Расширенный поиск
Постановление Главы администрации Хабаровского края от 20.07.1998 № 282ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 июля 1998 г. N 282 ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ КРАЯ НА 1999-2000 ГОДЫ В целях активизации внешнеэкономической политики администрации края, обеспечивающей эффективную реализацию стратегических интересов края, создания дополнительных возможностей по расширению внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, уменьшения отрицательного воздействия мирового рынка на результаты внешнеэкономической деятельности и формирования благоприятного инвестиционного климата ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить "Основные направления внешнеэкономической политики администрации Хабаровского края на 1999-2000 годы" (прилагаются). 2. Утвердить "Мероприятия по реализации основных направлений внешнеэкономической политики администрации края на 1999-2000 годы" согласно приложению. 3. Комитетам, управлениям, департаментам администрации края обеспечить выполнение Мероприятий в установленные сроки. 4. Мэру города Хабаровска Филиппову П.Д. и главе города Комсомольска-на-Амуре Михалеву В.П. разработать основные направления внешнеэкономической политики на 1999-2000 годы. 5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на управление внешнеэкономических связей администрации края (Лопатин С.И.). 6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. И.о. главы администрации Ю.Ф.Матвеев УТВЕРЖДЕНО Постановление главы администрации края от 20 июля 1998 г. N 282 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 1999-2000 ГОДЫ СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие тенденции развития внешней торговли в период 1993-1997 годов. 2. Привлечение иностранных инвестиций в 1993-1997 годах. 3. Внешнеэкономические связи ведущих отраслей экономики: 3.1. Лесной комплекс; 3.2. Рыбная промышленность; 3.3. Горнодобывающая промышленность; 3.4. Черная и цветная металлургия; 3.5. Топливно - энергетический комплекс; 3.6. Машиностроение; 3.7. Транспорт и связь; 3.8. Прочие услуги; 3.9. Международный туризм; 4. Развитие внешнеэкономических связей в период 1999-2000 годов. 5. Перспективные направления внешнеэкономической политики: 5.1. Поддержка экспорта предприятий края; 5.2. Защита краевого рынка от недоброкачественного импорта и развитие импортозамещения; 5.3. Привлечение иностранных инвестиций; 5.4. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности; 5.5. Координация и содействие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов; 5.6. Развитие международного туризма. 1. ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ В ПЕРИОД 1993-1997 ГОДОВ В период становления рыночных отношений внешнеэкономические связи стали важным стабилизирующим фактором хозяйственного развития Хабаровского края, обеспечивающим сохранение его экономического потенциала и удовлетворение первоочередных потребностей внутреннего рынка. С началом осуществления российских реформ в экономике и внешней торговле внешнеэкономическая ориентация Хабаровского края заметно усилилась. Так, если в 1991 году доля экспорта в общем объеме промышленного производства края составляла 2,5 процента, в 1992 году - 7,3 процента, то в 1996 году - уже свыше 27 процентов. Еще больше увеличилась доля импорта в потреблении различных видов товаров, особенно продовольствия. Довольно спокойная динамика экспорта, которая была характерна для 80-х годов, в текущем десятилетии сменилась быстрым, хотя и неравномерным ростом, непосредственным образом зависящим от мер административного и экономического регулирования, принимаемых Правительством России. Динамика объемов экспорта в период 1993-1997 годов характеризовалась значительным, но неравномерным ростом. В целом объем экспорта увеличился в 1,3 раза, составив в среднем за период 670 млн. долл. США в год. Причем стоимостной рост экспорта наблюдался практически по всем позициям, за исключением черных металлов и целлюлозы, а также продукции гражданского машиностроения. Наиболее значительный рост за рассматриваемый период был характерен для экспорта услуг, продукции военного машиностроения, олова и меди, нефтепродуктов. Соответственно доли этих товаров в общей структуре экспорта заметно возросли. При этом в объеме традиционного экспорта, основанного на природноресурсном потенциале края, происходит "вымывание" продукции первичной переработки сырья и "откат" к вывозу необработанных сырьевых ресурсов. Такая ситуация характерна для отраслей специализации Хабаровского края - лесной и рыбной промышленности, а также черной металлургии. Следует отметить, что с повышением роли первичного сектора в экспортном потенциале края наметилась и новая тенденция - усиление экспортной специализации третичного сектора, что проявилось в последовательном росте экспорта различных услуг - транспортных, гостиничных, образовательных, связи и других. Либерализация внешнеэкономической деятельности, выход на внешние рынки большого числа новых коммерческих структур привели к значительному расширению географии внешнеэкономических связей Хабаровского края. Так, если в 1992 году краевой экспорт направлялся в 25 государств, а импортные закупки производились в 40 странах мира, то в 1997 году эти данные соответственно составили 38 и 60 государств. Изменение географической направленности экспорта и импорта края характеризуется наличием следующих тенденций: - наиболее емким рынком для продукции, производимой в крае, по-прежнему является рынок Японии, куда направляется основная часть традиционного краевого экспорта (лес и пиломатериалы, нефтепродукты, рыбопродукция); - ведущее место во внешнеэкономических связях стали занимать государства, с которыми имеются налаженные транспортные грузовые и пассажирские сообщения; - объем, структура и динамика краевого экспорта в Китай не соответствуют ни потенциальным возможностям китайского рынка, ни экономическим интересам и структуре экспортного потенциала Хабаровского края; - появление новых рынков сбыта и закупки продукции, к сожалению, сопровождалось разрушением старых связей со странами Ближнего Востока и бывшего СЭВ и СССР; - отношения с Японией, Китаем и США во многом носят не экономический, а политический характер, связанный с целью присутствия на российском Дальнем Востоке; - Хабаровский край, как и другие территории Дальнего Востока, так и не стал предметом экономических интересов стран Европы и местом приложения европейских капиталов. Активизация включения Хабаровского края в международное разделение труда происходила как путем углубления экспортной специализации промышленности края, так и через усиление импортной зависимости по различным товарам. Наблюдавшийся в начале 90-х годов рост импорта был связан не только с необходимостью удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения края в условиях разрушения связей с поставщиками внутри страны, но и носил чисто коммерческий характер, вызвав появление торговых фирм, специализирующихся на поставке импортных товаров. По данным крайстата число импортеров края увеличилось с 15 в 1990 году до 1532 в 1994 году. На рост потребительского импорта оказали влияние такие факторы, как доступность к валютным ресурсам, связанная с введением частичной конвертируемости рубля и ростом краткосрочного банковского кредитования, привлечение иностранных инвестиций в сферу оптовой и розничной торговли, повышенный интерес населения на определенном этапе к импортным товарам в ущерб отечественным. Принятие российским правительством протекционистских мер по защите российского рынка в период с 1993 по 1996 год привело к сокращению поступающего в край импорта с 357 до 261 млн. долл. США. В наибольшей степени эти меры коснулись импорта потребительских товаров, который в большей своей части перешел на уровень "челночного" бизнеса, а также на завоз товаров через столичные коммерческие структуры, имеющие льготный режим внешнеэкономической деятельности. Вместе с тем на протяжении последних лет на уровне 100 млн. долл. США стабилизировался импорт продовольственных товаров и сырья для их производства. Проведенное в 1 квартале 1998 года краевым комитетом государственной статистики обследование показало, что удельный вес представленного к продаже импортного животного масла составил в общем объеме 59 процентов, майонеза, сыра - 67-68 процентов, мяса птицы - 72 процента, масла растительного - 84 процента. Анализ импортных поступлений продовольственных товаров показывает, что в последнее время наметилась тенденция к снижению поставок мяса птицы, готовых мясопродуктов, сливочного масла при увеличении импорта мяса, идущего на переработку. Продовольственный комплекс края стал первой отраслью, где наметилось импортозамещение. В целом доля Хабаровского края в общем импорте российского Дальнего Востока в последние годы заметно уменьшилась (с 30 процентов в 1993 году до 12 процентов - в 1997 году), в то время как доля края в объеме экспорта, за исключением 1997 года, имеет тенденцию к росту. 2. