Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 18.05.1998 № 217Утратил силу - Постановление Губернатора Хабаровского края от 15.07.2002 г. N 335 ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 мая 1998 г. N 217 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ "МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕС "ГАССИНСКИЙ" НА ПЕРИОД С 1998 ПО 2005 ГОДЫ И СТАТУСЕ ЕГО ТЕРРИТОРИИ Осуществление российско - канадского проекта "Модельный лес "Гассинский" способствует активизации населения и повышению уровня жизни людей, включая коренные малочисленные народы, на основе неистощительного использования лесных ресурсов, дальнейшему развитию российско - канадского сотрудничества. В рамках данного проекта уже реализуется Программа устойчивого экономического развития территории "Модельный лес "Гассинский" на 1997-2005 годы от 23.06.97 N 255, утвержденная постановлением главы администрации края. Дальнейшая реализация проекта потребовала разработки основных направлений устойчивого экологического развития данной территории, основанной на единстве и взаимосвязи всего биоразнообразия лесных, водных, почвенных, климатических и других экологических систем. Для создания действенной системы управления процессом неистощительного лесопользования и консолидации усилий заинтересованных органов государственного управления ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Основные направления устойчивого экологического развития территории "Модельный лес "Гассинский" на период с 1998 по 2005 годы. 2. Принять предложение краевой общественной организации "Модельный лес Гассинский" о выделении в составе земель гослесфонда в пределах Нанайского района Хабаровского края территории "Модельный лес Гассинский" на площади 388,9 тыс. га без изъятия лесных, земельных, водных, биологических и других природных ресурсов из пользования в границах согласно приложению. 3. Утвердить прилагаемое положение о статусе территории "Модельный лес Гассинский". 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление природными ресурсами и ресурсодобывающей промышленностью администрации края (Г.Е.Почеревин) и управление лесами Хабаровского края (В.Ф.Поминов). 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Глава администрации В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 18 мая 1998 г. N 217 ПОЛОЖЕНИЕ О СТАТУСЕ ТЕРРИТОРИИ "МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕС "ГАССИНСКИЙ" I. Общие положения 1.1. Территория "Модельный лес "Гассинский" выделяется для организации образцово - показательного комплексного ведения лесного, охотничьего, водного хозяйства, отработки наиболее оптимальных и эффективных вариантов участия, сотрудничества и взаимодействия государственных, общественных организаций, юридических лиц, отдельных граждан в решении проблем пользования лесом, разработке и осуществлении программ устойчивого экологического и экономического развития. На этой территории краевая общественная организация "Модельный лес "Гассинский" (ООМЛГ) осуществляет свою общественно - природоохранную деятельность в соответствии с целями и задачами, определяемыми ее Уставом. Лесохозяйственную деятельность ведет Нанайское опытное лесное хозяйство в соответствии с возложенными на него функциями, а также лесопользователи на основе договоров, заключенных в установленном законодательством порядке. 1.2. Территория "Модельный лес "Гассинский" находится в составе гослесфонда и ведении Нанайского опытного лесного хозяйства, содержится за счет средств данного хозяйства, а также управлений охотничьего и рыбного хозяйства, природопользователей в части их интересов. 1.3. Изменение границ или статуса территории МЛГ может быть произведено по представлению краевой общественной организации "Модельный лес "Гассинский" согласованному с управлением лесами края и районной администрацией. II. Задачи территории "Модельный лес "Гассинский" 2.1. Наделение природного комплекса особым статусом производится для выполнения задач: - проведение научно - исследовательских и экспериментальных работ, создание сети пробных площадей, стационарных пунктов наблюдения для оценки современного состояния биоразнообразия, лесных ресурсов в целях их сохранения и выработки экологически адаптированных путей их использования; - организация демонстрационных участков по уходу, управлению пользованием, охраной и воспроизводством лесов; - создание модели противопожарного обеспечения и устройства леса; - организация комплексного наблюдения за животным и растительным миром суши и водными экосистемами, создание участков и резерватов различного природоохранного статуса, показ естественной миграции животных; - сохранение генетического фонда животных и растений, организация сбора и заготовки семян, черенков для селекции; - апробация на реальной естественной территории методов и мероприятий, предусмотренных целевыми программами регионального, федерального или международного значения, направленных на рациональное и неистощимое природопользование; - организация международного сотрудничества в области исследования и наблюдения за ходом процессов естественного развития леса, а также антропогенного воздействия на экосистемы в ходе природопользования. III. Статус территории Территория "Модельный лес "Гассинский" имеет статус научных лесов и является полигоном для организации образцово - показательного ведения комплексного лесного хозяйства на основе неистощимого многоцелевого природопользования с сохранением биологического разнообразия, проведения соответствующих научно - исследовательских работ и обучения кадров. IV. Режим территории На территории разрешается хозяйственная, рекреационная, научно - исследовательская и другая деятельность, если она не противоречит действующим законам РФ, Хабаровского края, а также существующим Правилам и нормативам. Решения об осуществлении природопользования принимаются в установленном законодательством порядке с учетом рекомендаций краевой общественной организации "Модельный лес "Гассинский". Статус территории МЛГ в обязательном порядке учитывается при разработке планов и программ экологического и экономического развития, схем земельного и лесного устройства и районной планировки. V. Охрана и управление территории МЛГ 5.1. Надзор за соблюдением статуса и охраны территории выполняется специально уполномоченными органами: природоохраны, государственной лесной службы, охотничьего, водного и рыбного надзора в соответствии с Положением о них и должностными обязанностями. 5.2. Управление территорией осуществляется также специально уполномоченными органами с учетом предложений и рекомендаций краевой общественной организации "Модельный лес "Гассинский", а также с привлечением общественности. VI. Ответственность 6.1. Все предприятия, организации и учреждения, юридические и физические лица за невыполнение настоящего Положения несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, и обязаны возмещать ущерб, причиненный нарушением статуса в размерах и порядке, определенных Федеральными и краевыми законами. Приложение к постановлению главы администрации края от 18 мая 1998 г. N 217 ТЕРРИТОРИЯ "МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕС "ГАССИНСКИЙ" В ГРАНИЦАХ И ПЛОЩАДЯХ +----------------------------------------------------------------+ ¦NN¦ Наименование лесничеств ¦ Номера ¦ Общая ¦в т.ч. ¦ ¦пп¦ ¦кварталов¦площадь,¦покрытая,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ га ¦ га ¦ +--+--------------------------------+---------+--------+---------¦ ¦1.¦Троицкое ¦1 - 236 ¦136092,0¦115660,0 ¦ +--+--------------------------------+---------+--------+---------¦ ¦2.¦Гассинское ¦1 - 411 ¦252259,0¦194254,5 ¦ +--+--------------------------------+---------+--------+---------¦ ¦ ¦Итого гослесфонда ¦ ¦388351,0¦309914,5 ¦ +--+--------------------------------+---------+--------+---------¦ ¦3.