Расширенный поиск
Постановление Мэра г. Хабаровска от 08.01.2003 № 19МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08 января 2003 г. N 19 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА В целях увеличения доходной части бюджета города, формирования направлений получения дополнительных источников пополнения бюджета, на основании Устава города постановляю: 1. Утвердить Концепцию увеличения доходной части бюджета города согласно приложению. 2. Управляющему делами администрации города Безлепкину В.Д. обеспечить типографский выпуск "Концепции" в количестве 50 экземпляров. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-мэра города Казаченко В.П. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Мэр города А.Н.Соколов Приложение к постановлению мэра города Хабаровска от 08 января 2003 г. N 19 КОНЦЕПЦИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА ВВЕДЕНИЕ Разработка "Концепции увеличения доходной части бюджета города" (далее по тексту - "Концепция") вызвана необходимостью определения системного подхода к решению проблемы ежегодного опережения роста расходов городского бюджета (в том числе минимальной потребности) над ростом мобилизуемых в бюджет города налоговых и неналоговых платежей и сборов. Данный процесс обусловлен следующими объективными факторами: - структурными изменениями валового продукта, выраженными снижением удельного веса промышленности и увеличением удельного веса объема услуг, производимых в сфере инфраструктуры; - снижением удельного веса налоговых платежей, остающихся в распоряжении муниципального образования города Хабаровска в результате изменений межбюджетных отношений. В результате при ежегодном росте абсолютной величины уплачиваемых предприятиями налогов дефицит местного бюджета не уменьшается. Сложившаяся ситуация вызывает необходимость поиска дополнительных источников доходов и создания условий, позволяющих предприятиям реального сектора экономики наращивать объемы выпуска и реализации продукции. Традиционно экономика города Хабаровска опиралась на достаточно мощный производственный потенциал, представленный в основном предприятиями оборонного и машиностроительного комплекса, стройиндустрии и пищевой промышленности. Прошедшее за последнее десятилетие перераспределение собственности, разрыв межрегиональных связей, резкое (практически полное по отдельным позициям) сокращение государственного заказа, изменения в региональной политике привели к существенным деформациям производственного потенциала города и как следствие - налогооблагаемой базы. Более всего пострадали отрасли машиностроения: приборостроение, электроника, станкостроение, силовое машиностроение, энергетическое машиностроение, судостроение. Многие сегменты рынка, ранее доступные предприятиям города, оказались захвачены зарубежными технологиями и более дешевой продукцией КНР, западных регионов страны и ближнего зарубежья. Потери традиционных рынков сбыта явились результатом низкой конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями города, особенно в гражданском секторе. Свое влияние на этот процесс оказал и низкий уровень развития инновационной инфраструктуры, прекратилось внедрение научно-технических разработок. Практически на всех крупных промышленных предприятиях города прогрессирует процесс старения основных фондов и объектов инженерной инфраструктуры, вызванный отсутствием у предприятий средств на их обновление. Обостряется проблема старения кадрового потенциала, вызванная отсутствием у предприятий возможности закрепить на производстве молодых специалистов, прежде всего рабочих профессий, из-за невозможности предоставления жилья или мест в общежитиях и рядом других социально-политических факторов. Таким образом, изменение экономического уклада страны в целом и структурные изменения экономики города в частности ставят перед нами задачу адаптировать потребности бюджета города реальным возможностям налоговых поступлений. Это в свою очередь формирует задачу поиска резервов увеличения налогового потенциала города, и в первую очередь - за счет увеличения производственного потенциала. Отсутствие законодательной базы, позволяющей органам исполнительной власти напрямую вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность субъектов хозяйственной деятельности, существенно ограничивает возможности муниципалитета по влиянию на рост производства и соответственно на объем налоговых платежей. Как показала практика, наиболее реальными и действенными мерами, оказывающими влияние на процесс увеличения мобилизации доходов в бюджет города, являются меры, предпринимаемые в следующих сферах: - отношения, связывающие субъекты хозяйственной деятельности с муниципальной собственностью в том или ином виде; - продукция и услуги, производимые муниципальным сектором экономики; - нормативно-правовая деятельность в области различного рода разрешений и согласований, регламентирующая организационные и финансовые взаимоотношения администрации города с хозяйствующими субъектами. Существенное влияние на формирование доходной части бюджета города оказывают межбюджетные отношения, но их регулирование не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Предлагаемая Концепция рассматривает реальные возможности администрации города и перспективные направления, имеющие потенциальную возможность увеличения налоговых платежей в бюджет города, а также направления получения новых дополнительных источников пополнения местного бюджета. 1. Основные понятия, используемые в Концепции Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (стоимость товаров, работ, услуг; доходы; денежное выражение прибыли; стоимость имущества и т.д.), на основании которой исчисляется сумма налога. Производственный потенциал - совокупность средств производства, принадлежащих субъектам хозяйственной деятельности и участвующих в процессе производства добавленной стоимости. Бюджет города - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения городского самоуправления. Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов местного самоуправления. Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Межбюджетные отношения - установленный федеральным и региональным законодательством порядок распределения налоговых и неналоговых платежей, отчисляемых плательщиками соответствующих налогов и сборов, между бюджетами различных уровней (федеральным, краевым и местным). Мобилизация доходов - комплекс мероприятий, разрабатываемых и проводимых структурными подразделениями администрации города, направленный на исполнение утвержденной решением городской Думы доходной части бюджета города. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в составе местного бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Залоговый фонд - институт, созданный для оказания содействия развитию производства объектов инвестиционной деятельности путем предоставления залогового обеспечения в виде имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Залоговая поддержка - результат активизации института залогового фонда, выраженный в оформлении надлежащим образом договора залога между администрацией города и кредитным учреждением (инвестором) с целью привлечения финансовых ресурсов для реализации инвестиционного проекта. Инновационная деятельность - создание новой или усовершенствование уже выпускаемой продукции, технологического процесса, реализуемых в коммерческих целях с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. Инновационная инфраструктура - организации, предоставляющие субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Инвестиционная инфраструктура - совокупность консультационных, обучающих, посреднических, лизинговых, аудиторских и других организаций, финансовых институтов, деятельность которых направлена на содействие в разработке инвестиционных проектов, поиск инвесторов и проведение инвестиционных ресурсов от инвестора к объекту инвестиционной деятельности. Ресурсное обеспечение - аккумуляция всевозможных источников финансовых ресурсов, напрямую или косвенно направленных на развитие предпринимательства и создание благоприятных условий для инвестиций: средства бюджетов всех уровней, фонда занятости, банков и инвестиционных институтов, иностранных инвесторов, частных лиц и компаний. Бюджетное финансирование возможно в форме прямого кредитования, предоставления налоговых льгот, льгот по арендной плате, налогового кредита. Инвестиционный климат - совокупность политических и экономических условий и правовых механизмов в пределах полномочий местных и региональных органов власти, определяющих степень инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска территории. Информационное поле - достоверная, оперативная, всесторонняя информация, лежащая в основе принятия эффективных управленческих решений на любом уровне и по любому вопросу: на уровне органов власти или субъекта хозяйственной деятельности, по вопросам наполнения бюджета города или определения объемов производства, размещения производства или определения новых, более выгодных направлений деятельности. Налоговые преференции - льготы, предоставляемые отдельным предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности, осуществляемые в форме полного (частичного) освобождения от местных налогов (арендных платежей). Теневой сектор - любая экономическая деятельность, сознательно или непреднамеренно укрытая осуществляющим ее субъектом от наблюдения со стороны государства. 2. Характеристика и анализ текущего состояния налоговой базы За 2001 год всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории города Хабаровска, уплачено налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации 6815,5 млн. руб., в том числе: - в федеральный бюджет 2938, 7 млн. руб. (или 43%), - в территориальный 3876, 8 млн. руб. (или 57%), - из них в бюджет города - 2048,3 млн. руб. (30% от общей суммы и 53% от территориального бюджета). По сравнению с предыдущим годом поступление доходов в территориальный бюджет увеличилось на 39,9% (факт 2000 г. - 2767,2 млн. руб.). Анализ распределения налогов и сборов, собранных на территории города Хабаровска за 1999 - 2001 годы, показывает устойчивую тенденцию снижения удельного веса бюджета города в общей сумме доходов: - в 1999 году во все уровни бюджета уплачено 3237,7 млн. руб., из них в бюджет города - 1182,4 млн. руб. (или 37%), - в 2000 году - 4415,7 млн. руб., из них в бюджет города 1586,0 млн. руб. (или 36%), в 2001 году - 6815,5 млн. руб., из них в бюджет города - 2048,3 млн. руб. (или 30%). Комплекс мер, принятых администрацией города Хабаровска совместно с федеральными фискальными структурами по исполнению доходов бюджета города, позволили выполнить установленное задание за 2001 год на 109%. При плане 1872,9 млн. руб. мобилизовано 2048,3 млн. руб., дополнительно поступило 175,4 млн. руб. По сравнению с 2000 годом поступление доходов в бюджет города увеличилось на 29% или на 462,6 млн. руб. (факт 2000 г. - 1585,6 млн. руб.). Основными источниками доходной части бюджета города за 2001 год стали: - налог на доходы физических лиц - 791,7 млн. руб. (38,6% от общего суммы доходов); - налог на прибыль - 433,5 млн. руб. (21,2%); - единый налог на вмененный доход - 253,5 млн. руб. (12,4%); - налог на имущество - 178,1 млн. руб. (8,7%); - налог с продаж - 106,4 млн. руб. (5,2%); - доходы от аренды земли и имущества - 113,2 млн. руб. (5,5%). Общий удельный вес перечисленных налогов и сборов составил 91,6%. Доходы бюджета города на 2002 год сформированы на основе оценки показателей развития экономики города, фактического поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет города в 2001 году, а также с учетом изменений налоговой системы Российской Федерации в результате принятия второй части Налогового кодекса Российской Федерации. На 2002 год планируется поступление налогов во все уровни бюджетов в сумме 10577,7 млн. руб., т.е. темп роста к уровню 2001 года составит 155%. При этом доля федерального бюджета выросла с 32% в 1999 году до 54% в 2002 году. Доходы бюджета города утверждены в сумме 2183,3 млн. руб. Темп прироста к факту 2001 года составляет 7%. В связи с постоянными изменениями налогового законодательства потери бюджета города из года в год увеличиваются: - в 2001 году в связи с отменой налога на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы потери бюджета города составили 492,0 млн. руб., в 2002 году - более 700,0 млн. руб. - с 1 января 2001 года не производятся в бюджет города отчисления от НДС, налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет, расчетная сумма потерь на 2002 год составляет более 100 млн. руб. - в 2002 году вследствие снижения ставки налога на прибыль с 35% до 24%, в т.ч. с 19% до 14,5% в территориальный бюджет и с 5% до 2% в местный бюджет, потери по налогу на прибыль составят около 200 млн. руб. Одним из резервов увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней является взыскание недоимки прошлых лет. По состоянию на 01.01.2002 ее общая сумма во все уровни бюджетов по городу Хабаровску составляла 1311,2 млн. руб., в том числе: - по федеральным налогам и сборам - 1129,7 млн. руб. или 86,2%; - по региональным - 148,3 млн. руб. или 11,3%; - по местным - 33,1 млн. руб. или 2,5%. За 2001 год общая сумма недоимки уменьшилась на 33,2%, в том числе по федеральным налогам - на 38,7%, по местным налогам - на 18,1%. При этом по региональным налогам и сборам она возросла почти в два раза (на 82,7%). Недоимка по налоговым платежам непосредственно в бюджет города по состоянию на 01.01.2002 составляла 148,4 млн. руб. и увеличилась по сравнению с началом прошлого года на 21,8%. Несмотря на то, что в течение 2001 года наблюдалось увеличение суммы недоимки по налоговым платежам, в 2002 году удалось остановить ее рост. В 2001 году 279 предприятий оформили реструктуризацию своей задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам в бюджеты всех уровней на общую сумму 5211,47 млн. руб., в том числе: в бюджет края на сумму 519,7 млн. руб., в бюджет города - на 96,3 млн. руб. В результате положительного эффекта реструктуризации и проводимой в 1 полугодии 2002 года работы недоимка по налоговым платежам в бюджетную систему РФ по г. Хабаровску уменьшилась по сравнению с началом года на 113,3 млн. рублей или на 8,6% за счет снижения недоимки в территориальный бюджет. Недоимка по налоговым платежам в бюджет города по состоянию на 01.07.2002 также уменьшилась на 18,8 млн. рублей (или на 13%) и составила 129,6 млн. рублей. Одним из факторов, влияющих на суммы налоговых платежей, является действующая система предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков. В 2001 году льготами, установленными законами Законодательной Думы Хабаровского края и решениями Хабаровской городской Думы воспользовались 247 предприятий. В результате предоставления льгот выпадающие доходы краевого бюджета за 2001 год составили 14525,9 тыс. руб., в том числе: - за счет льгот, предоставленных Законодательной Думой Хабаровского края - 6762,15 тыс. руб.; - за счет льгот, предоставленных решениями Хабаровской городской Думы - 7763,7 тыс. руб. Предприятия и организации, получившие льготы по налогообложению, по окончании отчетного периода представляют в финансовый департамент администрации города и налоговые органы по месту налогового учета расчеты льготируемых налогов, сборов и других обязательных платежей и документы, подтверждающие целевое использование средств, высвобожденных в результате предоставления льгот. В 2001 году проведены проверки 42 предприятий, получивших льготы по налогам и сборам, из них 12 образовательных учреждений, 13 жилищных, 4 транспортных, 7 организаций инвалидов. Основной удельный вес из категорий льготников по решениям городской Думы приходится на предприятия пассажирского автотранспорта - более 50%. В 2001 году выпадающие доходы бюджета города в результате предоставления льгот муниципальным предприятиям городского пассажирского транспорта общего пользования составила 3943,0 тыс. руб., муниципальным жилищным унитарным предприятиям - 2350,6 тыс. руб. Высвобожденные средства в результате предоставления льгот предприятиям пассажирского транспорта (ХМПАТП-3, МУП ХТТУ, МУП ХПОПАТ, ХПАТП-1) использованы на приобретение запасных частей и материалов, покрытие убытков предприятий, обновление основных фондов. Предприятия, использующие труд инвалидов, высвобождаемые средства направляли на ремонт арендуемых помещений, приобретение строительных материалов. 