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В 1993-1997 ГОДАХ Период развития совместного предпринимательства за пять лет прошел сложный путь от всеобщей эйфории, когда каждый зарубежный инвестор рассматривался как долгосрочный партнер, носитель передовой технологии управления и производства до взаимного недоверия и охлаждения, к тщательной проработке совместных проектов и поиску дополнительной защиты у государства. Следует отметить несомненную роль совместных предприятий не только в либерализации внешнеэкономической деятельности. Совместные предприятия сыграли свою роль в становлении рыночных отношений в российской экономике, где они были "пионерами" свободной экономики, опередив во времени кооперативы, малые и частные предприятия. Совместные предприятия способствовали разрушению государственной монополии в сфере экономики и внешней торговли. Они внесли определенный вклад в привлечение управленческого опыта из-за рубежа, в создание новой системы оплаты труда на предприятиях. Пройдя в начале 90-х годов этап быстрого количественного роста, начиная с 1994 года совместное предпринимательство в крае вступило в фазу "спокойного ожидания" и направления зарубежных капиталов в сферу производства. Стимулами для повышения интереса иностранных предпринимателей к производственному сектору экономики края стало начало приватизации в России, принятие ряда законов по природопользованию и защите прав инвесторов, введение налоговых льгот на территории Хабаровского края, активная внешнеэкономическая политика краевой администрации, поддержка правительств других стран. Наиболее привлекательными отраслями для зарубежного капитала в последние годы стали лесная, горнодобывающая промышленность, связь, транспортная инфраструктура и перевозки. Вместе с тем следует отметить осторожную и выжидательную позицию зарубежных инвесторов, их нежелание рисковать собственным капиталом, а больше рассчитывать на привлечение заемных средств, в том числе государственных. В частности, это нашло проявление в значительном уменьшении среднего размера прямых зарубежных инвестиций, приходящихся на одно предприятие, созданное в Хабаровском крае. Если в 1995 году он составил 763 тыс. долл. США, то в 1996 году - 151 тыс. долл. США, а в 1997 году - лишь 20 тыс. долл. США. Кроме того, зарубежные инвесторы заведомо идут на снижение своих вкладов вследствие существующего порядка регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Осторожность иностранных инвесторов находит свое проявление и в том, что, даже зарегистрировав свои предприятия на территории края, они или бросают их, не выполнив своих обязательств, или не спешат реализовывать планы, которые они разрабатывали, принимая решение об инвестировании. По этой причине не состоялись совместные предприятия, созданные на базе завода "Амурсталь", и не были внесены заявленные австралийские и британские инвестиции в объеме 50 млн. долл. США. Практически не начали свою деятельность совместные предприятия "Старма-порт", "Удинское", "Амгуньлес", "Ориентал Отель", "Континенталь", "Дайс" и ряд других. Такое поведение зарубежного бизнеса понятно и связано в основном с общеизвестными факторами общероссийской политики и экономики, хотя имеются и региональные особенности. Среди последних можно выделить: - продолжающееся падение производства во многих отраслях, и отсутствие ясных перспектив выхода из кризиса и экономического роста; - узкий рынок по большинству потребительских и промышленных товаров, нерешенность проблемы неплатежей за отгруженную продукцию внутри страны; - высокая и постоянно растущая себестоимость продукции многих, особенно энергоемких товаров; - жесткое поведение краевых органов налогового, валютного и таможенного контроля, не оставляющее предприятиям шансов на выживание. Столкнувшись с трудностями совместной работы в совместных предприятиях, партнеры зачастую стали стремиться к усилению собственного контроля над деятельностью предприятия путем увеличения своих акций и долей или, напротив, стали выходить из состава учредителей совместных предприятий, продав свои доли другим партнерам. Общей тенденцией последних лет стало увеличение доли предприятий со 100-процентным иностранным капиталом, филиалов и представительств зарубежных фирм в общем объеме зарегистрированных предприятий (57 процентов в 1995 году, 63 процента в 1996 году, 70 процентов в 1997 году). Перечисленные и другие причины привели к заметному снижению как количества вновь созданных предприятий с иностранным капиталом, так и объемов привлеченных инвестиций. Так, если в 1993 году число зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями составило 207, то в 1994 году - 91, в 1995 году - 65, 1996 году - 52, в 1997 году - 47. Объем заявленных инвестиций уменьшился с 26,2 млн. долл. США в 1994 году, до 24,7 млн. долл. США в 1995 году; 7,9 млн. долл. США в 1996 году и 0,9 млн. долл. США в 1997 году. Наиболее значительно сократились японские инвестиции и, начиная с 1994 года, на территории края не было создано ни одного сколько-нибудь значительного российско - японского предприятия. Всего по состоянию на 01.01.98 в крае зарегистрировано 661 предприятие с иностранными инвестициями, в том числе 399 совместных предприятий, 165 предприятий, полностью принадлежащих зарубежным инвесторам, 97 филиалов и представительств совместных предприятий и иностранных фирм. В предприятия Хабаровского края привлечен капитал из 37 стран. Больше всего - 251 предприятие или 38 процентов от общего числа создано с участием китайских компаний, 116 (18 процентов) - США, 76 (11 процентов) - Южной Кореи, 75 (11 процентов) - Японии, 30 (5 процентов) - Гонконга. Общая сумма заявленного капитала в данных предприятиях на 01.01.98 составила 226,8 млн. долл. США, в том числе 44 млн. долл. США (19 процентов) - из США; 24,8 млн. долл. (11 процентов) - из Южной Кореи; 21,6 млн. долл. США (9,5 процентов) - из Японии; 12,5 млн. долл. США (5,5 процентов) - из КНР. Анализ деятельности предприятий с иностранными инвестициями показывает, что они пока не заняли заметного места в хозяйственном комплексе края. В 1997 году объем производства товаров и услуг этих предприятий составил 525,3 млрд. руб. или 4 процента в общем объеме производства края. Однако по отдельным отраслям совместные предприятия занимают лидирующее положение как в производстве, так и экспорте некоторых видов продукции или услуг. Так, в 1997 году на долю совместных предприятий пришлось 60 процентов в объеме производства и 22 процента в объеме экспорта черных металлов (включая металлолом), соответственно 8,6 процентов - в производстве и 41 процент - в экспорте цветных металлов, 15,8 процента - в производстве и 8,1 процента - в экспорте леса и лесоматериалов, 7 процентов - в предоставлении и 60 процентов - в экспорте услуг связи, 20 процентов - в предоставлении и 44 процента - в экспорте услуг гостиниц. Обращает на себя внимание значительное (на 25 процентов) снижение капитальных вложений, осуществляемых предприятиями с иностранными инвестициями, и связанного с ними импорта, который сократился в 1997 году на 50 процентов, а также численности работающих на совместных предприятиях, уменьшившейся с 6377 в 1996 году до 6023 в 1997 году. 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ВЕДУЩИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ 3.1. Лесной комплекс Лесная отрасль традиционно составляет ядро экспортного потенциала Хабаровского края. В общей структуре экспорта на продукцию из древесины приходится от 35 до 75 процентов. С утратой потребителей лесной продукции внутри страны отрасль все больше ориентируется на экспорт и находится в зависимости от конъюнктуры, складывающейся на рынке Японии. Экспортными поставками в настоящее время занимаются 176 лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, а также посредников. В последние годы заметно утратили свои позиции некогда лидирующие экспортеры Хабаровского края - акционерные общества "Дальлеспром" и "Дальлес". С отменой института спецэкспортеров на внешний рынок вышло много новых экспортеров, предпочитающих вести внешнеэкономическую деятельность самостоятельно. Как правило, это предприятия и фирмы, которые расположены в более выгодных условиях и находятся вблизи пунктов погрузки древесины, что дает им возможность реализовывать продукцию по более низким ценам. В результате подобные действия сказываются на уровне цен японского рынка и в конечном итоге приводят к дезорганизации внешнего рынка, как это случилось в конце 1997 и начале 1998 годов. Недостатки в организации внешней торговле древесиной в последнее время усугубились появлением кризисных явлений в экономике Японии, где существенно сократились объемы домостроения и на 1 млн. куб. м потребление лесоматериалов, снизился спрос и цены на лесоматериалы. Дальнейшее наращивание экспорта продукции лесного комплекса Хабаровского края требует решение двух основных проблем. Одна из них - преодоление чрезмерной зависимости от японского рынка и связанных с этим краткосрочных колебаний внешнеторговых цен. Вторая - совершенствование структуры лесного экспорта, повышение доли готовой продукции при последовательном сокращении экспорта круглого леса. В последние годы происходит определенная географическая диверсификация лесного экспорта края. Так, если в 1994 году удельный все японского рынка в экспорте круглого леса составил 94 процента, то в 1996-97 годах - 83 - 84 процента. В то же время заметно увеличилась доля экспорта в Республику Корея (с 2 процентов до 7 - 8 процентов) и КНР (с 1,2 процента до 7 - 9 процентов). В 1997 году в структуре экспорта края в КНР на долю лесоматериалов пришлось 26,7 процента, в то время как в 1995 году этот показатель составлял только 15 процентов. Наряду с этим в последние годы еще более обострилась проблема неэффективной структуры лесного экспорта. Как показывает анализ, значительно ухудшилось соотношение между поставками круглого леса и переработанной древесины. Если в середине 80-х годов, как уже отмечалось, это соотношение было 4:1, то в 1992 году оно изменилось до 7:1, а в 1997 году - до 22:1. Из номенклатуры поставляемых на экспорт товаров исчезли такие виды лесной продукции, как древесноволокнистые и древесностружечные плиты, целлюлоза, картон и технологическая щепа. При всех сложностях работы лесозаготовительного комплекса объем экспорта круглого леса практически до 1998 года не только не сократился, но даже возрос. Так, если в 1993-1995 годах он составлял примерно 2,5 млн. куб. м в год, то в 1996 году возрос до 3,15 млн. куб. м, а в 1997 году - до 3,19 млн. куб. м. Можно сказать, что экспорт в страны АТР сегодня остался практически единственным каналом сбыта продукции лесного комплекса и доля его в объеме лесозаготовок в последние годы