¦Кроме того, госземзапас ¦ ¦ 569,0¦ ¦ +--+--------------------------------+---------+--------+---------¦ ¦ ¦Всего ¦ ¦388920,0¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 18 мая 1998 г. N 217 АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ХАБАРОВСКАЯ КРАЕВАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕС "ГАССИНСКИЙ" ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ "МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕС "ГАССИНСКИЙ" НА ПЕРИОД С 1998 ПО 2005 ГОДЫ Содержание 1. Введение. 2. Цели и задачи Программы. 3. Современное состояние лесных и природных экосистем. 4. Концепция организации устойчивого развития экосистемы в МЛГ 5. Система программных мероприятий: - инвентаризация, учет и мониторинг лесных ресурсов, животного и растительного мира; - лесопользование; - охранные мероприятия по охотничьим и редким животным; - лесовосстановление; - защита лесов от пожаров, вредителей и болезней; - сохранение водных ресурсов и болотных систем; - сохранение биоразнообразия растительного покрова; - снижение экологического риска; 6. Организация государственной охраны территории МЛГ. 7. Научно - техническое обеспечение. 8. Ресурсное и финансовое обеспечение. 9. Международное сотрудничество. 10. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы. 11. Оценка ожидаемой лесоводственной и экологической эффективности намеченных мер. 1. Введение Осуществление российско - канадской программы "Модельный лес "Гассинский" позволяет практически наполнить содержанием основное понятие Лесного кодекса Российской Федерации, что лес есть совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое значение. Благодаря своему историческому опыту ведения лесного хозяйства Россия является признанным лидером в сфере организации лесопользования, охраны и восстановления лесов, ведения научных исследований и разработок. Однако, все это проводилось без увязки с сохранением животного и растительного мира, всего биологического разнообразия в лесу. Ведомственность и разобщенность централизованных управленческих структур вели к различным, порой взаимоисключаемым, подходам в развитии экосистем. В данной Программе сделана попытка решения проблем устойчивого экологического развития территории модельного леса "Гассинский" на основе разработок, выполненных исследователями разных институтов на основе комплексного изучения лесных, водных, почвенных, климатических и других экологических систем, как нечто взаимозависимого, где нарушение одного элемента негативно сказывается на других. Экосистемный подход в проведенных исследованиях позволил дать многофакторную характеристику устойчивого лесопользования на территории МЛГ, банк данных которых будет служить основой совершенствования правого механизма содействия естественному воспроизводству лесных систем и организации их охраны. Для разработки программы устойчивого экологического развития территории МЛГ использованы следующие работы, выполненные по заказу Общественного объединения МЛГ: 1. "Изучение строения, динамики и структурно - функциональной организации природных экосистем на территории МЛГ" (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 2. "Оптимизация параметров водоохранно - защитных лесов и их рациональное размещение в пределах модельного леса "Гассинский" (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 3. Отчет по лесопатологическому обследованию части лесов и ведению лесопатологического мониторинга в модельном лесу "Гассинский" (Хабаровская станция по борьбе с вредителями и болезнями растений (леса); 4. "Лесопожарное районирование и противопожарные мероприятия на территории модельного леса "Гассинский" (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 5. "Разработка системы лесопользования в модельном лесу "Гассинский" (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 6. "Изучение кедрово - широколиственных лесов модельного леса "Гассинский", пройденных рубками, и разработка мероприятий по повышению их продуктивности" (Приморская государственная сельскохозяйственная академия); 7. "Анализ генофонда основных лесообразующих пород МЛГ" (Хабаровский селекционно - семеноводческий лесохозяйственный центр); 8. "Оценка рекреационных ресурсов, разработка организационных основ и норм рекреационного пользования" (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 9. Карта экологического риска МЛГ (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 10. "Эколого - географическая структура биоразнообразия модельного леса "Гассинский"" (Институт водных и экологических проблем ДВО РАИ); 11. Разработка динамики лесного фонда (ГДВ лесоустроительное предприятие); 12. Функциональная бонитировка МЛГ и кадастр лесных земель (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 13. Совершенствование программного обеспечения для мониторинга лесных пожаров (НИИКТ Технического университета); 14. Изучить лесокультурный фонд, естественные процессы лесовозобновления, разработать Программу лесовосстановления для МЛГ (Дальневосточный научно - исследовательский институт лесного хозяйства); 15. Оптимизация природопользования лугово - болотных экосистем (Институт водных и экологических проблем ДВО РАИ); 16. Эколого - географическая структура биоразнообразия растительного покрова (институт водных и экологических проблем); 17. Оптимизация гидрологического режима оз. Гасси. Характер режима увлажнения территории (Институт водных и экологических проблем ДВО РАИ); 18. Охотустроительные работы - составление проекта "Рациональное использование охотничьих животных и перспективное развитие охотхозяйственного производства" (Охотустроительная экспедиция ГДВ лесоустроительного предприятия); 19. Состояние популяций редких видов животных и разработка мероприятий по их сохранению в МЛГ (ВИИОЗ); 20. Состояние ресурсов охотничье - промысловых и других позвоночных животных в МЛГ (ВНИИОЗ). Учеными и практиками предложены эколого - географическая структура биоразнообразия МЛГ, банк данных биоразнообразия растительного покрова, видового разнообразия лесов и вторичных лесных формаций (мелколиственных). Подготовлен макет Красной книги растений МЛГ. Составлена карта экологического риска МЛГ. На основе данных исследований и разработаны основные направления экологического развития МЛГ. 2. Цели и задачи Программы Целью данной Программы является обеспечение устойчивого экологического развития и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей населения и экономики территории МЛГ в лесных и других ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Учитывая многостороннюю роль лесов, оптимизационные мероприятия имеют комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально - экономическую направленность. Они являются дополнением к Программе устойчивого экономического развития территории модельного леса "Гассинский" на 1997-2005 годы, утвержденной постановлением главы администрации Хабаровского края N 255 от 23.06.97 года. Основная задача - через систему лесоводственных, организационно - технических, правовых и экологических мер сохранить, а в ряде случаев, восстановить имевшийся породный состав леса, животного мира, создать действующую модель управления экологическим развитием леса и сохранения биоразнообразия. При этом имеется в виду сохранить или повысить продуктивность леса, не уменьшая объемов лесопользования. Мероприятия Программы будут способствовать выполнению обязательств, вытекающих из участия модельного леса "Гассинский" в международной сети модельных лесов. Показатели Программы увязаны с Программой восстановления и охраны лесов Хабаровского края на 1996-2000 годы и на период до 2010 года. Реализация Программы устойчивого экологического развития МЛГ позволит создать наглядный пример образцово - показательного ведения лесного хозяйства. 