3. Цели и задачи увеличения налоговой базы Расходная часть бюджета города рассчитывается исходя из реальных возможностей доходной части бюджета с учетом предельного размера дефицита в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом минимально необходимые размеры бюджета устанавливаются законами Хабаровского края на основе нормативов бюджетной обеспеченности. 3.1. Общая характеристика расходной части бюджета. В 2000 году на расходы бюджета города было направлено 1684,6 млн. рублей при утвержденном плане 1567,1 млн. рублей, в 2001 году - 2368, 5 млн. рублей при плане 2092, 8 млн. рублей (без учета целевых средств из краевого фонда компенсации и взаимных расчетов с вышестоящим бюджетом). Анализ структуры расходов за 2000 - 2001 годы показывает, что затратная часть бюджета города позволяет лишь обеспечивать минимальное поддержание деятельности жизнеобеспечивающих отраслей социальной инфраструктуры, поскольку на развитие города (капитальное строительство) направляется менее 10% бюджета города. Основные расходы бюджета города приходятся на отрасли: 2000 год 2001 год - образование - 35,3% 25,8% - здравоохранение и физкультура - 22,5% 18,5% - жилищно-коммунальное хозяйство - 17% 26,6% Ситуация с формированием расходной части бюджета города на 2002 год складывалась следующим образом: Фактическая потребность в расходах на 2002 год с учетом реального роста цен и тарифов на товары и услуги и повышения заработной платы работникам бюджетной сферы согласно расчетам составила 5593,6 млн. рублей, при этом прогноз поступления собственных доходов определен в сумме 2183,3 млн. рублей. Таким образом, обеспеченность средствами сложилась в размере 39%. Для приведения проекта бюджета города на 2002 год в соответствие с действующим бюджетным законодательством, согласно которому предельный размер дефицита бюджетов муниципальных образований не должен превышать 10% объема доходов, администрация города была вынуждена сократить бюджет по расходам до 3206 млн. рублей, в первую очередь за счет исключения из него расходов, установленных федеральными и краевыми законодательными актами и не подкрепленных источниками финансирования (предоставление субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг; выплата ежемесячных пособий на детей, находящихся под опекой (попечительством); кредиторская задолженность по детским пособиям за 1998 - 99 г.г. и др.). Вместе с тем в целях смягчения социальной напряженности администрация города приняла на себя часть государственных полномочий без источников финансирования, в частности, в расходах бюджета города предусмотрены средства на заработную плату работникам бюджетной сферы в полном объеме. В связи с этим существенно возросла доля расходов на оплату труда в общей сумме расходов бюджета (42,6% по сравнению с 32,4% в 2000 году и 29,9% в 2001 году). В целом в 2002 году бюджет города по-прежнему носит социальный характер: на отрасли социально-культурной сферы приходится более 50% всех бюджетных ассигнований. Бюджет города на 2002 год утвержден с дефицитом в размере 9,9 процента от объема доходов в сумме 288,6 млн. рублей. 3.2. Структура дефицита отдельных расходных статей бюджета. Ввиду недостаточности доходной базы бюджета города в расходную часть бюджета не включены расходы на следующие цели: Отрасль "Образование" В бюджет 2002 года не вошли расходы в сумме 47,5 млн. руб., в том числе: - на капитальный ремонт в сумме 30,0 млн. руб. (в том числе стадион "Юность" - 1,5 млн. руб., ДЮК ФП N 4 - 500 тыс. руб., ДМШ N 6 - 360 тыс. руб., ДМШ N 2 - 220 тыс. руб.); - на приобретение музыкальных инструментов для ДМШ - 2,0 млн. руб.; - на приобретение мебели для ДМШ - 738 тыс. руб.; - на текущий ремонт помещений - 14,8 млн. руб. (в том числе ДМШ - 500 тыс. руб.). Отрасль "Жилищно-коммунальное хозяйство" По разделу "Жилищное хозяйство" в бюджет не включены расходы на компенсацию льгот и субсидий в размере 530,8 млн. рублей. Для выполнения работ по капитальному ремонту жилищного фонда необходимы дополнительные средства в размере 61,3 млн. руб. По разделу "Коммунальное хозяйство" для возмещения расходов в тарифах населению по теплоснабжению от ведомственных котельных необходимы дополнительные средства в сумме 9,4 млн. руб., а по водоснабжению - 1,8 млн. рублей. По разделу "Благоустройство" потребность города на 2002 год составляет 599,0 млн. рублей. В бюджете города на 2002 год предусмотрено ассигнований в размере 168,3 млн. рублей. Разница от потребности составила 430,7 млн. рублей. По разделу "Прочие структуры жилищно-коммунального хозяйства" на реализацию ФЗ "О похоронном деле" необходимы дополнительные средства на предоставление ритуальных услуг по гарантированному перечню в размере 4,1 млн. руб. Всего дополнительная потребность по отрасли ЖКХ составила 1038,1 млн. руб. Отрасль "Транспорт" Расчетная сумма выпадающих доходов транспортных предприятий от проезда льготных категорий пассажиров составляет 542,6 млн. руб., в том числе от проезда ветеранов - 216,9 млн. руб., от проезда инвалидов - 88,8 млн. руб. В бюджете города Хабаровска на 2002 год предусмотрено финансовых средств - 65,7 млн. руб. Из фонда федеральной поддержки на компенсацию бесплатного проезда на пассажирском транспорте по Федеральному закону "О ветеранах" предусмотрено 71,2 млн. руб., по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов" - 11,6 млн. руб. Кроме того, из бюджета края по Закону "О социальной защите пенсионеров" предусмотрено за проезд на транспорте 15,9 млн. руб. и за проезд граждан, подвергшихся радиационному воздействию на ЧАЭС - 464 тыс. руб. Таким образом, сумма средств, не включенных в бюджет, составила 377,7 млн. руб. Отрасль "Топливная промышленность" На возмещение разницы в стоимости угля для населения, проживающего в домах с печным отоплением, потребность составляет 20705 тыс. рублей. В бюджете города на 2002 год предусмотрено 12,0 млн. рублей. Дополнительная потребность в денежных средствах составляет 8,7 млн. рублей. Отрасль "Культура и искусство" В бюджет 2002 года не вошли расходы в сумме 14,8 млн. руб., в том числе: - на приобретение мебели и оборудования - 2,9 млн. руб.; - на установку пожарной и охранной сигнализаций - 615 тыс. руб.; - на приобретение компьютеров и оргтехники - 1,2 млн. руб.; - на постановочные расходы театра пантомимы "Триада" - 220 тыс. руб.; - на приобретение литературы для библиотек города - 350 тыс. руб.; - на капитальный ремонт крыши ДК п. Горького - 1,5 млн. руб.; - на капитальный ремонт Городского парка отдыха - 7,4 млн. руб.; - на текущий ремонт помещений - 538 тыс. руб. Отрасль "Здравоохранение и физкультура" По разделу "Здравоохранение" в бюджет не вошли расходы в сумме 159,1 млн. рублей, в том числе: - на приобретение медицинского оборудования для лечебно-профилактических учреждений, санитарного автотранспорта для скорой медицинской помощи в сумме 77,8 млн. руб.; - капитальный ремонт объектов в сумме 32,2 млн. руб.; - на повышение тарифов на коммунальные услуги с 01.04.2002 - 17,1 млн. руб.; - на текущий ремонт зданий - 7,1 млн. руб.; - на приобретение горюче-смазочных материалов - 1,5 млн. руб.; - на приобретение мебели, хозтоваров - 7,2 млн. руб.; - на прочие текущие расходы - 16,3 млн. руб. По разделу "Физкультура" в бюджет не вошли расходы на сумму 4,6 млн. рублей, в том числе: - на капитальный ремонт спортивного клуба "Заря" - 1,1 млн. руб.; - на капитальный ремонт МУ СОЛ "Олимп" - 3,0 млн. руб.; - на содержание спортивного клуба "Греко-римская борьба" - 500 тыс. руб. Отрасль "Социальная политика" В бюджет города на 2002 год не в полном объеме вошли отдельные расходы, связанные с содержанием учреждений социальной защиты населения. Разница между потребностью и включенными расходами в бюджет города составляет всего 717 тыс. рублей, в том числе: - на текущий ремонт зданий районных Центров социального обслуживания населения - 156 тыс. руб.; - на приобретение оборудования (мебель, компьютеры) Центрами социального обслуживания населения - 265,0 тыс. руб.; - на оплату горюче-смазочных материалов - 57 тыс. руб.; - на оплату транспортных услуг - 10 тыс. руб.; - на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования - 118 тыс. руб.; - на оплату коммунальных услуг - 111 тыс. руб. Кроме того, в связи с тем, что краем не установлен источник погашения кредиторской задолженности по ежемесячным пособиям на детей за 1998 - 1999 г.г., в бюджет города на 2002 год не вошли расходы на эти цели в сумме 62,2 млн. руб. Всего по отрасли "Социальная политика" не включены в бюджет расходы в сумме 62,9 млн. рублей. Отрасль "Государственное и местное самоуправление" 1. Не включена индексация заработной платы в сумме 21,8 млн. рублей (вместо индекса 1,5, определенного методикой краевых органов, применен индекс 1,32); 2. Не включены расходы на текущий и капитальный ремонт административных зданий в сумме 2,4 млн. рублей, в том числе: - отдела здравоохранения, которое находится в состоянии, вредном для здоровья работников (грибок, сырость и пр.), необходимо 350 тыс. рублей; - отдела культурно-просветительных учреждений и народного творчества необходимо 100 тыс. руб.; - комитета по ФК и спорту - 100 тыс. руб.; - комитетов по управлению округами - 1850 тыс. рублей. 3. Необходимы дополнительно расходы на связь в сумме 850 тыс. рублей, в том числе: - на установку мини-АТС в Северном округе для оперативной связи администрации города с округом - 770 тыс. руб.; - на приобретение телефонных аппаратов и оплату услуг связи - 80 тыс. рублей. 4. Приобретение дополнительной компьютерной техники на сумму 810 тыс. рублей. 5. Прочие расходы (ГСМ, канцелярские расходы, хозяйственные расходы и др.) - 2040 тыс. рублей. Всего по отрасли "Управление" не включены в бюджет расходы в сумме 27,9 млн. рублей. Капитальные вложения Первоначальная потребность в финансовых средствах, согласно заявкам заказчиков, по объектам капитального строительства составляла 894,1 млн. рублей. В бюджет города на 2002 год включены расходы в размере 285,1 млн. руб. Таким образом, разница от потребности составляет 609,0 млн. руб. Прочие По отрасли "Управление по делам ГО и ЧС" в бюджет не включены расходы на сумму 33 млн. руб., в том числе: - на капитальный ремонт - 400 тыс. руб.; - на приобретение - 2,9 тыс. руб. По статье "Содержание районных военкоматов" в бюджет не включены расходы на сумму 5,1 млн. руб., в том числе: - на капитальный ремонт - 1,7 млн. руб.; - на приобретение - 1,3 млн. руб.; - на текущий ремонт - 572 тыс. руб.; - на прочие текущие расходы - 1,5 тыс. руб. Не включены расходы по управлению охраны в сумме 1956 тыс. рублей на содержание 36 единиц для охраны объектов, занимаемых органами исполнительной власти. В связи с недостаточностью поступающих доходов в бюджет города уменьшены расходы по смете целевого бюджетного фонда развития города Хабаровска на 2002 год по разделу "финансирование общегородских инвестиционных программ" на сумму 27,0 млн. рублей, в том числе: - на развитие торговых зон - в сумме 13,5 млн. рублей; - на жилищное строительство - на 13,5 млн. рублей. Таким образом, реальный дефицит бюджета города, построенный на основе существующей динамики поступления налоговых и неналоговых доходов за период 2000 - 2002 г.г. и потребности в финансировании отраслей городского хозяйства с учетом их развития, составил на 2002 год по расчетам финансового департамента города 3410,3 млн. рублей, или 156 процентов. 3.3. Выводы. Таким образом, исходя из представленного анализа существующего положения с постоянной нехваткой бюджетных средств для обеспечения поступательного развития отраслей городского хозяйства и социальной инфраструктуры, становится очевидно, что в условиях усиливающегося из года в год бюджетного федерализма, продолжающегося на протяжении вот уже ряда лет (выше были приведены данные за период 1999 - 2001) существующие налоговые доходы не в состоянии обеспечивать потребности города как урбанизированного социального образования. В связи с этим основной целью увеличения доходов бюджета города в соответствии с настоящей Концепцией является постепенное обеспечение возрастающих потребностей местного бюджета в финансовых ресурсах путем формирования новых и мобилизации существующих источников получения налоговых и неналоговых доходов через проведение мероприятий, способствующих развитию данного процесса. Исходя из этого, основными задачами увеличения доходов бюджета города являются: - формирование условий, обеспечивающих мотивацию действий налогоплательщиков, направленных на увеличение объемов производства товаров, работ, услуг, совершенствование своей материально-технической базы; - планомерное проведение работы структурных подразделений органов исполнительной власти, направленной на совершенствование работы муниципального сектора экономики, в том числе путем проведения его реструктуризации в случае наличия для этого соответствующих экономических предпосылок; - определение подходов к обозначению и решению проблемы кадрового обеспечения экономики города управленческим персоналом нового поколения, пропаганда новых подходов к менеджменту; - совершенствование законодательной базы в области налоговых преференций и инвестиционной политики; - определение вариантов решения проблемы адаптации существующих производственных мощностей к современным условиям экономики; - оказание содействия приоритетным отраслям на основании определения точек роста экономики города; - развитие региональной специализации экономики, основанной на максимальном вовлечении и использовании в производстве местных ресурсно-сырьевых возможностей. 