превысила 90 процентов. Причем наращивание поставок леса в физическом выражении не привело к соответственному изменению стоимостных объемов (которые не превысили 230 млн. долл. США) ввиду значительного снижения экспортных цен. Так, только за вторую половину 1997 года экспортные цены на японском рынке на круглый лес упали на 30-40 процентов. Вместе с тем опыт показывает, что при соответствующей организации экспортной работы можно только путем организационных мер добиться повышения контрактной цены и упорядочения объемов экспортных поставок. Так, после введения элементов контроля со стороны администрации края над экспортом наиболее ценных пород древесины средняя цена 1 куб. м ясеня в 1997 году возросла на 78 процентов при сокращении объемов вывоза на 53 процента. Противоположная тенденция в соотношении динамики цен и объемов наблюдалась в экспорте пиломатериалов, поставки которых сократились с 83 тыс. т в 1994 году до 39 тыс. т - в 1997 году или более чем в 2 раза. При этом экспортные цены за этот же период возросли на 16 процентов. В связи с банкротством единственного целлюлозно - бумажного предприятия в Хабаровском крае - акционерного общества "Амурскбумпром" - возможности экспорта продукции химической переработки древесины были утрачены, и с трудом завоеванные зарубежные рынки сбыта потеряны. С самого начала открытия российской экономики иностранному капиталу лесная отрасль Хабаровского края стала привлекательной для зарубежных инвестиций. К настоящему времени здесь создано 25 предприятий с иностранными инвестициями, из которых работают 20 или 80 процентов, что свидетельствует о сохранении привлекательности отрасли для зарубежных партнеров. Всего в лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия с зарубежным участием привлечено порядка 55 млн. долл. США иностранных инвестиций. В 1997 году данными предприятиями привлечено около 7 млн. долл. США зарубежных инвестиций или более 30 процентов от общего объема иностранных инвестиций в совместные предприятия, произведено продукции на 156,5 млрд. руб. (30 процентов), экспорт - 20,8 млн. долл. США (40 процентов), импорт - 317 тыс. долл. США (3 процента). Численность занятых на этих предприятиях составляет около 1000 человек и имеет тенденцию к росту. В 1997 году в крае впервые были проведены международные конкурсы на право аренды лесных фондов "Бичинский" в Ульчском районе и "Сихотэ-Алинский" в районе им. Лазо. Победитель конкурса - малайзийская компания "Римбунан Хиджау Интернэшнл Лтд." взяла на себя обязательства по строительству в районе производственных мощностей переработки древесины, а также по оказанию помощи в решении ряда социальных вопросов районов. На сегодняшний день по Бичинскому участку разработано технико - экономическое обоснование и рабочие чертежи. Отгружена техника для строительства дороги на сумму более 10 млн. долл. США с расчетом древесиной в течение двух лет. По Сихотэ-Алинскому проекту идет разработка международного договора. 3.2. Рыбная промышленность Рыбная промышленность так же, как и лесная, относится к отраслям традиционной экспортной специализации Хабаровского края. В 90-е годы значительно расширился состав экспортеров рыбной продукции, в том числе за счет небольших и совместных предприятий. Подавляющая часть экспортируемых объемов стала реализовываться за пределами таможенной границы России и вышла из-под контроля государственных и статистических органов страны. Восстановление контролирующих функций государства, а также наметившееся возрождение рыбной отрасли и появление новых добывающих и экспортирующих предприятий и фирм заметно сказались на динамике статистических показателей, которые полнее стали отражать реальное положение дел. Так, в 1997 году физический объем экспорта рыбной продукции увеличился к уровню 1995 года в 16,7 раз, стоимостной - в 3,6 раза. По сравнению с 1996 годом в 1997 году экспорт рыбопродукции увеличился на 26 процентов и составил 39,4 млн. долл. США. В структуре экспорта рыбопродукции наибольшую долю по физическому объему составляет мороженый минтай (60 процентов) и мороженая сельдь (8,2 процента), по стоимости 36 процентов составляют ракообразные. По статистическим данным, около 85 процентов всех экспортируемых объемов реализуется за пределами таможенной границы России. В 1997 году рыбопродукция поставлялась в Японию (28,4 млн. долл. США или 72,1 процента от общего экспорта), Австралию (7,9 млн. долл. США или 20 процентов). Республику Корея (1,8 млн. долл. США или 4,6 процента), США (1,1 млн. долл. США или 2,8 процента - поставки ведутся с 1996 года) и Новую Зеландию (0,1 млн. долл. США). При этом доля поставок в Японию сокращается, а в другие страны, напротив, растет. К сожалению, с 1995 года прекратились прямые поставки рыбопродукции края в Китай, который является крупнейшим в мире потребителем рыбной продукции и ежегодно импортирует ее на 1 млрд. долл. США. В настоящее время основным экспортером рыбной продукции является общество с ограниченной ответственностью "Востокрыбпром", созданное при участии Далькомбанка и администрации края. Объем экспорта этого предприятия в 1997 году составил 12,2 млн. долл. США или одну четвертую часть общего краевого экспорта рыбы. В отличие от лесного комплекса рыбная промышленность не стала местом активного приложения иностранных инвестиций. Несмотря на то, что на территории края было зарегистрировано 12 предприятий с иностранными инвестициями, занимающихся рыбным бизнесом, к настоящему времени ни одно из них не работает, в последние три года не было попыток зарегистрировать совместные предприятия. 3.3. Горнодобывающая промышленность Экспортный потенциал горной промышленности Хабаровского края представлен одним предприятием - Солнечным горно - обогатительным комбинатом, который с 1991 года получил право самостоятельно экспортировать часть выпускаемой продукции. В 1991 году предприятие отправило за рубеж 8,3 тыс. т медных концентратов, достигнув максимального объема в 63 тыс. т в 1994 году. В последние годы внешний рынок стал основным направлением сбыта продукции ГОКа, и доля экспорта в объеме производства достигла 80 процентов. Начиная с 1995 года объемы экспорта стали уменьшаться, что было вызвано как обострением финансовых проблем на самом предприятии, так и резким падением цен на медные концентраты на мировом рынке. Только в 1997 году сокращение экспорта медных концентратов составило 41 процент, а объем их производства снизился до 30 - 32 тыс. тонн. Так необходимая предприятию Программа по модернизации горно - шахтного и обогатительного оборудования, начавшаяся в 1993 году, в настоящее время из-за отсутствия инвестиций полностью остановлена. Основными рынками сбыта медного концентрата являются Китай (65 процентов в 1997 году) и Япония (35 процентов). В 1994 году осуществлялись разовые поставки в Республику Корея. Начиная с 1991 года горная промышленность края стала привлекать внимание и зарубежных инвесторов. За 9 лет в этой отрасли было зарегистрировано 15 предприятий с участием компаний США, Канады, Австралии, Великобритании, Италии, Кипра, Республики Корея, Тайваня и КНР. В настоящее время работают половина из них, причем совместные предприятия "Тас-Юрях", "Дальмагко", "Троицкая" и "Лантарская" пока проводят геологоразведочные работы, а филиал известной австралийской фирмы ВНР занимается изучением перспективных площадей. Горная промышленность стала первой отраслью Хабаровского края, где был проведен международный тендер на право освоения Хаканджинского и Юрьевского золоторудных месторождений, которые должны были обеспечить добычу и переработку не менее 300 тыс. т товарной руды в год в 1997 году с выходом на проектную мощность не менее 650 тыс. т не позднее 1999 года. К сожалению, до настоящего времени победителям не удалось реализовать задуманной схемы привлечения средств частных иностранных инвесторов, чему в немалой степени способствовало резкое падение цен на золото на мировом рынке. В результате обязательства, взятые победителями конкурса, так и не были выполнены в срок, поэтому заключенный ранее договор был пролонгирован до 2014 года с началом добычи золота с 1999 года. 3.4. Черная и цветная металлургия Черные металлы, представленные как продукцией единственного на Дальнем Востоке металлургического предприятия - завода "Амурсталь", так и сырьем для производства металлов, занимают довольно существенное место в экспорте Хабаровского края. С началом развития прямых связей завод "Амурсталь" сумел увеличить объем экспорта с 25,7 млн. долл. США в 1992 году до 46,4 млн. долл. США в 1993 году. Кроме того, довольно значительный объем металла, произведенного в районах Урала и Сибири, поставлялся на экспорт различными посредническими компаниями и ассоциациями Хабаровского края, в связи с чем максимальный объем экспорта черных металлов (включая металлолом) был достигнут в 1993 году (522 тыс. т на сумму 129 млн. долл. США). После проведения акционирования завода "Амурсталь" и создания на его базе ряда предприятий с иностранными инвестициями состав экспортеров черных металлов практически ежегодно стал меняться. Так, в 1993 году совместное предприятие "Амурсталь-Хенкок" экспортировало продукции на 17,7 млн. долл. США, в 1994 году - совместное предприятие "Амурсталь-Ани" на 12,5 млн. долл. США, а в 1995 году - совместное предприятие "Амурмагн" на 10,7 млн. долл. США. В 1995 и 1996 годах значительные объемы экспорта проката черных металлов осуществляло вновь созданное совместное предприятие с преимущественно южнокорейским капиталом "Сталь-Ха" (соответственно на сумму 7,9 и 9,8 млн. долл. США), которое в 1997 году уменьшило объемы поставок до 3,1 млн. долл. США, а в настоящее время вообще остановлено. Основными поставщиками проката черных металлов в 1997 году были "Амурсталь" (на сумму 7,1 млн. долл. США) и вновь созданное предприятие "Амурметалл" (7,6 млн. долл. США). Всего экспорт черных