Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 04.10.1996 № 446ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 04 октября 1996 г. N 446 О "ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 1997 - 1998 ГОДЫ" В 1996 году завершается реализация "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае", одобренных коллегией при главе администрации края 30.06.94 и утвержденных постановлением главы администрации края от 07.07.94 N 334. В настоящее время заложены основы формирования краевой комплексной системы поддержки малого предпринимательства и создаются предпосылки для перехода к широкомасштабной поддержке со стороны краевых органов власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем необходимо предпринять шаги по обеспечению устойчивого развития малого предпринимательства, как неотъемлемой части экономики края, через системное совершенствование нормативно - правовой базы, налогообложения и отчетности, развития инфраструктуры, имущественной и финансовой поддержки. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Хабаровском крае, обеспечения его государственной поддержкой и, руководствуясь краевым Законом "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае", ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить краевую целевую "Программу развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы" (далее - Программа) и вынести на утверждение Хабаровской краевой Думой. 2. Утвердить заказчиком Программы комитет по экономике администрации края и возложить на него ответственность за контроль по реализации Программы и координацию деятельности комитетов и управлений администрации края и других подразделений в крае в области поддержки и развития малого предпринимательства. 3. Финансовому управлению администрации края при подготовке проектов краевого бюджета на 1997 и 1998 годы предусмотреть финансирование мероприятий Программы. 4. Финансовому управлению, комитету по экономике администрации края при подготовке проекта краевого бюджета на 1997 год совместно с государственной налоговой инспекцией по Хабаровскому краю проанализировать действующие краевые налоги с учетом их эффективности и подготовить предложения по совершенствованию краевой налоговой системы. 5. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов края предусматривать выделение в 1997 и 1998 годах средств из соответствующих бюджетов на цели развития малого предпринимательства и реализацию мероприятий Программы. 6. Считать утратившим силу постановление главы администрации края от 07.07.94 N 334 "Об утверждении "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае". 7. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет по экономике администрации края (А.Б.Левинталь). 8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Глава администрации В.И.Ишаев Приложение к постановлению главы администрации края от 04 октября 1996 г. N 446 ПРОЕКТ АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 1997 - 1998 ГОДЫ СОДЕРЖАНИЕ Паспорт "Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы". Введение. 1. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Хабаровском крае. 1.1. Анализ выполнения "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае". 1.2. Развитие малого предпринимательства в крае. 1.3. Структура, организационно - правовые формы и основные виды деятельности малого предпринимательства. 1.4. Развитие индивидуальной трудовой деятельности. 1.5. Меры органов государственной власти и управления Хабаровского края, направленные на развитие и поддержку предпринимательства 1.6. Состояние дел по формированию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в крае. 1.7. Проблемы развития малого предпринимательства края. 2. Основные направления и содержание программных мероприятий развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы. 2.1. Цель Программы, приоритетные направления и вытекающие из них задачи Программы развития и поддержки малого предпринимательства. 2.2. Формирование нормативно - правовой базы поддержки малого предпринимательства. 2.3. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства. 2.4. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства. 2.5. Информационное обеспечение малого предпринимательства. 2.6. Производственная и инновационная поддержка малых предприятий. 2.7. Научно - методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства. 2.8. Содействие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства. 2.9. Создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства. 2.10. Социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве. 2.11. Механизм реализации Программы. 3. Мероприятия по реализации "Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы". ПАСПОРТ Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы Наименование программы: Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы. Наименование решения о разработке программы: Федеральный Закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", краевой Закон от 29.02.96 N 8 "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае". Заказчик программы: Администрация Хабаровского края. Основные исполнители программы: Комитет по экономике администрации края Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края Финансовое управление администрации края Управление внешнеэкономических связей администрации края Комитет по делам молодежи администрации края Комитет по продовольствию администрации края Комитет по межрегиональным отношениям, промышленности, транспорту и связи администрации края Агропромышленный комитет администрации края Комитет по энергетике и жилищно - коммунальному хозяйству администрации края Управление природными ресурсами администрации края Комитет по социальным вопросам администрации края Комитет образования администрации края Комитет по труду администрации края УВД Хабаровского края Администрации городов и районов края Комитеты по управлению муниципальным имуществом Хабаровский краевой центр занятости населения Городские и районные центры занятости населения Хабаровское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края Краевой комитет профсоюза работников малого и среднего бизнеса Дальневосточная Торгово - промышленная палата Совет по предпринимательству при главе администрации края Хабаровское краевое объединение предпринимателей Союз деловых женщин Хабаровского края Хабаровский центр научно - технической информации Дальневосточный международный торговый центр Комсомольский - на - Амуре технический университет Дальневосточная академия государственной службы Хабаровская государственная академия экономики и права Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства Российской Федерации Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства Академия менеджмента и рынка Министерство промышленности РФ Разработчик программы: Комитет по экономике администрации края Сроки реализации: 1997 - 1998 годы Цель программы: Обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах, как неотъемлемой части структурной перестройки экономики края и важнейшего направления обеспечения занятости населения. Задачи программы: Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в качестве важнейшего условия подъема и структурной перестройки экономики Хабаровского края; целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами и услугами, поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг; активизация финансово - кредитных и инвестиционных механизмов, а также новых источников финансирования предпринимательской деятельности. Ожидаемые конечные результаты: Возрастет количество малых частных предприятий, позволяющих усилить конкуренцию на местном уровне, соответственно увеличится количество новых рабочих мест, снижая уровень безработицы, возрастет доля производимой малыми предприятиями продукции и услуг, что будет способствовать пополнению рынка товарами и укреплению краевого и местных бюджетов, активнее будет формироваться слой собственников как социальной основы стабильности общества и повышения уровня благосостояния населения, улучшится инвестиционный климат в крае. Объемы и источники финансирования программы (млн. руб.): Всего / в т.ч. 1997 г. Всего 27740/14665 и 395000/338000 USD в том числе: краевой бюджет 14760/5505 в том числе по разделу "Молодежная политика" 180/70 бюджеты городов и районов 120/50 федеральные источники 9960/7730 внебюджетные источники 2900/1380 и 395000/338000 USD Система контроля за исполнением программы: Комитет по экономике администрации края совместно с Советом по предпринимательству при главе администрации края, Хабаровским краевым объединением предпринимателей и другими общественными объединениями предпринимателей осуществляют текущий контроль за исполнением программы. ВВЕДЕНИЕ Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с федеральным Законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и краевым Законом от 29.02.96 N 8 "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае". Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к "Основным направлениям поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" на период до 1997 года и является составной частью экономической политики администрации Хабаровского края. Программа определяет цели, приоритеты и вытекающие из них основные задачи. Дальнейшее развитие малого предпринимательства в крае создает условия для: - вовлечения широких масс населения в предпринимательскую деятельность и решения проблемы занятости; - реализации индивидуальных способностей и обеспечения материальной основы своей семье; - насыщения товарного рынка отечественной продукцией и услугами с целью удовлетворения потребностей населения; - обеспечения стабильных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Политика государственной поддержки малого предпринимательства, как основной базы формирования рациональной структуры местного хозяйства с учетом его особенностей, обусловлена необходимостью стабилизации социально - экономической ситуации в крае и поиску мер по выходу из кризисного состояния. Организационную основу политики администрации края в области поддержки малого бизнеса будет создавать краевая "Программа поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы" и аналогичные программы на последующие годы. Положения настоящей Программы распространяются на малые предприятия и физические лица, отнесенные законодательством России к субъектам малого предпринимательства. 