в крае: "Выставка-ярмарка "Парад
профессий", информационно-профориентационный
ресурс "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас
профессий")
|
сборник материалов
|
2016 год
|
министерство образования и
науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
1.2.3.
|
Проведение
профессиональной диагностики с обучающимися
общеобразовательных организаций края на базе профессиональных образовательных
организаций края
|
профессиональное
самоопределение обучающихся общеобразовательных организаций края
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, профессиональные образовательные организации края, краевое
государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - КГБУ
ХЦППМСП)
|
1.3.
|
Развитие форм временной
занятости, дополнительного образования, в том числе посредством включения в
работу профильных отрядов, добровольческих организаций
|
1.3.1.
|
Организация работы по
привлечению учащихся общеобразовательных организаций края к участию в кружках
по профессиям, учебных лабораториях, мастерских (очных и виртуальных) в
профессиональных образовательных организациях края
|
формирование у учащихся общеобразовательных организаций края
интереса к конкретным профессиям
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, профессиональные образовательные организации края
|
1.3.2.
|
Организация временной
трудовой занятости несовершеннолетних, в том числе трудовых отрядов
старшеклассников, социальных отрядов
|
формирование у учащихся мотивации к трудовой деятельности
|
2016 - 2020
гг.
|
органы местного
самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (по
согласованию), комитет по труду и занятости населения Правительства края,
комитет по молодежной политике Правительства края, министерство образования и
науки края
|
1.3.3.
|
Включение школьников в
деятельность детских и молодежных общественных объединений
|
вовлечение учащихся в
социально значимую деятельность, формирование лидерских навыков
|
2016 - 2020
гг.
|
комитет по молодежной
политике Правительства края
|
1.4.
|
Организация работы по
созданию портфолио обучающихся (учета достижений)
общеобразовательных организаций края в целях дальнейшего профессионального
самоопределения и формирования индивидуальной траектории развития обучающихся
|
1.4.1.
|
Реализация программы
"Проба профессии" для учащихся общеобразовательных организаций края
|
практическое ознакомление
с профессиональными компетенциями по профессиям, специальностям в
профессиональных образовательных организациях края
|
2016 - 2020 гг.
|
министерство образования и
науки края, профессиональные образовательные организации края, КГБОУ ДПО
"Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в
сфере профессионального образования"
|
1.4.2.
|
Организация участия во
Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей
детских и молодежных общественных объединений "Лидер XXI века"
|
содействие
профессиональному самоопределению и формированию индивидуальной траектории
развития обучающихся образовательных организаций края
|
2016 - 2020
гг.
|
комитет по молодежной
политике Правительства края
|
2.
|
Информационно-методическое
обеспечение
|
2.1.
|
Информационное
освещение ключевых событий по профессиональной ориентации обучающихся
общеобразовательных организаций края на официальном сайте министерства образования
и науки края, министерства физической культуры и спорта края, комитета по
молодежной политике Правительства края, комитета по труду и занятости
населения Правительства края, а также на интернет-площадках
общеобразовательных организаций края
|
2.1.1.
|
Информационное
освещение ключевых событий по профессиональной ориентации, краевых конкурсов,
олимпиад профессионального мастерства, региональных чемпионатов по
профессиональному мастерству World-Skills Russia на информационных ресурсах министерства образования
и науки края, комитета по молодежной политике Правительства края, комитета по
труду и занятости населения Правительства края, КГБОУ ДПО "Хабаровский
краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере
профессионального образования", информационно-образовательном портале
"ПроОбраз27", в средствах массовой информации, на интернет-площадках общеобразовательных и профессиональных
образовательных организаций края
|
повышение престижа рабочих
профессий
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, комитет по молодежной политике Правительства края, комитет по
труду и занятости населения Правительства края
|
2.1.2.
|
Организация
работы по созданию единой информационной площадки в целях объединения всех
информационных материалов по вопросам профориентационной
деятельности (программное обеспечение профориентационных
курсов, методические разработки по урочным и внеурочным занятиям,
видеоматериалы по организации профориентационной
работы, виртуальные экскурсии по профессиональным образовательным организациям
края, "карта профессий", диагностический инструментарий с
пошаговыми методическими рекомендациями по их применению)
|
создание единой
информационной площадки с информационными материалами по организации профориентационной работы на базе информационно-профориентационного
ресурса "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас
профессий")
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
2.1.3.
|
Системное пополнение и
обновление контента информационно-профориентационного
ресурса "Твоя профессия - твое будущее" ("Атлас
профессий")
|
повышение престижа рабочих
профессий
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
2.1.4.