4. Основные направления увеличения налоговых поступлений На текущем этапе социально-экономического развития города Хабаровска, обусловленном значительными изменениями динамики темпов развития отдельных отраслей и наличием структурных сдвигов в экономике, одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений и оздоровления системы региональных финансов является налоговая система. Посредством реализации регулирующей и стимулирующей функций она призвана обеспечить сбалансированность региональных, местных и частных интересов, сформировать основу для структурных изменений в экономике и ее подъема, активизации инвестиционной деятельности, формирования конкурентной среды и проведения разумной политики протекционизма по отношению к отдельным отраслям (предприятиям). Росту налоговых поступлений также должна способствовать активизация работы УМНС и районных инспекций по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала в отраслевом и территориальном разрезе и созданию механизма установления обоснованных и реальных заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджет. Для расчета полного налогового потенциала города требуется в 2003 году завершить разработку соответствующей методики с привлечением учреждений фундаментальной и прикладной экономической науки. В настоящий же момент, исходя из существующей необходимости выполнения задачи по выполнению доходной части бюджета города на среднесрочную перспективу, определен ряд основных направлений: 4.1. Работа с реальным сектором экономики. Одним из главных направлений увеличения налоговой базы города является постоянный прирост производственного потенциала. В связи с этим необходимы скоординированные действия структурных подразделений администрации города в направлении оказания предприятиям города (в первую очередь бюджетообразующим) практического содействия в решении организационно-финансовых вопросов, от которых прямо или косвенно зависит увеличение финансовых и объемных показателей работы предприятий (в рамках данных законодательством полномочий и имеющихся в распоряжении административно-правовых инструментов). Для реализации этой задачи требуется постоянный анализ деятельности существующего производственного потенциала в разрезе отраслей экономики и конкретных предприятий и своевременное принятие мер по стабилизации и возможному развитию этих предприятий. Способами реальной поддержки предприятий должно стать приоритетное размещение муниципального заказа, оказание содействия в получении краевого заказа, а также изучение возможности и целесообразности предоставления налоговых льгот. 4.2. Развитие инновационных и высокотехнологичных производств. Кардинально переломить ситуацию с недостатком новых разработок и внедрения уже существующих инновационных технологий в экономику города в целом и особенно в промышленность можно лишь посредством планомерной разработки и реализации общегородских и отраслевых инновационных муниципальных программ. Место и значение инновационных муниципальных программ в качестве инструмента, способствующего подъему производства и экономическому росту, определяется степенью влияния внедрения инновационных технологий в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях на развитие смежных отраслей промышленности. Эффективность реализации инновационных программ непосредственным образом зависит от степени и направленности муниципальной (краевой) поддержки производственно-технологического развития отраслей промышленности. Любая форма поддержки способствует повышению эффективности инновационной программы. Это могут быть финансирование НИОКР, обеспечение условий закупок зарубежных технологий или высокотехнологичного оборудования, обеспечение льготных условий кредитования инвестиций, содействие в расширении емкости рынка сбыта, поддержка смежных отраслей промышленности. Определение приоритетов технической политики в части муниципальной (либо совместно с отраслевыми структурами Правительства края) поддержки инновационных программ развития предполагает комплексную оценку проектов. При этом следует сопоставить экономические параметры эффективности инновационных программ в отрасли, выпускающей инновационную продукцию, с параметрами, отражающими позитивные сдвиги в производстве через механизм межотраслевых связей. Выпуск инновационной продукции должен создать предпосылки экономического роста, что является непременным условием реализации инновационных программ. В наибольшей степени эффективность межотраслевого взаимодействия в ходе реализации инновационных программ проявляется в машиностроении и тех отраслях промышленности, которые обеспечивают ресурсами выпуск инновационной продукции (химическая и нефтехимическая промышленность, металлургия, тепло- и электроэнергетика). Рост производства инновационной машиностроительной продукции в свою очередь вызывает мультипликативный эффект в смежных отраслях промышленности. Стимулирование инновационной активности является важнейшим направлением политики развития, ключевым для преодоления экономической депрессии. Возможные способы и методы муниципальной поддержки: прямое финансирование, информационное обеспечение и содействие в сохранении технических библиотек, создание и эффективное функционирование инфраструктур, предоставление льгот по местным налогам и сборам, формирование и размещение муниципального заказа на инновационную продукцию. 4.3. Проведение мероприятий по снижению задолженности по налоговым платежам в бюджет. Резервом увеличения налоговых и других обязательных платежей в бюджет в размере 4 - 6% является проведение мероприятий по сокращению недоимки прошлых лет. Решать эту задачу следует сразу по нескольким направлениям: 1. Продолжить работу постоянно действующих при администрации города и отделах экономического развития по округам комиссий по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налогам в бюджет города. В 2001 году в состав городской комиссии был включен представитель МОБЭП при УВД Хабаровского края, а также сотрудник группы по контролю за особо сложными исполнительными производствами Главного управления Минюста РФ по Хабаровскому краю. Основная задача названных комиссий - изучение реальной ситуации на предприятиях - должниках, оказание им практической помощи по оздоровлению финансовой ситуации (в рамках компетенции администрации города) и понуждение налогоплательщиков к погашению имеющейся недоимки. В течение 2001 года городской и районными комиссиями проведено 203 заседания, на которых рассмотрено 954 предприятия - должника. По каждому предприятию принято конкретное решение. По результатам работы комиссий предприятиями в течение года погашена недоимка в бюджет на общую сумму 148,3 млн. руб. (в т.ч. поступило деньгами 116,0 млн. руб., расчетами по целевому финансированию - 32,3 млн. руб.). За 1-е полугодие 2002 года в целом по городу проведено 88 заседаний комиссий по обеспечению доходов и сокращению недоимки по налоговым платежам в бюджет города, на которых заслушано 474 предприятия. По результатам работы комиссий недоимка в бюджет города за 6 месяцев 2002 года уменьшилась на 54,7 млн. рублей. 2. Следующим направлением работы по снижению задолженности должен быть постоянный контроль за своевременной и в полном объеме уплатой реструктуризированной задолженности в соответствии с утвержденными графиками. В связи с проведением реструктуризации приостановленные к взысканию платежи в бюджет города составляют 40,9% (120,3 млн. руб.) от общей суммы задолженности в бюджет города (294,0 млн. руб.). За 1 полугодие 2002 года в бюджет города поступило платежей по реструктуризации на общую сумму 8,5 млн. руб. (или 0,7% от общей суммы доходов). Вместе с тем, за этот же период налоговыми органами принято 12 решений о прекращении действия решений о реструктуризации задолженности на общую сумму 39,0 млн. рублей, в том числе в бюджет города - 1,0 млн. рублей. 3. Еще одно направление - списание в установленном порядке сумм безнадежной к взысканию задолженности. В течение 2001 года списана задолженность по 151 юридическому лицу на сумму 33,2 млн. руб., в т.