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ 1.1. Анализ выполнения "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" Анализ выполнения "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" показывает, что система государственной поддержки малых предприятий на федеральном и региональном уровнях стала создаваться более целенаправленно. Органы государственной власти усиливают внимание к решению проблем, препятствующих развитию предпринимательства. Из запланированных мероприятий "Основных направлений поддержки ..." реализовано около 90 процентов. Безусловно, государственная поддержка малого предпринимательства в крае могла быть более эффективной при наличии финансовых ресурсов. Однако, в 1994 - 1995 годах финансовая поддержка осуществлялась незначительная. Из существовавшего краевого Фонда государственной поддержки предпринимательства профинансировано лишь 13 проектов предприятий на льготных условиях. Из-за отсутствия финансовых средств не удалось реализовать такие мероприятия, как создание регионального банка поддержки малого предпринимательства, бизнес - инкубатора в г. Хабаровске, системы финансового лизинга и других мероприятий, связанных с созданием инфраструктуры поддержки предпринимательства. Не выполнено мероприятие, рекомендующее главам администраций городов и районов создать отделы или назначить специалистов по вопросам развития и координации деятельности предпринимательства. В большинстве районов специалисты занимаются только вопросами регистрации предприятий. Необходимо отметить то, что процесс массового создания новых малых предприятий и регистрация предпринимателей без образования юридического лица практически закончился. Появилась настоятельная необходимость в координации деятельности малого предпринимательства в крае, в направлении этой деятельности на решение проблем и нужд региона, на развитие производственного предпринимательства, развитие предпринимательства в сфере науки и наукоемкого производства. Несмотря на существующие трудности, малое предпринимательство в Хабаровском крае продолжает активно развиваться и сформирован достаточно большой потенциал для дальнейшего его развития на качественно более высоком уровне. Все эти факты, включая и усиленное в последнее время внимание государства к развитию малого предпринимательства во всех регионах России, в том числе принятую правительством Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, послужили основанием для разработки новой Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 годы. 1.2. Развитие малого предпринимательства в крае В Хабаровском крае по состоянию на начало 1996 года действовало около 19 тысяч предпринимательских структур, при этом 79 процентов от общего числа, то есть 14,5 тысяч составляют малые предприятия и около 24 тысяч зарегистрировано предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица. Удельный вес малого бизнеса края составляет 1,5 процента в общем количестве по России. Однако, из общего количества предприятий малого бизнеса фактически работает около 60 процентов, то есть 8,7 тысяч, которыми получен объем выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) в сумме 2264 млрд. рублей. Вклад малого предпринимательства оценивается в 10,1 процента в общем объеме выручки (валового дохода) по краю. Часть предприятий не приступили к хозяйственной деятельности или приостановили ее, официально не ликвидировавшись, часть предприятий из-за трудностей распадаются, не сумев организовать собственное дело. Для сравнения: по оценке Госкомстата в целом по России из зарегистрированных хозяйствующих субъектов около 72 процентов являются малыми, из которых более трети не работают, а по отдельным регионам - работающих чуть более половины из общего числа малых предприятий. В сфере малого предпринимательства края занято около 76 тысяч человек на постоянной основе и работающих по совместительству и договорам подряда, при этом доля занятых в малом бизнесе составляет 11,3 процента от общей численности занятых в экономике края. При возрастающей напряженности на рынке труда субъекты малого предпринимательства активно противостоят росту безработицы, остаются основной возможностью создания новых рабочих мест. Малый бизнес уже сегодня используя значительную часть трудовых ресурсов края, превращается в заметную сферу вторичной занятости населения. Около 34 тысяч человек имеют дополнительную занятость и извлекают доходы для своей семьи. 1.3. Структура, организационно - правовые формы и основные виды деятельности малого предпринимательства Характеристика малого предпринимательства Хабаровского края по организационно - правовым формам Таблица 1 ?"""""""""""""'"""""'""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""Ї ? ? ? Количество ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""¤ ? ?Всего? в том числе организационно - правовые формы ? ? ? """"""""""""'""""""""""""""""'""""""""""""""'""""""""""""'"""""""""""¤ ? ? ?кооперативы? товарищества ?индивидуальные?акционерные ? другие ? ? ? ? ? (общества) с ? частные ? общества ?предприятия? ? ? ? ? ограниченной ? предприятия ? ? и ? ? ? ? ?ответственностью? ? ?объединения? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""¤ ?Всего по краю?14522? 746 ? 7519 ? 3755 ? 1284 ? 1218 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? в том числе:? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Хабаровск ? 9260? 414 ? 4771 ? 2213 ? 968 ? 894 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Комсомольск -? ? ? ? ? ? ? ?на - Амуре ? 1930? 164 ? 1107 ? 533 ? 19 ? 107 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Амурский ? ? ? ? ? ? ? ?район ? 334? 2 ? 190 ? 135 ? 7 ? - ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Советско - ? ? ? ? ? ? ? ?Гаванский ? ? ? ? ? ? ? ?район ? 431? 8 ? 278 ? 104 ? 39 ? 2 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Другие районы? 2567? 158 ? 1173 ? 770 ? 251 ? 215 ? ?"""""""""""""'"""""'"""""""""""'""""""""""""""""'""""""""""""""'""""""""""""'"" """""""""% В структуре организационно - правовых форм малого бизнеса наибольшее предпочтение при создании отдается товариществам (обществам) с ограниченной ответственностью, удельный вес которых составляет 52 процента в общем количестве, при этом доля индивидуальных частных предприятий составляет 26 процентов, а доля акционерных обществ и кооперативов составляет соответственно 8,8 и 5 процентов. В целом по г. Хабаровску структура организационно - правовых форм сохраняется на уровне края, по другим городам и районам немногим более 50 процентов также составляют товарищества (общества), а доля индивидуальных частных предприятий колеблется от 24 до 40 процентов. Таким образом, эти виды организационно - правовых форм оказываются более привлекательными для предприятий малого бизнеса. В структуре края особенно активное развитие новых субъектов предпринимательской деятельности, их значительная концентрация отмечается в г. Хабаровске, где больше источников трудовых ресурсов, велик научно - технический потенциал, наиболее удобное транспортное расположение, шире потребительский рынок и сегодня доля предприятий малого бизнеса и предпринимателей г. Хабаровска составляет около 64 процентов от общего количества в крае. В г. Комсомольске - на - Амуре зарегистрировано 1930 малых предприятий или 13,3 процента от общего количества в крае. Среди районов наибольшее количество создано в Хабаровском районе, в Советско - Гаванском, Ванинском, Амурском, Верхнебуреинском (доля каждого - от 3,7 до 2 процентов от общего количества в крае). При этом абсолютное снижение вновь создаваемых малых предприятий в 1995 году произошло в отдельных районах, таких как Верхнебуреинский, Комсомольский, район имени Лазо, в городе Комсомольске - на - Амуре, в связи с резким снижением жизненного уровня и платежеспособности населения из-за длительных простоев предприятий и задержками с выплатой заработной платы. Менее всего малое предпринимательство развито в северных районах. С углублением реформ, изменением структуры экономических отношений и собственности пол влиянием приватизации и создания многоукладной экономики, стремительным увеличением количества хозяйствующих субъектов различных организационно - правовых форм, резко ухудшилась дисциплина отчетности предприятий перед органами статистики не только в крае, но и по другим регионам России. Сегодня перед органами статистики отчитывается около 30 процентов из зарегистрированных предприятий. Согласно методике Госкомстата России, органы статистики, на основе данных по отчитавшимся предприятиям, проводят дорасчеты показателей по неучтенному кругу предприятий, ориентируясь на данные об общем количестве предприятий, полученные от налоговых органов. Большинство малых предприятий в крае занимается, как правило, несколькими видами деятельности, иначе им не выжить. При сложившейся практике отнесение таких предприятий к той или иной отрасли экономики осуществляется по преобладанию объема производства (реализации) товаров (работ и услуг) за отчетный период, хотя предприятия в разные отчетные периоды могут представлять разные отрасли экономики. Из диаграммы видно, что наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в отраслях, занятых оптовой и розничной торговлей, общественным