Расширенный поиск
Постановление Губернатора Хабаровского края от 26.07.2002 № 359Утратил силу - Постановление Губернатора Хабаровского края от 12.05.2008 г. N 67 ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26 июля 2002 г. N 359 О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В целях реализации Программы реформирования системы управления региональными финансами Хабаровского края, утвержденной постановлением Губернатора края от 30 апреля 2002 г. N 254 "Об участии Хабаровского края в Проекте технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне для получения средств из Фонда реформирования региональных финансов федерального бюджета в 2002 - 2003 годах", постановляю: 1. Утвердить прилагаемые: Концепцию развития налогового потенциала Хабаровского края; Критерии предоставления льгот по налогам и сборам в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет; Методику расчета выпадающих доходов краевого бюджета Хабаровского края от предоставления налоговых льгот; Среднесрочный прогноз краевого бюджета Хабаровского края на 2002 год и на период до 2005 года; Сценарные условия функционирования экономики Хабаровского края в 2002 году и на период до 2005 года. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить социально-экономическую политику и формирование местных бюджетов исходя из основных положений настоящего постановления. 3. Министерству экономического развития и внешних связей края (Левинталь А.Б.) разместить настоящее постановление на сайте Правительства края в сети INTERNET. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра финансов края Кацубу А.С. 5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор края В.И.Ишаев УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора края от 26 июля 2002 г. N 359 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Введение Концепция развития налогового потенциала Хабаровского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Хабаровского края в отношении формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности края, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы. Под налоговым потенциалом Хабаровского края в Концепции понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты Хабаровского края. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в крае на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Хабаровского края, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в краевой и местные бюджеты Хабаровского края. Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами: а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально-экономической политики, в том числе на региональном уровне; б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Хабаровского края, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений; в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что предопределяет проведение соответствующей работы по совершенствованию Закона Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края"; г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на краевом и муниципальном уровнях. В рамках намеченных целей социально-экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала. 1. Оценка состояния налогового потенциала Хабаровского края Налоговые преобразования, проведенные в Хабаровском крае в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата. В крае введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов. В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж. Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2001 году в крае провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам 790 предприятий на сумму 6800 млн. рублей, в том числе по платежам в бюджет края 1500 млн. рублей. Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности. В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Хабаровского края, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками. Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Хабаровский край в 1995 году приступил к реформе межбюджетных отношений между краевым бюджетом Хабаровского края и бюджетами муниципальных образований. Основными целями реформы стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально-экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетная обеспеченность. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Хабаровского края в 2001 году сложилась следующим образом. Доходная часть консолидированного бюджета Хабаровского края формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2001 году составил 96 процентов. На формирование неналоговых доходов бюджетов Хабаровского края определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Законом Хабаровского края "Об управлении государственной собственностью Хабаровского края". Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (29,3 процента), налог на прибыль предприятий и организаций (44,7 процента), налог на имущество предприятий (9,2 процента), единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (4,6 процента). В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 82,1 процента. Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что 54,0 процента поступлений обеспечивает промышленность, 4,6 процента - торговля и общественное питание, 4,3 процента - строительство, 9,9 процента - транспорт, 2,1 процента - жилищно-коммунальное хозяйство. Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Хабаровского края к концу 2001 года по сравнению с его началом составили 111 процентов. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2001 года эта задолженность в консолидированный бюджет Хабаровского края составила 14,1 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов. Качественный состав задолженности в бюджетную систему Хабаровского края показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого трактования, а иногда и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности. Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы края целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Хабаровского края необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации. 2. Цели и задачи Концепции Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей: - осуществление налоговой реформы, создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал края для обеспечения динамичных темпов социально-экономического развития; - обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Хабаровского края за счет увеличения числа объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования; - совершенствование законодательства Хабаровского края о налогах и сборах, его упрощение и систематизация; - проведение регулярного анализа налогового потенциала края для определения возможных путей его развития; - оптимизация налоговых льгот; - совершенствование налогового администрирования в целях повышения фактической собираемости налогов и сборов; - стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в крае; - повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению; - развитие рынка недвижимости. 