металлов в 1997 году, включая металлолом, составил 236,9 тыс. т (86,9 тыс. т. проката и 150 тыс. т. металлолома), что в 1,6 раза превышает показатель 1996 года. При этом в наибольшей степени (почти в два раза) возрос экспорт металлолома, объем которого составил в 1997 году около 150 тыс. т. на сумму 14 млн. долл. США. Прокат черных металлов увеличился на 16 процентов и составил 86,9 тыс. т. на сумму 18 млн. долл. США. Географически экспорт черных металлов представлен главным образом рынком Республики Корея (в 1997 году 114 тыс. т или около 50 процентов от общего экспорта черных металлов), Китая (16,4 тыс. т или 7 процентов) и Японии (30,3 тыс. т или 13 процентов). При этом экспорт в Японию и Корею в последние годы заметно растет, тогда как в Китай, напротив, снижается (в 1993 он составлял 433 тыс. т). Экспорт продукции цветной металлургии представлен в крае одним видом - вторичным алюминием, который стал поступать за рубеж в виде сплавов после создания российско - японского совместного предприятия "Востокметалл". Подавляющая часть (в среднем около 80 процентов) экспортных поставок алюминия осуществляется в Японию, остальная часть - в Республику Корея (кроме 1997 года) и Китай. В 1993 году объем экспортных поставок алюминия достиг своей наибольшей величины (21,8 тыс. т на сумму 18,6 млн. долл. США), а затем, после введения валютного коридора и последовавшего, начиная с 1995 года существенного падения цен на мировом рынке, стал ежегодно сокращаться, составив в 1997 году лишь 9,6 тыс. т на сумму 10,5 млн. долл. США. Следует отметить, что, несмотря на неудавшуюся попытку организовать стабильную деятельность нескольких крупных совместных предприятий в металлургии края, в целом в данную отрасль привлечено около 25 млн. долл. США иностранных инвестиций и создано более 2000 рабочих мест. Совместные предприятия в черной и цветной металлургии в 1997 году произвели продукции на 157 млрд. руб. и отправили за рубеж продукции на 16,1 млн. долл. США (30 процентов от общего производства и экспорта совместных предприятий края). 3.5. Топливно - энергетический комплекс Продукция двух нефтеперерабатывающих заводов Хабаровского края - Хабаровского и Комсомольского - занимает довольно существенное место в экспорте края (16,9 процента в 1997 году). Максимальный объем экспорта (831 тыс. т на сумму 117,3 млн. долл. США) был достигнут в 1997 году, увеличившись по стоимости в 1,6 раза по сравнению с 1996 годом. При этом оба предприятия стабильно входят в первую десятку экспортеров края, а в 1997 году Комсомольский НПЗ занял первое место по объему экспорта среди других предприятий и фирм. Несмотря на значительный интерес зарубежный фирм к участию в реализации проектов в топливно - энергетическом комплексе края, иностранные инвесторы пока проявляют осторожность к вложению своих капиталов ввиду неясности перспектив решения проблемы огромных неплатежей за потребляемую продукцию данной отрасли. Редкими примерами риска иностранных фирм являются вхождение австралийской компании "Карнеги минерале", а затем и американской компании "Куэйкер" в число учредителей российской компании "Дальгео", занимающейся разработкой Хурмулинского месторождения угля, а также создание дочернего предприятия американской компании "Куэйкер" для предоставления компании "Дальгео" в лизинг необходимой угледобывающей техники. Объем внесенных инвестиций в виде техники и оборудования составил 3,5 млн. долл. США. 3.6. Машиностроение В 90-е годы произошло значительное снижение объемов экспорта гражданского машиностроения, которое с началом экономических реформ не смогло найти свою новую "нишу" во внутрироссийском и международном разделении труда, не приспособило специализацию под потребности дальневосточного региона и внешнего рынка, не смогло преодолеть жесткие барьеры по выходу со своей продукцией на новые рынки стран АТР. Напротив, в последние годы наиболее активную внешнеэкономическую деятельность стали вести предприятия военно - промышленного комплекса как по линии военно - технического сотрудничества с зарубежными странами, так и по развитию международной кооперации в производстве гражданской продукцию. Уже в 1991-1992 годах Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение выполняло экспортный контракт для Китая, и в 1996 году экспорт военных самолетов впервые занял около половины в общей сумме краевого экспорта и превысил поставки за рубеж традиционных товаров сырьевой группы. Начатая на уровне края работа по продвижению производимой военной продукции на рынки стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки имеет целью как увеличить объемы военно - технического экспорта, так и расширить его номенклатуру. Проведение активной внешнеэкономической политики позволило КнААПО на только сохранить производственный и кадровый потенциал, но и значительно диверсифицировать свою деятельность. В кооперации с зарубежными фирмами освоено изготовление разнообразной бытовой техники и завоеваны прочные позиции на рынке всего Дальнего Востока. Осуществляемая в настоящее время большая работа по подготовке к серийному изготовлению гражданских воздушный судов также ведется в расчете на потребности не только внутреннего рынка, но и экспорта. Новые возможности для вовлечения машиностроения края в международное разделение труда открылись с началом реализации крупномасштабных проектов освоения шельфа о. Сахалин. Первый крупный заказ под данный проект получил Амурский судостроительный завод, который выполнил контракт, заключенный в 1996 году с компанией "Сахалинская энергия", на строительство нижнего основания для буровой платформы по проекту "Сахалин-2" стоимостью 35,5 млн. долл. США. Кроме того, также в 1997 году в рамках проекта российско - японско - американского сотрудничества был получен заказ по строительству баржи по переработке жидких радиоактивных отходов общей стоимостью 25 млн. долл. США. В настоящее время завод участвует в конкурсе на строительство нижнего основания и модулей верхнего строения в рамках проекта "Сахалин-1". Параллельно ведется проработка модернизации производства с его полным перепрофилированием на выпуск морских конструкций и оборудования для добычи и переработки нефти и газа на Дальнем Востоке в сотрудничестве с фирмой Мицуи на сумму в 21,6 млрд. яп. иен. 3.7. Транспорт и связь В последние годы транспорт и связь перестали выполнять функции обслуживания внешней торговли и рассматриваться только как отрасли инфраструктуры. Все более возрастает самостоятельное значение этих отраслей как крупных экспортеров услуг, чему способствует выгодное экономико - географическое положение Хабаровского края на пересечении транспортных и торговых путей. В целом доля услуг в общей сумме краевого экспорта составила в 1997 году 27,2 процента и более чем в два раза увеличилась по сравнению с 1992 годом (13,7 процента). При этом объем услуг за этот период возрос более чем в 4 раза до 189,2 млн. долл. США и занимает вторую позицию в краевом экспорте после леса и лесоматериалов. В общем объеме экспорта услуг подавляющая часть (74 процента в 1997 году) приходится на услуги, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, перевалкой грузов и бункеровкой судов. Объем транспортных услуг в 1997 году составил 140,8 млн. долл. США и увеличился по сравнению с 1996 годом в 1,2 раза. Предприятия, занимающиеся перевозкой и перевалкой грузов, а также перевозками пассажиров (Хабаровский авиаотряд, Амурское речное пароходство, Ванинский морской торговый порт, АО "Трансбункер"), стабильно входят в число ведущих экспортеров Хабаровского края. В последние годы наблюдается более активное участие автотранспортных предприятий края в осуществлении международных перевозок в Китай. В 1997 году количество перевезенного груза составило 32 тыс. т, что на 67,5 процента больше, чем в 1996 году и в 5,3 раза - чем в 1995 году. Предприятия с иностранными инвестициями были созданы практически во всех отраслях транспортной инфраструктуры края - морском (российско - американское совместное предприятие "Совгавань порт", кипрское "ЭРБС Лтд", российско - корейское "Васко", российско - китайское "Ванино-Циндао" и российско - австрийское "Фепко"), речном (российско - норвежское совместное предприятие "Комскауген"), железнодорожном (российско - японское совместное предприятие "Евразия Транс Инк." и российско - швейцарское совместное предприятие "Транс Рейл Восток"), авиационном (российско - японские совместные предприятия "Кияма-Авиа" "Аэросервис Хабаровск", российско - американские совместные предприятия "Аванти", "Рашн Эйр") и автомобильном (российско - американское совместное предприятие "Алабор") видах транспорта. В настоящее время часть из них прекратила свою работу. Привлечение иностранных инвестиций способствовало ускорению развития в Хабаровском крае средств связи, в первую очередь международной. В настоящее время в отрасли успешно работают четыре предприятия с зарубежным участием, а также ведется проработка новых международных проектов. 3.8. Прочие услуги Развитие и расширение международных связей Хабаровского края вызвало рост потребностей в предоставлении иностранным гостям, посещающим край, высококачественных услуг в сфере гостиничного, ресторанного бизнеса и организации отдыха и развлечений. Поэтому первые зарубежные инвестиции, начиная с 1989 года, в значительной степени направлялись именно в сферу услуг, которая давала возможность учредителям зарабатывать иностранную валюту и получать неплохие прибыли. Предприятия с иностранными инвестициями сегодня предоставляют жителям и гостям края гостиничные места ("Бизнес Центр Парус", "Амур Трейдинг", "Даль-Рео"), блюда восточной кухни ("Пхеньян", "Хэйлунцзян", "Режент"), а также возможности для досуга и проведения различных мероприятий ("Даль-Рео", "Даль-У", "Викторико", "Бизнес Центр Парус"). 