3. Современное состояние лесных и природных экосистем По схеме ботанико - географической зональности Дальнего Востока территория модельного леса "Гассинский" находится на границе северной подзоны хвойно - широколиственных (смешанных) лесов и южной подзоны хвойных лесов. На территории МЛГ преобладает лесная растительность. Распространены елово - пихтовые, кедрово - широколиственные, кедрово - еловые, долинно - широколиственные, дубовые, лиственничные, белоберезовые, осиновые, пойменные лиственные леса. Кустарниковая растительность (ерники, таволожники) незначительно приурочена к окраинам болот, марей, берегам ключей, окраинам осыпей. Луговая растительность распространена в северной части МЛГ в поймах рек, наибольшие пространства занимают вейниковые луга, в меньшей мере распространены вейниково - разнотравные и разнотравные луга. Значительные пространства в северной части МЛГ заняты болотной растительностью. Обычны кустарниково - сфагновые болота с разреженным угнетенным древостоем из лиственницы - мари. На пониженных участках пойм развиты вейниково - осоковые и осоко - кочкарные болота. Пойменные озера богаты водной растительностью. По почвенному районированию территорию можно разделить на две крупные части: северо - западную, примыкающую к оз. Гасси и восточную, занимающую повышенную равнину и отроги Сихотэ-Алиня. По всем параметрам эти две части территории существенно отличаются друг от друга. Северо - западная часть представлена безлесными болотами и луговыми ландшафтами с редким вкраплением лиственных лесов. Почвы формируются на современных отложениях. Основные типы почвообразующих пород отражены на схеме (рис. 1). Важным аспектом в лесном хозяйстве и охране природы является экологическая роль лесного покрова, в частности, степень обеспеченности данной территории лесами различных категорий защитности и состояние этих лесов, т.е. способность сдерживать деструктивные процессы, выполнять климаторегулирующую, водорегулирующую роль и т.д. Одним из показателей достаточности лесного покрова является уровень критической лесистости - как всей территории МЛГ, так и ее различных частей (карта - схема лесистости МЛГ представлена на рис. 2). В результате исследований выяснено (табл. 1), что для всей территории МЛГ критическая лесистость составляет от 27 до 42%. Нижний уровень показывает в данном случае, что на 27% территории МЛГ лесная растительность в настоящий момент по своим количественным и качественным параметрам не в состоянии полностью выполнить свою защитную и регулирующую роль. На 15% территории уязвимость ее со стороны процессов трансформации компенсирована (уравновешена) защитной способностью лесного покрова. Показатель 42% (II уровень критической лесистости) получается из сложения двух предыдущих. Это как бы пороговый уровень и на территории, занятой такими лесами, всякая хозяйственная и иная деятельность, кроме лесовосстановления и охраны лесов, должна быть сведена к минимуму. Причем эти леса приурочены к конкретным местообитаниям, а не произвольно взятым участкам. На остальной же площади МЛГ уровень лесистости и качество лесного покрова таковы, что позволяют в рамках соблюдения всех нормативов изъять часть древесины, не снижая лесистость до уровня критической и не изменяя соотношения хвойных и лиственных пород 1:1 (лучше если хвойные будут несколько преобладать). Отдельно были изучены (табл. 2) территории орехопромысловых зон, запретных полос вдоль нерестовых рек и защитных полос вдоль участка автотрассы Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. На территории МЛГ выделено 9 бассейнов (рис. 3). В их границах лесоустройством выявлено 41 типологическая разность. В этой связи изучить продуктивность всех лесных формаций МЛГ очень сложно, да возможно и не целесообразно, поскольку многие из них являются промежуточными стадиями общего лесообразовательного процесса, вызванного в первую очередь активными промышленными рубками прошлых лет. Карта - схема зон МЛГ представлена на рис.4, а карта - схема Охраняемые территории МЛГ на рис. 5. Таблица 1 УРОВЕНЬ КРИТИЧЕСКОЙ ЛЕСИСТОСТИ ДЛЯ ТЕРРИТОРИИ МЛГ И ЕГО ЧАСТЕЙ, % +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Лесистость ¦ Территориальные единицы ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ ¦МЛГ¦ Лесничества ¦ Водосборные бассейны ¦ ¦ +---+-------------------+-------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦Троицкое¦Гассинское¦левобережье¦р. Хар¦р. Пихца¦Приамурская¦р. Моади¦р. Картанга¦истоки ¦р. Тухала¦верховье и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦р. Анюй ¦ ¦ ¦часть МЛГ ¦ ¦ ¦р. Моади¦ ¦левобережье¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(базовый¦ ¦р. Тормасу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бассейн ¦ ¦ ¦ +--------------+---+--------+----------+-----------+------+--------+-----------+--------+-----------+--------+---------+-----------¦ ¦1 уровень ¦ 27¦ 34 ¦ 23 ¦ 19 ¦ 22 ¦ 27 ¦ 21 ¦ 23 ¦ 20 ¦ 78 ¦ 85 ¦ 65 ¦ ¦критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесистости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---+--------+----------+-----------+------+--------+-----------+--------+-----------+--------+---------+-----------¦ ¦Площадь, где ¦ 15¦ 11 ¦ 17 ¦ 9 ¦ 15 ¦ 11 ¦ 19 ¦ 9 ¦ 14 ¦ 7 ¦ 5 ¦ 11 ¦ ¦уязвимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компенсирована¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесистостью ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---+--------+----------+-----------+------+--------+-----------+--------+-----------+--------+---------+-----------¦ ¦2 уровень ¦ 42¦ 45 ¦ 40 ¦ 28 ¦ 32 ¦ 38 ¦ 40 ¦ 32 ¦ 34 ¦ 85 ¦ 90 ¦ 76 ¦ ¦критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесистости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+---+--------+----------+-----------+------+--------+-----------+--------+-----------+--------+---------+-----------¦ ¦Оптимальная ¦ 52¦ 55 ¦ 50 ¦ 38 ¦ 42 ¦ 48 ¦ 50 ¦ 42 ¦ 44 ¦ 95 ¦ 100 ¦ 86 ¦ ¦лесистость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Таблица 2 УРОВЕНЬ КРИТИЧЕСКОЙ ЛЕСИСТОСТИ ДЛЯ ЛЕСОВ РАЗЛИЧНОЙ КАТЕГОРИИ ЗАЩИТНОСТИ, % +------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ Лесистость ¦Орехопромысловые¦ Запретные полосы вдоль нерестовых рек ¦ Защитные ¦ ¦ ¦ реки ¦ ¦ полосы ¦ ¦ +----------------+--------------------------------------------¦ вдоль ¦ ¦ ¦бассейн ¦бассейн¦Пихца¦Картанга¦Амур¦Анюй¦верховье ¦нижняя ¦автодороги ¦ ¦ ¦р. Пихца¦р. Хар ¦ ¦ ¦ ¦ ¦р. Тормасу¦часть р.¦Хабаровск -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Тормасу ¦Комсомольск¦ +----------------+--------+-------+-----+--------+----+----+----------+--------+-----------¦ ¦1-й уровень ¦ 18 ¦ 8 ¦ 36 ¦ 14 ¦ 59 ¦ 9 ¦ 54 ¦ 41 ¦ 13 ¦ ¦критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесистости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+--------+-------+-----+--------+----+----+----------+--------+-----------¦ ¦Компенсированная¦ 10 ¦ 10 ¦ 12 ¦ 14 ¦ 14 ¦ 3 ¦ 13 ¦ 16 ¦ 25 ¦ ¦уязвимость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+--------+-------+-----+--------+----+----+----------+--------+-----------¦ ¦2-й уровень ¦ 28 ¦ 18 ¦ 48 ¦ 28 ¦ 73 ¦ 12 ¦ 67 ¦ 57 ¦ 38 ¦ ¦критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лесистости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------+--------+-------+-----+--------+----+----+----------+--------+-----------¦ ¦Оптимальная ¦ 38 ¦ 28 ¦ 58 ¦ 38 ¦ 83 ¦ 22 ¦ 77 ¦ 67 ¦ 48 ¦ ¦лесистость ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------------------------------------+ Изучение лесотипологического состава, строения и продуктивности лесных формаций МЛГ свидетельствует, что из всего их многообразия наибольшую ценность представляет кедрово - широколиственная формация. Ее продуктивность обусловлена участием кедра в составе, полнотой древостоя и давностью рубки. При определенном режиме лесохозяйственных работ возможно ее восстановление до первоначального состояния. В последние несколько десятилетий на территории Нанайского опытного лесхоза осуществлялись активные промышленные заготовки древесины хвойных и лиственных пород (кедр, ель, пихта, ясень). В результате сегодня сформировались лесные сообщества второй, а в некоторых случаях и третьей генерации (1-ая генерация - коренные древостои), которые существенно отличаются по продуктивности, строению, составу от своих предшественников. По классификатору экспертным путем на территории МЛГ выделено 6 типов развития лесов, климатогеоморфогенные (5%), биогенные (7%), ценогенные (37%), пирогенные (16%), антропогенные (32%) и редины ( 3%). Таким образом, результаты исследований имеют