3. Основные направления реализации Концепции Анализ современного состояния налоговой системы Хабаровского края и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции: 3.1. Осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей: - последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц; - проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в краевой и местные бюджеты, в целях улучшения результатов их финансово-хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов; - активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в краевой и местные бюджеты Хабаровского края налога на прибыль; - стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Хабаровского края, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения; - создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в краевой и особенно в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности; - инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование; - содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций; - повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли; - проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; - создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликеро-водочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию. 3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между краевым бюджетом и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе: - разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Хабаровского края; - распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Хабаровского края путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Хабаровского края предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул, исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности; - максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально-экономическое развитие муниципального образования на перспективу; - равенства бюджетных прав Хабаровского края и бюджетных прав муниципальных образований; - равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с краевым бюджетом Хабаровского края. 3.3. Совершенствование налогового законодательства Хабаровского края путем: - инвентаризации актов законодательства Хабаровского края о налогах и сборах в целях их систематизации в единый закон о вопросах налогового регулирования в Хабаровском крае, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации; - упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями; - введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями; - проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в целях подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты края. Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании краевого и местных бюджетов Хабаровского края существенно повысится. 3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем: - установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение; - усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно-кассовых машин; - усиления контроля за реализацией алкогольной продукции; - реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей; - обеспечения полного поступления начисленных налогов и сборов; - осуществления налоговыми органами ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам; - проведения целенаправленной работы с предприятиями - недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в бюджеты всех уровней; - осуществления ранней диагностики недоимки по тем предприятиям, которые, пользуясь предоставленным налоговым законодательством правом, открывают счета в проблемных банках, расположенных за пределами Хабаровского края; - списания безнадежной к взысканию недоимки, проведения процедур банкротства и исключения из единого государственного реестра налогоплательщиков; - применения мер административной ответственности к руководителям организаций-недоимщиков. 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции Реализация Концепции позволит: - повысить инвестиционную привлекательность края и увеличить объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Хабаровского края; - обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения; - существенно сократить недоимку по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам; - рационально реформировать налоговую систему Хабаровского края; - максимально использовать налоговый потенциал Хабаровского края для эффективного и устойчивого развития экономики и социальной сферы. УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора края от 26 июля 2002 г. N 359 КРИТЕРИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В ЧАСТИ СУММ, ЗАЧИСЛЯЕМЫХ В КРАЕВОЙ БЮДЖЕТ При подготовке органами исполнительной власти края заключений о целесообразности предоставления налоговых льгот в обязательном порядке учитывается соответствие предлагаемых льгот одному из следующих критериев: 1. Повышение инвестиционной привлекательности края. Оценка соответствия предлагаемой налоговой льготы данному критерию осуществляется на основании расчета, в котором следует определить суммарный объем предполагаемого эффекта для краевого бюджета (увеличение объема производства, увеличение налоговых платежей после завершения проекта и пр.). Затем сравнить его с величиной обусловленных предоставлением налоговой льготы выпадающих доходов краевого бюджета (далее - потери бюджета), рассчитанной в соответствии с предлагаемой Методикой расчета выпадающих доходов краевого бюджета от предоставления налоговых льгот. Предлагаемая налоговая льгота может быть принята к рассмотрению в случаях: - если суммарный эффект повышения доходов бюджета от предоставления льготы, срок действия которой не ограничен, начиная с третьего полного финансового года действия льготы будет превышать потери бюджета от предоставления льготы в предыдущем финансовом году; - если суммарный эффект повышения доходов бюджета от льготы, срок действия которой ограничен, в период после окончания действия льготы, равный половине срока действия льготы, будет превышать суммарные потери бюджета от предоставления льготы. 