3.9. Международный туризм Современный туристический бизнес Хабаровского края все еще находится в стадии глубокой структурной перестройки, хотя эта отрасль в части выездного туризма быстрее, чем другие адаптировалась к рыночной экономике. В настоящее время в крае 107 туристических фирм занимаются международной туристической деятельностью, причем лишь 25 из них оказывают услуги на 97 процентов от их общего объема. Существующая процедура лицензирования туристской деятельности не исключает работу в турбизнесе низкопрофессиональных фирм. В целом можно отметить значительный разрыв между относительными показателями развития международного туризма в Хабаровском крае и в среднем по России. Туристический бизнес пока не стал катализатором развития сопутствующих отраслей и ощутимым фактором занятости населения. В 1997 году туристическими фирмами оказано услуг на 183 млрд. руб. или на 40 процентов больше, чем в 1996 году. Количество иностранных туристов, прибывших в Хабаровский край в 1997 году, составило свыше 12 тыс. человек, в т.ч. около 7 тыс. человек - из КНР. Следует отметить увеличение объемов бизнес - туризма, связанных с общим ростом внешнеэкономической активности в крае. Сдерживающее воздействие на приток зарубежных туристов оказывают такие факторы, как суровые климатические условия Хабаровского края, порождающие ярко выраженный сезонный характер потоков иностранных туристов, несоответствие гостиничных мест структуре спроса, недостаточное количество гостиничных мест высокого уровня обслуживания, отсутствие сферы досуга и развлечений, ориентированной на иностранных туристов и др. 4. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ В ПЕРИОД 1999-2000 ГОДОВ В среднесрочной перспективе следует ожидать невысокие - на уровне 5 - 10 процентов темпы прироста товарооборота, что обусловлено прежде всего внешними факторами - возрастанием негативного влияния последствий экономического и финансового кризиса в основных торговых партнерах края: Японии, Республике Корея и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время в условиях недостаточного расширения внутреннего спроса на продукцию краевых производителей произойдет дальнейшее повышение роли внешней торговли в экономическом развитии края. Наряду с этим сохранится опережение темпов прироста экспорта над динамикой импортных поставок, которое будет поддерживаться усилением импортозамещения в таких отраслях, как пищевая, легкая промышленность, производство бытовой техники и других товаров длительного спроса. Одновременно повысится роль импорта как важной инвестиционной составляющей выхода из кризиса и создания предпосылок для экономического роста. Изменение товарной структуры экспорта продолжит тенденции предшествующих лет в сторону повышения удельного веса военного машиностроения, нефтепродуктов, рыбопродукции, различных услуг. При улучшении внешнеторговой конъюнктуры можно ожидать увеличения экспортных поставок круглого леса (до 3,5 млн. куб. м), а также цветных металлов и концентратов. К сожалению, в экспорте края не ожидается появления новых видов продукции, способных оказать существенное влияние на изменение его структуры. В географической структуре торговли отразится стремление многих компаний диверсифицировать свои внешнеэкономические контакты и расширить круг торговых партнеров за счет стран, наименее пострадавших от мирового финансового кризиса (Китай, Тайвань, США, страны Европы). Предстоящие два года не принесут коренных изменений в деятельность зарубежных инвесторов на территории края. По-прежнему наиболее привлекательными сферами приложения капиталов останутся отрасли, связанные с освоением и первичной переработкой природных ресурсов - лесная, горнодобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, а также отрасли с быстрой окупаемостью вложенных средств - торговля, услуги, пищевая промышленность. Проведение реструктуризации действующих предприятий края создаст благоприятную основу для привлечения портфельных зарубежных инвестиций. В то же время не прогнозируется увеличение числа создаваемых совместных предприятий и объема привлекаемых в них средств иностранных фирм. Основной формой поступления зарубежных инвестиций в 1999-2000 гг. останутся иностранные кредиты, привлекаемые зарубежными совладельцами совместных и полностью иностранных предприятий, филиалами крупнейших российских банков, а также зарубежными фондами, осуществляющими свою деятельность на территории края. Наибольшей активности следует ожидать в сфере привлечения небольших и микрокредитов, спрос на которые будет возрастать по мере становления малых и средних предприятий и повышения их интереса к сфере производства. Приток иностранных инвестиций в 1998-2000 годах ожидается в отраслях топливно - энергетического комплекса, лесной и деревообрабатывающей, горнодобывающей промышленности края, машиностроении. Наиболее крупными и значимыми для экономики края могут стать проекты: - реконструкции Комсомольского нефтеперерабатывающего завода с объемом инвестиций 332 млн. долл. США; - модернизации Хабаровского нефтеперерабатывающего завода на сумму 50 млн. долл. США; - реконструкции Амурского судостроительного завода на сумму 187 млн. долл. США; - строительства цеха детского питания с японским оборудованием на 15 млн. долл. США; - реализации проектов холдинга "Старма", планирующего создать три лесных предприятия с вложением в перспективе 100 млн. долл. США; - разработки месторождения и строительства горно - обогатительной фабрики совместным предприятием "Тас Юрях", инвестиции которого составят 10 млн. долл. США; - реализации двух лесных проектов победителем краевых конкурсов на аренду лесных участков - малайзийской фирмой "Римбунан Хиджау", с инвестированием в развитие лесной промышленности края более 80 млн. долл. США. При условии реализации вышеуказанных проектов общая сумма ожидаемых инвестиций в вышеперечисленные проекты составляет 500 - 700 млн. долл. США. 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ По мере усиления экономической интеграции России в АТР, роль и значение внешнеэкономических связей для Хабаровского края будут возрастать. Более масштабно будут проявляться и положительные и негативные последствия усиления вовлечения в международное разделение труда. В то же время в условиях унифицированной внешнеэкономической политики страны, возможности реального воздействия краевых органов власти на ситуацию в сфере внешнеэкономических связей в форме принятия регулирующих решений ограничены. В основном возможно лишь содействие и помощь участникам внешнеэкономической деятельности. Целью внешнеэкономической политики администрации края на ближайшие годы является содействие созданию дополнительных возможностей для хозяйствующих субъектов по расширению внешнеэкономических связей и по уменьшению отрицательного воздействия конъюнктуры мирового рынка на результаты внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности. Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи: - формирование активной внешнеэкономической политики, обеспечивающей эффективную реализацию стратегических интересов края, повышение устойчивости и предсказуемости внешнеэкономической деятельности; - обеспечение участия в общероссийских международных и внешнеэкономических программах и мероприятиях, включение в общероссийские информационные системы; - проведение аналитических и прогнозных работ по оценке развития внешнеэкономических связей с отдельными странами и конъюнктуры основных товарных рынков; - поддержка краевого экспорта и стимулирование прогрессивных сдвигов в его структуре; - координация на региональном уровне органов экспортного контроля и участников ВЭД; - обеспечение защиты краевого рынка от недоброкачественного и опасного импорта; - совершенствование инфраструктуры инвестиционной деятельности, в том числе с привлечением зарубежной технической помощи, а также форм привлечения иностранного капитала. 5.1. Поддержка экспорта предприятий края Задачами администрации края являются всемерная поддержка экспорта традиционных товаров и содействие их продвижению на новые рынки, поиск новых экспортных ресурсов, а в более долгосрочной перспективе - уход от неэффективной структуры экспорта и обеспечение прорыва готовой, в том числе высокотехнологичной, продукции на внешние рынки. Радикальное решение этой проблемы требует развития экспортной базы на основе модернизации и расширения основных экспортных предприятий края, создания новых экспортоориентированных производств, в том числе с участием зарубежных инвесторов, использование больших инновационных возможностей конверсионных производств. Вместе с тем в ближайшие годы сохранится сдерживающее влияние на развитие внешней торговли края действия ряда объективных экономических факторов: ухудшение мировой конъюнктуры по отдельным товарам краевого экспорта, низкая ценовая и неценовая конкурентоспособность выпускаемой продукции, усиление иностранной конкуренции в международной торговле, последствия финансового кризиса в странах АТР. В этих условиях экспортная политика администрации края должна быть нацелена на оказание краевым экспортерам помощи в поиске финансовых ресурсов для кредитования и страхования экспортных проектов и контрактов, в информационной и организационной поддержке экспорта: - привлечение для предприятий и организаций края кредитов Росэксимбанка и других специализированных банков - агентов Правительства Российской Федерации, а также возможностей страхования от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков Российским экспортно - импортным страховым обществом (Росэксимгарантом); - формирование договорно - правовой и организационной основы международного экономического сотрудничества в отдельных отраслях и с отдельными территориями соседних стран; - координация деятельности по расширению экспорта новых видов товаров и услуг на рынки стран АТР; - решение на краевом и федеральном уровне вопроса о внедрении экономических стимулов для экспортеров готовой продукции; - подключение предприятий и организаций края к реализации крупномасштабных международных проектов на территории России и за рубежом. 