|
Выпуск справочника для поступающих в профессиональные образовательные организации
края
|
повышение
информированности выпускников общеобразовательных организаций края о
профессиях и специальностях среднего профессионального образования в крае
|
ежегодно 2016
- 2020 гг.
|
министерство образования и
науки края, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки и
повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
3.
|
Дополнительные
мероприятия, направленные на развитие системы профессиональной ориентации
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее также -
ОВЗ)
|
3.1.
|
Утверждение состава совета
по профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья
|
правовой акт
|
2016 год
|
министерство образования и
науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края
|
3.2.
|
Разработка и утверждение
порядка межведомственного взаимодействия министерства образования и науки
края, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере
образования, комитета по труду и занятости населения Правительства края по
организации профориентационной работы с
детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
|
повышение качества профориентационной работы с детьми-инвалидами и детьми с
ОВЗ
|
III квартал
2016 г.
|
министерство образования и
науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования (по согласованию), комитет по труду и занятости населения
Правительства края
|
3.3.
|
Внедрение в
образовательные организации края современного инструментария
психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающихся,
в том числе с инвалидностью и ОВЗ, умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
|
профессиональное
самоопределение обучающихся
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере
образования (по согласованию), КГБУ ХЦППМСП
|
3.4.
|
Реализация профориентационных курсов для обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью общеобразовательных школ края (в том числе реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы) с учетом специфики
нарушений развития
|
повышение профессиональной
компетенции обучающихся
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края
|
3.5.
|
Реализация межпредметного курса "Основы самозанятости
и предпринимательства" в общеобразовательных учреждениях края,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общего образования обучающихся с ОВЗ
|
расширение возможности для
трудоустройства
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, Дальневосточный научный центр местного самоуправления (по
согласованию)
|
3.6.
|
Разработка
профессиограмм (специальностей), доступных для
обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по зрению, с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях края
|
индивидуализация
профессионального образовательного маршрута
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края
|
3.7.
|
Создание базовой
профессиональной образовательной организации (далее - БПОО), обеспечивающей
поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования
инвалидов
|
поддержка региональной
системы инклюзивного профессионального образования инвалидов
|
2016 год
|
министерство образования и
науки края
|
3.8.
|
Развитие региональной
системы инклюзивного профессионального образования инвалидов
|
сопровождение инвалидов
молодого возраста при получении ими профессионального образования и последующем
трудоустройстве
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, БПОО
|
3.9.
|
Повышение квалификации,
переподготовка и проведение стажировок педагогических и управленческих кадров
по тематике профессиональной ориентации детей-инвалидов и детей с ОВЗ
|
соответствие уровня
квалификации педагогических и управленческих кадров
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, БПОО, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки
и повышения квалификации в сфере профессионального образования"
|
3.10.
|
Диссеминация опыта:
- разработка, издание и
распространение методических материалов;
- публикация в средствах
массовой информации;
- проведение конференций,
обучающих семинаров-практикумов, мастер-классов
и пр.;
- предоставление для
коллективного пользования специальных информационных технологий,
учебно-методических материалов
|
популяризация и
тиражирование лучших практик в области работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью
|
2016 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, БПОО, КГБОУ ДПО "Хабаровский краевой институт переподготовки
и повышения квалификации в сфере профессионального образования", краевое
государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования "Хабаровский краевой центр развития творчества детей и
юношества"
|
3.11.
|
Предоставление
государственной услуги по организации профессиональной ориентации выпускникам
общеобразовательных организаций и организаций профессионального образования
края, воспитанникам школ-интернатов и детских домов края, в том числе
детям-инвалидам и детям с ОВЗ, в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования
|
профессиональное
самоопределение обучающихся
|
2017 - 2020
гг.
|
комитет по труду и
занятости населения Правительства края
|
3.12.
|
Обеспечение социализации и
трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью общеобразовательных
организаций края
|
|
|
|
3.12.1.
|
Мониторинг потребности в
профессиональном образовании (обучении) выпускников общеобразовательных
организаций края с ОВЗ и инвалидностью
|
прогнозирование актуальных
потребностей в профессиональном образовании (обучении) выпускников с ОВЗ и
инвалидностью
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края
|
3.12.2.
|
Формирование перечня
направлений подготовки и открытие учебных мест в системе профессионального
образования, обеспечивающих потребность выпускников с ОВЗ и инвалидностью
|
создание условий для
качественного профессионального образования
|
2017 - 2020
гг.
|
министерство образования и
науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края
|