ч. по региональным налогам 21,6 млн. руб., по местным 11,5 млн. руб. и по 27 физическим лицам на общую сумму 0,02 млн. руб. За 1 полугодие 2002 года списано задолженности по региональным и местным налогам по 89 предприятиям на сумму 14,1 млн. руб. 4.4. Влияние объемов строительства в городе на увеличение доходов бюджета. Значительное влияние на увеличение доходов бюджета способна оказать градостроительная политика, определяющая тенденции к формированию архитектурного и промышленного облика города. Здесь основные усилия следует направить на корректировку генплана города, а также среднесрочной и долгосрочной стратегии социально-экономического развития, как отправной точки системной работы в области привлечения ресурсов для динамичного развития жилищного и промышленного строительства, развития инфраструктуры. 4.5. Увеличение доходов бюджета посредством прироста муниципальной собственности. Определенную роль в формировании облика города и немаловажное значение в пополнении бюджета выполняют целевые программы, направленные на строительство объектов коммерческого и социального назначения, способствующие приросту муниципальной собственности и являющие собой в последующем стабильный источник поступления доходов. Для этого вместе с бюджетным финансированием названных программ следует обеспечить и рост удельного веса привлеченных средств, что в конечном итоге будет способствовать не только приросту муниципальной собственности, но и увеличению налоговой базы. Одновременно следует провести ревизию и анализ эффективности участия города в уставном капитале акционерных обществ, по результатам которых сформировать новую политику присутствия муниципального образования в деятельности хозяйственных субъектов. Основой такой политики должны стать принципы: - четкая методика определения необходимости и экономической эффективности присутствия города в уставном капитале акционерных (хозяйственных) обществ (товариществ); - формирование нормативно-правовой базы по процедуре вхождения города в число участников акционерного (хозяйственного) общества; - реальное, а не номинальное участие в деятельности и управлении; - использование получаемых дивидендов в строгом соответствии с Бюджетным кодексом и решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 209 "Об утверждении Положения о бюджетной системе, бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Хабаровске". Для осуществления планомерной работы в этом направлении следует начать с подготовки решения городской Думы "О создании целевого бюджетного фонда вхождения муниципального образования г. Хабаровска в число участников акционерных (хозяйственных) обществ (товариществ)" и необходимых распорядительных документов мэра города. 4.6. Развитие платных услуг. Отдельное место в процессе наполнения доходами городского бюджета играют муниципальные предприятия. С одной стороны, они являются получателями бюджетных средств, с другой - одним из источников формирования его доходной части. При этом все без исключения несут определенную социальную нагрузку, которая определяется отраслевой принадлежностью предприятия с вытекающими из этого особенностями его работы. В последнее время на рынке стали появляться предприятия частной формы собственности, занимающиеся теми же видами деятельности, что и многие муниципальные предприятия. При этом экономическая эффективность их деятельности зачастую намного выше, чем у муниципальных, за счет более рационального построения схем управления и производства, более низких накладных расходов. В этих условиях несложно провести параллель и определить оптимальную схему соотношения однопрофильных муниципальных и частных предприятий, установить определенные показатели по доходности, внести коррективы в построение более эффективных схем управления муниципальными предприятиями с поправками на социальную значимость и зачастую необходимость осознанно идти на убытки. Учитывая возрастающую потребность, подкрепленную платежеспособным спросом юридических и физических лиц города на услуги технического, административного, правового и информационного порядка, муниципальным предприятиям и учреждениям необходимо ежегодно пересматривать виды и количество предоставляемых платных услуг с учетом их конкурентоспособности и рентабельности. 4.7. Влияние на налоговую базу теневого сектора экономики. Резерв по увеличению доходов бюджета города, который представлен теневым сектором экономики, представляет собой самую значительную величину, поскольку составляет более 40% фактического объема доходов, поступающих в бюджет города. Проблема заключается в том, что на настоящий момент не существует сколько-нибудь действенного метода борьбы с теневым сектором экономики, имеют лишь место отдельные направленные действия, направленные не против причин, вызывающих данное негативное явление, а против его последствий. Авторами настоящей Концепции на основе научно-исследовательских работ в данной области (А.П.Ефимов, "Влияние теневого сектора экономики на социально-экономическое развитие регионов", Москва, 1999 г. [1]) и некоторых статистических материалов (сборник "Социально-экономическое положение г. Хабаровска за 2001 год", выпущен Хабаровским межрайонным отделом государственной статистики, 2002 год [2]) проведен анализ оценки масштабов теневого сектора экономики в отраслевом разрезе. Ниже приведены некоторые результаты анализа и соответствующие выводы с предложениями. Промышленность ---------------------T-------------------T-------------T---------¬ ¦ Отрасли ¦ 2001 г., отчет ¦Доля сокрытия¦ Потери ¦ ¦ +---------T---------+-----T-------+бюджета, ¦ ¦ ¦ объем, ¦ доходы ¦ % ¦сумма, ¦млн. руб.¦ ¦ ¦млн. руб.¦ бюджета ¦ ¦ млн. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на 1 руб.¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (коп.) ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦Промышленность - ¦ 11937 ¦ x ¦ x ¦ 2238 ¦ 144 ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- топливно- ¦ 5035 ¦ 4,2 ¦ 29,0¦ 1460 ¦ 61 ¦ ¦энергетический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплекс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- черная и цветная ¦ 550 ¦ 1,9 ¦ 10,3¦ 57 ¦ 1 ¦ ¦металлургия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- химическая и ¦ 50 ¦ 6,2 ¦ 21,5¦ 11 ¦ 1 ¦ ¦нефтехимическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- машиностроение и ¦ 1500 ¦ 3,0 ¦ 7,6¦ 114 ¦ 4 ¦ ¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- лесная и ¦ 400 ¦ 1,6 ¦ 22,1¦ 88 ¦ 1 ¦ ¦деревообрабатывающая¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- строительных ¦ 400 ¦ 4,1 ¦ 9,8¦ 39 ¦ 2 ¦ ¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- легкая ¦ 50 ¦ 6,1 ¦ 35,6¦ 18 ¦ 1 ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- пищевая ¦ 2500 ¦ 3,0 ¦ 7,6¦ 190 ¦ 6 ¦ +--------------------+---------+---------+-----+-------+---------+ ¦- прочие отрасли ¦ 1452 ¦ 25,7 ¦ 18,0¦ 261 ¦ 67 ¦ L--------------------+---------+---------+-----+-------+---------- Из представленной группы отраслей необходимо произвести досчет по пищевой промышленности как наиболее емкой и не учитываемой статистикой. По промышленным предприятиям статистика отслеживает только те структуры, численность работающих в которых превышает 100 человек. Из баланса объемов потребления - производства только мясопродуктов неучтенный оборот составляет порядка 600 млн. рублей, по прочим группам - до 1,3 млрд. рублей. Доля сокрытия в этом секторе доходит до 50%. Таким образом, по блоку промышленности общий объем сокрытия составляет 4,1 млрд. рублей (34,5% объема продукции), потери бюджета города - 200 млн. рублей. Розничная торговля В выборочных обследованных предприятий розничной торговли Дальневосточный регион не представлен, но в зависимости от динамики доли неоформленных сделок по удаленности от центра РФ можно сопоставить с регионами севера - 18,9% ([1], стр. 107). Таким образом, доля сокрытия по отрасли составит: ДНС = 15,1 x 0,189 = 2,8 млрд. рублей, где 15,1 млрд. рублей - оборот розничной торговли по факту 2001 года [2]. Необходимо произвести досчет по кругу неучитываемых статистикой предприятий (до 50%), доля сокрытия в которых в 2,5 - 3 раза превышает аналогичный показатель в учитываемых предприятиях. Таким образом, доля сокрытия составит 4,2 млрд. рублей (27,8% от объема товарооборота), потери бюджета города до 530 млн. рублей. Транспорт На коммерческих перевозках около 20% автобусов работает на регулярных маршрутах в "теневом бизнесе" (по результатам опросов представителей предпринимательского сектора) - без лицензий, на других маршрутах и т.