5.2. Защита краевого рынка от недоброкачественного импорта и развитие импортозамещения Усиление импортной зависимости Хабаровского края по многим важнейшим товарам потребительского и инвестиционного назначения, а также продуктам питания значительно обострит проблему экономической и продовольственной безопасности Хабаровского края. Защита краевого рынка предполагает повышение ответственности импортеров за ввоз и реализацию некачественных товаров, представляющих опасность для здоровья наших граждан и окружающей среды. В этих целях на краевом уровне необходима координация территориальных представителей всех уполномоченных федеральных органов, а также местных органов власти с целью постоянного мониторинга ситуации и своевременного принятия защитных мер. Наряду с этим, с учетом возрастающих потребностей края в импорте продовольствия, не замещаемого местными производителями, представляется важным и необходимым согласовывать с китайской стороной порядок взаимодействия производителей и переработчиков продуктов питания, исключающий ввоз из-за рубежа недоброкачественной и несертифицированной продукции. В условиях ужесточения политики экономии государственных расходов возрастает задача повышения эффективности использования валютных средств краевого бюджета. Внедренная в крае система технико - экономической и юридической экспертизы импортных контрактов за счет средств краевого бюджета должна быть дополнена порядком проведения торгов и конкурсов среди предприятий, осуществляющих поставку товаров, работ и услуг для краевых нужд, а также банков и страховых компаний, осуществляющих финансирование и страхование сделок. Стратегической задачей является проведение политики импортозамещения, направленной на всяческую поддержку тех отраслей и предприятий, которые позволяют снизить уровень импортной зависимости при условии поддержания конкурентного уровня качества и цены продукции и в перспективе обеспечить выход продукции краевых предприятий на внешний рынок. Отраслями, способными в перспективе производить заменители импортных товаров, вслед за пищевой промышленностью должны стать легкая промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, особенно в плане использования конверсионных мощностей. 5.3. Привлечение иностранных инвестиций Инвестиционная политика администрации края должна обеспечить преемственность "Основных направлений администрации края по привлечению иностранных инвестиций в 1996-1998 годах", утвержденных постановлением главы администрации края от 18.03.96 N 129, а также учитывать опыт развития совместного предпринимательства в крае за предыдущие пять лет. Формирование климата, благоприятного для иностранных инвесторов, необходимо осуществлять по всем основным составляющим инвестиционного процесса - наращиванию инвестиционного потенциала, совершенствованию инвестиционной инфраструктуры и снижению инвестиционных рисков. В плане реализации краевой инвестиционной программы необходимо совершенствовать отбор эффективных инвестиционных проектов, создание условий для аккумуляции инвестиционных ресурсов и обеспечение их концентрации в тех звеньях экономики и конкретных производствах, которые признаны приоритетными, и, наконец, повышение действенности контроля за реализацией инвестиционных проектов. Иностранным и отечественным инвесторам должны быть предложены подготовленные к освоению месторождения природных ресурсов, свободные площадки для размещения промышленных производств, очищенные от накопившихся долгов в результате проведенной реструктуризации предприятия, развитая производственная и социальная инфраструктура. При этом требуется кропотливая согласованная и взаимосвязанная работа хозяйственных руководителей, представителей банков, краевых и местных органов власти по повышению инвестиционной привлекательности предприятий. При помощи профессиональных консультантов, в том числе по линии зарубежной технической помощи, должны быть разработаны стратегические программы деятельности вновь реформируемых производств, обновлена номенклатура выпускаемой продукции, ликвидированы заведомо убыточные производства, устранены лишние затраты и расходы. С принятием Федерального Закона "О концессиях" будет создана правовая основа для передачи в концессию зарубежным инвесторам крупных месторождений полезных ископаемых, разработка которых в ближайшие несколько лет силами отечественных фирм не обеспечивается. При этом необходимо на краевом уровне разработать механизм перераспределения обязательных платежей с доходов и прибыли, которые будут получены от иностранных концессионеров, на поддержку инвестиций в перспективные обрабатывающие производства. Все большая роль в инвестиционном процессе отводится отечественным банкам, особенно в плане привлечения зарубежных финансовых ресурсов и средств международных финансовых организаций. Отечественные банки наряду с государством должны делить риски с иностранными инвесторами при осуществлении инвестиционного проекта. При этом государство в лице Правительства и краевой администрации может и должно осуществлять функцию гаранта по ограниченному кругу проектов, осуществляемых в рамках приоритетных национальных и краевых программ. Привлечение к проектному финансированию отечественных банков позволит предоставить зарубежному инвестору гарантии по соответствующему возврату средств и осуществлять контроль за ходом реализации финансируемого проекта. Еще более желательным является вовлечение российских банков в проектное финансирование в объеме 5-10 процентов общей суммы проекта, что позволит разделить инвестиционные риски и обеспечить более надежный контроль за своевременным возвратом вложенных средств. 5.4. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности Увеличение объемов внешнеторговых операций, расширение круга зарубежных партнеров, а также усиление непредсказуемости ситуации на внешнем рынке порождают новые, более сложные проблемы информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности. Администрации края предстоит решить задачи по включению в общероссийскую Систему внешнеторговой информации (СВТИ) и обеспечению постоянного информационного взаимодействия региона и Министерства промышленности и торговли России по следующим направлениям: - создание и ведение информационных массивов по внешнеэкономической деятельности, - создание информационной структуры, обеспечивающей свободный доступ к внешнеторговой информации российским и зарубежным участникам внешнеэкономической деятельности, - внедрение в систему информационного обеспечения современных информационных технологий и технических средств, - интегрирование СВТИ в мировое информационное пространство и организация информационного обмена между соответствующими российскими и зарубежными службами, - организация механизма оперативного использования средств массовой информации в информационном обеспечении внешнеэкономической деятельности. Одним из элементов СВТИ является формирование федерального Реестра информационных ресурсов, включающего перечень баз данных по внешнеторговой и общеэкономической проблематике, адреса владельцев, условие доступа к информации. Большое значение в формировании Реестра отводится региональным структурам, так как именно в регионах создаются информационные базы данных потенциальных инвестиционных ресурсов, товаропроизводителей, основных экспортеров и импортеров. Опыт показывает, что эта информация представляет особый интерес для зарубежных деловых кругов. Следует стремиться к тому, чтобы Хабаровский край как можно полнее был представлен в СВТИ своими базами данных, максимально полно отражающими внешнеторговый и инвестиционный потенциал края. 5.5. Координация и содействие внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Реализация, а также своевременная корректировка внешнеэкономической политики администрации края в соответствии с меняющимися внутриэкономическими и внешнеэкономическими условиями предполагает проведение большой координационной работы на всех уровнях управления и регулирования экономики. В значительном усилении нуждается взаимодействие с федеральными органами власти и общероссийскими структурами, прежде всего Министерством промышленности и торговли, Минэкономики России, торгово - промышленной палатой и более полное использование тех возможностей, которые открываются для участников общероссийских мероприятий и программ. Важным инструментом в решении торгово - экономических задач по продвижению и защите интересов Российской Федерации в двусторонних отношениях России с зарубежными странами являются межправительственные комиссии по торгово - экономическому и научно - техническому сотрудничеству (МПК). В процессе работы комиссий и их рабочих групп решаются практические вопросы взаимной торговли, вопросы формирования и совершенствования договорно - правовой базы сотрудничества и создания условий для развития внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Представителям Хабаровского края необходимо принимать участие не только в межрегиональных, но и отраслевых рабочих группах МПК и сконцентрировать внимание на таких приоритетных задачах, как защита интересов российских экспортеров на внешних рынках, принятие согласованных решений по предотвращению торговых споров, привлечение иностранного капитала и передовых технологий, защита отечественного рынка и др. Имеющийся опыт участия представителей администрации края в координационных советах при Министерстве иностранных дел РФ и Министерстве промышленности и торговли следует более целенаправленно использовать для доведения информации о состоянии и проблемах развития внешнеэкономических связей Хабаровского края до федеральных органов власти и учете его при разработке и корректировке единой внешнеэкономической политики страны. Важным представляется также изучение и практическое использование многообразного опыта развития внешнеэкономической деятельности других российских регионов, а также выработка согласованных предложений от групп регионов, прежде всего Дальнего Востока и Забайкалья. 