питанием и посредническими услугами в сфере торговли (почти половина всех предприятий), такая же тенденция сохраняется и в целом по России, что объясняется сравнительной простотой организации этой отрасли и возможностью быстрого накопления капитала. Доля предприятий, занятых в строительстве, составляет 11 процентов, в промышленности - 7,3 процента, небольшая доля предприятий (3,5 %) оказывает бытовые услуги населению, 2,2 процента от общего числа - в сельском хозяйстве (без фермерских хозяйств) и остальные заняты в других отраслях экономики. В целом по краю порядка 30 процентов предприятий малого бизнеса занято производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению. Несмотря на то, что торговля гарантирует быстрый оборот и максимальную норму прибыли, все же отмечается замедление темпов роста малых предприятий в сфере торговой деятельности и посреднических услуг, что связано, очевидно, с более быстрым приближением к оптимальному количеству для этой отрасли. В сложившихся условиях они заполнили свою нишу экономического пространства быстрее по сравнению с другими видами деятельности, кроме того, возникли более притягательные, с точки зрения эффективности, сферы вложения капитала. Сравнительно быстрое развитие малых предприятий во многих случаях объясняется их более гибкой адаптацией по сравнению с крупными предприятиями к таким внешним условиям хозяйствования, как изменение спроса, ресурсного обеспечения и других. Рост малых строительных предприятий при продолжающемся спаде промышленного и жилищного строительства происходит за счет резкого увеличения объемов реконструкции и строительства офисных и складских помещений. Промышленную ориентацию в крае имеет чуть более 1 тысячи малых предприятий или 7,3 процента общего их числа, при этом большее их число сконцентрировано в лесной, деревообрабатывающей, легкой промышленности. Распределение малых предприятий по объему выручки (валового дохода) от реализации продукции (работ, услуг) и численности занятых в отдельных отраслях экономики края в 1995 году Таблица 2 ?""""""""""""""'"""""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""""Ї ? Отрасли ?Среднесписочная? Удельный ? Выручка ? Удельный ? ? экономики ? численность ? вес ? (валовый ?вес выручки ? ? ? занятых ?численности ? доход) от ? в общем ? ? ? в малом ? отрасли в ? реализации ? объеме ? ? ? предпринимат. ?численности ? продукции, ?выручки от ? ? ? (чел.) ? занятых ? работ, услуг?реализации ? ? ? ? в малом ? в малом ? продукции ? ? ? ?предпринимат.?предпринимат.? в малом ? ? ? ?края, (%) ? (млн. руб.) ?предпринимат.? ? ? ? ? ?края, (%) ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""¤ ?Малые ? ? ? ? ? ?предприятия ? ? ? ? ? ?всего ? 75670 ? 100,0 ? 2264100 ? 100,0 ? ? ? ? ? ? ? ?из них: ? ? ? ? ? ?торговля, ? ? ? ? ? ?общественное ? ? ? ? ? ?питание и ? ? ? ? ? ?посреднические? ? ? ? ? ?услуги ? 35330 ? 46,7 ? 854980 ? 37,8 ? ? ? ? ? ? ? ?строительство ? 11880 ? 15,7 ? 344140 ? 15,2 ? ? ? ? ? ? ? ?промышленность? 9100 ? 12,0 ? 328290 ? 14,5 ? ? ? ? ? ? ? ?бытовое ? ? ? ? ? ?обслуживание ? ? ? ? ? ?населения ? 6050 ? 8,0 ? 103270 ? 4,5 ? ?""""""""""""""'"""""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""""% Приведенные данные характеризуют вклад малого бизнеса и отдельных его отраслей в экономику края. Так, торговлей, посредническими услугами в торговле и в сфере общественного питания занимается 7,3 тыс. предприятий, т.е. 50,6 процента от общего их числа, на них работает 35,3 тыс. человек, или 46,7 процента от среднесписочной численности занятых в малом бизнесе. Доля полученного объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) составляет 37,8 процента в общем объеме малого бизнеса. В сфере строительства функционирует 1,6 тыс. предприятий с численностью 11,9 тыс. человек, или 15,7 процента численности занятых на малых предприятиях и 18,3 процента от численности всех работающих в этой отрасли, при этом ими были выполнены подрядные работы на сумму 344,1 млрд. рублей, или 37,5 процента от общего объема работ в строительной отрасли и 15,2 процента в общем объеме, произведенном в малом бизнесе. С промышленной ориентацией связано чуть более 1 тыс. предприятий, или 7,3 процента от общего их числа, с численностью 9,1 тыс. человек, которыми произведен объем работ на сумму 328,3 млрд. рублей, при этом их вклад оценивается в малом бизнесе: по объему выручки 14,5 процента, по численности 12 процентов; в целом по промышленности края: по объему выручки от реализации продукции 2,8 процента, по численности 5,2 процента. Удельный вес оказанных населению бытовых услуг субъектами малого предпринимательства составляет 65,7 процента в общем объеме произведенных бытовых услуг населению в крае, т.е. ими оказано бытовых услуг на 103,3 млрд. рублей. Следует отметить тот факт, что доля малых предприятий в объеме валового выпуска товаров и услуг по краю - 10,1 процента соответствует их удельному весу в общей численности занятых в экономике края - 11,3 процента. Это свидетельствует о том, что эффективность затрат труда в малом бизнесе края не превышает среднего уровня малого бизнеса России в экономике страны (доля произведенного объема продукции (товаров, услуг) в малом бизнесе 12 процентов валового выпуска продукции России, доля численности в малом бизнесе - 15 процентов в общей численности занятых в экономике России). Характеристика малого предпринимательства по отдельным районам в структуре края в 1995 году Таблица 3 ?""""""""""""""""'"""""""""""'"""""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""'"""""""" """""Ї ? ?Количество ?Среднесписочная? Удельный ?Выручка ? Удельный ? ? ?предприятий? численность ? вес ?(валовый ? вес ? ? ? ? (чел.) ?численности ? доход) ? выручки ? ? ? ? ? района ? от ? района в ? ? ? ? ? в малом ?реализации ? объеме ? ? ? ? ?предпринимат.?продукции, ? выручки ? ? ? ? ? края, ? работ, ? малого ? ? ? ? ? (%) ? услуг ?предпринимат.? ? ? ? ? ?(млн. руб.)? края, (%) ? """"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""¤ ?Малые ? ? ? ? ? ? ?предприятия ? ? ? ? ? ? ?всего ? 14522 ? 75670 ? 100,0 ? 2264100 ? 100,0 ? ? ? ? ? ? ? ? ?из них: ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?г. Хабаровск ? 9260 ? 45010 ? 59,5 ? 1347390 ? 59,5 ? ? ? ? ? ? ? ? ?г. Комсомольск -? ? ? ? ? ? ?на - Амуре ? 1930 ? 11770 ? 15,6 ? 343930 ? 15,2 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Амурский ? ? ? ? ? ? ?район ? 334 ? 3200 ? 4,2 ? 56400 ? 2,5 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Советско - ? ? ? ? ? ? ?Гаванский ? ? ? ? ? ? ?район ? 431 ? 2540 ? 3,4 ? 82400 ? 3,64 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Николаевский ? ? ? ? ? ? ?район ? 263 ? 1540 ? 2,0 ? 75845 ? 3,35 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Бикинский ? ? ? ? ? ? ?район ? 86 ? 596 ? 0,8 ? 6225 ? 0,3 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Аяно - Майский ? ? ? ? ? ? ?район ? 33 ? 250 ? 0,3 ? 5600 ? 0,25 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Верхнебуреинский? ? ? ? ? ? ?район ? 312 ? 1136 ? 1,5 ? 61500 ? 2,7 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Ванинский ? ? ? ? ? ? ?район ? 393 ? 2180 ? 2,9 ? 98400 ? 4,2 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Вяземский ? ? ? ? ? ? ?район ? 99 ? 670 ? 0,9 ? 8750 ? 0,4 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Комсомольский ? ? ? ? ? ? ?район ? 205 ? 1520 ? 2,0 ? 57700 ? 2,55 ? ? ? ? ? ? ? ? ?район имени ? ? ? ? ? ? ?Лазо ? 208 ? 720 ? 0,9 ? 7820 ? 0,35 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Нанайский район ? 92 ? 543 ? 0,7 ? 9040 ? 0,4 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Охотский район ? 51 ? 110 ? 0,15 ? 3260 ? 0,15 ? ? ? ? ? ? ? ? ?район имени ? ? ? ? ? ? ?Полины Осипенко ? 19 ? 315 ? 0,4 ? 13740 ? 0,6 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Солнечный ? ? ? ? ? ? ?район ? 187 ? 1220 ? 1,6 ? 37600 ? 1,66 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Тугуро - ? ? ? ? ? ? ?Чумиканский ? ? ? ? ? ? ?район ? 9 ? 40 ? 0,05 ? - ? - ? ? ? ? ? ? ? ? ?Ульчский ? ? ? ? ? ? ?район ? 70 ? 520 ? 0,7 ? 7400 ? 0,33 ? ? ? ? ? ? ? ? ?Хабаровский ? ? ? ? ? ? ?район ? 540 ? 1790 ? 2,4 ? 41100 ? 1,82 ? ?""""""""""""""""'"""""""""""'"""""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""'"""""""" """""% Таким образом, наибольший вклад в развитие малого бизнеса края вносят малые предприятия г. Хабаровска, доля которых по объему выручки (валового дохода) от реализации продукции, работ (услуг) и по численности занятых составляет 59,5 процента в целом по малому предпринимательству края, доля малого бизнеса г. Комсомольска - на - Амуре - соответственно 15,2 и 15,6 процента. Удельный вес других районов по объему выручки колеблется от 4,3 процента (Ванинский район) до 1,6 процента (Солнечный район) и в 8 районах - менее 1 процента в объеме по краю. Неравномерна и концентрация трудовых ресурсов в сфере малого бизнеса. В отдельных районах доля занятых колеблется от 4,2 процента (Амурский район) до 1,5 (Верхнебуреинский район) и в 9 районах - их доля менее 1 процента в численности занятых в малом бизнесе края. 1.4. Развитие индивидуальной трудовой деятельности С принятием федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица наравне с малыми предприятиями отнесены к субъектам малого предпринимательства, на которые распространяются все действующие законодательные и нормативные акты. В Хабаровском крае около 24 тысяч граждан (в целом по России около 2 млн. человек) оформили к 1996 году право на занятие индивидуальной трудовой деятельностью во всех ее сферах, причем только за 1995 год зарегистрировано 8,5 тыс. человек, которыми уплачено регистрационных взносов в бюджеты районов 560 млн. рублей. В целом за 1995 год индивидуальными предпринимателями края внесено в местные бюджеты налогов в сумме 16,8 