2. Сокращение расходов краевого бюджета. Данный критерий предусматривает снижение налоговой нагрузки на предприятия, учреждения и организации, принадлежащие краю и полностью (или частично) финансируемые из краевого бюджета. Оценка соответствия предлагаемой налоговой льготы данному критерию осуществляется на основании расчета, в котором следует определить: - налоговую нагрузку на предприятия, учреждения, организации, принадлежащие краю, в целом, и в том числе с разбивкой по уровням бюджетной системы: федеральный бюджет, краевой бюджет, местный бюджет; - объемы финансирования из краевого бюджета, в том числе в части, идущей на уплату налогов. Предлагаемая налоговая льгота может быть принята к рассмотрению в случае, если расходы краевого бюджета будут сокращены в размере, превышающем или равном потерям краевого бюджета от предоставления льготы. 3. Повышение уровня жизни населения (социальная направленность). Данный критерий предусматривает повышение уровня жизни населения (повышение покупательной способности, снижение доли расходов на оплату обязательных платежей и др.). Оценка соответствия предлагаемой налоговой льготы данному критерию осуществляется на основании следующих документов: - расчета, в котором приводится сравнение суммарного эффекта (в денежном выражении), полученного населением в результате применения организациями края налоговой льготы, с потерями бюджета от предоставления льготы; - расчета, в котором приводятся ориентировочные расходы краевого бюджета в том случае, если бы стоимость (часть стоимости) товаров (работ, услуг), дополнительно получаемых населением от предоставления льготы организациям края, оплачивалась непосредственно из краевого бюджета; - сравнительного перечня категорий населения, у которых произошло бы повышение уровня жизни при введении льготы и при выделении дотации из краевого бюджета. УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора края от 26 июля 2002 г. N 359 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ 1. Предоставление налоговой льготы отдельным категориям налогоплательщиков может осуществляться путем: - понижения ставки налога; - уменьшения налоговой базы; - освобождения от уплаты налогов. 2. Исходными данными для расчета выпадающих доходов краевого бюджета от предоставления налоговых льгот являются сведения, предоставленные налогоплательщиками, относящимися к категории, для которой рассматривается вопрос целесообразности предоставления налоговых льгот, статистические данные, данные отчетов об исполнении бюджета и иные аналитические материалы. 3. На основании анализа сведений, представленных налогоплательщиками, и прочей информации определяется размер налоговой базы и величина ставки налога по каждому виду налога, подпадающего под действие налоговой льготы, за ряд лет, начиная с года начала применения льготы: - в условиях непредоставления льготы по налогу; - в условиях предоставления льготы. Количество лет, исходя из которого производится расчет, определяется на основании предполагаемого содержания льготы и периода ее действия. 4. Расчет потерь бюджета от предоставления налоговой льготы может быть выполнен по следующим алгоритмам. 4.1. В случае понижения ставки налога: - размер поступлений в бюджет от налога за рассматриваемый период при действующей ставке налога определяется сложением произведений налоговой базы в каждом очередном году периода и действующей ставки налога: n Пбд = SUM НБi x СНдi, i = 1 где: Пбд - поступления в бюджет за рассматриваемый период при действующей ставке налога; НБi - налоговая база в каждом очередном году; СНдi - действующая ставка налога в очередном году; i = 1 ... n - год действия льготы; - размер поступлений в бюджет от налога за рассматриваемый период при пониженной ставке налога определяется сложением произведений налоговой базы в каждом очередном году периода и пониженной ставки налога: n Пбп = SUM НБi x СНпi, i = 1 где: Пбп - поступления в бюджет за рассматриваемый период при пониженной ставке налога; НБi - налоговая база в каждом очередном году; СНпi - пониженная ставка налога в очередном году; i = 1 ... n - год действия льготы; - размер выпадающих доходов краевого бюджета от предоставления налоговой льготы за рассматриваемый период определяется как разница между возможными поступлениями в бюджет при действующей и при пониженной ставке налога: Пmб = Пбд - Пбп, где: Пmб - потери бюджета от предоставления налоговой льготы; Пбд - поступления в бюджет за рассматриваемый период при действующей ставке налога; Пбп - поступления в бюджет за рассматриваемый период при пониженной ставке налога. 4.2. В случае уменьшения налоговой базы: - размер поступлений в бюджет от налога за рассматриваемый период при действующей налоговой базе определяется сложением произведений налоговой базы в каждом очередном году периода и ставки налога: n Пбд = SUM НБдi x СНi, i = 1 где: Пбд - поступления в бюджет за рассматриваемый период при действующей налоговой базе; НБдi - налоговая база в каждом очередном году; СНi - ставка налога в очередном году; i = 1 ... n - год действия льготы; - размер поступлений в бюджет от налога за рассматриваемый период при измененной налоговой базе определяется сложением произведений измененной налоговой базы в каждом очередном году периода и ставки налога: n Пби = SUM НБиi x СНi, i = 1 где: Пби - поступления в бюджет за рассматриваемый период при измененной налоговой базе; НБиi - налоговая база в каждом очередном году; СНi - ставка налога в очередном году; i = 1 ... n - год действия льготы; - размер потерь краевого бюджета от предоставления налоговой льготы за рассматриваемый период определяется как разница между возможными поступлениями в бюджет при действующей и при измененной налоговой базе: Пmб = Пбд - Пби, где: Пmб - потери бюджета от предоставления налоговой льготы; Пбд - поступления в бюджет за рассматриваемый период при действующей налоговой базе; Пби - поступления в бюджет за рассматриваемый период при измененной налоговой базе. 4.3. В случае освобождения от уплаты налога: - размер поступлений в бюджет от налога за рассматриваемый период при действующей налоговой базе и действующей ставке налога определяется сложением произведений налоговой базы в каждом очередном году периода и ставки налога; - размер выпадающих доходов краевого бюджета от предоставления налоговой льготы за рассматриваемый период соответствует размеру возможных поступлений в бюджет от налога при действующей налоговой базе и действующей ставке налога. 