5.6. Развитие международного туризма Стратегическими задачами являются комплексное развитие отраслей, связанных с развитием международного туризма в крае, превращение туристической деятельности в отрасль специализации края, что позволит значительно увеличить доходы от обслуживания туристического потока. В ближайшие годы предстоит задействовать неиспользованный пока туристический потенциал и привести туристский комплекс в соответствие с международными стандартами. Анализ состояния туризма в крае показывает, что эта отрасль деятельности нуждается в настоящее время в усилении государственного управления и принятии комплексных мер по развитию отдельных видов туризма и его инфраструктуры. Прежде всего, необходимо преодолеть информационный "вакуум" о туристических возможностях Хабаровского края с максимально широким распространением специально подготовленной информации через имеющиеся средства информационного обмена. Туристическое направление должно постоянно присутствовать в проводимых презентациях Хабаровского края с информированием зарубежных партнеров о краевых научных, культурных и спортивных мероприятиях, о возможностях экологического, этнического и других нетрадиционных формах международного туризма. Приложение к постановлению главы администрации края от 20 июля 1998 г. N 282 МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 1999 - 2000 ГОДЫ ?""""'""""""""""""""""""""""""""""""'"""""""""""""'"""""""""""""""""""""""""Ї ? N ? Наименование мероприятий ? Срок ? Ответственные ? ?п/п ? ? исполнения ? ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""¤ ? 1 ? 2 ? 3 ? 4 ? """""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""¤ ?1. ?Поддержка экспорта ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.1 ?Завершить работу по подготовке?1999 г. ?управление ? ? ?экспортной программы ? ?внешнеэкономических ? ? ?Хабаровского края ? ?связей, комитет по ? ? ? ? ?экономике администрации ? ? ? ? ?края ? ? ? ? ? ? ?1.2 ?Ежегодно представлять в ?1998-2000 гг.?управление ? ? ?Министерство промышленности и ? ?внешнеэкономических ? ? ?торговли предложения по ? ?связей администрации края? ? ?содействию российскому ? ? ? ? ?экспорту для включения их в ? ? ? ? ?Федеральную программу ? ? ? ? ?внешнеторговой деятельности на? ? ? ? ?соответствующий год ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.3 ?Представить в Министерство ?1999 г. ?управление ? ? ?экономики, при разработке ? ?внешнеэкономических ? ? ?федерального бюджета на 2000 ? ?связей, комитет по ? ? ?год, предложения по ? ?экономике администрации ? ? ?предоставлению государственных? ?края ? ? ?кредитов и гарантий под ? ? ? ? ?экспортоориентированные ? ? ? ? ?проекты ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.4 ?Разработать Основные ?1999-2000 гг.?комитет по экономике, ? ? ?направления развития краевого ? ?комитет по ? ? ?судостроения с использованием ? ?промышленности, ? ? ?возможностей международной ? ?транспорту и связи ? ? ?кооперации, привлечения ? ?администрации края ? ? ?зарубежных инвестиций и ? ? ? ? ?реализации продукции на ? ? ? ? ?внутреннем и внешнем рынке ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.5 ?Установить связи с компаниями ?1998-2000 гг.?управление лесной и ? ? ?Китая по вопросам торговли ? ?деревообрабатывающей ? ? ?лесоматериалами, кооперации в ? ?промышленности комитета ? ? ?области лесозаготовок и ? ?промышленности, ? ? ?деревообработки ? ?транспорта и связи, ? ? ? ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?1.6 ?Организовать постоянно ?1999 г. ?управление лесной и ? ? ?действующий лесной аукцион на ? ?деревообрабатывающей ? ? ?территории края ? ?промышленности комитета ? ? ? ? ?промышленности, ? ? ? ? ?транспорта и связи, ? ? ? ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации ? ? ? ? ?края, акционерное ? ? ? ? ?общество "Дальлес" ? ? ? ? ? ? ?1.7 ?Подготовить и заключить ?1998-1999 гг.?управление лесной и ? ? ?Соглашение о сотрудничестве ? ?деревообрабатывающей ? ? ?между администрацией края и ? ?промышленности комитета ? ? ?министерством лесной ? ?промышленности, ? ? ?промышленности КНДР ? ?транспорта и связи, ? ? ? ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?1.8 ?Организовать работу по участию?1998-2000 гг.?управление ? ? ?предприятий края в реализации ? ?внешнеэкономических ? ? ?крупномасштабных международных? ?связей, комитет ? ? ?проектов на территории РФ и за? ?промышленности, ? ? ?рубежом ? ?транспорта и связи ? ? ? ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?1.9 ?Систематизировать потенциал ?1999-2000 гг.?комитет по экономике ? ? ?научно - технических ? ?администрации края ? ? ?достижений края для ? ? ? ? ?продвижения на внешние рынки ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.10?Организовать работу по ?1999-2000 гг.?управление высшего и ? ? ?расширению экспорта ? ?среднего ? ? ?образовательных услуг в страны? ?профессионального ? ? ?азиатско - тихоокеанского ? ?образования, управление ? ? ?региона ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?1.11?Подготовить предложение в ?1999 г. ?комитет по экономике, ? ? ?Правительство РФ об упрощении ? ?управление ? ? ?существующего порядка возврата? ?внешнеэкономических ? ? ?налога на добавленную ? ?связей, финансовый ? ? ?стоимость на экспортируемую ? ?департамент администрации? ? ?продукцию ? ?края ? ? ? ? ? ? ?1.12?Подготовить предложения о ?1998 г. ?комитет по экономике, ? ? ?предоставлении краевых ? ?управление ? ? ?налоговых льгот для ? ?внешнеэкономических ? ? ?экспортеров продукции ? ?связей, финансовый ? ? ?машиностроения и ? ?департамент администрации? ? ?лесопереработки ? ?края ? ? ? ? ? ? ?1.13?Содействовать продвижению ?1998-2000 гг.?управление ? ? ?военной техники и ? ?внешнеэкономических ? ? ?конверсионной продукции, ? ?связей, комитет ? ? ?выпускаемой оборонными ? ?промышленности, ? ? ?заводами края, на новые ? ?транспорта и связи ? ? ?перспективные рынки ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?1.14?Подготовить проект соглашения ?1998 г. ?комитет промышленности, ? ? ?между администрацией края и ? ?транспорта и связи, ? ? ?федеральным государственным ? ?управление ? ? ?унитарным предприятием ? ?внешнеэкономических ? ? ?"Росвооружение" об открытии ? ?связей администрации края? ? ?регионального ? ? ? ? ?представительства на ? ? ? ? ?территории края ? ? ? ? ? ? ? ? ?1.15?Подготовить совместно с ?1998 г. ?комитет промышленности, ? ? ?таможенными органами края ? ?транспорта и связи, ? ? ?предложения в Государственный ? ?комитет по строительству ? ? ?таможенный комитет РФ о ? ?администрации края ? ? ?завершении обустройства ? ? ? ? ?пограничного перехода Бикин - ? ? ? ? ?Жаохэ ? ? ? ? ? ? ? ? ?2. ?Защита краевого рынка от ? ? ? ? ?недоброкачественного импорта и? ? ? ? ?развития импортозамещения ? ? ? ? ? ? ? ? ?2.1 ?Разработать краевую программу ?постоянно ?комитет по торговле, ? ? ?защиты внутреннего рынка от ? ?бытовому обслуживанию и ? ? ?поступления некачественного ? ?пищевой промышленности, ? ? ?импорта ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации ? ? ? ? ?края, Дальневосточная ? ? ? ? ?торгово - промышленная ? ? ? ? ?палата, Хабаровский центр? ? ? ? ?стандартизации, ? ? ? ? ?метрологии и ? ? ? ? ?сертификации, ? ? ? ? ?Росторгинспекция, ? ? ? ? ?администрации городов и ? ? ? ? ?районов края ? ? ? ? ? ? ?2.2 ?Провести заседание ?1998 г. ?управление ? ? ?внешнеэкономического совета ? ?внешнеэкономических ? ? ?при администрации края на тему? ?связей, комитет по ? ? ?"Повышение эффективности и ? ?торговле, бытовому ? ? ?безопасности поступающего в ? ?обслуживанию и пищевой ? ? ?край импорта" ? ?промышленности ? ? ? ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?2.3 ?Осуществлять постоянный ?1999-2000 гг.?управление ? ? ?мониторинг зависимости края от? ?внешнеэкономических ? ? ?китайского импорта товаров и ? ?связей, комитет по ? ? ?рабочей силы с целью защиты ? ?торговле, бытовому ? ? ?внутреннего рынка ? ?обслуживанию и пищевой ? ? ? ? ?промышленности ? ? ? ? ?администрации края, ? ? ? ? ?миграционная служба ? ? ? ? ?Хабаровского края, ? ? ? ? ?Дальневосточная ? ? ? ? ?торгово - промышленная ? ? ? ? ?палата ? ? ? ? ? ? ?2.4 ?Разработать "Положение о ?1998 г. ?управление ? ? ?порядке проведения торгов ? ?внешнеэкономических ? ? ?(конкурсов) среди предприятий,? ?связей, комитет по ? ? ?организаций, учреждений, ? ?торговле, бытовому ? ? ?осуществляющих поставку ? ?обслуживанию и пищевой ? ? ?импортных товаров (работ, ? ?промышленности ? ? ?услуг) для краевых нужд" ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?2.5 ?Подготовить обращение в ?1999 г. ?комитет промышленности, ? ? ?Правительство РФ о введении ? ?транспорта и связи, ? ? ?беспошлинного ввоза ? ?управление ? ? ?оборудования, запчастей и ? ?внешнеэкономических ? ? ?комплектующих изделий для ? ?связей администрации края? ? ?организации выпуска готовой ? ? ? ? ?продукции на конверсионных ? ? ? ? ?предприятиях ? ? ? ? ? ? ? ? ?2.6 ?Организовать работу по ?1998-2000 гг.?агропромышленный комитет,? ? ?привлечению зарубежных ? ?финансовый департамент, ? ? ?кредитных линий для ? ?управление ? ? ?финансирования импорта для ? ?внешнеэкономических ? ? ?агропромышленного комплекса ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?3. ?Привлечение иностранных ? ? ? ? ?инвестиций ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.1 ?Организовать работу по ?1998-1999 гг.?комитет по экономике, ? ? ?получению кредитного рейтинга ? ?управление финансово - ? ? ?Хабаровского края ? ?кредитной политики ? ? ? ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?3.2 ?