млрд. рублей. Наибольшее развитие индивидуальная трудовая деятельность, как самостоятельное направление предпринимательства, получила в крупных городах и районах края. Так, из числа предпринимателей без образования юридического лица, зарегистрированных в крае по различным видам деятельности - 47, 6 процента (или 11324 человека) расположены в г. Хабаровске; 21,4 процента (или 5091 человек) - в г. Комсомольске - на - Амуре; 6 процентов - в Амурском; 5 - в Советско - Гаванском; 3 - в Ванинском районах. Наибольшее число предпринимателей (см. таблицу 4) стабильно привлекает самая доступная для получения прибыли сфера - торгово - закупочная деятельность. Доля предпринимателей, занимающихся этим видом деятельности, увеличилась с 75 процентов в 1994 году до 83 процентов в 1995 году и составила 19,7 тыс. человек. Динамично развиваются виды деятельности, находящие все больший спрос на рынке услуг. Это перевозка грузов и пассажиров (рост 1995 г. к 1994 г. - в 4,7 раза), ремонт автомашин (рост к 1994 году - в 1,4 раза). Расширяется спектр предоставляемых предпринимателями услуг. Появляются новые, характерные для сегодняшнего времени услуги, оказываемые предпринимателями без образования юридического лица: юридические, страховые и некоторые другие. Растет число предпринимателей, занимающихся изготовлением товаров народного потребления и народными художественными промыслами (в 1,9 раза по сравнению с 1994 годом), аудиторской деятельностью (в 1,1 раза), предоставляющих парикмахерские (1,5 раза к 1994 г.), рекламные услуги (106,2 %). Вместе с тем произошел отток предпринимателей из сферы медицинских, бытовых услуг, педагогической, научной деятельности. Динамика развития индивидуальной трудовой деятельности в Хабаровском крае ?""""""""""""""""""'"""""""'"""""""""""""""""'"""""""'"""""""""""""""'"""""""'"" """""""""""""'"""""""Ї ? ?1992 г.? 1993 г. ?1993 г.? 1994 г. ?1994 г.? 1995 г. ?1995 г.? ? ? """""""""'""""""""¤ """""""'""""""""¤ """""""'""""""""¤ ? ? ?кол-во ? кол-во ?удельный?в % к ?кол-во?удельный?в % к ?кол-во?удельный?в % к ? ? ?(чел.) ? (чел.) ? вес ?1992 г.?(чел.)? вес ?1993 г.?(чел.)? вес ?1994 г.? ? ? ? ?в общем ? ? ? в общем? ? ? в общем? ? ? ? ? ? кол-ве ? ? ? кол-ве ? ? ? кол-ве? ? ? ? ? ? (%) ? ? ? (%) ? ? ? (%)? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?Всего ? 4106 ? 5465 ? ?в 1,3 ?15300 ? ? в 2,8 ? 23780? ? в 1,6 ? ?предпринимателей, ? ? ? ?раза ? ? ? раза ? ? ? раза ? ?занимающихся ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?индивидуально - ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?трудовой ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?деятельностью без ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?образования ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?юридического лица ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?Основные виды ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?деятельности ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?торгово - ? 2363 ? 4668 ? 85,0 ? в 2 ?11504 ? 75,2 ? в 2,5 ? 19666? 82,7 ? в 1,7 ? ?закупочная ? ? ? ? раза ? ? ? раза ? ? ? раза ? ?деятельность ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?пошив одежды, ? 353 ? 332 ? 6,1 ? 94,0 ? 431 ? 2,8 ? 130,0 ? 534? 2,2 ? в 1,2 ? ?вязание ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?перевозка грузов, ? 123 ? 283 ? 5,2 ? в 3 ? 834 ? 5,5 ? в 2,9 ? 1126? 4,7 ? в 1,4 ? ?пассажиров ? ? ? ? раза ? ? ? раза ? ? ? раза ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?ремонт и ? ? 72 ? 1,3 ? ? 107 ? 0,7 ? в 1,5 ? 149? 0,6 ? в 1,4 ? ?изготовление обуви? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? раза ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?изготовление ТНП ? 190 ? 120 ? 2,2 ? 63,2 ? 191 ? 1,2 ? 160,0? 361? 1,5 ? в 1,9 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?медицинские услуги? 174 ? 167 ? 3,0 ? 96,0 ? 171 ? 1,1 ? 102,4? 134? 0,6 ? 78,0 ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?парикмахерские ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?услуги ? ? 102 ? 1,9 ? ? 157 ? 1,0 ? 150,0? 233? 1,0 ? в 1,5 ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?аудиторская ? ? 57 ? 1,0 ? ? 266 ? 1,8 ? в 4,6 ? 293? 1,2 ? 110,1? ?деятельность ? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?педагогическая, ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?научная ? ? 69 ? 1,3 ? ? 283 ? 1,9 ? в 4,1 ? 212? 0,9 ? 75,0? ?деятельность ? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?рекламные услуги ? ? 30 ? 0,5 ? ? 97 ? 0,6 ? в 3,2 ? 103? 0,4 ? 106,2? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?ремонт автомашин ? 43 ? 60 ? 1,1 ? 139,5 ? 133 ? 0,9 ? в 2,2 ? 192? 0,8 ? 144,4? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""" """""""""""""""""""¤ ?ремонт телерадио -? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?аппаратуры и ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?сложнобытовой ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?техники ? 114 ? 157 ? 2,9 ? 137,7 ? 37,3? 2,4 ? в 2,4 ? 280? 1,2 ? 75,1? ? ? ? ? ? ? ? ? раза ? ? ? ? ?""""""""""""""""""'"""""""'""""""""'""""""""'"""""""'""""""'""""""""'"""""""'"" """"'""""""""'"""""""% 1.5. Меры органов государственной власти и управления Хабаровского края, направленные на развитие и поддержку малого предпринимательства В ходе проведения экономических реформ в крае и создания рыночной экономики принято с 1994 года и до настоящего времени 19 постановлений и распоряжений главы администрации края, направленных на развитие и поддержку предпринимательской деятельности. Среди них важнейшим документом является разработанная комитетом по экономике программа, в виде "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" с комплексом мероприятий и утвержденная постановлением главы администрации края от 07 июля 1994 года N 334. В числе последних документов в 1996 году приняты краевые Законы "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края", которые создают дополнительные условия поддержки субъектов малого предпринимательства. В апреле т.г. зарегистрирован государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края как некоммерческая организация с правом юридического лица, основным учредителем которого выступила администрация края. Значительно оживилась деятельность реорганизованного Совета по предпринимательству при главе администрации края. Создается краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства, включающая в себя краевой информационно - аналитический центр и сеть информационно - консультационных пунктов в городах и районах края. За 1994 - 1996 годы проведено 22 семинара с участием отечественных и зарубежных специалистов, на которых прошли обучение свыше 2 тысяч специалистов предпринимательских структур. Кроме того, была организована в Хабаровске школа рыночной экономики с участием ведущих специалистов Хоккайдо. Были организованы зарубежные стажировки руководителей предпринимательских структур и осуществлялась реализация пилотного проекта "Бизнес для России" Российско - Американской программы "Партнерство". При содействии администрации края в г. Хабаровске открыты представительства инвестиционного Фонда "США - Россия" и Регионального Венчурного Фонда, Японский Центр и Российско - Американский Учебно - научный Центр. Помимо реализации вышеперечисленных мер краевого уровня, подготавливались и направлялись в Минэкономики РФ предложения по 8 проектам федеральных законов и постановлений правительства РФ по вопросам развития и государственной поддержки предпринимательства. В настоящее время, кроме федерального уровня, создается краевая комплексная система государственной поддержки малого предпринимательства. Эта система включает в себя: - комитет по экономике администрации края - основной орган по координации и осуществлению единой политики в сфере содействия и укрепления предпринимательского сектора экономики края; - государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края и аналогичные фонды поддержки малого предпринимательства органов местного самоуправления; - действующая программа в виде "Основных направлений поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае" на период до 1997 года; - краевые Законы "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края"; - создаваемая краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства; - вводимые местные налоговые льготы и выделяемые средства из местных бюджетов; - общественные объединения предпринимателей; - инвестиционный Фонд "США - Россия"; - Японский Центр; - Российско - Американский Учебно - научный Центр; - другие иностранные организации и представительства. Все чаще краевая и местные администрации встают на путь сотрудничества с предпринимательскими структурами, увидев в них реальную экономическую силу, с помощью которой можно решать назревшие проблемы, будь то насыщение потребительского рынка или обеспечение занятости населения. На уровне края и местных властей постепенной формируются предпосылки для перехода к широкомасштабной поддержке частного бизнеса. Администрация края совместно с Советом по предпринимательству при главе администрации края и Хабаровским краевым объединением предпринимателей провела в июне 1996 года Съезд предпринимателей Хабаровского края, на котором были обсуждены вопросы о задачах и роли предпринимателей в социально - экономическом развитии края. Принципиальные решения съезда нашли отражение в настоящей Программе. 