5. Произведенные расчеты рекомендуется откорректировать с учетом полного круга налогоплательщиков, относящихся к категории, для которой рассматривается вопрос целесообразности предоставления налоговых льгот. УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора края от 26 июля 2002 г. N 359 СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ НА 2002 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА --------------------------T--------T------------T------------T-------- ----¬ ¦ Показатели ¦2002 год¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦ +-------------------------+--------+------------+------------+-------- ----+ ¦Доходы - всего ¦11624146¦ 13902479 ¦ 16289534 ¦ 18737851 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦собственные доходы ¦ 7444793¦ 8903972 ¦ 10432784 ¦ 12000832 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦из них налоговые ¦ 5841129¦ 6985990 ¦ 8185485 ¦ 9415763 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансовая помощь из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федерального бюджета ¦ 4179353¦ 4998506 ¦ 5856750 ¦ 6737019 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Расходы - всего ¦12487861¦ 14935482 ¦ 17499904 ¦ 20130140 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущие ¦11252593¦ 13458101 ¦ 15768857 ¦ 18138916 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦капитальные ¦ 1235268¦ 1477381 ¦ 1731047 ¦ 1991223 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Дефицит (-), профицит (+)¦ -863715¦ -1033003 ¦ -1210370 ¦ -1392288 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦--------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Справочно: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Индекс-дефлятор ¦ * ¦ 119,6%¦ 117,2%¦ 115,0%¦ L-------------------------+--------+------------+------------+-------- ----- УТВЕРЖДЕНО Постановление Губернатора края от 26 июля 2002 г. N 359 СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2002 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Сценарные условия функционирования экономики Хабаровского края в 2002 году и в течение последующих трех лет разработаны на основе анализа социально-экономического развития за предшествующий период и фактически сложившейся на текущий момент ситуации, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26 марта 2002 г. N 4-пр "Об итогах социально-экономического развития Хабаровского края в 2001 году и основных задачах развития края на 2002 год", а также с учетом сценарных условий Министерства экономического развития Российской Федерации "Функционирования экономики Российской Федерации в 2003 году и до 2005 года". Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, ограничения и факторы экономического и социального развития Хабаровского края на ближайшую перспективу и ориентированы на реализацию накопленного потенциала реформ, поэтапное достижение целей среднесрочного развития, разработку и реализацию необходимой для этого экономической политики с учетом усиления ее социальной направленности. Варианты (сценарии) прогноза. Макроэкономические показатели прогноза, отвечающие сценарным условиям, разрабатываются в двух вариантах. Первый вариант исходит из принципа консервативного прогноза, включающего в себя менее благоприятную комбинацию внешних и внутренних условий, в том числе учитывающего возможность более значительного ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов и реальные темпы включения позитивных факторов среднесрочного характера. Второй вариант исходит из сценария возможности сохранения в целом благоприятных внешних и внутренних условий развития экономики, является более оптимистичным. Оба варианта базируются на осуществляемых Правительством Хабаровского края мерах в социальной и хозяйственной сферах. Реализация того или иного возможного варианта экономической динамики будет определяться комплексом как внешних, так и внутренних обстоятельств. К внешним условиям относятся динамика развития общей макроэкономической ситуации в России, основные направления политики реформирования экономики и социальной сферы, проводимой Правительством Российской Федерации, темпы инфляции в российской экономике, изменения курса рубля, динамика мировых цен на экспортные товары, выпускаемые товаропроизводителями Хабаровского края. К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики, относится комплекс факторов, определяющих: эффективность структурных реформ в экономике, прежде всего направленных на совершенствование конкурентной среды, привлечение инвестиций и создание благоприятного инвестиционного климата; динамику производственных издержек, снижение энергоемкости и темпы обновления капитала и технологий; укрепление финансовой устойчивости банковской системы края, наращивание капитала кредитных организаций, позволяющее существенно увеличить объем долгосрочных кредитов предприятиям; повышение платежеспособного спроса населения, развитие потребительского рынка и сферы услуг. Варианты базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, единых целях и приоритетах, а также способах ее реализации. Различия в количественных оценках этих вариантов определяются степенью выполнения поставленных целей в результате воздействия неблагоприятных тенденций и факторов экономического развития. При этом необходимо учитывать, что целью экономической политики являются стабилизация и рост экономического потенциала городов и районов края как основы обеспечения гарантированных государством социальных стандартов жизни населения на всей территории Хабаровского края. Условия функционирования и оценка текущего состояния экономики Хабаровского края в 2002 году Итоги первых месяцев 2002 года свидетельствуют о сохранении тенденций улучшения экономической и финансовой ситуации, сформировавшихся в 2001 году. Продолжается рост промышленного производства и инвестиций в основной капитал. Успешно исполняется краевой бюджет Хабаровского края, реализуется Программа реформирования управления общественными финансами в Хабаровском крае. Ресурсная база кредитных организаций края остается недостаточно устойчивой, в структуре кредитных вложений доля краткосрочных кредитов (до года) составляет более 86 процентов, на срок от 1 до 3 лет - 10 процентов, сохраняется высокий уровень кредитных рисков, что сдерживает инвестиционную активность банков. Основная часть кредитных ресурсов направляется в реальный сектор экономики Хабаровского края. Улучшается динамика реальных располагаемых денежных доходов населения, что способствует повышению покупательной способности, улучшению ситуации на потребительском рынке. В январе - июне 2002 г. по сравнению с соответствующим периодом 2001 года оборот розничной торговли увеличился на 2,5 процента (в сопоставимых ценах). Вместе с тем тенденции общего оживления ситуации в экономике еще не могут быть признаны достаточно устойчивыми. Прежде необходимо обратить внимание на постепенное исчерпание резервов роста производства за счет факторов, связанных с девальвацией рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой для развития экспорта, сложившейся после обострения ситуации на финансовых рынках России в 1998 году. К концу 2000 года в целом завершилась фаза непосредственного использования преимуществ посткризисной экономики. Остается сложной ситуация в сельском хозяйстве, в первую очередь в животноводстве. Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов ограничивает темпы роста производства в отрасли. Инвестиционная активность все еще недостаточна для назревших структурных перемен в экономике и долговременного устойчивого экономического роста. Для перехода к действию новой группы факторов потребуется некоторый трансформационный период, характеризующийся более умеренными темпами экономического роста. Непосредственно из анализа факторов роста 2001 года и первой половины 2002 года можно сделать следующие выводы, необходимые для формирования экономической политики на 2002 и последующие годы. 1. На экономику как России, так и Хабаровского края сильное влияние продолжает оказывать ситуация на внешних рынках. Российская экономическая политика в прогнозируемом периоде в значительной степени будет зависеть от динамики мировых цен на энергоносители. 2. Рост реальных доходов населения является одним из ключевых факторов, влияющих на развитие экономики в предстоящей перспективе. Как показывает опыт второго полугодия 2001 г., в условиях укрепления курса рубля быстрорастущий потребительский спрос поддерживает увеличение дешевеющего импорта товаров, который конкурирует с отечественным производством. Увеличение реальных доходов и потребления населения может быть устойчивым только в том случае, если оно обеспечивается ростом реального сектора экономики. 3. Структура роста в 2002 году с точки зрения среднесрочной перспективы остается не вполне благоприятной. Важнейшим долгосрочным фактором экономического роста являются инвестиции в основной капитал. Вместе с тем, несмотря на начавшийся инвестиционный рост, сохраняется несоответствие между изменением структуры производства и отраслевой структуры инвестиций. Практически отсутствует перелив финансовых ресурсов между секторами. Обеспечение положительной динамики инвестиций в основной капитал, и особенно в технологичные отрасли, во многом зависит от успешного проведения мер по улучшению инвестиционного климата. Основные приоритеты социально-экономической политики, позитивные факторы и ограничения среднесрочного характера Основными приоритетами социально-экономической политики в ближайшие годы должны быть: сохранение и повышение конкурентоспособности экономики Хабаровского края на внутреннем и мировом рынках, обеспечение устойчивого экономического роста и последовательного повышения уровня жизни населения; осуществление структурных реформ в целях повышения эффективности реального сектора экономики, сокращения доли дотируемых и убыточных производств, снижения нагрузки на краевой бюджет; создание условий для роста инвестиционной активности и свободного перетока финансовых ресурсов, технического обновления производства, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов, ускоренного развития общественной инфраструктуры; ускоренное развитие и поддержка информатизации общества, внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий; усиление государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, активизация мер по устранению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом должны выполняться требования: сокращения социального неравенства и бедности населения и территорий; поддержки, вовлечения и эффективного использования инновационного, интеллектуального и культурного потенциала Хабаровского края, создания современной системы подготовки и переподготовки кадров, прежде всего в областях, связанных с развитием информатизации и наукоемких технологий. Этим основным требованиям должны подчиняться решения, принимаемые в области бюджетной, тарифной, структурной, инвестиционной, имущественной, инновационной, социальной, внешнеэкономической политики и других направлениях. Основные факторы развития позитивной динамики Главный фактор экономического развития в среднесрочной перспективе - рост инвестиционной активности организаций и предпринимательских структур Хабаровского края. Улучшение финансового состояния предприятий создает ресурсную основу для роста инвестиций в производство. Оздоровление банковской системы, последовательное создание условий для развития рынка ценных бумаг позволяют рассчитывать на увеличение объемов кредитования банками предприятий промышленности и, соответственно, на получение дополнительных ресурсов для инвестирования реального сектора. Накопления, инвестируемые в реконструкцию предприятий, освоение новой продукции, снижение издержек создают предпосылки для завоевания более прочных позиций на рынках. Реформы в сфере регулирования труда и занятости населения позволят улучшить ситуацию на рынке труда и повысить реальный уровень социальной защищенности работников. Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению уровня бедности и неравенства. Повысится спрос на продукцию отечественного производства, поскольку на нее ориентируются низкооплачиваемые слои населения. Расширение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижения инфляции в возрастающей мере будет направляться не на потребление, а на сбережение. Дополнительный спрос населения и рост инвестиций будут способствовать росту всех отраслей экономики, укреплению позиций обрабатывающих отраслей промышленности. В среднесрочной перспективе возможности экономической политики расширяются, кроме упомянутых факторов поддержания темпов экономического роста возрастающее влияние окажут: совершенствование налогового законодательства Хабаровского края и понижение налоговой нагрузки на экономику; поддержка товаропроизводителей Хабаровского края, реформирование агропромышленного комплекса и других важнейших секторов экономики; ускоренное развитие социальной и инженерной инфраструктуры. Основные ограничения Разработка прогноза экономической политики на среднесрочную перспективу должна учитывать ряд ограничений экономического и внеэкономического характера, прежде всего необходимость безусловного выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга Хабаровского края и реализации мероприятий Программы реформирования управления общественными финансами в Хабаровском крае. Проблема значительного физического и морального износа основных производственных фондов также будет накладывать существенные ограничения на возможные темпы роста экономики. Значительный спад инвестиционной активности, происходивший в течение 