важное значение для разработки целенаправленных хозяйственных мероприятий по управлению лесными ресурсами в МЛГ. 4. Концепция организации устойчивого развития экосистемы в МЛГ В результате исследований, благодаря нестандартному подходу к сбору, систематизации и анализу всего блока экологической, в целом, и лесорастительной, в частности, информации стало возможным разработать общую концепцию и стратегию развития МЛГ, соответствующую условиям и традициям Российского лесного хозяйства, и одновременно отвечающую требованиям международной сети модельных лесов. Ниже излагается сущность этой концепции. Прежде всего, идея МЛГ, возникшая в Канаде, основывается на консенсусе, определенном механизме принятия решений и выборе хозяйственных операций в лесу, чтобы был сохранен какой-то оптимум, чтобы существенно не нарушалась природная среда и, в то же время, можно было изымать определенные полезности и ими пользоваться. В российской практике все время существовал инженерный подход, расчетный или нормативный, которые определяли оптимальные нормы и режимы воздействия на природную среду. Консенсус в качестве принципа коллективного разума чрезвычайно важен, но в то же время, для выработки согласованных решений, необходимо подходить с инженерных позиций, т.е. иметь систему инженерно - обоснованных мер, которые согласуются друг с другом и предлагают определенный режим воздействия на природу. Таким образом, оба принципа должны использоваться в выработке и принятии решений, причем в каждом случае приоритет принципа определяется условиями объекта. Для того, чтобы выйти на такую систему, нужна система критериев оценки последствий, возникающих под воздействием антропогенных факторов. Сейчас разработаны такие критерии и для России. Именно эти критерии заложены в основу предлагаемой концепции, они сводятся к пяти пунктам: 1. Регулирование естественных и антропогенных процессов, определяющих динамику лесного покрова; 2. Здоровье леса; 3. Сохранение защитных функций леса; 4. Сохранение биоразнообразия и вклада лесов в депонирование углерода, как реализация их глобальной функции; 5. Инструменты и механизмы реализации устойчивого лесного хозяйства. Задача сохранения и поддержания биоразнообразия может реализоваться по трем векторам ведения хозяйства: - адаптивный (поддержание старых лесов); - реабилитационный (искусственное восстановление); - преобразование лесного покрова, связанное с экспериментом. Следующий момент - изъятие. Как правило, все сводится к расчетной лесосеке, которая рассчитывается применительно к лесоадминистративным единицам или абстрактным участкам лесного фонда. Понятие квоты изъятия сохраняется или распространяется на природно - территориальные единицы как целостные системы. По отношению к ним должны быть интегрированы эти квоты. Именно это основной инструмент регулирования биоразнообразия на уровне этой системы, в качестве единицы которой предлагается использовать элементарный бассейн. Третье - фрагментация лесных участков или методы рациональной дислокации контуров лесных участков в пределах природно - территориальных комплексов. Это новый важнейший аспект для сохранения биоразнообразия. Как планировать контуры лесных массивов в сочетании с безлесными участками или другими категориями лесных земель для того, чтобы обеспечить сохранность биоразнообразия. Районирование приоритетов предлагается вести по пути приоритетов спецрежима, когда для каждого комплекса определяется перечень приоритетов и раритетов, применительно к которым применяется режим хозяйствования. Четвертое - номенклатурные списки. Если списки растений номенклатурно закреплены, то это является юридическим основанием для того, чтобы обеспечить сохранность. Очень важный момент, какой комплекс биоразнообразия должен быть восстановлен искусственной системой. При этом основным индикатором биоразнообразия предлагается считать лесотипологическую структуру покрова, обеспечения целостности топосистемы. Предлагается бассейновый подход к организации лесного хозяйства. Для этого проведены детальные работы по классификации бассейнов и типов местообитаний. Элементарный бассейн - единица природной системы, которая позволяет учитывать изменения и динамику на основе баланса. Поэтому в бассейне мы можем учитывать все характеристики, связанные с изменением продуктивности в пределах экосистемы. Разработана принципиальная схема, разбитая в динамике лесов, которые проходят через определенный набор стадий, но развиваются через прохождение двух направлений: 1. Через концентрированное возобновление; 2. Через постепенное возобновление. Особенность подхода в том, что применена система характерных времен лесообразовательных процессов и динамики лесов. Древостои рассматриваются в пределах нескольких поколений. В результате мы имеем карту динамического состояния лесного покрова. Все это описывается соответствующим кодом, который говорит о состоянии, типе сукцессии (пирогенные и т.д.). Можно определять прогноз этого участка на любой период до 500 лет. Это становится сразу целью лесного хозяйства. Таким образом, впервые доведена до логического конца огромная лесоводственная информация, которая накоплена по лесам Дальнего Востока и которая перелагается на четкие системные принципы организации хозяйства, которые хорошо вписываются в требования компьютерных технологий. Эта система очень хорошо ложится в ГИС. Получена вся система характеристик как биогеоценотических единиц, так целей, механизма и инструментов ведения хозяйства, которые, в конечном счете, обеспечивают нам устойчивое развитие. 5. Система программных мероприятий. Инвентаризация, учет и мониторинг лесных ресурсов, животного и растительного мира В ходе работ над проектом были проведены лесоустроительные, охотустроительные работы, инвентаризация недревесных полезностей леса, определена эколого - географическая структура биоразнообразия растительного покрова, выявлены редкие виды животных и растений. Углубленной проработке подверглись изменения в лесном фонде, в результате уточнена "Динамика лесного фонда за межучетный период 1986-1995 гг.". Результаты инвентаризации, научных исследований обобщены в банке данных с введением их в компьютерные программы. Однако в организации учета ресурсов и состояния экосистемы имеется ряд недостатков и нерешенных проблем. Для устранения недостатков намечается осуществить ряд мероприятий и работ: - создать взаимоувязанную систему банков данных на уровне лесничеств, Нанайского опытного лесного хозяйства, управления лесами края, ДВ лесоустроительного предприятия, научно - исследовательских институтов лесного хозяйства, водных и экологических проблем и других. Разработать методику и определить порядок учета и внесения текущих изменений, происходящих в экосистемах; - разработать систему индикаторов и показателей для характеристики состояния лесного фонда и экосистем, характерных для модельного леса; - внедрить в процесс проведения полевых наблюдений портативные навигационные приборы и компьютеры, для тиражирования лесоустроительной и другой документации, обеспечить применение современной множительной техники; - организовать между партнерами МЛГ и другими организациями оперативную, в том числе электронную, связь для пользования информацией на всех уровнях; - в соответствии с Лесным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ создать систему мониторинга лесов и лесных экосистем в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза их состояния и динамики для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и усиления их экологических функций. В этих целях: 1. Разработать единую организационно - методическую основу и подходы мониторинга МЛГ, как составную часть единой системы мониторинга лесов России и Единой системы экологического мониторинга; 2. Определить меры и порядок внедрения всей системы мониторинга на уровне лесничества - лесхоз - управление лесами - партнеры МЛГ, с созданием соответствующей сети полевых обследований, пробных площадей и пунктов наблюдения, отработкой методического, материального обеспечения и применения необходимых технических