1.6. Состояние дел по формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в крае В настоящее время в Хабаровском крае создан основной спектр инфраструктурных объектов регионального уровня, деятельность которых направляется на развитие и поддержку как среднего, так и малого бизнеса. Зарегистрирован государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, основной задачей которого является содействие проведению государственной политики поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий. Финансирование мероприятий данной Программы предусматривается осуществлять через этот Фонд. Одним из главных условий успешного функционирования малого и среднего предпринимательства является наличие информации о рынке и условиях производства и реализации продукции, а также гарантированность портфеля заказов. В целях информационного обеспечения предприятий малого бизнеса создается краевая система информационного обеспечения малого предпринимательства, включающая в себя региональный информационно - аналитический Центр с сетью информационно - консультационных пунктов в городах и районах края. Для решения проблемы обеспечения предприятий как среднего, так и малого бизнеса, квалифицированными кадрами в крае функционирует 15 школ бизнеса и других структур, в том числе: в г. Хабаровске - 11, в г. Комсомольске - на - Амуре - 4. Среди них: Дальневосточный институт международного бизнеса, школа менеджеров - "Персонал - ДВ", Российско - Американский Учебно - научный Центр бизнеса, Хабаровский региональный Центр производительности, Японский Центр, отделения и факультеты в вузах края. В крае имеется сеть консультационных и аудиторских организаций, предоставляющих предпринимателям консультации по вопросам права, помощь в регистрации, ликвидации, преобразовании предприятий, в составлении бухгалтерского баланса предприятия, проведении аудиторских проверок финансово - хозяйственной деятельности предприятий и другие услуги. В частности, такими предприятиями являются Центр малого бизнеса, АОЗТ "Центр юридической защиты предпринимателя", Региональный информационный Центр "Консультант - Плюс", действует свыше 20 аудиторских организаций. В целях эффективного воздействия на оптовый товарный рынок, для привлечения широкого круга предпринимателей из соседних и отдаленных регионов России, ближнего зарубежья и иностранных государств по инициативе предпринимателей в октябре 1995 года создана общественная организация - Хабаровский союз ярмарок и выставок. В это объединение вошли акционерные общества "Дальневосточная ярмарка", "Дальневосточный международный торговый центр", "Дирекция Хабаровской международной ярмарки". Объединиться их в первую очередь побудило намерение построить в г. Хабаровске крупнейший региональный бизнес - центр с прилегающей территорией технопарка. В 1995 году проведена одна международная ярмарка и четыре специализированных выставки, три их них по предложению участников будут отныне проводиться ежегодно. Среди участников проводимых ярмарок и выставок доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, небольшая. Предстоит еще значительная работа на федеральном и региональном уровнях по созданию благоприятных условий и привлечению малого бизнеса в производственную сферу. По мере углубления рыночных реформ и развития предпринимательства одним из важных вопросов является лицензирование. В соответствии с постановлением правительства в июне 1995 года принято постановление главы администрации края "О лицензировании отдельных видов деятельности на территории Хабаровского края" с утверждением перечня видов деятельности, лицензируемых на территории края и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, межведомственной комиссии по лицензированию и Положения о ней. Согласно Закону "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" субъектам малого предпринимательства на территории Хабаровского края, занятым приоритетными видами деятельности, предоставляется отсрочка платы и снижение ее размеров до 50 процентов за рассмотрение заявления и выдачу лицензии. Большое влияние на развитие малого бизнеса имеет банковская и страховая системы. В крае функционирует широкая сеть банковских учреждений, включающая в себя, помимо сбербанка, 22 коммерческих банка и 43 филиала этих банков, а также 16 филиалов банков других регионов. По-прежнему сохраняется заинтересованность банков в выдаче краткосрочных кредитов, воспользоваться которыми, при высоких кредитных ставках, большинство субъектов малого предпринимательства не в состоянии, особенно на организацию производства. Удельный вес долгосрочных ссуд не превышает 5 процентов (49,6 млрд. руб.) от общих кредитных вложений. Всего 5,7 млрд. рублей направлено комбанками на участие в совместной хозяйственной деятельности. Необходимо отметить отсутствие интеграции банковских учреждений края с целью практического решения социально - экономических проблем районов и края в целом. Необходимость интеграции подтверждается банкротством отдельных банков, большим количеством невозвратных кредитов, а по отдельным банкам решается вопрос по отзыву лицензий. Однако можно отметить ряд крупнейших банков края, таких как Региобанк, Дальневосточный социально - коммерческий банк, Конэкагропром, Хакобанк, Далькомбанк и другие, чья деятельность достаточно стабильна. Страховой рынок в крае сформировался сравнительно недавно, на котором в настоящее время работает 25 страховых компаний и 18 филиалов страховых организаций других регионов страны. Лизинговая деятельность в крае только зарождается, несмотря на то, что она включена в уставы почти 40 предприятий среди других видов. В декабре 1995 года в Хабаровске зарегистрирована Тихоокеанская лизинговая компания. Имеется ряд малых предприятий в крае, занимающихся научно - технической и инновационной деятельностью. Вместе с тем, необходимо отметить, что все вышеперечисленные структуры создавались, в основном, бессистемно, так как отсутствовали координация и взаимодействие структур, выполняющих одни и те же услуги. Данная Программа предусматривает решение этих проблем и соединение отдельных звеньев и элементов инфраструктуры краевого уровня в систему, включающую разветвленную сеть инфраструктурных объектов. Уже сейчас созрела объективная необходимость системного подхода в развитии малого предпринимательства в крае и ориентации его на решение конкретных задач городов и районов края. 1.7. Проблемы развития малого предпринимательства края Малое предпринимательство Хабаровского края, как и других регионов, находится в положении крайне неустойчивого равновесия, которое характеризует высокая степень неопределенности ближайшей перспективы его развития. Эта неустойчивость объясняется противоречивостью нынешней ситуации: с одной стороны, накоплен значительный потенциал, позволяющий эффективно развиваться, с другой стороны, малый бизнес сталкивается в своем развитии с огромными трудностями, которые гасят стремление к росту. Важнейшие среди них: - неустойчивость и незавершенность законодательной базы деятельности и поддержки предпринимательства; - недостаточность собственных финансовых средств и чрезвычайная усложненность порядка получения и возврата кредитов; - бремя налогов и платежей и усложненность систем налогообложения; - давление криминальных структур; - острая нехватка квалифицированных кадров: бухгалтеров, менеджеров, консультантов; - проблемы с получением помещений и крайне высокая арендная плата; - ограниченные возможности получения лизинговых услуг. Большой проблемой является отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников предпринимательских структур. Процесс приватизации в России оказал весьма слабое воздействие на развитие и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса. К числу наиболее острых проблем следует отнести, в первую очередь, финансирование инвестиций и сбыт. Затрудненность доступа к коммерческому кредиту и высокие ставки по заемным обязательствам обычно считаются специфическими для России проблемами развития малого и среднего бизнеса. Не менее острой проблемой являются гарантии возвратности кредитов малыми предприятиями, однако многим предприятиям удается получать и реинвестировать высокие прибыли. Для стабилизации финансового состояния малый бизнес пытается задействовать имеющиеся резервы. В предпринимательской среде широко распространяется "частный кредит". Иногда он идет полуофициальным путем, через заключение договоров о взаимном сотрудничестве, финансовой помощи, но обычно осуществляется в "тени", просто передачей наличных денег из рук в руки. Есть примеры формирования группами предпринимателей "черной кассы" для взаимного краткосрочного кредитования. И все же большинство предпринимателей считают, что главным злом для развития предпринимательства, особенно малого бизнеса, было и остается отсутствие стабильной нормативной и законодательной базы и фискальное бремя, препятствующее нормальному развитию бизнеса. Сегодня по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, главная проблема - это налоги. Основным способом приспособления в налоговой политике стала практика ухода в "тень", которая реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерных обменов, иных финансовых операций в виде благотворительности. Укрывая от учета часть своей деятельности, малый бизнес все чаще использует практику работы без оформления договоров. Таким образом, снижение налогов и упрощение системы налогообложения рассматриваются предпринимателями как шаг первостепенной важности в системе неотложных мер по поддержке малого и среднего бизнеса. Совершенно ненормально, когда предпринимателю невыгодно заводить свое дело в производственной сфере. Появились признаки вырождения малого бизнеса в материальном производстве, в результате промышленные малые предприятия отходят от своей основной деятельности и все больше занимаются торговыми и посредническими операциями. Жизнеспособность, устойчивость малого предпринимательства остается острейшей проблемой. Значительная часть прошедших регистрацию малых фирм либо так и не приступают к реальной хозяйственной деятельности, либо вскоре ликвидируются, либо становятся ширмой для "теневиков" и криминальных структур. С учетом того, что малый бизнес в