90-х годов, оказал негативное влияние на процесс обновления основных фондов, причем наиболее ощутимо затронул машиностроение, легкую и другие отрасли обрабатывающей промышленности, а также агропромышленный комплекс. При отсутствии достаточных возможностей для ввода новых фондов организациям приходилось сдерживать выбытие устаревшего, изношенного оборудования. Развитие мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры окажет в целом позитивное влияние на динамику внешней торговли, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. По прогнозу Правительства Российской Федерации ожидается постепенное и умеренное снижение цен на нефть при относительно стабильном уровне цен на другие сырьевые товары, материалы и продовольствие. Важным исходным компонентом прогноза является развитие демографической ситуации. По прогнозу за 2002 - 2005 годы среднегодовая численность населения Хабаровского края уменьшится на 30 тыс. человек. Сокращение численности населения по-прежнему будет обусловлено превышением числа умерших над числом родившихся. Вместе с тем динамика снижения численности населения Хабаровского края, согласно прогнозу, будет замедляться. Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002 - 2005 годах не приведут к адекватному увеличению численности занятых в экономике, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми в настоящее время неполное рабочее время. Сохранится превышение предложения рабочей силы над спросом. Основные направления и параметры социально-экономической политики и макроэкономического прогноза Бюджетная политика. В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Хабаровского края в среднесрочной перспективе необходимо повысить значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех сфер экономики. Бюджетная политика должна быть построена на основе единой системы регулирования и оптимизации движения финансовых потоков в экономике. В 2002 году бюджетная политика будет строиться в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 19 марта 2002 г. N 3-пр "Об итогах исполнения бюджета края в 2001 году, мерах по реализации закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" и о задачах по мобилизации доходов на 2002 год" и законами Хабаровского края от 31 января 2002 г. N 9 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" и от 28 мая 2002 г. N 25 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год". Формирование эффективной системы бюджетных расходов будет ориентировано на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального использования бюджетных средств. Бюджетная политика в области расходов государственного бюджета в среднесрочной перспективе будет формироваться на основе следующих основополагающих принципов: определения расходов государственного бюджета исходя из реализации приоритетов социально-экономической политики, создания условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, других необходимых предпосылок устойчивого развития; формирования четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов; реализации программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета. Проведение инвентаризации активов и пассивов Хабаровского края позволит, с одной стороны, перейти к качественно новому уровню управления государственной собственностью, повысить эффективность ее использования; с другой стороны, полная информация об объеме ресурсов, необходимых для выполнения всех принятых государством обязательств, создаст более прозрачные и открытые отношения между государством и обществом. Совершенствование бюджетного процесса и упорядочение бюджетных процедур будет осуществляться путем: совершенствования методов казначейского исполнения бюджетов районов и городов; обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательной публикации бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы Хабаровского края; совершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей реальный конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд; урегулирования кредиторской задолженности бюджетных учреждений, отмены внебюджетных фондов и консолидации целевых бюджетных фондов. Налоговая политика. В соответствии с целями налоговой реформы наряду с обеспечением более высокой собираемости налогов и решением проблем бюджетной системы прогнозируется уменьшение уровня налоговых изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов, создание более справедливой налоговой системы по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях. Основу доходной части консолидированного бюджета Хабаровского края по прогнозу будут составлять налоговые поступления за счет подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество, налога с продаж и акцизов. В среднесрочной перспективе налоговая реформа будет реализовываться путем: совершенствования налогового законодательства Хабаровского края в целях его систематизации и упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет приведения законодательства о налоговой системе Хабаровского края в соответствие с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации; реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов в рамках изменений и дополнений Налогового кодекса Российской Федерации; придания налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм; пересмотра и уточнения налоговых льгот, перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств; установления жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечения "теневых" экономических операций, повышения ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов. Ценовая политика. В период до 2005 года одним из важнейших условий экономического роста в намеченных масштабах является постепенное снижение инфляции. Индекс потребительских цен по прогнозу в 2002 году составит в среднем за год по базовому варианту 122 процента, за период декабрь к декабрю предыдущего года 121 процент. В 2005 году инфляция прогнозируется на уровне 8 процентов в среднем за год и 6 процентов - декабрь к декабрю предыдущего года. Ценовая политика, проводимая в данный период, будет направлена на создание условий для сдерживания инфляции, роста производства и повышения конкурентоспособности продукции, обеспечение равных и предсказуемых условий экономической деятельности в масштабе всей экономики и на отдельных отраслевых товарных рынках. Одним из основных инструментариев государственной ценовой политики, осуществляемой на федеральном уровне, на прогнозируемый период является ценовое регулирование естественных монополий. Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий будет направлено на поэтапное прекращение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей. В рамках реализации Программы реформирования управления общественными финансами в Хабаровском крае в прогнозируемом периоде будет проводиться экономически оправданная тарифная политика, направленная на: совершенствование механизма государственного контроля за порядком применения регулируемых цен и тарифов; постепенное прекращение практики перекрестного субсидирования по тарифам на коммунальные услуги; приведение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг в соответствие с федеральными стандартами при одновременном осуществлении мер социальной защиты малообеспеченных категорий граждан путем предоставления им адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. Инвестиционная политика. Главными задачами инвестиционной политики Хабаровского края в среднесрочной перспективе являются: улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности экономики; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и обрабатывающие отрасли промышленности; повышение эффективности инвестиционной деятельности и совершенствование механизмов ее финансирования, наращивание инвестиционного потенциала и развитие внутренних инвестиционных возможностей; усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно-финансового потенциала инвестиционной деятельности. Основной акцент в 2002 - 2005 годах будет сделан на стимулировании развития высококонкурентных секторов экономики в целях осуществления структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, "новых" секторов (прежде всего инновационных и информационных), исправления накопленных структурных деформаций (реформирование агропромышленного комплекса, убыточных предприятий). Будет оказываться государственная поддержка инвесторам, реализующим на территории Хабаровского края высокоэффективные инвестиционные проекты. В этот период расширятся финансовые возможности края для инвестиционного решения проблем социальной сферы, осуществления природоохранных мероприятий. В центре внимания будет усиление инвестиционной активности в сфере развития общественной инфраструктуры. В прогнозируемом периоде государственная инвестиционная политика будет направлена на концентрацию ресурсов на финансировании наиболее приоритетных краевых целевых программ и инвестиционных проектов. Задача модернизации экономики, радикального повышения на этой основе конкурентоспособности и эффективности производства обуславливает необходимость принципиального расширения инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования: собственных средств предприятий, остающихся основным источников финансирования, иностранных инвестиций и заемных средств. Расчеты показывают, что в 2002 - 2005 годах инвестиции будут увеличиваться темпами 3 - 3,5 процента в год. В 2005 году они возрастут по сравнению с 2001 годом на 16 процентов (базовый вариант). Промышленная политика. Основными приоритетами промышленной политики в 2002 году и на период до 2005 года являются: формирование эффективной, инновационно восприимчивой структуры промышленного производства в целях повышения конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечения выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки; активизация развития инновационной инфраструктуры для усиления научно-промышленного взаимодействия и сотрудничества, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов; обеспечение стабильного развития всех отраслей промышленного комплекса Хабаровского края, ресурсосбережение, прежде всего экономия топлива и энергии, максимальное использование потенциала частного предпринимательства для наращивания объемов и повышения эффективности производства, улучшения финансового состояния промышленных предприятий; повышение эффективности добывающих отраслей, увеличение доли перерабатывающей продукции в ее общем объеме; содействие развитию экспортно-ориентированных производств и укреплению конкурентных позиций промышленных предприятий Хабаровского края на Российском и внешнем рынках; концентрация мер государственной поддержки на перспективных направлениях, связанных с реализацией высокоэффективных бизнес-проектов, освоением новых видов продукции, внедрением передовых технологий. В результате осуществления активной промышленной политики в 2005 году по сравнению с 2001 годом намечается прирост промышленного производства на 12 процентов (базовый вариант). В 2002 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется прирост промышленной продукции на 1 - 3 процента. В режиме наращивания объемов производства будут работать практически все отрасли промышленности. Государственный сектор экономики. В 2002 - 2005 годах в соответствии с действующими нормативными правовыми актами по приватизации и управлению государственным имуществом в Хабаровском крае продолжатся реорганизация и приватизация государственных унитарных предприятий и учреждений. При прогнозировании динамики основных показателей развития государственного сектора экономики учитывается влияние таких факторов, как замедление процесса приватизации государственных предприятий, повышение эффективности управления государственной собственностью, стабилизация финансового положения хозяйствующих субъектов, рост объемов производства. Будет продолжена работа по формированию полной базы данных о государственной собственности Хабаровского края. Политика в отношении государственного сектора экономики в 2002 - 2005 годах должна состоять в повышении эффективности управления государственным сектором экономики, оптимизации его структуры, более обоснованном принятии управленческих решений. Развитие агропромышленного комплекса. К числу основополагающих макроэкономических условий развития агропромышленного комплекса относится обеспечение стабильного финансово-экономического положения в Хабаровском крае, а также повышение уровня жизни населения и связанного с ним роста потребительского спроса на продовольственные товары. Размеры потребительского спроса и конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей являются в настоящее время основными факторами, определяющими объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Одной из первоочередных мер будет проведение финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое должно быть органически увязано с эффективной реорганизацией неплатежеспособных организаций, созданием на их основе жизнеспособных и экономически эффективных агропромышленных формирований в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2002 г. N 7-пр "О мерах по подготовке и проведению весенних полевых работ, заготовке грубых кормов сельскохозяйственными предприятиями края всех форм