Завершить разработку краевого ?1998 г. ?комитет по экономике ? ? ?Закона "Об инвестиционной ? ?администрации края ? ? ?деятельности в Хабаровском ? ? ? ? ?крае" ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.3 ?Обеспечить постоянное ?1998-2000 гг.?управление ? ? ?взаимодействие с Российским ? ?внешнеэкономических ? ? ?центром содействия иностранным? ?связей администрации ? ? ?инвестициям и его заграничными? ?края, постоянное ? ? ?бюро ? ?представительство ? ? ? ? ?администрации ? ? ? ? ?Хабаровского края в ? ? ? ? ?г. Москве ? ? ? ? ? ? ?3.4 ?Оказать содействие в ?1998-2000 гг.?комитет по экономике ? ? ?предоставлении Правительством ? ?администрации края ? ? ?РФ и крупнейшими российскими ? ? ? ? ?банками гарантий для ? ? ? ? ?реализации проектов с участием? ? ? ? ?предприятий края и Эксимбанка ? ? ? ? ?Японии ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.5 ?Подготовить перечень краевых ?1999-2000 гг.?комитет по экономике ? ? ?инвестиционных инновационных ? ?администрации края, ? ? ?проектов ? ?администрации ? ? ? ? ?г. Комсомольска-на-Амуре ? ? ? ? ?и г. Хабаровска ? ? ? ? ? ? ?3.6 ?Подготовить и провести ?1998-2000 гг.?департамент по природным ? ? ?международные тендеры на право? ?ресурсам и ? ? ?освоения: ? ?ресурсодобывающей ? ? ?- участка лесного фонда в ? ?промышленности ? ? ?Тугуро-Чумиканском районе; ? ?администрации края, ? ? ?- месторождений золота; ? ?комитет по управлению ? ? ?- месторождений олова ? ?государственным ? ? ? ? ?имуществом Хабаровского ? ? ? ? ?края, администрации ? ? ? ? ?районов края ? ? ? ? ? ? ?3.7 ?Провести инвентаризацию ?1999-2000 гг.?комитет по управлению ? ? ?незадействованных в крае ? ?государственным ? ? ?производственных площадей и ? ?имуществом Хабаровского ? ? ?создать банк данных "Свободные? ?края, комитет по ? ? ?индустриальные площади" ? ?земельным ресурсам и ? ? ? ? ?землеустройству ? ? ? ? ?Хабаровского края, ? ? ? ? ?отраслевые комитеты и ? ? ? ? ?управления администрации ? ? ? ? ?края, администрации ? ? ? ? ?городов и районов края ? ? ? ? ? ? ?3.8 ?Оказать содействие ?1998-2000 гг.?комитет промышленности, ? ? ?предприятиям по участию в ? ?транспорта и связи, ? ? ?международных конкурсах по ? ?управление ? ? ?освоению ресурсов о. Сахалин и? ?внешнеэкономических ? ? ?созданию совместных ? ?связей администрации края? ? ?предприятий с зарубежными ? ? ? ? ?фирмами ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.9 ?Продолжить практику проведения? ? ? ? ?в г. Хабаровске ? ? ? ? ?Дальневосточных международных ? ? ? ? ?инвестиционных конференций ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Провести 4-ую конференцию на ?1999 г. ?комитет по строительству,? ? ?тему "Строительство и ? ?управление ? ? ?производство строительных ? ?внешнеэкономических ? ? ?материалов" ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ? ?Провести 5-ую конференцию ?2000 г. ?управление лесной и ? ? ?"Комплексное использование ? ?деревообрабатывающей ? ? ?лесных ресурсов" ? ?промышленности комитета ? ? ? ? ?промышленности, ? ? ? ? ?транспорта и связи, ? ? ? ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?3.10?Проработать список проектов ?1998 г. ?комитет по экономике, ? ? ?импортозамещающего ? ?управление финансово - ? ? ?производства на территории ? ?кредитной политики, ? ? ?Хабаровского края с учетом ? ?управление ? ? ?организации финансирования ? ?внешнеэкономических ? ? ?импорта оборудования и ? ?связей администрации края? ? ?технологий за счет ? ? ? ? ?долгосрочных кредитных линий ? ? ? ? ?иностранных финансовых ? ? ? ? ?организаций, открытых в ? ? ? ? ?российских банках ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.11?Организовать работу по ?1998-2000 гг.?управление финансово - ? ? ?привлечению банков, ? ?кредитной политики, ? ? ?расположенных на территории ? ?комитет по экономике ? ? ?Хабаровского края к участию в ? ?администрации края, ? ? ?экспортно - импортных ? ?комитет по управлению ? ? ?операциях, осуществляемых ? ?государственным ? ? ?предприятиями с ? ?имуществом Хабаровского ? ? ?государственной долей ? ?края, управление ? ? ?собственности, на стадии ? ?внешнеэкономических ? ? ?заключения контрактов ? ?связей администрации края? ? ? ? ? ? ?3.12?Организовать работу по ?2000 г. ?управление финансово - ? ? ?получению краевыми банками ? ?кредитной политики ? ? ?кредитных рейтингов ? ?администрации края ? ? ?авторитетных международных ? ? ? ? ?агентств ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.13?Проработать вопрос о ?2000 г. ?управление финансово - ? ? ?возможности привлечения ? ?кредитной политики, ? ? ?банков - нерезидентов на ? ?комитет по экономике ? ? ?территорию Хабаровского края ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?3.14?Организовать работу по ?2000 г. ?управление финансово - ? ? ?предоставлению синдицированных? ?кредитной политики ? ? ?кредитов объединениями ? ?администрации края ? ? ?отечественных и зарубежных ? ? ? ? ?инвестиционных банков ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.15?Активизировать ?1999-2000 гг.?управление ? ? ?внешнеэкономические контакты с? ?внешнеэкономических ? ? ?фирмами стран, предоставивших ? ?связей, Дальневосточная ? ? ?кредитные линии российским ? ?торгово - промышленная ? ? ?банкам (страны ЕС, США) ? ?палата, постоянное ? ? ? ? ?представительство ? ? ? ? ?администрации ? ? ? ? ?Хабаровского края в ? ? ? ? ?г. Москве ? ? ? ? ? ? ?3.16?Организовать работу по участию?1999 г. ?управление финансово - ? ? ?краевых банков в Международном? ?кредитной политики ? ? ?конгрессе инвесторов ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?3.17?Оказать содействие краевым ?1999-2000 гг.?управление финансово - ? ? ?банкам в заключении соглашений? ?кредитной политики ? ? ?с Международным и Европейским ? ?администрации края ? ? ?банками реконструкции и ? ? ? ? ?развития ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.18?Проводить конкурсный отбор ?1998-2000 гг.?комитет по экономике ? ? ?инвестиционных проектов для ? ?администрации края ? ? ?получения краевых гарантий ? ? ? ? ? ? ? ? ?3.19?Подготовить обоснование по ?2000 г. ?комитет по экономике, ? ? ?свободной экономической зоне в? ?управление ? ? ?районе перехода Бикин - Жаохэ ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации ? ? ? ? ?края, администрация ? ? ? ? ?Бикинского района ? ? ? ? ? ? ?3.20?Организовать работу по ?1998-2000 гг.?комитет по экономике, ? ? ?реализации российско - ? ?управление ? ? ?американской Программы ? ?внешнеэкономических ? ? ?Региональной Инвестиционной ? ?связей, ? ? ?инициативы, в том числе: ? ?управление финансово - ? ? ?- привлечение средств ? ?кредитной политики ? ? ?американской технической ? ?администрации края, ? ? ?помощи для финансирования ? ?администрации городов и ? ? ?разработки технико - ? ?районов края ? ? ?экономического обоснования ? ? ? ? ?наиболее важных для края ? ? ? ? ?инвестиционных проектов, ? ? ? ? ?- создание внебюджетного ? ? ? ? ?инвестиционного гарантийного ? ? ? ? ?фонда с участием иностранных ? ? ? ? ?партнеров, ? ? ? ? ?- реализация Программы ? ? ? ? ?гарантий ссуд коммерческих ? ? ? ? ?банков и расширение ? ? ? ? ?микрокредитования, ? ? ? ? ?- реализация Программы в ? ? ? ? ?области ипотечного ? ? ? ? ?кредитования и кредитования ? ? ? ? ?строительства, а также в сфере? ? ? ? ?жилищной приватизации, ? ? ? ? ?- предоставление зарубежных ? ? ? ? ?консультантов по инвестициям и? ? ? ? ?региональному инвестированию ? ? ? ? ?для местных администраций и ? ? ? ? ?предприятий края ? ? ? ? ? ? ? ? ?4. ?Информационное обеспечение ? ? ? ? ?внешнеэкономических связей ? ? ? ? ? ? ? ? ?4.1 ?Создать региональные базы ?1998-1999 гг.?комитет по экономике, ? ? ?данных для включения в ? ?управление ? ? ?федеральную Систему ? ?внешнеэкономических ? ? ?внешнеторговой информации: ? ?связей администрации ? ? ?- экспортеры и экспортная ? ?края ? ? ?продукция края, ? ? ? ? ?- реестр зарегистрированных ? ? ? ? ?предприятий с иностранными ? ? ? ? ?инвестициями, ? ? ? ? ?- реестр представительств ? ? ? ? ?иностранных фирм, консульских ? ? ? ? ?учреждений, международных ? ? ? ? ?фондов и организаций, ? ? ? ? ?- общеэкономическая информация? ? ? ? ?о Хабаровском крае и его ? ? ? ? ?инвестиционном климате, ? ? ? ? ?- законодательные акты ? ? ? ? ?Хабаровского края ? ? ? ? ? ? ? ? ?4.2 ?Расширить использование ?1998-2000 гг.?управление ? ? ?специализированных средств ? ?внешнеэкономических ? ? ?массовой информации, в том ? ?связей, комитет по ? ? ?числе электронной сети ? ?экономике, департамент ? ? ?ИНТЕРНЕТ, для поиска ? ?печати и информации ? ? ?зарубежных партнеров, ? ?администрации края ? ? ?продвижения экспортной ? ? ? ? ?продукции и инвестиционных ? ? ? ? ?проектов предприятий края ? ? ? ? ? ? ? ? ?4.3 ?Подготовить справочник ?1999 г. ?комитет по экономике, ? ? ?"Руководство для бизнесменов в? ?управление ? ? ?Хабаровском крае" ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации ? ? ? ? ?края, администрации ? ? ? ? ?городов и районов края ? ? ? ? ? ? ?4.4 ?Издать сборник приоритетных ?1998 г. ?управление ? ? ?инвестиционных проектов ? ?внешнеэкономических ? ? ?Хабаровского края ? ?связей, комитет по ? ? ? ? ?экономике, отраслевые ? ? ? ? ?комитеты и управления ? ? ? ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?4.5 ?Издать новый справочник по ?1999 г. ?комитет по экономике, ? ? ?Хабаровскому краю ? ?управление ? ? ? ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей, департамент ? ? ? ? ?печати и информации, ? ? ? ? ?департамент по природным ? ? ? ? ?ресурсам и ? ? ? ? ?ресурсодобывающей ? ? ? ? ?промышленности ? ? ? ? ?администрации края ? ? ? ? ? ? ?4.6 ?Создать реестр внешнеторговых ?1999 г. ?управление ? ? ?фирм Хабаровского края ? ?внешнеэкономических ? ? ? ? ?связей администрации ? ? ? ? ?края, администрации ? Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|