средств. Особое внимание обратить на создание мониторинга особо ценных лесных участков, редких и исчезающих видов растений, животных или подверженным негативным последствиям лесных насаждений. Лесопользование Показателем общего биологического потенциала для неистощительного и стабильного лесопользования для модельного леса, как и в целом по лесфонду, является расчетная лесосека, которая определена в 184,0 тыс. кубометров в год, в том числе доступная 90,0 тыс. кубометров. Учитывая важность экологической составляющей модельного леса в хозяйственном пользовании, следует принять за основу доступную расчетную лесосеку и в последующей деятельности не превышать ее размеров. Основными способами рубок главного пользования следует принять выборочные и постепенные рубки, которые находятся в полном соответствии с "Правилами рубок главного пользования в лесах Дальнего Востока", 1993 г. Выполнение рубок ухода должно соответствовать соответствующим постановлениям. Основными задачами всех видов рубок должны быть неистощительное лесопользование, улучшение породного состава, повышение устойчивости и качества насаждений, увеличение размера пользования древесиной с единицы площади, усиление защитных, водоохранных, санитарно - гигиенических и других функций, сохранения биологического разнообразия. Кроме того, при лесопользовании необходимо обеспечивать дополнительные условия, определенные режимами особо охраняемых территорий, специально оговоренными условиями, определенными научными рекомендациями специально для модельного леса или же для проведения опытных и научных наблюдений. Большая часть модельного леса входит в территорию традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, поэтому способы и технологии рубок не должны противоречить нормам традиционного образа жизни этих народов. В соответствии с концепцией сети модельных лесов на территории модельного леса должно быть организовано неистощительное и многоцелевое использование лесного фонда. В этих целях должны быть осуществлены мероприятия: - передача лесных участков в пользование должно проводиться только с конкурсов на условиях, обеспечивающих данное требование. Главным способом пользования должна стать аренда на длительный срок, с экономической ответственностью арендаторов за соблюдением установленных при передаче лесов в аренду ограничений и требований; - в опытном порядке отработать методики и ввести функциональные бонитировки и кадастр лесных земель МЛГ; - разработать план рубок и мероприятий в арендуемых лесах, орехопромысловых и особо охраняемых зонах, с учетом поддержания их продуктивности; - ввести экологическую экспертизу намечаемых лесохозяйственных и других мероприятий; - ввести компьютерную систему выбора оптимальных способов и технологий работ в МЛГ; - организовать оказание научно - технической, организационной и методической помощи в освоении новой техники, технологий и лесных правовых отношений при лесопользовании в МЛГ; - определить меры и оказать помощь лесопользователям в организации сбора, переработки и реализации продуктов побочного пользования, других недревесных полезностей леса; - осуществить комплекс лесохозяйственных мер (строительство дорог, сохранность молодняков и подроста, уход в молодняках и т.п.). Охранные мероприятия по охотничьим и редким животным Нахождение территории МЛГ на стыке различных флористических провинций вызывает большие сложности в сохранении биоразнообразия. В частности суровые климатические условия зимой ведут к бескормице животных, а высокие летние температуры, обилие кровососущих насекомых и повышенная влажность губительно сказываются на выживании молодняка. Это требует учета этих и других факторов и осуществления охранных мероприятий при охотничьем и другом пользовании. Уже сейчас назрела постоянная необходимость охраны харзы, солонгоя и занесения их в Красную книгу, в угрожающем состоянии находятся популяции кабана и косули, снизилась численность изюбра, лося и выдры. Сохранение существующей численности изюбра и кабана может привести к исчезновению тигра, вырубание или значительное сокращение кедровых и других орехоплодных насаждений к снижению поголовья белогрудого медведя. Изменение среды обитания скажется на численности редких видов птиц, рыб, рептилий. Таким образом, мероприятия по сохранению животного мира прямо связаны с рациональным и неистощительным лесопользованием, основные направления мер которого изложены выше. В то же время необходимо подчеркнуть, что они должны иметь более четкую направленность на охрану животных лесных биоценозов и охрану водно - болотных биоценозов. Следует отметить, что работа по охране и обеспечению воспроизводства охотничьих животных должна быть направлена на увеличение продуктивности угодий. Необходимо осуществить меры: - по планомерному переходу на промышленное ведение лесного и охотничьего хозяйства, выработке и реализации единых научных и хозяйственных подходов к этапу; - по организации и ведению экологического мониторинга, обеспечивающего качественную ежегодную и количественную оценку запасов и уровня использования, основных охотничье - промысловых животных, а также их редких видов; - по регламентированию добычи всех видов животных исходя из их плотности на учетную площадь; - по сохранению тигра, руководствуясь соответствующим постановлением Правительства РФ; - по приданию статуса особо охраняемых территорий в отрогах горного массива "Тигровый", приустьевого участка рек Хар и Пихца для воспроизводственной зоны дальневосточной черепахи, водоплавающих, различных видов орлов территории в верховьях реки Хар для экологического коридора. Лесовосстановление Главной целью восстановления леса на территории МЛГ должно быть восстановление ранее нарушенных экосистем по балансу породного состава, качественного состояния лесного и почвенного покрова и соответственно животного мира или же сохранение этого баланса в ходе хозяйственной деятельности. Особенность лесовосстановления на территории МЛГ заключается в том, что нарушенность лесов в результате их многолетней эксплуатации достигает 65-70 процентов покрытой лесом территории, лесокультурный и реконструктивный фонд представлен практически всеми типами условия произрастания (кедровники, ельники, лиственничники, а сейчас в связи с усиленной заготовкой твердолиственных пород - ясеневники, дубняки. Принимая во внимание, что в основу всей лесохозяйственной и лесовосстановительной деятельности предлагается бассейновый подход, как единица природной экосистемы, необходимо пересмотреть существующую в лесхозе Программу лесовосстановления. При этом должны быть выработаны меры, обеспечивающие выполнение всех лесоводственных требований при лесопользовании и восстановлении леса на научной генетико - селекционной основе. В основу разработки Программы и ее осуществления должны быть положены выводы и рекомендации научно - исследовательской работы по проекту 3.8 "Изучить лесокультурный фонд, естественные процессы лесовосстановления, разработать Программу лесовосстановления МЛГ", разработчик И.И.Перевертайло, а также работа В.В.