собственности" и постановлением Губернатора Хабаровского края от 17 апреля 2002 г. N 228 "Об основных направлениях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей края на 2002 год". Среднесрочная политика исходит из того, что государство не располагает возможностями для существующего увеличения прямой бюджетной поддержки. Расходы на агропромышленный комплекс будут возрастать с учетом возможностей краевого бюджета Хабаровского края, при этом государственные средства будут направляться на осуществление структурных реформ, обеспечение устойчивого притока инвестиций. По прогнозу при благоприятных погодных условиях в 2002 - 2005 годах производство сельскохозяйственной продукции будет увеличиваться на 2,7 - 3,5 процента в год, ожидается стабилизация ситуации в животноводстве. В структуре валовой продукции сельского хозяйства соотношение между объемами продукции растениеводства и животноводства изменится незначительно. Социальная политика. Главным приоритетом социальной политики в прогнозируемом периоде будет создание условий для повышения уровня жизни населения, обеспечение необходимых социальных гарантий. Основной задачей в области оплаты труда является повышение покупательной способности заработной платы на основе опережающего ее роста по сравнению с ростом потребительских цен. Будет укрепляться тенденция увеличения реальных располагаемых доходов населения. Прогнозируемый экономический рост создаст предпосылки для повышения реальных доходов населения на 4 - 7 процентов год. Экономический рост, обеспечивающий увеличение реальных доходов населения, повышение минимального размера оплаты труда и соответствующий рост заработной платы в бюджетной сфере, рост среднего размера пенсий и другие меры по увеличению доходов малообеспеченных групп населения приведут к сокращению дифференциации населения по уровню доходов. Социальная поддержка населения будет основываться на принципе адресной направленности социальной помощи, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей наиболее нуждающегося населения, тех, кто самостоятельно не может преодолеть трудную жизненную ситуацию (инвалиды, престарелые, одинокие, длительно безработные и др.). Увеличению официально регистрируемой заработной платы будет способствовать легализация скрытой оплаты труда вследствие относительно низкой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в среднесрочной перспективе, а также намечаемых мер по вовлечению работников в систему пенсионного страхования. Период 2002 - 2005 годов с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы является наиболее благоприятным для социально-экономического развития Хабаровского края. По-прежнему одной из главных задач остается недопущение массовой безработицы, прогнозируется сокращение численности официально зарегистрированных безработных. При этом механизм реализации этой задачи должен быть более гибким, чтобы не препятствовать процессам высвобождения и перераспределения рабочей силы между отраслями экономики. Политика в социально-культурной сфере на период до 2005 года будет строиться исходя из приоритетности развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, предполагается увеличение расходов на эти цели. Предусматривается сосредоточить усилия на решении следующих задач: реализация принятых краевых целевых программ развития образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта; осуществление структурных преобразований в отраслях социальной сферы, ориентированных на повышение эффективности использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов, безусловная приоритетность инвестиций в человека; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Развитие районов и городов края. Сценарные условия функционирования экономики районов и городов в 2002 году и до 2005 года основаны на сохранении благоприятных тенденций развития ведущих предприятий и организаций, достигнутых в 2001 году, и предполагают раскрытие потенциальных возможностей развития всех секторов экономики территорий с учетом существующих ограничений спроса на внутреннем и внешнем рынках и инвестиционных возможностей. Главными источниками роста станут снижение избыточных издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы, и интенсивное обновление основного капитала. Первоочередной задачей в период до 2005 года является улучшение условий жизни, в первую очередь в сельской местности, что станет возможным при устойчивом росте экономики Хабаровского края. Внешнеэкономическая деятельность. Условия осуществления внешнеэкономической деятельности в 2002 - 2005 годах будут определяться совокупностью внутренних и внешних факторов, ключевыми из которых являются внутриэкономические. Расширение совокупного внутреннего спроса приведет к частичной переориентации экспортных поставок сырья и материалов на отечественный рынок. Нормализация финансовых расчетов на фоне реального укрепления рубля отразится на снижении эффективности экспортных операций. Прогнозируемый период будет благоприятным для импортеров. Инвестиционный спрос, обусловленный необходимостью радикальной модернизации технологической базы производства, будет являться мощным стимулом увеличения закупок высокопроизводительного промышленного оборудования. В то же время массовый потребительский спрос, ориентирующийся на оптимальное сочетание цен и потребительских качеств изделий, будет во все возрастающей степени удовлетворяться за счет продукции внутреннего производства. Динамика экспортно-импортных операций в 2002 - 2005 годах будет характеризоваться положительными тенденциями, отражающими объективные процессы расширения и углубления роли Хабаровского края в международном разделении труда. Объемы экспорта в 2002 - 2003 годах несколько снизятся по отношению к 2001 году в связи с сокращением экспорта военно-технической продукции в денежном выражении, что связано со схемой акционирования ведущего экспортера - федерального государственного унитарного предприятия "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А.Гагарина". В 2004 - 2005 годах объемы экспорта стабилизируются на уровне 1570 - 1600 млн. долларов США. Объемы импорта к 2003 году возрастут к уровню 2001 года на 12 процентов и стабилизируются на уровне 180 - 190 млн. долларов США в год. С учетом динамики основных составляющих конечного спроса темпы прироста валового регионального продукта в 2002 - 2005 годах по базовому варианту составят в среднем 3,0 - 4,9 процента в год. На рост валового регионального продукта определяющее влияние окажет увеличение объемов промышленного производства, инвестиций и развитие сферы услуг. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|