д. В легковом транспорте (такси, частный извоз) обратная пропорция - только 20% работает организованно, имея лицензии. Порядка 80% владельцев грузовых транспортных средств - индивидуальных предпринимателей работает в "теневом бизнесе" (без фиксирования объемов перевозимых грузов, по демпинговым ценам, за наличный расчет) и практически не платят налоги. Таким образом, доля неоформленных сделок и потери бюджета составят: ДНС = 13,8 x 0,2 x 1,3 = 3,6 млрд. рублей (26% оборота). С учетом досчета по легковым и грузовым перевозкам. Потери бюджета составят до 50 млн. рублей. Строительство Долю сокрытия (неоформленных сделок) в этой отрасли можно сопоставить с ситуацией в промышленном секторе экономики с достаточно высокой степенью достоверности. ДНС = 5,0 x 0,345 = 1,7 млрд. рублей. Потери бюджета 1,7 x 0,026 = 50 млн. рублей. Таким образом, в четырех отраслях экономики с общим объемом валового продукта в сумме 32,2 млрд. рублей доля сокрытия составила 8,4 млрд. рублей (26%), потери бюджета - 830 млн. рублей. С учетом досчета на остальные отрасли экономики можно предположить следующее: 1. Валовой продукт по городу - 38,8 млрд. рублей 2. Объем сокрытия (теневой сектор) - 10,1 млрд. рублей (26%) 3. Потери бюджета города - 1 млрд. рублей. Направления выявления теневого сектора: - торговля иностранных предпринимателей без документов на товар; - утаивание оборотов по реализации мясопродуктов; - уход от налогообложения в оптовой торговле; - занижение физических параметров при исчислении ЕНВД; - услуги по ремонту квартир, машин, бытовой техники, портных - надомников; - осуществление транспортных перевозок; - занижение налоговой базы по доходам с физических лиц, работающих по найму; - затягивание процедуры ликвидации деятельности субъектов по решениям арбитражного суда; - криминогенная направленность (лом металлов, алкоголь, оружие, наркотики, торговля "живым товаром" и т.д.). Пути ограничения масштабов теневого сектора: - улучшение общей экономической ситуации и снижение уровня налогов; - строгое исполнение законов, совершенствование системы регулирования, политическая стабильность; - повышение надежности банков, ужесточение санкций, рост доверия между предпринимателями. 5. Стратегия администрации города по увеличению налоговой базы Решение задачи увеличения налоговой базы города предполагает разработку соответствующей стратегии, взаимосвязанно охватывающей промышленную, инвестиционную, инновационную, финансово-кредитную политику, политику в области регулирования земельных и арендных отношений, а также в области наращивания и управления муниципальной собственностью. Стратегия увеличения налоговой базы на ближайшие пять лет заключается в восстановлении воспроизводственного процесса до уровня 1991 - 1994 г.г. (единстве реального сектора, науки и финансово-кредитной сферы) в экономической системе городской агломерации на основе сочетания рыночных механизмов и административных ресурсов для расширения масштабов производства и реализации конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей и экспортноориентированной высокотехнологичной продукции на основе постепенной реструктуризации научно-производственного потенциала, селективного подхода к защите местного товаропроизводителя, используя при этом гибкие методы управления земельными ресурсами, муниципальной собственностью, возможности в области финансово-кредитной сферы и предоставления налоговых преференций. Основой стратегии должен стать принцип приоритетности, т.е. построение системы приоритетов экономической политики, проводимой администрацией города. Окончательный вид этой политики будет сформирован по окончании разработки Стратегического плана развития города, однако уже сейчас следует выделить ряд первоочередных направлений ее реализации, такие как: формы и механизмы муниципального регулирования в сфере промышленности и система обеспечения, включающая правовое, ресурсное, информационное и организационное обеспечение. На первом этапе реализации задач администрации города в области увеличения налоговой базы определены следующие приоритетные цели: - наращивание производственного потенциала в отраслях, формирующих основной объем налоговых поступлений и имеющих потенциальную возможность войти в их число; - упорядочение отношений землепользования, выраженное в формировании всеобъемлющей системы контроля за наличием у всех землепользователей соответствующих правоустанавливающих документов и разработке действенного механизма привлечения к ответственности нарушителей земельного законодательства; - усиление акцента на поддержке доступными методами, имеющимися в распоряжении органов исполнительной власти, хозяйствующих субъектов (в первую очередь бюджетообразующих предприятий); - формирование выгодных направлений вложения свободных денежных средств, имеющихся в распоряжении организаций и граждан города; - упрощение процедуры передачи земельных участков в аренду (собственность), разработка механизма оформления прав на землепользование (владение) по принципу "в одно окно"; - определение новых подходов в области формирования и проведения инвестиционной политики в г. Хабаровске; - формирование новых объектов муниципальной собственности; - экономическое освоение левобережных островных территорий с учетом геополитических и экономических направлений развития Дальневосточного региона и г. Хабаровска; - сокращение предоставления налоговых льгот на основе их полной инвентаризации и ориентации на адресность их предоставления; - содействие развитию прикладного характера научно-технического потенциала и повышению эффективности технологического перевооружения и модернизации производственного аппарата промышленности, в том числе посредством создания крупных интегрированных научно-производственных структур, способных концентрировать ресурсы для решения стратегических задач в области повышения эффективности производства; - совершенствование механизма размещения и исполнения муниципального заказа с целью активизации его инвестиционных возможностей и увеличения налогового потенциала; - проведение организационно-экономической работы по созданию на базе убыточных производств предприятий местной промышленности, в том числе в направлении создания межотраслевых производств для тиражирования передовых технологий; - формирование основных подходов к решению задачи по определению точек соприкосновения с правоохранительными органами для формирования условий, позволяющих обеспечить выведение малого бизнеса из теневого оборота; - разработка механизма, позволяющего за счет средств бюджета (целевого бюджетного фонда) создавать и реализовывать заказчику площадки под новое строительство с наличием подведенных инженерных сетей, исходя из возможного размещения объектов согласно существующей градостроительной политике; - проведение инвентаризации и анализа эффективности владения долями администрации города в акционерном капитале хозяйственных обществ, формирование новой политики по вступлению и участию в высокодоходных акционерных обществах, в том числе создаваемых при поддержке администрации города; - содействие созданию вертикально-интегрированных производств для выпуска пользующейся устойчивым спросом на внешнем и внутреннем рынке продукции, в том числе на основе кооперации с соседними муниципальными образованиями; - создание и эффективное управление бюджетом развития города. Работа по данным стратегическим направлениям позволит в достаточно короткий срок (2 - 3 года) при условии мобилизации необходимого административного ресурса и подбора необходимых управленческих инструментов решить поставленную в разделе 3 настоящей Концепции задачу и выйти на намеченные рубежи. 