Потенко "Анализ генофонда основных лесообразующих пород МЛГ". Осуществить меры по ускорению восстановления кедровников как кормовой базы животных, создания необходимых запасов семенного фонда и удовлетворения потребительского спроса, для чего предусмотреть целенаправленные мероприятия по повышению урожайности кедра, ореха маньчжурского, дуба и других орехоплодных деревьев. Организовать в Некрасовском лесопитомнике Хабаровского селекционно - семеноводческого центра производство генетически отобранных саженцев специально для восстановления леса в модельном лесу "Гассинский" и обеспечить потребности Нанайского ОЛХ в этом. Привести фактические объемы лесовосстановления на территории МЛГ в соответствие с рекомендациями лесоустройства. Защита лесов от пожаров, вредителей и болезней Охрана лесов от пожаров является одной из наиболее важных задач сохранения лесных экосистем и устойчивого лесопользования. Территория МЛГ обладает средней пожарной опасностью и горимостью лесов, но без должного противостояния лесным пожарам, ими наносится большой экологический и экономический ущерб - уничтожается животный и растительный мир, снижается биоразнообразие, нарушаются и ухудшаются лесообразовательные процессы. Карта - схема распределения территории МЛГ по классам пожарной опасности представлена на рис.6. Примером может служить лесной пожар 1976 года, когда значительная часть территории МЛГ выгорела и произошли процессы смены породного состава, во многом были уничтожены экосистемы. Но вместе с этим лесные пожары во многих случаях играют положительную регулирующую роль в развитии леса. Сложность экологической роли огня, невозможность его полного исключения из жизни леса обуславливают необходимость решения проблемы борьбы с лесными пожарами путем создания системы управления ими, способной эффективно защищать лес от разрушительного воздействия стихийных пожаров и применять контролируемое выжигание лесных горючих материалов, как важный инструмент регулирования динамики лесов. Эта система должна базироваться на сочетании эффективной профилактики пожаров с высокой оперативностью их обнаружения и ликвидации. Основными направлениями развития системы охраны лесов от пожаров должны быть: - создание системы эффективного обнаружения пожаров, в первую очередь наземной за счет пожарных вышек и наблюдательных пунктов и постов с подвижными механизированными группами и командами при них; - предотвращение роста числа лесных пожаров, связанного с повышением транспортной доступности лесов за счет реализации комплекса профилактических мероприятий, направленных на повышение эффективности разъяснительной работы и воспитания бережного отношения к лесам; - осуществление мер по созданию средств противодействия распространению лесных пожаров, особенно естественного порядка - использование водных систем, создание пожароустойчивых полос и барьеров из лиственницы и других пород, повышение пожарной устойчивости лесов путем регулирования их состава, санитарных рубок и очистки их от захламленности; - сохранение и развитие сети дорог и водоемов, позволяющих быстро обеспечивать доставку людей и техники на пожары и быструю ликвидацию пожаров. Создание системы противопожарных мероприятий должно быть завершено разделением массивов насаждений на изолированные друг от друга блоки разной величины. Объем мероприятий по противопожарному устройству предлагается выполнить в соответствии с рекомендациями лесоустроительного проекта (схема противопожарного устройства территории МЛГ рис. 6). По данным инвентаризации и исследований санитарное состояние насаждений МЛГ удовлетворительное. Вместе с тем поддержание на должном уровне их санитарного состояния требует проведения комплекса мероприятий, направленных на своевременное обнаружение очагов массового размножения вредных насекомых и болезней леса. При этом необходимо в первую очередь проводить мероприятия по профилактике размножения вредителей и болезней леса, осуществлять постоянный лесопатологический контроль и мониторинг, регулярно проводить экспедиционное обследование лесов и опытных стационарных участков. Другими направлениями развития и совершенствования лесозащиты являются: - составление ежегодных обзоров санитарного состояния лесов и прогнозов динамики численности популяций вредителей и распространения болезней леса; - своевременное принятие мер по борьбе с вредителями и болезнями и сокращению интенсивности воздействия патологических факторов на лес до уровня экологических нормативов, организации службы лесозащиты в Нанайском опытном лесном хозяйстве. Сохранение водных ресурсов и болотных систем На изменение водного баланса реки Анюй и ее притоков антропогенная деятельность существенного влияния до последнего времени не оказала. В то же время проведение молевого сплава, прокладка лесовозных дорог и трелевочных волоков по рекам и ключам, уменьшение лесистости ведет к загрязнению воды, разрушению нерестилищ, ускорению стока воды. Одним из важных направлений по сохранению водных ресурсов, должно быть сохранение каркаса водно - гидрологической сети - рек, ручьев и других водотопов, что возможно только лишь при оптимальной организации лесопользования и сохранения лесного покрова. Установлено, что лес уменьшает в 7 раз максимальный, наиболее пагубный сток и до 12 раз увеличивает сток в маловодные сезоны, повышая внутриподовую зарегулированность стока. Таким образом, устанавливается однозначное соответствие между режимом влаги и природной структурой. Следовательно, необходимо рассматривать как один из аспектов охраны водных ресурсов - сохранность водосборного бассейна. Водосборный бассейн рассматривается здесь как цельная природная система, где леса выполняют функцию водорегулирования и защиты поверхности от разрушительных процессов. Бассейновый принцип предлагает дифференцированное изучение и оценку водосбора разного уровня с последующей интеграцией системы мероприятий по сохранению лесоводственно - экологической обстановки в водосборе. Водоохранная, водорегулирующая и защитная способность лесного покрова зависит от степени повышенности его живой фитомассой, составом и состоянием растительного покрова. В зависимости от этого выделение запретных и защитных лесов должно быть строго дифференцировано. Следовательно, основным направлением сохранения водных ресурсов будет индивидуальный подход к разработке и восстановлению лесов в каждом водосборном бассейне. Необходимо при этом сохранить оптимальную лесистость или организовать лесовосстановление до площадей, соответствующих этому показателю, обеспечить системный, комплексный подход при осуществлении лесохозяйственных мероприятий (рубок, лесовосстановления, охраны и т.п.), сохраняющий существующий или создающий новый каркас (сеть) водоохранных и защитных лесов - вдоль рек, озер, дорог, водоразделов, участков на крутых склонах и других уязвимых местах, с наиболее жестким режимом пользования. Искусственное лесоразведение должно или следовать немедленно за рубкой, или предшествовать ей. Должно быть обеспечено применение только рубок соответствующих условию, главным образом - выборочных, промежуточных и санитарных, площади рубок и их интенсивность должны соответствовать состоянию и размерам водотока. Необходимо разработать правила или временные условия рубок в модельном лесу "Гассинский" с учетом требований сохранения водного режима и биологического разнообразия. Следует создать в 1998-2000 г.г. опытно - демонстрационные участки и пробные площади проведения таких рубок и установить постоянное наблюдение за их состоянием и водным режимом соответствующего бассейна. В последующем вести лесопользование с учетом накопленного опыта. Рассмотреть систему мер по оптимизации гидрологического режима озера Гасси и болотных систем с учетом финансовых, материальных и технических возможностей и предложить в соответствии с проектом "Оптимизация гидрологического режима озера "Гасси" (руководить Баканов К.