реальном секторе особенно нуждается в производственных площадях, оборудовании, сырье и материалах, его поддержка должна строиться соответствующим образом. Прежде всего нужно введение практики ускоренной амортизации, кроме того, необходимо освободить от налогообложения бездействующее оборудование, передаваемое малым предприятиям. Тем самым появляется возможность получить не только продукцию с бездействующего оборудования, но и прибыль, а значит и поступления в бюджет. Перспективы развития малого бизнеса напрямую зависят от степени решения перечисленных проблем на федеральном и региональном уровнях, при этом определяющее значение имеет общий ход экономических реформ и их воздействие на состояние экономики. Масштабы распространения и вклад малого бизнеса в развитие экономики края в сравнении с имеющимся потенциалом совершенно недостаточны. Нужны серьезные меры по значительному ускорению его роста. Здесь, несомненно, велика роль администрации края. На качественно новую ступень должна выйти система государственной поддержки малого предпринимательства, как со стороны органов государственной власти края, так и органов местного самоуправления, в которой должна проявляться активная и взвешенная политика в отношении малого бизнеса с учетом отраслевых и региональных особенностей развития этого сектора. На эти цели и направлена "Программа поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997 - 1998 гг.", которая являясь ключевым инструментом, будет создавать организационную основу политики администрации края в области поддержки малого бизнеса и станет значительным шагом в создании более благоприятных условий для его развития. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ НА 1997 - 1998 ГОДЫ 2.1. Цель Программы, приоритетные направления и вытекающие из них задачи Программы развития и поддержки малого предпринимательства Целью данной Программы является обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах, как неотъемлемой части структурной перестройки экономики края и важнейшего направления обеспечения занятости населения. Данная Программа предлагает, с одной стороны, методы и формы активного воздействия на предпринимательский сектор экономики края для придания интенсивного характера его развитию, и с другой, может составлять один из элементов структурной перестройки экономики края, поскольку ее содержание увязано с общими приоритетами развития. Экономика края объективно нуждается в малом предпринимательстве. Крупные предприятия не могут обрести нужную гибкость производства без опоры на хорошо развитую сеть обслуживающих их малых предприятий, заполняющих ниши, оставленные им, и способствующих расширению занятости населения. Стратегия развития малого предпринимательства предопределяется главными условиями и задачами развития народного хозяйства в целом, потребностями структурной перестройки экономики края. В связи с этим администрация края будет стимулировать малое предпринимательство в тех направлениях деятельности, которые в наибольшей степени способствуют более полному удовлетворению общественных потребностей в продукции и услугах, отвечают потребностям экономики по насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами. С учетом сложившегося гипертрофированного развития экономики с преобладанием предприятий военно - промышленного комплекса, машиностроения с высокой долей в объеме продукции средств производства, в Хабаровском крае определены следующие приоритетные направления деятельности на 1997 - 1998 годы, в которых необходимо развивать малое предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов государственной власти Хабаровского края: - производство продовольственных товаров; - производство и переработка сельскохозяйственной продукции (включая углубление степени переработки сырьевых ресурсов, организацию производства плодоовощных консервов и полуфабрикатов, заготовку и переработку дикорастущих съедобных растений); - производство товаров народного потребления (включая изделия легкой промышленности; хозяйственного назначения; народных художественных промыслов и сувениров с дальневосточной тематикой; товары для физической культуры, спорта и туризма; бытовой химии; сельскохозяйственный и садово - огородный инвентарь; электротовары и изделия из пластмассы; одежду и обувь для социально уязвимых слоев населения; технические средства реабилитации инвалидов; товары детского ассортимента и изделия для учреждений образования, в том числе ученической мебели); - оказание потребительских услуг населению (включая бытовые услуги, особенно химчистка и крашение одежды, ремонт одежды, обуви, часов, мебели и сложной бытовой техники; эксплуатацию гостиниц и бань; создание социально значимых торговых и торгово - производственных предприятий, в том числе специальных магазинов по торговле хлебом, молоком и детскими товарами, организаций по обслуживанию льготных категорий населения (участников войны, многодетных семей, малоимущих и др.; создание предприятий общественного питания, в том числе на основе новых технологий быстрого обслуживания населения); - строительство и ремонт объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая производство строительных материалов); - изготовление продукции производственно - технического назначения (включая изготовление экспортноориентированной продукции, а также переработку вторичных ресурсов, в том числе макулатуры, вторичных текстильных и полимерных материалов, изношенных шин); - инновационная деятельность (включая разработку и производство новых видов продукции, наукоемких продуктов, освоение прогрессивных технологий, "ноу - хау"). Поскольку большинство субъектов малого предпринимательства занимаются многопрофильными видами деятельности, относить к приоритетному направлению в том случае, если доля по одному из указанных видов или в совокупности их составляет не менее 50 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Исходя из выделенных приоритетов главной задачей Программы является содействие ускорению развития малого предпринимательства, прежде всего за счет повышения эффективности мер его государственной поддержки и адресной направленности, посредством: - создания на краевом уровне правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, как важнейшего составляющего экономики края и, прежде всего, в приоритетных направлениях деятельности малых предприятий; - целенаправленного формирования системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства; - создания новых рабочих мест, открытия и поддержки малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынка отечественными товарами, услугами и развития конкуренции; - активизации финансово - кредитных и инвестиционных механизмов для финансирования предпринимательской деятельности. Ключевой задачей Программы является формирование целостной (комплексной) системы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Хабаровском крае. Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малое предпринимательство рассматривается администрацией края, как важное средство создания оптимальной структуры региональной экономики. Малые предприятия нуждаются в поддержке, прежде всего потому, что, имея массу преимуществ, формируют не только новую экономику, но и иные общественные отношения, основанные не на долге перед государством и обществом, а на личном интересе, однако, личная выгода оборачивается в итоге общественным благом. Малый бизнес эффективно работает на потребительском рынке, оперативно реагируя на изменения спроса. Малые предприятия в большей степени обеспечивают быструю окупаемость затрат, создавая дополнительные рабочие места. Главным принципом государственной поддержки малых предприятий должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических особенностей, а также зарубежного опыта. Необходимо создание на краевом уровне развернутой и всесторонней системы государственной и общественной поддержки малого бизнеса посредством реализации следующих основных программных мероприятий: - формирование нормативно - правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства; - финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства; - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; - информационное обеспечение малого предпринимательства; - производственная и инновационная поддержка малых предприятий; - научно - методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства; - содействие внешнеэкономической деятельности малого предпринимательства; - создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие органов исполнительной власти и субъектов малого предпринимательства; - социальная защищенность и безопасность в малом предпринимательстве. Реализация мероприятий Программы повысит роль малого предпринимательства в практическом решении социально - экономических проблем края и приведет к следующим результатам: - возрастет количество малых частных предприятий, позволяющих усилить конкуренцию на местном уровне и их количество к концу 1998 года достигнет 17 тысяч; - увеличится количество новых рабочих мест, что сдержит рост безработицы; - возрастет доля производимой малыми предприятиями продукции и услуг, что будет способствовать пополнению рынка товарами и укреплению краевого и местных бюджетов; - активнее будет формироваться слой собственников как социальной основы стабильности общества и повышения уровня благосостояния населения; - улучшится инвестиционный климат в крае. Таким образом, в ближайшие годы малый бизнес будет переходить к более качественному уровню развития, при котором основное значение приобретет не количество малых предприятий, а структура, устойчивость и эффективность малого бизнеса, как важнейшего фактора процесса экономической и социальной стабилизации. 