6. Инструменты увеличения доходов бюджета Основным инструментом, обеспечивающим реализацию положений настоящей Концепции, является разработка городских целевых программ как отраслевых, так и функциональных. В качестве финансового инструмента реализации программ следует использовать как стандартные, так и нестандартные финансово-кредитные схемы и механизмы: - бюджетное кредитование и предоставление налоговых преференций; - использование льготных ставок арендных платежей; - компенсации муниципальным предприятиям и бюджетным учреждениям части процентных ставок за кредиты коммерческих банков; - использование института залогового фонда для совместного участия в реализации инвестиционных проектов; - использование реструктуризации задолженности в качестве мер поддержки для восстановления платежеспособности и сохранения потенциала предприятия; - создание специальных налоговых режимов для участников научно-промышленной деятельности участников целевых программ; - привлечение средств через участие в краевых и федеральных целевых программах; - привлечение средств международных организаций и фондов; - развитие внебюджетного финансирования высокодоходных или проектов с высокой степенью риска (создание венчурных инвестиционных институтов). Кроме того, действенными управленческими инструментами являются соответствующие нормативно-правовые акты, принимаемые на уровне муниципального образования (постановления и распоряжения мэра города и решения городской Думы). Отдельные вопросы требуют вертикального взаимодействия с ветвями власти субъекта федерации с последующим оформлением необходимых распорядительных документов. В настоящий же момент в целях увеличения налогооблагаемой базы необходимо: - продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение доходной части бюджета и снижение недоимки по налоговым платежам в бюджет; - осуществлять контроль за уплатой текущих платежей предприятиями, по которым проведена реструктуризация задолженности; - активизировать работу по расширению налоговой базы города за счет развития производственного потенциала; - реализовывать процедуру банкротства убыточных предприятий, не способных своевременно осуществлять расчеты с поставщиками, создавая цепочку неплатежей и финансовые трудности у прибыльных предприятий; - в целях повышения взыскиваемости сумм, доначисленных по результатам проверок налоговых органов, ужесточить контроль за выполнением проверенными предприятиями обязательств по уплате текущих платежей и задолженности прошлых периодов; - для повышения собираемости налога на имущество необходимо ужесточить контроль за соблюдением условий консервации основных средств с целью пресечения фактов незаконного получения налоговых льгот; - продолжить работу по проведению мониторинга за выполнением задания по мобилизации доходов по бюджетообразующим предприятиям; - закрепить за структурными подразделениями администрации соответствующие отрасли экономики с целью осуществления контроля за выполнением задания по мобилизации доходов в разрезе отраслей; - в целях повышения собираемости единого налога на вмененный доход (ЕНВД): при проведении рейдов по контролю за наличием свидетельства по уплате ЕНВД уделять особое внимание соответствию фактических параметров расчетным; увеличивать количество проводимых выездных и камеральных проверок по своевременной и полной уплате ЕНВД налогоплательщиками всех форм собственности; - усилить контроль за целевым использованием земельных участков, по которым предоставлена льгота по оплате земельного налога или арендной платы; - продолжить работу по уточнению площадей земельных участков при проведении кадастровых работ, в т.ч. по выявлению неиспользуемых земельных участков и привлечению к налогообложению собственных земельных участков; - продолжить работу комиссий по обеспечению доходов и сокращению задолженности по платежам в бюджет города. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Предлагаемая Концепция разработана в связи с необходимостью активизации работы всех структур муниципального образования в направлении увеличения поступления доходов в бюджет города посредством расширения налоговой базы и изыскания новых дополнительных источников дохода в условиях сложившихся межбюджетных отношений. 2. Конечной целью поэтапной реализации данной Концепции является более полное удовлетворение текущих потребностей муниципального образования в поддержании деятельности и развитии отраслей городского хозяйства, выполнение в полном объеме социальных обязательств перед населением, что в конечном итоге позволит обеспечить комфортные условия проживания (в широком смысле этого слова) граждан города. 3. Исходя из учета имеющегося опыта работы структурных подразделений, тенденций экономического и социального развития г. Хабаровска, а также текущего состояния межбюджетных отношений и других факторов, оказывающих влияние на рассматриваемую проблему, в Концепции сформированы Основные направления, Стратегия администрации города и Инструменты увеличения налоговой базы, которые должны применяться как при разработке конкретных направлений, так и в целом по муниципальному образованию. 4. Ограниченные возможности бюджета города по финансированию новых направлений создания источников доходов обуславливает приоритетное право на реализацию тех предложений и разработок, которые в короткое время дают максимальный бюджетный и социальный эффект. Для этого следует установить порядок проведения оценки целесообразности первоочередной реализации тех или иных предложений по созданию новых источников доходов бюджета города. 5. Формирование и реализация политики администрации города по увеличению налоговой базы должны проводиться дифференцированно по направлениям, курируемым теми или иными отраслевыми подразделениями. При этом должен быть определен единый координационный центр, который должен осуществлять оперативный контроль и регулирование всего процесса в зависимости от степени методологической, организационной, нормативно-правовой и финансовой готовности к проведению конкретных мероприятий в рамках настоящей Концепции. 6. После разработки и утверждения городской Думой стратегического плана развития г. Хабаровска данная Концепция будет подвергнута корректировке в соответствии с выбранным стратегическим направлением. 7. Конкретными результатами реализации данной Концепции будет являться постепенный переход от бюджета "выживания", обеспечивающего лишь выживание отраслей городского хозяйства и минимум социальных гарантий к бюджету "развития" города, обеспечивающему нормальное функционирование отраслей бюджетной сферы и достаточное вложение финансовых ресурсов в их перспективное развитие. 8. Концепция ставит перед собой задачу не столько указать конкретные мероприятия тем или иным структурным подразделениям, сколько предоставить им методологию разработки и реализации своих, конкретных мероприятий, направленных на выполнение основной задачи, определенной в данной Концепции. И.о. управляющего делами Т.В.Кулешова Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|