Г.). Сохранение биоразнообразия растительного покрова Модельный лес "Гассинский" является важнейшим полигоном, где должны решаться проблемы сохранения генофонда, разрабатываться тактика и стратегия неистощительного ресурсопользования и устойчивого развития экосистемы Дальнего Востока. Уровень видового богатства этой территории насчитывает 794 вида сосудистых растений, относящихся к 533 родам и 119 семействам, что составляет около 20 процентов от флоры растений части Дальнего Востока и 39 процентов от флоры Хабаровского края. Эти показатели значительно превышают среднюю по России цифру в расчете на единицу площади. Уникальность растительности МЛГ придают обитающие на его территории реликтовые семейства аралиевых, актинидиевых, виноградовых, лимонниковых, маслиновых, тиссовых и других. В пойме реки Амура и его притоков зафиксированы северные на Евроазиатском континенте пункты обитания растений, находящихся на северном пределе распространения. В связи с тем, что растительность МЛГ испытывает все более усиливающееся воздействие хозяйственной деятельности, здесь отмечается унификация растительных компонентов и деградация реликтовых сообществ. В результате исследования редких растений выявлена территориальная локализация популяций редких и исчезающих видов. Все это требует определения мер по сохранению видового разнообразия растительного мира. К ним следует отнести: - подготовка и издание генерального кадастра и Красной книги модельного леса "Гассинский"; - введение мониторинга и ГИС биоразнообразия растительного мира в Нанайском ОЛХ, проведение специальных мероприятий по сохранению редких и исчезающих видов растений; - рассмотрение возможности или необходимости создания генетических резерватов или заказников по наиболее характерным зонам видового разнообразия. Снижение экологического риска Для проведения целенаправленной работы по снижению экологического риска и обеспечения устойчивого экологического развития необходимо знать степень этого риска и в работе постоянно руководствоваться этим. В этих целях проработана степень риска на всей территории МЛГ, определены границы различных зон, факторы и явления, способствующие усугублению риска, составлена карта этого риска. Обследование и анализ эколого - географической структуры биоразнообразия позволили, во-первых, выявить состояние экосистемы МЛГ, которое сложилось в силу интенсивного хозяйственного освоения, пожаров и поэтому существенно измененных. Во-вторых, выделить специфику экосистем более низких рангов в пределах территории МЛГ, которые имеют первозданную картину и не испытавшие на себе интенсивную хозяйственную деятельность. Важность их состоит в том, что они служат моделью для реконструкции (воспроизводства) территорий МЛГ, нарушенных рубками и пожарами, для воспроизводства их экосистем приближенно к первоначальному состоянию. Территория МЛГ на 3/4 является горной, имеющей поверхность, сложенную рыхлым, обломочным, глыбистым, щебнистым и т.п. материалом, на котором формируются преимущественно неполно развитые, местами примитивные или с укороченным профилем почвы. Это создает условия потенциально высокой уязвимости экосистем, можно даже сказать о повышенной их чувствительности к любому экзогенному воздействию. В подобной ситуации лес является прямым хранителем экологической обстановки. Можно утверждать, что пока сохраняется лес, здесь не будут наблюдаться необратимо разрушительные процессы. Технологическая травмоопасность происходит вследствие лесоэксплуатации и рекреационного использования территории МЛГ. Нарушениями естественного экологического фона, связанными с лесоэксплуатацией являются: - нарушение почвенного покрова; - захламление отходами; - загрязнение поверхности почвы, а в ряде случаев и водоемов горюче - смазочными веществами; - захламление придорожных полос; - выход из лесопродуцирующего состояния части лесных земель - за счет верхних складов, волоков; - развитие эрозионных процессов при нарушении технологии освоения горных склонов; - негативное влияние на сохранность животного мира; - возможное уменьшение биоразнообразия. Ряд негативных явлений вызывает строительство и эксплуатация дорог. В частности: - происходит изъятие и перевод лесопродуцирующих земель в нелесные, причем это не всегда осуществляется за счет малоценных лесов; - в процессе строительства происходит подрезание склонов с последующим неизбежным их обрушиванием и эрозией; - загрязнение придорожной полосы (шириной до 100-150 м) выхлопными газами; - высокий уровень уязвимости лесовозных дорог предопределяет их легкую разрушаемость дождями, мерзлотой, снеготаянием; продукты разрушения загрязняют речки и ручьи, а также накапливаются в придорожных полосах; - захламление дорог брошенной древесиной создают очаги вторичных массовых вредителей леса; - дороги могут быть отпугивающим или привлекающим фактором для лесной фауны, но в любом случае это негативно отражается на популяциях многих животных. Рекреационное лесопользование на территории МЛГ носит стихийный и преимущественно промыслово - потребительский (собирательный) характер. Нет мест активного использования - туристических маршрутов, объектов сосредоточения туристов и т.д. Однако, риск возникновения лесных пожаров по вине рекреантов всегда очень велик, причем не на ночных стоянках, а чаще при дневных перемещениях. Поэтому "рекреационный экологический риск" может быть существенно снижен путем постепенного замещения неорганизованной рекреации организованной. На территории МЛГ риск нарушения или разрушения экологической ситуации связан также с наличием обширных массовых усыхающих ельников. Прогнозирование экологического риска возможно на основе анализа факторов, ведущих к тем или иным последствиям. Природные: оползни, солифлюкция, ветровалы, буреломы, усыхание древостоев и их распад. Сущность последней природной смены экологической ситуации заключается во временной или длительной утрате части лесопродуцирующих земель. Антропогенные: пожары, эрозия склонов, дорожная "экспансия" (изъятие земель не только для прокладки дорог, но и для последующего их ремонта). Наиболее вероятные места риска: лесосеки, свежие (не заросшие) гари, крутосклоны и склоны с сильно скелетными (каменистыми) почвами, туристические трассы, дороги и придорожные леса, места пересечений дорог с водотоками. Классификация последствий экологического травматизма в результате техногенного или антропогенного воздействия на лесные экосистемы МЛГ: а) смена растительного покрова при сохранении почв; б) смена растительного покрова при частичном (площадном или профильном) разрушении почв; в) разрушение растительного покрова с последующим разрушением почв - образование осыпей, курумов и т.п.; г) временные (пространственно локализованные) нарушения русел водотоков; д) снижение продуцирующего потенциала лесных земель. В результате анализа экологической ситуации предложена карта экологического риска (рис.7). В экологической карте выделены: - особо уязвимые земли гослесфонда, которые отражают "очень большой риск"; - нарушенные и подлежащие особой охране - "большой риск"; - земли, подлежащие лесовосстановлению и особым режимам пользования - "умеренный риск". Охраняемые территории следует рассматривать как территории повышенного экологического риска. Отражение лесистости на карте даст дополнительную оценку экологической ситуации. Предлагаемая карта может рассматриваться и в качестве основы в системе мониторинга МЛГ. 6. Организация государственной охраны территории МЛГ В целях усиления государственного контроля за состоянием, охраной, воспроизводством и использованием природных ресурсов необходимо: - увеличить численность работников лесоохраны на территории МЛГ на 15-20 процентов; - соответственно предусмотреть увеличение охотничьей, рыбной и других госинспекций; - обеспечить госохрану транспортом, радиосвязью, средствами учета и оргтехники, служебным оружием и форменной одеждой в соответствии с нормативами; - построить на территории МЛГ 4 лесных кордона. Государственный контроль осуществляется на основе функций и полномочий, определенных этим учреждением, как специально уполномоченным органом, Законами РФ, решениями Правительства России или законодательными актами Хабаровского края. 7. Научно - техническое обеспечение Реализация Основных направлений будет базироваться на внедрении в практическую деятельность научно - исследовательских и опытно - экспериментальных проектов и работ, выполненных в ходе разработки Программы "Модельный лес "Гассинский". ДВ лесоустроительное предприятие, институты, принимавшие участие в их разработке (ДальНИИЛХ, водных и экологических проблем, ВНИИОЗ, Хабаровский Технический университет и другие) в порядке авторского надзора ведут наблюдение за правильным выполнением их рекомендаций. Кроме того, необходимо проводить исследование по следующим направлениям: - разработка системы показателей и индикаторов устойчивого экологического развития территории МЛГ; - организация многоцелевого лесного хозяйства с учетом сохранения биоразнообразия; совершенствование экологически безопасных технологий; - совершенствование системы контроля и прогнозирования возникновения, развития лесных пожаров, очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств; - разработка природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих сохранность и восстановление леса, животного, водного и растительного мира; - внедрение систем мониторинга, ГИС и информационного обеспечения МЛГ. Необходимо разработать методические и нормативные документы, регламентирующие ведение хозяйства в МЛГ, создание генетических резерватов лесных древесных пород и иные документы, обеспечивающие охрану и защиту биологического разнообразия в модельном лесу. 8. Ресурсное и финансовое обеспечение Для выполнения мер, предусмотренных Основными направлениями, необходимо потребность в затратах ориентировочно превышающих финансовые затраты в данное время в 2 раза. Однако, учитывая комплексность предложенных мероприятий, возможность экономии части средств за счет рациональной организации хозяйствования в лесу возможно осуществление мер при увеличении затрат на 25-30 процентов. Эти затраты предполагается финансировать из следующих источников: - федерального бюджета; - краевого и районного внебюджетных фондов (краевого, районного бюджета); - собственных средств лесхоза, других организаций; - добровольных, спонсорских взносов; - иностранных инвестиций и грантов; - прочих поступлений, не противоречащих закону. Из федерального бюджета финансируются расходы на содержание Нанайского опытного лесного хозяйства, а также работы из затрат, отнесенных Лесным Кодексом к финансированию за счет федерального бюджета в пределах установленных нормативов. Аналогичные затраты осуществляют другие государственные и природоохранные службы и специально уполномоченные органы. Расходы по воспроизводству лесов и других затрат природных ресурсов, дополнительные к нормативам меры по проведению научно - исследовательских, проектных работ, обустройству и охране лесов и объектов, укреплению материально - технической базы, учебе и подготовке кадров и другие согласно Основных направлений предусмотрено финансировать за счет краевых и районных внебюджетных фондов (краевого и районного бюджетов) и собственных средств. В настоящее время на территории края и МЛГ осуществляется ряд международных проектов по линии международного научно - технического сотрудничества: российско - канадский проект "Модельный лес "Гассинский", российско - американский "проект неистощительного природопользования на российском Дальнем Востоке", по охране и защите тигра. Средства, выделяемые на эти проекты, можно использовать для выполнения основных направлений, но их явно недостаточно. Для более широкого привлечения зарубежных инвесторов требуется широкая пропаганда Проекта и решение ряда организационных и технических вопросов. Таковыми направлениями могут быть проекты по связыванию содержания в атмосфере углерода (СО 2) в связи с глобальным потеплением климата, проведение постоянных наблюдений в системе международных лесов и т.д. 8. Международное сотрудничество Программа "Модельный лес "Гассинский" является частью международной программы модельных лесов, инициатором которой явилось правительство Канады, создав свою сеть модельных лесов или образцово - показательного ведения лесного хозяйства. Задачи МЛГ, исходя из участия в международной сети модельных лесов, заключаются: - в выработке на основе мирового опыта и осуществление на практике системы неистощительного многоцелевого лесопользования с сохранением экологических функций и свойств лесов и биоразнообразия на данной территории; - международное сотрудничество и обмен идеями в области лесного хозяйства; - обмен информацией по условиям и возможностям инвестирования в данный лес, разработка региональных моделей развития лесного хозяйства и развитие предпринимательской деятельности на основе различных форм собственности; - проведение региональных и международных исследовательских и экспериментальных работ в области состояния лесов и ведения лесного хозяйства; определение критериев и индикаторов рационального управления лесами. В настоящее время в этих проектах участвуют только лишь представители Международной Сети модельных лесов. Для более широкого привлечения международной общественности, организаций и инвесторов следует проводить более активную работу по информации, организовывать конференции, симпозиумы и другие мероприятия. Необходимо войти в международные организации, проявляющие заинтересованность в участии в работах по лесоразведению на территории края в целях связывания углерода (СО 2), сохранения диких животных и других проектов. 9. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы Выполнение Основных направлений устойчивого экологического развития на 1998-2005 годы возлагается на специально уполномоченные органы охраны природных ресурсов и окружающей среды: управление лесами края, краевой комитет по экологии и охране природы, рыбные, охотничьи, водные и другие инспекции, а также на администрацию Нанайского района. Эти органы осуществляют государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесов и всего биологического разнообразия в соответствии с возложенными на них функциями и под руководством администрации района координируют свою деятельность на территории МЛГ. В этих же целях создается правовая и нормативно - техническая база по обеспечению устойчивого развития территории МЛГ, вырабатываемая и утверждаемая как на краевом, так и на федеральном уровне. Инициаторами по выработке и утверждению данных документов могут выступать районные и краевые службы, общественная организация "Модельный лес "Гассинский". Управление, организация и контроль за выполнением Основных направлений возлагается на Координационный Совет, который создан для реализации Программы устойчивого экологического развития территории МЛГ на 1997-2005 годы. Кроме того, непосредственно в дирекции МЛГ (Нанайское опытное лесное хозяйство) создается постоянная Экспертно - координационная группа из специалистов и представителей общественности, которая должна давать рекомендации по принятию решений при организации природопользования на территории МЛГ. Положение об этой группе вырабатывает и представляет Хабаровская краевая общественная организация "Модельный лес "Гассинский", утверждает председатель Координационного Совета. Общая схема управления реализацией Основных направлений представлена на рис. 8. Рис. 8 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ МОДЕЛЬНОГО ЛЕСА "ГАССИНСКИЙ" НА ПЕРИОД С 1998 ДО 2005 ГОДА" +-------------+ +-----------------+ +-----------------+ +-----------------+ ¦Администрация¦ ¦Управление лесами¦ ¦ Администрация ¦ ¦ ХКОО МЛГ ¦ ¦ края ¦ ¦ края ¦ ¦Нанайского района¦ ¦ ¦ +-------------+ +-----------------+ +-----------------+ +-----------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------------------------------------+ ¦ +---------------------------+ +----------------------+ ¦ Координационный +-------------¦ Специально ¦ ¦ Совет ¦ ¦ уполномоченный орган ¦ +---------------------------+ +----------------------+ +-----------------------+ +---------------------+ ¦ Исполнительная ¦ ¦ Экспертно - ¦ ¦ дирекция +------------------¦ координационная ¦ +-----------------------+ ¦ группа ¦ +--------------------+ +---------------------+ ¦ Предприятия ¦ ¦ различных отраслей ¦ ¦ и сфер ¦ ¦ хозяйствования ¦ +--------------------+ 10. Оценка ожидаемой лесоводственной и экологической эффективности намеченных мер Меры, определенные данной Программой, должны обеспечивать сохранение существующих и восстановление ранее нарушенных биогеоценозов, повышению способности лесов выполнять экологическую и средообразующую роль, сохранение биосистем, лесного разнообразия животного и растительного мира. В ходе реализации мер увеличится площадь особоохраняемых территорий, повысится экологический статус территории модельного леса "Гассинский", будут созданы генетические, охранные и другие резерваты для наиболее ценных или исчезающих видов растений и животных. В результате будут созданы методические, организационные и технические условия для сохранения существующего биоразнообразия и дальнейшего устойчивого экологического развития территории модельного леса "Гассинский". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|