2.2. Формирование нормативно - правовой базы поддержки и развития малого предпринимательства В течение 1994 - 1995 годов в России сформированы основы нормативно - правового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства. Приняты федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", постановления правительства России о лицензировании видов деятельности, участии малых предприятий в реализации государственных программ и выполнении заказов для государственных нужд, развитии лизинга, инфраструктуры малого предпринимательства, законы "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и "О некоммерческих организациях", указ Президента Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" как важнейшей сферы российской экономики. К сожалению, в ряде случаев положения законодательных и нормативно - правовых актов носят декларативный характер, исполнение которых не обеспечивается. Программа действий правительства России на 1995 - 1997 годы впервые включает упоминание о мерах по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных преобразований в экономике. В рамках программы предполагается, что устойчивая стабилизация производства и возобновление экономического роста могут быть достигнуты при быстром росте частного сектора экономики. Важно отметить и то, что начался процесс формирования нормативно - правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства на краевом уровне. В развитие федеральных законов в текущем году приняты краевые Законы "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края". Необходимо принять участие в формировании "двухуровневой" системы законодательного и нормативного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, предусматривающей, наряду с определением общих принципов, форм и направлений государственной политики на федеральном уровне, их конкретизацию на уровне края с учетом местных условий и особенностей. При этом следует обеспечить разграничение полномочий между Федерацией и краем с целью единства регулирования деятельности малых предприятий. Правовое регулирование предпринимательской деятельности должно быть направлено на создание условий для их успешного старта, выживания, стабилизации развития при возрастающей конкуренции и на предотвращение предвзятости к малым предприятиям со стороны органов исполнительной власти. Предстоит разработка нормативных правовых актов, вытекающих из Закона Хабаровского края "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" и подготовка поправок к Закону "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Хабаровского края" с учетом потребностей практики и совершенствования его применения. В целях совершенствования и развития финансовой поддержки предстоит разработка Положений о гарантийном Фонде для гарантирования кредитования инвестиционных проектов и программ в сфере малого бизнеса и о Фонде содействия развитию лизинга в крае. 2.3. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства Среди проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, наиболее важное место занимают проблемы финансирования. Трудности, связанные с привлечением капитала, являются не только входным, но и постоянно действующим барьером. В 1997 - 1998 годах финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать налоговые льготы с развитием системы кредитования и созданием благоприятного инвестиционного климата. Финансовая поддержка малого предпринимательства в крае осуществляется по трем основным направлениям: - финансирование проектов и программ по развитию и поддержке инфраструктуры малого предпринимательства; - льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства, занятых приоритетными видами деятельности; - кредитование и страхование действующих в приоритетных направлениях субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства на современном этапе, очевидно, должна претерпеть существенное изменение. Это относится, прежде всего, к формам предоставления финансовых ресурсов. Особое внимание следует уделить такому методу финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий за счет средств федерального и краевого бюджетов. Использование гарантийных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства может быть достаточно эффективным, так как будет способствовать его развитию, наполнению товарного рынка, смягчению проблемы безработицы, особенно в районах с депрессивным характером развития. Необходимо понимать, что в условиях огромного дефицита бюджетов всех уровней, переход от предоставления льготных кредитов отдельным предприятиям к выдаче поручительств, гарантий - это не только более эффективный путь использования государственных ресурсов, но и средство привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5 - 8 рублей частных кредитов. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволит значительно увеличить количество проектов и мероприятий, получающих государственную поддержку, в сравнении с прямым предоставлением ссуд за счет бюджетных средств. Кроме того, целесообразно создавать систему обществ взаимного кредитования, более действенную и надежную по сравнению с названными ранее "черными кассами", "частными кредитами". Большую роль в расшивке "узких мест" в процессе финансирования инвестиций в малое предпринимательство, помимо создания системы гарантий и поручительств, может сыграть содействие развитию лизинговых операций. В Хабаровском крае имеются реальные возможности для развития лизинга, в первую очередь в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, в наукоемких и высокотехнологичных производствах. Развитие в крае финансового лизинга особенно важно потому, что открываются возможности обновить оборудование, не прибегая к большим кредитам на всю его стоимость, а выплачивать частями, что позволило бы одновременно увеличить заказы на производство и оживить в некоторой степени отдельные отрасли экономики. Важным направлением в дальнейшем совершенствовании банковских услуг и более активном участии в формировании краевого бюджета, является активная продуманная политика инвестирования социально значимых проектов, поддержка инноваторов и производителей продукции. Продуманная единая кредитная политика в крае может привести как к повышению рентабельности самих банков, так и к более широкому развитию малого и среднего бизнеса в крае. Таким образом, переход к новым, более эффективным формам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, особенно в сфере производства, предполагает создание в Хабаровском крае в 1997 -1998 годах гарантийного Фонда для гарантирования кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого предпринимательства края и Фонда содействия развитию лизинга в Хабаровском крае с привлечением средств федерального бюджета. На создание этих фондов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы" необходимо выделение из федерального бюджета 6,5 млрд. рублей, из краевого бюджета - 5 млрд. рублей. В целях реализации мероприятий федеральной и краевой Программ развития и поддержки малого предпринимательства предусматривается подготовка Соглашения администрации края с Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России) и Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства по совместному финансированию мероприятий. Программой предусматривается проведение конкурсов инвестиционных проектов, а также кредитование проектов предприятий малого бизнеса, занятых в приоритетных видах деятельности, для чего предлагается из краевого бюджета выделить 6 млрд. рублей. Особого внимания требует малое предпринимательство в кризисно - депрессивных районах края, на развитие и поддержку которого предполагается выделение средств в сумме 3 млрд. рублей, в том числе 2 млрд. рублей - из краевого бюджета. В сложившихся условиях кризиса экономики одной из острых проблем является женская безработица. Для оказания моральной, юридической и консультационной поддержки и помощи начинающим женщинам - предпринимателям в Хабаровске зарегистрировано некоммерческое партнерство "Союз деловых женщин" Хабаровского края, при котором в дальнейшем предусматривается создание Фонда женского предпринимательства края. В настоящее время при содействии американской общественной организации "Каунтерпарт" "Союзу деловых женщин" выделен грант для организации и деятельности в сумме 25 тыс. американских долларов, одновременно предусматривается выделение из привлеченных источников в 1997 году 120 млн. рублей в качестве залогового фонда. Финансовая поддержка малого предпринимательства, кроме прямого инвестирования, должна также осуществляться через систему налоговых льгот, возможность проведения ускоренной амортизации основных производственных фондов, льгот по аренде помещений. Предусматривается подготовка предложений в краевую Думу о предоставлении дополнительных льгот по налогообложению субъектам малого предпринимательства, занятым приоритетными видами деятельности. Правительство декларирует на ближайшие годы, что переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста частного, в том числе и малого, предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов в процессе стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимо сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства, распространение упрощенной системы налогообложения и активная поддержка со стороны краевых органов управления и органов местного самоуправления. Государственные органы должны, прежде всего, соблюдать положение о неухудшении налогового режима для малого предпринимательства. 2.4. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства Основной задачей формирования и совершенствования инфраструктуры малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития в крае путем обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства в различных направлениях: финансовом, информационном, производственно - технологическом, научно - техническом, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого предпринимательства. Основой инфраструктуры малого предпринимательства на краевом и местном уровнях должны стать государственные и общественные структуры, обеспечивающие следующие основные функции: - управление и контроль; - финансирование малого предпринимательства; - обратную связь государственных органов с малым предпринимательством, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области малого предпринимательства. В связи с этим назрела необходимость формирования базового блока институтов поддержки малого предпринимательства, включающего структуры по развитию и поддержке малого предпринимательства в органах исполнительной власти края, городов и районов, фонды поддержки, консультационные и обучающие структуры, а также общественные объединения предпринимателей. При этом государственный Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края и муниципальные фонды должны стать базовым элементом инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в крае. В организационном аспекте для поддержки малого предпринимательства необходимо создание таких элементов инфраструктуры, как бизнес - инкубаторы, социально - деловые центры, технопарки, обеспечивающие предоставление малым предприятиям помещений, оборудования, комплексов услуг и консультаций на льготных условиях их оплаты. Ядром структуры государственной и местной поддержки наукоемкого предпринимательства должна стать полномасштабная реализация идеи техноинкубации проектов и бизнес - инкубации малых фирм с созданием технопарковой структуры, включающей в себя: - создание правовых и экономических условий "вызревания" и функционирования самостоятельных творческих коллективов внутри научных, научно - учебных организаций и учреждений, учитывающих интересы обеих сторон; - проведение конкурсов проектов, позволяющих выделить наиболее перспективные, как для нужд региона, так и в коммерческом плане; - финансирование доводки проекта до промышленного образца (техноинкубация проекта); - оказание финансовой, технической, информационной поддержки по вопросам создания и ведения малого предприятия; - организация целевой подготовки специалистов - менеджеров; - бизнес - инкубация отобранных малых предприятий, то есть предоставление помещения для офиса, необходимого оборудования, оргтехники, средств связи; - развитие связей, поощрение совместных проектов групп малых предприятий, размещенных в одной зоне технопарка. В рамках реализации федеральной целевой Программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы предусматривается в 1997 - 1998 годах создать на базе Комсомольского - на - Амуре технического университета технопарк для поддержки и подготовки к самостоятельной деятельности малого наукоемкого предпринимательства в области сопровождения новых технологий и проектов при их практическом применении, включая изготовление образцов продукции и их рекламу. Задачи кадровой поддержки малого предпринимательства также должны решаться в рамках бизнес - инкубаторов, социально - деловых центров, технопарка, а также Учебно - делового центра по Морозовскому проекту. В рамках реализации мероприятий в области молодежной политики предполагается создание Центра содействия молодежному предпринимательству в г. Комсомольске - на - Амуре на базе Хабаровского краевого Центра содействия предпринимательству и занятости молодежи. Учитывая важность развития финансового лизинга, в связи с принятым постановлением правительства РФ от 29.06.95 N 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности", целесообразным является создание в крае лизинговых компаний и оказание содействия им в решении организационных, кредитно - финансовых, материально - технических и социальных вопросов. В целях развития межрегиональных экономических связей и производственной кооперации будет продолжена организация и проведение ежегодных выставок - ярмарок продукции, производимой предприятиями малого и среднего бизнеса. Для создания указанных выше элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства кроме финансовых средств края должны быть привлечены средства федерального бюджета. Полезной организационной формой является организация всевозможных ассоциаций и союзов малого бизнеса. Необходимо стимулировать возникновение таких ассоциаций, в рамках которых осуществлялось бы кредитование, страхование, социальное обеспечение, снабженческо - сбытовая деятельность по заказам и в интересах малых фирм. В связи с этим очевидной потребностью становится разработка и принятие федерального Закона "О союзах (ассоциациях) малого предпринимательства" для обеспечения активного участия данных общественных организаций в защите интересов малых предприятий, в практической отработке и реализации мер его государственной поддержки, особенно на региональном уровне, в осуществлении мер самоконтроля и самозащиты предприятий малого бизнеса. 2.5. Информационное обеспечение малого предпринимательства Успешное развитие малого бизнеса во многом зависит от уровня постановки его информационной инфраструктуры. Во-первых, это связано с самой природой малой фирмы, которая не имеет возможности своими силами систематически отслеживать ситуацию на рынке, изменения в сфере законодательства и налогообложения, развивать рекламную, межрегиональную и внешнеэкономическую деятельность - все эти виды услуг субъекты малого предпринимательства должны получать по мере необходимости от специализированных структур, в том числе государственных и общественных, которые должны представлять им такую информацию на льготных условиях. Во-вторых, малый бизнес, особенно в переходной экономике, где он еще относительно слаб и где наблюдается быстрая смена общеэкономической ситуации, требует постоянного мониторингового наблюдения, которое позволяло бы оперативно отслеживать обострение тех или иных проблем и принимать оперативные меры. Действительно, наличие информации - это ключевой элемент механизма принятия хозяйственных решений. В отличие от среднего и крупного предпринимательства малый бизнес оперирует в основном на локальных рынках сбыта и снабжения в потребительском сегменте рынка, внутрифирменная структура малого предприятия упрощена и оно находится в пространстве местного регулирования. Соответственно, потребности в информационном обеспечении для субъектов малого предпринимательства - это информация: - о локальных поставщиках (дилерах); - о совокупных издержках по приобретению сырья, материалов и т.п., включая транспортные расходы; - о стабильности возможного поставщика; - о платежеспособном спросе населения; - о тенденциях спроса на локальном рынке. Не менее важной является информационная потребность для снижения издержек. В конечном счете информация - фактор, определяющий уровень риска предпринимательской деятельности. Более высокая и достоверная информированность позволяет сводить к минимуму риски и соответственно снижать издержки производства. Таким образом, информация, необходимая частному бизнесу, сводится к следующим показателям: - объем платежеспособного спроса (информация о наличии финансовых ресурсов); - перечень и характеристика экономических агентов (деловых партнеров); - информация, позволяющая оценивать риски. Поэтому задачей органов власти является обеспечение доступа малого предпринимательства к своевременной и полной информации об основных показателях социально - экономического положения территории и о регистрационных данных предпринимательских структур. Необходимо обеспечить доступность информации по малому бизнесу как для органов управления, так и для предпринимательских структур, зарубежных и международных организаций на базе регионального информационно - аналитического центра. В целях реализации перечисленных задач Программой предусматривается дальнейшее создание краевой системы информационного обеспечения малого предпринимательства, включающей в себя краевой информационно - аналитический центр с сетью информационно - консультационных пунктов в городах и районах края, объединенных в общероссийскую единую информационную систему. Кроме того, предусматривается организация постоянного издания информационного бюллетеня по вопросам развития малого предпринимательства и проведение иных мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого предпринимательства. 2.6. Производственная и инновационная поддержка малых предприятий В целях реализации федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" принято постановление правительства РФ от 23.04.96 N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд", в котором рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять привлечение субъектов малого предпринимательства к производству и поставке продукции и товаров (услуг) для региональных нужд в порядке, предусмотренном настоящим постановлением. На основании постановления и в соответствии с принятым краевым Законом "О малом предпринимательстве в Хабаровском крае" предусматривается резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку продукции, товаров и услуг для нужд Хабаровского края, но не менее 15 процентов от общего объема заказов. Краевым законом предусматривается распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого предпринимательства производить при помощи проведения целевых подрядных конкурсов на основе широкой гласности. При этом, в случае превышения возможностей субъектов малого предпринимательства с учетом величины и сложности заказа, преимущественным правом на конкурсе пользуются претенденты, гарантирующие привлечение субъектов малого предпринимательства в качестве субподрядчиков. В качестве одного из направлений поддержки малого предпринимательства в крае предусматривается формирование целевого Фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства на основе договоров об аренде помещений на льготных условиях в части арендной платы. Порядок предоставления Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|